Open
Close

Моцарт история жизни биография. Моцарт - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

😉 Приветствую моих постоянных и новых читателей! В статье «Вольфганг Амадей Моцарт: биография, факты» — о главных жизненных этапах австрийского композитора и музыканта-виртуоза, создавшего за свою недолгую жизнь более 600 музыкальных произведений.

Биография Вольфганга Амадея Моцарта

Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге. Этот город только со временем вошел в состав Австрии, а ранее был столицей Зальцбургского архиепископства.

Его музыкальные способности проявились уже в 3-летнем возрасте. Отец Вольфганга — Леопольд был скрипачом и композитором в придворной капелле. Он преподавал сыну уроки игры на скрипке, органе и клавесине. Уже в 5 лет маленький композитор сочинял небольшие пьесы. Вскоре высшее общество заинтересовалось юным гением.

Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей.

Моцарт-отец с 6-ти летним сыном Вольфгангом и со старшей дочерью Анной (Наннерль) давали концерты по всей Австрии, Германии, Голландии, Швейцарии. Бывали в Париже и Лондоне.

Талантливый малыш не только поражал публику своими музыкальными способностями, но и делал из выступления целое представление. Например, играл без ошибок с завязанными глазами или играл по клавишам, накрытых тканью.

Начало творческого пути

Свой первый концерт вундеркинд сочинил в 4 года! Писал малыш его не только пером, но и макая пальцы в чернила. Отец думал, что сын просто рисует, но когда посмотрел на итог рисования, заплакал. Ведь это было сложнейшее произведение, которое сыграть было не под силу даже взрослым музыкантам!

К 17-ти годам юный виртуоз уже создал целый ряд музыкальных произведений:

  • 13 симфоний, 4 оперы («Митридат, царь Понтийский», «Lucio Sulla», «La bella finta Giardiniera», «Сон Сципиона»);
  • 24 сонета и множество небольших сочинений.

В 1779 г. Вольфганга пригласили на пост придворного органиста в родном городе Зальцбурге.

Семья Моцартов. На стене портрет матери. Художник Иоганн Непомук де ла Кроче, ок. 1780 г.

В 1781 г. музыкант переехал в Вену. Ему пришлось бедствовать, даже имея покровителей. Это ему не помешало создавать великие произведения – «Женитьба Фигаро», «Милосердие Тита», «Дон Жуан», «Реквием». А некоторые фрагменты оперы «Волшебная флейта» были написаны специально для некоторых ритуалов масонской ложи.

Личная жизнь Моцарта

Как и большинство творческих личностей, Вольфганг был довольно любвеобилен. Каждой новой пассии-вдохновительнице он посвящал новые музыкальные творения. Его женой стала дочь хозяйки квартиры в Вене, в которой жил композитор. У Моцарта и Констанции Вебер родилось шестеро детей, но выжили только двое.

Вольфганг часто посещал балы, приемы, маскарады. Умел красиво танцевать, блестяще играл в бильярд, любил животных и птиц. Его рост составлял 1,63 м. Знак зодиака — .

Моцарт и Констанция во время своего медового месяца. Открытка XIX века

Смерть Моцарта

Прожил музыкант-виртуоз всего 35 лет. Умер в 1791 г. Его смерть длительное время была связана с подозрением об отравлении. Подозревали в этом преступлении композитора Антонио Сальери. Считалось, что мотивом отравления стала конкуренция.

В 1997 г. в Милане было проведено судебное разбирательство по данному поводу. Давно умерший Сальери был оправдан, а причиной смерти была установлена ревматическая лихорадка, осложненная сердечной недостаточностью.

Точное место захоронения Вольфганга Амадея Моцарта не установлено. Он был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка в Вене. В то время в отдельных могилах с надгробиями хоронили лишь богачей и знать.

Это место довольно безлюдное, но возле символической могилы Моцарта можно всегда встретить почитателей его таланта.

Кино и музыка

Музыку Вольфганг Амадей Моцарт писал на века. Поэтому его оперы часто встречаются в современных фильмах и сериалах.

  • 1982 г. — исторический сериал «Моцарт» о жизни и творчестве композитора;
  • 1984 г. — художественный фильм «Амадей» (США);
  • 1991 г. — художественный фильм «Вольфганг А. Моцарт» — (австрийский режиссер Юрай Герц);
  • 2006 г. — мультипликационный сериал «Маленький Моцарт» (Германия);
  • 2010 г. — мультфильм «Моцарт» (Россия);
  • 2010 г. — фильм «Сестра Моцарта» — о семье композитора.

Не пропустите видео «Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография»

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Так гениально выразил Пушкин сущность гениального искусства Моцарта. Действительно, подобного сочетания классического совершенства с дерзновенностью мысли, такой бесконечности индивидуальных решений на основе четких и ясных закономерностей композиции мы не найдем, наверное, ни у одного из творцов музыкального искусства. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки.

В. А. Моцарт родился в семье Леопольда Моцарта, скрипача и композитора при дворе зальцбургского архиепископа. Гениальная одаренность позволила Моцарту уже с четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень быстро овладеть искусством игры на клавире, скрипке, органе. Отец умело руководил занятиями сына. В 1762-71 гг. он предпринимал гастрольные поездки, во время которых многие европейские дворы познакомились с искусством его детей (старшая, сестра Вольфганга была одаренной клавиристкой, сам он пел, дирижировал, виртуозно играл на разных инструментах и импровизировал), повсюду вызывавшим восхищение. В возрасте 14 лет Моцарт был награжден папским орденом «Золотой шпоры», избран членом Филармонической академии в Болонье.

В поездках Вольфганг знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии (1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперы в жанре итальянской оперы-buffa («Притворная простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и Бастьенна »; годом раньше в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера (латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт». Особенно плодотворным было пребывание в Италии, где Моцарт совершенствуется в контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини (Болонья), ставит в Милане оперу-seria «Митридат, царь понтийский » (1770), а в 1771 г. - оперу «Луций Сулла».

Гениальный юноша меньше интересовал меценатов, чем чудо-ребенок, и Л. Моцарту не удалось найти для него места при каком-либо столичном европейском дворе. Пришлось вернуться в Зальцбург для исполнения обязанностей придворного концертмейстера. Творческие стремления Моцарта теперь ограничивались заказами на сочинение духовной музыки, а также развлекательных пьес - дивертисментов, кассаций, серенад (т. е. сюит с танцевальными частями для разных инструментальных составов, звучавших не только на придворных вечерах, но и на улицах, в домах австрийских горожан). Работу в этой области Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где было создано его самое известное произведение подобного рода - «Маленькая ночная серенада » (1787), своеобразная миниатюрная симфония, полная юмора и изящества. Пишет Моцарт и концерты для скрипки с оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др. Одна из вершин музыки этого периода - Симфония соль минор № 25, где отразились характерные для эпохи мятежные «вертеровские» настроения, близкие по духу литературному течению «Бури и натиска».

