Open
Close

Пушкинский музей почему так назван. Гмии им

В Государственный музей Пушкина на Пречистенке представлены произведения крепостного художника Василия Садовникова

ФОТО: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

НАЗВАНИЕ

ГМИИ часто путают с литературным музеем, который располагается в нескольких шагах от него. И это неудивительно, ведь оба культурных пространства носят имя знаменитого русского поэта. Разница лишь в том, что один представляет широкой публике копии знаменитых скульптур и картины именитых художников, а другой – рассказывает о творчестве самого поэта и его жизни. Почти у каждого, кто приходит сюда, возникает вопрос: «А где же здесь был Александр Сергеевич Пушкин, и почему музей назван в его честь?»

Музей не всегда носил имя прославленного русского поэта. Нынешнее название было присвоено ему лишь в 1937 году – в память о гибели Пушкина в 1837 году. Музей могли назвать в честь Ивана Цветаева – инициатора его создания и первого директора, или русского мецената Юрия Нечаева-Мальцова, который пожертвовал на строительство не менее 80 процентов необходимых средств. Но власти решили отдать дань русскому поэту и присвоить название к 100-летней годовщине со дня его гибели.


Кстати, изначально, ГМИИ имени Пушкина назывался музеем изящных искусств имени Александра Третьего. Иван Цветаев искренне надеялся, что члены императорской семьи помогут с финансированием музея. Но, увы, Николай Второй выделил не так много средств, как требовалось.

ЗАДУМКА

Историк и москвовед Павел Гнилорыбов рассказал, что Москве не хватало художественного музея, который собрал бы произведения искусства не только отечественного происхождения, но и зарубежного – еще со времен античности.

– В конце 19-го века блестящий знаток живописи Иван Цветаев загорелся идеей создания в Москве «своей» античности. У людей рос интерес к зарубежному искусству. А тогда как раз раскапывали Трою, Помпеи, проводились археологические раскопки на Ближнем Востоке, а также начался рассвет египтологии. И Москва не стояла в стороне от этих процессов, – отметил Гнилорыбов.

По его словам, Иван Цветаев понял, что покупать оригинальные экспонаты – дорогое удовольствие, поэтому решил обзавестись копиями знаменитых произведений искусства. Он разослал своих «агентов» почти по всей Европе, которые посещали зарубежные музеи и выясняли, как добыть тот или иной экспонат, чтобы понять, как реализовать идею и сколько денег на это понадобится.


Местность, которую Иван Цветаев выбрал для строительства музея, была не самой престижной и, соответственно, не очень дорогой, отмечает москвовед. С одной стороны, там располагалась улица Ленивый Вражек (или Ленивый Торжок), нынешняя Ленивка. Это место на Руси было выгодным для торговли – товар предлагался прямо с телег. С другой стороны, там был царский Конюшенный двор.

ПОМОЩНИКИ

К разработке здания приложил руку известный архитектор Роман Клейн, который проектировал ЦУМ, особняк Некрасова, доходный князь князя Гагарина и другие здания в столице. Также большую роль сыграл инженер Владимир Шухов, благодаря которому музей знаменит светопрозрачными перекрытиями в виде стальных арок со стяжками и рамных конструкций.

Русский меценат Юрий Нечаев-Мальцов когда-то получил наследство от своего дяди, став владельцем нескольких фабрик и заводов в разных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской губернии. Нечаев-Мальцов пожертвовал миллионы рублей на то, чтобы Иван Цветаев смог в полной мере воплотить свою мечту.

И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов на ступенях Музея. 1912 г.

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

– Были времена, когда Нечаев-Мальцев говорил Цветаеву: «Послушай, ты из меня высосал все. Никаких денег уже не осталось, но я все равно буду увеличивать производство на своих заводах, чтобы твоя идея восторжествовала», – рассказывает Павел Гнилорыбов.

Ближайшей помощницей в деле Ивана Цветаева также была его жена Мария. По воспоминаниям их дочери, знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, она вела всю его обширную иностранную переписку, во всем поддерживая своего мужа.

«Говоря о ее помощи отцу, я прежде всего говорю о неослабности ее духовного участия, чуде женской причастности вхождения во все и выхождения из всего - победителем. Помогать музею было прежде всего духовно помогать отцу: верить в него, верить в него, а когда нужно, и за него», – писала поэтесса.

– Цветаев был энтузиастом на совершенно чистых безденежных началах, и многие соотечественники воспринимали его как городского юродивого, – говорит москвовед.


