Open
Close

Чтение и первое обсуждение сказки. Последовательность работы над сказкой. Практические рекомендации

«Сказки в картинах русских художников» - «Русалка» К.Васильев. "Царевна – Лебедь" М.Врубель. В 1868-75 Васнецов совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. Васильев Константин Алексеевич. «Иван-царевич на сером волке» В.Васнецов. «Сирин и Алконост» В.Васнецов. «Ковёр-самолёт» В.Васнецов. Врубель Михаил Александрович.

«Предел последовательности» - А) сходящейся; б) расходящейся; в) ничего определенного сказать нельзя. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. Пример. I. Предел стационарной последовательности равен значению любого члена последовательности: Свойства сходящихся последовательностей. Предел суммы равен сумме пределов: 5. Равенство означает, что прямая является для графика:

«Последовательность» - Способы задания последовательностей. Оказывается, что всегда сумма чисел n-ой диагонали есть n-ое число Фибоначчи. Мы получили не что иное, как числа Фибоначчи. Какая формула называется рекуррентной? Рекуррентное задание последовательности может быть и более сложным. Приведите примеры числовой последовательности: конечной и бесконечной.

«Числовые последовательности» - Урок-конференция. Способы задания. Геометрическая прогрессия. Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. «Числовые последовательности».

«Сказки» - Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Волшебные сказки: «Золушка», «Спящая красавица». Морозко. Снегурочка. Бытовые. Шарль Перро. Какая пословица подходит к сказке «Зимовье зверей»? Шарль перро. Зимовье зверей. Народные. Физкультминутка Мы проверили осанку И свели лопатки. Авторские. О животных.

«Пределы последовательностей и функций» - 1. Запишите окрестность точки радиуса в виде интервала, если: Называют пределом. Решение. Последовательности. Практические задания. Содержатся. Ответ: начиная с n0=4 все члены последовательности (хn) попадают в окрестность (-0.1;0.1). Опорные знания. Пояснительная записка. Определение 2. Число. Обратите внимание как ведут себя члены последовательности.

ГЛАВА 1

Путешествие "туда" и "обратно "

В этой главе речь пойдет только о тех произведени­ях, в которых ряд событий отчетливо разделяется на три главные части: сначала изображается повседневная жизнь героя, потом его приключения в необычном (вол­шебном) мире и, наконец, снова его домашняя жизнь. Поэтому получается, что вся цепь событий образована путешествием героя "туда" и "обратно", т. е. происхо­дит движение по кругу.

Для начала ваша задача будет заключаться в том, чтобы увидеть в произведении связь между разверты­ванием истории и сменой мест действия, между мес­том действия и поступком персонажа.

1. ДВА МИРА ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

"СВОЙ" И "ЧУЖОЙ" МИРЫ. ГРАНИЦА

Прежде всего необходимо выделить главные собы­тия повести-сказки. Как это сделать?

Из своего читательского опыта вы, конечно, знаете, что всякая история завершается каким-либо результа­том. Подумайте: без каких происшествий, без каких поступков персонажей не было бы этого результата? Это и будут главные с о б ы т и я.

Далее следует изучить места, где эти события про­исходят. Каждое такое место обязательно специально описывается. Сравните эти описания друг с другом. Для того чтобы их сравнить, нужно внимательно вчитаться в текст, увидеть в каждом описании выделенные авто­ром подробности. Поэтому особое внимание обратите на повторяющиеся детали: то, что повторяется, - всег­да для автора наиболее важно.

Все места главных событий, вместе взятые, образу­ют "художественное пространство" повести-сказки. Рассматривая эти описания и сравни­вая их друг с другом (мысленно или с помощью рисун­ков), вы убедитесь в том, что составные части изобра­женного пространства неоднородны. По своему харак­теру они разделяются на две группы, которые можно условно назвать "своим" и "чужим" миром.

Поскольку две эти главные части "художественного пространства" во многом не только различны, но пря­мо противоположны, возникает вопрос: как выглядит и что представляет собой разделяющий их рубеж, или граница (тоже особая часть пространства, не принад­лежащая ни одному, ни другому миру)? Как эта грани­ца преодолевается?

    Представьте себе (вообразите) места действия (или части изображенного пространства), где происходят важнейшие события выбранной вами повести-сказки. Назовите каждое место действия и запишите их в той последовательности, в которой они представлены в сказке.