Томясь в провинциальном Зальцбурге, где его удерживали деспотические притязания архиепископа, Моцарт предпринимает неудавшиеся попытки устроиться в Мюнхене, Мангейме, Париже. Поездки в эти города (1777-79) принесли, однако, много эмоциональных (первая любовь - к певице Алоизии Вебер, смерть матери) и художественных впечатлений, отразившихся, в частности, в клавирных сонатах (ля минор , ля мажор с вариациями и Rondo alla turca), в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром и др. Отдельные оперные постановки («Сон Сципиона» - 1772, «Царь-пастух» - 1775, обе в Зальцбурге; «Мнимая садовница » - 1775, Мюнхен) не удовлетворили стремлений Моцарта к регулярному контакту с оперным театром. Постановка оперы-seria «Идоменей, царь критский » (Мюнхен, 1781) выявила полную зрелость Моцарта-художника и человека, его смелость и независимость в вопросах жизни и творчества. Прибыв из Мюнхена в Вену, куда направился на коронационные торжества архиепископ, Моцарт порвал с ним, отказавшись вернуться в Зальцбург.

Прекрасным венским дебютом Моцарта стал зингшпиль «Похищение из сераля » (1782, Бургтеатр), за премьерой которого последовала женитьба на Констанце Вебер (младшей сестре Алоизии). Однако (впоследствии оперные заказы поступали не столь часто. Придворный поэт Л. Да Понте содействовал постановке на сцене Бургтеатра опер, написанных на его либретто: двух центральных творений Моцарта - «Свадьбы Фигаро » (1786) и «Дон Жуана » (1788), а также оперы-buffа «Так поступают все » (1790); в Шенбрунне (летней резиденции двора) была также поставлена одноактная комедия с музыкой «Директор театра» (1786).

Первые годы в Вене Моцарт часто выступает, создавая для своих «академий» (концертов, организованных по подписке среди меценатов) концерты для клавира с оркестром. Исключительное значение для творчества композитора имело изучение произведений И. С. Баха (а также Г. Ф. Генделя, Ф. Э. Баха), направившее его художественные интересы в область полифонии, придавшее новую глубину и серьезность его замыслам. Это очень ярко проявилось в Фантазии и сонате до минор (1784-85), в шести струнных квартетах, посвященных И. Гайдну, с которым Моцарта связывала большая человеческая и творческая дружба. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене (полученная в 1787 г. должность придворного камерного музыканта обязывала его лишь к созданию танцев для маскарадов).

Гораздо больше понимания нашел композитор в Праге, где в 1787 г. была поставлена «Свадьба Фигаро», а вскоре состоялась премьера написанного для этого города «Дон Жуана» (в 1791 г. Моцарт поставил в Праге еще одну оперу - «Милосердие Тита »), яснее всего обозначившего роль трагической темы в творчестве Моцарта. Такой же смелостью и новизной отмечены «Пражская симфония » ре мажор (1787) и три последние симфонии (№ 39 ми-бемоль мажор , № 40 соль минор , № 41 до мажор - «Юпитер» ; лето 1788), давшие необычайно яркую и полную картину идей и чувствований своей эпохи и проложившие пути к симфонизму XIX в. Из трех симфоний 1788 г. только Симфония соль минор прозвучала один раз в Вене. Последними бессмертными творениями моцартовского гения стали опера «Волшебная флейта » - гимн свету и разуму (1791, Театр в венском предместье) - и скорбный величественный Реквием , не завершенный композитором.

Внезапность смерти Моцарта, чье здоровье было, вероятно, подорвано длительным перенапряжением творческих сил и трудными условиями последних лет жизни, таинственные обстоятельства заказа Реквиема (как выяснилось, анонимный заказ принадлежал некоему графу Ф. Вальзаг-Штуппаху, намеревавшемуся выдать его за свое сочинение), захоронение в общей могиле - все это дало повод к распространению легенд об отравлении Моцарта (см., например, трагедию Пушкина «Моцарт и Сальери»), не получивших никаких подтверждений. Творчество Моцарта стало для многих последующих поколений олицетворением музыки вообще, ее способности воссоздать все стороны человеческого бытия, представляя их в прекрасной и совершенной гармонии, наполненной, однако, внутренними контрастами и противоречиями. Художественный мир моцартовской музыки словно населен множеством разнообразных персонажей, многогранных человеческих характеров. В нем нашла свое отражение одна из основных черт эпохи, кульминацией которой стала Великая французская революция 1789 г., - жизнедеятельное начало (образы Фигаро, Дон-Жуана, симфония «Юпитер» и др.). Утверждение человеческой личности, активности духа связано и с раскрытием богатейшего эмоционального мира - многообразие его внутренних оттенков и деталей делает Моцарта предтечей романтического искусства.

Всеобъемлющий характер моцартовской музыки, охватившей все жанры эпохи (кроме уже упомянутых - балет «Безделушки » - 1778, Париж; музыка к театральным постановкам, танцы, песни, в т. ч. «Фиалка» на ст. И. В. Гете, мессы, мотеты, кантаты и др. хоровые произведения, камерные ансамбли различных составов, концерты для духовых инструментов с оркестром, Концерт для флейты и арфы с оркестром и др.) и давшей их классические образцы, во многом объясняется той огромной ролью, какую сыграло в ней взаимодействие школ, стилей, эпох и музыкальных жанров.

Воплощая характерные черты венской классической школы, Моцарт обобщил опыт итальянской, французской, немецкой культуры, народного и профессионального театра, различных оперных жанров и т. п. В его творчестве нашли отражение социально-психологические конфликты, рожденные предреволюционной атмосферой во Франции (либретто «Свадьбы Фигаро» написано по современной пьесе П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»), мятежный и чувствительный дух немецкого штюрмерства («Бури и натиска»), сложная и вечная проблема противоречия между дерзаниями человека и нравственным возмездием («Дон Жуан»).

Индивидуальный облик моцартовского произведения складывается из множества типичных для той эпохи интонаций и приемов развития, неповторимо соединенных и услышанных великим творцом. Его инструментальные сочинения испытали воздействие оперы, в оперу и мессу проникли черты симфонического развития, симфония (например, Симфония соль минор - своего рода рассказ о жизни человеческой души) может быть наделена детализированностью, свойственной камерной музыке, концерт - значительностью симфонии и т. д. Жанровые каноны итальянской оперы-buffa в «Свадьбе Фигаро» гибко подчиняются созданию комедии реалистических характеров с явным лирическим акцентом, за названием «веселая драма» встает совершенно индивидуальное решение музыкальной драмы в «Дон Жуане», проникнутое шекспировскими контрастами комедийного и возвышенно-трагического.

