Open
Close

Жизнь и творчество Тургенева. Произведения Тургенева

Творчество классика известно далеко за пределами нашей страны. Значение его произведений и переводов в литературе трудно переоценить. Это мы понимаем сейчас. Но среди современников писателя, работы получали противоречивые оценки. Рассмотрим кратко биографию Тургенева, выделим самые главные моменты его жизни.

Начало пути

28.10.1818 года в городе Орел родился человек, которому суждено было стать великим драматургом. Отец — военный, мать — относилась к роду дворян. В 1827 году Тургеневы переезжают в Москву. По окончании пансиона, будущий литератор поступает на словесный факультет Московского университета. Через год семья переезжает в Петербург. Иван вынужден сменить учебное заведение. Выбор падает на философский факультет.

Изначально Тургенев видел себя поэтом. Первую поэму «Стено», третьекурсник показывает профессору словесности Плетневу. Преподаватель раскритиковал произведение на лекции. Имя автора Петр Александрович оставил в секрете, отметив, что задатки в сочинителе есть.

Это становится толчком для юного автора к новым трудам в поэзии. В 1838 году Плетнев признал талант Тургенева и опубликовал два стиха. К этому времени Иван уже закончил учебу, защитил кандидатскую, написал сотню стихотворений и несколько поэм. Писатель мечтает о научной деятельности.

Становление

Рассматривая краткую биографию Тургенева, стоит упомянуть о его обучении в Германии. Он посещает курсы истории греческой и римской литературы, самостоятельно занимается изучением древних языков, читает классику в оригинале. В Берлине он видит иную жизнь, которая формирует мировоззрение студента, заставляет по-новому взглянуть на события в России.

Иван Сергеевич был знаком со многими литературными современниками: Кольцовым, Пушкиным, Фетом, Никитенко, Жуковским. Знакомство с Лермонтовым не привело к дружбе, но творчество Михаила Юрьевича произвело большее впечатление на Тургенева. Он старался походить на Лермонтова в стиле написания.

Цензура

1847 год — новая ступень биографии Тургенева, которую можно кратко охарактеризовать как первые серьезные публикации. В журнале «Современник» появляются рассказы и фельетоны. Особую популярность получили «Записки охотника». В 1852 г. это произведение станет причиной конфликтов. Император прикажет уволить и оставить без пенсии цензора Львова, допустившего книгу к печати.

Принятое решение объяснялось ненадлежащим описанием жизни крестьянина. В рассказах сделан акцент на отсутствии желания у крестьян трудиться на благо помещика. Автор заявлял протест против крепостного права. В 1853 г. Львов получил «Величайшее прощение» Николая I, повторно книгу печатать запретили.

Из краткой биографии Тургенева известно, что он был отправлен в ссылку на 1,5 года. По официальной версии причиной послужил некролог по случаю смерти Гоголя. Но Иван Сергеевич часто ездил за границу, водил тесную дружбу с Белинским. Он все чаще говорил о судьбе крестьян, продвигал западную литературу. Существует мнение, что восторженные отзывы о Николае Васильевиче стали последней каплей в чаше терпения властей.

Публикации произведений Тургенева возобновились и дополнились при Александре II. Писатель направляет весь свой потенциал на помощь в преобразованиях.

Добролюбов написал хвалебную статью о произведениях драматурга. Он сопоставил замысел романа «Накануне» с приближающейся революцией. Ивану Сергеевичу, который находился в центре революционных событий 1947 года во Франции, претило такое сравнение. Он говорил о необходимости мирного решения вопросов крепостного права.

В 60-х годах Тургенев разрывает отношения со многими друзьями и в его биографии это становится одним из самых важных шагов. Формируется новый круг общения. Этому способствуют знакомства с Виктором Гюго, Гюставом Флобер, Эмилем Золя, Просперо Мериме, Чарльзом Диккенсом, Альфонсом Доде и некоторыми другими людьми, которых сегодня мы считаем классиками мировой литературы.

Признаки величия

Чем отличаются великие люди? Умом, сообразительностью, умением упорно трудиться над ошибками, способностью добиваться результатов? Да. Но величайшие умы не лишены странностей. Из воспоминаний современников можно сделать вывод, что Иван Сергеевич обладал всеми перечисленными качествами.

