Open
Close

Metallica и главные моменты дальнейшей карьеры Джеймса Хэтфилда. Насколько для вас было важно, чтобы ‘Death Magnetic’ продюсировал Рик Рубин, а не Боб Рок, работавший с вами на всех альбомах, начиная с Black Album

Охота

В свободное от музыки время Джеймс Хэтфилд убивает животных — медведей, оленей и прочих.

Более того, он состоит в Национальной стрелковой ассоциации США — организации, которая объединяет сторонников права граждан на ношение огнестрельного оружия.

Правда, отдельные постояльцы фан-форумов Metallica утверждают, что Хэтфилд завязал с охотой на животных. Теперь он охотится на фанов Джастина Бибера.

Рыбалка тоже входит в круг увлечений рок-фронтмена.

Скейтбординг

В туре с альбомом «Master Of Puppets» (1986-1987) Джеймс Хэтфилд и гитарист Кирк Хэмметт увлеклись скейтами, чтобы убегать от ежедневной гастрольной рутины.

Во время совместных концертов Metallica и Оззи Осборна, Хэтфилд и Хэмметт подсадили на скейты часть команды Оззи — гитариста и техников.

Менеджмент группы был категорически против таких забав на гастролях, поэтому предупредил: «Если переломаете конечности на бордах — заставим выступать с переломанными конечностями».

Так и произошло в 86-ом — Хэтфилд сломал руку. Концерты не отменяли — фронтмен пел, а его гитарные партии взял на себя Джон Маршалл, тогдашний техник Хэмметта.

В 87-ом Хэтфилд сломал руку еще раз, из-за чего отложили запись альбома «...And Justice for All» и отменили несколько шоу тура «Monsters of Rock». С тех пор менеджмент Metallica запретил Хэтфилду прикасаться к скейтам — это официально прописали в контракте музыканта.

К слову, в видеоигре «Tony Hawk"s Pro Skater HD» (2012), популярном скейтборд-симуляторе, можно играть за Джеймса Хэтфилда.

Сноубординг

Остепенившись со скейтами, Хэтфилд перешел на сноуборды, так как падение на снег не так чревато травматизмом. С тех пор внутри Metallica иногда разгораются типичные споры «сноубордисты vs. лыжники» — оппонентом выступает барабанщик и заядлый лыжник Ларс Ульрих.

В 2006 году Джеймс Хэтфилд начитал тексты для документалки «Let It Ride» о легендарном революционере сноубординга Крейге Келли. Работа завоевала премии «Лучший фильм» и «Лучший саундтрек» (там звучат Metallica, The Doors, Pearl Jam, Джонни Кэш и другие) на X-Dance Film Festival — самом престижном мировом фестивале фильмов об экстремальном спорте.

Заядлым сноубордистам, возможно, будет интересно — Папа Хэт катается на борде Burton Custom 59 в ботинках Superfly II 68.


Водные лыжи / вейкбординг / водные скутеры

Похоже, нет такого экстремального спорта, который не интересовал бы Хэтфилда.

Однажды, рассекая волны на вейкборде с Кидом Роком, фронтмен Metallica неслабо повредил спину, но металлического мэна не остановит никакая травма.

Уличный хоккей

Клюшка, шайба, асфальт — Хэтфилд уделает вас и здесь.

Тюнинг машин и мотоциклов

Коллекционирование ретро-автомобилей — особая страсть Хэтфилда. Покупает, тюнингует — иногда один, в своем гараже, иногда совместно с мастерами. Когда есть время, участвует в автомобильных шоу или вовсе организовывает их.

Самые особенные экземпляры в распоряжении нашего героя — Ford «Железный кулак» 1936 года, Auburn Sppedster 1936 (в 2010-ом эта малышка Хэтфилда выиграла ежегодный конкурс по тюнингу), Ford Pickup 1956.