На открытии Музея 31 мая (13 июня) 1912. В центре царская семья, И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов. Кадр из кинохроники

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

ВЫСТРАДАННАЯ РАБОТА

Пушкинский музей не раз претерпевал лишения. В 1904 году на стройке случился пожар, и многие экспонаты, которые находились в ящиках, сгорели. А потом началась Великая Отечественная война, и большая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года здание ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, начали восстанавливать и готовить к развертыванию экспозиции. Бомбежка разбила часть стекол металло-стеклянных перекрытий, и три года музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада даже Музея остались выбоины от осколков немецких бомб.

Конечно, Иван Цветаев не дожил до войны. Но он мог наблюдать, как после пожара в 1904 году вскоре началась большая общественная кампания, и многие русские путешественники стали привозить различные экспонаты со всех уголков света.


«Сикстинская Мадонна» Рафаэля на выставке «Шедевры Дрезденской картинной галереи» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1955 г.

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

– И он буквально воспрял духом, как увядающий цветок в пустыне. На протяжении многих лет его постигали неудачи, а тут его полили водой – и он заново расцвел и дело пошло на лад, – заметил Павел Гнилорыбов. – Чтобы вы понимали, насколько страстно и всей душой отдавался своему делу: он умер через сорок дней после открытия музея. Это даже больше, чем проект всей его жизни. Очень правильно и верно, что на первом этаже музея стоит бюст (пускай и скромный) Ивана Цветаева.

СОВРЕМЕННЫЕ ДНИ

Музей, первоначально предназначавшийся для студентов художественных академий, постепенно приобрел очень важное культурное значение - хранителя экспонатов прошлого. Сегодня это один из самых посещаемых музеев Москве, где проходят совершенно разные мероприятия: от музыкальных вечеров до необычных акций. ГМИИ не стоит на месте и стремительно развивается: осваиваются новые пространства, планируется музейный городок, строительство которого активно ведется в настоящий момент.

В 2013 году Ирина Антонова, занимавшая пост директора, стала президентом музея, уступив место директора Марине Лошак. Одним из самых важных векторов по развитию деятельности музея стало провозглашение его открытости и интерактивности, включение нового не в ущерб традициям и научному подходу.


Ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский на выставке «Пиранези. До и после. Италия - Россия. 18-21 века» в ГМИИ им.А.С.Пушкина у пробковых макетов из коллекции Екатерины II

Сейчас ГМИИ формирует уникальную коллекцию медиаискусства, которая станет новым инструментом для диалога между будущим и настоящим. В коллекцию войдут произведения классиков и современных художников последнего поколения в области медиаарта и перфомативного арта. Будут представлены специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство с помощью новейших технологий.

КСТАТИ

В 2017 году лауреатом VI премии отечественной газеты «The Art Newspaper Russia» стала выставка современного китайского художника Цая Гоцяна «Октябрь», проходившая в ГМИИ имени Пушкина с 13 сентября по 12 ноября. Главной темой его произведений стало столетие Великой Октябрьской революции. Цай Гоцян создал несколько работ и инсталляцию перед главным зданием музея, целью которой было показать роль одного человека в истории, его связь с судьбой страны. Награда была присуждена за «самый взрывной образ революции».

Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Дата основания: 1957 год
Дата открытия: 6 июня 1961 год
Основатель: Александр Зиновьевич Крейн
Координаты: 55°44"36.8"N 37°35"51.6"E

Содержание:

Пушкин всегда остается с нами. Его имя так же вечно, как и знаменитые стихи. Музей, посвященный творчеству поэта, появился в городе в 1961 году. За годы работы он стал одним из самых известных музеев Москвы. Музейные экспозиции находятся в центре российской столицы в прекрасно сохранившемся усадебном доме дворян Хрущевых-Селезневых.

Усадьба Хрущёвых-Селезнёвых в котором разместился государственный музей А. С. Пушкина

Как создавался музей

Зал № 10. Боскетная. «Пиковая дама»

«Боскетную» усадебного дома обычно называют залом «Пиковой дамы». Известную всем со школьных лет повесть в стихах поэт сочинил в 1833 году, когда жил в Болдино. Одна половина экспозиции посвящена графине и представляет богатую аристократию Российской империи екатерининских времен. Другая половина рассказывает о Германе - новом герое, которого выдвинуло буржуазное окружение поэта.

Три следующих зала представляют посетителям музея пушкинскую поэму «Медный всадник» и путешествие поэта по местам пугачевского восстания. Во время поездки 1833 года он побывал в Заволжье, Казани, Оренбурге и Симбирске. На стенах висят картины художников - потомков поэта. А рядом с ними–колоритные портреты Пугачева, которые были написаны в последней половине XVIII - в начале XIX века.

