Open
Close

«Отцы и дети» (1861) Смысл названия. И.С.Тургенев

Для низких натур ничего нет приятнее, как

мстить за свое ничтожество, бросая грязью

своих воззрений в святое и великое.

В.Г. Белинский

В 10 20-е годы XIX века, когда складывались декабристские идеи и убеждения, стали возникать тайные общества, и в среде дворянской молодежи появилась мода на «секретнейшие союзы», члены которых не имели никаких политических убеждений. И потому грибоедовский Чацкий, человек стойких убеждений, которые вели его, как считал Герцен, «прямой дорогой на каторжные работы», резко бросает Репетилову: «Шумите вы, и только?». Да, за убеждения люди шли на тяжкие испытания и далее на смерть. Убежде-ния приводили к самоотверженным поступкам таких героев, как Инсаров, Рахметов, Базаров.

На фоне дворянской среды, изображенной в романе В.Г. Белинского «Отцы и дети», фигура Базарова приобретает особую рельефность. Тургеневский герой убежден в необходимости коренной ломки существующего строя. «В теперешнее время полезнее всего отрицание», - говорит он и следует этому убеждению до конца. Всеразрушающую, проникнутую максималистским пафосом, устремленную за все и всякие пределы силу отрицания тургеневского героя нельзя себе представить отдельно от его внутренней свободы, от его неспособности как-то ограничивать, утешать или обманывать себя. Полюбив Одинцову, но поняв, что между ними пропасть, Базаров оставляет ее, хотя чувство любви сохраняет до самой смерти. Верность своим убеждениям ученого-ате-иста он проявит и перед смертью, когда откажется от религиозных обрядов. Писарев был прав, утверждая, что умереть так, как умер Базаров, - все равно что совершить великий подвиг. Да, ото действительно так: человек погибает, не поступившись своими убеждениями, своими принципами.

В любви, дружбе, жизни Базаров трагически одинок. И это одиночество подчеркивается образами его «учеников», для которых выстраданные базаровские убеждения становятся просто модой. Насколько естествен Базаров со своей беспощадной резкостью и прямотой, настолько неестественны Ситников с Кукшиной. Ситникову очень хочется прослыть человеком, близким к Базарову, он щеголяет резкостью взглядов, но это человек без убеждений, готовый, поддавшись моде, стать «нигилистом». Кукшину Тургенев изображает резко карикатурно, показав на ее примере уродливые формы: женской эмансипации. Это ничтожная женщина, у которой сумбур в голове и нет никаких собственных убеждений.

В главе XIII, споря о женской эмансипации, Кукшина на слова Ситникова: «Вы заступаетесь за этих бабенок?», отвечает таким образом: «Но за бабенок, а за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови». Комическая важность поведения, поза, любовь к трескучим фразам в сочетании с вульгаризацией взглядов подлинного и последовательного отрицателя Базарова, одинаково, в принципе, характеризуют и Аркадия, и карикатурных Кукшину и Ситникова. Тургенев достигает этой цели иногда путем указания на жест, движение персонажа, чаще отдельными словами и выражениями персонажа (Кукшина поклялась защищать права женщин пе как-нибудь, а «до последней капли крови»).

Сцена романа, где изображается «пирушка» в доме Кук-шиной, представляет собой злую карикатуру на людей, которые рядятся в модные одежды, чтобы прослыть «прогрессистами». В образах Ситникова и Кукшиной Тургенев запечатлел тех, кто слепо подражает модным веяниям и безрассудно ими увлекается. Базаров без труда выдерживает соседство с Ситниковым, как и Чацкий рядом с карикатурой на новых людей - Репетиловым. Ситников и Кукшина как бы сильнее оттеняют самобытность, величие, верность убеждениям Базарова, его трагическое одиночество.

Базаров не оставил последователей, не выполнил громадной поставленной перед собой задачи. Но это не значит, что он пе был нужен России. Герои не погибают бесследно: их жизнь, их стремления и неудачи и сама их смерть имеют историческое значение.

