Open
Close

Любовь в произведении война и мир. Сочинение на тему Тема любви в романе Толстого «Война и мир

О. В. Ланская

КОНЦЕПТ "ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

На материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир» анализируется концепт "любовь", представленный в тексте оппозициями «любовь - бедность», «любовь - жертва», «любовь -долг» и др., разными лексико-семантическими, лексико-тематическими, ассоциативными группами, ключевыми словами улыбка, взгляд, путаница, жертва, слово и др., которые отражают особенности сознания русского человека и определяют один из фрагментов языковой картины мира.

Ключевые слова: концепт, лексико-семантические группы, лексико-тематические группы,

ассоциативные группы, ключевое слово.

Современная наука о слове активно рассматривает проблемы, связанные с характеристикой ключевых концептов русской культуры, среди которых особое значение имеет концепт "любовь", один из основных в русской языковой картине мира. Данный концепт в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывает сущность человеческого бытия, ментальность русского человека, определяет реалии действительности, взаимоотношения разных героев, в том числе Сони и Николая Ростова. В связи с этим цель, которую мы ставим в данной статье, заключается в следующем: определить содержание концепта "любовь", выявить особенности его структуры, а также способы речеязыкового воплощения.

Номинация любовь, занимающая в концепте ядерную позицию, употребляется в тексте в значении: «... состоянье любящаго, страсть, сердечная привязанность, склонность; вожделенье, охота, расположенье къ чему» [Даль 2004-2006: II, 282].

С точки зрения «нравственной философии», номинация любовь определяется как «сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в любви родительской; 2) благоговение (р1е1а8), преобладающее в любви сыновней и вытекающей из нее религиозной, и 3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое в соединении с двумя первыми элементами - жалостью и благоговением образуют человеческую форму половой или супружеской любви» [Соловьев 1995: II, 57]. То есть номинация любовь на онтологическом уровне воспринимается как осознание себя в мире существом, обладающим душой и разумом. В сознании русского человека лексема любовь имплицирует, в первую очередь, такие значения,

как «жалость», «уважение», «стыд», «чувство привязанности», «влечение», «страсть» и др.

Дальняя периферия концепта "любовь" представлена через оппозиции «любовь - бедность», «любовь - долг», «любовь - жертва» и др., которые, в свою очередь, вербализуются разными лексическими рядами, антонимами и синонимами, лексико-семантическими и лекси-ко-тематическими группами.

Одним из вербализаторов концепта "любовь " является лексема улыбка, которая в словарях имеет разные толкования. Как известно, по И.И. Срезневскому, улыбка - это знак душевной радости [Срезневский 1958: III, 1201]. По В.И. Далю, «улыбка, улыбочка ж. ухмыленье, осклабленье, усмЪшка. Есть улыбка веселья, улыбка умиленья, улыбка жалости, скорби, насмк>шки» [Даль 1995: IV, 490]. В Словаре современного русского литературного языка улыбка - это «движение мышц лица (губ, глаз), показывающее расположение к смеху (от радости, удовольствия, презрения и т.п.) [БАС 1948-1965: XVI, 560]. М. Фасмер считает, что «слова лыбить, улыбаться естественнее всего объяснять как родственные лоб, др.-русск. лъбъ «череп» с удлинением вокализма корня ъ > ы; <...> Развитие значения носило первоначально экспрессивный характер: «скалиться, подобно черепу» > «улыбаться» [Фасмер 2004: II, 539]. То есть, по данным словарей, номинация улыбка, в первую очередь, репрезентирует значения «радость», «жалость», «скорбь», а также «насмешка».

В тексте же номинация улыбка приобретает новые значения в связи с тем, что улыбкой можно «выражать свое отношение к кому-, чему-либо, отвечать на что-либо» [БАС 1948-1965: XVI, 558]. Так, при описании приема посетителей в день именин двух Наталий номинация улыбка по-разному характеризует отношения

