Open
Close

Творческий проект "Матрёшка-образ и душа России". Проект "Русская матрёшка"

Проект: «Русская Матрёшка»

Вид проекта : Творческий с элементами исследования.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: С детсадовского возраста мне интересна кукла-Матрёшка. Она привлекает своей загадочностью. Внутри одной куклы прячутся еще 4,5,6… Я решила побольше узнать об этой игрушке. Когда я стала читать о матрёшке разную литературу, то у меня возник проблемный вопрос: почему современные девочки играют куклами, пришедшими к нам из других стран (Барби, монстр-хай….) и не играют русской матрёшкой.

Цель: Популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстниц.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с историей появления Матрёшки и способам её изготовления через изучение специальной литературы;

2. Выяснить значимость матрёшки для современных детей.

3. Изготовить матрёшку.

Гипотезы проекта: Я предполагаю:

1. Что матрёшка хранит в себе много секретов.

2. Матрёшку можно сделать своими руками.

Продукт проекта: Авторские матрёшки.

1. Теоретическая часть.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Она всегда завораживала меня свое простотой и загадочностью. Всегда удивляла, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречалась в детском садике. Много раз я задумывалась о происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решила узнать побольше об этом чуде – русской матрёшке с помощью исследования.

1.1. Появление матрёшки на Руси.

МАТРЁШКА (предположительно от уменьшительного имени «МАТРЁНА, что означало статная дама») - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Первую русскую матрёшку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин. Эскиз для росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Самая первая в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в конце 19 века в 90-х годах в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову (крупному промышленнику). Эта была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Русская матрёшка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрёшка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ материнства, а также плодородия, богатства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

В 1902 году здание в Леонтьевском переулке выкупил С.Т. Морозов для создания в нем Кустарного музея. В 2000 году Фондом народных художественных промыслов РФ была организованна выставка, которая была посвящена столетнему юбилею матрешки. С этой выставки и началось формирование постоянной экспозиций, в которой была представлена промысловая и авторская матрешка.

И наконец, в 2001 году первый в России музей был открыт для посещений в Москве, в котором хранится самая первая разъемная игрушка-матрешка. В музее посетители имеют возможность узнать подробную историю этой очаровательной барышни, а также посетить Салон изделий народных промыслов, в котором очень трудно устоять и не купить себе сувенир. Желающие могут получить мастер-класс по росписи матрешек, и приобрести наиболее понравившиеся образцы.

1.2. Работа над созданием матрёшки.

Делают матрёшек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтоб не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе (вытачиванию фигурок). Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается.

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил).

1.3. Разновидности матрешек.

Матрёшек изготавливали в разных городах, и они имели свои отличительные особенности. (См. в таблице)


Сергиев-Пасадская

Используется три-четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый, синий с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.

Я из Сергиева-Пасада

Встрече с Вами очень рада.

Мне художниками дан

Ярко русский сарафан.

Семёновская матрёшка

Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов.

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к Вам пришла букет цветов садовых

Розовых, бардовых в подарок принесла.

Полхов-Майданская

Роспись матрёшек строится на сочетании малиново-красного, жёлтого, зеленого и черного цветов.

Я Подружки из Майдана, могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками.

И ягодами разными, спелыми и красными.

Загорская

матрешка

Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове платок, а поверх сарафана фартук

Вятская матрешка

Традиционно одета в красный платок, и светлый передник, на котором изображается букет из красных цветов.

Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы матрёшки вятские всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши.

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиций, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрёшки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

Итак, матрёшка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку.

Русская матрёшка - она была и остается творением человеческих рук.

Русская матрёшка – душа России.

ВЫВОД: Выдвинутая мной гипотеза о том, что Матрешка действительно, хранит в себе много секретов, доказана.

2. Исследовательская часть.

2. 1. Анкетирование.

Добывая для исследования информацию о матрешках, мне стало интересно, а у многих ли есть сейчас такая игрушка-матрёшка и как дети к ней относятся? И решила сделать анкетирование среди девочек своего и других классов.

Которое состоит из 5 вопросов. И вот что у меня получилось.

Результаты анкетирования.

Всего в опросе участвовало 53 девочки.

Да-47

Нет-6

Есть ли у Вас дома эта игрушка?

Да-24

Нет-30

Нравится ли Вам матрёшка?

Да, очень-1

Да-49

Нет-2

Не знаю-1

Чем Вам нравится матрёшка?

Красивая-22

Весёлая-6

Смешная-3

Интересная-4

Красиво украшена-1

Что она собирается, разбирается-1

Есть другие куклы внутри-2

Разноцветная-1

Расписная старинная игрушка-1

Хотите ли вы, чтобы Матрёшка стала одной из ваших игрушек?

Очень-5

Да-38

Нет-9

Не знаю-1

Вывод: На основании проведенного анкетирования и подсчета результатов я сделала выводы, что многие знают кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению дома, она есть не у многих. Почти всем девочкам, которые участвовали в анкетировании нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек. Матрёшка привлекает девочек тем, что она красивая, весёлая, смешная.

