Open
Close

Девочка из снега. Образы сказки снегурочка в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре

- 1.53 Мб

Тема: «Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве»


Введение

Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Snow Maiden – так называют русскую Снегурочку заграницей.

Существует версия о связи образа Снегурочки с языческими весенними обрядами, когда закликали весну, и сжигали (или топили в реке) символическое чучело Костромы. Но, скорее всего, Снегурочка является не обрядовым, а чисто фольклорным персонажем. Встречается в сказаниях в образе девочки - внучки, сделанной из снега бездетными стариком со старухой и ожившей.

Сказки о Снегурке были исследованы известным этнографом, издателем и редактором русских сказок А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Большее количество имен авторов, изданных сказаний не известно. Но есть среди них и знаменитые собиратели народного фольклора, такие как П. И. Якушкин, воронежский краевед Н. И. Второв, В. И. Даль.

Исследования Афанасьева вдохновили Н.А. Островского на написание в 1873 году пьесы “Снегурочка”. В весенней сказке А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает новую окраску. Теперь это уже не маленькая девочка, а прекрасная светловолосая девушка.

Она - дочь Мороза и Весны. В этом противоречии заложен некий компромисс, и он делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие и интерес. Её никак не могут принять в солнечном Берендеевом царстве – она для всех чужая. Ее влекут «людские песни», страстные и печальные напевы о любви. Снегурочка мечтает испытывать это прекрасное чувство, но некому пробудить в ней «желание любви». Снегурочка разочаровывается, когда её предает пастух Лель, без труда меняя ее на Купаву. Героиня обращается к матери-Весне с просьбой о «даре любви». Подаренный весной непростой веночек пробуждает «дремоту души», открывает Снегурочке истинную прелесть мира. Избранником ее души становится «гордый духом» Мизгирь. «Холодное сердце» Снегурочки, познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и она гибнет со словами: «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви». «Чудесная кончина» Снегурочки восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного Ярилу.

Пьеса была опубликована в «Вестнике Европы», а затем поставлена на сцене Большого театра. В спектакле приняли участие все три труппы императорских московских театров – драматическая, оперная и балетная. Музыку к спектаклю по личной просьбе драматурга Островского заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории.

И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Оркестром на премьере дирижировал Н.Г. Рубинштейн.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал по пьесе Островского одноимённую оперу. Успех был мгновенный, громкий и безоговорочный.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки развешивались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы.

Со временем образ героини в народном сознании трансформировался: Снегурочка стала внучкой Деда Мороза, ее образ прочно ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

1. Образы сказки «Снегурочка» в русском изобразительном искусстве и сценографии.

Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты.

Многие современники Островского не приняли пьесу, упрекая его за «отход от социальных проблем». Но были и противоположные мнения. Сказка чрезвычайно понравилась И.С. Тургеневу и А.И. Гончарову. Неравнодушным к ней оказался и русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который поставил спектакль по пьесе на домашней сцене в Абрамцево, а затем, в 1885 г., и оперу в своей “Частной русской опере”. Эскизы костюмов и декораций к спектаклю, а затем и к опере были выполнены В. М. Васнецовым в содружестве с И.И. Левинтаном и К.А. Коровиным. (Приложение: рис. 1, 2, 3, 4).

В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В. М. Васнецов говорил: «Правду, правду сказал он - никто не поймет. Тяжело, печально, вот оно что, люди живут-то другим. Это искусство не нужно. А эта поэма “Снегурочка” - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…».

В процессе создания декораций сказочных царских палат, Васнецов использовал архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву. Декорации, создававшиеся в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Также как и эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля.

Основой для всех костюмов послужил белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект. Впервые именно Васнецов изобразил Снегурочку в сарафане и с обручем на голове. Художник с наслаждением вникал в подробности самого мелкого узора на девичьем сарафане и самостоятельно, безо всяких технических помощников расписывал огромные полотнища декораций, изображая картины заповедного леса или царского дворца. Много лет спустя восхищённые искусствоведы скажут, что именно Васнецов именно в оформлении «Снегурочки» оказался первым русским художником, который на театральных подмостках стал равноправным соавтором спектакля, собственно говоря - первым настоящим театральным художником.

Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею древнего русского народа, во всем его чудесном и красивом облике. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: «Рисунки к «Снегурочке», находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней».

Почти через двадцать лет Васнецов написал портрет Снегурочки, запечатлев ее на опушке леса. Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту «принцессы». Парча на шубке расшита удивительным образом. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. (Приложение: рис. 4)

Александр Бенуа сказал, что именно в этой картине художнику удалось открыть «закон древнерусской красоты». Другой современник оказался ещё более категоричен: «Нет другого художника для Снегурочки, кроме Васнецова». Это заявление можно оспорить.

На переломе XIX и XX столетий, постановка «Снегурочки» - и оперы, и драматического спектакля являлись событием значимым. Словно соревнуясь друг с другом, многие серьезные художники, искали свой облик уже полюбившегося всем образа.

Композитор Н.А. Римский-Корсаков написал много опер на сказочные сюжеты, но «Снегурочку» считал самой удачной. А лучшей исполнительницей этой оперной партии признавал Надежду Ивановну Забелу – Врубель. Римский – Корсаков писал ее мужу – художнику Михаилу Врубелю: «Так спетой Снегурочки, как Надежда Ивановна, я раньше не слыхивал».

Супруги Врубели были бесконечно преданы друг другу, и со дня свадьбы Надежда Забела ни разу не обратилась к другому театральному художнику для создания своих сценических образов. А Врубель писал её неустанно, превращая то в скромную модель для реалистического портрета, то в Царевну-Лебедь. Его эскизы костюмов к опере Римского-Корсакова - это тоже портреты жены. (Приложение: Рис. 5)

Обаяние оперы и самой сказки было так велико, что на оформлении спектакля Врубель не остановился. Он создал целую серию скульптур в технике майолики. Есть там и Мизгирь, и Лель. А царь Берендей, по мнению многих специалистов, это просто стилизованный портрет Римского-Корсакова, с которым Врубель дружил и которого безмерно уважал.

Художник Николай Рерих полюбил «Снегурочку» ещё в юности. В миропонимании у Рериха и Римского-Корсакова было много общего: они оба находили истинные ценности в природе, русской старине, в истории, в фольклоре. "Снегурочка" как и все творчество, Римского-Корсакова мне близка", - признавался Рерих.

Четыре раза (в 1908, 1912, 1919 и 1921 годах) обращался Николай Рерих к оформлению "Снегурочки" для оперной и драматической сцены. Спектакли получили осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Облик Снегурочки менялся, но каждый раз она была по-новому прекрасна.

Первой, пусть и не получившей воплощения постановкой стала работа Рериха над оперой Римского-Корсакова для театра парижской Opera Comique. (Приложение: Рис.6)

В 1920 году Рерих принимает предложение оформить оперу "Снегурочка" для чикагского театра Opera Compani. Художником были созданы десятки эскизов и рисунков к этой постановке.

Предыдущие сценические версии 1908 и 1912 годов переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси. (Приложение: Рис. 8)

Работы же 1921 года отличались совершенно новым, в чем-то неожиданным подходом к драматургическому материалу и иной характеристикой персонажей.

В новой трактовке "Снегурочки" смешались "все элементы влияний на Россию": Византия (царь Берендей и его придворный быт), Восток (торговый гость Мизгирь и Весна, прилетающая из теплых стран), Север (Мороз, Снегурочка, лешие). Много общего нашел художник у легендарного пастуха Леля и индусского Кришны. "Вне излишней историчности, вне надуманности "Снегурочка" являет столько настоящего смысла России, что все элементы ее становятся уже в пределы легенды общечеловеческой и понятной каждому сердцу", - пояснял Рерих свою трактовку. Именно поэтому столь разнообразен и внешний вид персонажей оперы. Эскиз "Берендей и Снегурочка" стилизован автором под древнерусскую икону. В работах "Лель и Снегурочка" и "Купава" создан вполне определенный азиатский этнический тип. (Приложение: Рис. 8)

Оформление оперы имело такой успех у американской публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду текущего сезона. Рерих вспоминал, как в "Чикаго во время постановки "Снегурочки" мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт, построив современные костюмы на орнаментах доисторических славянских одеяний". "Поучительно было видеть, - отмечал художник, - насколько многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами".

