Open
Close

Эдгар дега 1834 1917 гг. Эдгар Дега

Перфекционист, доходящий в работах до обезоруживающей гармонии форм и цвета, Илер-Жермен-Эдгар де Га известен миру как яркий представитель импрессионистского движения. Ту невесомость и грацию, которую он являл миру посредством холста, в действительности невозможно заключить в рамки одного конкретного направления.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 июля 1834 года в семье преуспевающего банкира. Отец Огюсто де Га являлся организатором неаполитанского торгового дома. Мать Селестина Мюссон была дочкой брокера хлопковой биржи.

Глава семейства содержал жену и детей, а Селестина, как хранительница домашнего очага, поддерживала уют и порядок в доме. Мать скоропостижно скончалась, когда мальчику не было и 13 лет.

Эдгар рос способным ребенком: увлекся латынью и историей. Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что юриспруденция – это не его.

Огюсто хотел, чтобы старший сын получил образование и пошел по его стопам, унаследовав в дальнейшем семейный бизнес. Узнав о намерении сына бросить университет, он решает не довлеть над отпрыском, предоставляя Эдгару возможность выбора.

Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств, где наставник Ламотт прививает юноше любовь к лидеру европейского академизма Ж.Д. Энгру.


Эдгару повезло родиться в семье аристократов. Парень никогда не испытывал трудностей, связанных с нехваткой денег. Пока другие начинающие художники боролись с голодом и с опаской смотрели в завтрашний день, юноша в 1856 году решает оставить учебу и на 2 года уезжает в Испанию.

Там молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса.

Окрыленный юноша по возвращению в Париж открывает мастерскую, создавая ряд произведений на исторические сюжеты.


Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, в рамках своего творчества объединить античность и современность у Дега не вышло.

Знакомство с , случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе "Гербуа". Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности.


Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность. Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.

В дальнейшем эти воспоминания помогали передавать ритм городской жизни, создавая детализированные образы людей, мест и событий.


Материальное благосостояние позволяло Эдгару пребывать в вечных поисках себя. Живописец нарушал каноны, экспериментировал со светом, формой, издевался над композицией – в общем, делал все возможное и невозможное, чтобы новое видение создало эффект свежести работ.

В результате творческих скитаний творец сумел добиться точной выветренности композиционного строя полотен, в которых больше не было ничего случайного. Все элементы подчеркивали смысл сюжета.

Живопись

Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.

Тема балета фигурирует в творчестве многих художников. Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.

Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью. Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места. Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж. Асимметричность композиции и неравномерный обрез краев говорит об увлечении художника фотографией

Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.


Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.

Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет. В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.

Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.


Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.

Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия». В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана. Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время. О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.


Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора. После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.

Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей. Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».


Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением. Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.

Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья. Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.

«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.


В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем, и секунда бездействия, как смерть. Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.

Личная жизнь

Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. На полотнах колориста часто появлялись образы обнаженных женщин, но достоверно известно, что мэтр не имел близких отношений ни с одной из муз.

Любитель широкополых шляп с глазами, отражавшими печаль всего мира, предпочитал гордое одиночество шумным компаниям. Нелюдимый художник не переносил повышенного внимания к своей персоне.

Из-за столь отстраненного образа жизни и привычки вечно бормотать что-то себе под нос друзья и родные ласково называли его «медвежонком».


Являясь свободолюбивым человеком, живописец отрицательно относился к институту брака. По заявлениям биографов, меланхоличный перфекционист не нуждался в физической близости. Скульптор любил глазами и получал удовольствие путем созерцания женского тела.

Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Гений импрессионизма считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения. Восхищение было исключительно духовным.


Примечательно то, что даже после публикации серии работ «Сцены в закрытых домах», посвященной легкодоступным женщинам, никто и на долю секунды не усомнился в непорочности мэтра.

Единственно приемлемое состояние души творца – одиночество. Его он сознательно выбрал в качестве верного спутника жизни.