Один из ярчайших примеров моцартовского художественного синтеза - «Волшебная флейта». Под покровом волшебной сказки с запутанным сюжетом (в либр. Э. Шиканедера использовано множество источников) скрываются утопические идеи мудрости, добра и всеобщей справедливости, характерные для эпохи Просвещения (здесь сказалось и влияние масонства - Моцарт был членом «братства свободных каменщиков»). Арии «человека-птицы» Папагено в духе народных песен чередуются со строгими хоральными напевами в партии мудрого Зорастро, проникновенная лирика арий влюбленных Тамино и Памины - с колоратурами Царицы ночи, почти пародирующими виртуозное пение в итальянской опере, сочетание арий и ансамблей с разговорными диалогами (в традиции зингшпиля) сменяется сквозным развитием в развернутых финалах. Все это объединяется тоже «волшебным» по мастерству инструментовки звучанием моцартовского оркестра, (с солирующими флейтой и колокольчиками). Универсальность музыки Моцарта позволила ей стать идеалом искусства для Пушкина и Глинки, Шопена и Чайковского, Бизе и Стравинского, Прокофьева и Шостаковича.

Е. Царёва

Его первым учителем и наставником был отец, Леопольд Моцарт, помощник капельмейстера при дворе зальцбургского архиепископа. В 1762 году отец представляет Вольфганга, ещё совсем юного исполнителя, и его сестру Наннерль дворам Мюнхена и Вены: дети играют на клавишных инструментах, на скрипке и поют, а Вольфганг ещё и импровизирует. В 1763 году состоялось их длительное турне по Южной и Восточной Германии, Бельгии, Голландии, Южной Франции, Швейцарии вплоть до Англии; дважды они были в Париже. В Лондоне происходит знакомство с Абелем, И. К. Бахом, а также певцами Тендуччи и Манцуоли. В двенадцать лет Моцарт сочиняет оперы «Мнимая пастушка» и «Бастьен и Бастьенна». В Зальцбурге назначается на должность концертмейстера. В 1769, 1771 и 1772 годах посещает Италию, где получает признание, ставит на сцене свои оперы и занимается систематическим образованием. В 1777 году совершает в обществе матери поездку в Мюнхен, Мангейм (где влюбляется в певицу Алоизию Вебер) и Париж (где мать умирает). Обосновывается в Вене и в 1782 году женится на Констанции Вебер, сестре Алоизии. В том же году большой успех ждёт его оперу «Похищение из сераля». Создаёт произведения самых разных жанров, проявляя удивительную многогранность, становится придворным композитором (без определённых обязанностей) и надеется после смерти Глюка получить должность второго капельмейстера Королевской капеллы (первым был Сальери). Несмотря на славу, особенно оперного композитора, надежды Моцарта не сбылись, в том числе из-за сплетен относительно его поведения. Оставляет незаконченным Реквием. Уважение к аристократическим условностям и традициям, как религиозным, так и светским, сочетались у Моцарта с чувством ответственности и внутренним динамизмом, которые заставляли некоторых рассматривать его как сознательного предшественника романтизма, в то время как для других он остаётся несравненным завершением рафинированного и умного века, почтительно относившегося к правилам и канонам. В любом случае именно из постоянного столкновения с различными музыкальными и моральными клише того времени родилась эта чистая, нежнейшая, нетленная красота музыки Моцарта, в которой столь загадочным образом присутствует то лихорадочное, лукавое, трепетное, что именуется «демоническим». Благодаря гармоническому использованию этих качеств, австрийский мастер - подлинное чудо музыки - преодолел все трудности композиции со знанием дела, которое А. Эйнштейн верно называет «сомнамбулическим», создав огромное количество произведений, хлынувших из-под его пера как под давлением со стороны заказчиков, так и в результате непосредственных внутренних побуждений. Он действовал со скоростью и самообладанием человека нового времени, хотя и оставался вечным ребёнком, чуждым любых феноменов культуры, не относящихся к музыке, полностью обращённым к внешнему миру и одновременно способным на поразительные проникновения в глубины психологии и мысли.

Несравненный знаток человеческой души, особенно женской (передававший в равной мере её грацию и двойственность), проницательно высмеивающий пороки, мечтающий об идеальном мире, легко переходящий от самой глубокой скорби к величайшей радости, благочестивый певец страстей и таинств - будь эти последние католическими или масонскими - Моцарт до сих пор завораживает как личность, оставаясь вершиной музыки и в современном понимании. Как музыкант он синтезировал все достижения прошлого, доведя до совершенства все музыкальные жанры и превзойдя почти всех своих предшественников совершенным сочетанием северного и латинского строя чувств. Чтобы упорядочить музыкальное наследие Моцарта, понадобилось опубликовать в 1862 году объёмистый каталог, впоследствии обновлённый и исправленный, который носит имя своего составителя Л. фон Кёхеля.

Подобная творческая продуктивность - не такая уж, впрочем, редкая в европейской музыке - была не только результатом прирождённых способностей (говорят, что он писал музыку с той же лёгкостью и непринуждённостью, что и письма): в пределах короткого срока, отпущенного ему судьбой и отмеченного порой необъяснимыми качественными скачками, она была выработана благодаря общению с различными учителями, позволявшему преодолевать кризисные периоды становления мастерства. Из музыкантов, оказавших на него прямое влияние, следует назвать (помимо отца, итальянских предшественников и современников, а также Д. фон Диттерсдорфа и И. А. Хассе) И. Шоберта, К. Ф. Абеля (в Париже и Лондоне), обоих сыновей Баха, Филиппа Эмануэля и в особенности Иоганна Кристиана, бывшего образцом сочетания «галантного» и «учёного» стилей в крупных инструментальных формах, а также в ариях и операх-сериа, К. В. Глюка - в том, что касается театра, несмотря на существенное различие творческих установок, Михаэля Гайдна, великолепного контрапунктиста, брата великого Йозефа, который в свою очередь указал Моцарту, как достичь убедительности выражения, простоты, непринуждённости и гибкости диалога, не отказываясь и от приёмов самой сложной техники. Основополагающими были его поездки в Париж и Лондон, в Мангейм (где он слушал знаменитый оркестр под управлением Стамица, первый и самый передовой ансамбль в Европе). Укажем также на окружение барона фон Свитена в Вене, где Моцарт учился и оценил музыку Баха и Генделя; наконец, отметим путешествия в Италию, где он встречался со знаменитыми певцами и музыкантами (Саммартини, Пиччини, Манфредини) и где в Болонье держал у падре Мартини экзамен по контрапункту строгого стиля (по правде сказать, не слишком удачный).

