Open
Close

Как найти хорошую жену и матушку. Один день из жизни семинариста

Чьи-то родители дали обет на то, что их дети посвятят себя в будущем служению Богу. В таких случаях, конечно, родные сильно повлияли на выбор ребенка. Кому-то однажды на жизненном пути встретился церковный служитель, долгие беседы с которым и вдохновили его на служение Богу.

Я вообще мечтал стать архитектором: с детства любил смотреть на храмы, много читал о них, коллекционировал журналы с изображением соборов. Особенно мне нравилось рассматривать церковные сооружения вживую, гуляя по Москве. Но после переезда в Хабаровск моя мечта проектировать красивые здания угасла — здесь я не увидел такого архитектурного великолепия, как в столице. Зато, вступив в пору подросткового возраста и прочитав несколько книг Ницше, я обрел новое увлечение — вести философские дискуссии о жизни. Я хотел спорить везде и со всеми: в школе, дома, в магазине.

В социальной сети я познакомился с одним церковнослужителем, с которым начал дискутировать на тему христианства. Вскоре желание спорить превратилось в желание опровергать ложные воззрения на веру, я почувствовал, что хочу попробовать «на вкус» учительскую стезю. Но для того, чтобы быть учителем, нужен авторитет либо педагога, либо священника, и я выбрал второе. Так, сразу после школьных экзаменов я подал документы в Хабаровскую духовную семинарию.

Хабаровская духовная семинария — это профильное учебное заведение для мужчин, в котором готовят будущих священников. В отличие от учебы в других хабаровских вузах, строгая дисциплина, как в армии, здесь на первом месте.

Некоторые из студентов не выдерживают жесткого графика и срываются

Начинают прогуливать занятия. Были и отчисления. Помню и тех, кто, недолго проучившись со мной в ХДС, попал в психлечебницу. Ребята поступали в семинарию уже с отклонениями в психике: убегали ночью, объявляли себя богами. За эти и другие странные поступки их отчислили.

Да, здесь учиться сложно, так как дни расписаны по часам

В семь — подъем. В полвосьмого на спортплощадке возле семинарии — утренняя физкультура. Зарядку и пробежку проводят сами семинаристы, как младших, так и старших курсов. Во время выполнения упражнений они заводят друг с другом короткие разговоры. Говорят о многом - о политике, о книгах, о девушках, о спорте, о моде, о новинках в области техники: обычно ничто мирское им не чуждо. Потом они отправляются в столовую или, как ее называют в ХДС, трапезную, чтобы позавтракать. Там, прежде чем приступить к приему пищи, ребята молятся.

На завтрак у них обычная молочная каша. Постная еда подается только в пост. Всего их четыре -Великий, Успенский, Рождественский и Петров. В среду и пятницу также положено есть продукты только растительного происхождения — в среду Христа предали, а в пятницу распяли. В остальные дни семинаристов кормят первым и вторым, как и везде, но без излишеств.

После завтрака ученики семинарии расходятся по аудиториям. На парах они изучают как узкоспециальные дисциплины типа гомилетики, на которой учат составлять проповеди, так и те, что преподают в светских образовательных учреждениях — философию и психологию. Перед парами и по их окончанию семинаристы обязательно читают молитву.

Во время занятий студентов стандартно можно разделить на две группы. Пока одни слушают лектора, вторые спят.

Стряхнуть остатки сна помогает послушание, назначаемое дежурным преподавателем после завершения полдника. Кто-то идет подметать территорию или поливать цветы внутри здания, а те, кому повезло, могут провести свободный час, как им вздумается. Что делать: прочесть книгу или встретиться с любимой — личное дело каждого.

Семинаристы, кстати, очень берегут отношения с девушками. Это связано с закрытым положением студента в семинарии. Видеться с друзьями, родственниками и любимыми можно только по вечерам. А важные вещи, как правило, начинаешь ценить только тогда, когда они оказываются недоступны в силу определенных обстоятельств. Я, например, чтобы побыть 2 часа со своей будущей женой, даже иногда голодал: отпрашивался с ужина у дежурного преподавателя.

Перед ужином — самостоятельная учебная работа, в ходе которой кто-то готовится к семинарам, а кто-то сидит в соцсетях.

До отбоя ребята совершают обряд молитвы, в процессе которого благодарят Бога за прекрасный день и просят у него прощения за свои ошибки. Это стандартный распорядок будней семинаристов.

По выходным они общаются с прихожанами, либо ведут в храме катехизатерские курсы для желающих принять святое крещение. На курсах будущие священники развенчивают стереотипы людей о церкви, отвечают на вопросы.

Каникулы семинаристы проводят по-разному. Большинство из них отдыхает дома, в кругу семьи или со вторыми половинками. Однако в моей практике были случаи, когда студентов заставали на шумных вечеринках. После этого руководство семинарии убедительно просило их больше не посещать подобные мероприятия, объясняя это тем, что статус послушника семинарии обязывает к иному поведению.

В целом, семинаристы — это простые ребята из наших спальных районов, которые видят мир так же, как и большая часть людей на этой планете.

За исключением того, что у них уже есть цель в жизни — помогать людям и направлять их на путь достойной жизни. Не надо думать, что студенты семинарии идеальны в своих мыслях и поступках. Но они пришли в церковь для того, чтобы исправиться и стать лучше, а также привлечь на сторону добра других.

01/12/2010

Для людей светских церковное образование – вещь таинственная и загадочная. О том, чему и как учат будущих приходских священников, митрополитов и патриархов Online812 рассказал проректор по учебной работе Петербургской Православной Духовной Академии священник Владимир Хулап.


- Д уховная семинария и академия - это две последующие ступени одного и того же образовательного процесса?
- Семинария ориентирована на подготовку священнослужителей, которые несут свое служение на приходах Русской Православной Церкви. Период обучения длится 4 года - до недавнего времени составлял 5 лет, но сейчас мы получаем государственную аккредитацию и переходим на общую образовательную систему. Семинария - это бакалавриат, магистратура - первые два года академии, затем аспирантура - вторая ступень академии. Во время обучения в семинарии человек определяется, хочет ли он дальше заниматься наукой или будет священником или дьяконом. Те, кто хочет идти на приход, после семинарии поступают в распоряжение своего правящего епархиального архиерея. А студенты, желающие углубить знания, идут в академию. Там у нас 4 отделения: библейское, где изучают Священное Писание, богословское - это история христианского богословия и философии, церковно-историческое и церковно-практическое. На последнем изучается литургика, то есть наука о богослужении, каноническое право, педагогика, психология, социальная работа. После двух лет обучения ребята пишут магистерские диссертации и потом могут поступать в аспирантуру.

- Как происходит распределение после семинарии?
- Распределением занимает Учебный комитет - структура, находящаяся в Москве. Сейчас действует правило, что человек, закончивший семинарию и не имеющий сана, должен два года нести церковное послушание в той епархии, куда его направят. Если выпускник женат и является клириком нашей епархии, естественно, он остается здесь.

- А лучшие студенты получают преференции?
- Тем, кто хорошо знает языки, мы предлагаем отправиться учиться за рубеж. Кого-то мы можем оставить преподавать у нас. Если человек приехал учиться из другой епархии, где у него остались родители, где его ждет обратно архиерей, естественно, он возвращается домой. Какой-то единой жесткой системы не существует.

- Студент может отказаться ехать по распределению?
- Да, но тогда он не получит диплом.

- После этих двух лет место работы можно выбирать?
- Если человек не рукоположен, он сам может выбирать место своего служения, которое ему кажется предпочтительнее.

- А если рукоположен?
- Здесь уже вступают в силу другие механизмы - человек становится клириком конкретной епархии, он связан с ней, а смена епархии - довольно сложный процесс.

- Сколько в России семинарий и академий?
- Сейчас около 40 семинарий, примерно столько же духовных училищ. Академии Русской Православной Церкви есть в Петербурге, Москве, Минске, Киеве и Кишиневе.

- А что такое духовное училище?
- Здесь предлагается сокращенная семинарская программа. Открытие училищ было во многом связано с нехваткой духовенства в начале 90-х годов, когда наша Церковь в короткое время получила большое количество храмов. Период обучения продолжается 2 - 3 года. Сейчас тенденция такова, что многие училища стараются подтянуть свой уровень до семинарии.

- Для этого есть какая-то внутрицерковная аккредитация?

