Open
Close

Бах страна рождения. Биография баха

Иоганн Себастьян Бах - один из величайших и известнейших композиторов. Он написал множество великолепных музыкальных произведений, которые слушают и которыми восхищаются до сих пор миллионы людей во всем мире. Давайте подробнее узнаем о жизни этого выдающегося немецкого композитора.

Иоганн Себастьян Бах: биография

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, 31 марта, в Германии, в городе Эйзенах. Его родителями были немецкий музыкант и дирижер Иоганн Амброзиус Бах и Элизабет Леммерхирт. Мать Иоганна Себастьяна умерла, когда ему было 9 лет, а еще через год скончался отец. Тогда его забрал к себе на попечение в город Ордруф старший брат, Иоганн Кристоф, органист. Он обучал мальчика музыке, в частности, игре на органе и клавире. Через несколько лет он умер, и Бах уехал в Люнебург, где поступил в вокальную школу. Во время обучения он часто посещал города Гамбург и Целле, где услышал произведения многих своих знаменитых современников.

В 1703 году Иоганн Себастьян Бах стал придворным музыкантом у герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Через некоторое время его пригласили в Арнштадт в церковь Св. Бонифация на должность органиста. В это время композитор создал несколько произведений для органа. В 1705 году Бах отправился в Любек, чтобы познакомиться с выдающимся немецким органистом Дитрихом Букстехуде. Через 2 года Иоганн Себастьян стал работать в церкви Св. Власия в Мюльхаузене. В этом же году, 1707, он женился на Марии Барбаре Бах, своей кузине. В будущем у них родилось 7 детей, 3 из которых скончались в детстве.

В 1708 году Иоганн Себастьян Бах вернулся в Веймар и стал придворным органистом. Там он работал до 1717 года. В это время Бах сочинил множество музыкальных произведений для разных инструментов. Слава о нем как об исполнителе широко распространилась. В 1717 году в Дрезден приехал французский органист и пианист Луи Маршан. Баху и Маршану было предложено принять участие в музыкальном состязании между ними, оба согласились, однако Маршан, услышавший игру Баха, неожиданно покинул Дрезден.

В 1718 году композитор получил должность придворного капельмейстера у князя Ангальта-Кетенского. В 1720 году скончалась жена Баха, Мария Барбара. Через год Иоганн Себастьян познакомился с немецкой певицей Анной Магдаленой Вильке, на котором вскоре женился. В дальнейшем у них родилось 13 детей, 7 из них умерли в детстве. Через 3 года, в 1723, Бах сменил место работы на школу святого Фомы в Лейпциге, где стал кантором хора. Там он работал до самой смерти, и в эти годы было написано большинство его знаменитых музыкальных произведений. Со временем у композитора возникли серьезные проблемы со зрением. В 1750 году Баха прооперировали, но это не повлекло улучшения, и он ослеп. Иоганн Себастьян Бах умер 28 июля того же года в Лейпциге.

Произведения Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян Бах написал более тысячи музыкальных произведений в разнообразных жанрах. Известна его музыка для органа, клавесина, оркестра, а также вокальные произведения.

1. Органные произведения.

Среди произведений Баха для органа есть прелюдии, токкаты, фантазии, фуги. Известна его "Органная книжечка", в которой собрано 46 прелюдий, 6 три-сонат, Лейпцигские хоралы, сборник «Clavier-Übung» (3 часть).

2. Клавирные произведения.

Говоря о произведениях Баха для клавишных инструментов, нельзя не упомянуть сборник "Хорошо темперированный клавир". Он содержит 48 прелюдий и фуг на каждую тональность. Также Иоганн Себастьян написал 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций. Известны его английские и французские сюиты, Увертюра во французском стиле, Итальянский концерт, Гольдберг-вариации.

3. Произведения для оркестра.

Одни из самых известных произведений для оркестра, написанных Бахом, - "Бранденбургские концерты". Знамениты его "Шутка" - последняя часть Второй сюиты - и "Ария" - 2 часть Третьей сюиты. Также композитор написал 2 скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, концерты для клавиров и камерного оркестра, сюиты для скрипки, виолончели, флейты, лютни.