Сони и Николая, а также Николая и Жюли Кара-гиной и является ключевой: Жюли, дочь Караги-ной, обратилась к молодому Ростову: - Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, - сказала она, нежно улыбаясь ему [Толстой 1979-1981: IV, 55]. Наречие нежно (в сочетании с деепричастием улыбаясь), образованное от прилагательного нежный в значении «ласковый, проявляющий привязанность, любовь» [БАС 1948-1965: VII, 872], свидетельствует о заинтересованности Жюли, стремлении понравиться молодому человеку, привлечь к себе его внимание. Эпитеты с кокетливой, невольная, притворно улыбавшейся, притворную определяют чувства, которые испытывают герои в этот момент. Кокетливая улыбка Николая - это стремление понравиться Жюли. При этом слово кокетливый употребляется в тексте в значении «склонный к кокетству, старающийся нравиться лицам другого пола» [БАС 1948-1965: V, 1129]. В то же время улыбка у Николая невольная. Притворная же улыбка Сони, то есть улыбка неискренняя, - это попытка скрыть ревность, которую испытывала героиня. Номинация улыбка имплицирует значения «вежливость» и «обман», которые связаны с представлениями о правилах приличия, существовавшими в начале Х1Х в. в высшем обществе. Отсюда использование в тексте синтагмы считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору, глагола обмануть, то есть скрыть свои подлинные чувства.

Значение концепта "любовь", выявленное в тексте через оппозиции «бедный - богатый», «любовь - жертва», «любовь - благодарность», «любовь - долг», зафиксировано также в синтагмах я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, я неблагодарная, рада бы всем пожертвовать, маменька никогда не позволит ему жениться на мне [Толстой 1979-1981: IV, 85-86].

В свою очередь, указанные оппозиции связаны с синтагмой считаешь себя связанным словом [Толстой 1979-1981: V, 12]. Номинация слово имеет в этом случае следующее толкование: «5. Только ед. Обязательство выполнить что-либо; обещание, уверение» [БАС 1948-1965: XIII, 1236]. Дать слово - значит согласиться на брак.

В любви Сони есть нечто неестественное, у нее нет уверенности в Николае, в будущем. Она слушает то, что говорят ей Вера, Наташа, графиня. Возможно, положение бедной родственницы, бедного человека, которому напоминали, что он

взят в дом из милости (например, разговор Сони с Верой), сформировало характер героини [Толстой 1979-1981: IV, 85-86]. Отсюда стремление отблагодарить, принести себя в жертву. Трагедия Сони заключается в том, что она не может быть искренней, что для нее, с точки зрения Л.Н. Толстого, в любви существует выбор между свободой и несвободой и нет понимания того, что «свобода не может быть дана человеку человеком, что «каждый человек только сам может освободить себя» [Толстой 2007: 503]. Существует какая-то заданность в ее чувстве. Отсюда неоднозначность понимания номинаций, используемых в тексте. Так, Наташа говорит Николаю о Соне: Она кого полюбит, так навсегда. Я этого не понимаю. Я забуду сейчас [Толстой 19791981: V, 12]. Забуду для Наташи - значит просто любить, чувствовать себя счастливой каждую минуту. В характере же Сони ярко выражена потребность жить прошлым, постоянно оценивать то, что происходит. Отсюда употребление наречия всегда, синтагмы я буду любить его всегда, использование глаголов разного вида: буду любить (несов. вида) и забудь (сов. вида), - с помощью которых зафиксировано действие завершенное и незавершенное, обозначающее любовь в прошлом, настоящем и будущем и любовь в прошлом.: Так она говорит, что ты это все забудь... Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен [Толстой 1979-1981: V, 12]. Номинация же свободен имплицирует значение «неискреннее благородство», на что и указывает противительный союз а с противительно-уступительным грамматическим значением, при котором «действие второй части противоречит естественному следствию из действия первой части» [Кустова и др. 2007: 226].

Был только один момент в жизни Сони, когда она предстала совсем в ином свете. Это святочная ночь. Как известно, святки - «особое время, когда окружающий человека мир стоит на пороге новой жизни, переходит в новое состояние» [Никитина 2006: 313]. Изменения, которые произошли в облике Сони, отражены в тексте, в первую очередь, через номинации с семой «портрет». Это черкес, с нарисованными пробочными усами и бровями; в своем мужском платье; с черными бровями и усами, какое-то совсем новое, милое лицо [Толстой 1979-1981: V, 290-292]; блестящие глаза, счастливую, восторженную, из-под усов делающую ямочки на щеках, улыбку [Толстой 1979-1981: V, 297]. При этом ключевое слово черкес, по М. Фасмеру, по-

видимому, восходит к осетинскому *сагка8 -орел [Толстой 1979-1981: IV, 344]. Орел же, в свою очередь, воспринимается как символ храбрости, духовного зрения [Шейнина 2003: 120]. Само же переодевание во время святок отражает «символику земного плодородия и деторождения, единство жизни и смерти, начало умирающее и рождающее» [Костюхин 2004: 68].

