Open
Close

Гусли виды и размеры. Гусли

Русские гусли. История и мифология Базлов Григорий Николаевич

3.1. Гусли через призму русской истории. Древняя поэтическая символика Руси (преимущественно в гусельной традиции)

«Русские гусли принадлежат истории культуры не только как факт музыкального искусства, фольклорных традиций наших дней, но входят в качестве самостоятельного содержательного элемента, «сюжетного мотива», в систему особо значимых явлений, образов, первоначальных представлений, преданий, относящихся к периодам формирования мифологических воззрений народов ранних исторических эпох. Как образ-символ гусли соотносятся с основополагающими понятиями культуры. Знанием жизни, как путь просветления, соединяющий сферы материального и духовного в сознании человека» 125 .

Процитировав слова выдающегося русского этномузыколога, знатока отечественной традиционной культуры, исследователя гусельной традиции Анатолия Михайловича Мехнецова, обращаем внимание читателя на то, что гусли и гусельная традиция несут на себе отпечаток древнейших представлений славян о мироустройстве и в символическом виде выражают архаический взгляд на мир.

Очевидно, что в древности гусляр был чем-то большим, нежели просто музыкантом. Хотя, безусловно, гусли и гусельная игра использовались и в утилитарном, не сакральном качестве. Ряд черт, сохранившихся в сказочном фольклоре, в эпических произведениях, позволяет нам утверждать, что по выполняемым в старинной славянской культуре функциям гусляра можно сравнить с кельтским бардом или скандинавским эрилем 126 .

«Слово о полку Игореве…» рисует нам образ Вещего Баяна - эпического певца, гусляра, который не просто играет и поет, а отправляется в мысленный полет в прошлое, скачет воображаемой белкой по «мыслену древу», серым волком пересекает огромные пространства и орлом под облака взмывает над историческими событиями. Очевидно, что перед нами не простой музыкант, а человек, владеющий неким изотерическим профессиональным знанием.

В сравнительных поэтических образах, используемых автором «Слова…», просматривается устойчивая семиотическая традиция, те образы и символы, которыми древнерусские эпические поэты мыслили и которыми передавали смысловые соответствия между явлениями материального мира и духовными категориями.

«Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебед?й пущаше, нъ своя в?шиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

Сюжет нападения на лебедей характерен для славянской песенной традиции, в особенности для лирических и свадебных песен. В них орел, «разбивающий» «лебедь с лебедятами, со малыми со дитятами», - это символ жениха, а лебедь - невесты. Таким образом, в поэтической картине охоты на лебедей (при гусельной игре) очевиден оттенок описания мистического брака разума гусляра, напустившего сокола (персты) на «стадо струн», с эпическими лебедями (струнами).

Продолжая рассматривать эту аналогию, мы неизбежно обратим внимание, что стая лебедей образует в полете упорядоченный строй, что опять же напоминает струны и музыкальный звукоряд. Что при ударе соколов лебеди должны вскрикивать, подобно струнам создавая мелодическую гармонию.

Академик Б.А. Рыбаков указывал на мифологическую связь гуслей со стихией воды и ее повелителем - царем подводного царства.

Из русской мифологии мы знаем, что у Морского царя есть дочери, которые отождествляются с русалками, видимыми человеку в образе рек, морских волн или лебедей. Иначе говоря, для архаичного мифологического сознания реки и морские волны - это и есть дочери водяного царя.

В русских сказках широко распространен сюжет о царевнах-лебедях, дочках Морского царя, которые прилетают искупаться к реке в виде стаи лебедей:

«Прилетели на Онегу лебедушки, сбросили оперение, обернулись девушками и стали купаться. Парень, оказавшийся поблизости, схватил одну из шкурок и её владелица - русалка стала его женой» 127 .

Среди этих сестер-лебедей есть старшая царевна-Лебедь, которую так ярко описал А.С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане». По свидетельству духовного стиха о Голубиной книге и ряда белорусских преданий, этого лебедя зовут Острафиль - мать всех птиц 128 . Острафиль «держит весь мир под своим крылом». «Когда Страфиль птица встрепенутся, все сине море всколыбается. Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными» 129 .

Что же за стихия, в которой живет этот лебедь? Из Голубиной книги мы узнаем: «Она пьет и ест из синя моря и детей ведет из синя моря».

