Open
Close

Значение второстепенных героев в романе обломов. Характеристика главных героев романа «Обломов

Характеристика гостей Обломова является, бесспорно, второстепенной деталью романа. Эти визиты описаны во II - VI главах. Гончаров своей книгой не только привлекает внимание читателя к саморазрушающейся личности Обломова, повествование классика освещает причины и окружение, способствовавшие формированию у Ильи Ильича абсолютно пассивного отношения к жизни, напоминающего живое воплощение лени. При этом автор использует совершенно разные Например, Обломова - последовательная демонстрация эволюции лени в детском и отроческом возрасте. Однако не был бы Иван Александрович Гончаров действительным членом Петербуржской Академии наук по словесности, если бы на этой сцене раскрытие идеи ограничилось. Краткая характеристика гостей Обломова служит этому доказательством.

Гости Обломова - деятельные "пустышки"

Лень Обломова продолжала и далее, после юных лет, свое овладение личностью гончаровского героя. Уже будучи образованным, взрослым человеком, Илья Ильич не однажды сталкивался с людьми, занимающими определенную ступень в обществе, должность на службе, хобби. Все они вхожи в квартиру главного героя, находящуюся на Выборгской стороне Петербурга. Как раз характеристика гостей Обломова и станет темой этой статьи. Каждый из них по-своему пытается привлечь Обломова «за компанию» заниматься тем же, чем занимается и он сам. Гости - это Алексеев, Волков, Пенкин, Судьбинский. Однако наш герой, хоть и лентяй и человек беспечный, но образованный, с нормальным логическим мышлением. Обломову, общающемуся с гостями, на определенном этапе становится понятно, что его лень и поза возлежащего на диване мыслителя лучше, честнее, нежели суета всех этих людей.

Алексеев

Не любитель Обломов. Характеристика гостей его может служить доказательством того, что эти знакомства весьма поверхностны. Начнем с Алексеева, человека неопределенного облика и возраста. Он - личность, на определенном этапе «потерявшая себя». Поэтому его каждый называет по-разному: то Иваном Васильевичем, то Иваном Ивановичем, то Иваном Михайловичем. Есть ли он, нет ли его, обществу все равно. Ранее он был при должности, пользовался определенным влиянием, считал себя светским львом. Его знали, приглашали. Но случилось неожиданное, и высокая должность была утрачена, взамен ей пришла «обычная служба» на рядовой должности, и сразу же Алексеев стал неинтересен окружающим. Не в скудности ли духовного мира этого человека кроется причина того, что так получилось? Утратив должность, он не нашел, на что далее можно опереться в жизни. Алексеев представляет собой остов, жалкую тень бывшего центра внимания. Обломов дает ему уничтожающую оценку: «Человека-то нет!»

Волков

Характеристика гостей Обломова не может не включать в себя еще один характерный персонаж. 28-летний пышущий здоровьем Волков - дамский угодник и франт, человек глубоко светский. В контексте нашего времени такие люди называются «тусовщиками». Вся жизнь его - череда визитов, балов, званых обедов и ужинов. С одной стороны, он постоянно находится в движении, с другой, все его действия бессмысленны, не приносят ровным счетом никакой пользы. Кроме того, Волкову присущи скудоумие мелкость души, чего нельзя сказать про Илью Ильича.

Судьбинский

Судьбинский - человек, который «понял толк» в государственной службе. Он занимает высокую должность, но полностью обезличился, став похожим на канцелярское пресс-папье. Его будущая свадьба на дочери статского советника также всецело подчинена карьере. «Несчастный!» - думает о нем Обломов, понимая, что никогда и никакие высокие мысли и чувства не пробьются в толстокожую душу этого человека.

Пенкин

Брюнет с пушкинскими бакенбардами Пенкин - человек, которому хронически не хватает «глубины». Это, безусловно, пародийный образ. Одевается он с нарочитой небрежностью. По профессии Пенкин - литератор. Он пишет легко, однако его «пачкотня» никогда не тронет ничьего сердца. Характерно, что сам писатель неадекватно оценивает свои творческие возможности. Считает, что «все идет как надо». «Лучше совсем уж ничего не делать, чем делать кое-как!» - думает о нем Обломов.

