Open
Close

Итальянское возрождение сообщение. Школьная энциклопедия

История Италии.

Эпоха Возрождения.

В 14–15 столетиях в Италии, несмотря на ее политическую раздробленность, происходили глубокие, хотя и постепенные преобразования. Политические неурядицы, накопление богатств в этом центре мировой торговли и, наконец, богатая история Италии способствовали Ренессансу – возрождению традиций древних цивилизаций Греции и Рима.

Рост благосостояния сопровождался формированием общества, которое было урбанистическим, светским и глубоко индивидуалистическим. Города, возникшие еще в Римскую эпоху и никогда полностью не исчезавшие, возродились благодаря огромному подъему торговли и промышленности. Более того, распри между императорами и папами позволили городам, лавируя между обеими сторонами, освободиться от внешнего контроля. Всюду, за исключением юга Апеннинского п-ова, города стали распространять свою власть и на окружающую сельскую местность. Феодальной знати приходилось отказываться от привычного образа жизни и участвовать в интеллектуальной и духовной деятельности в городах.

В политическом отношении феодальная анархия сменилась полным хаосом. За исключением расположенного на юге Неаполитанского королевства, Апеннинский п-ов был разделен на множество мелких городов-государств, почти полностью независимых как от императора, так и от папы. Конечно, происходили различного рода захваты и слияния, но многие города могли успешно за себя постоять, и никакие соглашения или силы не могли принудить их к объединению. В то же время резкие социальные противоречия в самих городах и необходимость образования единого фронта против внешних врагов способствовали падению многих республиканских режимов, что облегчало деспотам захват власти. Люди, устав от нестабильности, сами искали или одобряли появление таких тиранов, которые правили с помощью наемников (кондотьеров), но вместе с тем стремились добиться уважения и поддержки у горожан. В этот период происходило значительное расширение более крупных государств за счет мелких, и к 1494 осталось лишь пять крупных государств и еще меньше городов-государств.

Миланское герцогство, Флорентийская и Венецианская республики, Папская область и Неаполитанское королевство были наиболее значительными политическими образованиями Апеннинского п-ова. Милан под управлением семьи Сфорца стал одним из богатейших государств и центром искусств и просвещения.

Подобно тому как Милан доминировал на Ломбардской равнине и контролировал альпийские перевалы, ведущие в Северную Европу, Венеция, построенная на островах лагуны, господствовала на Адриатическом море. Державшаяся в стороне от сложных перипетий итальянских политиков, Венеция благодаря своему географическому положению играла роль посредника в торговле между Западной и Восточной Европой. Венецией управляли богатые семьи, избиравшие из своей среды дожа, пожизненного главу города, который правил с помощью Сената и Совета десяти. По договору 1454, заключенному между Венецией и Миланом, последний признал Венецию как материковое государство в восточной Ломбардии и на северных берегах Адриатического моря.

Флоренция сохраняла видимость республиканской формы правления, однако частые перевороты, распри между партиями и господство олигархии, состоявшей из узкого круга богатых семей, привели к признанию жителями города в 1434 власти семейства Медичи. Формально сохранялась республиканская форма правления, но в действительности Козимо Медичи и его преемники вели себя как настоящие деспоты. Расцвет династии был достигнут при Лоренцо Великолепном (годы правления 1469–1492) – поэте, покровителе искусств и наук, государственном деятеле и дипломате.

Папская область занимала значительную часть центральной Италии, включая Романью, и на востоке почти достигала границ Венеции. Номинально эта территория управлялась папой, а фактически была раздроблена на многочисленные феодальные владения, где правители устанавливали свои собственные порядки. Многие папы эпохи Возрождения были такими же светскими людьми, как и итальянские государи, и содержали роскошные дворы. Папы Николай V (1447–1455), основавший Ватиканскую библиотеку, и Пий II (1458–1464) сделали многое для возрождения образования в духе античности. Расцвет эпохи Возрождения приходился на времена правления пап Юлия II (1503–1513) и Льва Х (1513–1521).Неаполитанское королевство включало территорию Италии к югу от границ Папской области. Правда, до 1435 Сицилия представляла собой отдельное королевство, которым правила Анжуйская династия Франции вплоть до передачи власти королю Альфонсо I из Арагонской династии. При правлении Альфонсо Неаполь переживал период экономического подъема и расцвета искусств, хотя это королевство в политическом отношении отличалось от городов-государств Северной Италии. В 1504 Неаполь был завоеван Испанией и на протяжении двух последующих столетий постепенно утратил свою независимость.

В эпоху Возрождения Италия процветала благодаря хрупкому балансу политических и культурных факторов, сложившемуся тогда в Европе и в мире в целом. В 14 – первой половине 15 в. страна была раздроблена на множество независимых государств. Династические, институционные и социальные факторы препятствовали превращению итальянской культурной общности в какую-то реальную форму политического единства. Как утверждали Макиавелли и другие итальянские мыслители этого времени, в сложившемся историческом парадоксе и следует искать корни блеска и трагедии итальянского Возрождения. Падение двух универсальных властных систем Средневековья – Священной Римской империи и папства – неоднократно побуждало предпринимать попытки объединения Италии.