Море в гусельной символической традиции отождествляется со звуком, с музыкой:

«Стал Бездольный подходить к своему государству и вздумал сыграть шутку: открыл гусли, дернул за одну струну - сине море стало, дернул за другую - корабли под стольный город подступили, дернул за третью - со всех кораблей из пушек пальба началась» 130 .

В приведенном отрывке первый звук игры на гуслях создаёт море. Следующий звук тождествен выплыванию на море кораблей, которые стреляют из всех пушек, то есть тоже издают звук.

Море - это, очевидно, общий фон звучания, характерный для игры на гуслях. Вот как пишет об этом явлении А.М. Мехнецов на стр. 20 в книге «Русские гусли и гусельная игра»:

«К особым способам формирования звуковой среды (своеобразного «звукового поля») относится прием, на основе которого достигается характер и качество «педали» (общее звучание открытых струн полного диапазона инструмента) с одновременным использованием специфического штриха «глиссандо». В качестве педали - «бурдона» - на 7-9-ти струнных инструментах могут также постоянно звучать верхняя и нижняя струны. Такая техника используется повсеместно на территории бытования русских гуслей».

Сказочные корабли, появляющиеся при ударе по струнам гуслей - это, вероятнее всего, руки игрока. А «выстрелы с кораблей» - это кистевые удары правой рукой по струнам, приём гусельной игры - так называемое «выбивание». Руки гусляра скользят над струнами как корабли над морскими волнами, а при столкновении с волнами появляется звук. Интересно, тот «стольный город», под который «подступили» корабли - руки, также в реальности является каким-то приёмом игры, частью инструмента или фрагментом сказочного сюжета, не имеющего прямого отношения к практике гусельной игры?

В былине о Садко, в той ее части, где Морской царь пляшет под гусли и из-за этого танца появляются волны, разбивающие «черные корабли», поэтический параллелизм еще нагляднее. Реальный игрок, громко и долго бьющий по струнам, нередко разбивает себе пальцы, иногда даже в кровь. Каждому человеку, немного знакомому со струнными инструментами, эта аналогия покажется очевидной.

В былине гусляр не может по собственной воле прекратить игру, ведь пляшет-то сам Морской царь! Продолжительность игры Садко на пиру у Морского царя наводит на предположение, что речь в этой части былины может идти и об инициационном испытании героя, которому необходимо продемонстрировать мастерство и терпение, играя непрерывно продолжительное время. Чтобы остановит пляску, приходится, по совету Николы Можайского, рвать струны и ломать колки.

В системе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве…» терминология музыкантов несколько иная: «стреляющие корабли» там - это удары соколов, бьющих лебедей.

Почему так? То сокола, то лебеди? Противоречие… а как же общеславянская гусельная традиция, как же древность этой культуры?

Для славянской мифологии гусельной игры, на мой взгляд, в этом противоречия нет. Наличие в традиции многовариантности, обычно, только подтверждает древность. То, что в одной системе струны названы лебедями, а в другой морскими волнами, - естественно, ведь и те и другие восходят к одной символической системе - это просто разные образы дочерей водяного царя.

Мы уже обратили внимание, что в способе описания гусельной игры из «Слова о полку Игореве…», где струны - это лебеди, а пальцы - сокола, которую можно условно отнести к символической традиции южной Руси 131 , присутствует свадебная символика. В былине о Садко в системе описания «кораблик-море, струны-волны», которую, как новгородскую, можно соотносить с северо-западной славянской традицией, вообще, не иносказательно, а буквально описано бракосочетание гусляра с дочкой Морского царя - речкой Чернавой. В этом устойчивом символе, характерном для юга и севера Руси, прослеживаются отголоски какого-то древнего мистериального славянского обряда, посредством которого гусляр получал инициационное посвящение, вступая в символический брак с дочерью водяного царя и делаясь его родственником - зятем. Вероятно, в мифопоэтической традиции древних славян именно водяной царь был существом, покровительствовавший музыкальную струнную традицию. И не случайно его дочери - русалки-волны - в мифопоэтической традиции соотносились со струнами.

Несколько отвлекаясь от основной темы, по аналогии можно предположить, что прежде исполнительская традиция, связанная с духовыми инструментами, в славянской мифологии также была связана с царем ветров. Ведь в народных суеверных представлениях свист может вызвать ветер, так же как игра на гуслях порождает волны.

Конструкция гуслей как бы воспроизводит, моделирует славянское предание о сотворении мира.

