Open
Close

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института. Основная тема восьмого вселенского собора

Один из читателей обратился к нам по электронной почте со следующим письмом: «Здравствуйте! Благодарю вас за статью „Чем опасен предстоящий в 2016 году ‘Всеправославный собор’?“ Хотелось бы отметить некоторые печальные особенности собора, которые автор, к сожалению, не отразил: 1) до сих пор нет повестки собора, перечня вопросов, ставящихся на голосование; если он всеправославный, то все православные должны знать и заранее иметь возможность высказать свое мнение, провести обсуждение и выработать свою позицию; 2) почему голосовать будут только Патриархи, а не все участники, как это было на предыдущих Соборах? Голосование Патриархов – это чистый папизм в Церкви; 3) автор в рассуждениях об отступничестве Патриарха Варфоломея почему-то не идет дальше и не говорит о постановлении церковных Соборов в отношении тех, кто сослужит с еретиками».
Учитывая актуальность проблемы, мы подготовили более обширный материал по данной теме и рекомендуем его к прочтению всем верующим, неравнодушным к делу сохранения чистоты Православного вероучения и своего спасения в лоне Святой Христовой Церкви.

«Великий и святой» антисобор – таково правильное название готовящегося «Великого и Святого Всеправославного Собора», судя по решениям и посланию, принятым на встрече Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, состоявшейся в Стамбуле 6–9 марта с. г., на Первой седмице Великого Поста.

А какие прекрасные поучительные тексты Священного Писания читались на церковных богослужениях в эту седмицу! В паремиях святой пророк Исаия укоряет народ Божий и предвещает трудные времена для виноградника Господня: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад (Ис. 1, 2–4); Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем (Там же. 5, 4–5). Далее указывается и одна из причин такого состояния: Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Там же. 3, 12).

Не полезнее ли было бы участникам этой встречи остаться в храмах вместе со своей паствой и внимать словам святого пророка? Потому что, судя по принятым решениям, Предстоятели Поместных Православных Церквей одобряют составленный на Фанаре план по разрушению стен, удалению оград и опустошению виноградника Господня, план по узакониванию различных отступлений, уже существующих в Православной Церкви, и введению новых нарушений.

Почему мы приходим к таким неутешительным выводам, читая размещенные на официальном сайте Болгарской Патриархии «Решения Всеправославного Совещания» и «Послание Предстоятелей Православных Церквей»? (На официальном сайте Русской Православной Церкви «Патриархия.ру» и других церковных русскоязычных интернет-ресурсах опубликовано только «Послание…». Отдельные пункты «Решения…», в основном – организационные: о сроках созыва собора, количестве участников и т. п. были озвучены в новостном формате и в интервью председателя Синодального информационного отдела РПЦ МП В.Р. Легойды. Примечательно, что о решениях касательно намеченных для рассмотрения на соборе тем в русскоязычном православном интернете информации нет. – Примеч. пер.).

Во-первых, складывается впечатление, что подготовка к этому собору идет при минимальном раскрытии церковных последствий тех решений, которые на нем собираются принять. За оглашенными незначительными, на первый взгляд, подробностями скрывается весьма важное содержание. Готовятся радикальные реформы Православной Церкви и веры, формулировки которых, однако, обтекаемы и нечетки. Нет сомнения, что за этой политкорректностью выражений скрывается грядущая настоящая война против Священного Предания.

Вызывает недоумение и процедура принятия решений, которая названа единодушием или консенсусом при том, что на практике она представляет собой неизвестный и весьма странный для церковного собора принцип: одна Церковь – один голос. Это светская и бюрократическая трактовка понятия единодушия, поскольку церковный язык под единодушием всегда понимал единодушие епископов, когда на церковных соборах каждый епископ голосовал самостоятельно и собственноручно подписывал соборные постановления. В церковном контексте единодушие предполагает принцип «одна душа – один голос», и эти голоса свидетельствуют как один. В данном же случае мы видим «единодушие» юридических субъектов – Поместных Церквей, а не людей.

В соборе примут участие по 24 епископа от каждой Поместной Церкви (если же такового количества нет – участвуют все имеющиеся), и в то же время у них не будет права голоса?! Тогда зачем нужна такая представительность, если это будет собор первенствующих, т. е. Предстоятелей? И каким образом будет определяться голос каждой Поместной Церкви, если внутри нее имеются разногласия среди епископата, – по принципу единодушия или большинства? Если согласно с мнением большинства, то что станет с инакомыслящими? (У нас все же есть основания надеяться, что не все епископы примут готовящиеся отступления).

Из «Решений Всеправославного Совещания» следует, что специальной Межправославной комиссией в составе одного архиерея и одного советника от каждой автокефальной Церкви, которая начнет свою работу в сентября с. г. и завершит к Пасхе 2015-го, будут пересмотрены тексты, разработанные на предыдущих предсоборных совещаниях: «Православная Церковь и экуменическое движение», «Связь Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Вклад Православной Церкви в утверждение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами, а также преодоление расовой и иных дискриминаций».

Экуменизм – это ересь ересей. Его сущность состоит в толерантности, легитимизации всех ересей и лжеучений и в криминализации Православия. Единственно правильным решением Православного собора по данному вопросу может стать предание этой ереси вместе с исповедующими ее и сочувствующими ей анафеме. Но принимая во внимание взгляды и чаяния организаторов предстоящего собора, понятно, что они будут стремиться к еще более интенсивному взаимодействию Православной Церкви с экуменическим движением, уже причинившем ей огромный вред, не принеся при этом никакой пользы и противоположной в экуменическом диалоге стороне.

«Связь Православной Церкви с остальным христианским миром» – формулировка, противоречащая правильному понятию о Церкви, поскольку, если мы исповедуем православный догмат о ее единстве, закрепленный в Символе веры, то не можем признавать существование христиан вне Православной Церкви. Неслучайно Святые Отцы никогда не называли отпавших от Церкви «христианами», но всегда именовали их «еретиками» или «схизматиками» («раскольниками»). Термин «западное христианство», употребляемый по отношению к католицизму и протестантизму, приемлем исключительно для светского религиоведения, но в церковной лексике недопустим. При этом необходимо понимать, что программа максимум для Фанара в данном вопросе – заключение унии с Римом. Тем, кому это кажется невероятным, рекомендуем ознакомиться с заявлениями и высказываниями Константинопольского Патриарха по этой теме (см.: здесь). Впрочем, очень показательна и реакция католиков на известие об интенсификации подготовки к созыву собора: по словам председателя папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха , «Всеправославный Собор в 2016 году принесет много добрых плодов. Если Православные Церкви достигнут большего внутреннего единства, это окажется полезным для экуменического диалога с нашей Католической Церковью – поспособствует его развитию» (см: http://bit.ly/NL 2mjV). Таким образом, оптимизм тех, кто утверждает, что предстоящий собор не будет рассматривать догматические вопросы, абсолютно не оправдан.