- Да. Есть специальные проверки, которые проводит Учебный комитет. Кроме того, в светских российских вузах открыты порядка 40 теологических факультетов и кафедр, где можно получить богословское образование.

- Это государственная специальность?
- Да, она была введена в 2000 году. Есть госстандарт по теологии. В ближайшее время мы надеемся получить аккредитацию и сможем выдавать диплом государственного образца

- Выпускник вашего заведения и, допустим, медресе - они будут иметь одинаковые государственные дипломы?

- Не знаю, есть ли в России аккредитованные медресе. Специальность в госстандарте называется теология, в ее рамках существует теология православная и исламская. Буддисты и иудеи, насколько я знаю, пока свои стандарты не выработали. В нашем дипломе будет написано «христианская (православная) теология». Но наполнение программ, конечно, конфессиональное.

- Какие у вас порядки - ближе к светскому вузу или военному училищу?

- Наверное, все-таки ближе к военному. Традиционно семинария - закрытое учебное заведение. Здесь действует четко расписанный порядок дня. В 7 часов студенты встают, в 8 - молитва, длящаяся около 20 минут, потом завтрак и в 9 - лекции. Занятия идут до половины третьего с перерывом на полдник, потом обед и после трех различные мероприятия - спевки хоров, самостоятельная работа, библиотека, свободное время. В 22 вечерняя молитва и в 23 - отход ко сну.

- Нарушители режима бывают? Кто-нибудь взял и ушел в город.
- Выход из семинарии в нелекционное время свободный. Никакого пропуска не нужно. Кроме того, существуют дни отдыха, которые студенты могут проводить, как хотят. Но есть и обязательные богослужения - в субботу вечером, в воскресенье утром и в праздники. Каждое утро и вечер небольшие группы студентов - череды - совершают богослужения в 6 утра и вечера.

- Если студент ночевать не придет - это повод для отчисления?
- Это повод для разбирательства. У нас есть воспитательское совещание, которое собирается и принимает решение в зависимости от того, чем проступок был вызван. Отчисление - это крайняя форма. Если мы студента зачислили, проблемы, связанные с его поведением, - это проблемы нашего воспитательского процесса. Отчислить человека проще всего. Сделать так, чтобы наш распорядок и традиции воспринимались молодыми людьми не просто как нечто внешнее, вызывающее противодействие, - вот это особое искусство, которому нужно учиться всем, и студентам, и преподавателям.

- А порядки сейчас и порядки сто лет назад - более либеральные или такие же?
- Конечно, нынешние реалии иные. У студентов есть доступ в интернет и возможность пользоваться локальной сетью. А внутренние порядки - это просто некие сигнальные флажки, которые не дают впадать в крайности. Кто-то, может быть, хочет заниматься до 4 часов утра, но ему говорят, что надо помнить о здоровье. Если здесь студенты научатся дисциплине, им будет проще выстраивать такую дисциплину на приходе - богослужение должно начинаться вовремя, на него нужно приходить заранее и т.д.

- В академии такие же порядки?
- Да. С той разницей, что там больше времени для самостоятельной научной работы. К тому же в семинарии есть то, что мы называем послушанием, - работы, которые выполняют студенты. Например, дежурство на вахте или уборка территории. Студенты академии от этого освобождены.

- А с бытовой точки зрения как у вас живут?

- Обучение у нас бесплатное, студенты обеспечены всем: питанием, им шьют подрясники, в которых они ходят на занятия, выдают небольшую стипендию. В семинарии в комнате живет 4 - 6 человек. Удобства на этаже. Чем выше студент продвигается по учебной лестнице, тем больше у него возможностей улучшить свои условия - те, кто пишет магистерские работы в академии, живут уже в отдельных комнатах, чтобы им лучше работалось. У нас почти 500 студентов - помимо семинарии и академии есть еще регентское и иконописные отделения, и мы были бы рады поселить всех в комнатах по 1 - 2 человека, но просто не имеем такой возможности. Второе наше здание по адресу: Обводный канал, 7, которое нам уже давно должны были передать, пока не возвращено - в нем до сих пор находится физкультурный колледж, который никак не может подобрать альтернативное помещение.

- Женатые студенты могут жить дома?
- Да, конечно.

- Сталкиваетесь ли вы с проблемой, характерной для светских вузов, - когда выпускники не идут работать по специальности, и деньги на их образование оказываются потраченными зря?

- Конечно, хотелось бы, чтобы человек стал священнослужителем или церковнослужителем, но если он в семинарии понимает, что это - не его стезя, и выбирает какую-то другую стезю, оставаясь при этом церковным человеком, - что ж, это его путь. Невольник - не богомольник, как говорит русская пословица. Наверное, лучше, если человек это осознает в семинарии, чем после рукоположения он поймет, что ошибся. Четкой статистики, сколько наших студентов не становятся священнослужителями, у нас нет. Однако мы готовим не только священно- и церковнослужителей, но и регентов церковных хоров, иконописцев - тех, кто может также трудиться на благо Церкви.

- Какой у вас конкурс?
- В этом году 1,5 человека на место в семинарию, в академию - 1,3. Поскольку мы ограничены в помещениях, то не можем принять желающих. Принимая, ориентируемся не только на уровень знаний, но и на церковность человека. В 90-е годы нередко рукополагали в священники людей, не имеющих богословского образования. Для них мы открыли заочное отделение семинарии, а в следующем году - и академии.

- В начале 90-х конкурс был больше?
- Когда я поступал в семинарию в 92-м году, конкурс был выше, 2 - 3 человека на место. Тогда был совсем другой контингент абитуриентов, поступало много людей, уже имевших высшее образование. Многие под тридцать, состоявшиеся в жизни люди. Правда, тогда на всю страну действовало всего несколько семинарий. Сейчас в семинарии поступают в основном 17-летние - те, кто посещал воскресную школу и решил посвятить свою жизнь служению Церкви. У таких людей нет своего жизненного опыта, они только что со школьной скамьи, но зато это в основном ребята, которые связаны с Церковью, представляют себе, что такое жизнь Церкви и служение священника. Сейчас ситуация с числом поступающих стабилизировалась, но начинается демографическая яма, которая скажется на всех учебных заведениях, в том числе и на нашем.

- Что у вас сдают на вступительном экзамене?

- Катехизис, т.е. основы христианского вероучения, библейскую историю, историю Церкви, основы богослужения, чтение на церковнославянском языке и сочинение по русскому языку. Плюс все поступающие проходят собеседование с ректором, проректорами и духовником академии.

- Как решается вопрос с армией?
- Очень тяжело. Законодательно этот вопрос пока не решен. Мы боремся за каждого студента. Если наша борьба заканчивается неудачно - есть военные части, тесно связанные с православным храмом, находящимся рядом, и мы стараемся, чтобы наши студенты попадали туда. После армии мы рады принять их обратно и наш ректор дарит каждому такому вернувшемуся ноутбук. Конечно, обидно, когда хотят забрать в армию студентов академии, потому что перерыв в учебном процессе сказывается на них негативно. Когда мы получим государственную аккредитацию, эта проблема, я надеюсь, будет решаться проще.

- То есть сейчас у вас могут призвать студента с любого курса?

- Фактически да.

- Какие предметы преподают в семинарии?
- Блок, связанный со Священным Писанием, богословие, история христианской Церкви, более углубленно - Русской Православной Церкви. Есть пастырский блок - аскетика, т.е. основы духовной жизни, литургика, каноническое право - церковное законодательство, и т.д. Помимо этого, светские науки - педагогика, психология, информатика, но, конечно, с нашей спецификой. Есть гомилетика - наука о проповеди. Мы договорились с некоторыми храмами города, в которых по воскресеньям проповедуют наши студенты. В этом учебном году мы вводим социальную практику, в рамках которой наши воспитанники будут работать в разных социальных учреждениях, помогать людям в трудной жизненной ситуации.

- То есть один читает проповедь, все остальные слушают, а потом обсуждают?

- У нас есть учебные проповеди, они произносятся в академическом храме, записываются на видео и разбираются на занятиях по гомилетике. В храмах же города произносят проповеди во время обычного богослужения.

- В свободное время студенты самоорганизуются? КВНы или спортивные соревнования устраивают?

- Я, признаться, не встречал с их стороны инициативы организовать КВН. У нас есть футбольная команда, она регулярно участвует в турнирах. Возможности заниматься спортом имеются, хотя и не в том объеме, в котором нам хотелось бы. Студенты проводят концерты, в том числе и с соревновательным элементом. В семинарии и академии существует студенческий совет, и мы вместе занимаемся всеми этими вопросами.

