Open
Close

Описание степи ночью в Тарас Бульба. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее

Минский процесс зашёл в тупик, встреча Нормандской четвёрки в Мюнхене сорвана, противоречия по поводу миссии ООН на Донбассе кажутся непреодолимыми. Конфликт переходит в стадию заморозки, что не выгодно никому. А тем не менее выход есть и более того, я вангую, что именно так он и завершится. Дело в том, что Донбасс это пациент на искусственном дыхании и причём давно. Кусок безжизненной причерноморской степи волей случая оказался востребованным в XIX веке когда эстетика стимпанка побеждала экономическую целесообразность. Победа странноватого большевистского режима с его игнорированием натуральных законов в пользу идеалистических конструкций привели на обглоданный Солнцем и солончаками Донецкий кряж "красных рабов" поселенных в эргастулах шахтёрских посёлков. Естественно после краха коммунистической утопии рабы покинутых рабовладельцами угольных плантаций и предоставленные самим себе стремительно деградировали даже с того невысокого уровня на котором пребывали в совсем уж "царство восставших рабов" украинского Гаити. Но в данном случае разговор не о людях "шахтёрского края", а о Матери-природе этой части Дикого поля. "Климат здесь характеризуется значительными суточными, годовыми и абсолютными (до 83 градусов) колебаниями температур воздуха, небольшим количеством осадков, засушливо-суховейными атмосферными явлениями, гололедными образованиями". Проще говоря воды нет, а пыльные бури есть, снега мало, зато Степь почти каждый год покрывается льдом, и ледовый дождь ломает редкие, кривые деревья которые пережили суховеи. И в эту экстремальную зону обитания подселили 5 млн неприкаянных душ. Как была бы прекрасна Земля, если бы люди не портили её своим присутствием, утверждают экологи-энвайронменталисты. И сдаётся мне Донбасс лучшая природная лаборатория где нам предстоит увидеть реализацию этого тезиса. В 1979 году в Енакиево, на шахте "Юный Коммунар" был произведён ядерный взрыв. Сегодня шахту топят называя это "мокрой консервацией". Это только один из артефактов Советского Донбасса столь любимого ностальгирующими пенсионерами по обе стороны государственной границы. Есть ещё "кровяной яд" Горловского химзавода, радиоактивый могильник Донецкого казенного завода химических изделий, ёмкости с хлором Донецкой фильтровальной станции. Рукотворная экологическая катастрофа разрешит все трудности Вячеслава Суркова по переформатированию проекта Новороссии путём исчезновения предмета приложения усилий. Принудительная эвакуация населения в разные стороны позволит отсепарировать агнцев от козлищ, совков от цэевропейцев, укропов от ватанов, а выжженная земля столь любимая сердцу западного обывателя позволит вкладывать ресурсы ЕС в благородную тему восстановления экологии прикрывая собственную трусость и равнодушие долгие годы. Не надо будет штурмовать городские агломерации лучшей армией Европы, "Джавелины" останутся в подарочных коробках на складах с усиленной охраной и кошмар Хашима не будет сниться "группе Вагнера" где то под Снежным. Соблазн такого решения настолько велик, что вне сомнения он будет реализован с той или иной степенью живодёрства и при полном согласии противоборствующих сторон. "Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон". И надо заметить это будет лучший выход прежде всего для несчастных обитателей этого края оказавшихся втянутыми в игры, сложность которых превосходит степень их понимания. Ну а мы может ещё увидим Степь освобождённую от людей и почувствуем ту же радость, которая сквозит у Гоголя в его "Тарасе Бульбе:

"Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.."

Муниципальное образовательное учреждение «Мухтоловская средняя общеобразовательная

школа № 2»

Конспект урока русского языка

в 7 классе

«C тепи, как вы хороши!»

Р.р.Анализ отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Учитель: Кутайсова Надежда Ивановна

План урока.

    Оргмомент.(1 мин.)

    Сообщение задач урока. (1мин.)

    Вступительное слово учителя.(1 мин.)

    Сообщения учащихся.(6 мин.)

    Чтение отрывка их повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».(3 мин.)

    Беседа по вопросам (с индивидуальным заданием).(23 мин.)

    Словарная работа. (3 мин.)

    Заключительное слово учителя. (1 мин.)

    Домашнее задание. (1 мин.)

