Open
Close

Понятие толерантности простыми словами. Что такое толерантность и какие ее виды существуют

Толерантность в нынешнее время - это очень перспективное и, что немаловажно, современное понятие. Хотя тот же буддизм еще много лет назад ввел этот принцип в свое учение, в нынешнее время оно оторвалось от религиозного контекста. сейчас считается разумным.

И действительно, человек порой много теряет, если не принимает чужую точку зрения. В качестве понимания этого существует праздник, отмечаемый проводимый в это время, должен рассказать подробно о том, что подается в этой статье. Ведь именно толерантность лежит в основе любого взаимопонимания. В данной статье будут рассмотрены рекомендации на тему того, как составлять классный час на эту тему.

Что такое толерантность?

Толерантность - это принятие чужой точки зрения. Важно понимать, что это не означает необходимости жить так, как другой человек. Вообще, данное определение достаточно упрощенное. В переводе данное Что же можно терпеть?

  1. Мнение другого человека.
  2. Образ его жизни.
  3. Стиль воспитания.
  4. Негативные черты личности.

И много чего еще. Как видим, толерантность - это действительно признак здоровой личности. И классный час на тему "Толерантность" должен агитировать детей за то, насколько это хорошо.

Признаки толерантности

Толерантность - это явление, которое имеет определенные свойства, по наличию которых можно определить ее наличие и то, не перешагивает ли планку данный показатель. Вот эти признаки:

  • безоценочное отношение или такое, которое не сказывается на отношениях с другим человеком;
  • стремление понять мотивы другого человека вместо анализа поведения сквозь свои;
  • высокий уровень эмпатии по отношению к собеседнику;
  • умение отстаивать свои личные границы и не наступать на чужие.

Это основные признаки, по которым можно определить, что человек толерантный к другим людям. И когда вы будете проводить классный час на тему "Толерантность", вам нужно разъяснить детям не только, каким должен быть человек, чтобы его считали толерантным, но и чем отличается принятие мнения другого человека от согласия с ним.

Отличие толерантности от отсутствия личной позиции

Дети принимают чужие мнения. Более того, они это делают даже в тех случаях, когда они несовместимы. У них нет собственной позиции и отношения к жизни. Именно поэтому они соглашаются с тем, что делают взрослые. В отличие от детей, зрелые люди имеют собственную систему оценок поведения других людей. Толерантность не подразумевает одобрение.

Человек может и плохо относиться к тому, что другой делает. Но при этом он не заставляет других поступать так, как он считает правильным. Это ему попросту не нужно. Он понимает, что другие люди вольны поступать так, как считают нужными.

Итак, давайте набросаем тезисно, какие отличия толерантности от согласия с мнением другого.

  1. Контроль своих и чужих границ.
  2. Ищутся компромиссы вместо войны за психологическое пространство.
  3. Человек старается посмотреть и на свою точку зрения под другим углом.
  4. Возможно даже построение общего мнения, которое будет более качественным, чем индивидуальные.

Теперь вы знаете, что детям при проведении такого мероприятия, как классный час на тему "Толерантность" нужно говорить, чтобы они не путали понятия и развивались в правильном направлении.

Виды толерантности

Также важно рассказать более старшим детям и о видах толерантности. Насколько данная информация будет подробна, зависит от возраста. Вот, какие виды толерантности могут быть высветлены в классный час "Толерантность":

  • 2 класс - половая терпимость, расовая, национальная, религиозная, межклассовая;
  • 7 класс - добавляем политическую;
  • 10 класс - добавляем сексуально-ориентационную толерантность.

Очень важно акцентировать свое внимание на том, что человек может иметь свое мнение и не одобрять какие-то действия. Но при нельзя.

Формы толерантности

Толерантность имеет множество форм. Классный час "Толерантность" 10 класс в себя должен включать данный пункт с тщательным описанием достоинств и недостатков каждой формы толерантности. Всего их выделяют четыре:

  • безразличие;
  • равноправие мнений, но их одобрение проявляется не всегда;
  • снисхождение к слабости другого человека, имеющее определенное количество презрения;
  • расширение опыта.

Каждая форма толерантности хороша в своих случаях. Это важно понимать. Все зависит от того, с каким человеком имеется дело. В принципе, в данный материал также можно, когда вы проводите классный час "Толерантность", 7 класс. В 13-14 лет подростки уже достаточно неплохо усваивают абстрактный материал. При этом не забывайте, что по базовым законам дидактики должно быть как можно больше наглядного материала.

Почему толерантность - это хорошо?

Толерантность является прекрасным качеством личности. Не просто так был введен в классный час на эту тему. Давайте более подробно разберемся в тех преимуществах, которые имеет толерантность.

  • Она позволяет быстро адаптироваться к новым условиям.
  • Благодаря толерантности проще устанавливать контакты с людьми.
  • Эффективный бизнес.
  • Влияние на людей.

И много чего еще положительного приносит человеку толерантность. Именно поэтому нужно в день толерантности классный час проводить. Эта информация должна быть в игровой или серьезной, обязательно наглядной форме быть подана детям. Именно показ многочисленных преимуществ толерантности позволит выполнить основую задачу - обеспечить толерантность в школе. Классный час должен быть эффективным.

Как развить толерантность

Развитие толерантности - вопрос нелегкий. Особенно это касается детей. Как можно это сделать? Разработка классного часа "Толерантность" обязательно должна быть направлена на тренировку этого мировоззрения у детей. Впрочем, все зависит от возраста.

Усложняет ситуацию то, что для развития любого психологического качества одного классного часа будет недостаточно. Поэтому учитель должен направлять детей в нужное русло все время обучения, в течение 11 классов. Но поскольку каждый ребенок индивидуален, то нужен отдельный подход. А это всегда сопряжено с трудностями. Поэтому инструкции по развитию толерантности могут использоваться только в полноценно. Или хотя бы в 9 классе.

Как воспитать толерантность в детях?

Но какими же должны быть инструкции по развитию толерантности? Вообще, жизнь полна уникальных случаев. Поэтому все под шаблон не может быть подогнано. Тем не менее универсальные советы есть в любом случае. Итак, вот они.

  1. Выработайте привычку.
  2. Поставьте себе правило: хоть раз в день принять право на существование чужой точки зрения.
  3. Не давайте другим людям доказать вам что-то, но при этом не старайтесь никого переубедить.
  4. Уважайте как свои личные границы, так и чужие.
  5. Ищите компромисы.

Вот пять советов, которые помогут стать более толерантными по отношению к другим людям.

Как проводить классный час на эту тему в разных классах?

Итак, какие особенности должен иметь проводимый в день толерантности классный час? Каждому ребенку нужно по-своему объяснять. Чтобы не было такого: родители сказали ребенку, что чего-то нельзя, а последний обвинил их в нетолерантности. Это принципиально неправильная позиция. Итак, какие особенности проведения в разных классах подобных занятий?