    Какие места действия в повести-сказке опасны для героя? В чем заключается опасность, от кого или от чего она исходит? Сравните изображение раз­ личных мест, где герою угрожает опасность. Например, сравните дом и сад старушки колдуньи и сад и чертоги Снежной королевы, дворец принца и принцессы и замок разбойников из сказки Андерсена. Есть ли сходство между ними? В чем оно заключается?

    В каких местах действия герой чувствует себя в без­опасности? Сравните их изображение в тексте сказ­ки. Нарисуйте иллюстрации, соответствующие описанию нескольких мест действия такого рода в сказке. Есть ли сходство между ними? В чем оно проявляется?

    Можно ли назвать все места, где герою угрожает опасность, "чужим" для него миром? Дайте обоснование своего ответа, используя текст.

    Можно ли назвать места, где герой находится в без­опасности, "своим" для него миром, "домом"? Исполь­зуя текст, объясните, почему вы отвечаете на этот вопрос положительно (или отрицательно).

    Как изображена граница, разделяющая "свой" и "чужой" миры, в различных эпизодах сказки в связи с разными местами действия? Что побуждает героя переходить границу и что он должен сделать для это­го в разных случаях?

    Еще раз вспомните последовательность событий выбранной вами сказки. Могли ли состояться главные события, если бы герой не покидал "своего" мира? Попробуйте решить этот вопрос для каждого собы­тия в отдельности.

ПОМОЩНИКИ И ВРЕДИТЕЛИ

Выполняя задание к этому разделу, присмотритесь, что делают персонажи, каким образом они участвуют в событиях, помогают или мешают (вредят) главному ге­рою. Как помогают и почему? Как вредят и почему? Это важные вопросы, которые помогут вам понять, чем самые разные по внешнему облику персонажи похожи друг на друга. Вы увидите, что при всем разнообразии действующих лиц существует небольшое количество "ролей", которые они играют в развитии действия по­вести-сказки. Вы научитесь различать одинаковые роли персонажей в самых разных сказках, а также определять, кто является главным героем повествования.

    Назовите участников основных событий в одной из повестей-сказок. Для кого из них место действия в каждом случае является "своим" миром, для кого – "чужим"?

    Какие особенности внешности, поведения, речи свидетельствуют о принадлежности персонажа к "своим" или "чужим" по отношению к главному герою? Нарисуйте персонажей "чужого" и "своего" миров выбранной вами сказки. Проверьте, насколько ваши рисунки соответствуют тексту.

    Кто из персонажей, по вашему мнению, главный ге­рой повести-сказки? Как вы это определили? Достаточно ли для этого увидеть, кто из героев участвует в наибольшем количестве событий? Допустим, вы это узнали. Чем можно объяснить, что одних персонажей мы встречаем только один раз, других видим участниками разных событий в различных местах действия? Если кого-то из персонажей вы встречаете дважды или трижды, значит, эти персонажи чем-то важны для действия. Чем именно?

    Какие препятствия приходится преодолевать главному герою и что необходимо ему для успеха? Пытаются ли другие персонажи решить ту же задачу, что и главный герой? Если да, то почему им это не удается? Сравните две-три сказки.

    Кто помогает главному герою преодолевать препятствия? Укажите персонажей-помощников в разных повестях-сказках. Почему помощники могут сделать то, что не удается или не под силу герою?

    Кто из персонажей выступает в роли вредителей, т.е. создает препятствия на пути главного героя или мешает преодолевать такие препятствия, которые су­ществуют сами по себе?

    В какой роли выступает в повести-сказке Андерсена персонаж, изображенный на иллюстрации (с. 16)?

    Вспомните персонажей прочитанных вами повестей- сказок. Подумайте, какие персонажи в разных повестях выполняют одну и ту же роль (действуют одина­ково). Есть ли в разных сказках персонажи, чем-то похожие друг на друга? Чем?

ДОЙТИ И ВЕРНУТЬСЯ

Здесь вам следует обратить внимание на цели, к которым стремятся персонажи, в особенности главные герои. Существует связь между тем, как совершается или развертывается путешествие, и целями персонажей. Попробуйте обнаружить эту связь, установить, каким персонажам принадлежит инициатива в развитии действия, понаблюдать за ходом времени на разных этапах путешествия.

    Имеет ли главный герой цель или его путешествие совершается независимо от его воли и планов? Отвечая на этот вопрос, вспомните, как начались странствия Кая и Герды.

