Open
Close

Судьба человеческая, судьба народная. Сочинение: Судьба человеческая судьба народная в рассказе Шолохова Судьба человека Конспект судьба человеческая судьба народная

Судьба человеческая судьба народная в рассказе Шолохова Судьба человека
М.А. Шолохов прошел Великую Отечественную войну практически от начала до конца – он был военным корреспондентом. На основе фронтовых заметок писателем созданы главы книги «Они сражались за Родину», рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека».«Судьба человека» – это не просто описание военных событий, а глубокое художественное исследование внутренней трагедии человека, душу которого искалечила война. Герой Шолохова, прототипом которого является реальный человек, с которым Шолохов встретился за десять лет до создания произведения, – Андрей Соколов, рассказывает о своей нелегкой судьбе.Первое испытание, которое проходит Соколов, – фашистский плен. Здесь герой воочию наблюдает, как проявляются в экстремальных условиях все лучшие и худшие человеческие качества, как тесно соседствуют мужество и трусость, стойкость и отчаяние, героизм и предательство. Наиболее показательным в этом отношении является ночной эпизод в разрушенной церкви, куда согнали русских военнопленных.Так, перед нами возникает, с одной стороны, образ врача, который даже в такой отчаянной ситуации не теряет присутствия духа, пытается помогать раненым, до конца сохраняя верность своему профессиональному и нравственному долгу. С другой стороны, мы видим предателя, который собирается выдать фашистам взводного – коммуниста Крыжнева, следуя логике приспособленчества и малодушия и заявляя, что «товарищи остались за линией фронта» и «своя рубашка к телу ближе». Этот человек и становится тем, кого впервые в своей жизни убивает Соколов (до того времени работавший военным шофером) на том основании, что предатель – «хуже чужого».Описания существования военнопленных на принудительных работах наводят ужас: постоянный голод, непосильный труд, жестокие побои, травля собаками и – главное – постоянное унижение… Но герой Шолохова выдерживает и это испытание, символическим доказательством чего может служить его моральный поединок с лагерным комендантом Мюллером, когда Соколов отказывается пить за победу немецкого оружия и, отвергая хлеб с салом, демонстрирует «свое, русское достоинство и гордость». Андрею Соколову удалось выжить в таких нечеловеческих условиях – и это свидетельствует о его мужестве.Однако, несмотря на то, что герой сохранил себе жизнь в физическом смысле, его душа была опустошена войной, которая отняла у него дом и всех родных: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг…». Случайный знакомый Соколова, которому тот и пересказывает историю своей сложной судьбы, прежде всего поражается взгляду своего собеседника: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Наедине с собой Соколов мысленно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»Мы видим, что наиболее жестоким испытанием для Андрея Соколова стала именно мирная, послевоенная жизнь, в которой он не мог найти себе места, оказался как бы лишним, духовно невостребованным: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?». Во сне герой постоянно видит своих детей, плачущую жену, отделенных от него колючей проволокой концлагеря.Таким образом, в небольшом по объему произведении раскрывается сложное, неоднозначное отношение писателя к событиям военного времени, обнажается страшная истина послевоенного времени: война не прошла бесследно, оставив в сознании каждого ее участника мучительные картины насилия и убийства, а в сердце – незаживающую рану утраты родных, друзей, однополчан. Автор относится к войне за Родину как к святому правому делу, считая, что человек, защищающий свою страну, проявляет высшую степень мужества. Однако автор подчеркивает, что сама по себе война как событие, делающее миллионы людей физическими и моральными калеками, противоестественна и противна человеческой природе.Соколову помог духовно возродиться маленький мальчик Ванюшка, благодаря которому Андрей Соколов не остался одиноким. После всего пережитого одиночество для него было бы равносильно смерти. Но он нашел человечка, который нуждался в любви, заботе, ласке. Это спасает героя, «закаменевшее от горя» сердце которого постепенно «отходит, становится мягче».Судьба шолоховских героев – «двух осиротевших людей, двух песчинок, заброшенных в чужие края военным ураганом невиданной силы», в одиночку выживших и после всего пережитого вместе «шагающих по русской земле», является художественным обобщением судеб миллионов наших соотечественников, чью жизнь опалила война. Автор использует прием максимальной типизации, отражая в судьбе главного героя рассказа наиболее характерные черты русского национального характера.Достойное преодоление Соколовым тяжелейших испытаний, переживание страшнейших событий – смерти близких, всеобщего уничтожения и разрушения и его возвращения к полноценной жизни, говорят о необыкновенном мужестве, железной воле и чрезвычайной силе духа героя.В этом отношении признание потерявшего семью Андрея Соколова в том, что он в буквальном смысле является отцом также потерявшего семью Ванюшки, приобретает символическое значение. Война как бы уравнивает героев в их обездоленности и, одновременно, позволяет им восполнить душевные утраты, преодолеть одиночество, «оставляя» в далеком Воронеже кожаное отцовское пальто, о котором случайно вспоминает Ваня.Пронизывающий все произведение образ дороги выступает символом вечного движения, меняющейся жизни, человеческой судьбы. Не случайно также, что рассказчик встречается с героем именно весной – это время года также символизирует постоянное обновление, возрождение жизни.Великая Отечественная война – одна из самых значительных и, одновременно, самых трагичных страниц истории России. Это значит, что книги, написанные об этой войне, в том числе «Судьба человека», никогда не потеряют силы идейно-художественного воздействия на читателя, останутся литературной классикой на долгие времена.