  • Младшие классы. Дети здесь еще маленькие. Поэтому не нужно им рассказывать во всех подробностях о дискриминации. Незачем травмировать нежную психику. Более того, им может захотеться повторить все то, что им расскажут, в силу своей детской наивности. Поэтому о толерантности здесь нужно рассказывать достаточно обобщенно.
  • Средние и старшие классы. Здесь уже можно посвящать детей и подростков в подробности. Только это не нужно слишком сильно делать и рассказывать в максимальных подробностях, как происходит дискриминация. Они это все равно смогут почерпнуть из интернета.

Структура классного часа

В этой статье было вкратце рассказано, что такое толерантность. Теперь следует уделить внимание структуре классного часа. В принципе, вы можете самостоятельно подобрать тот вариант, который вам нравится. Тем не менее изложение должно проводиться по четко заданной структуре. Вот приблизительный варинант того, что должно быть.

  • Вступление. Здесь нужно рассказать о том, что такое толерантность.
  • История. В данном пункте нужно объяснить детям и подросткам, почему толерантность - это современно. Для учеников более старших классов можно сделать небольшой экскурс в прошлое, наполненный деталями. Можно также подобрать фотографии документального характера.
  • Что значит быть толерантным? Данный пункт включает в себя признаки, которые описывались в этой статье.
  • "Толерантность - это..." В данном разделе подаются формы толерантности, то есть то, какие у нее разновидности по способу проявления бывают.
  • Виды толерантности.
  • Преимущества толерантности. Данный пункт должен агитировать детей и подростков за терпимый образ жизни.
  • Как развить толерантность. Это советы для учеников средних и старших классов, которые также приводились здесь.
  • Выводы. Вы можете сделать их как итог всему, что рассказывалось.

Итак, мы разобрались в том, как желательно проводить классный час на тему "Толерантность". А далее можете решить только вы. План, приведенный в данной статье, касается учеников в целом. Вам же нужно его адаптировать под вашу аудиторию. Эта задача очень сложная. Но почему бы не попробовать вам это сделать. Как понять, что классный час был проведен хорошо?

Поскольку невозможно проверить изменения в личности школьников, то об эффективности данного мероприятия можно судить по количеству заинтересованных лиц. Нужно из этого выступления сделать не банальную скучную лекцию, а что-то захватывающее. Тогда задача агитации за толерантный образ жизни с большей вероятностью будет выполнена.

Я – толерантный и нетолерантный человек!

С таких слов я начал вебинар о толерантности на телеканале «Мой портал» 9 ноября 2012 в г.Тюмени. Здесь я оказался, можно сказать, проездом, т.к. был приглашен Натальей Илимбаевой (руководитель областного добровольческого центра, Посол мира от UPF) на Фестиваль для студентов ТюмГУ «Новые лица» (об этом подробнее ).

  1. Определение толерантности
  2. Рекомендации о развитии
  3. Виды толерантности
  4. Реальная основа толерантности

Часть 1. Определение толерантности

Для того, чтобы дать определение толерантности, обратимся к , которая была принята 16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО. Я использую данный документ, т.к. он является международным стандартом для раскрытия темы толерантности. В нём « » определяется как «терпимость», что по существу дела одно и то же, только происхождение слов разное. Сейчас в России принято использовать слово « ». Слово «терпимость» имеет негативную окраску, т.е. человек как бы вынужден терпеть то, что ему не нравится. С другой стороны, слово « » не вызывает у русскоговорящих никаких ассоциаций, но требует дополнительных объяснений. Поэтому используя термин « », мы будем опираться на интуитивное понимание слова «терпимость» и раскроем его с разных сторон.

1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Терпимость - это не уступка , снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение , формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма , от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека .

1.4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости , отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

2.1. Развитие толерантности на государственном уровне требует справедливого и беспристрастного законодательства и его соблюдения, предоставления возможностей для развития каждому человеку, в противном случае это может стать причиной для подавленности и враждебности. Государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и в соответствии с ними изменить свои законодательства. Стоит отметить, что Декларация прав человека была опубликована в Советском союзе спустя лишь 40 лет после её принятия в . Там, где государством не защищены права человека, человек начинает защищаться сам, становясь агрессивным и настороженным, воспринимая всё незнакомое, как опасное.

2.2. Социальные аспекты современного мира таковы, что «чужие» проблемы всё чаще становятся всеобщими. Повышается ответственность средств массовой коммуникации, которые способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

2.3. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Оно должно способствовать формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Далее мы заметим противоречие между моралью и подлинной толерантностью.

Часть 3. Виды толерантности

Мы воспользуемся видов толерантности, т.к. логика, заложенная в неё даст нам почву для размышления.

3.1. Естественная (натуральная) толерантность подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Человек, не имеющий собственных убеждений, может относиться ко всему толерантно. Аналогично, путешественник, исследуя новую культуру, с интересом ищет в ней определенную логику и оправдание обычаям. Естественная толерантность заканчивается, когда к нам приезжают «чужаки» со своими обычаями, манерами и ценностями, но мы готовы подчиниться требованиям общества, проявляя моральную толерантность.

3.2. Моральная толерантность проявляется в стремлении соответствовать требованиям общества и сдерживать свои эмоции, используя арсенал выработанных психологических защит. Каждый социум (нация, государство, регион) формирует свою мораль под воздействием исторических, культурных, геополитических факторов. Имея некую выгоду, человек вынужден подчиниться общественной морали. Но в случае отсутствия внешнего контроля и возможного наказания человек склонен не сдерживать своё негодование. Моральная толерантность необходима, когда человек обретает собственные убеждения, но еще не научился принимать чужое . В данном случае человек боится потерять собственные убеждения, культурные особенности, традиционные для его социума ценности, а страх, в свою очередь, вызывает агрессию.

3.3. Нравственная толерантность включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Уверенный в себе человек может позволить другим инакомыслие. Воспитание должно быть сосредоточенно именно на данном виде толерантности, развивая навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на более высоких моральных требованиях, чем ближайшее окружение человека.

4. Реальная основа толерантности

Проблема развития толерантности часто заканчивается простыми разговорами без перехода к конкретной практике. Мне бы хотелось закончить практичными моментами и предъявить свой взгляд на реальную основу толерантности. Выделим две стороны: усвоение общечеловеческих ценностей и искреннее сопереживание другим.

4.1. Общечеловеческие ценности – это некие самоценности, не требующие дополнительных обоснований, наделяющие жизнь человека смыслом и сохраняющие жизнеспособность человеческого сообщества. Например: жизнь, здоровье, семья, свобода и т.п. Именно общечеловеческие ценности находят свое отражение в Правах человека.

Общечеловеческие ценности, ставшие личными убеждениями, становятся основой для принятия другого человека. Если мы сходимся в фундаментальных вопросах, то любые разногласия разрешимы. Лично для меня это становится критерием для толерантности. С другой стороны, если человек своим поведением разрушает общечеловеческие ценности, внушает «антиценности» подрастающему поколению, то общечеловеческие ценности становятся критерием моей личной нетолерантности. Например, я нетерпим к убийцам, насильникам, в общественных местах к курильщикам и т.д., т.к. они посягают на жизнь и здоровье окружающих. В уединении с самим собой человек волен поступать, как хочет, если его не беспокоит судьба родных и близких.

