Open
Close

Общие рекомендации по организации коррекционных занятий

Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 3 VIII вида»

Рабочая программа

КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2013 /2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе:

по развитию психомоторики и сенсорных процессов

для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII видаЛ.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой

Прокопьевск 2013

1.Пояснительная записка…………………………………………………3

2.Основное содержание тем учебного курса……………………………

3.Учебно-тематическое планирование.…………………………………

4.Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной программе……………………………………………………..

5.Перечень учебно-методического обеспечения. ………………………

6.Список литературы……………………………………………………..

7. Приложения*……………………………………………………………..

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основании следующих документов:

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г.;

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);

6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;

7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;

9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

11. Учебный план МКОУ «Школа-интернат № 3» от.

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.

Программа строится на обучении обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.

Состав подгрупп имеет подвижный характер: одним обучающимся класса необходима индивидуальная коррекция, другие включаются в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать положительную дальнейшую социализацию в обществе.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий – 2 часа в неделю, 66 часов в учебный год. Занятия продолжительностью 15-25 мин проходят как в первую, так и во вторую половину дня.

На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за одноместными партами или расположившись в разных концах кабинета.

Адресат

Рабочая программа курса предназначена для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. (психолого-педагогическая характеристика класса)

Познание мира и окружающей среды обучающимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.

И. М. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Обучающиеся не знают названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Дети неловки, у них все падает, разрушается. Они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Обучающиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.

Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Слабо развитое зрительно-моторная координация, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.

Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с интеллектуальной недостаточностью является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.

В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

Сконцентрированы усилия в 1 классе на формирование навыков общения в коллективной деятельности как основе новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде. Первоначально ведущая деятельность (учебная) появляется в коллективной деятельности. Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья освоил социальную роль школьника, т.е. овладел учебной деятельностью, необходимо создать условия для коллективного освоения этой деятельностью детьми. Новое социальное окружение становится ситуацией развития личности ребенка. Этому способствует создание проблемных ситуаций, решение которой не возможно только силами ребенка, но возможно в деятельности совместной, которой ребенок еще не владеет. Эта проблемная ситуация принимается, понимается ребенком, он желает найти выход из нее, использует имеющиеся у него возможности.

В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

На занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

    функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

    игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа" для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

    оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

o разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).

Основные направления коррекционной работы

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

Развитие моторики, графомоторных навыков;

Тактильно-двигательное восприятие;

Кинестетическое и кинетическое развитие;

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

Развитие зрительного восприятия;

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

Развитие слухового восприятия;

Восприятие пространства;

Восприятие времени.

Специфика программы

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов - определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

В программу введена методика М.И. Чистяковой Психогимнастика, направленная на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

В программу включено обучение расслаблению.

Расслабление по контрасту с напряжением

При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова: Твердый - мягкий. Сильный - слабый. Холод - тепло. Сосулька - водичка. Движение - сон. Страх - доверие. Злой - добрый .

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании

Почти все динамичные упражнения, игры и танцы заканчиваются расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное, замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает глубже расслабиться.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов, имеющих недостаточность зрительно-пространственного восприятия. Это могут быть слабоуспевающие ученики обычных классов, если в школе отсутствуют классы КРО. При наличии классов КРО психо­логу следует в первую очередь обратить внимание на учащихся этих классов.

Программа рассчитана на 25-30 занятий продолжительностью 35-45 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Если упражнения окажутся для ребенка очень сложными, что может быть связано с недостаточной физиологичес­кой готовностью нервной системы, к последним (самым сложным) занятиям и упражнениям можно вернуться через неко­торое время, например, в следующем учебном году.

Оптимальный размер группы - 4-6 человек. Четное число участников желательно, потому что многие упражнения выполняются в парах. Желательна однородность состава уча­стников по уровню развития познавательных процессов, специфи­ке нарушений, возрасту.

Занятия проводятся два раза в неделю в форме внеклассной ра­боты после учебных занятий. Лучше выбирать дни, когда нагрузка детей не очень значительна. Встречи с психологом не должны совпа­дать с какими-либо другими занятиями, - чтобы не создавать у ре­бенка внутренний мотивационный конфликт и необходимость вы­бора. Родители должны быть проинформированы о предполагаемой работе, необходимо получить их согласие на участие детей в коррекционных занятиях. Лучше сразу предупредить родителей, что для занятий нужно подготовить обычную школьную тетрадь (лучше в клетку), ручку, простой и цветные карандаши. Если это устроит всех, можно хранить эти вещи в кабинете психолога - тогда дети не будут забывать приносить их на занятия. Остальной необходимый инст­рументарий (конкретный перечень материалов приводится при опи­сании занятий) лучше приобрести за счет школы.

