Open
Close

Христиан рок. Рок-музыка в христианстве и христианские рок группы

Христианский рок - это одна из разновидностей рок-музыки, главной отличительной чертой которой является христианская направленность текстов. В музыкальном плане этот жанр ничем не выделяется на фоне других: рок-, металл-, хардкор-, металкор-групп. Отличие заключается лишь в том, что все они исполняют песни о Боге, смирении, религии и других темах в рамках христианства.

История жанра

Еще во время становления таких жанров музыки, как рок-н-ролл и ритм-н-блюз, многие священнослужители негативно отзывались как о музыкальном направлении в целом, так и о людях, эту музыку исполняющих в частности. Позднее рок-музыканты начали прибегать ко все более вызывающим образам, часто связывали свою музыку с мистикой, оккультизмом и поклонением дьяволу. Многие металлисты и рокеры часто вели себя скандально, употребляли наркотики и алкоголь в непомерных количествах, тем самым усугубляя ситуацию и негативное отношение в сторону рок-музыки.

Ситуация начала меняться с появлением рок-групп и музыкантов, исполняющих так называемый христианский рок. Первопроходцами в жанре стали группы Mind Garage и Petra. Со временем это направление лишь развивалось, появился фестиваль, в котором принимали участие только христианские рок-группы. Подобный прогресс в мире музыки не обошел и Россию, где начали появляться новые группы, пишущие тексты, связанные с христианской тематикой.

Христианские рок-группы: зарубежные

Список групп, проповедующих в своем творчестве христианство, не мал и продолжает с каждым годом расти. Среди популярных коллективов стоит выделить:

  • Skillet, образовавшуюся в городе Мемфис в далеком 1996 году. Коллектив за свою длительную карьеру был не раз номинирован на премию Best Rock Gospel Album (Лучший христианский рок-альбом).
  • Thousand Foot Krutch - канадский музыкальный коллектив, созданный в 1997 году. Один из самых успешных ВИА, исполняющих рок-музыку в целом и христианский рок в частности. За всю историю было продано более полутора миллионов копий их дисков.
  • Red - относительно молодая (образована в 2004 году) американская рок-группа, ставшая одной из лидирующих среди христианских рок-коллективов. Интересно, что начинали свою карьеру парни, перепивая христианские гимны.
  • P.O.D. - один из немногих коллективов, исполняющий христианский рэп-кор, отдавая предпочтение речитативу, смешивая его с тяжелыми риффами и бласт-битами ударных. Коллектив множество раз номинировался на премию «Грэмми». Название группы происходит от метафоры Payable on Death, связанной в их понимании с Иисусом, искупившем грехи всего человечества.

Также в этом жанре играют Starfield, FM Static, Antestor, Pillar, War of Ages и многие другие, менее известные группы.

Христианский пост-хардкор

Несмотря на агрессивное звучание, панк, хардкор и металкор также стали частью христианской культуры. Музыканты делают акцент не только на тематике христианства, но также призывают вести правильный образ жизни, не злоупотреблять алкоголем и табаком, быть разборчивым и умеренным в своих взаимоотношениях с людьми. Среди популярных группы стоит выделить:

  • As I Lay Dying - один из самых мощных и влиятельных коллективов в жанре металкор, ставший своего рода культом в музыкальном плане. Несмотря на чрезмерно тяжелое звучание и применение в вокале таких техник, как «гроулинг» и «скриминг», в своих текстах участники группы часто обращаются к христианским образам и религии в целом.
  • The Devil Wears Prada - популярный пост-хардкор коллектив из Огайо. Одна из самых популярных групп в жанре, до сих пор собирающая толпы поклонников. Название группы взято из одноименного романа и метафорично адаптировано под их религию и приверженность христианству.
  • Underoath - одна из немногих групп, сумевшая, несмотря на ограничения в ротации на радио, получить статус золотого для одного из своих альбомов. Группа была образована в 1998 году во Флориде и сразу же обратила на себя внимание своим нетипичным агрессивным звучанием и христианскими текстами.

Также в этом жанре играют: Soul Embraced, August Burns Red, Norma Jean и прочие, менее популярные коллективы.

Христианский метал

Часто это музыкальное направление противопоставляют «блэк-металу» и называют «белым металом». Группы, исполняющие музыку в этом жанре, стараются воодушевить и вдохновить слушающую публику и, в отличие от своих коллег, полностью игнорируют тему жесткости и убийств. Среди популярных представителей стоит выделить:

  • Stryper - интересный коллектив, исполняющий музыку в стиле глэм-метал. Группа была образована еще в 1983, но пережила распад и не существовала в период с 1993 по 2003. Участники группы используют в оформлении своих дисков стихи из книги пророка Исаии.
  • Petra - пожалуй, первый музыкальный коллектив, официально назвавший свое творчество христианским роком. Символично то, что группа была образована студентами Христианского учебного центра, прямо во время обучения в нем. Звучание группы напоминает смесь музыки кантри и хард-рока. В 2006 году группа распалась.