2.2. Результаты исследования магазинных прилавков.

Даже я при работе над проектом настолько заинтересовалась этой игрушкой, что когда я искала в магазине матрёшек, не удержалась чтобы ее себе не купить. Теперь у меня тоже есть игрушка матрёшка, мне она нравится тем, что она яркая, красиво расписана и в ней есть еще куклы меньшего размера.

А) Игрушечные магазины .

+

Товары для детей (ул. Гагарина)

-

1000 мелочей.

+

«Цветы»

+

Б) Продуктовые магазины.

Также когда мы ходили в продуктовые магазины, я увидела, что символ матрёшки используют в упаковке для чая, используя символ разных стран.

Вывод: Исследуя магазины нашего города, я сделала вывод. Матрёшку при желании купить в нашем городе можно, но стоит она не дешево. Матрёшки есть различного размера, разной росписи. Я увидела матрёшку Вятскую, Гжель, но в основном это матрешки авторские символизирующие героев различных сказок.

3. Творческая работа.

Мы с Мамой решили сделать матрешек в технике папье-маше и вот что у нас получилось.

Также образ матрешки выполнен в технике аппликация.

Еще одну матрёшку мне сделала мама. В технике вязания спицами. Вот что у нее получилось. Это конечно образ матрешки, (она не открывается), но я с удовольствием ей играю.

На уроке ИЗО я рассказала ребятам про историю матрешек, про виды матрешек.

И предложила им тоже нарисовать матрешку и расписать, кто как хочет.


Я выбрала самые понравившиеся матрешки и представляю их в проекте.

ВЫВОД: Сделав матрёшку своими руками, я поняла, что не каждый может стать мастером по изготовлению настоящей матрёшки, но создать образ игрушки под силу каждому ученику.

Заключение.

В ходе работы над проектом я открыла для себя много нового и интересного:

    Первая матрёшка появилась в России в конце 19 века.

    Выточил ее токарь В. Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина.

    Имя матрёшки появилось от имени «Матрёна» что означает «Знатная дама».

    Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства.

    Существует несколько видов матрёшки: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Загорская, авторская.

    Матрёшку изготавливают по специальной технологии.

    Я доказала 1 гипотезу о том что Матрешка действительно, хранит в себе много секретов

В ходе исследовательской части выяснила: что многие знают кто, такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению дома, она есть не у многих. Всем девочкам, которые участвовали, в анкетировании нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек.

В результате работы над творческой частью : мы создали матрёшку в технике папье-маше, и образы матрёшек в технике вязания, аппликации. Я подтвердила свою 2 гипотезу, о том что, Матрёшку можно сделать своими руками.

Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение. ru /Картинки-яндекс

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка - самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет - что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше - больше, выше - ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки -путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
  2. ОО: «Откуда появилась матрешка?».
  3. ОО «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. ОО «Матрёшка - как символ семьи».
  5. ОО «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса - всему лесу краса», «Береги лес, люби природу - будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка - Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка - символ русского искусства.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 села Горькая Балка

Советского района» Ставропольского края

«Матрёшка – образ и душа России».

Щербаков Иван, ученик 3 Б класса

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Федоренко Лариса Владимировна

с.Горькая Балка

1.Введение_________________________________________________3

2.Глава 1. Подготовительный этап_____________________________6

3.Глава 2.Информационный этап______________________________7

4.Глава 3.Практический этап_________________________________10

5. Глава 4. Заключительный этап______________________________12

6. Список литературы_______________________________________13

7. Приложение_____________________________________________14

Введение:

Русская матрёшка,

Как ты хороша!

Яркая одежда

На тебе всегда.

Сарафаны расписные

Выдумал народ,

И одежды дорогие

Носишь круглый год.

Тема проекта посвящена матрёшке. Матрёшка -уникальная русская игрушка, которая покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Актуальность темы в том, что матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно - прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь. А об этом мечтает каждый на земле. Матрёшка остаётся символом материнства.

Эта тема заинтересовала меня не случайно. Она завораживала меня свое простотой и загадочностью. Удивляло, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой я встречался в детском садике. Много раз я задумывался о её происхождении, где и когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. Я решил узнать побольше об этом чуде – русской матрёшке с помощью исследования.

Тема проекта: « Матрёшка – образ и душа России» .

Цель:

    узнать, почему с давних пор русскую игрушку Матрёшку называют душой России.

    популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстников.

Задачи проекта:

    познакомиться с историей появления Матрёшки и способами её изготовления через изучение специальной литературы;

    выяснить значимость матрёшки для современных детей.

    изготовить матрёшку.

Гипотезы исследования : Я предполагаю:

    что Матрёшка хранит в себе много секретов.

    Матрёшку можно сделать своими руками.

Методы исследования:

    наблюдение;

  • анкетирование.