Да, люди, имеющие собственные убеждения, верные им до конца, являются «двигателями истории», и, может, наши трагические неурядицы последних лет произошли потому, что для кого-то, к сожалению, для очень многих, реформирование общества, демократия, гласность стали модой, а не выстраданными убеждениями, и мы не сразу распознали опасность, исходящую от зла, рядящегося в чистые, белые одежды. Будущее благополучие нашей страны и ее народа зависит от деятелей нового типа, тех, для кого убеждения не станут модой, кто пойдет за них на плаху, но не остановится, не сдастся, выполнит свой долг человека и гражданина до конца.


Базаров и его мнимые единомышленники.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

Роман И С Тургенева "Отцы и дети" и главный его герой - разночинец-демократ Базаров явились,
по определению самого автора, "выражением новейшей современности"
Роман создавался во время подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях обострения борьбы между двумя силами общества - либералами и революционными демократами Столкновение этих двух сил и отразилось в произведении Тургенева
Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами, и демократами (отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории и тд), явились предметом горячих споров в романе Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественной мысли 60-х годов XIX века, но и характерные особенности ее выражения
Главный герой романа - разночинец-демократ, выступающий принципиальным противником всего дворянства, всех понятий дворянского общества, в особенности же либерального, романтического идеализма Писателю казалось, что люди, отрицающие эти понятия, тем самым уж ничего не признают и заслуживают названия "нигилистов" Но такое представление о мировоззрении демократов не помешало Тургеневу очень обстоятельно и вдумчиво осмыслить характер своего главного героя. Ему хотелось найти в нем нечто привлекательное, поэтому писатель подчеркнул трезвость, утилитарную направленность мышления и своеобразный скептицизм Базарова - скептицизм практического деятеля, доверяющего только своему делу.
Изображая Базарова, Тургенев сделал легкий намек на какие-то революционные возможности, таившиеся в людях его типа: "от копеечной свечки Москва сгорела", "нас не так мало, как вы думаете". Но никаких намеков на активную деятельность самого героя в романе все же нет.
Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он уверен, что либералы-обличители "никуда не годятся", что аристократы - "дрянь", что реформа "едва ли пойдет нам впрок", что народ полон грубых суеверий, что русские мужики склонны к пьянству. Не видя созидательной силы ни в правительстве, ни в дворянстве, он не видит ее и в народной, крестьянской среде. Словом, у Базарова нет последовательной социально-политической теории, явно выраженных идеалов. Он стремится сокрушить твердыню дворянского идеализма с помощью утилитарного, материалистического миропонимания, поэтому и не признает никаких авторитетов, никаких принципов, принятых на веру Он ни во что не верит, кроме практического опыта и научного эксперимента, поэтому он так спокоен, холоден, трезв, иногда даже циничен.
Материалистические взгляды Базарова выявляются в романе очень четко. Его материализм - естественно-научный, физиологический, экспериментальный, стремящийся по-своему объяснить даже то, что выходит далеко за пределы физиологии. Но материализм Базарова не кабинетный, не академический. Он имеет очень активную общественную направленность: материалистические убеждения заставляют Базарова объявить себя заклятым врагом всей дворянской культуры и поборником культуры демократической. Именно здесь он выступает активным проповедником новой демократической идеологии, которая опирается на естественно-научные знания. Смысл ее - идейное и моральное раскрепощение русского общества.
С едкой иронией Базаров разоблачает иллюзии дворянского общества. Он отрицает преклонение перед красотой природы и не хочет видеть в ней "храм", он не признает искусства как служения красоте и принижает гениальных художников и поэтов. Над романтической любовью, обожествляющей женщину, он прямо глумится. Но в своем отрицании Базаров не скептик, не "нигилист". Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как "мастерскую", в которой человек - "работник".
Видя в разночинце-демократе представителя чуждого себе мира, Тургенев тем не менее показал в нем такую трезвость и убежденность мысли, прямоту чувств, собранность воли, которые делали его необычайным явлением в изображаемой социальной среде.
