Open
Close

Литература 1920 1930 х годов сообщение. Миф о рождении нового мира и человека

Советская литература 1920 -1930 -х годов Основные принципы: партийность, диалектический материализм, исторический оптимизм, то есть социальный утопизм, создание мифа о скорой победе мировой революции. А. В. Луначарский: «поэт, который не является агитатором, вообще не заслуживает никакого внимания, да и не может быть такого поэта» , поэт должен «сеять крепкие семена нашей классовой мудрости» .

Советская агитационная поэзия Демьян Бедный «Проводы» 1918 год «Не ходил бы ты, Ванёк, Да в солдаты!» «Будь такие все, как вы, Ротозеи, Что б осталось от Москвы, От Расеи? » «С Красной Армией пойду Я походом, Смертный бой я поведу С барским сбродом. Что с попом, что с кулаком – Вся беседа: В брюхо толстое штыком Мироеда!» «Русь родная, вольный край, Край советский!»

Александр Жаров 1904 -1984 В 1918 г. – секретарь комсомольской ячейки, делегат Третьего съезда Российского Коммунистического Союза Молодёжи, на котором выступил Ленин с лозунгом «Учиться, учиться и учиться!» Комсомольский поэт, автор гимна советских пионеров «Взвейтесь кострами» (1918). «Взвейтесь кострами, Синие ночи! Мы, пионеры, Дети рабочих. Близится эра Светлых годов. Клич пионера: «Всегда будь готов!»

Эдуард Багрицкий 1895 -1934 «Смерть пионерки» (1932): Красное полотнище Вьётся над бугром. «Валя, будь готова!» Восклицает гром. Валя в синей майке Отдаёт салют. «Я всегда готова!» Слышится окрест. На плетёный коврик Упадает крест.

Героико-романтический миф о гражданской войне Николай Тихонов (1896 -1979). Сб. «Орда» (1921), «Брага» (1922). Поэтизация подвига. «Баллада о гвоздях» (1922): Адмиральским ушам простукал рассвет: «Приказ исполнен. Спасённых нет» . Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей.

Неоромантизм в комсомольской поэзии Михаил Светлов (1903 -1964). «Гренада» (1925): Я хату покинул, Пошёл воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные! Прощайте, семья! «Гренада, Гренада моя!» Пробитое тело Наземь сползло, Товарищ впервые Оставил седло. Я видел: над трупом Склонилась луна, И мёртвые губы Шепнули: «Грена…»

Миф о рождении нового мира и человека Александр Малышкин. Повесть «Падение Даира» (1921) – о взятии Перекопа, образ коллективного героя (массы красноармейцев) и вожака («каменный» командарм). Дмитрий Фурманов. Роман «Чапаев» (1923) – легендарная личность В. И. Чапаев, комиссар Клычков (идеолог нового мира). Александр Серафимович «Железный поток» (1924) – стилизация под «Тараса Бульбу» . Командир Кожух – человек новой породы. Александр Фадеев. Роман «Разгром» (1926). Командир партизанского отряда Левинсон – человек особой породы, преодолевает человеческие слабости. Подвиг Метелицы (схвачен белогвардейской контрразведкой). Интеллигент Мечик – предатель. Николай Островский. Роман «Как закалялась сталь» (1934). Павка Корчагин – кочегар, комсомолец, красноармеец, чекист – непобедим перед ударами судьбы (боль, слепота). Современный Прометей делает из своей жизни модель поведения советского человека. Корчагин – делегат Шестого съезда Российского Коммунистического Союза Молодёжи.

«Как закалялась сталь» (1934) «Самое же главное – не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови» . «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной!»

«Как закалялась сталь» (1934) Часть 2. Глава 3. «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества» .

Революционно-героическая драма 1920 -1930 -х годов Константин Тренёв. «Любовь Яровая» (1926). Михаил служит у белых, жена Любовь – у красных, стреляет в мужа. Борис Лавренёв. «Разлом» (1928). Татьяна Берсенева выдаёт мужа, капитана крейсера «Заря» («Аврора»), участника контрреволюционного заговора. Всеволод Вишневский. «Оптимистическая трагедия» (1933). Женщина-комиссар из матросов-анархистов сформировала революционный полк, который разбил противника. Комиссар убита, приказ выполнен, финал оптимистичен.

Борис Пильняк (Вагау) 1894 -1938 Роман «Голый год» (1921). Поэтизация революционной стихии, показал «звериный лик революции» . Слияние в революции стихийного и программного. Симпатии отдаёт не «людям в кожаных куртках» , воплощающих революционную волю («могёт энегрично фукцировать»). Параллелизм между природной и социальной жизнью, Петровской и Октябрьской революцией. «Повесть непогашенной луны» (1926) – тираж журнала «Новый мир» конфискован. Проблема произвола тоталитарной власти. 1929 г. – за издание в Берлине повести «Красное дерево» снят с должности председателя Всероссийского союза писателей. 1937 г. – арест за организацию террористического заговора против членов правительства. 1938 г. – расстрелян. Посмертно реабилитирован.