Ожидаемые результаты:

    знание истории происхождения Матрёшки;

    знание особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

    умение передавать простейшие элементы росписи Матрёшек.

    повысятся познавательные способности;

    расширится интерес и желание к творческой деятельности.

Продукты проекта:

    выставка рисунков и аппликаций;

    матрёшка из папье-маше.

План работы над проектом:

1.Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы.

2.Сбор информации по теме из различных источников.

3.Проведение опроса у учащихся.

4.Подготовка наглядных материалов по теме проекта.

5.Подготовка и проведение беседы со сверстниками.

6.Совместное оформление конкурса рисунков, выставка аппликаций.

7.Анализ результатов исследования, подведение итогов.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный.

2.Информационный.

3.Практический.

4.Заключительный.

1.Подготовительный этап.

Матрёшка - это уникальная особенная поделка, которой Россия славилась всегда и сегодня не потеряла актуальность. Матрёшка - это добрый подарок для родных и друзей, лучший сувенир для туристов, выразительная игрушка, и уникальный предмет для коллекционирования. Мне очень хотелось узнать, когда они появились, какие бывают матрешки, почему их делают такими, как придумывают узоры их нарядов. Я думаю, что данное исследование поможет нам лучше узнать традиции своего народа, понять русскую душу, ответить на вопрос: почему современные девочки играют с куклами, пришедшими к нам из других стран и не играют русской матрёшкой. Для успешной работы необходимо было поставить гипотезу и определить цель исследования.

Цель , которую я поставил перед собой - узнать, почему с давних пор русскую игрушку Матрёшку называют душой России и

популяризовать русскую народную куклу-Матрёшку среди своих сверстников. Следующим шагом было определение задач исследования, с чем я тоже справился.

2. Информационный этап.

На данном этапе был проведён анализ литературы по теме исследования, чтение стихов, информационных текстов, сказок, частушек, просмотр видеороликов и т.д.В процессе работы над проектом было изучено много познавательной информации в книгах и на сайтах Интернет о Матрёшках. Подготовка материалов для проведения бесед с учениками нашей школы.

Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,
Разноцветные флажки, расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.
И живут они друг в дружке –
Это русские подружки.

Матрёшка… Это русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Как появилась деревянная кукла? Сколько ей лет?
Какие бывают матрёшки? С матрёшками мы дружили давно, а вот когда они появились и где, и что такое матрёшка не знали.

Я заинтересовался этим, стал искать ответы в толковых словарях.Начиная работу, в первую очередь я задал себе вопрос: что же такое «матрешка»?

Сравнив определения, я сделал вывод, что они, дают одинаковое толкование этого слова, деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера.

В Россию матрёшку привезли из Японии в виде лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько фигурок вложенных друг в друга. Фукурума и стал «папой» русской матрёшки. Русские мастера сделали похожие игрушки из дерева, а художники расписали.

Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.

Вот такой была самая первая русская игрушка, ставшая русским национальным сувениром. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль.

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одинаковыми природными материалами. Как правило, матрешек изготавливают из древесины таких деревьев как липа, береза, ольха, осина.

Матрёшек можно изготовить не только из дерева. Они изготавливаются из различных материалов: бумаги и картона, глины и пластилина, ткани, пряжи, в технике папье-маше.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка –кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?- ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка,

И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если ласково - то Матрёшка. Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна , Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать . Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем..

Матрёшка – всех «матерь». Народится человек, он мать любит, потом семью, потом Родину. Вся эта любовь в нашей куколке в самой серёдочке и запрятана. Проста матрешка с виду, а с секретиком. С открытой доброй душою игрушка эта, как и вся наша Россия.

Интересно и то, что после появления первой матрёшки в разных районах России художники начали расписывать матрёшек, так нравилась им кукла Матрёна! И все они делали это по-разному.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение.

Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

Полховская, вятская –

Вот какая разница!

1. Загорская матрешка в чем-то походит на первую матрешку. Так же наряжена, в руках держит узелок, корзину или цветы. Это круглолицая девушка в платке с разноцветной каймой. На ней яркий русский сарафан и передник с узором

2 .Семеновская матрешка стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Традиционно одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник, на котором изображается большой букет из разных цветов

Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

3. Полховская матрешка - вытянутая по вертикали фигурка с маленькой, жестко очерченной головкой

Матрешки Полховского Майдана расцвечены веткой с алыми цветами. Лицо обрамляют «кудри» . У нее нет таких деталей как руки, сарафан, кофта. Нет платка с завязанными концами. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку.

4 . Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.

Наряды матрёшек были разными. На сарафанах матрёшек расцветали цветы. Девушки изображались в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.

Позже на матрёшках стали изображать сказки «Колобок», «Репка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению»,

«Жар-птица», Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке». Появились матрёшки-животные, герои мультфильмов…

ВЫВОД: Выдвинутая мной гипотеза о том, что Матрешка действительно хранит в себе много секретов, доказана.