4. Вокальные произведения.

Бах создал более 300 кантат, среди которых "Christ lag in Todesbanden", "Ein’ feste Burg, "Wachet auf, ruft uns die Stimme", "Herz und Mund und Tat und Leben". Это кантаты на духовную тематику, если говорить о светских, то это, например, "Кофейная" и "Крестьянская". Известны произведения "Страсти по Иоанну" и "Страсти по Матфею", также Рождественская и Пасхальная оратории, месса си минор.

Бах Иоганн Себастьян (1685-1750)

Писать о Бахе очень трудно – слишком велико несоответствие между дошедшими до нас скупыми и биографическими данными и масштабами творческого наследия композитора. Масштабы эти в свое время удивляли Бетховена, который сказал однажды: «Не ручьем (Bach - по-немецки “ручей”), а морем надо бы его назвать!» Л.Швейцер писал о Бахе:

«Он человек двух миров: его художественное восприятие и творчество протекают, словно не соприкасаясь с почти банальным бюргерским существованием, независимо от него».

Действительно, существование Баха внешне было бюргерским, банальным. Таким же, как у его отца, деда, многочисленных родственников,- все они были профессиональными музыкантами, занимавшими весьма скромное положение.

Музыкантом-органистом в маленьком немецком городке Ордруфе был и старший брат Иоганна Себастьяна, у которого тот воспитывался, потеряв родителей в десятилетнем возрасте. Старший брат был строгим, суровым воспитателем. Вот пример: младшему очень хотелось познакомиться с клавирными сочинениями немецких композиторов, но взять драгоценную тетрадь ему разрешено не было. Он все же переписал ее тайком, в лунные ночи, не зажигая огня, но и копия была отобрана в наказание за своевольство… Некоторым объяснением, если не оправданием этой жестокости может служить только дороговизна нотных изданий того времени (из-за трудоемкости переписки нот).

Мальчик-хорист в школьном хоре при церкви, скрипач, альтист, органист в различных маленьких городках и. наконец, придворный капельмейстер (Веймар, Кетен) - таковы вехи музыкальной биографии Иоганна Себастьяна Баха до тех пор, пока он в 1723 году, уже почти сорокалетним, не обосновался в Лейпциге, где прожил до конца своих дней. В это время Бах был отцом многочисленного семейства, старшие дети (от первой жены, уже умершей) жили еще при нем, подрастали младшие дети - от второй жены, Анны Магдалены. (Юным музыкантам известно это имя: в нотную тетрадь Анны Магдалены, которая и сама была хорошей музыкантшей, Бах записывал легкие пьески для обучения младших детей. И сейчас мимо этой «Нотной тетради» не проходит никто из обучающихся музыке.)

Жить было нелегко, и поэтому неудивительно, что среди немногих сохранившихся в архиве Баха бумаг очень много различных заявлений и писем к влиятельным особам, и все об одном: улучшить более чем скромное материальное положение. В Лейпциге Бах получил место кантора, то есть руководителя школьного хора при церкви св. Фомы (Томаскирхе). Школа (Томасшуле), где обучали пению, игре на органе и других инструментах, существовала с XIII века и пользовалась хорошей репутацией, но в эти годы хор был малочисленным, и Бах постоянно жаловался, что из всех ее воспитанников «семнадцать пригодны для музыки, двадцать еще не пригодны и семнадцать негодны».

Бах работал почти во всех известных в то время музыкальных жанрах. Преобладание какого-либо определенного жанра в тот или иной период можно в известной мере объяснить условиями работы, вкусами хозяев и заказчиков. Так, в Веймаре имелся превосходный орган, и Бах в годы работы там написал самые знаменитые свои органные произведения, в том числе органные токкаты, из которых наиболее известна ре-минорная, хотя другие ей нисколько не уступают.

