Open
Close

Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой

В данном материале представлен анализ результатов психологического теста, пройти который можно по ссылке: !

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М.А. Панфиловой для детей 3–7 лет. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше. Вы можете провести этот тест со своим ребенком, другом, близким человеком.

Результаты:

Интерпретация взрослых рисунков

Общие характеристики рисунка:

1. Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего. Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа. Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы. Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху. Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям. Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа. Те, кто сосредоточен на настоящем изобразят кактус примерно по центру.

2. Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки. Если кактус занимает менее ⅓ страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе. Более ⅔ страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.

3. Характер линий. Четкая, практически непрерывная линия свойственная людям с «твердой рукой» - уверенным, решительным. Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства. Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.

4. Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш. Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий. Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.

Особенности кактуса:

5. Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии. Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые - такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение. Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия. О направленности агрессии Вы можете узнать по направлению роста иголок. Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению; в стороны – на ровесников, коллег, «равных»; вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).

6. Форма кактуса. Кактус необычной формы, «креативный» - это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя. Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» - то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен. Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – Вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.

7. Где растет кактус. Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения. Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость. Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.

8. Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.

9. Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека. Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии. Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.

10. Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

Пример интерпретации рисуночного теста «Кактус»


Рисунок девушки 20 лет:

Кактус расположен середине листа, занимает примерно ⅔ по высоте - это указывает на адекватную самооценку.

Колючки маленькие, но их достаточно много. Со слов девушки, «дотронуться можно, кактус мягкий, но если уколет, будет щипать». То есть девушка дружелюбная, но если обидят - проявит агрессию (будет защищаться).

Кактус округлый, есть выступающие отростки, цветок - это женственность и демонстративность (обратите на меня внимание!).

Кактус домашний (в горшке, на салфетке, на подоконнике, рядом занавеска) - высокая ценность семейных отношений. Рядом грустный кот - в данном случае это не сбывшееся пока желание иметь кота. Однако других живых существ на рисунке нет - это может указывать на некоторую одинокость, неразделенность интересов.

По словам девушки, именно такой кактус был у нее в 14 лет и он очень ей нравился. А на рисунке кактус слегка наклонен влево - в прошлое. Таким образом, тот период в жизни является ресурсным для нее: приятным воспоминанием, из которого можно черпать силы.

Доминирующий цвет в рисунке - синий (хотя в наборе было 24 карандаша) - это спокойное и удовлетворенное состояние в настоящий момент.

«Больше кактус уже не вырастет, он уже взрослый» - ощущение себя взрослой, сформировавшейся личностью. «У него только будут появляться отростки» - это может быть реализация планов, идей или желание завести детей.

Интерпретация детских рисунков


При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок (размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы


Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:
зелёный символизирует постоянство и уверенность;
жёлтый - страх быть отвергнутым обществом;
синий - малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
красный - испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
серый - у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
чёрный - тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)


Марина Александровна Панфилова – кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС»

(Марина Памфилова. Обруч. 2000. № 5. С. 12-13)

Агрессивность" href="/text/category/agressivnostmz/" rel="bookmark">агрессивности , ее направленность.

Напоминаем, что в диагностике графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение. эксперимент и др.). Совмещение приемов диагностики позволяет заинтересовать испытуемого, настроить его на совместную работу, получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы, подтвердить результаты других тестов.

При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, каким ты его себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессивность -

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

Тревожность - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность -

Экстравертность -

Интровертность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения .

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - дикорастущие, пустынные кактусы.


Рисунок 2 (мальчик 8 лет). Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; отсутствие стремления к домашней защите.



Рисунок 6 (девочка 9 лет). Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии, отсутствие агрессии.

После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Внимание! При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности - все это существенно влияет на диагностический портрет личности.

Книгу М. Памфиловой Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры» можно приобрести в книжном магазине издательства «Гном и Д Москва, стр. 1. Телефон: (0Книга-почтой).

Агрессивность - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки отражают высокую степень агрессивности.


Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.


Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.


Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.



Экстравертность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Результаты диагностики по методике «Кактус» (М. А. Панфилова)

Саша П. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Ксения С. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Экстравертность- наличие на рисунке других кактусов или каких-нибудь растений, цветов. Отсутствие стремления к домашней защите, чувствоочества - нарисованы дикорастущие, пустынные кактусы.

Дарья О. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе.

