Open
Close

Картины из ватикана в третьяковке купить билет. Третьяковка покажет в музеях ватикана русское искусство по-новому

Как я пыталась купить их онлайн и что из этого вышло

Сегодня я попыталась купить электронные билеты на хитовую выставку в Третьяковке Roma Aeterna, куда привезли шедевры из ватиканской Пинакотеки. Процесс оказался издевательским - и не для одной меня, для тысяч людей, которые тоже пришли на сайт Третьяковской галереи в надежде заказать билет онлайн.

Выставка Roma Aeterna работает в Третьяковке с ноября. Еще до открытия все электронные билеты на декабрь раскупили. На экспозицию, впрочем, можно было попасть по живой очереди - вот и хорошо, думала я, постоим с ребенком в новогодние каникулы, с термосом и бутербродами.

Но в декабре живую очередь Третьяковка отменила, поскольку перекупщики перепродавали билеты с огромной наценкой. Руководство галереи объявило: билетики можно будет купить только в интернете или заранее, в определенный день в кассе, все они станут именными, а на входе надо показывать паспорт.

15 декабря Третьяковка выложила в онлайн-продажу очередную порцию билетов - они кончились за день. Уже тогда любители искусства жаловались на проблемы с сайтом (он глухо зависал), и я решила подождать «последней порции» в январе, надеясь, что к тому времени айтишники галереи отладят процесс.

12 января через кассы почти моментально продали 4 000 билетов на период до конца работы выставки - до 19 февраля, очередь народ занимал с ночи. Последний этап электронных продаж (на кону было 30 000 билетиков) назначили на полдень 13 января.

Обложившись аж тремя компьютерами, я приступила к покупке. Сперва все шло хорошо: на разные дни высвечивалось достаточно билетов.

Выбрала удобное время, и уперлась в известный вопрос “Вы не робот?». САРТСНА (тест, который позволяет отличить программу-робота от человека) просила выбрать из 9 картинок те, где есть дорожные знаки. Ну ладно, пусть картинки - Третьяковка все-таки. Выбрала, ввела свою почту и стала радостно ждать на нее кода, без которого купить билет нельзя.

В форме заказа на сайте меж тем пошел безжалостный отсчет времени. На все про все отвели 2 минуты.

Код на почту не пришел, заказ аннулировался.

Попробовала снова. САРТСНА велела то выбрать картинки с витринами магазинов, то фотки с зеленой травой, то изображения с патио. Патио, господа! Стулья на размытом фоне с бассейном - это патио? В патио ли бассейн? Иль снаружи? Но результат был один - после того, как до системы доходило: я не робот, а женщина (что уже порядком раздраженная, система понять не могла), на экране вылетало: «Лимит билетов исчерпан».

После часа мытарств - хорошо, ребенок был в школе и не слышал ругательств - я сделала это. Снова пробилась на стадию «ждите кода в почту».

Чудо, мечта: теперь этот чертов код можно было ввести в течение аж двух часов. Тем временем на сайте написали: «Билетов нет». Никаких. Кончились.

То есть осталась последняя надежда: открытое окно заказа, куда надо ввести код.

Минул еще час. Я лихорадочно лазила в почту с трех компов сразу. Фигушки. Ноль.

Большинство не сумело сделать на сайте Третьяковки вообще ничего.

Кто-то, как и я, не получил код.

Кто-то получил, но система отказалась его принимать.

Кто-то даже оплатил, но подтверждение не пришло.

Самая прикольная проблема: бесплатный билет на ребенка оплатить невозможно, но без оплаты его не получишь.

«Полдня сижу у компьютера как дундук, а надо готовить обед на всю семью!!! Сделайте что-нибудь!!!»

«Я из другого города, у меня аннулировались два заказа - ну как же так?»

«Обращайтесь в техподдержку», - лаконично отвечали на вопли о помощи представители Третьяковки.

Обратилась, прислала номер заказа, попросила код.

Молчание.

Счетчик времени высветил роковое «0:01:00». Еще минута - и шансов не останется, заказ исчезнет.