    Укажите событие (ряд событий), которое можно считать достижением цели героя. Если инициатива не принадлежит главному герою, определите цель дру­гого "ведущего" персонажа и укажите событие, в ко­тором она достигается.

    Имеют ли персонажи (спутники главного героя, его помощники или враги) свои цели, каковы они и в каких событиях достигаются?

    Изменяется ли цель или остается неизменной, но меняется отношение героя к цели? Попробуйте с этой точки зрения понаблюдать за другими персонажами.

    Кто и каким образом отмечает в повести-сказке ход времени? Одинаково ли течет время в "своем" и "чужом" мирах?

    Изменяется ли главный герой в ходе путешествия? А другие персонажи? Опишите произошедшие в них перемены, если они есть.

    Сравните повесть-сказку и мультфильм, созданный на ее основе. Укажите сходства и различия в изо­бражении персонажей и мест действия.

    Попытайтесь кратко объяснить, что такое персонаж и какой персонаж следует считать главным в повес­ти-сказке. При этом используйте понятия: место дей­ствия, действующее лицо, путешествие, преодоле­ние препятствий, событие, цель.

ОТ НАЧАЛА К КОНЦУ ИСТОРИИ

В этом разделе ваша главная задача состоит в том, чтобы сравнить этапы путешествия одного героя и уви­деть повторяющиеся события. Затем нужно сравнить друг с другом путешествия героев разных повестей-ска­зок. В результате вы убедитесь, что истории разных ге­роев, придуманные разными авторами, строятся по од­ной схеме. Какой?

    Составьте географическую карту путешествия героя любой прочитанной вами приключенческой повести- сказки. Отметьте на карте все события и обозначьте путь героя. Проверьте, насколько получившаяся карта соответствует тексту сказки.

    Определите, какие места представляют "свой" мир для героя, какие "чужой", и сравните, как изображе­на граница между мирами в повестях-сказках Андерсена, Баума, Толкиена.

    Сравните, каким образом герой-путешественник (или несколько персонажей) преодолевает границу между "своим" и "чужим" миром на пути "туда" в повестях-сказках "Снежная королева", "Волшебник Изумрудного города", "Хоббит" и т.п.

    Сравните, как в тех же сказках преодолевается граница на пути "обратно".

    Чем, как правило, объясняются трудности перехода "туда"? В чем, как правило, заключается разница между переходами "туда" и "обратно"?

    Сравните события, которые происходят в "чужом" мире в сказках Андерсена, Волкова, Толкиена. В чем заключается сходство между ними, если оно есть?

    Сравните события, в результате которых герой отправляется в путешествие, в разных повестях-сказ­ках.

    Сравните заключительные (финальные) события тех же повестей-сказок. Есть ли сходство между ними и в чем оно состоит?

    Попытайтесь начертить такую схему путешествия главного героя, которая подходила бы для любой из прочитанных вами повестей-сказок.

4. ДВИЖЕНИЕ ПО КРУГУ

(НАРОДНАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА)

Сейчас мы снова вернемся к приключенческим повестям-сказкам (таким, как "Снежная королева", "Хоббит" и др.), чтобы посмотреть, чем они похожи и не похожи на народную волшебную сказку. Так что мы и сами как будто движемся по кругу, возвращаясь для новых наблюдений и размышлений к тому, что уже знаем.

То, что "Снежная королева" похожа на волшебную сказку по своему общему строению и отдельным событиям и персонажам, не требует специальных доказа­тельств. Но вот вопрос: зачем Андерсену (и другим ав­торам) понадобилось обращаться к фольклору? Тут уже простая сообразительность не поможет: нужно снова перечитывать текст, наблюдать за персонажами и со­бытиями и рассуждать.

Если как следует разобраться в тексте, то можно ответить еще на один непростой вопрос: каким обра­зом в повести-сказке сочетаются старое и новое? Как уживаются друг с другом тот смысл событий, который связан с древним сказочным сюжетом, и новый смысл, связанный с событиями нашего времени, с новыми персонажами и новыми мотивами?

Итак, цель приведенных далее вопросов вам теперь понятна. Попробуйте шаг за шагом проследить соотношения с фольклором сказки Андерсена "Снежная королева", чтобы найти сходства и различия и попы­таться объяснить их смысл. В итоге вы убедитесь в том, что литературная сказка, в отличие от народной, реша­ет определенные нравственные задачи.