Исаак Бабель (Бобель) 1894 -1940 «Конармия» (1922 -1926) – 37 новелл. Характеры красноармейцев противоречивы: удаль и звериная жесткость. «Письмо» (убийство брата и отца, любовь к жеребцу Стёпе). «Соль» (красноармеец застрелил женщину, выдававшую свёрток соли за ребёнка). 1939 г. – арест. 1940 г. – расстрел, кремирован. 1954 г. – реабилитирован «за отсутствием состава преступления» .

Владимир Зазубрин (Зубцов) 1895 -1937 «Два мира» (1921) – о жестокостях гражданской войны. 1923 -1928 г. живёт в Новониколаевске (Новосибирске), председатель Союза сибирских писателей. Повесть «Щепка» (1923). Не была напечатана по идеологическим соображениям. Первая публикация в журнале «Сибирские огни» (1989. № 2). С 1928 г. – травля, освобождён от работы в журнале, исключён из партии. Переезд в Москву. 1937 г. арест, расстрелян в тюрьме.

«Щепка» О Ней и о Ней Показан механизм террора ЧК, человек показан как «щепка» , отбрасываемая волнами революционных бурь и перемен. Предгубчека Срубов поражён несоответствием революционных идеалов и средств их осуществления. Два лика революции: красный (великие цели) и серый (будни, террор). Чекист Исаак Кац, товарищ по гимназии и университету, расстрелял отца Срубова, работа расстрельщика ожесточает, запивается. Понимает, что волна репрессий поглотит и его: «Мусорщик с метлой уже пришёл» .

Борис Лавренёв (Сергеев) Повесть «Сорок первый» (1926) Трагическая любовь 18 -летней рыбачки Марютки, красноармейца-снайпера, и интеллигентного белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Революция дала возможность Марютке ощутить собственное достоинство. Пишет стихи: «складаю, на народовать не хотят» . Марютка выполняет революционный долг (убивает белогвардейца), а душа сопротивляется: «Что я наделала? »

Константин Федин Роман «Города и годы» (1924) Входил в литературную группу «Серапионовы братья» . 1959 -1971 г. возглавлял Союз советских писателей. «Города и годы» . Время с 1914 по 1922 г. Начинается с развязки: 1922 -1919 -1914 -1916 -1917 -1920 -е годы. Столкновение дух идеологий, двух государств (Германия, Россия), двух народов (первая мировая война), двух героев: русский художник Андрей Старцов и немецкий художник, затем коммунист Курт Ван. Проблема: герой и время. Андрей не сумел войти в своё (жестокое) время, живёт по вечным заветам дедов. Героя переехало колесо истории. Убит бывшим другом, «проволочным» человеком Куртом.

Антисоветская публицистика М. Горький. «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» (1918). А. Ремизов. «Слово о погибели русской земли» (1917), «Заповедное слово русскому народу» (1918). Л. Андреев. «SOS» (1919). А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции» (Париж, 1921).

Алексей Николаевич Толстой 1883 -1945 1918 -1922 г. – эмиграция в Германию. Трилогия «Хождение по мукам»: роман «Сёстры» (1919 -1922), «Восемнадцатый год» (1928), «Хмурое утро» (1941). Герои: сёстры Катя и Даша, Рощин, Телегин переходят на сторону Красной Армии. Повесть «Гадюка» (1928) – героиня, участница гражданской войны, в условиях нэпа оказалась лишним человеком. Роман «Пётр I» (1930 -1945) – образ царяработника, царя-созидателя, трудящегося на благо всей державы.

Александр Грин (Гриневский) 1880 -1932 Повесть «Алые паруса» (1923). Ассоль и Грей – особые люди, «иное» видение мира. Романы: «Блистающий мир» (1923), «Золотая цепь» (1925), «Бегущая по волнам» (1928), «Дорога никуда» (1930). Романтический герой привносит в мир идеальное начало.

Илья Ильф (Файнзильберг) Евгений Петров (Катаев) Роман « 12 стульев» (1928). Роман «Золотой телёнок» (1931). Авантюрно-приключенческие романы с фигурой удачливого плута. Одновременно Остап Бендер – герой сатирического романа. Он является «лакмусовой бумажкой» , проявляющей сущность людей, с которыми он соприкасается.

Николай Эрдман 1900 -1970 Сатирическая комедия «Мандат» (1925). Поставлена в театре В. Э. Мейерхольда. 100 спектаклей за год. Сатирическая комедия «Самоубийца» (1930). Запрет на постановку. 1932 г. – арест во время съёмок фильма «Весёлые ребята» . 3 года ссылки в Енисейск и Томск. 1954 г. – принят в Союз советских писателей.