В течение более ста лет (1305–1414) на это были направлены энергичные усилия, исходившие с Севера, Центра и Юга Италии. Их целью было достижение в той или иной форме единства страны или, по крайней мере, приведение множества государств под общую политическую власть. Наиболее значимые из таких усилий последовательно поддерживались Роберто Неаполитанским (1308–1343), Кола ди Риенцо в Риме (1347–1354), архиепископом Джованни Висконти Миланским (1349–1359) и римским кардиналом Эджидио Альборнозом (1352–1367). Последние две серьезные попытки соответственно на Севере и на Юге были предприняты под руководством Джана Галеаццо Висконти из Милана (1385–1402) и неаполитанского короля Владислава (1402–1414). Во всех этих случаях коалиции других сил в Италии собирались под знаменем «свободы Италии» и успешно противостояли стремлению навязать стране единое правление. После поражения Джана Галеаццо и Владислава последовал целый ряд войн между пятью крупнейшими итальянскими государствами.

В середине 15 в. Италия столкнулась с двумя новыми неблагоприятными факторами международной жизни. На Западе, за Альпами, подходила к концу затяжная борьба между феодальными династиями Европы, в частности, англо-французский конфликт. Поэтому следовало ожидать, что в итальянские дела вскоре вмешаются крупные континентальные государства – Франция, Испания и Австрия. На восточных – средиземноморском и адриатическом – флангах Италии появилась угроза со стороны османов.

Дальновидные государственные деятели в каждом из пяти крупных итальянских государств вскоре осознали, что затянувшаяся в Италии «гражданская война» должна быть прекращена. Начались мирные переговоры. По инициативе Козимо Медичи из Флоренции и папы Николая V дож Венеции Франческо Фоскари и герцог Миланский Франческо Сфорца в апреле 1454 заключили в Лодийский мир. Зародилась федерация, к которой присоединились неаполитанский король Альфонсо Арагонский и, в конечном итоге, более мелкие итальянские государства под главенством папы. Священная Лига итальянских государств наложила запрет на конфликты в пределах Апеннинского п-ова и создала новую структуру мирного сосуществования.

Почти сорок лет, с 1454 по 1494, Италия наслаждалась миром и расцветом культуры эпохи Возрождения, проявившейся в искусстве, науке и философии. До 1492 Лоренцо Медичи выступал как арбитр в политике и правил Италией, не вовлекая ее в союзы с иностранными европейскими державами. Однако не прошло и двух лет после смерти Лоренцо, как страх, честолюбие и эгоизм породили среди правителей итальянских государств атмосферу взаимного недоверия.

Французский король Карл VIII возложил на себя миссию избавить Италию от реальных и частично надуманных невзгод, спровоцированных действиями эгоистичных государей. С открытым осуждением этих действий выступил флорентийский религиозный деятель Савонарола. В 1494 Карл VIII вторгся в Италию и 22 февраля 1495 вступил в Рим; затем последовали другие нашествия. В 1527 Рим был разграблен войсками императора Карла V из династии Габсбургов. По миру, заключенному в Камбре в 1529, французам пришлось отказаться от своих притязаний в Италии, но позже они предприняли новые, столь же неудачные попытки изгнать Габсбургов из Италии. Итальянские войны закончились в 1559 миром в Като-Камбрези, по которому бо льшая часть Италии была включена в империю Габсбургов.

С победой Испании над Францией на Апеннинском п-ове был положен конец самостоятельности итальянских государств, многие из которых оставались в зависимости от иностранных держав на протяжении почти двух столетий. Бурное развитие средиземноморской торговли, питавшее культурные достижения эпохи Возрождения в Италии, затормозилось в 16 в., когда вслед за открытием Америки основные торговые пути переместились в Атлантику. Генуя и Венеция сохранились как независимые республики, однако их экономика тоже пришла в упадок. Наиболее могущественным из итальянских государей теперь оказался папа – не только как светский глава Папской области, но и как лидер Контрреформации. Реформа католического вероучения, принятая на Трентском соборе (1545–1563), повлияла на политическую, культурную и религиозную жизнь Италии, и уже при папе Павле IV (1555–1559) католическая церковь принялась за искоренение ересей. Ужесточилась деятельность инквизиции. Среди ее жертв оказались свободомыслящий священник доминиканского ордена Джордано Бруно, сожженный на костре как еретик, и Галилео Галилей, которого вынудили отказаться от своих новаторских научных теорий.

Испанское господство на Апеннинском п-ове продолжалось и в 17 в., хотя неоднократно оспаривалось Францией, особенно при Людовике ХIV . Однако, когда Франция потерпела поражение в войне за Испанское наследство (1701–1714), по Утрехтскому миру 1713 австрийские Габсбурги стали главной господствующей силой в Италии. Договор, заключенный в Экс-ла-Шапеле в 1748, которым окончилась война за Австрийское наследство, принес, наконец, долгожданный мир итальянским государствам. С тех пор их границы почти не изменялись в течение более 100 лет вплоть до начала объединения страны. Самым важным событием было предоставление реальной автономии Пьемонту и Неаполю (в первом правила Савойская династия, а во втором – испанские Бурбоны). В середине 18 в. вся Италия переживала период экономического и культурного возрождения, а Милан, Флоренция и Неаполь стали крупными центрами европейского просвещения. Сочинение Чезаре Беккариа (1738–1794) Преступления и наказания заложило основы современной криминологии и уголовного права и вскоре было переведено на многие европейские языки. Этот труд во многом помог составлению нового кодекса законов, введенного герцогом Леопольдом Тосканским, одним из самых прогрессивных итальянских правителей 18 в. В Неаполе, где правящие Бурбоны тоже были активными поборниками реформ, Антонио Дженовези (1712–1769) был назначен руководителем первой в Европе кафедры политической экономии.