Джеймс появился на свет 3 августа 1963 года в Лос-Анжелесе. Немалую часть жизни его родителей — Вёрджила и Синтии Хэтфилд — занимала христианская вера. И хоть это обстоятельство не помешало папаше покинуть семью, едва Джеймсу исполнилось 13 лет. В семье не практиковалась никакая медицина — в вопросах здоровья родители всецело полагались на исцеляющую силу религии. И это обстоятельство сильно повлияло на детство и юность мальчика: в школе (к слову, совершенно обычной светской школе) ему не разрешалось изучать анатомию человека и посещать врачей, дабы получить справку, которая позволила бы ему играть в школьной футбольной команде. Одноклассники в открытую смеялись над этим, Джеймс чувствовал себя отверженным и неполноценным. Но, как считает Хэтфилд, именно эти переживания помогли ему осознать свою уникальность и направить всю свою энергию в творческое русло. В возрасте девяти лет мальчика отдали на уроки фортепиано. Занятия проходили дома у одной знакомой старушки, Джеймс каждый раз предвкушал их завершение — ведь после фортепиано бабушка угощала маленького Джима свежей выпечкой. И пусть репертуар, изучаемый на этих курсах, не был особенно близок Хэтфилду, именно клавишная практика дала ему навыки одновременной игры и пения.

Гитара, первые группы, Ларс

Будучи подростком, Хэтфилд освоил электрогитару и принялся развивать свои навыки, играя каверы на Black Sabbath, Led Zeppelin и Thin Lizzy в различных школьных группах — Obsession, Phantom Lord, Leather Charm… Старые музыканты уходили, новые приходили, ребята оттачивали мастерство, выступая на различных вечеринках. Но, будучи задействованным в команде Phantom Lord, Джеймс заводит знакомство со своим ровесником Ларсом Ульрихом, не так давно переехавшим в США из Дании и ломавшим голову над выбором: стать ли ему профессиональным теннисистом или посвятить жизнь игре на ударных. Джеймс и Ларс обнаруживают общность своих музыкальных интересов — Saxon, Judas Priest, Scorpions и решают организовать новую группу. Так и начался этот музыкальный союз, который длится уже более трёх десятилетий. Они очень разные почти во всём — огромный американский рубаха-парень и миниатюрный прижимистый европеец. Но стоит им встретиться, допустим, после взятого полугодичного отпуска, и выясняется, что их свежие музыкальные открытия совпадают вплоть до мелочей. Возможно, в этом и есть секрет крепкой дружбы — быть идентичными в одном и кардинально отличаться во всём остальном.

Клифф, слава, смутное время

Клифф Бёртон был самым образованным среди своих коллег по Metallica. Как в музыкальном отношении (будучи классическим пианистом, он давал Джеймсу, Ларсу и Кирку всё новые знания по музыкальной теории), так и по части общей эрудиции (его любовь к творчеству Говарда Лавкрафта нашла своё место в таких композициях, как The Call Of Ktulu и The Thing That Should Not Be). Джеймс и Ларс увидели его во время концерта группы Trauma, где блистал будущий басист Металлики, и с отвисшими челюстями поклялись друг другу заполучить этот бриллиант в свою команду. Джеймс и Клифф очень сблизились — их роднили и музыкальные и политические предпочтения, да и в целом взгляды на мир. Бёртон был неимоверно сильной личностью, его уверенность передавалась каждому человеку, что имел счастье общаться с ним. И Джеймс уверен, что если бы удалось избежать той трагедии с автобусом группы, история Metallica пошла бы по другой колее.

Как признаётся сам Хэтфилд, он считает Black Album по-настоящему сильной пластинкой и высоко ценит тот факт, что музыкантам хватило смелости на совместную работу с продюсером Бобом Роком, известному своей манерой держать подопечных в ежовых рукавицах. Но гордости за последующую дилогию Load-Reload Джеймс практически не испытывает. И по его мнению, Клифф был бы с ним солидарен в этом мнении. И воля Бёртона в сочетании с его мощным басом не дала бы группе зазвучать в стиле U2 (именно так Хэтфилд характеризует творчество Metallica середины девяностых).

Праведный гнев, Монстр, Рик Рубин

Для Джеймса St. Anger представляет собой скорее не альбом, а некое заявление. И, по совместительству, саундтрек к фильму Some Kind Of Monster. Группу покинул Джейсон Ньюстед, отношения между оставшейся троицей накалились до предела. И Боб Рок, взявший в руки бас-гитару, повёл Металлику к новому звучанию — прямолинейному, но вместе с тем раздробленному и фрагментированному. До сих пор эта пластинка часто оценивается фанатами группы, как провальная, несмотря на наличие на ней некоторого количества по-настоящему интересных риффов и круто звучащих песен. И вышеуказанный фильм Some Kind Of Monster ярко показывает, что из себя представляла группа во время записи диска, какая злость и негатив подпитывали музыкантов на протяжении рекорд-сессий, как Джеймс Хэтфилд боролся со своими алкогольными демонами.

