Open
Close

Корпус для игры в мяч -СПбГУ. Комплекс зданий на Стрелке ВО

Галерея Жё-де-Пом (Париж, Франция) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские во Францию
  • Горящие туры по всему миру

Еще один музей современного искусства, расположенный в районе Тюильри, который образует «золотой квартал» импрессионизма (включая Оранжери и д’Орсэ, разумеется) - это галерея Жё-де-Пом. Забавное название отсылает нас к истории этого места. Оказывается, Жё-де-Пом переводится с французского как «игра ладонью», ведь раньше это здание служило площадкой для игр - предшественников тенниса. Построенное в период правления Наполеона III в 1861 г., в музейный центр оно превратилось в 1909, когда здесь стали организовывать первые тематические выставки.

Спустя всего 13 лет Жё-де-Пом подвергли реконструкции, после чего начали успешно обзаводиться собственной коллекцией. Разумеется, это были импрессионисты - Пикассо, Грис, Шагал, Модильяни, Сутин и многие другие. И все было бы хорошо у этой богатой галереи, кабы не Вторая мировая. С 1940 по 1944 нацисты использовали музей в качестве хранилища предметов так называемого «дегенеративного» искусства и еврейских культурных ценностей, которые были награблены ими же во Франции. Часть коллекции должна была отправиться в Музей фюрера в Линце, другую же успешно продавали на мировом рынке произведений искусства. Все, что не удалось быстро и выгодно сбыть с рук, включая работы Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, сожгли на территории Жё-де-Пом в ночь на 27 июля 1942.

С 1940 по 1944 нацисты использовали Жё-де-Пом в качестве хранилища предметов так называемого «дегенеративного» искусства и еврейских культурных ценностей, которые были награблены ими же во Франции.

К счастью для музея и для всей Европы нацисты не удержали свое «мировое господство», потому после окончания войны музей начал потихоньку возвращаться к жизни. До 1986 г. здесь экспонировали массу прославленных полотен импрессионистов, после чего перевели большую их часть в д’Орсе. Затем - очередная реконструкция и глобальная реструктуризация, после которой, в 1991, музей заработал уже как выставочное пространство для современного искусства.

Открывал новую галерею Жан Дюбюффе со своими яркими авангардными работами.

Сегодня Национальная галерея Жё-де-Пом считается одной из главных площадок по популяризации современного искусства в Париже, здесь постоянно проводятся выставки живописи, графики и фотографии, а также «крутят» кино не для всех. Планируя свой отдых в Париже, обязательно загляните на официальный сайт галереи www.jeudepaume.org, чтобы ознакомиться с расписанием актуальных выставок. Бьемся об заклад, там будет что-то очень интересное.

Координаты

Адрес: Place de la Concorde, 1. Как добраться: ближайшая станция метро Concorde (линии M1, M8 и M12). Кроме того, можно добраться на автобусах № 24, 42, 72, 73, 84 и 94 до остановки Concorde.

Часы работы: вт 11:00-21:00; ср-вс 11:00-19:00.

Стоимость посещения 10 EUR, со скидкой 7,5 EUR.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

После капитальной реставрации здания (именно тогда были снесены все атрибуты игры в Же-де-пом: балкон, крытые галереи, тамбур) наступил период его служения университетской науке. В здании Же-де-пома размещались в разное время кабиниты физической географии и антропологии. Почвенный музей. Музей древности и др. Одно из наиболее ярких событий в истории Же-де-пома тех лет связано с именем А.С.Попова (на заседании физико-химического общества 25 апреля 1891 г. ученый сделал доклад об опытах радиосвязи и продемонстрировал созданный им радиоприемник).

