Open
Close

Автор картины февральская лазурь. Художник И

Название картины: Февральская лазурь

Место экспонирования: постоянная экспозиция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, д. 10, зал 38

Игорь Грабарь. Февральская лазурь. 1904 год. Третьяковская галерея. Москва

Художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры. Писал свою “Февральскую лазурь” Игорь Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.

Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу “. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты “.

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез – “плакучую” ее разновидность. На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой “Февральской лазурью”. Вдальнейшем над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.


Февральская лазурь (фрагмент)

В “Февральской лазури” И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета – от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.


Грабарь. Февральская лазурь

Игорь Грабарь, освоив лучшие достижения импрессионизма, нашел свой художественный стиль в искусстве – неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.

Биография Игоря Грабаря

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.

Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.

С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом . После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств

1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Билибин и Сомов.


Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь.

Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников.

Он задумывает и осуществляет издание первой «Истории русского искусства» в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии об Исааке Левитане и Валентине Серове. Игорь Грабарь так же выпускал и другие искусствоведческие издания.

В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности. В 1917 году он издал каталог галереи, который имеет значительную научную ценность.

Игорь Эммануилович является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую. Он помог спасти многие произведения древнерусского искусства и результатом проведенной работы мастерских, было открытие многочисленных выдающихся памятников древнего русского искусства - икон и фресок в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».


В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублева и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 года Грабарь был директором института истории искусств Академии наук СССР.

Ученик Репина, выдающийся художник и неутомимый культурный деятель Игорь Эммануилович Грабарь за свою продолжительную карьеру создал немало шедевров живописи. Основными жанрами, в которых работал художник, являются портрет и пейзаж. Практически все пейзажи, написанные Грабарем, воспевают красоту русского края. Одной из самых знаменитых его работ является картина «Февральская лазурь», написанная в 1904 году.

Биография автора

До обучения в Императорской Академии художеств И. Э. Грабарь успешно получил юридическое и филологическое образование в Университете Санкт-Петербурга. В 1894 г. Грабарь стал обучаться живописи в высшем училище при академии художеств, где его прямым наставником был сам И. Е. Репин. Грабарь продолжал изучать живопись до 1901 г. Несколько лет он провел за границей, в Мюнхене и Париже.

За свои долгие 90 лет жизни Игорь Эммануилович Грабарь влиял на развитие российской живописи и культуры, не только создавая множество но и будучи активным деятелем различных художественных объединений, а также создателем реставрационных мастерских, попечителем и директором Третьяковской галереи.

Знаменитые произведения

Наиболее широко известные работы художника выставлены в Третьяковской Галерее, среди них картина «Февральская лазурь», а также полотна «Мартовский снег», «Неприбранный Стол» и «Хризантемы». Все вышеупомянутые произведения были написаны в 1900-е гг. - период, признанный наиболее вдохновенным и продуктивным в художественной карьере И. Э. Грабаря.

Многие из ранних работ художника характеризуются реализмом, присущим Академической школе, однако на протяжении обучения и дальнейшей карьеры Грабарь выбрал наиболее подходящий для себя художественный метод - дивизионизм. Все состоявшиеся работы художника написаны именно в этом стиле.

Дивизионизм в живописи

Дивизионизм является ответвлением живописного метода под названием «пуантилизм», основой которого является манера письма или рисования точками. Точки могут быть изолированными друг от друга и неизолированными.

Дивизионизм стал отдельным стилем благодаря сложному, практически математическому подходу к созданию изображения. Особой характеристикой стиля является практически стопроцентный отказ от В основе дивизионизма лежит разделение сложного цвета или оттенка на ряд «чистых цветов» и нанесение их на холст мазками правильной формы (необязательно точками). Мазки наносятся с точным расчетом на то, что в результате зритель увидит именно тот оттенок, который изначально был разбит на спектр составляющих его цветов.

История создания «Февральской лазури»

Игорь Эммануилович Грабарь - один из тех художников, которые не боятся сойти с проторенной тропинки и стремятся окрасить привычное новыми красками.