Чувство Николая к Соне меняется с течением времени. Синтагма любовь Сони при характеристике Н. Ростова приобретает в тексте отрицательную коннотацию и связано с чувством страха, с мыслью о том, что придется расстаться с тихой и спокойной жизнью в полку: Он (Ростов - О.Л.) чувствовал, что рано или поздно придется опять вступить в тот омут жизни с расстройствами и поправлениями дел, с учетами управляющих, ссорами, интригами, с связями, с обществом, с любовью Сони и обещанием ей [Толстой 1979-1981: V, 248]. Значение синтагм омут жизни и житейская путаница раскрывается при использовании однородных членов. В одном ряду оказываются номинации расстройства, поправление (дел), учеты (управляющих), ссоры, интриги, связи, общество и любовь (Сони), обещание (ей), которые фиксируют пространство дома как пространство чужое. Воспоминание о Соне, о путанице заставляют Ростова в один из моментов [Толстой 1979-1981: II] даже отказаться от поездки домой, и только письмо, в котором сообщалось, что все имение пойдет с молотка и все пойдут по миру [Толстой 1979-1981: V, 248], изменило его решение.

В предложениях Да я и не люблю ее, Да, не так люблю, как надо глагол люблю с отрицательной частицей не обозначает отсутствие чувства; в синтагме же не так люблю отрицание не фактически фиксирует не отсутствие любви, а обретение совсем иного чувства. Синтагма не так люблю значит отсутствие духовного начала, той высшей, духовной жизни [Толстой 1979-1981: VII, 32], которая казалась Николаю Ростову столь привлекательной. То есть не люблю и не так люблю - это текстовые антонимы, которые на уровне концепта, его ядерного компонента, выявляют новые приращения смысла, восходящие к прямому значению номинации люблю. В свою очередь, номинация любовь имеет текстовый синоним счастье и связано с оппозицией «любовь (счастье) - горе (раздоры)» (письмо Сони Николаю из Троицы): Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облаго-

детельствовало, - писала она, - и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что, несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня [Толстой 1979-1981: VII, 34]. По сути, в данном предложении героиня пишет, в первую очередь, о своих чувствах (об этом свидетельствует употребление местоимений мне, я, моя), о чувствах, которые испытывала графиня, и только в конце предложения появляются местоимения вас, ваша со значением принадлежности другому лицу. Письмо это было продиктовано тем, что у Сони появилась надежда на воссоединение Наташи и Андрея Болконского, а следовательно, на невозможность заключения брака между Николаем Ростовым и княжной Марьей. Отсюда возникновение значения «эгоизм», имплицитно представленного в номинации жертва. То есть Соня в своем стремлении принести себя в жертву не была искренней. Это и привело к окончательному решению вопроса о браке Сони и Николая.

Таким образом, концепт "любовь" представлен в тексте оппозициями «любовь - бедность», «любовь - жертва», «любовь - долг» и др., разными лексико-семантическими, лекси-ко-тематическими, ассоциативными группами, ключевыми словами улыбка, взгляд, путаница, жертва, слово и др., которые отражают особенности сознания русского человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и определяют один из фрагментов языковой картины мира.

Список литературы

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2004-2006.

Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. М., 2004.

Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М., 2007.

Никитина А.В. Русская демонология. СПб.,

Соловьев Вл.С. Любовь // Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / Под ред. С.С. Аверинцева. Т. 2. М., 1995.

Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 3. М., 1958.

БАС - Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Под ред. В.В. Виноградова. М.; Л., 1948-1965.

Толстой Л.Н. Война и мир // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1979-1981. Т. 4-7.

Толстой Л. Н. Об истине, жизни и поведении. М., 2007.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М., 2004.

Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М.; Харьков, 2003.

