Open
Close

Характеристика дарьи в повести прощание с матерой. Система образов в повести "Прощание с Матерой" Распутина В.Г

На мой взляд,одним из самых интересных и близких каждому человеку вопросов русской литературы является тема родного дома,родных мест.Нельзя недооценить их важность для каждого из нас.Мне в наибольшей степени понравилось произведение В.Распутина "Прощание с Матерой"
Действие этой повести разворачивается на небольшом островке под названием " Матера" на реке Ангара.Жизнь в этой деревушке текла вполне обыденно,так же,как и в тысячах других деревень нашей необъятной страны.Скорее всего,такая спокойная,счастливая жизнь продолжалась бы и в дальнейшем.Но обстоятельства сложились иначе.Власти решили затопить Матеру для того,чтобы создать на ее месте водохранилище.Наверняка,для любого человека весть о уничтожении родного дома и о скором пареезде станет настоящей катастрофой.Может быть,для молодого поколения эта новость покажется не такой уж пугающей,а наоборот,шансом обрести новых друзей,узнать,какова жизнь вдали от родных мест.Но для более старшего поколения это настоящая трагедия.Здесь прошли их детство,молодость,минуты счастья и печали,радости и негодования,были пережиты успехи и пройдены невзгоды.Не исключением стала Матера.Расставание с родной деревушкой молодежь пережила почти безболезненно.А для пожилых людей переезд оказался неприемлимым.Главная героиня произведения,старейшая жительница этих мест Дарья,общалась с духами природы,со своими предками,захороненными в этой земле.Автор на ее примере показывает нам,как связаны жители с этим островком, и еще раз подчеркивает нежелание отъезда со своей малой Родины тех,кто живет на этом месте многие десятки лет.Символом повести является "Царский листвень". Он олицетворяет собой бескрайние силы природы,над которыми человек не имеет власти.Его пытались сжечь,срубить,спилить.Но все попытки оказывались безрезультатными.Жители,оставшиеся на Матере после её затопления,будто это многовековое,раскатистое дерево,которое глубоко вросло своими корнями в землю,и ничто,и никто не сможет его переселить с того места,где оно когда-то было посажено,а затем росло,несмотря ни на какие природные стихии и иные потрясения.Те,кто остались в своих домах после затопления,даже не предпринимали попыток спастись,когда на деревушку хлынула вода.Свои лучшие годы они уже прожили да к тому же были далеко не молоды.Для этих людей было немыслимым закончить свою жизнь вдали от этих мест.Та же Дарья,общаясь со своими предками,уже давно покоенными в земле,затем,проведя обряд очистки своей избы,всем своим поведением показывала,что готовится к смерти и не боится ее принять,поскольку останется на родной земле,где были похоронены все ее предки.Память о Матере и о жителях,которые не покинули свое родное место, навсегда останется в сердцах людей.
В заключение я хочу сказать,что то тепло,уют,которые человек ощущает в родном доме,он не почувствует больше нигде.Это произведение отражает действительность нашего общества,но в то же время раскрывает всю широту русской души.

Русская литература 1960-1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу «малой родины». В.Г. Распутин является одним из лучших представителей «деревенской» прозы того времени. А его повесть «Прощание с Матерой» является вершинным произведением этого направления.

В своей повести Распутин затрагивает извечные проблемы, которые волновали и будут волновать человека во все времена. Автор рисует нам запоминающиеся характеры, показывает столкновение старого и молодого поколений, указывая на их различное отношение к жизни.

В повести центральной фигурой, носительницей духовных ценностей, является Дарья Пинигина, «самая старая из старух; лет своих не знала точно». Но она «несмотря на годы…была пока на своих ногах, владела руками, справляла посильную и все-таки немалую работу по хозяйству».

Дарья - сильная по духу женщина. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они набираются силы. Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли. Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не вернулся. Но все же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям. Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им. Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с внуком, которые боялись ночевать одни.

Дарья прожила долгую жизнь, многое поняла. Она пытается научить своей правде и сына с внуком, чтобы они шли дальше и передавали ее опыт: «Я мало видела, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-олго на его смотрела». Героиня видит, что погоня за прогрессом, который якобы должен принести всеобщее счастье, может увести человека с пути, который ему предначертан, с настоящей дороги. Дарья говорит своему внуку Андрею: «Че говореть – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она не поборола, сила-то эта…».

Героиня говорит о том, что создание и применение в труде машин обезличивают человека, он теряет свою душу, самого себя. И эта погоня ничего хорошего не несет: «Пуп вы щас не надрываете…А что душу свою потратили – вам дела нету». Дарья понимает, что уже не машины служат людям, а люди машинам: «Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят».

Дарья болеет душой за сына, за внука, но видит, что они уже не такие, как она. Они не так любят свой дом, свой остров, не так заботятся о традициях, данных им предками. Не случаен эпизод проводов Андрея. Он прощается с бабушкой в избе, потому что не хочет, чтобы она проводила его до лодки. Но не это покоробило Дарью: внук не попрощался с Матерой, «не погоревал тайком, что больше никогда ее не увидит, не подвинул душу…». Для Дарьи, которая видела смысл существования человека в связи с землей, с домом, где он родился, это была настоящая беда. Героиня во всем винит себя. Ведь это она не смогла привить внуку любовь ко всему, что ей самой было так дорого.

Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Вот почему Дарья хочет увезти могилы своих родителей туда, где будет жить и где будет похоронена сама, чтобы не прерывалась цепочка памяти. Ведь благодаря родителям она родилась и выросла, дала жизнь другим.

Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил «официальными лицами» из санэпидемстанции становится для нее душевной трагедией. По мнению Дарьи, да и по мнению других старожилов, это знак полного одичания человека. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Вот почему, вернувшись с кладбища, Дарья никак не может найти места, вся работа валится из ее рук.