Осуждая в романе утилитарные убеждения демократа и противопоставляя им романтико-идеалистические убеждения либералов, Тургенев все же не нашел среди них никого, кто мог бы уверенно и успешно переспорить "нигилиста", одержать над ним верх в идейных столкновениях. В семье Кирсановых Базаров сразу находит своих поклонников и идейных противников. Но это нестойкие поклонники и слабые противники.
Старший из Кирсановых - по существу, неудачник и приживал. Тургеневым подчеркнута комичность его аристократических замашек и претензий. Но все же именно его писатель сделал главным противником Базарова в ссорах, а затем и на дуэли.
Николай Кирсанов также не в силах серьезно противостоять Базарову. Он либеральный помещик, который завел на своей земле "ферму", хозяйство, основанное на вольном, наемном труде. Он требует агрономических улучшений, для этого учится и старается "стать в уровень с современными требованиями". Однако на деле Николай Петрович оказывается человеком недалеким. Самое большее, чего от него можно ждать: ферма не прогорела и стала бы приносить доход. А в остальном ему вполне довольно Пушкина, виолончели и Фенечки.
Таковы "отцы" в дворянстве 60-х годов, но и "дети" ни в чем не сильнее их. Молодого дворянина Аркадия автор изобразил робким учеником воинствующего разночинца-демократа, человеком столь же недалеким, как и его отец, способным променять свои передовые идеи на любовь к девушке и счастливое прозябание в кругу семьи. И к Аркадию Базаров относится снисходительно, иронически Таким образом, среди дворян у Базарова нет ни достойных противников, ни настоящих единомышленников. Последние у него, несомненно, должны были быть среди разночинно-демократической молодежи. Автор, конечно, понимал такую возможность, но не счел нужным ее раскрыть в сюжете романа. Ему хотелось показать Базарова одиночкой. Ведь даже приезжая в провинциальный город, он не встречает людей своего уровня и круга. Здесь перед ним заискивают люди, извращающие передовые идеи эпохи, стремящиеся прикрыть свою духовную пустоту новейшими понятиями, модными словами. И Базаров с презрением отворачивается от них. Сопоставив Базарова с Ситниковым и Кукшиной, писатель оттенил этим всю значительность его характера, всю серьезность его идейных запросов. Но последующим развитием сюжета Тургенев попытался доказать несостоятельность материалистических взглядов своего героя. Испытанием его характера и его убеждений стали отношения с Одинцовой, благодаря которым он должен был на собственном опыте убедиться в том, что существуют романтические чувства и что они бывают очень глубоки и сильны.
Однако привести Базарова на любовное свидание могла героиня, непохожая на прежних героинь Тургенева, юных девушек с наивностью и непосредственностью переживаний. Одинцову писатель изобразил как человека незаурядного, умного, пытливого и в то же время как женщину привлекательную, красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь "нигилиста", возбудить в его душе неведомые до этого чувства, поэтому так мучителен и трагичен для него отказ Анны Сергеевны. Кульминацией этой сюжетной линии является признание Базарова в любви. Но здесь нет авторской иронии, так как для Тургенева любовь всегда была проявлением высших качеств человека, критерием его нравственности, чести, добродетели. Базаров не только страдает от любовной неудачи, не только теряет былой оптимизм и уверенность, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ничтожным в бесконечном пространстве и времени. Базаров долго хандрит в доме родителей, затем легкомысленно любезничает с Фенечкой и принимает вызов Павла Петровича на дуэль, нелепость которой сам хорошо понимает.
Вскоре мрачный скептицизм, подавленность приводят к небрежности при вскрытии трупа, он получает заражение крови и умирает в расцвете сил, назвав себя перед смертью ненужным для России человеком.
Такой конец главного героя глубоко символичен. Писатель не связывал с людьми типа Базарова обновления России, однако как замечательный художник предвосхитил появление людей, способных на великие дела и благородные поступки.
На дуэли нравственное превосходство Базарова над Кирсановым проявилось еще отчетливее, чем в их спорах.
А свою случайную и нелепую смерть Базаров принял с такой стойкостью,
на какую не были способны его идейные противники и которая превратила гибель героя в его апофеоз.