Баховские органные токкаты, фантазии, прелюдии и фуги как будто запечатлели в себе самый процесс музыкального творчества. Сначала - вдохновенная импровизация, как будто не скованная никакими законами, даже не имеющая четких контуров, своего рода звуковая туманность, из которой должен родиться стройный и гармоничный звуковой мир. И он рождается - в фуге. Первоначальный музыкальный образ - тема фуги, повторяясь, переходя от одного голоса к другому, постепенно завоевывает все звуковое пространство, развиваясь по строгим законам музыкальной логики. Контрастное единство токкаты или фантазии и фуги как бы подтверждает неразрывность вдохновения и разума в искусстве.

Бах сам был непревзойденным органистом, а когда слушатели удивлялись его мастерству, он обычно говорил, что секрет прост: «Нужно всегда вовремя ударять по нужной клавише…»

Работая в Кетене, Бах писал много камерных сочинений, сюит и сонат для различных инструментов, поскольку именно этот род музыки особенно привлекал его хозяина, князя Леопольда, который и сам играл на клавире, скрипке и виоле да-гамба (старинном инструменте, родственном виолончели). Видимо, в кетенском оркестре были отличные музыканты, так как вряд ли сам князь, будучи только музыкантом-любителем, мог бы сыграть знаменитую «Чакону» Баха из сюиты для скрипки, ведь она и по сей день является эталоном виртуозности для скрипачей.

Круг обязанностей Баха в Лейпциге предоставлял ему большие возможности для творчества. По условиям своей работы Бах должен был к каждой воскресной церковной службе писать новую кантату (всего он написал их 265). Исполнение кантат было своего рода концертом внутри церковной службы. Кантата включала в себя арии и хоры, среди которых были И совсем простые, певшиеся всей общиной, и более сложные, для учеников Баха из Томасшуле. И конечно, возможность слушать каждую неделю новое сочинение Баха привлекало к Томаскирхе не только ее постоянных прихожан, но и других жителей Лейпцига. В той же церкви они могли и послушать, как великий органист играет хоральные прелюдии, как из простых, с детства знакомых мелодий немецких хоралов вырастают новые, живые и трепетные голоса органных регистров.

В Лейпциге Бах написал и самые крупные хоровые сочинения. Его месса си-минор (цикл хоров для праздничной церковной службы) и была написана как музыкальное приношение саксонскому королю Августу в надежде получить звание придворного капельмейстера. Король Август был католиком, вот почему эта месса так монументальна и торжественна; в протестантских церквах, где Бах работал, весь ритуал был гораздо скромнее и проще. При жизни Баха из этого сочинения исполнялись лишь отдельные хоры: в мессе так много музыки, что для самой церковной службы просто не осталось бы времени.

Иной, менее торжественный, но более проникновенный характер носит музыка Баха к так называемым «пассионам», или «Страстям»,- драматизированному рассказу о страданиях и смерти Иисуса Христа. Рассказ этот известен в четырех вариантах, приписываемых четырем легендарным авторам-евангелистам. Бах использовал два из них: «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею».

Текст, созданный более чем за полторы тысячи лет до Баха, композитор прочитал так, как будто он был современником и свидетелем описываемых событий. Он как будто лично знал бедного галилейского проповедника, учившего любви и милосердию, ставшего жертвой клеветы и предательства и приговоренного к позорной казни. Он как будто сам видел горе его матери, растерянность и страх учеников.

Повествование излагается речитативом, и Бах удивительно тонко разграничивает манеру речи рассказчика-евангелиста и действующих лиц. Партии Иисуса и римского наместника Пилата поручены однородным голосам, но интонации первого возвышенны и благородны, второго - грубы и надменны.

Кроме канонического церковного текста, в «Страстях» есть и лирические отступления - арии на слова современного Баху поэта. Эти арии нередко превращаются в своего рода дуэты голоса с солирующим инструментом - скрипкой, флейтой. Замечательный пример - ария альта из «Страстей по Матфею», следующая за рассказом об отречении одного из учеников Иисуса - Петра. Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождается рыданиями скрипки, в которых изливается вся горечь запоздалого раскаяния.

Разнообразны хоры «Страстей». Кроме драматических эпизодов, передающих крики разъяренной толпы, требующей казни, там звучат и строгие, величественные в своей простоте хоралы.