Сравните "Снежную королеву" с народными сказка­ми, которые вы подбирали, выполняя задание 1. В каких сказках повод для путешествия героя очеви­ден сразу, а в каких появление таинственного гостя из "чужого" мира не сразу воспринимается как при­чина будущего путешествия?

    Теперь сопоставьте завершающие, финальные собы­тия "Снежной королевы" и народных волшебных сказок. Как изменяются в том и другом случаях в конце путешествия облик героя и его место в жизни?

    Сравните цели и результаты путешествий Герды и героев народных волшебных сказок (т.е. смысл сюжета, последовательности событий). Для этого обратите внимание на следующие мотивы повести-сказки Андерсена: розовый куст, псалом о розах и младен­це Христе, молитва "Отче наш", слезы (Герды и Кая). В каких случаях появляется каждый из этих мотивов?

Сравните эти ситуации друг с другом. Каким обра­зом связаны между собой отдельные мотивы? Сопо­ставьте их роль в развитии действия. Почему в конце сказки говорится, что Кай и Герда поняли смысл ста­рого псалма?



Правила чтения и обращения с книгой

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.

4. Не делайте пометок в книге ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.

5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

7. Не читайте до усталости. Через 20–30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги на закрытых полках.

Как надо готовить чтение

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесьпричтениипросебянешептатьтекст,нешевелить губами.

Выработка умения отвечать на вопросы
по прочитанному тексту

1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).

2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос. (в опрос следует отметить галочкой.)

4. Проверьтесебя:закройтекнигуиответьте(просебя)навсевопросы.

Выработка умения составлять рассказ о герое
(или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

1. Прочитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).

2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).

4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

6. Составьте рассказ про себя.

7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Выделение главной мысли рассказа

1. Внимательно прочитайте рассказ.

2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

4. Определите главную мысль рассказа.

Работа над сказкой

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Работа над рассказом

2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается.

3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

5. О чем вы думали, читая рассказ?

Работа над стихотворением

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать к нему словесные картинки. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

1. Прочитайте стихотворение.

2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

Работа над басней

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Работа над эмоционально-психологическим содержанием
и выразительным чтением сказки

1. Как в сказке называют того или иного персонажа и почему?

2. Выражает ли имя героя отношение к нему народа-сказочника? Какие средства для этого используются?

3. Выделите в тексте части, для которых характерна повествовательная интонация.

4. Где в сказке вы слышите интонацию сожаления? Тревоги? Удивления? И т. д.

5. Представьте себе образ героя сказки и, читая его слова, передайте его характер при помощи интонации и тембра голоса.

6. Передайте с помощью интонации и тембра голоса изменения в речи и поведении героев, связанные с сюжетными событиями.

7. Найдите в тексте слова, на которые падает логическое ударение, выделите их голосом при чтении.

Выработка умения составлять план текста (рассказа)

Iвариан т

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

IIвариан т

1. Разделите рассказ на части.

2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

4. Перескажите прочитанное: близко к тексту, кратко.

Выработка умения пересказывать полно

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

3. Подберитезаголовкикчастям(своимисловамиилисловамииз текста).

4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

1. Перечитайте текст.

2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

3. Расскажите о главном в каждой части.

4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Развитие творческого мышления. Работаем по сказке Шиян Ольга Александровна

Чтение и первое обсуждение сказки

Первый шаг - это знакомство со сказкой. Некоторые сказки детям давно уже знакомы («Колобок», «Сестрица Аленушка» и пр.), однако они с радостью послушают их еще раз, если взрослый сумеет создать радость встречи со «знакомыми незнакомцами». Можно и предупредить ребят о том, что, хотя сказки им хорошо известны, читателей ждет много удивительного.

Цель знакомства со сказкой. Итак, сказка прочитана. Теперь, чтобы освоиться с ней, надо задать вопросы. Но вот только зачем мы будем их задавать? Казалось бы, ответ простой - чтобы вспомнить события, происходившие в сказке. Однако гораздо более важная задача - понять сказку! Конечно, дети часто знают свои любимые сказки буквально наизусть, однако это вовсе не показатель понимания и не повод для умиления. Механически запомнить сказку дословно гораздо легче, чем разобраться в ее содержании. Это случается и со взрослыми - часто при чтении у нас возникает только иллюзия понимания - мы улавливаем внешнюю канву сюжета, а самое главное - причинно-следственные связи - остаются не понятыми.