Цель

Задачи:

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукция «Козаки в степи» художника Е.Кибрика, толковые словари под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой;

эпиграфы «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». В.Г.Белинский.

«Гоголь к русскому ржаному хлебу подмешивал украинской соли и даже перцу». А.В.Чичерин.

Предварительная работа: два ученика готовят сообщения из энциклопедического словаря юного филолога «Гоголь Н.В. Язык его произведений».

Учащиеся готовят для выразительного чтения отрывок из повести Н.В.Гоголя «Описание степи».

Три ученика готовят сообщения: описание степи днём, вечером, ночью.

Вид урока: урок развития речи.

Ход урока

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Отсутствующие в классе…

II . Сообщение задач урока.

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с отрывком из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Это произведение хорошо вам знакомо. Для анализа нам понадобится отрывок из II главы, в котором даётся описание степи. Мы с вами будем наблюдать за использованием изобразительно-выразительных средств языка в повести; правильно определять значение эпитета, метафоры, сравнения, олицетворения; познакомимся с языком Гоголя в других произведениях; будем стараться увидеть красоту и необычность гоголевского языка в повести «Тарас Бульба».

III . Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству Н.В.Гоголя, одного из великих русских писателей. На протяжении ряда уроков мы знакомились с его произведениями, анализировали их, пытались распознать особенности этого мастера слова. Каким же образом писатель заставил нас, читателей, увидеть красоту майской ночи, почувствовать прелесть ночи перед Рождеством, от души смеяться над Чёртом и Солохой, плакать во время казни Остапа и Тараса? Конечно же, ребята, он это делает с помощью своеобразного, яркого, образного богатого языка. Давайте послушаем сообщения учеников, которые так и называются «Язык произведений Н.В.Гоголя».

IV .Сообщения учащихся.

1.О первой прозаической книге Н.В.Гоголя - «Вечера на хуторе близ Диканьки» - А.С.Пушкин писал: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!..» Легко заметить, что этот отзыв относился не только к содержанию нового произведения, но и к его языку. Впрочем, одно неразрывно связано с другим. Книга, со страниц которой во всю ширь вставал мир украинской народной жизни, с её героическими преданиями и современными заботами, хитроумными проделками парубков и кознями нечистой силы, - это книга блистала яркими свежими красками, поражала оригинальностью и выразительностью языка.

В ней соединены различные, порой противоположные стили: с одной стороны, стиль речи поэтической, прочувствованной, достигающей патетических высот; с другой – бытового просторечия, подчас даже бранных слов и вульгаризмов: «А шельмовский сатана! Чтоб ты подавился гнилою дынею! Чтобы ещё маленьким издохнул, собачий сын!»

Украинская лексика, фразеология, сам склад украинской речи оказывали влияние на язык его ранних произведений, выполняя определённые художественные функции. Украинизмы повышали поэтичность любовных объяснений, усиливали бытовую характерность жанровых сцен, наконец, обостряли комизм иных сатирических описаний. Гоголь, по выражению современного исследователя А.В.Чичерина, «к русскому ржаному хлебу подмешивал украинской соли и даже перцу».

На протяжении двух десятилетий творческой деятельности Н.В.Гоголя язык его, естественно, развивался, однако искусное объединение противоположных стилей оставалось движущей силой его новаторства.

В последующих произведениях Гоголя – в повестях «Миргород», «Петербургских повестях», «Ревизоре» и т.д. – роль «обыкновенного наречия» ещё более возросла. И это понятно: от «живого описания племени поющего и пляшущего», как определил А.С.Пушкин содержание «Вечеров…», Гоголь обратился к повседневному и неприглядному существованию обывателей – к мелким обидам и к смертельным ссорам, всевластию чина и денег, к зависти и к каверзничеству, к пустому времяпрепровождению, словом, ко «всей страшной, потрясающей тине мелочей», «опутавших нашу жизнь». И широким потоком хлынули в произведения Гоголя канцелярский стиль, смешанный с разговорно-бытовым языком, элементы разных жаргонов (шулерского, охотничьего и военного).

2.Параллельно Гоголь ведёт беспощадную борьбу с языком салонным, чопорным: «дамы города N … отличались… необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «Я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили: я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»… Жеманно-иносказательное слово отвергается ради слова прямого и резкого. Однако сохраняется поэтический, взволнованный, порою пафосный гоголевский слог, который по-прежнему то перебивал, то обрамлял стиль «обыкновенного наречия», остро контрастируя с ним и передавая самим этим контрастом непримиримое противоречие сущего и должного, мечты и действительности, мучительную тоску художника по идеалу.