В зале № 14 раскрывается судьба исторического романа «Капитанская дочка» - главного труда Пушкина середины 1830-х годов. Предметы, выставленные здесь, отражают мир крестьян и разночинцев, которые стали вольными и невольными участниками кровопролитного пугачевского восстания.

Зал № 8. Большая гостиная. «Евгений Онегин»

Прощание с поэтом

В зале № 15 можно познакомиться с завершающими годами жизни поэта. В его стенах экспонируются пушкинские рукописи, книги, личные вещи и документы последних лет. Здесь висят портреты людей из ближнего окружения, рукописные копии последних стихов и трагическая посмертная маска.

Величественный «Аванзал» завершает экскурсию по пушкинской эпохе и посвящен памяти рано ушедшего поэта. В нем возвышаются красивые напольные часы, изготовленные в XIX веке, а рядом находится копия памятника поэту работы Александра Михайловича Опекушина.

Сказочный мир

Еще одна постоянная выставка носит название «Сказки Пушкина». Она совсем небольшая и занимает всего две комнаты первого этажа. Сюда водят экскурсии для дошкольников и учеников начальной школы, и с удовольствием приходят родители с детьми.

Зал № 11. «Медный всадник»

В первой комнате размещены орудия труда, предметы крестьянского обхода и старинные картины. Здесь же можно увидеть иллюстрации к пушкинским сказкам, сделанные известными российскими художниками - Владимиром Михайловичем Конашевичем, Владимиром Алексеевичем Милашевским и Татьяной Алексеевной Мавриной. Другая комната представляет волшебный «остров Буян» - сказочный мир, предназначенный для детских игр.

О филиалах музея

Пушкин – подлинная история нашей страны, поэтому в Москве стараются бережно сохранять все места, связанные с поэтом и его ближайшими родственниками. Статус филиала литературного музея имеют выставочные залы и мемориальная квартира, расположенные на Старом Арбате.

Между станциями метро «Красные ворота» и «Бауманская», на улице Старая Басманная, стоит старинный деревянный особняк. В нем разместился дом-музей, рассказывающий о дяде поэта – В.Л. Пушкине. Кроме того, филиалами считаются дом-музей известного русского писателя Ивана Тургенева и мемориальная квартира поэта-символиста Андрея Белого.

Зал № 2. Эпоха Пушкина

Полезная информация для посетителей

Двери главного здания музея открыты для гостей во все дни, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. По четвергам экспозиции открываются в 12:00 и заканчивают прием посетителей в 21:00. Вход в музей стоит 200 рублей (2018). Детей до 7 лет пускают бесплатно. Туристам нужно иметь в виду, что кассы прекращают продавать билеты за полчаса до закрытия.

По музейным залам можно пройти самому или в сопровождении опытного экскурсовода. Сотрудники музея проводят обзорные и тематические экскурсии, посвященные литературному творчеству поэта и московскому периоду его жизни.

Дошкольники могут поучаствовать в игровых экскурсиях и занятиях по пушкинским сказкам. Для учащихся школ в музее проводят уроки литературы и тематические экскурсии по отдельным романам и повестям. Взрослые посетители участвуют в пешеходных экскурсиях по историческим местам столицы и архитектуре Москвы первой половины XIX века.

Клавикорд в одном их залов посвящённых детству Пушкина в Москве

Как добраться

Музейное здание расположено на улице Пречистенка, 12/2, в центральной части города. До него за пять минут нетрудно дойти пешком от станции метро «Кропоткинская».

← МУЗЕИ МОСКВЫ МОСКВА →

60 лет со дня основания
Государственного музея А.С. Пушкина

5 октября 2017 года исполняется 60 лет со дня образования в Москве Государственного музея А.С. Пушкина (ГМП). Московский дом Пушкина, как еще называют ГМП - музей редкой судьбы. На момент учреждения в его фондах не было ни одного экспоната, а ныне он является одним из ведущих музеев страны, признанным многофункциональным научным и культурным центром Москвы. По ценности и объему своих коллекций Государственный музей А.С. Пушкина сегодня стоит в ряду крупнейших литературно-художественных и мемориальных собраний страны. В состав ГМП, наряду с основным Музеем А.С. Пушкина на Пречистенке, на правах отделов (филиалов) входят также Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате, Дом-музей В.Л. Пушкина, Музей И.С. Тургенева, Мемориальная квартира Андрея Белого. Таким образом, сегодня музей c научной и предметной достоверностью рассказывает не только о «пушкинской эпохе», представляя по сути весь «золотой век» русской литературы и культуры. Ежегодно музей принимает более 350 тысяч человек.