Выводы

Характерно, небольшая деталь, как характеристика гостей Обломова, является завершенной и художественно безукоризненной, что отмечалось и Чеховым, и Добролюбовым. Все эти люди, как уже говорилось, приходят к Илье Ильичу, чтобы пригласить его совместно съездить на маевку в Екатерингоф. Они пытаются втянуть его в действительно бессмысленную беготню и суету. Обломов при этом находит причину, чтобы отказаться. Прав ли он? Ситуация спорна. Ведь в итоге саморазрушение Обломова принимает более высокий порядок, чем у людей, гостивших у него.

В соответствии с идейно-тематическим содер-жанием строится система образов романа, в центре которой оказыва-ется главный герой — Обломов. Он получил крайне противоречивые толкования и оценки в критике. Добролюбовская критическая оцен-ка Обломова, увидевшего в нем символ краха всей крепостнической системы, отражение комплекса «лишнего человека», доведенного до логического конца, за которым возможны только распад и гибель, оспаривалась критиком А.В. Дружининым. Он в статье «Обломов», роман И.А. Гончарова» сходится с Добролюбовым в том, что в образе Обломова отражены существенные стороны русской жизни. Но при этом критик утверждает: плоха «обломовщина», «истоки которой — гнилось и растление»; другое дело — если это «незрелость общества и колебания чистых душою людей перед практицизмом», что бывает в молодых странах, как Россия. Вывод Дружинина: Обломов достоин не презрения, а любви. Критик даже находил в Обломове черты бы-линного героя, подобного спящему до времени Илье Муромцу, а в Обломовке — утраченный патриархальный рай.

В дальнейшем мнения критиков и читателей Склонялись либо к добролюбовской — критической — оценке, либо к точке зрения, близкой Дружинину, при которой характер Обломова расценивал-ся как положительный. Так, например, русский философ и поэт «серебряного века» B.C. Соловьев назвал Обломова «всероссийским типом», «равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей». Поэт и критик той же поры И.Ф. Анненский, не идеализируя Обломова, утверждает, что герой не лишен эгоизма и мягкотелости, однако «в нем нет самодовольства, этого главного признака пошлости». В работе крупнейшего философа середины XX века Н.О. Лосского подчеркивается, что объяснение лености Обломова развращающим влиянием крепостного права верно лишь отчасти, во многом она связана с особенностями национального ха-рактера. Эта позиция наиболее близка авторской. Писатель дает разностороннюю характеристику своему герою с помощью различ-ных художественных средств, одним из которых является сопостав-ление Обломова с другими героями.

Для выявления в нем черт «обломовщины» Гончаров использует «двойников». Это ряд второстепенных образов романа: Захар, слуга Обломова, являющийся его карикатурным отражением; Алексеев, «человек без поступков»; Тарантьев — «мастер говорить», но не де-лать. В то же время каждый из этих образов имеет и самостоятель-ное значение и функцию в романе.

Другая группа — внесюжетные персонажи: это посетители, ко-торые приходят к Обломову в его квартиру на Гороховой улице. Они призваны показать среду, в которой живет герой, и в то же время представляют собой персонификацию той деятельности, ко-торая захватывает людей этого круга. Франт Волков — это светский успех, чиновник Судьбинский — карьера, беллетрист Пенкин — «игра в обличительство». Такая «деятельность» не способна напол-нить жизнь Обломова, не может «пробудить» его.

Гораздо более значимо сопоставление Обломов — Штольц, постро-енное по принципу антитезы. Штольц — антипод Обломова. По за-мыслу автора, в нем должны были соединиться разные национально-культурные и общественно-исторические элементы. Недаром его мать — русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой — передала Андрею свою духовность, а отец — немец, прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на соб-ственные силы. Такое соединение, по мысли писателя, должно было создать характер гармоничный, чуждый всякой крайности.

