Open
Close

Цитаты о музыке композиторов, музыкантов, писателей, поэтов, математиков, ученых, философов.

Людвиг ван Бетховен - один из гениальных композиторов, творивших в эпоху классицизма. Его произведения ценятся во всем мире, некоторые очень легко узнать. Кто не слышал "Лунную сонату"? Композитор обладал довольно непростым характером, у него была очень сложная судьба. он создавал гениальную музыку, до нас дошли и некоторые высказывания композитора. Довольно интересно узнать, что же говорил Бетховен о музыке.

Краткая биография

Композитор родился 16 декабря 1770 года в Бонне. С самого детства ему приходилось нелегко: отец, заметив музыкальную одаренность сына, старался сделать из него "второго Моцарта" - ребенка-гения. Людвиг рано потерял обоих родителей и уже в 17 лет был вынужден взять на себя обязанности главы семьи, содержать младших братьев.

К сожалению, это событие не стало последним ударом судьбы. В 26 лет молодой композитор, музыкант начал терять слух. И все же это не помешало ему продолжать заниматься музыкой.

Знаковым событием в жизни композитора стала и Великая французская буржуазная революция 1789 года. Людвиг ван Бетховен горячо принял идеалы революции... а их крушение после разгрома Наполеона Бонапарта стало для него новым потрясением. И все же в эпоху классицизма творили удивительные люди. Никакие жизненные трудности не могли сломить композитора, не могли прервать его творческий процесс.

За свою жизнь композитор написал 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 32 сонаты для фортепиано, оперу и многое другое.

Цитаты Бетховена

Возможно, именно благодаря тому, что Бетховен был вынужден общаться с помощью письма, мы можем прочитать немало его высказываний. Несомненно, многие цитаты посвящены любимому занятию композитора.

Музыка должна высекать огонь из людских сердец.

Музыка — народная потребность.

Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Музыка это один бесплотный вход в высший мир знания, которое постигает человечество, но которое не может постигнуть человек.

Из цитат Бетховена о музыке можно увидеть, как высоко ценил музыкальное искусство композитор, возвышая его даже над мудростью и философией. И ведь действительно, еще Иоганн Себастьян Бах доказал, что музыка - философский вид искусства, она способна раскрывать серьезные, "вечные" вопросы.

Часть высказываний можно отнести не только к музыке, но и ко всему искусству в целом.

Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.

Развитие искусства и науки всегда было и останется лучшей связью между самыми отдаленными народами.

Искусство! Кто постиг его? С кем можно консультироваться относительно этой великой Богини?

Только артисты или свободные ученые несут свое счастье в самих себе.

Судьба композитора не была простой и это также выразилось в его цитатах. Философские мысли немецкого композитора могут научить многому, даже современных людей.

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.

Сердце — вот истинный рычаг всего великого.

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.

Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград.

Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий.

Это является признаком действительно замечательного человека: стойкость перед лицом беды.

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелек мой пуст, я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.

Ничто не является более таки невыносимым, чем необходимость признать себе собственные ошибки.

И, безусловно, такую непростую жизнь нельзя прожить без юмора. Несколько выражений композитора довольно забавны.

Только чистый сердцем может сделать хороший суп.

Одному немецкому композитору:

Ваша опера мне понравилась. Пожалуй, я напишу к ней музыку.

  • Людвиг ван Бетховен никогда не называл свою сонату № 14 "Лунной". Это сделал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году
  • Когда композитор осознал, что потеря слуха неизбежна, он решил свести счеты с жизнью. Сохранился документ - завещание композитора. Но сочинение симфонии № 3 заставило композитора передумать.
  • Бетховен не слышал многих своих гениальных произведений, например 9-ю симфонию.
  • Внутренний слух композитора был просто удивительным - сочинять гениальную музыку, не слыша ее, почти невозможно. У композитора был особенный рояль с более громким звуком, а также он пытался "услышать" музыку через колебания - для этого он зажимал в зубах карандаш и прикасался им к инструменту.

Аристотель (384 до н.э. - 322 до н.э.)

Древнегреческий философ, ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Первый учёный, который создал систему философии, которая охватывает все стороны жизни и развития человека.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.

Барт Карл (1886-1968)

Швейцарский теолог*. Будучи государственным служащим в Германии, отказался принести присягу на верность Гитлеру. Написал труд в 13 томах «Церковная догматика**».

Не знаю, правда ли, что ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют только Моцарта.

* Теолог - человек который изучает и излагает учение о Боге, пишет об этом сочинения.

** Догматика - раздел богословия, в котором изложены основные правила какой-либо религии.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848)

Русский писатель и критик.