CONCEPT «LOVE» IN THE NOVEL «WAR AND PEACE» BY L.N. TOLSTOY

The concept «love» is analysed on the basis of the novel «War and Peace» written by L.N. Tolstoy. This concept is represented in the text by oppositions «love - poverty», «love - sacrifice», «love -duty» etc., by different lexico-semantic, lexico-thematic, associative groups, such keywords as smile, glance, muddle, sacrifice, word etc., which reflect the Russian man"s mentality and determine a fragment of linguistic world picture.

Key words: rnncept, lexico-semantic groups, lexico-thematic groups, associative groups, keyword.

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой раскрывает важнейшие жизненные проблемы — проблемы нравственности. Любовь и дружба, честь и благородство. Герои Толстого мечтают и сомневаются, думают и решают важные для себя проблемы. Одни из них — люди глубоко нравственные, другим понятие о благородстве чуждо. Современному читателю герои Толстого близки и понятны, решение автором нравственных проблем помогает и сегодняшнему читателю во многом разобраться, что делает роман Л. Н. Толстого и поныне очень актуальным произведением.
Любовь. Пожалуй,

Одна из самых волнующих проблем жизни человеческой. В романе «Война и мир» этому прекрасному чувству отведено много страниц. Перед нами проходят Андрей Болконский, Пьер Безухов, Анатоль. Все они любят, но любят по-разному, и автор помогает читателю увидеть, правильно понять и оценить чувства этих людей.
К князю Андрею истинная любовь приходит не сразу. С самого начала романа мы видим, насколько далек он От светского общества, а его жена Лиза — типичная представительница света. Хотя князь Андрей по-своему любит жену (такой человек не мог жениться без любви), духовно они разобщены и не могут быть счастливы вместе. Его любовь к Наташе — совершенно иное чувство. Он нашел в ней человека близкого, понятного, искреннего, естественного, любящего и понимающего то, что ценит и князь Андрей. Чувство его очень чистое, нежное, заботливое. Он верит Наташе и не скрывает своей любви. Любовь делает его моложе и сильнее, она облагораживает его, помогает ему. («В его душе поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд. «) Князь Андрей решает жениться на Наташе, потому что любит ее всем сердцем.
Совсем иная любовь к Наташе у Анатоля Курагина. Анатоль красив, богат, привык к поклонению. Все в жизни ему удается легко. При этом он пуст и поверхностен. Он даже ни разу не задумывался о своей любви. У него все просто, его одолела примитивная жажда наслаждения. А Наташа трясущимися руками держит «страстное» любовное письмо, сочиненное для Анатоля Долоховым. «Любить и умереть. Мне нет другого выхода», — звучит в этом письме. Банально. Анатоль нисколько не думает о будущей судьбе Наташи, о ее счастье. Превыше всего для него личное удовольствие. Такое чувство не назовешь высоким. Да и любовь ли это?
Дружба. Своим романом Л. Н. Толстой помогает понять читателю, что такое истинная дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или отступничестве, — между князем Андреем и Пьером складываются именно такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга, в самые трудные моменты сомнений и неудач приходят друг к другу за советом. Не случайно князь Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью только к Пьеру. Пьер тоже любит Наташу, но у него даже не возникает мысли воспользоваться отъездом князя Андрея, чтобы ухаживать за ней. Напротив. Хотя Пьеру очень трудно и сложно, он помогает Наташе в истории с Ана — толем Курагиным, он почитает за честь защитить невесту своего друга от всякого рода домогательств.
Совершенно иные отношения устанавливаются между Анатолем и Долоховым, хотя они в свете тоже считаются друзьями. «Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным». О какой же чистой и честной любви и дружбе может здесь идти речь? Долохов потакает Анатолю в его интрижке с Наташей, пишет за него любовное письмо и с интересом наблюдает за происходящим. Правда, он пытался предостеречь Анатоля, когда тот собрался увезти Наташу, но только из боязни, что это отразится на его личных интересах.
Любовь и дружба, честь и благородство. Л. Н. Толстой дает ответ для решения этих проблем не только посредством главных, но и второстепенных образов романа, хотя в ответе на поставленный о нравственности вопрос у автора нет второстепенных героев: мещанская идеология Берга, «неписаная субординация» Бориса Друбецко — го, «любовь за имения Жюли Карагиной» и так далее — это вторая половина решения проблемы — посредством отрицательных примеров.
Даже к решению проблемы о том, красив или нет человек, великий писатель подходит с весьма своеобразных нравственных позиций. Безнравственный человек не может быть действительно красивым, считает он, и поэтому изображает прекрасную Элен Безухову как «красивое животное». Напротив, Марья Волконская, которую никак нельзя назвать красавицей, преображается, когда смотрит на окружающих «лучистым» взглядом.
Решение JI. H. Толстым всех проблем в романе «Война и мир» с позиции нравственности делает это произведение актуальным, а Льва Николаевича — современным писателем, автором произведений, высоконравственных и глубоко психологических.

