Open
Close

Альбрехт дюрер животные. Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер родился в многодетной семье ювелира, у него было семнадцать братьев и сестер. В XV веке профессия ювелира считалось весьма почтительной, поэтому отец старался обучить своих детей ремеслу, которым он занимался. Но талант Альбрехта к художеству проявился довольно в раннем возрасте, и отец не стал его отговаривать, наоборот, в возрасте 15 лет направил сына к известному Нюренбергскому мастеру Михаэлю Вольгемуту. После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера , признанные мировым сообществом.

10.

Эта картина Дюрера вызвала много осуждений, как у современников художника, так и у современных критиков живописи. Все дело в позе, в которой нарисовал себя автор и скрытом посыле, передающемся через детали. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Остролист в руке художника посыл к терновому венцу, который был возложен на голову Христа при распятии. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу, и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Данная картина, хранящаяся в Лувре, оценивается как, внесшая определенные изменения в людское мировоззрение.

9.

С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. На портрете автор смотрит строго перед собой и держит руку на середине груди, что характерно для отражений Христа. Недоброжелатели нашли на картине Дюрера все сходства и упрекали его в сравнении себя с Христом. Рассматривая картину, кто-то может согласиться с критиками, а кто-то разглядеть, что-то больше. На картине отсутствуют привлекающие к себе внимание объекты, что заставляет созерцателя сосредоточиться на образе человека. Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека.

8.

Портрет, нарисованный в 1505 году, считается венециански направленным произведением Дюрера. Именно в этот период он во второй раз пребывал в Венеции и оттачивал мастерство у Джованни Беллини, с которым в итоге сдружился. Кто изображен на портрете не известно некоторые предполагают, что это венецианская куртизанка. Так как нет сведений о браке художника, других версий о персоне того, кто позировал нет. Картина хранится художественно-историческом музее Вены.

7.


Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. Религиозная история знакомая многим верующим, об избиении христианских воинов на горе Арарат отражена во всех деталях. В центре композиции автор нарисовал себя с флажком, на котором написал время написания и автора картины. Рядом с ним нарисован друг Дюрера гуманист Конрад Цельтис, который умер, не дождавшись окончания картины.

6.


Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Картина насыщена яркими красками, так как такая тенденция становилась популярной в ту пору. Названа картина так из-за отраженного в ней сюжета, доминиканских монахов, использовавших в своих молитвах четки. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.

5.

Еще одна очень известная картина Дюрера была много раз скопирована, напечатана на открытках, марках и даже монетах. История картины поражает своей символичностью. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Еще в детстве братья договорились заниматься живописью по очереди, так как известность и богатство от этого ремесла приходит не сразу и не всем, один из братьев должен был обеспечивать существование другого. Первым за живопись взялся Альбрехт, и когда пришла очередь брата его руки уже отвыкли от живописи, он не мог писать. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Эти руки и отражены в картине.

4.

Своего покровителя Дюрер изображал несколько раз на разных картинах, а вот портрет Максимилиана первого стал одной из известных на весь мир картин. Император изображен, как и полагается монархам, богатые одеяния, надменный взгляд, от картины так и веет высокомерием. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора.

3.

Это гравюра Дюрера символизирует путь человека по жизни. Облаченный в доспехи рыцарь это, человек, защищенный свой верой от искушений. Идущая рядом смерть изображена с песочными часами в руках, указывающая на итог в конце отведенного времени. Дьявол идет позади рыцаря, изображенный в виде какого-то жалкого существа, однако готового при малейшей возможности накинуться на него. Вся сводится к вечной борьбе добра со злом, силы духа перед искушениями.

2.

Самая знаменитая гравюра Дюрера из его 15 работ на тему Библейского апокалипсиса. Четыре всадника это Победитель, Война, Голод и Смерть. Следующий за ними ад, на гравюре изображен в виде зверя с раскрытой пастью. Как и в сказании, всадники несутся, сметая на своем пути всех, и бедных и богатых, и царей и простой люд. Ссылка на то что каждый получить по заслугам, и за грехи ответят все.

1.


Картина написана в период возвращения Дюрера из Италии. В картине переплетаются германское внимание к деталям и красочность, яркость красок свойственная итальянскому ренессансу. Внимание к линиям, механическим тонкостям и мелочам делает отсылку на эскизные работы Леонардо Да Винчи. В этой известной на вес мир картине, довольно детально описанная в Библейских сказаниях сцена, в красках перенесенная на холст, оставляет впечатление, что именно так оно и происходило.

М ного лет назад, когда я ещё учился в школе, в нашем городе проходила большая филателистическая выставка. Я, как и многие мои сверстники в то время увлекался марками, и поэтому мы никак не могли пропустить это событие.
Разделов на выставке было много, но меня больше всего интересовали темы по искусству. И конечно самым лучшим экспонатом, представленным здесь, для меня была коллекция марок, посвящённая величайшему художнику немецкого Возрождения Альбрехту Дюреру. Автор экспозиции провёл огромную работу, что бы представить коллекцию во всей красе. Каждая марка или блок были выставлены на отдельных листах и сопровождались пояснениями, мастерски написанными готическим шрифтом. Я подолгу разглядывал каждую марку, всё больше и больше узнавая о жизни художника.
К сожалению, я не помню автора этой коллекции. Мне бы очень хотелось узнать её судьбу и увидеть вновь спустя столько лет…
Об этом эпизоде из своего детства я в очередной раз вспомнил, когда взял в руки эту замечательную книгу, которую мне недавно прислали.

Литературное наследие Альбрехта Дюрера еще ни разу не издавалось на русском языке в таком объеме, чтобы можно было получить о нем хоть сколько-нибудь полное представление. Настоящее издание должно, в известной мере, восполнить этот пробел. Предлагаемый вниманию читателя сборник включает в себя автобиографические материалы, письма, дневники художника и выдержки из его теоретических трудов.



(1471-1528)

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она стала записываться как Dürer.

Позже в своём дневнике под названием "Семейная хроника" Дюрер оставит следующую запись:

"Год 1524 после рождества в Нюрнберге.

Я, Альбрехт Дюрер младший, выписал из бумаг моего отца, откуда он родом, как он сюда приехал и остался здесь жить и почил в мире. Да будет бог милостив к нам и к нему. Аминь.

Альбрехт Дюрер старший родился в королевстве Венгрия, неподалеку от маленького городка, называемого Юла, что в восьми милях пути ниже Вардейна, в близлежащей деревеньке под названием Эйтас,и его род кормился разведением быков и лошадей. Но отец моего отца, которого звали Антон Дюрер, мальчиком пришел в вышеназванный городок к одному золотых дел мастеру и научился у него ремеслу. Потом он женился на девице по имени Елизавета, от которой у него родились дочь Катерина и три сына. Первый сын, по имени Альбрехт Дюрер, был мой дорогой отец, который тоже стал золотых дел мастером, искусный и чистой души человек."