В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)

Выдающийся русский невропатолог, физиолог, психолог, академик. Указал на экономические условия как на причину распространения душевных заболеваний, ставил вопрос о воспитании у подростков трудовых навыков.

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852)

Великий русский писатель.

«Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?»

Дворжак Антонин (1841-1904)

Чешский композитор, дирижер.

Оркестр - это народ, а квартет - это семья.

Державин Гавриил Романович (1743 – 1816)

Русский поэт. Занимал высшие государственные должности.

«…музыка представляет предметы невидимые... изображает одно чувство сердечное и ничего телесного изобразить не может».

Диккенс Чарльз (1812-1970)

Английский писатель.

Неприметное, но несомненное влияние музыки на человека – прививает гуманные вкусы и стремления, рассеивает предрассудки, насаждает человечность и благожелательность.

Дога Евгений Дмитриевич

Композитор. Народный артист СССР, народный артист Молдовы, лауреат Государственной премии СССР, академик.

Я часто смотрю с сожалением на людей, которые не понимают, где можно найти источник хорошего состояния духа и вообще хорошего настроения. Ведь в музыке, в литературе, вообще в искусстве столько энергии, столько еще неизведанных ощущений, эмоций, сил, возможностей.

Кабалевский Дмитрий Борисович (1904-1987)

Композитор, педагог, просветитель, народный артист СССР. Автор множества произведений. Разработал систему музыкального воспитания в общеобразовательной школе.

Любой музыкальный образ - это образ человека. В каждом музыкальном образе есть частица жизни.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

Русский писатель, историк. Создатель «Истории государства российского».

Небесная музыка! Наслаждаясь тобою, возвышаюсь духом и не завидую ангелам. Кто докажет мне, что душа моя, удобная к таким святым, чистым, эфирным радостям, не имела в себе чего-нибудь божественного, нетленного? Сии нежные звуки, веющие, как зефир, на сердце мое, могут ли быть пищею смертною, грубого существа?

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1649-1716)

Выдающийся немецкий математик, дипломат и философ.

Ничто так не приятно для чувств, как созвучность в музыке, а для разума – созвучность природы, по отношению к которой первая – лишь малый образец. Музыка – это имитация универсальной гармонии, вложенной Богом в мир.

Мечников Илья Ильич (1845-1916)

Российский и французский биолог. Лауреат Нобелевский премии.

Музыка - это сфера, в которой человеческое искусство стало неизмеримо выше природы.

Платон (428 до н.э.-348 до н.э.)

Крупнейший философ Древней Греции, основатель собственной философской школы – Академии, которая просуществовала 1000 лет. Основоположник идеалистического направления в философии. Был олимпийским чемпионом по борьбе.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного.

Руссо Жан-Жак (1712-1778)

Французский писатель и композитор.

Одна только мелодия - источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.

Величайшее из чудес музыки, воздействующей лишь движением, - это её способность передавать им даже образ покоя. Сон, ночное безмолвие, уединённость и даже тишина принадлежат к числу музыкальных картин.

Сухомлинский Василий Александрович

Выдающийся педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук.

Музыка - могучий источник мысли.

Музыка - могучее средство самовоспитания.

Шекспир Уильям (1564-1616)

Английский драматург и поэт.

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Что б не могла хотя на час один

В нём музыка свершить переворота.

Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной

Тот может быть изменником, лгуном,

Грабителем души.

Его движенья

Тёмны как ночь и как Эреб* черна его приязнь.

Такому человеку не доверяй.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

Первый русский учёный мирового уровня, химик, физик, геолог, поэт.

Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитуют.

Попов Виктор Сергеевич (1934-2008)

Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Большого Детского Хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, художественный руководитель Академии хорового искусства (с 2009 имени В.С.Попова), Народный артист СССР, лауреат премии Президента РФ, профессор.

Свешников Александр Васильевич (1890-1980)

Хоровой дирижёр, Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического русского хора СССР, основатель и художественный руководитель Московского государственного хорового училища, профессор.

Один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре.

Струве Георгий Александрович (1932-2004)

Композитор, хормейстер, просветитель. Создатель системы массового обучения хоровому пению.

Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере.

пение, особенно хоровое, совместное - это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881)

Русский писатель и мыслитель.

Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, – неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Великий немецкий композитор, органист, педагог.\

Цель музыки – трогать сердца.

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)

Немецкий композитор, пианист.

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

Музыка должна высекать огонь из людских сердец.

Иоганнес Брамс (1833 – 1897)

Немецкий композитор, пианист, дирижер.