Героиня чувствовала себя виноватой и боялась: «…а ить с меня спросют: как допустила такое хамство, куды смотрела?». Поэтому она не может пойти на кладбище, а уходит на берег Ангары и там пытается найти успокоение, найти ответы на мучившие ее вопросы.

Дарья размышляет о течении жизни и сравнивает его с ниточкой: род – это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, а на другом конце завязываются новые. И героине не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие ей на смену. Так, в повести проводится мысль о смене поколений.

Дарья понимает значение совместного труда. В сцене сенокоса она видит, что главное для людей не сама работа, а чувство единения друг с другом и с природой. Верно подметил внук Дарьи: «…вы здесь вроде как работаете для жизни». Сама Дарья всю жизнь проработала на земле и не одобряет внука, который ищет место среди машин, техники.

Для героини дом является самым родным «существом», которое она никогда не продаст. Она считает его одушевленным. Поэтому в конце повести, прощаясь с домом, Дарья через силу белит и убирает его, как покойника, и чувствует, что дом это понимает. А затем она запирает свое жилище на ключ, чтобы чужие не осквернили его своим присутствием.

Итак, мы видим, что образ Дарьи Пинигиной является главным в повести. Именно через ее восприятие мы видим и слышим то, что происходит на острове. Автор наделяет эту героиню только положительными чертами. Она – истинный народный характер, проявивший себя в трудные минуты жизни.

Тема урока: Судьба малой родины в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Вид урока: урок – размышление

Тип урока: диалог с классом

Эпиграф: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» (В. Г. Распутин).

Цели урока

Личностные: осмысление обсуждаемых проблем повести, нахождение в них личностного смысла, формирование гражданской позиции, усвоение общечеловеческих ценностей.

Когнитивные: развитие способности к исследовательской деятельности, обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе нравственного развития.

Предметные: развитие познавательного интереса к современной русской литературе, овладение навыками анализа художественного текста, развитие устной речи учащихся.

Оборудование:

1) Тексты повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой».

2) Презентация

3) Музыкальный фон («Марш энтузиастов» И.Дунаевский - А.Д"Актиль, «Малиновый звон» А.Морозов - А.Поперечный).

План урока

Этапы урока

Формы работы

1. Оргмомент

Приветствие

2. Мотивационное начало (подготовка учащихся к восприятию учебного материала)

Вступительное слово учителя

3. Выход на тему урока

Коллективная форма работы

Коллективная форма работы

5. Словарная работа

Беседа

Сцена пейзажного описания Матёры (гл. 1);

История Матёры (гл.1);

Сцена разорения кладбища (гл. 2 -3);

Сцена горящей избы (гл. 8);

Сцена сенокоса (гл. 10);

7. Словарная работа

Беседа

8. Работа с художественным текстом

Сцена прощания с домом Настасьи (гл. 7);

Сцена прощания с избой Дарьи (гл. 20);

Аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных сцен повести, индивидуальные сообщения учащихся

9. Подведение итогов

10. Домашнее задание

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя. 15 марта 2012 г. исполнилось 75 лет со дня рождения русского писателя, нашего современника и нашего земляка, Валентина Григорьевича Распутина, родившегося в деревне Аталанка Иркутской области.

Валентин Григорьевич Распутин – яркий представитель так называемой «деревенской прозы» - одного из ведущих направлений в русской советской литературе 1960-1980-х годов, связанного с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни (Василий Белов, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Фёдор Абрамов, Борис Можаев и др.).

Кто мы на этой земле – хозяева или временщики, побыли и ушли? Взяли всё, что смогли, а потом хоть потоп? Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы своего времени, затронул болевые его точки. Но только ли своего времени? Источником главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, её нравственного обнищания.

Известность В. Г. Распутину принесла повесть «Деньги для Марии» (1967), сюжет которой позволил писателю психологически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать как нравственные вершины, так и глубины человеческого падения. Написанные затем повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985) закрепили за ним славу одного из лучших представителей «деревенской прозы».

Сегодня мы обратимся к повести В. Г. Распутина – «Прощание с Матёрой». В ней автор обратился к трагической теме разорения людьми собственной земли, родины под предлогом великих преобразований.

3. Выход на тему урока. (Звучит песня «Малиновый звон»)

- Что означают для вас понятия Родина, «малая» родина?

Родина - 1) Отечество, отчизна, родная страна;

2) Место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь;

«Малая» родина - отчий дом, родительский дом, родной край, родная сторона, родители, предки…

У каждого человека есть своя «малая» родина, тот кусочек Земли, который остаётся на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» земли есть и у В. Г. Распутина – это его родная деревня Аталанка Иркутской области, которая попала в зону затопления и исчезла в годы строительства Братской ГЭС. Пострадали не только десятки и сотни подобных деревень, главное, что пострадали люди, живущие там.

Итак, тема нашего урока «Судьба малой родины в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Эпиграфом к уроку мы взяли слова В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

Что же происходит с человеком, когда рушатся эти подпорки одна за другой? Давайте ещё раз сегодня перелистаем страницы повести «Прощание с Матёрой», перелистаем и перечитаем, поразмышляем над главными проблемами повести.

В основе сюжета лежат реальные события. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище – вся земля уйдёт под воду навечно.

«Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле рубеж в писательской работе». («Литературная газета», 16 марта 1977 г., интервью «Не мог не проститься с Матёрой»).

«Моя последняя работа – повесть «Прощание с Матёрой». Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нём не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки». («Вопросы литературы», 1976, № 9).

4. Обмен читательскими впечатлениями

Что вас взволновало, когда вы читали повесть «Прощание с Матёрой»?

5. Словарная работа

Давайте определим лексическое значение слова Матёра. Попробуйте подобрать однокоренные слова к этому слову.

Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк, и от слова матёрый.

Матёра - 1) матёрый (полный сил, крепкий, достигший полной зрелости, опытный, знающий);

2) мать, матерь (мать – земля, Родина – мать);

3) материк (земля, окружённая со всех сторон водой);

Все эти значения реализуются в тексте повести.

1) Матёра полна сил, крепка, опытна. («Какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая ни одно поколение»).

2) Слово Матёра по лексическому значению связано со словом мать. Матёра – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Для её жителей она – первооснова, стержень, на котором держится их бытие. («И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она чёткие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра».

3) Матёра – часть материка. Они объединяются общим значением первоосновы и надёжности, и даже – вечности.

6. Работа с художественным текстом

Триста лет обживали этот уголок русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо ухаживала за детьми своими, вскармливала их, и дети отвечали ей любовью.

Совершенно не случайно повесть открывается пейзажным описанием.

Давайте прочитаем описание Матёры . (гл. 1.) (Приложение 1)

Мир Матёры неброский, в нём всё обычно, но ценность его именно в этой простоте и обычности.

Какая же она «та Матёра», прежняя?

(«Опять с грохотом пронесло лёд, опять зашумела вода, запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки, заквакали лягушки…голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки…»).

Какое слово неоднократно повторяется в пейзаже? (опять)

Как вы думаете, зачем автор употребляет его несколько раз?

Кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение неустойчивости, трагичности жизни в Матёре.

(«Та Матёра и не та. Все посадили огороды – да не все… Посеяли хлеба – да не на всех полях… Многие жили теперь на два дома… Повяла деревня, как подрубленное дерево… Гуще и нахальней полезла крапива, мёртво застыли окна в опустевших избах, покосились заборы, почернели и похилились стайки, амбары…»). Не та Матёра, потому что «повяла деревня, как подрубленное дерево…». Автор подчёркивает надвигающуюся безжизненность Матёры.

В первой главе повести мы узнаём историю жизни Матёры, краткую, но всё же историю. Расскажите её.

Эпизод «История жизни Матёры» (гл. 1) (Приложение 2)

Триста лет жила деревня размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, заваливались и вновь возводились избы. Жизнь в Матёре была настолько обособленной, что даже посёлки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, казались жителям краем света. Эта деревня многое повидала на своём веку за три с лишним сотни лет: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию – колхоз». Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России осиротела, не дождавшись многих своих защитников.

Таким образом, в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены.

Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю его историю?

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть история, жизнь, прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о родной земле, тем она ближе и дороже тебе. История жизни Матёры богата событиями, которые вызывают у читателя уважение к этой земле и людям, живущим там.

Эта деревня многое повидала на своём веку, но такое было в первый и, видимо, теперь уже в последний раз. Осенью, с окончанием строительства плотины для электростанции, вода поднимется, а перед тем деревню пустят под огонь, остров очистят. Все жители знали об этом. Но знать – одно, а поверить в такое – совсем другое, не каждый сможет. Особенно если вся жизнь прошла тут, если каждый куст и пригорок знакомы, с любым местом связано что-то памятное. Если тут и отец твой с матерью похоронены, и дед с бабкою. Вроде бы, давно их и нет уж на свете, но как же без них-то совсем? Это – как без памяти.

Но страна принимала грандиозные планы строительства: заводы, электростанции, а люди… люди не в счёт… (Видеоролик «Марш энтузиастов»)

Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А трудное время – это время испытаний человека. Сразу ясно, кто есть кто.

Как писатель выявляет, кто есть кто? (Через отношение к родной земле, к своему дому, к «малой» родине и к могилкам тоже).

Критик Ю. Селезнёв говорит о земле – родине и о земле – территории. «Если земля – территория и только, то и отношение к ней соответственное. Землю – родную землю, Родину – освобождают. Территорию – захватывают. Хозяин – на земле, на территории – завоеватель, покоритель. О земле. которая всем принадлежит, кто до нас был и кто после нас придёт, не скажешь: «После нас хоть потоп». Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…».

Для кого в повести земля – Родина, а для кого земля – территория?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к сцене разорения кладбища (гл.2-3). (Приложение 3)

Сцена разорения кладбища – одна из самых трагичных страниц повести.

В чём суть конфликта жителей с чужими?

Ворвавшись к пьющим чай старухам, Богодул закричал: «Мёртвых грабют!» С этого момента начинается этический, философский конфликт, который приобретает форму противостояния памяти и беспамятства, ценности и цены. Многое могли бы жители Матёры перенести молча, безропотно, многое, но не это. Именно этот конфликт демонстрирует разное отношение людей к одному и тому же: что для одних свято, то для других буднично; что для одних вечно, то для других бренно.

Зачем чужие приходят на Матёру? Чужие приходят на Матёру, чтобы начать её уничтожение, их начинание кощунственно – они жгут кладбище, поэтому для местных жителей они «черти», «нечистая сила», «ироды», «нехристи». Для старух кладбище – святое место, это место успокоения близких им людей; для чужих – просто часть суши. Для них старики и старухи – «граждане затопляемые». Где им, чужакам, понять матёринцев. Они всё делают по распоряжению. Потому так клеймит их Дарья, этих людей с одинаковыми ржавыми глазами, в одинаковых зелёных куртках. Для них, чужих, Матёра – «ложе для водохранилища», «зона затопления», а для матёринцев их остров – живое место, Дом.

Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук, Воронцов? Для них нет ничего святого. Это люди, не помнящие своего родства – «туристы».

Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище? Как к этому относитесь?

Ребята, такие моральные качества и чувства человека как благородство, верность, уважение, гордость, любовь, стыд не существуют в отвлечённом виде – они должны подтверждаться поступками. Именно поступки, дела, а не слова доказывают, каков человек и каковы его принципы. Поэтому человеческая память - как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений - играет первостепенную роль в становлении человека как личности. А без ощущения человеком связи с прошлым он становится ущербным недочеловеком.