В настоящее время театральные декорации художника К.А. Коровина в большинстве своем уже утрачены. Большая часть сохранившихся коровинских работ находится в Санкт-Петербурге в академическом Малом театре оперы и балета. Четыре оперы, идущие в театре сейчас, связаны с именем Коровина. Это «Снегурочка» и «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова, «Богема» и «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини.

В 1910 году у руководства императорских театров возник вопрос о возобновлении «Снегурочки», которая не была в репертуаре уже несколько лет. Сначала оформление оперы было поручено Д.С. Стеллецкому - художнику, страстно влюбленному в Древнюю Русь. Однако его эскизы, выдержанные в традициях иконописи, вовсе не подходили к «Снегурочке» Островского - Римского-Корсакова. После долгих пререканий с отстаивавшим свой замысел Стеллецким заказ был передан Константину Коровину. Тогда же было решено возобновлять оперу не в Петербурге, а в московском Большом театре.

К сожалению, весной 1914 года во время пожара сгорели почти все декорации. В апреле 1915 года Коровин вместе со своими помощниками Г.И. Головым и Н.А. Клодтом приступил к возобновлению оформления «Снегурочки». Но лишь костюмы были оставлены без изменений, эскизы же декораций художники, по-видимому, переработали основательно. С этих оригиналов в 1916 году были сделаны декорации и костюмы для Мариинского театра, а затем переданы в Малый оперный театр. (Приложение: Рис. 9)

Годы, прошедшие со времени постановки оперы, конечно, наложили печать на ее оформление. Однако постарел главным образом лишь сам декорационный холст и особенно скомбинированные с ним хрупкие сетки. Живопись же, краски, как и в станковых работах Коровина, и сейчас поражают удивительной свежестью. Несмотря на длительную эксплуатацию декораций, на них нет ни кракелюр, ни осыпей. Реставраторы театра неоднократно меняли декорационные сетки, порванные места на полотнищах подклеивались с тыльной стороны, живопись же вся осталась нетронутой.

Огромную роль в сохранении коровинской театральной живописи играло, конечно, и совершенное знание Коровиным технологии живописи.

Оформлением спектакля занимались и другие художники.

Например, талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор Б.М. Кустодиев.

В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Работа над созданием декораций захватила художника. С особой яркостью дарование Кустодиева – декоратора проявилось в оформлении пьес А.Н. Островского: «Свои люди – сочтемся», "Волки и овцы", "Гроза" и других. Он демонстрировал глубокое проникновение в суть авторского замысла. Декорации Кустодиев писал легко и быстро.

Описание работы

Сказки о Снегурке были исследованы известным этнографом, издателем и редактором русских сказок А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Большее количество имен авторов, изданных сказаний не известно. Но есть среди них и знаменитые собиратели народного фольклора, такие как П. И. Якушкин, воронежский краевед Н. И. Второв, В. И. Даль.

Под новый год к детям со всего мира приходит добрый волшебник - Санта Клаус, Йоулупукки, Бобо Натале, Синтеркласс, Пьер Ноэль и другие. У каждой национальности - свои герои. Ну, а российские дети ждут в новый год подарки от Деда Мороза.

У многих из новогодних персонажей есть помощники, как и у нашего Деда Мороза. И если Дедушку все российские дети ждут в новый год с огромным нетерпением, то Снегурочка обделена вниманием. Зачастую Дед Мороз «забывает» свою помощницу дома и приходит в гости в одиночестве.

Однако персонаж этот по-своему очень интересен, поэтому о Снегурочке мы и поведём наш разговор.

