Open
Close

Ребенок и музей – памятка для родителей. Что сказать, во что играть

Дети и музеи.

Верите вы или нет, но музей - то место, куда можно пойти и с маленькими детьми! И не стоит бояться и думать, что музеи и дети несовместимы. А если вы хотите с нежного возраста прививать вашему малышу чувство прекрасного, то такие походы очень даже рекомендуются! И в этой статье мы рассмотрим, как правильно организовать посещение музеев с детьми, важные аспекты проведения такой культурной программы для вашего ребенка.


Многим родителям кажется, что дети в дошкольном возрасте не запомнят поход в музей, картины, их авторов. Тогда какой же смысл похода в музей? Здесь важно понимать, что маленькие дети усваивают информацию не совсем так, как взрослые. Это касается и восприятия картин. Дети видят их образно, постигают эмоционально, а самые понравившиеся картины пропускают глубоко через себя. Также некоторые родители боятся, что их чаду будет сложно соблюдать правила поведения в музее для детей. Но всё в ваших руках! Если внимательно отнестись к подготовке этого мероприятия и соблюдать общие рекомендации, то поход в музей можно превратить в увлекательное путешествие, приятное и полезное!

Мой неудачный детский опыт.


Я хорошо помню один из моих первых детских опытов посещения музея, Третьяковской галереи. Туда привезли выставку Марка Шагала. И, как водится, многочисленная интеллигенция, жаждущая искусства, выстроилась в очередь. Среди них были и мои родители. А я была еще очень маленькой, не старше 7-8 лет. Мы стояли 2 часа в этой унылой очереди. Я замерзла и устала. Когда мы туда попали, как вы понимаете, мне уже совсем не хотелось ничего смотреть.
Наверное, я еще долго вспоминала этот поход в музей с ужасом. К счастью, этот опыт не отбил у меня любовь к искусству на всю жизнь. И сейчас я с огромным удовольствием посещаю выставки в различных музеях и галереях, а с особой любовью - Третьяковскую галерею. Теперь-то я знаю, чего точно нельзя делать, точнее что делать нужно, чтобы посещение музеев детьми вызвало лишь радостные эмоции, оставив приятные воспоминания! И я хочу, чтобы ваши дети тоже ходили в музеи с интересом и восторгом!

  • Первое важное правило: поход в музей не должен быть утомительным для ребенка. Выбирайте время дня, удобное для малыша, чтобы он не был уставшим или сонным. Лучше всего ходить в музей в первой половине дня.
  • Кроме того, старайтесь ходить в музеи в будний день. В рабочие дни народу всегда меньше, и вы будете гораздо свободнее чувствовать себя в залах музея.

  • Любое культурное мероприятие - это серьезная нагрузка для ребенка. А посещение музеев детьми - тем более. Поэтому для первого раза лучше отвести на осмотр произведений искусства не более 30-40 минут. Не нужно стараться охватить всё - это нереально, да и просто не нужно. Если ребенка увлекут всего 3 картины, это уже прекрасно! Лучше простоять 10 минут перед одной картиной, чем носиться час по музею и смотреть по верхам. Оставьте другие картины для следующего раза.
  • В поисках знакомых картин в выставочных залах, возможно, ребенка привлекут и какие-то другие. Попробуйте придумать по этой картине какой-то рассказ для ребенка, пофантазировать вместе. В целом, следуйте интересам ребенка. В разном возрасте детей увлекают разные темы: сказочные, человеческие, философские, природные, о животных и т.д.
  • А в конце вашей экскурсии обязательно загляните в музейную лавку. Не стоит уходить из музея без подарка.

Правила поведения в музее для детей

Музей - то место, где необходимо строго соблюдать правила поведения, что обычно тяжело для маленьких детей. Им всегда хочется побегать и потрогать всё руками. И, к сожалению, работники музея часто очень резко одергивают детей и их родителей. Чтобы этого избежать и не испортить себе настроение, постарайтесь проговорить эти правила заранее, но не в скучном назидательном тоне.

Например, можно взывать к чувствам ребенка, попросить его «пожалеть» картины. Можно сказать, что им очень много лет, многие из них пережили войны, пожары, другие катаклизмы, и они очень хрупкие, их надо беречь, чтобы не нанести вред. Тогда другие люди смогут еще долго на них любоваться. Поэтому не стоит трогать их руками, касаться, фотографировать со вспышкой (от этого выцветает краска).

Зато, если малыш будет добросовестно соблюдать правила поведения в музее для детей, то «юному любителю искусства» можно пообещать награду в конце вашего похода. Это может быть какая-то вещь или игра из этого же музея. Сейчас в музейных лавках продают большое количество интересных развивающих игр по картинам: лото, мемори, пазлы. Подарок будет не только приятным воспоминанием о посещении музеев детьми. Он позволит вам дальше возвращаться к этим картинам, играть и прививать любовь к ним.

Подготовка к походу в музей: как заинтересовать ребенка.

Теперь о самом сложном. Какие выставки посещать с ребенком? Какие картины выбрать? И как заинтересовать ребенка? Давайте рассмотрим эти вопросы. Прежде всего, без предварительной подготовки тут не обойтись. Если вы еще ни разу не рассматривали дома вместе картины, не обсуждали их, то ребенку будет сложно воспринимать картины в музее. Интерес нужно сначала подогреть, заложить фундамент, фоновые знания. Возможно, на это уйдет не одна неделя.

Посещение музеев с детьми: наш поход в Третьяковку.

Расскажу о нашем опыте. Первый раз моя дочка была в Третьяковской галерее в 3,5 года. А нашим первым «путеводителем» стала книга «Прогулки по Третьяковской галерее» с Андреем Усачевым. Книга прекрасно оформлена: на развороте с одной стороны репродукция, с другой - стихотворение к этой картине. Стихи очень разные: короткие и длинные, живые и динамичные, есть глубокие и философские. Мы читали эту книгу почти с пеленок, так как мне самой она очень нравилась. И возвращались к ней вновь и вновь. Поэтому свой первый выход в Третьяковку мы построили именно на основе этой книги. Мы просто ходили и искали наши знакомые и любимые картины. А дочка искренне радовалась, когда замечала «Всадниц» Брюллова, «Царевну Лебедь» Врубеля, «Тройку» Перова, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, и, конечно же, самую любимую - «Дети, бегущие от грозы» Маковского. Потом она неоднократно спрашивала, когда мы пойдем в Третьяковку еще раз. Следующий наш поход состоялся недавно, когда ей было уже 5 лет, вместе с участниками нашей творческой мастерской «Капельки искусства» . О нем читайте в скором времени.

Экскурсии для детей: да или нет?

Вы сами знаете, насколько разными бывают экскурсоводы. Иные способны зажечь пламенную искру, а другие вызывают лишь скуку и уныние. В любом случае, рассказы по картинам должны быть живые, с элементами загадок, рассуждений, поисков ответов на вопросы. Не стоит перегружать ребенка информацией о художнике и дате создания. Это совсем неважно до определенного возраста.

Я постаралась максимально подробно рассказать обо всех тонкостях и деталях посещения музеев детьми. Надеюсь, что ваши походы в музей доставят вам и вашему ребенку много радости, а советы выше помогут избежать возможных ошибок и трудностей. Желаю вам с детьми приятного и вдохновляющего знакомства с миром искусства!