В тот период в программах российских высших учебных заведений не было предмета "физическое воспитание", однако в Санкт-Петербургском университете, всегда отличавшемся своими прогрессивными позициями, идеи физической культуры находили офицальную поддержку. Популярность занятий спортом среди студенчества в тот период связана с именем студента юридического факультета И.В.Лебедева. С разрешения Министерства народного просвещения по инициативе И.В.Лебедева в помещении Же-де-пома были открыты "Курсы шведской гимнастики и атлетики". Занятия на курсах проводились ежедневно. 1 ноября 1901 г.-дата офицального признания физического воспитания как предмета обучения в системе университетского образования в России. Курсы просуществовали до 1905 г.

С течением времени группа энтузиастов создала в университете своеобразную малую кафедру физического воспитания. Она состояла из трех преподавателей, хотя заработную плату получал лишь ее руководитель И.В.Лебедев. Интерес к занятиям спортом в те годы был очень велик и не случайно первым российским Олимпийским чемпионом стал студент Санкт-Петербургского университета Н. А. Панин-Коломенкин.

Годы первой мировой войны и революции тяжело отразились на состоянии физической культуры. Только в 1928 г. физическое воспитание как предмет вошел в учебные программы университета, а организованная кафедра была первой кафедрой подобного профиля в вузах страны. И вновь, как много лет назад, под сводами старого Же-де-пома зазвенели молодые голоса. На чердаке был оборудован тир, в верхнем зале проходили занятия физкультурой, были построены раздевалки и душевые. За прошедшие почти 70 лет здесь получили физическую закалку десятки тысяч студентов. Кафедра физического воспитания Санкт-Петербургского государственного университета за годы существования стала ведущим учебным и научным спортивным центром. Таким числом олимпийских чемпионов, победителей первенств мира и Европы могло бы гордиться любое государство: чемпионы Олимпийских игр Н. Панин-Коломенкин, Г. Шатков, Э. Озолина, Т. Казанкина, Ю.Тармак, целое созвездие шахматистов- Б. Спаский, В. Корчной, А. Карпов и др.

В здании Же-де-пома сегодня помещается научная лаборатория, располагающая современной аппаратерой и ведущая исследования в области физической работоспособности. С 1964 г. кафедра выпускает периодическое издание - ежегодник "Вопросы физического воспитания студентов".

Старый Же-де-пом остается не только памятником истории, его с полным основанием можно назвать колыбелью российской физической культуры.

(Кафедра Физической Культуры и Спорта Университета)

В Царствование Императрицы Екатерины II ... построены... здание, называемое Jeu de paume. По сему плану предполагалось построить здание для помещения всего Кадетского Корпуса; но как исполнение оказалось неудобным, то постройка была оставлена и дом остался неоконченным.

(Висковатов А. Краткая история Первого Кадетского Корпуса. СПб.: Военн. Тип. Гл. Штаба Е.И.В., 1832 .С. 106., anchurian)

В старом здании Jeu de Paume (возле университета в Петербурге) предполагается устроить в будущем году физический кабинет и помещения для членов физического общества. Постройка производится архитектором И. И. Горностаевым.

(«Зодчий», 1872, Вып. 12, С. 194, miraru1 )

Мемориальная доска:

"Здесь 24(12) марта 1896 года была принята А. С. Поповым на изобретенном им приборе первая радиограмма".

Бюллетень Ленгорисполкома, № 7, 1959.

Установка мемориальных досок изобретателю радио А. С. Попову

В связи со 100-летием со дня рождения великого русского ученого изобретателя радио А.С. Попова Исполком Ленгорсовета разрешил Ленинградскому университету установить мемориальную доску А.С. Полову на здании кафедры физкультуры и спорта со следующим текстом: «В этом здании 7 мая (25 апреля) 1895 г, изобретатель радио Александр Степанович Попов впервые в мире публично продемонстрировал радиоприемник в действии». Текст, предложенный Ленгорисполкомом, был изменен. (добавил v3p1s4 )

