Глоссарий по литературе. Словарь литературоведческих терминов
Автор (лат. создатель, сочинитель) - создатель литературного произведения. Применительно к конкретному литературному произведению используется понятие «образ автора» - это «проекция» автора на плоскость текста, его условный «представитель» в художественном мире произведения. Понятия «автор» и «образ автора» часто используются как синонимы.
Аллегория -- иносказание; в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.
Алогизм - 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический прием.
Алогичный, алогический - противоречащий логике, нелогичный.
Антитеза (греч. противоположное) - стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, напр.: «Великий человек на малые дела» (Даль); антитеза характерна для поэтической речи.
Апогей (греч. удаленный от Земли) - 1) астр. точка лунной орбиты или орбиты искусственного спутника Земли, наиболее удаленная от центра Земли; 2) высшая точка развития чего-л.; вершина, расцвет.
Буффонада - 1) актерская игра, построенная на использовании подчеркнуто комических, шутовских приемов; 2) шутовство, поясничанье.
Внутренний монолог - развернутое высказывание героя, обращенное к самому себе (монолог «про себя») и отражающее переживание, движение мысли, динамику внутренней жизни. Внутренний монолог в драматургическом произведении представляет собой «озвученную» внутреннюю речь оставшегося наедине с собой персонажа.
Герой литературный - действующее лицо в художественном произведении, обладающее определенностью характера, индивидуальным интеллектуальным и эмоциональным миром. Литературный герой наделен биографией (более или менее подробной), определенными портретными чертами и представлен в системе отношений с другими действующими лицами и миром в целом; он неотделим от того условного мира, в который помещен автором; он не может «жить» в художественном мире другого писателя.
Гипербола - стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, напр., «наметали стог выше тучи» или «вино лилось рекой» (Крылов).
Гротеск (фр. причудливый, затейливый) - изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе. В основе гротеска гипербола; устойчивые черты гротескного образа - алогичность, подчеркнутая парадоксальность, демонстративная условность.
Драма (греч. действие) - 1) один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и обычно предназначенные для исполнения на сцене, а также отдельное произведение, относящееся к этому роду литературы; 2) в XVII- XX вв. - социально-бытовая пьеса, отличающаяся от комедии психологической глубиной конфликтов.
Диалог - 1) разговор между двумя или несколькими лицами; 2) уст. литературное произведение, написанное в форме беседы.
Жанр (фр. род, вид) - исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; напр., в живописи - портрет, пейзаж и др.; в музыке - симфония, кантата, песня и др.; в литературе - роман, поэма и др.
Завязка - элемент сюжета, событие, являющееся началом конфликта (см.) и отправной точкой в развитии действия.
Интрига - 1) происки, скрытые действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-л.; 2) соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.
Ипохондрик - человек, страдающий ипохондрией (см.).
Ипохондрия - болезненно-угнетенное состояние, болезненная мнительность.
Ирония (греч. притворство) - вид комического, который строится на контрасте видимого и скрытого смысла. Ирония изначально двусмысленна, в ней присутствуют прямой смысл и обратный, подразумеваемый, истинный.
Кириллица - одна из двух древних славянских азбук, легшая в основу русского алфавита.
Комедия - 1) в Др. Греции - представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; 2) драматическое произведение, характеры, положения и диалоги в котором вызывают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей.
Композиция (лат. сочинение, составление) - в литературе и искусстве - конкретное построение, внутренняя структура произведения, подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое.
Компромисс - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.
Конфликт (лат. столкновение) - столкновение противоположных взглядов, интересов, противоречие, противоборство между действующими лицами литературного произведения. Конфликт является основой сюжета: события приводятся в движение благодаря конфликту, а основные элементы сюжета выделяются в зависимости от стадии развития конфликта.
Кульминация (лат. вершина) - в литературе и искусстве - ответственный момент в развитии действия, предрешающий развязку; точка, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии чего-л.
Лейтмотив (нем. букв. ведущий мотив) - руководящая, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая; определяющий мотив деятельности, поведения и т. п.
Лирика (греч. музыкальный, напевный) - 1) один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; лирика является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний; 2) совокупность произведений этого рода.