Отечественные христианские рок-группы: список

Русские коллективы так же, как и зарубежные, быстро подхватили подобную практику и начали наполнять свою музыку религиозными текстами и отсылками. Среди музыкантов с отечественной сцены нашлось немало глубоко верующих людей, которые основывали целые коллективы с христианским направлением. Среди самых известных выделяют группы:

  • "Алиса" - советский ВИА, зародившийся в 1983 году в городе Ленинграде. Одна из самых известных и популярных групп за всю историю российской рок-музыки. Одна из первых, что начала писать тексты, связанные с религией. Группа существует по сей день.
  • "Черный кофе" - советский рок-проект Дмитрия Варшавского, исполняющий тяжелый рок и христианский метал с отягощенным звучанием. Коллектив был образован в 1979 году и ведет активную деятельность до сих пор, исполняя и записывая новые песни на русском и английском языках.

Среди отечественных исполнителей жанра также стоит упомянуть такие христианские рок-группы, как "Август", "Легион", "Глас Пророка" и "Трубный зов".

Вопросы мировоззрения и политических пристрастий в среде творческих людей играют далеко не последнюю роль. Особенно это касается музыкантов. Особенно рок-музыкантов. Особенно если речь идет о религии. Наверное, только в рок-музыке могли возникнуть такие стили, где религиозные взгляды исполнителей стали определяющим фактором в выборе главной тематики для своего творчества. Но о pagan-metal мы уже писали, настало время христианского рока .

Появилось это своеобразное направление в 60-х годах прошлого века в США. Хотя еще в 1950-х с появлением рок-н-рола сторонники христианской религии всячески осуждали новый стиль музыки – громкие гитары, подчеркнуто сексуальные исполнители, быстрые ритмы, - всё это, несомненно, от лукавого, и ничего хорошего в этом не может быть. Однако многие музыканты, которые играли рок-н-рол на заре его появления, были не только чернокожими, но еще и верующими. Они попытались исправить негативное отношение к рок-н-ролу, исполняя религиозные гимны и восхваляя бога в стиле рок-н-рол и блюз-рок . Король рок-н-рола, Элвис Пресли последовал их примеру, и в 1972 году выпустил целый альбом «He Touched Me», наполненный религиозным смыслом. В конце 1960-х начали появляться и отдельные роковые коллективы, которые пели о боге и цитировали Библию. Одной из таких команд является The Crusaders – ребята из Калифорнии играли гаражный рок с христианским уклоном. Еще одна команда - Mind Garage, тоже гаражный рок, но на своих концертах они несколько раз были замечены в образах священников. Еще одним отцом христианского рока считается Ларри Норман. За свою продолжительную музыкальную карьеру (с 1968 по 2007 гг.) Ларри издал более 90 альбомов, синглов, концертников и т.д. Вся его музыка была так или иначе пропитана христианскими мотивами.

На рубеже 1960-70х философию христианского рока подхватили хиппи . Им были созвучны библейские идеи любви и ненасилия. Такой бурный интерес к христианской тематике породил целое течение внутри движения хиппи - Jesus movement («Движение Иисуса») и соответствующее направление в музыке - Jesus music. Просуществовало оно недолго, в общей сложности, два-три года, однако стало довольно показательным явлением.

В 1970-х на американской роковой сцене появились две знаковые для данного стиля команды – Petra и Resurrection Band. Каждая из них плодотворно поработала на христианско-роковой ниве, издав по полтора десятка альбомов. Они разнообразили звучание христианского рока, а Resurrection Band добавили не достававшей стилю тяжести. В 1975 году появилась группа Stryper, которая воспевала христианские ценности в стиле glam-rock . Они стали одними из немногих в подобном стиле, кто добился коммерческого успеха. Их видео частенько транслировали по MTV.

Однако, не смотря на старания музыкантов, церковники продолжали смотреть на христианский рок как на «чертовщину». Кстати, в Европе и Британии христианский рок в 1960-80-е вообще никак не проявлялся, и массового увлечения этим явлением не наблюдалось.