Еще во время обучения Грабарь проявлял интерес к особенно тем, которые открывают зрителю простую прелесть русской зимы. Снег позволяет максимально удачно использовать визуальное преимущество техники дивизионизма.

Картина (Грабарь) «Февральская лазурь» была вдохновлена моментом. Гуляя по зимнему Подмосковью, Грабарь загляделся на красивую, высокую березу, с невероятно стройными почти симметричными ветвями. Автор поднял голову и увидел над собой каскад цветов и оттенков - волшебство природы, созданное березовыми ветвями, небесной лазурью и множеством невероятных, каких-то не зимних оттенков. Это зрелище настолько впечатлило художника, что под влиянием мгновения была написана его самая знаменитая картина.

Картина «Февральская лазурь»: описание и анализ

И сам автор картины, и многие критики усматривают в простом, незатейливом изображении нечто фантастическое, сказочное. Береза, словно волшебная птица, раскинула свои богатые крылья по простору небесной синевы. Яркие вкрапления зеленого, коричневого и создают ощущение приближающейся весны - она еще не здесь, но словно вот-вот выйдет из-за угла.

Почему названа картина «Февральская лазурь», а не как-то иначе, объясняется техникой исполнения. В дивизионизме художники стараются не смешивать краски, а необходимые оттенки создаются в процессе стратегически рассчитанного сочетания мазков, выполненных «чистыми» цветами. В «Февральской лазури» небесная синь, на фоне которой сияют радужные березки - та самая лазурь.

Отличительной чертой художника И. Э. Грабаря было умение превращать обыденные пейзажи, привычные русскому человеку вещи и образы в волшебные картины и сказочные полотна, наполненные цветом, воздухом и глубокой трепетной любовью к родному краю. Картина (Грабарь) «Февральская лазурь» является ярким тому подтверждением.

Многомудрый Литрекон понимает, что сочинение-описание мальчики и девочки пишут по-разному, поэтому предлагаем Вам два варианта эссе: одно для представительниц прекрасного пола, другое – для сильной половины человечества. Но если Вам все же что-то не подошло, милости просим в комментарии, изложите суть проблемы.

Вариант 1 (мужской)

(177 слов) И. Э. Грабарь – русский художник и искусствовед. Он писал не только картины, но и статьи на тему искусства, а после революции сделал многое, чтобы сохранить творческое наследие художников и иконописцев.

Картина «Февральская лазурь» написана в 1904 году. Художник был на даче у друзей. Он прогуливался и вдруг заметил прекрасный пейзаж, который настолько поразил И. Э. Грабаря, что тот сразу же побежал домой делать набросок, а на следующий день вкопал мольберт прямо в сугробе на улице и начал писать. Вышла масштабная картина, которая сейчас выставлена в Третьяковской галерее.

«Февральская лазурь» создана в стиле импрессионизма. Мазки краски создают ощущение красоты, легкости и свежести. Перед зрителем березовая роща, освещенная ярким солнцем. В февральский день солнце светит особенно ярко, уже греет так, что снег понемногу тает (на картине видно, что он уже стал зернистым). За деревьями видно голубое, чистое небо. Сразу понятно, что приближается весна. Глядя на эту картину, становится радостно, чувствуется воодушевление.

Мне нравится это полотно, потому что художник нашел красивое в обычном и показал это своим зрителям. Картина дарит настроение праздника и вдохновляет на поиски прекрасного в обыденной жизни.

Вариант 2 (женский)

(203 слова) И. Э. Грабарь многое сделал для русской живописи. Он не только сам создавал прекрасные произведения, но и уберег многие картины от уничтожения после революции, помогал восстанавливать иконы и монастыри.

Картина «Февральская лазурь» написана еще до всех потрясений ХХ века. В начале 1904 года художник отправился в гости к друзьям. Он гулял по улице и вдруг уронил палку. Обычный человек выругался бы и недовольно поднял трость. Но талантливый художник вдруг взглянул вокруг и увидел неимоверную красоту, картину совсем уже близкого обновления, скорый праздник весны. И вот уже готов эскиз, а вскоре и за ним последовал пейзаж.

На полотне изображен лес. Он уходит в глубину картины, сразу видна его масштабность. Лазурное небо, зернистый снег – все это говорит, что зима понемногу оставляет это место. В природе идет ежесекундная и цикличная работа: оживание, рост, созревание, увядание. И так снова и снова. Момент оживания наиболее праздничен, картина передает не сюжет, а ощущение. Не сплошные линии, а мазки создают силуэты берез, что придает больше нежности и хрупкости наступающей весне-красавице. Сочетание голубого, белого и коричневого усиливает это впечатление.

Мне нравится эта картина за ее ощущение счастья и радости, этого иногда так не хватает в жизни. Художник сумел показать прелесть ранней весны, в которой обычный человек видит лишь слякоть под ногами.

  1. Вступление (Интересные факты о художнике);
  2. Основная часть (История создания картины и описание полотна);
  3. Заключение (Мое мнение о пейзаже Грабаря)
11 июня 2015

Говорят, что пейзаж - это портрет природы. И у хорошего художника он преисполнен динамизма, некой тайны, открывающейся зрителю лишь на интуитивно-чувственном уровне. Он наблюдает обыкновенную, даже непримечательную зарисовку природы - одиноко стоящее дерево, неспокойное море или горную местность - и тем не менее не перестает восхищаться необычным ракурсом изображаемого, фотографически точно подмеченным настроением, импрессионистической игрой с цветами. Всеми этими особенностями можно охарактеризовать и полотна Игоря Грабаря. Попробуем же дать описание картины «Февральская лазурь».

История создания

Как правило, свидетельства об истории создания того или иного произведения искусства крайне недолговечны. Проходит некоторое время - и уже сам художник точно не помнит, когда его посетил замысел запечатлеть что-либо на бумаге. К счастью, история картины «Февральская лазурь» не канула в Лету. Известно, что создавалось полотно, когда Грабарь гостил в Дугино у хлебосольного мецената Николая Мещерина. Дугинский период считается едва ли не самым плодотворным в творчестве художника, написанные за 13 лет картины с удовольствием принимали музеи и выставки.

Однажды погожим февральским утром художник просто решил погулять - без красок и мольберта. Одна из берез показалась Грабарю особенно красивой, он засмотрелся на нее и... уронил палку. А поднимая ее, взглянул на деревце снизу вверх. Эффект был просто необыкновенный! Художник бросился за принадлежностями и зарисовал увиденное, дабы через несколько дней приступить к созданию полноценной картины. Для этого Грабарь вырыл траншею в снегу, прикрыл холст зонтом, что усилило эффект присутствия синего цвета, и принялся творить. Работал он около двух недель, и все это время природа баловала художника прекрасной погодой.

Предмет изображения

Описание картины «Февральская лазурь» начнем с главного - березки на переднем плане. Деревце окутано тончайшим зимним кружевом, способным весело искриться даже в пасмурный день. Чуть дальше видны меньшие подружки белоствольной царицы, маленькие березки. Так и приходит на ум сравнение с девушками, которые кружатся в хороводе, кличут весну и провожают февраль. Кажется, постой еще немножко рядом с полотном - и ты услышишь песню о символе нашей страны, березе.

Дерево изображено на фоне белоснежного покрывала и пронзительно-синего неба. Оттого его ветви, придающие березке интересную, даже несколько странную форму, выглядят таинственными, сказочными, околдованными. Словно белоствольная красавица только что проснулась и тянется к небу для приветствия весны, из-за чего кажется, что березка подбоченилась.

Цветовое решение

Продолжаем сочинение "Описание картины «Февральская лазурь»". Казалось бы, изображение зимнего месяца требует задействовать вовсю белую краску. Однако Грабарь поступил иначе. На полотне зрителю отчетливо видно, что снег уже не очень чистый, кое-где виднеются проталины, а значит приближается весна. В то же время художник щедро использует пастельные и яркие тона. Считается, что в полотне он достиг предела цветовой насыщенности, рисуя, по сути, чистым светом. Мы увидим немало оттенков голубого, ультрамаринового. Все они сливаются в неповторимую музыку живописи, главная цель которой - передать еще один миг из жизни природы, невидимый подчас для простого человека. Подобной установкой полотно, которое создал Грабарь - «Февральская лазурь» - сближается с шедеврами французских импрессионистов, таких как «Маки» Клода Моне.

Доминирующее настроение

Главный идейный посыл полотна можно охарактеризовать как ожидание. Зимняя стужа обязательно сменится теплой погодой, изображенная березка оденется в прекрасный наряд из зеленых листьев, а природа начнет новый виток своего развития. Это объясняет необычайный, оптимистический эмоциональный фон полотна. Это описание картины «Февральская лазурь» должно учитывать.

Прочие факты

За Грабарем закрепилась слава изобразителя зимней поры. Существует даже интересная параллель упомянутого дугинского периода с Болдинской осенью Пушкина как одного из наиболее плодотворных периодов деятельности поэта. Впрочем, Грабарь - «Февральская лазурь» и иные «зимние» полотна не в счет! - запечатлевал и другие времена года, а также лица людей. Художник за всю свою жизнь поработал очень плодотворно: далеко не каждый живописец может практически без остановки творить около 60 лет!

Первоначально интересующее нас полотно художник назвал «Голубой зимой» - аналогия с другими полотнами Грабаря - но когда отдавал свое детище в Третьяковскую галерею, переименовал его. Шедевр и по сей день находится там. Посетители взирают на полотно, с удивлением обнаруживают то, что не в силах передать даже самые искусные репродукции: мазки, отдельные точки, из которых слагается полотно. Это тоже след одного из течений искусства - дивизионизма.

На этом описание картины «Февральская лазурь» можно считать законченным.

Грабарь Февральская лазурь

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: обучение учащихся умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД:

Познавательные:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

    Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные:

    Составление плана и последовательности действий;

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

Личностные:

    Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: презентация, карточки для учащихся, репродукция картины «Февральская лазурь».

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока

1.Знакомство с жизнью и творчеством И. Э. Грабаря

СЛАЙД 2

Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник-пейзажист, тонкий знаток природы. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию.

В Петербургскую академию художеств талантливый художник поступил в 1894 году, а уже в 1896 году Грабарь едет знакомиться с западноевропейским искусством в Европу.

СЛАЙД 3

В 1901 году, вернувшись в Россию, он пишет картину «Сентябрьский снег». Зрители встретили её восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве. Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок.

СЛАЙД 4

Одно из лучших его полотен – «Февральская лазурь». Путь Грабаря-художника переплетался с деятельностью учёного, исследователя искусства. В 1910-1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства».

СЛАЙД 5

В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья Белого моря. Художника покорила природа этих мест, её торжественное спокойствие. На берегах Северной Двины он написал картину «Сийский монастырь».

СЛАЙД 6

Талант Грабаря-портретиста наиболее ярко проявился в картине «Автопортрет в шляпе»

2 .Работа над сочинением по репродукции И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

СЛАЙД 7

План

    «Февральская лазурь» - одна из лучших картин И. Э. Грабаря.

    Описание берёзы на переднем плане.

    Описание берёзовой рощи на заднем плане.

    Цветовое решение картины.

    Настроение, которое вызывает картина.

Примерное описание картины:

«Февральская лазурь» - это одна из лучших картин И. Э. Грабаря. На полотне изображена берёзовая роща в один из лучезарных февральских дней. Она застыла на фоне лазоревого неба.

На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца.

Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу. Белоствольные берёзы написаны плотными масками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе.

Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём.

Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим цветом.

III . Самостоятельная работа

Попробуйте сами написать сочинение. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И. Э. Грабаря и следующий материал для описания картины. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая огромная берёза.

IV . Рефлексия

V . Подведение итогов урока

О каком художнике вы сегодня узнали?

Что вы запомнили о нём?

Возникло ли у вас желание познакомиться с джругими картинами художника?

Информационные источники

Литература:

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 496 с. (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)