Детство Альбрехта Дюрера - старшего прошло далеко от Нюрнберга, за пределами Германии, в маленьком венгерском городке. Его деды и прадеды испокон веку разводили на венгерских равнинах рогатый скот и лошадей, а его отец Антон Дюрер стал златокузнецом. Золотых дел мастер Антон Дюрер научил сына всему, что умел в обращении с серебром и золотом, потом отправил его поучиться у мастеров на чужой стороне.

Портрет отца художника. 1490 Дерево, масло
Галерея Уффици. Флоренция. Италия

Это его первая живописная работа Альбрехта Дюрера, дошедшая до нас. Это первая работа, которую Дюрер пометил и своей монограммой. Написав портрет отца, он окончательно осознал себя художником. В эту пору Дюрер написал портреты матери и отца. Он задумал эту работу в подарок родителям, прежде всего отцу. Эта работа была благодарностью за то, что отец не воспрепятствовал сыну стать художником. Она была доказательством, что, оставив семейную профессию для иной, сын не обманет отцовских надежд: то, что он хотел делать, он научился делать по-настоящему.

Альбрехту Дюреру - старшему было двадцать восемь лет, когда он переступил городскую черту Нюрнберга. И еще целых двенадцать лет прослужил он подмастерьем у золотых дел мастера Иеронима Холпера. Того давно уже называли Стариком, но он не спешил уходить на покой. Долгие годы потратил Альбрехт Дюрер на овладение ремеслом. Они принесли знание приемов и секретов, придали зоркость глазу, твердость руке, изощрили вкус, но, увы, ему часто казалось, что он так и останется вечным подмастерьем. Только достигнув сорока лет, он смог предъявить имущества на сто гульденов, что требовалось для получения прав мастера; из них он уплатил десять за свидетельство об этих правах, женился на пятнадцатилетней дочери Холпера - Барбаре и с помощью тестя открыл наконец самостоятельную мастерскую.

Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер 1490-93
О своём отце Дюрер напишет в дневнике следующее:

"...Альбрехт Дюрер старший провел свою жизнь в великом старании и тяжком труде и не имел иного пропитания, чем то, которое он добывал своими руками себе, своей жене и детям. Поэтому он имел немного. Испытал он также немало огорчений, столкновений и неприятностей. Также многие, знавшие его, весьма его хвалили. Ибо он вел честную, достойную христианина жизнь, был терпеливым и добрым человеком, доброжелательным к каждому, и он был преисполнен благодарности богу. Он был далек от общества и мирских радостей, также он был немногословным и богобоязненным человеком."

У Альбрехта Дюрера - старшего было много забот. Дети рождались почти каждый год: Барбара, Иоганн, Альбрехт...

Альбрехт Дюрер записал однажды в свою памятную книжку:
"...В 1471 году после рождества Христова в шестом часу в день св. Пруденция во вторник на неделе св. креста (21 мая) родила мне моя жена Барбара моего второго сына, коему крестным отцом был Антон Кобергер и назвал его в честь меня Альбрехтом"

Так вошла в историю дата 21 мая 1471 года , когда в Нюрнберге родился великий немецкий художник, живописец и график, теоретик искусства, заслуживший всемирную славу.

Потом родились Зебальд, Иероним, Антон, двойня - Агнесса и Маргарита. Мать чуть не погибла родами, а одну девочку едва успели окрестить, как она умерла. За двойней на свет появились Урсула, Ганс, еще одна Агнесса, Петер, Катарина, Эндрес, еще один Зебальд, Кристина, Ганс, Карл. Восемнадцать детей! В крестные к своим детям Дюреры приглашали хороших знакомых и друзей. Среди них - купец и астроном-любитель, сборщик налогов на вино и пиво, судья. А крестный Альбрехта - младшего - Антон Кобергер - был знаменитым печатником. Все, кого Дюреры приглашали в крестные своим детям, были людьми влиятельными, могли в будущем оказать покровительство крестникам, да только те рождались слабыми, много хворали, умирали в детстве или юности. До зрелых лет дожили всего три брата - Альбрехт, Андрее и Ганс. Но семья всегда была большой. Жену измучили беременности, частые роды, болезни детей, бессонные ночи, многотрудное хозяйство. Каким должен быть очаг, чтобы накормить семью, подмастерьев и учеников, какой нужен стол, чтобы усадить за пего всех! Чего стоило одевать и обувать стольких детей! А отец хотел не только прокормить их, по и научить грамоте, дать сыновьям в руки надежное ремесло, проторить им путь, чтобы был он полегче его собственной дороги.

Отец старался увлечь сына ювелирным делом. В 1484 году Альбрехт Дюрер - младший был еще мальчиком. Он перестал ходить в школу, где учился несколько лет. Он ученик в мастерской отца. Привыкает. Хотя поначалу было очень трудно. По всему переулку Кузнецов с утра раздается перестук молотков, сипло вздыхают раздуваемые мехи, скрежещут напильники, негромко и печально поют подмастерья. Пахнет горящим углем, металлической окалиной, кислотой.

"...Но особенное утешение находил мой отец во мне, ибо он видел, что я был прилежен в ученье. Поэтому послал меня мой отец в школу, и когда я выучился читать и писать, он взял меня из школы и стал обучать меня ремеслу золотых дел мастера.

Были работы в мастерской, которые оставляли его равнодушным, другие он делал с охотой. Но ни одна из них даже отдаленно не вызывала такого чувства, как прикосновение карандаша к бумаге. Объяснить это чувство словами он не смог бы, но вырваться из его плена тоже был не в силах. Он знал: отец может рассердиться, но не возвращался к своему уроку. Oн рисовал. Рисовал себя.

Дюрер. Автопортрет в тринадцатилетнем возрасте.
...На прямоугольном листе плотной шершавой бумаги мальчик изобразил себя вполоборота. Когда смотришь на этот автопортрет, чувствуешь, что он нарисован рукой, которая не первый раз взяла карандаш. Рисунок выполнен почти без поправок, сразу и смело. Лицо на портрете серьезное, сосредоточенное. Мягкостью черт оно напоминает отца. Облик совсем юный, пожалуй, мальчику не дашь тринадцати лет. У него по-детски пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по - детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя. Шелковистые вьющиеся волосы закрывают лоб и уши, падают на плечи. На голове плотная шапочка. Мальчик одет в простую куртку. Из широкого рукава высунута рука - хрупкое запястье, длинные тонкие пальцы. По ним не видно, что эта рука уже привыкла держать клещи, напильник, молоток, штихель.