Сочинения по темам:

  1. Лев Толстой — один из величайших прозаиков 19 века, «золотого века» русской литературы. Его произведения вот уже два столетия читают...

Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе с примерами и цитатами из текста.

Широко известен тот факт, что Лев Николаевич Толстой был благосклонно принят при дворе и какое-то время вращался в избранных кругах. Однако с возрастом писатель начал осознавать, как много лжи и фальши скопилось в этом высшем обществе, как притворно люди ведут себя по отношению друг к другу, как бесчестье прикрывает себя вуалью аристократического происхождения. Постепенно он покинул свет и начал искать правду среди простых крестьян и ремесленников, с которыми общался и открывал для себя много простого, но, в то же время, нового и удивительного. Именно поэтому в своей книге «Война и мир» автор поднимает тему истинности и ложности наших ценностей, понятий и принципов.

Абсолютно все составляющие в романе, начиная с названия и заканчивая идеями, строятся на контрастах: Кутузов и Наполеон, военные баталии и мирные сцены, искренние герои и лжецы. Противопоставляя одно другому, Толстой дает понять, что есть истинное и ложное в красоте, патриотизме и любви. Каждый человек должен определить это для себя, чтобы лучше понять мир, людей и, конечно же, самого себя.

Истинный и ложный патриотизм в романе Война и мир

В романе «Война и мир» есть настоящие и ложные, квасные патриоты. К примеру, многие дворяне перестали говорить по-французски и обрядились в сарафаны и кафтаны, когда началась война 1812 года. Князь Ростопчин, генерал-губернатор Москвы, и вовсе источал из себя безвкусные, наигранные, ура-патриотические воззвания, и это вместо того, чтобы действительно помочь и поддержать напуганных, отчаявшихся людей, покидавших родную землю.

Истинный патриотизм проявили простые люди, которые, будучи небогатыми, все равно сжигали свои дома, вещи, пашни, лишь бы ничего не оставить врагу, не помогать ему пожитками и кровом добраться до Москвы. Оставшись обездоленными, эти неизвестные герои шли в леса и организовывали партизанские отряды, а потом наносили французам сокрушительные удары, рискуя жизнью ради освобождения родины. В то же время многие дворяне не видели разницы между русским царем и иностранным захватчиком: свои личные интересы они ставили выше национальных. Они спокойно принимали захватчиков и лебезили перед ними ради сохранения своих привилегий.

Истинный и ложный героизм в романе Война и мир

Об истинном и ложном героизме задумывается князь Андрей, когда идет на войну ради славы. При Шенграбене он участвует в битве и видит подвиг батареи скромного и неловкого капитана Тушина, прорыв отряда капитана Тимохина, который обращал французов в бегство, смельчака Долохова, героически пленившего французского офицера. Герой не может разобраться, кто из них настоящий герой, хотя ответ лежит на поверхности. К примеру, Долохов требовал награды за свой поступок, хвастался им на построении, а Тушина за его скромность едва не лишили командования, и лишили бы, если бы за него не заступился Болконский. Кто же из них герой? Корыстный Долохов или неизвестный герой Тушин? Как решить, ведь оба они рисковали жизнью ради общей цели?

В битве при Аустерлице Андрей поднимает солдат на смертельный кровопролитный бой, которого можно было бы избежать. Герой, как и Долохов, польстился на славу и не считал головы, по которым шел к ней. Недаром Кутузов учил его беречь жизни, но Болконский этому совету не внял. Это и есть ложный героизм, в чем князь убедился на собственном опыте.