Благодаря участию столь многих итальянцев в общественной жизни эпохи Просвещения Италия вновь оказалась лидирующей силой европейской истории, одновременно возросла потребность в проведении реформ. Важные социальные преобразования проводились австрийским правительством в Ломбардии, а также в Сардинском королевстве, герцогстве Тосканском и на Юге, но встречали сопротивление на местах в других частях Апеннинского п-ова (особенно в Папской области, Венецианской и Генуэзской республиках), где реформы не имели большого успеха.

Решающее влияние на итальянские государства и их развитие оказала Французская революция 1789. Революция подтвердила необходимость радикального преобразования общества, и когда французские войска во главе с Наполеоном Бонапартом (1769–1821) вторглись в 1796 в Северную Италию, сторонники революции получили возможность установить республиканское правление под защитой французской армии. Так, Генуя стала Лигурийской республикой (июнь 1797), Милан – центром Цизальпинской республики (июль 1797), продвижение французской армии на юг привело к появлению Римской республики (февраль 1798). Наконец, в Неаполе образовалась Партенопейская республика (январь 1799).

Этот «республиканский» эксперимент, впрочем, оказался недолговечным. В апреле 1799 французским войскам в Северной Италии нанесла поражение объединенная австро-русская армия под командованием генерала А.В.Суворова. Когда французы отступили, итальянские республики пали, а на тех, кто поддерживал французов, обрушились жестокие репрессии. Однако государственный переворот во Франции, произведенный Наполеоном в 1799, и его внушительная победа над австрийцами в сражении у Маренго в 1800 создали предпосылки для более длительной французской оккупации и последующего перекраивания карты Апеннинского п-ова. Пьемонт был преобразован в зависимое от Франции государство на месте прежней Цизальпинской Республики. Оно получило название Итальянская республика, а с 1804, когда Наполеон провозгласил себя императором и принял в Миланском соборе корону короля Италии, было переименовано в Итальянское королевство. В состав Итальянского королевства вошли Ломбардия, Венеция (Наполеон упразднил существовавшую много веков республику) и бо льшая часть Эмилии. Вице-королем стал генерал Эжен Богарне (сын императрицы Жозефины). В 1806 Наполеон вторгся в Неаполь. Король и его двор бежали в Сицилию, где до 1814 оставались под защитой британского флота. Королем Неаполя Наполеон назначил своего брата Жозефа. Однако в 1808 тот переехал в Мадрид и стал королем Испании, а трон Неаполя был передан зятю Наполеона Иоахиму Мюрату. Папская область сохраняла независимость до ссоры Наполеона с папой Пием VII (18 00–1823) и присоединения Рима к Франции в 1809.

Вплоть до 1814 итальянские государства оставались в составе империи Наполеона. Французское правление помогло итальянцам модернизировать государственное устройство. Финансовые и административные органы были реорганизованы, а своды законов изменены в духе французского гражданского кодекса. Когда империя начала распадаться после поражения армии Наполеона в битве под Лейпцигом (1813), в Италии подняла голову оппозиция, потребовавшая создания конституционного правительства. На закате существования империи Иоахим Мюрат в 1814 из Римини призвал итальянцев сплотиться с целью создания независимого государства. О росте национального самосознания свидетельствуют и произведения итальянского писателя Уго Фосколо (1778–1827). После падения наполеоновской империи Венский Конгресс (1814–1815), игнорируя подобные призывы, восстановил власть прежних правителей итальянских государств. Это предполагало возврат к политической ситуации, существовавшей до Французской революции, хотя и с некоторыми изменениями. Венецианская республика не была восстановлена в прежнем виде, и земли, некогда подчиненные Венеции, теперь составляли часть Королевства Ломбардского и Венецианского, которым управлял австрийский вице-король, обосновавшийся в Милане. Хотя австрийское господство и завоевательная политика Меттерниха были главной мишенью нападок итальянских националистов, в начале 19 в. именно Ломбардия и Венеция выгодно отличались по характеру правления от других итальянских земель.

Кое-где прежние властители вернули свои троны, однако почти всюду за их спинами стояла Австрия. Члены семьи Габсбургов управляли в Тоскане и небольших герцогствах – Парме и Модене. Папа восстановил свои владения в Папской области и назначил своих эмиссаров в города Болонью и Феррару. На юге Неаполь и Сицилия были объединены в монархию во главе с вернувшимися к власти Бурбонами, под названием Королевства Обеих Сицилий. Не считая Неаполя, только Пьемонт (Королевство Сардиния) обладал некоторой реальной автономией, причем владения Савойской династии расширились за счет присоединения бывшей Генуэзской республики. Однако пьемонтские правители испытывали страх перед революцией и считали Австрию своим главным союзником.

Эпоха Итальянского Возрождения или Итальянский Ренессанс, период культурного и идейного развития страны в период с конца XIII до XVI века. новый важнейший этап развития мировой культуры. Небывалого расцвета достигают в это время все виды искусства. Интерес к человеку в эпоху Возрождения определил новый идеал красоты.