Но реализация замысла внесла свои коррективы, обнаружив опре-деленную ограниченность такой личности. Действительно, апатии и бездеятельности Обломова противопоставлены энергия и динамизм Штольца, но авторские симпатии все же не на его стороне, так как ра-циональность и практицизм приводит этого героя к потере человечно-сти, а идеал писателя — «ум и сердце вместе». Недаром, начиная с Доб-ролюбова, критики относились к Штольцу в основном негативно. Героя упрекали в рассудочности, сухости, эгоизме, да и сам автор с сомнени-ем относился к такому качеству, как практицизм, который с середины XIX века выделяется как отличительная черта русских деловых лю-дей, волевых, предприимчивых, но часто излишне рационалистичных или нравственно неустойчивых. Ведь для писателя, как и для Обломо-ва, важна не просто деятельность сама по себе, а то, к чему она ведет.

Идеал же Штольца слишком прозаичен и приземлен. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он своей жене Ольге, — склоним головы и смирен-но переживем трудную минуту». Такова логика человека, видящего практическую сторону дела и готового сосредоточиться на частных вопросах, не разрешая главного. Но иное дело — натуры, подобные Обломову, мучимые «общечеловеческим недугом», а потому не удов-летворенные решением частных проблем. Именно они обладают не-постижимой силой воздействия на женские сердца. Материал с сайта

Особую роль в романе играют женские образы. Главные из них — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына — также представлены на основе антитезы. Ольга Ильинская, по мысли автора, близка той гармоничной человеческой норме, о которой мечтал писатель. Ее нравственное формирование было свободно от влияния сословно-ограниченной среды. В ней соединяется душевная чистота и устрем-ленность к идеалу, красота и естественность, артистичность натуры и здравый ум. Ольга — характер в такой же мере чаемый автором, как и реальный, отсюда его некоторая неопределенность. Ей удается на какое-то время пробудить Обломова ото сна, но изменить сущно-сти его характера она не в состоянии, а потому их любовь заканчива-ется разрывом. Ольга признается: «Я любила будущего Обломова».

Таким, каков он есть, его принимает другая героиня — Агафья Матвеевна Пшеницына. Она — антипод Ольги во всем. Даже их портретная характеристика резко контрастна. Подчеркнуто духов-ному облику Ильинской, в чертах которой отражалось «присутствие говорящей мысли», богатство внутренней жизни, противопоставлен портрет Пшеницыной с ее «полными, округлыми локтями», «про-стотой» душевных движений. Тем удивительнее то, что именно Агафье Матвеевне удалось просто и естественно, не задумываясь, воплотить ту самоотверженность в любви, которая оказалась непо-сильной для Ольги в ее любви к Обломову.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ волкова в романе обломов
  • образ обломова сочинение краткое
  • сочинение по роману И.А.Гончарова обломова истоки формирования характера обломова
  • обзор романа Обломов
  • краткое.сочинение образ обломова

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Роль второстепенных персонажей в романе И.А. Гончарова «Обломов» Учитель русского языка и литературы ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Лодыгина А.В. Москва, 201 4

Каков смысл обломовской лени? « Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного…ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием» Обломов добровольно сомоотстранился от повседневных забот, отказался вмешиваться в окружающий мир. *В русской культуре отказ от активности связан с благочестием, мудростью.

Гости Обломова Волков Гончаров Вошел молодой человек лет 25, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами Самохарактеристика У меня все дни заняты Нынешнюю зиму по средам меньше 50 человек не бывало Это такой дом, где обо всем говорят Посещайте Мездровых, там уж об одном говорят, об искусствах Обломов И вам не лень мыкаться изо дня в день? Вот скука-то должна быть адская! Вот это-то и скучно, что обо всем Век об одном и том же-какая скука! В десять мест в один день-несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается!