Александра Трошина

Как завлечь ребенка в музей, как познакомить его с лучшими картинами и скульптурами, как научить его соблюдать правила — и не отбить при этом охоту навещать храм искусств регулярно? Об этом 7е рассказывает Наталья Гомберг, научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, преподаватель детских групп и подросткового Клуба Юных Искусствоведов Пушкинского музея.

— С какого возраста нужно начинать?

— Если говорить о художественных музеях, то лет с четырех-пяти. Да, европейцы любят приводить совсем маленьких детей, но тогда это должен быть какой-то интерактивный музей. Для ребенка в возрасте исследователя (от 1 года до трех), когда ему надо все пощупать, на все залезть — подойдет не каждый музей. С 4-5 лет наступает возраст сюжетно-ролевой игры — и это возраст, когда музей просто идеален.

Самое лучшее, что можно сделать с ребенком в музее — показать ему, что там можно проводить время интересно. Что это не только то место, где нельзя бегать и шуметь. Если мы совсем в маленьком возрасте прививаем мысль, что музей — это классно, ребенок к этому привыкает. Вот есть детская площадка — там можно прыгать, вот цирк — там надо сидеть и смотреть, есть музей — там нельзя бегать и кричать, но зато можно смотреть. И эти развлечения становятся на одной линии.

Жаль, что наши большие музеи еще не готовы подстроить свое пространство для детей. Московские музеи не слишком family friendly ("ориентированные на семью") — как и большинство российских вообще.

— И это часто отпугивает детей...

— Конечно, ребенок может подумать, что если в музее и то нельзя, и это нельзя, то зачем меня мама вообще сюда привела? Вполне разумное размышление — к тому же, если смотритель сделает строгое замечание. Но с другой стороны, если позиционировать поход в музей как посещение особенного, удивительного места, где и правила поэтому особенные, где, хотя и чего-то и нельзя делать, зато, наоборот, можно увидеть, скажем, в Третьяковке — сказочных персонажей. Пушкинский музей же можно подать ребенку не как большое здание с гулкими залами, а как машину времени, которая переносит все время в разные страны и эпохи.

Сколько ангелов в Пушкинском музее?

— Как увлечь ребенка в музее, что ему показывать в первую очередь?

Заинтересовать ребенка можно самим путешествием — уже достаточно. Можно придумать много других ходов: скажем, раз мы решаем познакомиться с обитателями музея, то в этом зале мы ищем портреты. Во-первых, мы узнаем, что такой портрет, во-вторых, мы вполне можем поговорить, почему не бывает портрета ангела, а в-третьих, если перед каким-то портретом остановится и поговорить: "А это кто? А что он делает? А о чем он думает?", то это дает пищу для разных размышлений и учит ребенка разговаривать с произведением искусства.

Мы, взрослые, часто ходим по музеям так: заходим в зал, он большой, а сфокусироваться сложно. И вот мы так проплываем по залам — и выходим с ощущением, что побывали в приятном месте. А ребенку обязательно нужно сфокусироваться! Оказавшись в зале фламандской живописи и посмотрев на девочек в платьях, можно поговорить о том, как менялась мода: какой воротник неудобный, а какое шитье роскошное. "Неужели все так менялось? А пойдем посмотрим в другой зал — какие в той стране платья носили?" Каких-нибудь животных поискать на скорость — кто больше найдет.

Для некоторых взрослых может показаться примитивно: как это так, мы пришли просвещаться, а тут собачек на скорость считать. Но мы закладываем ощущение в самом раннем детстве, что музей может быть увлекательным: в самом раннем возрасте пускай это будет пространство для игры, только по особым правилам, такие "музейные прятки".

Для школьников больше пойдет сюжетная беседа: "путешествие" по одной стране, или знакомство с одним и тем же персонажем — скажем, мифическим героем — в разных видах и ипостасях.

— А если ребенок сходил 2 раза в музей, а потом говорит: "Мне понравилось, но больше не хочу"?

— Во-первых, можно сменить музей. Можно придумать дополнительный стимул. Но я бы вообще лучше отложила походы. Вот занятия в кружках Пушкинского музея проходят раз в месяц — и это достаточно регулярно для маленького ребенка. Я с трудом представляю и взрослого человека, который ходит в музей чаще раза-два в месяц.

Я придумывала своим племянникам такие ходы: вот, музею 100 лет исполнилось, пойдем, там золотая монетка в эту честь. Иногда мы собираемся делать наряд кукле, она же должна быть самой красивой и волшебной — пойдем поищем идеи для нарядов. Читаем мифы греческие — а пойдем с Зевсом познакомимся?

Надо идти за инициативой ребенка. Дети иногда на полную ерунду показывают и спрашивают: а это что? Если ребенок спросил, надо отвечать, а может, даже придумывать ответ прямо вместе с ребенком.

Маленьким детям нужны сказки: у них есть потребность и привычка слушать истории. Любая история, любая связь между картинами будет хороша. Придумайте историю про взаимоотношения портретов — как они друг на друга смотрят, а выйти из рам не могут — это все оживляет. Музей должен быть живым, он не должен быть местом, куда мы приехали "образовываться" — это ужасно.

Музей должен быть местом, где интересно — и где мы проводим там столько времени, сколько хочется ребенку — и еще чуть-чуть.

— "Пожалуйста, потерпи, сейчас досмотрим и пойдем"?

— Нет, раз мы терпим, получается, что сейчас плохо, надо дотерпеть — и станет хорошо. Зато почти ни один ребенок не откажется, если мама хочет показать ему свою самую-самую любимую картину.

— Можно ли подкупать ребенка — после музея пойдем в кафе?

— Если ребенок ни разу в жизни не был в музее, он не обязан туда хотеть. Но если нам удалось сделать этот первый раз приятным, не напряженным, увлекательным, а потом еще съесть пирожное... Да, пирожное все равно станет лучшим воспоминанием. Но ребенок вспомнит, что до пирожного было что-то еще. Если строить поход в музей не по принципу кнута и пряника, а как логическую цепочку, будет хорошо.

Игра с призом — это лучше, чем учеба с похвалой.


Фото: Евгения Пономаренко

"Мане — это люди, а Моне — это пятна"

— Какие книги могут помочь родителям?

— К сожалению, переведенных на русский книжек в помощь родителям очень мало. Есть большие книги питерского издательства "Арка" при Эрмитаже, сейчас и в Пушкинском музее выпустили линейку книг — правда, очень малотиражную: "Как смотреть скульптуру" — это не совсем для малышей, для постарше, "Как сделать гравюру" — это более прикладная. Была прекрасная книжка "О чем рассказывают греческие вазы".

Музей и другие

— Говорят, что дети, вырастающие на гаджетах и обилии разных картинок и развлечений, более рассеянны — и их тяжелее увлечь. Как родителям и музею соревноваться с гаджетами, яркими играми, простыми сюжетами?

— Да, действительно дети более рассеянные. Да, они хуже концентрируются, говорят хуже. За последние лет пять одна компания Apple подарила детям избыточное количество развлечений. Когда я прихожу в свою подростковую группу и они все сидят, уткнувшись в свои телефоны-айпэды, то говорю: "Так, оружие сдаем". Смеются — но сдают. Современным детям это тоже нужно, невозможно полностью запретить, если их оттуда периодически доставать. Но им должно быть понятно, зачем их оттуда достали.