Народный образ Снегурочки

Происхождение Снегурочки не до конца понятно. Предполагается, что её прообразом были ледяные идолы, которые сооружались древними славянами-язычниками, жившими в северных областях Руси. Предания тех времён часто рассказывали об оживших ледяных девочках. Очевидно, на протяжении долгих веков этот образ трансформировался и к XVIII-XIX веку оформился в Снегурку (Снежевиночку) - внучку одиноких старика и старухи, слепивших себе в утешение девочку из снега, которая потом ожила. Позже Снегурочка начинает ассоциироваться с рождественскими и новогодними праздниками и провозглашается внучкой Деда Мороза.

Согласно другой теории, сказка о Снегурочке возникла из древнего обряда похорон Костромы, и на самом деле Снегурочка олицетворяет Кострому.

Показательно то, что в русских народных сказках Снегурочка представляется как живой человек. А славянской богиней сделал её А.Н. Островский.

Новогодняя традиция

Снегурочка появилась на русских ёлках вместе с Дедом Морозом, но лишь в виде ёлочных украшений. И вместе с ним же, была предана забвению после 1929 года, когда рождественские и новогодние праздники были отменены.

В 1935 году празднование нового года возобновилось. Вспомнили и про Снегурочку. Тут уже она предстала перед зрителями в качестве полноценного персонажа праздника - помощницы Деда Мороза. Но поначалу она считалась его дочкой. Лишь через пару лет Снегурочку стали считать его внучкой. Одновременно шёл процесс «взросления» Снегурочки. Первоначально её роль играли девочки, но из практических соображений играть образ Снегурочки постепенно стали девушки и молодые женщины.

Война отразилась и на Снегурочке - про неё снова забыли. Лишь в начале 50-х годов внучка Деда Мороза стала постоянной его спутницей и героиней новогодних представлений. Немаловажную роль в этом сыграли детские писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков, писавшие сценарии для кремлёвских ёлок.

Образ Снегурочки в литературе и искусстве

Но впервые в русской литературе Снегурочка появилась у В. Даля в сказке «Девочка Снегурочка». Фактически писатель пересказал народную легенду.

В 1873 г. появляется пьеса «Снегурочка», в которой Островский переложил по-своему историю ледяной девочки. У него Снегурочка - девушка необыкновенной красоты. Через девять лет, в 1882 г., Н.А. Римский-Корсаков поставил по пьесе оперу, имевшую огромный успех.

С тех пор образ Снегурочки стал одним из самых любимых и востребованных в новогодние праздники.

Снегурочка привлекала внимание и русских художников. Под влиянием творчества Васнецова, Врубеля и Рериха вложилось представление о её внешнем виде - о красоте и нарядах.

Фильмы со Снегурочкой:

  • « Снегурочка» (1952) - мультфильм по мотивам пьесы А.Н. Островского на музыку Н.А. Римского-Корсакова в обработке Л.А. Шварца
  • « Сказка о Снегурочке» (1957) - мультфильм
  • « Снегурочка» (1968)
  • « Снегурка» (1969) - мультфильм
  • « Весенняя сказка» (1971)
  • « Новогодние приключения Маши и Вити» (1975)
  • « Партизанская Снегурочка» (1981) - мультфильм
  • « Снегурочку вызывали?» (1985)
  • « Снегурочка» (2006) - мультфильм
  • « Ирония судьбы. Продолжение» (2007)
  • «Моя мама - Снегурочка» (2007)
  • «Срочно требуется Дед Мороз» (2007)
  • «Снегурочка. Пасхальная сказка» (2010)

Где живёт Снегурочка


Имеет вид прекрасной, бледной, светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Имеет вид прекрасной, бледной, светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).


Образ Снегурочки восходит к эльфам, русалкам, вилам, являющимся весной под легким покровом облаков, согретых и озаренных яркими лучами солнца, представляющимися существами светлыми, блестящими, белыми…» Образ Снегурочки восходит к эльфам, русалкам, вилам, являющимся весной под легким покровом облаков, согретых и озаренных яркими лучами солнца, представляющимися существами светлыми, блестящими, белыми…»


В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила. В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила.


Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок.


Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.


Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.


В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.


В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д.


Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.


Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ввиду очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку. Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ввиду очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Полна чудес могучая природа. Весенняя сказка «Снегурочка» Проектная работа. Выполнил работу: ученик 8 г класса МАОУ «БМСОШ» Хуснутдинов И.И.