Знаменитые места | Франция

Национальная галерея современного искусства Жё-де-Пом находится в здании, которое Наполеон III в 1861 году построил в саду Тюильри для игры в мяч (jeu de paume).Это старинная игра, предок тенниса, распространенная в странах Европы с XIII века. Упоминается в романе Дюма «Три мушкетёра»: д’Артаньян играл в неё перед аудиенцией у короля. Играл в неё и Наполеон III, последний император Франции. Построенное им здание, по сути, теннисный корт, по своей архитектуре являлось двойником Оранжери, расположенного на другом краю сада.Уже с 1909 года здание Жё-де-Пом использовалось для проведения различных выставок. В 1922 году после масштабной реконструкции галерея экспонировала свою постоянную коллекцию, не отказываясь при этом и от временных выставок. В эти годы Жё-де-Пом начала интенсивно приобретать работы выдающихся художников – Модильяни, Пикассо, Шагала, Сутина, Хуана Гриса.Во время оккупации галерея использовалась нацистами в качестве склада для конфискованных у еврейского населения произведений искусства. Часть награбленных культурных ценностей была предназначена для музея фюрера в Линце. Одновременно нацисты, органически не переносившие так называемого «дегенеративного искусства», пытались продать в третьих странах не устраивавшие их картины. Часть произведений продать не удалось, и в ночь на 27 июля 1942 года они были сожжены в кострах возле Жё-де-Пом (в их числе – работы Пабло Пикассо и Сальвадора Дали).В 1947 году галерея была превращена в музей, экспонирующий в основном работы импрессионистов: отличное естественное освещение создавало для этого идеальные условия. Но в 1986 году коллекцию произведений импрессионистов передали музею д’Орсэ, а зал для игры в мяч был серьёзно перепланирован архитектором Антуаном Стинко с ориентацией на современное искусство.Сегодня здесь работают не только выставочные помещения, но и аудиовизуальный зал, книжный магазин, кафе. Галерея проводит выставки современной живописи и графики, фотографии, демонстрирует кинофильмы, видео. Контрастом к ним за огромными окнами Жё-де-Пом – неизменные сад Тюильри, Сена, площадь Согласия.

Многие здания университетского Василеостровского комплекса первоначально были построены совсем не для учебных целей. Там, где сейчас занимаются философы и историки, был когда-то гостиный двор. В Главном здании заседал Сенат и работали коллегии. Какое прошлое скрыто за привычным видом университетских корпусов?

В 1724 году, когда указом Петра I был основан Петербургский академический университет, трудно было представить, как всё изменится за 288 лет. В списке студентов тогда числилось всего 38 человек. С 1760 года учебные аудитории размещались в доме барона Строганова в непосредственной близости от нынешнего здания исторического и философского факультетов СПбГУ.

В XIX веке Университету передают великолепное здание петровских коллегий, которое и стало его главным символом.

Коллегий было десять

Главное здание Петербургского университета строилось в 1722-1742 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Петр I планировал сделать Васильевский остров центром города. Именно поэтому недалеко от Стрелки построили здание для важнейших учреждений государственного управления. При Петре I был заложен только фундамент. В 1742 году строительство завершили, и императрица Елизавета Петровна издала указ о размещении здесь названных организаций.

Вход в здание Двенадцати коллегий. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

В административном здании располагались: Сенат (высший распорядительный, исполнительный и судебный орган); Синод (высший орган управления русской православной церкви) и коллегии (созданные Петром I прообразы современных министерств). Вначале предполагалось двенадцать коллегий, потом их число сократилось до десяти. Среди них были коллегии иностранных дел, военная, адмиралтейская, юстиц-коллегия, коммерц-коллегия и камер-коллегия. В числе президентов сподвижники Петра: Александр Меншиков, Федор Апраксин, Дмитрий Голицын, Яков Брюс и Яков Долгорукий.