Описание занятий сопровождается ссылками на Приложение, содержащее визуальный материал, необходимый для коррекционных занятий. Для применения материалов Приложения их нужно подго­товить к практическому использованию: вырезать или ксерокопиро­вать и наклеить на картон, либо изготовить некоторые материалы самостоятельно, руководствуясь предложенными образцами. В от­дельных случаях (конкретно это будет оговариваться непосредствен­но при описании занятий) необходимо подготовить несколько (по числу участников группы) вариантов технического материала.

Материалы, предложенные в Приложении, не являются, на наш взгляд, окончательными. Ведущий может, учитывая специфику кон­кретных учащихся, включенных в коррекционную группу, допол­нить и расширить опубликованные материалы. Мы рассчитываем на творческое отношение к программе со стороны ее практических пользователей.

Помещение

Так как коррекционные занятия проводятся после основных уро­ков, условия работы детей должны быть комфортными. Помещени­ем для занятий может служить специально оборудован­ная, не очень маленькая комната или учебный класс. Обязательное условие - отсутствие помех, лишних шумов. В идеале желательно было бы исключить и школьные звонки, потому что реакция на них у слабоуспевающих детей одно­значная: конец урока. В то время как сам процесс занятий, игровой характер упражнений часто увлекают участников, они не устают и могли бы работать больше до завершения упражнения и занятия в целом. Однако в силу неустойчивости позитивной мотивации и на фоне стойкого рефлекса на школьный звонок (мотивация избе­гания неудачи) часто побеждает последний. Поэтому при невозмож­ности изолировать детей от режима школьных звонков психологу нужно быть готовым преодолевать прерывание выполнения зада­ний детьми и заранее продумать приемы, которые можно исполь­зовать в подобных случаях.

Необходимо исключить отвлечения, не разрешается вызывать из комнаты ведущего и детей во время занятий (родителей следует предупредить об этом заранее).

Помещение должно быть хорошо проветрено, достаточно сво­бодно, так как на занятиях детям придется много двигаться и пере­мещаться по комнате. В то же время комната не должна быть пус­той - мебель в данном случае используется как учебный материал, учебное пространство и должна обеспечить достаточную вариатив­ность расположения предметов и самих участников учебных игр в пространстве.

Требования к ведущему.

Коррекционная педагогика занимает промежуточное место между работой с обычными и больными детьми. Дети с ЗПР, со сла­бой учебной мотивацией, часто с уже сформировавшимся отрица­тельным отношением к школе, нуждаются в повышенном внима­нии, доброжелательности и терпении со стороны взрослого, веду­щего коррекционные занятия.

Безоценочный метод работы, акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий учеником, предложение необходи­мой помощи со стороны взрослого (в виде обеспечения самостоя­тельного решения задачи ребенком) - обязательные условия фор­мирования положительного отношения и интереса учащихся к кор­рекционные занятия. Вести занятия может школьный психолог или учитель, подго­товленный к данному виду работы. Он должен иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знани­ями по возрастной и педагогической психологии.

Коррекционная работа предъявляет ряд требований к личност­ным качествам ведущего. Он должен быть достаточно терпим и за­ранее готов к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей. Должен уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересован­ности, а не принуждения. Преодоление негативных поведенческих реакций потребует от ведущего креативности в общении с детьми, уважения к внутреннему миру ребенка и чувства юмора.

Работая с программой, следует учитывать возрастные различия детей. Дети 7 и 10-11 лет - ученики первого и четвертого классов существенно различаются в психологическом плане. Поэтому веду­щий должен уметь:

во-первых, гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту,

во-вторых адаптировать предлагаемые упражнения (по макси­мальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоя­тельности учащихся в выполнении заданий и т.д.) соответствен­но возрасту и реальным возможностям детей,

в-третьих, учитывать, что распределение времени на отдельные ча­сти программы, занятия и упражнения будет различным в пер­вом и четвертом классах. Как различным будет и общее время, и количество занятий для учащихся разных классов.

Требования к профессиональной подготовке ведущего вытека­ют из общих принципов коррекционной педагогики Учет этих принципов в практической работе позволит психологу обеспечить успех коррекционных занятий.