Приложенные файлы

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель: Через преемственность поколений и сохранение семейных традиций показать становление героического характера нашего земляка Николая Петровича Назымка и утверждение национальной идеи верности духовным ценностям.

Научить и обобщить опыт жизни и биографии замечательного человека Н.П.Назымка

Показать, как через верность семейным традициям проходит становление личности патриота, его любовь к Родине, самоусовершенствование, ответственность за свой дом, за свою семью, за героическое настоящее и прошлое своей страны.

На примере жизни человека, чье поколение составляет духовный стержень народа, воспитывать в себе лучшие качества достойного гражданина России.

Повторить материал об этом человеке в СМИ (в школьную газету «Перемена», в областную прессу, в Всероссийскую газету «Ветеран», в альманах «Православный христианин» Статьями и отзывами о фильме по судьбе Н.П.Назымка я хочу привлечь внимание к личности еще живых участников ВОВ. Именно они и составляют соль и цвет нации. У них хочется учится ценить жизнь и бороться против власти золотого тельца.

Судьба человеческая, судьба народная.

(Жизнь - подвиг кавалера Ордена Александра Невского Николая Петровича Назымка.)

Меня зовут Миша Кудряшов. Мне 11 лет. Третий год я ношу кадетскую форму и горжусь этим. Когда мы с ребятами маршируем строем, занимая первые места, или встречаемся с интересными людьми, с ветеранами, я испытываю особое чувство. Не передать, как нас потряс фильм Натальи Анатольевны Соловьевой о калужанах, защитниках Отечества «Душа русской Победы». Где 25, тогда еще живых ветеранов. В том числе и Н.П. Назымок, говорили о том, почему наш народ одолел фашизм, и какой ценой нам досталась Победа. Все они считали, что дело в силе духа наших солдат и командиров. К сожалению, почти все они ушли от нас. Один из последних - Кавалер ордена Александра Невского Н.П.Назымок. Он дождался нового фильма Н.А.Соловьевой о себе, и это его поддерживало. Мне хочется рассказать о его судьбе, судьбе необыкновенного человека, который живет с напоминанием о войне в груди (пуля до сердца немного не дошла, чтобы не рисковать, врачи не стали ее доставать).

Назымок Николай Петрович родился в селе Кербутовка в 1925 году, в обычной крестьянской семье. Рос и учился с двумя братьями. Там же окончил начальную школу. Но не дошел до выпускного вечера, как началась война. Тогда ему шел 17 год. Подумать только, он был всего на 5 лет старше меня! Его братья ушли на фронт (они тоже стали Кавалерами Ордена Александра Невского), а Николай остался дома. Первые два года войны он жил, на Украине где родился на оккупированной территории вместе с родителями, но дух этого парня, как всех людей его поколения, был высок.