Артем Л. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности- наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Анастасия А. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности.

Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Кристина Ч. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Александр С. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. О демонстративности, открытости говорит наличие выступающих островков у кактуса, вычурность изображенных форм. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Илья Д. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Таблица 6 Результаты диагностики по методике «Кактус».

Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии у подростков агрессивности, отражена на рис 2.

Рис 3.

Из рисунка видно, что частота появления в рисунках деталей, свидетельствует о присутствии признаков агрессии. Например: у Артема Л., Кристины Ч. Ильи Д. в рисунках присутствуют почти все основные критерии показателей агрессивности (иголки острые, длинные, крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте, частые иголки, расположенные по всему рисунку, промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку).

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, были сделаны следующие выводы: у некоторых детей выявлена высокая степень агрессивного поведения. (Артем Л., Кристина Ч., Илья Д., Анастасия А.).У других - слабая.(Саша П., Ксения С., Дарья О., Александр С.) При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания; они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.

У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны.

Дети со средним уровнем выраженности агрессии боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке.

Не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Лишь незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.

Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности, чувство вины; имелись тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими; агрессивны, тревожны.

У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений, были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается резко выраженное агрессивное поведение. У кого-то более выражено, у кого-то менее. Все дети используют ненормативную лексику для выражения своих эмоций, но при разных обстоятельствах. Это связано с тем, какие причины влияют на данное эмоциональное состояние. Проведя анализ всех полученных данных, мы пришли к выводу, что самыми распространенными причинами, влияющими на агрессивное поведение, являются следующие: жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание подростка родителями-алкоголиками, родителями с наркозависимостью. Однозначно требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивного поведения.

Цель: оценка состояния эмоциональной сферы человека, наличия агрессивности, ее направления, интенсивности и т. п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция . «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Анкета обратной связи (Г.Л. Бардиер)

Цель.

Инструкция. Пожалуйста, письменно по 10-балльной системе оцените три следующих высказывания о своем участии в выполне­нии данного задания (или тренинга в целом). Ответы желательно пояснить словами:

1. Понял для себя что-то новое:
Балл: ... Пояснение: ...

2. Получил эмоциональный заряд:

Балл: ... Пояснение: ...

3. Появились новые планы:

Балл: ... Пояснение: ...

Анкета обратной связи (Т.Б. Горшечникова)

Цель. Осуществление обратной связи после проведения тренинга.

Инструкция. Пожалуйста, ответьте на приведенные ниже вопросы:

1. Участвовали ли вы в подобных тренингах ранее?

2. Какую цель вы ставили перед собой на первом занятии?

3. Самое яркое впечатление от занятий?

4. Что понравилось в ходе работы группы?

5. Какие навыки эффективного общения вы освоили в ходе за­нятий?

6. Какую информацию о своих личностных особенностях вы получили в группе?

7. Как вы можете определить эффективность тренинга для себя лично? Для группы?

8. Как, по вашему мнению, можно повысить эффективность за­нятий?

9. Атмосферу в группе можно оценить как... Отметьте, пожалуй­ста, балл, наиболее близкий к какому-либо представленному ниже полюсу:

10. С каким цветом у вас ассоциируется атмосфера в груп­пе?

Спасибо!


1. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов. / Под ред. В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2008. – 368 с.

2. Байков, В.И. Динамика развития переменных инициативности в ходе тренинга: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / В.И. Байков. – М., 2004. – 141 с.

3. Березина, Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. / Т.Н. Березина. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

4. Биик, Дж.У. Тренинг преодоления социофобии. / Дж.У. Биик. – М.: Ин-т психотерапии, 2003. – 226 с.

5. Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. / В.Ю. Большаков. – СПб.: Соц.-псих.центр, 1996. – 380 с.

6. Борисова, С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга. / С.Е. Борисова. // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С.52-56.

7. Браун, Р., Коттлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование. / Р. Браун, Дж. Коттлер. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.

8. Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. / Ф. Бурнард. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.

9. Васильев, Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2005. – 283 с.

10. Вачков, И. Метафорический тренинг. / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2006. – 144 с.

11. Вачков, И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебн. пос. / И. Вачков.– М.: Ось-89, 2008. – 256 с.

12. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учебн. пос. для слушателей системы повышения квалификации работников образования / Н.Ф. Вишнякова. – 2-е изд. – Минск: Университетское, 2002. – 246 с.

