Open
Close

Сочинение: описание картины А. Герасимова "После дождя"

Картина Герасимова После дождя – одна из лучших работ художника.

Чтобы понять картину Герасимова После дождя (Мокрая терраса) стоит вначале вспомнить несколько исторических фактов.

В 1881 году 31 июля в городе Козлове, в купеческой семье, родился Александр Михайлович Герасимов. Один из известнейших художников своей эпохи, Герасимов в молодости серьезно увлекался импрессионизмом, но исторические процессы начала 20 века полностью изменили его взгляды.

Революция в России и последовавшее за ней строительство коммунизма сделали из художника ярого последователя нового течения – соцреализма. Надо отметить, что именно в соцреализме Герасимов полностью раскрылся как художник. Его картины считались в СССР во время сталинской эпохи каноническими.

Личный художник вождя всех народов, Герасимов написал множество картин самого Сталина, Ленина, Ворошилова. После прихода к власти Хрущева, Герасимов теряет статус личного живописца Кремля.

Однако в череде произведений художника есть не только картины вождей и полотна, прославляющие социализм.

Одна из выдающихся работ автора, картина После дождя была написана Герасимовым после того, как он покинул столицу и в поисках успокоения отправился в родной город. настолько отличается от остального творчества художника что, несомненно, заслуживает отдельного разговора.

По воспоминаниям сестры Герасимова, художник был потрясен увиденным садом . Такое состояние природы, палитру цветов, благоухание воздуха, невозможно было не запечатлеть на холсте. После дождя все вокруг преобразилось и художник немедленно потребовал у своего ассистента, Дмитрия Панина, кисти и краски. Само полотно было создано за несколько часов, с той поразительной быстротой, которая говорит о взрыве эмоций у автора.

Изменивший все вокруг , мокрая беседка, литья деревьев, все это в руках художника обрело иной смысл. Еще в годы молодости природа, дождь, ветер привлекали Герасимова своей естественно красотой и теперь все это воплотилось в картине После дождя.

К этой картине Герасимова вела вся его жизнь, пусть это не прозвучит претенциозно, но именно мокрая терраса после дождя помогла ему создать лучшее его творение. В образах картины легкость, эмоции автора, чистота помыслов. Техника исполнения предопределила художественную наполняемость.

В советской истории живописи найдется не так много произведений сопоставимых с картиной После дождя по своей красочности и исполнению.

Сам художник вспоминая свою жизнь и свои полотна, считал что — лучшее из того, что выходило из под его кисти.

Знакомство с биографией и с историей создания картины «После дождя».

Народный художник СССР вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства.

видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа.

Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать...

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

— Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину.

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные официозные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

4. Знакомство с картиной.

Одной из лучших работ в творчестве художника признана его картина «После дождя» («Мокрая терраса»), написанная им в 1935 году. Давайте рассмотрим полотно.

5.Вопросы по картине:

Что такое терраса?

Как называется картина? Почему?

У картины два названия. Какое из них более точно соответствует авторскому замыслу?

Что происходит незадолго до изображенного на картине?

По каким деталям мы можем судить об этом явлении природы?

Как вы думаете, это был небольшой дождь или ливень? Почему?

9. Обратимся к картине.

 Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе.

Что находится на заднем плане картины?

Какие краски использовал художник для создания картины?

Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.-

Каким настроением пронизана картина?

А вы когда-нибудь испытывали восторг, удивление от увиденного

после дождя?

10. Запись слов и словосочетаний на доску и в тетради.

Картина, перила, терраса, опрокинутый стакан, цветы в стеклянной вазе, лепестки, деревянный стол, скамейка, тень от перил, сарай на заднем плане, трава, блики на дощатом полу, тёплые тона, колорит, виднеется вдалеке.

11.Составление плана сочинения.

Картина Герасимова «После дождя». Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней. Сад после дождя. Мое впечатление от картины.