Всё, что не затрагивает общечеловеческих ценностей, я готов признать вкусами, эксцентричностью, самобытностью и правом любого совершеннолетнего человека на самовыражение. Я толерантен к одежде, привычкам, религиозным обычаям, если они не противоречат общечеловеческим ценностям. Такую толерантность можно назвать нравственной.

4.2. Чтобы ужиться со вкусами других людей, наций, рас, верований необходимо искреннее сопереживание им, а для этого кроме общечеловеческих ценностей еще должен быть обретен эмоционально-чувственный (сердечный) опыт совместного проживания. Отчасти нам надо вернуться в детство и вспомнить естественную толерантность, скорее даже, восхищение чем-то новым и непривычным.

Как пробудить подлинный интерес? Вспомните, переживаете ли Вы за то, что происходит в других странах? В каких и почему? Если мы переживаем за всё в мире, то либо мы являемся пустословами или в конце концов станем невротиками. Мы будем вносить свой вклад в мир, если мы за это по-настоящему переживаем!

Мы переживаем за страны, где находятся наши родные, близкие и друзья. О них мы беспокоимся и хотим, чтобы в этих странах всё было благополучно. К представителям таких стран мы относимся более внимательно и учтиво, тем самым выражая свою любовь к родным и друзьям. Чем больше сердечных уз, тем больше взаимосвязей и стабильнее мир.

Отвечая на вопрос: «Как создать реальную основу для толерантности?» – я предлагаю:

  • расселить родственников по всему миру;
  • породниться с человеком другой расы/национальности (выйти замуж/жениться);
  • отправить своих детей учиться в другую страну, чтобы узнали мир (хоть на несколько месяцев);
  • подружиться с людьми из других стран (Интернет, Skype);
  • путешествовать по странам, узнавать культуру и ценности;
  • придумайте свои варианты…

Если у вас будут конкретные друзья из других стран, то об этом народе вы будете судить по своим друзьям, а не по СМИ. Вы будете по-иному относиться к их представителям в своей стране.

P.S.: Моё определение: Толерантность – это умение сдерживать себя в конфликтных ситуация во имя чего-то большего (общечеловеческие ценности или значимые люди).

Мы чаще говорим о Правах человека, но толерантность – это обязанность индивида в обществе. Развивая толерантность, мы прежде должны понять, принять и по доброй воле исполнять свои Обязанности человека, что и станет основой для Прав.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В современном обществе (особенно западом) пропагандируется толерантность, как проявление цивилизованности и культуры личности ( ?).

Хорошо бы еще разобраться, что это такое. А еще, всегда ли нужно вести себя толерантно?

Давайте посмотрим.

Значение слова толерантность

В латинском языке слово tolerantia означает «терпение». Чего проще? Одна из наивысших добродетелей действительно может считаться признаком цивилизованного современного человека — терпимость . Однако слову толерантность Википедия придает несколько значений. Толерантность, например:

  1. в социологии – это терпимость к другому миропониманию, традициям, правилам поведения. Отдельно отмечается, что принятие, понимание, терпимое отношение к чужим привычкам и мировоззрению не означает равнодушия либо изменения своих собственных принципов. Это признание за другими людьми права жить по своим собственным убеждениям;
  2. в медицине – состояние иммунитета человека, при котором защитный механизм не может вырабатывать антитела, противостоящие какому-то антигену. Абсолютная толерантность – это смерть. Вдумайтесь, эта медицинская трактовка вполне быть отнесена к нашему обществу (особенно сегодняшнему европейскому);
  3. в экологии – способность любых организмов адаптироваться к изменяющимся факторам среды;
  4. в наркологии, фармакологии, иммунологии – привыкание;
  5. в технических науках – разница между предельно допустимыми значениями, задаваемая для характеристик и параметров деталей.

Наши современники применяют этот термин в измененном виде даже в качестве оскорбления (заканчивается на «...аст» и «...ла»), как знак неуважения за излишнюю терпимость. Многие ученые мужи оставляют за собой право осуждать и оценивать чужие убеждения, привычки, которые отличны от их собственных и считают, что это толерантность.

Тут нужно разделить на общее и частное . Например, я могу толерантно относиться к человеку, совершившему или какой-то еще не поддерживаемый в обществе акт. Это частное. Я могу его по-человечески пожалеть, посочувствовать, понять.

Но я не могу толерантно относиться к самой сути преступления (я его должен осуждать). Это общее. Тут я имею право осуждать, быть нетерпимым, высказывать свое мнение. И никакие проникновенные речи о толерантности мне не вправе заткнуть рот. Преступник может быть достоит сожаления (вспомните Юрия Деточкина), но само преступление — нет.

В этом плане меня умиляет попытка через толерантность пропихнуть в умы людей мысль, что нельзя говорить плохо, например, о половых отклонениях. Чушь. Я могу терпимо и даже хорошо относиться к тому, у кого эти отклонения есть. Но у меня есть право оспаривать, выражать свое мнение и даже осуждать саму идею популяризации отклонений.

Определение толерантности простыми словами

Моральные нормы поведения, определяющиеся терпимостью людей, принятие принципов, веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемое право.

Основное в толерантности – признавать право и свободу открыто выражать свои взгляды.

То есть, быть толерантным — это испытывать нормальные человеческие чувства и положительно относиться ко всему, кроме попирания моральных и общечеловеческих устоев.

Интересно, что в 1995 году в ЮНЕСКО была зачитана и принята Декларация, излагающая основные принципы толерантности. В документе сказано, что толерантность это:

  1. отказ от агрессии;
  2. терпение;
  3. спокойное восприятие мира;
  4. философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.

Так можно сказать об этом определении простыми словами. Звучит, правда, как ответ на вопрос: «Что значит быть человеком?», согласитесь. Не согласны? Тогда мы вас убедим.

Что входит в понятие «толерантный»

Толерантного человека с уверенностью можно считать наиболее человечным потому, что он:

  1. терпимый и сострадательный;
  2. милосердный и прощающий;
  3. воспринимающий недостатки окружающих ();
  4. уважающий чужие права и свободы;
  5. желающий взаимодействовать;
  6. поддерживающий принципы партнерства и равности отношений.

Искренняя приверженность этим факторам дает полную картину идеального человека. Это доказывает важность наличия толерантности в характере людей. Главное тут не перебарщивать и не использовать это как оружие, затыкающие рты инакомыслящим, создавая табу на осуждение и даже обсуждение некоторых тем.

Еще раз подчеркну, что толерантное отношение приветствуется по отношению к конкретным людям, но нельзя навязывать терпимость к самим идеям , которые эти люди продвигают. Это ваше право оспаривать мировоззрения, научные догмы, даже религиозные взгляды и многое другое. Спор — это работа иммунной системы, которая помогает родить истину (победить вирус).