В искусствознании применяются итальянские наименования тех столетий, на которые падает зарождение и развитие ренессансного искусства Италии. Так, 13 век именуется дученто, 14-й - треченто, 15-й - кватроченто, 16-й - чинквеченто.

Кватроченто претворило в жизнь эту программу. Характерным для него стало возникновение многочисленных центров ренессансной культуры - во Флоренции (она лидировала вплоть до начала XVI в.,) Милане, Венеции, Риме, Неаполе.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры.

Искусство Возрождения делится на четыре этапа:

Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века),

Раннее Возрождение (II половина XIV – начало XV века),

Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века),

Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века)

ПРОТОРЕНЕССАНС.

Итальянская культура переживает блестящий подъем. Развитие проторенессансных тенденций протекало неравномерно. Особенностью итальянской церковной архитектуры является также возведение куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта. К числу наиболее прославленных памятников этого итальянского варианта готики принадлежит собор в Сиене (XIII-XIV вв.) В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера, ставшие гордостью эпохи, - Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто ди Бондоне, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления.

Никколо Пизано - Кафедра из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов. Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако, кафедра принадлежит уже новой эпохе.


Римская школа (Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 – около 1330)

Флорентийская школа (чимабуэ)

Школа в Сиене (Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284-1297 годах Джованни Пизано.)

ИСКУССТВО РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.

Поворот в сторону реализма. Ведущим центром культуры и искусства стала Флоренция. Победа дома Медичи. В 1439г. учреждается Платоновская академия. Лауренцианская библиотека, художественная коллекция Медичи. Новая оценка прекрасного - сходство с природой, чувство соразмерности.

В постройках подчеркивается плоскость стены. Материальность Брунелески, Альберти, Бенедетто да Майано.

Филиппо Брунеллески (1337-1446) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Он формирует стиль Возрождения. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками. Порывая с готикой, Брунеллески опирался не столько на античную классику, сколько на зодчество Проторенессанса и на национальную традицию итальянской архитектуры, сохранившей элементы классики на протяжении всего средневековья. Творчество Брунеллески стоит на рубеже двух эпох: одновременно оно завершает традицию Проторенессанса и кладет начало новому пути развития архитектуры.

Донателло (1386-1466) - великий флорентийский скульптор, который стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения. В искусстве своего времени он выступил как подлинный новатор. Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства – на основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Основоположник высокого Возрождения. Для него искусство - познание мира. Углубленные характеристикм. Обобщенные формы. Крупный ученый.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Скульптор, живописец, архитектор

В 1508 году Папа Юлий II предложил Микеланджело.расписать потолок Сикстинской капеллы

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

мастера позднего Возрождения - Палладио, Веронезе, Тинторетто. Мастер Тинторетто восстал против сложившихся традиций в изобразительном искусстве - соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности; расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства. Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания.

Где на протяжении нескольких веков в культуре, искусстве и философии царила средневековая схоластика, религиозный теоцентризм, т.е. устремленность к богу, отрицание земной жизни, которая считалась лишь прелюдией к жизни небесной, возникает удивительное явление, позднее названное Ренессансом, то есть Возрождением. Экономическими предпосылками этого явления стало становление и развитие капиталистических отношений, но эпоха Возрождения - это, прежде всего, переоценка ценностей и новый взгляд на человека и окружающий его земной мир.

Человек становится центром, мерилом всего сущего на земле. Это обусловило очень значимую черту культуры и искусства Ренессанса - проявление и развитие индивидуализма в творческом мировоззрении и общественной жизни. Главенствующим направлением в философских, эстетических теориях становится гуманизм, отстаивающий ценность человеческой личности. При этом благо человека - цель социального и культурного развития общества.

В основу нового гуманистического ренессансного мышления лег возродившийся в те времена интерес к которая изображала человека как универсального носителя глубоких личностных черт, яркой индивидуальности. Однако такая трактовка личности не просто принималась, она переосмысливалась. человека и его физическое строение становились уникальным выражением универсальной, безграничной сущности, своими масштабами равной Вселенной, которая заключает в себе потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Возрождение в Италии

Эстетика и культура Ренессанса возникли в Италии. Эту эпоху принято делить на четыре периода: Проторенессанс, который начинается с XIII века и считается временем зарождения нового мышления; с XV века наступает период раннего Возрождения; на конец XV - начало XVI веков приходится период расцвета, названный «Высокое Возрождение»; наконец, эпоха позднего Возрождения и кризис его идей наступает в конце XVI века.

Для Проторенессанса характерна еще очень тесная связь со средневековьем, готическими, романскими традициями в архитектуре и живописи. Однако в это время зарождаются основные идеи будущего великого времени. Первым предвестником реформ в изобразительном искусстве становится творчество знаменитого итальянца ди Бондоне). Его полотна отличаются большей реалистичностью в изображении, фигуры людей и фон за ними объемны и привлекательны. В это же время развивается Создают свои поэтические шедевры Данте и Петрарка. К периоду раннего Возрождения относится творчество великого Сандро Боттичелли, полотна которого отражают трогательное и глубокое восхищение земной женской красотой, они проникнуты глубоким гуманизмом и человеколюбием.