Тема: Базаров и его мнимые единомышленники ("нас не так мало, как вы полагаете"). Цели: 1. Объяснить, почему Тургенев рисует Базарова одиноким не только среди "отцов", но и среди "детей". 2 ознакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оценок: (Д.И.Писарев «Базаров»,).Определить и обосновать свое отношение к Базарову. 3.Формировать дискуссионную культуру учащихся. Уч: Показав в своём романе тип нового героя - разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать,есть ли у Базарова единомышленники? В этом мы и попытаемся разобраться сегодня на уроке. -Ребята, скажите, есть ли в романе у Базарова единомышленники?(ответ учеников). - Какова роль образов Кукшиной и Ситникова в идейном содержании романа? чтение эпизода.(приезд Аркадия и Базарова к Кукшиной).(Ситников - псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается также, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако, его подражание выглядит комичным. Ситникову свойственно " тревожное и тупое напряжение" и преданность Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает "Ситниковы нам необходимы,.... мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать". Прогрессивные взгляды для Ситникова- путь к самоутверждению за чужой счёт, как и для госпожи Кукшиной. Кукшина Авдотья Никитишна- эмансипированная помещица и псевдонигилистка. В нигилизме она находит ощущение занятости "важным делом". Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет "отсталой женщиной" за якобы незнание ею эмбриологии. Кукшина интересуется всем и сразу, "роняет" свои вопрсы один за другим, не дожидаясь на них ответов, позволяет общаться с собой запанибрата (Как с равным, слишком бесцеремонно, фамильярно.) -Какие из базаровских идей используются мнимыми последователями? Кукшина и Ситников крайне ограничены в своём развитии, ничего не делают и не умеют делать. Несостоятельность героев особенно ярко раскрывается в эпилоге романа, когда автор рассказывает о том, что стало с ними. "Кукшина попала за границу.....изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы". Ситников, "готовящийся быть великим", толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает "дело" Базарова. -Почему Базаров пытался сблизиться с Аркадием Кирсановым? В этом проявилась у него потребность в живой связи с людьми или желанием иметь единомышленника?. (Будучи студентом университета, Аркадий сблизился с Базаровым, воспринял от него новые понятия. В нигилизме Аркадия довольно много напускного, несерьёзного, идущего от временных увлечений юности, в глубине же души он сердечный, простой и бесхитростный человек. Крупное разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты, нежная душа, размазня», — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов». -Ребята, давайте сделаем вывод и запишем в тетрадь. (На фоне Ситникова и Кукшиной резче и ярче оттесняются те или иные черты личности Базарова, подчеркиваются его превосходство, ум, душевная сила, которые свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов. От них он отличается своей героичностью, уверенностью в своих силах, в своей правоте «нигилизма», мощью анализа и общественного темперамента, неукротимостью протеста. Конец Базарова трагичен, он умирает одиноким, не оставляя последователей.) Работа с критической статьёй: Уч: Ребята, как вы уже знаете роман "Отцы и дети" вызвал у современников неподдельный интерес и самые разноречивые отклики, самое разное к себе отношение. Первыми отзывами о произведении стали статьи известных критиков, представителей молодого поколения, - Максима Алексеевича Антоновича, Николая Николаевича Страхова и Дмитрия Ивановича Писарева, которые несмотря на общность мировоззрения, по-разному воспринимали роман. Давайте обратимся к статье Д. И. Писарева "Базаров", которую вы читали дома и ответим на вопросы: (портрет Писарева на слайде) ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1840-1868), русский критик, публицист. Родился 2 (14) октября 1840 в с.Знаменское Елецкого уезда Орловской губ. В студенческие годы Писарев занялся изучением наследия немецкого философа и филолога В.Гумбольдта, от которого воспринял положение о главенствующем значении свободной человеческой личности в истории цивилизации. 1.Каков образ Базарова в восприятии Писарева? (" Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр всего романа. Онпредставитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах." " Базаров везде и во всём поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным...." " Болезнь века раньше всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня. Базаров, одержимый этой болезнью, отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на сталкивающихся с ним людей......Как человек замечательно умный, он не встречал себе равного". 2.С какими литературными предшественниками он сравнивает главного героя? Можно сравнить этого героя своего времени с его литературными предшественниками: " у Печорина есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое". 3.Каково суждение критика о понимание автором романа нигилизма? (" Базаров завирается - это, к сожалению, справедливо. Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает; поэзия, по его мнению, ерунда; читать Пушкина- потерянное время; заниматься музыкой - смешно; наслаждаться природою - нелепо." ...." смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни". 4. Что Писарев называет болезнью нашего времени? ("...Если базаровщина - болезнь, то она болезнь нашего времени, и ее приходится выстрадать... Относитесь к базаровщине как угодно - это ваше дело, а остановить - не остановите. Это та же холера. Он смотрит на людей сверху вниз и даже редко дает себе труд скрывать свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем людям, которые его ненавидят, и к тем, которые его слушаются. ...Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и, вследствие этого, никого не щадит".) Уч: "Влияние его на окружающих людей ничего не доказывает; ведь и Рудин имел влияние. На безрыбье и рак рыба. И на людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Василию Ивановичу и Арине Власьевне, больно нетрудно произвести сильное впечатление. Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить - это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что совершить великий подвиг..." 5.Почему одинок Базаров? « Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр романа. Он - представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя.» Писарев очень точно оценивает причины разногласий между «учеником» и «учителем», между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов». 6.Какие новые для вас взгляды на Базарова были представлены в статье? ..В высказывания Писарева неожиданным для нас было высказывание, что «люди, окружающие Базарова, ничтожны в умственном отношении». Нельзя отказать в уме ни братьям Кирсановым, ни Аркадию, ни Одинцовой. А если и смотрит Базаров на своих знакомых сверху вниз, то это из-за своей чрезмерной самоуверенности, нетерпимости к противоположным мнениям, своего сильного характера. Итог урока: Мы услышали сегодня точку зрения критика, ваши мнения, вопросы по поводу главного героя романа Тургенева «Отцы и дети». Надеюсь, Базаров не перестал быть для вас живым и сложным характером, а взгляды Писарева помогли вам утвердить свое мнение, выработать собственную позицию.