Но тут иногда бывают виноваты и родители. Расскажу одно свое очень яркое впечатление. Берлинский Пергамон-музей (Pergamonmuseum), очень продвинутый — все продумано, есть программы для детей, можно с колясками ходить. Идет семья: папа-мама и мальчики-близнецы. Родители с огромным удовольствием и интересом смотрят по сторонам, а у каждого ребенка в руках свой DVD-плеер с наушниками. И дети с таким же увлечением смотрят не по сторонам, а в экран. Там в соседнем зале — знаменитые ворота Иштар — колоссального размера, ярко-синего цвета с небывалыми мифическими животными — они бы явно могли посоревноваться за внимание детей с DVD-плеером! Но родителям так проще: чем-то занять детей, а самим наслаждаться.

— Поэтому в недавно открывшемся в Москве Еврейском музее придуман Детский центр — там можно оставить ребенка, чтобы походить по музею?

— Да, в музеях должны быть игровые комнаты: это нормально, ребенок не выдерживает столько, сколько взрослый. Должно быть место, где можно оставить ребенка — но не просто игровая, а чтобы он там с пользой провел время. И я верю, что даже самый сложный/мрачный/умный/недетский, в общем, музей может придумать, как ему стать интересным для ребенка.

Как сделать поход в музей приятным и полезным

Советы Франсуазы Барб-Галль — известного французского искусствоведа, преподаватель Школы Лувра, главы ассоциации CORETA ("Как смотреть картину").

Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил — настолько простых, что мы о них обычно забываем.

Не ходите в музей в дождливые дни

По традиции считается, что для музея лучше всего подходит дождливая погода. Разумеется, если у ребенка каникулы и вовсю светит солнце, естественнее побыть на воздухе, а уж никак не торчать в музее. Это расхожее мнение в корне неверно. Оно предполагает, что в музей ходят только когда больше нечем заняться. Между тем поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время. Кстати, в солнечный день гораздо приятнее смотреть на картины, чем в пасмурный. Да и стоять в очереди в гардероб с мокрыми куртками и зонтами — довольно унылое занятие. Конечно, для настоящего любителя искусства подобные соображения роли не играют, но все это способно отравить первые детские впечатления.

Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко

Выбираясь куда-то с детьми, мы заранее готовимся выслушивать нытье: "Далеко еще?", "Ну когда же мы наконец придем?". Если намеченный музей далеко от дома и дойти туда можно только пешком, лучше от этой затеи отказаться. Пока вы идете, ребенок устанет — и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить. Предположим, вы благополучно преодолели путь — и увидели перед входом длиннющую очередь. Тут надо либо запастись терпением, либо прийти в другой день. Но уж коль скоро вы выстояли очередь и попали внутрь, до начала осмотра сводите ребенка в музейный кафетерий и дайте ему немного подкрепиться: настроение у него сразу поднимется.

Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все

Любой поход в музей — неважно в какой — серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками — все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть "по верхам" все подряд. Помните: через полчаса ребенок скорее всего насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.

Объясните ребенку, как вести себя в музее

Основные правила поведения везде едины. Нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Детям эти правила могут показаться слишком строгими. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить — они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны "обжечь" и обесцветить красочный слой. Поэтому некоторые музеи попросту запрещают посетителям проносить с собой фотоаппараты.

Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня

Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу — вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем то же самое, что вы. Не забывайте об этом — тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.

Пользуйтесь планами, читайте таблички

В большинстве музеев посетителям предлагаются подробные планы экспозиции. Объясните ребенку, как пользоваться планом, и он сам с удовольствием выберет маршрут. Детям постарше будет интересно узнать, по какому принципу картины размещаются в залах — по хронологическому или по тематическому. В каких-то залах может быть представлена живопись одной конкретной страны или творчество определенного художника, а в других могут вместе висеть произведения разных эпох и разных мастеров. Привлеките внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия, имена художников и даты, объясните простейшие обозначения техники ("холст, масло" или "дерево, масло").

Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам

Если картина понравилась, ребенку захочется снова ее увидеть: все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки или смотреть любимые фильмы. На начальном этапе вам придется терпеливо повторять один и тот же путь, но это не пустая трата времени, а очень важный ритуал. Полюбившаяся картина подогреет интерес к другим, и при вашей активной помощи ребенок поймет, что каждый раз, глядя на одну и ту же картину, можно открывать в ней для себя что-то новое.

Уходя из музея, купите открытки с репродукциями

Распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки — прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их, иногда разбрасывать, терять, зато когда найдет снова, обрадуется им, как старым знакомым. Вначале это будут просто красивые картинки, которые так весело перебирать в музейном киоске, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и оживить ранние детские впечатления.

Не забудьте зайти в кафе

Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Для ребенка это все равно что кино без попкорна или без мороженого. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.

Из книги Франсуазы Барб-Галль "Как говорить с детьми об искусстве" (издательство "Арка")

Галина Касьяникова

Интервью

Совместный отдых детей и родителей иногда выглядит как компромисс вида «сегодня скучно мне, а завтра тебе». Иначе говоря, взрослые готовы потоптаться возле каруселей в парке аттракционов, чтобы купить согласие ребенка провести день в картинной галерее.

Между тем дети относятся к изобразительному искусству с таким же интересом, с каким воспринимают вообще все новое. Нужно лишь помочь им сохранить вкус к рассматриванию произведений живописи и скульптуры.

В нашей статье вы найдете несколько советов, как приобщить ребенка к миру прекрасного, а также узнаете о художественных музеях, где разработаны специальные детские программы.

Готовимся к походу в музей заранее

Знакомство с изобразительным искусством начинается с первых детских книг. Родители стараются выбрать книжки с понятными, красочными рисунками, и дети могут подолгу разглядывать картинки.

Будет неплохо, если до похода в галерею живописи вы тоже вместе с ребенком заглянете в книжку - только это будет книга с репродукциями (на помощь могут прийти и виртуальные картинные галереи).

Во-первых, это будет первым шагом к восприятию серьезных полотен. Во-вторых, возможно, проявится интерес ребенка к конкретным сюжетам, и вам будет проще решить, что именно вы посмотрите в музее.

Выбор, на что обратить внимание ребенка, - второй важный шаг. Если вы собираетесь в музей с дошкольником, сделайте темой мини-экскурсии полотна со сказочными сюжетами.

Например, в Третьяковской галерее выставлены картины «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри» Виктора Васнецова, «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля, иллюстрации Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке».

В Русском музее - «Садко» Ильи Репина и «Микула Селянинович» Николая Рериха. Возможно, вам захочется обратиться к пейзажам и показать ребенку работы Шишкина, Левитана, Айвазовского, Куинджи, а может быть, художников Барбизонской школы или «Малых голландцев». В сферу внимания могут попасть библейские или исторические сюжеты.

Не бойтесь детских вопросов - взрослые обычно обладают достаточным багажом знаний, чтобы ответить на них. Поговорите с ребенком о героях полотна, спросите, какое настроение вызывает у него картина.

Попробуйте во время посещения обсудить выразительные сюжеты Брейгеля и Ван Эйка, картины Боттичелли и Перуджино на библейские темы. Пусть ребенок даст неправильное истолкование происходящему, но он однозначно задержится у картин.

Множество других полезных советов, которые помогут ввести детей в мир живописи, вы найдете в книге преподавателя Школы Лувра, искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» .

Третий шаг - ознакомьтесь с планом музея, чтобы легко найти нужные картины (например, на сайте Лувра есть подробный план всех этажей здания). Лучше это сделать заранее, но можно приобрести план прямо при входе в галерею или расспрашивать смотрительниц зала о том, где находится нужный вам экспонат.

