Open
Close

Художник корзухин алексей иванович картины. Корзухин алексей иванович – галерея произведений (48 изображений)

Один из лучших русских жанровых живописцев, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.

Советское искусствоведение относило этого художника к второстепенным, хотя его работы экспонируются во многих музеях России и хорошо продаются на аукционах мира. Сейчас мы открываем все больше новых имен, переосмысливаем творчество, интересуемся биографиями художников.
К сожалению об Алексее Ивановиче Корзухине написано очень мало.
А жаль...

«Возвращение из города», (1870) — Государственная Третьяковская галерея.


В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила Корзухина А. И. в звании художника 1-й степени


«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея За эту работу Корзухин А.И получил звание академика.


«Девичник», (1889) — Государственный Русский музей


Возок. 1891

Время для чая.


Portrait of a young girl in a headscarf. 1874

Бабушка с внучкой. 1879

Крестьянские дети.


«Птичьи враги», (1887) — Государственный Русский музей

«Крестьянские девочки в лесу», (1878) — Пермская государственная художественная галерея


У краюшки хлеба 1890


«Петрушка идёт!», (1888) — Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Канун Рождества. 1869

В красном углу.

«В комнатах», (ранее 1894) — Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств

Покупка приданого. 1877. Волгоград


«Перед исповедью», (1877) — Государственная Третьяковская галерея.


«Похороны собаки», (1871) — Витебский художественный музей


«Разлука», (1872) — Государственная Третьяковская галерея


«В монастырской гостинице», (1882) — Государственная Третьяковская галерея


«Воскресный день», (1884) — Харьковский художественный музей

«Шутка», (ранее 1894) — Государственный музей Грузии

«Надоел», (1886) — Пермская государственная художественная галерея


«Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) — частное собрание

Автопортрет, (1850) — Государственный Русский музей


Портрет дочери - Анны Алексеевны Корзухиной-Вер. 1881 Масло, картон

Портрет дамы. 1880 Холст, масло. Иркутск

Женский портрет. 1886 Холст, масло. Р-на-Д

Девушка, заплетающая косу. 1880 Холст, масло. КМРИ

Женский портрет (Портрет Иконниковой q). 1875

Портрет великого князя Алексея Александровича, (1889) — Государственный исторический музей

Боярышня. 1882

Портрет Г. Ф. Васильковой, (ранее 1894) — Государственный Русский музей

Портрет А.В. Вышеславцева. 1880

Портрет Александра III, (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Портрет золотопромышленника и исследователя А. М. Сибирякова, (ранее 1894) — Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева

Портрет неизвестного. 1866

Портрет отставного солдата, (1883) — Государственный Русский музей

Портрет Р.Г. Судковского. Холст, масло. Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина.

===============================

Алексей Иванович Корзухин родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота.
Художественные способности будущего живописца проявились в юном возрасте.
Уже В 1840-е годы он писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных.
В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор.
Начиная с 1848 года,более 10 лет А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.

Уехав в 1857 в Петербург, в 1858г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств, где проучился вплоть до 1863 года.
В Академии он получил в 1858 году - 2 серебряные медали, в 1859 году - 1 серебряную, в 1860 году - 2 серебряных, в 1861 - 1 серебряную и 2 золотые за картину «Пьяный отец семейства».
После того ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали и соединенное с нею право на поездку в чужие края на счет казны.

В 1860 был освобожден от обязательной горной службы.
В 1863 году, вместе с несколькими товарищами, которые не пожелали работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в образовании Петербургской артели художников,под руководством И.Н.Крамского, деятельным членом которой оставался до самого ее распада.
В 1870 году Корзухин стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи членом-учредителем «Артели художников» и «Товарищества Передвижников», Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом. Он не принимал участия в выставках товарищества.
С 1864 года А.И.Корзухин становится преподавателем школы Общества поощрения художников. В выставках Товарищества он не участвовал, однако все его творчество развивалось в том же направлении, что и искусство передвижников.
В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила его в звании художника 1-й степени, а в 1868 году за «Возвращение отца семейства с ярмарки» признала академиком.
Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями.
В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни.