Дай Бог здоровья, жену непьющую и детей-отличников анониму, который подсказал на форуме: скорей перезагрузите страницу с заказом, они увеличили ожидание до 10 часов. Причем выяснил это аноним органолептическим способом - сайт Третьяковки ни о чем таком не сообщал.

Итог: когда я дописываю эти строки, на часах 17:30.

Кода в почте не видать (я ввела ее правильно! И в папке «спам» тоже ничего!)

На сайте Третьяковской галереи новость: «До 19 февраля все билеты куплены, часть - в стадии оформления. Если часть заказов не выкупят, эти билеты снова поступят на сайт».

Дедлайн на ввод кода у меня до половины второго ночи. Плюнуть, не ждать, спать?

Правильно сказала одна дама: «Проще, наверное, поехать прямо в Ватикан».

Живо представила айтишников Третьяковки. Неспешные, со вкусом ждавшие Нового года и веселившиеся в каникулы ребята. Конечно, никто из них не мог предугадать, что 13 января, когда все нормальные граждане готовятся отмечать Старый НГ, за билетами набегут тысячи ненормальных!

Поставила восклицательный знак и сдала было текст - но вернула.

Увидела Вконтакте, что некая Елизавета Щербак, шедшая тем же скорбным путем, кажется, единственная из всех нас, удостоилась ответа техподдержки: «Вместо кода вводите любые 6 цифр».

Ввела дрожащею рукой. Дай Бог Елизавете мужа непьющего, детей-отличников.

Теперь у меня два билета на Roma Aeterna. Посмотрим-таки на Перуджино с Караваджо. Всего-то шесть часов мучений.

Кстати, в Ватикан я однажды стояла живую очередь. Заняло это полтора часа.

Видео в тему напоследок.

Признаемся сразу: купить билет будет сложно, практически невозможно, но это того стоит. Никогда раньше Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы такое количество шедевров из постоянной экспозиции.

Что такое "миссия невыполнима" в современном культурном пространстве Москвы? Правильно, попасть на выставку в Третьяковскую галерею. Причем вы можете даже отстоять многочасовую очередь, и все равно это не даст вам ровно никаких гарантий в успешном завершении сего предприятия.

Являетесь поклонником новейших технологий и решили заказать билет через Интернет? Сюрприз! Все билеты до конца декабря давно распроданы, а с 1 по 15 января вход на выставку возможен только по именным билетам в ровно отведенный вам промежуток времени. К руководству музея нет ровным никаких претензий: они все делают правильно, просто поток желающих попасть на выставку “Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо” настолько велик, что музей работает на пределе своих возможностей, и пришлось все посещения строго регламентировать, чтобы внутри выставочного пространства не восторжествовал хаос.

Мелоццо дельи Амбрози. “ A нгел, играющий на виоле”

В чем причина такого ажиотажа? Сейчас расскажем! Дело в том, что нынешняя выставка действительно уникальна. Первая и главная причина - Ватикан еще никогда ни одному музею в мире не предоставлял одновременно такое количество произведений лучшей части своей коллекции, а это целых 42 живописных полотна! Перед нами сейчас разворачивается беспрецедентный, по сути, проект не только для российского и европейского культурного пространства, но, очевидно, и для всего мира.

Пьетро Ваннуччи. “Святой Плакида” ПРЕСС-СЛУЖБА ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Не будет преувеличением сказать, что каждая представленная на выставке картина - выдающаяся. В Пинакотеке Ватикана собрано наиболее значимое художественное наследие истории Папского государства в период с XII по XVIII век. Здесь представлены работы таких гигантов, как Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэль, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино и Никола Пуссен. Нынешняя выставка в Третьяковке - это своеобразное напоминание всем нам, что “Москва - третий Рим”, а что значит Рим для России, можно даже не вспоминать, об этом и так сказано и написано достаточно.

