Open
Close

Я знаю только то что ничего. «я знаю только то, что ничего не знаю


Рафаэль Санти. Афинская школа. Фрагмент. 1511.
Фреска. Апостолический дворец, Ватикан.

Это знаменитое парадоксальное высказывание используют, когда говорят о сомнении в собственной правоте или о ничтожности познаний отдельного человека перед знанием, накопленным человечеством за всю его историю, перед явлениями и фактами, не объяснёнными и необъяснимыми. Оно может свидетельствовать как о полном скепсисе говорящего, так и, наоборот, об открытости всему неизвестному. Журнал "Дилетант" даже взял его себе в качестве девиза. Иногда приводят расширенный вариант фразы, дополняя её словами "а другие не знают даже этого". Тут уже чувствуется скромная горделивость.

Считается, что высказывание принадлежит Сократу. Крупный специалист по античной истории и философии Игорь Суриков с этим не согласен:

"Сократ постоянно утверждал, что он ничего не знает. Часто ему даже приписывают известный афоризм: "Я знаю, что ничего не знаю". На самом деле это ошибка: именно такого выражения у Сократа мы нигде не встречаем. Да оно и содержало бы в себе логическое противоречие. Похоже, так выражался другой философ, современние Сократа - Демокрит ("я знаю только то, что я ничего не знаю" - Г. Дильс, В. Кранц. Фрагменты досократиков). Но Сократ, с его любовью к точности определений, чёткости формулировок, вряд ли сказал бы такое".

Суриков И. Е. Сократ. - М., 2011 (ЖЗЛ)


Высказывания Сократа на тему незнания встречаются, например, в платоновской "Апологии Сократа". Так, афинский философ рассказывает, как, пытаясь опровергнуть прорицание дельфийского оракула, что мудрее его, Сократа, никого на свете нет, стал он ходить к разным мудрым людям:
"...Когда я присмотрелся к этому человеку - называть его по имени нет никакой надобности (...) то мне показалось, что этот муж только кажется мудрым и многим другим, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет; и я старался доказать ему, что он только считает себя мудрым, а на самом деле не мудр. От этого и сам он, и многие из присутствовавших возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю . На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я, не зная чего-то, и не воображаю, что знаю эту вещь".

Видно, что Сократ не столь категоричен и парадоксален, как можно было бы предположить из приписываемого ему афоризма. В другом фрагменте, в котором всплывает похожая конструкция, проглядывает чуть ли не позитивистская мысль:
"...Бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. Но не самое ли это позорное невежество - думать, что знаешь то, чего не знаешь? Что же меня касается, о мужи, то, пожалуй, я и тут отличаюсь от большинства людей только одним: если я кому-нибудь и кажусь мудрее других, то разве только тем, что, недостаточно зная об Аиде, так и думаю, что не знаю . А что нарушать закон и не слушаться того, кто лучше меня, будь это бог или человек, нехорошо и постыдно - это вот я знаю".

Дескать, надо для себя чётко понимать, что ты действительно знаешь, а чего не знаешь, и не судить о том, чего знать не можешь.