Для кого из героев повести, кроме чужаков, Матёра – это просто территория? Какие они, «чужие свои»?

Клавка Стригунова, Петруха – дети Матёры, но оказывается, что Матёра им не нужна. Клавка говорит: «Давно надо было утопить… Живым не пахнет…». Для неё главное в жизни – удобства, а удобно ей там, где нет Матёры.

Петруха – пьяница, не сумевший даже сохранить собственное имя. За никчемность и разгильдяйство лишила его имени деревенская община. Своими руками Петруха поджёг избу, свой дом, чтобы поскорее компенсацию за него получить. Сжёг, и сердце не дрогнуло, как будто и не рос в этом доме. Не стыдно ему, потому что у него нет совести.

Сцена горящей избы (гл. 8) (Приложение 4)

Вся деревня собралась, чтобы видеть это. Нет необходимости уничтожать огонь, всё равно гореть всему. Но люди стыдятся того, что происходит, закон памяти, совести жив и значим для всех.

Чужая Матёра и для Андрея, внука Дарьи, который уже давно покинул деревню, работал на заводе и теперь хочет попасть на строительство ГЭС.

Давайте перечитаем диалог Дарьи с внуком (гл 12). (Приложение 5)

Динамизм Андрея положителен лишь на первый взгляд. Человек, забывший свой дом, вряд ли будет счастлив. Грустно звучат слова Дарьи, как бы предвидящей все ужасные последствия этой «удали». «Никуда с земли не деться. Че говорить – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она вся не поборола сила эта-та. Она-то большая, а вы-то какие были маленькие, так и остались».

Как вы думаете, на чьей стороне симпатии автора? Симпатии автора на стороне старшего поколения. Перед нами предстают «старинные старухи» с типичными русскими именами: Дарья Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, автор дал имя Богодул. У всех героев за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи.

Один из смысловых центров повести – сцена сенокоса (гл 11). (Приложение 6). Ещё раз на острове всплеснулась жизнь, закипела работа.

Изображённая автором картина крестьянской жизни до обычности проста (так было всегда), но и до трагичности возвышенна (этого больше не будет никогда). Это последний вздох Матёры – работа, песни, купание. Люди как будто забывают о надвигающейся утрате.

К чему это время оживления в деревне? Зачем автор показывает последний праздник Матёры? Последний праздник жизни на своей земле, в своём доме для матёринцев важен – есть чем жить дальше, есть, что вспомнить.

Самые трогательные сцены повести – сцены прощания.

7. Словарная работа

Прощание – расставание

Проститься 1) Слова приветствия при расставании;

2) Покинуть что-нибудь, расстаться

Существительное прощание, образованное от глагола проститься, относится к обоим значениям этого глагола. Следовательно, в его значении присутствует очень важный для понимания идеи повести смысл – «расстаться с одушевлённым лицом». Матёра для автора и для многих героев повести – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой.

8. Работа с художественным текстом

Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленными духовными ценностями, да и с самой жизнью. Дважды рассказывает Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настастья, а потом Дарья. Давайте перечитаем эти трогательные сцены.

Сцена прощания с домом Настасьи (гл 7). (Приложение 7)

Как в простоте и обыденности происходящего проявляется трагичность момента прощания? Во время отъезда Настасья вдруг обнаруживает, что вещи, в прежней жизни ей очень нужные (сундук, самовар, половик), взять с собой невозможно. В той, новой жизни, им нет места, их место в доме. Образ брошенной избы у Распутина одушевляется: слепнут окна, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями.

Сцена прощания с избой Дарьи . (гл. 20) (Приложение 8)

Не понять чужому, зачем Дарья перед уничтожением белит свою избу. Не понятно чужому, но отчётливо понимает Дарья. «А избу нашу ты прибрала? Ты провожать её собралась, а как? Али просто уйдёшь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ней жили». Вот и прибирает Дарья свой дом в последний путь, прощаясь с ним. По закону совести нельзя иначе, а совестливая Дарья иначе и не может. Она белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол, окна. Всю ночь оплакивала Дарья свою избу, и изба словно понимала, что с ней делают. Последняя ночь Дарьи в доме – тихая, спокойная ночь молитв. Дарья не смирилась, но она успокоилась, поняв, что сделала всё так, как нужно.

В том, как Дарья «обряжает» избу, не только воздаяние последнего, что в её силах, родному дому, деревне, острову, но и убеждённость, что только так, а не иначе должен проститься человек с уходящей в прошлое жизнью: достойно и стойко, свято и просто. И трагическое завершение прощания Дарьи оставляет луч надежды, вселяет в читателя веру в моральные ценности.

- Каков финал повести? (гл. 22) (Приложение 9)

В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда. Заблудились в тумане Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой». Все, что остается им делать, - подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!» Впрочем, делает, по словам писателя, «глухо и безнадежно». И, прокричав, вновь засыпает.

«Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана». А материнские старухи в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого «недетское, горькое и кроткое понимание», возносятся на небеса, равно принадлежа и живым, и мертвым.

Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остаётся за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память.

Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о «царском листвене» - символе неувядаемости жизни.

Эпизод «Царский листвень на Матёре» (гл. 19) (Приложение 10)

Пожегщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько ранее В. Распутин дважды скажет, что, как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом безответственные «ответственные за переселение», построившие новый поселок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, - «жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом - еще одно его назначение во Вселенной.

9. Подведение итогов урока

Подводя урок нашему уроку, давайте постараемся ответить на вопрос: что дала нам встреча с Матёрой? (ответы учащихся)

- Какие проблемы ставит автор в повести?