Лирические отступления - фрагменты повествования, в которых автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или вообще переходит на темы и сюжеты, не связанные с магистральной линией развития основного повествования. Таким образом, лирические отступления становятся развернутыми паузами в развитии действия, тормозя и перебивая повествование; однако, открыто вводя в него субъективную позицию автора, лирические отступления создают образ автора как живого собеседника, представляют читателю мир авторского идеала; размыкают мир повествования вовне за счет введения «не запланированных» сюжетом тем, но одновременно и углубляют его эмоциональную перспективу благодаря прямому присутствию автора в тексте.
Максимализм (лат. наибольшее) - чрезмерность, крайность в каких-л. требованиях, взглядах.
Масоны (фр. букв. вольные каменщики) - иначе франкмасоны - члены религиозно-этического общества, возникшего в XVIII в. в Англии, а затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы (в т. ч. в России); проповедь нравственного самоусовершенствования сопровождалась у масонов спец. обрядностью и таинственностью; масонские организации (ложи) существуют и поныне во Франции, США и др. странах.
Меркантильный (фр. торговец) - 1) торговый, коммерческий; 2) торгашеский, мелочно-расчетливый.
Метафора (греч. перенос) - вид тропа (см.): оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения, напр.: «На нити праздного веселья Низал он хитрою рукой Прозрачной лести ожерелья И четки мудрости златой» (Пушкин).
Метод (греч. путь исследования) - общая система принципов творческого преобразования, пересоздания действительности в художественном произведении, объединяющая писателей одного направления или течения.
Монолог - 1) речь действующего лица, гл. обр. в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; 2) речь наедине с самим собою.
Направление - совокупность духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества писателей определенной эпохи. Направление формируется на основе общности миропонимания, обусловливающей близость тематики, жанровых и стилевых особенностей произведений разных авторов.
Нигилизм (лат. ничто, ничего) - 1) полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм; 2) прогрессивное течение русской общественной мысли 60-х гг. XIX в., отрицательно относившееся к традициям, устоям дворянского общества, к крепостничеству.
Олицетворение - воплощение каких-н. черт, свойств (о живом существе), напр.: Плюшкин - олицетворение скупости; уподобление неживого живому; перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления, напр.: «Сырое утро ежилось и дрыхло» (Б. Пастернак); «Оскорбительно намекая на тяжесть Виктории Артуровны, этот лифт часто бастовал» (В. Набоков).
Онегинская строфа - строфа из 14 стихов четырехстопного ямба с рифмовкой AbAb Ccdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы, строчными - мужские). Онегинская строфа была создана А. С. Пушкиным для романа «Евгений Онегин».
Оппонент (лат. возражающий) - 1) лицо, выступающее с критикой доклада, диссертации и т. п.; официальный оппонент - лицо, заранее назначаемое для выступления при защите диссертации; 2) противник в споре.
Памфлет - небольшое обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему.
Парадокс (греч. неожиданный, странный) - 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
Парафраз (греч. описательный оборот, описание) - передача чего-л. своими словами, пересказ, близкий к тексту.
Пародия (греч. букв. пение наизнанку) - шуточное подражание, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинала; смешное подобие чего-л.
Пафос - (греч. чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем.
Пейзаж (фр. местность, страна) - 1) реальный вид какой-л. местности; 2) в искусстве - изображение природы, напр. картина, рисунок в живописи.
Пергамент - 1) писчий материал из телячьей кожи, распространенный до изобретения бумаги, а также рукопись на таком материале; 2) специально обработанная бумага, не пропускающая жиров и влаги.
Персонаж (лат. личность, лицо) - действующее лицо в художественном произведении. Термин синонимичен понятию герой литературный. На практике понятие «персонаж» чаще всего используют по отношению к второстепенным действующим лицам, существенно не влияющим на ход событий и характер конфликта.
Пессимизм (лат. наихудший) - мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; склонность во всем видеть только плохое.
Повесть - эпический прозаический жанр, для которого характерны достаточно развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющем воссоздать психологический мир героя. Жанровое своеобразие повести определяется чаще всего на границах рассказа и романа: в повести больше действующих лиц, чем в рассказе, но меньше, чем в романе, развитие действия в повести сложнее, чем в рассказе, но действие в меньшей степени развернуто, чем в романе, и т. п.