Я знаю только то, что ничего не знаю.
Этот афоризм тоже приписывается Сократу. Он многократно в разных вариантах повторен другими мыслителями(и не очень) и часто цитируется к месту и не к месту.
Вот только в чем тут мудрость-то?
Ну не знаешь ты ничего…Очень прискорбно! И повода для гордости я что-то не вижу. Так и хочется сказать:- не знаешь ничего, так пойди и поучись у тех, кто знает! Поучись у Пифагора, Эвклида, Архимеда - они кое что знали, и немало для своего времени…(Я знаю, что кто-то из них жил позднее Сократа, да это роли не играет. И во времена Сократа были истинные мыслители, которые изучали природу, вот у них и могли бы поучиться)
А если учиться мы не желаем, то нечего этим чваниться и невежество выдавать за мировую мудрость.
« Знаю лишь то, что ничего не знаю» - это полковое знамя агностицизма. А агностицизм утверждает, что мир непознаваем, что наши органы чувств отражают лишь видимость, а не истинную сущность вещей и явлений. Спорить с этими заявлениями совершенно невозможно, так как на любое доказательство, наблюдение, эксперимент агностики опять же, не моргнув глазом, заявят - это одна видимость, а суть вещей вам недоступна. И эта сказка про белого бычка может продолжаться до бесконечности…и быть совершенно бессмысленной и бесплодной.
Но есть одно неотразимое возражение-вся человеческая практика, которая была бы абсолютно невозможна без знаний о природе вещей и явлений.
У одного из авторов, проповедующих агностицизм, читаю, что наука ничего не знает о сущности электричества. Это надо же до такого додуматься! Надо же настолько оторваться от реальности!
Да вся современная цивилизация держится на электричестве. Представьте на секунду, что электричество исчезло. Да вся цивилизация будет отброшена в раннее средневековье. И как могли бы проектировать и создавать электростанции, двигатели и все остальное, если бы не знали, что такое электричество? Было бы как в том анекдоте: что бы не делали, а получился автомат Калашникова. Другое дело, что электричество, как и все остальное, никогда, может быть, не будет познано до конца. Но это совсем не означает непознаваемость мира.
Да знаем мы кое - что, хотя и в разной степени, в меру собственного невежества и уровня современной науки.
Мне, конечно, могут возразить, что я рассуждаю тупо, прямолинейно и примитивно. И тотчас же начнут растолковывать, как надо понимать правильно и что Сократ имел ввиду.
Что касается Сократа, то мои оппоненты не больше меня знают, что при этом имел в виду Сократ.
А что касается толкований его афоризма, то каждый будет толковать вкривь и вкось,в силу собственного разумения и со своей кочки зрения.
-Библейские писания святы,
Да толкователи - лихие супостаты!
Вот и получается, что и это «мудрое» изречение Сократа не несет никакого смысла.
«-И смысла нет в двусмысленности этой.»(слизал из Интернета)

Рецензии

Вы совершенно правы, когда утверждаете о других: "тотчас же хочется начать растолковывать, как надо понимать правильно и что Сократ имел ввиду".
Действительно, хочется.
Ведь к афоризмам нельзя относиться, как к знаниям: это - просто "мысль, исполяющая пируэт", то есть, мысль, выраженная в парадоксальной, неожиданной, образной форме. И не более того. А у Сократа смысл - в продолжении: "А другие не знают даже этого". То есть смысл в том, что мы должны понимать, как мало мы знаем об окружающем мире. И разве в этом он не прав?
С уважением,

Спасибо!Вообщем-то я с Вами согласен.Только хочу подчеркнуть:учиться надо у тех, кто знает,у Архимеда и пр.а не у тех,кто "не знает даже этого". И, тем более, не стоит гордиться своим невежеством. И "как мало мы знаем о мире"-заявлять можно всегда.И при Сократе и сегодня и в самом далеком будущем.Потому мысль совершенно бессмысленная и бесполезная. С Уважением.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Я знаю, что я ничего не знаю

Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

Суд с ослом

Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.

Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.

О хорошем настроении

Однажды ученик спросил Сократа:

Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?

Сократ ответил:

Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.

Спускаться легче, чем подниматься

Гетера (публичная женщина в древней Греции) Каллисто как-то заявила Сократу с насмешкой, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников. А вот Сократ с ее друзьями этого сделать не сможет. На это философ отметил:

Конечно. Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх.


О женитьбе

К Сократу обратился один из его учеников:

Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?

Философ ответил:

Смотри не сподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся вырваться на волю, а находясь на воле, стремятся к неводу. Как бы ты ни поступил, всё равно потом будешь жалеть.

Три сита

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:

Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?

Сократ ответил ему:

Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое — это сито правды. Ты уверен, что-то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?

Ну, я слышал это от других.

Вот видишь, ты не уверен. Второе сито — это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?

Совсем нет.

И, наконец, третье сито — сито пользы. Будет ли эта новость полезной?

Сомневаюсь.

Вот видишь — ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?


О дурном характере матерей

Сократ однажды заметил, что его старший сын сердится на мать и говорит, что у нее тяжелый характер. Тогда философ спросил:

Ты понимаешь, что когда мать говорит тебе что-нибудь, то у нее нет на уме никакого зла. Наоборот, она желает тебе только добра, как никому другому, и все-таки сердишься на нее? Или ты веришь, что мать желает тебе зла?

Конечно, нет, — ответил сын.