- Как вы взаимодействуете с другими конфессиями и религиями?
- У нас хорошие отношения с католической семинарией в Петербурге. Их студенты нас недавно посещали, и мы в ближайшее время пойдем познакомиться с их жизнью. Как правило, сотрудничество выражается в участии в конференциях и работе в библиотеках друг друга. Какого-то широкого сотрудничества с нехристианскими религиями у нас нет. Есть курс по истории религии, но он построен в форме лекций и семинаров.

- А вы студентов готовите для диспутов с другими религиями?
- Форма диспута - это некая средневековая форма. Сейчас лучше говорить о диалоге. Хотя формат дискуссий на семинарских занятиях применяется довольно широко. Кроме того, есть предмет апологетика - защита православного учения. Мы закладываем базу, на основании которой впоследствии наши выпускники, если у них появится необходимость вести диалог или диспут, могут вполне адекватно представить православную точку зрения.

Возможно ли выпускнику католической семинарии поступить в вашу академию. Или вашему студенту поехать учиться на Запад?
- Да, сейчас наши студенты учатся в Германии, Франции, Италии и Америке. В рамках Болонского процесса как раз пытаются реализовать систему модульности, когда человек ряд модулей прослушал в одном учебном заведении, потом поехал в другое. Я, например, учился в Германии, там защитил докторскую. Но чтобы выпускник католической семинарии поступил к нам - вряд ли это возможно, поскольку у каждой семинарии своя специфика. Хотя у нас есть семинарист, который раньше учился в католической семинарии, но теперь перешел в православие. Какие-то предметы мы ему зачли, какие-то он должен досдавать.

- Почему вы учились именно в католическом учебном заведении?
- Вначале это были курсы немецкого языка университета в Германии, который предлагал стипендию для православных студентов. Потом я погрузился в университетскую жизнь и остался там учиться. Вообще нам нужны специалисты по западному богословию, некоторые отрасли науки - библеистика, историческая литургика - очень глубоко разрабатываются именно западными исследователями. Без контакта с ними серьезных наработок нам не осуществить.

- С дипломом светского вуза можно поступить в академию?
- Обычно мы берем таких студентов на старшие курсы семинарии, поскольку у нас есть ряд пастырских дисциплин, отсутствующих в светской теологии. Например, гомилетика, практическое руководство для пастырей и т.д.

- Выпускник светского вуза может быть рукоположен в священники?

- Теоретически да, хотя сейчас существует тенденция рукополагать только после получения богословского образования.

- Светские преподаватели у вас есть?
- Да. Например, стилистику читает преподаватель из РГПУ им. Герцена, ряд исторических предметов - из СПбГУ. Для нас важно, чтобы они понимали нашу специфику, подходя к преподаванию не просто формально - отчитать лекцию, и все. Надо найти точки соприкосновения между преподаваемым предметом и жизнью наших студентов.

- Куда можно идти работать с богословским образованием, кроме как в церковь?

- Например, один выпускник нашей академии сейчас - советник председателя Совета Федерации, он будет у нас в следующем семестре преподавать предмет «Светское законодательство в религиозной сфере». Проблема с трудоустройством выпускников светских богословских вузов существует, пока не введено преподавание «Основ православной культуры» в школах. Хотя многие выпускники по специальности «светская теология» преподают, занимаются переводами, многие работают на приходах. Здесь все зависит от того, как человек воспринимает свое образование, будь то в семинарии или в светском вузе, - как подготовку к работе или как подготовку к служению. Православной Церкви нужны люди, готовые служить в ней, а не просто рассматривающие ее как место работы.

- А полковых священников вы готовите?
- В этом году у нас нет курса по взаимоотношениям Церкви и армии - в следующем, я надеюсь, он уже будет. Тем не менее, мы регулярно приглашаем священников, которые работают в военных частях, на встречи с нашими студентами, чтобы они делились своим опытом.

Я смутно помню из курса истории, что до революции священнику обязательно было жениться - иначе он не получал приход.
- До революции неженатых священников практически не было. Либо монахи, либо женатые священники. Нынешние неженатые священники - не очень распространенное явление, скорее, исключение. Человек до принятия сана должен определиться со своим жизненным путем - будет ли он жениться или примет монашество. Поэтому прежде, чем принимать соответствующее решение, студенты должны хорошо подумать и все взвесить. В том числе и по этой причине мы не рукополагаем никого до третьего курса. Ведь большинство из тех, кто к нам приходит, - выпускники школ, у которых желание стать священником существует нередко пока только на эмоциональном уровне.

- С церковной историей все более-менее понятно. А на какую тему можно писать дипломы по другим разделам богословия?

- У нас каждый год утверждаются темы дипломов, и их спектр очень широкий. Исследование и переводы священных текстов, богословское осмысление философии, в том числе и светской, богословский взгляд на проблемы современного мира, православный анализ инославных и нехристианских религиозных взглядов. Методологически это не обязательно должна быть критика. Находясь в рамках православной традиции, человек может размышлять, как соотнести эту традицию с сегодняшним днем. Например, у нас есть темы дипломов по вопросам биоэтики. Что касается библеистики, то здесь некоторые студенты пишут работы по библейской археологии, занимающейся раскопками в Палестине, и соотнесением этих данных с текстом Священного Писания. У нас сейчас как раз преподаватели находятся на раскопках в Израиле.

- А если результаты раскопок вступают в конфликт с библейским изложением истории?
- К одним и тем же раскопкам и артефактам всегда можно подойти по-разному. Наука движется вперед, и те истины, которые вчера рассматривались под одним углом зрения, сегодня представляются иначе. Мы стараемся предоставлять студентам объективную картину развития науки и рефлексировать ее с точки зрения православия, никоим образом не подтасовывая факты.

Ну вот известная история, что царь Ирод умер за два года до Рождества Христова. Может ли обсуждаться вопрос, что Библия не точна?
- В данном случает вы не найдете в Библии конкретных дат - здесь нигде не сказано, что Иисус Христос родился в первый год Рождества Христова. Эту дату установили в 524 году на основе пасхальных циклов, спроецировав их назад. Конечно, в рамках курса Священного Писания мы говорим об этих данных, разбираем датировку Евангелий и апостольских посланий. Просто это можно делать по-разному: например, с точки зрения рациональной критики или с традиционной православной точки зрения, принимающей во внимание данные современной библеистики.

- Научная работа ведется только в академиях или есть еще какие-то научные центры?

- В наших стенах разрабатываются разные направления богословия: например, очень динамично развивается библейская археология, но вообще-то в России несколько научных богословских центров. У нас довольно активная научная жизнь, и мы хотим, чтобы студенты как можно раньше в нее включались через участие в конференциях, написание статей и т.д. Стараемся выявлять самых сильных и помогаем им продвигаться в научной работе.

Первое место в жизни Духовной школы отводится храму и богослужению. Посещение богослужений в дни воскресные, праздничные, в дни говения, а также в дни храмового послушания обязательно для всех студентов. По вопросам, связанным с личной духовной жизнью и испытанием совести студент должен обращаться к духовнику семинарии. О том, какими именно вопросами занимается духовник Киевских духовных школ, каковы его главные задачи и цели, рассказывает духовный наставник учащихся и студентов игумен Маркелл (Павук).

“Жатвы много, а делателей мало”
- Какие вопросы решает духовник в духовной школе и какие задачи стоят перед ним?
- Поскольку студенты духовных школ - это в основном будущие священники, то главная задача духовника - научить студентов молиться, чтобы они действительно с любовью могли исполнять свое дело. “Жатвы много, а делателей мало” (Мф. 9: 37) - эти слова Христа актуальны для всех времен. Священник будет не на своем месте, если он не умеет и не хочет молиться. А для добрых, самоотверженных, молитвенных пастырей Господь всегда находит достойное место служения. Желание молиться может возникнуть лишь у того человека, который осознает свои грехи, видит их пагубность. Духовник должен побуждать студентов к частой Исповеди и ко Причастию Святых Христовых Таин (хотя бы раз в месяц, а лучше еженедельно, и обязательно в великие праздники), что также поможет будущим пастырям приобрести необходимый жизненный опыт (которого может так недоставать молодому священнику), вести насыщенную духовную жизнь и приобщиться мудрости Христовой, чтобы достойно совершать свое нелегкое служение.
Конечно, дело духовника - это не только побуждение к исповеди. Во время лекций в Киевских духовных школах всегда стараюсь духовно наставлять студентов. Сейчас планирую провести беседы на курсах, где не читаю лекций. Кроме того, имею большую надежду, что вскоре удастся организовать встречу студентов с нашими авторитетными лаврскими духовниками и духовниками из других епархий, имеющими большой опыт душепопечительской работы. Очень помогают в нашем деле паломнические поездки со студентами.

