Open
Close

Гайдн прощальная. Йозеф гайдн - "прощальная симфония"

Итак, сегодня у нас суббота, 29 июля 2017 года и мы традиционно предлагаем вам ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы нам встречаются как самые простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Что традиционно делают музыканты во время исполнения “Прощальной симфонии” Гайдна?

  • Тушат свечи
  • Посылают воздушные поцелуи
  • Надевают шляпы

Правильный ответ A. ТУШАТ СВЕЧИ

Все с наслаждением слушают прекрасную музыку Гайдна – одна часть симфонии, другая, третья… наконец четвертая, финал. И тут оказалось, что у новой симфонии есть ещё одна часть – пятая, и притом медленная, грустная. Это было неожиданно и непривычно: симфонии полагается иметь четыре части, и последняя должна быть самой живой, самой быстрой. Слушатели переглядываются. Но музыка превосходная, играют прекрасно, и гости снова откинулись на спинки кресел. Слушают.

…Грустит и как будто жалуется музыка. Вдруг… Что такое?! Князь гневно хмурит брови. Один из валторнистов отыграл какие-то такты своей партии, закрыл ноты, затем аккуратно положил инструмент, потушил свечу на пюпитре и… ушёл!

Гайдн этого не замечает, продолжает дирижировать. (Вы помните? Ведь он стоит спиной к оркестру.)

Льётся чудесная музыка. Вступает флейта. Флейтист сыграл свою партию… затем, так же, как валторнист, закрыл ноты, потушил свечу и тоже ушёл.

Музыка всё продолжается. Никто в оркестре не обращает внимания на то, что уже второй валторнист, а за ним гобоист, не торопясь, спокойно складывают инструменты, гасят свечи и покидают сцену.

Одна за другой гаснут на пюпитрах свечи, один за другим уходят музыканты… Что же Гайдн? Неужели не слышит? Неужели не видит?

Видеть Гайдну, как мы знаем, довольно трудно. Ну, а слышал-то он, конечно, прекрасно.

На сцене уже почти совсем темно. Остались только два скрипача. Две маленькие свечечки чуть освещают их серьёзные, склонённые к скрипкам лица.

Вот какую удивительную «музыкальную забастовку» придумал композитор и капельмейстер Гайдн! Конечно же, это был протест, но такой остроумный и изящный, что князь, наверное, даже позабыл возмутиться и уж, конечно, прекрасно понял намёк. Гайдн победил.

Конспект урока музыки во 2 классе.

Тема: Йозеф Гайдн: "Прощальная симфония"

  • -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Олеговна, я сегодня буду проводить у вас урок музыки. Встаньте пожалуйста красиво, садитесь пожалуйста. Тема сегодняшнего урока: Творчество Йозефа Гайдна и его произведение: "Прощальная симфония".
  • - (1 слайд)Франц Йозеф Гайдн -(2) великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета.
  • (3)Йозеф Гайдн родился 283 года назад в небольшом городке Рорау, Нижняя Австрия, в семье мастера колёсных дел. Мать композитора была кухаркой. Любовь к музыке маленькому Йозефу привил отец, который серьёзно увлекался вокалом.
  • (4)Мальчик обладал прекрасным слухом и чувством ритма, и благодаря этим музыкальным способностям был принят в церковный хор в небольшом городке Гайнбург.(5) Позднее он переедет в Вену, где будет петь в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана.
  • (6) До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.
  • (7)Уже в 27 лет юный гений сочиняет свои первые симфонии.
  • (8)В 29 лет Гайдн становится вторым капельмейстером(т.е руководителем хоровой капеллы и/или оркестра) при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. Жизнь прошла слишком напряженно, и силы постепенно оставляют композитора. (9)Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.
  • (10)Скончался великий композитор 31 мая 1809 года.
  • (11,12)
  • -А сейчас, ребята, мы с вами познакомимся с произведением Йозефа Гайдна, которое называется " Прощальная симфония",а вы знаете,что такое симфония?(Если не отвечают, то:
  • -Для кого исполняется симфония?
  • -Большое или маленькое произведение?)

Симфония-это большое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, состоящее обычно из 4-х частей.

  • -Для начала давайте её прослушаем.
  • -Вам будет такое задание: Как музыка звучала? Какие изменения в ней вы заметили?
  • (Слушаем произведение)
  • -Итак,мы прослушали с вами "Прощальную симфонию". Как музыка звучала? Какие изменения в ней вы заметили?
  • -Понравилось вам это произведение?
  • -Какая музыка по настроению?
  • -Какие инструменты звучат в симфонии?
  • -Композитор Йозеф Гайдн был очень веселым человеком. Такой же веселой и жизнерадостной была его музыка.