Иначе толерантность становится универсальным оружием в руках тех, кто его используется. Может доходить до , как наглядно показано в этом видеоролике:

Толерантность — это понятие многогранное

Применение термина в различных сферах деятельности, науки и жизни настолько обширно, что его детальной классификацией необходимо заниматься отдельно. Здесь мы отметим, что различают несколько категорий этого понятия, например:

  1. педагогическая;
  2. врачебная;
  3. научная;
  4. политическая;
  5. управленческая и другие категории.

Кроме того, распространены типы, виды, подтипы и подвиды. В психологии , например, толерантность бывает следующих видов :

  1. Естественная – , и доверчивость, характерная поведению маленького человечка;
  2. Моральная — развивающаяся у мудрых самодостаточных людей. Они терпимы к окружающим;
  3. . Не путать с моральной. Этот вид показывает, насколько человек доверяет другим. Люди, обладающие таким видом терпимости, стремятся принимать взгляды и ценности другого. Такие люди не реагируют на скандалы и стрессы;
  4. Этническая, предполагающая терпеливое отношение к обычаям, культуре и образу жизни, принятых у других народностей. Такие люди могут сколько угодно долго жить в чужеродном культурном пространстве.

Каждый из этих видов делится на подвиды в зависимости от того, как человек относится к:

  1. обстоятельствам и их участникам;
  2. людям по разным признакам (типологический подвид);
  3. сотрудникам и сослуживцам (профессиональный подвид);
  4. ко всему в общем (собирательная).

По результатам указанных подвидов анализируется, насколько человек толерантный.

Интолерантность (нетерпимость) и как ее распознать

В своем стремлении достичь терпимости люди порой упускают из виду, что не обладают нравственной толерантностью , требующей принять и простить чужие взгляды. Усилием воли они заставляют себя принимать чужие убеждения, которые не могут терпеть. Это происходит на уровне моральных ценностей, которые подавляются насилием над собственной личностью и сопровождаются стрессом.

Такое состояние не может долго продолжаться. Порой человек не выдерживает напряжения и срывается – поступает абсолютно не толерантно. Он резко высказывает свое мнение, как единственно правильное, отвергая мнение других. Если такое происходит с вами – вы можете считать себя интолерантным.

Подобное происходит повсюду, мы видим, как люди не принимают ничьих доводов, насаждают свою точку зрения и не слышат оппонентов.

Как распознать толерантного или интолерантного человека

Личности, которым присущи эти противоположные черты, обладают рядом особенностей характера. Чтобы понять, толерантен человек либо интолерантен, обратите внимание на следующие признаки:

  1. Чувство юмора. Умение посмеяться над собственными недостатками – это самая очевидная особенность толерантности;
  2. Реализация себя. Целеустремленность и открытость, способность откликаться на просьбы о помощи. Интолерантные личности не сопереживают, не знают чего хотят и не стремятся развиваться;
  3. Гармония внутри. Интолеранты обвиняют весь мир, а себя восхваляют, приписывая себе всякие достоинства (почти );
  4. Трезвая оценка себя. Терпимый индивид точно знает свои недостатки и хочет от них избавиться;
  5. Чувство безопасности. Открытость позволяет терпимым людям чувствовать себя защищенными в обществе. Нетерпимые личности везде видят угрозу;
  6. . Поиск причины и резона во всем отличает толерантного человека, он не боится отвечать за свои и даже за чужие слова, поступки;
  7. Демократичность. Выслушать и остаться при своем. Толерантные люди не станут убеждать любой ценой. Нетерпимые по природе диктаторы, подчиняющие окружающих своему мировоззрению.

Всегда ли нужно вести себя толерантно

Все мы в той или иной степени сталкивались с проявлением нетерпимости в своей жизни, оно и понятно, ибо понятие толерантности для нас – это нечто новое и пришло к нам с «просвещенного запада». У нас в обществе терпимость считалась проявлением мягкотелости.

Многие путают толерантность с прощением и милосердием в религии. Однако отцы церкви не приемлют терпимость к любой точке зрения, считают ее угрозой моральным устоям. А принятие чужой культуры порицают, как опасность.

В семьях, обществе, политике других современных государств (особенно европейских) мы видим яркие примеры превращения толерантности во вседозволенность . В итоге то, что еще десять лет назад казалось невероятным, теперь становится непререкаемой нормой.

Это заставляет задуматься, есть ли границы, за которыми терпимость не приносит личности гармонии и мира внутри? Эти рамки каждый устанавливает для себя самостоятельно, руководствуясь воспитанием, моралью, может быть Законом Божьим и законами общечеловеческими. Так что, вам есть о чем подумать!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое ЛГБТ - как расшифровывается, что значит, а так же символика и цвета флага ЛГБТ движения Свобода - это то, что дается человеку по праву рождения Что такое милосердие и как развить в себе это качество Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в новой России в условиях после распада СССР. Специфические характеристики здесь имеют миграционные процессы, связанные не только с передвижениями русских из бывших национальных республик, но и с «великими перенаселениями» людей других национальностей.

Сложно происходит и формирование новых и утверждение старых этноструктур в автономных республиках, областях, сопровождающееся порой межэтническими конфликтами, ростом сепаратизма и другими явлениями, угрожающими безопасности страны. Именно в связи со всем этим установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл. И особенно актуальна эта проблема в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только общей остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время войны и других тяжелых периодов в истории Родины.

Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.

Мы должны понимать, что современные дети живут в новых условиях: в новых условиях существования этноса, к которому они принадлежат (в частности, нередко в отрыве от территории, на которой сформировался этнос), в условиях не двуязычия, а многоязычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в которые они включаются через СМИ и которые далеко не всегда регулируются родителями и школой, обществом (в малой степени государством), в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д.

Нельзя не учитывать также новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой - четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов.

Одним словом, реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням её решения.

Понятие и виды толерантности.

В качестве рабочего определения толерантности будем использовать определение толерантности, которое дает С.К. Бондырева: «Толерантность - это особое отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом». (1, с.5).

Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной».

В начале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознании эпохи Просвещения.

Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо - выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости.

В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование.

Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами (4, с. 14).

В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества.

Анализ основных теоретических произведений мыслителя и научных положений, содержащихся в работах современных исследователей его творчества (Б.С. Братусь, Т.Т. Бурлакова, В.И. Слободчиков и др.), позволяет выделить следующие основные философско-педагогические идеи Л. Толстого, значимые для воспитания толерантности: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование, движение.

В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей (4, с. 14).

В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер в духе Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Появились весьма интересные научно-публицистические работы (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, В.С. Собкин, Г.У. Солдатова), ряд статей в периодической печати (Е.Г. Багреева, Г.Н. Волков, В.В. Глебкин), посвященные проблеме толерантности.

Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance - где наряду с терпимостью он означает также «допускать».