В баховских «Страстях» соединились трогательная наивность древних народных представлений на евангельские темы и драматическая выразительность оперной музыки, причем гораздо более яркая, чем в самой опере баховского времени.

Ничего равного сцене суда в «Страстях по Иоанну» мы не встретим ни во французской, ни в итальянской опере XVIII века. Немецкая же опера тогда еще не вышла из периода ученичества.

Современники (кроме, пожалуй, тех, у кого Бах непосредственно находился на службе) высоко ценили гениального мастера, подытожившего все ценное, что было до него создано в немецкой (и не только в немецкой) музыке. Но в последние годы жизни Баха, в середине XVIII века, в музыке произошел заметный стилистический перелом. Старинное полифоническое искусство, расцветавшее в хоровой и органной музыке, вытеснялось новой, более доступной для восприятия манерой изложения, отчетливо разделяющей фон и рельеф, глав ведущую мелодию и сопровождение. Монументальные хоровые циклы заслоняются оперой, органные фантазии и токкаты - изящными клавирными сюитами из небольших пьес в танцевальных ритмах. Бах тоже работал в этих жанрах, но они не были центром его внимания. В новой манере писали его сыновья (Филипп Эммануэль и Иоганн Христиан). И хотя они унаследовали лишь какую-то долю отцовского дарования, долгое время именно Филипп Эммануэль считался великим Бахом.


Трагедия слепого музыканта Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах. 21 марта 1685 - 28 июля 1750 г.г.
Германский композитор и музыкант.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве были представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы.… Однако композитор был плодовит не только на музыкальные произведения. За годы семейной жизни у него родилось двадцать детей.
К сожалению, из этого количества отпрысков великой династии в живых осталось ровно половина…

Династия

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено. Все Бахи, жившие в горной Тюрингии с начала XVI в., были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять лет, отец подарил ему скрипку. Мальчик быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его дальнейшую жизнь.
Но счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год - отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Иоганн Себастьян поступил в гимназию - брат же обучал его игре на органе и клавире. Но одного исполнения мальчику было мало - он тянулся к творчеству. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к концу, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано…. Именно эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И. С. Баха.

По воле рока

В 15 лет Бах переехал в Люнеберг, где продолжил учиться в школе в школе церковных певчих. В 1707 году Бах поступил на службу в Мюльхаузене в должности органиста в церкви св. Власия. Здесь он начал писать свои первые кантаты. В 1708 году Иоганн Себастьян женился на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте, Марии Барбаре. Она родила ему семерых детей, из которых выжили четверо. Многие исследователи связывают это обстоятельство с их близким родством. Однако после скоропостижной смерти своей первой жены в 1720 году и новой женитьбе на дочери придворного музыканта Анне Магдалине Вилькен тяжелый рок продолжал преследовать семью музыканта. В этом браке родилось 13 детей, но выжили лишь шестеро.

Картина Э. Розенталя. И. С. Бах с семьей.

Возможно, такова была своеобразная плата за успех в профессиональной деятельности. Еще в 1708 году, когда Бах с первой женой переехал в Веймар, удача улыбнулась ему, и он становится придворным органистом и композитором. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки и временем его интенсивного творчества. В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил
.

Балтазар Деннер. И. С. Бах с сыновьями.

Блуждающая могила

В 1723 году состоялось первое исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви. В Лейпциге Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением.

Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге.

В последние годы жизни Бах тяжело болел - сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти он решился на операцию по удалению катаракты, но после нее окончательно ослеп. Однако это не остановило композитора - он продолжил сочинять, надиктовывая произведения своему зятю Альтникколю. После второй операции 18 июля 1750 года он ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Через десять дней Бах умер. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет.

Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, и могила гения затерялась. Но в 1984 году свершилось чудо, останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось их торжественное захоронение.