Смерть

Бесконечно печальными были последние годы жизни Дега. Незрячего гения, бесцельно слонявшегося по улицам Парижа, поглотил горестный пессимизм. Ему было неописуемо больно от того, что у него больше нет возможности созерцать жизнь, движение которой он запечатлевал своей волшебной кистью.


Попрощаться с товарищем пришли его приятели: и художник Жан-Луи Форен.

Известно, что Дега на дух не переносил болтовни. Поэтому при жизни попросил Форена отказаться от траурной речи и закончить простой незамысловатой фразой:

«Он, также как и я, любил рисовать».

Произведения

  • «Этюд рук» (1860)
  • «Начало охоты» (1863-1865)
  • «Всадники на дороге» (1864-1868)
  • «Интерьер» (Насилие) (1868-1869)
  • «Побережье в Эббе» (1869-1870)
  • «Танцевальный класс» (1871-1874)
  • «Площадь Согласия» (1875)
  • «В кафе» (абсент) (1876)
  • «Женщина за туалетом» (1876-1877)
  • «Диего Мартелли» (1879)
  • «Оперная ложа» (1880)
  • «Лица преступников» (1881)
  • «Гладильщицы» (1884)
  • «В танцевальной студии» (1897)
  • «Голубые танцовщицы» (1899)
  • «Балерины за кулисами» (1900)

родился в Париже 19 июля 1834 года. Он учился в Школе изящных искусств под руководством одного из учеников прославленного художника Энгра, поклонника искусства античности и в целом классической живописи. Учитель оказал на Дега большое влияние, которое так или иначе он пронес через весь свой творческий путь. Окончив Школу, Дега поехал в Италию учиться у старых мастеров: Беллини, Боттичелли, копируя их полотна.


Если Мане олицетворял полусвет и парижский стиль, то Дега имел непосредственное отношение к высшему свету, к европейской аристократической и банковской верхушке. По линии отца, тетушек и сестры он состоял в родстве с высшей аристократией Неаполя, по линии матери принадлежал к древнейшему креольскому роду из Нового Орлеана. С раннего детства в доме отца Эдгар встречал крупнейших представителей искусства: Ла Каза, Марсия и Вальпенсона.



В 1859 Дега вернулся в Париж из Италии и с этого момента вплоть до 1865 года уделял много времени и внимания картинам на исторические сюжеты. Эти картины были написаны художником в высокой академической манере и создавались для того, чтобы выставить их в Салоне. Несмотря на затраченные усилия, историческая тема так и не стала близкой Дега.


"Спартанские девушки вызывают на состязание юношей". 1860-1862


Дега был всей душой привязан к Монмартру. С наступлением ночи он отправлялся гулять по нагретым за день улицам у подножия холма, особо ценил рубиновые и изумрудные огни фонарей, освещавших витрины аптек, обожал рыться в лавках старьевщиков - в районе улицы Мартир они встречались на каждом шагу, - он подолгу разыскивал какой-нибудь набросок Гаварни, или Домье, или же что-то из примитивистов, предпочитая полотна, написанные в каком-нибудь монастыре.



Скаковые лошади в Лоншане. 1866


В начале 1860-х Эдгар Дега заинтересовался сценами из современной жизни, особенно скачками. В 1861, во время поездки в Нормандию, Дега посетил конный завод и был очарован племенными лошадьми. В следующем году он познакомился с Эдуардом Мане, который, желая углубить интерес друга к современной жизни, ввел Дега в круг мол одых художников, ставших впоследствии группой импрессионистов.



"Репетиция балета"


Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Эдгара Дега. Художники, писавшие балет до него, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета, склонившихся в изящном поклоне. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд, сделанные для обложки глянцевого журнала. Дега был первым, кто показал на полотне труд артиста на репетициях и на сцене.



Полотно «Голубые танцовщицы» лучшая из серии картин обнаженных женщин. Картина написана любимой художником пастелью. На картине четыре балерины в голубых балетных пачках переданы в ракурсе «вид сверху». Благодаря этому мы словно бы захвачены их занятием: за кулисами в ожидании выхода балерины поправляют наряды. Искусно переданное движение танцовщиц создает ощущение танца, который как бы вовлекает зрителя в его поэтичную пластику. Здесь, как и в некоторых других его работах, сказалось увлечение Дега фотографией, что заметно по асимметричности композиции и спонтанности обреза краев изображения.