Это проблемы и вечные, и современные.

1. Проблемы экологии. Проблемы взаимодействия человека и природы.

Экология (от "ойкос" - обиталище, жилище, дом, имущество и "логос" - понятие, учение, наука) - об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно-технического прогресса? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Сейчас уже всем стало ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на земле.

2. Проблемы «экологии души», духовные проблемы.

Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее.

3. Проблемы отношения поколений, сохранения традиций.

4. Проблема поиска смысла человеческого существования.

5. Проблема отношения народа и власти.

- В чём смысл конфликта повести?

Конфликт в повести относится к категории вечных: это конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?

Частный конфликт – уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского – противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придаёт особую напряжённость действию.

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти.

Обратимся ещё раз к словам В. Г. Распутина: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». Мы желаем вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы никогда не забывали о родном доме.

10. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение «Что дала мне встреча с Матёрой?»

В повести центральной фигурой, носительницей духовных ценностей, является Дарья Пинигина, «самая старая из старух; лет своих не знала точно». Но она «несмотря на годы…была пока на своих ногах, владела руками, справляла посильную и все-таки немалую работу по хозяйству».

Дарья - сильная по духу женщина. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они набираются силы. Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли. Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не вернулся. Но все же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям. Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им. Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с внуком, которые боялись ночевать одни.

Дарья прожила долгую жизнь, многое поняла. Она пытается научить своей правде и сына с внуком, чтобы они шли дальше и передавали ее опыт: «Я мало видела, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-олго на его смотрела». Героиня видит, что погоня за прогрессом, который якобы должен принести всеобщее счастье, может увести человека с пути, который ему предначертан, с настоящей дороги. Дарья говорит своему внуку Андрею: «Че говореть – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она не поборола, сила-то эта…».

Героиня говорит о том, что создание и применение в труде машин обезличивают человека, он теряет свою душу, самого себя. И эта погоня ничего хорошего не несет: «Пуп вы щас не надрываете…А что душу свою потратили – вам дела нету». Дарья понимает, что уже не машины служат людям, а люди машинам: «Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят».

Дарья болеет душой за сына, за внука, но видит, что они уже не такие, как она. Они не так любят свой дом, свой остров, не так заботятся о традициях, данных им предками. Не случаен эпизод проводов Андрея. Он прощается с бабушкой в избе, потому что не хочет, чтобы она проводила его до лодки. Но не это покоробило Дарью: внук не попрощался с Матерой, «не погоревал тайком, что больше никогда ее не увидит, не подвинул душу…». Для Дарьи, которая видела смысл существования человека в связи с землей, с домом, где он родился, это была настоящая беда. Героиня во всем винит себя. Ведь это она не смогла привить внуку любовь ко всему, что ей самой было так дорого.

Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Вот почему Дарья хочет увезти могилы своих родителей туда, где будет жить и где будет похоронена сама, чтобы не прерывалась цепочка памяти. Ведь благодаря родителям она родилась и выросла, дала жизнь другим.

Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил «официальными лицами» из санэпидемстанции становится для нее душевной трагедией. По мнению Дарьи, да и по мнению других старожилов, это знак полного одичания человека. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Вот почему, вернувшись с кладбища, Дарья никак не может найти места, вся работа валится из ее рук.

Героиня чувствовала себя виноватой и боялась: «…а ить с меня спросют: как допустила такое хамство, куды смотрела?». Поэтому она не может пойти на кладбище, а уходит на берег Ангары и там пытается найти успокоение, найти ответы на мучившие ее вопросы.

Дарья размышляет о течении жизни и сравнивает его с ниточкой: род – это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, а на другом конце завязываются новые. И героине не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие ей на смену. Так, в повести проводится мысль о смене поколений.

Дарья понимает значение совместного труда. В сцене сенокоса она видит, что главное для людей не сама работа, а чувство единения друг с другом и с природой. Верно подметил внук Дарьи: «…вы здесь вроде как работаете для жизни». Сама Дарья всю жизнь проработала на земле и не одобряет внука, который ищет место среди машин, техники.

Для героини дом является самым родным «существом», которое она никогда не продаст. Она считает его одушевленным. Поэтому в конце повести, прощаясь с домом, Дарья через силу белит и убирает его, как покойника, и чувствует, что дом это понимает. А затем она запирает свое жилище на ключ, чтобы чужие не осквернили его своим присутствием.

Итак, мы видим, что образ Дарьи Пинигиной является главным в повести. Именно через ее восприятие мы видим и слышим то, что происходит на острове. Автор наделяет эту героиню только положительными чертами. Она – истинный народный характер, проявивший себя в трудные минуты жизни.

Отчего люди не летают так, как птицы? А. Островский Александр Николаевич Островский - драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков, судейских чиновников и торговцев. Пестрая, полная драматизма жизнь открылась читателям и зрителям Александра Николаевича. Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, “не обремененные образованием”, но правдивые и реалистические. В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских национальных характеров: от эгоистки Липочки Болыновой

Вся жизнь Владимира Маяковского прошла под знаком борьбы и бунтарства. В начале творческого пути он боролся за перемены, защищал революцию. Позже, в послереволюционное время, призывал к продолжению борьбы за светлое будущее. Еще позже он бунтовал против мещанства и пошлости обыденного быта. Поэт все время был против чего-то: против «чистого» аполитичного искусства, против серости и банальности, против «буржуйства», против пустых циничных людей. При этом сам Маяковский был выдающейся, неординарной личностью. Одни его уважали, другие ругали за свободное выражение мыслей. Но никто не мог оставать

На картине К. Юона "Мартовское солнце" изображена ранняя весна, время, когда пробуждается природа. Небо на картине сине-голубое и по нему плывут белые и розовые облака. Окраска неба придаёт весеннее настроение. Солнца не видно, но на снегу заметен золотистый свет лучей. И оно светит так ярко, что слепит глаза. Деревья изображены огромные и высокие, а в центре картины расположились стройные белоствольные берёзы. Снег отяжелевший от солнечных лучей и, поэтому осел и стал немного сероватым. На нём видны падающие от деревьв синеватые тени. Воздух чистый, прозрачный и ещё слегка морозный, но уже ч

В основе повести «Прощание с Матерой» автобиографический факт: село Усть-Уда Иркутской области, где родился Распутин, впоследствии попало в зону затопления и исчезло. Конфликт повести из категории вечных: конфликт старого и нового. Какой ценой утверждается новое? Отметая и разрушая старое или преобразуя его?