Перед нами картина «После дождя» . Смотря на эту картину, мы видим живописный мотив. Освежённая дождём природа, притягивает наши взгляды.

На переднем плане мы видим залитую дождём террасу с углом сада. Вода лежит целым слоем на листве, на полу террасы, на скамейках и перилах. Часть террасы освещена солнцем. Сверкая в неярком солнечном свете вода создаёт завораживающее зрелище. На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрою поверхность стола – розоватые, голубые. Тени красочные, даже многоцветны отражения на покрытых влагой досках отливают серебром.

В левой части террасы стоит на резных ножках, которые тоже отражаются в лужах. На столе в стеклянном кувшине красуется пышный букет садовых цветов умытый дождём. Тона цветов нежные и неброские. Нам кажется, что мы чувствуем их тонкий аромат, который усилился после дождя. Рядом с вазой мы видим лежащий на боку стакан, очевидно упавший от резкого порыва ветра. И ваза и стакан отражаются в мокрой поверхности стола, как в зеркале.

В природе всё благоухает свежестью. Все запахи смешались вместе. Аромат цветов и мокрой зелёной листвы. Запах залитого дождём дощатого пола и сырой земли. Все вместе они вызывают у нас восторг и ликование.

Угол дома выходит прямо в сад. Густая листва деревьев и кустарников омытая дождём блестит на солнце. Ветка сирени склонилась над скамьёй медленно роняя со своих ветвей светлые капли дождя. А дальше за деревьями очищается и светлеет небо. В глубине сада, сквозь ветви кустов виднеется крыша старого сарая.

Я считаю что это лучшая картина. в ней очень ярко и выразительно передано состояние природы.

Картина «После дождя» – одна из лучших работ художника. Она изображает мокрую террасу и уголок сада в летний теплый день. Совсем недавно прошел сильный дождь. Он намочил все вокруг. Пол, скамейки, перила, стол, листва деревьев и трава – все сияет блеском.

У этого полотна Герасимова трудно определить жанр. Что это – натюрморт, жанровая сцена или пейзаж? В картине слились элементы разных жанров, этим она и привлекает внимание. Мы видим террасу, на которой совсем недавно были люди, может быть, читали газеты или пили чай. Дождь, внезапно нахлынувший, заставил их уйти. Но мы чувствуем их присутствие.

В центре композиции стол, на котором стоит стеклянный кувшин с цветами и стакан, перевернутый порывом ветра. Этот сюжет для типичного натюрморта написан с большим мастерством. На мокрой поверхности стола отражаются голубые и розоватые блики. Цветы в букете пышные, нежные, написаны светлыми теплыми красками: розовые, красные, белые, сиреневые. Букет несколько растрепан ветром, омыт дождем, который только усилил его аромат.

На заднем плане мы видим прекрасный пейзаж. Листва деревьев, мокрая после дождя, освещена солнцем и сверкает, как драгоценные . Все оттенки зеленого цвета, от темного, почти черного, до нежно салатового, использует художник, изображая листву и траву. Вдалеке блестит крыша сарая.

Мало кому из художников удавалось передать красоту природы после дождя с таким мастерством, как это сделал Герасимов. Это лучшая из его картин, недаром и сам художник любил ее больше других.

"Мокрый" эффект в картине Герасимова "После дождя".

Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова "После дождя". Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди - пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Это могла бы быть жанровая сцена. Художник мог бы изобразить, как люди убегают с террасы из-за внезапно нахлынувшего дождя. Мы можем лишь догадываться об этом, но обстановка типична для хорошей жанровой сцены. Мы видим стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан (видимо, его перевернул порыв ветра) - типичный натюрморт. На заднем плане перед нами чистый красивый пейзаж - летний сад, омытый дождем.