Рик Рубин — человек, по многим отзывам, вернувший Джонни Кэшу и AC/DC их музыкальную идентичность. И именно на него пал выбор Metallica, искавшей продюсера для записи своего нового альбома. Создавая Death Magnetic, музыканты (в число которых влился новый басист Роберт Трухильо), смогли по-настоящему расправить крылья. Рик оказался полной противоположностью Бобу Року, постоянно ведущему жесткий контроль за процессом записи. Минимум давления, максимум свободы творчества — и результатом этого стал диск, вернувший Metallica к её корням. Джеймс (как и его товарищи по группе) почувствовал себя по-настоящему счастливым и свободным.

P.S.

Джеймс Хэтфилд уже разменял шестой десяток. Он все так же жизнерадостен и полон энергии, как и на заре существования Metallica. А как он сам признавался в одном из интервью, именно когда он счастлив, из под его медиатора выходят самые крутые и тяжелые риффы.

Джеймс Хэтфилд: Интересные цитаты

by Никита Федорков
Представляем вашему вниманию несколько интересных цитат Джеймса Хэтфилда о музыке, жизни и многом другом.
  • Я выбираю жить, а не существовать!
  • Я знаю многих людей, которые боятся смерти. Они говорят: «Умирать страшно. Умирать сложно.»
    Я с ними не согласен — умирать легко.
    Гораздо труднее жить.
  • Первый раз я играл трезвым, потому что я просто забыл выпить. “Чёрт”, подумал я, “я играю лучше”.
  • В старые добрые времена, когда мы ещё играли в клубах Лос Анджелеса, люди не понимали, что мы вообще хотели до них донести. “Бля”, думали они, “опять эти еба…ые панки”, и кидали в нас стулья.
  • Репортёр: “Что почувствовали другие члены группы, когда Вы вернулись с курса реабилитации?”
    Джеймс: “Начальник вернулся”
  • Мои родители расстались, когда мне было 12-13 лет, и мама умерла, когда мне было 16. Всё, что тогда существовало для меня - это музыка. Я хотел всё держать под контролем, словно от страха перед одиночеством. Я боюсь доверять людям, потому что не знаю, как это делается. Не понимаю, как это…
  • Мы Metallica, мы приезжаем в город, «рвем его в клочья» и уезжаем. Так мы и начинали: нам по 17-18 лет, у нас есть, что сказать, так что слушайте нас или мы будем играть громче и быстрее!
  • Ты должен быть в форме, чтобы так круто рубить на сцене каждую ночь. Ну-ка, закажи мне ещё пять пива.
  • Совет, который я хотел бы дать восходящим группам – будьте честны с самими собой, будьте честны со своей музыкой, пишите ту музыку, которая вам нравится. Это же так просто

Джеймс Алан Хэтфилд родился 3 августа 1963 года в Калифорнии. Он является ритм-гитаристом и вокалистом трэш-метал группы Metallica. Хэтфилд был одним из основателей в октябре 1981 года. В то время барабанщик Ларс Ульрих разместил в газете в Лос-Анджелесе объявление о поиске музыкантов для группы. В музыкальном плане на творчество коллектива оказали влияние такие известные метал-группы, как Iron Maiden, Judas Priest, и др. С тех пор Metallica получила восемь премий Grammy и выпустила десять студийных альбомов, три концертных альбома, четыре EP, 24 музыкальных клипов и 45 синглов. В 2009 году Хетфилд занял 8-е место в книге Джоэла Макивера «100 величайших металлических гитаристов».