Портрет - описание внешности персонажа в литературе (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенностей мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться). Развернутый, психологически достоверный портрет персонажа - достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики героя, портрет вместе с тем проявляет особенности индивидуального стиля писателя, характерные черты «литературной оптики» того или иного автора или целого направления.
Постулат - в математике, логике: исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств, аксиома.
Поэма (греч. создание) - большая (как правило, многочастная) стихотворная форма, лиро-эпический жанр.
Прототип - 1) действительное лицо или литературный герой, послужившие автору прообразом для создания литературного типа; 2) кто- или что-л., являющееся предшественником и образцом последующего.
Развитие действия - ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом. Развитие действия проявляет характеры персонажей через обнаружение мотивов поступков и причинно-следственных связей между ними.
Развязка - заключительный эпизод в развитии конфликта и действии литературного произведения. Развязка обозначает окончание действия, но далеко не всегда является разрешением конфликта (прежде всего в произведениях с устойчивым фоном конфликтности). Например, финал «Вишневого сада» А. Чехова - герои разъезжаются кто куда - отнюдь не снимает противоречий между персонажами, не отменяет их неспособность вписаться в окружающий мир и не устраняет дисгармонию этого мира. Место развязки традиционно - после кульминации, однако в соответствии с замыслом автора развязка может быть перенесена в начало произведения или в середину.
Рассказ - малый прозаический жанр, представляющий отдельный эпизод из жизни героя (или ограниченного круга персонажей); при детальном изображении центрального события его предыстория опускается или подается фрагментарно, а герой изображается не в становлении, а «здесь» и «сейчас» - в момент совершения поступка. Действие рассказа кратковременно, набор событий ограничен. Рассказ с динамично и парадоксально развивающейся интригой чаще называют новеллой (хотя жанровые границы между рассказом и новеллой проводятся недостаточно жестко и определенно). Рассказ, в отличие от новеллы, в большей степени допускает описательность, в развитии событий возможны паузы - в пользу более подробной характеристики героя и мотивов его поступков.
Рассказчик - персонаж в литературном произведении, которому «доверяется» повествование о других персонажах и событиях; ведет повествование от первого лица и представляет читателю свою (часто отличную от авторской), субъективную версию изображаемых событий.
Ритм - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием; периодическое повторение элементов стиха через определенные промежутки.
Риторический вопрос (греч. оратор) - поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. В форме риторического вопроса фактически может даваться утверждение.
Рифма (греч. размеренное движение) - созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога от конца рифмующегося слова или словосочетания (1; 2; 3; 4 и далее) различают соответственно рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические.
Род литературный - типы (формы) изображения в литературе человека и мира, выделяемые в зависимости от характера отношений между субъектом высказывания и его объектом (см. эпос, лирика, драма).
Роман (ст.-фр. повествование по-французски, а не по-латыни) - 1) большая эпическая форма художественного повествования (как правило, прозаического), обычно отличающаяся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета; 2) любовные отношения, любовная связь.
Романтизм - 1) направление в европейском искусстве первой половины XIX в., явившееся выражением неудовлетворенности результатами французской буржуазной революции; романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями; искусству романтизма свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; типичные представители романтизма - Байрон и Кольридж в Англии, Гюго и Готье во Франции, Гофман, Гейне и Новалис в Германии; в России - Жуковский, ранний Пушкин, Одоевский; 2) мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.
Роман-эпопея - масштабное эпическое произведение, сочетающее изображение объективно-исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека. Историческая конкретика и осмысление универсальных закономерностей исторического процесса, массовые сцены, например реальные сражения, и индивидуальный мир вымышленного персонажа на разных правах представлены в романе-эпопее.
Сарказм (греч. букв. рву мясо) - язвительная, жестокая ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста.
Сатира (лат. переполненное блюдо, мешанина) - 1) стихотворное произведение в античности и литературе классицизма, осмеивающее пороки, недостатки; 2) в литературе и искусстве - жестокое, бичующее, издевательское обличение людских пороков и недостатков общественной жизни, а также произведения, содержащие такое обличение.
Символ - 1) у древних греков - условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества и т. п.; 2) предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-л. идею.
Скальды - древнескандинавские поэты-певцы в дружинах викингов и конунгов.
Скептицизм (греч. рассматривающий, исследующий) - 1) философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности; 2) критическое, недоверчивое отношение к чему-л., сомнение в возможности, правильности или истинности чего-л.