Итак, на первом этапе работы мы задаем вопросы, чтобы:

Восстановить последовательность событий;

Установить причинно-следственные связи.

Как выбрать картинки. Опорой для выделения основных событий станут иллюстрации к сказке. Их подобрать не так-то просто: ведь нужны именно те картинки, которые отражают основные эпизоды - структуру сказки.

В таких сказках, как «Колобок» или «Заюшкина избушка», важен размер картинок, изображающих персонажей, так как к этим иллюстрациям будут строиться модели именно в соответствии с размером персонажей.

Если взрослому захочется попробовать провести занятие по сказке, подобранной самостоятельно, то вопрос о том, какие именно иллюстрации выбрать, встанет обязательно. Можно сказать, что их выбор - это уже первый шаг в анализе сказки.

Как сочинять вопросы. Для того чтобы сменить жанр беседы с демонстрации памяти на вдумчивое чтение, взрослому надо продумать вопросы, которые станут «ловушками для мышления». Чтобы вопросы действительно помогали детям и будили их мышление, надо знать об особенностях дошкольного возраста и при составлении вопросов отталкиваться от этих особенностей.

Взрослый и его слова очень авторитетны для дошкольника, поэтому лучше задавать не закрытые, а открытые вопросы. «Закрытые» вопросы - вопросы, на которые можно однозначно ответить «да» или «нет», и обычно по интонации взрослого вполне можно угадать правильный ответ. Такие вопросы не требуют мышления. «Открытые» вопросы предполагают развернутый ответ - ребенку приходится самому формулировать мысль.

Ребенку трудно восстановить последовательность событий - что за чем следовало в сказке, поэтому не стоит подсказывать, что за чем следовало. Лучше задавать открытые вопросы обо всех ключевых моментах сказки.

Детям трудно уловить причинно-следственные отношения - в тексте они чаще всего прямо не объясняются, и взрослому кажется, что ребенку они вполне понятны. Однако чаще всего это только иллюзия понимания. Если взрослый не задает вопросов о причинах событий, а останавливается только на их последовательности, дети в ответ бодро пересказывают сказку (а иногда и рассказывают близко к тексту), не отвечая на вопросы «Почему?» и «Зачем?». Надо заранее придумать вопросы, требующие объяснения причинно-следственных связей.


Часто вместо поиска причины в самой сказке дети ограничиваются общей характеристикой героя (он злой, он добрый). Не стоит давать объяснения за детей, самому договаривая правильный ответ, лучше показать детям, что их версия не очень хороша, что стоит еще подумать. Для этого надо задать дополнительный - уточняющий - вопрос. Например, при обсуждении сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» педагог задает вопрос: «А почему ведьма просила зарезать козленочка?»


В сказках есть ситуации, которые разные герои понимают по-разному (например, один обманывает, а другой - обманывается, не понимает, что с ним хитрят). То, что ситуация видна по-разному с разных позиций, детям не всегда понятно. Но вопросы о том, как воспринимают ситуацию разные персонажи, помогут понять сказку.


Итак, основные правила составления вопросов по содержанию сказки:

Задаются открытые вопросы обо всех ключевых событиях сказки;

Задаются вопросы не только о последовательности событий, но и о причинно-следственных отношениях в сказке;

Задаются вопросы о том, как понимают ситуацию разные герои.

Чтение и первое обсуждение сказки обычно занимает отдельное занятие. В конце его можно предложить кому-нибудь из ребят рассказать сказку по картинкам, прикрепленным к доске.

Из книги Ребенок и уход за ним. От рождения до 3 лет автора Соколов Андрей Львович

Первое кормление Итак, ребенок родился. Вот прямо только что. И еще даже пуповина не отрезана. Что можно и нужно сделать в этот момент для будущего здоровья вашего ребенка? Все очень просто – приложите его к груди, к соску, чтобы ребенок смог или хотя бы попытался

Из книги Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Первое полугодие жизни ребенка

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Первое посещение детского сада Есть маленькие дети, которые трудно расстаются с родителями. Чем они становятся старше, тем легче разлука на несколько часов или даже на день. Чем моложе ребенок, тем труднее ему жить без родителей. Опыт убеждает в том, что не все дети сразу