Эдгар Дега. Балетная тема



"Абсент". 1876


Дега не случайно взял тему, которая была у всех «на слуху». У Дега - это прежде всего непредсказуемая, нестандартная, даже, если хотите, «хулиганская» композиция. Кажется, что в ней нет ни центра, ни края, ни начала ни конца. Это один большой, подсмотренный и «вырванный» из увиденного фрагмент, казалось бы, на первый взгляд, случайного сюжета.

Сидящий справа мужчина (Марселен Дебутен - друг и коллега художника) никак не связан по сюжету с дамой справа (популярной в то время актрисой Эллен Андре). Перед дамой - наполненный бокал с абсентом, и, судя по всему, уже не первый. Дама пьяна и безразлична к происходящему, взгляд остановился, плечи опущены. Мужчина напротив, выглядит трезвым и напряжённым, красные, налитые кровью глаза говорят о «тяжёлой ночи». Перед ним кофейный напиток от похмелья - мазагран в стакане. Казалось бы, скучная, обыденная, серая сценка, а вот вокруг всё что-то не так… Может эти «парящие» в воздухе столики, написанные без ножек и скатертей или нетронутые сосуды с напитками, или эти грубые, резкие тени за спинами у дамы и господина с трубкой, как будто это не тени вовсе, а два незнакомца, сидящие за соседним столиком и одновременно находящиеся в «зазеркалье». Ведь Дега нарочно не прорисовал падающие от людей тени на кромке спинки лавки, чтобы отделить эти «призраки-тени» и противопоставить их реальности.

Перед нами картина-загадка, не вполне типичная для автора. Это как будто искажённая абсентом реальность. Не потому ли автор, после стольких лет размышлений, переименовал картину из «Эскиз французского кафе» в «Люди в кафе», а потом в известный нам «Абсент»?



В 50 лет Дега начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. Постепенно художник переходит от масла к пастели. Фигуры, изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.



У модистки


Эдгар Дега - один из представителей французского импрессионизма в живописи и графике. В противоположность своим коллегам он мало интересовался пленэром. Любимыми темами художника, в которых он очень узнаваем, были бега, скачки, жизнь балерин во время репетиций и выступлений, женщины за умыванием, певицы из кафешантанов. Через этих героев Дега решал свои художественные задачи: быструю смену движения, сложный ракурс и поворот силуэта, а также по-новому использовал технику пастели.



Причесывающаяся женщина (Женщина за туалетом) 1885


Одна из лучших «пастельных» работ мастера - «Причесывающаяся женщина» или «Женщина за туалетом». Молодая девушка, сидящая в сложной позе, изображена со спины. Тонкая моделировка тела, плавная, текучая линия силуэта и чистый светлый колорит картины пленяют зрителя. Дега использовал тончайшие нюансы однотонной, гладко растушеванной пастели, потом постепенно обогащал их другими оттенками и переходами, а под конец вводил яркие цветовые штрихи.


Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов, и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин - танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры он доводил до конца, а выставил за всю свою жизнь только одну - "Четырнадцатилетняя танцовщица" - единственная скульптура, которую выставлял Дега , остальные он считал неудачными.



Всего он создал около 70-ти скульптур, все из воска. К этому направлению Дега обратился после 60-х годов по мере ухудшения зрения и говорил, что скульптуры заменяют ему этюды, поэтому многие из них не завершены.


Слепленные из воска эти скульптуры были очень хрупкими и непрочными, однако после смерти Дега в его мастерской нашли около 70 сохранившихся работ, и наследники художника перевели их в бронзу, - сам Дега не работал с бронзой.


По мере того как старость брала свое, Дега становился все более и более страдающей фигурой. Болезни сделали его сварливым, в душе художника росла антипатия к современной, уже непонятной для него жизни.