Остров Матера ждут перемены: людей собираются переселять на другой берег Ангары, где строится большой новый поселок: ниже по реке строят плотину для «электростанции, вода поднимется и разольется...» Люди на Матере селились издавна: «Тот первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгодливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать». «Деревня на своем веку повидала всякое. Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и другую сторону; везли по воде арестантов». «Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов, пока не грянул однажды слух, что дальше деревне не живать, не бывать. Для Матеры, оставалось последнее лето: осенью «поднимется вода». Земля, на которой веками жили люди, выводится из хозяйственного оборота, уничтожается.

Главная героиня повести — старая Дарья Пинигина, обладает «строгим и справедливым характером». К ней тянутся «слабые и страдательные», она олицетворяет народную правду, она носитель памяти предков, хранитель их традиций. У Дарьи собрались за самоваром подруги, вели «редкий разговор». Из разговора старых женщин мы узнаем о жизни деревни, о переживаниях, тревоге перед жизнью в новом поселке. Кого-то городская жизнь привлекает. Настасья рассказывает: «Я у дочери в городе-то гостевала - дивля: тут тебе с места не сходя, и Ангара, и лес, и уборна-баня, хошь год на улицу не показывайся. Крант, так же от, как у самовара, повернешь — вода бежит, в одном кранту холодная, в другом горячая. И в плиту дрова не подбрасывать, тоже с крантом, нажмешь — жар идет...»

На пороге избы появляется Богодул («приблудший из чужих краев старик») и сообщает: на кладбище грабят мертвых. Женщины всполошились, побежали посмотреть. Прибежав на кладбище, старухи увидели, что два человека в брезентовых спецовках снимают с могил кресты и оградки. Женщины стали стыдить «аспидов». Вскоре сбежались люди почти со всей деревни. «Товарищ Жук из отдела по зоне затопления» начал разъяснять разъяренным людям, что это необходимая мера: «Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди...» Но дед Егор на это ответил: «Откулева пришли, туды и ступайте... А то я бердянку возьму». Общими усилиями удалось старожилам Матерой отстоять кладбище. А старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки.

Богодул в деревне появился давно. Сначала приходил обменивать товар («менял шило на мыло»). Этим и кормился. Бо-годула в деревне старухи любили. К кому бы он в дом ни приходил, все его привечали, кормили. «А раз любили его старухи, ясное дело, не любили старики». Когда пошли слухи о переселении, старухи стали его спрашивать, куда же он пойдет. Он отвечал: «С места ни ногой...» На следующий день, после истории на кладбище, Богодул «приволокся» к Дарье. Дарья «сиднем сидела» на топчане и никак не хотела разговаривать с ним. Долго сидели они молча. Заварив чай, Дарья «наконец заговорила» с Богодулом: корову надоила, а пить молоко некому, сын Павел приезжает редко, молоко прокиснет... «И круто повернула разговор», стала вспоминать случай на кладбище и приговаривать, что захороненные родственники спросят за то, что она допустила такое. Вспомнив всех похороненных родных и близких, Дарья пожаловалась Богодулу: «Я ночесь опосле вечорошнего не сплю и все думаю, думаю... Сроду никакой холеры не боялась, а тут страх нашел...» Решила она пойти посмотреть на кладбище. Но, обессилев от долгой ходьбы, опустилась на землю, посмотрела вокруг: «...тихо, покойно лежал остров, родная, самой судьбой назначенная земля...» С горечью думает Дарья, что скоро, скоро всему конец: «Стоило жить долгую и мытарскую жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не поняла».

К Дарье приезжает сын Павел. Дарья стала расспрашивать, как они там живут в новом поселке, выяснила, что в новом доме в погребах стоит вода, хранить картошку негде. Павел был вторым по счету сыном у Дарьи. Старший погиб на войне. «И еще одного сына лишилась она в войну, тот по малолетству оставался дома, но и здесь нашел смерть на лесоповале за тридцать километров от Матеры». Дарья рассказала Павлу о том, что случилось на кладбище, попросила его перенести «хошь деда с бабкой». Но Павел ответил: «Сейчас не до того, мать...»

«Кой-кто из молодых, кто уже уехал и не уехал, переменам были рады и не скрывали это, остальные боялись их, не зная, что ждет впереди...» В последний день перед отъездом из деревни «всю ночь Настасья не спала, жгла огонь... То и дело она спохватывалась, что забыла одно, другое, бросалась искать и не находила... замирала Настасья: где она — дома; не дома?» Вечером дед Егор с Настасьей стали собирать оставшиеся вещи и напоследок сели за стол и выпили красного, некрепкого вина. За разговором Настасья с чувством горькой утраты говорила: «Ребят потеряли... где их теперь взять? А мы вдвоем... может, ниче... Там, поди, тоже люди... — Сознакомимся. А нет — вдвоем будем... Ты не плачь, Егор».