К середине XV века эпоха Возрождения в Италии и по всей Европе утвердилась полностью. В живописи и литературе главенствующим стало изображение земного мира, «полнокровного», глубоко чувствующего и любящего жизнь во всех ее проявлениях живого земного человека. Быт и предметы реального мира рисовались в мельчайших подробностях. Искусство стало реалистичным, светским и жизнеутверждающим. Развитие искусства и архитектуры тесным образом было связано с бурным развитием научного естествознания и механики.

Высокое Возрождение

Наивысший расцвет Ренессанса приходится на конец XV - начало XVI веков. Этот период связан с деятельностью таких великих творцов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан и др. Высокое Возрождение - это пик, расцвет которые воплотились в удивительном по своему эстетическому воздействию синтезе формы, цвета и содержания, отраженном в полотнах художников. Творчество великих мастеров отличается глубокой психологичностью, реалистичностью, тонким проникновением в духовный и душевный мир человека. В этот период художники используют новые принципы живописи, которые в дальнейшем оказали существенное влияние на европейское искусство.

Высокое Возрождение сменилось эпохой кризиса. Дальнейшее развитие капитализма привело к разочарованию, вызванному несоответствием идей гуманизма с окружающей действительностью. Этот период связан с возникновением утопий - произведений, в основе которых лежат фантастические представления об идеальном обществе. Первыми философами-утопистами были англичанин Томас Мор и итальянец Томмазо Кампанелла. В живописи период позднего Возрождения связан с появлением маньеризма. Художники-маньеристы (Веронезе, Тинторетто и др.) намеренно приукрашали действительность, нарушая принципы гармонии и равновесия.

Эпоха Возрождения стала базой в развитии и становлении европейского искусства. В этот период сложились основные принципы творческого созидания, которые проявились в дальнейшем развитии искусства и литературы через годы и века.

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV-XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.

Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.

Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, где главная ценность - человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение - это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и духовной.

Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.

Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до .

Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда центр мира – Человек). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются один в 1000 лет.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.

1. Джотто (1267-1337 гг.)

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. .

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой - Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа - золотой фон. Как, например, на этой иконе.

Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302-1305 гг.). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент.

Главное творение Джотто - это цикл его фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

2. Мазаччо (1401-1428 гг.)

Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425-1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.

Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.

Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425-1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию.

Вместо глыбообразных персонажей Джотто - прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.

Мазаччо. Крещение неофитов. 1426-1427 гг. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.

Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426-1427 гг. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.

Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.

Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.

Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.

3. Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.)

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи - один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо - это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

4. Микеланджело (1475-1564 гг.)

Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы - это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни - это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции. Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

5. Рафаэль (1483-1520 гг.)

6. Тициан (1488-1576 гг).

Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562 г. .

Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.

За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

Тициан. Вознесение Марии. 1515-1518 гг. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого - образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты - ещё более динамичные и драматичные.

Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571 г. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.

Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника . И техника художников XIX века: барбизонцев и . Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

О знаменитом шедевре мастера читайте в статье.

Художники эпохи Возрождения - это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.

Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.

Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.

Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.

Вконтакте

Италия — лучшее место для того, чтобы легко разобраться в истории искусств. Здесь шедевры буквально на каждом шагу.

Из этой статьи Вы узнаете:

«Rinascimento»: ri - «снова» + nasci - «рождённый»

Надеюсь, все слышали понятие «ренессанс». Рожденный заново, рожденный снова. Или — Эпоха Возрождения. Почти всегда это понятие применяется к области искусства: живопись, литература, архитектура, и т.д. Кстати, сюда можно отнести и науку.

Боттичелли, Рождение Венеры

Теперь разберемся, а что же, собственно, родилось заново? Это особый тип культуры, которая уже вышла за рамки Средневековья, но лишь предшествует эпохе Просвещения.

Впервые термин ввел Джорджо Вазари (итальянский гуманист). Имеется ввиду некий существенный шаг вперед во всех сферах жизни социума, а особенно — в сфере культурной. Расцвет, выход из тени, преображение.

Борьба между Средневековьем и Античностью

Если пока еще не очень понятно — объясню проще. Дело в том, что Средневековая культура, живопись, поэзия, да сама жизнь людей были очень сильно зависимы от церкви, иерархии в обществе и религии. Средневековое искусство — это религиозное искусство, личность здесь теряется, не имеет значения.

Кстати, на страницах моего блога несколько иностранных языков!

Вспомните средневековые католические фрески, полотна. Это весьма пугающие образы, угодные церкви. Тут святые, праведники, а в противовес Страшный суд, ужасные демоны, чудовища. Создавалась ситуация, когда быть собой, иметь обычные человеческие страсти, желания — верный путь в ад. Только чистый сердцем, праведный христианин мог надеяться на спасение, прощение.

Доманико Венециано, Мадонна с младенцем

Ренессанс характеризуется антропоцентризмом и . В центре его — человек, его деятельность, мысли, стремления. Такое подход свойственен эпохе Античной Культуры. Это Древний Рим, Греция. На смену язычеству приходит в Европе христианство, вместе с этим полностью меняются каноны искусства.

Рафаэль Санти, Мадонна в зелени

Теперь же человек рассматривался, как личность, важная составляющая общества. Человек получил в искусстве свободу, которую ему никогда не давали строгие законы религиозной культуры Средневековья.