Цитаты : 1. Цель и конечный конец всей музыки не должно быть ничто другое, кроме как восславление Бога и восстановление души. 2. Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьется такого же успеха. 3. Где есть благочестивая музыка, Бог всегда тут же с его любезным присутствием. 4. Цель музыки - трогать сердца. 5. Играть на любом музыкальном инструменте очень легко: все, что для этого требуется, - нажимать в нужное время на нужную клавишу. А играть он будет сам.

Достижения и вклады:

Профессиональная, социальная позиция: Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор и органист.
Основной вклад (чем известен): Бах считается величайшим композитором эпохи барокко и одним из самых великих композиторов всех времен. Среди его известных композиций и шедевров: «Токката и фуга ре минор.» «Месса си минор,» «Бранденбургские концерты» и «Хорошо темперированный клавир».
Вклады: Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор, органист, который считается одним из величайших и влиятельных композиторов в истории. Бах - один из выдающихся представителей мировой гуманистической культуры.
Он является автором хоровой, вокальной органной, камерной и оркестровой музыки, а также музыки для концертов.
Его творческий вклад был огромен и включал в себя более 1000 музыкальных произведений, а именно: кантаты, концерты, оратории, пассионы и магнификаты, произведения для органа, мессы, хоральные прелюдии, пассионы и магнификаты, фуги, сонаты и сюиты для солирующих инструментов.
При жизни Бах был более известен как органист, чем как композитор, но только в 19 столетии его гений нашел признание, в частности, благодаря таким композиторам-романтикам как Мендельсон и Шуман. С этого времени его слава начала неуклонно расти.
Громадное творческое наследие Баха, можно условно разделить на три сферы - органную (арнштадтский и веймарский период), инструментальную (кётенский период), вокально-драматическую, связанную главным образом с Лейпцигом.
В первые десятилетия после его смерти его работы были забыты и только в 19 столетии его гений был широко признан. Каждому из известных произведений Баха был присвоен номер BWV (аббревиатура от Bach Werke Verzeichnis — Каталог работ Баха).
Он нашел универсальную структуру, которая легко и прозрачно передавала звучание вечности, мелодию высших сфер и глубинных человеческих смыслов. Музыка Баха (der Bach – нем. ручей) — неиссякаемый источник самых высоких устремлений и наиболее глубоких переживаний человеческого духа. В основе его произведений лежал cтруктурный принцип – симметрическая концентрическая форма, в которой полифоническое (горизонтальное) и гармоническое (вертикальное) уравновешивали друг друга, в которой драматический размах и свобода формы, организовывались доминирующей идеей и глубокой внутренней сосредоточенностью.
Творческий стиль : Становление творческого стиля Баха происходило путем впитывания и органичного слияния различных музыкальных стилей, школ и жанров. Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык. Он обогатил и насытил свои произведения северонемецким контрапунктическим стилем, ритмами, формами и текстами итальянской и французской музыки, а также лютеранской литургии. Взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве гармонировало с универсальностью и космичностью музыкальной мысли, с глубиной и пронзительностью человеческих переживаний. Музыкальный стиль Баха характеризуется необыкновенным владением мелодическим строем, при котором единая музыкальная идея доминирует в движении мелодии, а также экстраординарным мастерством техники контрапункта, позволяющей двум или нескольким мелодиям одновременно взаимодействовать. Бах был непревзойдённым мастером полифонии, его отличала склонность к импровизации на клавиатуре, блестящий виртуозный стиль, включающий использования всех пальцев обеих рук.
Основные труды: Бранденбургские концерты, Гольдберг-вариации, Хорошо темперированный клавир, Английская и французская Сюиты, Месса си минор, Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, Магнификат, Музыкальное приношение, Искусство фуги, сонаты и партиты для скрипки соло.