Если у вас нет времени предвосхитить поход с ребенком в музей просмотром репродукций, попробуйте просто идти за своим чадом по музейным залам, рассматривая то, возле чего остановится дитя. Его взгляд могут привлечь яркие краски, знакомый (или загадочный) сюжет, изображения детей и даже просто банкетка для усталых посетителей. Присядьте вместе на скамеечку и поразглядывайте полотна, оказавшиеся рядом.

Отметим, что первые экскурсии в музеи для детей навряд ли будут долгими. Пусть даже вы посмотрите всего одну картину - главное, чтобы ребенок впоследствии не отказывался от посещения картинных галерей.

Поэтому завершите поход в музей визитом в сувенирный магазин. Маленький подарок должен быть со смыслом: набор открыток или наклеек с репродукциями, закладка или блокнот с мотивами известных картин будут оживлять в памяти ребенка увиденное в музейных залах. Можно даже сохранить входные билеты и план музея.

В помощь родителям - специальные программы в музеях для детей

Между тем во многих всемирно известных художественных музеях работают специальные программы для юных посетителей. Так, предлагает экскурсии и циклы лекций для детей разного возраста.

Дошкольников уже на подходе к музею встречает волшебная Фея и игрушечный котенок Смотрик, и во время экскурсии-игры дети узнают об истории создания Эрмитажа, о знаменитых художниках и скульпторах, об искусстве разных стран и эпох.

Младшим школьникам и подросткам предлагаются лекции, соответствующие их уровню развития. Есть и отдельные программы для семей с детьми. Если вы гостите в Санкт-Петербурге подолгу, можно приобрести абонемент на цикл детских экскурсий.

Государственная Третьяковская галерея для детей приготовила игру-квест. Здесь предлагают превратить обычную экскурсию в детективную историю. Как заинтригованы будут дети, узнав, что накануне их прихода в музее пошалило маленькое привидение.

Несложный, но увлекательный маршрут пройдут даже дошкольники, а попутно они ознакомятся с произведениями живописи. У детей постарше и интрига закручена сильней: неизвестные планируют похитить картину из Третьяковки, им необходимо помешать. Для этого нужно пересмотреть коллекцию галереи.

Лувр - то собрание произведений искусства, которое нельзя обойти вниманием, отдыхая в Париже. Пусть ребенок вместе с вами чуть-чуть потомится, предвкушая экскурсию сюда.

Рассмотрите здание Лувра издали днем и вечером (художественная подсветка украшает и без того прекрасное здание). Поразите детей интересными деталями, например, рассказом о том, что роскошный дворец вырос на месте дикого «волчьего леса».

Примените хитрость - минуя огромную очередь, войдите в музей через один из боковых входов. Предложите ребенку рассматривать картину не стоя возле нее, а сидя на полу посреди зала. Пусть вам и не удастся осмотреть весь Лувр с детьми, но вы сможете увидеть самые выдающиеся произведения, в том числе знаменитую «Джоконду».

Поинтересуйтесь, когда проходят тематические экскурсии по Лувру. Для детей и их родителей проводятся интересные мероприятия в музее: представьте только радость ребенка, если ему предложат побывать в мастерской художника.

Великое искушение для ценителей живописи, а учитывая бесплатный вход для детей до 18 лет, стоит воспользоваться моментом и увидеть знаменитые работы. Если программу необходимо сделать лаконичной, воспользуйтесь аудиогидом «Шедевры» на русском языке; он включает пояснения к 50 наиболее заметным полотнам в коллекции музея.

Ребенок владеет английским или испанским? Тогда он сможет пройти игровой маршрут, в конце которого получит небольшой сюрприз. Альтернативный художественный музей Мадрида - , где выставлены работы мастеров живописи и скульптуры ХХ века. Многие образцы монументального искусства могут заинтересовать детей необычными формами.

в Вене также предлагает замечательные семейные программы, во время которых раскрываются секреты живописных полотен. Символика в работах Дюрера, одухотворенные мадонны да Винчи, эмоциональные полотна Сезанна - все это станет темой экскурсии.

Если вы предпочитаете путешествовать по залам самостоятельно, воспользуйтесь аудиогидом на русском языке. Любители рисовать и создавать поделки могут поучаствовать в детских мастер-классах.

У вас дома после такой экскурсии открылся филиал картинной галереи? Поздравляем: теперь посещение художественных музеев можно сделать обязательным пунктом семейного отдыха.

В переводе с греческого музей-это храм, в котором живут музы. Это место, где хранятся памятники духовной культуры.

Когда же начинать знакомить детей с этим »храмом», чтобы приобщить к культуре? Я думаю, что чем раньше, тем лучше надо прививать ребенку любовь к искусству, а поэтому надо водить детей в театр, на выставки, в музей, проводить экскурсии по городу и местам, где вы живете.

Со своим городом и селом мы уже знакомились. Можете прочитать.

Мы со своей внучкой давно разговаривали о музее. Я ей сказала, что это дом, где хранятся интересные и необычные вещи, которых в нашем обиходе уже нет.

Юле стало интересно, что это за дом такой и что там необычного. Решили-идем в музей с ребенком!

Посещение музея играет большую роль в развитии и воспитании детей. Из таких экскурсий ребенок узнает много нового, учится вести себя в обществе.

Заранее необходимо поговорить с ребенком о правилах поведения в музее.

Посещение музея с детьми-правила поведения

Перед тем, как идти в музей, поговорите с ребенком, подготовьте его заранее. Расскажите, что это за место, заинтересуйте его. Покажите картинки, фотографии из книг. А также не забудьте поговорить о том, как себя вести в музее.

  1. В музее и картинной галерее надо вести себя тихо, чтобы не мешать другим людям любоваться произведениями искусства, не разговаривать громко, не бегать, не шуметь.
  2. Нельзя трогать руками музейные экспонаты. Ведь они очень старые и правила в музее придуманы, чтобы как можно дольше сохранить экспонаты для людей.
  3. Не навязывайте свои предпочтения ребенку, он сам заинтересуется экспонатами и будет их разглядывать.

Перед походом в музей узнайте, как он работает. С ребенком лучше идти туда утром, когда меньше посетителей. Хотя у нас не так много людей сейчас в музей ходят.

Устройте ребенку в этот день праздник, чтобы посещение музея запомнилось надолго. Ребенок будет много ходить, пусть одежда и обувь будут удобными.

В музее, показывая картины или экспонаты, комментируйте увиденное, расспрашивайте малыша, что он видит, как он себе это представляет. Так он лучше будет воспринимать увиденное.

Поговорили мы с Юлей о правилах и поехали в город, чтобы совершить экскурсию в храм культуры. Наш историко-краеведческий музей расположен в центре города, недалеко от площади Суворова по улице 25 Октября. Мы уже совершали экскурсию по главной улице нашего города.

Решили к музею пройтись немного пешком. Полюбовались большой площадью, подошли к мемориалу Славы. Постояли у Вечного огня. Юля бегом побежала к танку-памятник воинам -победителям Великой Отечественной войны.

Подошли к мемориалу воинам-защитникам Приднестровья в 1992 году. События тех лет навеяли грустные воспоминания. Вспомнила эти ужасные месяцы войны.

Прежде чем войти в музей с Юлей, мы рассмотрели здание. Оно у нас не очень большое. Зашли в музей, купили билеты.

В нашем музее несколько залов:

  • картинная галерея;
  • зал-старый Тирасполь;
  • современный город.