Кого опекает духовник
Духовник окормляет преимущественно студентов, но приходят на исповедь также и преподаватели. Например, двое преподавателей избрали меня своим духовным восприемником в монашеском постриге. Они регулярно у меня исповедуются. Когда исповедуется человек, старший по сану или возрасту, не всегда удобно давать ему какие-либо духовные советы или налагать епитимию. Лишь в случае, когда меня об этом просят, даю духовное наставление. Понимаю, что самому еще необходимо возрастать духовно.

- Обязательно ли всем студентам исповедоваться лишь у академического духовника?
- Иногда студент уже обрел духовника, у которого он постоянно исповедуется. И это очень хорошо. Обычно такие студенты отличаются от других своей особой молитвенностью, которую приобрели еще до семинарии благодаря духовнику. В некоторой степени они даже становятся духовными авторитетами для своих товарищей. Но, к сожалению, подобных студентов не так много. Хочу отметить, что наши студенты имеют прекрасную возможность исповедоваться у лаврских духовников. В стенах Киево‑Печерской Лавры нельзя пожаловаться на то, что не хватает духовного руководства, тем более что здесь сама атмосфера учит добру.

Советы относительно обучения
Наши преподаватели стараются как можно лучше делать свое дело. Но, к сожалению, не всегда удается организовать преподавательскую деятельность так, чтобы было интересно, а главное, чтобы предмет имел связь с реальной жизнью. Что делать студенту в таком случае? Игнорировать преподавателя и заниматься своими делами, делая вид, что слушаешь и записываешь лекцию? Такое поведение недостойно не только христианина, но даже и просто воспитанного человека. Христианину же, кроме воспитанности, нужно иметь смирение и уважение к любому человеку, даже к тому, который
тебе несимпатичен и неинтересен. Будущему пастырю, у которого будут разные - и добрые, и не очень добрые - “овцы”, такой опыт терпимости будет не лишним. Святитель Василий Великий советует юношам в обучении уподобиться пчеле, которая собирает нектар с различных цветов - как с красивых и полезных, так и с блеклых, и даже ядовитых.
О чтении духовной литературы
Студенты должны читать и знать как можно больше духовной литературы, чтобы хорошо ориентироваться в ней и, став священниками, быть в состоянии дать совет относительно полезного чтения другим людям. Следовательно, в выборе студентами духовной литературы, считаю, должна быть полная свобода. Они не новички в духовной жизни. Болезненно воспринимаю, когда вижу, что студент, вместо того чтобы прочесть духовную книгу, “путешествует” в интернете или пересматривает в ноутбуке боевик или другой низкопробный фильм, который ничему доброму не учит, а лишь пробуждает нечистые страсти и отнимает время. Думаю, что каждый студент за годы обучения в духовной школе должен обязательно прочитать труды преподобного Иоанна Лествичника, преподобного Аввы Дорофея, святителя Иоанна Златоуста, Древний патерик, Лавсаик, сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского. Выдающийся профессор КДА В. Ф. Певницкий считал, что прочитавшему все творения свт. Иоанна Златоуста не обязательно учиться в академии. Из этих произведений можно почерпнуть все необходимое для пастырского служения.

Непростые вопросы и наблюдения
- Случается, что человек после нескольких лет обучения осознал, что ему не быть священником. Где и как он может реализовать приобретенные в духовной школе знания? Как поступить тем, кто в процессе обучения еще не определился в своей жизни?
- Святейший Патриарх Кирилл почти на всех встречах с духовенством отмечает, что при каждом приходском храме должна действовать воскресная школа, а также штатный (возможно, и не один), материально обеспеченный, проповедник-миссионер, который может работать с молодежью в школе, вузе, издавать приходскую газету или руководить сайтом. Если все пастыри Церкви услышат этот призыв, тогда, думаю, не будет проблем со студентами, которые завершили обучение, не приняв сана. Без преувеличения, любой студент, который закончил хотя бы три класса семинарии, а тем более ее выпускник, может быть и преподавателем в воскресной школе, и миссионером-проповедником. Поэтому прискорбно, что некоторые наши бывшие студенты работают автозаправщиками, кладовщиками и т. п. Так понапрасну пропадают таланты и затраченные на обучение средства. Хочется надеяться, что впоследствии ситуация с трудоустройством наших выпускников изменится к лучшему.
Случается, что в начале обучения человек ревностно относится к своей духовной жизни, а затем наступает охлаждение, студент начинает хуже учиться. Почему? Думаю, что главная причина - в самоуверенности, когда человек не хочет в своей духовной жизни руководствоваться советами духовного наставника, который предостерегал бы его от неразумных шагов. Такой человек может, как еще говорят, перегореть и со временем впасть во многие грехи. И, наоборот, бывают люди, которые сначала, не имея доброго руководителя, ведут духовную жизнь без большого желания, а когда находят хорошего духовника, который побуждает их к духовному подвижничеству, то быстро изменяются и оставляют нерадивость. Летом, когда мы со студентами третьего класса семинарии были в паломничестве на Святой Горе Афон, в одном из греческих монастырей встретили очень ревностного монаха - выпускника нашей семинарии, который, как вспоминают преподаватели, не отличался особым благочестием.

Особенности обучения в Лавре
- Влияет ли на студентов духовной школы то, что они учатся на территории прославленного монастыря? С другой стороны, не мешают ли студентам туристы, которые посещают музей-заповедник, городская суета?
- Проживая на территории Киево‑Печерской Лавры, все студенты имеют возможность почувствовать себя в некоторой степени монахами. Ибо у них, так же как и у монахов, день начинается и заканчивается молитвой, и так же у них бывают, кроме учебы, разные послушания. Кроме того, почти половина преподавателей в духовных школах - монахи. Лаврская земля сохраняет дух подвижников благочестия. Так что есть у кого и чему поучиться. Правда, возникает проблема, когда у некоторых студентов через определенное время происходит привыкание к святыне, и они перестают осознавать, что находятся в месте, посетить которое считали бы за великий дар миллионы людей из разных уголков мира.

Достижение гармонии
Все наставники академии и семинарии очень хорошо осознают, что развитие студентов должно быть гармоничным - со вниманием как к душе, так и к телу. Для души - молитва, покаяние, науки, книги, музыка, песнопения, а для тела - пост, трудовые послушания, а также физические упражнения, которые можно выполнять в недавно открытом тренажерном зале. В этом деле главное - не нарушать иерархию ценностей. Ибо если семинаристы будут слишком заботиться о теле, а душой пренебрегать, тогда они, возможно, и станут хорошими атлетами, но пастырями они будут никудышными.
Несмотря на некоторую изолированность от обычной светской студенческой жизни, наши воспитанники не находятся в тепличных условиях. По сравнению со студентами светских вузов, наши студенты избавлены от забот о питании (оно в семинарии четырехразовое и бесплатное) и проживании (за общежитие они тоже не платят). Но они несут разные обязательные послушания. Поэтому в чем-то им легче, а в чем-то и труднее. И абсолютно точно, что, много общаясь со светскими людьми, воспитанники духовных школ хорошо осведомлены о непростых реалиях современной жизни. Страх перед миром, растерянность может возникнуть лишь у тех, у кого слабая вера, а кто в вере тверд, тот всегда будет помнить и будет руководствоваться словами прокимна, который провозглашается во время Таинства Крещения: “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся”.

Выбор жизненного пути
Учась в духовной школе, студент должен определиться, какой путь ему избрать - супружескую жизнь или монашескую. Главное - не ошибиться в выборе жизненного пути. Приведу пример. Недавно, во время упоминавшегося паломничества на Афон мы встретились с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом. Он - один из учеников известного старца Иосифа Ватопедского. И когда один из студентов задал отцу Ефрему вопрос относительно такого выбора, то старец ответил так: “Будьте внимательны в своей жизни, просите у Бога Отца, чтобы Он вам помог, и когда придет время определения жизненного пути, тогда Сам Господь через Свою благодать вас наставит”. Так, для тех, кто пытается вести благочестивую жизнь, исчезает проблема с определением своего дальнейшего жизненного пути.