Ситуация изменилась в 1990-е. С появлением огромного числа альтернативных стилей в рок-музыке появилась возможность экспериментировать и с христианской тематикой. Правда, такие эксперименты уже никого не удивляли. Появилась целая волна команд стиле альтернативного христианского рока: Jars of Clay, Audio Adrenaline, dc Talk, Oficina G3, The Kry, Delirious. Теперь христианский рок перестал быть уделом американских исполнителей. Европа, Латинская Америка, Великобритания и Россия – везде появились свои продвинутые христиане. Увидев, насколько массово распространился христианский рок, служители церкви стали относиться к ранее враждебному стилю музыки более лояльно. Опальные музыканты вдруг стали надежными помощниками церкви в деле пропаганды христианства.

Среди российских групп христианской направленности стоит выделить Черный Кофе, Алиса и Оргия Праведников. В начале 2000-х прошла еще одна волна исполнителей христианского рока, к которой можно отнести Skillet, Creed, P.O.D., Pillar, Crash Test Dummies, 12 Stones, Red и многие другие. Помимо альтернативного христианского рока появился христианский хардкор, христианский рэпкор и христианский металл – white metal (в противовес сатанински настроенному black metal). Однако наряду с white metal имеет место быть и христианский блэк-металл, не смотря на всю абсурдность названия этого направления.

Исходя из всего вышесказанного, нужно понимать, что христианским роком вообще может называться рок-музыка любого стиля и направления, где основной упор делается на лирику, наполненную христианским содержанием. Тем не менее, стоит разделять группы, принадлежащие именно к христианскому року и группы, которые иногда обращаются к христианской тематике и библейским сюжетам в своих песнях.

Сборник "Антология Христианского Рока в России" вышел в 1994 году на двойном виниле. С этой даты можно смело вести отсчет начала активной миссионерской деятельности христиан России в музыкальном направлении. Автор альбома, его продюсер и менеджер - Игорь Королев, директор Музыкального Христианского Продюсерского Центра "МЕССИЯ", много сделавший для развития христианского музыкального движения в России.

Христианский рок: враги или союзники?

Аннотация к Альбому “Антология христианского рока”,
изданному при участии Всецерковного Православного Молодежного Движения, Messia. 1994 г.

Сегодня мы становимся свидетелями спора, часто объясняемого конфликтом поколений, но все же к последнему не сводимого. Может ли христианин относиться к року иначе, чем опустив забрало и сжав в руках щит и меч?

Наиболее ревностно протестует против рок-культуры в своей работе “Рок-н-ролл“ католический священник Жан-Поль Режимбаль. Его выводы не оригинальны: рок воздействует на подсознание и искажает человеческую психику, повышает агрессивность, бросает слушателя в стихию необузданной сексуальности, разрушает табу, делает человека неспособным воспринять христианство.

Взгляд отца Жана повторяет ситуацию, возникавшую при появлении, пожалуй, каждого культурного направления: все непривычное казалось потрясающим основы мироздания, непонятным и опасным. Вспомним, например, как каждый новый вид церковного пения, ставший сегодня привычным и традиционным, осуждался столько-то столетий назад!

Всякий набор художественных средств, которые сами по себе нравственно нейтральны, можно использовать во благо и во зло, как и любые способности человека. Среди явлений рок-культуры, действительно, много дурного: есть там и проповедь секса без границ, и пропаганда агрессии, и многое другое, о чем пишет Режимбаль. Но те же самые человеческие пороки выражались и через классическую музыку, и через народные песни... А пробовал ли кто-нибудь прокрутить задом наперед записи католических песнопений?

В нынешней Православной Церкви есть диаметрально разные взгляды на рок-культуру. Мне лично кажется, что наряду с вещами, которые я понять и принять не могу, в творчестве “рокеров“ есть те же прорывы в искренность, те же исповеди, те же поиски Бога, что есть в любое время в любой подлинной культуре. Ибо не может человек, живущий культурой всерьез, а не ради развлечения, не проявить в ней то, что дано от Господа: образ Божий, неистребимое стремление к Нему.

Два явления в нашем роке - не “попсовом“, не рыночном, а том серьезном, умном, с распахнутой душой роке, на котором выросло целое поколение - мне хотелось бы отметить.

Первое - тоска по Эдему, по утраченной гармонии бытия, по “граду Божию“, что присутствует во всяком подлинном искусстве. Сама по себе тоска может никуда и не привести, может даже стать причиной отчаяния. Но если она есть — значит, человек духовно не мертв, значит, он не может спокойно дремать у телевизора за созерцанием милой сердцу “мыльной оперы“.