Национальная гордость Австрии, величайшая загадка Творца, символ Гения – Вольфганг Амадей Моцарт. Его жизнь и смерть оставили больше вопросов, чем ответов. Его история обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. Но вряд ли мы когда-нибудь приблизимся к разгадке этого феномена. Тайн у гениального композитора действительно много и одна из них - это так называемый «Эффект Моцарта». Учёные ломают голову, стараясь найти ответ на вопрос, почему именно музыка гения так благотворно влияет за здоровье человека? Почему, слушая его произведения, мы успокаиваемся и начинаем лучше мыслить? Почем больным, страдающим тяжёлыми заболеваниями, от музыки Моцарта становится легче? Сто тысяч почему, на которые даже спустя сотни лет никто не может дать вразумительный ответ.

Краткую биографию Вольфганга Амадея Моцарта и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография

Обычно в биографии известных людей детские годы описывают вскользь, упоминают какие-то забавные или трагические случаи, повлиявшие на формирование характера. Но в случае с Моцартом рассказ о его детских годах – это повествование о концертной и композиторской деятельности полноценного музыканта и виртуозного исполнителя, автора инструментальных сочинений.


Он родился 27 января 1756 года в семье скрипача и педагога Леопольда Моцарта. Отец оказал огромное влияние на становление сына как личности и музыканта. Всю жизнь их связывала нежнейшая привязанность, даже известна фраза Вольфганга: «После папы – только Господь». Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна, которую дома звали Наннерль, никогда не посещали общественную школу, все образование, включая не только музыку, но и счет, письмо, чтение, им дал отец. Он был прирожденным педагогом, его методическое пособие по обучению игре на скрипке издавали десятки раз и долгое время считали лучшим.

С рождения маленького Вольфганга окружала атмосфера творчества, музыкальных звуков и постоянной занятости. Отец занимался с Наннерль на клавесине и скрипке, 3-летний Вольфи наблюдал за ними с ревностью и восторгом: ну, когда же папа позволит ему упражняться? Для него это все была игра – подбирать на слух мелодии, созвучия. Так, играя, и начались его занятия музыкой, которым он отдавался полностью.


Согласно биографии Моцарта уже в 4 года он рисует каракули на нотной бумаге, чем приводит в ярость отца, однако гнев быстро сменяется изумлением – выглядящие хаотично на бумаге ноты складываются в незатейливую, но грамотную с точки зрения гармонии пьесу. Леопольд сразу понимает высочайшую одаренность, которой наградил бог его сына.

В те времена музыкант мог рассчитывать на вполне хорошую жизнь, если найдет покровителя и получит постоянную работу. Например, заняв должность капельмейстера при дворе или доме знатного вельможи. Тогда музыка являлась неотъемлемой частью социальной и светской жизни. И Леопольд принимает решение отправиться с выступлениями по городам Европы с целью снискать славу сыну для того, чтобы позднее он смог удостоиться лучшей судьбы. Он рассчитывал уже сейчас заручиться вниманием к необычайному таланту ребенка.


В первое путешествие Моцарты (отец, сын и дочь) отправились в начале 1762 года, когда Вольфгангу было 6 лет, а его сестре – 10. Чудо-дети везде встречали самый восторженный прием, они поражали слушателей своими исполнительскими умениями и навыками. Отец стремился придать их выступлениям как можно больше эффектности. Мария Анна исполняла сложнейшие технически музыкальные пьесы, подвластные не каждому опытному клавесинисту. Вольфганг и вовсе играл не просто виртуозно – ему завязывали глаза, покрывали клавиатуру платком, он играл с листа, импровизировал. Все силы были брошены на то, чтобы произвести сенсацию и запасть в память слушателям. И их действительно приглашали много и часто. В основном это были дома аристократов и даже коронованных особ.

Но был в этом еще один интересный момент. Во время всех этих путешествий от Лондона до Неаполя Вольфганг не только демонстрировал публике свое щедрое дарование – он также впитывал в себя все культурные и музыкальные достижения, которые мог ему предоставить тот или иной город. Тогда Европа была разрознена, очаги культуры вспыхивали в разных городах – и в каждом были свои течения, музыкальные стили, жанры, предпочтения. Маленький Вольфганг мог все это слушать, поглощать, перерабатывать своим гениальным умом. И в итоге синтез всех этих музыкальных пластов дал толчок к тому мощному движению, что являло собой творчество Моцарта.

Зальцбург и Вена


Увы, планам Леопольда не суждено было сбыться. Дети выросли и больше уже не производили такого яркого впечатления. Вольфганг превратился в невысокого юношу, «такого же как все», а прошлая популярность скорее даже мешала. Ни его членство в Болонской Академии, которое он получил в 12 лет, блестяще справившись с заданием, ни орден Золотой шпоры, врученный самим католическим Папой, ни всеевропейская известность не сделали легким карьерный рост молодого композитора.

Какое-то время он состоял капельмейстером у архиепископа в Зальцбурге. Непростые отношения с этим высокомерным человеком вынуждали Вольфганга браться за заказы из Вены, Праги, Лондона. Он стремился к независимости, неуважительное обращение больно ранило его. Частые разъезды привели к желанной цели – однажды архиепископ Коллоредо уволил Моцарта, сопроводив увольнение унизительным жестом.

В конечном итоге он переезжает в Вену в 1781 году. Здесь он проведет последние 10 лет жизни. На этот период придется расцвет его творчества, женитьба на Констанце Вебер, здесь он напишет самые знаменательные свои произведения. Венцы не сразу его приняли, и вообще, после успеха «Свадьбы Фигаро » в 1786 году остальные премьеры проходили спокойно. Гораздо теплее его всегда принимали в Праге.

В то время Вена была музыкальной столицей Европы, жители ее были избалованы обилием музыкальных событий, туда стекались музыканты со всего света. Конкуренция среди композиторов была очень высокой. Но не соответствует действительности то противостояние между Моцартом и Антонио Сальери, которое мы можем увидеть в знаменитом фильме «Амадей» Милоша Формана, а еще ранее – у Пушкина. Напротив, они с большим уважением относились друг к другу.

Также близкую и трогательную дружбу он водил с Йозефом Гайдном , посвятил ему прекрасные струнные квартеты. Гайдн, в свою очередь, бесконечно восхищался талантом и тонким музыкальным вкусом Вольфганга, его необыкновенной способностью чувствовать и передавать чувства как истинный Художник.

Несмотря на то, что должности при дворе Моцарту так и не удалось добиться, его творчество постепенно стало приносить ему немалый доход. Он был независимый человек, превыше всего ставящий честь и достоинство человека. Не лез в карман за острым словом, и вообще напрямую говорил все, что думает. Такое отношение не могло оставить равнодушным никого, появлялись завистники, недоброжелатели.