Гончаров Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно- сознательным выражением в глазах Самохарактеристика Ни минуты нельзя располагать собой…. Столько дела-ужас! От людей отвык совсем … адская работа! Обломов Работать с 8 до 12, с 12 до 5 , да дома еще – ой, ой! По уши увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства- зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Судьбинский

Пенкин Гончаров Очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью Самохарактеристика … Как это вы не читаете? Тут наша повседневная жизнь. А пуще всего я ратую за реальное направление в литературе … готовится великолепная, можно сказать поэма: «Любовь взяточника к падшей женщине» Я слышал отрывки- автор велик! В нем слышится то Дант, то Шекспир… Обломов Зачем это они пишут: только себя тешат «Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать»- почти шипел Обломов. Человека, человека давайте мне! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом, воображением, насиловать свою натуру… И все писать, все писать, как колесо, как машина…. Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!

Вывод: Волков, Судьбинский, Пенкин – возможная проекция судьбы главного героя романа. Для Обломова эти роды активности неприемлемы и чужды. Обломов проводит дни в праздности, но он отказывается от пустых, бессмысленных действий. Двойственность романа: Лень и бездействие ---- Отказ от бессмысленного действия позволяет сохранить цельное ощущение жизни

Обломов и Штольц (stolz- гордый) Сходства и различия между Обломовым и Штольцем Образ жизни Отношение к образованию Отношение к дружбе и друзьям

Спор Обломова и Штольца «- Когда-нибудь перестанешь же трудиться, - заметил Обломов. Никогда не перестану. Для чего? -Когда удвоишь свои капиталы,- сказал Обломов. Когда учетверю их, и тогда не перестану» Абсолютно активен Абсолютно пассивен

Житейский уровень Спор разных по характеру людей, пытающихся убедить друг друга в своей правоте Общественный уровень Столкновение двух «героев времени»- активный деятель и мечтатель-ленивец Философский уровень Обломов- неучастие в жизни, отказ от поступков в пользу размышления; Штольц- действие, погружение в практическую жизнь. Вывод: « С летами волнения и раскаяние являлись реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками.. Как старцы пустынные, которые отворотясь от жизни, копают себе могилу» Штольцу не удается победить нежелание Ильи Ильича действовать практически, не удается победить «обломовщину»

Противостояние двух жизненных укладов не заканчивается победой одного и поражением другого. Гончаров соединяет вечное и повседневное, абсолютное и практическое. Именно соединение этих начал способно приблизить человека ко всей полноте жизни. Сын Ильи Ильича- надежда Гончарова. Может быть, именно он, сохранив ТЕПЛОТУ отца и восприняв ЭНЕРГИЮ Штольца и Ольги, откроет путь в творческое будущее

Что такое обломовская лень – проявление безжизненности или проявление жизни? или Каков смысл обломовской лени? Как разрешается в романе Гончарова конфликт « обломовского» и «штольцевского» мировоззрений?


Дополните части работы, в которых эпизод рассматривается как часть целого.

Роль эпизода «Посетители Обломова»
в романе И.А. Гончарова «Обломов»

В «Обломове» явлено могущество чистой повествовательности при минимальном элементе драматизации действия.

Глубокая мысль романа рождается из поворотов судьбы, душевных движений героя, деталей живописания, вытекает из полноты многостороннего объективного изображения.

Характер героя поставил перед писателем нелегкую проблему организации действия, построения сюжета. Как показать в действии человека бездейственного? Гончаров воспользовался для этого структурным принципом, найденным романом 40-х годов: «отрывочное», эпизодическое строение с хронологическими смещениями событий. Так построены «Герой нашего времени», «Кто виноват?». Но там с помощью этого приема испытывались разные стороны натуры героя: разнообразие внутренних возможностей его у Лермонтова или преломление общего закона современного общественного бытия («утеснение», искажение человеческой личности) в разных сферах действительности у Герцена. Гончаров нашел в этом структурном принципе иные возможности и поставил его на службу своим целям.