КАЛЕНДАРЬ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ ЮБИЛЕЙНОГО СЕЗОНА ГМП





4 октября 14.00
17.00
  • Открытое заседание Учёного совета Государственного музея А.С.Пушкина (к 60-летию ГМП)
  • Торжественное открытие выставки «Дом Нащокина - путешествие в Москву» (Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург)
  • Пресс-конференция и пресс-показ выставки с участием Сергея Михайловича Некрасова, директора Всероссийского музея А.С. Пушкина и специалистов музея
  • Торжественный прием в честь 60-летия Государственного музея А.С. Пушкина

5 октября С 12.00 до 21.00

18.00

  • День рождения Московского дома Пушкина.
60 лет со дня основания в Москве Государственного музея А.С. Пушкина
  • День открытых дверей. Большая развлекательно-познавательная интерактивная программа для посетителей музея: авторские экскурсии, мастер-классы, кинопоказы, концертные программы, дегустации и др.
  • А.С. Пушкин «Метель». Читает - заслуженный артист РФ Максим Аверин в сопровождении Юношеского симфонического оркестра им. Л. Николаева.
Юношеский симфонический оркестр России им.Л.В.Николаева
Художественный руководитель и главный дирижер Василий Валитов


Программа специальных проектов
к 60-летию Государственного музея А.С. Пушкина

1. Выставочные проекты:


С 23 августа до 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Сумароков, Державин, Пушкин, Бестужев-Марлинский, Некрасов, Тургенев, Аксаков, Лев Толстой и Алексей Толстой, Островский, Лесков, Чехов, Блок, Бунин, Куприн, Пришвин, Паустовский, Федин, Шолохов, Нагибин, Бианки, Новиков-Прибой, Мамин-Сибиряк, Васильев, Астафьев, Казаков, Вампилов, Соколов-Микитов…

Какие имена! Цвет великой русской литературы. И все эти классики стали героями одного масштабного выставочного проекта, который организован Государственным музеем А.С. Пушкина и Государственным Литературным музеем в рамках Ассоциации литературных музеев России.

Выставка «С ружьем и лирой» объединила русских писателей и поэтов трех веков. Общей темой, связавшей русских классиков, стала «охота». В их произведениях, как и в их личном опыте, охотничья тематика нашла наиболее яркое воплощение. Хронологические рамки экспозиции охватывают период от XVIII до ХХ века - от Александра Сумарокова и Гавриила Державина до Виктора Астафьева и Алексея Вампилова.

Оказывается, охота и рыбная ловля для многих классиков русской литературы были излюбленным отдохновением. И увлечения эти вряд ли были случайны. Единение с природой рождало особую наблюдательность, созерцательность, азарт, делало зорким глаз и чутким ухо - а это, ведь, такие важные составляющие литературного творчества. Кто-то из писателей любил поохотиться за компанию, послушать охотничьи байки, запастись впечатлениями, а кто-то, как например, Некрасов, Тургенев, Островский, Шолохов - были заядлыми, страстными охотниками и рыболовами. Знакомство с народными традициями, общение с простыми людьми, собственный охотничий опыт давали писателям яркие эмоции, сюжеты, характеры своих будущих героев. Охота и рыбалка для многих были источником вдохновения. Так или иначе, но охотничья тема нашла отражение в литературном творчестве каждого из них.

Участниками проекта выступили крупнейшие исторические заповедники, литературно-художественные музеи, государственные библиотеки и архивы страны. Они представили из своих собраний уникальные мемориальные экспонаты, автографы и рукописные источники, предметы охотничьего быта, произведения живописи и скульптуры, широкую портретную галерею.

В числе «именных меморий» на выставке можно будет увидеть: охотничье снаряжение и ружья И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, М.М. Шолохова; мужское и дамское седла для псовой охоты из некрасовской Карабихи; необычное кресло, в котором любил рыбачить знаток «купеческой России» драматург А.Н. Островский; сапоги, в которых исходил сотни километров по бескрайним родным просторам «певец русской природы» М.М. Пришвин; любимую удочку заядлого рыбака К.Г. Паустовского...
Выставочное пространство состоит из 4 залов, каждый из которых будет насыщен тематическими экспонатами, охотничьими трофеями и дополнен звуковым оформлением, соответствующим тем или иным охотничьим сезонам (крики птиц, вой волков, лай собак, звуки выстрелов, шум дождя, скрип снега и т.п.). В одном из залов посетителям будут демонстрироваться фрагменты из фильмов по произведениям русских писателей XIX - ХХ веков, посвященные охоте.


