Open
Close

Катехизация в русской православной церкви на современном этапе. II-й уровень: Основная Катехизация

На вопросы сотрудника Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи отвечает архимандрит Иоанн (Экономцев) - председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви, ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова

- Отец Иоанн, Вы вот уже 15 лет возглавляете синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви. Что Вы можете сказать об этом периоде?

- Святейший Патриарх Алексий II неоднократно подчеркивал, что важнейшей задачей Русской Православной Церкви на современном этапе ее существования является катехизация народа.

В древней Церкви катехизацией или оглашением называлось приведение язычников к христианской вере и подготовка к принятию в Церковь через крещение. В настоящее время и некрещеные и многие так или иначе крещенные люди, нуждаются в воцерковлении, а, следовательно, в просвещении и катехизации.

Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. Именно в это время Православная Церковь вступила в пору восстановления своего духовного влияния на жизнь Российского общества.

В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного, ревностного служения Богу и Церкви. Горячее исповедание Христа и эмоционально-окрашенные призывы к покаянию и спасению, совершаемые педагогами-катехизаторами воскресных школ "первого призыва", выполнили свою миссию и развернули общественное сознание в сторону приятия православной веры и православной церковности.

Множество людей стало посещать православные храмы. Постепенно начала расширяться и распространяться по епархиям практика создания воскресных школ. Это не могло не радовать, но и подводило к мысли о необходимости начала нового этапа работы. Как показывает опыт, теперь уже приводит людей к Богу не столько энтузиазм или душевный порыв, и не простое желание "побольше узнать о жизни Церкви" или "полюбоваться благолепием храма", сколько столкновение с труднейшими проблемами повседневной жизни, которые ждут своего разрешения. Накопленные страдания человеческой души приводят ее к переживанию острого кризиса, к потребности "излить свою душу" и получить в Церкви деятельную помощь и поддержку.

Можно утверждать, что православное образование получило сегодня в России гражданские права. Церковно-приходские воскресные школы, православные гимназии, Православный институт и Богословский университет, множество различных лекториев, семинаров, кружков - вот далеко не полный перечень подразделений сегодняшней православной школы. Структура создана и функционирует, хотя процесс ее формирования в ее теоретической и в методической части все еще находится в стадии становления.

В этом году при нашем Отделе создана рабочая группа, которая готовит общецерковный документ "Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности в Русской Православной церкви". Этот документ должен помочь внести системность в усилия действующих центров православного просвещения.

В своем докладе на II съезде миссионеров Русской Православной Церкви Его Святейшество Патриарх Алексий определил воцерковление различных слоев общества и особенно молодежи главной миссионерской задачей в XXI веке: "Сегодня нам надо решить главный вопрос - как воцерковлять наш народ, как дать его естественным религиозным исканиям православное основание. Как правило, мы имеем дело с крещеными, но не просвещенными людьми, а это очень опасное и соблазнительное состояние души, когда человек всей жизнью и пристрастиями находится в объятиях мира, но при этом себя считает православным христианином". Призыв Святейшего Патриарха остается актуальным и в наши дни.

- О. Иоанн, что Вы можете сказать о современной ситуации с катехизацией в России?

- Нельзя идеализировать прошлое, просто вздыхать о нем. Именно потому, что в нашем прошлом было так много чисто внешнего благочестия, часто неискреннего, лицемерного, ненастоящего. Мы не можем просто мечтать о возрождении древнерусского благочестивого строя жизни, о неиспорченной природе доиндустриального периода, о крепкой нерушимой семейной жизни (в которой бывали страшные пороки). С нас спросится и спрашивается, как мы живем сейчас, в условиях современной жизни, как мы, церковные люди, отвечаем на нужды, запросы и трудности молодого поколения, на его потребность в духовном воспитании теперь, в наше время, в наших условиях.

Сегодняшнее "миссионерское поле" характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и новыми соотношениями в религиозной палитре мира. Настала пора серьезных богословских, социологических исследований, которые могли бы нам помочь в миссионерской работе.

Общество сейчас находится в идеологическом плену. Сегодня это плен у секулярного западного мышления, у достижений научно-технического прогресса, у культа тотальных наслаждений. Понимание этого не означает опускать руки и унывать, - это означает действовать с учетом уже имеющейся ситуации.

Надо признать, что мы можем потерять для Церкви поколение современных детей. Во многом это будет наша вина. Некоторые наши современники уходят из Церкви, предпочитая христианству те самые ценности, над развенчанием которых так долго и так много трудились батюшки и педагоги. Именно наша неумелая помощь в воцерковлении часто становится для человека главным препятствием ко вхождению в Церковь, главным основанием для того, чтобы мнить христианство, эту великую жизнерадостную и жизнеутверждающую силу, жесткой догмой, лишенной жизни и радости.

Очень точно об этом говорил ныне покойный о. Борис Ничипоров: "В церковной среде стало неписанным правилом публично клеймить все антихристианские проявления. По этой ревности даже судят о "церковности" и "духовности" православного. Редкая книга, редкая газетная статья, редкая проповедь обходится без критики безбожного современного мира и сетования на трудности жизни в нем. Возникла своеобразная православная мода на разоблачение язв и пороков общества. Но что же предложили мы, православные, этому самому обществу, и детям в частности, за почти что 15 лет легальной церковной деятельности? Какую альтернативу нашли мы той потребительской философии, которая с шиком и блеском подается нам с Запада?"

К вопросу о традиции и наследии мы должны подходить творчески. Нужно, прежде всего, понять, что именно из наследия прошлого мы хотим продолжить, а от чего следует избавиться, что из опыта прошлого нам полезно, а что противно и чуждо? Ответить на эти вопросы мы сможем только тогда, когда сами почувствуем живое биение времени, ощутим реальные нужды сегодняшнего дня, начнем осмысливать их в контексте всей истории Церкви.

- Как бы Вы могли определить цели и задачи катехизации сейчас?

- Цель катехизации всегда одна и та же - содействовать воцерковлению людей, уверовавших во Христа Спасителя.

Если говорить более предметно, то мы должны помочь уверовавшим людям обрести Евангелие как книгу жизни, мы должны помочь им в формировании христианского мировоззрения, укорененного в Священном Писании и догматических основах православия, явленных прежде всего в Символе Веры; мы должны помочь людям вступить в Церковь. Важно помнить, что именно христианская община, собранная вокруг Евхаристической чаши - это зримо явленная Церковь. Мы должны помочь человеку в обретении базовых знаний о церковной жизни и церковной дисциплине: важно формирование чувства каноничности и дисциплинированности, как внутренней духовной, так и внешней - культуры благочестия. Мы призваны помочь человеку в обретении своего места в Церкви, личной духовной жизни и помочь ему обрести ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться, вырасти личное богообщение.

- Кто такой катехизатор?

- Катехизатор - это прежде всего служитель Церкви, занимающийся катехизацией по благословению священноначалия или церковной власти. Служение катехизатора является неотъемлемой частью поместной Церкви, епархии и общины.

Одним словом, катехизатор должен иметь богословское образование, обще-гуманитарную подготовку и компетенцию осуществлять все виды катехизации.

- Как бы Вы определили основные принципы катехизации?

- За 15 лет возрождения церковной жизни мы слишком часто говорили, что быть православным - значит принять именно обрядовые ценности: посты, правила и т.д. При этом часто забывалось, что евангельские ценности иные. Они не противоречат обрядовым, они отражают суть благой вести, а обрядовые - отражают форму воплощения евангельских ценностей. Человек крестится, чтобы быть со Христом, а не чтобы поститься, человек крестится, чтобы причащаться, а не для того, чтобы быть недостойным причащения.