Велосипед он называл "смешным", а телефон - "глупым" изобретением, и в то время как один за другим умирали его сверстники, Дега все чаще мучили мысли о предстоящей кончине. Его зрение ухудшалось, работать становилось все труднее, и после 1908 он уже почти ничего не писал. В 1912 Дега пережил сильный удар - дом, в котором он жил, должны были реконструировать, и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.



Четыре последних года жизни Дега о нём заботилась любимая племянница. К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплть до 1914 его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: "Он, как и я, очень любил рисовать".


muzei-mira.com ›Художники ›


ЭДГАР ДЕГА


У французского художника Эдгара Дега есть картина, изображающая его отца, слушающего музыку (ок. 1869-1872, Бостон, Музей изящных искусств). Пьер Огюст Дега погружен в глубокую задумчивость, и кажется, что душа его странствует где-то далеко. Возможно, музыка пробудила отрадные воспоминания, и легкая, еле заметная улыбка тронула губы, смягчила черты. Мастер чутко и бережно всматривается в лицо отца, пытаясь проникнуть в сложный, зыбкий мир духовных переживаний близкого человека.

Происходит таинственное перевоплощение: кусок холста и слой краски превращаются в некую магическую материю - мыслящую, чувствующую. Живописец передает тончайшие эмоции, нечто неуловимое, неосязаемое.

Это произведение помогает понять смысл творчества Дега, который стремится передать на холсте непередаваемое, вечно меняющееся, будь то жизнь души, поток городской толпы, воздушный полет балерины, красоту и свободу движений всадника, игру световых бликов, преображающих мир обыденности в поэтический образ.

Дега родился в состоятельной семье банкира де Га (но с 1873 года художник подписывается «Дега», не желая подчеркивать частицей «де» свое дворянское происхождение). С детства много рисовал, отец часто водил его в музеи, на концерты. Дега получает прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852). Берет уроки живописи у Л. Ламота - ученика Энгра. Некоторое время учится на юридическом факультете Парижского университета (1853-1854), но вскоре понимает, что больше всего на свете хотел бы стать художником. В 1855 году он поступает в Школу изящных искусств; пишет ряд картин на исторические темы, дебютирует в Салоне 1865 полотном «Бедствия города Орлеана» (Париж, Музей Орсэ). Однако история не особенно трогает его душу. Ему гораздо интереснее живые люди, которые окружают его, - не случайно в ранний период в творчестве художника преобладает портрет. Несколько раз Дега совершает длительные путешествия по Италии, делает копии и зарисовки с произведений старых мастеров. Во Флоренции живет в семье сестры отца - Лауры Беллели (урожденной де Га). В одном из писем в ноябре 1858 года Дега сообщает: «Я начал портрет тети и двух моих… кузин… Я пишу его, как картину… мои кузины очаровательны. Старшая просто маленькая красавица, а младшая умна, как бес, и добра, как ангел. Я пишу их в траурных черных платьях с белыми фартучками… у меня неодолимое желание писать…»

Речь идет о картине «Семья Белели» (1860-1862, Париж, Музей Орсэ). Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Композиция картины необычна - смысловой центр резко сдвинут влево, где доминирует фигура одетой в черное Лауры Беллели. Она возвышается словно массивная темная пирамида. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Рядом с ней дочери - старшая, Джованна, и младшая, Джулия, сидящая, поджав под себя ногу и повернувшись в сторону отца - барона Беллели. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Это один из лучших групповых портретов XIX века, отмеченных точностью рисунка, мастерством в передаче света - лица девочек, их белые фартучки словно источают сияние.

Неожиданна композиция и в «Даме с хризантемами» (1858-1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Портретируемая сдвинута в правый угол картины, а большую часть пространства занимает огромный букет цветов. Подобное решение производит странное, беспокоящее впечатление. Лицо глубоко задумавшейся женщины словно подернуто дымкой грусти, а масса осенних цветов, как бы «вытесняющих» человека, словно поток воспоминаний, проходящих перед мысленным взором модели.