И сейчас можно без труда различить деление здания на двенадцать однотипных частей. Первоначально у каждого из корпусов была отдельная крыша и свой вход с крыльцом на восточной стороне. На первом этаже устроили открытую галерею. Со стороны западного фасада, выходящего ныне во двор Университета, корпуса были объединены двухэтажной открытой галереей. Каждый из них имел выступ с восточной стороны, где на уровне второго и третьего этажей размещались двусветные залы с балконами, обнесенные железной кованой решеткой. В центре фронтона корпусов располагались эмблемы коллегий с лепными украшениями и скульптурами.

Наружные стены окрасили в красно-коричневый цвет, на котором рельефно выделялись белые пилястры, антаблемент, наличники окон и другие архитектурные детали фасада.

Сенатский зал

В современном СПбГУ есть помещение, которое сохранилось в первозданном виде с XVIII века. Это знаменитый Петровский зал. Именно здесь с 1732 по 1763 год проводил заседания Сенат - высший орган государственного управления Российской империи.

За большим сосновым столом с красным покрывалом, обшитым золотым позументом, вели когда-то жаркие дебаты выдающиеся государственные деятели: Дмитрий Голицын, Петр Шувалов, Павел Ягужинский и многие другие.

Окончательная отделка Сенатского зала была закончена в 1736 году под руководством архитектора Михаила Земцова. Живописные работы принадлежат кисти известных художников петровского времени Андрея Матвеева и Григория Мусикийского. Помещение имеет длину 10,5 метров и ширину 9,3 метра и занимает 2 этажа. По обе стороны от двери - два камина. Потолок, стены и камины богато декорированы лепкой в стиле барокко. Их украшают живописные панно аллегорического содержания в лепных рамах. Потолок зала представляет собой большую лепную раму, в которую заключен огромный живописный плафон с изображением Премудрости (в центре), Правды, Милосердия и Верности. Несколько ниже «гении» держат гербы первейших четырех государств Великороссийской империи. На стенах семь аллегорических живописных панно: «Совет» (направо от двери), «Великодушие» (налево), «Любовь к Отечеству», «Благодушие», «Резолюция», «Добродетель», «Мать».

Сейчас в Петровском зале проходят конференции, концерты, семинары и открытые лекции знаменитых гостей Университета.

Университетский садовник Буш

В остальном изначальная внутренняя планировка здания Двенадцати коллегий не сохранилась. В 1834–1837 годах его капитально перестроили для нужд Петербургского университета.

Проект перестройки был составлен академиком архитектуры Аполлоном Щедриным. Первоначально планировалось перекрыть все здание одной кровлей, но это лишило бы его характерных черт Петровского времени. В результате этой перестройки здание в основных чертах приобрело свой современный вид. Наружные аркады восточной и отчасти западной сторон заложили и превратили в помещения. В центре здания разместили широкую парадную лестницу, построили вестибюль, зал Торжественных собраний (Актовый зал) с ионическими колоннами и университетскую церковь, освященную в 1837 году во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй этаж западной галереи остеклили и преобразовали в коридор с венецианскими окнами, который протянулся почти во всю длину здания и объединил отдельные корпуса.

Ещё ранее Университет посетил император Николай I и указал на необходимость создания сада перед длинным фасадом: «…дабы устранить проходящих от нижнего этажа, где расположены столовые, и отдалить шум проезжающих экипажей от аудиторий». Деревья посадили под руководством известного садовника того времени Джозефа Буша. По проекту Аполлона Щедрина создали и установили на сплошной высокий цоколь из пудожского камня чугунную ограду. Сад стал называться Николаевским.

Здание Двенадцати коллегий, галерея первого этажа. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

Археологические раскопки, проводимые здесь в последние годы, то и дело обнаруживают предметы быта, относящиеся к XIX веку. Это и неудивительно. На первом этаже в то время находилась основная часть профессорских квартир, а третий этаж занимали дортуары (общежития) для казеннокоштных студентов.

