Open
Close

Театральный руководитель. Художественный руководитель

УТВЕРЖДАЮ

(должность руководителя)

________________________________

(наименование организации)

_________________/_____________/

"____"______________ _____ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

художественного руководителя

(примерная форма)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правила и нормы охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты;

Положения настоящей должностной инструкции.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Художественный руководитель:

2.1.1. Осуществляет организацию всего комплекса творческой и производственной деятельности театра.

2.1.2. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.1.3. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.1.5. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.1.6. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.1.7. Принимает меры по обеспечению театра квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.1.8. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.1.9. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.1.10. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.1.11. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам театра.

2.1.12. ______________________________________________.

3.1. Художественный исполнитель имеет право:

3.1.1. Знакомиться с проектами решений руководителя организации (театра), касающимися его деятельности.

3.1.2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.1.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.1.4. Повышать свою квалификацию.

3.1.5. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.1.6. _____________________________________________.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Художественный исполнитель несет ответственность:

4.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.1.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.1.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

4.1.4. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.

4.1.5. _________________________________________________.

5. РЕЖИМ РАБОТЫ

5.1. Режим работы художественного руководителя определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации (театре).

С инструкцией ознакомлен: ________________/___________________

(подпись) (Ф. И.О.)

Как минимум четырнадцать театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев - по 480 тыс. руб., руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин - по 180 тыс. руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников - по 345 тыс. руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс. в месяц, Надежда Бабкина - 520 тыс. в месяц.

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн руб. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.

Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.

Все контракты заключены на безальтернативной основе - с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.

ИП Евгений Писарев выступает в спектакле режиссера Евгения Писарева (фото с сайта Театра имени Пушкина)

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.

О снователь, бессменный художественный руководитель и главный режиссёр Театра «На набережной» (ныне ГБУК г. Москва Детский драматический театр «На набережной»), ведущего свою творческую историю с 1980 года, как содружество взрослых профессионалов и детей, подростков, молодёжи, совместно работающих над спектаклями и в спектаклях, на основе открытого, осознанного и ответственного сотрудничества, соразвития и сотворчества; автор пьес и режиссёр-постановщик более 50 драматических спектаклей уникального репертуара Театра «На набережной».

Фёдор Сухов — выпускник режиссёрского факультета ВТУ им. Б.В. Щукина при Государственном академическом театре им. Е.Б. Вахтангова (1993, диплом с отличием); закончил Московский энергетический институт по специальности «Автоматика и телемеханика» (1984); обучался во ВГИКе им. С.А. Герасимова на актёрско-режиссёрском курсе С. Герасимова и Т. Макаровой, по личному приглашению мастеров (за роль А. Пешкова в учебном фильме «Мои университеты» мастерской М. Хуциева).

Фёдор Сухов — член Союза Кинематографистов РФ (с 1993 г.); актёр театра и кино — более 10 главных ролей в 20 фильмах таких режиссёров, как: С. Герасимов, Э. Уразбаев, Г. Егиазаров, Ю. Сорокин, К. Шахназаров и других; сыграл исторических персонажей: Князя Владимира Крестителя, Первопечатника Ивана Фёдорова, Максима Горького, Максимилиана Волошина, маршала Советского Союза К. Мерецкова.

Звания: лауреат звания «Учитель года России», почётный работник общего образования России.

Автор комплексной многоуровневой методики «4 Театра: Игровой, Образовательный, Постановочный и Авторский театры детей» для детей (подростков, молодёжи) и взрослых, составляющей основу деятельности Театра «На набережной» и её программ, включённых в программу ЮНЕСКО « Обсерватория художественного образования государств-участников СНГ».