Что касается его гитар и оборудования, то Джеймс начал с относительно дешевой копии Gibson Flying V, которую он использовал на дебютном альбоме Metallica «Kill "em All», но вскоре заменил её на пару белых 1984 Gibson Explorers, которые хорошо служили ему при записи следующих двух альбомов. С конца 80-х годов он очень часто использовал , оснащенные двумя звукоснимателями EMG 81/60, что в конечном итоге привело к тому, что собственные датчики Джеймса назвали «Het», выпущенные в 2009 году. Звучание гитары Хэтфилда на раннем этапе творчества был результатом использования Mesa Boogie Mark IIC + в качестве предусилителя, управляемого 100 Вт Marshall JCM800 для перегруза, при использовании Roland JC120 для чистого звука.

Гитары Джеймса Хэтфилда

1969 Gibson SG Standard

Джеймс купил эту гитару у своего школьного друга, который играл с ним в школьной джазовой группе. Хэтфилд использовал эту гитару для написания своих первых песен, и для игры в своих первых группах. Что случилось с этим инструментом после создания Metallica, к сожалению, неизвестно, так как к тому времени Джеймс начал использовать уже другие гитары.

Эта электрогитара была куплена в 1980 году за 200 долларов. Хэтфилд использовал её на первом альбоме Metallica “Kill ’em All” и продолжал играть до 1984 года, когда она была повреждена во время концерта. В тот момент на гитаре было установлено два хамбакера Seymour Duncan Invader и бридж Tune-o-Matic.

Незадолго до записи альбома «Death Magnetic» в 2008 году, Джеймс решил восстановить эту гитару. Он заменил некоторые комплектующие, включая звукосниматели, которые были заменены комплектом EMG 81/60.

Эта гитара использовалась Джеймсом для записи альбома Master of Puppets в 1985 году, а также во время последующего за этим тура. В середине 1985 изготовление данного экземпляра King V было завершено. Изначально инструмент комплектовался бриджем Tune-o-Matic, звучками Seymour Duncan Invader и имел белый цвет. В 1987 году Джеймс удалил оригинальные датчики и заменил их на EMG 81/60.

Одна из акустических гитар Джеймса Хэтфилда. Использовалась для студийной записи песни «Mama Said» и некоторых концертных выступлениях.

Первый гитара Хэтфилда фирмы ESP. Он купил её непосредственно перед записью пластинки “… And Justice For All” и использовал, как основной инструмент для записи.

1973 Gibson Les Paul Custom

Одна из главных гитар Джеймса времён альбома St. Anger. Она использовалась как во время сеансов записи в студии, так и в туре, который последовал за выпуском альбома. Данный Les Paul Custom был выпущен в 1973 году. Гитара имеет отличительные особенности в виде изображения мальтийского креста за бриджем и золотой полосы над звукоснимателями.

ESP/LTD Snakebyte

Snakebyte модель гитары, которую Джеймс использует в последнее время. Она выполняет роль главной гитары на концертах. Корпус и гриф гитары сделаны из махагона, а накладка грифа выполнена из черного дерева.

Дата рождения:

3 августа 1963 года.

Место рождения / жительства:

Лос-Анджелес, Калифорния.

Слушает:

Black Sabbath, Iron Maiden, Motorhead, Diamond Head, Ted Nugent.

Группы, оказавшие влияние:

Black Sabbath, Iron Maiden, Diamond Head, Motorhead.

Хобби:

Первая группа:

Первый посещённый концерт:

Любимая еда:

Мясо и картофель по-мексикански.

Любимые спортивные команды:

Налетчики, Акулы Сан-Хосе.

Рост:

Глаза:

Семейное положение:

Женат с 17 августа 1997 года, трое детей.

Находит приятным:

Уличный хоккей, охоту, сигары, вертолеты, оружие.

Любимые автомобили:

Chevy Blazer, Dodge Ram Pick-Up.

Характеризует себя как:

Бурный, честный, упрямый.