Возрождение, извините за тавтологию, возрождает период Античности, но это уже ее более высокий, современный уровень. Европа попадает под его влияние в период с XV по XVI века. В Италии будут немного другие хронологические рамки Эпохи Возрождения, я расскажу чуть позже.

С чего все началось?

Все началось с падения Византийской Империи. Если Европа долгое время была под властью церкви, то в Византии никто не забывал про искусство Античного периода. Люди бежали из распадающейся империи. Они взяли с собой книги, картины, везли в Европу скульптуры и новые идеи.

Падение Византийской империи

Козимо Медичи во Флоренции основывает Академию Платона. Скорее, возрождает ее. Все это под впечатлением от выступления одного византийского лектора.

Растут города, растет влияние сословий, таких как ремесленники, торговцы, банкиры, мастеровые. Им абсолютна не важна иерархическая система ценностей. Смиренный дух религиозного искусства им непонятен, чужд.

Появляется современное течение — гуманизм. Именно оно оказывает мощное влияние на новое искусство Эпохи Возрождения. Европейские города стремились обустроить у себя прогрессивные центы науки и искусства.

Данная область вышла испод влияния Церкви. Конечно, Средние века с их кострами, сжиганием книг, отбросили развитие цивилизации на десятилетия. Теперь, огромными шагами Возрождение стремилось наверстать упущенное.

Итальянское Возрождение

Изобразительное искусство становится не только важной составляющей эпохи, но и необходимым видом деятельности. Людям теперь нужно искусство. Почему?

Рафаэль Санти, портрет

Наступает период экономического подъема, а с ним — гигантский сдвиг в умах людей. Все сознание человека больше не было направленно лишь на выживание, появляются новые потребности.

Изобразить мир таким, какой он есть, показать реальную красоту и реальные проблемы — вот задача тех, кто стал знаковыми фигурами итальянского Ренессанса.

Считается, что данное течение появилось именно в Италии. Причем возникло еще с XIII века. Тогда первые зачатки нового течения появляются в работах Парамони, Пизано, затем Джотто и Орканья. Окончательно оно укоренилось только с 1420-х годов.

Всего можно выделить 4 крупных этапа становления эпохи:

  1. Проторенессанс (то, что происходило в Италии);
  2. Раннее Возрождение;
  3. Высокое Возрождение;
  4. Позднее Возрождение.

Рассмотрим каждый из периодов подробнее.

Проторенессанс

Все еще тесно связан со средневековьем. Это период постепенного перехода от традиций старого времени к новому. Проходило в период от 2-й половины XIII века до XIV века. Немного замедлил свое развитие из-за глобальной эпидемии чумы в Италии.

Эпоха Проторенессанс, Андреа Мантенья, алтарь Сан Дзено в Вероне

Живопись данного периода лучше всего характеризуют работы мастеров Флоренции Чимабуэ, Джотто, а так же Сиенской школы — Дуччо, Симоне Мартини. Конечно, самой главной фигурой проторенессанса считается мастер Джотто. По истине реформатор канонов живописи.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 года. Можно сказать, это время плавного перехода к новому течению. Все еще много заимствовано от искусства прошлых лет. К нему примешиваются новые течения, образы, добавляется много повседневных мотивов. Живопись и архитектура, литература становятся все менее образными, все больше «человечности».

Раннее возрождение, Basilica di Santa Maria del Carmine, Firenze

Высокое Возрождение

Пышный расцвет Эпохи Возрождения приходится на 1500 — 1527 годы в Италии. Его центр переносится из Флоренции в Рим. Благоволит новому настроению папа Юлий II, что существенно помогает мастерам.

Сикстинская мадонна, Рафаэль Санти, Высокое Возрождение

Он, человек предприимчивый, современный, выделяет средства на создание предметов искусства. Пишутся лучшие в Италии фрески, строятся церкви, здания, дворцы. Считается совершенно уместным заимствовать черты Античного в создании даже религиозных сооружений.

Самые знаковые художники Италии эпохи Высокого Возражения это Леонардо да Винчи, и Рафаэль Санти.

Я была в Лувре в марте 2012 года, туристов было не много и я спокойно и с удовольствием смогла посмотреть на картину «Мона Лиза», которую еще называют «Джоконда». Действительно, в какую бы сторону зала ты не пошел, ее глаза всегда смотрят на тебя. Чудо! Не правда ли?

Мона Лиза, Леонардо да Винчи

Позднее Возрождение

Проходило с 1530 по 1590-1620-е годы. Историки договорились свести творчество данного периода в единый только условно. Было так много новых направлений, что глаза разбегаются. Это касается всех видов творчества.

Тогда в Южной Европе восторжествовала Контрреформация. Очень настороженно стали смотреть на излишнее воспевание человеческого тела. Появилось много противников яркого возврата к Античности.

Веронезе, Брак в Кане, позднее Возрождение

Как итог такой борьбы появляется стиль «нервного искусства»- маньеризм. Тут изломанные линии, надуманные цвета и образы, иногда слишком неоднозначные, а иногда — преувеличенные.

Параллельно с этим появляются работы Тициан и Палладио. Их творчество считается знаковым для позднего Возрождения, оно совершенно не подвержено кризисным течениям того века.

Философия тех периодов находит новый объект изучения: «универсальный» человек. Тут философские течения переплетаются с живописью. Например, Леонардо да Винчи. Его работы — представление об отсутствии границ, пределов для человеческого разума.