Болезнь и смерть

Небольшой творческий спад, наметившийся было в 1789-90 годах, в начале 91-го быстро сменился активной работой. В конце зимы он внес изменения в симфонию №40 . Весной была написана и затем летом поставлена опера «Милосердие Тита» по заказу чешского двора на день коронации Леопольда II. В сентябре был завершен совместный проект с Эмануэлем Шиканедером, товарищем по масонской ложе – зингшпиль «Волшебная флейта ». В июле этого года он получил заказ на заупокойную мессу от таинственного посланника…

В начале осени Вольфганг начинает жаловаться на недомогания. Постепенно они усиливаются. Последнее выступление Моцарта датировано 18 ноября – на день открытия очередной ложи Тайного Общества. После этого он слег и уже не вставал. До сих пор ученые медики ведут споры о причинах болезни, диагнозе. Чаще всего версию об отравлении отвергают, но не исключают полностью. За прошедшие столетия подлинных документов больше не стало, наоборот, все меньше доверия вызывают многие утверждения Констанцы и других свидетелей.


Лечил композитора лучший врач Вены на тот момент, многие его методы сейчас представляются как усугубившие состояние больного, но тогда они широко применялись в медицине. В ночь с 4 на 5 декабря он умирает…

При жизни это был щеголеватый модник, ведущий несколько более свободный образ жизни, чем мог себе позволить. Сохранились многие записки, в которых он обращался к друзьям с просьбой занять денег – под очередной музыкальный проект. Но разумно распоряжаться деньгами он так и не научился. И когда встал вопрос о похоронах, оказалось, что денег у семьи на это нет.


Полностью оплатил похороны барон ван Свитен, он дал сумму, достаточную на погребение по 3-му разряду – в отдельном гробу, но в общей могиле. Тогда это была распространенная практика, ничего странного в этом не было. Кроме одного – даже место захоронения величайшего сына человеческого не сохранилось. Тогда погребальные памятники ставили за оградой кладбища.



Интересные факты о Моцарте

  • Половину от общего количества симфоний Моцарт написал в возрасте от 8 до 19 лет.
  • В 2002 году, в годовщину 11 сентября, по всей планете хоры исполняли «Реквием» Моцарта в течение суток, дабы почтить память погибших.
  • В крупнейшем в истории проекте записей, посвященных одиночеству, Philips Classic в 1991 году выпустил 180 компакт-дисков, содержащих полный набор аутентичных работ Моцарта. Он включает более 200 часов музыки.
  • Моцарт написал больше музыки в своей короткой карьере, чем многие другие композиторы, которые прожили намного дольше.
  • Отношения с архиепископом Зальцбургским закончились, когда его секретарь дал Моцарту пинок в спину.
  • Из биографии Моцарта мы узнаём, что в путешествиях гениальный композитор провел в общей сложности 14 из 35 лет.
  • Леопольд Моцарт описал рождение сына как «чудо от Бога», потому что тот казался слишком маленьким и слабым, чтобы выжить.
  • Термин «ухо Моцарта» описывает дефект уха. Исследователи полагают, что у Моцарта и его сына, Франца, был врожденный дефект уха.
  • Композитор обладал феноменальным слухом и памятью, даже в детстве мог с одного прослушивания запомнить сложное по форме и гармонии произведение, и затем записать его без единой ошибки.
  • В 1950-х годах французский врач-фониатр Альфред Томатис проводил научные эксперименты, в ходе которых доказал, что прослушивание музыки Моцарта может улучшить IQ человека, ему принадлежит термин «Эффект Моцарта»; ее также признали оказывающей терапевтическое воздействие при ДЦП, эпилепсии, аутизме и многих неврологических заболеваниях, это научно доказано.
  • Второе имя Вольфганга Моцарта, Феофил, означает «любимый Богом» по-гречески.
  • Влияние Моцарта на западную музыку глубоко. Джозеф Хейдон отметил, что «потомство не увидит такой талант даже через 100 лет».
  • Моцарт написал свою первую симфонию, когда ему было всего 8 лет, а оперу – в 12.
  • Отец запрещал Вольфгангу жениться на Констанце Вебер, подозревая корыстный интерес ее семьи к делающему первые уверенные шаги в Вене Моцарту. Но тот не послушался впервые в жизни, и вопреки воле отца женился в августе 1782. Некоторые ученые изображают ее как непостоянную, другие смотрят на нее с большей симпатией. Через восемнадцать лет после смерти Вольфганга она снова вышла замуж и помогла своему новому мужу написать книгу о Моцарте.


  • Известное партнерство Моцарта с Лоренцо да Понте привело к созданию оперы «Свадьба Фигаро», основанной на пьесе Бомарше. Их сотрудничество является одним из самых известных в истории музыки;
  • Однажды в Вене маленький Вольфганг выступал во дворце для императрицы Марии Терезии. После выступления он играл с ее дочерьми, одна из которых отнеслась к нему особенно нежно. Вольфганг на полном серьезе стал тогда просить ее руки. Это была Мария-Антуанетта, будущая королева Франции.
  • Моцарт состоял в масонской ложе, это было тайное общество, объединяющее наиболее прогрессивных людей своего времени. Со временем Вольфганг стал отдаляться от идей братьев, в основном, из-за религиозных противоречий.

  • Последнее слово композитора Густава Малера (1860-1911) перед смертью было «Моцарт».
  • В 1801 году могильщик Джозеф Ротмайер якобы выкопал череп Моцарта с кладбища в Вене. Тем не менее, даже после различных испытаний, остается неизвестным, принадлежал ли череп, по сути, Моцарту. В настоящее время он заперт в Фонде Моцартеум в Зальцбурге, Австрия;
  • Барон ван Свитен дал на похороны Моцарта 8 флоринов 56 крейцеров – именно это сумму когда-то потратил Вольфганг на шутливые похороны своего скворца.
  • Моцарт был похоронен в «братской могиле» на Кладбище св. Маркса. «Общая могила» - это не то же самое, что могила нищего или братская могила, но могила для людей, которые не были аристократией. Одно из главных отличий состоит в том, что через 10 лет общие могилы подвергались раскопкам, а могил аристократов – нет.
  • Исследователи выдвинули в качестве гипотезы по меньшей мере 118 причин смерти Моцарта, включая ревматическую лихорадку, грипп, трихинеллез, отравление ртутью, почечную недостаточность и стрептококковую инфекцию.
  • По мнению нескольких биографов, Моцарт был маленьким человеком с сильными глазами. В детстве Вольфганг переболел оспой, которая оставила на лице шрамы. Он был худой и бледный с прекрасными волосами и любил элегантную одежду.
  • Согласно утверждениям жены Моцарта, Констанцы, в конце жизни Моцарт считал, что его отравили, и что он сочинял свой «Реквием» для себя.
  • Считается, что в «Реквиеме» он успел написать только первые 7 частей, а остальное дописал его ученик Франц Ксавер Зюсмайр. Но есть версия, по которой Вольфганг мог завершить «Реквием» несколькими годами ранее. Ученые все еще спорят о том, какие части Моцарт действительно написал.
  • У Моцарта и его жены было шестеро детей, из которых только двое пережили младенчество. Оба сына не имели семьи и детей.
  • Моцарт становился все более популярным после смерти. На самом деле, как отмечает биограф 20-го века Мейнард Соломон, его музыку по-настоящему оценили посмертно.
  • Композитор родился католиком и оставался им всю жизнь.
  • Моцарт был тенор. Во время камерных концертов в ансамбле он обычно играл на альте. А также был левшой.
  • Известный физик Альберт Эйнштейн очень любил музыку. Он обучался игре на скрипке, но по-настоящему сумел проникнуться ею только после того, как «влюбился в сонаты Моцарта».
  • Эйнштейн считал, что музыка Моцарта потребовала от него технического совершенства, и тогда стал усиленно заниматься.
  • Констанца, супруга Моцарта, уничтожила многие его зарисовки и чертежи после смерти композитора.
  • У Моцарта было несколько домашних животных, включая собаку, скворца, канарейку и лошадь.