Гитары:

Black Gibson Explorer (Wolf)
Black Gibson Explorer (Snake)
Black Gibson Explorer (Deer Skull)
Black Gibson Explorer (Dot)
Black Gibson Explorer (Eagle)
E.S.P. Black Gibson Explorer/Double-Neck (Ducks)

Примочки:

Mesa Boogie Strategy 400 Power Amps
Mesa Boogie Triaxis Preamp (Stock)
Mesa Boogie Triaxis Preamp (Modified)
Mesa Boogie Custom Graphic E.Q. Unit
Mesa Boogie Amp Switcher
Mesa Boogie 4x12 Speaker Cabinets

Другое оборудование:

Bradshaw RSB-12 Switching System and Pedal Board
Bradshaw Patch Bay Custom
Boss SE-50 Stereo FX Processor
Juice Goose Rack Power 300
Aphex Parametric E.Q.
Morley Rack Mount Unit Custom
Sony 820 Wireless Receivers and Transmitters
Nady 950 UHF Receivers and Transmitters
Ernie Ball Strings
Gibson Strings
Dunlop Guitar Picks
EMG Pickups
Pro Co Sound Cables
Ascot Road Cases
Ultra Case Guitar Stand
Peterson 520 Strobe Tuner
Earth III Guitar Straps
Silver Bullet (Extra Cold)

Более подробно:

Родился 3 августа 1963 года в Лос-Анджелесе. Его родители были служителями церкви, заботились о моральном выздоровлении людей и отрицали традиционную медицину. Мать Джеймса умерла из-за отсутствия медицинской помощи. Из-за своего слишком строгого воспитания James всегда противился всякой форме авторитета, в его характере присутствуют черты вечного бунтовщика. Пианист по музыкальному образованию, он предпочёл гитару и часто играл в местных группах.

Благодаря объявлению в журнале "Recycler", он встретился с барабанщиком Ларсом Ульрихом в 1981 году. Вместе с ним James является композитором группы, хотя на первых порах, он был только гитаристом Металлики. Свою карьеру солиста он сделал в связи с тем, что у группы не было подходящего певца.

Ярый охотник, он часто уезжает в горы, для того чтобы охотиться на зверей, а так же на неосторожных куропаток. Ранее он с ума сходил от скейтборда, но перестал этим заниматься, когда в 1987 году он в очередной раз сломал себе запястье.

Лидер Металлики женат на Francesca Tomasi. 13 июня 1998 года у Джеймса родилась дочка, которую назвали Cali, 18 мая 2000 - сын Castor, а 17 января 2002 - дочка Marcella, так что теперь Джеймс не только классный гитарист, вокалист, но и превосходный отец.

Его любимые гитары - это Gibson Explorer (похожа на четырёхконечную звезду) и большинство моделей Jackson. Любит группы: Black Sabbath, Kyuss, Corrosion Of Conformity, Tom Waits и многое другое. По знаку зодиака - Лев. С момента гибели Клиффа Бертона носил его перстень, но в 1997 потерял его.

[Статья из свежего выпуска журнала "Metal Hammer", 2016 год ]

Фронтмен Metallica вспоминает школьные годы, сомнительные авантюры Metallica и объясняет, почему ярость – это энергия.

Последние 35 лет Джеймс Хэтфилд путешествует вокруг земного шара в качестве лидера величайшей металлической команды. Но детство у Джеймса, воспитанного в религиозной семье, было не из лёгких, и он прекрасно помнит свои семейные корни и глубокие раны. Он вспоминает годы своего становления, знакомство с Ларсом и предполагает, как бы Клифф Бёртон отреагировал на эксперименты Metallica в 90-х…

Твоё полное имя – Джеймс Алан Хэтфилд, родился ты 3 августа 1963 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Братья или сёстры у тебя были?

Да, два старших сводных брата, Крис и Дэйв, и младшая сестрёнка, Дианна. Второй муж мамы был моим отцом. Было довольно тяжело. Мы с сестрёнкой жили как кошка с собакой, и когда родители возвращались домой, мы с ней убирали бардак и прикрывали друг друга. Но братья были гораздо старше меня, поэтому у меня с ними, к сожалению, отношения не сложились. Они были не настолько взрослыми, чтобы давать мне советы, но уже и не детьми, поэтому мы друг друга не понимали – было непросто.

Ты хорошо учился в школе?

Средне. Тихий, замкнутый в себе паренёк. Отсижу на уроках и скорее домой веселиться и играть. Я любил спорт.

Твои родители были приверженцами Христианской Науки. Такое воспитание как-нибудь сказывалось на школе и отношении к тебе твоих сверстников?