Программа индивидуальных и групповых

коррекционных занятий с учащимися 1-4 классов

Составила: психолог школы сш. им. М. Горького с ДМЦ, Алматинская обл., г.Уштобе

Пояснительная записка

Актуальность коррекционных занятий с детьми обусловлена специфическими особенностями современного общества. В силу социально-экономической ситуации общественного развития, многие дети испытывают напряженность, нестабильность, это ухудшает их психическое здоровье. Как правило, проблемы с которыми сталкиваются обучающиеся, зачастую имеют социальный характер. Это трудности связанные с межличностными отношениями, эмоционально-волевой сферой, с формированием Я-концепции, самосознанием и мировоззрением.

Коррекционная работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей. Необходимых для дальнейшего становления и развития личности.

В программе представлены различные формы и методы коррекционной работы в школе : упражнения, методики направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, мотивационной, эмоциональной, личностной сфер и сферы межличностных отношений. Программа рассчитана на 5 часов, возрастная категория 10-15 лет.

Цель программы:

Оказать обучающимся психологическую помощь, ориентируясь на индивидуальные особенности, закономерности психического развития.

Задачи программы:

1.Способствовать полноценному психическому и личностному развитию обучающихся.


2.Создать положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности обучающихся.

3.Снять эмоциональное напряжение во взаимодействии с окружающими людьми.

4.Создать атмосферу безопасности и поддержки.


Учебно-тематический план

№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Виды и формы деят-ти

Цель занятия

1.Методика «Автопортрет» Сочинение «Кто Я»

1Диагностика и анализ диагностического материала

Установить эмоционально-положительный контакт между психологом и обучающимися.

2.Упражнения «Снежный ком» «Поменяйтесь местами те, кто» «Приятно сказать»

1Психогимнастика

Снятие напряжения, развитие внимания, сокращение эмоциональной дистанции.

3.«Мой портрет в лучах солнца» «Дерево моего Я» «Перевоплощение»

1Арттерапия

Облегчение процесса коммуникации.Создание условий для осознания своих чувств, переживаний.

4.Притча «Ворона и Павлин» «Эмиграция»

1Групповая дискуссия

Точное выражение своих мыслей. Отстаивание своей точки зрения.

5.«Опросник Стефансона» «Чего вы хотите достичь?» «Ритуал прощания»

Диагностика личностных особенностей участников.

Умение адекватно воспринимать себя и окружающих.

Содержание программы

Основная идея коррекционно-развивающей программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь принять, полюбить себя и окружающих. Так же направленность на саморазвитие личности, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.


Курс занятий проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Подбор подростков в группу осуществляется по результатам диагностики «Образа Я»:

- тест «Автопортрет»;
-сочинение о себе «Кто Я»;

Методика «Образа Я»

Отвечая на вопросы укажи, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале:

№ п/п
Вопросы - утверждения

Очень часто
Часто
Иногда
Редко
Никогда

1.Я часто волнуюсь понапрасну.

2.Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

3.Я боюсь выглядеть глупцом.

4.Я беспокоюсь за свое будущее.

5.Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6.Как жаль, что многие не понимают меня.

7.Чувствую, что я не умею разговаривать с людьми.

8.Люди ждут от меня очень много.

9.Чувствую себя скованным.

10.Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.

11.Мне не безразлично как люди относятся ко мне.

12.Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

13.Я не чувствую себя в безопасности.

15.Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Методика помогает определить уровень самооценки ученика.

Тест «Автопортрет»

Давайте нарисуем свой автопортрет - еще один момент коррекционной работы в школе .. Возьмите бумагу, мелки или фломастеры и изобразите то, как вы себя представляете. Если не удалось что-то представить, то просто начинайте рисовать, посмотрим, что получится. Рисуйте так, как вы можете. Сейчас нам важно, чтобы каждый выразил на бумаге то, что он хочет. Работаем 15 минут, пока звучит музыка. За минуту до окончания я предупрежу вас. Начинаем...


Сочинение о себе «Кто Я»

А теперь вы напишете сочинение о себе, о том, какой вы человек. Отразите в своем сочинении основные черты своего характера, свои привычки, увлечения, любимые занятия.


Продолжительность – 45 минут.

Занятия к программе:

«Снежный ком» (психогимнастика)

Цель: знакомство, снятие напряжения, сплочение группы.
Инструкция : «Нам предстоит большая совместная работа и поэтому нам нужно познакомиться и запомнить имена друг друга.

Наше знакомство будет организованно так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать.

Если вы, называя своих партнеров, забыли чье – то имя, то подходите, знакомитесь и здороваетесь за руку.

Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно, смотрите ему в глаза».


Время проведения – 15 минут.

«Поменяйтесь местами те, кто …» (психогимнастика)

Цель: знакомство, снятие напряжения, сплочение группы.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (в начале это буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем кто обладает каким – то определенным умением. Например, когда я скажу: «Пересядьте все те, кто умеет быстро читать», все те, кто умеет быстро читать, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге ».


Время выполнения – 15 минут.

«Приятно сказать» (психогимнастика)

Инструкция: «Давайте встанем ближе друг к другу, образуем тесный круг и протянем руки к его середине.

По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья – то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами.

Итак, давайте начнем. Раз, два, три… Теперь, соприкоснувшиеся руками, вы должны сказать друг другу ласковое слово».


Время проведения – 15 минут.

«Мой портрет в лучах солнца» (арттерапия)

Цель: углубление процессов самораскрытия, исследование позиции «Я».

Инструкция: «нарисуйте солнце, и в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце. Психолог: «Давайте обсудим ваше солнце. Каждый из вас может обратиться к другим участникам за «обратной связью».

Положение об обратной связи:

Обратная связь – это адресованное другому человеку сообщение о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.


Помни!

1. Давай обратную связь только тогда. Когда тебя об этом просят.

2. Говори о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.


3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого.

4. Не оценивай.

5. Не давай советов.

Внимание!

Обратная связь – не повод свести счета с тем, кто тебе не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше помолчи.

А теперь, помня пожелания об обратной связи. Подумайте, чтобы вы могли сказать.

Вопросы обратной связи:

1. О чем говорят ваши надписи?

2. Что вы узнали о других?

3. Что вы переживали, когда писали надписи?

Время проведения – 15 минут.

«Дерево моего Я» (арттерапия – проективная методика рисуночного типа)

Цель: прояснение «Я - концепции», углубление процессов самораскрытия, умение находить в себе главные индивидуальные особенности.

Инструкция: «Наше я – одна из самых больших загадок. Как нам разобраться в многоликости собственного Я?» Попробуем изобразить наше Я в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Одна из веточек – внешнее Я, другая – Я в учебе и т.д. Нарисуйте как можно больше веточек вашего Я. Придумайте название или символ каждой из них.

Получилась весьма причудливая крона. Она отражает вашу многоликость. Теперь изобразите корни. Изобразите в масштабе ваши качества: настойчивость, доброту, интересы – весь набор ваших качеств».

Вопросы обратной связи:

1. Давайте обсудим ваше дерево. Какая часть оказалась мощнее – крона или корни?

2. Что вам было легче нарисовать?

3. Что вы узнали о других?

Время проведения – 15 минут.

«Перевоплощение» (арттерапия)

Цель: продолжение знакомства, дальнейшее самораскрытие участников группы.

Инструкция: «Продолжим наше знакомство. Представьте, что сложилась такая ситуация что вам можно перевоплотиться в какой – то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект вы выбрали».


Вопросы обратной связи:

1. Что вы ощущали перевоплотившись?

2. Какими качествами обладает ваш объект?

3. Что вы можете рассказать о своем объекте?

4. Подумайте, в чем вы схожи?

Время проведения – 15 минут.

Притча «Ворона и Павлин» (групповая дискуссия)

Цель: обучение способности высказывать свою точку зрения, умение анализировать, определять характеристики окружающих.

Инструкция: «Предлагаю прослушать и обсудить притчу «Ворона и Павлин»(из П. Этессами)

В дворцовом парке на ветвях апельсинового дерева сидела ворона. По ухоженному газону гордо прохаживался павлин. Ворона каркнула: «Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она шагает с такой надменностью, как будто это сам султан, а ведь у нее ужасно безобразные ноги. А ее перья, какой жуткий синий цвет! Такой цвет я бы ни за что не стала носить. А свой хвост она тащит за собой, как будто она лиса». Ворона выжидающе замолчала. Павлин несколько мгновений вообще ничего не отвечал, потом заговорил с грустной улыбкой: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То плохое, что ты обо мне говоришь, основывается на неверном толковании. Ты говоришь, что я надменный, по той причине, что я держу голову прямо и при этом мое оперение топорщится. На самом деле я нисколько не надменен. Я знаю, что мои ноги в кожаных складках. Именно это доставляет мне столько горя, что я держу мою голову высоко, чтобы не видеть мои ноги. Ты это неправильно объясняешь как надменность. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту ты закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?»