Моцарт. Письма

Время сохранило множество портретов Моцарта, выполненных разными художниками, но все они между собой сильно различаются, трудно определить, были ли среди них наиболее близкие к оригиналу. Зато прекрасно сохранились письма композитора, которые он писал всю свою жизнь, будучи в постоянных разъездах – письма матери, сестре, «дражайшему папа», кузине, супруге Констанце.

Читая их, можно составить подлинный психологический образ гения, он словно живой предстает перед нами. Вот 9-летний мальчуган искренне радуется удобной бричке и тому, что извозчик мчит быстро. Вот он передает пламенный привет и низкий поклон всем, кого знает. Это был галантный век, но Моцарт умеет без излишней напыщенности и витиеватости проявить уважение, не теряя достоинства. Письма, обращенные к родным, полны искренности и доверительности, эмоциональности и вольного обращения с синтаксисом, ведь они писались не для истории. В этом их настоящая ценность.

В зрелые годы у Вольфганга формируется собственный эпистолярный стиль. Очевидно, что литературный дар ему присущ не в меньшей степени, что и музыкальный. Владея поверхностно несколькими языками (немецким, французским, итальянский, латинским), он легко составляет из них новые словоформы, с юмором играет словами, острит, рифмует. Его мысль скользит легко и непринужденно.

Следует отметить, что со времени написания писем немецкий язык прошел большой путь развития от локальных диалектов до национального языка. Поэтому многое в них современникам покажется не совсем понятным. Например, тогда было принято обсуждать публично проблемы пищеварения. Ничего, выбивающегося из нормы, в этом не было. То же с грамматикой и орфографией – Моцарт следовал своим правилам, а возможно, даже не задумывался об этом. В одном абзаце мог трижды написать имя какой-то персоны – и все 3 раза по-разному.

В России в советское время моцартоведы лишь частично цитировали некоторые из его писем – тщательно отредактированные. В 2000-м году вышло полное издание переписки семьи Моцартов.

Личные цитаты

  • «Я пишу как свинья» (по поводу того, как много пишет).
  • «Я не обращаю внимания на чью-либо похвалу или вину. Я просто следую своим собственным чувствам»;
  • «Поскольку смерть, когда мы подошли к ее рассмотрению, является истинной целью нашего существования, я выработал в течение последних нескольких лет такие близкие отношения с этим лучшим и самым верным другом человечества, что его образ не только больше не пугает меня, но действительно очень успокаивает и утешает! И я благодарю моего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность узнать, что смерть - это ключ, который открывает дверь нашему истинному счастью».
  • «Всякий раз, ложась спать, я помню, что возможно (как бы Молод я ни был), мне не суждено будет увидеть завтрашний день. И все же ни один человек из всех, кто меня знает, не скажет, что я в общении мрачен или печален...»(4 апреля 1787).
  • «Люди ошибаются, считая, что мое искусство легко приходит ко мне. Уверяю вас, никто не посвятил столько времени и размышлений композиции, как я».

Творческое наследие

Исследователей и биографов поражает чудовищная работоспособность Моцарта. Учитывая его занятость на службе, репетиции, концерты, гастроли, частные уроки, он успевал при этом писать – на заказ и по собственному велению души. Он сочинял музыку во всех существовавших тогда жанрах. Некоторые сочинения, особенно ранние, детских лет, утеряны. Всего за свои неполные 36 лет он написал более 600 произведений. Почти все они являются абсолютными жемчужинами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. За прошедшие 2 века интерес к ним только усиливается. Многие жанры он существенно развил и преобразовал, задав новую планку и ориентиры в искусстве.

Так, например, в его операх «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан », «Волшебная флейта» драматургия шагнула далеко за пределы традиционных для того времени музыкальных спектаклей. Более сильную смысловую нагрузку приобретает сюжет, часто композитор принимает самое горячее участие в разработке либретто, дает рекомендации по построению фабулы. Каждый образ действующих лиц получает более детальную психологическую прорисовку, становится «живым» не только с помощью текстов, но и через выразительные музыкальные средства.

Также сильное драматургическое развитие получает у него симфония. Во многих из них можно увидеть сходство с оперным принципом построения – опора на конфликт, противостояние, сквозное развитие. С другой стороны, увертюра к «Свадьбе Фигаро » настолько совершенна по форме, что ее исполняют отдельно в концертах как оркестровое произведение.

Симфонизм как высший тип музыкального мышления в творчестве Моцарта утверждает каноны классического стиля. Однако в целом весь его творческий путь прошел эволюцию от рококо (в основном, в детских сочинениях), затем через венский классицизм до предпосылок к раннему романтизму. Остается лишь предполагать, какой бы была музыка этого гения, столь эмоционального, восторженного, искреннего, если бы ему довелось дожить до эпохи романтического расцвета.

Среди музыкальных произведений Моцарта 41 симфония, 27 фортепианных концертов , 5 скрипичных концертов, 27 концертных арий, 23 струнных квартета и 22 оперы.

Образ Моцарта в театре, кино, телевидении и других медийных проектах


Музыку гениального композитора можно услышать везде. По биографии Моцарта, его творчестве сняты сотни художественных и документальных фильмов, телевизионных проектов и поставлена театральная пьеса. Наиболее значимыми произведениями о нем считают:

  • «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина (цикл коротких пьес);
  • «Амадей» (1979) пьеса Питера Шаффера, которая легла в основу сценария знаменитого фильма Милоша Формана
  • «Амадей» - 8 премий Оскара и множество наград и номинаций в области киноискусства, в главной роли снялись Том Халс (Моцарт) и Ф.Мюррей Абрахам (Сальери).