Вкратце его можно пересказать так:

Мир выглядит как бескрайнее море. Посреди воды растут два дуба. Бог посылает в этот мир двух птиц (по некоторым легендам это голуби, но чаще это утки). Усевшись на дубы, птицы советуются о том, как сотворить мир. После совещания они ныряют на дно моря и выносят оттуда в клювах песок. Разбрасывая этот песок в стороны, птицы создают сушу. Причем одна «утица» творит мир ровным, а другая делает на поверхности этого мира овраги и горы. Таким образом, они создают мир.

В наиболее архаичных моделях гуслей не было металлической скобы, на которую надевались струны. Характерное для древности крепление - это две параллельно расположенные фигурные планочки, прикрепленные к гусельной доске дубовыми колышками. Между этими планочками закреплен деревянный стержень - струнодержатель, на который и надеваются струны.

Эти планочки называются «утицы», они «сидят» на дубовых колышках, как упомянутые легендарные птицы. Между гусельной доской и возвышающимися над ней «утицами» натянуты струны - «волны» музыкального моря. Ударяя по струнам, руки гусляра символически воспроизводят воспетое славянскими легендами творение мира.

Вероятно, что известное из средневековых источников гонение на гусляров и уничтожение гуслей было не борьбой с музыкальностью и исполнительской русской традицией, а порождалось религиозными мотивами, столкновением идей, описывающих сотворение вселенной. Через некоторое время гусли вновь становятся священным, даже отчасти религиозным инструментом. Это происходит тогда, когда народное сознание и параллельно с ним христианские богословы начинают воспринимать гусли как инструмент «главного гусляра», освященный авторитетом библейской традиции псалмопевца царя Давида. Правда, гуслями начинают называть несколько отличный инструмент - псалтирь, под который поются духовные стихи и псалмы. Псалтирь получает распространение преимущественно в среде духовенства.

Однако в народе его также именуют гуслями и переносят на него часть древних представлений, связанных с гуслями. Поскольку царь-псалмопевец Давид считается в народе гусляром, то и древние славянские гусли как бы освящаются его духовным авторитетом и перестают восприниматься как пережиток языческой религии.

В это время, вероятно, и происходит, с одной стороны, воцерковление русских гуслей. С другой стороны, тогда же в народной культуре появляются значительно обмирщенные гусли, лишенные прежней мифопоэтической основы; они становятся преимущественно инструментом плясового аккомпанемента и почти в этом качестве (со значительно утраченной и забытой сакральной символикой) доживают до нашего времени. Вывод, конечно, не бесспорный, но наглядно обозначающий некий исторический рубеж в традиции бытования гуслей в качестве мифопоэтического, философского инструмента.

Из книги автора

3.4. Гусли в русской религиозной традиции При звуках гуслей «рука Господня коснулась Елисея, и он пророчествовал». 4 Цар. 3, 12 В седой древности славянской и, видимо, в протославянской культуре гусли были неразрывно связаны с дохристианской натурфилософией и, что весьма

Из книги автора

4. ИРОНИЯ РУССКОЙ истории Когда ищешь способ уяснить себе запутанные исторические сложности, весьма притягательной видится идея иронии. Ироническое чутье прокладывает путь где-то посредине между абсолютно исчерпывающими объяснениями исторической науки XIX в. и

Из книги автора

Типология конструктивных особенностей куклы в русской традиции Из сказанного выше нетрудно понять, что в нашу задачу не входит подробный анализ технологий изготовления кукол. Однако прежде чем приступить к рассмотрению конкретных аспектов функционирования куклы

Из книги автора

ИЛЛЮСТРАЦИИ к книге Лотмана Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) Групповой портрет участников русского посольства 1662 г. в Англию Неизвестный английский художник. X., м. 1662.Изображены князь Петр Семенович Прозоровский

Из книги автора

6.5. Человек и его свобода в русской философской традиции Интерес к проблемам человека, его свободе, счастью в отечественной культурной и философской традиции всегда был исключительно велик. Но наиболее разноплановые научные концепции человека дала миру русская

Из книги автора

1.5.Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Каиицы Известный физик и популяризатор науки С.П. Капица предлагает своеобразную концепцию истории мировой культуры, рассматривая развитие человечества как

Из книги автора

Ёлка в русской народной традиции Являясь, подобно берёзе, одним из самых распространённых деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве. Её древесина служила топливом, употреблялась в строительстве, хотя и считалась материалом