Второе - неприятие лжи, псевдогармонии построенного на неправде и компромиссе с совестью бюргерского мирка. Это неприятие порой вырывается в протест, шокирующий “мирных жителей“. Но можем ли мы осудить его? Разве мы уверены, что устои житейского мирка, его шкурническая мудрость и его табу - во всем правы? Разве забыли мы, как противостал этому мирку Сам Господь Иисус Христос, гневно сокрушивший в храме столики торговцев и сказавший: “Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч“ (Мф. 10.34)?

Что же касается общей “несолидности“ рока, якобы несовместимой с “серьезной“ церковностью, то вспомним царя Давида, скакавшего “из всей силы“ пред святыней, радуясь о Господе подобно ребенку. На возмущение собственной жены, озабоченной “уроном“ царского достоинства, Давид ответил: “Пред Господом играть и плясать буду“ (1 Цар. 6.21). И если люди выражают чувства свои, в том числе чувство любви к Богу и радости о Нем, в песнях слишком громких, слишком непривычных, слишком ликующих — не мешайте им, не осуждайте их!

Конечно, рок немыслим в храме. Но во все века христианская культура делилась на храмовую, богослужебную и ту, что соединяла верующих за церковными стенами. Всегда были и народные христианские песни, и различные игровые действа (одним из авторов последних был великий русский святой XVII - XVIII веков святитель Димитрий Ростовский). Кто знает, может быть, сегодня внехрамовая христианская культура сможет вместить в себе и рок? (впрочем, замечу в скобках, что некоторые рок-группы, нарочито употребляющие христианскую символику и церковную лексику, сильно грешат фальшью.)

Как бы там ни было, диалог Православной Церкви и рок-культуры начался. Недавно рок-исполнители выступили в Волгограде, на набережной, где перед этим совершалось богослужение, в рамках организованных епархией Сергиевских торжеств. Преподобному Сергию Радонежскому был посвящен и фестиваль “Пробуждение“, прошедший в Москве в середине октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На сцену этого фестиваля вышли и церковные хоры, и рок-группы.

Хочется надеяться, что подобные контракты будут продолжены, что интерес к Церкви со стороны “рок-тусовки“ будет не данью праздной моде, а подлинной духовной жаждой, способной через помощь Господа обновить и преобразить человеческое сердце.

Пластинка 1

Сторона 1. ЛЮБОВЬ

01. Виктор Третьяков - Молитва
02. Третий Рим - Лики святых
03. Новый завет - Дева любви
04. Мономах - С нами наш Бог

Сторона 2. АЛЛИЛУЙЯ

05. Царская охота - Посмотри на небо
06. Андрей Мисин - Свеча и меч
07. Новый Иерусалим - Песнь Деве
08. Ольга Арефьева и Ковчег - Аллилуйя
09. Легион - Не бойся войти в Храм

Пластинка 2

Сторона 3 . ГОЛГОФА

10. Тупые - Господи, прости
11. Если - Дева Мария
12. Акцент - Голгофа
13. Пилигрим - День гнева

Сторона 4 . ПЛАЧ ПО ХРИСТУ

14. Олег Степурко и Тропарь - Пускай твои сомкнулись очи
15. Галактическая федерация - А на улице весна
16. Валерий Баринов и Трубный зов - Вы убили Его
17. Николай Парфенюк - Ангел мой

Продолжительность: 00:37:04 + 00:42:54

01. Виктор Третьяков (Москва) - "Молитва" , 1990 г. Он, конечно, не рок-музыкант, но его "Молитва", без сомнения, может считаться программной вещью для всех исполнителей, представленных на этой пластинке. А его цикл песен "Бог, Россия и Любовь" есть пример служения музыкантом Богу и России.

02. Группа "Третий Рим" (Москва) - "Лики святых" (Ю.Кузнецов - М.Ломов). Запись 1990 г. О, этот противоречивый "Третий Рим"! Группа, взвалившая на свои плечи выполнение такой исторической миссии, как перенесение центра мировой цивилизации в Москву.

03. Группа "Новый завет" (Москва) - "Дева любви" (В.Волков - В.Горбачев). Запись 1992 г. Группа создана в 1990 г. вокалистом "Александра Невского" Вячеславом Горбачевым, который уже в 80-е был одержим идеей переноса Христианского учения в тексты своих композиций и утверждение основ этого учения на нашей рок-сцене.

04. Группа "Мономах" (Москва) - "С нами наш Бог" (А.Захаров). Запись 1989 г. История группы начинается с 1982 года под именем "Интервью" и только с 1990 года они - "Мономах". Свой первый концерт под этим именем группа дала в церкви св.Василия совместно с ансамблем камерной музыки.

05. Группа "Царская охота" (С-Петербург) - "Посмотри на небо" (А.Осовицкий). Запись 1991 г. Группа из Православного музыкального центра "Галактическая федерация" (Питер). Ее кредо, как это определили сами музыканты, - это "нести слово Божие в народ современными музыкальными средствами, а именно - ортодоксальным роком".