Квартира Менделеева

Со стороны двора в центре Главного здания тоже есть вход в вестибюль первого этажа. Он напротив входа со стороны Менделеевской линии. Справа в вестибюле - вход в Музей-архив Дмитрия Ивановича Менделеева. Квартиру эту с 1859 года занимал «дедушка русских химиков» Александр Абрамович Воскресенский. Он был деканом физико-математического факультета, а в 1865–1867 годах - ректором Университета. Перебравшись в Ректорский флигель, Воскресенский освободил эту квартиру бывшему своему ученику, профессору Менделееву. Именно здесь знаменитый ученый открыл Периодический закон химических элементов и написал многие известные труды.

Бетонированный дот в кабинете проректора

Во время Великой Отечественной войны основная часть универсантов до конца февраля 1942 года оставалась в блокированном Ленинграде. Только с открытием ледовой дороги через Ладожское озеро около тысячи человек эвакуировали тремя эшелонами в Саратов. Для сохранения научных и культурных ценностей в городе остался небольшой коллектив научных сотрудников, рабочих и служащих - около 130 человек. Им в первую очередь Университет обязан сохранением имущества. Обессиленные от голода, они постоянно дежурили в зданиях, ликвидировали аварии, откачивали воду, переносили в безопасные места приборы и книги. Отапливать помещения приходилось мебелью из аудиторий, а в университетской столовой в то время выдавали только дрожжевой суп.

Ещё до блокады, в ноябре 1941 года, моряки-балтийцы соорудили в помещении проректора по учебной работе ЛГУ бетонированный пушечный дот с амбразурой на Неву.

Несмотря на это, здания сильно пострадали от обстрелов и бомбежек. В 1944 году универсанты возвратились из Саратова в родные стены и совместными усилиями провели необходимые реставрационные работы. По инициативе ректора Александра Алексеевича Вознесенского заказали живописные портреты, гипсовые скульптуры и бюсты выдающихся учёных-универсантов, украсившие знаменитый коридор.

Налоговая инспекция в здании психологов

Университетские психологи удобно расположились в доме № 6 на набережной адмирала Макарова. Здание возвели в 1901 году по проекту архитектора Константина Тарасова отнюдь не для студенческих занятий, а для работы Главного управления неокладных сборов. Окладом в те времена называли денежную или натуральную повинность - налог, систематически поступающий в доход государства. Учреждение, располагавшееся в шестом доме, занималось сбором несистематических, единичных налогов.

Сейчас о старине напоминают, пожалуй, только лестничные перила из литого железа с цветочным орнаментом. Их изготовили на известном во второй половине XIX века художественно-строительно-слесарном заводе Карла Винклера. Продукция этого завода (навес над крыльцом и боковые светильники) украшает и вход в здание с набережной Макарова.

Торговый склад в здании философов и историков

Историки и философы СПбГУ переселились в дом № 5 по Менделеевской линии только в XX веке. До этого здесь успели поработать и торговцы, и милиционеры.

Здание было задумано как Новобиржевой гостиный двор, в начале XIX века его построили по проекту Джакомо Кваренги. Это был огромный четырехугольник в два этажа с открытыми галереями, обращенными внутрь просторного двора. Наружная аркада первого этажа образовала обходную галерею. С самого начала здание использовали как склад. Погрузо-разгрузочные работы выполнялись здесь частными артелями. В начале XX века значительные помещения в нем занимали склады торгового дома «Братьев Елисеевых» и артели Козухина, тут же находилась и контора главной артели. В начале 1920-х годов в доме № 5 расположились склады городской милиции.

В середине 1930-х годов историческому факультету передали здание на Менделеевском (Биржевом) проезде. По проектам архитекторов Я.Я.Китчера, А.А.Заварзина и В.И.Пилявского его приспособили для нужд Университета и надстроили третий этаж.

Перед войной в здании на Менделеевской линии размещались также поликлиника, военная кафедра, исторический, философский, политико-экономический и географический факультеты.