2 слайд

Описание слайда:

Выбор и обоснование проекта Изучение и исследование образа Снегурочки в изобразительном, декоративно- прикладном искусстве, мультфильме, кинофильме и др…

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Раскрыть свое понимание глубокого смысла доброй поучительной истории-сказке «Снегурочка» Задачи: Изучить истоки образа Снегурочки. Классифицировать сведения об образе Снегурочка. Через Интернет источники выяснить насколько глубоко образ Снегурочки... По описанию создать образ современной Снегурочки. Сделать выводы о месте Снегурочки в мировой литературе.

4 слайд

Описание слайда:

Этапы реализации проекта. Поиск и обработка информации. Выбор методики и её реализация на практике. Оценка полученных результатов.

5 слайд

Описание слайда:

Содержание Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. Варианты народных авторских сказок. Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка» Музыка П.И. Чайковского к одноименному спектаклю. Опера-сказка Н.А. Римского-Корсакова Образ сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве, живописи, эскизы костюмов и декорации Кинофильмы и мультфильмы Снегурочка

6 слайд

Описание слайда:

Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года является прекрасная и милая девушка – Снегурочка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.

7 слайд

Описание слайда:

Впервые, этот образ исследовал А. Н. Афанасьев. А немного позже, вдохновленный такой идеей выдающийся драматург А. Н. Островский воплотил образ Снегурочки в одноименной пьесе. По замыслу автора, Снегурочка – светловолосая девушка, родителями которой были Дед Мороз и Весна – Красна. Она выглядела очень бледной и такая же под стать была и ее одежда, бело – голубая шубка с меховой шапкой и рукавичками. Пьеса была написана в форме драмы, прекрасная и милая девушка погибает летом во время проведения древнего славянского ритуала в честь бога Солнца Ярилы.

8 слайд

Описание слайда:

До сих пор Снегурочка очень популярна и является обязательной спутницей Деда Мороза. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков образ Снегурочки очень часто начали использовать в сценариях для проведения различных детских новогодних мероприятий. Фигурками Снегурочки украшали елки, а для девочек готовили костюмы Снегурочки. Большой популярностью пользовались небольшие инсценировки популярных народных сказок, пьес и опер, где главным персонажем была Снегурочка. Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов.

9 слайд

Описание слайда:

Образ прекрасной Снегурочки, внучки Деда Мороза еще более загадочен, чем сам Дед Мороз. Как таковой он отсутствует в пантеоне славянских богов (по крайней мере, в дошедшем до нас виде) и не имеет аналогов в мифологии других народов. Этот уникальный образ встречается лишь в русском фольклоре. Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 2 версии: 1. образ дочери Мороза 2. символ застывших вод

10 слайд

Описание слайда:

Снегурочка – новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Образ Снегурочки уникален для русской культуры. Истинные корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки часто встречается в преданиях тех времен. Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу, либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский)

11 слайд

Описание слайда:

Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона.Здесь обнаруживается связь с календарным обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный персонаж погибает с приходом лета. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка – воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

12 слайд

Описание слайда:

«Снегурочка» в изобразительном искусстве. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Снегурочка имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой и кокошник. В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех. Многие художники обращались в своем творчестве к образу Снегурочки такие как Васнецов, Рерих,Коровин, Михаил Врубель, Владимир Нестеров Александр Дайнека, Светлана Ким и многие другие

13 слайд

Описание слайда:

Снегурочка - один из самых интересных и известных героев всех времён.Она герой не одной, даже не двух, а десятков интереснейших сказок, рассказов,пьес,опер,песен, картин Русского народа. Снегурочка любимица всех детей и взрослых.