Участники проекта :
Государственный музей А.С. Пушкина
Государственный литературный музей
Брянский государственный краеведческий музей
Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина
Государственный исторический музей
Государственный музей Л.Н.Толстого
Мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»
Государственный Дарвиновский музей
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Государственная публичная историческая библиотека
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»
Музей охоты и рыболовства
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Орловский объединенный государственный литературный музей И.С.Тургенева
Московский литературный музей-центр К.Г.Паустовского
Российская государственная библиотека
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново»
Государственный музей К.А. Федина
Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова
Государственный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково»


С 1 сентября до 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Выставочный проект продолжает цикл выставок и альбомов-каталогов Государственного музея А.С. Пушкина, рассказывающих о мастерах камерного акварельного портрета первой половины XIX века. Музей уже познакомил посетителей с монографическими выставками П.Ф. Соколова (2003 г.), А.П. Брюллова (2008), В.И. Гау (2011).

Выставка и изданный к ней альбом-каталог посвящены творчеству Александра Ивановича Клюндера, художника, академика, создателя знаменитой портретной галереи современников А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Автором идеи, вдохновителем этого проекта и непосредственным участником стал кандидат исторических наук, академик РАХ, руководитель Департамента культуры г. Москвы Александр Кибовский. Известный своими исследовательскими работами в области военной истории, А.В. Кибовский хорошо знаком с живописным творчеством Александра Клюндера:
- Расцвет популярности Клюндера приходится на 1830-1840-е годы. В это время его старательность, точность в изображении лиц, хорошие навыки владения акварелью и быстрота исполнения заказов в сочетании с умеренными финансовыми запросами дают свой результат. Один за другим гвардейские полки поручают Клюндеру создание серий офицерских портретов, которые и сохранят его имя в искусстве. Лейб-гусары, кавалергарды, кирасиры Его Величества - десятки оригинальных акварелей и множество копий запечатлели два поколения блестящей военной молодежи, современников Пушкина и сослуживцев Лермонтова.
Выполняя множество заказов, Клюндер умело добивался портретного сходства. Но большое количество работ во многом достигалось заученными техническими приемами. Это не дружеские зарисовки Павла Федотова, где художнику знаком каждый сослуживец по лейб-гвардии Финляндскому полку, чувствуется авторская симпатия, уважение, ирония. В клюндеровских акварелях почти невозможно уловить внутренний мир персонажей. Все они красивы, молодцеваты, аристократичны и… практически одинаковы. Сам художник абсолютно к ним нейтрален. За это Клюндера много потом ругали почитатели Лермонтова. Ведь в двух своих портретах он никак не отозвался на величие литературного гения. На его акварелях обычный гвардейский офицер, в котором ничто не выдает таланта...

Музей Пушкина поставил перед собой достаточно серьезную и амбициозную задачу - собрать воедино творческое наследие А.И. Клюндера, хранящееся в музейных и частных собраниях, и впервые в таком объеме представить публике.

В проекте приняли участие 20 российских музеев, в том числе, крупнейшие художественные собрания России - Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственный музей-заповедник «Павловск», Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Исторический музей, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) и др. На выставке будет представлено 159 работ А.И. Клюндера.

  • Выставка «Новые поступления в собрание ГМП»
С 1 до 17 сентября 2017 в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Этой традиционной выставкой музей отчитывается о пополнении своих коллекций и представляет самые ценные экспонаты, поступившие в собрание ГМП за последний год.

В числе представленных на этой выставке экспонатов (более 40), посетители увидят уникальные мемории, которые вскоре займут место в постоянных экспозициях:


Альбом начала XIX века в переплете из красной кожи с тиснением и 209 листами с золотым обрезом. На листах 94 произведения: 80 оригинальных рисунков в различных техниках, семь коллажей, два силуэта и пять гравюр. В числе рисунков - 7 подписных работ выдающегося французского архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона и один рисунок пером А.-Ш. Карафа, ученика Ж.-Л. Давида, чьи произведения чрезвычайно редки в России. 12 рисунков выполнены детьми князя, 5 из них - княжной Зинаидой, в будущем замужестве княгиней Волконской. Альбом имеет исключительное историко-культурное, художественное и мемориальное значение. Известно, что значимый архивный массив Белосельских-Белозерских (в т.ч. рисунки З.А. Волконской) хранится в Хоутонской библиотеке Гарвардского университета. В этом контексте обнаружение данной реликвии пушкинского времени, чудом сохранившейся в частной семье в России, можно считать уникальным явлением.