Друзья называли его легкомысленным и часто обвиняли в невнимательности. Литератор мог пригласить на обед целую компанию и забыть. Люди приходили в назначенный час, а хозяин отсутствовал.

По свидетельству Фета, смеялся Тургенев очень необычно: становился на коленки и начинал трястись всем телом. Приступ веселья продолжался значительное время.

Интересные факты из биографии Тургенева касаются его молодости. Он прилежно учился в Германии, но был завсегдатаем молодежных гулянок. На посиделки уходили все деньги, присланные родителями. Однажды, студент остался на мели и выкупил очередную посылку от мамы на последние гроши. В коробке оказались кирпичи. Так мать наказала транжиру.

У писателя был свой способ борьбы с плохим настроением: он одевал высокий колпак и ставил себя в угол. Когда депрессивное состояние уходило, возвращался к повседневности.

Биография Иван Сергеевича Тургенева хранит свои тайны. Ходили упорные слухи об инциденте во время первого путешествия писателя за границу. Загорелся корабль. Тургенев расталкивал пассажиров, чтобы попасть на шлюпку. Степень правдоподобности истории остается загадкой. Но этот случай удивительно пересекается с сюжетом новеллы «Пожар на море».

Тургенев прославился среди медиков анатомическими особенностями. При ударе по голове, он часто терял сознание. Виной тому — тонкая кость на темени. Как выяснилось после смерти, большая голова классика вмещала 2 килограмма мозга. Это превышает вес мозга большинства известных людей.

Тургенев, как свидетельствует его краткая биография, умер от рака костей позвоночника. Трагедия случилась в Париже 22 августа 1883 года. Согласно завещанию, тело транспортировали в Санкт-Петербург.

9 ноября 1818 года родился известный русский писатель, поэт, драматург, и просто профессионал русской классической литературы Иван Сергеевич Тургенев. Его местом рождения является город Орел. Отец писателя был отставным офицером, а мать дворянкой.

В имении матери Тургенев провел все свое детство, там он получил начальное образование, а затем в 1827 году его семья переехала в Москву, где приобрела дом. Немного позже они переезжают за границу, Тургенев воспитывается в пансионе. И через 5 лет Иван Сергеевич становится студентом Московского государственного университета словесного факультета. Но и тут семья Тургеневых не определилась со своей локацией, как только старший брат Ивана Сергеевича поступает в гвардейскую артиллерию писатель с родителями переезжают в Санкт-Петербург, тогда Тургенев переводится на философский факультет в местный университет, который заканчивает в 1837 году.

В этот временной период писатель впервые пробует себя в литературе. Первой пробой стала поэма «Стено» и пару лирических стихотворений написанные в 1834 году. Талант Тургенева заметили и его преподаватели. За три года количество стихотворений написанных Иваном Сергеевичем достигло отметки сто. И уже в 1838 году в журнале «Современник» были опубликованы его стихи «Вечер» и «К Венере Медицейской».

С целью совершенствования своих знаний писатель уезжает в 1838 году в Берлин. Там он активно самосовершенствовался, посещал различные лекции посвященные литературе. Через год он ненадолго приезжает в Россию, и снова отправляется в Германию, Австрию и Италию. И только в 1841 году Тургенев возвратился в свое имение, а в следующем году он обращается с прошением в Московский университет, чтобы ему разрешили сдать экзамен на степень магистра философии.

В 1843 году Иван Сергеевич становится чиновником, но интерес к его работе был потерян очень быстро. В этом же году он принял решение посвятить свою жизнь литературе, после того, как его поэма «Параша» была одобрена авторитетными ему людьми. Также в этом же году писатель знакомится с французской певицей Полиной Виардо. И в течении нескольких лет сопровождал ее в заграничных турне, несмотря на то что мать Ивана Сергеевича была против этого.

Тургенев активно помогает в обновлении журнала «Современник» и становится лучшим другом Некрасова. Писатель живет на несколько государств, живет то в России, то уезжает зарубежье. 1852 год стал очень знаменательным для творчества Тургенева. После написания и публикации цикла рассказов «записки охотника» Иван Сергеевич стал известным на весь мир писателем. В следующее десятилетие выходят сочинения, являющиеся наиболее значимыми в творческом наследии Тургенева: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». И в этот же период пути Тургенева с Некрасовым и «Современником» разошлись.