Гоголевский стиль оказал мощное влияние на литературу и речевое общение, о чём точно и полно сказал В.В.Стасов: « С Гоголя водворился на России совершенно новый язык; он нам безгранично нравился своей простотой, силой, меткостью. Поразительной бойкостью и близостью к натуре. Все гоголевские обороты, выражения быстро вошли во всеобщее употребление. Даже любимые гоголевские восклицания: «Чёрт возьми», «К чёрту», «Чёрт вас знает» и множество других – вдруг сделались в таком ходу, в каком никогда до тех пор не бывали. Вся молодёжь пошла говорить гоголевским языком». Сила гоголевского слова заключалась не только в его безбоязненном, ещё небывалом погружении в повседневную прозу, но и в том, что оно, это слово, со всей яркостью сохраняло печать духовности и стремления к идеалу.

Учитель. Сделаем вывод: в произведениях Гоголя причудливо совмещаются различные, иногда противоположные стили изложения: с одной стороны, поэтическая речь, достигающая порой необыкновенной высоты, с другой – бытовое просторечие. На язык произведений писателя оказывали влияние украинская лексика и фразеология, сам склад украинской речи. Прочитаем слова А.В.Чичерина, они очень точно характеризуют стиль Н.В.Гоголя. На протяжении двух десятилетий творческой деятельности язык произведений писателя, естественно, развивался, однако искусное использование указанных выше речевых стихий оставалось движущей силой его творчества. В каждом произведении писателя встречается пейзаж. Вспомним, какие описания природы встречались нам в повести «Тарас Бульба». (Описание степи, картина Днепра, июльской ночи…).

Давайте прочитаем выразительно описание степи в конце 2-й главы повести и подумаем, зачем автор вводит это описание в повесть.

V .Чтение отрывка из повести «Тарас Бульба»

(Описание степи).

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовоньем. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскую кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы. И чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Пёстрые овражки выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали и ставили на него котёл, в котором варили себе Кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звёзды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.

VI . Беседа по вопросам.

1. С каких слов начинается описание степного пейзажа? Что хотел сказать этим автор? («Степь, чем далее, тем становилась прекраснее»; «Ничто в природе не могло быть лучше их», автор хотел передать своё восхищение степью, свою любовь и преданность украинской природе).

2.Зачем автор ввёл это описание в повесть? (Чтобы показать прелесть украинской природы, как она влияет на настроение героев, грусть козаков пропала при встрече со степью, сравнить степь с образами козаков, они такие же вольные, разные и непредсказуемые, как и природа, козаки близки к природе).

2. Как Гоголь описывает степь? (Степь всегда разная, она наполнена звуками, красками, которые постоянно меняются, при этом никогда не повторяются, в природе много красивого, на первый взгляд незаметного, но важного).

3. На что Гоголь обращает внимание, рассказывая о ней? (Обращает внимание на запахи, краски, звуки – всё это он конкретизирует, подробно описывает).

4. Как помогает увидеть богатство её красок, почувствовать аромат её цветов, её красоту? (С помощью изобразительно-выразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений).

5.Рисуя степь, Гоголь стремится показать богатство красок; слова какой части речи помогают ему это сделать? (Прилагательные).

6. Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось? (Текст потерял красоту, образность, некоторую точность).

7. Как называются яркие, красочные, образные определения? (Эпитеты).

Найдите их в тексте. (Пёстрое пространство, изголуба-тёмное небо, исполинская кисть, розовое золото, лёгкие и прозрачные облака, свежий обольстительный ветерок, пёстрые овражки, серебряно-розовый цвет, бесконечная, вольная, прекрасная степь, уединённое озеро).

8. Что подчёркивает Гоголь, говоря о степи, словами «зелено-золотой океан»? (Этим подчёркивается пространственная мощь, красота, успокаивающий тон степи.)

9. Что такое метафора? (Переносное значение слова, когда одно явление или редмет уподобляется другому).

10. Что передаёт автор метафорой «брызнули миллионы разных цветов»? (Неожиданность, вызванную появлением такого обилия и разнообразия цветов: голубых, синих, лиловых, белых, жёлтых, создаёт зрительное впечатление, подчёркивая пространственную мощь степи и её красивый, успокаивающий общий тон.) Найдите ещё метафоры в тексте. (Степь, усеянная блестящими искрами светящихся червей, белели клоками облака).