Вот лишь неполный перечень телепроектов о Моцарте:


  • т/с «Моцарт в джунглях» - США (оригинальное название);
  • т/с «Avventura Romantica» (2016), в исполнении Лоренцо Зингоне (в роли молодого Моцарта);
  • т/с «Теперь я буду петь» (2016), в исполнении Лоренцо Зингоне;
  • т/с «La Fiamma» (2016), исполненная Лоренцо Зингоне;
  • «Стерн-папа (2015)» ТВ-эпизод, в исполнении Криса Маркетта (в роли Моцарта);
  • «Мистер Пибоди и Шерман Шоу»;
  • «Моцарт» (2016), исполненный Авнером Пересом (взрослый В. Моцарт);
  • «Фантастика» (2015);
  • «Моцарт против Скриллекс (2013) Телевизионный эпизод, в исполнении Ницца Питер (Моцарт);
  • Моцарт l"opéra Rock 3D (2011) (TV) В исполнении Микеланджело Локонте;
  • «Сестра Моцарта» (2010), в исполнении Дэвида Моро;
  • «Etida» (2010), Лука Хргович в роли Моцарта;
  • «Моцарт» (2008) Телесериал;
  • «В поисках Моцарта» (2006);
  • «Гений Моцарта», исполненный Джеком Тарлтоном»;
  • т/с «Симпсоны»;
  • т/с «Вольфганг Амадей Моцарт» (2002);
  • «Вольфганг А. Моцарт» (1991);
  • «Моцарт и Сальери» (1986) Телевизионный эпизод;
  • «Моцарт - его жизнь с музыкой» д/ф.

Однажды познакомившись с этой Великой Судьбой, забыть о ней уже невозможно. Это то, что помогает возвыситься душе, отступить от обыденного и настроиться на созерцание вечности… Моцарт – это величайший дар Создателя человечеству.

Видео: смотреть фильм о Моцарте

Вольфганг Амадей Моцарт - яркий представитель Венской классической школы. Он виртуозно владел различными музыкальными формами своего времени, обладал уникальным слухом и редким талантом импровизатора. Одним словом, гений. А вокруг жизни и смерти гения обычно немало слухов и домыслов. Композитор ушел из жизни в возрасте тридцати пяти лет. Его ранняя смерть стала предметом споров, легла в основу сюжетов литературных произведений. Как умер Моцарт? Что послужило причиной его внезапной смерти? И где похоронен Моцарт?

Композитор, биография которого вот уже более двух веков интересует исследователей по всему миру, умер в 1791 году. Жизнеописания выдающихся людей принято начинать с рождения. Но биография Моцарта столь обширна, что любой из периодов достоин пристального внимания. В этой статье речь пойдет, прежде всего, о том, как умер Моцарт. Существует множество предположение. Но согласно официальной версии причиной смерти стала длительная болезнь. Но прежде чем приступить к описанию последних дней Моцарта, следует изложить вкратце его биографию.

Детство

Где родился Вольфганг Амадей Моцарт? Городом детства юности великого музыканта является Зальцбург. Отец Амадея был скрипачом. Леопольд Моцарт посвятил свою жизнь детям. Он сделал все, для того чтобы его дочь и сын получили достойное музыкальное образование. Именно музыкальное. Уникальные способности с ранних лет проявлял как Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого представлена в нашей статье, так и его старшая сестра Наннерль.

Леопольд начал обучать дочь игре на клавесине довольно рано. Вольфганг был в то время вовсе мал. Но он следил за уроками сестры и повторял отдельные отрывки из музыкальных произведений. Тогда Леопольд решил, что его сын непременно должен стать композитором. Вольфганг, как и его Наннерль, выступать начал очень рано. Публика была заворожена игрой вундеркиндов.

Юность и начало творчества

С 1781 году герой этой статьи проживал в Вене. Гайдна - классика. Вольфганг Амадей Моцарт, наряду с этими великими музыкантами, создавал произведения, которые никогда не будут забыты. Таких высот достигнуть ему удалось не только благодаря врожденному таланту, но и усидчивости, трудолюбию.

Во сколько лет умер Моцарт? Композитору было всего тридцать пять. А за десять лет до смерти он обосновался в Вене. За этот небольшой отрезок времени Вольфганг превратился из малоизвестного музыканта в

Дом принадлежал Веберам, в семье которых было три незамужних дочери. Одна из них - будущая жена Вольфганга, Констанция. В тот же год, когда переступил впервые порог дома Веберов, он начал создавать оперу «Похищение из Сераля». Произведение было одобрено венской публикой, но имя Моцарта по-прежнему не имело веса в музыкальных кругах.

Слава

Вскоре Моцарт женился на Констанции Вебер. После свадьбы его отношения с отцом разладились. Моцарт-старший до последних дней относился к невестке враждебно. Пик славы Вольфганга приходится на середину восьмидесятых годов. За несколько лет до смерти он начинает получать огромные гонорары. Моцарты переезжают в шикарную квартиру, нанимают прислугу и приобретают фортепиано за сумасшедшие по тем временам деньги. Музыкант завязывает дружбу с Гайдном, которому однажды даже дарит сборник своих произведений.

В феврале 1785 года публике был представлен концерт для фортепиано ре-минор. «Почему великий Моцарт умер в нищете?» - порою можно услышать такой вопрос. На чем основано мнение о финансовом неблагополучии пианиста и композитора? Ведь в середине восьмидесятых годов Моцарт находился на пике своей славы. Он был одним из самых состоятельных музыкантом в Вене в 1787 году. За четыре года до смерти он отправил своего сына в очень дорогое и престижное воспитательное заведение. И в этом же году великий пианист вступил в масонскую ложу. Но в последние годы композитора несколько пошатнулось. Однако все же оно было далеко от нищеты.

Финансовые трудности

В 1789 году жена Вольфганга заболела. Он был вынужден отправить ее на лечебный курорт, что пошатнуло его материальное положение. Спустя несколько месяцев Констанция пошла на поправку. К тому времени уже имела немалый успех «Свадьба Фигаро». Моцарт занялся написанием произведений для театра. Он и прежде писал оперы. Но ранние его сочинения не имели успеха.

Последний год жизни для Моцарта стал весьма плодотворным. Он написал симфонию соль-минор, получил должность капельмейстера. И, наконец, начал работать над «Реквиемом». Это заказал незнакомец, желающий почтить память своей жены.

Реквием

Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого удивительно насыщена событиями, несмотря на раннюю смерть, написал несчетное количество произведений. У него было множество учеников, он получал при жизни неплохие гонорары от публикации своих сочинений. Незадолго до смерти он начал создавать свое последнее произведение - «Реквием». Работа так захватила его, что он перестал принимать учеников. К тому же самочувствие его вдруг стало ухудшаться с каждым днем.