В 60-е годы Иван Сергеевич становится жителем Баден-Бадена и активным участником западноевропейской культурной жизни. Он занимается общением со многими знаменитостями и пропагандой русской литературы за рубежом. В 1874 году Тургенев переезжает в Париж, где его жизнь стремительно развивается. Он становится участником и организатором известного «холостяцкого обеда пяти», в котором принимают участия многие знаменитые зарубежные писатели. Иван Сергеевич становится самым популярным руским литератором в Европе, и становится вице-президентом Международного литературного конгресса, а также почетным доктором Оксфордского университета.

Пока Тургенев был за пределами России, некоторые его произведения были очень осуждены общественностью. Например роман «Дым», написанный в 1867 году.

В 1882 году Иван Сергеевич Тургенев начал болеть, но не смотря на свой недуг он продолжал творить. Однако 3 сентября 1883 года писателя все же не стало, причиной тому стала миксосаркома.

Если бы попросили в двух словах рассказать о жизни Ивана Сергеевича Тургенева, его краткая биография состояла бы из одного предложения: он прожил свою жизнь, преследуя одну цель и следуя за одной любовью. Но, об этом человеке мало рассказать в двух словах, поэтому жизнь и творчество Тургенева рассмотрим более подробно, ознакомившись с его краткой биографией.

Иван Сергеевич Тургенев краткая биография

Итак, родился классик довольно-таки в состоятельной семье дворянина. Это произошло в 1818 году в октябре. Развитие и воспитание его было полноценным, так как родители могли позволить нанять учителей для своего ребенка. Тургенев, имея такую возможность, углубился в изучение и уже в подростковом возрасте был начитанным и знал три языка. Полученные знания дали возможность без проблем поступить в университет столицы, правда, уже скоро он переводится в Санкт-Петербург на факультет философии. В этот период выходит первая его работа «Стена» в 1834 году. Окончил обучение в 1837 году, после поступает на факультет философии в Германии. Окончив университет за границей, Тургенев едет домой и планирует создать философский факультет, но воплотить задуманное было уже невозможно, так как царь издал указ все кафедры философии закрыть.

Однако биография и жизненный путь Тургенева продолжается и он пробует свои силы на должности в Министерстве внутренних дел. Он пытается улучшить крестьянскую жизнь, но, потерпев фиаско, уходит с возглавляемой должности. Вот здесь он полностью отдает всего себя творчеству. Дальше жизнь Тургенева и его краткая биография для детей и школьников рассказывает нам о становлении творческой деятельности. Наставником Тургенева был Белинский, который и помог определиться с направлением. В своих работах автор использует реализм, так выходит поэма «Параша», а после из-под пера Тургенева рождаются другие поэмы, театральные пьесы, очерки, рассказы, повести.

Жизнь и творчество Тургенева

Хотелось бы рассказать о личной жизни писателя, но семьи не было у него, зато он был влюблен. Он полюбил замужнюю французскую певицу Полину Виардо, а встретил ее в Петербурге, когда она была проездом на гастролях. С тех пор писатель следовал за ней по пятам. Где она, там и он оказывался. Так Тургенев переезжает жить за границу, но сильно тоскует по Родине. Свою тоску он описывает в произведении «Записки охотника», которые набрали огромную популярность. Это был успех.

Когда ушел из жизни Гоголь, Тургенев создает некролог. Это произошло в 1852 году. Но, цензура это произведение не пропустила, мало того, за нее Тургенев оказался в ссылке. Его отправили в родовое имение, что расположено в Орловской губернии, где он пишет не менее знаменитый шедевр « » и несколько иных произведений. В ссылке Тургенев пробыл до 1856 года, после чего он вновь покинул Россию и направился во Францию, где жил и продолжал писать до последнего своего дыхания, изредка посещая Родину. Так появляется «Ася», «Отцы и дети».

Биографию Тургенева и краткое его содержание завершает его кончина. Из-за тяжелой болезни, рака позвоночника, Тургенев ушел из жизни в 1883 году на чужой стороне, но, похоронен в Петербурге, согласно его просьбе в завещании.

Биография Тургенева интересные факты

Были ли в биографии Тургенева краткие интересные факты? Были. Говорят, что Тургенев любил по молодости проматывать родительские деньги, был легкомысленным и любил одеваться, как денди. Первая любовь разбила ему сердце, это была Екатерина Шаховская. А еще поговаривают, что у Тургенева была внебрачная дочь, которую он не признал, но которой помогал. Любил петь, не имея слуха, а также не выносил грязи и мусора вокруг себя. Вот такой он классик русской литературы.