Мои исследования показали: русская матрёшка является олицетворением самой России, с её широкой душой, пёстрыми нарядами и большими семьями. Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

3. Практический этап.

Практическую часть моего исследования я начал с социологического опроса учащихся и их родителей.

Обработка полученных данных позволила сделать некоторые выводы о месте матрешки в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного исследования. Для анкетирования я взял пять вопросов. Всего в опросе участвовало 58 человек (43 ребёнка и 15 взрослых).

Вопрос.

Ответ.

Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрёшку?

Есть ли у Вас дома эта игрушка?

Нравится ли Вам матрёшка?

Да, очень-6

Чем Вам нравится матрёшка?

Красивая-25

Весёлая-10

Смешная-5

Интересная-6

Красиво украшена-1

Что она собирается, разбирается-3

Есть другие куклы внутри-4

Разноцветная-2

Расписная старинная игрушка-2

Хотите ли вы, чтобы Матрёшка стала одной из ваших игрушек?

ВЫВОД: На основании проведенного анкетирования и подсчета результатов я сделал выводы, что многие знают кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению, дома, она есть не у многих. Почти всем детям, которые участвовали в анкетировании, нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы она стала одной из их игрушек. Матрёшка привлекает тем, что она красивая, весёлая, смешная.

В классе провели конкурс на лучший рисунок, аппликацию. Я выбрал самые понравившиеся матрешки и представляю их в проекте.

Я долго думал над, тем, какую матрёшку могу создать? Хотелось придумать, что-то особенное.

Я решил сделать матрешек в технике папье-маше.

Описание:

1.Подоготавил свое рабочее место, материалы и инструменты, необходимые для работы.

2. Взял не нужные листы бумаги, журнал и газету, и сформировал шар. Понадобятся два шара, один шар большой, другой поменьше.

3. Обмотал бумажные шары скотчем, для плотности. Шар, который побольше должен плотно входить в ведерко, а который поменьше, будет служить головой для матрешки.

4.Маленький шар при помощи скотча приделал к большому шару, как показано на фото- у нас должна получится вот такая заготовка будущей матрешки.

Вот заготовка и готова.

5.Теперь беру кусочки бумаги и обклеиваю при помощи кисти и клейстера заготовку.

Мой совет: в целях экономии белой бумаги сначала обклеивал газетными кусочками,а верхний последний слой белой бумагой, клейстер тоже использовал не сильно много, чтоб изделие не пузырилось. Чем больше слоев, тем равнее и прочнее наша матрешка.

6. Дал матрешке просохнуть на солнышке сутки, можно у отопительных приборов. Изделие готово к росписи. А расписать матрешку помогла фантазия и выдумка.

Вот результат моей работы.

ВЫВОД: Сделав матрёшку своими руками, я понял, что не каждый может стать мастером по изготовлению настоящей матрёшки, но создать образ игрушки под силу каждому ученику.

4.Заключительный этап.

В ходе работы над проектом я открыл для себя много нового и интересного:

Первая матрёшка появилась в России в конце 19 века;

Выточил ее токарь В. Звездочкин по эскизу художника С.В. Малютина;

Имя матрёшки появилось от имени «Матрёна» в корне которого лежит латинское слово «mater», означающее – мать ;

Матрешка является символом плодородия, богатства, материнства;

Существует несколько видов матрёшки: Сергиево-Посадская, Семёновская, Полхов-Майданская, Вятская, Загорская, авторская;

Матрёшку изготавливают по специальной технологии.

Я доказал 1 гипотезу о том что Матрешка,действительно, хранит в себе много секретов

В ходе исследовательской части выяснил, что многие знают, кто такая игрушка-матрёшка, но, к сожалению, дома, она есть не у многих. Всем детям нравится матрёшка, и они очень хотели бы, чтобы матрешка стала одной из их игрушек.

В результате работы над творческой частью мы создали матрёшку в технике папье-маше и образы матрёшек в технике рисования, аппликации. Я подтвердил свою 2 гипотезу о том,что Матрёшку можно сделать своими руками.

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, потому что была и остается творением человеческих рук,а чудо в том,что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.

А для себя я сделал выводы:

1.Матрешка – это символ русского народного искусства, символ материнства и продолжения рода.

2.Матрешка – это образ русской красавицы.

3.Матрёшка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

4.Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Работа принесла мне огромное удовольствие и удовлетворение.

5. Список литературы:

Иллюстрации матрешек. http://www.polygon.ee/portal

Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство в 3 классе» Издательство «Просвещение».

Воробьева Т.П., Воробьева В.А. «РУССКАЯ МАТРЁШКА » Учебно-методическое пособие, Курган, 2008

Клиентов, А.Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А.Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.

тайна матрешки сайт http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000105

старинные матрешки сайт http://www.thimble.ru/mat2.html

символы России сайт http://www.samoffar.ru/matreshki.shtml

История матрешки сайт http://www.organizmica.org/archive/504/grmd.shtml

Стихи,частушки.Интернет-источники.

http://images.yandex.ru/Картинки-яндекс

6.Приложение.