Истинная и ложная красота в романе «Война и мир»

Толстой описывает множество некрасивых женщин, ведь его задача – изобразить правду жизни. Например, о Наташе Ростовой он пишет: «Некрасивая, худая…», не забывает упомянуть некрасиво растянувшийся рот плачущей девушки, ее угловатость и несовершенства на лице. О княжне Болконской он и вовсе высказывается прямо: «Некрасивая княжна Марья…».

Зато завсегдательница салонов и балов Элен — ослепительная красавица. Она великолепно сложена, ее плечи вскружили даже самые горячие головы.

Однако истинная красота для Толстова заключается не во внешности: «Некрасивая княжна Марья всегда хорошела, когда плакала, а плакала она всегда не от обиды, а от грусти или жалости». Душа этой девушки была прекрасна и светила изнутри, когда ей давали волю. Наташа Ростова тоже красива в своем милосердии и простосердечии. Так же ее несравнимая ни с чем прелесть проявлялась в творчестве, ведь Наташа великолепно пела и талантливо танцевала.

Таким образом, истинная красота всегда выражается в естественности, доброте, творчестве, но никак не в аппетитных формах, лишенных духовного содержания. Тому, кто не понимает истинной красоты, не обрести счастья и гармонии в жизни, как Пьеру Безухову, который обманулся в Елен.

Смысл романа «Война и мир» заключается в перманентом движении к истине, ведь только те герои, которые смогли это движение совершить, поняли себя и обрели счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

I. Вступление

Один из главных пороков современной цивилизации со­стоит, по мысли Толстого, в широком распространении лож­ных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отли­чить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два кри­терия: истинное исходит из глубины души человека и выража­ется просто, без позы и «игры на публику». Ложное же, наоборот, порождено низменной стороной человеческой нату­ры и всегда ориентировано на внешний эффект.

П. Главная часть

1. Ложное величие. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», - писал Толстой. Ложное величие олице­творяет в романе Наполеон. В нем нет ни того, ни другого, ни третьего. Толстой показывает, что Наполеон посылает людей на смерть из-за мелких и во многом эгоистических целей. По­ведение Наполеона в высшей степени неестественно, каждый жест и каждое слово его рассчитано на эффект. В романе На­полеону противопоставлен Кутузов, чьими действиями руко­водит любовь к родине и любовь к русскому солдату. В его действиях нет игры и позы, наоборот, Толстой даже подчер­кивает внешнюю непривлекательность полководца. Но имен­но Кутузов как выразитель души всего русского народа слу­жит примером истинного величия.

2. Ложный героизм. Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, еще не настоящий ге­роизм. Так происходит, например, с князем Андреем в первом томе романа во время Аустерлицкого сражения. Истинный же героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а об общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны Такой героизм проявляют на войне прежде всего простые лю­ди - солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и др. Именно вместе с ними становится способным на подлинный героизм и князь Андрей во время Бородинского сражения.

3. Ложный патриотизм. Его проявляет в романе значитель­ная часть аристократии, начиная от самого царя и кончая Элен Безуховой. Стремление выставить свой патриотизм напоказ (штраф за произнесенное французское слово в великосветском салоне, ура-патриотические «афишки» и высокопарные клятвы Ростопчина и т.п.) противопоставляется истинному, непоказно­му патриотизму прежде всего русского народа: солдат и опол­ченцев, купца Ферапонтова, сжегшего свою лавку, чтобы не доставалась французам, партизан, жителей Москвы и других городов и деревень, оставлявших армии Наполеона «выжжен­ную землю», и т.п. Истинным патриотизмом отличаются и лучшие представители дворянства, единые с народом: Кутузов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и др.

4. Ложная любовь. Настоящая любовь, по Толстому, должна возникать из чувства духовной близости между людь­ми. Истинно любящий человек думает не столько о себе, сколько о любимом или любимой. Любовь только тогда оп­равдана в глазах Толстого, когда она выражает духовное единение. Такая любовь показана Толстым в основном в эпилоге на примере супружеских пар Николай Ростов - княжна Ма­рья и Пьер Безухов - Наташа. Но в романе показана и любовь как ложное и эгоистическое чувство. Так, любовь Пьера к Элен - это всего лишь чувственное влечение. То же можно сказать и о внезапной страсти Наташи к Анатолю. Несколько более сложный случай - любовь князя Андрея к Наташе. Ка­залось бы Андрей Болконский любит вполне искренне, но де­ло в том, что в этой любви он видит в основном самого себя: сначала возможность собственного духовного воскресения, а потом - оскорбление, нанесенное его чести. С точки зрения Толстого, истинная любовь и индивидуализм несовместимы.