Из книги автора

«Ёлка» Андерсена в русской традиции Сколько вас, милые ёлки, погубится?! П. Кильберг. «Ёлка» Там зимой в мороз крещенский, В ярких блёстках и огнях, Ёлки мёртвые сверкают, Точно звёзды в небесах… К.М. Фофанов. «Сон ёлки» В 1888 году Д.М. Кайгородов писал в газете «Новое

Из книги автора

7.1. Формирование русской культуры. Культура допетровской Руси Первый этап в истории русской культуры – это древнерусская культура. «Древняя Русь» – общее название восточно-славянских княжеств IX–XIII веков. Однако часто под древнерусской культурой мыслится совокупность

Из книги автора

Совесть русской истории История изучения либерализма отечественными исследователями – печальная повесть о том, как под чужой потолок подводят и чужое имя дают. Десятилетиями наводили тень на плетень, пока не пробил звездный час возвращения великих имен: Хомякова, Ивана

…Зазвенела тетива,


Вспорхнула стрела…

Гусли. История древнего инструмента


Гусли — древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.


В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

…О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев
Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или, как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.

К большому сожалению, при желании приобрести инструмнт, приходится говорить о маленьких мастерских в России где отдельными экземплярами очень редко делаются гусли. В целом мире, как мне кажется, нет ни единой фабрики, где выпускался бы этот уникальный инструмент. Деньги идут на что угодно: на буйные развлечения, войны, удовольствия… Отвлечение средств по изготовлению хотя-бы одной боевой ракеты класса «земля — воздух», с лихвой хватило бы на строительство маленькой музыкальной фабрики. Как все это печально и больно осознавать сегодня. Но… гусли звучат и будут звучать вечно!

Гусли – уникальный инструмент русского музыкального народного творчества. Они имеют необычную форму и древнейшее происхождение. Упоминание о гуслях есть в старинных былинах, легендах, эпосах. Каждому из нас знаком этот инструмент из сказок, песен, поговорок.

В «преданьях старины глубокой» говорится, что ни одно событие, будь то свадьба или похороны, княжеские или бедняцкие застолья, семейные или общегородские мероприятия не обходились без сопровождения мелодичного звучания гуслей. Гусли – это символ Руси, национальная гордость и отражение русского характера, сильного и чувствительного, загадочного и открытого. Уникальный инструмент воспевали поэты, запечатлевали художники, даже современная кинематография не нашла ничего более подходящего для музыкального сопровождения, чем чарующие, щемящие звуки гуслей на фоне непередаваемых красот природы России.

Любослав - ""Помолюсь я за Россию""

Гусляры на Руси ценились и почитались, они умели извлекать из самобытного инструмента звуки, которые слушателей завораживали и опьяняли, заставляли пуститься в безудержный пляс или замирать от невыразимой грусти. Переливы нежные и мелодичные, как перезвон колокольчика или журчащий говорок ручейка несут в душу покой и умиротворение.

Музыкальная легенда есть в составе почти каждого современного оркестра. Интерес к старинному инструменту нисколько не угас, наоборот, стал гораздо выше. Гусляры, бережно хранящие традиции древнего песнопения, в общем музыкальном звучании выделяются неповторимой колоритной изюминкой и чудесной, завораживающей трелью.

Современные гусли значительно видоизменились по сравнению со старинным первоначальным строением. Теперь это не только щипковый инструмент, но иногда и клавишный. Разновидностей гуслей тоже стало больше: крылообразные, лировидные, шлемообразные, стационарные.

Александр Суботин - Поглажу ладошкой землю свою

Когда были созданы гусли?

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике


Немного истории

Гусли – что такое? Это музыкальный старинный щипковый инструмент. Но когда он появился – не известно. Есть множество версий. Одна из них – гусли образованы от старинного музыкального лука. Это был народный инструмент, довольно примитивный и известный почти во всех странах. В подтверждение этой версии можно добавить, что струна такого музыкального лука называлась «гусла».

Но, как и сказано выше, это лишь одна из множества гипотез.гусли что такое В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение клену Явор. Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли (фото их есть в данной статье) стали называться «звончатые»


Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям.

И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти. Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием


Описание гуслей

Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов: Шлемовидные. Название было дано по внешнему виду инструмента.