1.Анкета.Социологический опрос.

2.Стихи и частушки о Матрёшке.

3.Рисунки, аппликации, поделки.

Приложение

Загадка. Яркий сарафанчик, расписной платочек,

Прячутся внутри неё, дочки и сыночки!

Кто это, дети? (матрешка).

Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Песня («Мы матрешечки, мы круглешечки )

1.Я матрешка-сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка.

2.Я, матрешечка - краса,

очень длинная коса.

Ленту алую вплету,

Хороводы заведу.

3.Мастер выточил меня,

Из куска березы.

До чего ж румяна я,

Щечки словно розы!

4.Яркий сарафан на мне,

Вышитая блузка.

Как же он сейчас красив

Мой костюмчик русский!

5.Вместе выйдем в хоровод,

Ножкой топнем – топ – топ - топ!

Будем петь и веселиться

Вместе с нами весь народ!

6. Мы весёлые сестрицы,

Мы матрёшки озорницы.

Ой да все мы круглолицы

Знаменитые сестрицы.

7. Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Но не можем расставаться

И боимся потеряться.

И всегда нас аккуратно

Надо всех вложить обратно.

8. Так похожи друг на дружку

Деревянные подружки.

Много нас или немножко

Но зовут нас всех матрёшки.

9. Наша русская матрёшка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

10. Никогда мы не скучаем,

Есть секрет у нас внутри.

В руки взял одну матрёшку-

Оказалось целых три.

11. И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе очень дружно

Спим мы все одна в другой.

12 .Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах,

На весь мир молва идет.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Кто матрёшку создал, я не знаю,

Но известно всем, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь плеснул в её глаза.

И, пустив в неповторимый танец,

Он,должно быть, весело сказал.

Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели всегда честной народ!

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере- творце.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куклу ты открой-

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую.

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая,

Куколка пузатая.

А внутри пустая,

В ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая.

А в седьмой- восьмая.

Эта кукла меньше всех.

Чуть побольше, чем орех.

Вот,поставленные в ряд,

Сёстры куколки стоят.

Сколько вас?,-у них мы спросим,

И ответят куклы: ВОСЕМЬ.

Песня «Мы веселые матрешки, ладушки»

Мы - веселые матрешки,

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

Ай да кукла,

Ай да милашка!

Неслыханное чудо,

Невиданное диво!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

Много лет у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Ты, играй, моя гармошка,

Ты, подружка, подпевай!

Частушки (поют матрешки)

1.Очень любим мы матрёшки

Разноцветные одёжки.

Сами ткём мы и прядём,

Сами в гости к вам идём.

3. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко.

Две матрёшки, три матрёшки,

И одна матрёшечка.

4. Шли по ягоды матрёшки,

Позабыли взять лукошко.

И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть.

5. Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

6. Я девчонка ничего!

Не боюсь я ничего.

Если я и упаду,

Все равно не пропаду!

7. Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку –

Вспомнили матрешку.

8. Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

9. Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрешки.

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках!

10. Ах,матрёшечка-матрёшка,

Хороша- не рассказать.

Очень любят со мной дети

Как с игрушкою играть.

11. Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрёшки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поёт.

12. Щёчки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики.

13. Мы играем и поём,

Очень весело живём

Мы с подругою одной

Все идём гулять гурьбой

14 . Петь умеем, танцевать,

Очень любим выступать

Сарафаны хороши

И поём мы от души

Считалочка

1. Мы - красавицы матрешки

Разноцветные одежки.

Раз - Матрена.

Два - Малаша,

Мила - три.

Четыре - Маша.

Маргарита - это пять.

2. Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки

на окошке,

Две Аринки

на перинке,

Две Танюшки

на подушке,

А петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

Игра «Музыкальная матрешка».

(дети встают в круг. Под музыку передают Матрешку. По окончании музыки, тот у кого в руках осталась матрешка, выполняет движения, согласно стихам:

*У кого в руках матрешка, тот попляшет с ней немножко!

* У кого в руках матрешка, тот похлопает в ладошки!

*Кто матрешку в руки взял, тот красиво приседал!

* У кого в руках матрешка, помяукай нам как кошка!

ГБПОУ КК

«Краснодарский педагогический колледж»

Образовательный проект

«История матрёшки»

Координатор проекта: Григорян М.Р.


Матрешка – деревянная кукла, внутри которой находятся, подобные ей, куклы меньшего размера.

Число вложенных кукол обычно шесть или более.


Матрёшка почти всегда имеет яйцеподобную

форму с плоским

донцем и состоит из двух частей: верхней и нижней.

Матрешка-русская деревянная игрушка в виде расписной куклы


По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть

и мужчина.

Самой маленькой фигурой,

которая уже не

раскладывается,

является ребёнок.


Матрёшка – уменьшительное от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» - знатная дама, мать семейства.