«Сначала меня пригласили в полицаи, - рассказывает Николай Петрович. Их село заняли немцы. Я отказался. Сутки продержали под арестом. Обошлось - отец выручил. Однако попал я в чёрные списки неблагонадёжных. После чего, конечно, хорошего ждать не приходилось. Немцы поставили перед выбором: или записывайся в Русскую освободительную армию Власова, или - на работы в Германию. Третьего не дано. Но я этот третий путь нашёл - ушёл в леса и скрывался там три месяца, пока наши село не освободили». Именно тогда у него сложился гордый и очень цельный характер.

В октябре 1943 года Назымок попадает на фронт и учится в полковой школе младших командиров. Первые бои проходили в районе Чернобыля в Украине где были взяты в плен 12 фашистов. За это он был награжден боевой медалью « За отвагу». Вторую медаль « За отвагу» и орден « Красной звезды» Назымок получил за бесстрашные бои в районе Ковеля.

Когда я готовил материалы, то переживал вместе с героем. Я представляю, как в бою разрывом гранаты Николая ранило в щеку. Острая боль. Но поле боя молодой командир не покинул. Но поле боя молодой командир не покинул. На второй день сильное ранение в правую ногу. И госпиталь. В мае 1944 года он заканчивает курсы радистов на 2 Белорусском фронте. А уже в марте 1944 года его, девятнадцатилетнего назначают командиром стрелкового взвода.

«Как командир я порой ощущал себя странно. В моем полку воевали люди, годившиеся мне в отцы, а я, парень девятнадцати лет, вел их в бой» - не без гордости рассказывает Николай Петрович.

Последним сражением стал бой у польского города Цопотт на побережье Балтийского моря. Где был ранен третий раз, пуля попала в грудь и осталась там навсегда.

Я читаю сухие строчки его наградных документов и не перестаю восхищаться. Там написано: «В боях за город Цоппот действовал отважно и умело. 22 марта на подступах к городу со своим взводом уничтожил до 20 солдат противника.23 марта 1945 г. Первым со своим взводом ворвался на окраину города и начал штурмовать дома, занятые противником. Гранатами забросал дом и лично сам уничтожил 5 солдат противника, заняв дом закрепился в нем и продолжал продвигаться вперед. В уличных боях так же действовал смело, очищая дом за домом от врага. В результате стремительного наступления город был очищен от врага. За умелое командование и личную отвагу, проявленные в бою за овладение городом Цоппот, достоин правительственной наградой - ордена КРАСНАЯ ЗВЕЗДА.»

А вот еще короткие строчки из архива: «23 марта 1945 года в бою за г. Цоппот проявил искусство и отвагу, разбив превосходящего по силам противника. Стремительной атакой ворвавшись на окраину города, его взвод был остановлен противником силою до роты, закрепившегося в группе каменных зданий. Атака с фронта противника, укрепившегося за каменными стенами, усиленными амбразурами с огневыми точками, требовала больших жертв. Младший лейтенант Назымок решил ударом с фланга и тыла разгромить противника. Одно отделение своего взвода послал в обход для удара с тыла, а второе - для удара во фланг справа, одним же отделением отвлекал внимание противника с фронта. Заняв исходное положение, отделение по сигналу бросилось в атаку с трех сторон, ошеломленный противник, не ожидал удара с тыла и фланга после короткого сопротивления частично был истреблен, части удалось бежать, при этом было взято в плен 30 солдат противника и открыт дальнейший путь всей роте» За проявленный героизм, храбрость и мужество, а так же успешное выполнение боевых задач девятнадцатилетний младший лейтенант Назымок Н.П. был награжден - орденом Александра Невского.

Этим орденом награждались офицеры- фронтовики от командира взвода до командира дивизии за умелое руководство успешной операцией, где противнику наносился большой урон в живой силе и военной технике. Орден вручили Николаю Петровичу в мае 1945 года по возвращении из госпиталя.

Н.П.Назымок пережил немало: холод, голод, страшную послевоенную голодовку в Украине. Не смотря на это в конце 1947 поступил в железнодорожный техникум. В 1949 году женился на своей однокласснице. Воспитал двоих детей. Закончил Всесоюзный институт инженеров железнодорожного транспорта. Стал Почетным ветераном Московской железной дороги и Почетным железнодорожником. Возглавил организацию ветеранов - путейцев Калужской дистанции пути. Создал комитет кавалеров полководческого ордена Александра Невского и в 1992 году возглавил его.