III. Заключение

«Простота, добро и правда» - главные критерии отличия истинного от ложного в «Войне и мире».

Здесь искали:

  • соченение на тема истинного и ложного героизма в романе война и мир
  • истинное и ложное в романе война и мир
  • проблема истинного и ложного в романе война и мир

Лев Николаевич Толстой в своем знаменитом романе "Война и мир" в качестве основной мысли выделял "мысль народную". Эта тема наиболее многогранно и ярко отразилась в отрывках из произведения, в которых описывается война. Что же касается "мира", в его изображении преобладает "мысль семейная". Она также играет очень важную роль в интересующем нас произведении. Тема любви в романе "Война и мир" во многом помогает автору раскрыть эту мысль.

Любовь в жизни персонажей романа

Практически все персонажи произведения подвергаются испытанию любовью. К нравственной красоте, взаимопониманию и истинному чувству приходят не все из них. Кроме того, это происходит не сразу. Героям приходится пройти через ошибки и страдание, искупающее их, очищающее и развивающее душу.

Жизнь Андрея Болконского с Лизой

Тема любви в романе "Война и мир" раскрывается на примере нескольких героев, одним из которых является Андрей Болконский. Его путь к счастью был тернистым. В возрасте 20 лет, будучи неопытным юношей, ослепленным внешней красотой, он решает жениться на Лизе. Но к Андрею очень быстро приходит угнетающее и мучительное понимание того, что он ошибся жестоко и неповторимо. В разговоре со своим другом, Пьером Безуховым, он произносит почти в отчаянии слова о том, что не следует жениться до того, как сделал все, что мог. Андрей говорит, что многое дал бы, чтобы сейчас не быть связанным семейными узами.

Болконскому семейная жизнь со своей женой не приносила спокойствия и счастья. Более того, он ею тяготился. Супругу свою Андрей не любил. Он ее, скорее, презирал, относясь к ней как к ребенку из глупого пустого света. Болконского угнетало ощущение того, что его жизнь бесполезна, что он стал идиотом и придворным лакеем.

Душевный перелом Андрея

У этого героя впереди было небо Аустерлица, гибель Лизы, душевный перелом, тоска, усталость, разочарованность, презрение к жизни. В то время Болконский напоминал дуб, который стоял презрительным, сердитым и старым уродом между улыбающимися березами. Это дерево не желало подчиняться обаянию весны. Однако вдруг в душе Андрея поднялась путаница молодых надежд и мыслей, неожиданная для него самого. Как вы, вероятно, догадались, тема любви в романе "Война и мир" получает дальнейшее развитие. Герой уезжает из имения преображенным. Опять перед ним на дороге дуб, но теперь он не уродливый и старый, а покрытый зеленью.

Чувство Болконского к Наташе

Тема любви в романе "Война и мир" очень важна для автора. По мысли Толстого, это чувство - чудо, которое возрождает нас к новой жизни. Настоящее чувство к Наташе, девушке, столь непохожей на вздорных и пустых женщин света, появилось у Болконского не сразу. Оно обновило его душу, перевернуло ее с невероятной силой. Андрей стал теперь совершенно другим человеком. Он будто вышел на свет из душной комнаты. Правда, даже чувство к Наташе не помогло Болконскому смирить свою гордыню. Ему так и не удалось простить Наташе ее "измены". Только после того как он получил смертельную рану, он переосмыслил свою жизнь. Болконский после душевного перелома понял страдания, раскаяние и стыд Наташи. Он осознал, что был жесток, разорвав отношения с ней. Герой признался, что любит ее еще больше, чем прежде. Однако уже ничто не могло удержать Болконского в этом мире, даже пламенное чувство Наташи.