Николай Эрдман «Мандат» (1925) Семья Гулячкиных живёт в страхе за своё дореволюционное прошлое (владели магазином, прачечной). Квартира превращена в коммуналку. Вынуждены жить оборотнической жизнью человека «редиски» (сверху красный, внутри белый). Двойная картина: портрет Карла Маркса – Вечер в Копенгагене. Семья решает, что Павел должен стать коммунистом. Самозванство героя: сам пишет себе мандат. Как и Хлестаков, входит в социальную роль: «требую, чтобы меня все в доме боялись» , «Держите меня мамаша, или иначе я с этой бумажкой всю Россию переарестую!»

«Мандат» (1925) Гулячкин от гулять, веселиться, бунтовать. Бунт против всеобщего расчеловечивания жизни: «Жил человек, был человек, и вдруг человека разжаловали» . Оборотная сторона главенства социальной роли над внутренним «я» , опасность спекуляции общественным положением. Трактовки пьесы: разоблачение мещанства – разоблачение уродливой системы власти – духовная драма человека, потерявшего привычный мир и тоскующего по нему.

Николай Эрдман «Самоубийца» (1931) Безработный Семён Подсекальников (подсекается жизнью). Трагедия маленького человека, вынужденного жить в абсурдной системе. Среда равнодушна и бесчувственна к живому человеку. Героя уговаривают стать жертвой, пострадать за правду. Сквозь маску самозванца просвечивает живая душа. Бунт героя против навязанной ему социальной роли.

Павел Васильев 1910 -1937 Поэма «Песня о гибели казачьего войска» (19291932) – трагическая судьба белоказачьей армии атамана Б. Анненкова в гражданскую войну. Поэма «Соляной бунт» (1933) – о расколе казачества. Поэма «Кулаки» (1936) – о трагических событиях коллективизации. 1935 г. – исключён из Союза советских писателей. 1937 г. арест, расстрел. Посмертно в 1956 г. реабилитирован.

Павел Васильев «Лагерь» (1933) Война гражданская в разгаре, И в городе нежданный гам, Бьют пулемёты на базаре По пёстрым бабам и горшкам. На сеновале под тулупом Харчевник с пулей в глотке спит… И гармонист из сил последних Поёт во весь зубастый рот, И двух в пальто в овраг соседний Конвой расстреливать ведёт.

Александр Кочетков Баллада о прокуренном вагоне 1932 год: С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь» Всей кровью прорастайте в них – И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг!. .

Литература русской эмиграции первой волны Марк Алданов (Ландау). Книга «Толстой и Роллан» (1915). Роман «Святая Елена, маленький остров» (1921) – о последних днях жизни Наполеона. Любимец фортуны бросает в речку камешки. Приумножает на острове человеческий и политический опыт. Наполеон: «Революция ведь всегда делается ради бедных, а бедные-то от неё страдают больше других» , «Я наблюдал революцию вблизи, и потому её ненавижу. Хотя она меня родила. Порядок – величайшее благо для общества» . Роль случая в истории. Наполеон приходит к выводу, что победам обязан случаю. Наполеон мировой славы не добивается. Старик-малаец Тоби, садовник острова, не знает о славе Наполеона.

Василий Никифоров-Волгин 1901 -1941 1927 г. – в Таллине на конкурсе молодых авторов получает первую премию за рассказ «Земной поклон» . Сборники «Земля именинница» (1937), «Дорожный посох» (1938). 1940 г. в Эстонии установлена Советская власть. 1941 г. – арестован органами НКВД, расстрелян в Вятке «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического антисоветского содержания» . Реабилитирован в 1991 году.

Василий Никифоров-Волгин «Дорожный посох» (1938) Повесть «Дорожный посох» . «Из воспоминаний детства: Крещение. – Кануны Великого Поста. – Радуница и др. Рассказ «Солнце играет» - антирелигиозная кампания комсомольцев, воздействие евангельского Слова на души людей. Рассказ «Мати-пустыня»: красноармеец перед смертью в монастыре исповедует грехи, причащается и примиряется с Богом.

Борис Зайцев 1881 -1972 Сборник «Тихие зори» (1906). Рассказ «Аграфена» (1908). Повесть «Голубая звезда» (1918). Христофоров кроткий человек, проводник между Богом и людьми. С 1922 г. в эмиграции во Франции. Сб. рассказов «Улица Святого Николая» (1923). Житийные портреты: «Преподобный Сергий Радонежский» (1925), «Алексей, Божий человек» .

Борис Константинович Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (1925). Нравственно-психологический мир Сергия, высота национального характера. Сергий воспитывал свободных духом людей. Образ Святой Руси не доступен для разрушительных исторических стихий. Очерки «Афон» (1927), «Валаам» (1935).

Борис Зайцев Роман «Золотой узор» (1926) – родители несут Крест на могилу растреляного чекистами сына. Роман «Дом в Пасси» (1935) – о судьбах русских эмигрантов. Тетралогия «Путешествие Глеба» (1937 -1953). Глеб вырастает в безбожной среде. Поиск пути, истинных ориентиров: от эгоцентризма к бытию в близости Бога. Рассказ «Река времён» (1964). Разные пути в монашество: отец Андронник – учёный, отец Савватий – «настоящий кондовый коренной монах» .