Автор социокультурных проектов Театра «На набережной»: Инклюзивного кино-театрального проекта «РЕКА ЖИЗНИ: Всё равно мне не всё равно» с детьми-инвалидами (с 2016 г. по настоящее время); Благотворительного со-творческого театрального проекта «МИР ВАШЕМУ ДОМУ» для детей-сирот, воспитанников Детских домов и приёмных семей (с 2016 г. по настоящее время); Открытого со-творческого театрального проекта «ТИгратория», включающего в себя традицию, комплекс методик, практик и исследовательских занятий (ТИгр — Театральных Игр) в пространстве игрового драматического театра детей (с 2000 г. по настоящее время).

Международная деятельность — театральный педагог с мировым именем: проводил авторские театральные лаборатории и мастер-классы в 17 странах мира, в том числе в: Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии, Финляндии, Хорватии, Словакии, Черногории, Израиле, Литве, Латвии, Эстонии и других; режиссёрская и театрально-педагогическая работа по приглашению Института театра Государственного тайваньского университета (Тайвань), постановка спектакля «The Cherry Orchard Theatre/Вишнёвый сад театр» (Тайбэй, Тайвань); 5 раз руководил Российскими детско-юношескими театральными командами и был лидером интернациональных групп в Театральных лагерях EDERED (European Drama Encounters): в Германии, Израиле, Эстонии, Хорватии и Австрии.

Награды: Почётная грамота Союза театральных деятелей России «За плодотворную театрально-педагогическую работу с юными артистами»; Благодарность Министра культуры Российской Федерации А.А. Авдеева; лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования; Благодарность Главы Российского Императорского Дома «За примерное служение Отечеству, высокие профессиональные достижения и значительный личный вклад в развитие Российских науки, культуры и искусства».

Директор театра

Образование:
ГИТИС им. Луначарского 1985 года выпуска, мастерская Народного артиста СССР И.В. Ильинского и проф. Топчиева Л.Г.

Служит актером театра «ОКОЛО дома Станиславского» с 1977 года.
Является директором и актером ГБУК г. Москвы «МДТ «АпАРТе».
Художественный руководитель досугового учреждения культуры «Театральный Дом «Старый Арбат».

Роли в театре «АпАРТе»:

  • Полоний – «Гамлет » У.Шекспира (реж. Г.Стрелков);
  • Городничий – «Ревизор. 1835 » Н.В.Гоголя (реж. А.Любимов);
  • Газгольдер Дмитрий Александрович - «Дорога цветов » В.Катаева (реж. Т.Архипцова);
  • Барон - «Маленькие трагедии » по произведениям А.С. Пушкина (реж. А.Любимов);
  • Глов старший - «Игроки » Н.В.Гоголя (реж. Д.Ефремов).

Режиссер-постановщик спектакля «МДТ «АпАРТе» «Пожалел дурак дурочку » по пьесе С.Руббе «Жульета» (премьера сезона 2015/2016).

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

  • 1987 г. «Подданные революции» Свердловская киностудия, п\метр, реж. Серг. Мартьянов, роль Костромин;
  • 1992-1994 г.г. «Горячев и другие» сериал, 1-ый канал, роль Иван Афанасьевич;
  • 2000 г. «Портрет Мадонны», канал культура, реж. Ю.Погребничко, роль Мистер Эбрамс;
  • 2003 г. «Возвращение Мухтара» сериал, реж. В. Шалыга и А. Полынников, роль Тамбур;
  • 2004-2008 г.г. «Слепой» (Ликвидатор), сериал, реж. С. Моховиков, С. Лямин, эпизодич роль Психолог;
  • 2006 г. «Острог. Дело Федора Сеченова», сериал, реж. С.Мац, С. Данелиан и др. эпиз. роль Адвокат;
  • 2007 г. «Атлантида» сериал, студия RWS, реж. А. Сухарев эпиз. роль Адвокат;
  • 2007 г. «Агентство Алиби» сериал, реж. П. Сафонов (серия: «Философский камень»), роль Профессор;
  • 2008 г. «Dверь» короткий метр, реж. О. Галин, гл. роль Михаил Иванович;
  • 2009 г. «Логово змея», сериал, реж. Ю. Кузьменко, роль главврач;
  • 2010 г. «Фомич» короткий метр, студия Преображение, реж. Ник. Шкунов, гл роль Фомич;
  • 2011 г. «Фурцева» Первый канал, сериал, реж. С. Попов, роль А. Микоян;
  • 2011 г. «Гюльчатай» сериал, реж. Р. Просвирин, роль Лев Давыдович;
  • 2102 г. «Команда Че», сериал, реж. А. Сухарев, (серия «Игроки») роль Гойхман;
  • 2014 г. «Умельцы», сериал, реж. Вс. Аравин, роль Штурм;
  • 2016 г. Цикл художественно-публицистических фильмов «Дорогими великих книг», канал Культура, реж. Т. Архипцова, ведущий (библиотекарь).