На школе нет. Я же ведь не в католическую школу ходил. Но на мне, безусловно, отразилось – больше чем на сестре и братьях, я воспринимал всё близко к сердцу. Родители не водили нас к врачам. Мы надеялись, что любой недуг вылечит духовная сила религии или защитит от всех невзгод и болезней. По этой причине мне запрещали ходить на уроки здоровья, изучать строение тела, болезни и всё такое. И, скажем, я хочу записаться в футбольную команду, а для этого мне нужно пройти медицинское обследование, получить справку от врача, и приходилось объяснять тренеру, что ходить к врачам мне религия не позволяет. Я чувствовал себя изгоем, и одноклассники смеялись надо мной. Перед уроком здоровья я стоял в коридоре, куда выгоняли за плохое поведение. Каждый проходил мимо и смотрел на меня, как на преступника.

Тяжело тебе, наверное, было.

Тяжело, но эти трудности сформировали во мне личность. В юности тебе хочется быть как все, а не выделяться. Но теперь я вижу, что моя непохожесть на других помогла мне в жизни.

Считаешь ли ты, что благодаря той ситуации ты через некоторое время смог себе сказать: «Я не хочу следовать за толпой».

Да, считаю. Я смог пойти собственной дорогой. В детстве сложно понять религию и веру, и я не понимал, почему не могу пойти к врачу – для меня это было странно. Я видел, как в церковь приходили прихожане со сломанной рукой или ногой, и надеялись, что религия им поможет. Я не видел в этом никакого смысла. Но позже я вник в религию, увидел в ней силу, но медицина важна не меньше, так что, став старше, я разобрался.

В девять лет ты начал играть на пианино, но потом переключился на барабаны своего брата, Дэвида. На пианино ты играл классику?

Ага. Мама отправила меня домой к своей подруге. Я стал долбить по клавишам, и мама подумала: «О, да он у меня музыкантом будет. Отлично. Будет на уроки пианино ходить». Я отходил пару лет, и было реально скучно, потому что мы разучивали классику, а по радио я слышал другую музыку. Уроки проходили в доме одной пожилой женщины, и после занятий мне очень нравилось пить чай с печеньем. Но я очень рад, что меня заставляли, потому что я играл двумя руками и пел. Наверное, если бы не уроки пианино, петь и одновременно играть на гитаре было бы гораздо тяжелее.

Когда ты познакомился с Ларсом, ты был ещё подростком, играл на гитаре и уже успел поиграть в нескольких школьных командах – Obsession, Phantom Lord и т.д. Музыка этих групп была похожа на Metallica?

Нет. Obsession была школьной группой, и мы просто бренчали в гараже моего друга, играли чужие песни. Исполняли Thin Lizzy, Black Sabbath, Робена Трауэра и Led Zeppelin… и иногда выступали на вечеринках; вот и всё. Не помню, как учился играть (смеётся). Помню, первый раз взял в руки гитару и подумал: «И как они издают эти громкие звуки?».

Когда вы с Ларсом стали играть в группе, вы были друзьями-подростками или же вас объединяла музыка?

Безусловно, объединяла музыка. Я его никогда не видел и не слышал о нём. Я поиграл в группе Obsession, и принёс на репетицию свою песню, но она никому не понравилась, и я ушёл. Когда я познакомился с Ларсом, я джемовал с другим школьным приятелем, с которым мы сколотили группу Phantom Lord. Ларс слушал некоторые команды, на которые мы тогда тоже подсели – Saxon, Judas Priest, Scorpions. То есть, те, которые стали популярны в Штатах.

Значит, дело было в музыке. Тем не менее, вы с Ларсом стали потрясающими партнёрами. Многие супруги столько в браке не живут, сколько вы держитесь вместе. Музыка до сих пор на первом месте или же всё-таки теперь вы ещё и друзья?

Мы с ним были полной противоположностью друг другу – разве что музыку вместе играли. Знаешь, когда в группе перерыв, и мы не видимся полгода, потом встречаемся и начинаем друг другу рассказывать, куда нас жизнь занесла: «Я вот это слушал и вот это для себя открыл», а он мне: «Серьёзно? Я тоже!». Так что в чём-то мы похожи…а в чём-то абсолютно разные. В этом и прелесть. Благодаря этому мы прошли с ним огонь, воду и медные трубы, и поскольку мы с Ларсом абсолютно разные, то можем друг у друга многому научиться.