Картинная галерея

Мост через реку Днестр. Стоит и сейчас.

Решили сначала посмотреть картинную галерею. Здесь представлены картины художников Приднестровья, Украины, Кавказа. Много картин заслуженного деятеля и почетного гражданина Тирасполя А. Ф. Фойницкого.

Представлена коллекция произведений искусств на разную тематику. И картины старого города, старые улицы, вид на реку Днестр. Много пейзажей природы. Наш край очень живописный. Богат овощами, фруктами.

Ксюша рассматривала картины с большим интересом, чего нельзя было сказать о Юле. Ей было не очень увлекательно. Видно, еще не доросла до этого искусства, чтобы оценить его по заслугам. Ну что ж, подрастет, будет понимать больше в живописи. хотя я ей сказала, что дети учатся в художественных школах, стараются и тоже становятся знаменитыми художниками.

»Неспешно жили предки наши…»

В двух других залах представлены экспонаты старого города и современного. Сначала пошли в зал, где представлены экспонаты старого Тирасполя. Ну, Юля моя сразу глазенки свои раскрыла и пошла любоваться вещами, которыми люди пользовались раньше.

Экспозиция разделена на 3 раздела-быт жителей хуторов, быт горожан и общественная жизнь.

Основу этой выставки составляют предметы конца 19-20 веков, которые воссоздают образ жизни людей. Есть такие вещи, которые совсем вышли из обихода.

Предметы музея рассказывают о культуре прошлого, отражают дух того времени. Некоторые предметы собирали для музея в течение 50 лет.

На выставке представлен быт сельских жителей. Здесь моей Юле больше всего понравилось. Ее заинтересовало убранство комнаты. Печь, рядом с которой стояли ухват и кочерга, которые она никогда раньше не видела. Прялка, сундук, в котором хранились вещи. Я еще помню такой, был у моей бабушки.

Вещи описывали быт крестьян хуторов. Главным ремеслом было тогда ткачество. В комнате висели полотенца, вышитые рукодельницами. Я детям рассказала, что в домах раньше висели фотографии и иконы, украшенные такими рушниками. Это я еще застала в детстве. У нас тоже было в доме бабушки много вышитых полотенец, простыней, обвязанных крючком. Полотенца являлись главным атрибутом свадеб, родин и похоронных ритуалов. Сейчас во многих селах Молдовы еще сохранились такие ритуалы.

Колодец, который Юле понравился. Все хотела зайти за черту, но я ей напомнила, как себя вести. Как детям порой эти правила трудно выполнять!

На выставке было много предметов домашней утвари-кувшины, миски, сделанные из глины. Одежда, которую раньше носили хуторяне, необычная- сарафаны, фуфайки, кужухи. Юля даже названия не слышала такие. Показала ей лапти, в которых ходили крестьяне.

Посмотрели чугунные утюги, которыми гладили белье.

Предметы, которыми пользовались горожане, уже были более современные и утонченные-буфеты с посудой, комоды, мебель. граммофон.

Также рассмотрели старый телефон, письменный стол с принадлежностями-чернильница, ручки с перьями, которые дети даже не видели.

Потом Юля сфотографировалась возле пушки. Рассмотрели оружие старое-шашки, револьверы, ножи. Все это было для детей очень интересно. В этом зале моей Юле больше всего понравилось. Она долго вспоминала печку, колодец старый.

В другом зале были представлены материалы о защитниках Приднестровья в войне 1992 года. Здесь фотографии погибших молодых людей.

Вот такая у нас была экскурсия в музей. У нас в городе еще есть музей природы. Там живые экспонаты. обещала Юле, что пойдем еще на экскурсию обязательно.

После такой экскурсии хорошо дома поговорить с ребенком, спросить, что ему понравилось и запомнилось больше всего. Пусть он поделится впечатлениями с родными, близкими и друзьями.

Можно попросить нарисовать то, что ребенок запомнил.

Польза от посещения музея огромная. Но в музей лучше ходить с детьми, начиная с 6 лет. Мне кажется, в более раннем возрасте ребенок еще не очень понимает и воспринимает увиденное. Но это касается исторического музея. На выставки, например, собак и кошек можно ходить с детьми и раньше.

Посещая музей, ребенок знакомится с культурой, узнает историю своего края. Это оказывает положительное влияние на развитие и воспитание детей.

Статья сегодня получилась большая.

Пишите ваши комментарии, расскажите, были ли вы в музее с детками и какие впечатления были у детей от увиденного.

Делитесь со своими друзьями информацией, нажимайте на кнопочки соц. сетей.

– Зачем ребенку ходить в музей?

– Да вроде незачем. Растут же дети в деревнях совсем без музеев, и ничего, хорошими людьми становятся. Поэтому нет однозначного и единственного ответа на этот вопрос. Но, знаете, я очень хорошо помню свои детские впечатления от невероятно красивого дома, в который однажды мы пришли с родителями. Мимо больших колонн мы поднялись по парадной лестнице. Оказались в каком-то особенном пространстве, где я, совсем маленькая девочка, почувствовала себя принцессой в волшебной стране.

Пусть я их знала лишь в репродукциях, но мне тогда очень нравились две работы – пейзаж с Парфеноном Поленова и «Красные виноградники» Ван Гога. И когда, оказавшись в ГМИИ им. Пушкина, я увидела и то и другое, решила для себя, что уходить отсюда я никуда не хочу.

Много лет спустя, когда я уже давно работала в музее, мне пришла в голову мысль, что каждый из нас выбирает профессию, опираясь на те базовые впечатления, которые когда-то получил в детстве.

Я работаю с детьми уже пятнадцать лет и знаю, что музей для ребенка – намного больше, чем занимательная прогулка. Это выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома, из обыденности. Это большое и особенное путешествие, которое, хочется верить, чаще приятный опыт их жизни. Это знакомство не просто с произведениями искусства, но с людьми других эпох и культуры, которые одевались по-другому, скакали на конях, ездили на санях…

Всё это сильно расширяет исторический кругозор ребенка. Конечно, у детей до определенного возраста – до пятого класса уж точно (10–11 лет) – в принципе хронологического сознания не существует, во всяком случае, нет чувства времени. Тем не менее посещение музея помогает детям расширить исторический кругозор и глубже прочувствовать собственную историю. Очевидно же, что ребенку не меньше, чем взрослому, важно ощущать, что он не вырван из контекста времени и жизни.

Музей – это созерцание красоты, которое учит детей подмечать красоту вокруг себя, в собственном доме, дворе, на улице, но в равной степени и учит замечать некрасивое, то, что режет глаз и хочется скрыть. Не раз слышала от родителей, что после посещения музея дети стараются убраться в своей комнате и развесить собственные рисунки по стенам; девочки становятся внимательнее к своему внешнему виду и все дети без исключения начинают оперировать такими понятиями, как «одеваться в стиле XVIII века», «в стиле королевы», «как древнегреческая муза».

Пребывание в музее, изучение выдающихся произведений искусства волей-неволей воспитывают не только в ребенке, но и в любом человеке определенный вкус и желание воссоздать это особенное пространство там, где живешь сам.

Если спросить любого из нас о впечатлении, которое он пережил, впервые придя в музей, то в ответ мы услышим либо «вау, как там было красиво», либо «Боже, эти огромные тапочки, спадавшие с ног, и музейные тетеньки на стульях, а еще длинная очередь». Первое впечатление – самое важное, самое большое и самое значимое для детей.