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Занятие 39. Чтение сказки «Три поросенка» Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей.Ход занятия1. Работа над техникой речи (скороговорки).2. Чтение сказки «Три поросенка».Дети в творческом полукруге.Проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика. Педагог

Из книги Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг автора Хайнц Мария

Обсуждение конфликтных вопросов Споры и обсуждения часто доводят членов семьи до ссор и портят отношения. При этом, как утверждает уже упомянутый доктор Джон Готтман, «большинство семейных разногласий не могут быть разрешены… так как они основаны на фундаментальных

Из книги Новогодние игры и затеи для детей автора Коган Марина Соломоновна

Первое впечатление Приготовьте для игры листы бумаги, карандаши, булавки.Каждому гостю на спину закрепите лист бумаги. Предложите каждому из присутствующих написать на этом листе имя новогоднего героя или новогоднюю ассоциацию, которую человек вызывает. Например, «ты

Из книги Кот, который знает всё… О чуде исцеления души и тела, доступном каждому автора Ревнов Валентин

Глава 21. Первое послание мудрецов Страхи и как их победить Дорогие нашему сердцу, достопочтимые семейства! Мы передаём с Котом наше послание, прочитайте и постарайтесь понять. Если что-то не поймёте, мы объясним, когда придём. Практически каждый человек чего-то боится.

Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович

Сказки помогают в воспитании, но есть очень вредные сказки Дело в том, что волшебные сказки – это сказки только для нас. Мы понимаем, что чудес нет. Для детей же сказки – самая настоящая реальность, ибо дети в первые годы своей жизни живут в сказке. А волшебниками являемся

Из книги Источник сил для уставшей мамы автора Гончарова Света

Из книги Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней автора Никитин Борис Павлович

автора

Результаты и их обсуждение Для начала обратимся к результатам, характеризующим корреляционные связи между показателями основных когнитивных стилей.В первой серии узкий диапазон эквивалентности (большое количество групп) оказался связан с ригидностью познавательного

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Результаты и их обсуждение Ниже приводится сводная таблица по пяти сериям исследований, в которой указана величина коэффициентов корреляций (по Спирмену) соответствующих показателей интеллектуальной продуктивности с основными показателями четырех когнитивных стилей

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Результаты и их обсуждение Полезависимость/поленезависимость Ниже приводится графическое отображение кластеров в координатах показателей методики «Включенные фигуры» (рис. 6).Как можно видеть на рис. 6, в рамках когнитивного стиля ПЗ/ПНЗ выделяются четыре

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Результаты и обсуждение В табл. 24 приводятся коэффициенты корреляции (по Спирмену) традиционных показателей основных когнитивных стилей с показателями методики «Волшебник» и методики Розенцвейга.Как можно видеть из табл. 24, преобладание объектной познавательной

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Первое воссоединение Чуткость и нежность – вот ключики к сексу после родов. Отцы, проявляйте уважение к физическим изменениям, которые происходят по мере того, как организм вашей жены возвращается к своему состоянию до беременности. Отцы часто описывают свое

Из книги Ваш малыш неделя за неделей. От рождения до 6 месяцев автора Кейв Симона

Первое купание ребенка Цель этой первой ванны не в том, чтобы начисто вымыть ребенка, а в том, чтобы он просто начал привыкать к воде, а вы бы немного попрактиковались.Можно использовать детскую ванночку, но если ее нет, большая ванна тоже подойдет. Единственный недостаток

Почему она так озаглавлена. В названии – суть памятки.


  • Изучите внимательно содержание памятки.

  • Ответьте на вопрос: «Все ли я делаю так, как советуют памятки?»

  • Если Вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почему лучше делать так, как говорится в памятке. В случае затруднений или возникновения сомнений обратитесь за разъяснением к учителю.

  • Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка.

  • Для этого прочтите пункт 1, проговорите его про себя и выполните его. Это будет первый шаг. Обратитесь ко второму пункту памятки и выполните все действия в той же последовательности. И так шаг за шагом.

  • После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли Вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой.
  • Как работать на уроке в паре

    1. Внимательно прочитайте задание.

    2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам , то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

    3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
      Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так , чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

    4. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
    Как работать над параграфом учебника

    1. Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.

    2. Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно , к учителю.

    3. Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.

    4. Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.

    5. Установи, что ты узнал из нового параграфа.

    6. Перескажи содержание параграфа.

    7. Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.

    8. Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.

    Памятка-инструкция
    по самоподготовке


    1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.