Сравнение - сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого. В любом сравнении присутствуют два компонента: объект сравнения (то, что сравнивается) и средство сравнения (то, с чем сравнивается объект).
Стиль (греч. стерженек, палочка для письма) - 1) идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении; 2) индивидуальный слог писателя.
Строфа (греч. кружение, оборот) - 1) соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое (напр., четверостишие).
Сюжет - 1) последовательность, связь описания событий в произведении литературы; 2) в изобразительном искусстве - предмет изображения.
Течение - см. Направление.
Трагедия - драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии и оканчивающееся чаще всего гибелью героя.
Транскрипция - в языкознании: совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также соответствующая запись.
Троп - слово или выражение, употребленное в переносном значении для достижения большей выразительности; примеры тропов: метафора, эпитет.
Фабула (лат. повествование, история) - сюжетная основа художественного произведения, предопределенная литературной традицией расстановка лиц и событий.
Фарисеи (фарисейство) - 1) представители религиозно-политической секты в Др. Иудее, выражавшей интересы зажиточных слоев иудейского населения; ф. отличались фанатизмом и лицемерным исполнением правил благочестия; 2) лицемеры, ханжи.
Элегия (греч. жалобный напев флейты) - 1) жанр медитативной лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения.
Эпиграф (греч. надпись) - 1) у древних греков - надпись на каком-л. предмете; запись; 2) фраза (часто цитата), помещаемая перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части.
Эпилог (греч. после + слово, речь) ~ 1) в древнегреческой драме - заключительное обращение к зрителям, объясняющее намерение автора или характер постановки;
2) в литературе - заключительная часть произведения, в которой сообщается о судьбе героев после изображенных в произведении событий или даются дополнительные разъяснения замысла автора.
Эпитет (греч. букв. приложение) - разновидность тропа, образное определение, напр.: слепая любовь, туманная луна.
Эпос (греч. слово, рассказ, песня) - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой, основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ (см.).
Юмор - 1) добродушно-насмешливое отношение к чему-л., умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях; 2) в искусстве - изображение чего-л. в смешном виде; в отличие от сатиры юмор не обличает, а беззлобно и весело вышучивает.
>>Краткий словарь литературоведческих терминов
Аллегория
- иносказательное описание предмета или явления с целью его конкретного, наглядного изображения.
Амфибрахий
- трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - безударный, ударный, безударный (-).
Анапест - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - два безударных и ударный (-).
Баллада
- стихотворный рассказ на легендарную, историческую или бытовую тему; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, и которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишутся в стихах.
Герой (литературный) - персонаж, действующее лицо, художественный образ человека в литературном произведении.
Гипербола
- чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Дактиль
- трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - ударный и два безударных.
Деталь (художественная)
- выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ. Деталь может уточнять, прояснять замысел писателя.
Диалог - разговор двух или нескольких лиц.
Драматическое произведение, или драма - произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Жанр литературный - проявление в более или менее обширной группе произведений общих признаков изображения действительности.
Идея - основная мысль художественного произведения.
Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику.
Ирония - тонкая, скрытая насмешка. Отрицательный смысл иронии скрыт за внешней положительной формой высказывания.
Комедия - драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.
Комическое
- смешное в жизни и литературе. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира.
Композиция - построение, расположение и взаимосвязь всех час тей художественного произведения.
Легенда - произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетаются реальное (события, личности) и фантастическое.
Лирическое произведение - произведение, в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни.
Метафора
- перенесение свойств и действий одних предметов на другие, сходные с ними но принципу подобия.
Монолог - речь одного человека в произведении.
Новелла
- повествовательный жанр, близкий по объёму к рассказу. От рассказа новелла отличается остротой и динамичностью сюжета.
Олицетворение
- перенесение признаков и свойств живых существ на неживые.
Описание
- словесное изображение чего-нибудь (пейзаж, портрет героя, внутренний вид жилища и др.).
Пародия
- смешное, искажённое подобие чего-то; комическое или сатирическое подражание кому-нибудь (чему-нибудь).
Пафос
- в художественной литературе: возвышенное чувство, страстное воодушевление, приподнятый, торжественный тон повествования.
Пейзаж - изображение природы в художественном произведении.
Повесть
- один из видов эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.
Портрет
- изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.