Почти в каждой симфонии - а написал он большенства - есть что-то неожиданное, интересное, смешное.

То он изобразит в симфонии неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы - симфонии эти так потом и называют: "Медведь", "Курица", то накупит разных детских игрушек - свистулек, трещоток, рожков и включит их в партитуру своей "Детской" симфонии. Одну его симфонию называют "Часы", другую - "Сюрприз" за то, что там, в середине медленной, тихой и спокойной музыки раздается вдруг очень громкий удар, а затем снова неторопливо, как ни в чем не бывало, продолжается спокойная, даже какая-то важная музыка.

Все эти выдумки, все эти "сюрпризы" объяснялись не только веселым характером композитора. Тут были и другие, гораздо более важные причины. Гайдн начал писать музыку, когда произведения в форме симфонии только-только начали появляться. Вот почему этот замечательный немецкий композитор столько выдумывал, когда писал свою музыку, - он пробовал, искал, создавал новый вид музыкального произведения.

Нам теперь почти невозможно представить себе, что "отец симфонии", "великий Гайдн", как его называли уже при жизни, был всего-навсего придворным капельмейстером австро-венгерского князя Николо Эстергази.

Его симфония - "Прощальная" - кончается музыкой, которую можно назвать скорее грустной, чем веселой. Но именно об этой симфонии вспоминается, когда хочешь рассказать о Гайдне - жизнерадостном и добром человеке.

А появилась эта симфония по такому случаю:

Музыкантам князя Эстергази долго не давали отпуска и не платили денег. Их "папаша Гайдн" не мог добиться этого никакими мольбами и просьбами. Загрустили оркестранты, а потом стали роптать. Уж на что умел Гайдн ладить со своими музыкантами, а тут и его перестали слушаться - работать, репетировать стало трудно. А князь требовал исполнения новой симфонии на предстоящем празднике.

И Гайдн написал новую симфонию.

Что это за музыка, князь не знал, а может быть, и не очень интересовался - в этом-то он вполне доверял своему капельмейстеру. Но только оркестранты вдруг проявили необыкновенное рвение к репетициям...

Наступил день праздника. Князь заранее сообщил гостям о новой симфонии, и теперь они с нетерпением ждали начала концерта.

Зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены инструменты... Вышел плотный, коренастый "папаша Гайдн" в парадной форме и свеженапудренном парике. Симфония зазвучала...

Все с наслаждением слушают музыку - одна часть, другая... третья... наконец, четвертая, финал. Но тут оказалось, что у новой симфонии есть еще одна часть - пятая и притом медленная, грустная. Это было против правил: в симфонии полагалось писать четыре части, и последняя, четвертая, должна быть самой живой, самой быстрой. Но музыка прекрасная, оркестр играет очень хорошо, и гости снова откинулись на спинки кресел. Слушают.

Грустит и как будто немного жалуется музыка. Вдруг... Что такое? Князь гневно хмурит брови. Один из валторнистов отыграл какие-то такты своей партии; закрыл ноты, затем аккуратно сложил свой инструмент, потушил свечу на пюпитре... и ушел!

Гайдн этого не замечает, продолжает дирижировать.

Льется чудесная музыка, вступает флейта. Флейтист сыграл свою партию, так же, как валторнист, закрыл ноты, потушил свечу и тоже ушел.

А музыка все продолжается. Никто в оркестре не обращает внимания на то, что уже второй валторнист, а за ним гобоист, не торопясь, спокойно покидают сцену.

Одна за другой гаснут свечи на пюпитрах, друг за другом уходят музыканты... Что же Гайдн? Неужели не слышит? Неужели не видит? Видеть Гайдну, правда, довольно трудно, так как в то время, о котором идет речь, дирижер сидел лицом к публике, спиной к оркестру. Ну, а слышал-то он, конечно, прекрасно.

Вот на сцене уже почти совсем темно - остались только два скрипача. Две маленькие свечки освещают их серьезные, склоненные к смычкам лица.

Вот какую удивительную "музыкальную забастовку" придумал Гайдн! Конечно, это был протест, но такой остроумный и изящный, что князь, наверное, позабыл возмутиться. И Гайдн победил.