Человек часто принимает Церковь как "здание церковной жизни". Задача катехизации адекватно связать Евангелие с этим "зданием" индивидуально по отношению к конкретному человеку.

В задачи катехизации не входит воспитание "праведности книжников и фарисеев" (Мф. 5. 20) и обрядного благочестия, но помощь в самостоятельном выборе того, что будет приносить духовные плоды.

Центром жизни христианина является Христос. "Я - хлеб живый, сшедший с небес" (Ин. 6. 51). "Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною" (Ин. 6. 57). Этими словами Христос определил и содержание христианской жизни, и основное содержание православного образования.

О. Глеб Каледа в 1994 году определил один из принципов катехизации как христоцентричность. Это означает, что необходимо сначала приобщать к свидетельству о Христе, к евангельским заповедям и лишь потом говорить о церковных ценностях как о форме, призванной воплотить живое богообщение и обрести личные отношения с Богом.

Необходимо признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия.

Катехизация - дело всей церковной общины, а в наше время - это дело в большей степени мирян. Полноценное воцерковление невозможно без участия христианских общин. Воцерковление - это жизнь в общине, поэтому нам необходимо постоянно повышать значимость общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях. Нужно сказать, что церковная община является наиболее приемлемой средой и для воспитания детей. Создание же общин в приходах требует самоотверженного терпеливого пастырского труда в первую очередь с каждым служащим и работающим при храме, а затем - с их помощью - и со всеми прихожанами.

- О. Иоанн, в чем сущность христианского свидетельства?

- "Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан - свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, "мы соработники у Бога" (1 Кор. 3.9)". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

Разница между религией и идеологией в том, что религия, вера - это всегда нечто очень личное, невозможное без внутреннего мистического опыта, тогда как идеология все личное отрицает и отвергает как ненужное.

Сущность религии в том, чтобы, найдя Бога, человек нашел бы себя, стал собой. Сущность идеологии в том, чтобы подчинить себе человека, дабы он стал исполнителем и слугой идеологии.

Христос человека поставил выше всего, сделал его предметом любви, предметом абсолютного внимания. Враги Христа хотели от религии земного благополучия, порядка, и ради всего этого требовали слепого подчинения безличным законам.

Христос не сказал ни слова о государстве, обществе, истории, культуре, то есть о том, что составляет предмет всех идеологий. Его внимание было обращено на живых людей, окружавших Его. Благодаря Христу преобразилась религия: из идеологии она стала живой силой - и над миром навсегда воцарилась идея личности.

Сам Спаситель сказал: "радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15. 11). Апостол Павел писал: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Флп. 4. 4).

Нужны и сокрушение, и плач, и слезы о своих грехах, на них возрастает совершенная радость. Покаяние - это средство, а не цель. Цель - стяжание Святого Духа, совершенная радость о Христе.

При катехизации следует учитывать и особенности восприятия людьми разного возраста христианских истин. Детям и молодежи необходимо раскрывать радость православия. Праздником и радостью надо делать для них посещение храмов, участие в православных праздниках, учебу в воскресных школах и общение со сверстниками.

Мы часто забываем слова любимого ученика Христова Иоанна Богослова: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин. 4. 20-21). Любовь возрастает в делах, а вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Сегодня государственные учреждения социальной защиты и образования готовы к сотрудничеству и диалогу с Церковью. Важным аспектом катехизической деятельности следует признать социальное служение. С сожалением можно констатировать индифферентность некоторых верующих в вопросах социального партнерства и совместного служения нуждающимся. Возникает парадоксальная ситуация, что проще привлечь к общественной активности неверующих людей доброй воли или неофитов, нежели укорененных в церковной традиции людей. Свое неучастие в жизни общества верующие православные могут объяснять необходимостью выполнения аскетических упражнений наедине, посещения богослужений или запретом духовного руководителя. Такие умонастроения отвращают людей от Церкви и вынуждают обратить свое внимание на более социально активных неопротестантов.

- О каких педагогических принципах катехизации мы можем говорить?

- Каждый человек уникален, равно как и обстоятельства его жизни. При воцерковлении необходим индивидуальный подход, необходимо связать личную веру человека, его стремления с церковной традицией.

Воцерковление может быть построено только на основании искренних, доверительных отношений с людьми. Мы должны учиться видеть человека, доверять ему и понимать, что происходит в нем.

"Свидетельство не может быть монологом - оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только "отверстые уши", но и "расширенное сердце" (2 Кор. 6.11)" (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора, "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", п. 4.5).

Священнику и катехизатору необходимо четко понимать цели, задачи и смысл своего служения и область, глубину своей компетенции. Осознавать, что они не есть носители полноты истины и могут ошибаться, а так же признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.

Катехизаторы должны обладать православным мировоззрением и иметь опыт духовной жизни. Им важно также понимать смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую действительность и не отрицать острые моменты таковой. Человеку, отвечающему за воцерковление новообращенных, желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Непременной обязанностью каждого христианина и тем более тех, кто занимается катехизацией и проповедью от лица Церкви, должно быть стремление реализовывать проповедуемое своей жизнью. "Господа Бога святите в сердцах ваших" (1 Пет. 3.15), "имейте добрую совесть" (1 Пет. 3.16), "подавайте пример" (1 Пет. 5. 3), "будьте образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4. 12), - увещают апостолы пастырей и проповедников-катехизаторов.

Необходимо адекватное соотнесение цели и задач воцерковления с возможностями, силами, средствами и временем как новообращенного христианина, так и всей церковной общины, священства и катехизаторов.

Катехизация должна проводиться на том языке, который свойственен конкретному человеку (или группе людей). В то же время при воцерковлении необходимо постепенно вводить человека в церковные понятия и приобщать к языку Церкви и христианского свидетельства.

Важно понимать, что христианство способно преобразовывать культуру, наполнять ее истинным духовным содержанием. "Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой" (Определение Архиерейского Собора 2004 года "О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви").

Мы должны честно ответить на вопрос, - каковы отношения между тем, что мы называем "духовным развитием", "религиозным ростом", "возрастанием в Боге" и реальной жизнью современных людей.

- Что необходимо делать, чтобы катехизация была успешна?

- Катехизация не может быть успешной при наличии у церковных педагогов тенденций абстрагироваться от современных проблем общества. Желание отрешиться от насущных вопросов, показать идеализированную картину жизни, неготовность вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства превращает православие в утопию, вносит противоречие между исповеданием и жизнью, лишает трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни и парализует волю к христианской проповеди.

Воцерковление взрослых и религиозное воспитание детей - процесс поэтапный, требующий комплексного, системного подхода, то есть интеграции многих, зачастую несовместимых компонентов.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего - люди.

"Православие не является "национально-культурной принадлежностью" Восточной Церкви. Православие - это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви. Образец духовной самокритики дают прежде всего великие отцы Церкви". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

Система катехизации не должна строиться только на достоянии прошлого. Нельзя руководствоваться принципом, что все новое только хорошо или плохо. Нельзя отвергать возможность творчества, но следует на опыте убеждаться в эффективности избранного пути. "Все испытывайте, хорошего держитесь".

Необходимо заметить, что в современных условиях катехизация должна быть тесно связана с развитием новых средств массовой информации.