14 слайд

Описание слайда:

Общие выводы. Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. В 1873 А. Н. Островский пишет пьесу «Снегурочка». Большинство исследователей творчества Островского, говоря о пьесе «Снегурочка», ссылаются на дневник драматурга, который он вел весной 1848 года, когда переезжал с семьей из Москвы в Щелыково. Может быть, во время остановки в Переславле – Залесском автор «Снегурочки» и услышал местную легенду «о царстве счастливых берендеев, которыми правил добрый и мудрый царь». Сказочность природы Шелыкова вызывает в памяти фольклорные мотивы и образы. Поэтому и появление пьесы-сказки «Снегурочка» в творчестве драматурга совсем не случайно. Таким образом, возможно, что родиной Снегурочки может быть Щелыково. Но с другой стороны, родиной Снегурочки можно считать и Абрамцево. В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех. И в 1882 году по- настоящему «оживил » Снегурочку Островского С.И. Мамонтов. Художники созданного Мамонтовым абрамцевского художественного кружка поставили спектакль по пьесе Островского в 1882 г. И именно в Абрамцеве В.М.Васнецов написал картину «Снегурочка - дочь Мороза и Весны». Огромная заслуга в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника. Таким образом, родиной Снегурочки можно считать два места: Абрамцево и Щелыково. А свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов

15 слайд

Описание слайда:

Список использованной литературы и интернет ресурсов: 1.Настольный справочник школьника «Пять в дневник». Санкт-Петербург. Издательская группа «Весь» 2007 г. 2. www.vesebook .ru 3. www.schtudtime.ru 4. www. Wikipedia.com

Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.
Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа. В японском фольклоре существует снежная женщина - Юки-Онна, но это другой типаж - демонический персонаж,олицетворяющий снежную бурю.
Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже,откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним.По одним данным, ее родила Большая Ель.Девушка внезапно появилась из под пушистой еловой ветки,по

другим-она дочь Весны Красны и Мороза,а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли...
Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения – из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования не потеряла.
Привычный нам внешний вид Снегурочки возник благодаря трем великим художникам:

В.М. Васнецову,М.А. Врубелю и Н.К. Рериху.
Все сказки о Снегурочке собрал, записал и изучил собиратель фольклора А. Н. Афанасьев. Его

книга вдохновила писателя А. Н. Островского, который в 1873 году написал известную пьесу "Снегурочка".Однако пьеса успеха у тогдашней публики не имела и была забыта на десятилетие, до тех пор, пока её не взял под своё крыло всемирно известный меценат Савва Иванович Мамонтов, который решил её заново поставить на сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера пьесы состоялась под Рождество, 6 января 1882 года. Примечательно то, что эскизы костюмов для пьесы подготовил Виктор Михайлович Васнецов.Лунная зимняя ночь...Мерцают звёзды...На белоснежной поляне темного холодного леса,в расписной парчовой шубе и шапке,стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей...


Эта работа стала одной из самых узнаваемых картин художника. В 1881 году московский меценат
Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского "Снегурочка". Он предложил Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Чудным образом переплетались в пьесе Островского сказочные персонажи и люди, жившие на Руси в незапамятные времена, поклонявшиеся богу Яриле. Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею образов древнего русского народа. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: " Рисунки к Снегурочке",в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то,что целых полстолетия отделяет их от наших дней"...Картина была закончена в 1899 г.Моделью для Снегурочки выступила дочь Мамонтова Сашенька. Художнику понравилась умная и шустрая девочка Саша, которая больше всего любила с ветерком кататься на санях...
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее
Михаил Александрович Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки на декоративном панно в доме А.В. Морозова.

Такой дошла до нас снегурочка Врубеля, которую писал он со своей жены - Н.И.Забелы-Врубель, исполнявшей партию Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова..

Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой,"Незнакомкой", воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе, и в музыке, и в состояниях человеческой души.
Картина так же находится в Государственной Третьяковской галерее
Чуть позднее, в 1912 году, Н.К. Рерих написал свое собственное видение Снегурочки при работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.Но далеко не все замыслы художнику удалось успешно осуществить.Случалось,что в отсутствие Рериха эскизы попадали в руки безответственных ремесленников,искажавших его замысел.Николая Константиновича Рериха
весенняя сказка Островского и Римского-Корсакова пленила ещё в юные годы и, по признанию самого художника, была ему очень близка.

На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами "Снегурочки".
Рисунки находятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга
Тема Снегурочки очень популярна и у современных художников,хранителей старинных ремесел