Писать музыку не трудно, труднее всего - зачёркивать лишние ноты.

Клод Дебюсси (1862 – 1918)

Французский композитор, представитель музыкального импрессионизма.

Музыка – арифметика звуков, подобно тому, как оптика – геометрия света.

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи... Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой.

Н.А.Римский – Корсаков (1844-1906)

Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».

« Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение. Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и образ».

Георгий Свиридов (1915 – 1998)

Советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР.

«Музыка исцеляет душу людей, делает их сильными и мудрыми».

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Австрийский композитор и музыкант-виртуоз.

«Моцарт - это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления». (Д.Шостакович)

Жорж Бизе (1838 – 1875)

Французский композитор периода романтизма, автор знаменитой оперы «Кармен».

«Не существует никаких родов музыки, кроме двух - хорошей и дурной».

Дмитрий Шостакович (1906-1975)

Советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор; народный артист СССР.

«Могуче время, взрастившее такой талант. Но могуч и талант, выразивший такое время. Творчество Шостаковича - это музыкальная эмблема ХХ века». (Т. Хренников)

Эти высказывания можно использовать по-разному: вывесить в классе, прочитать учащимся. Можно предложить учащимся прослушать высказывание и попробовать пересказать его по-своему, пояснив, как они понимают высказанную мысль. Эта работа заинтересовывает учащихся среднего возраста и вызывает плодотворную дискуссию.

“Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А. Луначарский

“Музыка – откровение более высокое, чем мудрость”. Р.Роллан

“Музыка есть предмет, доставляющий человеку удовольствие, наслаждение”. Я.А.Коменский

“Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей”. Р.Роллан

“Музыка – высшее из искусств”. Гете

“…музыка, когда она совершенна - дает, несомненно, самое яркое счастье”. Стендаль

“Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя приносила людям подмогу и утешение”. П.И.Чайковский

Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, жива”. А.В.Луначарский

“Искусство – это сердце, способное мыслить”. Ш.Гуно

“Поэты нам говорят,
что музыкой Орфей
Деревья, скалы, реки чаровал.
Все, что бесчувственно, сурово, бурно,-
Всегда, на миг хоть, музыка смягчает”. В.Шекспир

“Музыка – то же, что вздох, излетевший внезапно из сердца. Многое чувствуешь в нем, но понятного мало рассудку”. С.Ф.Дуров

“Музыка – универсальный язык. Она существует для всех – для бедных и богатых, несчастных и счастливых”. Л.А.Стоковский

“Музыка побуждает нас красноречиво мыслить”. Ральф Уолдо Эмерсон

“Искусство – это, прежде всего мастерство, умение создавать совершенные по форме вещи”. И.Ф.Стравинский

“Музыка – могучий источник мысли”. В.А.Сухомлинский

Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создал, мысли и чувства тех, кого она изображает”.

“Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь”. В.А.Сухомлинский

“Не существует никаких родов музыки, кроме двух – хорошей и дурной”. Ж.Бизе

Что представляет собой музыка, как не звуки, которые меняются и движутся во времени”. Л.Бернстайн

Музыка – арифметика звуков, подобно тому, как оптика – геометрия света”. К.Дебюсси

Какой обширный, богатый мир – искусство, если целью взят человек”. М.П.Мусоргский

“Кардинальным достоинством моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражаний, я ненавижу избитые приемы”. С.С.Прокофьев

“Первые в жизни минуты вдохновения - я испытал именно во время пения в хоре”. Р.Щедрин

“Я не выношу трагической атмосферы современности. Мне хочется создавать веселое. Это моя потребность”. Штраус

“Только постигнув форму, можно постигнуть дух”. Р.Шуман

“От всей глубины души моей я ненавижу односторонность, которая многих заставляет думать, что только то, чем они занимаются, является лучшим”. Ф.Шуберт

“Не ручьем, а морем надо бы его назвать!” Л.Бетховен

“Работайте, - если бы ваши вещи даже не игрались, не издавались, не встречали сочувствия, верьте – они пробьют себе почетную дорогу; у вас громадный и оригинальный талант”. Ф.Лист (о Бородине)

“Музыка – душа моя”. М.И.Глинка

“Искренняя, чистая и светлая музыка Грига создана пробуждать в людях “чувства добрые”.А.С.Пушкин

“Я разумею народ как великую личность”. М.П.Мусоргский

“Скрябин учит не бояться страданий, не бояться смерти, но верить в победную жизнь духа”. А.В.Луначарский