Паоло Кальяри. “Видение святой Елены” ПРЕСС-СЛУЖБА ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Особое внимание посетителям стоит обратить на картину, открывающую выставочную экспозицию - “Христа Благословляющего” - самую раннюю римскую икону, написанную в XII веке под сильнейшим влиянием Византии. В определенном смысле это знаковое произведение для православия и католицизма, поскольку оно хранит в себе напоминание об их едином истоке, давшем начало, как русскому, так и итальянскому искусству. Эта икона - краеугольный камень, дающий ключ к пониманию всей нынешней выставке в Третьяковской галерее.

Ради чего еще стоит выстоять очередь? Конечно же, ради самой знаковой из привезенных работ - “Положение во гроб” Караваджо, которая коренным образом повлияла на всю историю мировой живописи. Во-вторых, ради трех фресок Мелоццо да Форли, где изображены ангелы, которых, без лишней скромности, можно назвать самыми знаменитыми ангелами в мире. Догадались, о чем идет речь? Да-да, это именно они. Ну, и конечно же нельзя не увидеть “Святого Франциска”, написанного Mаргаритоне дʼАреццо в XIII веке. Без этой картины не обходится ни один современный учебник истории. А завершить посещение выставки стоит двумя грандиозными произведениями Кривелли и Беллини - “Оплакивания”.

Собрание пинакотеки

Пинакотека - одно из собраний комплекса Ватиканских музеев. Первые из них были учреждены в XVI веке папой Юлием II, тем самым, что заказал у Микеланджело роспись Сикстинской капеллы, а у Рафаэля - фрески в станцы. Картинная галерея появилась намного позже: она была основана во второй половине XVIII века папой Пием VI. Ее собрание демонстрирует основные вехи религиозной итальянской живописи: от Проторенессанса, эпохи, предшествовавшей Возрождению, до Старых Мастеров. В коллекции - художники от Джотто и Симоне Мартини до Караваджо и Гвидо Рени. Увидеть в пинакотеке, впрочем, можно не только итальянцев: крупноформатные полотна французского классициста Пуссена и испанского мастера Мурильо не уступают национальной живописи.

Концепция выставки

Вопрос о выставке шедевров Ватиканской пинакотеки решался на высшем уровне: переговоры вели Владимир Путин и папа Франциск лично. Масштаб вполне объясним: полотна впервые покинули Ватикан в таком количестве - 42 работы. К тому же в следующем году Третьяковка отправит в Рим свою экспозицию - произведения на евангельские сюжеты. Куратором выступил Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Эрмитажа, писатель и гениальный экспозиционер, прекрасно работающий как с Ренессансом, так и с современностью. Он не только организовывает выставки от Пармиджанино до Кабаковых, но и первым из российских кураторов объединил фотографии Мэпплторпа и искусство маньеризма на выставке 2004 года.

В прошлом году Ипполитов курировал масштабную выставку «Палладио в России», проходившую в музее-заповеднике «Царицыно» и музее архитектуры им. Щусева. Она показывала связь одного из главных архитекторов итальянского Возрождения с русскими архитекторами разных эпох, от барокко до Советов.

План выставки: от небожителей к небесным телам

Выставка в Третьяковской галерее представлена в трех залах, а открывает ее «Христос Благословляющий» - наиболее раннее произведение, икона второй половины XII века. Именно в ней создатели выставки видят родство итальянского и русского искусства, которое берет за основу византийские традиции. Именно византийские иконы и складни стали прообразом и для средневекового искусства Италии, и для древнерусских религиозных образов. Среди шедевров первого зала - мастер интернациональной готики Джентиле да Фабриано и венецианец раннего Возрождения Карло Кривелли. Их приемы условны, а иногда и гротескны: Кривелли, например, специально удлиняет левую руку Христа, чтобы соединить его с Марией Магдалиной и Девой Марией. Однако главные шедевры впереди - Беллини, Перуджино и Мелоццо да Форли. В своем «Оплакивании Христа» Беллини прибегает к необычной иконографии: вместо Девы Марии Христа поддерживает Иосиф Аримафейский, а вблизи изображены Никодим и Мария Магдалина. Он же одним из первых венецианцев перешел от темперы, краски на основе яичного желтка, к живописи маслом - техника была привезена в Италию из Нидерландов.