Пожелания будущим студентам
В некоторых семинариях существует практика собеседования духовника с абитуриентами. Она помогает сориентироваться тем, кто согласно каноническим правилам не может быть священником. Дело в том, что, как недавно выяснилось, некоторые духовники считают, что все грехи очищаются покаянием, а потому они благословляют поступать в духовные школы лицам, имеющим к этому определенные канонические препятствия. Действительно, покаяние очищает любой грех, тем не менее, мы знаем, к чему может привести пренебрежительное отношение к канонам, их “ситуативное применение”. Считаю, что и в наших духовных школах желательно будет ввести собеседование абитуриентов с духовником перед вступительными экзаменами.
Тем молодым людям, которые захотят учиться в Киевских духовных школах и стать священниками, хотелось бы пожелать: главное - настроить себя на молитву и хранить свою душу и тело в чистоте от всякого греха. С этим заданием будет намного легче справиться, если вы найдете себе хорошего духовника, у которого регулярно будете исповедоваться. Чем раньше вы начнете возделывать покаянием пажить своего сердца, тем больше добрых духовных плодов оно принесет. Также нужно пытаться как можно больше читать хороших книг, не тратить свое время зря. И еще - помните о наставлении святых отцов, что хорошим священником может стать лишь тот человек, который чувствует себя им еще до рукоположения и живет благочестиво.

Подготовила Елена Головина

Для людей светских церковное образование - вещь таинственная и загадочная. О том, чему и как учат будущих приходских священников, митрополитов и патриархов Online812 рассказал проректор по учебной работе Петербургской Православной Духовной Академии священник Владимир Хулап.

- Д уховная семинария и академия - это две последующие ступени одного и того же образовательного процесса?
- Семинария ориентирована на подготовку священнослужителей, которые несут свое служение на приходах Русской Православной Церкви. Период обучения длится 4 года - до недавнего времени составлял 5 лет, но сейчас мы получаем государственную аккредитацию и переходим на общую образовательную систему. Семинария - это бакалавриат, магистратура - первые два года академии, затем аспирантура - вторая ступень академии. Во время обучения в семинарии человек определяется, хочет ли он дальше заниматься наукой или будет священником или дьяконом. Те, кто хочет идти на приход, после семинарии поступают в распоряжение своего правящего епархиального архиерея. А студенты, желающие углубить знания, идут в академию. Там у нас 4 отделения: библейское, где изучают Священное Писание, богословское - это история христианского богословия и философии, церковно-историческое и церковно-практическое. На последнем изучается литургика, то есть наука о богослужении, каноническое право, педагогика, психология, социальная работа. После двух лет обучения ребята пишут магистерские диссертации и потом могут поступать в аспирантуру.

- Как происходит распределение после семинарии?
- Распределением занимает Учебный комитет - структура, находящаяся в Москве. Сейчас действует правило, что человек, закончивший семинарию и не имеющий сана, должен два года нести церковное послушание в той епархии, куда его направят. Если выпускник женат и является клириком нашей епархии, естественно, он остается здесь.

- А лучшие студенты получают преференции?
- Тем, кто хорошо знает языки, мы предлагаем отправиться учиться за рубеж. Кого-то мы можем оставить преподавать у нас. Если человек приехал учиться из другой епархии, где у него остались родители, где его ждет обратно архиерей, естественно, он возвращается домой. Какой-то единой жесткой системы не существует.

- Студент может отказаться ехать по распределению?
- Да, но тогда он не получит диплом.

- После этих двух лет место работы можно выбирать?
- Если человек не рукоположен, он сам может выбирать место своего служения, которое ему кажется предпочтительнее.

- А если рукоположен?
- Здесь уже вступают в силу другие механизмы - человек становится клириком конкретной епархии, он связан с ней, а смена епархии - довольно сложный процесс.

- Сколько в России семинарий и академий?
- Сейчас около 40 семинарий, примерно столько же духовных училищ. Академии Русской Православной Церкви есть в Петербурге, Москве, Минске, Киеве и Кишиневе.

- А что такое духовное училище?
- Здесь предлагается сокращенная семинарская программа. Открытие училищ было во многом связано с нехваткой духовенства в начале 90-х годов, когда наша Церковь в короткое время получила большое количество храмов. Период обучения продолжается 2 - 3 года. Сейчас тенденция такова, что многие училища стараются подтянуть свой уровень до семинарии.

- Для этого есть какая-то внутрицерковная аккредитация?

- Да. Есть специальные проверки, которые проводит Учебный комитет. Кроме того, в светских российских вузах открыты порядка 40 теологических факультетов и кафедр, где можно получить богословское образование.

- Это государственная специальность?
- Да, она была введена в 2000 году. Есть госстандарт по теологии. В ближайшее время мы надеемся получить аккредитацию и сможем выдавать диплом государственного образца

- Выпускник вашего заведения и, допустим, медресе - они будут иметь одинаковые государственные дипломы?

- Не знаю, есть ли в России аккредитованные медресе. Специальность в госстандарте называется теология, в ее рамках существует теология православная и исламская. Буддисты и иудеи, насколько я знаю, пока свои стандарты не выработали. В нашем дипломе будет написано «христианская (православная) теология». Но наполнение программ, конечно, конфессиональное.

- Какие у вас порядки - ближе к светскому вузу или военному училищу?

- Наверное, все-таки ближе к военному. Традиционно семинария - закрытое учебное заведение. Здесь действует четко расписанный порядок дня. В 7 часов студенты встают, в 8 - молитва, длящаяся около 20 минут, потом завтрак и в 9 - лекции. Занятия идут до половины третьего с перерывом на полдник, потом обед и после трех различные мероприятия - спевки хоров, самостоятельная работа, библиотека, свободное время. В 22 вечерняя молитва и в 23 - отход ко сну.

- Нарушители режима бывают? Кто-нибудь взял и ушел в город.
- Выход из семинарии в нелекционное время свободный. Никакого пропуска не нужно. Кроме того, существуют дни отдыха, которые студенты могут проводить, как хотят. Но есть и обязательные богослужения - в субботу вечером, в воскресенье утром и в праздники. Каждое утро и вечер небольшие группы студентов - череды - совершают богослужения в 6 утра и вечера.

- Если студент ночевать не придет - это повод для отчисления?
- Это повод для разбирательства. У нас есть воспитательское совещание, которое собирается и принимает решение в зависимости от того, чем проступок был вызван. Отчисление - это крайняя форма. Если мы студента зачислили, проблемы, связанные с его поведением, - это проблемы нашего воспитательского процесса. Отчислить человека проще всего. Сделать так, чтобы наш распорядок и традиции воспринимались молодыми людьми не просто как нечто внешнее, вызывающее противодействие, - вот это особое искусство, которому нужно учиться всем, и студентам, и преподавателям.

- А порядки сейчас и порядки сто лет назад - более либеральные или такие же?
- Конечно, нынешние реалии иные. У студентов есть доступ в интернет и возможность пользоваться локальной сетью. А внутренние порядки - это просто некие сигнальные флажки, которые не дают впадать в крайности. Кто-то, может быть, хочет заниматься до 4 часов утра, но ему говорят, что надо помнить о здоровье. Если здесь студенты научатся дисциплине, им будет проще выстраивать такую дисциплину на приходе - богослужение должно начинаться вовремя, на него нужно приходить заранее и т.д.

- В академии такие же порядки?
- Да. С той разницей, что там больше времени для самостоятельной научной работы. К тому же в семинарии есть то, что мы называем послушанием, - работы, которые выполняют студенты. Например, дежурство на вахте или уборка территории. Студенты академии от этого освобождены.

- А с бытовой точки зрения как у вас живут?

- Обучение у нас бесплатное, студенты обеспечены всем: питанием, им шьют подрясники, в которых они ходят на занятия, выдают небольшую стипендию. В семинарии в комнате живет 4 - 6 человек. Удобства на этаже. Чем выше студент продвигается по учебной лестнице, тем больше у него возможностей улучшить свои условия - те, кто пишет магистерские работы в академии, живут уже в отдельных комнатах, чтобы им лучше работалось. У нас почти 500 студентов - помимо семинарии и академии есть еще регентское и иконописные отделения, и мы были бы рады поселить всех в комнатах по 1 - 2 человека, но просто не имеем такой возможности. Второе наше здание по адресу: Обводный канал, 7, которое нам уже давно должны были передать, пока не возвращено - в нем до сих пор находится физкультурный колледж, который никак не может подобрать альтернативное помещение.