Матрёшка, матрёшка, русская краса:

Румяные щёчки, глазки - бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек - не найдёшь изъян!

На первый взгляд - простая, но радует взор

В росписи одежды затейливый узор,

Милая улыбка, загадка внутри…

Сколько же в ней куколок?

Ну-ка разбери!

(Зиновьева Т.Н.)


Самая популярная в мире

русская деревянная расписная

кукла появилась в России

в 90х годах XIX века

в подмосковной

усадьбе Абрамцево,

принадлежащей

С.И.Мамонтову.


МАМОНТОВ Савва Иванович – крупный промышленник и меценат.

Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал в своём подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.


Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.


Первую русскую матрёшку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым .

Мастерская «Детское воспитание».

Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин,

лично матрёшку и расписавший.

С.Малютин


Первая русская матрешка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик,

Все фигурки отличались друг от друга,

а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.


Чтобы изготовить

матрёшку, требуется

большое мастерство.

Сначала подбирают

подходящий вид

древесины.

Из-за мягкости в основном

выбирают липу,

реже ольху или берёзу. Каждая заготовка проходит

более десятка операций.

Самую маленькую куклу -

неразборную - делают

первой.


Когда готова каждая кукла,

её покрывают крахмальным

клеем, чтобы залить

все шероховатости.

После окончательной

сушки и полировки,

гладкая поверхность

позволяет художнику

равномерно нанести

краски.






Первый в России - и в мире! - музей матрёшки

Открылся в 2001 году в Москве


По результатам исследования, безоговорочную победу в соревновании символов одержала матрешка.

Главным символом России это национальное

культурное достояние назвали 12% россиян.


Матрёшка

является

одним из

самых

популярных

сувениров

иностранных

туристов

в России.


Матрёшки из Сергиева Пасада

Матрёшки из

Полховского Майдана


Матрёшка семёновская

Вятская матрёшка


Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов – майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «Русская матрешка».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Учить детей отличать загорскую, семеновскую и полхов – мойданскую матрешек.
  5. Познакомиться с этапами создания матрешек.
  6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
  7. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка – национальное культурное наследие России».
  2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».
  3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».
  5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. НОД «Эти разные матрешки»
  7. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  8. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»
  9. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек.
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток – вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник)».

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы – весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры «Мы матрешки…)

Работа с родителями:

  1. Консультация «Русская матрешка».
  2. Выставка творчества «Семейная матрешка».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства

Приложение 1

Детские стихи про матрешку – короткие и длинные

Эх, матрешечка-матрешка,

Красота, на загляденье.

Только стоит разобрать,

Красоты уже штук пять.

У мамы на комоде –

Стоят матрешки вроде.

Все яркие, нарядные –

Но что-то не по моде.

Среди моих игрушек

И кукол современных

Матрешки все ж в почете

Скажу вам без сомненья.

Матрешки тоже куклы

У них свои наряды.

Вот только их не снимешь

Не поменять ей платье.

На голове платочки

Есть красные и синие.

Ей не расчешешь волосы

Хотя видны косички.

На столе стоит матрешка –

Глазки расписные.

В ней живет еще немножко –

Чудо, как красивые.

Матрешки – лучшие друзья,

Скажу вам по секрету.

Они создания русские – как я

И сказано все этим.

Коллекция Тверских матрешек,

Хранится в комнате моей.

В ней персонажи сказок русских,

Дороже монстров и родней.

В матрешке - матрешка.

В матрешке - матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая -

И вырастет сразу матрешка большая.

Матрешка - чудное создание.

Весёлое и компанейское.

В неё вместились, будто в здание -

Ещё три – каждая поменьше.

Разложишь и поставишь рядышком -

Настолько разных, озорных.

Малышка, дочка, мама, бабушка -

Так хочется назвать всех их.

В кружок поставишь - тут же за руки,

И хоровод начнут водить.

Напляшутся, друг в друга спрячутся.

Им в жизни не о чем грустить.

Глаза красивые, блестящие

Полны добра и чистоты.

Несут тепло, и настоящие

В Матрёшке русские черты.

Матрешка - древняя краса

Сквозь времена дошла до нас.

Ей имя русское дано.

Она красива и мила,

Всем улыбается она.

Одета, как в былые времена,

Одежда традициям верна.

На платке узор замысловат,

На сарафане цветы огнем горят!

Приходько В.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще –

А там опять…

Найденыш!..

… Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Для самой юной крошки

Шьют платьице матрешки,

Чтоб выйти вереницей

И погулять с сестрицей.

Матрешка пестрая, красивая, забавная

Со всех сторон нарядная.

В косу волосы убраны

У русской красавицы,

И она всем нравится.

Приложение 2

Консультация «Русская матрешка».