Рано утром Настасья встала и принесла дров: «И протопила, согрела последнюю еду, замела угли в загнеток, в последний раз согрела самовар...» Когда стали собираться в дорогу, к ним в избу пришла Дарья прощаться. Женщины сквозь слезы просили друг у друга прощения. Потом подошли во двор и другие соседи, чтобы проводить Настасью и Егора. Сели за стол, выпили красного вина, а потом отправились к лодке. Дед Егор повернулся лицом к берегу и трижды — направо, налево и прямо — поясно поклонился Матере».

В сентябрьскую ночь горела Петрухина изба. Как догадывались жители деревни, изба загорелась по «исполнению собственного желания» Петрухи. Его мать, старуха Катерина, свои немудрящие пожитки перенесла к Дарье: Дарья жила уверенней и серьезней, с нею считался сын, человек не последний в совхозе, кроме того, Дарья имела характер, который «с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя».

Устроиться на новом месте переселенцам было непросто. «Одна из нелегких задач, терзавших новое начальство, — куда растолкать многочисленное прежнее колхозное чинство, людей из среднего и высшего звеньев, познавших хоть маленькую, да власть, с которой не вдруг слазь, научившихся командовать и разучившихся, само собой, работать под командой».

Павел работал бригадиром на ремонте техники. Узнав, что Катерина перешла жить к Дарье, ему стало поспокойней, он мог меньше тревожиться о матери. Павел никак не мог понять, почему людям Матеры пришлось переживать такие потери, не мог «принять этот новый поселок, хоть и знал, что жить в нем так или иначе придется и. что жизнь, в конце концов, там наладится». Возвращаясь из деревни в поселок, Павел чувствовал себя квартирантом, «потому что дом не твой и хозяином-барином себя в нем не поведешь, зато и являешься на готовенькое: дрова не рубить, печку не топить...» Зато его жена, Соня, очень была рада, что в квартире есть и «ванна, и туалет, на стенках цветочки-лепестки», которые и белить не надо... она сразу взялась за обустройство квартиры. Павел понимал, «что матери здесь не привыкнуть. Ни в какую. Для нее это чужой рай... Ей эти перемены не по силам». Павел «боялся того дня, когда придется все-таки ее с Матеры увозить».

Петруха на следующий день после пожара уехал и уже неделю не давал о себе знать. Катерина жила у Дарьи, чувствовала себя осиротелой, долго не могла успокоиться, переживала за поджог своей избы, ругала в сердцах своего сына, взбалмошного Петруху. Вдвоем женщинам жить было полегче. Часто к ним на разговоры приходили односельчане, кто еще оставался в Матере.

Сенокос всплеснул жизнь на Матере. Полдеревни вернулось в деревню — косить сено. «И работали с радостью, со страстью, каких давно не испытывали... И молодели на глазах друг у друга немолодые уже бабы...» «Матери и отцы, бабушки и дедушки везли с собой ребятишек, зазывали и вовсе посторонних людей, чтобы показать землю, из которой они вышли и которую позже будет уже не увидеть и не сыскать. Казалось, полсвета знает о судьбе Матеры».

К Дарье приехал Андрей - младший сын Павла. Андрей убеждает бабушку: «Что хорошего, что ты туг, не сходя с места, всю жизнь прожила? Надо не поддаваться судьбе, самому распоряжаться ей». Он пытается объяснить: Матера будет затоплена потому, что «электричество требуется». Отец хотел уговорить сына остаться в поселке: «Взял бы и остался здесь. Нам шоферы нужны. Новую машину получишь...» Андрей возразил: «Вот вы и работайте. Работа, она тоже вроде как по возрастам. Где новые стройки, где, значит, трудней всего - там молодежь. Где полегче, попривычней — другие...»

Наступила пора осенних дождей. Спасаясь от сырости, в деревне топили печи. Катерина перебралась жить к Настасье. Она обрадовалась, что, может, найдется «сухой угол» и для ее Петрухи, который слонялся по деревне «как одуванчик божий». В эти дождливые дни люди стали часто собираться вместе и вести тревожные разговоры о переезде из деревни в поселок. «Но почему так тревожно, так смутно на душе?.. Чем, каким утешением унять душу?..» В один из таких дождливых дней приехал Воронцов и с ним представитель из района, отвечающий за очистку земель, которые уйдут под воду. Собрав народ в бывшей колхозной конторе, объявили, что надо убирать совхозную картошку, закончить сенокос. А еще из этого собрания запомнили, что Воронцов просил не ждать «последнего дня и постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности».

Андрей, вернувшись домой, рассказал подробно все, о чем говорилось на собрании. Выслушав внука, Дарья сказала: «Вот так бы и человеку. Сказали бы, когда помирать, - ну и знал бы, готовился...» «А забавно было бы. Ты, значит, живой, здоровый, а в паспорте у тебя, где год рождения, год смерти рядышком стоит», - рассмеявшись, поддержал слова бабушки Андрей.

Вдруг выглянуло солнышко, «продравшееся сквозь тучи». Жизнь в деревне продолжалась. «Сейчас, при солнце, середина сентября казалась совсем близкой - рукой подать, а еще столько всяких забот, столько хлопот по переезду - где взять силы и время?» Упрекнув сына и внука в том, что они не ходили под дождем на сенокос, а теперь не успеют, Дарья сетовала: «Покуль могилки не перенесете, я вас с Матеры не пущу. А нет — дак и сама тут остануся». Андрей с удивлением смотрел на отца и на бабушку и не мог понять: зачем это нужно делать. На следующий день Павла срочно вызвали в поселок: кто-то из его рабочих-ремонтников сунул руку в станок и остался инвалидом.