11. Что такое олицетворение? (Вид метафоры, перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый). Найдите в тексте олицетворения. (Тень перебегала, ветерок чуть дотрагивался до щёк, ночные звёзды глядели, мир насекомых убаюкивал слух).

12.Что такое сравнения? (Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого; в художественной литературе широко распространены развёрнутые сравнения, материлизующиеся в целых фрагментах текста). Найдите в тексте сравнения. (По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; крик лебедя, как серебро, отдавался в воздухе; вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу; ветерок, как морские волны).

13. Какое чувство вызывает степь у козаков? (Чувства любви, восхищения, они почувствовали родную стихию, свободу; они такие же вольные и непредсказуемые, как степь, их «сердца встрепенулись, как птицы»).

12. От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Что изменилось в речи? (Прилагательных стало меньше, появились глаголы, потому что писатель не столько рисует птиц, сколько образно передаёт их движения и звуки: куропатки шныряли под тонкими корнями трав; ястребы стояли неподвижно; чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха; воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей).

13. Давайте сравним описание степи днём, вечером, ночью. (Проверка индивидуальных заданий.)

Степь днём

Степь вечером

Степь ночью

1.Поверхность земли

зелёно-золотой океан

    Освещение –

степь совершенно переменилась;

охватывалась последним отблеском солнца, темнела, становилась тёмно-зелёной…

1. Звёзды. Глядели прямо.

2.Цветы брызнули сквозь тонкие, высокие стебли травы, голубые, синие и лиловые волошки,

жёлтый дрок выскакивал…(зрительные впечатления)

2.Запахи - каждый цветок испускал свой аромат, степь курилась благовонием.

2.Звуки: свист, стрекотание насекомых, краканье. Это всё убаюкивало.

3.Птицы: птичьи свисты, шныряли куропатки, стояли ястребы… (слуховые впечатления)

3.Звуки: иные, чем днём: свист сусликов, трещание кузнечиков.

3.Ночное небо: оно иногда освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей освещалась…

4. Степь представлялась усеянною блестящими искрами светящихся червей.

VII .Словарная работа.

Как вы понимаете слова «курилась благовонием» (Курится – выделять дымок, туманную дымку; благовоние – аромат, приятный запах).

Прочитаем сноски учебника: волошки, дрок, амбра, исполинский, овражки, кулиш.

Вывод: В этом небольшом описании сливаются зрительные и слуховые впечатления. Описывая степь, автор стремится донести до нас её красоту, «заразить» чувством любви к природе. Мы видим точность, конкретность изображения природных явлений, обращаем внимание на разнообразие цветовой гаммы, музыку степи, смену времени суток. Пейзаж у Гоголя не отрывается от людей, картина степи даётся всегда с учётом места нахождения героев: едут ли они днём на конях и перед ними развёртывается степь, или ночью, когда они лежат и любуются ночным небом. Изображая степь в разное время суток, автор подмечает особенности природы и доносит их до читателя с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств. Мы с вами чувствуем, что степь живая, она не меняет своего обычного ритма; одна картина сменяется другой. Автор как будто нас с вами отправляет вместе с казаками в это путешествие и заставляет почувствовать красоту, изменчивость и прелесть природы.

VIII . Заключительное слово учителя.

Очень часто, читая то или иное произведение, вы, ребята, пропускаете целые абзацы с описанием природы, не вникаете в их содержание и поэтому не умеете понять и почувствовать красоту природы и её художественное воплощение в литературном произведении. А ведь это очень важно для понимания основной мысли произведения. Помните, ребята, что «каждый великий писатель прекрасен по-своему. Подымаясь в гору, нужно уметь добираться до высот каждого из них».

I Х. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Запахи, звуки и краски степи в повести «Тарас Бульба». Постарайтесь своей работой показать всю красоту и прелесть изображения пейзажа у Николая Васильевича Гоголя, используйте не только этот отрывок, но и другие, которые вам встретятся в повести.

Литература.

    Гоголь Н.В. Тарас Бульба, М.: «Детская литература», 1990.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1990.

    Русский язык в школе № 5, 1994.

    Скоркина Н.М. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе. – Волгоград, 2002.

    Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов, М.: «Педагогика»,1984.

Самоанализ урока русского языка в 7 классе.