Написанная по такому, казалось бы, случайному поводу "Прощальная" симфония живет до сих пор. До сих пор оркестранты, один за другим, покидают сцену, и оркестр звучит все тише, все слабее: все так же замирают одинокие скрипки, и в сердце закрадывается грусть.

Да, он, конечно, был очень веселым человеком, "великий Гайдн", и такой же была его музыка. И то, что придумал композитор, чтобы помочь своему оркестру, можно назвать шуткой, музыкальным намеком. Но сама музыка не шутит. Она грустит.

Не всегда было весело капельмейстеру Гайдну.

В чём особенности этой симфонии?

Ответы детей

  • (Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки(на одной из которых в свое время играл сам Гайдн, так как первый скрипач был одновременно дирижером оркестра), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными.)
  • 13 слайд (кроссворд) симфония оркестр композитор гайдн

Рефлексия:

  • -С творчеством какого композитора мы сегодня с вами познакомились?
  • -Какое произведение Йозефа Гайдна мы прослушали?
  • - Какое впечатление произвело на вас это произведение?
  • -Вам понравился сегодняшний урок?
  • -Что было интересного на уроке?
  • -Что запомнилось?
  • -Спасибо за урок. До свидания.

Состав оркестра: 2 гобоя, фагот, 2 валторны, струнные (не более 9 человек).

История создания

На рубеже 60-70-х годов в творчестве композитора происходит стилевой перелом. Одна за другой появляются симфонии патетические, не­ редко в миноре. Они представляют новый стиль Гайдна, связывающий его поиски экспрессивной выразительности с немецким литературным течением «Бури и натиска».

За симфонией № 45 закрепилось название Прощальная, и этому существует несколько объяснений. Одно, со слов самого Гайдна, сохранилось в воспоминаниях современников. Во время написания этой симфонии Гайдн служил в капелле князя Эстергази, одного из венгерских магнатов, чье богатство и роскошь соперничали с императорскими. Их главные резиденции располагались в городке Эйзенштадте и поместье Эстергаз. В январе 1772 года князь Николаус Эстергази повелел, чтобы во время его пребывания в Эстергазе семьи музыкантов капеллы (их тогда было 16) жили там же. Лишь в отсутствие князя музыканты могли поки­ дать Эстергаз и навещать жен и детей. Исключение было сделано только для капельмейстера и первого скрипача.

В тот год князь необычно долго оставался в поместье, и истомленные холостяцкой жизнью оркестранты обратились за помощью к своему руководителю - капельмейстеру. Гайдн остроумно решил эту проблему и сумел передать просьбу музыкантов князю во время исполнения своей новой, Сорок пятой симфонии. По другой версии, просьба касалась жалованья, которое князь давно не платил оркестру, и в симфонии содержался намек на то, что музыканты готовы распрощаться с капеллой. Еще одна легенда - прямо противоположная: сам князь решил распустить капеллу, оставив оркестрантов без средств к существованию. И, наконец, последняя, драматическая, выдвинутая романтиками в XIX веке: Прощальная симфония воплощает прощание с жизнью. Однако в рукописи партитуры название отсутствует. Надпись в начале - частично по-латыни, частично по-итальянски - гласит: «Симфония фа-диез минор. Во имя Господа от меня, Джузеппе Гайдна. 772», а в конце по-латыни: «Хвала Богу!».

Первое исполнение состоялось в Эстергазе осенью того же 1772 года княжеской капеллой под управлением Гайдна.

Прощальная симфония стоит в творчестве Гайдна особняком. Необычна ее тональность - фа-диез минор, редко использовавшаяся в то время. Не характерен для XVIII века и одноименный мажор, в котором симфония завершается и в котором написан менуэт. Но самое уникальное - медленное завершение симфонии, своего рода дополнительное адажио, следующее за финалом, из-за чего Прощальную симфонию часто считают пятичастной.

Музыка

Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей симфонию сразу, без медленного вступления. Экспрессивная ниспадающая по тонам минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом аккомпанемента, сопоставлениями форте и пиано, внезапными модуляциями в минорные же тональности. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой - умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про­ возглашается главная тема - начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена активным развитием.

Вторая часть - адажио - светла и безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет (партия контрабасов не выделена), причем скрипки - с сурдинами, динамика в пределах пианиссимо. Использована сонатная форма с близкими по характеру темами, с разработкой, исполняемой одними струнными, и сжатой репризой, в которой главная партия украшена «золотым ходом» валторн.