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов».

В китайском языке проявлять толерантность - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям».

В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» (7, с. 22-23).

По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе».

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения.

В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.

Н.А. Асташова рассматривает толерантность в разных аспектах. Толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир.

Толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности.

Рассматривая толерантность, необходимо понять основные психологические составляющие толерантности.

Эмпатия (от греч. etmpatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, то есть понимание человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию (5, с. 39).

Эмпатия и коммуникативная толерантность являются отличительными признаками толерантного человека.

Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений:

· Гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;

· Рефлексивность - глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию;

· Гибкость - умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

· Уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;

· Самообладание - владение собой, управление эмоциями, поступками;

· Вариативность - многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений;

· Перцепция - умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;

· Чувство юмора - ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой (2, с. 77-79). толерантность компромисс отношения психологический

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

Толерантность и интолерантность - это особые отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формула: связь - оценка - отношение - поведение (намерение), толерантное или интолерантное.

В иерархии отношений толерантность и интолерантность играют роль базисных. Толерантность как отношение порождает отношение доверия, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, а так же радость, общительность, дружелюбие.

Соответственно, интолерантность, как отношение, порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции - гнев, досаду, злобу, злость.

По мнению С.К. Бондыревой, толерантность как отношение - это «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» (1, с. 4-5).

Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т.д. связано с определенными целями и задачами политического, экономического, культурного характера. Мы также рассматриваем её как структурообразующий компонент в организации общества вообще. Толерантность не только норма гуманных отношений, важный момент их установления, но и реально постоянно, многопланово действующая «организующая сила» в развитии общества.

Как известно, наиболее острая проблема - толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Очевидно, что толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений. В данном случае толерантность понимается как терпимость к инокультуре, иномыслию, иноверию, доверительность.

Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». (5). Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.

Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.

Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире».

Формирование толерантного отношения.

Одним из важнейших этапов формирования терпимости является формирование доминанты двухэтапного анализа (всесторонней оценки) объекта, сначала - объекта как такового, а затем уже его связей и отношений.

Характер оценки имеет прямое отношение к толерантности или интолерантности. Естественно, что мы толерантны к тому, что оцениваем положительно.

Отрицательная оценка может содержать в себе предрассудки и предубеждения. Предрассудок по своему смыслу - это не учитывающая доводов разума оценка то ли по причине отсутствия таких доводов, то ли по причине их слабости, то ли по причине наличия установки - определять для себя все заранее, не вдаваясь в конкретные детали.

Предубеждение - это настроенность заранее «против» на основании какого-либо прошедшего события, и имеет оно избирательный характер.

Предрассудки и предубеждения характеризуют некачественное (негибкое) стереотипное поведение.

Рассмотрим теперь роль предвзятости для формирования толерантности/интолерантности. Предвзятость препятствует процессу оценивания. Чаще предвзятость порождает необоснованно негативные оценки и отношения и, следовательно, лежит в основе интолерантности. Но в некоторых случаях может быть предвзято-положительное отношение (некритическое следование моде) (1, с. 79-80).

С.К. Бондырева, Д.В. Колесов предлагают следующую схему формирования толерантности (см. Схему 1), при этом делают акцент на том, что именно оценка определяет характер наших отношений к объектам, процессам, явлениям окружающего. А толерантность и интолерантность, как мы уже говорили, - это не что иное, как отношение.

Итак, все начинается с восприятия индивидом объекта. После этого между ними формируется связь в форме знания индивидом о существовании и свойствах этого объекта.

Следующим этапом является формирование оценки. Если оценка объекта положительна, возникает (формируется, складывается) положительное отношение к нему, которое открывает дорогу положительным побуждениям в отношении этого объекта. И в результате мы имеем естественную толерантность.

Отметим, что к числу положительных оценок относится и оценка нами человека или его поведения как подобного себе. Это - толерантность идентичности (ТИ на нашей схеме). Она вполне четко выражается следующим высказыванием индивида: «Как я могу критиковать вас за это, если я сам такой же!» При этом оценка факта идентичности относиться к числу именно положительных оценок, поскольку всегда индивид оценивает (и должен оценивать) себя (в целом) положительно, а самокритично относится только к деталям своей внешности и (или) поведения. Негативное отношение к себе самому - психическая патология (самоотрицание, самообвинение; самоповреждение, суицид).

Возникновение конструктивной толерантности связано с действием этих дополнительных факторов (в том числе, установки) на пути между оценкой и формированием отношения (КТ на схеме). Характерной фазой, выражающей сущность конструктивной толерантности, является следующая: «Ну, что же, постараемся извлечь пользу из наших разногласий!».

Возникновение адаптивной толерантности (АТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на пути между отрицательным отношением и отрицательными побуждениями: у индивида просто может не оказаться энергии для действий в соответствии со своим отрицательным отношением. Весьма четко этот вид толерантности выражается следующим высказыванием: «Я от вас устал - делайте что хотите!».

Наконец, возникновение снисходительной толерантности связано с воздействием определенных факторов на этапе между отрицательными побуждениями и действиями. Четко сущность снисходительной толерантности выражается следующим высказыванием: «Это для меня мелочь - не хочу вникать в ваши дела!» Суть этого вида толерантности в том, что нечто, к чему у индивида в принципе отрицательное отношение, не затрагивает его личностно: в противном случае толерантности он бы не проявил (1, с. 47- 51).

1. Толерантность - это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.

2. Толерантность - это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.

3. Есть два главных вида толерантности: естественная и проблемная. Естественная толерантность возникает в случае положительной оценки нами объекта, а так же в случае, если между ним и собой мы не находим особых различий. Это - толерантность идентичности. Проблемная толерантность возникает, несмотря на отрицательную оценку нами объекта, но при наличии установки на сотрудничество (конструктивная толерантность), адаптации (индивид свыкся, притерпелся, наконец, устал «от этого»). Снисходительная толерантность оцениваемого индивида глубоко не затрагивает нередко именно потому, что он «так воспитан».

4. Любая оценка базируется на сравнении оцениваемого объекта с неким образом (эталоном). Чем больше эталонных образов запечатлено в психике индивида, тем выше его способность к оценке новых для него объектов, способность принимать разнообразие окружающего мира.

Заключение

Актуальность вопросов толерантности приобрела в настоящее время небывалую остроту.

В последние годы социальные, политические и экономические потрясения мирового масштаба привели к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению, что, разумеется, приводит к конфликту культур.

В то же время научно-технический прогресс и усилия разумной и миролюбивой части человечества открывают все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.

Все это вместе взятое -- и тревожное, и обнадеживающее -- и привело к особенно пристальному вниманию к вопросам межкультурного общения. Впрочем, вопросы эти вечные, они волновали человечество с незапамятных времен. В качестве доказательства вспомним одну пословицу. Пословицы справедливо считают сгустками народной мудрости, то есть тем самым народным культурным опытом, который хранится в языке и передается из поколения в поколение.