Дега - истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Но Дега - почитатель Энгра - следует также традиции, что сказалось в каллиграфической отточенности рисунка, в четкости форм, внимательной проработке деталей, в интересе к неповторимости индивидуального характера. В этом особенность французской художественной школы - продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Дега пишет портреты людей, которых он хорошо знает; он не тщеславен - писать знаменитостей у него нет желания, не привлекают его ни эпохальные события, ни литературные персонажи. Современная жизнь - вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Ранее всего он познакомился с Эдуаром Мане, а с 1866 года начал посещать кафе Гербуа, где собирались Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и другие. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.

Однако если его новых товарищей более интересует пейзаж, работа под открытым небом, то Дега - городской человек, его влечет жизнь современного города. Для импрессионистов главное средство художественной выразительности - цвет. Дега - тончайший колорист - остается верен линии. У него зоркий глаз, он досконально изучает характерные для каждой профессии движения, позы ("Жокеи перед трибунами", 1866-1868, Париж, Музей Орсэ; "Скачки в провинции. Экипаж на скачках", 1879, Бостон, Музей изящных искусств).

Дега влечет красота движения, он ищет ее повсюду. Кроме скачек другая его страсть - балет. Он как-то обмолвился: «Мое сердце зашито в шелковую балетную туфельку». "Танцкласс Оперы на улице Ле Пелетье" (1872, Париж, Музей Орсэ) - балерины на изнурительной репетиции; "Голубые танцовщицы" - взволнованные перед выходом на сцену (ок. 1898, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и, наконец, в апофеозе славы - блистательная прима-балерина, парящая над сценой: "Звезда" (1876-1877, Париж, Музей Орсэ).

В этой серии Дега предстает как мастер в передаче света, который таинственно мерцает, освещая закоулки кулис, заливает огромные залы, скользит по обнаженным плечам, пронизывает воздушные ткани, создавая ощущение особого магического пространства театра.

Искусство Дега рождено Парижем, но и Париж «создан» Дега - насколько пресным было бы наше представление о великом городе без картин художника, без его завсегдатаев кафе, театров, без его актеров, певиц и роскошных танцовщиц кабаре, а также тех, кто наряжает и обхаживает их всех: кутюрье, парикмахеры, модистки - это тоже художники в своей профессии.

Главными героями картины «У модистки» (1882, Мадрид, Фонд Тиссена-Борнемисса) выступают шляпки, которые, кажется, лишь на мгновение присели на свои штативы и которым не терпится вспорхнуть и опуститься на головы покупательниц. Дега тонко подмечает не только движения, но даже особое выражение лица женщины, примеряющей новую шляпку.

Художник пишет прачек, гладильщиц - это мир тяжелого труда, Дега с присущим ему вниманием изучает характерные позы, жесты, напряжение мускулатуры, он не первым вводит в искусство подобные темы, но видит их по-новому. В развешенном вокруг «Гладильщицы» (1876-1887, Вашингтон, Национальная галерея искусства) белье художник открывает тонкие цветовые сочетания. Силуэт женщины на фоне окна мягко вписывается в живописное пространство. Возникает ощущение спокойной гармонии и чистоты.

Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Действительно, изображая наготу современной городской женщины, Дега показывает ее погруженной в самые тривиальные занятия: мытье ног, умывание, стрижка ногтей и т. д. Его причесывающиеся, умывающиеся, одевающиеся не позируют, не принимают грациозных поз, они естественны, как только может быть естественна занятая туалетом женщина наедине с собой. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Дега превращает бытовые сценки в живописные драгоценности, приучая глаз зрителя видеть прекрасное в обыденной жизни ("Ванна", ок. 1886, Париж, Музей Орсэ).

Работая над одной темой Дега никогда не бывает монотонным; свежесть восприятия, а также различное отношение к сюжету, к персонажам делает его всегда новым.