Вопросы обратной связи:

1.Что бы вы могли сказать об участниках притчи?

2.Чья точка зрения вам ближе?

3.Могли бы вы привести подобный пример из жизни?

Время проведения – 30 минут.

«Эмиграция» (групповая дискуссия)

Цель: помощь участникам в развитии своих сильных сторон, актуализация личностных ресурсов участников.

Инструкция: «многие из нас годами живут в одном и том же городе, на одной и той же улице. Все хорошо знакомо, ко всему привыкли. В том числе и к окружающим.

Но представьте, что вы решили совсем уехать из страны».

Вопросы обратной связи:

1. Какие чувства вы бы испытывали?

2. Какие факторы могли бы вызвать затруднения? Почему?

3. Что бы вы хотели сделать? Почему?

Время проведения – 15 минут.

«Опросник Стефансона»

Методика разработана В. Стефансоном. Достоинством методики является то, что при работе с ней участник проявляет свою индивидуальность, реальное «Я».


Время проведения – 25 минут.

Опросник В. Стефансона

Ф. И. _____________________________________ Класс___________________

Перед вами 60 утверждений, ответьте «да», если утверждение соответствует вашему представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит.


1. Критичен к окружающим товарищам.

2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3. Склонен следовать советам лидера.

4. Не склонен к слишком близким отношениям с товарищами.

5. Нравиться дружественность в группе.

6. Склонен противоречить лидеру.

7. Испытывает симпатии к одному – двум членам группы.

8. Избегает встреч и собраний в группе.

9. Нравиться похвала лидера.

10. Независим в суждениях и манере поведения.

11. Готов встать на чью – либо сторону в споре.

12. Склонен руководить товарищами.

13. Радуется общению с одним – двумя друзьями.

14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.

15. Склонен поддерживать настроение всей группы.

16. Не придает значения личным качествам членов группы.

17. Склонен отвлекать группу от ее целей.

18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре.

21. Нравиться, когда лидер хорошо руководит и активен.

22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

23. Недостаточно сдержан в проявлении чувств.

24. Стремиться сплотить вокруг себя единомышленников.

25. Недоволен слишком формальными отношениями.

26. Когда обвиняют – теряется и молчит.

27. Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе.

28. Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.

29. Склонен затягивать и обострять спор.

30. Стремиться быть в центре внимания.

31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.

32. Склонен к компромиссам.

33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

34. Болезненно относиться к замечаниям товарищей.

35. Может быть коварным и вкрадчивым.

36. Склонен принять на себя руководство в группе.

37. Откровенен в группе.

38. Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.

39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

41. Склонен сердиться на товарищей.

42. Пытается вести других против лидера.

43. Легко заводит знакомства за пределами группы.

44. Старается избегать быть втянутым в спор.

45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.

46. Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.

47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49. Предпочитает меньшую и более тесную группу.

50. Пытается не показывать свои истинные чувства.

51. Становиться на сторону лидера при групповых разногласиях.

52. Инициативен в установлении контактов в общении.

53. Избегает критиковать товарищей.

54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще чем к другим.

55. Не нравиться, что отношения в группе слишком близкие.

56. Любит затевать споры.

57. Стремиться удерживать свое высокое положение в группе.

58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.

59. Склонен к перепалкам, задиристый.

60. Склонен выражать недовольство лидером.

«Чего вы хотите достичь?»

Цель: развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, умение анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих.

Инструкция: «Запишите все, что вы хотели бы достичь. Запишите все, что вам для этого необходимо.


Закончив список, включите в него то, что у вас уже есть и что вы хотели сохранить.

Разделите все желания на 3 категории:

А – очень-очень важные;

В – очень важные;

С – важные.

Вопросы обратной связи:

1. Что вы чувствуете?

2. Что вы думаете о своих желаниях?

3. Представьте, что это все стало вашим. Что вы ощущали бы?»

Время проведения – 15 минут.

«Ритуал прощания»

Цель: снятие напряжения, выработка механизмов эмпатии.

Инструкция: «Встаньте в круг, положите руки друг другу на плечи. Посмотрите друг на друга, поблагодарите и попрощайтесь».


Время проведения – 5 минут

Правила нашей группы

Цель: ознакомление с основными принципами работы тренинговой группы.

1. Доверительный стиль общения.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

3. Искренность в общении.

4. Конфеденциальность всего происходящего в группе.

5. Недопустимость непосредственных оценок человека.

6. Как можно больше контактов и общения с участниками группы.

7. Активное участие к происходящему.

8. Уважение к говорящему.