Церковь поощряет попытки создать новые формы передачи евангельских истин. Следует приветствовать каждую положительную инициативу и поддерживать тех, кто выступает первооткрывателями в сфере катехизации. Необходимо учитывать возрастные особенности слушателей, их религиозную мотивацию и уровень светского образования. Религиозное, морально-нравственное воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума.

Построение любого педагогического процесса вне этого принципа невозможно. Опыт показывает, что воцерковление - сложный поэтапный процесс. Вопрос своевременности, а значит и плодотворности тех или иных шагов воцерковления - не затронутая и ждущая своего рассмотрения область катехизации.

Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к воцерковлению.

Отваживаясь на необходимое участие в жизни того или иного человека, мы не можем забывать о нашей ответственности. Поэтому, сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобных, мы не должны поддаваться ему. Другой человек, даже ребенок, не призван во всем быть похожим на нас. Он - другой микрокосм, у него свой путь в жизни, мы же призваны всемерно помогать ему.

Любовное отношение участников сложного процесса воцерковления - священника, катехизатора, членов приходской общины - залог полноценного вхождения человека в Церковь. Любить - это значит видеть Божественный замысел о человеке.

Выбор форм катехизации должен определяться не столько традициями, сколько плодотворностью по отношению к конкретным людям, стремящимся воцерковиться в данное время. При этом, конечно, необходима адаптация традиционных форм к современной действительности.

Проповедь Христа дает нам понимание того, что катехизическое наставление может и должно принимать различные формы в зависимости от того, к кому оно обращено.

- Крещение младенцев сейчас приняло массовый характер. Что Вы можете сказать об этом?

- Необходимо признать, что в общественном сознании Крещение младенцев представляется как старинный бытовой обряд, обязательный для русского человека и нередко осуществляемый при участии даже неверующих в качестве "крестных".

Через это Таинство новый человек входит в церковное общество, а принимается он в приватной обстановке, без участия всех членов этого общества и более того - часто без участия матери младенца.

Исходя из экклесиологических основ Таинства Крещения, можно сделать вывод, что крестить можно только детей сознательных христиан. По слову ап. Павла - дети христиан святы (1 Кор. 7: 14), то есть они в силу рождения от церковных людей потенциально принадлежат к Церкви.

На крещеном ребенке в будущем и на общине лежит ответственность за его воцерковление, то есть за принесение плодов веры.

В наше время в силу утери общинности церковной жизни и замкнутости семейной жизни роль восприемников по отношению к детям не совсем ясна. Они никак не могут воздействовать на детей до крещения. Основные функции по воцерковлению детей в наше время лежат и могут лежать только на родителях. Таким образом, основная роль восприемников - быть дополнительным гарантом воцерковления детей. То есть быть именно поручителями за будущее воцерковление. Восприемники в идеале должны быть церковными людьми, имеющими опыт воспитания детей.

Вполне допустима практика двух крестных при том, что древняя практика знала одного восприемника того же пола, что и ребенок. В наше время восприемником следует считать того, кто более ответственно подходит к своим обязанностям вне зависимости от пола.

Архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова

Патриарший центр духовного развития детей и молодежи / Prokimen.Ru

http://www.prokimen.ru/article_2650.html

Интервью со священником Александром Усатовым, Ростовская-на-Дону епархия

У вас много катехизаторов в епархии?

О. Александр: А кто такой катехизатор? Человек, который прошел курсы, который более или менее услышал о том, что такое церковное учение, то есть выпускник катехизаторских курсов? Но он лишь постарался постичь основы веры, вернее, его учили преподаватели тому, что есть православная вера. Можно ли назвать его катехизатором в настоящем смысле слова, я не знаю.

Ведь быть катехизатором — это не просто иметь определенный объем знаний о вере. Поэтому нужно думать о том, каким образом готовить катехизатора, каким образом проверять его готовность. Это очень важный вопрос. Да, людей готовят, они получают дипломы, но готовы ли они вести катехизацию — это вопрос. И как менять сам процесс подготовки катехизаторов, чтобы отойти просто от изучения разных дисциплин, будь то Священное Писание или история миссии? Нести ответственность за воцерковляющихся людей и вести с ними диалог — это все очень сложно, и, по большому счету, готовой методы сейчас нет. И второе, что здесь важно было понять, — что этой методы и не может быть. С одной стороны, мы ищем методики и удачные подходы, как готовить катехизаторов, а с другой стороны — никакая «технология» не может подготовить вдохновенного катехизатора. Это дело Божье, в котором мы можем лишь участвовать. Катехизатор сам призван этому соучаствовать, а преподаватели могут помогать ему, но в глубине своей это дело Божье.

Насколько я знаю, сейчас в Санкт-Петербургской епархии этот вопрос на катехизаторских курсах ставится еще до завершения учебы. К выпускному экзамену приглашаются те, кто в дальнейшем планирует участвовать в катехизации. Из потока в сорок человек примерно половина приходит на экзамен.

О. Александр: Это правда. Многие проходят обучение на катехизаторских курсах с целью самообразования. Некоторые по своей ревности стремятся к тому, чтобы и другим передать полученное. Наша задача — понять, готовы ли эти люди в принципе нести это служение и что нужно сделать, чтобы помочь им достичь этой планки — быть катехизаторами. Это все вопросы.

Что в Вашем опыте помогло зародиться интересу к катехизации?

О. Александр: Наверное, это можно назвать со-болезнованием, со-жалением, симпатией, если это озвучить по-гречески. Когда мы чувствуем боль другого человека, причем чувствуем ее как свою, и стремимся ему помочь. У меня было много сложностей, когда я входил в церковную жизнь — отсутствие катехизатора, отсутствие проповедей, каких-либо книг о вере. Воцерковление требовало больших усилий. И когда впоследствии встречаешь людей, которые так же стараются войти в церковную традицию и встречаются с объективными трудностями, — невозможно пройти мимо, хочется хоть как-то помочь человеку. Естественно, полностью убрать эту боль невозможно, она необходима, и его подвиг необходим. Человек же не в теплицу приходит, а все-таки на поле брани, он ищет своего Врача и Спасителя, но помочь этому человеку хочется. И нужно войти в круг жизни этого человека, помочь ему, чтобы бесплодных блужданий у него было меньше. Чтобы такой человек шел путем Божьим и с грехом боролся, а не попал в духовное болото суеверий, магии и иных заблуждений.

Расскажите, пожалуйста, немного о том, как Вы проводите оглашение.

У вас катехизаторы только братья или сестры тоже есть?

О. Александр: В нашем соборе это две женщины. Мне кажется очень важным участие и священников, и мирян, это разнообразие полезно. Нет того, что только миряне оглашают — и потом вдруг оглашенным встречается священник на крещении. Мы общаемся в живом диалоге с приходящими, смотрим в глаза людям. Они понимают, что общение со священником и возможно, и благо, и полезно, есть интерес со стороны священника к душе этого человека. Но Церковь — это не только священник, это и братья и сестры, с ними тоже надо учиться искренне общаться и просить помощи, совета — этому и служат огласительные беседы с женщинами-катехизаторами.

А что происходит дальше с теми, кто закончил оглашение? В Санкт-Петербургской духовной академии один священник-катехизатор решил не бросать группу огласившихся, а доводить ее до состояния общины — проводить встречи с разными людьми, преподавателями академии и т.д. У вас есть подобный опыт?