Мальчик не задумывался над тем, что взялся нарисовать автопортрет - необычная задача для того времени. Он не ждал, что будет легко, но и не страшился, что будет трудно. То, что он делал, было для него необходимо и естественно. Как дыхание. Это он почувствовал, когда попробовал рисовать впервые, и сохранил это ощущение па всю жизнь. Он работал серебряным карандашом. Спрессованная палочка серебряного порошка ложится на бумагу мягким штрихом. Но штрих нельзя ни стереть, ни поправить - рука художника должна быть твердой. Может быть, недетская серьезность и сосредоточенность в лице - от трудности почти непосильной задачи. Альбрехт Дюрер - младший справился с ней удивительно.

Несколько десятилетий спустя детский рисунок попался на глаза мастеру. Он не рассмеялся над ним, как над незрелым опытом, а надписал в верхнем правом углу: "Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюpep". В этих словах - нежность взрослого к собственному, давно отшумевшему детству, уважение мастера к одному из своих первых опытов.

"...И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел мастерству. Я сказал об этом моему отцу, но он был совсем не доволен, так как ему было жаль потерянного времени, которое я потратил на обучение золотых дел мастерству. Все же он уступил мне, и когда считали 1486 год от рождества Христова, в день св. Эндреса [св. Андрея, 30 ноября], договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаелю Вольгемуту, с тем, чтобы я служил у него три года. В то время дал мне бог усердия, так что я хорошо учился.

После трех лет обучения, Дюрер отправился в обязательное для получения звания мастера, путешествие по городам Верхнего Рейна (с 1490 по 1494).
До возвращения в Нюрнберг, его отец сосватал ему невесту - Агнес Фрай, происходившую из знатного рода банкиров - финансовых представителей Медичи в Германии. Агнес Фрей дочь Ганса Фрея - медника, механика, музыканта.

"...и четыре года я был вне дома, пока отец снова меня не потребовал. И после того как я уехал в 1490 году после пасхи, я вернулся, когда считали 1494 год, после троицы. И когда я снова возвратился домой, договорился с моим отцом Ганс Фрей и отдал за меня свою дочь, девицу по имени Агнеса, и дал мне за нею 200 гульденов, и сыграли свадьбу в понедельник перед Маргаритою в 1494 году.

Видно, к этим дням и относится портрет Агнес - беглый рисунок пером. На рисунке - девушка в домашнем платье и переднике. Она наспех причесана - из косы выбиваются пряди волос и лицо ее не кажется красивым - правда, у каждого века свои представления о женской красоте. Подпершись рукой, она задремала - верно, захлопоталась: дел перед свадьбой много. Жених зашел в дом к будущему тестю. Тщательно причесанный, нарядно одетый, с подарком невесте, Альбрехт Дюрер отворил дверь в дом и застал врасплох задремавшую Агнес. Такой он и нарисовал ее. Мимолетный набросок не льстил невесте. Поколебавшись, словно проверяя себя, как звучат и что значат эти короткие слова, оп написал под рисунком: "Моя Агнес". За всю историю их долгого брака это единственные нежные слова, написанные Дюрером о жене.

Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 году Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми.

Приближался 1500 год.

Круглые даты всегда производят на людей особенное впечатление, а эта завораживала. Невозможно было представить себе, что такой год ничем не будет отличаться от предшествующих и последующих. Люди с облегчением убедились: конец света не наступил. Но они продолжали думать, что год 1500-й означает некий рубеж.

Автопортрет. 1500
Нет, не случайно именно в этот год Дюрер создал новый автопортрет - один из самых удивительных в его творчестве, да, пожалуй, и вообще в искусстве европейского автопортрета.

Дюрер придавал этому портрету особенное значение. Он не просто пометил его своей монограммой, но снабдил латинской надписью:

" Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками..."

Буквы написаны золотой краской, они перекликаются с золотыми вспышками в волосах и подчеркивают торжественность портрета.
Еще совсем недавно немецкие художники не подписывали своих работ: скромная безвестность была их уделом. Дюрер разворачивает свою подпись в несколько строк торжественными золотыми буквами. Помещает эти строки на самом видном месте картины. Картины, исполненной духом гордого самоутверждения, утверждения себя как личности и как художника, что для него неотделимо одно от другого. Нелегко, не просто общаться с человеком такой великой гордости и столь убежденным в своем праве на нее, с таким всепроникающим взглядом.

В 1503-1504 годах Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит "Большой кусок дерна" (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.

Большой кусок дерна. 1503

Молодой заяц. 1502.

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины.

Поклонение святой Троице (Алтарь Ландауэр). 1511
Эта удивительная сверкающая картина, одно из самых торжественных, "пафосных" произведений Дюрера, была написана по заказу купца М. Ландауэра. Святая Троица изображена здесь на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог-Отец, увенчанный короной, и распятый Христос).
Вокруг размещены поклоняющиеся Троице персонажи, распадающиеся на четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью; вверху справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами; внизу справа – миряне во главе с императором и королем.
У нижнего края картины мы видим пейзаж с озером. Одинокая фигура на его берегу – сам Дюрер.

Если в 1507–1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511–1514 годы были посвящены преимущественно гравюре.
В 1513-1514 годах он создал три самых знаменитых своих листа: "Рыцарь, смерть и дьявол"; "Св. Иероним в келье" и "Меланхолия I".

Рыцарь, смерть и дьявол. 1513
На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского "Руководство христианского воина" (1504). Рыцарь - аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью.

Св. Иероним в келье. 1514
Лист "Св. Иероним в келье", напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы.

Меланхолия I. 1514
На гравюре "Меланхолия I" изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.

Четыре апостола. 1526
«Четыре апостола» – последнее живописное произведение Дюрера, его духовное завещание современникам и потомкам. Пятидесятипятилетний художник чувствовал, что его силы на исходе, и задумал сделать прощальный подарок своему родному городу Нюрнбергу.
Эта работа создана в 1526 г, вскоре после того, как Нюрнберг официально принял Реформацию.