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писате­лей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистиче­ского идеала в творчестве Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др.

Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Бул­гаков).

Развитие драматургии в 1930-е годы.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое - птица в руке…», «Тоска по родине! Давно».

Повторение. Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX-XX веков. Образ Москвы в творчестве русских поэтов (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин и др.).

Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительно­сти.

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (сообщения, до­клада): «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников».

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.И.Цветаевой. Наизусть. Одно-два стихотворения (по выбору студентов).

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899-1951)

По выбору преподавателя - творчество А.Н.Толстого или А.П.Платонова.

Сведения из биографии.

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетиче­ского. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А.Платонова, своеобразие художе­ственных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Для чтения и изучения. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Демонстрации. Музыка Д.Д.Шостаковича, И.О.Дунаевского. Картины П.Н.Фи­лонова.

Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозы А.Платонова».

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям

романа. Честь - лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.

Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Систе­ма образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литерату­ры (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Для чтения и изучения. Роман «Мастер и Маргарита».

Повторение. Фантастика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Теория литературы. Разнообразие типов романа в советской литературе.

Демонстрации. Фотографии писателя. Иллюстрации русских художников к произ­ведениям М.А.Булгакова. Фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В.Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В.Бортко).

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Тра­гический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столк­новение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор с чтением фрагмен­тов).

Повторение. Традиции в изображении войны (Л.Н.Толстой «Война и мир»). Тема революции и Гражданской войны в творчестве русских писателей.

Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.

Демонстрации. Иллюстрации О.Г.Верейского к роману «Тихий Дон». Фрагмен­ты из кинофильма режиссера С.А.Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957- 1958 годы).

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.).

Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой).

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо­лева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др.

Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволю­ционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием».

Повторение. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский). Любовная лирика русских поэтов.

Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Демонстрации. Портреты А.А.Ахматовой кисти К.С.Петрова-Водкина, Ю.П.Ан­ненкова, А.Модильяни. И.В.Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В.Добужинского к книге «Подорожник».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А.Ахматовой.

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л.Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.

Литературный процесс 1920-1950-х годов был искажен активной
регламентирующей политикой идеологизированного государства,
пытавшего управлять литературой. Декретом о печати 9 ноября
1917 года была отменена свобода слова, Резолюцией ЦК РКП(б)
«О пролеткультах» от 1 декабря 1920 года отрицалась возможность
независимости творческой организации от государства, в
Постановлении ЦК ВКП(б) «О политике партии в области
художественной литературы» 1925 года литература рассматривалась как участок партийной работы и должна была
отражать идеологию компартии. Унификация литературного процесса к
середине 1930 годов была закреплена проведением Первого съезда
советских писателей и декларацией метода социалистического
реализма как единственного творческого метода. Государственная
диктаторская политика проявила себя в репрессиях 1920-1940 годов
и трагических личных судьбах многих писателей. В середине 1950
годов Второй съезд Союза советских писателей пришел к отказу от
единого канона нормативной эстетики соцреализма. С конца 1950-
годов начался процесс возникновения различных литературных
течений.

Философские и социологические теории, повлиявшие на
литературный процесс, отличаются полярной направленностью.
Марксистско-ленинская философия была положена в основу
государственной идеологии советского человека. Она базировалась
на материализме, духовном нигилизме, классовой борьбе,
служении революционному долгу. Главной целью ее была
социальная переделка жизни. Путь построения новой, духовно
обновленной России предлагали философы, вынужденно
оказавшиеся в эмиграции, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков. Вслед за В.
В. Розановым, П. А. Флоренским, они развивали идеи православия,
русской религиозной мысли, славянофильские традиции и путь
России связывали с развитием духовно-
нравственных основ жизни.

Главной темой литературы 1920-1950-х годов, прежде всего в крупных эпических формах романа и поэмы, стало осмысление последствий грандиозной переделки мира и человека. В эпоху литературного нигилизма и антитрадиционализма классики ХХ века в прозе, поэзии, драматургии плодотворно развивали традиции А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Поединок литературы и классовой диктатуры завершился победой литературы, создавшей в тоталитарный период эпохальные, итоговые произведения ХХ века.

Поэзия С. А. Есенина (1895-1925)

Лирика . Периодизация, поэтические сборники, основные мотивы,
жанровый состав. Эстетизация крестьянской культуры деревенской
Руси, воспроизведение глубинных архетипов русской души в
философско-эстетическом трактате «Ключи Марии» и лирике 1910
годов («Я пастух, мои палаты...», «О красном вечере задумалась
дорога...», «Душа грустит о небесах...» и др.). Фольклорно-
мифологические и религиозно-философские основы творчества
Есенина. Концепция поэтического образа в статьях С. Есенина «Ключи
Марии», «Быт и искусство». Есенин и имажинизм. Декларация
имажинистов. Общее и различное в эстетике С. Есенина и
теоретиков имажинизма.