Глядя на картину, мы чувствуем свежесть после дождя, влажность воздуха. Художнику очень хорошо удалось передать именно атмосферу, которая возникает после летнего ливня. Все, что мы видим, намокло от дождя. И это, может быть, самое удивительное, как удачно живописцу удалось написать дождевую воду буквально на всех поверхностях. Видно, что ливень прошел только что и еще ни капельки не высохло, не испарилось. Вода блестит, благодаря уже выглянувшему солнцу, мы видим его пробивающиеся лучи в саду. Все поверхности - стол, пол, скамейка, листва, в бликах. Радужные блики написаны с большим мастерством и у нас не остается сомнений - если бы удалось положить ладонь на эту скамейку или провести рукой по листве дерева - на ней остались бы капли воды.

Так достоверно написать природу после дождя удавалось не каждому художнику. Не все умеют точно передать "мокрый" эффект. А вот русский художник Герасимов всегда любил и умел его изображать. Однажды, когда он уже был очень знаменитым мастером, он приехал к своим родителям в город Козлов, где в летний день вся семья сидела на террасе. Вдруг хлынул дождь, да такой сильный, что даже терраса, защищенная перилами и крышей мгновенно промокла. Тут же выглянуло солнце. Все сверкало такой чистотой, выглядело так восхитительно, что художник не стал ждать и минуты, схватил холст и палитру и тут же начал писать картину. Мы можем представить себе, где он расположил мольберт - в глубине террасы. Герасимов использовал более темные краски на переднем плане картины, яркие - на среднем, совсем светлые - на заднем. Наш взгляд стремится к самому светлому, солнечному. Живописец сумел не только изобразить красоту момента, но и передать настроение - восхищенное, приподнятое.

Герасимов написал за свою жизнь множество выдающихся работ, за которые получал премии и награды. Но картина "После дождя. Мокрая терраса" была его любимой. Он считал ее самой лучшей своей картиной.

Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя» Выполнила презентацию учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 17 а. Псебе Пащенко С.Н.

Цели: познакомить учеников с произведением русской живописи начала 20 века; собрать материалы, необходимые для написания сочинения; способствовать обогащению речи учащихся, расширению их кругозора путем ознакомления с произведениями живописи

Давайте повторим Жанры живописи Портрет Натюрморт пейзаж Типы текстов Повествование Описание Рассуждение

Александр Михайлович Герасимов

Семейный портрет А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов, устав от борьбы за официальное признание и успех, уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана « Мокрая терраса ».

История создания картины «После дождя» Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами.

Беседа по картине Что изображено на картине? К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова? По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь? Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя? У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел? К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение? А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»

Опишите, что вы видите. Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.

Словарная работа. Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая, умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск, нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.

А. Яшин После дождя Дождик прошёл по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как серёжки. Тронешь берёзку - она встрепенётся И засмеётся. До слёз засмеётся. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонёчку, по серебринке.

Синтаксис. Пунктуация. Запишите предложения, расставьте знаки препинания: Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина После дождя Капли на ветках висят как серёжки В чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку по серебринке. Всё блестит на переднем плане перила скамья пол на террасе и крышка стола. Пламенеют в стеклянном графине розы на них тоже висят капельки дождя. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента который наступает сразу после дождя.

Проверь себя Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке ». Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Отрывок из повести Л. Н. Толстого « Отрочество» «Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом ».

Подберем синонимы, чтобы избежать повторов. Картина - полотно, пейзаж Художник - живописец, пейзажист Нарисовал - изобразил, показал

Цвет и настроение Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады. Художник очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.

Примерный план 1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя». 2. Мокрая терраса. 3. Сад после дождя. 4. Колорит картины. 5. Настроение, которое создаёт картина.

«После дождя» - один из лучших пейзажей художника Александра Михайловича Герасимова. К ак и другие, эта картина отличается простотой, ясностью и праздничностью. Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветках блестит свежая, умытая ливнем листва. «Капли на ветках висят, как сережки», так написал поэт А. Я. Яшин. И еще вспоминаются строки из его стихотворения «После дождя»: «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке ». Блестит всё: и крыша сарая, вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе, крышка стола. Всё напоминает о бушевавшей стихии. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, пробивающийся сквозь расступающиеся облака, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.