Краткое сообщение о личной жизни и творчестве И.С Тургенева для детей2, 3, 4, 5, 6, 7 классов

Тургенев истинный русский писатель, поэт и реалист позапрошлого ХIХ столетия, с организации АН. Рождённый 28 10 18 в семье дворян, отцом которого был военный офицер в отставке, а мать истинная дама дворянского рода. Детские годы поэта проходили в имении рода. Образование Тургенев получал от личного состава учителей и гувернеров под присмотром няни из крепостных.

С 1827 года, будучи ещё ребёнком, Тургенев вместе с семьёй переехал на постоянное место жительство в столицу России, в Москву. Здесь то, он и стал изучать иностранные языки, учителями которых были частные учителя. В 1883 году Иван стал студентом первого курса Московского университета, с которого спустя год перевёлся на учёбу в Петербургский вуз на факультет естествознания.

В 1938-ом году был вынужден выехать на территорию Берлина, с целью прослушивания лекций по филологии в одном из Берлинских университетов. Там на лекциях у Тургенева состоялось знакомство с Бакуниным и Станкевичем.

Именно знакомство оставило большой след в жизни поэта реалиста. Всего два года прошло с тех пор, как Тургенев стал студентом, а он успел отведать зарубежье стран Франции, Италии, Германии. Вернулся в родные пенаты в сорок первом.

Именно с этого времени Тургенев стал участником литературных кружков, которые посещали и Гоголь, и Герцен, Аксаков. С сорок третьего Тургенев, кратко говоря, нёс службу в канцеларии, где имел честь встретиться с Белинским, он и стал прородителем литературных взглядов Ивана.
Чуть позднее появились, «Брётер», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка», а ещё через 4 года мир увидел "Муму", так, как, поэт был ссыльным в Спасском-Лутовинове, а появления "Записей охотника", и, «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо» общество могло прочесть только после смерти общество смогло прочесть только после кончины Николая I.

С наступлением 1960 - ого Тургенев переехал жить в посёлок, Баден-Баден, там же поэт стал активно участвовать в жизни западноевропейского культурного направления. Его переписка, с знаменитостями нового литературного направления привели к тому, что Тургенев, кратко говоря, превратился за границе в пропагандиста русской литературы. В тоже время о Тургеневе кратко можно сказать, что благодаря его стремлению привить любовь к русской литературе привело к тому, что он стал ближе своим читателям и соотечественникам. Даже, несмотря на то, что находился далеко от родного края.

К 1874 году Тургенев переселился в столицу Франции и сообща с Золем, Флобером, Эдмоном Ганкуром организовал такие себе знаменитые холостяцкие ресторанные трапезы. На миг Иван Сергеев стал самым известным и читабельным поэтом среди других на территории европейского континента.

В связи с этим Тургенев краткая биография которого говорит о том, что он был избран в 1877 вице-президентом Международного литературного конгресса. Кроме этого, Иван Сергеевич был почётным доктором Оксфордского вуза. То что, Тургенев не проживал долгое время на Родине, а вдали не значило, что поэт отделился от существующих там проблем. В подтверждение этому в 67 году вышел его роман, «Дым». Именно он был подтверждён жестокой критике со стороны представителей противоположной позиции поэта. Но это поэта не остановило, Уже в 1977 свет увидел самый объёмный его роман "Новь" с итогами и размышлениями самого Тургенева.

В 1982-ом году Иван Сергеевич тяжело заболел, но несмотря на это, поэт продолжал творить. В моменты ослабления приступов он писал стихотворения в прозе. Только довелось ему создать только в первой части, вторую же унесла с собой, как и жизнь поэта, смерть, которая оборвала его жизнь 3 сентября 1883 года, по старому стилю 22 августа.

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы», — так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно «историческим»: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. Тургенев воспринимался как «старый», даже старомодный писатель,-певец «дворянских гнезд», любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний Толстой дали эстетические ориентиры «новой» прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои «хрестоматийного глянца», мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы «нигилистов» и «либералов», конфликта «отцов» и «детей», а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными «разборами» роман «Отцы и дети», должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе «Довольно» (1865): «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом «совершенном» своде законов и в «несомненных» требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим — его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847) , начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:

— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.