РОЛИ В ТЕАТРЕ (на сегодня):

  • Жевакин - «Женитьба Н.В. Гоголь, реж. Ю. Погребничко, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Мужчина - «Мужчина и женщина» С. Злотников, реж. Ю. Погребничко, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Глов - «Игроки» Н.В. Гоголь, реж. А. Левинский, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Нагг - «Конец игры» С. Беккет, реж. А. Левинский, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Слокум - «Про всех падающих» С. Беккет, реж. А Левинский, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Арамис - «Три мушкетера» А. Дюма, реж. Ю, Погребничко, театр «ОКОЛО дома Станиславского,
  • Дядя Юлиус – «Малыш и К.» А. Линдгрен, реж. И. Окс, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Улита – «Нужна трагическая актриса» А. Островский, реж. Ю. Погребничко, театр ОКОЛО дома Станиславского,
  • Мистер Эбрамс – «Портрет мадонны» , реж. Ю. Погребничко, Уильямс, театр ОКОЛО дома Станиславского.

Актер, режиссер, основатель и художественный руководитель театра «АпАРТе».

Обучение: в 1985 году окончил Государственный институт театрального искусства по специальности «актер драматического театра», а в 1989 году - по специальности «режиссер музыкального театра».

С 1979 года А.Г.Любимов проходил серьезную школу театра в Молодежном театре-студии «На Красной Пресне» под руководством В.С.Спесивцева, где был занят практически во всех знаменитых краснопресненских спектаклях, а с 1981 года сам ставил спектакли и обучал молодежь.

В 1987 году создал театр-студию «Группа Граждан». Его спектакли «Собачье сердце» по М.Булгакову и «Приглашение на казнь» по В.Набокову стали лауреатами фестиваля «Лефортовские игры–87».

В 1993 году театр-студия «Группа Граждан» был преобразован в Московский центр сценических искусств «АпАРТе», в а 1998 году - в Московский драматический театр «АпАРТе», где А.Г.Любимов служит по настоящее время, ставит спектакли, играет роли.

Спектакли режиссера Любимова всегда позитивны и нравственны. Главное в них – «анализ современной морали, рассчитанный на думающего зрителя, вопросы ответственности человека за свои деяния, бережное отношение к языку произведения» («The Moscow Times»). Остроактуальной темой ответственности перед обществом и собственной совестью проникнуты и постановки, созданные режиссером на современном материале.

Его спектакли представлялись на фестивалях в Москве, Берлине, Париже, Франкфурте, Магнитогорске, Пскове, Омске, Витебске.

Как режиссер и актер, Любимов постоянно осваивает новые жанры. В 2009 г. в Школе современного танца «Матисс» он поставил хореографический спектакль «Инь без Ян», а в рамках Международного фестиваля «АРММОНО» - моноспектакль «Звонок свыше».

А.Любимов - основатель и худрук Международного фестиваля «Молодые театры России», пропагандирующего достижения российского театра. Он воспитывает новое поколение: преподает в Славянском университете Москвы, ведет детскую театральную студию в «Театральном доме «Старый Арбат».