Таких находок у археологов мало. Большинство из них – Новгородские. Существование шлемовидных гуслей в старину подтверждается и изображениями в храмах. Но история этого инструмента была недолгой. Вскоре он претерпел внешние изменения и получил другое название. Такие гусли стали отдельной разновидностью музыкального инструмента. Иначе шлемовидные гусли назывались «псалтырь». Они были тесно связаны с духовенством, так как часто звучали в храмах.


Гусли без открылка.

Со временем в гуслях исчезло игровое окно. Такой вид инструмента сохранился и до наших дней. Такие гусли – отдельная разновидность. Иначе их называют кантеле.

Крыловидные гусли (фото их есть в данной статье).

Это инструмент с открылком (иначе кокле). Открылок – тонкая частица в корпусе, дополнительная «площадка», отражающая звук. Она выступает за колковый ряд. Такие гусли были распространены с 14-15 вв. и встречаются чаще, чем другие виды инструмента. А название «крыловидные» было дано гуслям из-за внешней формы. Они были популярны в районах, граничащих с Финляндией, Прибалтикой и Карелией.

Столовидные (щипковые).

Эти инструменты намного сложнее звончатых с металлическими струнами. Их на столовидных может быть натянуто от 55 до 66 штук. Сначала звукоряд был диатоническим, затем появились гусли хроматические. У них струны опущены немного ниже, чем на щипковых инструментах. Благодаря этому изменению стали доступны сложнейшие многоголосные произведения.


Гусли в современное время

Гусли – что такое? Это древний легендарный музыкальный инструмент. В современное время он находится почти в каждом оркестре. Голос гуслей придает общему звучанию неповторимый колорит и изюминку. Интерес к этому музыкальному инструменту в последнее время значительно возрос. Появились современные гусляры, стремящиеся возродить древние традиции и песнопения.

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.


Игра на гуслях – настоящее мастерство.

У современных гуслей, имитирующих старинные, струны металлические, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево – широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Мастерские и фабрики

Гусли – музыкальный инструмент, для изготовления которого больших фабрик практически нет. Существуют только маленькие мастерские, которые создаются в деревнях истинными любителями старины. Поэтому каждый экземпляр гуслей по старинному типу становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом.

========================================

Русские гусли звучат над Балтикой

Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент, божественный инструмент.

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир.


Гусляры подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых еще называли скоморохами («скомрат» на санскрите - вестник, посланец), говорили: ИДУЩИЕ СО СВЕТОМ ПО СВЕТУ.

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, гусляры остались непобежденными, коль скоро даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерватории в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Горький и Скиталец (с гуслями)

Гусли - струнный музыкальный инструмент, распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.

Николай Фомин Карельского кантеле звуки печальные

На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович. В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян:

Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.

Гусляры, картина Виктора Васнецова , 1899

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Виктор Васнецов Баян 1910 г.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Андрей Рябушкин Гусляр поющий 1882 г.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Гусли делаются из уже обработанной доски, иногда - из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда - кедр. Раньше также использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор.

Затем у расщеплённой и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем.

Николай Богданов-Бельский Юный музыкант

Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.

Основные сведения


Древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих . Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским , латышским куклес и литовским канклес.

Речь идёт об инструментах, существовавших на территории Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии и некоторых других европейских стран. Объединяет эти инструменты исключительно конструктивный признак: веер струн, струнодержатель, колковый ряд и резонатор, расположенный под струнами на всю длину струны. В конструкции каждого отдельного инструмента возможны особенности, исключения, но перечисленные четыре части как правило присутствуют.

Происхождение

История и славянских гуслей, и финского , и эстонской каннели, и латышских кокле, и литовского канклеса и всех неупомянутых здесь инструментов из того же списка сводится к одним корням на каком-то этапе. Только на каком? Никто не располагает точной информацией. В литературе слишком много предположений о «где» и «когда» этого этапа. Но только предположений, только догадок.

Встречаются и мнения, что струнные инструменты такого плана пришли с востока (Китай — струнный инструмент гуцинь известен ещё задолго до Рождества Христова), и версии того, что римляне завезли лироподобные инструменты далеко на север во время колонизации… А сколько мнений высказывается в разных странах о самобытности местных видов инструмента! Финны говорят, что впервые сделал Веймемёйнен (источник «Калевала»). Научные работники Беларуси и России утверждают, что гусли это слегка модернизированный «музыкальный лук» (примитивный народный музыкальный инструмент, известный во всех странах) и возникнуть гусли, как музыкальный лук со многим числом струн могли где угодно, довольно давно и совершенно самобытно.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

Гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или, как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе . Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Гусли в наше время

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.