«Степи, как вы хороши!»

Р.р. Анализ отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цель : совершенствование навыков анализа текста на примере отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Задачи: выработать и закрепить навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в речи учащихся, правильно определять значение эпитета, метафоры, олицетворения и т. д.; провести наблюдения над языком Н.В.Гоголя (на примере отрывка из повести «Тарас Бульба»); познакомиться с языком Гоголя в других произведениях; показать красоту и необычность гоголевского языка в повести «Тарас Бульба».

Анализ художественного текста в школе имеет огромное значение для воспитания и обучения учащихся. С помощью текста реализуется ряд важных задач, например, ликвидировать разрыв между изучением теории и формированием связной речи, развивать языковое чутьё, необходимое не только для того, чтобы создавать высказывания, но и чтобы правильно понимать написанное, осуществлять межпредметные связи и т. д. Анализ пейзажа даёт благоприятный материал для наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.

Для анализа художественного текста беру отрывок из произведения, которое недавно было изучено. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Урок начинается с сообщений учащихся о языке произведений Гоголя, на основе которых делается вывод, что в произведениях писателя причудливо совмещаются различные типы изложения: поэтическая речь соседствует с бытовым просторечием. Ребята знакомятся не только с языком произведений Гоголя, но и с «Энциклопедическим словарём юного филолога». Выразительное чтение отрывка из повести «Тарас Бульба» показывает красоту и прелесть описания природы в произведении. Ребята слушают, думают и отвечают на вопросы, зачем автор ввёл это описание в повесть, на что Гоголь обращает внимание, рассказывая о ней; как помогает увидеть богатство красок, почувствовать аромат цветов, её красоту и т. д. Отвечая на вопросы, учащиеся отмечают, что прелесть изображения пейзажа передаётся с помощью изобразительно-выразительных средств языка: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. Ребята находят, анализируют их, высказывают свою точку зрения, используют сопоставления, проводят параллели между изображением пейзажа и вольностью козаков, отмечают, что автор не случайно показывает героев произведения именно в степи. Учащиеся сравнивают описание степи днём, вечером, ночью, определяют идею отрывка, отношение автора к изображаемым событиям. В ходе урока идёт постоянная работа над речеведческими терминами, ученики обращаются к толковому словарю.

Данный урок помогает вырабатывать у учащихся чувство языка, любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову. Урок помогает реализовать связь русского языка и литературы.

Учащиеся на уроке активны, заинтересованны, чему способствует доброжелательная, бодрая, ориентирующая на достижение успеха атмосфера. Ученики легко высказывают свою точку зрения, доказывая её. На уроке рационально используются различные методы и приёмы обучения (словесные, наглядные, проблемно-поисковые). Учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В конце урока учитель выставляет оценки, комментируя работу каждого ученика, указывая на недочёты, чтобы в будущем ребята учли и исправили все замечания.

Домашнее задание носит творческий характер – написание сочинения-миниатюры, что предполагает вновь обращение к тексту Гоголя. Время на уроке используется рационально.

Учитывая всё вышесказанное, считаю, что цель урока достигнута.