Домашнее задание Написать черновик сочинения

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

Литература: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. - М.: Просвещение. 1983 Интернет-ресурсы: Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. - http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527 шаблон - http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg Картины А.М.Герасимова: http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487 http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6457 http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger04tropinka.jpg http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terrasa.jpg Дом-музей - http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg После дождя - http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p//view.pic

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Учитель – Пащенко Светлана Николаевна, МБОУ ООШ №17 а. Псебе

Тема : «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».

Цели

образовательные : познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;

развивающие : развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;

воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Тип урока : урок развития речи

Технология : урок-мастерская

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)

Оборудование : презентация; репродукция картины «После дождя», портрет художника, мольберт, кисти, краски, аудиозапись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.

Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.

(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)

Какую картину вы представили? Расскажите.

Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1) и поговорим о том, что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.

Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (слайд 3)

Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?

3. Рассказ о художнике и его картине. (слайды 4-7)

А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.

Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)

4. Формулировка темы и задачи урока.

Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)

Что, по-вашему, значит - написать сочинение по картине?

Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

А как подготовиться к сочинению?

Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.

Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?

Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.

Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».

5. Лексическая работа. Деконструкция.

Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь, терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.

Можно ли увидеть в нашей местности террасы?

Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.

Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.

6. Повторное рассматривание картины. Деконструкция и социализация (слайд 8)

Что изображено на картине?

К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?

По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?

Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?

У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?

К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?

Опишите, что видите (слайд 9) Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.

7. Проведём словарную работу (слайд 10): Запись в тетрадях

Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая , умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск, нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.

8. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв. (слайд 11)

О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели - мастера слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» - сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» - метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?

Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (слайды 12-13)

  1. Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
  2. Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
  3. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
  4. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (слайд 14):

«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».

Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?

Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?

Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.

Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.

Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)

  • Картина - полотно, пейзаж
  • Художник - живописец, пейзажист
  • Нарисовал - изобразил, показал

9. Обсуждение путей анализа картины.

Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)

О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)

А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)

Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

10. Разговор о цветовом оформлении картины. (слайд 16)

Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.

Почему художник использовал именно эти краски?

Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.

А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.

12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)

Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:

1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».

2. Мокрая терраса.

3. Сад после дождя.

4. Колорит картины.

5. Настроение, которое создаёт картина.

13. Составление текста. Реконструкция.

Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!

14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (слайд 18)

Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?

Чем нужно дополнить?

15. Домашнее задание. (слайд 19)

Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.

16. Рефлексия.

Чему вы сегодня научились?

Какое открытие вы сегодня сделали?

Какое у вас настроение?

Понравилось ли работать группой?

Кто из товарищей удивил? Чем?

Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?

Список использованной литературы.

1.Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013.

  • После дождя -
  • / Альбом Герасимов Александр Михайлович Alexander Gerasimov
    Разместил: Ивасив Александр

    "После дождя (Мокрая терраса)"

    1935 г. Холст, масло 78 х 85

    Государственная Третьяковская галерея, Москва

    За эту картину в 1937 художник получил Гран-при Всемирной выставки в Париже.

    А.М. Герасимов вспоминал: "На моей выставке "25 лет творчества" был этюд, известный под двойным названием "Мокрая терраса" и "После дождя" (сейчас он находится в Третьяковской галерее). Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать...

    Я не придал как-то особого значения этому этюду и только на выставке не без огорчения заметил, что многие зрители больше отдают внимания этюду "Мокрая терраса", чем громадной картине "Первая Конная"..."

    (Цит. по изд.: Герасимов A.M. Жизнь художника. М., 1963. С. 157-158).

    ______________________

    К 1935 году, написав множество портретов В.И. Ленина, И.В. Сталина и других советских руководителей, А.М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».

    Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

    — Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой — она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

    Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.

    В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.

    Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах (См. фрагмент). «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола — розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски — полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И.А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).

    В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А.М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.