А.Любимов – актер с огромным потенциалом, который успешно реализует как в собственных постановках, так и в спектаклях коллег. «Его актерская работа всегда задает ритм спектакля, становится его смысловым стержнем» (журнал «Театральная касса» о «Мере за меру», отмеченной Департаментом культуры города Москвы за лучший режиссерский дебют 2006 г). «Он - всегда разный и всегда дирижер спектакля» («Планета Красота» о спектакле «По поводу мокрого снега»).

1979-1987 гг. – актер и режиссер Театра на Красной Пресне.

Спектакли:

  • «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р.Бах (1980 г.);
  • «Над пропастью во ржи» Дж.Д.Сэлинджер (1980 г.);
  • «Представьте себе» Дж.Леннон (1981 г.);
  • «Фантазия» К.Прутков (1982 г.);
  • «До свиданья, друг мой...» Б.Васильев (1983 г.).

1987-1993 гг. - худ. руководитель театра-студии «Группа Граждан».

Спектакли:

  • «Собачье сердце» М. Булгаков (1987 г.);
  • «Бегите, кролики, бегите» Ф. Искандер (1988 г.);
  • «Приглашение на казнь» В. Набоков (1989 г.);
  • «Царь Ф.И.» А. Толстой (1990 г.);
  • «Капитан, капитан, улыбнитесь» Ж. Верн (1991 г.);
  • «Царь Эдип» И. Стравинского (1992 г.);
  • «Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылин (1993 г.), ГИТИС.

Художественный руководитель Московского Центра Сценических Искусств (МЦСИ) «АпАРТе».

Спектакли:

  • «Телефон» К.Менотти (1994 г.), Москва, РАТИ;
  • «Давным–давно» А.Гладков (1995 г.), Омск, Государственный музыкальный театр
  • «Преступление и Н.» Ф.Достоевский (1995 г.), Берлин, "ОRРНТНЕАТЕR" (с МЦСИ «АпАРТе»)
  • «Играем Гоголя» Н.Гоголь (1996 г.), Париж, «АRIАТЕАТRО» (с МЦСИ «АпАРТе»)
  • «Трактирщица» К.Гольдони (1996 г.), Омск, Государственный Пятый театр
  • «Таланты и поклонники» А.Островский (1996 г.), Екатеринбург, Академический театр драмы
  • «Три визита доктора Астрова» А.Чехов (1997 г.), Омск, «Государственный Пятый театр»
  • «Повести Белкина» А.С.Пушкин (1997 г.), Омск, Государственный Камерный театр

С 1998 г. по настоящее время - художественный руководитель Московского драматического театра «АпАРТе».

Спектакли:

  • «Иван и Черт» Ф.Достоевский (1998 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Что в имени тебе моем» А.С.Пушкин (1999 г.), Омск, Государственный Камерный театр
  • «Горе от ума» А.Грибоедов (2000 г.), Москва, Классный театр
  • «По поводу мокрого снега» Ф.Достоевский (2000 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Капитан, капитан, улыбнитесь» Ж.Верн (2001 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Маша, Ирина, Ольга и др.» А.Чехов (2003 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Беда от нежного сердца» (Водевиль) В.Соллогуб (2004 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Федра» Ж.Расин (2005 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «И эту дуру я любил» А.Яхонтов (2006 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Solaris. Дознание» С.Лем (2006 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Французские страсти на подмосковной даче» (2007 г.), Омск, «Государственный Пятый театр»
  • «Хроника забытого острова» Г.Егоркин (2006 г.), Лаборатория современной драматургии СТД РФ
  • «Чужие здесь не ходят» В.Зуев (2007 г.), Лаборатория современной драматургии СТД РФ
  • «Чужие здесь не ходят» В.Зуев (2009 г.), Москва, «АпАРТе»
  • «Агата Кристи. Детектив» - Мередит Блейк (реж. А.Любимов»), «АпАРТе»
  • «Про Любовь Раневскую» по пьесе А.Чехова «Вишневый сад» - Лопахин (реж. А.Любимов), «АпАРТе»
  • «Ревизор. 1835» Н.Гоголь - Артемий Филиппович Земляника (реж. А.Любимов), «АпАРТе»
  • «Маленькие трагедии» по произведениям А.С.Пушкина, «АпАРТе»
  • «Отцы & Дети» И.Тургенев, «АпАРТе»
  • «На дне» М.Горький, «АпАРТе»
  • «Спасти капитана Гранта» Ж.Верн, «АпАРТе»
  • «Страшные сказки» по мотивам произведений В.Ф.Одоевского; А.Погорельского; В.П.Титова и А.С.Пушкина, «АпАРТе»