– Как-то один священник рассказал о своем первом посещении в раннем детстве Третьяковской галереи. На вопрос родителей, что же ему больше всего понравилось, он отвел их в закуток, где стоял огромный красный огнетушитель. Не всё в пространстве музея детям понятно, а если интересно, то часто совсем не то, на что взрослые рассчитывают. Есть ли какие-то рекомендации, которые могут помочь родителям сделать посещение музея интересным и понятным?

– Вот представьте, вы родитель. Ваш ребенок начал ходить. Вы впервые пришли с ним на детскую площадку. Что вы делаете? Прежде всего озвучиваете пространство, последовательно даете вербальное объяснение всему: «Смотри, малыш, вот песочница, а вот песок. Берем лопатку, насыпаем песочек в формочку. Переворачиваем, стучим, получаем куличик. Интересно же».

Так же бывает, когда мы ходим в зоопарк. Заранее рассказываем о предстоящей встрече с миром диких животных. А подходя то к одному вольеру, то к другому, никогда не забываем сказать: «Это мартышка, а это длинношеее животное – жираф, а тут, смотри, в луже купается огромный бегемот. Забавный, правда?»

Для маленьких детей, особенно живущих в отдаленных районах, любой выезд, вырывание из привычного уклада жизни – это стресс. Безусловно, первое, что следует сделать родителям – это подготовить детей к посещению музея. Рассказать, что завтра, например, их ждет невероятное путешествие в мир картин и скульптур. Пусть ребенку не знакомо ни первое, ни второе слово, но вербально он уже получает подготовительную информацию.

Во-вторых, вам следует научиться озвучивать всё, что вы будете видеть перед собой: «Смотри, это музей, а это парадная лестница, по которой мы с тобой сейчас войдем в этот сказочный дворец…» Для своих учеников я стараюсь сделать музей не каким-то недоступным и помпезным местом, а домом, с обитателями которого всегда можно познакомиться. Для детей это тут же становится актуальным. Они прекрасно знают, что такое дом и что такое обитатели дома. Скульптуры, картины, вазы, наряды, любые другие древности для них оказываются просто неожиданными обитателями.

В-третьих, с детьми необходимо вести живой диалог и не навязывать свою точку зрения. Нужно идти за ребенком и на любой его вопрос давать увлекательные объяснения, даже если вы не знаете правильного ответа. Не бойтесь ваших предположений. Представьте, вы хотите ребенку показать какой-то интересный для вас зал, а он вдруг застрял у веревочки, которой огорожен экспонат. Дайте возможность ему потрогать эту веревочку. А потом обратите внимание, что она прикреплена к столбикам, а столбики преграждают путь к скульптуре. Спросите о том, кого она изображает? Из чего сделана? Нравится ли ребенку? А чем? И, наконец, подытожьте: «Теперь ты точно знаешь, зачем нужна эта блестящая веревочка».

Пять картин вместо футбола

– Безусловно, бывают те, кто ходит в музеи регулярно, в ежедневнике у них расписаны все крупнейшие выставки на полгода вперед. Но немало и тех, для кого посещение музея – тяжелая и скучная работа. «Друзья ходят, а чем я хуже». Какие бы вы дали рекомендации в этом случае?

– Понимаете, родители делятся тем опытом, которым владеют сами. И если им ближе футбольный матч или велосипедная прогулка, то они предпочтут Битцевский парк и стадион, а не поездку в музей.

А если всё-таки хочется попробовать, да еще ребенка взять?

– У каждого крупного музея сегодня существует сайт, на котором можно прочесть как о музее, так и о его экспонатах. Облегчите себе поездку, выбрав среди экспонатов не больше пяти интересных вам произведений.

Например, если идете в Политехнический музей, то пусть это будет пять любопытных устройств, желательно максимально разных. Если собираетесь в картинную галерею, то выберите несколько картин в разных жанрах: исторический сюжет, пейзаж, натюрморт и обязательно какую-то картину или скульптуру с изображением ребенка.

Заранее изучите план музея, выясните, где территориально находятся ваши экспонаты. Желательно, чтобы они не были разбросаны по большому пространству. Идите в музей с ребенком не больше, чем на полчаса – сорок минут. Главное – не стремитесь ему показать всё и сразу. Оставьте до следующего раза. Покажите «свои» произведения, расскажите о них собственными словами, а затем смело идите гулять. Я вам гарантирую, что впечатления будут самые сильные и положительные.

– Представим, что привычка посещать музей уже есть. Его пространство ребенок освоил и знает, где находится зал с римскими скульптурами, греческими вазами, а где лежит египетская мумия. Но вот он один на один с экспонатом. Как научить ребенка получать удовольствие от общения с произведением искусства?

– Мы называем этот способ сократовским. Не знаю уж, применял ли его Сократ в том виде, как я его предложу, однако у искусствоведов и педагогов метод «вопросов и ответов» называется именно так.

Если вы заметили, что ребенок остановился у экспоната, спросите, что его заинтересовало. Маловероятно, что он ответит: «О, конечно же, этот бравый наездник, или эта масштабная демонстрация поразила мое воображение». Скорее всего, ребенок скажет про какую-нибудь собачку, блестящий пистолетик, другую малюсенькую деталь, которой вы не придали значения.

Дело в том, что первое, что видит ребенок, находится на уровне его глаз. Дети вообще видят предметы от маленькой детали к большой. Но именно в силах взрослого раскрутить клубок от частного к содержанию произведения искусства, вывести ребенка на диалог. Именно диалог позволит ему продолжить рассматривать произведение и научит видеть масштаб, общее содержание.

Например, вы можете сказать: «Правда, интересный пистолет, а знаешь, кому он принадлежит? Как думаешь, а кем был этот человек? А в каком состоянии он изображен: отдыхает, торопится на войну, может, ранен?» Придумывайте вопросы, потому что ими вы поможете ребенку войти в произведение искусства. Попробуйте стать своему ребенку проводником в этом деле. Чем дольше он простоит у одного произведения, тем лучше.

Какой самый главный совет? Не более пяти произведений для внимательного изучения и одного посещения. Как бы скупо с моей стороны это ни звучало, как бы вы ни переживали, что заплатили за дорогой билет, а увидели всего пять или шесть произведений, – вы знаете, это как с хорошей едой. Лучше выйти из-за стола чуть голодным.

Знаете, какая самая большая проблема у путешествующих за границу людей, тех, которые посещают дорогие музеи? Это неуемное желание вместить в себя невместимое, охватить всё сразу, как будто бы впрок.

Поймите, удержать это невозможно. Если я приезжаю за границу, то своей дочери так и говорю: «Мы сейчас идем смотреть самую прекрасную работу Рафаэля, а пока мы будем двигаться по залам музея, представь, что мы идем по красивому парку. Все эти картины с пейзажами и с людьми – просто деревья и просто прохожие. Улыбайся им и отдыхай». Для своего ребенка и учеников в музее я пытаюсь создать атмосферу отдыха, внушить им, что музей и есть лучший отдых для души.

Перенастройка мозга и бег

– Почему для души?

– Потому что это совсем не отдых для тела. Главная сложность для ребенка в музее состоит в том, что здесь ничего нельзя трогать руками. А ведь тактильные ощущения – важнейшая составляющая развития ребенка. Поэтому я очень рекомендую родителям, зная, что нельзя трогать картины и скульптуры, не одергивать ребенка, а позволять ему дотрагиваться до пола, до стен, особенно если они мраморные, до веревочек, ручек, до всего, что позволено трогать.