Третий текст касается каких-то совершенно светских «обязанностей» Церкви, никогда прежде ей не вменяемых и тотально извращающих ее сотериологическую миссию в этом мире.

Следующий пункт в работе Межправославной комиссии, согласно опубликованному «Решению…», предусматривает «пересмотр, где это необходимо, текстов уже утвержденных документов, касающихся следующих тем повестки Святого и Великого Собора: „Вопрос об общем календаре“, „Препятствия к браку“ и „Важность поста и его соблюдения в наши дни“».

Необходимо отметить абсолютно недопустимые для церковного собора процедурные приемы, уже использующиеся при подготовке «Святого и Великого» собрания. Получается, что результаты этого собора будут зависеть от предварительно составленных – причем не ясно, на каком основании – документов некой комиссии. Такая система совершенно не соответствует традиционному для церковных Вселенских и Поместных Соборов порядку, при котором главным критерием при принятии решений было следование святоотеческому учению. Участники же предстоящего собора будут следовать… постановлениям предсоборных комиссий и совещаний! Как на прошедших церковных Соборах приводились и зачитывались творения Святых Отцов и ранее утвержденные церковные определения, так на этом будут оглашаться постановления Межсоборной комиссии, и они станут определяющими. Такая процедура позволяет с уверенностью заявить: этот так называемый собор не имеет ничего общего с церковными Соборами. Это направленное на обмирщение и разрушение Церкви мероприятие, хотя его и попытаются представить верующим как важнейший и авторитетнейший общецерковный форум.

«Вопрос об общем календаре» – безспорно очень наболевший. Эта проблема появилась еще в 1923 году, когда общий для вселенского Православия святоотеческий юлианский календарь был отвергнут Константинопольской Патриархией в стремлении праздновать церковные праздники вместе с еретиками. Ради этого она дерзнула принять прежде анафематствованный ею же самой григорианский календарь для неподвижных праздников. И теперь, вместо того чтобы исправить эту страшную ошибку возвращением к традиционному православному календарю и осуждением виновников церковных смут, Константинополь добивается введения григорианской пасхалии, принятия григорианского календаря всеми Православными Церквами и совместного празднования с еретиками. Но если это произойдет, то принявшие новый календарь нарушат постановление Первого Вселенского Собора и правила Святых Апостолов. В этом ли будет состоять «величие» и «святость» готовящегося собора – в пересмотре определений Первого Вселенского?!

Что касается «Препятствий к браку», очевидно, речь идет о канонических препятствиях для заключения брака между членами Православной Церкви и еретиками. До нынешнего момента эта проблема решалась путем перешагивания через препятствия (т. е. церковные каноны). Похоже, экуменисты устали от такой игры и хотят отдохнуть, просто устранив все помехи: есть канон – есть проблема, нет канона – нет проблемы. Они устранят и «препятствия» о второбрачии, третьебрачии и т. д. священников и «узаконят» женатый епископат. Следующим шагом, вероятно, станет введение женского «священства», апологеты которого уже есть в православном мире (речь идет о митрополите Сурожском Антонии (Блуме), см.: здесь – Примеч. пер.) , и возможно даже гей-«священства», если будет использован «передовой» опыт «братских» еретических лжецерквей.

Следующая тема – «Важность поста и его соблюдения в наши дни». Как становится понятно из некоторых предыдущих предсоборных совещаний, тут подразумевается отмена Рождественского, Успенского и Петрова постов, хотя живущими по новому календарю последний и так далеко не всегда соблюдается – когда Пасха поздняя, Петров пост у новостильников полностью исчезает. «Великодушно» будет сохранен только Великий Пост, но от его строгости не останется и следа. Пост же перед Святым Причащением объявят анахронизмом и полностью отменят – во исполнение давней мечты модернистов во всем мире. Большая заслуга в деле грядущего упразднения постов принадлежит таким апологетам нового календаря, как греческий архимандрит Епифаний (Феодоропулос): в своем старании оправдать папский календарь и попытках доказать, что Петров пост не традиционен для Православной Церкви, они создали удобный прецедент для отмены вообще всех постов.

Две оставшиеся темы – «Автокефалия в Православной Церкви и процедура ее провозглашения» и «Диптихи» уже обсуждались подготовительной комиссией в 2009 году. В первой половине 2015 года планируется созвать предсоборное всеправославное совещание для принятия ранее разработанных по ним текстов, а также текстов, касающихся всех прочих вопросов, которые пересмотрит Межправославная комиссия. Если на совещании будет достигнуто единодушие, все утвержденные тексты попадут непосредственно на «Святой и Великий» собор. Автокефалия и диптихи – единственные темы, по которым пока еще нет полного консенсуса, что видно и по последней встрече на Фанаре – по отсутствию подписи Антиохийского Патриарха под документом «Решения…». Однако во всем другом очевидно пагубное единомыслие относительно разграждения и опустошения виноградника Господня!

Для тех, кто еще не устал повторять, что «Господь не допустит, чтобы случилось худшее», скажем, что «худшее» уже происходит и осталось совсем немного времени для пробуждения от летаргического сна, иначе многие православные рискуют проспать значительнейшее событие в жизни Церкви со дня ее основания – грандиозную попытку ее уничтожения некогда клявшимися хранить Церковь, как зеницу ока! Нам всем необходимо помнить предостережение святого апостола Павла: Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо войдут к вам лютые волки, не щадящие стада (Деян. 20, 28–29). Очевидно, отнюдь не случайно святыми, которые предсказывали этот собор, он был назван «волчьим»!

Священник Божидар ГЛАВЕВ

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

«ВЕЛИКИЙ И СВЯТОЙ» АНТИСОБОР

Предлагаем к прочтению окончание статьи клирика Болгарской Православной Церкви отца Божидара Главева, в которой подробно рассматриваются принятые на прошедшей 6–9 марта с. г. в Стамбуле встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей документы, а также угрозы грядущего т. н. «Святого и Великого Всеправославного Собора» для православного мира.