Третья часть - менуэт - напоминает деревенский танец с постоянным сопоставлением эффектов пиано (только скрипки) и форте (весь оркестр), с ясно членящейся темой и обилием повторов. Трио начинается «золотым ходом» валторн, а в конце его происходит неожиданное омрачение - мажор уступает место минору, предвосхищая настроение финала. Возвращение первого раздела заставляет забыть об этой мимолетной тени.

Четвертая часть образно перекликается с первой. Побочная партия снова мелодически не самостоятельна, но, в отличие от минорной главной, окрашена в беззаботные мажорные тона. Разработка, хотя и небольшая - истинно классический образец мастерства мотивного развития. Реприза сумрачная, не повторяет экспозицию, а внезапно обрывается на подъеме... После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема, изложенная терциями, кажется безмятежной, но звучность постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. После первых вариаций оркестр покидают исполнители на духовых инструментах. Уход музыкантов струнной группы начинается с басов; на сцене остаются альт и две скрипки и, наконец, дуэт скрипок с сурдинами тихо доигрывает свои трогательные пассажи.

Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» - писала лейпцигская газета в 1799 году. «И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», - вторил ей Шуман почти сорок лет спустя.

А. Кенигсберг

На рубеже 60-70-х годов в творчестве композитора происходит стилевой перелом. Одна за другой появляются симфонии патетические, не редко в миноре. Они представляют новый стиль Гайдна, связывающий его поиски экспрессивной выразительности с немецким литературным течением «Бури и натиска».

За симфонией № 45 закрепилось название Прощальная, и этому существует несколько объяснений. Одно, со слов самого Гайдна, сохранилось в воспоминаниях современников.

Во время написания этой симфонии Гайдн служил в капелле князя Эстергази, одного из венгерских магнатов, чье богатство и роскошь соперничали с императорскими. Их главные резиденции располагались в городке Эйзенштадте и поместье Эстергаз. В январе 1772 года князь Николаус Эстергази повелел, чтобы во время его пребывания в Эстергазе семьи музыкантов капеллы (их тогда было 16) жили там же. Лишь в отсутствие князя музыканты могли поки дать Эстергаз и навещать жен и детей. Исключение было сделано только для капельмейстера и первого скрипача.

В тот год князь необычно долго оставался в поместье, и истомленные холостяцкой жизнью оркестранты обратились за помощью к своему руководителю - капельмейстеру. Гайдн остроумно решил эту проблему и сумел передать просьбу музыкантов князю во время исполнения своей новой, Сорок пятой симфонии.

По другой версии, просьба касалась жалованья, которое князь давно не платил оркестру, и в симфонии содержался намек на то, что музыканты готовы распрощаться с капеллой. Еще одна легенда - прямо противоположная: сам князь решил распустить капеллу, оставив оркестрантов без средств к существованию. И, наконец, последняя, драматическая, выдвинутая романтиками в XIX веке: Прощальная симфония воплощает прощание с жизнью.

Однако в рукописи партитуры название отсутствует. Надпись в начале - частично по-латыни, частично по-итальянски - гласит: «Симфония фа-диез минор. Во имя Господа от меня, Джузеппе Гайдна. 772», а в конце по-латыни: «Хвала Богу!». Первое исполнение состоялось в Эстергазе осенью того же 1772 года княжеской капеллой под управлением Гайдна. Прощальная симфония стоит в творчестве Гайдна особняком. Необычна ее тональность - фа-диез минор, редко использовавшаяся в то время. Не характерен для XVIII века и одноименный мажор, в котором симфония завершается и в котором написан менуэт.

Но самое уникальное - медленное завершение симфонии, своего рода дополнительное адажио, следующее за финалом, из-за чего Прощальную симфонию часто считают пятичастной. Музыка Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей симфонию сразу, без медленного вступления.