В 1860-е годы сложилась «классически-передвижническая» манера письма художника, стиль обстоятельной картины-новеллы, фиксирующей печальные и радостные аспекты повседневной жизни и быта простых людей. В живописных произведениях Алексея Ивановича тесно соседствовали светская и религиозная тематика. В своих произведениях Корзухин, показывая хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия. Иногда среди его картин можно вcтретить и редкие портреты, например, особ из дома Романовых.

Занимаясь преимущественно жанровой живописью, Корзухин брался также за портреты и религиозные изображения.
Им исполнены в московском храме Христа-Спасителя, над одною из арок в главном алтаре - икона Богородицы «Слово плоть бысть» и лики четырех отцов церкви, роспись церкви Вознесения Христова в Крыму над Форосом, стенная живопись в соборе г. Ельца (верхний купол, паруса, настенные росписи над иконостасом, верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ - "Распятие Христа"; "Божия Матерь Елецкая").

Произведения А.И. Корзухина экспонировались на Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887).

Став невольным свидетелем убийства революционерами-народниками Императора Александра II,Алексей Иванович Корзухин испытал тяжелое нервное потрясение.
С той поры художник много болел, хотя и продолжал активно работать, исполнив в 1891 году "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге и 13 образов для притвора этого храма.

Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года.
Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Биография и картины великого русского художника А. И. Корзухина.

А. И. Корзухин биография

Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) - великий русский художник, знаменитый жанровый живописец , участник и один из учредителей Товарищества художественных выставок.

А. И. Корзухин родился 11 марта 1835 года в Пермской губернии. В 1858 году поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь Алексей Корзухин показывал большие успехи и даже получил малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства». После этого ему предстояло претендовать на большую золотую медаль, однако из-за несогласия с правилами конкурса Академии, которые ставили в неравное положение жанровых и исторических художников, он вместе с другими художниками устроили бунт, который известен в истории, как «Бунт четырнадцати». Вместе с ним против правил Академии выступили такие художники, как Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов. В итоге участники «бунта» вышли из Академии. Алексей Иванович Корзухин вышел со званием художника 2 степени.

После того как художники покинули Императорскую Академию художеств, они организовали Санкт-Петербургскую Артель художников, а также Товарищество передвижных художественных выставок. Корзухин входил в число прославленных художников-передвижников. Само Товарищество вошло в историю искусства, как необычайное по своему размаху и уровню таланта явление. Корзухин также выставлял свои картины на академических выставках. В 1865 году Академия художеств повысила Корзухина до звания художника 1 степени за картину «Поминки на деревенском кладбище». В 1868 году Академия признала художника «академиком» за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки».

Алексей Иванович Корзухин известен как мастер жанровых сцен. Также писал портреты. В жанровых сценах он передавал жизнь и быт обычных людей. В своих произведениях он уделял большое внимание как реалистичности, которая позволяет зрителю поверить в происходящее, так и эмоциональности своих работ, которые трогают до глубины души и заставляют переживать за героев картин всем сердцем.

Великий русский художник А. И. Корзухин умер 18 октября 1894 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1940 году его могилу перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Интересуют услуги по реставрации объектов культурного наследия? В этом случае вам стоит зайти на сайт компании http://stroyportalvlg.ru/ . Высокое качество, профессионализм, умеренные цены, работа в сжатые сроки и другие преимущества.

«Перед исповедью», (1877) - Государственная Третьяковская галерея.

Русский художник, один из лучших жанровых живописцев, типичный представитель искусства «передвижников». Алексей Иванович Корзухин родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) 11 марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота. Художественные способности будущего живописца проявились в юном возрасте. Уже В 1840-е годы он писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Начиная с 1848 года,более 10 лет А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.
Уехав в 1857 в Петербург, в 1858г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств, где проучился вплоть до 1863 года. В Академии он получил в 1858 году - 2 серебряные медали, в 1859 году - 1 серебряную, в 1860 году - 2 серебряных, в 1861 - 1 серебряную и 2 золотые за картину «Пьяный отец семейства». После того ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали и соединенное с нею право на поездку в чужие края на счет казны.
В 1860 был освобожден от обязательной горной службы. В 1863 году, вместе с несколькими товарищами, которые не пожелали работать на заданную конкурсную тему, вышел из академии и участвовал в образовании Петербургской артели художников,под руководством И.Н.Крамского, деятельным членом которой оставался до самого ее распада.
В 1870 году Корзухин стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи членом-учредителем «Артели художников» и «Товарищества Передвижников», Корзухин был против слишком резкого разрыва с Академией и официальной художественной системой в целом. Он не принимал участия в выставках товарищества.
С 1864 года А.И.Корзухин становится преподавателем школы Общества поощрения художников. В выставках Товарищества он не участвовал, однако все его творчество развивалось в том же направлении, что и искусство передвижников.
В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила его в звании художника 1-й степени, а в 1868 году за «Возвращение отца семейства с ярмарки» признала академиком.