    2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.

    3. Приступая к работе , сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.

    4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.

    5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.

    6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

    7. Начинай самоподготовку в определённом порядке.

    8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.



    Работа над словом (анализ слова).

    1. Подбери родственные слова (сущ., прил., гл.). Выдели в них корень.

    2. Разбери данное слово по составу.

    3. Морфологический разбор данного слова.

    4. Составь простое предложение с данным словом.

    5. Выполни разбор предложения по членам.

    6. Игра с данным словом

    Правило проверки

    Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.
    Чтобы проверить предложение по смыслу:


    1. Прочитай предложение вслух.

    2. Проверь, подходят ли слова друг другу.

    3. Нет ли пропуска слов в предложении.

    4. О чем говорится в предложении, бывает ли так.

    Чтобы проверить предложение по написанию:


    1. Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.

    2. Проверь, подходят ли буквы к слову.

    3. Нет ли пропуска букв?

    Памятка
    для проверки орфограммы


          1. Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?

          2. На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям , или другой способ).

          3. Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.

          4. Напиши правильно.
    Как готовить домашнее задание по русскому языку

    1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

    2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
    3. Прочитай задания упражнения.


    4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.

    5. Выполни упражнение письменно.

    6. Проверь всю работу.


    Правила списывания предложения или текста


    1. Прочитай предложение, текст.

    2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.

    3. Прочитай внимательно первое предложение.

    4. Запомни, как пишутся слова в предложении.

    5. Напиши его, диктуя себе каждое слово по слогам.

    6. Проверь, правильно ли ты списал.
    Точно так же работай над следующими предложениями.



    Правило-совет для читателя

    1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.

    2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.

    3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

    4. Умей беречь книгу!
    Основная памятка для заучивания наизусть

    1. Прочитай вслух стихотворение.

    2. Подумай и скажи одним предложением , о чём оно?

    3. Тебе понравилось стихотворение? Почему?

    4. Прочитай вслух ещё раз. Если ты прочитаешь странные или не очень понятные слова, постарайся их запомнить.

    5. Уточни, что обозначают непонятные слова и научись их правильно произносить.

    6. Прочитай стихотворение ещё раз. Всё ли понятно теперь?

    7. О чём (о ком) говорится в начале стихотворения?
      Прочитай начало стихотворения. Попробуй повторить его по памяти.

    8. Начни читать стихотворение наизусть.

    9. Попробуй повторить те строчки, которые ты уже запомнил (4-8 строк).

    10. Повтори первое четверостишие полностью.

    Знакомство с новой книгой


    1. Рассмотри обложку книги.

    2. Прочитай фамилию автора и название произведения.

    3. Внимательно рассмотрите иллюстрации, перелистывая книгу.

    4. Определи примерное содержание книги.

    5. самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.)
    Работа со сказкой

    1. Как называется сказка, кто е сочинил?

    2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?

    3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

    4. какие события описываются в сказке?

    5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?

    7. Как относится автор к своим героям?

    8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
    Как работать над кратким пересказом по плану?

      1. Раздели рассказ на смысловые части.

      1. Перечитай рассказ по частям , составь мысленно картины по его содержанию.

      2. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения)

      3. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу)
    Как составить план рассказа?

          1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

            • О чём говорится в начале рассказа?

            • Какие события описаны дальше?

            • Чем заканчивается текст?

          2. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием)

          3. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

          4. Перечитай их, расскажи своими словами, о чём говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.

          5. Запиши свой заголовок к каждой части.

          6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.


    Правила безопасной работы с ножницами


    1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

    2. Перед работой проверь исправность инструментов.

    3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

    4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

    5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.

    6. Следи за движением лезвий во время работы.

    7. Ножницы клади кольцами к себе.

    8. Подавай ножницы кольцами вперёд.

    9. Не оставляй ножницы открытыми.

    10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

    11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

    12. Используй ножницы по назначению.

    Правила безопасной работы с клеем.


    1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

    2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

    3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

    4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

    Правила безопасной работы с пластилином.


    1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

    2. Обрежь стекой нужное количество пластилина.

    3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

    4. По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
    Правила безопасной работы co швейной иглой.

    1. Храни иглу всегда в игольнице.

    2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

    3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

    4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

    5. Не втыкай иглу в одежду.
      До и после работы проверь количество игл.

    6. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

    7. Не отвлекайся во время работы с иглой.