- Женатые студенты могут жить дома?
- Да, конечно.

- Сталкиваетесь ли вы с проблемой, характерной для светских вузов, - когда выпускники не идут работать по специальности, и деньги на их образование оказываются потраченными зря?

- Конечно, хотелось бы, чтобы человек стал священнослужителем или церковнослужителем, но если он в семинарии понимает, что это - не его стезя, и выбирает какую-то другую стезю, оставаясь при этом церковным человеком, - что ж, это его путь. Невольник - не богомольник, как говорит русская пословица. Наверное, лучше, если человек это осознает в семинарии, чем после рукоположения он поймет, что ошибся. Четкой статистики, сколько наших студентов не становятся священнослужителями, у нас нет. Однако мы готовим не только священно- и церковнослужителей, но и регентов церковных хоров, иконописцев - тех, кто может также трудиться на благо Церкви.

- Какой у вас конкурс?
- В этом году 1,5 человека на место в семинарию, в академию - 1,3. Поскольку мы ограничены в помещениях, то не можем принять желающих. Принимая, ориентируемся не только на уровень знаний, но и на церковность человека. В 90-е годы нередко рукополагали в священники людей, не имеющих богословского образования. Для них мы открыли заочное отделение семинарии, а в следующем году - и академии.

- В начале 90-х конкурс был больше?
- Когда я поступал в семинарию в 92-м году, конкурс был выше, 2 - 3 человека на место. Тогда был совсем другой контингент абитуриентов, поступало много людей, уже имевших высшее образование. Многие под тридцать, состоявшиеся в жизни люди. Правда, тогда на всю страну действовало всего несколько семинарий. Сейчас в семинарии поступают в основном 17-летние - те, кто посещал воскресную школу и решил посвятить свою жизнь служению Церкви. У таких людей нет своего жизненного опыта, они только что со школьной скамьи, но зато это в основном ребята, которые связаны с Церковью, представляют себе, что такое жизнь Церкви и служение священника. Сейчас ситуация с числом поступающих стабилизировалась, но начинается демографическая яма, которая скажется на всех учебных заведениях, в том числе и на нашем.

- Что у вас сдают на вступительном экзамене?

- Катехизис, т.е. основы христианского вероучения, библейскую историю, историю Церкви, основы богослужения, чтение на церковнославянском языке и сочинение по русскому языку. Плюс все поступающие проходят собеседование с ректором, проректорами и духовником академии.

- Как решается вопрос с армией?
- Очень тяжело. Законодательно этот вопрос пока не решен. Мы боремся за каждого студента. Если наша борьба заканчивается неудачно - есть военные части, тесно связанные с православным храмом, находящимся рядом, и мы стараемся, чтобы наши студенты попадали туда. После армии мы рады принять их обратно и наш ректор дарит каждому такому вернувшемуся ноутбук. Конечно, обидно, когда хотят забрать в армию студентов академии, потому что перерыв в учебном процессе сказывается на них негативно. Когда мы получим государственную аккредитацию, эта проблема, я надеюсь, будет решаться проще.

- То есть сейчас у вас могут призвать студента с любого курса?

- Фактически да.

- Какие предметы преподают в семинарии?
- Блок, связанный со Священным Писанием, богословие, история христианской Церкви, более углубленно - Русской Православной Церкви. Есть пастырский блок - аскетика, т.е. основы духовной жизни, литургика, каноническое право - церковное законодательство, и т.д. Помимо этого, светские науки - педагогика, психология, информатика, но, конечно, с нашей спецификой. Есть гомилетика - наука о проповеди. Мы договорились с некоторыми храмами города, в которых по воскресеньям проповедуют наши студенты. В этом учебном году мы вводим социальную практику, в рамках которой наши воспитанники будут работать в разных социальных учреждениях, помогать людям в трудной жизненной ситуации.

- То есть один читает проповедь, все остальные слушают, а потом обсуждают?

- У нас есть учебные проповеди, они произносятся в академическом храме, записываются на видео и разбираются на занятиях по гомилетике. В храмах же города произносят проповеди во время обычного богослужения.

- В свободное время студенты самоорганизуются? КВНы или спортивные соревнования устраивают?

- Я, признаться, не встречал с их стороны инициативы организовать КВН. У нас есть футбольная команда, она регулярно участвует в турнирах. Возможности заниматься спортом имеются, хотя и не в том объеме, в котором нам хотелось бы. Студенты проводят концерты, в том числе и с соревновательным элементом. В семинарии и академии существует студенческий совет, и мы вместе занимаемся всеми этими вопросами.

- Как вы взаимодействуете с другими конфессиями и религиями?
- У нас хорошие отношения с католической семинарией в Петербурге. Их студенты нас недавно посещали, и мы в ближайшее время пойдем познакомиться с их жизнью. Как правило, сотрудничество выражается в участии в конференциях и работе в библиотеках друг друга. Какого-то широкого сотрудничества с нехристианскими религиями у нас нет. Есть курс по истории религии, но он построен в форме лекций и семинаров.

- А вы студентов готовите для диспутов с другими религиями?
- Форма диспута - это некая средневековая форма. Сейчас лучше говорить о диалоге. Хотя формат дискуссий на семинарских занятиях применяется довольно широко. Кроме того, есть предмет апологетика - защита православного учения. Мы закладываем базу, на основании которой впоследствии наши выпускники, если у них появится необходимость вести диалог или диспут, могут вполне адекватно представить православную точку зрения.

Возможно ли выпускнику католической семинарии поступить в вашу академию. Или вашему студенту поехать учиться на Запад?
- Да, сейчас наши студенты учатся в Германии, Франции, Италии и Америке. В рамках Болонского процесса как раз пытаются реализовать систему модульности, когда человек ряд модулей прослушал в одном учебном заведении, потом поехал в другое. Я, например, учился в Германии, там защитил докторскую. Но чтобы выпускник католической семинарии поступил к нам - вряд ли это возможно, поскольку у каждой семинарии своя специфика. Хотя у нас есть семинарист, который раньше учился в католической семинарии, но теперь перешел в православие. Какие-то предметы мы ему зачли, какие-то он должен досдавать.

- Почему вы учились именно в католическом учебном заведении?
- Вначале это были курсы немецкого языка университета в Германии, который предлагал стипендию для православных студентов. Потом я погрузился в университетскую жизнь и остался там учиться. Вообще нам нужны специалисты по западному богословию, некоторые отрасли науки - библеистика, историческая литургика - очень глубоко разрабатываются именно западными исследователями. Без контакта с ними серьезных наработок нам не осуществить.

- С дипломом светского вуза можно поступить в академию?
- Обычно мы берем таких студентов на старшие курсы семинарии, поскольку у нас есть ряд пастырских дисциплин, отсутствующих в светской теологии. Например, гомилетика, практическое руководство для пастырей и т.д.

- Выпускник светского вуза может быть рукоположен в священники?

- Теоретически да, хотя сейчас существует тенденция рукополагать только после получения богословского образования.

- Светские преподаватели у вас есть?
- Да. Например, стилистику читает преподаватель из РГПУ им. Герцена, ряд исторических предметов - из СПбГУ. Для нас важно, чтобы они понимали нашу специфику, подходя к преподаванию не просто формально - отчитать лекцию, и все. Надо найти точки соприкосновения между преподаваемым предметом и жизнью наших студентов.

- Куда можно идти работать с богословским образованием, кроме как в церковь?

- Например, один выпускник нашей академии сейчас - советник председателя Совета Федерации, он будет у нас в следующем семестре преподавать предмет «Светское законодательство в религиозной сфере». Проблема с трудоустройством выпускников светских богословских вузов существует, пока не введено преподавание «Основ православной культуры» в школах. Хотя многие выпускники по специальности «светская теология» преподают, занимаются переводами, многие работают на приходах. Здесь все зависит от того, как человек воспринимает свое образование, будь то в семинарии или в светском вузе, - как подготовку к работе или как подготовку к служению. Православной Церкви нужны люди, готовые служить в ней, а не просто рассматривающие ее как место работы.