Учитель Рафаэля Пьетро Вануччи, более известный как Перуджино, представлен на выставке двумя работами. Это сильные образы Святого Плакида и Святой Юстины: и хотя их черты схожи с живописью Рафаэля (тот же мягкий наклон головы, например), мы можем видеть, как знаменитый ученик превзошел своего учителя. Рядом с ними внимание привлекают миловидные ангелы Мелоццо да Форли, играющие на лютне и виоле. Их непосредственность, живость и красочность (чего особенно непросто достичь в технике фрески) выделяют ангелов да Форли на фоне множества сдержанных образов кисти других художников этой же эпохи. Фрески были частью многофигурной композиции «Вознесение Христа» в церкви Санти Апостоли в Риме.

Главный зал выставки выстроен в форме полукруга, наподобие площади Собора Святого Петра, символа и сердца Ватикана и всей католической церкви. В центре - полотна Корреджо и Веронезе, рядом с ними - небольшие гризайли, монохромные картины Рафаэля. Главный шедевр выставки «Положение во гроб» Караваджо - в правом полукружии в окружении последователей - Гвидо Рени, Орацио Джентилески и ученика Карло Сарачени. «Положение во гроб» Караваджо написал, будучи личным живописцем кардинала Франческо дель Монте, в 1602-1604 годах для римского храма Санта-Мария делла Валличелла. Характерные для живописи Караваджо черты - контраст светотени и монументальность формы - выделяют это произведение среди прочих на выставке. И в Ватиканской пинакотеке оно считается одним из главных шедевров: Никодим и Иоанн кладут отяжелевшее бледное тело Христа в гроб. Безмолвные жесты скорбящей Девы Марии, Марии Магдалины и молодой Марии позади даже более эмоциональны, чем их лица. Напротив - «Мученичество Святого Эразма» французского классициста Никола Пуссена, написанное для Собора Святого Петра.

Завершает историю Папского государства произведение Донато Крети. Многостворчатый полиптих, посвященный астрономическим наблюдениям, находится в отдельном зале. На восьми полотнах - Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и некая падающая комета. Ученый монах Луиджи Марсили заказал работы у художника в начале XVIII века в качестве подарка папе Клименту XI, чтобы намекнуть на необходимость спонсировать обсерваторию. Картины Крети включают и «недавние» наблюдения: например, Большое Красное Пятно на Юпитере, открытое в 1665 году. А вот Уран, обнаруженный только в 1781, Донато Крети не запечатлен. XVIII век стал, по большому счету, последним в истории, когда папство играло решающую роль, - на этом завершается и выставка.

Рафаэль. Вера. 1507 г. Музеи Ватикана.

На выставке , куратором которой выступил Аркадий Иполлитов (Государственный Эрмитаж), будет представлено 42 живописных произведения . Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna…» - часть большого проекта: в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Проведение в Государственной Третьяковской галерее, крупнейшем собрании русской живописи, выставки живописи по преимуществу итальянской и по преимуществу римской школы вполне естественно. Духовная связь Москвы и Рима оформилась еще в XVIвеке, и данный совместный проект - важнейший результат взаимодействия двух культур: культуры Рима, как воплощения европейскости, и культуры Москвы, как воплощения русскости. Закономерно, что среди великих произведений, представленных на выставке, можно найти много аналогий и параллелей с русским искусством.

Задача показа - представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе - это величайшее собрание религиозной живописи. Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит. Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna, «Вечный Рим». Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко. Рим - центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», прежде никогда не экспонировавшегося на временных выставках и пределы Ватикана не покидавшего. Это древнее и великое произведение, близкое к византийской живописи, интересно также тем, что обнаруживает единые корни итальянского и русского искусства. За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век). Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Также представлены произведения готических мастеров, крайне немногочисленные в русских собраниях. Среди них «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, своеобразно перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.