50-60-е годы XIX столетия стали для России эпохой унизительных поражений и вместе с тем ознаменовались расцветом либерально-демократических и революционных движений и партий, эпохой грандиозных перемен. В конце 50-х годов великая империя готовилась войти в новую эру капиталистических отношений, готовилась к многообещающим изменениям. Неудивительно, что эта эпоха породила новых людей: сильных, личностей, неоднозначных героев - которым было предопределено бороться за будущее России, за ее благополучие. Они боролись за то будущее, которое считали лучшим, они боролись за свои подчас спорные идеи, но боролись самоотверженно, до изнеможения, не щадя ни себя, ни других.

Литературный талант Тургенева не мог не отметить появления таких личностей, сделав Базарова одним из их представителей.

Человек, стоящий у истоков великого, тот, кому суждено первым осознать и ощутить основное содержание своей эпохи, находясь в среде посредственных обывателей, обречен на непонимание, обречен на одиночество. Тургеневский герой не был исключением. Сильный духом, хорошо образованный, стремящийся к активной деятельности, философ и революционер, Базаров тем не менее одинок.

Да, у него есть последователи, упивающиеся игрой в “нигилистические воззрения”, но лишь игрой, которую они, в силу своего развития, не способны наполнить смыслом. Может ли понять Базарова “эмансипе” Кукшина, слывущая вполне образованной дамой, у которой по всем столам разбросаны не разрезанные еще журналы?

Сатиричен и Ситников, глупый, пустой человек, направляющий все свои немногочисленные умственные способности на то, чтобы вызвать к себе интерес, обратить на себя внимание, неважно каким способом, - главное, что его заметят.

Достоин ли человек, подобный Базарову, этих псевдопоследователей, сих кукшиных и ситниковых, - нет, но появление таких “личностей” неизбежно... Да и Аркадий, увлеченный отрицанием всех и вся, не понимает Базарова. От его фраз “веет романтизмом”; в глубине души Аркадий Кирсанов - фразер, истинный дворянин-барчук, настоящий “отец”-либерал, которому нигилистическая “пыль”, несомненно, выест глаза, который доволен хотя бы тем, что отрицает и критикует, но не борется. В романе вокруг Базарова нет единомышленников, нет людей, понимающих его, разделяющих его взгляды; нет личностей его уровня, его силы, его ума. Но Базарова не понимают не только так называемые “последователи”, но и его родители, казалось бы самые близкие герою люди.

Старики Базаровы растворяются в любви к своему чаду, они не помышляют жизни без него. Что им нигилизм и революционеры, что им все эти теории и убеждения - они любят своего Енюшу, они крепко, насколько им позволяют силы, держатся за тонкую нить родительской любви, связывающую их с сыном. Безусловно, Базаров никогда не оттолкнет от себя двух стариков, положивших на его воспитание и образование всю свою жизнь, но, отстав в своем развитии от него, они окончательно потеряли возможность сблизиться.