Экспрессивная ниспадающая по тонам минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом аккомпанемента, сопоставлениями форте и пиано, внезапными модуляциями в минорные же тональности. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой - умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про возглашается главная тема - начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена активным развитием. Вторая часть - адажио - светла и безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет (партия контрабасов не выделена), причем скрипки - с сурдинами, динамика в пределах пианиссимо. Использована сонатная форма с близкими по характеру темами, с разработкой, исполняемой одними струнными, и сжатой репризой, в которой главная партия украшена «золотым ходом» валторн. Третья часть - менуэт - напоминает деревенский танец с постоянным сопоставлением эффектов пиано (только скрипки) и форте (весь оркестр), с ясно членящейся темой и обилием повторов. Трио начинается «золотым ходом» валторн, а в конце его происходит неожиданное омрачение - мажор уступает место минору, предвосхищая настроение финала. Возвращение первого раздела заставляет забыть об этой мимолетной тени. Четвертая часть образно перекликается с первой. Побочная партия снова мелодически не самостоятельна, но, в отличие от минорной главной, окрашена в беззаботные мажорные тона. Разработка, хотя и небольшая - истинно классический образец мастерства мотивного развития. Реприза сумрачная, не повторяет экспозицию, а внезапно обрывается на подъеме... После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема, изложенная терциями, кажется безмятежной, но звучность постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. После первых вариаций оркестр покидают исполнители на духовых инструментах. Уход музыкантов струнной группы начинается с басов; на сцене остаются альт и две скрипки и, наконец, дуэт скрипок с сурдинами тихо доигрывает свои трогательные пассажи. Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» - писала лейпцигская газета в 1799 году. «И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», - вторил ей Шуман почти сорок лет спустя.

Йозеф Гайдн

Симфония № 45 фа-диез минор (Прощальная симфония) - симфония Йозефа Гайдна (1772).

Данная симфония была написана для капеллы и домашнего театра венгерских князей Эстерхази. В тот год семейство Эстерхази задержалось в их летнем дворце, где было достаточно прохладно. Музыканты страдали от холода и болезней. Гайдн решил намекнуть князю, что пора уезжать с помощью музыки. Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала исключаются все духовые инструменты. В струнной группе выключаются контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки (на одной из которых в своё время играл сам Гайдн, так как первый скрипач был одновременно дирижером оркестра), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными. Князь Эстерхази понял этот изящный намек, и вскоре он и музыканты покинули летнюю резиденцию.

Состав оркестра: два гобоя, фагот, две валторны, струнные (1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели и контрабасы).


Музыка

Симфония начинается сразу с проведения главной партии, без какого-либо вступления и носит патетический характер. В целом вся первая часть выдержана в едином духе. Танцевальные и даже вполне изящные черты главной партии задают общий настрой части. Динамичная реприза только закрепляет этот образ.

Изысканная и светлая вторая часть исполняется в основном струнной группой (квартет). Темы проводятся весьма приглушенно, скрипки исполняют партии с сурдинами на пианиссимо. В репризе Гайдн применяет знаменитый «золотой ход валторн», которым украшает главную партию.


Третья часть – это менуэт, но Гайдн сделал его весьма необычным, сопоставив два эффекта: мелодия, исполненная скрипками на пиано и звучание всего оркестра на форте. В этой части также звучит «золотой ход валторн», который композитор использовал в трио. В конце менуэта внезапно возникает минор. Это неслучайно, ведь таким приемом Гайдн предвосхищает общее настроение финала.

Йозеф Гайдн

Четвертая часть поначалу перекликается с первой, ее грациозной темой. Сумрачная атмосфера возникает лишь в репризе, которая внезапно обрывается, причем на самом подъеме. После небольшой паузы звучит адажио с вариациями. Сама тема излагается довольно безмятежно, чувство тревоги начинает нарастать, как только угасает звучность. Инструменты умолкают один за одним, доиграв свою партию. Первыми оркестр покидают музыканты, которые играют на духовых, после этого сцену покидают басы и альт. Наконец, две скрипки, которые исполняют тему с сурдинами, трогательно и тревожно доигрывают свои партии, также удаляясь из зала.


Йозеф Гайдн Симфония № 45 (Прощальная)

Йозеф Гайдн Симфония № 45 (Прощальная)

У кого нет времени на прослушивание всей симфонии может послушать финал.

Йозеф Гайдн - "Прощальная симфония". Финал

Йозеф Гайдн - "Прощальная симфония". Финал


Художник: Slobodan Trpevski

Юрий Левитанский

Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана...

Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,

А потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,-

Как в «Прощальной симфонии» - ближе к финалу - ты помнишь,

у Гайдна -

Музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу

И уходит - в лесу все просторней теперь - музыканты уходят -

Партитура листвы обгорает строка за строкой -

Гаснут свечи в оркестре одна за другой - музыканты уходят -

Скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой -

Тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,

И по мере того как с осенних осин облетает листва,

Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,

Что становится явной вся тайная суть естества,-

Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят -

Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -

И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят -

Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча…

Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,

Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,

Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе

И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.


Художник Джеф Ролланд

Подписывайтесь на новый журнал "Меломан"! Размещайте интересные музыкальные материалы, включая свои собственные. Вы отправляетесь в увлекательное путешествие в мир музыки. В добрый путь!