«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) - Государственная Третьяковская галерея

Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями. В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни.
В 1860-е годы сложилась «классически-передвижническая» манера письма художника, стиль обстоятельной картины-новеллы, фиксирующей печальные и радостные аспекты повседневной жизни и быта простых людей. В живописных произведениях Алексея Ивановича тесно соседствовали светская и религиозная тематика. В своих произведениях Корзухин, показывая хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия.
Став невольным свидетелем убийства революционерами-народниками Императора Александра II,Алексей Иванович Корзухин испытал тяжелое нервное потрясение. С той поры художник много болел, хотя и продолжал активно работать, исполнив в 1891 году "Тайную вечерю" для кафедрального собора в Риге и 13 образов для притвора этого храма.
Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года. Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.


«Поминки на деревенском кладбище», (1865) - Государственный Русский музей


«Возвращение из города», (1870) - Государственная Третьяковская галерея.


«Сбор недоимок», (1868) - Государственный музей истории религии


«В комнатах», (ранее 1894) - Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств


В красном углу.


«В монастырской гостинице», (1882) - Государственная Третьяковская галерея


Возок. 1891


Воскресный день. 1884


«Девичник», (1889) - Государственный Русский музей


«Девочка», (1877) - Рыбинский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник


«Крестьянские девочки в лесу», (1878) - Пермская государственная художественная галерея


«Крестьянские дети», (ранее 1894) - Козьмодемьянский
художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева


«Надоел», (1886) - Пермская государственная художественная галерея


«Петрушка идёт!», (1888) - Саратовский государственный
художественный музей им. А. Н. Радищева


«Похороны собаки», (1871) - Витебский художественный музей


«Птичьи враги», (1887) - Государственный Русский музей


«Разлука», (1872) - Государственная Третьяковская галерея


«У краюшки хлеба», (1890) - Государственный Русский музей


«Шутка», (ранее 1894) - Государственный музей Грузии


«Канун Рождества», (1869) - Государственный Русский музей


«Сцена из истории Стрелецкого бунта.
Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) - частное собрание


«Бабушкин праздник», (1893) - Государственный Русский музей


«Боярышня», (1882) - Тюменский музей изобразительных искусств


Портрет А. В. Вышеславцева, (1880) - Тамбовская областная картинная галерея


Портрет неизвестного, (1866) - Владимиро-Суздальский


Портрет Р. Г. Судковского, (ранее 1894) - Николаевский
художественный музей имени В. В. Верещагина


Портрет великого князя Алексея Александровича, (1889) - Государственный исторический музе


Портрет Александра III, (ранее 1894) - Владимиро-Суздальский
историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Сегодня всё больше имён открываются для нас с таким фантастическим размахом, что становится стыдно — за банальное невежество к настоящим русским гениям прошлого и настоящего. По неведомым мне причинам человечество научилось признавать вклад русских гениев в развитие разных направлений русской культуры только тогда, когда человека нет в живых. Таких примеров дикое множество.

Очередное имя в списке «забытых» — Корзухин Алексей Иванович.

Настоящая легенда своего времени, один из лучших русских жанровых живописцев, академик Императорской Академии художеств, один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Но почему мы так мало знаем о таких выдающихся художниках?

Все дело в том, что советские искусствоведы относили работы Алексея Ивановича к второстепенным. Это уже спустя года картины Корзухина на аукционах будут продаваться по баснословным ценам, а русского живописца признают одним из лучших. Сейчас картины художника экспонируются во многих музеях России.

Сегодня мы переосмысливаем творчество, открываем все больше новых имен, интересуемся биографиями, даём трезвую оценку и с грустью признаемся в своей культурной деградации.