- Личная вещь И.С. Тургенева. Живописная картина «Скачущий черкес».
Автор - художник-любитель Д.А. Татищев (1825 - 1878), генерал-майор, парижский знакомый И.С. Тургенева. Предмет имеет исключительное мемориальное значение. Провенанс безупречен и свидетельствует о том, что картина была подарена автором И.С. Тургеневу и находилась в личном пользовании писателя.


- Акварель «Интерьер с охотничьми трофеями» (1853). Выполнена художником А. И. Тихобразовым (1825-1897), петербургским зодчим и педагогом, младшим братом Н.И. Тихобразова, известного исторического живописца и портретиста. Работы А.И. Тихобразова крайне редки в художественных музеях страны. На сегодняшний день специалисты располагают сведениями о шести подобных акварелях 1840-х гг., находившихся в частных собраниях. Редкость экспоната заключается и в выборе темы: на акварели изображен очень "живой и информативный интерьер" мужского кабинета, в деталях обстановки повествующий о своем хозяине - охотнике и писателе. Предмет приобретается для экспозиции Дома-музея И.С. Тургенева.


С 4 октября до 3 декабря 2017 в Государственном музее А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Впервые за 100 с лишним лет в Москву прибудет знаменитый «Нащокинский домик». Эта удивительная историческая реликвия имеет самое непосредственное отношение к жизни Александра Сергеевича Пушкина и его самого близкого друга, известного в свое время на всю Москву Павла Воиновича Нащокина. Ныне этот диковинный и бесценный экспонат хранится в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина (С-Петербург). Выставка «Нащокинский домик» (из собрания ВМП), которая будет открыта в Москве в начале октябре 2017 года - дорогой подарок питерского Пушкинского музея на Мойке своему московскому собрату - Государственному музею А.С. Пушкина.

Незаурядная личность, удивлявшая современников живым умом, обширными знаниями и «превосходным сердцем», Нащокин, по мнению современников, не нашел свою стезю в жизни, но сказал кто-то, был он «неистощимо-доброй, талантливой Русской душой, каких у нас гибло и гибнет во множестве ».

И не было у Александра Сергеевича Пушкина, особенно в последние годы жизни, друга более преданного и близкого, чем Павел Воинович Нащокин. Хотя один жил в Петербурге, другой в Москве, они писали друг другу часто и охотно. А во время ежегодных визитов в первопрестольную, поэт почти всегда останавливался у «Войныча» - так ласково он его называл. «Пушкинская» комната всегда была готова к приему желанного гостя в квартирах по разным адресам, ведь у Нащокина в Москве никогда не было собственного дома.

Одним из пристрастий Павла Нащокина было дивить москвичей всяческими фантазиями. При жизни Пушкина Павлу Воиновичу пришла на ум оригинальная и счастливая, как оказалось, мысль: скопировать в уменьшенном виде свою квартиру со всеми находящимися в ней предметами обстановки. Неизвестно, какую именно квартиру воссоздавал Нащокин - за годы работы над моделью он несколько раз переезжал. (возможно, что первоначальная затея переросла потом в желание воспроизвести богатый дворянский особняк типичный для эпохи 1820-1830-х годов). И сделать не просто игрушечную инсталляцию своего жилища, но с абсолютной точностью повторить в миниатюре всю обстановку дома, со всеми предметами интерьера и быта, которые были в обиходе семьи. А самое главное, сделать все эти предметы рабочими!

Взялся за это Нащокин со свойственными ему страстью и решительностью, сначала даже не подозревая, во сколько обойдется ему эта «игрушка». Необычные заказы от Нащокина стали получать известные фирмы и мастерские России и Европы. Миниатюрную мебель красного дерева делал известный петербургский мастер Гамбс, рояль был заказан Вирту, обеденный сервиз изготовили на фарфоровом заводе Попова, самовары - в Туле, ботфорты шил самый модный петербургский сапожник Пель. В Англии изготовили напольные часы. Раскрашенные литографии с полотен европейских художников, вставленные в золоченые рамы, создавали иллюзию настоящих картин. Для напечатания книг отлили мизерный шрифт...
Пушкин, конечно же, с интересом следил за воплощением увлекательного замысла друга. А в 1832 году он сообщил своей жене, Наталье Николаевне: «…По своей духовной домик этот отказывает он тебе…». Увы! К сожалению, ей не довелось стать обладательницей необыкновенной «игрушки».