Роли в кино:

  • «Золотая свадьба» (реж. Н. Мотузко).

«Придавая огромное значение роли руководства в театре, мы сегодня помещаем «Правила для художественных руководителей и режиссеров».

1. Если ты непременно хочешь иметь своё лицо - не забудь предварительно обзавестись собственной головой. Все попытки обойти это правило кончались неудачно.

2. Вступая в должность, не объявляй официально, что всё происходившее до тебя - было ужасно, а что отныне - всё будет прекрасно. В своё время это уже было сказано твоим предшественником.

3. Большое впечатление производит чтение репертуарного плана, составленного на пять лет вперед. Ещё эффектнее было бы составить план на пятьдесят лет вперед, этим можно было бы связать потомков по рукам и но ногам. К счастью, резонанс от такой литературы длится не более недели, после чего сам составитель плана о нем забывает.

4. Водружая в театре надпись - «ДОРОГУ МОЛОДЁЖИ!», лучше располагать её вдоль этой дороги, а не поперёк.

5. Выдвигая молодую актрису на хорошую роль, постарайся выпустить премьеру до выхода этой актрисы на пенсию.

6. Если ты любишь ставить скучные спектакли, будь человечен и печатай на обороте программок кроссворды. Введение в зрительном зале игры в домино нежелательно, так как она отвлекает актёров.

7. Не растворяйся в актёрах без остатка. Загадочная картинка - «Где режиссёр?» уже достаточно использована, и зритель ищет других развлечений.

8. Имей в виду, что актерам свойственно быть в одном из двух состояний: а) переутомлённость от перегрузки и б) опустошённость от недогрузки. Переходные стадии встречаются крайне редко. Старайся держать актёров в первом состоянии, это полезнее для дела.

9. Если ты задаёшься целью угодить у себя в театре каждому, то очень скоро будешь ненавидим всеми.

10. Не бросайся обещаниями. Актёр, не сыгравший роли Гамлета, которую ты ему обещал, утешит себя тем, что сыграет роль твоего могильщика.

11. Знай, что ничто так не укрепляет здоровья основного исполнителя, как наличие талантливого дублёра. Поэтому гигиена труппы требует внимания ко второму составу.

12. Критик, приглашённый тобою на должность завлита, не может уже ругать тебя по соображениям этическим. Всё, что этика может ему позволить, - это ругать твоего соперника.

14. Если у тебя в театре завелись люди, которые тебе в лицо говорят, что ты - гений, загримируйся художественным руководителем соседнего театра и в этом виде возобнови с ними разговор. Если они и при этом будут настаивать на своём утверждении - ты выяснишь одну несомненную истину: что не умеешь гримироваться.

15. Относись терпимо к взглядам твоего соперника, особенно если основное различие в ваших взглядах на театр заключается в том, что он собирает фарфор, а ты - фаянс.

16. Помни, что лучшая поваренная книга не служит оправданием испорченного обеда. Поэтому качество поставленного тобой спектакля значительно существеннее того, по какой системе ты этот спектакль ставил.

17. Некоторые полагают, что творческие декларации служат дополнением к практической деятельности. И если чего не хватило на деле, то можно добавить на словах. Это неверно».

Акимов Н.П., Правила хорошего тона / О театре, Л., «Искусство», 1962 г., с. 301-303.