Что касается «Послания Предстоятелей Православных Церквей» , то оно, несмотря на церковную лексику, кажущуюся в нем чем-то чуждым и неестественным, больше похоже на программный документ конгресса некой политической партии. Вот пример использования библейской цитаты без какой-либо смысловой связи с контекстом: «Пребывая в мире сем, наша Единая, Святая, Соборная и Апостольская Православная Церковь подвержена испытаниям во всякую эпоху. Его Церковь, оставаясь верной Священному Преданию, ведет постоянный диалог c каждым историческим периодом, сострадая человеку и разделяя его тревоги». И далее: «„Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же“ (Евр. 13, 8)».

Приведенные слова Священного Писания опровергают предшествующее им заявление, поскольку, исходя из текста апостольского послания, Церковь не делает никаких различий между эпохами в светском смысле этого слова, но пребывает неизменной, как и ее Создатель и Глава Иисус Христос. «Диалог c каждым историческим периодом» – это нечто несвойственное Церкви. Во исполнение Божиего повеления она делает лишь одно – благовествует. И ее благовествование всегда было монологом. Если бы Церковь обязывалась вести диалог с миром, обмениваться мнениями и знаниями, то Господь заповедал бы святым апостолам не «идти и учить», а «идти, учить и учиться» (ср.: Мф. 28, 19). Таким образом, процитированный выше отрывок из «Послания Предстоятелей Православных Церквей» – лишь демагогическая игра на струнах людского малодушия. Человечество изнывает от бед и страданий, и средство от этого, которое ему предлагает Православная Церковь, единственная истинная носительница неповрежденного Христова учения, – это… диалог между равными без какого бы то ни было призыва к покаянию. Но какая польза от диалога не призывающих к покаянию и не желающих каяться? О чем они будут вести разговоры – о глобальном потеплении?!

Но в «Послании…» продолжается празднословие в том же духе: «Мы подчеркиваем, что наше призвание состоит в преображении мира на началах справедливости, мира и любви». Но мир имеет свои понятия о добре и зле, о справедливости, мире и любви, коренным образом отличающиеся от христианских (что видно из операций различных «миротворческих» сил и прочих попыток установления «мира и безопасности»). Церковь не разделяет этих светских понятий. Для православных христиан, по слову апостола Иоанна, весь мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19). А организаторы собора хотят вовлечь Святую Церковь и ее верных чад в суетные и безрезультатные мероприятия мира сего. Судя по всему, они действительно стремятся к «преображению», но самой Церкви – путем ее обезличивания, маргинализации и уничтожения через слияние с миром и размытие, в результате которого многие потеряют единственную надежду на спасение.

Да, мы помним об обетовании Господнем, что Церковь не одолеют адовы врата (ср.: Мф. 16, 18), однако заметим, что эти слова не освобождают членов Тела Христова от обязанностей по его сохранению. История свидетельствует, что Церковь не всегда существует и сохраняется в условиях безмятежности, без усилий со стороны ее чад. Так, она уцелела до сего дня ради крови мучеников, засвидетельствовавших спасительность христианства и погибельность язычества, стараний преподобных, утвердивших спасительность воздержания и погибельность страстей, трудов святителей, удостоверивших спасительность Православия и погибельность ересей. Неодоление Церкви адовыми вратами связано с подвигом многих, если не сказать всех ее чад. Ибо тот, кто по какой-либо причине не участвовал в этой борьбе по примеру, оставленному святыми, не мог остаться членом Церкви.

В «Послании…» присутствуют также вырванные из контекста слова святителя Иоанна Златоуста: «Имя Церкви есть имя единства и согласия, а не разделения», из которых по мнению участников стамбульской встречи якобы следует, что всякое разделение осудительно, а всякое согласие – благословенно. Но какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14–15). Это наиболее часто используемые в творениях Святых Отцов и соборных определениях, касающихся взаимоотношений православных с еретиками, библейские слова. Однако для участников предсоборной встречи, как известно, еретиков больше не существует, а все «синагоги лукавнующих» (ср.: Пс. 25, 5) каким-то образом превратились в «церкви-сестры». Для того чтобы заполнить зияющую между ними и Церковью Христовой пропасть, долгожданный «Святой и Великий Собор» размоет границу между истиной и ложью.

Но во имя некоего богопротивного безпринципного мира нельзя жертвовать чистотой веры. «Тот, кто советует мир, противный Божиему закону, такой миротворец окаянен, а не блажен», – предупреждает святитель Димитрий Ростовский « миротворцев» мира сего, забывших слова Примирителя: Не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34).

В седьмом пункте «Послания…» обрисовываются неясные директивы относительно миссионерской деятельности Церкви. Однако главным препятствием к этой деятельности служат обязательства перед «Всемирным советом церквей» (ВСЦ), взятые на себя состоящими в этой экуменической организации Поместными Церквами с подписанием соглашений о недопустимости взаимного прозелитизма. Это означает, что православный не может сказать еретику, что он еретик и что если он желает спастись, то должен принять Православие. На языке экуменизма такое обличение называется негативным прозелитизмом, и «православные» экуменисты подписались под документами, осуждающими истинное святоотеческое миссионерство. О какой же миссионерской деятельности в таком случае идет речь? Очевидно, о проповеди экуменизма православным при недопустимости говорить о Православии еретикам. В «Послании…» верно замечено, что «Церковь не живет для себя: ее долг – свидетельствовать и разделять Божии дары с ближними и дальними». Но почему Константинопольская Патриархия считает, что это непременно должно происходить в рамках, по правилам и под контролем ВСЦ и других подобных антихристианских организаций? Неужели в течение двух тысячелетий своего существования Церковь не делала этого самостоятельно и гораздо успешнее?

«Бегство и изоляционизм не являются нашим выбором», – говорят участники встречи на Фанаре. Однако в действительности изоляция и есть выбор всех Поместных Церквей, состоящих в ВСЦ, поскольку в силу данных перед этой организацией обязательств они изолируют себя от возможности свободно проповедовать «любовь истины» (ср.: 2 Фес. 2, 10) для спасения отступивших от этой истины.

В последнем, девятом пункте поставлена пуанта нерушимой привязанности Церкви к миру и ее торжественного погребения в нем: «Несмотря на все трудности, мы возвещаем благую весть Бога, Который „так возлюбил мир“, что „обитал посреде нас“». Истина же заключается в том, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16), Который действительно «обитал посреде нас» (см.: Там же. 1, 14), но не пришел, чтобы остаться в мире. Его искупительная миссия исполнилась и «свершилась» (см.: Там же. 19, 30) с Крестной жертвой, которая и была целью и окончанием Его дела, тогда как обитание Его среди нас относится к началу нашего спасения, когда Он воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился. Из сказанного же в «Послании…» следует, что все дело искупления заключалось лишь в пришествии Христа на землю. Таким образом, миссия Спасителя погребается в этом тленном призрачном мире, лежащем во зле. Нет Креста, нет Воскресения, нет Вознесения, есть только здесь и сейчас.

Наконец мы подошли к вопросу «что же делать?» , который, скорее, нужно переформулировать в «чего же не делать?» Ответ на него можно получить, если посмотреть на то, что намерены сотворить представители двух крайних течений, воюющих с Православием, – отступники и раскольники.

Первые полагают, что вера православных может быть изменена административно-бюрократическим путем, точнее – с помощью созыва внушительного церковного форума с впечатляющей представительностью. Форума, на котором будут присутствовать представители всех Поместных Церквей, но который «не будет Вселенским». Но если этот собор не определяется как «Вселенский», станут ли его решения обязательными для Вселенской Церкви (ведь, очевидно, ожидается, что паства подчинится им и начнет веровать по-новому)? Опыт новостильных Церквей показывает, что паства очень быстро приспосабливается к новому порядку, воспринимая послушание как нечто безусловное, независимо от того, в Христовой истине оно или нет. Большинство нынешних ленивых и плохо знающих свою веру христиан, находящих оправдание любому отступлению, не увидит никаких проблем в решениях «Святого и Великого Собора», какими бы они ни были. Более того – такие христиане уже сегодня живут в ожидании этого собора, чтобы освободиться от тяготы различных ограничений и обязанностей. Они всуе носят свое имя, в действительности являясь неверующими.

Для верующих же актуальны слова русского Патриарха Пимена : «Если будет на предстоящем Восьмом Вселенском Соборе что-либо несогласное с Семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять». А что готовящийся собор воистину есть сатанинская копия Восьмого Вселенского можно убедиться, изучив послание Карфагенского епископа Капреола к отцам Третьего Вселенского Собора. Из него же можно узнать и о принципах, определяющий подлинность того или иного церковного Собора, и о том, как они извращены организаторами грядущего «Святого и Великого» собрания: «Подвергать исследованию нужно вновь возникшие спорные вопросы, дабы или одобрить, если что говорится справедливо, или отвергнуть достойное осуждения. А если кто станет подвергать новому исследованию предметы уже решенные, о том, по справедливости, должно будет сказать, что он не иное что делает, как сам сомневается в той вере, которая доселе имела силу. Потом, дабы нынешние определения относительно кафолической веры сохранили всегдашнюю твердость, нужно, в пример потомству, оставить неизменным и неприкосновенным все то, что в прежние времена утверждено Святыми Отцами. Ибо если кто хочет своим определениям относительно кафолической веры сообщить всегдашнюю твердость, то он должен подтверждать свое мнение судом древних Отцов, а не основываться на собственном авторитете, чтобы таким образом видно было, что он, подтверждая свое мнение определениями частью древних, частью новейших, утверждает, проповедует и содержит единую истину Церкви, хранимую от начала до настоящего времени в простоте и чистоте, с непоколебимой твердостью и достоинством» (Деяния Вселенских Соборов. Казань,1859. Т. 1. С. 590–591).

При внесении этого послания в Соборные акты Отцы Собора воскликнули: «Таково мнение всех нас; мы все то же говорим, это общее наше желание!» Вот что придает Собору вселенский церковный авторитет – преемственность с предыдущими.

«Святой же и Великий» собор собирается заниматься не осуждением и отсечением нововозникших ересей, таких как экуменизм, но как раз исследованием, обсуждением и реформированием уже выясненных, решенных и утвержденных вещей. Кроме того решения этого собора будут основываться на авторитете не древних и более поздних Святых Отцов и Соборов, а на своем собственном, а также на постановлениях предсоборных комиссий. Т. е. все будет происходить с точностью до наоборот, вопреки Отцам Третьего Вселенского Собора. Для антихриста должна быть подготовлена антицерковь. Поэтому нашлись и люди, взявшиеся за ее создание. Но, как сказано выше, решения такого собора для верующего человека не будут иметь силы и авторитета. Мы будем свободны не принять их и еще громогласнее исповедовать веру, которую исповедовали и раньше, что так режет уши модернистам, – веру Святых Отцов.

Рассмотрим теперь позицию раскольников. Они полагают, что вера находится в механической зависимости от того, с кем человек состоит в общении и к какой Церкви принадлежит. Предводители расколов внушают своей пастве и поддающимся их влиянию людям страх, что они окажутся в общении с кем-то, кто не исповедует веру в чистоте, и автоматически станут подобными ему. При этом раскольники «забывают» обличающие подобную логику примеры из церковной истории. Здесь и кроется причина многочисленных разделений среди не по разуму ревностных «антиэкуменистов»: каждый из них следит за своим братом, чтобы в том случае, если проявится некое даже малейшее сомнение относительно различий в вере, немедленно его анафематствовать. Их девиз: насколько обособленнее – настолько защищеннее; они пребывают в общении лишь с самими собой или в крайнем случае – с подобными себе сепаратистами. Вот еще один пример людей без веры! Несчастные, они терпят ужасное стеснение, чтобы не потерять то, что по сути уже утратили – Православную веру.

В Священном Писании есть текст, обличающий оба типа неверующих – и отступников, и раскольников. В третьей главе Откровения ангел (Предстоятель) Сардийской Церкви слышит следующее определение о своем духовном состоянии:Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр. 3, 1). Т. е. он утверждал, что он Христов, но не жил как таковой – из-за ереси или из-за неверия. Согласно теории раскольников, все, остававшиеся в общении с этим ангелом, тоже должны были духовно умереть, равно как последующие мнению отступников, приверженцев неразумного послушания. Но вот что мы читаем далее в священном тексте: Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его (Там же, 4–5). Следовательно, несмотря на недостоинство епископата, христианин может сохранить свои одежды неоскверненными, как сказал Сам Спаситель. Те же, кто из-за малодушия и маловерия покидают Церковь и попадают в сети раскольников, никогда не наследуют того, что Он обетовал верным Сардийской Церкви. Не могут улучить обещанного и все те, которые ради послушания духовным мертвецам сами становятся мертвыми. Да, образ Сардийской Церкви – знаковый для нашего времени, и на воодушевляющем примере неосквернивших свои одежды нескольких сардийцев всем нам следует поучаться!

Еще один образец для подражания мы имеем в лице святителя Марка Ефесского , на которого одинаково любят ссылаться как отступники, так и раскольники. Первые считают его «сторонником диалога», а вторые – «знамением непоминающих и прервавших общение». Но в обоих случаях очевидно примитивное идеологическое уплощение образа святого.

Обстановка во времена святителя Марка, перед Ферраро-Флорентийским собором, не сильно отличалась от нынешней. В церковном клире было множество людей, сочувствовавших унии и «богословски» ее оправдывавших, а также считавших веру разменной монетой, с помощью которой покупается политическая поддержка. Подобно современным сторонникам диалога, эти клирики ставили во главу угла сохранение мирского единства ради мирской цели – противостояния турецкому нашествию.

Если бы святитель Марк мыслил как нынешние раскольники, он бы разорвал общение с проуниатами еще прежде собора. Но он все претерпел до конца и свидетельствовал об истине на соборе. Непонятно, на каком основании отделившиеся от Церкви вносят его в ряды своих единомышленников. Да, после собора он составлял огненные обличительные речи против принявших унию и призывал паству сторониться откровенных униатов. Но тогда исповедание ереси поддержавшими унию было уже очевидным: их подписи стояли под филиокве, и это стало достаточным серьезным поводом для прекращения общения. Мы же должны посмотреть, что случится на готовящемся «Всеправославном Соборе», а не малодушно покидать церковный корабль, опасаясь надвигающегося шторма. По примеру святителя Марка, ясно и громко свидетельствуя о Православии и истине, нужно не забывать о немощных и неосведомленных братьях и сестрах, каковых еще очень много. Не будем переламывать надломленную трость и угашать курящийся лен, поскольку иначе мы не доставим суду победы (ср.: Мф. 12, 20), и если поддадимся искушению приложить «высокие» критерии раскольников, диавол рассеет нас, как пшеницу.

Итак, необходимо противостоять упрощенному мышлению отступников («проведем собор и готово») и раскольников («прервем общение и готово»), потому что так рассуждают неверующие люди. Верующие должны вооружиться терпением, не терять надежду на Божий Промысел и продолжать свидетельствовать об истине, а об остальном позаботится Тот, от лица Которого написано: Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр. 3, 11).

» тщательно отслеживают реформу Православия во всех областях. И вот наступает момент, когда все эти реформы оказываются сконцентрированы в одном центральном событии: Соборе 2016 года.

Восьмой Вселенский Собор подытоживает громадные, и неощутимые в этой своей громадности, изменения в Православной Церкви, которые происходят вот уже на протяжении более ста лет.

Основная тема Собора

Основная тема Восьмого Вселенского Собора — это приспособление Церкви к миру , т. е. переход от служения Богу — к служению страждущему человечеству. Этот переворот равносилен отречению от неотмирного Православия и переходу к новой религии гностического освящения и приобщения к миру.

Громадный поворот к обмирщению Церкви происходит по всем направлениям: и в области вероучительной, и в области богослужебной, и в области нравственности. В нем участвуют как лица, облеченные властью в Церкви, так и рядовые секуляризаторы на уровне модернистских сект, приходов, в православных учебных заведениях и СМИ.

Приходится с горечью констатировать, что обмирщение Православия проходит на фоне общего падения веры и благочестия в церковном народе. Уничтожение страха Божия как нормы жизни христианина, и утверждение в качестве нормы адогматической и аморальной «любви», это бесстрашие «розового христианства» и становится новой базой для слияния с миром.

Для Православной Церкви и хранимой Ею неотмирной веры в спасение души такое приспособление к миру является профанацией, осквернением святыни. Перед нами сознательная переоценка ценностей, иное отношение к миру, невиданное прежде в истории Христианства, когда Церковь признает за миром право судить Церковь за ее несоответствие течению противоречивой жизни или одобрять ее адекватность процессам мирового распада.

Именно в этом самом общем смысле реформы Восьмого Вселенского Собора обещают быть разрушительными для Православия, коренным образом изменяющими само направление от Богопочитания — к религии человека.

Темы Собора

Во всех вариантах программы Собора — от обновленческих «соборов» и «конгрессов» 20-х годов до сего дня — видна одна направляющая мысль, единая повестка дня, предполагающая принципиальное «соображение с миром сим» (Рим. 12:2).

Об этом без всякого сомнения свидетельствует программа Восьмого Вселенского Собора, которая разрабатывается вот уже почти сто лет.

Нетрудно заметить, что темы легко группируются по трем блокам:

  • приспособление к миру;
  • Церковная реформа (документы Таинство брака и препятствия к нему и Важность поста и его соблюдение сегодня);
  • экуменизм.

На этом фоне революционный смысл приобретают без исключения все темы, которые предложены для рассмотрения на Соборе.

История

Несмотря на некоторые внешние редакционные изменения в повестке Собора, нескольким поколениям модернистов и экуменистов удалось донести до наших дней и основное упование обновителей Православия начала XX века. Прямая линия преемства ведет от реформаторов Православия начала XX в. — через богатое реформаторское наследство 50-80 х гг. — к их нынешним прямым ученикам и верным последователям.

Параллельно выработке тем Собора в те же годы происходило экуменическое сближение с аналогичным образом реформирующимися католицизмом и протестантизмом. В результате некоторые вопросы будущего Собора де факто решены совместно с католиками.

В 1951 г. начинается новый этап под руководством Константинопольского Патриарха Афинагора I . По его призыву в 60-е годы состоялось четыре Всеправославных Совещания, была учреждена Всеправославная комиссия по подготовке Собора.

Наконец, в XXI веке Константинопольский Патриарх Варфоломей I и его ближайший помощник и идеолог Собора митр. Иоанн Пергамский довели дело своих предшественников до почти полной готовности.

Следует отметить, что со стороны Русской Православной Церкви важную роль в подготовке Собора сыграли такие ведущие модернисты и экуменисты, как митр. Никодим (Ротов) , митр. Питирим (Нечаев), «Филарет» Денисенко, архиеп. Василий (Кривошеин) , о. Виталий Боровой и другие.

«Второй Ватикан»?

Восьмой Собор Вселенской Православной Церкви не является первым шагом прочь от Православия Священного Писания, Вселенских соборов и Святых отцов.

В этом отношении нам чужд страх «Второго Ватиканского Собора», поскольку планы реформирования Православия давно и успешно реализуются и без «Второго Ватикана», и даже без Восьмого Вселенского Собора. Духовно нетрезвый страх грядущих «последних реформ» ведет к тому, что опускаются руки, унывают сердца.

Восьмой Вселенский Собор не станет первым шагом прочь от Православия. Однако этот шаг может стать последним.

Архиеп. Феофан Полтавский

Нам нужен не страх перед событиями, а духовное мужество архиеп. Феофана Полтавского (+1940), защитника Православной веры от ереси модернизма, который отвечал в 1930 г. на вопрос о Восьмом Вселенском Соборе словами св. Феодора Студита:

«Не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине. Истинно вселенский собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а от того, будет ли он мудрствовать или учить православно». Если же отступит от истины, он не будет вселенским, хотя бы и назвал себя именем вселенского. – Знаменитый «разбойничий собор» был в свое время многочисленнее многих вселенских соборов, и тем не менее не был признан вселенским, а получил название «разбойничьего собора»!.. (1930. VI. 11. Варна).

Здесь пройдет Восьмой Вселенский Собор

В марте 2014 года христианский мир облетело известие об эпохальном событии. Представители церквей заявили о созыве Всеправославного Собора. Мероприятие назначили на 2016 год, а местом проведения избрали Стамбул (исторический Константинополь). Каждый верующий человек понимает: это - событие огромного масштаба. К Собору начали готовиться еще в 60-е годы ХХ века, но его проведение постоянно откладывалось.

Вселенский или Всеправославный?

Если воспринимать будущий съезд представителей всех христианских церквей как Вселенский Собор, масштаб этой встречи возрастает в сотни раз, так как последний раз такое мероприятие прошло более тысячи лет назад. Стоит отдельно сказать о тенденции называть будущий собор Вселенским. Многие патриархи и представители церкви уже успели отметить: такое название нельзя считать правильным.

Чтобы собрание получило статус Вселенского собора, справедливость решений, принятых на нем, должны признать все христианские Церкви мира. Пока этого не случилось, соборы могут претендовать только на звание Всеправославных. Однако вряд ли это единственная причина, по которой представители Церкви не торопятся присваивать своему собранию высокий статус.

Прошлый официально признанный Вселенский Собор состоялся в 787 г.

Пророчества, касающиеся Восьмого Собора

С Восьмым собором связывают серьезные перемены в структуре и самой сути христианского учения. Более того, существуют пророчества, согласно которым он ознаменует собой распад Церкви, а после него на земле явится Антихрист. Например, однажды у преподобного Нектария Старца Оптинского спросили, возможно ли однажды объединение всех Церквей в одну.

Преподобный ответил на этот вопрос отрицательно, и объяснил это тем, что объединение было бы возможно исключительно на Вселенском Соборе. Но такой съезд в истории православия уже состоялся семь раз, а это - максимально возможное количество. Старец сказал:

«Было семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века полнота числа семь. Число будущего века – восемь. К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности.»

Предсказывал скорый созыв Восьмого Собора и преподобный Кукша Одесский. Однако он связывал это с началом страшных перемен в христианском учении - преподобный говорил о наступлении последних времен и о том, что Собор на самом деле не будет иметь ничего общего со святостью – на него соберутся безбожники. Он пророчил, что присутствующие на собрании объединят все веры, и добавлял:

«Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это.»

Помимо этого, преподобный Кукша Одесский пророчествовал, что после Собора люди будут вынуждены ходить в церкви по принуждению, однако храмы будут уже не теми, что раньше, и потому православные не должны поддаваться. «Молю вас, стойте в православной вере до конца ваших дней и спасетесь! », – так завершал он свое пророчество.

Нелишне будет вспомнить и заветы, которые оставлял своим последователям Патриарх Пимен. Все они свято почитаются Русской Православной Церковью.

  • Первый завет. Церковь ни в коем случае не должна отказываться от Юлианского календаря. Русская Церковь жила по нему тысячу лет, и так должно продолжаться.
  • Второй завет. Святое Православие должно сохраняться в России в неизменном виде, таким, каким оно существовало здесь испокон веков.
  • Третий завет. Сохранение церковнославянского языка – ведь именно на нем все это время православные здешних краев обращались к Богу.
  • Четвертый завет. Позволим себе процитировать Патриарха: «Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять ».

Именно эти выдержки часто приводят в пример противники созыва. Считается, что решение ряда вопросов может подтолкнуть православие к отходу от традиционных ценностей и подорвать основы учения. И, хотя последний завет Патриарха Пимена предписывает не подчиняться догмам Восьмого Собора, если они будут расходиться с нынешними правилами, и верующим, и священникам все равно тревожно. Ведь несогласие – прямой путь к расколу.


Согласно пророчествам, VII Собор должен остаться последним

Программа Собора

В программе Всеправославного собора 2016 года - 10 вопросов, которые святые отцы должны будут решить. В центре внимания следующие проблемы:

  1. Православные церкви за границей. Планируется решить, какие полномочия будут иметь церкви, если они находятся за пределами стран, патриархатам которых подчиняются.
  2. Присвоение статуса автокефальной церкви. Планируется определить, какова должна быть процедура признания.
  3. Присвоение статуса церковной автономии. Также планируется определить, как это будет происходить.
  4. Признание Православными Церквями каноничности друг друга. Планируется определить правила, которые будут регламентировать этот процесс.
  5. Составление и принятие календаря праздников, который был бы единым для всех Церквей.
  6. Пересмотр и уточнение правил, по которым совершается таинство брака. Планируется также отдельно обсудить моменты, которые могут привести к отказу в совершении этого таинства.
  7. Посты и их место в изменившемся мире. В планах священников - детально обсудить, в какой форме может существовать пост в современных реалиях.
  8. Взаимодействие с неправославными христианскими течениями. Иными словами, связь с католической и другими Церквями, исповедующими веру в Христа.
  9. Экуменизм - поиск точек соприкосновения с иными конфессиями, налаживание диалога и движение в сторону примирения между разными течениями христианства.
  10. Обсуждение вклада Православной Церкви в дело распространения и усиления идеалов, которые исповедует христианство: мира, добра, свободы и братства.

Даже беглый взгляд на список вопросов, которые предстоит обсудить делегатам православных церквей со всего мира, позволяет заметить, что многие из пунктов перекликаются с предупреждениями, содержащимися в пророчествах преподобных старцев и Патриарха. Объединение церквей, отказ от постов, разрешение жениться епископам, введение календаря по новому стилю – именно об этом говорил преподобный Кукша Одесский.

Решения, которые могут подтвердить пророчество, имеют все шансы быть принятыми на Соборе и грозят нарушить главнейшие правила, по которым жила Церковь до 2016 года. Именно потому в адрес Собора слышно так много критики. Священники и верующие сомневаются в том, что он нужен – ведь все необходимые предписания уже существуют, и сомневаться в их истинности и правильности никто не привык, да и не видит необходимости.

Критика Всеправославного Собора

Если говорить о целесообразности проведения Всеправославного Собора, то на этот вопрос существует две диаметрально противоположные точки зрения.


Многие считают, что настало время пересмотреть устои церкви

Аргументы "за"

Время сложное. Изменяются принципы морали, по которым живет общество; меняются формы взаимодействия между людьми – мир уже совсем не такой, каким был тысячу лет назад, когда состоялся последний Вселенский Собор. Он радикально отличается и от того, который существовал 60 лет назад, когда представители Церквей начали готовиться к следующему.

Чтобы и дальше регламентировать жизнь верующих, Церковь должна учесть изменения, которые произошли в мире. Кроме того, и самим Церквям не помешает встретиться и еще раз подтвердить свою верность канонам православия.

Аргументы "против"

Самый главный – опасения, что Церкви примут решения, которые будут противоречить тысячелетним канонам Христовой веры. Главным образом речь идет о секуляризации Церкви, превращении ее в более светскую структуру. Звучит даже слово «европравославие» – мягкая форма православия, которая, по мнению церковников, никакого отношения к истинной вере не имеет.

Противники Собора считают, что во время встречи эта либеральная линия развития Церкви может быть принята за правило - а значит, тысячелетние традиции будут попраны ради большого количества секуляризованной, светской и, в сущности, не совсем настоящей паствы. При этом учение потеряет свою духовную благодатную основу и превратится в структуру, которая формально исповедует религию, но не содержит в себе чистой веры.

Еще один важнейший аргумент, с которым трудно спорить, – форма проведения Собора. Назначенный на весну 2016 года, фактически он уже состоялся. Как такового обсуждения в Стамбуле не случится - посланники православных церквей из разных стран съедутся в столицу Турции только с целью торжественно подписать все нужные бумаги и засвидетельствовать друг другу уважение.


Фактически, все вопросы Восьмого Собора к 2016 г. уже будут решены

Все вопросы же успели обсудить в период подготовки к встрече, во время многочисленных консультаций, которые начались в 2014 году и продолжаются в течение всего 2015-го. А кое-какие моменты прояснили и того раньше. В частности, еще в 2011 году митрополит Иларион (Алфеев) сообщил, что на восемь из десяти вопросов ответы уже есть. Среди них - календарь и место постов в жизни современного человека.

Летом 2016 года в Греции, в приморском поселке Колимбари (Крит), состоялся Всеправославный Собор, где приняли участие 10 поместных автокефальных из 14 признанных. По решению, принятому главами встречи в марте 2014 года, где председательствовал Варфоломей, этот собор планировалось провести в Стамбуле (Константинополе), но в связи с резким обострением российско-турецких отношений в 2016 году, по настоянию Московского Патриархата дата была перенесена на срок с 16 по 27 июня 2016 года.

Восьмой Всеправославный Собор: как трактовать?

Вселенских Соборов в истории христианской церкви насчитывается семь, последний из них проходил в VIII веке и назывался Вторым Никейским. На нем было осуждено иконоборчество. Самый первый Собор прошел в 325 году, где была выработана основа всего ортодоксального Христианства - Символ веры.

Однако многие верующие решили, что будет проводиться 8 Всеправославный Собор. Но это неправильно, потому что «восьмым» может быть только Вселенский, и провести его невозможно, поскольку в 1054 году произошел Великий раскол, образовавший в итоге римско-католическую церковь. Соответственно, теперь название «вселенский» стало немного неуместным.

8 Вселенский Собор: опасения верующих

Страх у православных христиан появился не просто так: по предсказаниям святых старцев, на Восьмом Вселенском Соборе будут тайно короновать антихриста, примут ересь экуменизма (веры объединятся в одну), монашество будет уничтожено, введут новый календарь, на богослужениях православные патриархи будут в молитвах поминать Папу, посты упростятся, псалмы умолкнут, Таинство Причастия исчезнет, епископам разрешат жениться и т. д. В таких церквях Божьей благодати уже не будет, как и смысла их посещать.

Для того чтобы провести Вселенский Собор, нужно объединиться всем христианам, но этот вопрос сейчас решить очень сложно, да и не все канонические церкви захотят на нем присутствовать. Вот поэтому и был созван Всеправославный Собор - собрание предстоятелей и представителей всех общепризнанных Православных Сюда входят такие церкви как Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская, Элладская (Греческая), Кипрская, Русская, Сербская, Албанская, Болгарская, Грузинская, Польская, Румынская, Чешских земель и Словакии.

Повестка Всеправославного Собора

В повестке дня Собора к рассмотрению были приняты шесть спорных вопросов:

  1. Православная Церковь и ее миссия в современном мире.
  2. Православная диаспора.
  3. Автономия и какими средствами она достигается.
  4. Таинство брака и что ему угрожает.
  5. Пост и важность его соблюдения сегодня.
  6. Православная Церковь и ее отношения с остальным христианским миром.

Украинский вопрос

Масла в огонь подлила Верховная Рада Украины, которая накануне ожидаемой встречи глав Православных церквей 16 июня 2016 года, выступила с обращением к Вселенскому о признании акта 1686 года, когда Киевская митрополия была передана в подчинение из Константинопольского патриархата в Московский, недействительным. И потребовали предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви, чтобы она заняла достойное место в православной семье поместных церквей.

Московский Патриархат раскритиковал обращение депутатов, заявив о том, что они занимаются не своим делом и ведут себя как самозваный орган в управлении отношений между церквями. Официально этот вопрос на Крите не рассматривался.

Формат встречи

Всеправославный Собор официально открылся 20 июня, на нем собралось 24 архиерея. Любое решение принималось только после достижения консенсуса. Председательствовал на нем Официальными языками встречи были признаны: греческий, русский, английский, французский и арабский.

Митрополит Савватий (Антонов) отметил, что Всеправославный Собор имеет серьезные недоработки и удивился неопределенности в вопросе юрисдикции принадлежности Катара, отсутствию согласия по поводу предлагаемых для утверждения документов. Но самое удивительное - это требуемые четверть миллиона евро от каждой участвующей в Соборе делегации. Из-за неразрешенных разногласий в итоге от участия отказались четыре общепризнанные автокефальные Русская, Болгарская и Грузинская.

Алексей Лидов. Фото Анны Гальпериной

Готовящийся Собор неслучайно многие называют Восьмым Вселенским. Напомню, что Седьмой Вселенский собор состоялся в конце VIII века, в 787 году, то есть почти 13 веков назад. И один этот факт говорит о том, что речь идет о событии историческом, имеющим огромное значение.

Но может ли в принципе иметь место Восьмой Вселенский собор, если в нем не будут участвовать несколько важнейших православных Церквей? Мы знаем, что от участия в Соборе уже категорически отказался Антиохийский Патриархат, отказалась Болгарская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь. У целого ряда поместных Православных Церквей - множество вопросов. И многие вполне не двусмысленно предлагают отложить Собор и доработать вопросы, которые вызывают споры и разночтения.

Насколько я понимаю, на данный момент это и позиция Русской Православной Церкви, от которой, мы должны отдавать в этом отчет, зависит многое. Очевидно, что если Русская Православная Церковь откажется принять участие в Соборе, то можно сказать, что Вселенского или Всеправославного собора не будет. А если и будет, то он станет некой пародией, что само по себе гораздо хуже, чем отсутствие любого собора. То есть, провалить этот колоссальный проект через неучастие в нем важнейших Православных Церквей - гораздо хуже, чем если бы процесс его организации вообще не начинался.

Поэтому предложение отложить Собор и объявить то, что должно произойти на острове Крит буквально через неделю, новым предсоборным совещанием для обсуждения накопившихся вопросов и острых проблем мне представляется самым правильным и компромиссным решением. Да, в этом компромиссном решении будут ущемлены некоторые личные амбиции и пострадают отдельные, скажем осторожно, политические проекты некоторых иерархов мирового православия. Но, здесь просто надо понять цену, понять, что эти амбиции и степень ущерба, который может быть нанесен, совершенно несоизмеримы.

Возникает очень простой вопрос: а куда мы торопимся, что такое происходит, из-за чего Собор нельзя отложить еще как минимум на год? А за этот год провести серьезнейшую работу и решить все, или почти все спорные вопросы, которые накопились и за последние годы, да и за многие века.

И наконец, последнее, что мне кажется, пожалуй, самым важным - вопрос, а о чем Собор? Мы все знаем из истории православия, что все семь Вселенских соборов имели какую-то главную, основополагающую тему, вокруг которой выстраивались все остальные. Например, в случае Седьмого Вселенского собора или, как его иногда еще называют, Второго Никейского, центральной темой было иконопочитание. То есть Собор отвечал на важнейшей, актуальнейший и глобальный вызов, который возник тогда перед мировым православием.

Я просмотрел самые разные материалы готовящегося Восьмого собора. Там есть повестка дня, есть вопросы, есть группы, которые согласовывали эти вопросы. Но все-таки главный сюжет для меня так и остался непонятным.

На мой взгляд, взгляд не церковного иерарха, а простого православного христианина, мирянина, сюжет, который мог бы стать центральным на этом Соборе - защита христианства. Имея за плечами двухтысячелетнюю историю, мы вновь оказались в ситуации, что христианство нужно защищать. Причем на всех уровнях.

Мы видим, как сегодня физически уничтожают христиан в странах Ближнего Востока: страдают копты, фактически не осталось христиан в Ираке, более половины христиан бежали из Сирии. Речь идет о миллионах наших единоверцев, пусть некоторые из них и принадлежат к другим конфессиям. Это одна часть проблемы. А другая часть - это нападения на христианские ценности со стороны, так скажем, современной цивилизации или, как иногда еще говорят, современного либерального мира, который, имея свою логику, свои аргументы, разрушает краеугольные принципы христианства и христианской Церкви, которыми большинство христиан, по крайней мере в православном мире, поступиться не готово.

Напомню, что в некоторых странах выступления против того, что христианину кажется неприемлемым, уже приравнены к уголовному преступлению. Священники в Америке, причем не только православные, но и католики, протестанты без всякого юмора говорят о том, что следующее поколение священнослужителей в Соединенных Штатах рискует оказаться в тюрьме просто за то, что они будут придерживаться своих взглядов.

Идет нападение на наши духовные ценности, на важнейшие сакральные пространства, как будто не было всех достижений Нового времени и мы возвращаемся в так называемые «темные века». Всего несколько дней назад вновь начались исламские богослужения в храме Святой Софии в Константинополе-Стамбуле, который с 1935 года стал музеем. И это было одно из самых принципиальных решений Ататюрка в его борьбе с исламским духовенством за изменение путей развития страны. Сейчас, мы видим, идет обратный процесс, богослужения, чтения Корана во время главного исламского поста - Рамадана из Святой Софии будут транслироваться на всю страну в течение месяца. Турецкие власти объявили, что это ответ Европе и, в их понимании, всему христианскому миру, на то, что парламент Германии признал факт армянского геноцида в 1915 и последующие годы. Тем самым Эрдоган и турецкое правительство посылают всему христианскому миру, и нам в том числе, недвусмысленное послание, что один из главных христианских архитектурных памятников, важнейшее христианское пространство, которое было завоевано и отнято у христиан в 1453 году, вновь возвращается под исламский контроль как напоминание о былых победах над христианством. Этот великий православный храм рискует вновь превратиться в мечеть.

То есть, мы живем в то время, когда христианская цивилизация в целом и православная, как ее одна из важнейших частей, находится в ситуации угрозы. И мне кажется, что именно Вселенский (Всеправославный) Собор должен сформулировать ясный богословский ответ на все эти вызовы, дать нам всем своего рода опору. На мой взгляд, важнее этого на сегодняшний момент ничего нет. Однако, насколько мог понять, тема защиты христианства в соборных документах даже не присутствует!

Формулировка умного и христианского по духу ответа на этот вызов - главная тема будущих обсуждений. Сейчас же, повторяю, любому человеку с элементарным здравым смыслом, очевидно, что без участия всех Православных Церквей ВСЕ-православный Собор теряет смысл. И было бы правильно в сложившейся ситуации отложить собор на какой-то срок и потратить появившееся время на решение больших и маленьких вопросов для того, чтобы выработать единую позицию. Ведь единство православия по базовым вопросам вновь стало условием выживания всей Традиции.

Подготовила Оксана Головко.