Все три всадника ехали молчаливо. Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которых всегда плачет казак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость. Он думал о том, кого он встретит на Сечи из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уже перемерли, какие живут еще. Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась. Сыновья его были заняты другими мыслями. Но нужно сказать поболее о сыновьях его. Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже обыкновенно они несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга. Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Бульба, который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели, детям вовсе не заниматься ею. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими. Тогдашний род учения страшно расходился с образом жизни: эти схоластические, грамматические, реторические и логические тонкости решительно не прикасались ко времени, никогда не применялись и не повторялись в жизни. Учившиеся им ни к чему не могли привязать своих познаний, хотя бы даже менее схоластических. Самые тогдашние ученые более других были невежды, потому что вовсе были удалены от опыта. Притом же это республиканское устройство бурсы, это ужасное множество молодых, дюжих, здоровых людей — все это должно было им внушить деятельность совершенно вне их учебного занятия. Иногда плохое содержание, иногда частые наказания голодом, иногда многие потребности, возбуждающиеся в свежем, здоровом, крепком юноше, — все это, соединившись, рождало в них ту предприимчивость, которая после развивалась на Запорожье. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. Торговки, сидевшие на базаре, всегда закрывали руками своими пироги, бублики, семечки из тыкв, как орлицы детей своих, если только видели проходившего бурсака. Консул, долженствовавший, по обязанности своей, наблюдать над подведомственными ему сотоварищами, имел такие страшные карманы в своих шароварах, что мог поместить туда всю лавку зазевавшейся торговки. Эти бурсаки составляли совершенно отдельный мир: в круг высший, состоявший из польских и русских дворян, они не допускались. Сам воевода, Адам Кисель, несмотря на оказываемое покровительство академии, не вводил их в общество и приказывал держать их построже. Впрочем, это наставление было вовсе излишне, потому что ректор и профессоры-монахи не жалели лоз и плетей, и часто ликторы по их приказанию пороли своих консулов так жестоко, что те несколько недель почесывали свои шаровары. Многим из них это было вовсе ничего и казалось немного чем крепче хорошей водки с перцем; другим, наконец, сильно надоедали такие беспрестанные припарки, и они убегали на Запорожье, если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути. Остап Бульба, несмотря на то, что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розог. Естественно, что все это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую казаков. Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову. Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания, тогда как брат его, Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восьмнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную; пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы. Вообще в последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева, потопленном в вишневых садах, среди низеньких домиков, заманчиво глядевших на улицу. Иногда он забирался и в улицу аристократов, в нынешнем старом Киеве, где жили малороссийские и польские дворяне и где домы были выстроены с некоторою прихотливостию. Один раз, когда он зазевался, на него почти наехала колымага какого-то польского пана, и сидевший на козлах возница с престрашными усами хлыстнул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел: с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули — и Андрий, к счастию успевший отхватить руку, шлепнулся на землю прямо лицом в грязь. Самый звонкий и гармонический смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. Он оторопел. Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще более замазывался. Кто бы была эта красавица? Он хотел было узнать от дворни, которая толпою, в богатом убранстве, стояла за воротами, окружив игравшего молодого бандуриста. Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом. Наконец он узнал, что это была дочь приехавшего на время ковенского воеводы. В следующую же ночь, с свойственною одним бурсакам дерзостию, он пролез через частокол в сад, взлез на дерево, которое раскидывалось ветвями на самую крышу дома; с дерева перелез он на крышу и через трубу камина пробрался прямо в спальню красавицы, которая в это время сидела перед свечою и вынимала из ушей своих дорогие серьги. Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнести ни одного слова; но когда приметила, что бурсак стоял, потупив глаза и не смея от робости пошевелить рукою, когда узнала в нем того же самого, который хлопнулся перед ее глазами на улице, смех вновь овладел ею. Притом в чертах Андрия ничего не было страшного: он был очень хорош собою. Она от души смеялась и долго забавлялась над ним. Красавица была ветрена, как полячка; но глаза ее, глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство. Бурсак не мог пошевелить рукою и был связан, как в мешке, когда дочь воеводы смело подошла к нему, надела ему на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ему серьги и накинула на него кисейную прозрачную шемизетку с фестонами, вышитыми золотом. Она убирала его и делала с ним тысячу разных глупостей с развязностию дитяти, которою отличаются ветреные полячки и которая повергла бедного бурсака в большее еще смущение. Он представлял смешную фигуру, раскрывши рот и глядя неподвижно в ее ослепительные очи. Раздавшийся в это время у дверей стук испугал ее. Она велела ему спрятаться под кровать, и, как только беспокойство прошло, кликнула свою горничную, пленную татарку, и дала ей приказание осторожно вывесть его в сад и оттуда отправить через забор. Но на этот раз бурсак наш не так счастливо перебрался через забор: проснувшийся сторож хватил его порядочно по ногам, и собравшаяся дворня долго колотила его уже на улице, покамест быстрые ноги не спасли его. После этого проходить мимо дома было очень опасно, потому что дворня у воеводы была многочисленна. Он встретил ее еще раз в костеле: она заметила его и очень приятно усмехнулась, как давнему знакомому; он видел ее вскользь еще один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо. Вот о чем думал Андрий, повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего. А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только черные казачьи шапки одни мелькали между ее колосьями. — Э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? — сказал, наконец, Бульба, очнувшись от своей задумчивости, — как будто какие-нибудь чернецы! Ну, разом все думки к нечистому! Берите в зубы люльки, да закурим, да пришпорим коней, да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами! И казаки, принагнувшись к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна только струя сжимаемой травы показывала след их быстрого бега. Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!.. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд, состоявший из десяти казаков, слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву: весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу. Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья: все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра. Один только раз Тарас указал сыновьям на маленькую, черневшую в дальней траве точку, сказавши: «Смотрите, детки, вон скачет татарин!» Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что казаков было тринадцать человек. «А ну, дети, попробуйте догнать татарина! и не пробуйте; вовеки не поймаете: у него конь быстрее моего Черта». Однако ж Бульба взял предосторожность, опасаясь где-нибудь скрывшейся засады. Они прискакали к небольшой речке, называвшейся Татаркою, впадающей в Днепр, кинулись в воду с конями своими и долго плыли по ней, чтобы скрыть свой след, и тогда уже, выбравшись на берег, они продолжали путь. Чрез три дня после этого они были уже недалеко от места, бывшего предметом их поездки. В воздухе вдруг захолодело: они почувствовали близость Днепра. Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он, дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле, где брошенные в средину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений. Казаки сошли с коней своих, взошли на паром и через три часа плавания были уже у берегов острова Хортицы, где была тогда Сечь, так часто переменявшая свое жилище. Куча народу бранилась на берегу с перевозчиками. Казаки оправили коней. Тарас приосанился, стянул на себе покрепче пояс и гордо провел рукою по усам. Молодые сыны его тоже осмотрели себя с ног до головы с каким-то страхом и неопределенным удовольствием, — и все вместе въехали в предместье, находившееся за полверсты от Сечи. При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах, покрытых дерном и вырытых в земле. Сильные кожевники сидели под навесом крылец на улице и мяли своими дюжими руками бычачьи кожи; крамари под ятками сидели с кучами кремней, огнивами и порохом; армянин развесил дорогие платки; татарин ворочал на рожнах бараньи катки с тестом; жид, выставив вперед свою голову, цедил из бочки горелку. Но первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой средине дороги, раскинув руки и ноги. Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него. — Эх, как важно развернулся! Фу ты, какая пышная фигура! — говорил он, остановивши коня. В самом деле, это была картина довольно смелая: запорожец, как лев, растянулся на дороге; закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли; шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним презрения. Полюбовавшись, Бульба пробирался далее по тесной улице, которая была загромождена мастеровыми, тут же отправлявшими ремесло свое, и людьми всех наций, наполнявшими это предместие Сечи, которое было похоже на ярмарку и которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей. Наконец они миновали предместие и увидели несколько разбросанных куреней, покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками. Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье. Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность. Несколько дюжих запорожцев, лежавших с трубками в зубах на самой дороге, посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места. Тарас осторожно проехал с сыновьями между них, сказавши: «Здравствуйте, панове!» — «Здравствуйте и вы!» — отвечали запорожцы. Везде, по всему полю, живописными кучами пестрел народ. По смуглым лицам видно было, что все были закалены в битвах, испробовали всяких невзгод. Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину! Путники выехали на обширную площадь, где обыкновенно собиралась рада. На большой опрокинутой бочке сидел запорожец без рубашки; он держал ее в руках и медленно зашивал на ней дыры. Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом и вскинувши руками. Он кричал только: «Живее играйте, музыканты! не жалей, Фома, горелки православным христианам!» И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромнейшей кружке. Около молодого запорожца четверо старых выработывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслися вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю окружность, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; теплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. «Да сними хоть кожух! — сказал, наконец, Тарас, — видишь, как парит!» — «Не можно!» — кричал запорожец. «Отчего?» — «Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то пропью». А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка: все пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движенья, как все отдирало танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван казачком. — Эх, если бы не конь! — вскрикнул Тарас, — пустился бы, право, пустился бы сам в танец! А между тем в народе стали попадаться и уваженные по заслугам всею Сечью, седые, старые чубы, бывавшие не раз старшинами. Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. Остап и Андрий слышали только приветствия: «А, это ты, Печерица! Здравствуй, Козолуп!» — «Откуда Бог несет тебя, Тарас?» — «Ты как сюда зашел, Долото? Здорово, Кирдяга! Здорово, Густый! Думал ли я видеть тебя, Ремень?» И витязи, собравшиеся со всего разгульного мира восточной России, целовались взаимно, и тут понеслись вопросы: «А что Касьян? что Бородавка? что Колопер? что Пидсыток?» И слышал только в ответ Тарас Бульба, что Бородавка повешен в Толопане, что с Колопера содрали кожу под Кизикирменом, что Пидсыткова голова посолена в бочке и отправлена в самый Царьград. Понурил голову старый Бульба и раздумчиво говорил: «Добрые были казаки!»