Почти сто лет русская матрешка является модным сувениром. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите ребенка играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная

Очень важен момент первого знакомства с матрешкой, открытие ее главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. «Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки!” Полюбовавшись ею, вы берете игрушку в руки и удивленно говорите: “Что-то она тяжелая и гремит. Может, там что-то есть внутри? Давай посмотрим!” Открывая матрешку, вы вместе с малышом как заклинание произноситеслова: “Матрешка-матрешка, откройся немножко!” Процесс открывания матрешки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете ее вместе с ребенком, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрешке еще кто-нибудь. Под те же слова (“Матрешка-матрешка, откройся немножко!”) пусть появится следующая, третья матрешка. Поставьте ее рядом и сравните с предыдущими. Так продолжайте до тех пор, пока все матрешки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начинается игра “в детский сад”.
Объясните малышу, что матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие идут в старшую группу, а маленькие – в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите ребенку отвести каждую из матрешек в подходящую группу, а в какую – пусть решает он сам. Если малыш перепутает, поставьте две матрешки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т. е. подчеркните, что высокие матрешки оказались в старшей группе, а ростом поменьше – в младшей. Они еще маленькие. Вот подрастут и тоже пойдут в старшую.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

  1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап – составление половинок – покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
  2. Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.

3.На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.

  1. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

И еще несколько советов.

После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.

В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

Постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином. Желаем Вам творческих успехов и взаимопонимания! Пусть дети обретут целостность и гармонию Духа, Души.

В заключение хотелось бы познакомить вас с рассказом Якова Тайца «Сколько?» и стихотворением З.Медведевой «Матрешка»

Сколько? (Я.Тайц)

Папа принес Маше матрешку и сказал:
– Вот тебе три игрушки.
– Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
– Давай считать, – сказал папа. – Одна?
– Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
– Две?
– Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
– Три?
– Три, – засмеялась Маша.
– То-то, – сказал папа.

Вот они все стоят!

Приложение 3

Конспект НОД «Весёлый хоровод матрёшек»

Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Закреплять знания детей о русской матрёшке, как об одном из старинных народных промыслов.

Повторение пословиц о труде. Закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования, пластилинографию. Формировать творческие способности детей, самостоятельность, активность.

Активизация словаря: сувенир, Символ России, деревянная заготовка, роспись, семёновская, загорская, похлов – майданская

Оборудование:

Слайды с иллюстрациями к каждой части занятия.

Заготовки фигурок матрёшек, разные виды круп, гуашь, кисти, подставки, салфетки, клейстер.

Предварительная работа: Лепка матрёшек. Заучивание стихотворений и частушек к занятию. Заучивание пословиц о труде. Лепка матрёшек из солёного теста и их украшение. Пластелинография – украшение фартука матрёшки

(на фоне р. н. музыки)

Проходите, гости дорогие! (с поклоном)

Заждалась я вас, рада всех вас видеть. Рассаживайтесь по удобнее.

Я – Хозяйка страны Мастеров. Ко мне приходят те, кто умеет и любит создавать что – то новое, красивое – мастера.

Мастера России славятся своим умением во всём мире. Вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры? И в нашей огромной стране тоже есть такой сувенир, он так же считается символом России, как флаг, герб, берёза. Догадались что это такое? Послушайте загадку:

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! …Гармошка?

Нет! …То – русская матрёшка!!!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Конечно же, это всеми нами любимая матрёшка. (показ слайда)

У этой куклы есть внутри один секрет. Такого секрета нет больше ни у одной другой игрушки.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.

А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Нет? Существует немало легенд о её происхождении. Мне очень нравится эта красивая сказка:

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка – добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка – село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. “Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку”, – сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку – сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может – куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

В другой легенде говорится, что однажды из Японии была привезена деревянная игрушка – ритуальная кукла Дурума. Она изображала доброго и лукавого старичка. Японская игрушка была с секретом: в старичке Дуруму пряталась вся его семья – 3 вкладыша. Она очень понравилась нашему мастеру, и он выточил куклу Матрёшку. (показ слайда)

А может – быть, матрёшка появилась благодаря «писанкам» – деревянным, расписным пасхальным яйцам, их уже много веков делают на Руси.

(показ иллюстрации)

Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

Первым мастером, который изготовил матрёшку на токарном станке, считают Василия Петровича Звёздочкина. (показ слайда портрета)

Первым художником, который расписал матрёшку – Сергеем Васильевичем Малютиным.

(показ слайда портрета)

Это была девочка в сарафане с черным петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок.

Вот так и родилась первая матрешка – россияночка.

С тех пор живёт матрёшка, как русский яркий сувенир.

Шагает кукла по планете, и ей любуется весь мир.

Прошло много лет, а Матрёшка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры, её дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрёшки остаётся прежней – бесконечность жизни, любовь и дружба.

Физминутка

(Дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив).

Деревянные сестрицы.

чернобровы, круглолицы.

(Дети качают головой от плеча к плечу).

Любят яркие одежки

Деревянные матрешки.

(Дети кладут руки на пояс, делают полуобороты вправо и влево).

Как у нашей у Матрешки

Сарафан упрятал ножки.