Две пределлы (пределла - нижняя часть алтаря), рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, равно почитаемого православной и католической церковью, стоят на границе готики и Возрождения. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, завершающего эпоху интернациональной готики в Италии, чьи произведения не только отсутствуют в русских собраниях, но и вообще не выставлялись в России, вторая - кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца Раннего Возрождения.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти , одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы,

и «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Беллини.

Работы обоих в России отсутствуют. Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли , предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки. Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа. Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима.

Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо.


Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма» , самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.

В каталог выставки вошли статьи куратора и сотрудника Музеев Ватикана и альбомная часть, включающая все экспонируемые работы с подробными аннотациями.

Проведение выставки и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт». Взаимоотношения между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006 году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к 150-летию музея, в 2006–2007 годах - успешный опыт совместной работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м - над ретроспективой Дмитрия Жилинского. Настоящая выставка - крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект Третьяковской галереи.

Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо
25 ноября - 19 февраля 2017
Лаврушинский переулок, 12

Стоимость билетов на выставки "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" и "Живопись и графика XVIII-XX веков из собрания Приморской картинной галереи":

500 руб. - взрослые

150 руб. - для следующих льготных категорий:

Пенсионеры,
Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры "Ордена Славы",
учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
студенты высших учебных заведений России, в том числе иностранные граждане - студенты российских ВУЗов (кроме студентов-стажёров)
студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства, средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранные граждане - студенты российских вузов). Не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты "студентов-стажёров";
художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих союзов России и её субъектов;
члены и сотрудники Российской академии художеств;
искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и её субъектов;
сотрудники музеев системы Министерства культуры России и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Бесплатно - для следующих льготных категорий:

Для лиц до 18 лет;
члены Международного Совета музеев (ICOM);
ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий (граждане России и стран СНГ);
инвалиды I и II группы (граждане России и стран СНГ);
военнослужащие срочной службы;
один сопровождающий инвалида I группы или ребёнка-инвалида (граждане России и стран СНГ)

Посещение выставки "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" организовано по сеансам. Количество людей в сеансе ограничено из соображений комфорта посетителей и надлежащих климатических условий экспонирования ценных шедевров.

Онлайн билеты на даты работы выставки
"Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо"
до 30 декабря 2016 г. проданы.

Билеты на остальные дни работы выставки поступят в продажу
ориентировочно 15 декабря.

Шедевры Рафаэля, Караваджо и других великих итальянцев на три месяца переехали в Москву


Третьяковская галерея открыла главную выставку года - «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Первая заповедь посетителям: подойти к папским сокровищам без удостоверения личности не позволят.

Золотой дождь пролился на наши головы. Правда, собирать драгоценные крупицы золота лишь на сетчатку глаза - или, если повезет, в объектив фотокамеры. Ведь драгоценности - это картины, присланные из Ватикана. Первая в истории московская гастроль сокровищ папской Пинакотеки открывается в Третьяковке уже сегодня. Однако готовиться к посещению надо всерьез и задолго. Электронные билеты раскуплены до конца декабря, а в кассу поступают лишь 30 билетов на сеанс. Такие сеансы рассчитаны всего на полчаса, правда, обещано, что в залах сможем оставаться и дольше. В самом деле, 30 минут на 42 картины - маловато: пусть даже не все они абсолютные шедевры, внимания заслуживает каждая.