А вместе с тем, хочется поклониться мастеру, чьё творчество без всяких сомнений пробуждает самые светлые чувства родства и национальной принадлежности, идентичности с русской культурой, русской живописью.

«Возвращение из города», (1870) .

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила Корзухина А. И. в звании художника 1-й степени.


«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) - Государственная Третьяковская галерея. За эту работу Корзухин А.И получил звание академика.


«Девичник» (1889) - Государственный Русский музей


Алексей Иванович Корзухин родился в Екатеринбурге 11 марта 1835 в семье крепостного промывальщика золота.

В 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор.

В 1858 году он поступил в Академию Художеств, где проучился вплоть до 1863года.

Возок. 1891

«Птичьи враги», (1887) - Государственный Русский музей

У краюшки хлеба, 1890

«Петрушка идёт!», (1888) - Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

В 1860-е годы сложилась «классически-передвижническая» манера письма художника. Среди характерных произведений Корзухина: «Поминки на деревенском кладбище», «Птичьи враги», «У краюшки хлеба».

Великолепны картины мастера «Перед исповедью» — 1876–1877 год, первый вариант которой находится в Картинной галерее Твери, а второй в Третьяковской галерее и «В монастырской гостинице». На картине изображен быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского. Корзухин часто брал церковные заказы. Принимал участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя.

«Перед исповедью», (1877) - Государственная Третьяковская галерея.


«Похороны собаки», (1871) - Витебский художественный музей

«Разлука», (1872) - Государственная Третьяковская галерея

В своих произведениях Корзухин, показывая хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия. Иногда среди его картин можно вcтретить и редкие портреты, например, особ из дома Романовых.

«В монастырской гостинице», (1882) - Государственная Третьяковская галерея

«Воскресный день», (1884) - Харьковский художественный музей

Весь талант художника можно увидеть в картине «Воскресный день». Эта картина особенная в творчестве мастера. В композиции картины изображен один из дней обычной русской семьи. На поляне собрались все ее члены, здесь есть и дети и их няня.

Малыш в ее заботливых руках и нежных руках улыбается и смеется. У всех у них прекрасное настроение. То же самое отражает состояние природы, солнышко ясно светит, пригревая семейство. Кучер весело играет на гармошке, отец и мать весело пританцовывают, поднимая настроение всем присутствующим.

В середине композиции изображен закипающий самовар. Семейство скоро будет трапезничать и пить чай. Старший сын задорно машет рукой в пляс родителей. Возле него без дела лежит одинокая балалайка. Девушка в синем наряде накрывает на стол. Возле мальчика девчушка в белом, слушает музыку гармони и улыбается.

В его «Воскресном дне» поражает композиция деталей. Тут все прорисовано до мелочей. Вещи семьи лежат в большой груде, там и зонтик, и сумка, и одежда. Вся лесная композиция играет удивительными красками: деревья словно живые, трава невероятно зеленая и сочная, местами цветут лесные цветочки. Над озером легкая туманная дымка, вдали виднеются большие деревья.

От такого живого и веселого сюжета, веет семейным теплом, простотой смехом, запахам приятного обеда. Семья изображена очень искренне. Зрителю хочется самому попасть на эту веселую поляну, закружиться в безумном танце, подыграть гармонисту и просто побывать в этой удивительной весенней атмосфере.

«Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) - частное собрание


Портрет великого князя Алексея Александровича, (1889) - Государственный исторический музей

Боярышня. 1882

Портрет Александра III, (ранее 1894) - Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Художник явился невольным свидетелем убийства народовольцами императора Александра II, после чего испытал тяжелое нервное потрясение. С этого времени художник часто болеет, но продолжает активно работать. Самой знаменитой работой этого периода явилась Тайная вечеря для кафедрального собора в Риге.

«Надоел», (1886)

«Крестьянские девочки в лесу», (1878) - Пермская государственная художественная галерея

Крестьянские дети.

Бабушка с внучкой. 1879

Сбор недоимок, 1868

Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года. Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Корзухин Алексей Иванович признан одним из самых талантливых российских жанровых художников. К сожалению, при его жизни искусствоведение не относилось к нему серьезно, хотя сегодня его работы представлены в разнообразных музеях и пользуются огромным спросом на выставках.

Корзухин Алексей Иванович —великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра. Его картины - настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.