Поэзия
- стихотворные произведения (лирические, эпические и драматические).
Поэма
- один из видов лирико-эпических произведений: в поэме есть сюжет, события (как в эпическом произведении) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
Притча
- небольшой рассказ, содержащий в иносказательном виде религиозное или моральное поучение.
Проза
- нестихотворные художественные произведения (рассказы, повести, романы).
Прототип
- реальное лицо, послужившее писателю основой для создания литературного образа.
Рассказ
- небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека, животного.
Рассказчик
- образ человека в художественном произведении, от лица которого ведётся повествование.
Ритм
- повторение однородных элементов (речевых единиц) через равные промежутки.
Рифма
- созвучие окончаний стихотворных строк.
Сатира
- высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни посредством изображения их в нелепом, карикатурном виде.
Сравнение
- сопоставление одного явления или предмета с другим.
Стих
- стихотворная строка, наименьшая единица ритмически организованной речи. Слово «стихи» часто употребляется также в значении «стихотворения».
Стихотворение
- небольшое поэтическое произведение в стихах.
Стихотворная речь
- в отличие от прозы, речь ритмически упорядоченная, состоящая из сходно звучащих отрезков - строк, строф. Часто в стихах имеется рифма.
Строфа - в стихотворном произведении группа строк (стихов), составляющая единство, с определённым ритмом, а также повторяющимся расположением рифм.
Сюжет - развитие действия, ход событий и ионестиовательных и драматических произведениях, иногда и и лирических.
Тема - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведений.
Фантастика - художественные произведения, в которых создаётся мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением писателя.
Характер литературный - образ человека в литературном произведении, созданный с определённой полнотой и наделённый индивидуальными особенностями.
Хорей
- двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Художественная литература - один из видов искусства - искусство слова. Слово в художественной литературе - средство создания образа, изображения явления, выражения чувства и мысли.
Художественный образ - человек, предмет, явление, картина жизни, творчески воссозданные в художественном произведении.
Эзопов язык
- вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта Эзопа, создателя жанра басни.
Эпиграмма
- краткое сатирическое стихотворение.
Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Эпизод
- отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Эпическое произведение - художественное произведение, в котором автор повествует о людях, об окружающем мире, о различных событиях. Виды эпических произведений: роман, повесть, рассказ, басня, сказка, притча и др.
Юмор
- в художественном произведении: изображение героев и смешном, комическом виде; весёлый, добродушный смех, помогающий человеку освобождаться от недостатков.
Ямб
- двусложный размер стиха с ударением на втором слоге
Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. - К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. - Мова російська.
Прислано читателями из интернет-сайта
Автобиография (гр. autos - сам, bios - жизнь, grapho - пишу) - литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография - попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Аллегория (гр. allegoria - иносказание) - иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Амфибрахий (гр. amphi - кругом, brachys - краткий) - трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (- / -).
Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis - разложение, расчленение) - исследовательское прочтение художественного текста.
Анапест (гр. anapaistos - отражённый назад, обратный дактилю) - трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (- - /).
Аннотация - краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Антитеза (гр. antithesis - противоположение) - противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Архаизм (гр. archaios - древний) - устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.
Афоризм (гр. aphorismos - изречение) - обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).
Баллада (прованс. ballar - плясать) - стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
Басня - краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.)
Бестселлер (англ. best - лучший и sell - продаваться) - книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.
«Библиотека поэта» - серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году.
Библия (гр. biblia - букв.: «книги») - собрание древних текстов религиозного содержания.
Былина - жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.
Вопленицы (плакальщицы) - исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).
Герой литературного произведения, литературный герой - действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Гипербола (гр. huperbole - преувеличение) - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).
Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco - причудливый, от grotta - грот) - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Дактиль (гр. dactylos - палец) - трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ - -).
Двусложные размеры - ямб (/ -), хорей (- /).
Деталь (фр. detail - подробность) - выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Диалог (гр. dialogos - разговор, беседа) - разговор двух или нескольких лиц. Диалог - основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).
Жанр (фр. genre - род, вид) - вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.
Завязка - событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.
Идея (гр. idea - идея) - основная мысль художественного произведения.
Инверсия (лат. inversio - перестановка) - необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
Интерпретация (лат. interpretatio - объяснение) - истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Интонация (лат. intonare - громко произношу) - выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.