Русская пословица, живая, употребительная, не утратившая, в отличие от многих других, своей актуальности, учит: В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Ее аналог в английском языке выражает ту же мысль другими словами: When in Rome, do as Romans do [Приехав в Рим, делай, как римляне]. Так в каждом из этих языков народная мудрость старается предостеречь от того, что теперь принято называть термином конфликт культур. Словосочетание это, к сожалению, сейчас «в моде» по уже упомянутым грустным причинам: в условиях социальных, политических и экономических конфликтов многочисленные беженцы, иммигранты, репатрианты страдают от конфликтов с «чужим уставом» даже в благополучной экономической ситуации. Поэтому в конце, хочется отметить цитатой из книги Тер-Минасовой:

«Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» -- Терпение, Терпимость, Толерантность -- вот формула межкультурной коммуникации».

Литература

1. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.

2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум-М, 2003. 168 с.

3. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Л.И.Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

4. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. 2-е изд., стереотип. М.:, 2003. С. 106-133.

5. Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России // (http://ppf.uni.udm.ru/conf_2002/etnos/lebedeva.html).

6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие). М.: Слово/Slovo, 2000. 624 с.

7. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. 2-е изд., стереотип. М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 368 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и история появления толерантности. Понятие толерантности согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Дифференцированное понимание феномена толерантности. Свойства толерантного и интолерантного человека.

    реферат , добавлен 19.01.2012

    Исследование толерантности личности как психолого-акмеологического явления в многонациональном коллективе. Выявление внешних и внутренних детерминант этнической толерантности. Разработка психотехники по формированию межэтнической толерантности личности.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Индивидуально-психологические характеристики, лежащие в основе формирования педагогической толерантности. Влияние коммуникативно-педагогической толерантности на эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя, рекомендации по ее развитию.

    диссертация , добавлен 15.08.2009

    Толерантность и интолерантность как составляющие современного мира. Стереотипы и стереотипизация: основные методологические подходы. Проблемы толерантности к чужим стереотипам. Необходимость гражданско-правового оформления принципов толерантности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    Понятие толерантности, механизмов ее формирования. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим характеристикам возрастных особенностей младших школьников. Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Определение понятия "толерантность". Основные психологические составляющие толерантности. Характерные особенности в развитии межличностного диалога. Экспериментальное исследование психологических характеристик толерантности у детей школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2012

    Теоретические основы явления толерантности. Понятие, сущность и особенности сказкотерапии как средства развития толерантности. Анализ и оценка уровня толерантности у детей младшего школьного возраста (на базе детского оздоровительного лагеря "Мечта").

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Определение сущности, анализ структуры и специфики этнической толерантности как психолого-педагогического феномена. Изучение особенностей проявления этнической толерантности в студенческом коллективе и возможности её развития у студентов-психологов.

    магистерская работа , добавлен 22.06.2011

    Аспекты формирования толерантности у подростков как фактор предупреждения конфликтов. Тренинг толерантности. Оценка сплоченности группы. Соглашение с инициативой других. Повышение самооценки. Настройка на группу. Уважительное отношение к другим.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Общая характеристика толерантной личности по Г. Оллпорту. Анализ формирования толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса. Комплекс педагогических мер для формирования межличностной толерантности в условиях школы.

Толерантность – это понятие применимое во многих областях человеческого существования и от этого имеет определенные специфические характеристики. Происхождение термина толерантность имеет свои корни в медицинской отрасли и использовалось для характеристики отсутствия или утрачивания организмом чувствительности к каким-либо факторам (антигенам, медикаментам, физиовоздействиям).

Медицинская толерантность это отсутствие реакции или практически не выраженная реакция, грубо говоря, полная толерантность – это смерть, когда организм полностью не реагирует на воздействия, не сопротивляется, а только принимает их в себя. Но из медицинской области понятие перебралось в область человеческих отношений вместе с чем и стало больше относиться не к отсутствию реакции, а к степени терпения и часто употребляется как синоним терпимости. Наиболее распространенное употребление среди широких масс толерантность имеет именно в социальном аспекте, и отражает терпимость к чужим проявлениям, способам устройства своей жизни, поддержания выбранных мировоззренческих и религиозных концепций.

Толерантность представляет собой не равнодушие к поведению окружающих, но способность позволить другим вести отличный от собственного образ жизни и принимать их таковыми.

Значение слова толерантность

Используется данное понятие в области финансов и техники и обозначается, как допустимое отклонение (в весе монеты или размере детали), не влияющее существенным образом на ценность и функциональность.

В психологии толерантность рассматривается, как признак личностной зрелости и уверенности. Принятие других наций, их традиций и привычек, способность с пониманием и уважением относится к другим культурам возможно при развитой способности к анализу, открытости новому опыту и проявлению души, без прибегания к конкуренции или насаждению собственных устоев. Только тот, кто уверен в себе, способен выслушать другого и постараться понять, у человека же плоской организации отличия вызывают или , что в любом случае порождает конфронтацию. Общественная толерантность не является синонимом предательства собственных интересов, снисходительного отношения или политику невмешательства, она не терпит навязывания себе, но и не терпит другой социальной несправедливости.

Что такое толерантность? Значение слова многими источниками преподносится как синоним терпимости. От того, что больше интересовало человека и в какой области проводилось изучение понятия, делался акцент на терпимость религиозную, общественную, национальную или основанную на другом признаке. Как и терпимость, толерантность не является качеством, характеризующим активную действенную сторону человека, она пассивна и направлена на принятие окружающего пространства и проявлений других. Хотя в отличие от религиозной терпимости, которая в большинстве своем направлена на сострадательное отношение и милосердие верующего человека заключается именно в принятии и смирении с пороками окружающих, то толерантность более жесткий конструкт в поведенческом своем виде.

Толерантность осознанна и является активным выбором человека, проявляясь, затрагивает обоих участников процесса, т.е. невозможно толерантно относиться к окружающим и не требовать от них такого же отношения. Человек, исповедующий принципы принятия поведения и выборов каждого будет крайне удивлен порицанию его суждений и концепций жизни, а при попытке навязать другие или запретить окажет сопротивление. Именно в этом активная позиция довольно пассивного на первый взгляд понятия, а также в отстаивании социального равенства, что является проявлением толерантности, при столкновении с нарушением человеческой ценности.

Для понимания данного термина можно использовать четыре основные плоскости: как безразличие к проявлению другого, как уважение при отсутствии понимания взглядов другого, как снисходительное отношение, исключающее уважение, как возможность открытия нового в себе через допущение существования другого.