У поликлиники, кстати, своя интересная история. В 1897 году всех студентов обслуживал только один врач. Работы у него было много: в течение года обратились за помощью 1168 человек. С 1912 года врач стал посещать Александровскую коллегию (общежитие студентов) в Филологическом переулке. Кроме того, начали вести прием зубной врач и венеролог. Причем треть всех обращений за помощью приходилась на долю последнего.

Тайны здания на Университетской набережной

Дом №11 на Университетской набережной, где сейчас проходят занятия университетских филологов и востоковедов, хранит свои тайны и легенды.

Здание построено в строгом стиле раннего барокко XVIII века. Появление его в этом месте не случайно. По соседству когда-то располагалась огромная усадьба и дворец генерал-губернатора Петербурга Александра Меншикова (сейчас Университетская наб., 15).

При Екатерине I Меншиков являлся фактическим правителем России. После смерти императрицы, желая укрепить своё положение, губернатор прочил свою старшую дочь Марию в невесты новому государю Петру II (сыну казненного царевича Алексея). Меншиков услужливо предоставил императору жилые апартаменты в своем дворце, а рядом, в июне 1727 года, заложил фундамент для будущей резиденции молодых.

Последующие исторические события нарушили его планы. Придворные интриги привели сначала к отставке, а потом и к смерти Меншикова. В скором времени не стало и Петра II.

Только при Анне Иоанновне дворец достроили, но уже совсем в ином качестве. По одной из версий, здание возвели под руководством архитектора Иоганна Борхарда в 1759–1761 годах. Своим внешним видом оно в значительной мере напоминает бывшие Двенадцать коллегий и центральную часть Меншиковского дворца.

Сначала в доме № 11 поселились кадеты - там был Первый кадетский корпус. В 1867–1918 годах в нём расположился Историко-филологический институт с гимназией. Там, где сейчас находится библиотека восточного факультета, в казенной квартире при институте жил профессор Лев Платонович Карсавин - заместитель директора и инспектор гимназии. В этом же здании были и квартиры некоторых других профессоров.

Как и многие старые петербургские постройки, дом имеет свои тайны. В декабре 1986 года во время работы строителей, в одной из стен нашли замурованную древнюю деревянную лестницу, которая сохранилась с 40-х годов XVIII века. В процессе работы также обнаружили квадратные кирпичи и остатки изразцов 60-х годов XVIII века. Эти находки пополнили коллекции Музея истории Петербурга. Многие специалисты при этом отмечают, что история здания ещё недостаточно изучена.

Дворик филологов и восточников

Дворец Петра II изначально строился в форме замкнутого четырехугольника с внутренним садом и въездными воротами с тыльной стороны.

Первый этаж правого, восточного, крыла сейчас занимают кафедральные и учебные помещения и кинозал, открытый в конце 1949 года. На этом месте в 1710-е, одновременно с дворцом Меншикова, строился дом его дворецкого Фёдора Соловьева. Этот дом позднее включили в сооружаемый ансамбль дворца Петра II.

О первых владельцах сейчас ничего не напоминает. Лестница от входа со стороны Ректорского флигеля ведет на второй этаж. Вестибюль сохранил свои лепные украшения, имеющие символическую значимость, и украшен портретами, выполненными художником Нахимовым. Изображены известные филологи Иван Александрович Бодуэн де Куртене, Лев Владимирович Щерба, Владмир Яковлевич Пропп и другие.

Жители Ректорского флигеля

С другой стороны к дому филологов и востоковедов примыкает каменная арка ворот, соединяющая Главное здание с Ректорским флигелем.

Ректорский флигель. XIX век. Фото из архива Б.Меншуткина

Дом этот был построен в 1794 году как жилой. В начале XIX века его решили купить для нужд Университета, что и было сделано в 1837 году. Переделка его была поручена архитектору Аполлону Щедрину. Он изменил частично фасады, добиваясь гармонии с соседним зданием, а внутреннюю планировку оставил прежней.