Если вам или вашему ребенку надо подготовиться к ЕГЭ и ГИА, то на сайте Foxford для школьников, вы сможете это сделать. Обучение для учеников с 5 по 11 класс по всем дисциплинам, которые присутствуют в российских школах. Помимо базовых курсов по основным предметам, на портале есть специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам. Доступные дисциплины для обучения: математика, обществознание, русский язык, физика, информатика, химия, история, английский язык, биология.

Эпоха захватывает Север

Да, все началось в Италии. Затем, течение продвигалось дальше. Всего пару слов хочется сказать о Северном Возрождении. Позднее всего оно пришло в Нидерланды, Германию и Францию. Там не было Возрождения в том классическом смысле, но новый стиль покорил Европу.

Превалирует готическое искусство, а познание человека отходит на второй план. Выделяются Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший.

Лучшие представители целой Эпохи

Мы поговорили об истории этого интереснейшего периода. Давайте теперь подробнее рассмотрим все его составляющие.

Человек Ренессанса

Главное, понять — а кто же такой человек Эпохи Возрождения?
Тут нам помогут философы. Для них объектом изучения выступал разум и возможности человека, который творит. Именно разум отличает Человека от всего остального. Разум делает его Подобным Богу, ведь Человек может творить, создавать. Это Creator, Создающий новое, постоянно развивающийся человек.

Он находится на пересечении Природы и Современности. Природа одарила его невероятным даром — совершенным телом и мощным интеллектом. Современный мир открывает бесконечные возможности. Обучение, фантазия и ее реализация. Нет границ тому, на что способен человек.

Витрувианский человек, Леонардо Да Винчи

Идеал человеческой личности теперь: доброта, сила, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Самое главное здесь — свобода личности.

Представление о человека меняется — теперь он свободен, полон сил и энтузиазма. Конечно, такое представление о людях подвигало их самих на что-то великое, значимое, важное.

«Благородство, словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были». (Поджо Браччолини, XV век).

Развитие Науки

Период XIV-XVI века стал знаковым в развитии науки. Что происходит в Европе?

  • Это период Великих географических открытий;
  • Николай Коперник меняет представление людей о Земле, доказывает, что Земля вращается вокруг Солнца;
  • Парацельс и Везалий делают огромный скачок в медицине и анатомии. Долгое время вскрытия, изучения анатомии человека было преступлением, осквернением тела. Знания о медицине были абсолютно неполными, а все исследования — запретными;
  • Никколо Макиавелли исследует социологию, поведение людей в группах;
  • Появляется идея «идеального общества», «Город Солнца» Кампанеллы;
  • С XV века активно развивается печатное дело, было издано множество трудов для народа, научные, исторические труды становятся доступны любому;
  • Началось активное изучение древних языков, переводы античных книг.

Иллюстрация к книге Город Солнца, Кампанелла

Литература и Философия

Самый яркий представитель эпохи -Данте Алигьери. Его «Комедия» или «Божественной комедией» восхищались современники, ее сделали образцом чистой литературы Эпохи Возрождения.

В целом, период можно охарактеризовать, как прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

Свободные сонеты Франческо Петрарки о любви раскрывают глубины души человеческой. В них мы видим тайный, сокрытый мир чувств, страдания и радости от любви. Эмоции человека ставятся на первый план.

Петрарка и Лаура

Джованни Боккаччо, Никколо Макиавелли, Лудовико Ариосто и Торквато Тассо прославили эпоху своими произведениями абсолютно разных стилей. Но, стали классическими для Ренессанса.

Конечно же, романтические новеллы, истории любви и дружбы, забавные истории и трагичные романы. Здесь «Декамероне» Боккаччо, например.

Декамерон, Боккаччо

Пико делла Мирандола писал: «О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет».
Знаменитые философы этой эпохи:

  • Леонардо Бруни;
  • Галилео Галилей;
  • Никколо Макиавелли;
  • Джордано Бруно;
  • Джаноццо Манетти;
  • Пьетро Помпонацци;
  • Томмазо Кампанелла;
  • Марсилио Фичино;
  • Джованни Пико делла Мирандола.

Интерес к философии резко возрастает. Свободомыслие перестает быть чем-то запретным. Темы для анализа — самые разные, современные, злободневные. Нет более тем, которые считаются неподобающими, а размышления философов более не идут лишь в угоду церкви.

Изобразительное искусство

Одно из самых быстроразвивающихся направления — живопись. Еще бы, ведь появилось так много новых тем. Теперь художник тоже становится философом. Он показывает свой взгляд на законы природы, анатомию, перспективы жизни, идеи, свет. Нет более запретов для того, кто обладает талантом и желает создавать.

Думаете, тема религиозной живописи теперь не актуальна? Совсем наоборот. Мастера Возрождения создавали удивительные новые картины. Старые каноны уходят, их место занимают объемные композиции, появляются пейзажи, «мирские» атрибуты. Святые одеты реалистично, они становятся ближе, человечнее.

Микеланджело, Сотворение Адама

Скульпторы тоже с удовольствием используют религиозную тематику. Их творчество становится более свободным, откровенным. Человеческое тело, анатомические подробности — больше не под запретом. Возвращается тема античных богов.