О том, как умер Моцарт, рассказано было годами позже родственниками, свидетелями смерти великого композитора. Среди них был и сын музыканта. Согласно воспоминаниям близких, Моцарту вдруг стало так плохо, что пришлось вызвать доктора. И ни какого-нибудь, а самого лучшего в Вене. Действительно, врачеватель помог музыканту. Однако улучшение долго не продлилось. Вскоре Моцарт слег окончательно.

Острая просовидная лихорадка

Согласно воспоминаниям Софи Вебер - свояченицы музыканта - после того, как состояние его ухудшилось, родственники приняли решение вызвать другого врача. Причина смерти Моцарта вызывает споры, потому как симптомы его были столь необычными, что не позволяли врачами прийти к единому мнению относительно диагноза.

В последние недели у композитора обострился слух. Он страдал от невыносимой боли, даже от прикосновения своего тела к одежде. Моцарт с каждым днем слабел. И, кроме того, его состояние ухудшалось вследствие несовершенных методов медицины. Больному регулярно пускали кровь: этот терапевтический прием в те времена считался универсальным. Причина смерти Моцарта, быть может, была бы установлена, если б он жил XXI веке. В восемнадцатом же столетии методы лечения были, мягко говоря, неэффективными. В свидетельстве о смерти гения стояло: острая просовидная лихорадка.

Этим заболеванием страдала в то время добрая часть венского населения. Как лечить его, врачи не знали. А потому один из докторов, посетив умирающего, заключил: его уже не спасти.

Общая ослабленность организма

Жизнь и творчество Моцарта - тема множества книги, художественных и документальных фильмов. Его редкий дар был обнаружен в раннем возрасте. Но помимо уникальных способностей, Моцарт, вопреки общепринятому мнению, необычайным трудолюбием. О том, как умер Моцарт, сказано сегодня немало. Существует версия о том, что великого музыканта отравил завистник Сальери. Но современники композитора полагали иначе.

После смерти Моцарта некоторые доктора утверждали, что умер от тяжелого инфекционного заболевания. Организм его не смог бороться в результате общей ослабленности. А ослаблен Моцарт был физически вследствие многолетних трудов без перерыва и отдыха.

С годами все сложнее исследователям установить диагноз музыканта. В записях Софи Вебер и других родственников немало противоречий. Именно эти обстоятельства и породили массу версий о смерти Амадея Моцарта. Рассмотрим каждую из них.

Сальери

Версия о том, что Моцарт погиб от руки завистника, - самая распространенная. И именно она легла в основу трагедии Пушкина. Согласно этой версии, жизнь и творчество Моцарта были окружены праздностью. Природа якобы наделила музыканта таким талантом, что и прилагать усилий не требовалось. Все Моцарту удавалось играючи, легко. А Сальери же, напротив, при всех своих усилиях не способен был достигнуть и жалкой доли того, что умел Моцарт.

Произведение Пушкина основано на художественном вымысле. Но многие читатели сегодня не отличают фантазий автора от подтвержденных фактов. Герои Пушкина спорят о том, что гений и зло - понятия несовместимые. В произведении русского писателя Сальери помешивает Моцарту яд, потому как не согласен с ним. Он полагает, что приносит праздного, но одаренного композитора в жертву искусству.

Мнение о том, что Сальери является убийцей, принято считать одной из версий еще и потому, что в начале девятнадцатого века в одном из церковных архивов была найдена его исповедь, в которой он признавался и раскаивался в содеянном. Подтвержденных фактов того, что этот документ действительно существовал, нет. Однако и сегодня многие поклонники творчества Моцарта уверены в том, что гений стал жертвой зависти «коллеги».

Констанция

Существует еще одна версия об отравлении. Приверженцы ее полагают, что Моцарта отправила на тот свет его супруга. А помог ей в этом один из учеников музыканта. Если верить слухам, то страстный роман Констанции и Зюсмайра сопровождался выяснениями отношений и чрезвычайно эмоциональными примирениями. Возлюбленный супруги Моцарта был человеком очень честолюбивым, если не сказать карьеристом. И он вполне мог вступить с Констанцией в любовную связь исключительно для того, чтобы извести своего великого учителя. Но для чего Зюсмайру было нужно избавляться от Моцарта? Что дала бы ему его смерть?

К тому же эта версия менее правдоподобна в силу того, что после смерти музыканта сохранился его дневник. И он является свидетельством глубочайшей преданности и любви, царившей в семье Моцартов.

Ритуальное убийство

И, наконец, последняя версия. Если брать во внимание лишь те, в которых говорится о насильственной смерти, то эта, пожалуй, самая правдоподобная. Как уже было сказано, великий музыкант состоял в масонской ложе. Масоны, как правило, помогают своим «братьям». Но они не помогли Моцарту тогда, когда тот испытывал тяжелые финансовые затруднения. Они даже проигнорировали смерть композитора, не отменив в знак траура очередное заседание.

Некоторые исследователи полагают, что причиной убийства стало намерение Моцарта создать свою ложу. В одном из последних произведений - «Волшебной флейте» - использована масонская символика. Демонстрировать нечто подобное непосвященным было не принято. Возможно, Моцарта убили его братья-масоны.

Погребение

О том, где похоронен Моцарт, известно. На кладбище Святого Марка. Дата же захоронения остается спорной. По официальной версии - 6 декабря. Распространено мнение, что хоронили Моцарта в братской могиле, предназначенной для бедняков. Но, по мнению историков, погребение происходило по третьему разряду. Это были и не похороны нищего, но и не пышная прощальная церемония великого композитора, пианиста, педагога. Как это нередко бывает, истинная слава к Вольфгангу Амадею Моцарту пришла после его смерти.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart . В этих именах первые два - имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus , нем. Gottlieb , Amade (Амадей). Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских педагогов, преподающих музыку, его книга "Versuch einer grundlichen Violinschule" (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 г. отец Моцарта, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770-74 гг. Моцарт провёл в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарта "Mitridate, Rе di Ponto" (Митридат, царь Понтийский), поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, "Lucio Sulla" (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в r e, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера "Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. выступали всё ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfuhrung aus dem Serail"), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её, по духу музыки, стали считать первой немецкой оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарта, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L"oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными.

В 1783-85 гг. созданы шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente".

С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию Моцарта, спешить с либретто "Дон-Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге ещё больший успех, чем "Свадьба Фигаро".

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон-Жуана" Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор(KV 543), № 40 соль минор(KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (ре мажор).

После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" - "Ave verum corpus" (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарта в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, вызванной возможно почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении другим австрийским композитором - Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в необозначенной могиле, поэтому само место захоронения до наших дней не сохранилось.