06. Андрей Мисин (Москва) - "Свеча и меч" (А.Мисин - С.Патрушев). Запись 1990 г. Человека, совершившего революцию в современной музыке (с песней "Чужой") и объяснившего наконец-то миру, что же из себя представляет так называемый "Русский рок" - особо представлять не надо. Стоит лишь добавить, и это очень печально, но факт, что серьезной конкуренции в этом жанре Андрею до сих пор никто не составляет.

07. Группа "Новый Иерусалим" (Москва) - "Песнь Деве" (М.Ю.Лермонтов - В.Хороненко - В.Филатов). Запись 1990 г. Образованная в 1988 году Володей Филатовым, группа успешно сочетает в своем творчестве религиозную направленность с русским фольклором.

08. Ольга Арефьева и "Ковчег" (Москва) - "Аллилуйя" (О.Арефьева). Запись 1990 г., перезапись 1993 г. "Звезда Свердловского блюза" (по выражению А.Дидурова), Ольга успешно дебютировала на сцене ГЦКЗ "Россия" (фестиваль "Пробуждение") с группой "Ковчег".

09. Группа "Легион" (Москва) - "Не бойся войти в Храм" (А.Булгаков - А.Афанасьев). Студия "Гранд". Запись 1990 г. Сразу оговоримся, что современный "Легион" не имеет ничего общего с прежним, запись, которая представлена на этой пластинке, хотя состав в общем-то тот же. Это прежде всего Алексей Булгаков - вокал (единственный участник состава 1979 года) и Сергей Салкин - гитара. Эта запись стала практически последней песней группы на русском языке.

10. Группа "Тупые" (Москва) - "Господи, прости" (Д.Голубев). Запись 1989 г. Группа, организованная в 1986 году, состоит из молодых художников, искусствоведов, публицистов и музыкантов, объединенных определенным строем мысли и соответствующим образом жизни. С самого начала существования выступления группы проходили в виде представлений, включающих в себя элементы театра абсурда, "неадекватного балета", пародии на эстрадные шоу и деликатного осмысления различных религиозных культов.

11. Группа "Если" (Москва) - "Дева Мария" (С.Бартеньев). Запись 1989 г. Одна из первых групп, кто серьезно начинает разрабатывать направление Христианского рока. Первые концерты в Москве с 1988 года. Участник фестиваля "Пробуждение 90" (ГЦКЗ "Россия"). Солист Валерий Анохин с 1992 года - поет партию Христа в мюзикле Уэббера и Райса в театре Моссовета и в 1993 году уезжает в США.

12. Группа "Акцент" (Моршанск) - "Голгофа" (С.Поляков - Ю.Сивнухов). Запись 1990 г. Один из немногих периферийных коллективов, кто еще активно работает в данном жанре несмотря на все трудности текущего периода.

13. Группа "Пилигрим" (Рига) - "День гнева" (Д.Федотов). Запись 1989 г. В 1983 году Дима Федотов набирает первый состав "Пилигрима". Полуподвальные концерты и частые смены составов, и уже к 1988 году постоянный состав, прочный успех слушателей и большая концертная деятельность.

14. Олег Степурко и группа "Тропарь" (солистка Л. Ульянова) (Москва) - "Пускай твои закрылись очи" . Ария из музыкального спектакля "Царь Иудейский" написанного Олегом по драме Великого Князя Константина Романова на стихи С.Бычкова и Г.Зобина. Именно Олег сейчас является тем человеком, в котором в полной мере присутствует то животворное соединение глубокой духовной традиции, сохраненной Церковью, и современного музыкального языка, характеризующего наше динамичное время.

15. Группа "Галактическая федерация" (С-Петербург) - "А на улице - весна" (Т.Вишняков). 1992 г. Вера Православная и земля Русская - эти понятия стали для музыкантов группы смыслом жизни и основным стержнем их творчества. На сегодняшний день, без ложной скромности, их можно назвать сильнейшими в жанре религиозного рока.

16. Валерий Баринов и группа "Трубный зов" - "Вы убили Его" (В.Баринов). Перезапись 1992 г. В Христианском роке России - легендарная личность, вот уже 10 лет живет в Англии. Первый, кто начал петь о Христе с рок-сцены, за что и жестоко поплатился: вместе с бас-гитаристом группы Сергеем Тимохиным Баринов получает срок. Потребность свободно творить и хвалить Господа, как он умеет, привела его к тому, что он вынужден был эмигрировать.