У Обломова нет развивающейся, последовательной линии жизни. Его существование сложено из «отрывков». Так в самом начале романа, сразу же после описания неразлучной пары Обломов - Захар, дан эпизод прихода посетителей.

Эпизод расположен в самом начале романа. Читатель еще ничего не знает о герое, кроме его необычайной замкнутости: он живет в четырех стенах, и пока, до прихода гостей, еще ничто не говорит о нем, как о человеке с «голубиным» сердцем.

Вообще, эпизод играет важную роль в романе: он делает Обломова «живым» героем, лишает его схематичности, присущей Штольцу, о котором автор лишь рассказывает. Обломов показан бездействующим, но в действии, т.е. в отношениях с окружающим миром. Невольно посетители сопоставляются с Ильей Ильичом, выявляя его лучшие качества, тогда как лень его уже показана.

Три посетителя дома на Гороховой – это все общество Петербурга в миниатюре. Гости «подготавливают почву» для Штольца, как бы заранее предопределяя его духовное несовершенство по сравнению с Обломовым, ведь Штольц вхож в это общество, чувствует себя в нем отлично, что дает ему своеобразную авторскую оценку как человеку. С другой стороны, Гончаров оправдывает героя, которому скучен свет. Для него это не просто онегинская хандра, благодаря которой он к жизни «вовсе охладел», а скука, имеющая глубокие причины.

Первый посетитель – Волков, «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами». В описании господина присутствует множество «блестящих» эпитетов: «блещущий», «глянцевитый», «лакированный». В его динамическом портрете много юмора: «он вынул тончайший батистовый платок, вдохнул ароматы Востока, потом небрежно провел им по лицу, по глянцевитой шляпе и обмахнул лакированные сапоги». Сколько иронии в этих описаниях! У этого молодого человека, пытающегося быть комильфо, денди, на самом деле полусветские манеры. Вообще, этот типаж будто бы взят из "Мертвых душ" Гоголя: "тонкий" светский мотылек. Волков только что от портного и хватается перед ничего не понимающим в моде Обломовым. Обломов иронизирует, подыгрывает Волкову. Особенно это заметно, когда Волков признается в любви к "Лидиньке":


Ах! - вспыхнув, произнес Волков, - сказать?

Говорите!

Волков говорит о своей любви даже трогательно, но когда речь идет о Мише Горюнове, речь его звучит покровительственно. "Надо его ввести: он робок, еще новичок". Жизнь Волкова расписана не по минутам, а по обедам. Он приглашает и Обломова, но тому скучно там бывать, оттого "что обо всем говорят". Волков, как опытный официант, предлагает Обломову, как капризному посетителю, различные кружки, где говорят то об искусстве, то обо всем. Волкова ничего не беспокоит, кроме Лидиньки, обедов и одежды.

После визита Обломов спрашивает: "Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? ... да в десять мест в один день - несчастный!" Если Волков думает, что Обломов "сибарит", то, по мнению Ильи Ильича, "он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой".

Второй посетитель – Судьбинский, "господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймляющими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумивой улыбкой". Сам эпитет "потертое" в сочетании со словом лицо смело доказывает мысль Обломова о "дроблении" человека. Этот посетитель упорно предлагает пойти на службу. Тут читатель узнает об Илье Ильиче нечто новое: оказывается, Обломов бросил службу, чтобы начать писать. Это характеризует его как человека творческого, способного понять все очарование Casta Diva, как читатель потом узнает, его любимой арии, предопределяет его знакомство с Ольгой, ведь Штольц не понимает музыки, не чувствует ее так тонко, хотя его в детстве учила играть на фортепиано мать.