Для генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой выставка - один из главных проектов года. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Мы давно привыкли, что очередь чаще стоит в ГМИИ им. Пушкина к зарубежным звездам вроде Клода Моне и Сальвадора Дали либо к шедеврам особенно знаменитых западных музеев. Традиция эта идет еще от прощания с Дрезденской галереей и триумфа проекта «Москва-Париж». Третьяковка, как музей национального искусства, вроде бы должна показывать свое, родное. Ан нет, в этих рамках ей давно тесно. Можно вспомнить роскошную подборку шедевров из цикла «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею» к 150-летию ГТГ, выставку Уистлера или проект «Во Христе / In Christo» - опыт межмузейного обмена России и Италии. Тогда в Москве демонстрировались произведения Джотто и его круга, а в Баптистерии во Флоренции - иконы Рублева и Дионисия. Можно еще дальше углубиться в историю, но именно московско-флорентийский обмен «художественными и духовными шедеврами», как позиционировали их оба музея, интереснее всего в нынешнем контексте. Правда, в 2011 году серьезного паломничества к Джотто не наблюдалось, хотя гений Проторенессанса - одна из важнейших фигур всего искусства Европы. Но с тех пор в России многое изменилось: религиозное и традиционное искусство стало вызывать больше интереса, приближаясь к поклонению святым мощам и прочим чудесам. Напротив, к творчеству современному охладели не только массы, но и государство. Теперь у живописи, тесно связанной с историей христианства, пусть и в западном изводе, гораздо выше шансы на успех. Особенно если это выставка из музеев Ватикана, а они входят в десятку главных арт-сокровищниц мира. Несмотря на то, что Пинакотека (т.е. коллекция живописи) сравнительно невелика, всего около 500 картин, она занимает ключевое место среди старейших музеев-грандов. В Москву же привезли почти десятую часть этого поистине великого собрания! А это пять веков истории живописи Италии и параллельно - рассказ о том, как складывалась папская коллекция. Вбирая в себя эволюцию искусства христианского мира, она сочетала его с шедеврами предыдущих эпох, помещая их вместе в сердце Рима - Вечного города. В итоге «Roma Aeterna» осмысливался не только как цитадель Святого Престола, но и как мост между цивилизациями, стоящий в безграничном круге истории.

Российский куратор выставки Аркадий Ипполитов рассказывает о самом крупном экспонате - «Положении во гроб» Караваджо. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Однако Третьяковка попала в заложники ею же самой недавно введенной моды на выставки-блокбастеры. Конечно, очереди бывали там и раньше - то к Васнецову, то к Левитану. Однако такого ажиотажа, какой возник год назад вокруг выставки Серова, явно не ожидали сами организаторы, несмотря на мощную пиар-кампанию. Приобщиться к его творчеству вопреки морозам пришли полмиллиона человек. Впрочем, рекорд побил Айвазовский, обошедший Серова на сто тысяч билетов. Прорваться к его маринам стало своего рода спортивным достижением. Зрители специально приезжали из других городов и гордо отчитывались в соцсетях. Ничуть не сомневаюсь, что такие подвиги возможны лишь при наличии сильного интереса к художнику. Но задаюсь вопросом, будет ли он еще сильнее в отношении тех трех десятков не очень «раскрученных» в России авторов, которые собраны на ватиканском фесте? Используя это слово, имею в виду не фестиваль, но скорее праздник. Великолепное следствие первой за долгие годы встречи глав двух церквей - Римско-католической и Русской православной, когда, собственно, наши предстоятели и договорились об обмене экспозициями: в ответ на жест Рима в Ватикан пошлют коллекцию русских шедевров XIX века. В обсуждении состава экспозиции в Москве лично участвовал папа Франциск - и к нам как знаковое произведение привезли икону его небесного покровителя Франциска Ассизского. Возможно, это самое раннее изображение легендарного святого: Маргаритоне д’Ареццо написал его вскоре после канонизации великого уроженца Ассизи в 1228 году.

Открывать выставку папа Римский прислал кардинала Джузеппе Бертелло - в алой шапочке и черной сутане с алыми кистями он тоже казался персонажем одной из картин. Большинство произведений впервые покинули Ватикан, и меры безопасности на выставке суровы - от приглушенного света (гризайли Рафаэля вообще тонут в полутьме) до защитных ступенек и барьеров, предохраняющих экспонаты. Некоторые вещи очень массивны и сложны по конфигурации, как «Оплакивание» Карло Кривелли - дугообразная люнета, венчавшая большой алтарь, нелегко переносит транспортировку. Для нее выстроена особая ниша, да и вся архитектура выставки затейлива и ассоциирована с известными зданиями Ватикана, включая овальный двор собора св. Петра.