В 1840 году поэт и критик Петр Александрович Плетнёв, близкий друг Пушкина, стал ректором и поселился в ректорском доме. Прожил он здесь более двадцати лет. «Комнат множество, - радовался Плетнев новому жилью, - и так можно роскошно расположиться, что теряюсь в обилии планов». «Чудо что за месторасположение! - писал он одному из друзей. - С постели смотрю на Неву, за нею на бульвар, а там и баснословный Исаакий…».

Казенная квартира ректора стала в те годы одним из популярных петербургских литературных салонов. Здесь часто бывали писатели и поэты Николай Гоголь, Иван Крылов, Виссарион Белинский, Иван Тургенев, Петр Вяземский, - многие маститые и начинающие литераторы.

Дом помнит и других великих людей. В 1876 году ректором Университета и очередным хозяином Ректорского флигеля стал «отец русской ботаники» Андрей Николаевич Бекетов. В дальних комнатах второго этажа, с окнами в университетский двор, жили юные дочери Бекетовых: Екатерина, Софья, Александра и Мария. Бывал в этом доме и выпускник юридического факультета, студент магистратуры Александр Львович Блок. Он влюбился в 17-летнюю Александру Андреевну. В начале 1879 года в университетской церкви состоялось их венчание, а в воскресенье 16 ноября того же года в одной из боковых комнат верхнего этажа появился новый жилец, которого назвали Александром. Крестили его тоже в университетской церкви. Там же состоялось и обручение с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

Жё-де-пом - Дом для игры в мяч

За Ректорским флигелем находится здание, возведенное в конце XVIII века. Эта несколько странная кирпичная постройка контрастирует своим видом с окружающими зданиями. Надпись на мемориальной доске называет его «домом для игры в мяч», или «жё-де-пом» (калька с французского). Так называлась популярная некогда в Европе игра в ручной мяч, предтеча волейбола, тенниса и бадминтона. В Россию она проникла при Екатерине II, когда для царской семьи в Зимнем дворце построили первый зал для такой игры и пригласили учителя из Франции. Предполагалось, что он будет обучать этому и кадетов. К тому времени было задумано строить большое новое здание для Кадетского корпуса, но дело ограничилось строительством только одного крыла с двумя огромными двухсветными залами. Считается, что здание строилось в 1771–1773 годах по проекту выдающегося зодчего Александра Кокоринова. В 1867 году здание «жё-де-пом» передали Санкт-Петербургскому университету. Это было фактически первое в России крытое спортивное сооружение.

Студенческая столовая им. профессора О.Ф.Миллера. Конец XIX в. Фото из архива Музея истории СПбГУ

На здании - мемориальная доска, в которой говорится о том, что здесь 24 (12) марта 1896 года Александр Степанович Попов принял на изобретенном им приборе первую радиограмму. Принимающая установка находилась в «доме для игры в мяч», передающая - на расстоянии около 300 метров, в здании химической лаборатории. Радиограмма состояла из двух слов: «Генрих Герц», - имени немецкого основателя электродинамики. Отправил ее ассистент П.Н.Рыбкин, принял А.С.Попов. Тем самым был создан новый вид связи. По воспоминаниям профессора Ореста Хвольсона, было трудно описать восторг многочисленных присутствующих и овацию изобретателю.

Студенческая столовая

В 1899 году княгиня Зинаида Юсупова пожертвовала Обществу вспомоществования недостаточным студентам Петербургского университета участок земли за воротами университетского городка, на Биржевой линии. Здесь, в 1900-1901 годах Общество начало строительство студенческой столовой по проекту архитектора Ивана Коковцева. При отделке главного фасада архитектор использовал детали флорентийского палаццо. Применялись последние строительные новинки: несгораемые потолки из металлических конструкций, перекрытия и своды из бетона. Столовую оснастили электрической вентиляцией, гладильнями для столового белья, подъемными механизмами для еды и посуды.