Так значит, хоть она желает тебе добра и во время твоей болезни прилагает все заботы, чтобы ты выздоровел, хоть она усердно молит богов за тебя и исполняет обеты, ты все же говоришь, что у нее тяжелый характер? Я думаю, что если ты не можешь выносить такой матери, то не можешь выносить счастья.

О безвинной смерти

К приговоренному к смерти Сократу на последнее свидание пустили его жену Ксантиппу. Она запричитала:

Ты умираешь безвинно!

Сократ ответил:

А ты хотела бы, чтобы я умер виноватым?

Что лучше?

Выступая на суде после оглашения смертного приговора, Сократ сказал:

Ну что ж, я ухожу, чтобы умереть. Вы же останетесь, чтобы жить. А что из этого лучше, человеку неизвестно.

Я знаю, что ничего не знаю

Я знаю, что ничего не знаю (др.-греч. ἓν οἶδα ὅτι οὐδὲν οἶδα ; лат. scio me nihil scire или scio me nescire ) - изречение приписывается древнегреческому мыслителю Сократу (по свидетельству философа Платона) Однако, в примечаниях к «Апологии » издания 1968 года, под редакцией А. А. Тахо-Годи это утверждение приписывается Демокриту . В некоторых цитатах встречается в чуть измененной форме - Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого .

Смысл

Сократ пояснял свою мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.

Казалось бы, в утверждении содержится логически противоречивое утверждение: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он не знает. Это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. Его можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что все наше знание - это внутренность шара, а незнание - внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием.

Аналогичные идеи можно проследить в трудах других мыслителей.

См. также

  • Эффект Даннинга - Крюгера , объясняющий, почему настоящая осведомлённость в предмете может уменьшать уверенность компетентных лиц в своих силах.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Я знаю, что ничего не знаю" в других словарях:

    С латинского: Scio те nihil scire (сцио мэ нихиль сцирэ). По свидетельству философа Платона, так говорил великий мыслитель Древней Греции Сократ (470 399 до н. э.). И пояснял эту мысль так: люди обычно полагают, будто они что то знают, а… … Словарь крылатых слов и выражений

    Я знаю только то, что ничего не знаю - крыл. сл. Афоризм, который любил повторять греческий философ Сократ (469 399 гг. до н. э.). Отзвук этого афоризма в Первом послании апостола Павла к коринфянам (8, 2): «Кто думает, что он знает что нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Я знаю, что я ничего не знаю. Ср. Я прежде... очень безпокоился за себя и за другихъ какъ молъ и что, и какой смыслъ, и въ чемъ суть, и зачѣмъ, и почему... И не зачѣмъ, потому что даже и тотъ кто все знаетъ, ни чего не знаетъ. М. Горькій. Тоска.… …

    Ср. Я прежде... очень беспокоился за себя и за других как, мол, и что, и какой смысл, и в чем суть, и зачем, и почему... И незачем, потому что даже и тот, кто все знает, ничего не знает. М. Горький. Тоска. 2. Ср. Вот и желанный аттестат получен!… …

    I know what you did last summer … Википедия

    Voyeur.com … Википедия

    Моя изба (хата) съ краю, ничего не знаю. Ср. Изба моя съ краю, ничего не знаю вотъ девизъ каждаго Молчалина. Салтыковъ. Г да Молчалины. 1. Ср. Много говорятъ, много... Я что? конечно: моя изба съ краю, ничего не знаю. Писемскій. Тысяча душъ. 2,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Изба моя с краю, ничего не знаю вот девиз каждого Молчалина. Салтыков. Г да Молчалины. 1. Ср. Много говорят, много... Я что? конечно: моя изба с краю, ничего не знаю. Писемский. Тысяча душ. 2, 8. Ср. Моя хата с краю ничего не знаю, отвечал… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Я ничего не знаю, но все скажу Je sais rien, mais je dirai tout … Википедия

    Нареч, кол во синонимов: 36 без разницы (64) безразлично (119) все едино (58) … Словарь синонимов

Книги

  • Азбука. Занимательный тренажер. Я знаю все буквы! , Мальцева Ирина Владимировна. "Азбука. Занимательный тренажер. Я знаю все буквы!"Возраст 5+ 3 фишки: -Запоминаем буквы и тренируем внимание - Автор технологии Ирина Мальцева - известный педагог-психолог и методист -…