Карьера и личная жизнь:

Происхождение: Он родился в Эйзенахе в Тюрингии, 21 марта 1685 года, тогда же, когда родился его великий современник Гендель. Он был младшим и восьмым ребенком в семье Иоганна Амброзиуса Баха, городского музыканта и Марии Элизабет Леммерхирт.
Образование: Его отец учил его играть на скрипке и клавесине. Его дяди также были профессиональные музыканты и один из них Иоганн Христоф Бах, который был особенно известным, обучил его искусству игры на органе. В это время он пел сопрано в хоре городской школы в Люнеберге.
Основные этапы профессиональной деятельности: Короткое время он жил в Люнебурге 1700-1702 и в 1703 стал скрипачом в частном оркестре князя в Веймаре. В этом же году он переехал в Арнштадт, где он работал органистом с 1703 по 1707.
В 1707 году Бах отправился в Мюльхаузен, где он получил выгодную должность органиста. Там он женился на своей кузине Марии Барбаре Бах, которая родила ему семерых детей, трое из которых умерли в детстве.
В 1708 году он стал придворным органистом и устроителем концертов в Веймаре. Это был его первое крупное назначение и в 1714 он стал концертмейстером.
В 1717 году он переехал в Кетен, где его принял на работу Леопольд Ангальт в качестве капельмейстера. За этим последовали шесть лет пребывания (1717 – 1723) в Кетене, где он работал придворным музыкантом.
С 1703 в Арнштадте и Мюльхаузене, он уже начал создавать свои первые органные прелюдии. В 1708 году к инаугурации нового консула, он пишет праздничную кантату «Господь - мой царь», BWV 71.
В Веймаре (1708-1717) Бах написал большинство своих произведений для органа: Пассакалию и фугу до минор, большинство из великих прелюдий и фуг — 45 хоральных прелюдий, которые были собраны в маленькой «Органной тетради».
Так называемые Бранденбургские концерты были написаны не все сразу, и не все вместе. Исследователи предполагают, что № 1, 3 и 6 возможно, были написаны гораздо раньше, в Веймарский период Баха (1708-1717), а 2, 4 и 5, скорее всего, написаны в Кетене. Позже Бах собрал 6 концертов вместе и посвятил их маркграфу Бранденбурга, в надежде найти у него новую работу.
В Кётене (1717-1723) он сосредоточился на создании инструментальных композиций, особенно на произведениях для клавира: Хроматическая фантазия и фуга; Английские и Французские сюиты для клавира, двухголосные и трехголосные инвенции, написанные для воспитания сына Вильгельма Фридеманна и первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир» (1722). В этот же период написаны и знаменитые Бранденбургские концерты (№ 2, 4, 5)(1711–20), признанные лучшими концертами, из когда либо написанных.
В 1723 году он окончательно переехал в Лейпциг, где занял важный пост музыкального руководителя церкви Св. Фомы, а также хоровой школы, которая отвечала за состояние и качество церковной музыки в пяти главных церквях города.
В Лейпциге (1723-1750) он написал Страсти по Иоанну (1723) и более 200 церковных кантат. Его оркестровые работы включают четыре оркестровые сюиты и многочисленные концерты для клавесина. Его Магнификат (1723) был представлен вскоре после его вступления в эту должность.
Позже он создал такие превосходные религиозные композиции как: Страсти по Матфею (1729), «Высокая месса, h-moll,» Месса си минор (1733-1738, 1749), Рождественская оратория (1734), а также 6 песнопений. Основным произведением для клавесина был Второй том «Хорошо темперированного клавира»(1744).
Его последними произведениями были «Музыкальное приношение» (1747) посвященное Фридриху Великому и «Искусство фуги» (1749).
Основные этапы личной жизни: Родившись в одаренной музыкальной семье, Бах с детства посвятил себя музыке. Когда ему было девять он потерял потерял мать, а на следующий год и отца.
Он испытывал ненасытную страсть к музыке, и случалось, что он пешком преодолевал большие расстояния, чтобы услышать органистов, Рейнкена Иоганна Адама (в Гамбурге) и Букстехуде (в Любеке).
С 1685 до 1695 он жил в Эйзенахе и в 1695 переехал в Ордруф, где начал изучать устройство органа.
В 1720 году умерла его жена и в 1721 он женился на Анне Магдалене Вилькен, 19 летней девушке. Помогая мужу, она часто переписывала его работы.
У Баха было 20 детей. Его первая жена Мария Барбара Бах, родила ему семерых детей, трое из которых умерли в детстве. Вторая жена Анна Магдалена Вилькен, родила 13 детей, 6 из которых дожили до зрелого возраста.
Некоторые из его детей были также музыкантами. Четверо из сыновей Баха были исключительно музыкально одарены. Старший из них, Вильгельм Фридеман (1710–1784), выдающийся органист, как виртуоз не уступал отцу. Кроме того Бах был дедом композитора Иоганна Кристиана Баха (1735-82). В Германии имя Бах стало синонимом городского музыканта.
Несмотря на то, что Бах прожил нелегкую жизнь, полную лишений и утрат, он оставался простым и добрым человеком. Он курил трубку и любил пиво. «Кофейная кантата» была сочинена в кофейне Циммермана.
Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха, жил в Галле, всего в 50 километрах от Лейпцига и великие композиторы так никогда и не встретились.
В последние годы его жизни, его зрение стало ухудшаться и в 1749 он перенес две операции, с целью восстановления зрения. Он оставался в Лейпциге до самой своей смерти 28 июля 1750 года. Он похоронен в церкви Св. Фомы в Лейпциге, Германия.
О Бахе скоро забыли. Его жена Анна Магдалена и младшая дочь Регина умерли в нищете.
Изюминка : За свою жизнь он жил и работал в разных местах: Айзенахе (1685-1695), Ордруфе (1695-1700), Люнебурге (1700-1702), Веймаре (1703), Арнштадте (1703-1707), Мюльхаузене (1707-1708), Веймаре (1708-1717), Кётене (1717- 1723), Лейпциге (1723-1750). Основными причинами переездов были — неудовлетворительные условия работы, зависимое положение, отсутствие творческой свободы. Однажды, в 1717, когда Бах решил переехать на другое место работы, веймарский герцог приказал арестовать композитора и даже на один месяц посадил в тюрьму.