Типы гуслей

Гусли с игровым окном. Гусли или лира?

Археологи находят такие инструменты в слоях XI-XIII века. Известные мне находки были сделаны в трёх городах: Гданьск (Польша), Ополе (Польша) и Новгород (Россия). Что объединяет эти места? Все три города стоят на крупных водных торговых путях. Гданьск — на берегу Балтийского моря, Ополе — на Одре, Новгород (Великий, естественно) — на Волхове.

Конструктивно, этот инструмент, казалось бы, соответствует определению гуслей: веер струн, колковый ряд, струнодержатель, резонатор.

Присмотримся:

1) Форма струнодержателя: перекладина струнодержателя закреплена в утицах. Это переходная форма между архаичной, встречающейся на лироподобных смычковых и щипковых (перекладина струнодержателя держится на кожаных ремешках, закреплённых на корпусе), и более поздней формой струнодержателя, уникальной гусельной, не встречающейся на других музыкальных инструментах (деревянная скоба с перекладиной струнодержателя).

2) Колковый ряд: расположен под углом к струнодержателю, постепенно укорачивая струны от басов к верхам (в отличие от лироподобных инструментов, где длина всех струн относительно равная). Колковый ряд не во всех экземплярах расположен по прямой линии, часто изогнут дугой. Очень сильно напоминает колковый ряд шлемовидный гуслей (уже распространённых в рассматриваемые XI-XIII вв.).

3) Веер струн: типичный гусельный, т.е. струны идут не параллельно, а расстояние между струнами ближе к колкам увеличивается.

4) Корпус и резонатор: корпус долблёный, закрыт со стороны струн резонаторной доской, но резонатор не доходит до колкового ряда. Между корпусом и колковым рядом находится область игрового окна. Она достигает в отдельных экземплярах 1/3 длины струны. Эта конструктивная особенность присуща лирам, но не гуслям. Однако в отличие от многих лироподобных инструментов, вирбельбанк (уплотнение для вкручивания колков) и опоры вирбельбанка (стороны игрового окна) являются частью корпуса (сделаны с корпусом из одного куска дерева).

Выводы и предположения:

Очень напрашивается предположение о том, что гусли с игровым окном это потомок северных лироподобных инструментов. Легко проследить эту эволюцию: со временем гусельная манера игры (гусли на коленях, прислонены к животу) вытесняет лирную (вертикальную). По археологическим находкам просматривается, что со временем роль окна уменьшается, оно приобретает больше декоративное значение и, наконец, гусли с игровым окном исчезают совсем, уступая своё место крыловидным гуслям, просуществовавшим уже в неизменном виде в народной традиции до XX века.

Были ли такие гусли на Беларуси? Скорее всего были. Прямых указаний на это нет, зато есть косвенные. Первое упоминание о гуслях на беларуских землях датируется XII веком (в работах Кириллы Туровского, и то, что имелись в виду именно гусли, а не любой другой инструмент, названный этим «универсальным словом» ясно из контекста). Это могли быть либо гусли шлемовидные, либо с игровым окном. Только эти типы гуслей существовали в XII веке. Где бы гусли с игровым окном на Беларуси могли встречаться? По аналогии с городами: Новгород, Ополе, Гданьск, — в Беларуси это могли бы быть города на берегах судоходных рек, торговых путях: Днепр, Западная Двина, Припять, Неман, Буг.

Итак, гусли или лира? Сомнения, как вы видите, вполне обоснованные. То, что этот инструмент — переходный этап между гуслями и лирой, — очевидно. Конструктивно и по звучанию — это всё-таки лира, но по репертуару и техникам игры — гусли. Т.к. однозначно называть этот инструмент лирой не получается, рекомендую называть гуслями, однако всегда выделяя их при этом в отдельный класс и подчёркивая наличие игрового окна.

Шлемовидные гусли

Тут сведения сплошь косвенные. Археологических находок очень мало. Все известные мне находки — Новгородские. Основным косвенным источником, подтверждающим существование этого инструмента, являются изображения в рукописях и храмах. Большинство изображений гуслей в этих источниках, с той или иной степенью достоверности, — изображения именно шлемовидных гуслей. Известна буквица «Д» Новгородского служебника с изображением царя Давида, играющего на таких гуслях. Может, поэтому у меня проскакивает ассоциация именно со шлемовидными гуслями, когда я встречаю цитаты из работ церковных деятелей про запрещение в храмах «в гусли гудеть»…

Гусли без открылка. Гусли или кантеле?