В любви тургеневский герой тоже одинок. Встретив впервые женщину, которая понимает его так, как он сам, которая занимает его не только своей красотой “первый сорт”, но и умом, “мозгом”, которой, наконец, интересен сам Базаров, встретив такую женщину, он влюбляется “глупо, безумно”, влюбляется раз и навсегда, любит и жаждет взаимности. Но его страсть, “сумрачная и дикая”, оказалась бессильной перед размеренным спокойствием шелков и серебряных подносов.

Базаров остается один, и это одиночество, полное трагизма, всепоглощающе и уничтожающе, его может выдержать лишь неимоверно сильный человек, каким и был Базаров. Но “испытание любовью” не только исключило последнюю для героя возможность обрести человека, способного в полной степени понять и разделить его воззрения, но и заставило нигилиста-разночинца начать сомневаться в верности своих убеждений.

Нет, в прямом смысле слова Базаров не сомневается: для него все еще непоколебимо верно то, что искусство, природа,

любовь, романтизм - все это “чепуха” и гниль; но страсть, испытываемая им к Одинцовой, заставляет героя поступать вопреки всему ранее сказанному. Его чувство, как бы Базаров, ни старался, не походит на циничное увлечение уездной кокеткой; он не получил взаимности от Одинцовой, но от этого его любовь не исчезла и хваленый принцип не сработал.

Базаров ищет утешения в природе, которая так недавно была лишь “мастерской” для человека -“работника”; не случайно при описании чувств своего героя Тургенев вводит романтический пейзаж, такой несвойственный Базарову-нигилисту.

Базаров бежит от своей любви, романтического чувства, но не находит спасения; он злится, бесится, но он бессилен. Любовная интрига становится неким переломным моментом в романе, после которого скепсис и цинизм героя теряют свой максимализм; его поступки уже не соответствуют в полной мере его идеям; Базарову уже не так чужд и смешон рыцарский запал Павла Петровича, и дуэль с ним обретает некий, пусть пространный, смысл. После объяснения Базарова с Одинцовой вся его жизнь ознаменовалась трагическим несоответствием действий и ощущений с идейными воззрениями и мыслями.

Но Тургенев развенчал лишь максималистские утверждения нигилизма, не свойственные истинным демократам-революционерам, те взгляды, которые, пожалуй, и обусловили неоднозначность героя, вызвавшую столько споров и дискуссий, - Базаров до конца остается верен нигилистической теории даже перед лицом смерти.

Базаров ясно осознает неотвратимость и близость гибели, трагического исхода, ставшего итогом его внутреннего конфликта, который еще раз подчеркнул невозможность однозначного выбора в пользу нигилизма для такой сильной личности, подчеркнул ее спорность и многогранность. Но и умирая, Базаров не отступается от своей теории. Тургенев вкладывает в его уста слова: “Я нужен России... Нет, видно, не нужен”. В трагическом осознании своей ненужности и невостребованности, в ощущении неимоверной силы и тем не менее неумолимости смерти тургеневский герой остается тверд духом. Действительно, основной смысл романа, как считал Писарев, заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил или раскаялся в своих убеждениях, то перед читателем возник бы образ фальшивого фразера, недостойного уважения, но он остался тверд.

Базаров погибает, но все же финал романа не столь трагичен: последний пейзаж в произведении, посвященный описанию могилы героя, истинно романтичен и светел; несмотря на смерть Базарова, жизнь продолжается и все проблемы и идеи ничто перед вечностью красоты и гармонии.

Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя - разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники. Один из них - его друг Аркадий Кирсанов, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга. Являются ли последователями Базарова Ситников и Кукшина - люди, считающие себя «прогрессистами»? Ситников - сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Он считает себя «учеником» Базарова и говорит, что обязан ему своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий: ведь услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова - путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Евдоксии Кукшиной. У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно». Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич - «гениальный» господин, написавший какую-то статью. Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, - но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания. Конечно, разговоры за бутылкой другой шампанского Базаров не принимает всерьез, и к таким людям относиться чисто потребительски: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать». Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». Его побили, но «он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы». Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.