- А полковых священников вы готовите?
- В этом году у нас нет курса по взаимоотношениям Церкви и армии - в следующем, я надеюсь, он уже будет. Тем не менее, мы регулярно приглашаем священников, которые работают в военных частях, на встречи с нашими студентами, чтобы они делились своим опытом.

Я смутно помню из курса истории, что до революции священнику обязательно было жениться - иначе он не получал приход.
- До революции неженатых священников практически не было. Либо монахи, либо женатые священники. Нынешние неженатые священники - не очень распространенное явление, скорее, исключение. Человек до принятия сана должен определиться со своим жизненным путем - будет ли он жениться или примет монашество. Поэтому прежде, чем принимать соответствующее решение, студенты должны хорошо подумать и все взвесить. В том числе и по этой причине мы не рукополагаем никого до третьего курса. Ведь большинство из тех, кто к нам приходит, - выпускники школ, у которых желание стать священником существует нередко пока только на эмоциональном уровне.

- С церковной историей все более-менее понятно. А на какую тему можно писать дипломы по другим разделам богословия?

- У нас каждый год утверждаются темы дипломов, и их спектр очень широкий. Исследование и переводы священных текстов, богословское осмысление философии, в том числе и светской, богословский взгляд на проблемы современного мира, православный анализ инославных и нехристианских религиозных взглядов. Методологически это не обязательно должна быть критика. Находясь в рамках православной традиции, человек может размышлять, как соотнести эту традицию с сегодняшним днем. Например, у нас есть темы дипломов по вопросам биоэтики. Что касается библеистики, то здесь некоторые студенты пишут работы по библейской археологии, занимающейся раскопками в Палестине, и соотнесением этих данных с текстом Священного Писания. У нас сейчас как раз преподаватели находятся на раскопках в Израиле.

- А если результаты раскопок вступают в конфликт с библейским изложением истории?
- К одним и тем же раскопкам и артефактам всегда можно подойти по-разному. Наука движется вперед, и те истины, которые вчера рассматривались под одним углом зрения, сегодня представляются иначе. Мы стараемся предоставлять студентам объективную картину развития науки и рефлексировать ее с точки зрения православия, никоим образом не подтасовывая факты.

Ну вот известная история, что царь Ирод умер за два года до Рождества Христова. Может ли обсуждаться вопрос, что Библия не точна?
- В данном случает вы не найдете в Библии конкретных дат - здесь нигде не сказано, что Иисус Христос родился в первый год Рождества Христова. Эту дату установили в 524 году на основе пасхальных циклов, спроецировав их назад. Конечно, в рамках курса Священного Писания мы говорим об этих данных, разбираем датировку Евангелий и апостольских посланий. Просто это можно делать по-разному: например, с точки зрения рациональной критики или с традиционной православной точки зрения, принимающей во внимание данные современной библеистики.

- Научная работа ведется только в академиях или есть еще какие-то научные центры?

- В наших стенах разрабатываются разные направления богословия: например, очень динамично развивается библейская археология, но вообще-то в России несколько научных богословских центров. У нас довольно активная научная жизнь, и мы хотим, чтобы студенты как можно раньше в нее включались через участие в конференциях, написание статей и т.д. Стараемся выявлять самых сильных и помогаем им продвигаться в научной работе

Беседовал Станислав ВОЛКОВ

Вроде бы и студенты, но непростые: строгая форма, степенные движения и закрытая от посторонних глаз жизнь, непохожая на повседневность обычных «студней». Учащиеся духовных семинарий - люди для светского большинства загадочные, и их

В самый разгар летней сессии семинаристы Московской духовной академии беседуют с «Известиями» об учебе, теологии и своих взглядах на романтические отношения

Вроде бы и студенты, но непростые: строгая форма, степенные движения и закрытая от посторонних глаз жизнь, непохожая на повседневность обычных «студней». Учащиеся духовных семинарий - люди для светского большинства загадочные, и их жизнь обрастает разными мифами. Корреспондент «Известий» расспросила будущих священников, как у них с чувством юмора, зачем к ним в гости приезжал Федор Конюхов и действительно ли к академии выстраивается очередь из потенциальных невест.

Три дня в одном

В Сергиев Посад я приехала с утра - в 11. Духовная академия - как раз на территории Троице-Сергиевой лавры, похожей на большое белое облако с золотыми и синими бликами-куполами. Вокруг академии - небольшие парки со скамеечками, почему-то вызывающие у меня ассоциации с Царскосельским лицеем. Да и сами семинаристы в стильных черных кителях скорее напоминают пока задумчивых лицеистов, чем будущих священнослужителей.

Впрочем, форма не у всех - из-за жары многие ее снимают и ходят, как обычные парни, в футболках… «Юноши» здесь - от 16 до 30, не только со всей страны, но и из Белоруссии, Украины, Германии, Америки и, представьте, даже из Китая.

Экзамены воцерковленным выдержать нетрудно. Но волнительно: как-никак конкурс два человека на место. Первый этап обучения - семинария, затем - академия, что-то вроде аспирантуры. У абитуры - свои приметы. «Абитуриентов отправляют на послушания (трудовые обязанности), - делится семинарист Алексей. - Мне довелось попасть в иподьяконскую чистить кадила. И иподьяконы рассказали страшилку. Который год к ним на послушание назначают двух студентов. И всегда один поступает, а другой нет. И ведь сбылось! Я, к счастью, оказался поступившим».

По коридорам семинаристы передвигаются тихо - в здании и меня не покидает ощущение необычного спокойствия. Большинство здесь готовится к сессии. Заглядываю в аудиторию - склоненные студенческие головы среди книжных «баррикад». У каждого свой постоянный письменный стол, хаотично покрытый учебниками, которые там же и хранятся.

Сейчас занятий нет, но обычно расписание очень жесткое. Ранний подъем - чтобы успеть к утренней молитве перед завтраком, затем с 9 - учеба.

«Учимся обычно 4 урока по 70 минут. - рассказывает Михаил, мой проводник по закоулкам академии. - Перемены у нас по 15 минут, а после второго урока 20 минут полдничаем… » Ассортимент в столовой мало отличается от обычного общепитского меню. «Типичная наша еда - картошка с котлетой. А в пост - картошка без котлеты», - смеется Миша. Но есть и фрукты, и сладости.

После обеда отдых, а с пяти вечера - три часа самоподготовки. Отлынивать нельзя, прогульщики попадают на «стену плача» - доску, где вывешиваются выговоры. В 22.00 - вечерняя молитва, в 23.00 - отбой. «Такая плотность событий бывает, что к вечеру кажется, будто уже дня три прошло», - делится ощущениями первокурсник Андрей… Немудрено - в перерывах между занятиями, молитвами, едой и сном они еще и трудятся, выполняя послушания…

От кардинала до Конюхова

Но все-таки, что вы делаете в свободное время? - интересуюсь я.

Спим! - хором отвечают семинаристы.

А если серьезно, в сессию чаще за чаем беседуют, в том числе и на темы теологические. На первом курсе многие переживают кризис «наивной веры» и, пересмотрев прежние представления, обретают более зрелый взгляд на жизнь. На самообразование времени не жалеют, научные работы пишут на всевозможные темы: от истории храма собственной епархии до богословской символики у Толкиена.

Конечно, люди все разные, без взаимных притирок и компромиссов жить здесь невозможно. Кто-то приезжает из деревни после сельской школы, у кого-то за плечами вуз. Первокурсники живут почти экстремально - в общежитии по 18 человек в комнате. Личный «угол» семинариста - лишь кровать и тумбочка. Трудно сосредоточиться на своих делах - зато нескучно. А выучившись терпению, на старших курсах попадаешь в менее «людную» обстановку.

Кстати, в академию наведывается множество делегаций - и парижского кардинала принимали, и путешественника Федора Конюхова, живущего, кстати, в Сергиевом Посаде: «Рассказывал нам, как наедине с природой ощущает присутствие Бога в своей жизни».

«Романтика уставом не предполагается»

Сюда поступают и девушки - в регентскую или иконописную школу. «У нас конкурс - 10 человек на место», - гордо сообщает Аня, будущий мастер иконописи. Но над мифом о том, что академию штурмуют толпы потенциальных матушек, сами студенты смеются: «В миру же не обсуждают женщин, которые хотят выйти за космонавтов или водителей автобусов… »

Знакомства обычно происходят случайно, - рассказывают ребята. - Кто-то из семинаристов заходит в регентскую или иконописную школу - или наоборот - и встречают вторую половинку. У других есть невесты в родном городе или селе. Вообще, эта проблема преувеличена, у нас нет озабоченности браком.