Среди нас все меньше людей удивительных, необычных для нашего времени, которые прошли рядом со смертью, голодом, но при этом остались верными себе. Их воспоминания, уцелевшие документы, записи и фотографии - наша история, история моего Отечества.

Жизнь и подвиг этого героя стали болью моего сердца. И я горжусь, что есть такие, как я мальчишки - кадеты, готовые пойти за своё Отечество, за своих земляков, за своих близких. Это ветераны передали нам силу своего духа. Мы помним о прошлом, живем настоящим, думаем о будущем.

Николай Петрович и Екатерина Пантелеевна Назымок с дочерью Валентиной и сыном Виталием, г Калуга, 1965 год.

Мы с ребятами из нашего класса посмотрели видеофильм «Жизнь - подвиг»

Вот результаты моего исследования

Фильм понравился - 100%

Фильм произвел большое впечатление, так как

Он реалистический -100%

Он игровой -40%

Он детский - 60%

Он познавательный - 70%

Он интересный - 50%

В нем дух хорошей семьи - 70%

Он поучительный - 70%

Он учит помнить уроки прошлого. Уроки Второй мировой войны -90%

Вот что написали кадеты моего класса в откликах на видеофильм

Настя Сухарева : Мне очень понравился видеофильм Н.А.Соловьевой «Жизнь - подвиг». Главный герой такой храбрый и умный. Из биографии Н.П.Назымка особенно задела тема детства и военной юности Н.П.Назымка.

Никита : Фильм такой познавательный. Я полностью погрузился в этот фильм. Мне кажется, что ребята тоже.

Ангелина Михальчук : Отличный фильм. Наше счастье, что есть что жив еще наш ветеран. И о таком живом человеке, снят этот фильм. Мне кажется, что такие фильмы делают нас сильнее и лучше.

Лиза Кузьмина: Ребята так выразительно сыграли детство и юность героя. Его старшие братья сформировали его как человека, как героя. Все три брата оказались героями, остались живы и гордились друг другом. Этот дух хорошей семьи воспитал в своих детях и сам Николай Петрович Его дети и внук рассказали, как всегда гордились Николаем Петровичем. В конце фильма прозвучала песня « Я люблю тебя, жизнь». Это как девиз, как лет мотив всей жизни Николая Петровича.

Попова: Меня взволновала история осады и победы в г.Цопоте. И сам юный командир, и его солдаты не растерялись. Николай Петрович проявил полководческий талант в этом бою. Он настоящий командир.

Миша Миненко: Меня этот фильм очень задел. Он такой реалистический и проникновенный.

Аня Слепова: У меня перехватило дух, когда я увидела с экрана этого человека - героя. Веришь всему что показывают в фильме.

Соня Богомолова: Ребята - актеры сыграли замечательно. Хотя мне было не по себе от правды. О войне самые интересные сцены.

Лева Лоскутов: Фильм такой познавательный, что испытываешь гордость за этого человека. Ведь пуля чуть не попала в сердце и осталась там рядом на всю жизнь, что бы у нас, теперешних было спокойствие и счастье.

Я выскажу и свое мнение. Фильм такой интересный и поучительный, что я, изучив биографию Николая Петровича, с увлечением его посмотрел. Такие фильмы очень важны, ведь нельзя забывать о подвигах нашего народа. В фильме судьба человеческая переплетается с судьбой всего народа. Нельзя забывать о прошлом. Иначе оно может возвратиться.

Заключение:

Развитие человека - это и основная цель и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня и в долгосрочной перспективе наш абсолютно национальный приоритет.

Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов(из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на Заседании Госсовета « О стратегии развития России до 2020 года. 08.02.2008г»

Литература:

Книги:

  1. Анатолий Демидов. Семья защитников отечества из Кербутовки.. Калуга. 2007г.
  2. Евгений Комлев, «Победители» стр. 85-121
  3. Сергей Михеенков. Взвод, приготовиться к атаке!.. Лейтенанты Великой Отечественной. 1941-1945:. г.Таруса. 2007 год
  4. Н.А.Соловьева «Эстафета памяти», стр. 13-14. Калуга, 2007г
  5. Видеофильм, «Жизнь-подвиг»; Н.А.Соловьева и А.В.Травина, 2017г