Со времён исчезновения в гуслях-лирах игрового окна и практически по наши дни. Во всех странах, в которых распространены гусли. Этот этап эволюции и у гуслей, и у финских кантеле, и у латышских кокле, и у эстонской каннели, и т.д. по списку — уже доказан реально существующими по сей день инструментами. Касательно современных народных инструментов такая форма типична больше для прибалтийских и скандинавских гуслей.

Конструктивно, этот инструмент, появляется как отдельная разновидность гуслей, тогда, когда гусли для игры уже однозначно кладутся на колени музыканта. Игровое окно постепенно исчезает за ненадобностью, колковый ряд выстраивается в прямую линию, и колки верхних струн всё ближе и ближе подбираются к струнодержателю. Утицы (для крепления струнодержателя) просуществовали некоторое время и на таких гуслях, но постепенно уступили своё место деревянным скобам с перекладиной струнодержателя.

Почему «кантеле»? В принципе (да простят учёные мужи такое обобщение), гусли и кантеле — два названия одного и того же инструмента, пережившего и в Прибалтике, и в Скандинавии, и в России, и в других европейских странах, свои уникальные этапы эволюции. И по причине многообразия видов каждого названия и многообразия названий каждого вида, показать конкретный инструмент и сказать: «вот это — гусли», показать другой: «вот это — кантеле», — невозможно. Но в литературе, вопреки здравой исследовательской логике, такой шаг всё-таки был сделан. Получилось это случайно, но эффект мне нравится. Дело в том, что кантеле, стараниями отечественных переводчиков, стало названием не менее популярным, чем гусли.

Сами носители языков, в которых словом «кантеле» называются всякие гуслеподобные инструменты, акцентируют необходимость применения этого термина к их собственным национальным инструментам. И вот как раз такие гусли без открылка составляют основной процент этих «кантеле». А так как хороших, «раскрученных» терминов не хватает, то почему бы не воспользоваться тем, который и искать не надо. Кажется, объяснил. Я полностью за то, чтобы закрепить термин «кантеле» за инструментами без открылка. Т.е. если гусли с игровым окном смело можно назвать «гусли-лира», и все поймут, — то гусли без открылка с таким же успехом могут назваться «гусли-кантеле» или просто «кантеле».

Крыловидные гусли — гусли с открылком. Куокле (куоклес)

Эти гусли были распространены начиная с XIV-XV вв. в Латгалии (совр. Латвия), Новгородщине и Псковщине (совр. Россия) о других регионах ничего с уверенностью сказать нельзя, хоть и хочется. Этот инструмент считается самым часто встречающимся, из сохранившихся по сей день в народном быту гуслей.

Как ясно из названия, этот инструмент отличает наличие открылка. Открылок — тонкая часть корпуса, выступающая за колковый ряд. Открылок — дополнительная «площадка» для отражения звука, дополнительная резонирующая дека (хоть и некорректно применять термин «дека» к открылку, зато понятно объяснил). Благодаря открылку эти гусли ощутимо громче и резче, чем, например, гусли-кантеле. Открылки бывают разных форм и размеров, и даже если эта площадочка открылка всего 1-2 сантиметра шириной — даже тогда уже целесообразно называть её открылком.

Почему «крыловидные»?

Термин «крыловидные» гордые знатоки языков расшифровывают как «в виде (форме) крыла». И под это определение попадает всё, что у исследователя ассоциируется с крылом. Это напоминает известный анекдот про Вовочку, у которого всё ассоциируется с голыми женщинами. Гораздо логичнее закрепить термин крыловидный за гуслями с открылком или не использовать его как термин вовсе, а то по мере использования он всё больше напоминает обычный гусельный эпитет, такой как «звончатые» или «яровчаты».

Почему проскакивает название «куоклес»?

«Куоклес» так называют свои гусли латыши (латгальский язык; по латышски будет — коклес). Одним из основных видов латышских гуслей являются именно гусли с открылком. Особенно когда русские начинают грызню из-за термина «крыловидные», который часто применяется чуть ли не ко всему, на что струны натянуты, всегда можно пояснить, что речь идёт о куоклес или латгальских гуслях — и тебя поймут.

Видео: Гусли на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!