17. Николай Парфенюк (Москва) - "Ангел мой" (Н.Парфенюк). Запись 1992 г. Великолепный музыкант, певец, композитор, аранжировщик и просто прекрасный человек. Он мало выступает ("Пробуждение" 90 в ГЦКЗ "Россия"), почти незнаком широкой публике: - этакий "ЛенКомовский" затворник. Николай - оптимист и в жизни, и в творчестве, чем выгодно отличается от философски-серьезного Андрея Мисина, единственного, кстати, музыканта, с кем его можно было бы сравнить, но это все равно, что сравнивать кита и слона (кто сильнее?).

Носитель: Double Vinyl LP
Год выхода: 1994
Издатель: Мессия
№ по каталогу RGM 7133
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 180 Мб

Сборник "Антология Христианского Рока в России" вышел в 1994 году на двойном виниле. С этой даты можно смело вести отсчет начала активной миссионерской деятельности христиан России в музыкальном направлении. Автор альбома, его продюсер и менеджер - Игорь Королев, директор Музыкального Христианского Продюсерского Центра "МЕССИЯ", много сделавший для развития христианского музыкального движения в России.

Христианский рок: враги или союзники?

Аннотация к Альбому “Антология христианского рока”,
изданному при участии Всецерковного Православного Молодежного Движения, Messia. 1994 г.

Сегодня мы становимся свидетелями спора, часто объясняемого конфликтом поколений, но все же к последнему не сводимого. Может ли христианин относиться к року иначе, чем опустив забрало и сжав в руках щит и меч?

Наиболее ревностно протестует против рок-культуры в своей работе “Рок-н-ролл“ католический священник Жан-Поль Режимбаль. Его выводы не оригинальны: рок воздействует на подсознание и искажает человеческую психику, повышает агрессивность, бросает слушателя в стихию необузданной сексуальности, разрушает табу, делает человека неспособным воспринять христианство.

Взгляд отца Жана повторяет ситуацию, возникавшую при появлении, пожалуй, каждого культурного направления: все непривычное казалось потрясающим основы мироздания, непонятным и опасным. Вспомним, например, как каждый новый вид церковного пения, ставший сегодня привычным и традиционным, осуждался столько-то столетий назад!

Всякий набор художественных средств, которые сами по себе нравственно нейтральны, можно использовать во благо и во зло, как и любые способности человека. Среди явлений рок-культуры, действительно, много дурного: есть там и проповедь секса без границ, и пропаганда агрессии, и многое другое, о чем пишет Режимбаль. Но те же самые человеческие пороки выражались и через классическую музыку, и через народные песни... А пробовал ли кто-нибудь прокрутить задом наперед записи католических песнопений?

В нынешней Православной Церкви есть диаметрально разные взгляды на рок-культуру. Мне лично кажется, что наряду с вещами, которые я понять и принять не могу, в творчестве “рокеров“ есть те же прорывы в искренность, те же исповеди, те же поиски Бога, что есть в любое время в любой подлинной культуре. Ибо не может человек, живущий культурой всерьез, а не ради развлечения, не проявить в ней то, что дано от Господа: образ Божий, неистребимое стремление к Нему.

Два явления в нашем роке - не “попсовом“, не рыночном, а том серьезном, умном, с распахнутой душой роке, на котором выросло целое поколение - мне хотелось бы отметить.

Первое - тоска по Эдему, по утраченной гармонии бытия, по “граду Божию“, что присутствует во всяком подлинном искусстве. Сама по себе тоска может никуда и не привести, может даже стать причиной отчаяния. Но если она есть — значит, человек духовно не мертв, значит, он не может спокойно дремать у телевизора за созерцанием милой сердцу “мыльной оперы“.

Второе - неприятие лжи, псевдогармонии построенного на неправде и компромиссе с совестью бюргерского мирка. Это неприятие порой вырывается в протест, шокирующий “мирных жителей“. Но можем ли мы осудить его? Разве мы уверены, что устои житейского мирка, его шкурническая мудрость и его табу - во всем правы? Разве забыли мы, как противостал этому мирку Сам Господь Иисус Христос, гневно сокрушивший в храме столики торговцев и сказавший: “Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч“ (Мф. 10.34)?

Что же касается общей “несолидности“ рока, якобы несовместимой с “серьезной“ церковностью, то вспомним царя Давида, скакавшего “из всей силы“ пред святыней, радуясь о Господе подобно ребенку. На возмущение собственной жены, озабоченной “уроном“ царского достоинства, Давид ответил: “Пред Господом играть и плясать буду“ (1 Цар. 6.21). И если люди выражают чувства свои, в том числе чувство любви к Богу и радости о Нем, в песнях слишком громких, слишком непривычных, слишком ликующих — не мешайте им, не осуждайте их!