Журналы:

  1. «100 строк о войне и мире от ветеранов Великой Отечественной войны», журнал Жить Хорошо 3 июня 2016
  2. Журнал Гудок. Выпуск 25,07,2008 7 полоса. Вячеслав Степовой «Третий путь Николая Назымка».
  3. Дорожная территориальная организация РОСПРОФЖЕЛ на московской железной дороге. Наталья Дубникова. « Герои Великой Отечественной войны с нами» размещено 27 апреля 2016

Документы:

  1. Приказ от 7 апреля 1944 года
  2. Наградной лист от 30 марта 1945 года
  3. Приказ «№131 от 12 апреля 1945 года
  4. Приказ № 2 /Н от 15 января 1944 года
  5. Наградной лист от 24 марта 1945 года

Приложение.

В своей работе кадет- юниор Миша Кудряшов рассказывает не только судьбу ветерана, но и роль семьи в становлении характера Н.П. Назымка. Он показал, что наша работа как пристанище памяти об этом человеке, о котором написано и сказано немало добрых слов. На видеофильм Н.А.Соловьевой который Миша просмотрел с одноклассниками, еще одна интересная и увлекательная страница биографии главного героя.

В судьбе младшего лейтенанта Н.П. Назымка отразилась судьба и правда целого поколения освободителей. В судьбе человеческой - судьба народная.

Подкопаева В.С.

Назымок Н.П. во втором ряду третий справа

Созданы главы книги «Они сражались за Родину», рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека».

«Судьба человека» – это не просто описание военных событий, а глубокое художественное исследование внутренней трагедии человека , душу которого искалечила война . Герой Шолохова, прототипом которого является реальный человек , с которым Шолохов встретился за десять лет до создания произведения, – Андрей Соколов, рассказывает о своей нелегкой судьбе.

Достойное преодоление Соколовым тяжелейших испытаний, переживание страшнейших событий – смерти близких, всеобщего уничтожения и разрушения и его возвращения к полноценной жизни, говорят о необыкновенном мужестве, железной воле и чрезвычайной силе духа героя.

В этом отношении признание потерявшего семью Андрея Соколова в том, что он в буквальном смысле является отцом также потерявшего семью Ванюшки, приобретает символическое значение. Война как бы уравнивает героев в их обездоленности и, одновременно, позволяет им восполнить душевные утраты, преодолеть одиночество, «оставляя» в далеком Воронеже кожаное отцовское пальто, о котором случайно вспоминает Ваня.

Пронизывающий все произведение образ дороги выступает символом вечного движения, меняющейся жизни, человеческой судьбы. Не случайно также, что рассказчик встречается с героем именно весной – это время года также символизирует постоянное обновление, возрождение жизни.

Великая Отечественная война – одна из самых значительных и, одновременно, самых трагичных страниц истории России . Это значит, что книги, написанные об этой войне, в том числе «Судьба человека», никогда не потеряют силы идейно-художественного воздействия на читателя, останутся литературной классикой на долгие времена.


Урок №3

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»

«Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля»

Ход урока:

    Музыкальное приветствие.

    Проверка по журналу.

    Проверка домашнего задания.

    Повторение пройденного материала:

    • Что такое театр?

      Что такое опера? Музыкальный спектакль, в котором все поют. Это вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия.

      Как с итальянского переводится слово опера? (сочинение или труд)

      В какой стране впервые возникли оперные спектакли? Италия.

      Какие бывают разновидности опер? (эпические, лирические, комические, драматические)

      Этапы сценического действия в драме? (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)

      В музыкальной драме особую роль играет…..? конфликт.

      Как называется литературная основа оперы? Либретто.

      На какие части делиться опера по законам театра? На действия – картины – сцены.

      Обычно опера открывается вступлением, которое называется….? Увертюра.

      А кто ее исполняет? Симфонический оркестр.

      А для чего она нужна в опере? Чтобы увлечь и заинтересовать зрителя, приковать внимание к тому, что сейчас будет происходить на сцене.

      Основной характеристикой главных героев является их пение, а как называются их музыкальные номера? Ария, речитатив, песня, каватина, трио, дуэт, хор, ансамбль.

      Что такое ария, речитатив, песня, каватина, трио, дуэт, хор, ансамбль?