Когда в группу пришёл Клифф, он, безусловно, оказал на вас большое влияние, не только в музыкальном плане, но и в личностном…

Абсолютно верно. Он не только обучал нас теории музыки – у него было музыкальное образование, он ходил в колледж, где учился музыке, и кое-чему и нас научил. Увидев его на сцене в составе Trauma, мы с Ларсом охренели. У нас тут же челюсть отвисла, и мы сказали: «Слушай, этот парень должен играть у нас!». Мы с Клиффом стали хорошими и близкими друзьями, любили одну и ту же музыку, вместе проводили досуг, у нас были схожие взгляды на жизнь, мы с ним, по сути, говорили на одном языке. Но да, он был настоящей личностью, сильным парнем, и в конечном итоге на всех нас оказал влияние. Мне его очень не хватает.

Как бы он отреагировал на ваши эксперименты в 1990-х, начиная с «Чёрного Альбома» (1991) и заканчивая ‘St. Anger’ (2003)?

Ну, полагаю, ему многое бы не понравилось. На мой взгляд «Чёрный Альбом» был отличной пластинкой, и я рад, что мы нашли в себе смелость сочинить её и поработать с Бобом Роком. Это должно было случиться, и случилось. Знаешь, когда я переслушиваю ‘…And Justice For All’ (1988), я понимаю, что дальше мы в том направлении двигаться уже не могли. Нужно было попробовать что-то свежее и новое. Думаю, Клифф придумал бы что-нибудь, где его бас было отчётливо слышно; наверное, что-нибудь более сложное и запутанное. Думаю, он, как и я, был бы против эры Load/Reload, ему бы многое не понравилось – преобразование Metallica либо закос под U2.

Говоря «как и я», ты имеешь в виду, что тебе самому было некомфортно в тот период?

Нет, совсем нет. Есть на тех альбомах потрясающие песни, но, я считаю, не было необходимости в том образе и имидже группы. Ещё мы написали слишком много песен… из-за чего смертельный яд Metallica потерял свой эффект. Думаю, Клифф со мной бы согласился.

Считаешь ли ты, что ‘St. Anger’ стал для вас новым началом или же это было окончание периода, о котором ты только что сказал?

Ну, не уверен. Для меня ‘St. Anger’ как бы стоит особняком в нашей дискографии. Это скорее заявление, а не альбом. В некоторой степени, это саундтрек к фильму Some Kind Of Monster. Есть на пластинке интересные и классные риффы, да и песни тоже. Но музыка получилась несвязной, хотя мы и сами тогда были разобраны на части. Но именно эта несвязная музыка вновь нас соединила. Это был очень важный кусочек мозаики, без которого мы не стали бы теми, кем являемся сегодня.

Насколько для вас было важно, чтобы ‘Death Magnetic’ продюсировал Рик Рубин, а не Боб Рок, работавший с вами на всех альбомах, начиная с Black Album?

Думаю, важно. Боб… Нам стало слишком комфортно работать друг с другом, особенно после того, как мы истощили себя эмоционально в период ‘St. Anger’. Нам нужны были перемены. Рик Рубин – полная противоположность Бобу Року. Мы смогли сесть и самостоятельно написать альбом, без надзора. У группы снова выросли крылья, и мы смогли взлететь. Мы приняли верное решение. Ни в коем случае не хочу обидеть Боба, потому что он дал нашей группе бесконечно много. Мы у него многому научились.

В фильме Some Kind Of Monster ты откровенно заявил о своих проблемах и внутренних демонах, признав, что в тебе бушует гнев. Но важно ли всё же чувствовать определённую долю гнева и ярости, чтобы сочинять песни?

(смеётся) Отличный вопрос! Думаю, это беспокоит каждого, кто пережил нечто подобное. Но креативность появится тогда, когда это будет нужно. Мы можем «прожевать» абсолютно всё, а потом выплюнуть в стиле Metallica. Я ведь не стану писать о цветочках и солнышке. Когда я счастлив, я сочиняю, наверное, самый тяжелый и убойный рифф. Как бы я не был счастлив, во мне всегда будет чувство гнева. Похоже, всегда будет не хватать ещё одного кусочка мозаики.