13. Высокиньска-Гонсер, Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М.: Медицина, 1990. – С. 160-171.

14. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 144 с.

15. Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. / С.В. Гиппиус. – СПб.: Речь, 2001. – 346 с.

16. Гертер, Г., Оттл, К. Работа в команде. Практические рекомендации для успеха в группе. / Г. Гертер., К. Оттл. – М.: Гуманитарный центр, 2006. – 192 с.

17. Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учебн. пос. / Е.А. Горбатова. – СПб.: Речь, 2008. – 320 с.

18. Горбушина, О. Психологический тренинг. Секреты проведения. / О. Горбушина. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.

19. Гремлинг, С., Ауэрбах, С. Практикум по управлению стрессом. / С. Гремлинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2002. – 240 с.

20. Грецов, А., Бедарева, Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. / Т. Бедарева. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.

21. Грецов, А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. / А. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

22. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения: практикум / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усальцева. – Новосибирск: Совершенство, 1997. – 116 с.

23. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга. / О.В. Евтихов. – М.: Речь, 2005. – 256 с.

24. Журавлева, Н.С. Способы подачи обратной связи и ее эффекты в корпоративном тренинге: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. / Н.С. Журавлева. – М., 2004. – 225 c.

26. Игнатьева, Э.А. Психологические тренинги развития способностей виртуального общения. / Э.А. Игнатьева. // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – C. 81-86.

27. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

28. Камалов, М.Н. Техники переговоров. Тренинги и мастер-классы для индивидуального и группового обучения. / М.Н. Камалов. – СПб.: Феникс, 2009. – 320 с.

29. Касьяник, Е.Л., Макеева, Е.С. Психологическая диагностика самосознания личности. / Е.Л. Касьяник, Е.С. Макеева. – Мозырь: Содействие, 2007. – 224 с.

30. Кипнис, М. Тренинг коммуникации. / М. Кипнис. – М.: Ось-89, 2007. – 128 с.

31. Ковалева, З. Говорящий рисунок. 100 графических тестов. / З. Ковалева. – М.: У-Фактория, 2005. – 304 с.

32. Козлов, Н.И. Групповая работа. Стратегии и методы исследования. / Н.И. Козлов. – М.: Психотерапия, 2008. – 224 с.

33. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. / Н.И. Козлов. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – 139 с.

34. Колошина, Т.Ю., Трусь, А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. Характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. / Т. Ю. Колошина, А.А. Трусь. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

35. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия: Учебн. пос. для студ. вузов / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. – Минск: Выш. шк., 2003. – 464 с.

36. Коптева, С.И. Познай себя: Актуальные проблемы психологии самосознания: Учебн.-метод. пос. / С.И. Коптева, А.П. Лобанов. – Минск: ФУАинформ, 2002. – 112 с.

37. Коротаева, Е.В. Игровые модули общения: Учебные материалы к тренингу. / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1995. – 31 с.

38. Короткина, Т.И. Влияние предшествующих межличностных отношений на групповой процесс в тренинге общения: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05. / Т.И. Короткина. – СПб., 2002. – 161 c.

39. Кратохвил, С. Психотерапия супружеских отношений: Монография. / С. Кратохвил. – М.: Медицина, 2008. – 328 с.

40. Кроль, Л.М., Михайлова, Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. / Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова. – М.: Класс, 2002. – 192 с.

41. Крукович, Е.И. Тренинг уверенности: основы профессионального мастерства: Учебн.-метод. пос. / Е.И. Крукович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Европейский гуманитарный ун-т, 2003. – 128 с.

42. Ли, Д. Практика группового тренинга. / Д.Ли. – 3-е изд.– СПб.: Питер, 2009. – 224 с.

43. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебн. пос. / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2001. – 256 с.

44. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. / Г.И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.

45. Макшанов, С.И. Психология тренинга. / С.И. Макшанов. – СПб., 1997. – 349 с.

46. Морева, Н. Тренинговые занятия в студенческой аудитории. / Н. Морева. // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 110-114.

47. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга. / В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2003. – 176 с.

48. Одинцова, М.А. Я – целый мир. Программа развития личности подростков и юношества. / М.А. Одинцова. – М.: Ин-т психотерапии, 2004. – 208 с.

49. Орлова, И.В. Тренинг профессионального самопознания. Теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. / И.В. Орлова. – СПб.: Речь, 2006. –128 с.

50. Мастеров, Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. / Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 1995. – 210 с.

51. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: Практ. пос. для психологов, педагогов и родителей. / М.А. Панфилова. – М.: Гном и Д, 2001. – 160 с.

52. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг. / В.Э. Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

53. Петухов, В.Э. Когда психологический тренинг становится опасным. / В.Э. Петухов. // Журнал практического психолога. – 2008. – № 4. – С. 66-74.

54. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе. / А.С. Прутченков. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 640 с.

55. Прутченков, А.С. Трудное восхождение к себе: Метод.разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. / А.С. Прутченков. – М.: Рос.пед.агенство, 1995. – 140 с.

56. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Совр.слово, 2006. – 928 с.

57. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебн. для студ. вузов / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 285 с.

58. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренига. / В.Г. Пузиков. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

59. Романин, А.Н. Основы психотерапии: Учебн. пособ. для студ. вузов / А.Н. Романин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288 с.

60. Рубинштейн, Н. Тренинг уверенности за 14 дней. / Н. Рубинштейн. – М.: ЭКСМО, 2010. – 160 с.

61. Рудестам, К. Групповая психотерапия. / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.

62. Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. / Ю.В. Саенко. – М.: Речь, 2010. – 224 с.

63. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга. / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.

64. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2008. – 258 с.

65. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

66. Старшенбаум, Г.В. Тренинг навыков практического психолога. Интерактивный учебник. Игры, тесты, упражнения. / Г.В. Старшенбаум. – М.: Психотерапия, 2008. – 416 с.

67. Стимсон, Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. / Н. Стимсон. – СПб.: Питер, 2002. – 160 с.

68. Стишонок, И.В. Сказка в тренинге. / И.В. Стишонок. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

69. Тримаскина, И.В., Тарантин, Д.Б., Матвиенко, С.В. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. / И.В. Тримаскина, Д.Б. Тарантин, С.В. Матвиенко. – СПб.: Речь, 2010. – 160 с.

70. Фопель, К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2008. – 160 с.

71. Фопель, К. Групповая сплоченность. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2010. – 336 с.

72. Фопель, К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2008. – 256 с.

73. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2002. – 400 с.

74. Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2007. – 267 с.

75. Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006. – 240 с.

76. Фурманов, И.А. Основы групповой психотерапии: Учебн. пос. для студ. вузов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 2004. – 256 с.

77. Харин, С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт / С.С. Харин. – Минск: В.П. Ильин, 1998. – 352 с.

78. Хинш, Р., Витман, С. Социальная компетенция. Практическое руководство по тренингу. / Р. Хинш, С. Витман. – М.: Гуманитарный центр, 2005. – 192 с.

79. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова, М.И. Буйнов. – 2-е изд. – М.: Владос, 1995. – 160 с.

80. Чуричков, А., Снегирев, В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. / А. Чуричков, В. Снегирев. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.

81. Шебанова, С.Г. Профилактика и корррекция агрессивного поведения студентов средствами тренинга общения: дис... канд. псих. наук: 19.00.07 / С.Г. Шебанова. – Херсон, 2000. – 213 с.

83. Шепелева, Л. Программы социально-психологических тренингов. / Л. Шепелева. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

84. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в гештальттерапии: психотерапевтические методики работы с рисунком, лепкой, направленным воображением, танцем и медитацией / Г. Шоттенлоэр. – М., СПб.: Пирожков, Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с.


Введение .......................................................................................................... 3

Примерный тематический план .................................................................. 4

Теоретический блок...................................................................................... 7

Психология групп....................................................................................... 7

Основы психологического тренинга........................................................... 8

Подготовка ведущего психологического тренинга................................. 16

Практический блок ..................................................................................... 21

Задания для студентов............................................................................... 21

Примеры ритуалов в тренинге................................................................. 25

Метафора в тренинге................................................................................. 25

Примеры тренинговых упражнений......................................................... 29

Разминочные упражнения..................................................................... 29

Коммуникативные упражнения............................................................. 30

Упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения. 35

Упражнения личностного роста............................................................ 38

Упражнения, направленные на развитие способностей....................... 41

Игра в тренинге......................................................................................... 43

Диагностика в тренинге............................................................................. 48

Обратная связь.......................................................................................... 70


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13