      Нам пришло музыкальное письмо? Угадайте, что звучит?

      Правильно Увертюра, а из какой оперы? (Иван Сусанин)

      Какого века этот композитор? 19в.

      Найдите его среди других портретов?

      Какое второе название имеет эта опера? Жизнь за царя

      Что положено в основу этой оперы? Реальные исторические события 1612г.

      Кто главный герой этой оперы? Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество.

5. Новая тема:

Сегодня мы продолжим наш разговор об опере русского композитора М. И. Глинки «Иван Сусанин»

«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

Большая часть оперы была написана прежде слов: я думаю, такой курьезной истории не случалось еще ни с одной оперой.

Дело в том, что первая мысль Глинки была написать не оперу, но нечто вроде картины, как говорил он, или симфонической оратории.

Все музыкальное создание в главных чертах его было уже в голове; помнится, он хотел ограничиться лишь тремя картинами : сельской сценой, сценой польской и окончательным торжеством. Высокий патриотизм, благородная гражданственность думы Рылеева, герой которой отдает свою жизнь за отчизну, были близки сознанию Глинки. Жуковский стал его советчиком и даже сочинил текст эпилога оперы, а в качестве либреттиста рекомендовал барона Розена, секретаря наследника престола.

Текст сочинялся на готовую музыку, вся планировка действия принадлежала композитору.

В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Познакомимся с главными действующими лицами оперы:

Иван Сусанин, крестьянин села Домнина,

Антонида (его дочь),

Ваня (приемный сын Сусанина),

Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.

Действие первое Крестьяне села Домнина, среди которых - Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну. "Кто на Русь дерзнет, смерть найдете. Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов: это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает отказом: "Нынче не до свадеб. Время боевое!"

Действие второе Пышный бал у польского короля Сигизмунда. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются. Однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.

Первое – называется русским, в нем рассказывается о том, как на Русь напали поляки и народ собирает ополчение на борьбу с врагом.

Второе действие – называется польским. Тут композитор показал бал в замке польского короля.

В третьем действии происходит столкновение двух сил.

И четвертое действие развязка и подвиг.

Действие третье Ваня, приемный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названый отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты - поскорее стать воином и пойти защищать отчизну.

И так, послушаем незатейливую песню приемного сына Ивана Сусанина Вани, незатейливую и полную нежности и благородства к отцу. К пению присоединяется голос Сусанина и получается дуэт.

Смотрим видеоролик из оперы Песня Вани

Между тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни, Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости - пришел наконец этот долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву. Вначале Сусанин отказывается: "Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь", - гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков к стану Минина. Тихо говорит он Ване, чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина. Горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает о случившемся. Крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

Слушаем романс Антониды «Не о том грущу подруженьки».


Действие четвертое . Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня. В стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. "Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!" - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Смотрим видеоролик сцена в лесу.

Эпилог . Картина первая. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола. Все славят царя, великую Русь, русский народ, родную Москву. Здесь же - Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: "Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин". Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

Слушаем хор «Славься»

6. Итог урока:

Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.

Опера «Иван Сусанин» воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века.

Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.

7. Распевание.

8. Разучивание песни.

М.А. Шолохов прошел Великую Отечественную войну практически от начала до конца – он был военным корреспондентом. На основе фронтовых заметок писателем созданы главы книги «Они сражались за Родину», рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека».

«Судьба человека» – это не просто описание военных событий, а глубокое художественное исследование внутренней трагедии человека, душу которого искалечила война. Герой Шолохова, прототипом которого является реальный человек, с которым Шолохов встретился за десять лет до создания произведения, – Андрей Соколов, рассказывает о своей нелегкой судьбе.

Первое испытание, которое проходит Соколов, – фашистский плен. Здесь герой воочию наблюдает, как проявляются в экстремальных условиях все лучшие и худшие человеческие качества, как тесно соседствуют мужество и трусость, стойкость и отчаяние, героизм и предательство. Наиболее показательным в этом отношении является ночной эпизод в разрушенной церкви, куда согнали русских военнопленных.