Ирония (гр. eironeia - притворство, насмешка) - выражение насмешки.
Композиция (лат. compositio - составление, соединение) - расположение частей, т. е. построение произведения.
Крылатые слова - широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.
Кульминация (лат. culmen (culminis) - вершина) - момент наивысшего напряжения в художественном произведении.
Культура речи - уровень речевого развития, степень владения нормами языка.
Легенда (лат. legenda - букв.: «то, что следует прочесть») - произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
Летопись - памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
Литературовед - специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.
Литературоведение - наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.
Метафора (гр. metaphora - перенос) - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Монолог (гр. monos - один и logos - речь, слово) - речь одного человека в художественном произведении.
Неологизмы (гр. neos - новый и logos - слово) - слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.
Ода (гр. ode - песня) - торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Описание - вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты - интерьер и пр.).
Пейзаж (фр. paysage, от pays - местность) - картина природы в художественном произведении.
Повесть - один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Подтекст - подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.
Портрет (фр. portrait - изображение) - изображение внешности героя в произведении.
Пословица - краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.
Поэма (гр. poiema - творение) - один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Предание - жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Проза (лат. proza) - литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним (гр. pseudos - вымысел, ложь и onyma - имя) - подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов - Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар - сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Развязка - один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.
Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Рецензия - один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
Ритм (гр. rhythmos - такт, соразмерность) - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).
Риторика (гр. rhitorike) - наука об ораторском искусстве.
Рифма (гр. rhythmos - соразмерность) - созвучие окончаний стихотворных строк.
Сатира (лат. satira - букв.: «смесь, всякая всячина») - беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Сказка - один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние - это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.
Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Средства художественной выразительности - художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.
Стихотворение - написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Строфа (гр. strophe - поворот) - группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.
Сюжет (фр. sujet - предмет, содержание, событие) - ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
Тема (гр. thema - то, что положено [в основу]) - круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Трагедия (гр. tragodia - букв, «козлиная песнь») - вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
Трёхсложные стихотворные размеры - дактиль (/ - -), амфибрахий (- / -), анапест (- - /).
Устное народное творчество, или фольклор , - искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора - пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.
Фантастика (гр. phantastike - способность воображать) - разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.
Хорей (гр. choreios от choros - хор) - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ -). Художественное произведение - произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.
Эпиграф (гр. epigraphe - надпись) - короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
Эпитет (гр. epitheton - букв, «приложенное») - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Юмор (англ. humour - нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Юмор - смех весёлый и доброжелательный.
Ямб (гр. iambos) - двусложный размер с ударением на втором слоге (- /).
Литературоведческие термины.
(изобразительно-выразительные средства языка или тропы).
Задание 2 в ЕГЭ по литературе и части В8 в русском языке.
Подготовлено учителем русского языка и литературы Парфеновой Н.В.
Термин Суть термина
| примеры |
Аллегория (от греческого «иносказание») изображение отвлеченного понятия при помощи жизненного образа. | В баснях, сказках: хитрость в образе лисы, жадность - в обличии волка: коварство – в виде змеи. (в сказках Салтыкова-Щедрина). |
Аллитерация Повторение одинаковых согласных звуков, звукосочетаний. | Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А.Пушкин) |
Анафора Повторение одних и тех же элементов слова, слов в начале каждой стихотворной строки. | Не напрасно дули ветры Не напрасно
шла гроза. |
Антитеза Противопоставление | Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. |
Антонимы Слова с противоположным значением | Хороший – плохой Твердый – мягкий |
Архаизмы Вышедшие из употребления слова (старославянская
лексика) | Сей (этот), живот (жизнь), зерцало (зеркало), перст (палец), ланиты (щёки). |
Бессоюзие Бессоюзные сложные предложения. | Люди знали: где-то далеко идет война. Волков бояться – в лес не ходить. |
Гипербола Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылыл. Кровь хлынула до неба. |
Градация Стилистическое усиление или уменьшение смыслового значения расположенных частей в предложении. | Я победил его, разгромил, уничтожил. Пришел. Увидел. Победил.