Давным-давно (во второй половине XVI века) в одном из маленьких германских городков жил небогатый, но трудолюбивый человек по имени Фейт Бах . Ремесло мельника и пекаря помогало ему зарабатывать на хлеб, но настоящей страстью его была музыка. Это увлечение было настолько сильным, что неизменно передавалось по наследству не только его детям, но и внукам, и правнукам, и праправнукам. Бахи - самая многочисленная музыкальная династия, из когда-либо существовавших на земле! В нее вошли учителя пения, органисты, скрипачи, флейтисты, трубачи, капельмейстеры (дирижеры), композиторы, то есть представители почти всех музыкальных профессий. Впоследствии они расселились по всей Германии, и уже спустя двести лет после смерти Фейта его потомков было так много, что в Тюрингии Бахами стали называть вообще всех музыкантов.

Однако обессмертил фамилию лишь сын Фейта Баха Иоганн Себастьян . Будущий великий композитор родился в городе Эйзенахе и рано осиротел, в течение нескольких месяцев потеряв мать и отца. В девятилетнем возрасте ему пришлось переехать в город Ордруф, к своему старшему брату, органисту Иоганну Христофу , который и начал серьезно обучать мальчика музыке. Необычайная одаренность Себастьяна сразу стала очевидна для опытного музыканта, но, как это ни странно, вызвала у него зависть. Простой учитель музыки в церковной школе, видимо, не хотел допустить, чтобы младший брат превзошел его в таланте, а значит, и в карьере музыканта.

Иначе как объяснить тот факт, что Иоганн Христов строго-настрого запретил своему ученику брать в руки сборник сочинений известных композиторов того времени. А как учиться, не зная, что было сделано в музыке до тебя?!

В отчаянии маленький Бах идет на «преступление». Каждую ночь он выкрадывает заветный сборник и при тусклом лунном свете (свечи достать было невозможно), переписывает ноты в свою тетрадь. Почти полгода (!) корпит он над работой, зрение его стремительно ухудшается, но Себастьян несказанно рад — труд его с каждым днем, вернее ночью, приближается к концу. И вот когда почти все было готово, случается ужасное — Иоганн Христоф неожиданно застает брата на месте «преступления».