Конечно, рок немыслим в храме. Но во все века христианская культура делилась на храмовую, богослужебную и ту, что соединяла верующих за церковными стенами. Всегда были и народные христианские песни, и различные игровые действа (одним из авторов последних был великий русский святой XVII - XVIII веков святитель Димитрий Ростовский). Кто знает, может быть, сегодня внехрамовая христианская культура сможет вместить в себе и рок? (впрочем, замечу в скобках, что некоторые рок-группы, нарочито употребляющие христианскую символику и церковную лексику, сильно грешат фальшью.)

Как бы там ни было, диалог Православной Церкви и рок-культуры начался. Недавно рок-исполнители выступили в Волгограде, на набережной, где перед этим совершалось богослужение, в рамках организованных епархией Сергиевских торжеств. Преподобному Сергию Радонежскому был посвящен и фестиваль “Пробуждение“, прошедший в Москве в середине октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На сцену этого фестиваля вышли и церковные хоры, и рок-группы.

Хочется надеяться, что подобные контракты будут продолжены, что интерес к Церкви со стороны “рок-тусовки“ будет не данью праздной моде, а подлинной духовной жаждой, способной через помощь Господа обновить и преобразить человеческое сердце.

Пластинка 1

Сторона 1. ЛЮБОВЬ

01. Виктор Третьяков - Молитва
02. Третий Рим - Лики святых
03. Новый завет - Дева любви
04. Мономах - С нами наш Бог

Сторона 2. АЛЛИЛУЙЯ

05. Царская охота - Посмотри на небо
06. Андрей Мисин - Свеча и меч
07. Новый Иерусалим - Песнь Деве
08. Ольга Арефьева и Ковчег - Аллилуйя
09. Легион - Не бойся войти в Храм

Пластинка 2

Сторона 3 . ГОЛГОФА

10. Тупые - Господи, прости
11. Если - Дева Мария
12. Акцент - Голгофа
13. Пилигрим - День гнева

Сторона 4 . ПЛАЧ ПО ХРИСТУ

14. Олег Степурко и Тропарь - Пускай твои сомкнулись очи
15. Галактическая федерация - А на улице весна
16. Валерий Баринов и Трубный зов - Вы убили Его
17. Николай Парфенюк - Ангел мой

Продолжительность: 00:37:04 + 00:42:54

01. Виктор Третьяков (Москва) - "Молитва" , 1990 г. Он, конечно, не рок-музыкант, но его "Молитва", без сомнения, может считаться программной вещью для всех исполнителей, представленных на этой пластинке. А его цикл песен "Бог, Россия и Любовь" есть пример служения музыкантом Богу и России.

02. Группа "Третий Рим" (Москва) - "Лики святых" (Ю.Кузнецов - М.Ломов). Запись 1990 г. О, этот противоречивый "Третий Рим"! Группа, взвалившая на свои плечи выполнение такой исторической миссии, как перенесение центра мировой цивилизации в Москву.

03. Группа "Новый завет" (Москва) - "Дева любви" (В.Волков - В.Горбачев). Запись 1992 г. Группа создана в 1990 г. вокалистом "Александра Невского" Вячеславом Горбачевым, который уже в 80-е был одержим идеей переноса Христианского учения в тексты своих композиций и утверждение основ этого учения на нашей рок-сцене.

04. Группа "Мономах" (Москва) - "С нами наш Бог" (А.Захаров). Запись 1989 г. История группы начинается с 1982 года под именем "Интервью" и только с 1990 года они - "Мономах". Свой первый концерт под этим именем группа дала в церкви св.Василия совместно с ансамблем камерной музыки.

05. Группа "Царская охота" (С-Петербург) - "Посмотри на небо" (А.Осовицкий). Запись 1991 г. Группа из Православного музыкального центра "Галактическая федерация" (Питер). Ее кредо, как это определили сами музыканты, - это "нести слово Божие в народ современными музыкальными средствами, а именно - ортодоксальным роком".

06. Андрей Мисин (Москва) - "Свеча и меч" (А.Мисин - С.Патрушев). Запись 1990 г. Человека, совершившего революцию в современной музыке (с песней "Чужой") и объяснившего наконец-то миру, что же из себя представляет так называемый "Русский рок" - особо представлять не надо. Стоит лишь добавить, и это очень печально, но факт, что серьезной конкуренции в этом жанре Андрею до сих пор никто не составляет.