Собирательный образ «идеальной девушки семинариста» парни мне так и не составили - у всех вкусы разные. Но существуют канонические требования к супруге будущего священника - она должна быть невинной и крещеной.

Для ухаживаний времени у них немного. «Романтика не предполагается уставом», - смеются семинаристы. Хорошо, мол, если выкроишь десять минут до звонка или погуляешь по Пафнутьевому саду тут, в лавре… Моя знакомая, встречавшаяся с семинаристом, говорила про то же: «Я поняла, что быть девушкой семинариста - это постоянно его ждать. Был один случай, поступает абитуриент в семинарию, отец проректор, принимая документы, спрашивает: „У тебя сколько бабушек?“ - „Две было… “. Проректор: „А сейчас они где?“ Абитуриент лепечет: „Умерли“. Отец проректор вздыхает: „Запомним. А то у некоторых по две бабушки в год умирает, всё на похороны ездят“… Что делать, свободного времени нет, а встретиться с девушкой хочется… »

Продлившееся детство

Есть у семинаристов свой спортзал. Хотя девушки чаще отдыхают на природе. От внешнего мира студенты академии не отгораживаются - но и общаться с местными не рвутся. «Для этого нужен какой-то повод. А специально знакомств никто не ищет, да и времени нет… »

После сессии их ждут каникулы: это слово явно воодушевляет и моих собеседников - как любых студентов. Регенты и иконописцы отдыхают с Нового года до Крещения (19 января) и с 1 июля до Успения (28 августа). У семинаристов каникулы поменьше: 10 дней зимой и 40 дней летом. Ездят на каникулы посменно, чтобы жизнь в академии не останавливалась.

Впрочем, и в учебное время им живется нескучно. Здесь есть свой «профессиональный» юмор. Попросив выключить диктофон, Леша рассказывает мне шутку про шестикрылого серафима. Пообещала не печатать, но, уверяю читателей, с юмором у семинаристов все в порядке.

А мне все-таки интересно - как же досеминарская жизнь? Осталось ли там хоть что-то вызывающее ностальгию? Как же эта вседозволенность, которую подавляющее большинство моих знакомых вряд ли согласилось бы сменить на этот строгий самоконтроль?.. По глазам ребят вижу: здесь они действительно счастливы: «Мы вполне обычные люди, просто соблюдаем некоторые ограничения. И для нас они естественны, это как нельзя брать горячего - обожжешься».

При этом ничто человеческое им не чуждо. И духовная академия для них - не какая-то строгая казарма, а скорее нечто вроде того же лицейского братства. Не случайно, кстати, многие священники считают учебу золотым периодом своей жизни. «Когда я окончил истфак свой в Томске, думал, детство закончилось, дальше работа, - вспоминает Алеша. - Поступил сюда, а здесь основная среда - люди, у которых энергия бьет через край. И открывается второе дыхание».

«Современная матушка - довольно бойкая»

Лидия, матушка из Подмосковья:

«Я работала реставратором в одном из местных храмов. А семинаристов часто привлекали к уборке… И вот однажды группа семинаристов от усталости просто полегла на свежей майской траве. И путь мой как раз пролегал прямиком через „лежбище“. Мое внимание привлекла копна пышных кудрявых волос. Из-под нее сверкнул любопытный глаз… Так я его и запомнила».

О рукоположении: «Полностью ответственность осознаешь тогда, когда в храме под пение „Аксиос!“ на твоего мужа возлагают крест. И вот смотришь на него - вроде он твой человечек, но уже и не твой. Во время рукоположения священник обручается Церкви. Поэтому по традиции женатое духовенство не носит обручальных колец».

О самореализации: «Современная матушка - довольно бойкая особа, нередко с высшим образованием. Детей у нее не менее трех, она почти наверняка водит автомобиль, может работать и в светском учреждении и даже делать карьеру. Она активный пользователь интернета, само собой - сотовой связи, разбирается в современных технологиях, политике и отчетах в налоговую. Быть женой священника вовсе не означает поставить крест на самореализации».

О роли матушки в семье: «Основная сфера деятельности священника - это люди, причем в 80% случаев - люди с проблемами. Часто с очень тяжелыми, ведь в основном человек идет в храм только когда „прижмет“. Представьте, каково это - целыми днями выслушивать чужие проблемы, вскрывать чужие болячки, спорить, убеждать. Когда священник, измотанный бесконечными горестями чужих людей, приходит домой - кто его приголубит-пожалеет? Матушка».

О моде: «Брюк, мини-юбок и всяких ультрамодных штучек в моем гардеробе нет. Скажу по секрету, у меня даже уши не проколоты! Я предпочитаю классический романтический стиль. Очень люблю длинные юбки и платья. В юности очень любила косметику, но теперь использую только лечебную. Мысль, что православие отметает всякое внимание к внешности, ошибочна. Верующий должен быть образцом для окружающих, в том числе и во внешнем виде».

Об общественном мнении: «Моему семилетнему сыну, как только по школе пронесся слух, что его отец - священник, дети стали высказывать - какая у нас машина, как мы одеваемся и прочее. И чего только не услышит матушка, пришедшая в женскую консультацию с четвертой, а тем более пятой, седьмой беременностью! И кошками обзывают, и кроликами, и „на детских пособиях хотите разбогатеть“, и „дурачки - презервативами пользоваться не умеют“… А если рассудить - кому какое дело? Кроме того, мы нередко сталкиваемся с тем, что люди считают, что нас можно только топтать. А если мы начинаем добиваться справедливости у тех же чиновников, делают изумленные глаза: „А что это вы? Вы же верующие?!“ То есть раз верующий - молчи себе в тряпочку и не выступай».

О воспитании детей: «Дети не могут находиться в изоляции от мира, им необходимо общение. Иначе они не будут должным образом подготовлены к самостоятельной жизни. Вот и приходится маневрировать между двумя мирами… Строго сортируем компьютерные игры, мультфильмы, детские передачи, книги. Нашему старшему сыну как-то подарили на день рождения „Энциклопедию для мальчиков“ от 9 до 14 лет. Благо я пролистала книгу - в нее входила статья про интимную жизнь, содержание которой было на уровне какого-нибудь „СПИД-инфо“. Книгу ликвидировала».

Анна, матушка с Украины:

О себе: «Я выросла в интеллигентной семье, родители дали мне неплохое образование - элитная английская школа, которую я окончила с золотой медалью. Поскольку я выросла в курортном городе, свою жизнь я собиралась связать с туристической сферой».

О знакомстве с будущим мужем: «Мы познакомились в монастыре, прихожанкой которого я тогда была. Он учился в Духовной академии. Хотя я не представляла своей жизни без православия, желания связывать свою жизнь с будущим священником у меня и в помине не было. Поэтому до встречи с ним на семинаристов и академистов я не смотрела всерьез как на потенциальных мужей. И ничем при знакомстве он меня не впечатлил, кроме разве что внешности. И лишь узнав его лучше, прониклась симпатией и уважением».

О романтике: «Когда будущий муж впервые уехал на летние каникулы, у меня в троллейбусе как раз увели мобильный, а купить новый не было средств. Поэтому несколько недель прямо как в старые добрые времена мы писали друг другу обычные письма. У меня та пачка писем хранится до сих пор, как великая драгоценность».

О браке: «Вообще-то я никогда не думала, что для меня выбор будущего спутника жизни менее ответственен, потому что теоретически в случае развода я смогу выйти замуж, и при желании даже не один раз, а он - нет. На свой брак я всегда смотрела и смотрю, как на первый и последний. И мой муж для меня в первую очередь - это муж, любимый человек, а уже потом на втором месте - священник… »

О прихожанах: «Прихожане у нас в основном бабулечки, и относятся они к нам очень хорошо. Хотелось бы, конечно, чтобы в церковь ходило больше молодых, но увы… Я по мере возможности занимаюсь с местными старшеклассниками математикой и английским».

О реакции окружающих: «Родители отреагировали на брак спокойно, для них было главным, чтобы мы любили друг друга и были счастливы. Со знакомыми посложней - они были в недоумении. А мой начальник, когда узнал, что я вскоре собираюсь уволиться и уехать с мужем, причем неизвестно куда, сказал, что я дура, которая встала на путь деградации».