Трагедия разрушения «избяного космоса»: разлад человека и
природы, осознание гибели деревни и собственной гибели,
осуждение социального насилия в лирике конца 1910 - начала 1920
годов («Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Я последний поэт
деревни...», «Мир таинственный, мир мой древний...», «Песнь о
хлебе» и др.). Философские мотивы в лирике Есенина 1920-х годов: поиски гармонии с миром, размышления о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия и его вечных ценностях («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...»; «Цветы мне говорят - прощай...», «Несказанное, синее, нежное...» и др.). Патриотическая лирика: «Гой ты Русь, моя родная...», «Русь», «Запели тесаные дроги...»,«Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Любовная лирика: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Заметался пожар голубой...», «Персидские мотивы».

Поэмы . Концепция национального характера, осмысление исторической судьбы России в поэмах «Пугачев», «Страна негодяев», «Анна Снегина». Пушкинские традиции в поэмах «Анна Снегина», «Черный человек». Мотивы покаяния, жажда духовного очищения, преодоления двойничества.

Научная и учебная литература:

  1. Русская литература ХХ века: 1917-1920-е годы: в 2 кн. Кн. 1. Гл. 7. Сергей Есенин: метаморфозы художественного сознания / под ред. Н. Л. Лейдермана. – М.: «Академия», 2012. – С. 242-294.
  2. Куняев, С. Ю., Куняев, С. С. Сергей Есенин. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 595 с.
  3. Шубникова-Гусева, Н. И. Сергей Есенин и Галина Бениславская / Н. И. Шубникова-Гусева. – СПб.: Росток, 2008. – 479 с.
  4. Шубникова-Гусева Н. И. Поэмы Есенина. От «Пророка» до «Чёрного человека». Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. – М.: Наследие, 2001. – 687 с.
  5. Занковская, Л. В. «Большое видится на расстояньи…» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак / Л. В. Занковская. – М., 2005. – 292 с.
  6. Пяткин, С. Н. Пушкинская традиция в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина» // Русская литература. – 2007. - № 2. – С. 157-173.
  7. Коптев, Л. Н. «Ангелическое» и «демоническое» в поэзии С. Есенина // Русская речь. – 2012. - № 4. – С. 32-36.

Двадцатые годы являются переломным периодом. Польско-советская война (из-за террит РП), образование СССР(1921), вместо полит воен коммуниз НЭП, сталин генеральный секретарь(1922), смерть Ленина(1924), сворачив НЭПа(1927)-всё это влияет на ситуацию в литературе. Новая власть хотела нового искусства. Цель-литература должна была стать всеобщей. Необходимо привлечь писат на сторону сов власти. Это породило раскол рус лит: советская литература (рус лит России; русскоязычн лит других национальных республик), литература русского зарубежья (1: 1917-1920(из-за 1 мир войны), 2: 1940-1950(из-за 2 мир войны), 3: 1950-1960 волны эмиграции). Появл механ, кот стремятся регулир лит: издательская политика (гос издания имели преимущество над частн); Цензурная политика; Запрет на публик антисоветского и религиозного. Появилось множество различных лит групп. В Москве сущ более 30 лит групп и объедин. Прич возник: "Вместе легче выжить в тяжелых обстоятельствах рус жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы и профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству".

Литературные группы: политизированные (обслуживали политику: пролиткульт, РАПП, ЛЕФ) и ориентир на собств худож установ за свободное творчество (Имажинисты, конструктивисты, серапионовы братья, обэриу). Пролиткульт . За создание нов полит культ за счет художеств развит масс. Поощряли занятия творч людей у станков. Отриц культ традиц. Строение нов мира из ничего,т.к. страрое отриц. Герасимов, Гастев, Кириллов. ЛЕФ (Левый фронт искусства), Маяковский, Пастернак, Асеев. Журнал «Новый ЛЕФ». Созд действен революц ис-ва, о внедрении ис-ва в повседневную жизнь нового гос-ва. Ис-во должно выполнять ряд сугубо практич. задач. Эмоц. воздействия на аудиторию. Настаивали на том, чтобы в новом гос-ве использ все лучшее. Считали, что психологич. проза уводит в мир ненужных фантазий. Проза должна быть короткой. Отказ от культ наследства, утилитаризация искусства. Вводят и поддержив теорию соц заказа. ЛЦК (конструктивисты). Лит. центр конструктивистов: гос-во должно быть функциональным, разраб новых приемов лит; она должна стать летописцем эпохи, запечатлеть речь эпохи (она разная у разных сословий). Ориентац на эксперим в области формы, желан элемент прозы внести в поэзию. Стремлен расшир поэтич словарь, осваив жаргонизмы. (Аганов, Лугавский, Квятковский). РАПП (росс. ассоциация пролетарских писателей) Серафимович, Фадеев, Фурманов, Гладков. Задача-охрана границ пролетарской культуры. Придумали деление л-ры на крестьянскую, пролетарскую и интеллигентную. Должны созд образцовые нормативные тексты, на которых будут учиться молодые писат. Примат классового над общечелов. Поним лит как средст организ психики широких масс-икусство как средст воспит. Идея централизации-объединяющая всех писателей, идея создать единый союз писателей вместо РАППа. Обэриуты (Объединение реального ис-ва). Хармс, Введенский, Заболоцкий, Олейников. Для поэтики хар алогизм, гротеск, "столкновение смыслов", понимаемые не только как художественные приемы, но и как выражение конфликтности мироуклада, как путь "расширения" реальности, неподвластной законам разума; ломались причинно-следственные связи повеств, созд "параллельные миры"; стирались границы между живой и неживой природой; разруш жанр рамки. Имажинизм Есенин, Ивнев, Мариенгоф, Шершеневич. Они провозглашали "победу образа над смыслом", принц кот были несущественность тематики, чист образность, ассоциативность мышлен, но и точность изображ лирич пережив. Счит люб содержание в худож произвед глупым и бессмысл, стих могло не иметь содерж, но насыщ словесными образами. Серапионовы братья (по назв кружка друзей в одноимен ром Гофмана). Вс.Иванов, Федин, Тихонов, Зощенко. Уделяли вним многообраз творч подход к теме, занимательности сюжетостроения, динамизму фабулы, бытовой прозе. Независимость искусства от общества.