Красота, гармония, равновесие, женское и мужское тело выходят на первое место. В красоте человеческого тела нет запрета, стыдливости, порочности.

Архитектура

Возвращаются принципы и формы античного римского искусства. Теперь преобладают геометрия, симметрия, большое внимание уделяется поиску идеальных пропорций.
Снова в моде:

  1. ниши, полусферы куполов, арки;
  2. эдикулы;
  3. мягкие линии.

Они пришли на смену холодным готическим очертаниям. Например, знаменитый Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Вилла Ротонда. Именно тогда появляются первые Виллы — загородное строительство. Обычно, крупные комплексы с садами, террасами.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Огромный вклад в архитектуру внесли:

  1. Филиппо Брунеллески - его считают «отцом» ренессансной архитектуры. Он разработал теорию перспективы и ордерную систему. Именно он создал купол Флорентийского собора.
  2. Леон Баттиста Альберти - прославился тем, что переосмыслил мотивы раннехристианских базилик* времён Константина.
  3. Донато Браманте - работал в период Высокого Возрождения. Знаменит за выверенные пропорции.
  4. Микеланджело Буонарроти - главный архитектор Позднего Возрождения. Создал собор Святого Петра, лестницу Лауренцианы.
  5. Андреа Палладио - родоначальник классицизма. Создал свое течение, называемое палладианство. Трудился в Венеции, проектируя крупнейшие соборы и дворцы.

В эпоху Раннего и Высокого Возрождения были построены лучшие дворцы Италии. Например, Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано. Также, палаццо Питти.

Преобладали цвета: синий, желтый, пурпурный, коричневый.

В целом, архитектура того времени отличалась устойчивостью с одной стороны, а с другой — это плавные линии, полукруглые переходы и сложные арки.

Помещения делались просторные, с высокими потолками. Украшались древесным или лиственным орнаментом.

*Базилика — церковь, собор. Имеет прямоугольную форму и один, или несколько (нечетное число) нефов. Свойственно раннехристианскому периоду, а сама форма произошла от древнегреческих и римских храмовых построек.

Стали использоваться новые строительные материалы. Основание — каменные блоки. Стал обрабатываться разными способами. Появляются новые строительные растворы. А еще — это период активного использования штукатурки.

Декоративным и конструкционным материалом становится кирпич. Используются так же глазурованный кирпич, терракота и майолика. Много внимания уделяется декоративным деталям, качеству их проработки.

Теперь и металлы используются для декоративной обработки. Это медь, олово и бронза. Развитие столярного дела дает возможность делать удивительно красивые, ажурные элементы из дерева твердых пород.

Музыка

Все сильнее влияние народной музыки. Быстро развивается вокальная и вокально-инструментальная полифония. Особенно преуспела здесь Венецианская школа. В Италии появляются новые музыкальные стили — фроттола и вилланелла.

Караваджио, Музыкант с лютней

Италия славится смычковыми инструментами. Складывается даже борьба виолы и скрипки за лучшее исполнение одних и тех же мелодий. Новые стили пения захватывают Европу — сольная песня, кантата, ораторий и опера.

Почему именно Италия?

Кстати, а почему именно в Италии началась эпоха Возрождения? Дело в том, что большая часть населения жила в городах. Да, это ситуация, несвойственная для периода XIII-XV веков. Но, если не было бы особых обстоятельств, появились бы все шедевры Эпохи?

Торговля и ремесла быстро развивались. Было просто необходимо учиться, изобретать, совершенствовать продукты своего труда. Так появлялись мыслители, скульпторы, художники. Товары нужно было делать более привлекательными, книги с иллюстрациями лучше продавались.

Торговля — это всегда путешествия. Людям были необходимы языки. Они видели много нового в странствиях, пытались внедрить это в жизнь своего города.

Васари, Флоренция

С другой стороны, Италия — наследница Великой Римской Империи. Любовь к прекрасному, остатки античной культуры — все это сосредоточено в городах Италии. Такая атмосфера просто не могла не подвигнуть людей талантливых на новые открытия.

Ученые считают, что еще одна причина — именно западный, а не восточный тип христианского вероисповедания. Считается, что это особая форма христианства. Внешняя сторона католической жизни страны позволяла некое свободомыслие.

Например, появление «антипап»! Тогда сами понтифики спорили за власть, используя негуманные, совершенно незаконные методы достижения цели. Народ следил за этим, понимая, что в реальной жизни католические устои и мораль не всегда действуют.

Теперь Бог становился объектом теоретического познания, а не центром жизни человека. Человек был четко отделен от Бога. Конечно же, это давало почву для разного рода сомнений. В таких условиях развиваются наука, культура. Естественно, искусство становится оторванным от религии.

Друзья, спасибо, что читаете мои статьи! Надеюсь, удалось прояснить важные моменты об итальянском Возрождении.

Читайте так же о Италии и итальянских , на которых вы с легкостью сможете посетить самые интересные и красивые места страны.

Подписывайтесь на обновления, делайте репосты моих статей. Так же при подписке вы получите в подарок, совершенно бесплатно, отличный базовый разговорник по трем языкам, английскому, немецкому и французскому. Главный его плюс в том, что есть русская транскрипция, поэтому, даже не зная языка, можно с легкостью освоить разговорные фразы. До скорых встреч!

С Вами была я, Наталья Глухова, желаю вам хорошего дня!