Любовь Пьера к Элен

Тема любви в романе Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере Пьера. Судьба Пьера Безухова чем-то похожа на судьбу Андрея, его лучшего друга. Подобно ему, увлекшемуся в юности Лизой, Пьер, только что возвратившийся из Парижа, влюбился в Элен, которая была кукольно красива. При раскрытии темы любви и дружбы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" следует отметить, что чувство к Элен было у Пьера по-детски восторженным. Пример Андрея не научил его ничему. Безухову пришлось на собственном опыте убедиться в том, что внешняя красота далеко не всегда является внутренней, душевной.

Несчастливый брак

Этот герой ощущал, что между ним и Элен не существует преград, что эта девушка была ему страшно близка. Над Пьером имело власть ее мраморное прекрасное тело. И хотя герой понимал, что это нехорошо, он все-таки поддался чувству, которое эта развратная женщина внушила ему. В итоге Безухов стал ее мужем. Однако брак не был счастливым. Чувство мрачного уныния, разочарования, презрения к жизни, к себе и к жене охватило Пьера спустя некоторое время после жизни с Элен. Ее загадочность обернулась глупостью, душевной пустотой и развратом. Об этом стоит упомянуть, если вы пишете сочинение. Тема любви в романе Толстого "Война и мир" освещается с новой стороны во взаимоотношениях между Пьером и Наташей. О том, как эти герои, наконец, обрели свое счастье, мы сейчас и поговорим.

Новая любовь Пьера

Безухов, встретив Наташу, подобно Андрею, был поражен ее естественностью и чистотой. В его душе чувство к этой девушке начало робко расти уже тогда, когда Наташа и Болконский полюбили друг друга. Пьер был рад за них, однако эта радость смешивалась с грустью. Доброе сердце Безухова, в отличие от Андрея, поняло Наташу и простило ее за случай с Анатолем Курагиным. Несмотря на то что Пьер старался презирать ее, он смог увидеть, насколько она измучена. И тогда душу Безухова впервые переполнило чувство жалости. Он понял Наташу, возможно, потому, что ее увлечение Анатолем напоминало его собственное увлечение Элен. Девушка поверила в то, что Курагин обладал внутренней красотой. В общении с Анатолем она, подобно Пьеру с Элен, ощущала, что между ними нет преграды.

Обновление души Пьера Безухова

Путь жизненных исканий Безухова продолжается после размолвки со своей супругой. Он увлекается масонством, затем участвует в войне. Безухова посещает полудетская идея о том, чтобы убить Наполеона. Он видит, как горит Москва. Далее ему уготованы тяжелые минуты ожидания своей смерти, а затем плен.

Душа Пьера, очистившаяся, обновленная, прошедшая через страдания, сохраняет любовь к Наташе. Вновь повстречав ее, он обнаруживает, что эта девушка также сильно изменилась. Безухов не узнал в ней прежнюю Наташу. В сердцах героев проснулась любовь, к ним вдруг вернулось "давно забытое счастье". Ими овладело, по выражению Толстого, "радостное сумасшествие".

Обретение счастья

Жизнь проснулась в них вместе с любовью. Сила чувства вернула Наташу к жизни после длительной душевной апатии, которая была вызвана гибелью князя Андрея. Девушка думала, что с его смертью ее жизнь кончена. Однако любовь к матери, возникшая в ней с новой силой, показала Наташе, что любовь все еще жива в ней. Сила этого чувства, составляющего сущность Наташи, была способна вызывать к жизни людей, которых любила эта девушка.

Судьбы княжны Марьи и Николая Ростова

Тема любви в романе Льва Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере взаимоотношений княжны Марьи и Николая Ростова. Судьбы этих героев складывались непросто. Некрасивая внешне, кроткая, тихая княжна обладала прекрасной душой. При жизни своего отца она даже не надеялась когда-либо выйти замуж, воспитывать детей. Анатоль Курагин был единственным, кто сватался к ней, да и то только лишь ради приданого. Конечно же, он не мог понять нравственной красоты и высокой одухотворенности этой героини. Это удалось сделать лишь Николаю Ростову.

Толстой в эпилоге своего романа говорит о духовном единении людей, которое является основой семейственности. В конце произведения появилась новая семья, где соединились столь разные, казалось бы, начала – Болконских и Ростовых. Читать роман Льва Николаевича очень интересно. Вечные темы в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого делают это произведение актуальным и в наши дни.