Основные темы в лит-ре: 1) революция и гражданская война. Судьба россии и личности в переломную эпоху.2) сотворение нового мира и человека.3) защита культуры и социальной личности.4) диктатура пролетариата и свобода общества.5) тема потерянной родины (в эмигрантск лит).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выборгский филиал Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Особенности развития литературы в 1920-1940-е годы

Выполнил курсант 61 группы

Шибков Максим

Выборг 2014 г.

Введение

Литература первых послереволюционных лет

Советская литература 1930-х годов

Литература периода Великой Отечественной войны

Развитие литературы в послевоенные годы

Заключение

Список литературы

Введение

1920-1940-е годы - один из самых драматических периодов в истории русской литературы.

С одной стороны, народ, воодушевленный идеей построения нового мира, совершает трудовые подвиги. Вся страна встает на защиту от немецко-фашистских захватчиков. Победа в Великой Отечественной войне внушает оптимизм и надежду на лучшую жизнь. Эти процессы находят отражение в литературе.

С другой стороны, именно во второй половине 20-х и до 50-х годов отечественная литература испытывала мощное идеологическое давление, несла ощутимые и невосполнимые потери.

Литература первых послереволюционных лет

В постреволюционной России существовало и действовало огромное количество различных групп и ассоциаций деятелей культуры. В начале 20-х годов насчитывалось около тридцати объединений в области литературы. Все они стремились найти новые формы и методы литературного творчества.

Молодые писатели, входившие в группу «Серапионовы братья», пытались осваивать технологию искусства в самом широком диапазоне: от русского психологического романа до остросюжетной прозы Запада. Они экспериментировали, стремясь к художественному воплощению современности. В эту группу входили М.М.Зощенко, В.А.Каверин, Л.Н.Лунц, М.Л.Слонимский и др.

Конструктивисты (К.Л.Зелинский, И.Л.Сельвинский, А.Н.Чичерин, В.А.Луговой и др.) основными эстетическими принципами объявили в прозе ориентацию на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность»; в поэзии - освоение приемов прозы, особых пластов лексики (профессионализмов, жаргон и т.д), отказ от «слякоти лирических эмоций», стремление к фабульности.

Поэты группы «Кузница» широко использовали поэтику символистов и церковно-славянскую лексику.

Однако не все писатели входили в какие то ни было объединения, и реальный литературный процесс был богаче, шире и разнообразнее, чем это определялось рамками литературных группировок.

В первые годы после революции сформировалась линия революционного художественного авангарда. Всех объединяла идея революционного преображения действительности. Был образован Пролеткульт - культурно-просветительская и литературно-художественная организация, ставившая своей целью создание новой, пролетарской культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата.

После Октябрьской революции в 1918 г. А.Блок создал свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

В 20-е годы в советской литературе небывалого расцвета достигла сатира. В области сатиры присутствовали самые разные жанры - от комического романа до эпиграммы. Ведущей тенденцией стала демократизация сатиры. Основные тенденции у всех авторов были едины - разоблачение того, что не должно существовать в новом обществе, созданном для людей, не несущих в себе мелкособственнических инстинктов; высмеивание бюрократического крючкотворства и т.д.

Сатира была излюбленным жанром В.Маяковского. Через этот жанр он критиковал чиновников и мещанинов: стихотворения «О дряни»(1921), «Прозаседавшиеся»(1922). Своеобразным итогом работы Маяковского в области сатиры стали комедии «Клоп» и «Баня».