План-конспект урока литературы в6 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Тема : « Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Цели урока : обучение выразительному чтению развернутого сложного описания картины природы, развитие речи,воображения и творческих способностей учащихся, развитие навыка работать над образным языком писателя, над совершенствованием своей речи.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

По теме урока нетрудно догадаться, о чем пойдет речь.Конечно же, о знаменитом Гоголевском описании степи.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть? Чем является для Гоголя образ степи? На эти и другие вопросы мы найдем ответ.

Описание природы в русской классике- это не просто фон, на котором разворачивается действие. Оно имеет важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, так как в в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. Эту привлекательность и скрытое очарование украинских степных просторов воспевает писатель в повести « Тарас Бульба».

Для того,чтобы проникнуться чувством писателя и его героев, давайте проследим, как описывает Гоголь степь.

2. Анализ отрывка. «Степь днем»

Выразительное чтение отрывка учителем.

Беседа по вопросам:

В каком предложении выражается основная мысль отрывка? (Ничто в природе не могло быть лучше)

Что же так восхищает Гоголя в степи? В чем он видит чарующую красоту степи? (Гоголевская степь поражает буйством красок, их пестротой, яркостью, их многообразием.)

Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? (Живопись.Кажется, что видишь перед собой большую картину.)

Какой основной образ проходит через все описание степи? (Образ моря, океана: волны диких растений,зелено-золотой океан…)

Что подчеркивает Гоголь сравнением поверхности земли с зелено-голубым океаном? (пространственную мощь и ее красивый, успокаивающий тон).

Какую роль играет метафора « брызнули миллионы разных цветов»? (Ей передается неожиданность, вызванная появлением перед глазами читателя такого обилия цветов)

Какие, казалось бы, незначительные детали замечает автор? (Описывает форму отдельного цветка: «кашка пестрела зонтикообразными шапками», «желтый дрок выскакивал своей пирамидальной верхушкой»)

Почему Гоголь называет степь «зеленою девственной пустыней»? (Это метафорическое сравнение.Рука человека не касалась ее, никогда плуг не проходил

по волнам диких растений)

От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Писатель подмечает движения и звуки пернатых обитателей степи и образно передает их.

Найдите движения птиц, которые замечает автор.(«куропатки шныряли..», ястребы стояли неподвижно», «чайка купалась в синих волнах воздуха»

А воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей. Автор не только видит птиц, но и слышит их. В этом описании сливаются и зрительные, и слуховые ощущения.

Но степь великолепна не только днем, но и вечером.

3.Анализ отрывка « Степь вечером».

Чтение отрывка подготовленным учеником.

Беседа по вопросам:

Как преображается степь вечером? (Пестрое пространство темнело, зелено-золотая степь превращалась в темно-зеленую. Растения вечером пахнут сильнее. Музыка, которая наполняла день, утихает, сменяется другой: свистят суслики, трещат кузнечики, кричат лебеди)

Как вы понимаете метафору « Вся степь курилась благовонием»? (Растения испускали приятный запах)

Как вы понимаете сравнение «Крик лебедя, как серебро»? (Лебедь- красивая,гордая птица. Серебро- красивый, благородный металл. Чтобы звук колокола был лучше, добавляли серебро)

4 Анализ отрывка «Степь ночью»

Выразительное чтение отрывка.

Беседа по вопросам:

Как изображается степь ночью? (Слышен треск насекомых, свист и стрекотанье.)

Почему лебеди сравниваются с красными платками? (Небо освещалось заревом от выжигаемого тростника)

Степь великолепна не только днем, но и вечером, и ночью.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть о Тарасе Бульбе? (Степь – обобщенный образ Родины. Ради нее казаки совершали свои подвиги и умирали за нее. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди. Степь в повести связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливает к встрече с запорожцами- вольными, гордыми людьми.

Как картины природы связаны с настроением героев? (Сначала все три всадника ехали молча, Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой. Степь – их родная мать, как мать принимает их в свои объятия.)

Вывод : Степь и казаки –родные, близкие друг к другу. Образ степи дан Гоголем как образ матери- Родины, породившей могучие, богатырские характеры.

5. Подведение итогов урока.