|
Инверсия. Обратный порядок в предложении. Подлежащее, сказуемое…обстоятельство, дополнение | Вышел месяц ночью темной. Опасно охота на медведя, страшен раненый зверь. |
Историзмы Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением этих понятий. | Урядник, опричник, боярин, дьяк. |
Каламбур Игра слов | Шел дождь и два студента . |
Литота Преуменьшение | Мужичок с ноготок, мальчик с пальчик |
Метафора Скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении. | Смотрел орлом, бежал куропаткой, дворянское гнездо, крыло самолета, золотая осень, нос корабля, льется речь, заря жизни. |
Многозначность Несколько значений одного слова | Ключ от двери; родниковый ключ; разводной ключ. |
Многосоюзие Намеренное увеличение союзов в предложении | Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал. |
Неологизм Новые слова, обозначающие вошедшие в жизнь понятия. | Астронавт, космодром. |
Оксюморон Соединение в одно словосочетание двух исключающих друг друга понятий. | Горькая радость, живой труп, сладкая скорбь. |
Олицетворение Приписывание качеств живых предметов неживому | Воет ветер ночной; играет море с берегами. |
Омонимы Слова одной части речи, одинаково звучащие, имеющие разные понятия. | Брак (супружество), брак (испорченная продукция). |
Синтаксический параллелизм - Одинаковое синтаксическое построение
предложений, отрезков речи. | Когда идешь по снежным гребным ты, Когда по грудь ты входишь в облака, Умей глядеть на землю с высоты! Не смей глядеть на землю свысока! |
Парафраза Замена понятия признаками | Пишущий эти строки (писатель о себе) Царь зверей (лев); туманный Альбион (Англия). |
Паронимы Однокоренные слова, близкие по звучанию, разные по значению | Человечный, человеческий; демократический – демократичный; сытый – сытный. |
Парцелляция Деление предложения на несколько частей. | С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. Он улыбнулся. Сощурился. Начал пить кофе. |
Плеоназм. Многословие, лишние слова. | Каждая минута времени. В апреле месяце; своя автобиография. |
Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа. | На кого не действует новизна? |
Риторическое обращение. Обращение к неодушевленному
предмету, отсутствующему лицу. | Мечты, мечты! где ваша сладость? |
Синекдоха. Перенос значения с одного предмета на другой. | Мундиры голубые – жандармы; Бушлаты – матросы в бушлатах, шинели – солдаты в шинелях; тулупы - мужики в тулупах – все бежали. |
Синонимы близкие по значению слова | Наказание – возмездие, робкий – несмелый, боязливый; |
Сравнение Выражения со словами: как, будто, словно, похожий, подобно; в творительном падеже, сравнительные степени прилагательных, наречий. | Всех милее; пыль столбом стоит; любовь подобно безумию. |
Тавтология Повторение в
предложении однокоренных
слов. | Объединились воедино; самые высочайшие вершины. |
Фразеологизм. Устойчивое выражение. | Ни рыба ни мясо; в пух и прах; бить баклуши, тоска берет; играть роль, иметь значение. |
Эпитет Образное определение | Веселый ветер, серебряный смех, черная тоска, пепельный взгляд. |
Эпифора Одинаковое окончание стихотворной строки в куплете. | Милый друг, и в этом тихом доме, Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. |
страница 1
Основные теоретико-литературные понятия
1. Художественная литература как искусство слова
Литература - это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.
2. Художественный образ - это основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности , специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания.
3. Фольклор - это (от англ. - народная мудрость) устное народное творчество. Особенности: вариантность, контактность творца или исполнителя со слушателем, коллективность создания и распространения. Фольклор представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску фольклорных произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. Среди многочисленных жанров фольклора выделяются былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, баллады, песни, частушки, обрядовая поэзия, притчи, легенды, духовные стихи.
4. Литературные роды и жанры
Род - это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы:эпос, лирика, драма.
Лирика - выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.
Эпос - изобразительный род литературы. Предметом является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои. Жанры: малые форы (рассказ, очерк, новелла ), средние формы (повесть ), большие формы (роман, роман-эпопея ).
Рассказ - повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.
Очерк - небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.
Новелла - необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.
Повесть - повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.
Роман - повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения - жизнь в ее сложности и противоречивости.
Драма - изобразительный род литературы. Предметом является объективное материальное бытие, представленное не во всей полноте, а через характеры людей, проявляющиеся в их целенаправленных действиях. Жанры: трагедия, драма, комедия .
Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.
Драма - изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.
Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.
5. Основные литературные направления
Классицизм (XVII - начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких - трагедия, ода, эпопея ; низких - сатира, комедия, басня. Представители:Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
- Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.
- Наличие гражданских мотивов.
- Антагонистические противоречия в основе конфликта.
- Трагическая заостренность конфликта.
- Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.
Сентиментализм (2-я пол. XVIII в.) Приоритет чувства; значимость понятия «естественного» человека; жанры:элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники. Представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин.
- Культ чувств.
- Культ природы.
- Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).
- Приоритет естественного чувства над разумом.
- Сочувствие к простому человеку.
- Откровенность в обрисовке человека.
Романтизм (конец XVIII - 1-я пол. XIX в.) Воплощение разлада личности с действительностью; отражение пессимизма; историзм, стремление к экзотике; расцвет лирики; жанры: исторический роман, идиллия, баллада; романтическая поэма . Представители: Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев .
- Система персонажей с одним главным героем.
- Неизменяемость характеров действующих лиц.
- Неотразимость и демонизм героя - «обаяние Зла».
- Экзотика сюжета и места действия.
- Тема рока (фатума) в судьбе героя.
Реализм (2-я пол. XIX в. - ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой; направленность на объективное, правдивое отражение жизни; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие: создание живого образа реальности; жанровая представленность:роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
- Правдивое и достоверное изображение жизни.
- Изображение исторически конкретного общества.
- Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.
- Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.
- Изображение жизни и характеров в развитии.
- Переосмысление романтического конфликта «герой - общество».
- Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).
6. Форма и содержание литературного произведения неотделимы друг от друга.
Содержание : тема, проблема, идея, конфликт, пафос.
Тема - круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).
Проблематика - перечень проблем.
Проблема - острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).
Идея - сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.
Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
Художественная форма : сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.
Сюжет - совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.
Композиция - последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
Стадии развития действия
Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).
Завязка — это событие, которое является началом действия.
Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.
Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.
Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.
Средства создания образа
1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.
3. Речь героя . Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия.
4. Поступки , действия героя.
5. Психологический анализ персонажа : подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя).
6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.
7. Портрет героя . Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.
Типы портрета:
- натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека);
- психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер);
- идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами).
8. Социальная среда, общество .
9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
10. Художественная деталь : описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).
11. Предыстория жизни героя .
Образ автора - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.
Литературный герой - образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок - позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.
Лирический герой - образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности.
7. Язык художественного произведения:
- художественная лексика : тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления;
- синтаксические фигуры : повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания;
- эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы.
Тропы (изобразительно-выразительные средства)
Эпитет - образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.
Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве.
Сравнение - сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Гипербола - художественное преувеличение.
Аллегория - перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.
8. Проза и поэзия: сходство и различие
Проза |
Поэзия |
|
В основе создаваемого художественного мира |
Поток жизни |
Поток сознания |
Изображение |
Объективизированно |
Субъективизированно |
Предмет, содержание |
Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет |
Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров |
Форма отражения действительности |
Эпическая. На первом плане - события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться |
Лирическая. На первом плане - переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания |
Сюжет |
Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью |
Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не ставится |
Композиция |
Определяется сюжетными ходами |
Подчинена движению чувств лирического героя |
Характеры |
Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре - образ-характер |
Характер изображается в отдельных проявлениях и отдельных переживаниях. В центре - образ-переживание |
Описания |
Занимают существенное место |
Встречаются редко; крайне лаконичны |
Своеобразие художественной речи |
Художественная речь - средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательное значение). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей) |
Художественная речь - средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса |
Основы стихосложения
Стихотворный размер - последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ |
Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` |
Дактиль - трехсложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ _ |.
Амфибрахий («окруженный») - трехсложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` _ |
Анапест («перевернутый, отраженный») - трехсложный размер с ударением на третьем слоге. | _ _ ` |
Ритм - повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.
Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.
Строфа - повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.
Источники и литература:
- Культура письменной речи [Электронный ресурс]: Санкт-Петербург: 2001-2016 г. - http://gramma.ru/
- Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах: Теория. История. Словарь. - 8-е издание. - Москва: Айрис-пресс, 2008. - 224. - (Домашний репетитор).