Очень значимым в эти годы было творчество С.Есенина. В 1925 г. Вышел сборник «Русь советская» - своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь уходящая». Также в этом же году была написана поэма «Анна Снегина».

В 20-30-е годы выходят известные произведения Б.Пастернака: сборник стихов «Темы и вариации», роман в стихах «Спектаторский», поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмитд», цикл стихотворений «Высокая болезнь» и книга «Охранная грамота».

Советская литература 1930-х годов

В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях поэты Н.Клюев, О.Мандельштам, П.Васильев, Б.Корнилов; прозаики С.Клычков, И.Бабель, И.Катаев, публицист и сатирик М.Кольцов, критик А.Воронский, арестовывались Н.Заболоцкий, А.Мартынов, Я.Смеляков, Б.Ручьев и десятки других писателей.

Не менее страшным было и нравственное уничтожение, когда в печати появлялись разносные статьи-доносы на писателей, которые обрекались на многолетнее молчание. Именно эта судьба постигла М.Булгакова, А.Платонова, вернувшуюся из эмиграции М.Цветаеву, А.Крученых, частично А.Ахматову, М.Зощенко и многих других мастеров слова.

С конца 20-х годов между Россией и остальным миром установился «железный занавес», и советские писатели теперь не посещали зарубежные страны.

В августе 1934 года открылся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Делегаты съезда признали основным методом советской литературы метод социалистического реализма. Это было внесено в Устав Союза советских писателей СССР.

Выступая на съезде, М.Горький охарактеризовал этот метод так: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».

Важнейшими принципами в соцреализме стали партийность (предвзятую трактовка фактов) и народность (выражение идей и интересов народа) литературы.

С начала 1930-х годов в области культуры установилась политика жестокой регламентации и контроля. Многообразие сменилось единообразием. Создание Союза советских писателей окончательно превратило литературу в одну из областей идеологии.

Период с 1935 по 1941 год характеризуется тенденцией к монументализации искусства. Утверждение завоеваний социализма должно было находить отражение во всех видах художественной культуры. Каждый вид искусства шел к созданию монумента любого образа современности, образа нового человека, к утверждению социалистических норм жизни.

Однако 1930-е годы были отмечены не только ужасным тоталитаризмом, но и пафосом созидания.

Интерес к изменению психологии человека в революции и послереволюционном преобразовании жизни активизировал жанр романа воспитания (Н.Островский «Как закалялась сталь», А.Макаренко «Педагогическая поэма»).

Выдающимся создателем философской прозы был Михаил Пришвин, автор повести «Жень-шень», цикла философских миниатюр.

Значительным событием в литературной жизни 30-х годов стало появление эпопей М.Шолохова «Тихий Дон» и А.Толстого «Хождение по мукам».

Особую роль в 30-е годы играла детская книга.

литература советская послереволюционная

Литература периода Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны ознаменовало новый этап в развитии литературы. Так же как и после революции, в годы Великой Отечественной войны невозможно было писать ни о чем ином, кроме того, что происходило в жизни страны. Основной пафос всего советского искусства времен Великой Отечественной войны - героизм народной освободительной войны и ненависть к захватчикам. Война на какое-то время вернула русской литературе ее былое многообразие. Вновь зазвучали голоса А.Ахматовой, Б.Пастернака, А.Платонова, М.Пришвина.

В начале войны основной идеей художественных произведений была ненависть к врагу, затем была поднята проблема гуманизма (М.Пришвин «Повесть нашего времени»).

Ближе к концу войны и в первые послевоенные годы стали появляться произведения, в которых предпринималась попытка осмыслить подвиг народа («Слово о России» М.Исаковского, «Рубежи радости» А.Суркова). Трагедия семьи в войне стала содержанием до сих пор недооцененной поэмы А.Твардовского «Дом у дороги» и рассказа А.Платонова «Возвращение», подвергнутого жестокой и несправедливой критике сразу после его публикации в 1946 году.

Развитие литературы в послевоенные годы

Период конца 1940-х - начала 1950-х годов стал временем борьбы с инакомыслием, что значительно обедняло культурную жизнь страны. Последовал целый ряд идеологических партийных постановлений.

Значимым явлением литературы советского времени стало активное развитие литературного творчества народов СССР. Так, влияние на развитие литературы того времени оказало творчество татарского поэта Мусы Джалиля.

Наиболее значимым жанром советской прозы был жанр романа, традиционный для русской литературы. В соответствии с установками соцреализма главное внимание уделялось социальным истокам действительности. Поэтому решающим фактором в жизни человека в изображении советских романистов стал общественный труд.

В 1930-е годы в литературе обострился интерес к истории, увеличилось количество исторических романов и повестей. Движущей силой истории считалась классовая борьба, а вся история человечества рассматривалась как смена общественно-экономических формаций. Героем исторических романов этого времени был народ как единое целое, народ - творец истории.

Проза и поэзия

Ведущими жанрами эпоса в военное время стали очерк, рассказ, т.е. малые эпические формы. Важное значение приобрела публицистическая литература.