О. Александр: Мы проводим оглашение в нашем духовном центре. Приходя в этот центр, человек постоянно видит, что тут проходят разные беседы, приходят прихожане нашего собора и других храмов. Есть расписание всех этих бесед, и встреч молодежной группы, и Евангельских чтений, и бесед о богослужении, об основах веры, о первой исповеди, первом причащении, о молитве и т.д. То есть они не на необитаемом острове оглашаются. И тех, кто желает дальше продолжать «погружение» в церковную традицию, имеет для этого возможность и мотивацию, мы приглашаем на эти встречи. В соборе каждый день дежурят священники, пожалуйста, мы всех рады видеть и ждем. Кроме того, на этих катехизических беседах естественно происходит знакомство с прихожанами и общиной нашего храма. Допустим, мы читаем Евангелие и обсуждаем, как его можно понять и в жизни применять, все это роднит людей и связывает. В этом смысле путь дальнейшего вхождения открыт, но в нем нет принуждения.

А много народа остается?

О. Александр: Не могу вам сказать. Я не веду лично все группы и все потоки, я провожу первую и последнюю беседы, участвую в крещении людей, иногда даже тех, которых сам не оглашал, такое тоже бывает. И это тоже, думаю, замечательно — в конце концов, люди становятся частицами Тела Христова, а не просто знакомятся с конкретным священником. Мне кажется, это очень хорошо. Все священники к этому готовы, открыты, все мы рады приходящим людям.

Некоторые считают, что оглашение от начала до конца должен вести один человек, но в этом подходе, кроме определенных плюсов, есть и свои минусы. Преграды в общении неофита с конкретным катехизатором могут свести на нет пользу всего курса оглашения, поэтому необходима гибкость в этом вопросе. В оглашении у нас участвуют несколько священников и катехизаторов. Но опять-таки здесь нет принуждения, люди могут продолжать общаться с нами, а могут воцерковляться и на другом приходе, где они нашли общение с каким-то священником, где им храм ближе к месту жительства.

Что Вас «зацепило» на конференции больше всего?

О. Александр: Тема подготовки катехизаторов и вопрос о том, в какой среде их готовить. Действительно, здесь важен не столько академический подход к получению образования, сколько передача опыта общинной жизни, тогда катехизатор по-настоящему будет подготовлен. Иными словами, будущим катехизаторам мало прочитать какие-то лекции, мало дать им какие-то замечательные книжки.

Важно передать им опыт родства верующих на приходе, объединения людей. И в литургии, и в совместной молитве, и в ощущении ответственности за предстоящее дело церковного учительства и духовного просвещения. Чтобы они ясно видели цель воцерковления, чувствовали душу приходящего человека и помогали ему эту цель достигать.

Вот эта проблематика подготовки катехизаторов мне кажется очень важной, и об этом предстоит еще много думать.

Вопросы задавала Анастасия Наконечная.

Катехизация (от греч. слова катехизис – κατήχησις – поучение, наставление) – наставление новоначальных в христианской вере. Катехизация – это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни.

При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.

а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);

в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;

г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе.

Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45 и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).

Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:

– в древней Церкви оглашение было преимущественно устным назиданием, а сегодня для наставления новоначальных используют катехизическую литературу, в которой систематически раскрываются основы христианского вероучения;

– в древней Церкви оглашение производилось только над христианином желающими принять крещение, а сегодня катехизическая работа может вестись с любым человеком, желающим изучить основы христианства;

– в древней Церкви оглашение («принятие в катехуменат») означало принятие христианства, было первой ступенью в духовном становлении христианина, ведущей ко второй ступени – крещению, а сегодня катехизическая работа ведется с крещенными и некрещеными людьми, которые могут относиться как верующим христианам, так и к ищущим познания Бога.

Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.

В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.

Введение в основы катехизации

Понятие о катехизации

Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (kate – «с горы», есhеo – «звучать, раздаваться, греметь»).

Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация». Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования.

В XIX веке святителем Филаретом, митрополитом Московским был составлен Катехизис – учебное пособие, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере в форме вопросов и ответов.

Поэтому, Катехизис – это вероучительное содержание того, что нужно говорить при наставлении в вере, а катехизация – это методика того, кому и как говорить; это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.

Катехизация (в узком смысле) – это проведение огласительных бесед по основам веры с людьми, готовящимися принять святое Крещение.

Катехизация (в широком смысле) – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества с целью приобщения людей к нормам христианской жизни, которые даны нам Творцом.

Катехизатор – это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своём уровне духовно-просветительской деятельности.

Катехумен (katechemenos – «наставляемый, поучаемый») – в нашем контексте, человек, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. В древности слово «катехумен», относилось, прежде всего, к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа.

Катехуменатом в древней Церкви называлась система огласительной подготовки кандидатов к принятию Крещения и поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и церковного опыта.

Цель и задачи катехизации

Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви. Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.

Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.

Можно провести сравнительные параллели, открывающие нам смысл и высокое назначение Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Которой мы вошли от купели Крещения, в течение всей земной жизни под Её водительством должно идти формирование, а точнее «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.

Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, благодаря которым она и принадлежит ей: единство, святость, соборность и апостольность.

Единство – целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь;

Святость – хранение целомудренности (нравственной чистоты и непорочности) и благочестия (христианской чести, достоинства, честности и богобоязненности) в отношениях, поведении и жизни.

Соборность – единомыслие и единодушие церковной общности в исповедании, делах и служении.

Апостольность – соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни в окружающем мире.

Таким образом, воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.

Это достижимо лишь при решении целого ряда задач, а именно:

– помочь обрести Евангелие как книгу жизни и в свете его принять Предания Православной Церкви, идущее от апостольских времен и святых отцов;

– помочь обрести христианское вероучение и мировоззрение, основанное на Священном Писании и догматических основах Православия, находящихся, прежде всего, в Символе Веры;

– помочь обрести базовые знания о церковной жизни и признание того, что жизнь христианина призвана находиться в рамках канонических правил и церковной дисциплины;

– способствовать воцерковлению, как поэтапному вхождению в практическое освоение чина церковной жизни;

– способствовать приобщению к Евхаристической жизни общины с признанием того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;

– помочь принять иерархическую структуру Церкви;

– помочь обрести личную духовную жизнь под пастырским руководством и свое место в посильном служении Церкви;

– помочь человеку взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь, как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.

При целостном взгляде, процесс воцерковления посредством катехизации, включает в себя:

а) приобщение человека к церковному вероучительному знанию, способствующему воцерковлению его сознания и жизни;

б) приобщение к опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни, более всего способствующему преображению человеческого духа в сродность Христову духу: «…Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его…» (Рим. 8:9);

в) духовное руководство, помогающее христианскому совершенствованию в добродетели и отсечению своей пристрастной воли, преодолению самоугодия, самолюбия, своенравия, самочиния, саморазумения и своекорыстия;

г) собственную духовно-нравственную, аскетическую жизнь (молитва, пост и милостыня) в своей семье, в церковном укладе;

д) деятельную общинноустроительную жизнь на Церковном приходе, способствующую обретению нравственных и духовных связей и братских отношений, образцом которых являются отношения первохристианской общины в евангельском духе (Деян. 2:42-47).

Таким образом, в наше время под катехизацией необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести благочестивый христианский образ жизни. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) (1 Кор. 7:20).

Плодами катехизации являются познание церковного вероучения, обретение православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.

Кроме того, важнейшей составляющей подлинной церковности является духовно-нравственная, богоугодная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20).