Так, перед нами возникает, с одной стороны, образ врача, который даже в такой отчаянной ситуации не теряет присутствия духа, пытается помогать раненым, до конца сохраняя верность своему профессиональному и нравственному долгу. С другой стороны, мы видим предателя, который собирается выдать фашистам взводного – коммуниста Крыжнева, следуя логике приспособленчества и малодушия и заявляя, что «товарищи остались за линией фронта» и «своя рубашка к телу ближе». Этот человек и становится тем, кого впервые в своей жизни убивает Соколов (до того времени работавший военным шофером) на том основании, что предатель – «хуже чужого».

Описания существования военнопленных на принудительных работах наводят ужас: постоянный голод, непосильный труд, жестокие побои, травля собаками и – главное – постоянное унижение… Но герой Шолохова выдерживает и это испытание, символическим доказательством чего может служить его моральный поединок с лагерным комендантом Мюллером, когда Соколов отказывается пить за победу немецкого оружия и, отвергая хлеб с салом, демонстрирует «свое, русское достоинство и гордость». Андрею Соколову удалось выжить в таких нечеловеческих условиях – и это свидетельствует о его мужестве.

Однако, несмотря на то, что герой сохранил себе жизнь в физическом смысле, его душа была опустошена войной, которая отняла у него дом и всех родных: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг…». Случайный знакомый Соколова, которому тот и пересказывает историю своей сложной судьбы, прежде всего поражается взгляду своего собеседника: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» Наедине с собой Соколов мысленно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

Мы видим, что наиболее жестоким испытанием для Андрея Соколова стала именно мирная, послевоенная жизнь, в которой он не мог найти себе места, оказался как бы лишним, духовно невостребованным: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?». Во сне герой постоянно видит своих детей, плачущую жену, отделенных от него колючей проволокой концлагеря.

Таким образом, в небольшом по объему произведении раскрывается сложное, неоднозначное отношение писателя к событиям военного времени, обнажается страшная истина послевоенного времени: война не прошла бесследно, оставив в сознании каждого ее участника мучительные картины насилия и убийства, а в сердце – незаживающую рану утраты родных, друзей, однополчан. Автор относится к войне за Родину как к святому правому делу, считая, что человек, защищающий свою страну, проявляет высшую степень мужества. Однако автор подчеркивает, что сама по себе война как событие, делающее миллионы людей физическими и моральными калеками, противоестественна и противна человеческой природе.

Соколову помог духовно возродиться маленький мальчик Ванюшка, благодаря которому Андрей Соколов не остался одиноким. После всего пережитого одиночество для него было бы равносильно смерти. Но он нашел человечка, который нуждался в любви, заботе, ласке. Это спасает героя, «закаменевшее от горя» сердце которого постепенно «отходит, становится мягче».

Судьба шолоховских героев – «двух осиротевших людей, двух песчинок, заброшенных в чужие края военным ураганом невиданной силы», в одиночку выживших и после всего пережитого вместе «шагающих по русской земле», является художественным обобщением судеб миллионов наших соотечественников, чью жизнь опалила война. Автор использует прием максимальной типизации, отражая в судьбе главного героя рассказа наиболее характерные черты русского национального характера.

Достойное преодоление Соколовым тяжелейших испытаний, переживание страшнейших событий – смерти близких, всеобщего уничтожения и разрушения и его возвращения к полноценной жизни, говорят о необыкновенном мужестве, железной воле и чрезвычайной силе духа героя.

В этом отношении признание потерявшего семью Андрея Соколова в том, что он в буквальном смысле является отцом также потерявшего семью Ванюшки, приобретает символическое значение. Война как бы уравнивает героев в их обездоленности и, одновременно, позволяет им восполнить душевные утраты, преодолеть одиночество, «оставляя» в далеком Воронеже кожаное отцовское пальто, о котором случайно вспоминает Ваня.

Пронизывающий все произведение образ дороги выступает символом вечного движения, меняющейся жизни, человеческой судьбы. Не случайно также, что рассказчик встречается с героем именно весной – это время года также символизирует постоянное обновление, возрождение жизни.

Великая Отечественная война – одна из самых значительных и, одновременно, самых трагичных страниц истории России. Это значит, что книги, написанные об этой войне, в том числе «Судьба человека», никогда не потеряют силы идейно-художественного воздействия на читателя, останутся литературной классикой на долгие времена.