Запечатлев трех апостолов и евангелиста, Дюрер хотел дать своим согражданам новый нравственный ориентир и высокий пример для подражания. Свои представления об этом ориентире художник постарался выразить со всей возможной ясностью.
В письме Городскому совету мастер писал, что в эту работу он "вложил больше старания, чем в какую-либо другую живопись".
Под стараниями Дюрер подразумевал не только собственно труд художника, но и то усердие, с которым он стремился донести до зрителей религиозно-философский смысл произведения. Одной живописи Дюреру показалось для этого мало, и он дополнил ее словами: по низу обеих досок идут надписи.
Сам художник сформулировал свое напутствие согражданам так:
"В эти опасные времена пусть остерегаются земные властители, чтобы не принять за Божественное слово человеческие заблуждения".
Собственную мысль Дюрер подкрепил тщательно подобранными цитатами из Нового Завета –высказываниями изображенных им учеников и последователей Христа: это предостережения апостолов Иоанна и Петра против лжепророков и лжеучителей; слова Павла, предрекавшего времена, когда наступит засилье людей самолюбивых и надменных, и, наконец, известное высказывание евангелиста Марка «Остерегайтесь книжников».
Знаменательно, что евангельские тексты цитируются по Библии, переведенной Лютером в 1522 г. на немецкий язык. Надписи великолепным готическим шрифтом выполнил по просьбе Дюрера его друг, знаменитый каллиграф Иоганн Нойдёрфер.

В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: "Руководство к измерению циркулем и линейкой" (1525), "Наставление к укреплению городов, замков и крепостей" (1527), "Четыре книги о пропорциях человека" (1528). Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства 1-й половины 16 века. В Италии гравюры Дюрера пользовались таким успехом, что даже выпускались их подделки; прямое воздействие его гравюр испытали многие итальянские художники, в том числе Понтормо и Порденоне.

Альбрехт Дюрер скоропостижно скончался на пятьдесят седьмом году жизни - 6 апреля 1528 года - и был похоронен на городском кладбище святого Иоанна в Нюрнберге. После своей смерти он оставил несколько сотен гравюр и более шестидесяти картин.

Творчество этого мастера имело огромное значение для развития немецкого искусства первой половины XVI столетия. При всём весьма обширном и значительном вкладе Дюрера в развитие искусства своей страны его главной заслугой является утверждение реалистических принципов в немецкой живописи и гравюре XVI века.

Использованы материалы из замечательной книги Сергея Львовича Львова -

А.Дюрер. Вид на Арко. 1495г.

В Европе акварельная техника вошла в употребление в 15 веке. Первоначально использовались сухие краски, с немалым трудом растираемые в порошок. Акварелью нередко пользовались для оформления буквиц (первых букв начальных слов) в книгах, для зарисовок растений и животных.

В 1780 году в акварель стали добавлять мёд (медовая акварель) для её умягчения, так как мёд удерживает влагу. В том же веке появились первые магазины акварели, где можно было приобрести не просто сухую акварель, а жидкую. С 1835 года в состав акварели стал входить глицерин для уменьшения вязкости.

Самым первым европейским художником, который стал экспериментировать с этим художественным средством, стал Дюрер .

Альбрехт Дюрер родился в городе Нюрнберге 21 мая 1471 года. Он был третьим из восемнадцати детей золотых и серебряных дел мастера Альбрехта Дюрера-старшего. Дюрер-старший был родом из Венгрии. Изучая под руководством отца ювелирное дело, приемы гравировки на металле, Дюрер особый интерес проявлял к искусству рисунка. Альбрехт Дюрер в начале 16 века серьёзно занялся акварелью (гуашь в работах использовал, как дополнительный материал). Его можно считать родоначальником акварельной техники в Европе.

Альбрехт Дюрер, «Маленькая сова», 1506 г.


Альбрехт Дюрер, «Маленькая сова», 1506 г.


А.Дюрер. Рогач. 1505г

Альбрехт Дюрер, «Голова оленя», 1503 г


А.Дюрер. Крыло синебрюхой сизоворонки. 1512г.


А.Дюрер. Морда коровы. 1527г.



Альбрехт Дюрер, «Голова моржа»


Альбрехт Дюрер, «Мёртвая голубая птица», 1512 г.

Немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения.

Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, из которых выжили восемь. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин). Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. Wanderjahre), во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауером, творчество которого сильно повлияло на юного художника, так как тот умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного, и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской Шонгауэра. Позднее Дюрер переехал в Базель.

Вскоре молодой художник возвращается в Нюрнберг. Теперь он уже имеет репутацию известного художника, поэтому не только получает заказы, но и открывает собственную школу. Дюрер выполняет ряд гравюр на меди – «Продажная любовь» (1495–1496), «Св. семейство с кузнечиком» (около 1494–1496), «Три крестьянина» (около 1497), «Блудный сын» (1498), а также гравюры на дереве – «Геркулес», «Мужская баня».

«Этими гравюрами открывается блестящая плеяда графических работ Дюрера… Художник теперь свободно владеет резцом, применяя острый, угловатый и нервный штрих, с помощью которого создаются извилистые, напряженные контуры, пластически лепится форма, передаются свет и тени, строится пространство.

С особой интенсивностью и упорством Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи. Здесь Дюрер воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. В последующих циклах “Большие страсти” (около 1497-1511), “Жизнь Марии” (около 1502-11) и “Малые страсти” (1509-11) он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики.

В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Дюрера к ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500-03, Дюрер пришёл в трёх так называемых “мастерских” гравюрах 1513-14 к своим высшим достижениям: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) – образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями; в “Меланхолии” (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека; “Св. Иероним” (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта.

В 1498 году художник начал работу над иллюстрациями к Священному писанию. Дюрер выпустил свою лучшую книгу – иллюстрированный Апокалипсис. Серия гравюр из восемнадцати листов до сих пор считается непревзойденным шедевром полиграфического искусства.

Дюрер должен был обратиться к образам, воплощавшим жизнь в духе странного метафорического религиозного видения, которые словно бросали вызов карандашу художника. Средневековый мастер выражал их посредством великих символов во вневременной среде. Дюрер также внес эту космичность и вневременность в свое произведение. Его композиция возносилась, подобно крутой стене, в пространство вселенной. Небеса и земля сливались в одно великое целое. Однако весь опыт изучения реальности, приобретенный им за это время, не мог быть отброшен. Огромным достижением Дюрера было то, что силой своего воображения и реалистического мастерства он воплотил эти гигантские видения с их заклинаниями и экстазом в образы, обладавшие жизненной убедительностью.

Тогда же Дюрер приступил к работе над циклом гравюр «Больших страстей», а в 1502 году – над циклом «Жизнь Марии», завершив их только в 1511 году. Все три цикла принадлежат к величайшим достижениям религиозного искусства в области гравюры на дереве.

В начале века Дюрер выполнил несколько монументальных заказных работ: Паумгартнеровский алтарь, «Оплакивание Христа»,

В 1505 году Дюрер вновь прерывает работу в своей мастерской и отправляется в Венецию. Его поездка была вызвана тем, что в итальянских городах появились поддельные гравюры с монограммой Дюрера. Кроме того, художник надеялся, что в Венеции он получит новые заказы.

Действительно, прибыв в Венецию, Дюрер получает выгодное предложение. Руководители немецкой колонии в этом городе решили поручить мастеру ответственный заказ – изготовление алтарных картин для местной церкви. Вероятно, столь ответственный заказ помог ему получить итальянский художник Д. Беллини. С ним Дюрера связывали дружеские отношения еще со времени предыдущего приезда.

Он успешно работает в Венеции, совершает поездки в другие города, встречается с великим Рафаэлем. Дюрер подарил Рафаэлю свой автопортрет, исполненный гуашью на очень тонком холсте.

В 1507 году Дюрер возвращается в Нюрнберг и вновь приступает к работе. Ему хотелось хотя бы некоторое время поработать не на заказ, а для души. И он вернулся к своему старому замыслу – образам Адама и Евы. Однажды он уже воплотил их в гравюре.

В 1509 году Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Иконографическую программу алтаря, состоявшего из картины и деревянной резной рамы, выполненной неизвестным нюрнбергским мастером, в верхней части которой была вырезана сцена Страшного суда, разработал Дюрер. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу, художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником.

В 1513–1514 годах мастер создает произведения, знаменующие вершину его творчества. Это в первую очередь три гравюры на меди: «Всадник, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним» (1514) и «Меланхолия» (1514).

Дюрер был единственным художником, которому Максимилиан назначил пожизненную годовую ренту в 100 флоринов. Однако в 1519 году Максимилиан умирает, и Дюрер лишается ренты. В 1520 году художник вместе с женой отправился в Нидерланды для того, чтобы получить санкцию на продолжение выплаты ренты у нового императора Карла V, ожидавшего коронации в Ахене. На протяжении всего пути художника ждал восторженный прием. Антверпенские художники пригласили знаменитого коллегу на торжественный обед.

В 1523–1528 Дюрер опубликовал теоретические трактаты «Руководство к измерению циркулем и линейкой» и «Четыре книги о пропорциях человека», вобравшие в себя выводы, к которым он пришел в результате изучения пропорций, и ставшие основой руководства по обучению живописи.

По замыслу автора, они должны были стать своеобразным введением к задуманной им энциклопедии художника. Однако осуществить этот грандиозный замысел Дюрер уже не успел. 6 апреля 1528 года художник умер после тяжелой болезни печени.

Д ом-музей Дюрера

Место, где жил и работал художник с 1509 года до своей смерти в 1528 году. Дюрер жил в доме с женой, матерью и своими учениками и подмастерьями. Сегодня дом – музей и принадлежит вместе с Собранием графики Нюрнберга к объединению музеев города.

Здание имеет два уровня: нижние этажи построены из песчаника, а три верхних имеют деревянный каркас. Крыша - полувальмовая, со слуховыми окнами, обращенными в сторону улицы. Первый музей художника создан в этом старинном доме в 1826 году: изначально экспозиция ограничивалась одной комнатой. И только в 1871 году в честь 400-летия со дня рождения Альбрехта Дюрера весь дом был переведен под управление музея.

Здание пострадало в годы Второй мировой войны, однако стало одной из первых восстановленных музейных площадок, открылось для посетителей в 1949 году. Музей располагается в центральной части города, рядом с Нюрнбергским замком и парковой зоной.

П роизведения

М еланхолия

1514 г.

Резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «Меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера, и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.

Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации, и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды».

А дам и Ева

Картина немецкого художника Альбрехта Дюрера. Картина представляет собой две крупноформатные доски, написанные маслом. Диптих написан в 1507 году. Обе панели 209 см в высоту, а в ширину одна 81 см, другая 80 см.

Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен. Стоит сказать, что данное произведение и его сюжет создано в духе античного времени. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. Люди, изображенные на полотне, полностью обнаженные, все прописано до мельчайших деталей, даже их рост, они изображены в свою истинную величину. Это очень важно из-за того, что по Библии Адам и Ева являются прародителями человечества, первыми людьми, сошедшими с небес на землю и давшими начало расе людей. В Библии говорится, что Адам и Ева имели множество различий между собой, именно поэтому автор изобразил их по отдельности. Но присмотревшись внимательней, можно увидеть, что картина представляет собой единое целое – Адам удерживает ветку, а Ева плод, который раньше на ней висел.

А втопортрет Дюрера

Последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.

«Автопортрет» («Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет», «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»; нем. Selbstbildnis im Pelzrock) Альбрехта Дюрера, написанный в начале 1500 года, - последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.
Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа - симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета.

Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой. В этом произведении Дюрер, кажется, подошёл к тому, что историк искусства Марсель Брион, называет «классицизмом по Энгру. Лицо с непреклонностью и безличным достоинством маски, скрывающей беспокойство потрясений, боли и страсти внутри».

Кажущаяся симметрия картины несколько нарушена: голова расположена чуть правее центра, пряди волос падают набок, взгляд направлен влево.
В конце XV - начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета (один из немногочисленных примеров использования такого ракурса - серия портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненная Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу). В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. В Северной Европе поворот в три четверти появляется в портретах приблизительно с 1420 года, его использовал Дюрер в своих более ранних автопортретах. Художники позднего средневековья и раннего Возрождения разрабатывали этот более трудный вид и гордились умением изображать модель в три четверти. Для зрителя начала XVI века вид анфас был связан не со светским портретом, а с религиозным и, прежде всего, - изображением Христа.

Ч етыре ведьмы

Одно из самых загадочных произведений Дюрера. Сюжет его разными учеными толковался по-разному. В основе композиции лежит античная группа «Три грации», но художник добавил четвертую фигуру. Дверь слева, из которой вырываются языки пламени и видна голова дьявола, олицетворяет врата ада, дверь справа, перед которой лежит кость, – врата смерти. Изображены четыре женщины: одна из них, на заднем плане, возможно, Эрида – богиня раздора; в трех фигурах на первом плане видят Венеру, Минерву и Юнону. Последняя была покровительницей замужних женщин, поэтому изображена в чепце. Некоторые исследователи связывают гравюру с темой «Суда Париса» и рассматривают ее как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мучениям.

В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т.д. Он выполняет множество портретов в живописи, гравюре и рисунке, постоянно зарисовывает народные типы. От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди - «Мужская баня», «Танцующие крестьяне», «Четыре ведьмы», «Волынщик», «На рынке»). В это же время он занимается декоративным искусством и книжной графикой, изображая в гравюре по заказу императора Максимилиана грандиозную триумфальную арку и украшая рисунками на полях его молитвенник.

П оклонение волхвов

Картина Альбрехта Дюрера, написанная по заказу курфюрста Саксонии Фридриха III в 1504 году для алтаря замковой церкви в Виттенберге. Считается одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годом.

Эта картина напоминает незаконченное полотно Леонардо да Винчи на аналогичный сюжет, также хранящееся в Уффици. Но непосредственное влияние на Дюрера оказали венецианцы – Андреа Мантенья с его пристрастием к обилию камня в картинах и Джованни Беллини с его светлой и ясной живописью. Однако персонажи Дюрера написаны с той степенью психологизма, которая была особенно ему присуща.

Источник-интернет

Альбрехт Дюрер – величайший немецкий художник – мастер западноевропейского Ренессанса обновлено: Декабрь 4, 2017 автором: сайт

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer , 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, там же) - немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников.

Биография

Семья. Ранние годы. Учёба А. Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер. Портрет А. Дюрера. Альбрехт Дюрер-старший. Приписывается А. Дюреру

Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de ), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, из которых выжили восемь. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин). Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Первое путешествие. Женитьба

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494

Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. Wanderjahre ), во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауером, творчество которого сильно повлияло на юного художника, так как тот умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного, и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской Шонгауэра. Позднее Дюрер переехал в Базель. Примерно в этот период в книгах, отпечатанных в Базеле, появляются иллюстрации в новом, несвойственном им ранее, стиле. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494). Некоторое время он провёл в Страсбурге. Здесь он нарисовал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493), и отправил его в родной город. Возможно, этот автопортрет был предназначен в подарок невесте Дюрера.

В 1494 году Дюрер вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, из старинной и уважаемой нюрнбергской семьи, Агнесе Фрей. С женитьбой повысился социальный статус Дюрера - теперь он имел право завести собственное дело. Брак был бездетным, известно также, что оба брата художника: Эндрес (de ) (1484-1555), золотых дел мастер, и Ханс (1490-1538), живописец и гравёр, впоследствии придворный художник Сигизмунда I, также умерли, не оставив потомства.

Поездка в Италию

Альбрехт Дюрер. Дворик замка в Инсбруке. Акварель. 1494. Вена, Альбертина

Считается, что в 1494 году или несколько раньше, Дюрер предпринял путешествие в Италию. В «Семейной хронике» Дюрер ничего не пишет об этой поездке, часть исследователей предполагает, что художник совершил её в 1493/1494-1495 годах (существует также мнение, что она не состоялась), где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Джованни Беллини и других мастеров.

Некоторые исследователи видят подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1493/1494-1495 годах, в его письме из Венеции Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым». Все недатированные пейзажные зарисовки Дюрера, ставшие первыми в изобразительном искусстве Западной Европы акварелями в этом жанре, относятся сторонниками версии именно к итальянскому путешествию 1493/1494-1495 годов. Позднее Дюрер использует эти мотивы, а также этюды окрестностей Нюрнберга в своих гравюрах.

Начало самостоятельной работы

В 1495 году Дюрер в Нюрнберге открыл собственную мастерскую и в течение последующих десяти лет создал значительную часть своих гравюр. В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. Так как ремёслами в Нюрнберге, в отличие от других городов, где всё было подчинено гильдиям, управлял Городской совет, мастера здесь пользовались большей свободой. Дюрер смог испробовать новые приёмы в технике гравюры, отступая от устоявшихся норм, а также открыть продажу первых оттисков. В 1495-1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди.

Художник сотрудничал с такими известными мастерами, как Ханс Шойфелайн (de ), Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин и выполнял гравюры для нюрнбергских издателей - Кобергера, Гольцеля, Пиндара. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Для этой книги Дюрер выполнил 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. Бригитты», для которой Дюрер создал 30 гравюр, из них лишь часть была цельнополосными, остальные с помощью сложной вёрстки книжной полосы были органично включены в тексты.

В этот период Дюрер вошёл в круг нюрнбергских гуманистов, возглавляемый Конрадом Цельтисом. Он гравировал иллюстрации для изданных Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502).

Герб Альбрехта Дюрера, 1523 год

В первые годы XVI века художник занялся изготовлением печатных книжных знаков, всего известно 20 экслибрисов авторства Дюрера, из них - 7 в проекте и 13 готовых. Первый экслибрис Дюрер делал для своего друга, литератора и библиофила Виллибальда Пиркгеймера, работа не была завершена, эскиз в настоящее время хранится в библиотеке Варшавского университета. Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера - геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы). Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины - символы, часто встречающиеся в южнонемецкой геральдике; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера, Барбары Хольпер. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.

В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид). Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов», написанное Дюрером для Фридриха III. Несколько ранее Дюрер, вероятно, с помощниками выполнил для курфюрста Саксонии полиптих «Семь скорбей» (около 1500).

Венеция

Праздник венков из роз . Масло, тополёвая доска (1506)

В 1505 году Дюрер уехал в Италию. Причина поездки неизвестна. Возможно, Дюрер хотел не только заработать, но и собирался решить дело с копированием его гравюр художником Маркантонио Раймонди. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера другу, учёному Виллибальду Пиркгеймеру. В этом городе художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз (en )» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи Тедески. Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. По словам самого Дюрера, эта работа заставила признать тех художников, кто считал его лишь гравёром, что он также живописец. Император Рудольф II позднее (1585) приобрёл картину «Праздник венков из роз» и переправил в Прагу.

В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне, Пальма Веккио, однако, «наилучшим в живописи» (pest in gemell ) Дюрер считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других итальянских художников, у него установились дружеские отношения. Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини. Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини.

Несмотря на то, что творчество Дюрера было высоко оценено в Венеции, а её совет предлагал художнику годовое содержание в размере 200 дукатов с тем, чтобы он задержался, всё же, поздней осенью 1506 года он уехал в Нюрнберг. Его путь пролегал через Болонью, город, знаменитый своим университетом, где Дюрер надеялся раскрыть в общении с местными учёными секреты перспективы. Исследователи предполагают, что он собирался встретиться либо с математиком Лукой Пачоли, либо с архитектором Донато Браманте. Потом он намеревался посетить Падую, чтобы встретиться с Мантеньей, но получил известие о его смерти, и поездка не состоялась.

Нюрнберг 1506-1520

Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена

В 1509 году Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Иконографическую программу алтаря, состоявшего из картины и деревянной резной рамы, выполненной неизвестным нюрнбергским мастером, в верхней части которой была вырезана сцена Страшного суда, разработал Дюрер. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». В 1585 году, когда Рудольф II приобрёл картину Дюрера, рама осталась в Нюрнберге. Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу (Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса»), художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником. Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер выполнял алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы, и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени. Геллер в итоге остался доволен выполненной работой, но вознаграждение, полученное за неё Дюрером, едва покрыло стоимость затраченных материалов.

Дом Дюрера в Нюрнберге, где он жил и работал с 1509 по 1528 год

Дюрер сосредоточил свои усилия на достижении высочайшего мастерства в гравировании, видя в этом верный путь к признанию и материальному благополучию. Ещё до поездки в Венецию основной доход Дюрера составляли средства, вырученные от продажи гравюр. Реализацией занимались мать и жена художника на ярмарках в Нюрнберге, Аугсбурге и Франкфурте-на-Майне. В другие города и страны гравюры Дюрера отправлялись вместе с товарами купцов Имгофов и Тухеров.

С 1507 по 1512 год Дюрер выполняет множество гравюр на заказ, а также серии религиозных гравюр («Жизнь Марии», «Большие страсти», «Малые страсти», «Страсти» на меди), предназначенные для продажи. В 1515-1518 годах Дюрер пробует работать в новой на то время технике - офорте. Так как в то время ещё не были известны кислоты для травления меди, Дюрер выполнял офорты на железных досках. Несколько ранее, в 1512 году, Дюрер использовал такой вид гравюры как «сухая игла», но вскоре оставил её.

Летом 1518 года Дюрер представлял город Нюрнберг на рейхстаге в Аугсбурге, где написал портреты Максимилиана I, Якова Фуггера и других знаменитых участников съезда.

Работы для Максимилиана I

А. Дюрер. Портрет Максимилиана I

С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3,5 х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция, задуманная и осуществлённая в честь Максимилиана, предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трейтцзаурвейном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом Шпрингинклее. В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». Финансовые трудности, постоянно испытываемые императором, не позволили ему вовремя расплатиться с Дюрером. Максимилиан предложил художнику освобождение от городских налогов, однако против этого выступил Совет Нюрнберга. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. В 1515 году, по ходатайству Дюрера, император назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год, из сумм, вносимых городом Нюрнбергом в императорскую казну.

Дюрер и Реформация

В 1517 году Дюрер примкнул к кружку нюрнбергских реформаторов, во главе которых стояли викарий августинцев Иоганн Штаупитц и его соратник Венцеслав Линк. Знакомство с сочинениями Мартина Лютера, которые, по словам художника, «очень ему помогли» (der mir aus großen engsten geholfen hat ), вероятно, произошло около 1518 года. Художник поддерживал отношения с видными деятелями Реформации: Цвингли (учением которого на некоторое время увлёкся), Карлштадтом, Меланхтоном, Корнелиусом Графеусом (Cornelius Grapheus), Николасом Кратцером. Уже после смерти Дюрера Пиркгеймер, вспоминая своего друга, отзывался о нём как о «добром лютеранине». В начале 1518 года Дюрер послал Лютеру свои гравюры, художник надеялся выгравировать портрет самого Лютера, однако их личная встреча так и не состоялась. В 1521 году, когда распространился ложный слух о том, что Лютер после Вормского рейхстага был схвачен, Дюрер записал в своём «Дневнике путешествия в Нидерланды»: «О боже, если Лютер мёртв, кто отныне будет так ясно излагать нам святое евангелие?» Дюрер придерживался взглядов «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению…», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей.

В поздних работах Дюрера, некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму. Например, в гравюре «Тайная вечеря» (1523) включение в композицию Евхаристической чаши считается выражением идеи каликстинцев, хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению. Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений, испытываемых Дюрером в отношении изображений святых; даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке.

Поездка в Нидерланды

А. Дюрер. Портрет Эразма. Бумага, чёрный мел. Ок. 1520

В 1520 году художник, уже обретший европейскую славу, предпринимает путешествие в Нидерланды, в этой поездке его сопровождала жена. Со смертью своего покровителя, императора Максимилиана, Дюрер лишился годовой пенсии: нюрнбергский Совет отказался без указания нового императора продолжать выплату. Главной целью Дюрера была встреча с Карлом V, коронация которого должна была состояться в Нидерландах.

«Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки. Художник фиксирует всё, что привлекает его внимание, описывает произведения искусства и достопримечательности, которые ему довелось увидеть, обычаи и нравы местного населения, отмечает имена тех, с кем познакомился в это время. Путешествие началось 12 июня, путь Дюреров пролегал через Бамберг, Франкфурт, Кёльн в Антверпен и другие нидерландские города. Художник активно работал в жанре портрета, встречался с местными мастерами и даже помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. Пребывание в Нидерландах обратилось триумфом Дюрера, он всюду был желанным гостем. По словам самого Дюрера магистрат Антверпена, надеясь удержать художника в городе, предлагал ему годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку и, кроме того, уплату всех его налогов. Аристократия, послы иностранных государств, учёные, в том числе Эразм Роттердамский, составляли круг общения Дюрера в Нидерландах.

4 октября 1520 года Карл V подтвердил право Дюрера на пенсию в 100 гульденов в год. Записи в «Дневнике» на этом заканчиваются. Обратный путь, судя по зарисовкам в путевом альбоме, художник проделал по Рейну и Майну. В Нюрнберг художник возвратился в июле 1521 года.

Последние годы

Могила Дюрера на кладбище Иоанна в Нюрнберге

В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством. Одна из важнейших картин последних лет - диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха - некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном Нейдёрфером (de ), выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов, другие - отклик мастера на религиозные разногласия, потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности».

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания - в том числе сильное увеличение селезёнки - он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю пальцем, там у меня болит».

До последних дней Дюрер готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.

Магический квадрат Дюрера

Фрагмент гравюры Дюрера «Меланхолия»

Дюрер составил так называемый магический квадрат, изображённый на одной из самых совершенных его гравюр - «Меланхолии». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат чи́сла от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры «Меланхолия» (1514).

«Магический квадрат» Дюрера остаётся сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, бросается в глаза, что в них внесены изменения - цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Несомненно, Дюрер не случайно обогатил свой «магический квадрат» такими деталями, которые нельзя не заметить.

Звездная и географическая карты Дюрера

В 1515 году Дюрер выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Работа над гравюрами проходила в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием (инициатор проекта) и Конрадом Хейнфогелем (нем. Konrad Heinfogel). Карта звёздного неба Дюрера, которая стала первой в истории отпечатанной типографским способом, была подготовлена, вероятно, к 1512 году. Набросок карты с градусной сеткой, по-видимому, сделал Стабий. По этим данным, по свидетельству Иоганна Доппельмайра, Хейнфогель «прилежно изготовил на плоскости» расположение звёзд, «привлекая применявшийся ещё в то время каталог неподвижных звезд Птолемея, которое затем Альбрехт Дюрер снабдил надлежащими фигурами… и для пользы любителей астрономии представил в гравюре на дереве». На двух листах карты звёздного неба фигуры созвездий изображены согласно греческой мифологической традиции. Изображения двух полушарий даны в стереографической проекции с центрами в полюсах эклиптики. В левом верхнем углу листа с южным полушарием помещён герб кардинала Ланга, в правом - текст посвящения, а внизу слева размещены гербы И. Стабия, К. Хейнфогеля и самого А. Дюрера и надпись на латыни: «Иоганн Стабий направил - Конрад Хейнфогель расположил звезды - Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». В четырёх углах карты северного полушария изображены в фантастических одеяниях выдающиеся древние астрономы: Арат из Сол (слева вверху), Клавдий Птолемей (справа вверху), Марк Манилий (слева внизу) и Ас-Суфи (справа внизу).

На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве с И. Стабием и К. Хейнфогелем, изображён «Старый Свет» - Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем. Сам Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания «Географии» Птолемея на латинском языке, которую вёл В. Пиркгеймер. Несмотря на традиционные черты, карта содержит много новых особенностей, отражающих уровень развития географических знаний в эпоху Возрождения. В географической карте Стабия-Хейнфогеля-Дюрера для передачи шарообразности Земли была применена перспективная проекция с точкой зрения, находящейся вне глобуса на расстоянии утроенного диаметра, из которой точки земной поверхности спроектированы на плоскость чертежа. Разработкой методов проектирования Дюрер интересовался уже как художник. Карта является, кроме того, и несомненным образцом искусства гравюры. По краям карты приведены мастерские изображения нескольких дующих на Землю ветров.

Гравюры

Для Дюрера гравюра была не только средством тиражирования художественных произведений и иллюстрирования книг, но и самостоятельной отраслью изобразительного искусства. Кроме того, в гравюре, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры.

Дюрер стал первым немецким художником, кто работал одновременно в обоих видах гравюры - на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в ксилографии, реформировав традиционную манеру работы и использовав технические приёмы, сложившиеся в гравюре на металле. До Дюрера в ксилографии господствовал контурный рисунок, он же передавал форму предметов, объём и светотень с помощью разнообразных штрихов, всё это усложняло задачу резчика гравюры. Дюрер имел возможность пользоваться услугами лучших резчиков Нюрнберга, однако, по мнению части исследователей, некоторые гравюры он резал сам. В конце 1490-х годов Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров - серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения. В 1513-1514 годы Дюрер создал три графических листа, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры» : «Рыцарь, смерть и дьявол» , «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» . Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры. В своём диалоге «О правильном произношении в греческом и латинском языках» Эразм Роттердамский напоминает, что Дюрера часто сравнивают с Апеллесом, но у последнего были краски:

«Дюреру же можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью».

Рисунки

Сохранилось около 970 рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Графическое наследие Дюрера отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность натуре. Свои штудии он использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторял мотивы графических работ в крупных произведениях.

Теоретические работы Дюрера

А. Дюрер. «Портрет неизвестного» на 50 марках, 1948

С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи. В сохранившихся рукописях остался план этого труда, судя по нему, Дюрер намеревался написать книгу, по полноте охвата проблем, стоящих перед живописцем, не имевшую аналогов. Возможно, именно из-за своей обширности, замысел так и не был воплощён в жизнь, тем не менее, Дюрер создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных.

«Четыре книги о пропорциях»

Ещё в 1500 году венецианский художник Якопо Барбари, работавший в то время в Нюрнберге, по словам Дюрера, показал ему фигуры, нарисованные при помощи измерений, однако не пожелал объяснить способа их создания. Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. Серия многочисленных рисунков показывает его опыты в построении человеческой фигуры, занимался он также изучением пропорций лошади. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Один из результатов исследований художником строения тела человека - известная гравюра «Адам и Ева» (1504). Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501-1502, Британский музей, Лондон), построена по Витрувию - полный рост человека равен восьми головам.

Известен план более краткого варианта книги, в котором Дюрер собирался рассмотреть пропорции человеческого тела, животного (лошади) и ряд вопросов, имевших прямое отношение к работе художника. В 1512-1513 годах и этот план был им пересмотрен: Дюрер решил начать с описания пропорций человека, а позднее перейти к «другим вещам». Свой труд он завершил лишь в последние годы жизни, а в свет «Четыре книги о пропорциях» вышли уже после смерти художника. .

Вслед за Альберти для измерения человеческой фигуры Дюрер во второй книге использует шкалу, подобную так называемой «эксемпеде Альберти». Однако, в отличие от Альберти, Дюрер обмеряет не фигуру, близкую к идеальной, а различные её варианты (всего восемь). В третьей книге трактата он описывает способы построения реальной фигуры человека с применением искажений пропорций.

«Руководство к измерению циркулем и линейкой»

Часть других разделов краткого плана (проблемы изображения архитектуры, перспективы и светотени) вошла в трактат «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (Vnderweysung der messung mit dem zirckel vnd richtscheyt , издан в 1525, второе издание с поправками и дополнениями Дюрера вышло в 1538).

«Руководство к укреплению городов, замков и теснин»

В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия, в результате которого многие средневековые сооружения стали неэффективными. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». По мнению Дюрера, сооружение укреплений даст работу обездоленным и спасёт их от голода и нищеты. В то же время он отмечал, что главное в обороне - стойкость защитников.

Память

  • К 400-летию со дня смерти Дюрера немецким медальером Фридрихом-Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль.
  • Дом Дюрера в Циссельгассе (сейчас - улица Альбрехта Дюрера, 39), где он жил и работал с 1509 года до своей смерти, был приобретён городом Нюрнбергом в 1826 году. Первоначально в нём была оборудована мемориальная комната. В 1871 году, к юбилею художника, дом был передан Обществу дома Альбрехта Дюрера, с этого времени в нём работает музей. Здесь экспонируются копии важнейших произведений художника, проходят временные выставки его оригинальных работ. В музее хранится Графическое собрание города. Площадь Тиргертнерторплатц, рядом с которой он расположен, носит неофициальное название «площадь Дюрера».