В статье были использованы материалы книги Ю.А.Ендольцева «Санкт-Петербургский государственный университет. Нестандартный путеводитель», статьи сотрудника Музея истории университета В.Брачёва, материалы книги «275 лет. Санкт-Петербургский государственный университет. Летопись 1724–1999».

Подготовила Мария Блажнова

Редакция журнала выражает благодарность сотрудникам Музея истории СПбГУ за помощь в подготовке статей.

Район Тюильри в Париже образует известный искусствоведам и любителям «Золотой квартал импрессионизма». В него входят, в частности, знаменитые д’Орсэ и Оранжереи. Тысячи интересующихся современным искусством туристов посещают его, не забывая провести несколько восхитительных часов в Национальной Галерее Жё-Де-Пом (Galerie nationale du Jeu de Paume), имеющей достаточно бурную историю и содержащую обширное собрание подлинных шедевров современности. Побывать во французской столице, не посетив галерею значит оставить за бортом путешествия самые интересные впечатления и объекты.

История происхождения

Этот шедевр архитектуры далеко не всегда был картинной галереей. Строительство здания, начатое по указу Наполеона III, было закончено в 1861 г. Само здание было предназначено для игры в мяч. На то время она была предком нынешнего тенниса и пользовалась успехом в европейских странах. Игра называлась по-французски «игра ладонью», что и дало название галерее, так что удивляться такому оригинальному наименованию не стоит.

Это здание не что иное, как теннисный корт, но уже с 1909 года здесь начали устраивать различные выставки. В 1922 свершилась основательная перестройка галереи и она обзавелась собственным собранием, хотя и периодически устраиваемые выставки тут продолжали проводиться.

Во Вторую мировую Жё-Де-Пом использовалась гитлеровцами как некое хранилище для отобранных у евреев художественных ценностей, часть которых собирались вывезти в Линц, в музей самого фюрера. Картины, которые нацисты относили к «дегенеративному искусству», сбывали на стороне. Те произведения, что не удалось реализовать, сожгли 27 июля 1942. В число утраченных работ вошли, в частности, некоторые всемирно известные шедевры.

В 1947 в галерее стали экспонировать работы экспрессионистов, позднее эта коллекция была передана д’Орсэ, а зал, в котором когда-то Наполеон III играл в мяч, подвергся серьёзной реконструкции (по проекту Антуана Стинко) из расчета на представление современности.

Жё-Де-Пом в наши дни

На сегодняшний день галерея- подлинный центр искусства современности, в котором устраивают выставки живописных и графических произведений, фотовыставки. На территории арт-центра устроен ультрасовременный видеозал, в котором показывают видео- и кинофильмы.

Так же есть несколько выставочных залов, кафе и магазин, в котором продают открытки, репродукции и книги по искусству. Многие экскурсии по Парижу включают посещение этого знаменитого на весь мир центра современного искусства.

Сама по себе галерея небольшая, но её площадь всё же позволяет проводить здесь сразу несколько выставок, каждая из которых продолжается несколько месяцев. Интересная особенность галереи здесь выставляются как маститые мастера, так и малоизвестные художники, только начинающие свой творческий путь.

Любители всего необычного, уникального и интересного всегда найдут здесь для себя много интересного. Экспозиция все время обновляется, поэтому посещать заведение можно в каждый приезд во французскую столицу. И каждый раз будет, как первый. За окнами галереи расположен знаменитый сад Тюильри и воспетая сотнями поэтов Сена.

Практическая информация

Популярная среди любителей и знатоков искусства современности галерея находится на площади Согласия (Place de la Concorde). Сюда ходят автобусы 24, 42, 72, 73, 84, 94 (остановка Concorde). есть возможность доехать к галерее на метро по линиям M1, M8, M12 до станции Concorde.

Музей работает всю неделю с 11.00 до 19.00, во вторник немного дольше до 21.00. В понедельник галерея закрыта. За одно посещение необходимо заплатить €10. Со скидкой билет стоит €7,5. Цены были актуальны в марте 2018.