07. Группа "Новый Иерусалим" (Москва) - "Песнь Деве" (М.Ю.Лермонтов - В.Хороненко - В.Филатов). Запись 1990 г. Образованная в 1988 году Володей Филатовым, группа успешно сочетает в своем творчестве религиозную направленность с русским фольклором.

08. Ольга Арефьева и "Ковчег" (Москва) - "Аллилуйя" (О.Арефьева). Запись 1990 г., перезапись 1993 г. "Звезда Свердловского блюза" (по выражению А.Дидурова), Ольга успешно дебютировала на сцене ГЦКЗ "Россия" (фестиваль "Пробуждение") с группой "Ковчег".

09. Группа "Легион" (Москва) - "Не бойся войти в Храм" (А.Булгаков - А.Афанасьев). Студия "Гранд". Запись 1990 г. Сразу оговоримся, что современный "Легион" не имеет ничего общего с прежним, запись, которая представлена на этой пластинке, хотя состав в общем-то тот же. Это прежде всего Алексей Булгаков - вокал (единственный участник состава 1979 года) и Сергей Салкин - гитара. Эта запись стала практически последней песней группы на русском языке.

10. Группа "Тупые" (Москва) - "Господи, прости" (Д.Голубев). Запись 1989 г. Группа, организованная в 1986 году, состоит из молодых художников, искусствоведов, публицистов и музыкантов, объединенных определенным строем мысли и соответствующим образом жизни. С самого начала существования выступления группы проходили в виде представлений, включающих в себя элементы театра абсурда, "неадекватного балета", пародии на эстрадные шоу и деликатного осмысления различных религиозных культов.

11. Группа "Если" (Москва) - "Дева Мария" (С.Бартеньев). Запись 1989 г. Одна из первых групп, кто серьезно начинает разрабатывать направление Христианского рока. Первые концерты в Москве с 1988 года. Участник фестиваля "Пробуждение 90" (ГЦКЗ "Россия"). Солист Валерий Анохин с 1992 года - поет партию Христа в мюзикле Уэббера и Райса в театре Моссовета и в 1993 году уезжает в США.

12. Группа "Акцент" (Моршанск) - "Голгофа" (С.Поляков - Ю.Сивнухов). Запись 1990 г. Один из немногих периферийных коллективов, кто еще активно работает в данном жанре несмотря на все трудности текущего периода.

13. Группа "Пилигрим" (Рига) - "День гнева" (Д.Федотов). Запись 1989 г. В 1983 году Дима Федотов набирает первый состав "Пилигрима". Полуподвальные концерты и частые смены составов, и уже к 1988 году постоянный состав, прочный успех слушателей и большая концертная деятельность.

14. Олег Степурко и группа "Тропарь" (солистка Л. Ульянова) (Москва) - "Пускай твои закрылись очи" . Ария из музыкального спектакля "Царь Иудейский" написанного Олегом по драме Великого Князя Константина Романова на стихи С.Бычкова и Г.Зобина. Именно Олег сейчас является тем человеком, в котором в полной мере присутствует то животворное соединение глубокой духовной традиции, сохраненной Церковью, и современного музыкального языка, характеризующего наше динамичное время.

15. Группа "Галактическая федерация" (С-Петербург) - "А на улице - весна" (Т.Вишняков). 1992 г. Вера Православная и земля Русская - эти понятия стали для музыкантов группы смыслом жизни и основным стержнем их творчества. На сегодняшний день, без ложной скромности, их можно назвать сильнейшими в жанре религиозного рока.

16. Валерий Баринов и группа "Трубный зов" - "Вы убили Его" (В.Баринов). Перезапись 1992 г. В Христианском роке России - легендарная личность, вот уже 10 лет живет в Англии. Первый, кто начал петь о Христе с рок-сцены, за что и жестоко поплатился: вместе с бас-гитаристом группы Сергеем Тимохиным Баринов получает срок. Потребность свободно творить и хвалить Господа, как он умеет, привела его к тому, что он вынужден был эмигрировать.

17. Николай Парфенюк (Москва) - "Ангел мой" (Н.Парфенюк). Запись 1992 г. Великолепный музыкант, певец, композитор, аранжировщик и просто прекрасный человек. Он мало выступает ("Пробуждение" 90 в ГЦКЗ "Россия"), почти незнаком широкой публике: - этакий "ЛенКомовский" затворник. Николай - оптимист и в жизни, и в творчестве, чем выгодно отличается от философски-серьезного Андрея Мисина, единственного, кстати, музыканта, с кем его можно было бы сравнить, но это все равно, что сравнивать кита и слона (кто сильнее?).

Носитель: Double Vinyl LP
Год выхода: 1994
Издатель: Мессия
№ по каталогу RGM 7133
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 180 Мб