Судьбинский «увяз, по уши увяз, и слеп, и глух, и нем для всего остального в мире» (так думает Обломов). И действительно, он говорит только о службе, о себе, хвастается, но прикрывает свое «ничегонеделание» озабоченностью и рассказами о своей занятости. Так же, как и Волков, Судьбинский тоже влюблен, но с серьезными намерениями: осенью женится. Впрочем, объясняется все просто: "нужны деньги". Возможно, именно эта проблема в будущем помешает Обломову жениться на Ольге, ведь для этого придется решить проблемы с имением и еще множество других. После ухода Судьбинского Обломов начинает гордится тем,что у него "есть простор его чувствам и воображению" в отличие от Судьбинского, что еще раз характеризует Обломова как личность творческую, которой недостаточно просто лежать на диване. В какой-то мере эти два первых визита уже показывают, что если Обломов и лежит на диване, то не только от лени, но и от того, что нечем заняться думающему, чувствующему человеку.

Последний посетитель Обломова – "очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью". Уже по этому несколько ироническому портрету можно определить, что Пенкин – «личность творческая». На самом деле он бездарен, ("В нем слышится то Дант, то Шекспир" – грубое, нелепое преувеличение) и чем-то напоминает Кукшину ("Отцы и дети"), которая буквально живет печатным словом. В разговоре с литератором Обломов "оживает", неожиданно вскакивает с дивана и произносит монолог о гуманизме, человеколюбии. Все накопившееся мысли о человеке выплескиваются наружу: "Человека, человека давайте мне. Любите его... Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию!" В этом Обломов прав, он достойно отвечает Пенкину, называющему его "чудаком". После ухода "поэта" Обломов рассуждает как творческая личность: ведь писать нельзя все время, в любое время, по заказу. А ведь это могло стать его профессией!

Таким образом, сюжетная роль посетителей Обломова – показать, что так жить нельзя, оправдать Обломова, который «беззаботен, как новорожденный младенец», «не разбрасывается, не продает ничего...». По мнению автора, Обломов, лежа на диване, сохраняет свое человеческое достоинство, ему просто нечем заняться больше, нет ничего более достойного в петербургском свете.

В первой части произведения практически нет движения сюжета: читатель видит главного героя лежащим на диване в продолжение всего дня. Некоторое разнообразие в сонную атмосферу квартиры Обломова привносят гости Ильи Ильича, в строгом порядке сменяющие друг друга. Автор не случайно ввел в роман таких персонажей, как Волков, Судьбинский и Пенкин. Их деятельность знакома Обломову, и его рассуждения по поводу судьбы каждого из них еще полнее характеризуют главного героя. Мы знаем, что Илья Ильич начинал служить коллежским секретарем, выезжал в свет, увлекался поэзией, но государственная его деятельность закончилась отставкой,» еще холоднее простился с толпой друзей, чтение книг тоже постепенно надоело. В результате» лениво махнул он рукой на все юношеские обманувшие или обманутые им надежды…и погрузился в мысленное составление плана устройства имения, которое он не мог закончить вот уже несколько лет. Появление гостей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Петербург светский представлен Волковым. Это» молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами… Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков. Он востребован в светском обществе, пользуется успехом у женщин — и в этом находит радость жизни. Обломов же не видит в таком образе жизни ничего привлекательного для себя.» «В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в какую-нибудь Лидию… она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!» — заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой.

Следующий герой, Судьбинский — бывший сослуживец Ильи Ильича. Он символизирует собой бюрократический Петербург — канцелярский и департаментский.» Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но спокойно сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой. Судьбинский уже добился должности начальника отделения, собирается выгодно жениться. И все это на фоне Обломова, который малодушно уволился из страха, что начальник объявит ему замечание за неправильно отосланные документы. Обломов даже прислал медицинское свидетельство, которое гласило, что» коллежский секретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левогожелудочка оного,… а равно хронической болью в печени…, угрожающею опасным развитием здоровью и жизни больному, каковые припадки происходят, как надо полагать, от ежедневного хождения в должность…По поводу Судьбинского у Обломова также есть свое мнение.» Увяз, любезный друг, по уши увяз… И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется карьерой! А как мало тут человека