(Дети выставляют поочерёдно ножки на пятку).

Как Матрена заплеталась

Да платочком покрывалась.

(Дети изображают, будто они плетут косу и завязывают в платок).

Чернобровы, круглолицы,

Очень дружат все сестрицы.

(Дети поднимают руки вверх и плавно качают ими вправо, влево).

Что случилось милый друг?

Кто-то спрятал всех подруг.

(Дети от удивления разводят руками).

Ты не бойся, песню пой,

Они сидят одна в одной.

(На слова «одна в одной» дети делают два хлопка в ладоши).

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка – кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А, может, на Танюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку, Матрёшкою назвал.

Откуда взялось такое имя? Почему кукла стала так называться? (ответы детей)

Раньше маленьким девочкам часто давали это ласковое имя – Матрена, Матрёнушка, Матрёшенька, Матрёшка. Так и закрепилось имя Матрёшка за игрушкой.

– А что означает имя Матрёна

– Имя Матрёна означает мать семейства – «матрона».

ИГРА «НАЗОВИ СРУЖНУЮ СЕМЬЮ МАТРЁШЕК»

(назвать семью матрёшек старинными русскими именами: Дуняша, Феклуша, Маняша и т. д.)

Существует три основных росписи матрёшек.

  1. Это матрешка из Семенова. Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка – цепь небольших бутонов – кайма с цветочными бутонами является отличительной чертой семёновской матрёшки. В манере росписи угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы. (показ слайда)

2.У мастеров из Полхова Майдана свой стиль декоративной росписи. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Платок у неё яркий, юбка тоже. Глаза чуть сощурены. Самое яркое пятно – это фартук. На нём расцвёл чудо – букет. (показ слайда)

  1. Загорская (Сергиев Посадская) – на голове у них разноцветные платки в горошек или цветочек, который обязательно завязан узлом. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу, обязательно в фартуке. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу. (показ слайда)

Не зря матрёшка наша в мире славится-

В любых она нарядах хороша,

Приятна взору русская красавица

И греет сердце русская душа!

Наши матрешки самые яркие, самые красивые. Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство.

Алгоритм изготовления матрёшки. (показ слайда)

  • Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу, сосну.
  • Вытачивают фигурку на станке.
  • Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.
  • Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
  • Готовят краски – яркие, сочные, разного цвета.
  • Просушивают.
  • Покрывают бесцветным лаком в несколько слоёв.

А теперь посмотрим, кто был внимательным! Ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

  1. От какого слова произошло название матрёшки?
  2. Перечислите, что входит в наряд традиционной матрёшки.
  3. Из какого материала делают игрушку?
  4. Какие росписи матрёшек вы знаете?

– Ведь вы не зря находитесь в Стране Мастеров. А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

  • «Мастер золотые руки»;
  • Делу время – потехе час;
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда;
  • Какие труды – такие и плоды;
  • Маленькое дело лучше большого безделья;
  • Умелые руки не знают скуки;
  • Каков мастер, такова и работа;
  • Хорошая работа два века живёт;
  • Солнце землю красит, человека труд

Приятно любоваться матрёшками, но ещё приятнее создавать красоту своими руками. Я предлагаю вам украсить сарафаны матрёшек.

(матрёшки, изготовленные заранее: объёмные из папье-маше, солёного теста, различного подручного материала)

Мастера, скорей за дело!

Украшай матрёшек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

На столах приготовлен различный материал для вашей работы. Проявите выдумку и фантазию.

(работа детей)

Молодцы. Потрудились все на славу. Какие красивые матрёшки получились! А как нам их объединить? Давайте соберём наших матрёшек в хоровод. Я думаю, что хоровод у нас получится весёлый, задорный.

(работы выставляются на заранее подготовленную поляну вокруг берёзки)

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Хозяйка Страны Мастеров: Я не привыкла напрасно хвалиться,

Но все называют меня мастерицей

За то, что сама я Матрёшку свою

Вяжу, вышиваю, шью, и крою,

Рисую, клею и леплю.

Вам подарить я их хочу.
(дарит подарки присутствующим – вязаные матрёшки по количеству гостей)

Приложение 4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наш детский сад в течение года будет работать над проектом

«Матрёшка – любимая детская игрушка», поэтому просим ответить на вопросы.

  1. Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
  1. Есть ли у вас дома эта игрушка?
  1. Нравиться ли вам матрешка?

Да, очень. Да. Ничего особенного.

  1. За что вам нравится матрешка? –

1). Очень красивая, оригинальная –

2). С ней можно поиграть –

3). Это игрушка с секретом –

4). Она веселая

5). Не знаю (затрудняюсь ответить) –

6). Не ответили –

  1. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?

1). Это игрушка, с ней можно поиграть –

2). По матрешке можно изучать историю нашей страны –

3). Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время –

4). Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать –

5). Не ответили –

6). Не знаю (затрудняюсь с ответом) –

  1. Другие особенности матрешки.