Для принесения плода более всего не хватает нам сегодня примеров праведной жизни. О превеликой важности этого в свое время говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха».

Назначение и место катехизаторского служения

Каждое из четырех основных видов церковного служения (миссионерское, катехизаторское, учительное и пастырское) имеет своё место в церковной жизни, свою направленность, назначение и содержание.

Миссионерская деятельность призвана пробудить в человеке веру, обратить ко Христу и Его Церкви.

Катехизаторская деятельность направлена на воцерковление, как введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни.

Дело церковного педагога, законоучителя заключается преимущественно в том, чтобы преподать предметное содержание церковного вероучения и основы христианского мировоззрения.

Дело же пастыря универсально и более ответственно – заложить основу духовно-церковной жизни и верно руководствовать пасомых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной жизни во спасение, в лоне святой Церкви.

В каком состоянии оказывается человек, крестившийся без оглашения?

Человек, крещённый без оглашения (то есть без предкрещальной катехизации), не знает существа своей веры, церковного вероучения, православного мировоззрения!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Символа веры и Закона Божьего) и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек, является его священным долгом и христианским призванием. Только знающий способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (Евр. 11:6), (Мк. 16:16).

Такой человек не знает:

– сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения святая Церковь;

– что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя, в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;

– Божественной природы Церкви и Её богослужебного чина и предназначения;

– какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви;

– почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и сколько;

– с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;

– почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника;

– как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;

– как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, с родственниками, на работе);

– в чём отличие Православия от других инославных конфессий, иноверных исповеданий и сект.

Важнейшим показателем готовности к Крещению является понимание основ духовной жизни, выраженное в конкретных знаниях. Канонические источники настаивают также на изучении веры как средстве профилактики уклонения в ереси.

Крестить без предварительной катехизации (за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь

Согласно древнецерковной практике, опирающейся на Новозаветное Откровение и церковное Предание, к уверовавшим во Христа людям и желающим креститься предъявлялся ряд непреложных условий и требований. Пять главных из них можно особо выделить:

1. Вера , согласно православному Символу веры.

2. Добровольное и сознательное желание креститься .

3. Понимание истин веры (догматов) в церковном духе.

4. Покаяние за прошлую греховную жизнь.

5. Усердие в практических делах веры .

От тех же, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота об оглашаемых, выраженная в молитве за них в чине Литургии, в тщательном научении истинам веры и предварительном испытании их веры перед Крещением.

Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21).

Главным делом Церкви на Земле всегда было открытие Благой вести о Христе и руководство христиан в обретение богоугодной жизни во спасение.

Итак, лишь верно следуя заповеданным Богом, Церковью и указанным их авторитетом условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на спасенном пути.

И снова - о катехизации - предмете дискуссий среди священнослужителей и мирян. На эту тему мы беседуем с о. Алексием Яковлевым, настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца, действующего в микрорайоне Синие Камни г. Екатеринбурга.

Отец Алексий, в храме святителя Никола Чудотворца последние несколько лет ведется работа по катехизации. Что кроется за этой сухой формулировкой? Чем отличается катехизация от миссионерства? Не пожалели ли вы, что занялись этим?

Сразу скажу: не пожалел. Давайте в самом начале разговора определимся с понятиями. Мы разделяем миссию, в узком смысле этого слова, и катехизацию. Миссия - это люди, которые делают какие-то вещи, обращающие людей ко Христу, а катехизатор это дело уже должен подхватить и серьезно заняться теми, кто пришел в церковь. Хороших PR-акций довольно много. Есть и культурная жизнь интересная, разные молодежные клубы, православные байкеры - рокеры, проповеди на рок-концертах. Я всей душой «за», если этому не придавать абсолютного смысла. То есть, это не цель, это средство.

Таким мгновенным наскоком обратить всерьез невозможно. После мероприятий сугубо миссионерского плана человек может начать более лояльно относиться к Церкви, он может просто задуматься о Боге, он может прийти в храм - и это уже хорошо. Но! Как сказал один батюшка: «Я выступаю в вузе и говорю: „Дорогие мои, приходите в храм“, - и понимаю, что там их никто не встретит».

Я сейчас не затрагиваю эту, на мой взгляд, череcчур затерзанную тему приходских ведьм - потому что лично я таких не видел практически ни разу. Людей в храме могут встретить вежливо и приветливо. Но не смогут предложить им систему обучения.

И потом проходит какое-то время - человек ходит в храм, внутренне считает себя уже более знающим. Может, книжку какую-то прочитал, проповедь услышал - какое-то образование, конечно, происходит, но оно стихийное и не фундаментальное, безосновательное. Оно зависит от того, что ты успел на лекции услышать или прочитать - то ли это брошюрки, то ли это святитель Игнатий Брянчанинов, то ли «Лествица», то ли отец Александр Мень, то ли отец Андрей Кураев. Я это знаю, прежде всего, по собственному опыту. Со мной это тоже было и есть.

Вспомните, какими словами начинается Евангелие от Луки: «...чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк., 1,4). А основания-то, оказывается, наши прихожане и не знают. И в худших случаях начинаются проблемы с внутренним православным сектанством, с неизжитыми суевериями. И когда случается какое-то испытание, такой человек терпит большое поражение.

Что меня как священника всегда убивает - это исповедь, когда человек исповедующийся ничего толком не говорит или говорит всякую ересь, ерунду. Такая исповедь - она, как говорится, ни Богу, ни бесу. Скорее даже второму персонажу. Ты пытаешься до человека достучаться - а там, вслед за ним, стоят в очереди еще люди, и почти с каждым приходится вот так беседовать. И это уже не исповедь получается. Поэтому ты рано или поздно приходишь к тому, что с каждым, кто более или менее серьезно приходит в храм, надо индивидуально заниматься - причем, не в рамках исповеди. А на проповеди ты эти вопросы и подавно не решишь. «Дорогие мои, ну что же вы так-то исповедуетесь!» - И будто бы каждый скажет: «Да, чего ж я такой дурак был! Вот как исповедоваться надо!» Не будет так.

Есть такая поговорка: глаза боятся - руки делают. А глаза сильнейшим образом боятся. Когда я смотрю на наш небольшой приход, я вижу, что большая часть работы еще не сделана. Все, вроде бы, нормально - люди ходят, исповедуются. Правда, ты злишься (ну, хорошо, не злишься, а... недоумеваешь), потому что 50-60 человек ходят на Литургию, а причащается где-то человек 10. Каждый раз так: ну, 10, ну, 15 занесло. Они сегодня причастились - через какое-то очень долгое время придут, может быть. Но обращенности к Евхаристии ты, священник, в них не замечаешь. А ты же прочитал книжку, где написано, что Причастие - это центр всего. Ты служишь Литургию, а никто не причащается или причащаются очень мало. Ты говоришь: «Братья-сестры, давайте причащаться! Что же вы не причащаетесь?» - «Да, конечно». И получается такая патриархальная ситуация, когда батюшка причащает, в основном, младенцев, а прихожане стоят, умиляются: «Какой молодец батюшка! Какие вещи правильные говорит! И не пьет, и не курит, и цветы на праздник дарит». И это умиление особенно раздражает.

Сейчас у нас в храме до 20-ти человек причащаются постоянно - раз в 2- 3 недели, кто-то - каждую неделю. Но многие добропорядочные христиане причащаются раз в 3 месяца. Не то, что они злыдни какие-то. Нет, они обратились к этому. Но обратиться - одно, достигнуть - другое. Есть огромное количество вопросов, которые надо разбирать индивидуально с каждым. Невозможно на проповеди это все объяснять. Формат проповеди таков: ты говоришь, тебя слушают.

Но недавно я встретился с такой ситуацией, в которой понял с особенной отчетливостью вот что: огромное количество людей не согласны с тем, что говорится на проповедях. Но поспорить или высказать свое сомнение человек не может. И он выражает свое несогласие в жизни. Он слышит одно, а делает по-другому. При этом он сокрушается немножко, чуточку, или не сокрушается вовсе. Караван идет - и ладно. Но ведь подобное обывательское диссидентство разрушительно для души.

А должны вообще быть такие разговоры со священником, когда человек имеет возможность сказать, что он не согласен, и какие-то свои аргументы предложить?

Да, обязательно. Зачастую все эти вопросы и сомнения не злокачественные. Или злокачественные, но это как раз та возможность, которая дается священнику или катехизатору, чтобы разобраться, почему человек так считает, откуда это происходит. Иногда корни дурных мнений не очень глубоки, а иногда они глубоки настолько, что ты почти уверен, что ничего здесь не получится.

Такие беседы должны быть, потому что на исповеди это невозможно сделать. Время не позволит. Не позволит давление людей, которые тоже хотят исповедаться. Это надо выносить за рамки собственно исповеди. Это покаянный процесс, но он должен быть приготовлен таким образом. Катехизация, как один из важнейших аспектов, превращается в процесс покаяния. Это очень логично, оказывается. Ты это понимаешь - и начинаешь с людьми беседовать. Вот, допустим, был у нас цикл бесед «Искусство исповеди». Мы разбирали страсти.

То есть, вы после Литургии собирались с каким-то количеством прихожан?

Да, собирались (и сейчас собирается) 1015 человек, по желанию. Иногда у тебя получается эта беседа, иногда не получается. Во всяком случае, какой-то сдвиг ты чувствуешь. Люди подходят и говорят: «Батюшка, вот я теперь все понял в вашей проповеди».

Но ты думаешь: «Я это слышал уже. И это вовсе не означает, что человек все понял. Вовсе нет. И ни этот, ни другой какой-то. Я сам-то, может, не понял, что сказал». Сдвиг есть, но он маленький, это не сдвиг качества, скажем так. Ты чувствуешь, что ты что-то важное задел. Но все равно отдачи по совести ты не замечаешь. Ты проводишь прежде, чем крестить человека, от двух до шести бесед. Думаешь, что это ого-го! Ничего подобного, это не помогает. Странно.... Поначалу себя уговариваешь, что все хорошо получается, все здорово выходит. Но потом понимаешь, что ничего не выходит здорово. После крещения человек все равно уходит. Он лояльно относится к Церкви, но не более того. А ты же понимаешь, что лояльно относиться к Церкви и быть христианином - это разные вещи.

Но, может быть, человеку просто нужно какое-то время, чтобы в нем это выросло? Не слишком ли много места уделяется именно научению человеческому, а не благодати Божией?

Я задумывался над этим вопросом. Это абсолютно реальная опасность. Опасность того, что своими беседами пытаются Бога заменить, призыв Божией благодати. Это правда.

Но история юной христианской Церкви показывает, что там была практика длительной катехизации. Так было. Так должно было быть. Никаких других путей в Церкви быть не могло. За какими-то «исключительными исключениями». Не мог человек зайти в храм - по понятным причинам. Не могло в какой-нибудь тайной христианской общине быть такого, например: «Ну, давай, будем учить основы веры!» - «Да, нет. Я лучше пойду в другой храм».

Понятно, что существует проблема, как это применить в современной ситуации, но это второй уже вопрос. Те-то христиане были не дурнее паровоза, как мой папа выражается. И, правда, они не были дурнее паровоза. И я их не умнее, и, может быть, они не умнее меня. Мы одинаковые, мы об одном и том же думаем. Хоть и на разных языках. Почему-то они не боялись этого собеседования. Почемуто они не говорили: «Где же тут Господь будет действовать?». А Господь-то ведь через кого-то действует. В данном случае - через священника, через меня. Я, конечно, понимаю, что это довольно опасное выражение, но отдаю себе отчет в том, что здесь Господь действует через меня. Почему? Потому что я - христианин, потому что я - священник, потому что я должен так поступать. Я не должен прятаться в кусты и говорить: «Ну, Господь все Сам сделает». Я должен сейчас этому послужить. Но моя задача сделать это таким образом, чтобы Богу было место, а я свое место бы знал. Тут уже с меня спрос сделать так, чтоб человек не погиб под моим напором. Это серьезно.

Ты должен показать человеку, как Церковь воспринимает отдельные моменты (я сейчас говорю о вероучении). Но ты должен это сделать так, чтоб у человека не сложилось впечатление, что ты сидишь на троне и его, как кутенка, поучаешь. Ну, обидится человек - пусть это по гордости, - но зачем так сразу?

Сама ситуация научения опасна. Просто сама ситуация, в любом случае - хоть ты ребенка маленького учишь ложку держать. Ты-то ее умеешь держать, а ребенок нет. Но опасность не является синонимом невозможности. Эта проблема не может стать абсолютным препятствием к тому, чтобы катехизировать.

Порой складывается ощущение, что человек, начавший всерьез работать над собой, легко начинает обижать других людей, списывая все на то, что обидчивость признак гордости. Любовь, сострадание и милосердие уходят на задний план, а вперед выступает безлюбовное знание.

Да, это правда. Такое бывает. Но вся штука в том, что надо с этим бороться. Мне кажется, такого рода опасение во многом не христианское, а гуманистическое.

Оно того самого розового плана, которое делает христианство «розовым христианством». Многие вещи обидны. Допустим, человек смертно согрешил, он не может причащаться. Очевидно, что ему надо об этом говорить. Очевидно, что если человек поступает не по-христиански, то надо ему это сказать. Ты говоришь человеку, что он неправ. И являешься гонцом, который приносит плохие вести. Но прежде чем принести плохую весть - подумай, это важный момент: мы призваны не к зловествованию, а к благовествованию.

Занятия проходят и индивидуально, и в группах

Хотя благо тоже не всегда гладит человека по шерстке. Благо - такая штука, которая не исчерпывается просто понятием комфорта, приятства и приятности, возвышенного переживания и т. д. Вспомним Иоанна Предтечу: «порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева?». Получается, что обидеть человека можно. На всех обижались. Но каждый раз надо смотреть - как ты обидел человека? Не твоя ли гордость это сделала? Не твое ли нахальство или слишком большая умелость в общении? Человека ведь иногда обижает слишком большой профессионализм. Когда с нами профессионально общаются. Я думаю, большинству людей не нравится, когда в магазине к ним подходят и говорят: «Подсказать что-нибудь?» И в этом смысле всегда задумываешься: человек в храм пришел и ничего не знает; как ты будешь к нему подходить? «Вам подсказать что-нибудь?» Это проблема. Я не знаю, как ее решать.

Но то, что уже опробовано - не надо сразу все на человека наваливать. В процессе катехизации вначале мы говорим о надежде, об уповании, о том, как получилось, что нужна нам эта надежда.

Батюшка, с людьми, которые проходят катехизацию, занимаетесь только Вы или есть еще катехизаторы? И как проходят эти занятия - по группам или индивидуально?

Занятия проходят и индивидуально, и в группах. В основном, веду их я. Есть еще два человека, но по разным причинам они пока несут небольшую нагрузку.

Насколько опасно для мирянина становиться катехизатором? Я имею в виду опасность почувствовать себя выше, умнее, праведнее тех, с кем человек занимается.

Батюшка, Вы видите результаты этой деятельности?

Результаты... А результатов никаких нет. (Смеется). Ведь смотря что считать результатами. Конечно, количественный показатель в этом смысле интересен.

Количественный показатель тех, кто регулярно причащается?

Количество людей, которые молятся в храме, причастников, активных прихожан и тому подобное. Конечно, выросло число причастников. И это - постоянные прихожане. Не гости столицы, не паломники, а люди общины. Их стало больше. Это один момент. А второй момент - атмосфера стала другой, настрой изменился. Когда подходит древняя бабушка - ей лет 80 с лишним, она читать не умеет - и говорит: «Батюшка, поучите меня», - это сильно, это крайне ценно, хоть я и понимаю, что она с намного большим удовольствием пригласила бы батюшку на пельмени. Серьезное это событие, при том, что она в храм чуть ли не всю жизнь ходит. Но человек почувствовал этот общий настрой, и он действительно этим озаботился. Теперь уже у меня нет задачи что-то переломить. Теперь уже катехизация стала нормой. А тем, кто этим не занимается, уже не совсем удобно. Хотя, конечно, я не подхожу и не спрашиваю грозно: «Ты записался на катехизаторские беседы?» Но, когда батюшка десятый раз подряд, десятое воскресенье, подобно Катону, говорит, что Карфаген должен быть разрушен... Серьезно, похоже, говорит. Все, деваться некуда. А дальше идут проблемы организации.

Это уже сложнее, мне кажется. Там есть важный переломный момент, когда после основ вероучения, после основ покаянной практики, мы переходим к беседе покаяния и разбираем конкретные грехи, и человек готовит свою исповедь.

Если бы мне кто-нибудь сказал, когда я только еще приходил к Церкви: «Хочешь, чтобы с тобой батюшка позанимался?» - я, наверное, умер бы со страха. Но, все равно, это было бы здорово. Мне бы список литературы кто-нибудь подсказал. Я бы не настолько зависел от случайности. Кто-то мне подсказал бы многие моменты, которых я с той поры не знаю и могу до сей поры не знать.

В нашем современном мире мало кто задумывается о соблюдении церковных традиций. Но за это совсем не стоит никого осуждать, так как человек должен самостоятельно определиться, нужно ему это или нет. Православное воспитание людей всех возрастных категорий имеет большое значение в современном обществе. Оно направлено не только на восприятие у людей понятия веры в Господа и приближения к нему, но и на прививание семейных ценностей, духовное обогащение и развитие морали. Это очень важно, поскольку общество, в котором мы живем, с каждым годом деградирует, руководствуясь ложными ценностями.

С целью распространения духовного развития и повышения качества религиозного образования Синодальный отдел Русской православной церкви с осени 2005 года ведет разработку специального документа, которому будет придано общественное значение. Согласно ему, за просвещение людей в вопросах религии отвечает специалист, получивший специальное образование, который называется катехизатор. Непросвещенные люди, которые впервые слышат об этой профессии, впадают в недоумение. Чтобы внести хоть какую-то ясность, давайте постараемся разобраться в том, кто такой катехизатор в Церкви.

Основные понятия

Прежде чем ознакомиться с понятием катехизатор, кто это и чем он занимается, давайте разберемся с основными определениями православного воспитания.

Церковь прилагает большие усилия по приобщению к христианству и обучению людей этой религии. Для реализации данных задач выполняются многочисленные процессы, которые были объединены под одним термином - катехизация. Это слово имеет греческое происхождение и в переводе на русский обозначает наставление.

Если говорить на простом языке, то православная катехизация — это обязанность всех людей, призванных к пастырскому служению или наделенных правом проповедовать, наставлять и обучать новообращенных христиан. Церковь, в свою очередь, никогда не переставала нести веру в народные массы, что является главной ее миссией. Основная задача заключается в том, чтобы познакомить как можно больше людей с христианством и помочь им обрести веру в единого Бога.

Задачи катехизации

Рассматривая катехизацию, важно понимать, что православное воцерковление и церковная жизнь — это совершенно разные вещи. Первое подразумевает под собой образовательный курс, который проходит человек в течение определенного промежутка времени при принятии христианства, в то время как второе — это общение верующих с Богом через Церковь. Катехизация, в свою очередь, направлена на то, чтобы оказать новообращенным верующим всяческую посильную помощь в этом и научить основам религии.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи катехизации:

  • развитие у человека христианского мировоззрения;
  • приобщение к Церкви;
  • формирование понимания основы православной веры;
  • помощь с вхождением и адаптацией новообращенных верующих в христианской общине;
  • содействие в личном духовном развитии и жизни;
  • просвещение в основах канонических и дисциплинарных норм церковной жизни;
  • помощь в обретении своего места в жизни и служении в Церкви.

Конечной целью катехизации является обретение людьми христианского мировоззрения, а также участие в жизни Церкви и активное служение ей.

Основные принципы катехизации

Невозможно дать определение термину катехизатор (кто это будет рассмотрено немного далее) без понимания основных принципов православного образования.

Среди таковых можно выделить:

  1. Иерархия ценностей — обучение православной религии, а также миссия церкви и приобщение к ней верующих должно осуществляться в соответствии с иерархией
  2. Христоцентричность — центром православной религии является Иисус Христос, поэтому катехизация должна не только подвести человека к пониманию религии, но и приблизить его непосредственно к Господу. Поэтому в процессе обучения каждый катехизатор, кто это такой будет рассказано далее в статье, обязан прилагать как можно больше усилий процессу обучения, просвещая новообращенных верующих о жизни Христа и основе его учения.
  3. Сосредоточенность жизни на Евхаристии — подготовка людей, желающих принять православие, к обряду крещения и Святому Причастию.
  4. Общинность — стать полноценным верующим можно только при вхождении в христианскую общину.
  5. Неидеологизированность — религия далека от государственности, общества, истории, культуры и других идеологических понятий.
  6. Приобщение к церковной жизни — каждый верующий должен принимать активное участие в жизни Церкви, чтобы разделять со всеми благую весть о воскрешении Христа.
  7. Активная открытость миру — невозможно любить Христа, не возлюбив ближнего своего, поэтому каждый православный верующий должен быть открыт не только Господу, но и всем окружающим.
  8. Формирование истинных ценностей — православная литература утверждает, что верующие должны жить истинными, а не ложными ценностями, поэтому они обязаны иметь четкое представление о святости и грехе, а также о добре и зле.
  9. Каноничность — все верующие должны иметь четкое представление о канонических нормах Церкви и четко придерживаться их.

Православное образование и приобщение людей к Церкви строится на строгом соблюдении перечисленных выше принципов.

Педагогические аспекты катехизации

Катехизация базируется на определенных педагогических аспектах, необходимых для достижения наиболее эффективного педагогического процесса. Помимо этого, православное образование подразделяется на следующие ключевые составляющие: Божественная педагогика, педагогика Промысла Божия и педагогика Любви.

При это фундаментальными составляющими образовательного процесса являются:

  • личностность;
  • диалогичность, любовь и смирение;
  • добровольность, ответственность, своевременность;
  • компетентность;
  • стремление к плодотворности;
  • последовательность;
  • системность;
  • современность.

Также не стоит забывать и о том, что в процессе обучения катехизатор (кто это, мы разберем немного позднее) должен постоянно стремиться к углублению понимания новообращенными христианами основных принципов православной религии.

Аудитория катехизации

При построении процесса православного обучения важно различать аудитории катехизации, на которую она направлена. Это очень важно, поскольку к каждой из них требуется индивидуальный подход, без него будет просто невозможно вызвать интерес у людей к религии и приближении их к Христу.

Разделяют следующие типы аудиторий:

  • младшие дети;
  • старшие дети и подростки;
  • молодежь;
  • взрослые;
  • люди с ограниченными физическими возможностями.

К представителям каждой аудитории необходим своеобразный подход, поэтому курсы катехизаторов направлены на то, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, которые будут способны не только уметь находить общий язык с людьми различных возрастных категорий и представителями социальных слоев, но и уметь раскрыть их как личность, чтобы как можно лучше донести основы христианства.

Кто имеет право принимать участие в катехизации?

Богословское образование — это единая миссия, которой занимаются священники, диаконы, монахи и последователи христианства по главе с епископом. Важно понимать, что все приближенные к Церкви, принимающие активное участие в ее жизни, являются в той или иной степени участниками катехизации. Более того, каждый член христианской общины должен не только служить Церкви, но и всячески содействовать распространению православной религии, а также просвещать новообращенных верующих.

Каждый участник катехизации использует различные способы и методы просвещения, которые зависят от места, занимаемого им в Церкви. Если какая-либо из групп катехизаторов прекращает заниматься процессом обучения или уделяет ему недостаточно внимания, то опыт теряет свое богатство, целостность и значимость. За координирование действий катехизаторов и организацию педагогического процесса наибольшую ответственность несут пастыри, ввиду своего положения.

Организационная программа катехизации

На сегодняшний день еще не существует какой-либо базы для организации и проведения катехизаторской деятельности, но, как упоминалось в начале статьи, с 2005 года ведутся активные работы над ней. Это обусловлено тем, что ранее не было необходимости в систематизации православного образования и просвещения, а знакомству новообращенных верующих с религией способствовало чтение духовных книг.

Основная проблема разработки организационной программы катехизации заключается в отсутствии штатных должностей, обязанности которых будут основываться на приобщении людей к Церкви и их последующем обучении. На сегодняшний день просвещением христиан занимаются преимущественно священники и миряне.

Подготовка катехизаторов по епархиальной образовательной программе должна включать в себя и объединять различные преподавательские процессы, рассчитанные на представителей различных аудиторий. Она должна подразделяться на два направления: обучение детей, подростков и молодежи, а также просвещение взрослых. Отдельной категорией являются люди преклонного возраста, которые на закате своей жизни самостоятельно решили приобщиться к церкви. При этом формы катехизации должны функционировать не отдельно, а сообща, дополняя друг друга и формируя единый образовательный комплекс.

Чтобы ускорить подготовку специалистов и максимально увеличить эффективность образования, должна быть создана специальная литература для катехизаторов, а также различные методические пособия на всех приходских уровнях.

Этапы катехизации

Приобщение к Церкви и участие в ее жизни не может быть фрагментальной и должно происходить повсеместно. Это обусловлено тем, что христиане не могут разграничивать общественную и семейную жизнь, профессиональную деятельность от своей веры и религии. Поэтому процесс катехизации должен быть хорошо организован и проходить поэтапно, чтобы постепенно познакомить человека с основами христианства, подвести его к истинным духовным ценностям и приблизить к Богу.

Помощь катехизаторов в этом направлена на следующее:

  • формирование у новообращенных христиан основополагающих религиозных ценностей;
  • содействие в развитии у человека физических и духовных способностей;
  • помощь в приобретении жизненного опыта, необходимого для нормальной адаптации в современном обществе и христианской общине.

Таким образом, курсы катехизаторов, которые являются обязательными для всех специалистов, планирующих посвятить свою жизнь религиозному образованию, учат, что катехизация подразделяется на следующие этапы:

  1. Предварительная подготовка, подразумевающая проведение разовых бесед и консультаций.
  2. Оглашение, направленное на обучение человека основам христианской религии и его подготовке к обряду Крещения.
  3. Непосредственно процесс катехизации.
  4. Приобщение к участию в церковной жизни и богослужению.

При этом немаловажное значение имеет создание в крупных городах благоприятной для катехизации детской, юношеской, молодежной и семейной среды. Это необходимо для того, чтобы люди, принявшие христианство, развивались не только духовно, но еще и психически, социально и физически.

Канонические нормы Церкви

Принятие христианской религии состоит из следующих этапов:

  1. Предоглашение. Проводятся беседы и изучается православная литература с целью знакомства язычника с основами христианства.
  2. Предварительное собеседование. Обратившиеся впервые в церковь с целью приобщения к ней рассказывают о себе, после чего священник читает им проповедь о христианском пути.
  3. Посвящение в катехумены. Желающие принять христианство получают благословение и возложение рук, после чего им присваивается звание катехуменов первого этапа.
  4. Собеседование с епископом, на котором катехумены, готовые принять крещение, рассказывают о своем образе жизни и совершенных добрых делах. Оно проводится в присутствии крестных родителей, которые играют большую роль.
  5. Катехизация. С будущими христианами проводится обучение, включающее изучение Символа веры, Молитвы Господней и проживание в церковной общине, а также выполняется их подготовка к обряду Крещения. Большое внимание на этом этапе уделяется моральной подготовке катехуменов.
  6. Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Завершающий этап перед Крещением, подтверждающий подлинность намерений язычника обратиться в христианство.
  7. Принятие Крещения. До или после объяснения сути язычники принимали Крещение, после которого их допускали к Святому Причастию.

После прохождения всех этих этапов, длительность которых составляет несколько лет, человек официально считается христианином и может принимать полноценное участие в жизни Церкви и общины.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь

Выше был полностью описан процесс становления полноценным христианином.

Однако здесь важно понимать, что одного желания для принятия православной религии недостаточно, поскольку, чтобы пройти обряд Крещения, язычник должен соответствовать целому ряду критериев, среди которых наиболее важными являются следующие пять:

  1. Незыблемая вера, согласно основам христианского вероучения.
  2. Добровольное и сознательное желание принять Крещение.
  3. Понимание церковных положений вероучения.
  4. Покаяние за совершенные грехи.
  5. Усердие в практических делах веры.

При этом от тех, кто проводит обряд крещения, требуется сугубая забота о людях, желающих принять христианство, которая выражается в молитве за них в чине Литургии, обучении основам православной религии и проверке подлинности и силы их веры перед Крещением. Если не придерживаться всех канонических норм церкви, то новообращенные будут заведомо нецерковными, поэтому они не будут обладать всеми необходимыми жизненными и духовными знаниями.

Главная миссия Церкви во все времена заключалась в открытии людям благой вести о воскрешении Спасителя и обучении христиан праведной жизни, которая способна приблизить человека к Христу и даровать спасение душе. Поэтому каждый православный человек должен неукоснительно соблюдать наставления церкви и заповеди Божьи, написанные в Священном Писании. Во всем этом одну из ключевых ролей играет катехизация, направленная на религиозное обучение, формирование понимания христианства и просвещение верующих.

В современном мире каждый человек вправе решать самостоятельно, верить ему в Господа Бога или нет. Самое главное - абсолютно в любой ситуации оставаться человечным и не причинять никому зла.