При этом важно и обыграть, что одно трогать можно, а картин – они же важные придворные, к которым и подходить близко не позволено – мы касаться не будем. В музее можно ползать, сидеть на полу, смеяться, удивляться, любоваться, испытать новые тактильные ощущения, ощущать себя лилипутом в стране Гулливера, и есть всего одно правило: экспонаты нельзя трогать руками.

Понимаете, ребенок в музее не отдыхает, ведь ему постоянно приходится себя жестко контролировать, к тому же в музеях ровный пол, а на ровном полу ноги всегда устают больше. Наконец, в музеях много людей, которые утомляют. Именно поэтому нам кажется, что ходить в музей тяжело. Детям, естественно, хочется бегать. Я уже не говорю о том, что сегодняшнему поколению детей вообще сложно ходить, а тем более долго концентрировать свое внимание.

Но именно в этом отношении музеи оказывают огромное терапевтическое влияние не только на детей, но и на людей в целом. Музеи, особенно классические, позволяют остановить вечное мелькание кадров, перенастроить, перегрузить свой мозг, заставив его сконцентрироваться минуту или две на каком-то одном объекте.

Это очень важно. Гонка за событиями, новостями, информацией, попытка всё опережать и везде успевать просто нас убивает. А умение останавливать мгновение – продлевает жизнь человеку. Музей – это место, в котором для души можно устроить настоящий пир.

Как же это сделать?

– Отдых для души и есть возможность остановить мгновение. Любой музей является машиной времени, на которой можно перенестись как в прошлое, так и в будущее. Будь то музей космонавтики или музей современного искусства. Здесь можно замереть и остановиться, чтобы фантазировать и мечтать.

Можно представлять себя присутствующим на той или иной картине. Не ленитесь делать это. Это действительно интересно. Многие музеи, особенно мой любимый ГМИИ, создавались ради этого. Вся архитектура музея, всё пространство его помещений по задумке авторов должны переносить человека в определенную эпоху, погружать в определенный период культуры человечества.

Но вся загвоздка в том, что интересное и понятное нам не всегда понятно ребенку. То, что нам кажется красивым, детьми может восприниматься как обычное и обыденное. И наоборот. Поэтому задача родителя – это правда важно – посмотреть на мир глазами собственного ребенка. Иногда в музее достаточно присесть на корточки и посмотреть на картину с уровня глаз своего ребенка, чтобы открыть для себя совершенно новый ракурс, его ракурс.

И еще, не нужно торопиться напичкать ребенка большим количеством знаний. Новые знания и информация лучше всего усваиваются ребенком в пубертатный период, от 10 до 15 лет. Как бы подросток ни был неуправляем, его голова всё равно открытый шкафчик, в которой прекрасно один за другим в свое время лягут знания. До десяти лет насыщайте детей впечатлениями. Вызывайте в них сопереживание.

У меня был незабываемый опыт, когда однажды я попала со своей шестилетней дочерью в зал Рафаэля. Там была известная и потрясающая скульптура смертельного раненого мальчика, которого несет дельфин. Я заметила, что моего ребенка работа привлекла, и я специально остановилась, чтобы поговорить.

– Что видишь? – спросила дочку.

– Дельфина… Мальчика… Он ранен, а дельфин его пытается спасти, – говорила она с паузами.

И тут я заметила, как у нее из глаз потекли слезы. В это мгновение я поняла, что случилось главное, ради чего стоит ходить в музей. В этом и состоит сила искусства – оно вызвало сопереживание.

Мера – это всё, или не будьте ханжами

– Как часто нужно ходить в музей?

– Сейчас есть тенденция, когда родители дают детям в России начальное образование, а потом отправляют их учиться в Европу. При этом они обращаются к нам в музей с запросом, мол, мы хотим напитать ребенка максимально, чтобы он уехал за границу подготовленным. Музеи в этом случае идут навстречу таким родителям, проводят с детьми интенсивные занятия.

Но, по моему наблюдению, даже раза в две недели для ребенка многовато. Прежде всего потому, что дети перестают воспринимать музей как место отдыха. Он становится для них очередной школой, обязанностью, работой, трудом. А важно как раз другое, чтобы музей оставался местом, в которое человек хотел прийти, по которому бы он скучал. Пусть музей будет праздником, поощрением, местом любимого досуга, но не местом школьного занятия. Поэтому я убеждена, что музей нужно посещать с ребенком не чаще, чем раз в месяц.

Я очень ценю наследие древних греков и особенно их слоган: «Мера – это всё». Греки были уверены, что чувство меры является даром богов человеку.

Хорошо, чтобы родители чувствовали своих детей, чтобы помнили себя маленькими, чтобы понимали: в головах детей куча разных интересов и информации помимо музеев. Очень важно, чтобы в своем рвении родители знали меру.

– Радио и телевидение предлагают массу просветительских передач о музеях, об искусстве. Кажется, что мы перестаем воспринимать музей как пространство для избранных. Или это не так?

– Меня воспитывала прабабушка, потому что родители работали. Летом я гостила у нее в подмосковной деревне. В ее обычном крестьянском доме до сих пор висит лакированная репродукция «Аленушки» на холсте. А еще – «Охотники на привале» и «Сцена зимней охоты». Этим репродукциям лет девяносто, не меньше.

Понимаете, раньше искусство было в доме каждого человека. Да, это мог быть всего один старинный шкаф, всего одна репродукция известной картины. Но именно поэтому человек, приходя в музей, не ощущал его чуждым для себя. Советская реальность с ее малогабаритными квартирками в блочных домах тотально вытеснила скульптуру, красивые часы, громоздкую резную мебель. Но сегодня фотографии вытеснили из наших домов живописные произведения искусства.

Ощущение реальности и понятие прекрасного изменилось. Мне нравится икеа как идея, но мне грустно, что сегодня торжествует «икеевское мировоззрение». Неудивительно, что живя среди хай-тека, среди фотографий в планшете, мы неминуемо в музее ощущаем себя чужими для этого пространства.

Помните, я говорила, что нам важны воспоминания? Так вот, если из южного Бутова или подмосковного городка на автобусе в ГМИИ приезжают школьники, я точно знаю, что им нужно показать в музее. Им нужны шлягеры, картинки из их учебников: копьеносец, дискобол… Как только они видят эти произведения, они расцветают на глазах. Хотя в их учебниках размещены чудовищные по качеству репродукции, в момент встречи с произведением искусства возникает узнавание. Музей для них перестает быть чуждым и чужим.

В чем же тогда вы видите основную проблему, почему люди не спешат в музеи?

– В каком бы прекрасном ландшафте ни жил человек, он всё равно будет рисовать, изображать на стенах пещер животных, из дерева вырезать скульптуры. Без искусства жизнь людей была бы неполной, потому что искусство – это глубокая человеческая потребность. И главная ошибка, которую мы допускаем как родители, в том, что считаем искусство миром возвышенного, до которого нужно дорасти. Нет, это не так. Нужно входить в этот мир самим и научиться впускать в него ребенка.

Слава Богу, в магазинах появилось большое количество замечательных книг, которые в игровой форме знакомят детей с шедеврами мирового изобразительного искусства, да и музеи такие книги выпускают. Это и «Очарование русского пейзажа», и «Исторические картины», подготовленные Третьяковской галереей. В них с репродукцией соседствует короткий сказочный текст, доступный для чтения перед сном. ГМИИ выпустил серию книг для детей, например «Азбуку», которая с раннего возраста включает ребенка в понимание того, что искусство – норма жизни.

Но есть и еще один важный нюанс. Религиозное сознание сегодня переживает возрождение. Художественные музеи в этом отношении становятся огромным подспорьем, например, визуализируя перед ребенком евангельские события. А ведь музей – это еще и возможность показать иконы, писанные не современниками, а глубоко верующими художниками, многие из которых были монахами. Показать произведения, в которых художники прославляли Бога.

Это возможность преподать важный религиозный, философский урок детям. Закрепить то, что для многих уже является фундаментом их жизни, как и было когда-то фундаментом для людей далекого прошлого. Верующие родители должны сами знать и понимать произведения искусства, чтобы уметь объяснить их содержание детям. Но почему-то это не для всех очевидно, увы.

В музее мы сталкивались еще с одной проблемой: очень резкой реакцией православных родителей, многие из которых демонстративно перестали водить детей в ГМИИ. Также некоторые православные школы больше не приходят на наши экспозиции классами. Главный конфликт был вызван тем, что в музее мы знакомили детей из православных школ с античной обнаженной натурой. Показывали им, например, Давида Микеланджело, Афродиту, копьеносца. После конфликта мы вынуждены были снабдить экспликации к экспонатам бирками с возрастными ограничениями.

Я убеждена, что одна из самых больших ошибок родителей – это зажимание детей в ханжеских рамках. Родители должны понимать, что сегодня в нас живо христианское отношение к телу, но в далекие века были иные люди, иного представления о сущности человека, с иным образом мыслей и жизни. Скрывать это от ребенка, запрещать ему смотреть на античную скульптуру значит травмировать ребенка, который, вообще говоря, чужд порока. Именно из тех, кому запрещали и с раннего возраста внушали стыд от вида обнаженного тела, вырастают закомплексованные люди с отклоненным поведением и избыточным интересом к сексуальности.

Дети невинны. Поэтому не нужно приписывать им того, чем они не обладают. Нужно понимать, что классические художественные музеи воспитывают в детях гибкость сознания. И если вы беспокоитесь о проблемах этического характера, то начинайте водить детей задолго до десяти лет, пока у них не появилось осознанного чувства стыда.

Если с 5 до 10 лет у ребенка выработана привычка удивляться, восхищаться, наслаждаться красотой, то у него в будущем никогда не вызовет смущения, неловкости и нездорового интереса обнаженная натура. Для таких детей античная скульптура навсегда будет произведением искусства.

А вам не кажется, что многих останавливает еще и высокая входная плата, установленная в музеях?

– Подождите, а сколько стоит сейчас билет в кинотеатр? Не стану говорить за всех, но у меня сложилось впечатление, что то, что дается людям легко, они не ценят. Я работаю в музее почти двадцать лет и могу авторитетно заявить: такой посещаемости, как сейчас (когда цена на билет довольно высока), ранее не было. Если точнее, то была в 50–60-е годы. Тогда моду и стиль жизни диктовала интеллигенция, то есть преподаватели и доценты институтов. Они же, кстати, ввели моду на пешие и байдарочные походы, скалолазание, бардовские песни и интерес к авангардному искусству.

Понимаете, мироощущение всегда идет сверху и спускается к народу. И когда простой водитель трамвая видел, что его сосед, профессор физики, идет всей семьей в музей, он подтягивался к этой планке.

В девяностые годы у людей не сказать, чтобы совсем ничего не было (билеты в музеи, кстати, были очень доступны), но это был период иных ценностей. У медийных персон были иные предпочтения. И хотя выставки в ГМИИ тогда открывали Черномырдин, Гайдар, Лужков, среди политической элиты не было сегодняшнего повального увлечения искусством. Поэтому и средний класс к искусству относился спокойно довольно продолжительное время.

Помню, я была студенткой, но уже работала в Пушкинском музее. И многие знакомые, узнав об этом, не могли скрыть легкого пренебрежения. Могла ли я, «ботаник» по их представлению, соперничать с ними, которые работали в крутых фирмах… по производству шнурков, с высоченной зарплатой.

Сейчас многое изменилось. Прежде всего элита, вероятно, удовлетворив свои первичные потребности, обращается к искусству, начинает его коллекционировать. Сегодня, наверное, нет ни одного богатого человека, у которого не было бы какой-то, пусть минимальной, коллекции произведений изобразительного искусства. А раз им это интересно, значит, нужно разбираться в искусстве, значит, они начинают ходить в музеи, приводить сюда своих детей, друзей, спонсировать выставки. Постепенно эта мода спускается ниже и ниже, наконец, достигает уровня простого менеджера и вновь – водителя трамвая.

Но есть еще один нюанс, психологический. Когда человек видит, что цены на билеты в музей повышаются, у него автоматически возникает страх, что они могут стать дороже. И раз цена так высока, значит, это что-то стоящее. Кстати, спасибо Мединскому, который распорядился, чтобы вход в музей для детей до 16 (18) лет стал бесплатным.

Я очень надеюсь, что когда-нибудь музеи в России, как в Англии, станут полностью бесплатными. Но нам нужно не забывать, что есть и другой опыт. В Италии вы заплатите за каждый чих, включая посещение храмов, где находятся работы великих мастеров. Музеи для Италии – одна из важных статей доходов государственного бюджета. Поэтому завышение цен на выставки в Москве мне не симпатично, но я не вижу здесь и большой проблемы.

Подводя итог, перечислю десять простых правил, соблюдение которых убережет вас от типичных ошибок и научит ходить в музей.

Правило первое. Не пытайтесь разделять искусство для взрослых и для детей. Оно для всех.

Правило второе. Не думайте, что музеи – это пространство для школьников. Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил музеи, чтобы сопровождал вас в любых музеях Европы и Азии, начните водить его в музеи не раньше пяти лет, но и не позже десяти. Это самый благоприятный период для того, чтобы влюбить детей в искусство. А дальше оставьте их в покое.

Правило третье. Подготовьте ребенка к посещению музея. Расскажите о том, что он увидит, что ему можно будет делать в музее. В последнюю очередь скажите о том, чего делать нельзя.

Правило четвертое. Не старайтесь показать ребенку всё и сразу. Выберите пять произведений и проведите в музее не больше получаса.

Правило пятое. Попробуйте взглянуть на мир глазами вашего ребенка. Сядьте на корточки и воспользуйтесь сократовским методом: задавайте вопросы, чтобы помочь ребенку раскрыть содержание произведения искусства.

Правило шестое. Не стесняйтесь не знать. Ведите с ребенком диалог и расскажите ему о том, что видите сами.

Правило седьмое. Не торопитесь напичкать знаниями. Дайте ребенку время испытать сопереживание произведению искусства.

Правило восьмое. Постарайтесь время, проведенное в музее, превратить в увлекательный отдых, а музей – в место, в котором легко фантазировать и можно испытать новые тактильные ощущения.

Правило девятое. Водите детей в музей по мере того, как они вам сами напомнят об этом. Не сомневайтесь: даже нигилистичный подросток, которому до десяти лет привили вкус к прекрасному, рано или поздно к вам вернется.

Правило десятое. Не думайте, что музеи – это исключительно о прошлом. История повторяется, а всё новое – это хорошо забытое старое. Посещение музеев – всегда больше, чем впечатление. Ведь произведения искусства воспитывают глаз человека и формируют его вкус.