В психологии толерантность рассматривают как ослабление или исчезновение реагирования психики на поведенческом и эмоциональном уровне на неблагоприятный фактор. Понятие отличное от , поскольку она подразумевает изменение окружающего мира, способов взаимодействия с ним или себя для снижения негативного воздействия, тогда как толерантность активно не вмешивается в деструктивные процессы, но проявляется изменением степени реагирования. Так, человек, на которого постоянно кричат, вначале будет пугаться, но если ничего не изменится, то со временем повышение голоса перестанет у него вызывать эмоции или существенно снизит их амплитуду. Во многом понятие толерантности в психологии сопряжено с привычкой или выработанной устойчивостью в предыдущем опыте человека, также определенный отпечаток накладывает система воспитания и окружающее общество. Формирование толерантности происходит как сознательно самим человеком, так и неосознанно, считывая отношение значимых взрослых.

В целом значение слова толерантность передает стремление к терпимости, прощению, принятию со всеми особенностями и недостатками, стремление к сотрудничеству и взаимодействию, искреннее уважение к человеку и признание его прав и свобод наравне с собственными. Далее в зависимости от вида толерантности имеются определенные детали, корректирующие картину, но не отступающие от изложенных выше общих принципов, утвержденных законодательными базами многих стран и представляющими главную концепцию деятельности ООН и ЮНЕСКО.

Виды толерантности

Несмотря на различные сферы использования термина, множество видов толерантности определяется исключительно в социально-психологической сфере, т.к. в технической и медицинской сфере все боле жестко регламентировано.

В сфере взаимоотношений, в зависимости от структуры, направленности и соответственно проявления, толерантность может быть:

– политическая (уважительное отношение власти к членам общества, имеющим противоположные взгляды и готовность принять и допустить возникновение иных идей и мыслей, среди собственных сторонников);

– педагогическая (терпимое и равноценное отношение в не зависимости от интеллектуального уровня и степени полученного образования);

– возрастная (отсутствие суждений о личности, ее качествах и способностях на основании ее возраста, что часто нарушается при объяснении недопустимости поступка детским возрастом);

– религиозная (доброжелательно отношение и уважение других конфессий, религий, верований, культов, сект, атеистов и пр., при этом следование собственным избранным путем);

– к инвалидам (признание полноценности личности и ее проявлений, не из чувства жалости, а из уважения и понимания равноценности духовного и личностного проявления каждого);

– гендерная (равное отношение к представителям разных полов, одинаковые права, обязанности и возможности, как в плане образования и карьеры, так и волеизъявления и представления.

В психологическом аспекте выделяется естественная (ее еще называют натуральная) толерантность, присущая изначально всем людям, но проходящая с возрастом. Обусловлена она тем, что в детском (самом раннем) изначально нет отделения себя от мира (если что-то болит, то это ощущается, как болит весь мир), а тем более противопоставление собственной личности окружающему. Ребенок смиряется с требованиями и проявлениями других из-за своей слабости в отдельном самостоятельном выживании, отчего возникает потребность приспосабливаться и подавлять некоторые собственные проявления.

Личностная толерантность опирается на внутренние смыслы, и понимание ценности предоставления окружающим права на реализацию собственного потенциала любым выбранным путем и уважение этого выбора. Именно эта внутренняя характеристика является регулятором при построении социальных отношений, но одновременно является диагностическим показателем окружения, в котором воспитывался человек. Именно формирование толерантности в социуме и есть условие развития данного качества и способности широкого мировосприятия.

Из личностной толерантности вызревает социальная, характеризующая не столько отношение самого человека к какому-то явлению, сколько систему поведения и установления социальных связей, поддержания общественного равновесия. Главной гарантией мирного существования и комфортного развития для каждого отдельно существа является нахождение в толерантном обществе, и поддержание достойного уровня принятия отличающихся людей является заботой каждой зрелой личности, проявляющей таким образом свою собственную социальную толерантность. От стратегии построения социальных контактов, разделяют моральную и нравственную стороны терпимости.

Моральная толерантность проявляется в следовании предопределенным обществом нормам, или присущим самому человеку по его внутренним убеждениям и выражается в сдерживании собственных эмоций и проявления терпения. При этом данное поведение регулируется сознательной деятельностью и мудростью логики, не всегда имея под собой эмоциональные и духовные соответствия (можно бесконечно раздражаться и злиться внутри, но внешние поведенческие проявления не нарушат нормы морали и благодушия).

Нравственная толерантность, на кажущуюся схожесть с моральной, по своей сути является ее антиподом, поскольку человек старается понять и внутренне принять поведение и мотивацию действий другого человека, он старается воспринимать принципы другого, как свои собственные, что дает руководство к уважительному и достойному поведению не со стороны внешнего контроля, а из внутреннего побуждения. Так больше искренности и легче происходит сам процесс, без насильственного сдерживания своих эмоциональных реакций именно нравственная толерантность помогает понять другого человека и найти общие точки соприкосновения и выхода из конфликтных ситуаций, тогда как предыдущие механизмы скорее про избегание , чем его преодоление.

Толерантность этническая строится на принятии различий межкультурных, без принижения, ущемления и навязывания своего образа мыслей. Несмотря на кардинальные отличия в обычаях, человек, имеющий этническую толерантность, не будет считать чьи-то нравы дикими, а скорее проявит к ним интерес или найдет сходное со своими привычками. Укротить, воспитать или подчинить законам проявление данного вида толерантности является самым сложным, и, пожалуй, может иметь лишь внешнюю сторону, строго контролируемую сознательными механизмами. Обусловлены подобные сложности в наличии этнического принятия восприятием данного типа различий на подсознательном уровне, где генетически заложено отношение к отличающимся как к чужим. В древности люди отличали друг друга фенотипически, разделялись на кланы, на своих и чужих. И сейчас, несмотря на идею равенства и братства, усиленно популяризируемую, тысячелетний механизм реагирует сигналом «чужак», к которому стоит относиться как минимум настороженно.

При этом происходит довольно быстрое смешение генов, народностей и рас, особенно в мегаполисах, и перед людьми возникает проблема собственной этнической идентичности. Темп жизни, возможность быстрой смены места проживания, а соответственно и превалирующей части какой-то культуры способствует повышению этнической толерантности.

По степени проявления толерантность бывает низкая (неспособность проявить терпение и позитивное отношение не только к определенным качествам, но к миру и человечеству, человека все раздражает и бесит, о чем он не устает оповещать других), средняя (когда человек способен выражать терпение к своим оппонентам, признавать, что ему нравится общение, и давать понять, что он понимает тех, с кем столкнулся), высокая (когда происходит полное принятие другого и от общения получается масса удовольствия и психологического комфорта).

Воспитание толерантности

Толерантность и ее основы не были придуманы искусственно, это возникло вместе с формированием общества, его ценностей и приоритетов. Основываясь на важнейших моментах, не требующих определения и объяснения их важности, выделяются критерии, входящие в толерантность. И все эти критерии ее формирования являются неоспоримыми самоценностями в любом уголке мира и для любого человека, сюда относится жизнь, здоровье, свобода, семья. Становясь внутренним ценностями каждого человека и ценностями общества, они являются тем объединяющим фундаментом, где исчезают все различия. И если я хочу, чтобы соблюдалась моя свобода, то я не буду нарушать чужую. Одинаковые требования ко всем и к себе стоят на этапе формирования толерантности, а искреннее переживание потребностей и ценностей другого человека, способность к делают этот процесс менее механистичным и формальным, а придают ему личностную окраску.