Развитие поэзии в 1920-1940-е годы подчинялось тем же законам, что и развитие всей литературы в целом. В первые послевоенные годы сохранялась полифония Серебрянного века, т.е. господство лирических форм. Очень сильны были тенденции пролетарского искусства (группа Кузница). В 1919 году с изложением принципов имажинизма выступили С.А.Есенин, Р.Ивнев, В.Г.Шершеневич и др. Они утверждали, что противостояние искусства и государства неизбежно. Близок по духу многим российским поэтам, особенно поэтам-эмигрантам, в частности Марине Цветаевой, был один из крупнейших австрийских поэтов Райнер Мария Рильке (1875-1926).

В 30-е годы многообразные группировки были упразднены, и в поэзии стала преобладающей эстетика социалистического реализма.

В годы войны бурно развивалась лирика. Необычайно популярны были стихотворения К.М.Симонова («Жди меня»), А.А.Суркова («Землянка»), А.А. Ахматовой («Мужество»). Очень характерной для того времени является судьба поэта Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Он вместе с Н.Гумилевым, С.Городецким, В.Нарбутом и другими входил в объединение «Цех Поэтов» - школу акмеистов. О.Э. Мандельштам - поэт эволюционного типа. Для раннего творчества поэта характерно стремление к ясности, четкости, гармоничности выражения. Исследователи называют поэтику Мандельштама ассоциативной. Образы, слова вызывают ассоциации, которые помогают понять смысл стихотворения. Главная особенность его поэзии - ее самобытность, новаторство, открытие новых возможностей поэтического языка.

Драматургия и киноискусство

В начале 1920-х годов драматургия как таковая почти не развивалась. На сценах театров ставились классические пьесы. Советские пьесы начали создаваться лишь со второй половины 1920-х годов.

В 1930-е годы в развитии драматургии, как и всего советского искусства, преобладала тяга к монументальности.

Очень важной для культурной ситуации периода Великой Отечественной войны оказалась именно драма. В первые месяцы войны появилось несколько пьес, посвященных военной проблематику («Война» В.Ставского, «Навстречу» К.Тернева и др.). В 1942-1943 годах появились лучшие произведения того времени - «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука, которые оказали влияние не только на культурную, но и общественную ситуацию.

Развитие киноискусства определило появление и развитие не существовавшего ранее вида литературно-кинематографического творчества - кинодраматургии. Она создает, разрабатывает и фиксирует свои сюжеты (или перерабатывает ранее созданные) в соответствии с задачами их экранного воплощения. Крупнейшим советским кинодраматургом и теоретиком был Н.А.Зархи, который добился сочетания литературной традиции и экранных возможностей.

Заключение

Период 1920-х - 1940-х годов был тяжелым для развития литературы. Жесткая цензура, «железный занавес», однообразность - все это отразилось на развитии не только советской литературы, но и советского искусства в целом. Из-за проводимой политики в стране многие писатели несколько лет молчали, многие были репрессированы. Эти годы принесли такие литературные направления как акмеизм, имажинизм, социалистический реализм. Также, благодаря поэтам-фронтовикам и прозаикам, мы узнаем истинный дух русского народа, его единство в борьбе с общим врагом - немецко-фашистскими захватчиками.

Список литературы

1. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студенческих средних профессиональных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 656 с.

2. http://античный-мир.рф/fo/pisateli/10_y/ind.php?id=975

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Художественная литература периода тоталитаризма. Великая Отечественная война в истории отечественной литературы. Советская литература в период "оттепели" и "застоя". Отечественная литература и "перестройка". Ослабление цензуры, реабилитация диссидентов.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2015

    Литература периода Великой Отечественной войны, условия ее развития. Основные принципы военной прозы. Положение литературы в послевоенное время. Поэзия как ведущий жанр литературы. Эпические приемы создания образа. Сюжетно-повествовательная поэма.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. Стихотворная публицистика, как наиболее развитая и широко распространенная разновидность литературной работы в период военных действий.

    реферат , добавлен 02.03.2011

    Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.

    курс лекций , добавлен 06.09.2008

    Исследование проблем издания художественной литературы в годы Великой Отечественной войны. Решение о перебазировании научных учреждений на восток. Война через страницы писателей. Мужество и любовь в сердце солдата. Тема любви в песенном творчестве.

    реферат , добавлен 12.08.2013

    Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Книги, вошедшие в сокровищницу русской литературы. Произведения о войне описательные, ликующие, триумфальные, утаивающие жуткую правду и дающие безжалостный, трезвый анализ военного времени.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Русская литература в XVI веке. Русская литература в XVII веке (Симеон Полоцкий). Русская литература XIX века. Русская литература XX века. Достижения литературы XX века. Советская литература.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Американская художественная литература о женщинах в период Гражданской войны в США. Повседневная жизнь солдат и мирного населения в условиях Гражданской войны в США в отражении художественной литературы. Медицина эпохи Гражданской войны в Америке.