Серия Донато Крети «Астрономические наблюдения» отражает настроения века Просвещения. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Зритель входит в строгое, отделанное панелями под дуб пространство, отдающее мистикой Средневековья, в его центре - малом зале - повешена единственная икона XII века, раритетная и самая старая на выставке, с потемневшим строгим ликом Христа Благословляющего. Романская аскеза отступает, по мере того как зритель движется к Раннему и затем Высокому Ренессансу, минуя такие шедевры, как почти скульптурное «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Беллини и «Чудеса св. Винченцо Ферреры» Эрколе де Роберти - фриза с множеством житийных сцен, написанных с тонкостью миниатюриста. Две висящие рядом маленькие иконы, из-за хрупкости заключенные в термовлагостойкие капсулы, позволяют проследить, как менялась иконография одного сюжета - «Рождество», как по-разному, но всегда с теплотой реальной жизни флорентиец Мариотто ди Нарди и сиенец Джованни ди Паоло выписывали фигуры Марии и Младенца, спящего Иосифа и услышавших Благую Весть пастухов, которым не уступают в благоговении стоящие у яслей евангельские вол и осел… И с радостью небожителей взирают на чудо Рождества ангелы на фресках Мелоццо да Форли, сохранивших отверстия для крепления золоченых нимбов. Один из ангелов стал «лицом» выставки, прилетев на ее афишу.

Самый большой зал, где приглушенное освещение создает драматическую атмосферу барокко, тоже населен святыми, но осенен иными чудесами. Среди картин Веронезе, Гверчино, Джентилески, Креспи, Гвидо Рени царит гигантское «Положение во гроб» Караваджо, открывшее новый, XVII век. Хотя этот манифест Контрреформациии уже знаком московским зрителям (был на выставке в ГМИИ 5 лет назад), нельзя не пережить заново трагизм сцены вместе с ее участниками (художник-бунтарь откровенно делал ставку на «типы из народа», возмущая благочинную римскую публику). Вторит ему такое же крупное, написанное для собора св. Петра полотно Пуссена «Мученичество св. Эразма»: куратор проекта Аркадий Ипполитов нарочито повесил его напротив шедевра Караваджо, акцентируя отличия манеры французского римлянина, предвестника стиля классицизма.

Так у нас на глазах музей-зрелище превращается в музей-храм. Собственно, в России к хранилищу искусства всегда и относились, как к месту святому, уж точно «намоленному». Однако в отечественной истории музеи начинались как собрания по преимуществу светские, включая и Третьяковку, приросшую иконами уже на позднем этапе коллекционерской деятельности Павла Третьякова, за счет семейного собрания. Сегодня никого не удивить экспозициями древнерусского и византийского искусства - сакральностью и происхождением оно тесно связано с тем, что привезли из Рима. Тем интереснее было бы напомнить зрителям, знакомящимся с сокровищами Ватикана, что рядом, в основном здании ГТГ - сопоставимые по значению произведения русской, православной традиции.

Заместитель директора Музеев Ватикана Барбара Ятта проводит экскурсию по вернисажу. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Такое сравнение позволит увидеть и общие черты, соединяющие страны Европы - земли христианства, и серьезные различия. Итальянская живопись, представшая на выставке в логике развития от готики к Ренессансу, барокко и классицизму, впитала и золотые фоны икон Византии, и статуарность поз античной скульптуры. Кстати, именно с коллекции антиков, найденных в Тоскане, начинались нынешние музеи Ватикана с их грандиозным собранием греко-римской пластики. Аполлон Бельведерский обязан всемирно знаменитым именем Вилле Бельведере, на которой хранил эту статую папа Юлий II - один из основателей музеев Ватикана…

Посланники первого Рима будут гостить в Риме третьем до 19 февраля. Собираясь воздать им честь, будьте бдительны: мы ходим по грешной земле, и Третьяковку замучили спекулянты, возникшие еще в приснопамятной «очереди-на-серова». Дабы обезопасить себя, галерея вводит продажу именных билетов в интернете и просит посетителей не забывать дома паспорт: его придется предъявить вместе с билетом.