Больше внимания, чувствования и терпимости мы испытываем к тем местам и людям, которые имеют какое-то отношение к нашей жизни. Вам может абсолютно все равно, что происходит с ливийцами, но если ваш хороший друг работает там от миссии ООН, то вы уже с меньшим равнодушием прослушаете очередной репортаж оттуда. Отталкиваясь от такого механизма нашей психики развивать толерантность можно, познакомившись с представителем другой культуры, в идеале, если он станет вашим другом или супругом уровень толерантности к этому народу взлетит непомерно. Помогает путешествовать и уезжать работать на некоторое время в другие регионы. Первые пребывания, конечно, будут повергать в шок, но чем больше таких вылазок будет, тем больше будет пониматься все возможное разнообразие человеческих жизней. Люди-кочевники или вечные путешественники, стюардессы или экскурсоводы практически лишены каких-либо предубеждений в отношении той или иной национальности, возраста и много чего еще. Все это благодаря тому, что человек видит множество разных людей и перестает их оценивать, отталкиваясь от привитой системы, а каждый раз ориентируется непосредственно на ситуацию и поведение конкретного человека, даже если он безумно похож и вписывается в какую-то категорию.

Но не каждый будет так самостоятельно развивать свою толерантность, а ее воспитание начинается с общества. Социум подчиняется определенным законам, поэтому участие в воспитании толерантности должно принимать государство. Необходимо создание справедливой законодательной базы, соблюдающей равноправие всех представителей человечества, при этом главная ориентировка должна происходить на международные конвенции по защите прав человека. Контроль над средствами массовой информации, при соблюдении их свобод и освещения событий, но при соблюдении отсутствия пропаганды или уничижающего отношения, преподнесения или отзывов о каких-либо категориях населения.

Но роль, которую может выполнить государство, ничтожно мала и оказывается безрезультатной при отсутствии необходимого воспитания, ведь сфера взаимоотношений между людьми и ширина кругозора и возможности принятия является воспитательной проблемой и формируется в ближнем окружении человека (родители, воспитатели, соседи, родственники, друзья). Не во всех школах воспитательный процесс происходит с гуманистических позиций, поддержке неповторимости каждой личности. Все больше высказываются требования соответствовать определенным стандартам и публичное наказание или унижение человека, отличающегося от написанных дядями в министерстве циферок.

Перестройка процесса обучения с интеграцией различных сфер искусства, при применении опыта разных народов расширяет границы принятия и показывает, что у всех есть ценное и у всех можно научиться. Внедрение изучения различных языков максимально способствует соприкосновению с другой культурой, помогает ее всестороннему пониманию. Как утверждают многие исследования, без знания языка невозможно полностью изучить другую культуру, даже прочитав всю имеющуюся о ней информацию. На уроках истории можно перестать прятать аспекты многонациональности государства и начать открыто говорить о гомосексуальной ориентации многих значимых исторических фигур. Искажение фактов искажает восприятие, и на выходе мы получаем поколение, выросшее на внедренные в их головы предрассудки, из-за которых в дальнейшем им проблематично строить собственную жизнь.

На собственном примере стоит демонстрировать уважение к мнению, выбору и поступкам ребенка, усвоив это с детства и считая нормой, человек будет уважать других. Критику заменяйте интересом, конфликт превращайте во взаимодействие, а упреки замените помощью – именно тренировкой таких новых стратегий поведения в повседневной жизни можно добиться повышения общей толерантности общества. Толерантное отношение рождается из внутреннего мира каждого и того опыта, который человек получил на протяжении жизни. Если вы мало сталкивались с принятием вас таким, каковы вы являетесь, то, скорее всего, вы сможете отлично усвоить стратегии манипулирования, маскировки, подчинения и доминирования, но опыта и силы принятия будет взять неоткуда, ведь в картинке мира такого не происходило. Также требовать от кого-то принятия не является проявлением толерантности, ведь в этот момент вы сами не принимаете человека, заставляя его принимать вас.

Обоюдный процесс, отметающий возрастные и любые другие различия, когда мнение ребенка и родителя одинаково важны, формируется принятие и уважение, причем в обоих, и косвенно влияет на всех, соприкасающихся с ними по жизни.

Толерантность плюсы и минусы

Кажется, что плюсы толерантности неоспоримы, ведь не может иначе столько людей работать над ее развитием, воспитанием, поддержанием. Общемировые конгрессы и преподаватели школ – все говорят об этом, но стоит разобраться детальнее с последствиями данного явления.

Плюсы толерантности в поддержании гуманности и избегании жестоких столкновений. Это умение позволяет учиться преодолевать сложные ситуации и собственные страхи путем эффективных взаимодействий и поиска общих интересов – обычно это приводит к обмену опытом и возникновению чего-то абсолютно нового, невозможного без совмещения различных идей различных людей. Это бесконечная передача опыта и знаний, возможность черпать информацию и по-новому смотреть на мир. Помимо информативных радостей, толерантность способствует собственному душевному спокойствию и развитию, поскольку нервничать из-за отличий можно бесконечно долго, получить срыв и лечь в психиатрическую лечебницу, которая тоже не спасет от внутренних убеждений, мешающих жить в обществе. Не испытывая раздражения или ненависти к каким-либо людям, мы получаем больше мест куда обратиться за помощью, напитываемся различными взглядами на одну и ту же ситуацию, а именно это помогает искать новые и верные решения.

Минусы толерантности тоже существуют, ведь, как и любой идеи у нее есть свои слепые пятна и слабые места. Часто, пользуясь идеями развития толерантности, прикрываясь благими идеями и намерениями, люди манипулируют окружающими. Справедливо на уровне стран и внедрения в сознание какой-то идеи, и на уровне личного взаимодействия и выкачивания услужливого поведения от окружающих. Ведь, чтобы не показаться нетерпимым и низким мы стремимся заботиться, а некоторые это используют. Тут задействовано тонкое чувствование грани, когда вы действительно относитесь к человеку с уважением, а когда поддаетесь на манипуляции, это не просто. Помимо этого, некоторые проявления толерантности выглядят как равнодушие. Безусловно, стоит предоставить человеку самому решать свою судьбу и совершать выборы, но если мать будет просто сидеть и наблюдать, как ее ребенок пускает по вене наркотики, то это не толерантность, а глупость.

Наверное, основные минусы толерантности в том, что хорошую идею исковеркали дурными смыслами, то, что должно идти от сердца стали требовать и выгрызать, помимо повсеместных лозунгов, от которых хочется только спросить «А почему нельзя делать добрые дела тише?». Множество и прикрытие этим понятием далеко не этичных вещей выработали отношение к нему как к манипуляции, чтобы отказаться от собственных интересов. Но стоит помнить, что это обоюдный, двусторонний, искренний и непрекращающийся процесс.