Через несколько лет после трагической гибели своего друга Нащокин разорился, как это бывало с ним не раз. Стал искать деньги под залог своего «маленького домика», который, по его словам, обошлась ему в 40 тысяч рублей. Заложив «сокровище», обратно выкупить не смог. И начались многолетние скитания «Домика Нащокина»: он переходил из рук в руки, подвергаясь «разграблению». Вещички ломались, исчезали, терялись. История «Домика», начавшаяся так блестяще, оказалась в дальнейшем полной превратностей...

«Конечно, эта вещь драгоценна как памятник старины и кропотливого искусства, - писал когда-то А.И. Куприн, - но она несравненно более дорога нам, как почти живое свидетельство той обстановки... в которой попросту и так охотно жил Пушкин.

  • Выставка «Московский дом Пушкина: страницы истории»
С 4 октября до 16 декабря 2017 в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

На основе документальных материалов - архивных документов, фото- и видеоматериалов, рукописей, автографов, мемориальных предметов, археологических находках, выставка расскажет об история создания Государствнного музея и его филиалов - об исторических реконструкциях и реставрациях главного здания и мемориалов ГМП, об истории пополнения его уникального собрания, о знаменитых и щедрых дарах в сокровищницу музея, о выдающихся личностях, помогавших становлению музея, о легендарных сотрудниках музея...

2. PR- акции:
  • Юбилейная лотерея для посетителей «Сентябрь - время получать призы!»


К юбилею Государственного музея А.С. Пушкина подготовлена специальная PR-акция - все посетители музея в сентябре 2017 года (в предъюбилейный месяц) автоматически станут участниками большой лотереи. Для этого им будет достаточно посетить любую из постоянных экспозиций Государственного музея А.С. Пушкина и его отделов (филиалов) - на Пречистенке (Музей А.С. Пушкина), на Арбате (Мемориальная квартира А.С. Пушкина, Мемориальная квартира Андрея Белого, Выставочные залы в Денежном переулке) или на Старой Басманной (Дом-музей В.Л. Пушкина).

С 1 сентября во всех музеях ГМП в продажу поступят «юбилейные билеты» - со специальным дизайном, символикой и индивидуальным номером. По желанию номер купленного билета будет зарегистрирован на ФИО посетителя (в кассе при покупке билета или самостоятельно через сайт) и примет участие в розыгрыше призов.


В призовом фонде (60 ценных призов):
- туристические путевки по маршрутам «Литера-Туров» (музейно-туристический проект ГМП) - известным пушкинским местам России;
- билеты на «Новогодние и Рождественские семенные балы в старинной русской усадьбе»;
- билеты на спектакли (музейно-театральный проект ГМП);
- уникальные издания ГМП - художественные альбомы по истории музея, коллекциям музея и крупным выставочным проектам;
- сертификаты на посещение юбилейных выставочных проектов ГМП;
- сувенирная продукция ГМП
- подарки от партнеров музея

Розыгрыш призов пройдет 1 октября 2017 г. в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке в он-лайн режиме, с трансляцией на сайте музея К 60-летию со дня основания Государственного музея А.С. Пушкина

Фильм познакомит зрителя с историей создания Государствнного музея А.С. Пушкина и его филиалов - расскажет об исторических реконструкциях и реставрациях главного здания, об истории пополнения его уникального собрания, о знаменитых и щедрых дарах в сокровищницу музея, о выдающихся личностях, помогавших становлению музея, о легендарных сотрудниках музея...
  • Видеопроект «Музей в лицах»

Видеопроект представляет калейдоскоп видеороликов (60 лет - 60 лиц - 60 экспонатов), в которых сотрудники музея (от руководителей до специалистов различных служб и хозяйственных отделов) рассказывают о своих любимых экспонатах в музее. Анонс видеопроекта будет представлен на пресс-конференции.
С 1 сентября на сайте музея ежедневно будут выкладываться по несколько видеосюжетов. К 4 октября, к юбилейной дате на сайте появится полный видеопроект.
Видеопроект дает возможность в необычной форме познакомиться с сегодняшним днем музея, с его сотрудниками, яркими экспонатами и их историей.
  • День открытых дверей в Государственном музее А.С. Пушкина


5 октября, в день 60-летия музея (5 октября 1957 года постановлением Совета министров СССР в Москве был учрежден Государственный музей А.С. Пушкина ) в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке и филиалах ГМП будет объявлен свободный вход в музей, подготовлена широкая развлекательно-познавательная программа для посетителей. В ее рамках в музее пройдут презентации фондовых коллекций, различные мастер-классы, кинопоказы, авторские экскурсии, концерты, дегустации и др.
3. Научные мероприятия
  • Научно-фондовая конференция
29 сентября 2017 г., пятница, 11.00

Научно-фондовая конференция, посвященная 60-летию музея, подведет итоги изучения книжных и рукописных собраний, предметов изобразительного и прикладного искусства; осмыслен опыт проведения музейных научно-фондовых конференций, ежегодно проводящихся в музее с 1983 года; представлены итоги изучения фонда Андрея Белого, а также предметов, пополнивших тургеневскую коллекцию музея в связи с созданием экспозиции "Дома-музея И.С.Тургенева", открытие которого запланировано в канун 200-летия И.С.Тургенева в 2018 году.
Результаты научной работы представят хранители и сотрудники отделов фондов Государственного музея А.С.Пушкина.