“Я любил все, что бы ни делал в данный момент, и с каждой новой вещью я чувствую, что наконец-то нашел путь и только сейчас начал сочинять”. И.Ф.Стравинский

“Шапки долой, господа, перед вами гений!” Р.Шуман (о Шопене)

“Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине”. Ф.Лист (о Шопене)

“Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано”. А.Рубинштейн

“Шуберт обладал редкой способностью “ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта””. Б.В.Асафьев

Мне дорог Бах…
Ну, как бы вам сказать,
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Еще нам не являла благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей! Н.Ушаков

Говорят, что я стар, как древние реки,
Что время из рук моих утекает навеки.
Да, много его утекло без пользы, я знаю.
Но, дьявол, пусть это так! Пусть велики утраты,
Еще, черт подери, существуют мои кантаты.
И не время меня – а я его доконаю. К.И.Галчинский

“Ты, Моцарт, Бог”
… Какая глубина!
Какая смелость, и какая стройность!
Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь,
Я знаю, я! А.С.Пушкин

… Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь.

Свет Бетховена
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.

Н.Заболоцкий

Он так писал, как будто по ночам
Ловил руками молнии и тучи,
И тюрьмы мира в пепел превращал
В единый миг усилием могучим.

К. Кумив

Иоганн Себастьян Бах. «Не ручей – море ему имя...»

… Бах! С тобой немногий мог сравниться:
Ты стал как органист Великим издавна,
А то, что ты нанёс на нотные страницы,
На долгие тебя прославит времена…

(Г. Телеман)

Удивительна судьба музыки этого великого немецкого композитора, со дня рождения которого прошло более трёхсот лет. При жизни он получил признание преимущественно как органист и знаток музыкальных инструментов, а после смерти был почти забыт на несколько десятилетий. Но затем постепенно стали словно заново открывать его творчество и восхищаться им как драгоценным художественным сокровищем, непревзойдённым по мастерству, неисчерпаемым по глубине и человечности содержания. «Не ручей! - Море должно быть ему имя». Так сказал о Бахе другой музыкальный гений - Бетховен.

Посмотрите на портрет великого композитора. На нас смотрит сам Иоганн Себастьян Бах. Обратите внимание, как необычно одевались музыканты тех времён. На его голове – парик с буклями. Он одет в тёмный кафтан, на шее повязан белый платок. Он глядит на нас через три века. Его взгляд серьёзен, волевой подбородок поджат, губы твёрдо сомкнуты, словно он предвидит все испытания, которые ему придётся пережить в этом мире, но он готов к проверкам судьбы. Как появился в этом мире такой великий композитор? Как сложилась его судьба? Какая тайна хранится в его музыке и почему она безгранична во времени?

В музыкальном искусстве фамилия Бах связана с древним немецким родом. Одни представители этого рода были композиторами, другие – церковными органистами, третьи – городскими музыкантами…

Мировую славу приобрело творчество Иоганна Себастьяна Баха – гениального композитора и органиста. Он жил почти 300 лет назад, но писал такую возвышенную и гениальную музыку, что люди до сих пор слушают её.

Родился Иоганн Себастьян Бах в Германии. Представьте себе старинный немецкий городок Эйзенах – узенькие улочки, забитые камнями, дома с высокими шпилями, каменная церковь. Здесь в 1685 году 21 марта и появился на свет мальчик, которому суждено было стать великим, недосягаемым Бахом.

Родился он в семье музыканта, отец учил его игре на скрипке и клавесине, музыкантами были и его братья. Один из них, Иоганн Кристоф, когда умер отец, взял Себастьяна к себе на воспитание. И мальчик уже с 10 лет сам заботился о себе, он прекрасно играл на скрипке и органе, пел в хоре, сочинял изумительную музыку. А ещё он не упускал случая изучать творения великих мастеров, которые создавали свои сочинения раньше, до него. Например, у его брата были ноты старинных композиторов, которыми он очень дорожил, настолько, что не давал по ним заниматься Себастьяну. И мальчик по ночам переписывал эти ноты при лунном свете. Каково же было его несчастье, когда однажды брат вошёл в его комнату и отобрал почти переписанные ноты! Вот было горе у Себастьяна! Этой работой Себастьян сильно повредил себе зрение.

Но его упорству в овладении музыкальным искусством не было предела! Например, он очень полюбил звучание органа, работая органистом. Но когда он услышал, что в соседний город приезжает знаменитый композитор, прославленный органист Дитрих Букстехуде, чтобы давать свои концерты, то выпросил у своего начальства отпуск на месяц и пешком отправился слушать эти концерты. А ведь соседний город находился почти за 100 км, и весь этот путь молодой Себастьян туда и обратно проделал пешком. Вот так упорство!

Летом 1696 года Себастьян стал учеником местной гимназии. Ордруфская гимназия считалась одной из лучших в Тюрингии. Здесь серьёзно изучали латынь, читали в подлинниках римских авторов. Очень ценилось грамотное письмо. В старших классах устраивались диспуты на самые разные темы. 5 часов в неделю отводилось на уроки музыки.

Себастьяну исполнилось пятнадцать лет. Закончив гимназию, Себастьян продолжает учение в лицее Святого Михаэля в г. Люнебурге. Он рад, что больше не будет сидеть на шее у старшего брата. Он полон мечтаний и надежд. Начинается новая самостоятельная жизнь.

Музыкальная библиотека лицея славилась далеко за пределами Люнебурга. Себастьян многие часы проводил в школьной библиотеке, изучая композиторов прошлого и традиционные методы композиции, включая многоголосие. А в то же время его игра на органе становилась всё более совершенной в результате уроков, которые он брал у знаменитого органиста Георга Бёма.

Бах сочинил органную фугу и принёс её Бёму. Тот небрежно посмотрел ноты и отложил их в сторону. Потом улыбнулся и сказал:

Мой орган захворал. Не желаете, дорогой коллега, проведать его со мной?

Озадаченный Себастьян лишь кивнул в ответ.

Служба в церкви Святого Иоанна давно закончилась. Вокруг органа суетились служащие в рабочих одеждах. Одна из ручных клавиатур была разобрана. Пожилой мастер прилаживал на место западавшую прежде клавишу.

Ну вот, господин Бём. Теперь всё в порядке.

Кожа действительно истёрлась. Пришлось поменять. Однако же, господин Бём, сдаётся мне, не в мехах дело.

А в чём? Нижние регистры кашляют, как старый пьяница с утра.

Мастер почесал затылок:

Сдаётся мне, что придётся разбирать трубы. Что-то в них попало.

Что в них могло попасть? Что ж, пойдём посмотрим.

Они обошли орган с другой стороны. Двое рабочих заканчивали обновлять мехи, способные вдохнуть воздух в молчащее до поры до времени сооружение. У Себастьяна возникло ощущение, что он находится вблизи спящего божества. Каким-то голосом заговорит оно, когда проснётся?..

Тем временем мастер маленьким молоточком принялся легонько простукивать трубы одну за другой. Кто-то из рабочих заговорил, и Бём шикнул на него, приложив палец к губам. Все замолчали, прислушиваясь к глуховатому постукиванию латуни о свинец. И вдруг в одной из труб раздался жалобный звук, который ни с каким другим невозможно было спутать. И это было так неожиданно, что все расхохотались.

Котёнок, чёрт меня дери! – воскликнул Бём, забыв, что находится в Божьем храме. – Как он туда попал?

Настоятель наш привечает кошек, чтобы крыс вывести, - пояснил мастер. – А этот, верно с верхней балки сорвался. Да прямо в раструб. И как ведь не задохнулся, бедняга!

Через некоторое время котёнка освободили.

Учёба в лицее Святого Михаэля подходила к концу. Весной 1703 года Иоганн Себастьян Бах получил диплом, дающий право продолжить образование в университете. Но ни учёным, ни пастором он себя в будущем не представлял. Одна лишь музыка всецело владела его сердцем. Так зачем же изменять ей?

В течение своей жизни Иоганн Себастьян Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы, так как почти всегда были неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведёт прихожан из-под их власти.

Иоганна Себастьяна Баха обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что она мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Иоганн Себастьян Бах всё время не ладил с церковным начальством, не раз собирался оставить свою должность. Только мысль о необходимости прокормить большую семью останавливала его. А музыку он всё равно продолжал писать такую, какую подсказывало ему его сердце, - человечную, одухотворённую живыми мыслями и глубокими чувствами, свободную от церковных ограничений.

Единственной отрадой на протяжении всей жизни были творчество и семья.

Подросшие сыновья – Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануэль, Иоганн Кристиан – оказались талантливыми музыкантами. Ещё при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах – вторая жена композитора. Хорошо пела старшая дочь Баха. Поэтому в его доме часто звучала музыка. Для своей семьи Иоганн Себастьян Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Иоганн Себастьян Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.

Однажды июльским утром Бах открыл глаза и понял, что произошло нечто чудесное. Он вновь видит! За окном буйно зеленели знаменитые лейпцигские сады. На полуоткрытую штору села чёрно-бордовая бабочка. Небо наполнилось тёплой солнечной синевой.

Благодарю Тебя, Господи, что улыбнулся мне на прощание, - прошептал Бах. – Благодарю Тебя, мой единственный Наставник…

Звуки музыки

«Шутка»

Как раньше часто бывало, при жизни Иоганна Себастьяна Баха почти ничего из его сочинений не было напечатано, он умер в бедности и безвестности. Только спустя почти 100 лет его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир. Но, несмотря на тяжёлую жизнь, у Иоганна Себастьяна Баха бывали и весёлые минуты. Вероятно, в одну из таких минут он и сочинил свою «Шутку» - пьесу для флейты в сопровождении камерного оркестра. Для того, чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки, Иоганн Себастьян Бах избрал достаточно быстрый темп, и его «Шутку» исполнить не так-то просто. С ней может справиться только настоящий виртуоз.

Менуэт

Иоганн Себастьян Бах сочинил множество маленьких лёгких пьес для детей, для тех, кто учился играть на клавире и органе. И эти пьесы он записывал нотами в нотную тетрадь. Этот сборник он посвятил Анне Магдалене Бах. С тех пор он так и называется – «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».

Менуэт - старинный танец французского происхождения. Слово менуэт произошло от французского слова menu, что означает «маленький, мелкий». Три столетия назад и позже менуэт был очень популярен в разных странах. В России его танцевали при дворе царя Петра I. Этот танец танцуют маленькими, мелкими шажками в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями. Это старинный танец, сдержанный, церемонный, галантный.

Токката и фуга ре минор

Во время службы в церкви Бах играл на органе. Органист-виртуоз покорял людей искусством исполнения. Многие поражались тому, «как он мог так особенно и так быстро переплетать пальцы рук и ноги… не допуская не единого фальшивого звука».

Бах часто импровизировал, то есть сочинял музыку в момент исполнения. Его органные импровизации отличаются мощью, огромной драматической силой.

Вершиной творчества Баха является его органная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его органные произведения знают и любят слушатели всего мира. Среди них органная Токката и фуга ре минор.

Что поражает слушателей в музыке Токкаты? За вступительным разделом, похожим на страстную речь человека, начинается взволнованное движение, напоминающее безостановочный поток, который прерывают властные аккорды. В свободной импровизационной манере композитор переходит от одного эпизода к другому: друг друга сменяют пассажи, звучание органа подобно торжественному пению церковного хора, возникают переплетения голосов (полифония), словно рисует в воображении слушателя величественный собор с витражами, арками и шпилями, устремлёнными в небеса.

Токката в переводе с итальянского означает «трогать», «прикасаться» (к клавишам). Это виртуозная пьеса для клавишного инструмента.


Вопросы и задания:

  1. С каким музыкальным инструментом в основном связано композиторское и исполнительское творчество Баха?
  2. Слово «бах» по-немецки значит «ручей». В связи с этим интересно высказывание Л. Бетховена о Бахе: «Не ручей – море ему имя». Подумайте, какой смысл заключён в приведённом сравнении.
  3. Что означает слово «токката»? Каков характер органной токкаты ре минор И. С. Баха?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 21 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Сюита № 1. Менуэт
Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565
Бах. Шутка, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

О «композиторе всех времен и народов» мистике и богослове Иоганне Себастьяне Бахе рассказал предводитель дворянского собрания Олег Щербачев в рамках клуба «Событие»

Если вы думаете, что, прожив добрую половину XVIII века, века барокко, Иоганн Себастьян Бах был его современником, то вы лишь отчасти правы. В традициях средневекового мировоззрения он писал свою музыку, начиная и заканчивая молитвой, и для своих современников звучал старомодно. Однако неведомый инструмент, для которого были написаны некоторые его произведения, был изобретён лишь после его смерти, а отдельные ходы его композиций привычно зазвучали лишь в XX веке.

Johann Sebastian Bach

В музыке Баха мы часто слышим шаг, поступь. Темп здесь принципиален. Мерилом скорости, как я недавно понял, оказывается ритм сердца. Если вы играете, как дышите, то всё получается правильно.

Как композитор Бах почти не менялся в течение всей своей жизни, что большая редкость для любого творца. Его музыкальный язык сформировался, когда ему было около 20, а умер он, когда ему было 65. Я предполагаю, что в 1706-м или 1707 году Бах испытал какое-то сильное мистическое потрясение. Мы не знаем, какое, но оно перевернуло его жизнь, он познал – как сказал бы Достоевский – Бога живого и дальше на этом опыте прошел весь свой творческий путь.

С точки зрения биографической Бах прожил две жизни. По житейским меркам, он был обычный немецкий бюргер: переходил с одной службы на другую, весьма расчётливо выбирая, где ему выгоднее работать, где больше жалованье. В письме другу он как-то жаловался, что из-за хорошей погоды его похоронные «акциденции» заметно уменьшились. Это тоже Бах.

Мы привыкли к образу творца-романтика, у которого жизнь и творчество неразрывно связаны: он творит, преломляя свою жизнь в творчестве. Но Бах – это антиромантик. Он средневековый творец. Внешняя сторона его жизни практически никак не связана с творчеством. Но творчество для него – это даже не 99 процентов, а больше. Жизнь обыденная – это просто скорлупа, оболочка, она совершенно не интересна по сравнению с творчеством, потому что творит он о Боге и для Бога. Много ли мы знаем о жизненном пути Андрея Рублёва? И насколько принципиально знать его биографию, чтобы понимать его иконы? По сравнению с его «Троицей» она абсолютно не интересна. Музыка Баха – это музыкальная икона. Жизнь иконописца не есть часть иконы.

Для Баха очень важен был процесс написания нот. В конце партитуры он всегда писал «Sol i Deo g loria » («одному Богу слава» – ред .), а в начале – «Господи, помоги». Поэтому и играть Баха можно, только молясь: играешь – словно творишь Иисусову молитву. Это получалось лишь у немногих. Например, у Альберта Швейцера, известного протестантского богослова и гуманиста. В его исполнениях слышишь, что музыка Баха – всегда молитва, но самое удивительное – что это не только молитва, а это ещё и диалог. Бах не просто молится, он слышит ответы. Это уникально для композитора! Музыка Баха – это разговор человека и Бога.

Бах и сыновья

Одно из главнейших произведений Баха – «Высокая месса», или Месса си минор, которую он писал практически всю жизнь: начал в 1720 годах, а заканчивал перед самой смертью. Согласно распространённому представлению, последнее баховское произведение есть «Искусство фуги», но это не совсем так. Установлено, что оно было практически завершено в 1747 году (впрочем, последняя фуга так и осталась неоконченной).

Интересно, что Бах писал эту мессу, прекрасно понимая, что она никогда не будет исполнена. Те части мессы, которые исполнялись в тогдашней лютеранской церкви («Kyrie» и « Gloria»), здесь столь огромны, что в богослужебной практике представить их невозможно. Месса же целиком в протестантской церкви просто не исполнялась. И остается загадка: для чего убеждённому протестанту-лютеранину писать абсолютно католическую мессу, причём «лучшую мессу всех времён и народов»? Я нашёл для себя такой ответ. Он заключается в том, что Бах выходит далеко за рамки протестантизма и принадлежит всей полноте христианской традиции.

Лично для меня «Kyrie» из этой мессы – это общецерковный, общечеловеческий вопль к Богу. Человечество в лице Иоганна Себастьяна Баха сумело написать такую вот мессу, и, думаю, это существенный довод в пользу того, что Бог не ошибся, сотворив человеческий мир. Это абсолютный архетип мольбы человека к Богу и музыкальный архетип литургии.

Титульный лист автографа Баха с заголовком Missa

Начало XVIII века – это барокко, а барокко – это в первую очередь мелодия. Но Бах не мелодист, он полифонист. Швейцер даже считал, что у него проблемы с мелодикой. То, что так легко давалось итальянцам, ему давалось с трудом. Но это ли главное? У итальянцев мелодия может быть замечательной, но пустоватой. Ну и что с того, что «Adagio» Альбинони, например, или гобойный концерт Марчелло всем нравятся? (Впрочем, известное всем адажио – позднейшая переработка). Баху тоже многое нравилось: он брал смело, не задумываясь, чужую вещь, вдохновлялся ею, и потом из неё получалась совершенно немецкая, очень интеллектуальная музыка.

Отсюда же, между прочим, множество псевдобаховских партитур. Бывало так, что какие-то произведения ему нравились, и он их переписывал. Ведь он был музыкальным директором, а значит, приходилось исполнять не только своё, в то время как его собственные произведения часто были написаны не его рукой: не успевал он записать, например, сочинённую к очередному воскресному богослужению кантату и запрягал всю семью: жена писала, дети писали…

Баховское барокко – это высокое барокко, это скульптурность, рельефность музыки. Мелодия для Баха – всегда символ. Все её движения – вверх-вниз – весьма многозначительны. В этой музыке всегда представляешь некую картину: длинные ниспадающие и восходящие линии, движение, парение – всё это настолько рельефно, что иногда кажется, будто ты её на самом деле видишь. А если ты ещё при этом смотришь в партитуру, то там просто совершенно очевидны эти взлёты нот. Музыка Баха – это настоящая звукопись, а порою и кроссворд, поскольку за общей полифонией голосов некоторые линии, нюансы, штрихи не могут быть показаны ни одним исполнителем – они остаются ведомы только дирижёру, который видит партитуру, и Богу.

Бах. Автограф первого листа «Credo»

По сути, у Баха не было последователей, на нём некая традиция закончилась. Его сыновья, которые сочиняли уже в манере раннего классицизма, на время затмили по популярности своего отца. Если во времена Гайдна и Моцарта спросить о Бахе, то в первую очередь подумали бы о Карле Филиппе Эммануиле или об Иоганне Кристиане, но вряд ли об Иоганне Себастьяне. Только потом великий Бах был заново открыт Мендельсоном и кругом романтиков. И хотя, конечно, надо сказать им за это спасибо, но именно их своеобразное понимание его музыки и заложило основу не вполне адекватного её исполнения. Они услышали её очень по-своему, весьма романтично.

Великий Моцарт – пожалуй, единственный из композиторов второй половины XVIII века смог по-настоящему понять Баха. То, что Моцарт знал и ценил музыку Баха, – несомненно. В своих поздних произведениях он её даже использовал: в частности, делал переложения нескольких баховских прелюдий и фуг.

Да, Баха и Моцарта часто противопоставляют. Это очень тонкая материя. Эти два человека были, безусловно, музыкальными духовидцами, подобных им в обозримом времени больше нет. Но Моцарт, как мне видится, не пропускал свои музыкальные откровения через рацио. Он, как медиум, слушал музыку с неба и записывал. Он, может быть, и сам иногда пугался её, не понимал и даже захлебывался ею, как это замечательно показано Форманом в фильме «Амадей». Главное – скорее, скорее записать… У Баха это совсем иначе.

Бах – это молитва осознанная, проникающая через всё его естество. Его музыка богодухновенна, порою даже экстатична, но она ещё и пропущена через интеллект. В ней присутствует элемент гнозиса. Каждую ноту Бах проживает и от каждой ноты движется к следующей ноте – это чувствуется. Даже в светских произведениях ты слышишь всю полифоничность, многослойность его музыкальной ткани. Когда исполнение правильное, ты ощущаешь такое напряжение и плотность структуры, что в неё просто невозможно добавить ни одной ноты! Ни у одного из его современников такого нет. Но одновременно всё это сливается в совершенную гармонию и воспринимается даже по-барочному изящно. Как это получается – непонятно. Это чудо.

Бах вообще был эстет. Он тонко чувствовал специфику каждого инструмента. Но какие-то вещи писал вообще без обозначения инструмента, так сказать, для некого абстрактного инструмента. Может быть, на такие партитуры стоит просто смотреть и исполнять их внутри себя? «Искусство фуги», например. Это уже своего рода математика, «философия имени» Алексея Лосева. Это произведение Бах не окончил, но, может быть, музыка просто ушла в какое-то «четвёртое измерение», в некие заоблачные миры музыкальных абстракций и эйдосов?

Памятник Баху в Лейпциге

Бах довольно часто звучит в кинематографе. Можно вспомнить, скажем, Тарковского или фон Триера. Почему? Может быть, потому что Бах – проводник в мир веры. По моей собственной биографии очень понятно, почему это так. Бах – это была моя первая любовь, именно Бах был одним из тех, кто привел меня к Церкви и к Богу. Как вы понимаете, речь идет о 70-х годах, и, кроме смутных воспоминаний религиозности моей двоюродной бабушки, которая ходила в церковь, молилась на ночь, я не видел рядом с собой вдохновляющих образцов. Но сама музыка Баха такова, что если ею проникнуться, невозможно остаться атеистом. В типичную советскую эпоху, в эпоху официального атеизма, человек, вполне естественно, тосковал по Богу. А Баха запретить было нельзя. Всё-таки это музыкальный Эверест, и обойти его невозможно. Но этот Эверест всё время говорил о Боге. И как бы там советские музыковеды эту неприятность ни пытались обойти, с этим ничего нельзя было сделать.

Я закончил МИФИ, кафедру теоретической физики. Это моё единственное высшее образование. Зачем Бах нужен мне – «физику XXI века»? Затем, что Бах нужен всем и всегда – и физику XXI века, точно так же как лирику XXXV века. Музыка Баха нужна всем, как всем нужно читать Священное Писание, как всем нужна вера во Христа. Точно так же и музыка Баха.