Мальчик умоляет не отнимать у него тетрадь — плод долгого титанического труда, но жестокий воспитатель неумолим. В гневе Себастьян восклицает: «Раз так, я напишу такую музыку, которая будет лучше этой!» Иоганн Христов только рассмеялся в ответ...

В пятнадцать лет Себастьян освобождается из-под власти брата, поступив в гимназию при монастыре святого Михаэля в Люнеберге. У него прекрасный голос, он блестяще играет на скрипке, органе и клавесине, и потому его охотно принимают хористом в монастырский хор. Теперь Бах в состоянии содержать себя, а главное, перед ним открываются двери богатой монастырской библиотеки и он может изучать творения самых известных композиторов своего времени.

После окончания гимназии Себастьян получает право на поступление в университет, но средств на продолжение учебы нет, нет и особого желания, ведь самая заветная мечта юного Баха — посвятить всю свою жизнь музыке.

В то время профессиональный музыкант мог заработать себе на хлеб, лишь поступив на придворную службу к какому-нибудь вельможе или выполняя заказы церкви. И то и другое лишало независимости, к которой так стремится любой гений, но у Баха не было выбора.

Начинается кочевая жизнь: Веймар, Арнштадт, Мюльхаузен, Кёттен, Лейпциг... Вдоль и поперек исколесил композитор свое тесное отечество. Везде его охотно принимают, к нему приходит известность прекрасного органиста и скрипача. Но не славы ищет Бах в своих странствиях, он ищет такой службы, которая давала бы возможность свободно творить, а не зависеть от вкусов и капризов заказчиков.

Иоганну Себастьяну приходилось писать в основном церковную музыку, но даже закованный в тесные рамки канонов, его талант всегда вырывался на волю. Произведения Баха, призванные служить фоном для молитв и песнопений, передавал самые разные человеческие чувства. Слушая глубокие звуки органа, люди погружались в раздумья о чем-то важном, сокровенном, музыка пробуждала в них светлые, возвышенные, но вполне земные переживания. Такое воздействие не могло понравиться церковникам, и постоянные конфликты с ними заставляли Баха переезжать с места на место, искать новых заказчиков и снова сталкиваться с непониманием и враждебностью.

При жизни Бах-композитор признан не был, хотя и написал более 500 произведений для органа, оркестра, хора, клавира во всех известных тогда музыкальных жанрах. Он значительно опередил свою эпоху, и поэтому музыка его казалась непонятной, слишком сложной. В памяти современников Бах остался талантливым музыкантом с непростым характером. «Горд и неуживчив», — говорили о нем, не подозревая, что за этой неуживчивостью стоит страстное желание идти своим путем, выразить то, что не под силу было выразить ни одному из его соотечественников.

Умер Бах в нищете. За год до смерти он совершенно ослеп, и последние произведения композитора записаны под диктовку его родными.

Лишь через сто лет, в XIX веке, музыка Баха была заново открыта. Интерес к ней рос год от года, начались поиски его произведений, многие из которых к тому времени безнадежно пропали. Вскоре в Германии возникло «Баховское общество», которое осуществило первое издание произведений забытого мастера. Музыкантов всего мира поразила гениальность музыки Баха, но еще более то, что это сокровище столько лет никому не было известно. Так Бах вернулся к людям, чтобы никогда уже больше не расставаться с теми, кто любит и понимает музыку.

В 1717 году в Дрезден приехал прославленный французский органист Маршан . Его выступления имели оглушительный успех, и он стал считаться непревзойденным музыкантом. До тех пор, пока кто-то не сказал, что в Веймаре живет некий Бах, с которым никто не может сравниться в мастерстве.

Было решено устроить соревнование. Первым выступил Маршан. Он сыграл никому не известную французскую арию, сопровождая ее многочисленными вариациями и украшениями. Последний аккорд утонул в громе оваций.

Затем за инструмент сел Бах. И не только в точности повторил впервые услышанное им произведение со всеми вариациями и украшениями Маршана, но и добавил свои, гораздо более изящные, трудные и блестящие. У публики не осталось никаких сомнений, кто победил.