Андрей косил траву один. Дарья стала беспокоиться за сына. Она узнала, что «снаряжают лодку в поселок за продуктами, тут же подхватилась: пусть сплавает Андрей, пусть разузнает, что там с отцом». Андрея она нашла на делянке, где он должен был косить сено, но он, оказывается, собирал кислицу. «Господи, совсем еще ребенок!» — с досадой подумала Дарья. На лугу Дарья осмотрела, как косил ее внук траву, и заметила, что «покосы были волнистыми, валки успели подвялиться и обсохнуть». Старуха с горьким, неприятным чувством поняла, что «ничего не будет, не стоит и надеяться. Все впустую». Андрей уплыл и пропал. Дарья работала в огороде, чтобы как-то занять время и с досадой думала, что огурцы уродились, а есть их некому. Вернувшись через три дня, Андрей рассказал, что отца таскают по комиссиям и что косить они уже не будут. Дарья не за сено расстроилась, она беспокоилась за Павла. Внук стал объяснять бабушке, что ничего за это отцу не будет: «Потаскают, нервы потреплют, ну, выговор на всякий пожарный случай дадут. И все». С вечера Андрей стал собирать вещи и, как заметила Дарья, делал это с большой радостью. Утром Андрей уехал, Дарья проводила его до лодки и с досадой подумала, что внуку нисколечко не жаль расставаться с Матерой.

Катерина вновь перебралась к Дарье. В деревне «вовсю подкапывали молодую картошку и жарили ее с маслятами, которых высыпало видимо-невидимо». «Вообще это последнее лето, словно зная, что оно последнее, было урожайным на ягоды и грибы».

Дарья стала задумываться, что ее ждет: «Может, съездить поначалу в гости, посмотреть?» Но все-таки решила для себя: «Нет, надо прежде проводить Матеру». Старуха стала вспоминать своего мужа и других родственников, похороненных здесь, на Матере.

В деревню приехали из города «человек в тридцать на уборку урожая. В первый же день все перепились, передрались. В Матере хватило одного дня, что до смерти перепугаться...»

В избе Дарьи вечерами женщины вели разговоры обо всех и обо всем. Катерина узнала, что ее Петруха занимается поджогом оставленных домов. Смирившись с потерей своей избы, Катерина не могла простить Петрухе того, что он жжет чужие». Старуха подумала: «Может поехать туды?... Очурать его?»

Как только убрали хлеб, приезжие, закончив сбор хлеба, уехали из Матеры. В деревне стало полегче, поспокойней. Перед отъездом гуляли: «...всю ночь держали деревню в дрожи, а утром, перед отплытием, на жаркую память подожгли вслед за собой контору, в которой квартировали». Люди вывозили картошку и скот, подбирали последнее, что еще могло пригодиться. Павел приехал за коровой едва ли не последним». Дарья провожала Майку со слезами. Мать стала упрекать сына за то, что не перенесли могилки. Павел оправдывался, что не успевает, много работы. Проводив сына, старуха отправилась на кладбище: «Дарья поклонилась могильному холму и опустилась рядом на землю... «Вот пришла. Совсем ослобонилась, корову и ту седни увезли. Можно помирать. А помирать, тетька, придется мне мимо Матеры. Не лягу к Вам, ниче не выйдет...» Долго еще Дарья сидела над могилками, прощаясь с каждым из родственников».

Люди поджигали лес и дома. Природа сопротивлялась: «Один выстоявший, непокорный «царский листвень» продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто». Дарья решила побелить избу. Обычно избы белили к праздникам, а теперь Дарья решила, что нельзя отдать «на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой она прожила всю, без малого, жизнь», не обрядив ее. С большим трудом старая женщина побелила избу и была очень удивлена, что смогла это сделать сама. Утром, проснувшись чуть свет, старуха «протопила русскую печь и согрела воды для пола и окон». Закончив побелку и уборку в избе, Дарья присела на завалинке и заплакала. «Но это были ее последние слезы. Проплакавшись, она приказала себе, чтоб последние, и пусть хоть жгут ее вместе с избой, все выдержит, не пикнет». Расставив лавки и топчак, повесив в избе занавески, на следующее утро Дарья «собрала свой фанерный сундучишко, в котором хранилось ее похоронное обряженье, в последний раз перекрестила передний угол, мыкнула у порога... и вышла, прикрыла за собой дверь... «Все, - сказала она пожогщикам. - Зажигайте.

Но чтоб в избу ни ногой»». Дарья ушла из деревни. Старухи искали ее, но не смогли найти. Под вечер приплыл на Матеру Павел и отыскал мать возле «царского лиственя».

В деревню приехала Настасья, которая сквозь слезы поделилась своим горем: «А Егор-то... Егор-то!..» Женщины не хотели верить, что деда Егора больше нет... Приехал Павел. Он не знал, что делать с тетками: в одну лодку они не поместятся. Павел пообещал приехать через два дня за ними на катере. И остались на всю деревню они вшестером.

Павел рассуждает о своей жизни: «Прошла, значит, жизнь -и не время еще, а прошла. И подумав об этом, вспомнил он опять о матери, о том, что надо как-то перевозить ее...» Пришел Воронцов и сказал, что нужно срочно вывозить, завтра будет в деревне государственная комиссия. Решили ехать за бабками сейчас же. Но собирались долго и выехали уже в темноте. Сели на катер и поплыли. Был туман, который мешал ориентироваться на воде. Заглушив мотор, они стали ходить по острову и впотьмах искали оставшихся на нем женщин...

Главная мысль повести в том, что благую цель — промышленное развитие края, строительство электростанции — безнравственно достигать ценой предательства прошлого. Причины происходящего, по мнению Дарьи, в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», слишком возомнил о себе, потерял совесть. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», — считает Дарья. Многие образы в повести символичны. «Царский листвень» - старая лиственница - символ мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни бензопила не могут справиться с ним. Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Его, как покойника перед похоронами, убирает перед сожжением Дарья. Главный символ — в заглавии. «Матера» — это и название деревни, и острова, и образ матери-земли, и метафорическое название родины.