Изображая жизнь ночного Парижа, он то ироничен, то язвителен, порой близок к гротеску, порой нежен, сострадателен. Он умеет видеть и смешное, и трагическое. В фигурах спившихся завсегдатаев ночного кафе ("Любители абсента", 1876, Париж, Музей Орсэ) Дега уловил сосредоточенно-отрешенное состояние, в которое впадали потребители зеленого напитка (в начале XX века был запрещен). Безнадежностью и беспросветным одиночеством здесь, кажется, пронизан сам воздух. (Заметим, что для картины художник просил позировать свою любимую актрису Элен Андре и друга, гравера Марселя Дебютена.)

К концу жизни из-за болезни глаз (он застудил глаза в армии, во время франко-прусской войны 1870-1871 годов) Дега не может больше заниматься живописью и переходит к скульптуре. Последние годы художника печальны. Одинокий, почти слепой, он с трудом выходит из дома.

Судьба прекрасного живописца, влюбленного в красоту мира, учившего людей видеть эту красоту и ослепшего, вызывает в памяти трагический образ великого композитора, потерявшего слух и столь же одинокого - Людвига ван Бетховена.

Вероника Стародубова

Эдгар Дега (фр. Edgar Degas; 19 июля 1834, Париж - 27 сентября 1917) - французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

Биография Эдгара Дега

Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством.

В 1853 году Дега начинает изучать право, одновременно берет уроки живописи в мастерской Барриаса. С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра.

Начиная с 1854 года в течение пяти лет молодой живописец неоднократно ездил в Италию, где делал зарисовки с античной скульптуры, в Италии он познакомился с салонными французскими художниками Леоном Бонна и Густавом Моро.

Творчество Дега

Первыми работами Дега были гравюры. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии, в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме.

С 1865 по 1870 год он регулярно выставлялся в салоне. Вскоре Дега познакомился с Эдуардом Мане и обратился к портретам, композиционная схема которых заимствована у Мане, а моделировка формы и острота характеристики выдают руку оригинального и талантливого художника.

Историческая тематика не удовлетворяет Дега, он ищет свои сюжеты и находит их в жизни современного Парижа, за кулисами театра, в прачечных, швейных мастерских, на скачках.

Острая наблюдательность и интерес к современности сблизили его с импрессионистами, первые впечатления от новаторских поисков которых он уже получил в мастерской Эдуарда Мане.

Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу - главному жанру импрессионистов - Дега остался равнодушным.

Основным средством выражения для него была человеческая фигура. Дега наблюдал и изучал человека в движении во всех подробностях, проводя много часов с блокнотом в руках на балетных репетициях, за театральными кулисами, на трибунах во время скачек. Он стремился зафиксировать движение, поймать на полотне, как в объектив фотокамеры, малейшие его нюансы, проникнуть в самую механику движения.

Дега изучал современные биологические исследования по механизму движения животных и человека, рассматривал только что появившиеся моментальные фотоснимки. Балет и скачки - вот те сферы, в которых все подчинено движению. Замечательные «Голубые танцовщицы» передают все богатство техники Дега.

Верховая прогулка
Две тансовщицы Лошади на лугу

В отличие от других импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалевка.

Композиция и рисунок - элементы живописного языка, с помощью которых Дега пытался преодолеть статику станковой картины. Он искал неожиданные ракурсы, изображая фигуры балерин во всевозможных поворотах, сбоку, со спины, снизу.

Расстановка в пределах одной картинной плоскости нескольких фигур в разных ракурсах, каждая из которых как бы застыла на определенном этапе поворота или шага, создавала иллюзию процесса движения. Иллюстрацией такого приема Дега являются как «Голубые танцовщицы», так и «Проездка скаковых лошадей». Созданию в станковой картине иллюзии движения способствуют также и строго продуманные срезы композиции рамой и крупные планы, как бы выводящие движение из картины за ее пределы.

Дега принимал участие почти во всех выставках импрессионистов, начиная с первой; наряду с Клодом Моне, Писсарро и Ренуаром он был активнейшим членом «Группы независимых художников». Однако он не разделял полностью взглядов импрессионистов и часто подвергался критике с их стороны.

В конце жизни, несмотря на прогрессирующую болезнь глаз, Дега продолжал писать в основном пастелью.

Эдгар Дега был настолько очарован балетными танцовщицами, что создал более 1500 работ с их участием.

«Меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега. — «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».

Как и Моне, Дега писал свои полотна почти вслепую: у художника в течение 20 лет прогрессировала дегенерация желтого пятна. В результате, работая над полотнами, он видел собственные картины совершенно не в том виде, в котором их видели окружающие. Один из французских критиков назвал поздние работы Дега «трагическим свидетельством борьбы художника со своим недугом».

Все картины Дега отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Казалось бы, Эдгар Дега увидел определенный образ совершенно случайно и наспех его изобразил. В этом и заключается парадокс. При взгляде на картину художника может показаться, что она замерла всего лишь на секунду, и скоро все детали на ней придут в движение. И так и должно быть. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени.

Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его.

Дега был не только живописцем, но еще скульптором и, что еще более интересно, графиком. Свои монотипии Эдгар Дега мало кому показывал — только тем, кому особо доверял: коллекционерам Руару и Воллару, писателю Людовику Галеви, художникам Гогену и Тулуз Лотреку. Графика Дега — это мимолетные, иногда сделанные по памяти зарисовки повседневной жизни Парижа, а точнее Монмартра, конца XIX века

Недавно в Эрмитаже прошла выставка под названием «Фигура в движении», на которой были продемонстрированы скульптуры Дега. Интересно, что Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины.

После его смерти у него в квартире нашли 150 статуэток из воска – почти все они были аналогичны его полотнам: балерины, моющиеся женщины, всадники на конях. Родственники художника отлили эти фигурки в бронзе.

Дега был очень не бедным человеком, но старость свою проводил в запущенной холостяцкой квартире, без друзей и поддержки. Похороны, как и завещал художник, были тихими и скромными.

Библиография

  • Зернов Б. А. Дега. М., Л.: Советский художник, 1965.
  • Эдгар Дега // Художественная галерея, 4/2004, DeAgostini.
  • Костеневич А. Г. Эдгар Дега. Площадь согласия. Заметки о картине. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2012. - 152 с., ил. - (Возрождённые шедевры). 1000 экз., ISBN 978-5-93572-474-0

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов:


Self Portrait — circa 1863 — Private collection

В 1861 году Дега знакомится с Эдуаром Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, - все это вызывало к нему известное уважение.


Russian Dancers — circa 1899 — Museum of Fine Arts — Houston (USA)


1880 — La Visite au musée Huile sur Toile 91,7×67,9 cm Boston, Museum of Fine Art

С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание, и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, совершенно нетипичной для импрессионизма.


_Расчёсывание волос (1886-1888) (74 х 60.6) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон)


Мадмуазель ЛаЛа в цирке Фернандо (1879) (117 х 117) (Лондон, Нац. галерея)

«Уловленные мгновения» - так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека.


Меланхолия (1874) (Вашингтон, коллекция Филиппа)


Mirror — circa No dates listed — San Diego Museum of Art (USA)

1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеона III. Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником; отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников.


Магазин дамских шляп (1879-1886) (100 х 110.7) (Чикаго, Институт искусств)


1883 — Chez le modiste Pastel 76×85 cm Lugano, Collection Thyssen-Bornemisza

Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов.


Portrait of Henri Michel-Levy — 1Mirror — circa No dates listed — San Diego Museum of Art (USA)878-1879 — Calouste Gulbenkian Foundation (Portugal)

При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов, и к концу жизни дистанцировался от их общества. Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно, и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно.


Portrait of Mme. Rene De Gas, nee Estelle Musson — 1872-1873


Portrait of Pagens and Auguste De Gas — circa 1869 — Musee d’Orsay (France)


Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он жил один. В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламленной хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Поль Валери, иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать, и лишь немного рисовал углем. Однако к 80 годам он был уже признанным художником, его картины продавались по баснословным для того времени ценам.

Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».

В честь Эдгара Дега назван кратер на Меркурии.