взято с сайта: http://www.liveinternet.ru/users/5144129/post425999604/

Все свое мастерство и умение Алексей Иванович посвятил бытовому жанру, отражавшему сцены из повседневной жизни народа

«Петрушка идёт!». (1888).


«Девичник» (1889).

«Перед исповедью». (1877).


«Поминки на деревенском кладбище».

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Корзухину был присвоен чин художника первой степени, а в 1868 за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки» Академия присвоила ему звание академика.

«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868).

А эта картина пропитана лиризмом и задорным настроением. Она красочно передает светлые стороны человеческой души, искреннюю симпатию художника к простому народу. Незатейливый сюжет картины повествует о том как отец семейства навеселе с друзьями под бренчанье балалайки, возвращаясь домой с ярмарки, ликует, пляшет и радуется удачным торгам.

«Воскресный день».

Все мастерство живописца ярко просматривается на полотне «Воскресный день». Композиция этой особенной картины удивительна. Ее центром является закипающий самовар, вокруг которого и завязан весь сюжет. Вся семья в сборе и вот-вот начнет трапезничать. А пока они веселятся, пляшут и играют.

От такого живого и веселого сюжета веет семейным теплом, вкусным запахом обеда. У зрителя появляется желание самому попасть на эту веселую поляну, пойти в пляс, подыграть гармонисту и просто вдохнуть воздух этого удивительного весеннего дня.

«Возвращение из города». (1870).

Полотно воссоздает бедный крестьянский быт: темную комнатенку старой деревенской избы, с закопченными серыми стенами и щелястым полом, скудно обставленную. Сюжет развивается вокруг отца семейства, который приехал из городского базара, где купил товары для дома и гостинцы своим домочадцам.

Вот старшая дочь-подросток с интересом развернула синюю ленту; дочурке пяти-шести лет отец привез мелкие баранки, нанизанные на нитку. А она с радостью приготовила для подарков подол своего платья. На пыльном полу ползает маленький ребенок в одной рубахе. Слева старая мать наливает в самовар воду для чаепития со сладостями, которые обычно привозит отец с рынка. Это полотно полно оптимизма, оно свидетельствует, что даже среди тяжкой беспросветной жизни человек находит свои маленькие радости.

«Птичьи враги» (1887).

Трое крестьянских босоногих мальчишек ранним утречком отважно шагают на "охоту". Ловля птиц на продажу дает им неплохой доход, поэтому ребята подходят к этому занятию ответственно. Об этом говорят клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли. Старший мальчик, по-видимому, увидел стаю пернатых и увлекает за собой, указывая другим, куда им следует двигаться.

«У краюшки хлеба». (1890).

Трагизмом и мрачной безысходностью веет от этого полотна. Крестьянские дети, стоящие у стола, делят краюшку хлеба. Мольбой наполнены глаза 3-х летнего мальчугана, который уже съел свой кусочек и голодным взглядом смотрит на пайку, оставшуюся на потом. А сестра бережно прижимает хлеб к себе и не знает как поступить. Дать хлеб брату сейчас - значит вечером остаться голодными: есть то больше нечего.

Больная мать, лежащая на лежанке видя растерянность в глазах дочери, просит не беспокоиться о ней и съесть ее краюху, которая осталась на столе. Но 5-летняя дочка уже достаточно взрослая, чтобы понимать, что этого делать нельзя, иначе мать никогда не поправится. Во всем облике маленькой девочки стоит немой вопрос: "Как поступить?" А у зрителя до боли сжимается сердце.

«Сбор недоимок (1868)».

Трагизмом и безысходностью сквозит от этого полотна. В бедную крестьянскую семью пришли сборщики недоимок. Главный чиновник по сбору податей и слушать не хочет слезные мольбы женщины, стоящей на коленях и держащей младенца на руках. Она отчаянно просит пожалеть их, не уводить корову - единственную их кормилицу.

Рядом стоит босой, одетый в белые портки и потрепанный кафтан хозяин дома. Он чешет затылок в растерянности, не зная как же дальше жить. На втором плане стоящие соседи, якобы сочувствуют несчастным, но в душе тихо радуясь тому, что на этот раз беда обошла их двор.

«Автопортрет». (1850).

Алексей Иванович Корзухин

Русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.