  • Учёный совет
4 октября 2017 г., среда, 14.00

На заседании Учёного совета Государственного музея А.С. Пушкина будут освещены итоги многолетней работы и обозначены перспективы развития музея. В состав Учёного совета входят представители крупнейших литературных музеев России, в частности, директора пушкинских музеев, деятели науки, культуры, искусства.

  • Научно-практическая конференция
6-10 октября 2017 г.

В рамках конференции предполагается проведение трех заседаний ("Императорский Царскосельский Лицей и учебные заведения пушкинского времени. Из истории педагогики. К 200-летию первого выпуска Лицея", "Библиотека А.С.Пушкина и книжные собрания его современников", Студенты - А.С.Пушкину") и два круглых стола - "Пушкин в школе" и "Литературные музеи и школа".
Заседания состоятся в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке и Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате, а круглые столы - в Российской академии образования.
К участию в конференции приглашаются литературные музеи, архивы, научно-исследовательские институты, библиотеки, высшие учебные заведения.
Конференция проводится совместно с отделением "Образование и культура" РАО.


Начнем с того, что Музей переименовывали несколько раз.

В конце XIX века Музей изящных искусств задумывался Иваном Владимировичем Цветаевым как учебно–образовательный и публичный музей, созданный на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета.

Строительство здания и сбор коллекции шли, главным образом, на средства учредителей Музея и частных жертвователей. Так, 150 тысяч рублей выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Алексеевой ее душеприказчики, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III - в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы.

В 1912 году состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III в присутствии императора Николая II и членов монаршей семьи.

С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. Имя Александра Сергеевича Пушкина было присвоено Музею в 1937 году, в годовщину трагической гибели поэта. Причинами переименования послужили исторические события, особенности проводимой в то время культурной и общественной политики, а также мнения отдельных чиновников.

Сегодня название ГМИИ им. А.С. Пушкина полностью закреплено в памяти посетителей музея, как в России, так и за рубежом. Если вы слышите или читаете фразы «Я был в Пушкинском», «В Пушкинском открылась выставка…», вы сразу же понимаете, о каком именно музее идёт речь.

Название ГМИИ им. А.С. Пушкина давно устоялось, было принято обществом и сегодня воспринимается им как единое целое. Пушкинский музей – это бренд, исторически сложившаяся реальность, которую было бы очень сложно разрушать насильственным вмешательством.

Тем не менее, основатель музея ни в коем случае не забыт. Именно Ивану Владимировичу Цветаеву принадлежит идея создания «мусейского городка». Сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует проект создания Музейного городка в районе Волхонки.

Помимо этого, один из корпусов ГМИИ им. А.С. Пушкина – Учебный художественный музей (улица Чаянова, 15) – носит имя Ивана Владимировича Цветаева. Также в нашем музее также учреждена Премия имени Цветаева. Ну и, наверно, стоит упомянуть, что каждая обзорная экскурсия по Главному зданию начинается около бюста Цветаева и краткого рассказа о зарождении музея.

Вероятно, во многом правы те, кто считает, что по справедливости Музей должен бы носить имя И.В. Цветаева, своего основателя. В то же время есть и противоположные мнения. Возможно, в будущем, при проведении опроса общественного мнения, при коллективном решении культурного сообщества о переименовании Музея, ему может быть присвоено имя Ивана Владимировича.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Как доехать

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком

Адрес: улица Волхонка, дом 12

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00 (касса до 19-00)
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00 (касса до 20-00)

Понедельник — выходной день.

Стоимость билетов в 2020 году

  • Взрослые – 400 рублей
  • Льготные категории – 200 рублей
  • Дети до 18 лет и некоторые другие категории граждан – бесплатно

Есть льготы и бесплатное посещение для отдельных категорий граждан.

Билеты можно купить в кассах и онлайн на официальном сайте

История музея

Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева.

Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Что посмотреть в Главном здании

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.



Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются большие очереди.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии.