Open
Close

Социальные ценности. Духовные ценности современной цивилизации

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно они характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существующих в обществе систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы: что такое ценности, каково соотношение ценности и оценки, какие ценности для человека главные, а какие второстепенные, - являются ныне жизненно важными.

ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ. ТИПЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Принято считать, что учение о ценностях возникло недавно. Однако это не так. В истории философии нетрудно обнаружить довольно сильную ценностную традицию, которая уходит своими корнями в ранние философские системы. Так, уже в эпоху античности философов интересовала проблема ценностей. Однако ценность в тот период отождествлялась с бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, выступали главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», в которые он включал человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека.

В последующем различные философские эпохи и существовавшие в них философские школы накладывали свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века, например, ценности приобретали религиозный характер и связывались с божественной сущностью. В эпоху Возрождения на первый план выступали ценности гуманизма и свободомыслия. В Новое время подходы к учению о ценностях начали определять с позиций рационализма, что объясняется развитием науки и формированием новых общественных отношений. В этот период проблема ценностей и их критериев нашла свое отра- ззз

жение в трудах Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Клода Адриана Гельвеция, Поля Анри Гольбаха и др.

Поворотным моментом в развитии учения о ценностях стала философия Иммануила Канта, который первым разграничил понятия сущего и должного, реальности и идеала, бытия и блага, противопоставил проблему моральности как свободы - сфере природы, которая находится под воздействием закона необходимости, и т.д.

В конце XIX в. проблема ценностей достаточно широко обсуждалась и разрабатывалась в работах таких видных представителей философии, как Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Николай Федоров, Семен Франк и др.

Собственно теория ценностей как научная система философских знаний стала формироваться во второй половине XIX в. в трудах немецких философов Вильгельма Виндельбанда, Рудольфа Лотце, Германа Когена, Генриха Риккерта. Именно в этот период было впервые дано философское определение понятия ценности как значения объекта (в отличие от его существования) Р. Лотце и Г. Когеном. В начале XX в. для обозначения теории ценностей французский философ П. Лапи ввел термин «аксиология» (греч. axios - ценный, logos - учение). В последующем аксиологическую проблематику активно рассматривали представители феноменологии, герменевтики, экзистенциализма и других философских направлений.

В нашей стране аксиология как наука о ценностях долгое время игнорировалась лишь потому, что ее теоретической основой являлась идеалистическая философия. И только с начала 60-х гг. XX в. эта теория стала развиваться в СССР.

Что же является предметом изучения аксиологии?

Предмет аксиологии - ценности всех типов, их природа, связь различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности. Ценности, согласно аксиологии, - определенная нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Основными понятиями и категориями этой теории выступают благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т.д.

Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности ценностей, которые сформировались после выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований. Рассмотрим некоторые из них.

Натуралистический психологизм (Алексиус фон Мейнонг, Ральф Бартон Перри, Джон Дьюи, Кларенс Ирвинг Льюис) рассматривает ценности как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет отнести к ценностям любые предметы и действия, с помощью которых человек удовлетворяет свои какие-либо потребности.

Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель этого направления Макс Шелер также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно его концепции, ценность каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет может существовать независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (красивое, доброе, трагическое) могут восприниматься независимо от тех вещей, свойствами которых они являются.

Мир ценностей, по М. Шелеру, имеет определенную иерархию. Ее нижнюю ступеньку занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и материальными благами; более высокие ценности - это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности; наивысшей ценностью являются ценность «святого» и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности.

Аксиологический трансцендентализм (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) понимает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие, не зависящее от человеческих потребностей и желаний. К таким ценностям относятся истина, добро, справедливость, красота, которые имеют самодостаточное значение и существуют в виде идеальных норм. Таким образом, ценность в данной концепции - не реальность, а идеал, носителем которого является какое-то трансцендентальное, т.е. потустороннее, запредельное сознание.

Культурно-исторический релятивизм. Основателем этого направления аксиологии был Вильгельм Дильтей, положивший в его основу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом он понимал множественность равноправных ценностных систем, которые различаются и анализируются с помощью исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурноисторического контекста.

Социологическая концепция ценностей. Родоначальником этой концепции является Макс Вебер, который ввел понятие ценностей в социологию и применил его для интерпретации социального действия и социального знания. По мнению М. Вебера, ценность - норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта.

В последующем подход М. Вебера развили американский социолог Уильям Томас и польский социолог Флориан Знанецкий, которые стали определять ценности не только через их социальную значимость, но и через социальные установки. По их представлению, ценностью является любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов этой группы по отношению к ценности.

В современной философской и социологической литературе тоже нет однозначного подхода к пониманию природы и сущности ценностей. Одни исследователи рассматривают ценность как предмет, способный удовлетворять какую-либо потребность человека или приносить ему определенную пользу; другие - как идеал, норму; третьи - как значимость чего-либо для человека или социальной группы, и т.д. Каждый из названных подходов имеет право на существование, поскольку все они отражают определенный аспект ценностей и их необходимо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Синтез данных подходов и представляет собой современную общую теорию ценностей.

Рассмотрим в самых общих чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего разберемся в смысле основного понятия данной теории - категории «ценность». Этимологический смысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценность - суть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры. Однако содержание понятия «ценность», его природа не так просты, как это может показаться с позиции обыденного сознания.

В чем же философский смысл понятия «ценность»?

Основные характеристики сущности и природы ценностей можно свести к следующему (схема 15.1).

Схема 15.1. Сущность ценностей

  • 1. Ценность по своей сущности является социальной и имеет объектно-субъектный характер. Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, жизнью социума не относятся к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и имеют социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, т.е. ко всей цивилизации во всем многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако только с возникновением человеческого общества стало возможным говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей.
  • 2. Ценность возникает входе практической деятельности человека. Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель - представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи, но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и т.д.

3. Понятие «ценность» следует отличать от понятия «значимость». Понятие «ценность» соотносится с понятием «значимость», однако не тождественно ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т.е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, однако эти явления не принято называть ценностями.

Следовательно, «значимость» более широкое понятие, чем «ценность». Ценность - это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность - не любая значимость, а только та, которая играет положительную роль в жизни человека, социальных групп или общества в целом.

4. Любая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом. Что это за свойства?

Функциональное значение ценности - совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерны определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности - ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой - зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной в нем обществом, к которому он принадлежит, т.е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и является для него смыслом.

В то же время смысл ценностей существует для людей неоднозначно, а в зависимости от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения, а может быть престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т.п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

5. Ценности по своей природе объективны. Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Она зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т.е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

И тем не менее субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т.е. ценность.

Нужно учитывать также то, что субъектом ценностного отношения выступают прежде всего общество, большие социальные группы. Например, проблема озоновых «дыр» может быть безразлична тому или иному индивидууму, но не обществу. Это еще раз свидетельствует об объективной природе ценности.

Такова общая характеристика ценности. Учитывая изложенное, можно дать следующее общее определение ценности. Ценность - объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям - это ценностное отношение.

В категориальное ядро аксиологии наряду с ценностью входит и «оценка» - очень широкое по объему понятие. Оценка - средство осознания значимости вещи для деятельности человека, удовлетворения его потребностей. Чтобы лучше разобраться в сущности оценки, ее следует сравнить с понятием «ценность». Оценка и ценность - тесно связанные понятия, однако между ними есть и существенное различие. В чем оно заключается?

Во-первых, если ценность - то, что мы оцениваем, т.е. предмет оценки, то оценка - процесс , т.е. умственный акт, результатом которого является определение ценности для нас конкретного предмета действительности. Найдя предмет или его свойство полезным, приятным, добрым, красивым и т.п., мы совершаем оценку.

Во-вторых, в отличие от ценности, которая имеет только положительный знак (не может быть «отрицательных ценностей»), оценка может быть как положительной, так и отрицательной. Можно найти определенный предмет или его свойство не полезным, а вредным, оценить чей-либо поступок как плохой, безнравственный, осудить просмотренный фильм как пустой, бессодержательный, пошлый и т.п. Все подобные суждения являются различной оценкой.

В-третьих, ценность объективна как порождение практического отношения. Оценки же субъективны. Оно зависит не только от качества самой объективной ценности, но и от социальных и индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Отсюда вытекает возможность различного оценивания одного и того же явления людьми, живущими в одно и то же время.

Здесь может возникнуть вопрос об истинных и ложных оценках.

Важно понять, что истинность оценки может опираться как на научные знания, так и на обыденные, на социальный опыт, воплощенный в традициях, обычаях, и даже на различного рода суеверия и предрассудки. Причем нужно заметить, что простая принадлежность оценивания к науке еще не свидетельствует о его обязательной истинности, так же как оценивание на уровне обыденного сознания не означает автоматически его ложности.

Важно понять, что истинность оценки заключается в том, насколько адекватно субъект осознает объективное значение ценности. Критерием здесь, как и вообще в вопросе об истине, является практика.

Теперь о структуре оценки.

Здесь можно условно выделить две стороны.

Если первая сторона оценки - фиксация некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т.д., то вторая - отношение субъекта к объекту: одобрение или осуждение, расположение или неприязнь и т.д. И если первой стороной оценки тяготеет к знанию, то второй - к норме.

Норма - общепризнанное правило, направляющее и контролирующее деятельность человека, его соответствие интересам и ценностям общества или отдельных групп людей. Она выступает как требование, предписывающее или запрещающее определенные действия, исходя из существующих в обществе представлений о должном. Следовательно, норма включает момент оценки. Сложившиеся в обществе нормы обретают относительную устойчивость и в свою очередь воздействуют на процессы оценочной деятельности. Субъект оценивает исходя не только из осознания реальной ценности объекта, но и из тех норм, которыми он руководствуется в жизни. Изменение социальной значимости явлений в процессе развития общества и соответственно изменение оценок ведут к критике старых норм и формированию новых.


Схема 15.2. Функции оценивания

Мировоззренческая функция. В соответствии с ней оценивание - необходимое условие формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, поскольку оно всегда связано с выяснением значимости для него окружающего мира.

Будучи отражением действительности, осознанием социальной значимости объектов, оценивание выполняет гносеологическую функцию и является специфическим моментом познания.

Оценивание выражает направленность познания на использование знаний на практике, формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность. Это свойство оценивания получило название активизирующей функции.

Вариативная функция. Оценивание предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов, их свойств, отношений. Оценивание формируется на основе сравнения явлений и соотношения их с существующими в обществе нормами, идеалами и др.

Анализ сущности ценности и ее взаимосвязи с оценкой позволяет перейти к рассмотрению классификации ценностей.

Как понять, в чем различие духовных и материальных ценностей? Какие есть варианты развития личности в этом плане и чего ожидать на каждом пути развития? Рассмотрим эти актуальные в наши дни вопросы более подробно далее статье.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.

Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:

  1. Духовные - то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые - имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
  2. Социальные - вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример - аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
  3. Материальные - этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса - социального. Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.

В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.

Духовные ценности - лакмус нравственности общества

Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.

  • Основополагающие жизненные ценности - это свобода, любовь, вера, добро, мир, дружба, природа и жизнь в целом. Отсутствие этих факторов ставит под вопрос дальнейшее развитие человека даже на примитивном уровне.
  • Моральные ценности определяют отношения между людьми с позиции нравственности. Это честь и честность, совесть, гуманность и сострадание ко всему живому, уважение к возрасту и опыту.
  • Эстетические - сопряжены с переживанием красоты и гармонии, умением наслаждаться моментом, звуком, цветом и формой. Музыка Бетховена, Вивальди, картины Леонардо да Винчи, Собор Парижской Богоматери и Василия Блаженного - это эстетические ценности человечества вне времени. Для отдельного конкретного человека таким важным объектом может стать статуэтка, подаренная родным человеком, или картинка, нарисованная трехлетним малышом.

У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.

Общественные или коллективные ценности человека

Социальные ценности человека двояки: для некоторых они первичны и важны в высшей степени (политики, актеры, духовенство, научные исследователи мирового уровня), для других, напротив, никакой роли не играют, и человеку абсолютно неважно, что о нем думают окружающие и какое положение он занимает на социальной лестнице.

Все виды социальных ценностей подразделяются еще на несколько типов:

Политические + уровень социальной лестницы: для некоторых людей крайне важно стоять у руля власти, быть уважаемым и почитаемым всеми.

Коммуникативные - преобладающему большинству людей важно принадлежать к какой-либо группе или ячейке, будь то "Сознание Кришны" или кружок любителей вышивки крестиком. Общение по интересам дает ощущение востребованности, а значит, важности для мира.

Религиозные: для многих людей вера в божественные силы и связанные с этим ритуалы в повседневной жизни дают основу для дальнейшей жизни.

Природно-экономические (ориентированные на окружающую среду): мало кому хочется жить в экологически опасных районах, местах с сильной загазованностью или сейсмически опасных зонах - это показатель личных природных ценностей. При этом забота человечества в целом об окружающей среде так же входит в данный раздел, как и сохранение редких животных видов.

Материальные ценности - главный стимул современного мира потребителей

Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной - это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.

К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады - это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.

Личные ценности отдельного индивида

Этот вид ценностей является совокупностью всех указанных выше аспектов, но с учетом индивидуальных приоритетов человека.

Так, у одного человека на первом месте будет желание добиться высокого положения в обществе. Значит, его основная ценность - социальная. У другого будет истовое желание понять истинный смысл бытия - это показатель духовной ценности, стоящей превыше всего.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей - это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький "Москвич" - ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.

Могут ли все три вида ценностей мирно сосуществовать в сознании одного человека?

Эту идею очень хорошо иллюстрирует басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: если рваться сразу на все стороны, то в итоге ничего никуда не смещается, остается на месте. Но вот группе единомышленников или нации, да и всему человечеству в целом, такая задача вполне по плечу: одни будут отвечать за материальные ценности, используя их для блага всех, а другие будут поднимать духовный уровень, не давая обществу морально разлагаться.

Наряду с материальным производством и материальной культурой выделяются духовное производство и духовная культура общества и человека. Духовное производство характеризует человека и общество.

Духовное производство человека – это вид социального производства, связанного с деятельностью сознания, подсознания и сверхсознания (творческой интуиции) человека. В результате происходит производство индивидуальных ценностей. Они имеют ценностный характер прежде всего для того человека, кто их создал.

К сфере сознания могут быть отнесены те продукты, которые носят духовную форму и связаны с производством знания, практических навыков, идей, образов и др. продуктов. Эти продукты могут быть опредмечены и переданы другим с помощью языка, речи, математических символов, рисунков, технических моделей и др.

К подсознанию принадлежит все то, что было осознаваемо ранее или может стать осознаваемым в определенных условиях, это навыки, архетипы, стереотипы, глубоко усвоенные человеком социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга». Совесть занимает в поведении человека должное место лишь тогда, когда ее веления исполняются как императив, как долг, не требующий логических аргументов. То же самое относится к чувству воспитанности, ответственности, честности, настолько прочно усвоенных человеком, что он не обнаруживает их влияния, превратившихся во внутренний мир человека.

Сверхсознание в форме творческой интуиции обнаруживает себя на первоначальных этапах творчества, не контролируемых сознанием и волей. Нейролингвистическую основу сверхсознания составляют трансформации и рекомбинации следов (энграмм), хранящихся в памяти человека, замыкание новых нервных связей, чье соответствие или несоответствие действительности выясняется лишь в дальнейшем.



На формирование индивидуального сознания человека, его духовного производства, оказывают свое влияние как условия его жизни, так и те формы духовности, которые определяются обществом. Поэтому духовная продукция, производимая человеком, будет принимать форму ценности только будучи соотнесенной с духовным производством общества, без признания которого она оказывается бессильной.

Герои Ильфа и Петрова духовно – разные люди. У них сформировались и разные представления о ценностях. Так, О. Бендер мечтал о миллионе, поданном «на блюдечке с золотой каемочкой», Шура Балаганов готов был ограничиться пятью тысячами рублей, Эллочка Людоедочка грезила о «мексиканском тушкане», который позволил бы ей сравниться с «Вандербильдихой». У каждого свои представления о ценностях, так как у каждого своя культура.

Таким образом, духовная культура задает духовные ценности, блага и потребности человека. У каждого отдельного человека продукты его духовного творчества носят, с одной стороны, индивидуальный характер, они уникальны, неповторимы. С другой стороны, они имеют общественную, всеобщую природу, поскольку сознание изначально общественный продукт.

Духовные ценности возникают в результате духовной деятельности общества, отдельного человека. Иногда некоторые исследователи отождествляют эти явления. Так, мы можем встретить такого рода высказывание, что «Духовная деятельность – это социальная деятельность, направленная на создание духовных ценностей и усвоение их людьми» . Это не так. Духовная деятельность – это деятельность по производству духовного продукта. Любая деятельность завершается в своем результате, любое производство заканчивается созданием продукта. Практика свидетельствует, что не всякий продукт духовной деятельности является ценностью общества или отдельного человека. Поэтому и не всякая духовная деятельность производит ценности. Деятельность, не нашедшая своего завершения в продукте, не создает ценностей, духовная деятельность, не закончившаяся результатом, остается в сфере возможного и не вторгается в область действительного, а значит и действующего. Поэтому, приведет ли духовная деятельность к получению духовного продукта – это вопрос. А раз деятельность не завершается, то она не становится в этом случае ценностью.

Но и если мы получим определенный духовный продукт, вопрос о его ценности также требует своего специального исследования и практического применения. В цивилизации действует общественное разделение труда, функционируют подчас различные, а то и противоположные формы собственности. Это приводит к появлению не только чуждых, но подчас и враждебных интересов и продуктов духовной культуры. Это приводит к тому, что чуждые для одних групп населения продукты духовной культуры не воспринимаются ими как ценности, поскольку произведены не ими и эти продукты не соответствуют их интересам. Не возникает самоидентификации между данной духовной культурой и духовными ценностями чуждого для нее коллектива. Но чуждые социальные или этнические ценности могут быть освоены и превращены в свои.

В цивилизации продукты элитной духовной культуры остаются чуждыми для большинства населения. Но утверждение общественного характера производства приводит к тому, что они начинают осваиваться обществом, его низами. Так, дворянская культура России XIX века оставалась чуждым для крестьянской и пролетарской массы явлением. Изменение социальных условий в послереволюционной России привело к тому, что освоение русского духовного наследия стало массовым явлением. Многие нормы этикета, условия жизни, формы нравственности, эстетические идеалы стали осваиваться обществом и превращаться в компонент его массовой культуры.

Сложнее дело обстоит при освоении враждебных для данного субъекта духовных ценностях. Враждебные ценности не могут быть освоены принципиально, поскольку они подводят к разрушению субъекта духовного производства, к уничтожению тех ценностей, которые отвечают его интересам. Поэтому духовная деятельность, завершившаяся производством враждебных для данного социального субъекта продуктов, не выступает и не может выступать как ценность.

Духовная культура как ценность обладает рядом особенностей по сравнению с материальными ценностями.

Духовное производство носит непосредственно общественный характер. Сами продукты духовной деятельности имеют изначально общественную природу. Поэтому они не нуждаются в утверждении своей культурной формы в стоимостных, рыночных отношениях. Но в условиях цивилизации духовные продукты культуры насильственно и противоречиво приобретают стоимостные функции и выступают в товарной форме. Это приводит к тому, что в цивилизации воспроизводится противоречие между непосредственно общественным характером духовных продуктов и теми ограниченными формами их существования, которые накладывает на них рыночное производство.

Слово, идея, идеал, норма, в какой бы индивидуальной форме они не существовали, изначально есть продукты общества и имеют непосредственно общественный характер.

Материальные ценности в условиях цивилизации не могут утвердить свою общественную, всеобщую форму, минуя рынок. Рынок есть органическая форма для утверждения ценностного характера продуктов материальной культуры.

Духовные ценности не могут быть измерены рабочим временем, в отличие от материальных. Поскольку духовные ценности изначально носят непосредственно общественный характер, их производство опирается на все время общества. Но в условиях цивилизации имеется определенное противоречие между деятельностью и временем, осуществляемым всем обществом, и рабочим временем. Это приводит к тому, что и продукты духовного производства получают ограниченную рабочим временем форму существования, а их производство осуществляется в свободное время общества.

В основании цены материальных ценностей лежит то количество труда, которое произведено в рабочее время. В основании цены духовных ценностей лежит прибавочный труд и продукт. Вся совокупность духовных ценностей не может быть обмененной иначе, как на прибавочный продукт общества.

При обмене и распределении культурных ценностей их общая сумма не уменьшается, но и не остается неизменной – она увеличивается. Так грамотность – признак письменной культуры, возникает в качестве локального, ограниченного явления, она охватывает ограниченный круг лиц. Постепенно она распространяется среди более широких слоев населения, количество грамотных людей увеличивается. Но ее культурная ценность в ходе обмена и распределения не уменьшается и не остается неизменной. Иное дело с материальным продуктом. Будучи произведен в ходе своего распределения, он обменивается на услуги, продукты умственного труда, в результате чего он количественно уменьшается, потребляется, и если его не воспроизводить вновь и вновь, может исчезнуть.

В ходе потребления духовные ценности, в отличие от материальных, не исчезают, но сохраняются. Духовные ценности тиражируются, копируются и таким образом, сохраняются. Освоение научного знания отдельным человеком, или обществом, не умаляет общей суммы научного знания, но более того, создает лучшие условия для его производства и распространения. Освоение культурной нормы отдельным человеком и сообществом в целом вовсе не устраняет нормативность из культурной жизни, а наоборот, создает лучшие условия для функционирования в обществе культурных явлений. Чем шире будет распространена моральная норма, тем большую устойчивость она приобретает.

Увеличение количества материальных ценностей в распоряжении одного человека требует для их сохранения и воспроизводства все большего количества труда и времени, так что дальнейшее усвоение материального богатства в индивидуальной форме становится невозможным. Т.е. индивидуальное потребление материальных ценностей ограничено в каждый данный момент времени и пространства. Возникает противоречие между живым и прошлым трудом и продуктом.

Увеличение количества духовных ценностей, например, знаний, делает их владельца более информированным, «богатым» при производстве и потреблении новых культурных ценностей. Так, знающий человек, информированный, получает от одного и того же сообщения больше информации, чем человек незнающий. Человек, освоивший моральные нормы и ценности, может бесконечно продолжать процесс своего совершенствования. Мы можем сказать, что нет предела в освоении духовных ценностей, но есть предел в освоении ценностей материальных. Это позволяет говорить о том, что область духовных ценностей обладает иными свойствами и отношениями, чем сфера материальной культуры, и ее законы не сводимы к законам материального производства. Можно было бы назвать множество духовных ценностей фрактал-фрактальной сферой, отличной от систем иного порядка – органических или целостных.

Ценности духовной культуры в современных условиях все чаще носят авторский характер. Карл Ясперс считал, что именно авторский характер отличает «послеосевые» культуры. Если мы посмотрим на историю, то обнаружим, что авторство появляется задолго до «осевого времени». Уже законы царя Хаммурапи, скульптурный портрет Нефертити имеют отношение к авторским, а не анонимным культурам. Но соотношение тех или иных в истории меняется. Чем ближе к современности, тем быстрее возрастает роль авторских культур. Это связано, прежде всего, с действием общесоциологического закона возрастания роли личности в истории. В области трансляции и производства культурных ценностей этот закон особенно отчетливо себя обнаруживает.

К тому же, на него накладывается еще одна закономерность исторического развития культуры, связанная с возрастанием роли индивидуальности человека, с ее выделением из родовых, семейных, социальных, профессиональных связей и отношений. Стремительное развитие культуры уже в наши дни подводит нас к такому положению, при котором свободное, гармоничное развитие индивидуальности безотносительно к какому-либо внешнему для человека масштабу, мере социальной, национальной, духовной, оно превратится в закон общественной жизни и человечества.

В области производства духовных ценностей их производство несет на себе отпечаток личности их творца, создателя. В области материальных ценностей продукт носит в основном безличностный, анонимный характер.

Время существования материальной культуры ограничено физическим и моральным износом. Материальная культура постоянно нуждается в обновлении, реновации. Духовные ценности не ограничены во времени. Достижения духовной культуры непреходящи. Мы восхищаемся памятниками культуры эпохи Античности, например, Парфеноном, Колизеем.

Максимальную ценность материальная культура имеет постольку, поскольку она полезна. Духовная культура может иметь ценность, будучи материально бесполезной, духовно иллюзорной, а подчас и ложной. Так, отправляясь на запад, корабли Колумба стремились открыть новые пути в уже известную Индию. И когда они открыли новые земли, команда считала, что это неизвестные области Индии. Так в результате иллюзий было сделано величайшее географическое открытие и на картах появился новый материк – Америка.

В духовной культуре мы можем выделить два вида деятельности:

1. Духовно-продуктивная деятельность; 2. Духовно-практическая деятельность.

Соответственно, мы можем выделить и два вида ценностей духовной культуры: духовно-продуктивные и духовно-практические.

Духовно-продуктивная деятельность – это деятельность, направленная на производство духовной продукции – умственной, психической, рациональной и иррациональной, научной и эстетической, знаковой и символической и т.д. Духовно-продуктивная деятельность – это духовная деятельность, связанная с преобразованием в сознании человека объективной реальности или обработкой прошлых продуктов духовного производства. Продукты, результаты этой деятельности носят духовную, идеальную форму и отражают прежде всего реальный мир человека. В центре духовно-продуктивной деятельности – деятельность по познанию этого мира и производство знания о нем. Хотя духовная деятельность рассматривается прежде всего как отражение реального мира, окружающего человека, этот процесс отражения нельзя свести только к познавательной деятельности, производству знания. Отражение и познание – не тождественные категории. В процесс отражения входят также и другие виды духовной деятельности – производство нравственных норм, эстетических идеалов и т.д. Всякое познание есть отражение, но не всякое отражение есть познание. Отражение не сводится к познанию этого мира, но включает в себя и другие формы духовности – адекватно и неадекватно отражающие человеческий мир. Конкретное представление о ценности предмета может разойтись со знанием о нем. Например, мы знаем, что курение табака приносит вред не только курильщикам, но и окружающим его людям. Это наши знания. Но ценность курения по каким-то причинам для многих людей сохраняется, несмотря на то, что они знают, что курение приносит вред здоровью человека. Таким образом, ценностное отношение к миру обладает своей спецификой. Процессы отражения охватывают не только познание, но включают в себя и другие формы. Например, мы любуемся, восхищаемся закатом солнца. В этот период мы не познаем его, но переживаем, чувствуем, радуемся. Соответственно, в сознании мы формируем психические образы, в которых отражаем состояние нашего мира чувств, эти психические образы мы способны запомнить, чтобы со временем воспроизвести их из памяти. И ценностью здесь выступает память о тех чувствах, которые мы испытывали, но не память о том, что когда-то мы смотрели на закат солнца. Хотя, мы можем предполагать, что любование закатом может сопровождаться для нас производством и какого-то элемента знания. Для нас тогда будет важно знать и помнить, что такого-то числа, такого-то месяца мы любовались закатом солнца. В этом случае для нас не важны те переживания, которые мы испытывали при этом, но для нас важна, представляет собой ценность именно дата события. Как мы видим, один вид деятельности – духовно-продуктивный, может производить разные виды ценностей – чувственные, в нашем случае, эстетические, и познавательные.

Особенностью духовно-продуктивной деятельности является то обстоятельство, что в конце ее мы имеем духовный продукт, отделившийся от своего создателя: научное открытие, изобретение, проект, символ, знак, поэму, картину и т.д. После этого духовный продукт начинает жить своей самостоятельной жизнью: картину смотрят посетители выставки, роман писателя продается и раскупается, стихи заучивают и т.д.

Второй вид ценностей связан с духовно-практической деятельностью. Это деятельность по освоению и передаче человеческого опыта, практики, накопленных элементов ценностей духовной культуры. Это такая деятельность, которая неотделима от жизнедеятельности человека, не существует вне ее. Таковы те духовные ценности, которые создаются актерами, танцорами, декламаторами, артистами балета, ораторами, политиками, священниками. К области духовно практической деятельности относят также мораль, искусство, право, политику, религию, идеологию. Это духовно-практические виды отношений. Они формируют духовно-практические ценности. Эти ценности неразрывно связаны с практическим поведением людей. Мы можем много говорить о морали, нравственности, учить других людей моральным нормам и поведению. Но в практической жизни можем совершать аморальные поступки. В первом случае наши ценности так и останутся нереализованными, они будут существовать в сфере возможного, потенциального, мысленного. Эти ценности не получат действительного и действенного существования. Во втором случае духовные ценности будут реализованы, они, «овладевая массами», превратятся в материальную силу, способную преобразовать мир.

У человека и в его историческом развитии (филогенезе), и в его индивидуальной жизни (онтогенезе) формируются разные ценности и различное отношение к ним, ценностные ориентации. Человек создал новый огромный мир, не известный природе. Он развил технику и технологию, создал совершенные транспортные средства и формы общения, связи и коммуникации. Но как их использовать на благо человеку и человечеству, а не во зло? Сегодня, как никогда ранее, стоит вопрос: во имя чего существует человек? Каковы те ценности, которыми он должен руководствоваться? На что он должен ориентироваться? Ответить на эти вопросы не может ни самая совершенная техника, ни технология, ни экономика, они не говорят нам о значении жизни. Мы узнаем об этом из искусства, литературы, философии, духовной сферы общества. Человек по-разному относится к ним.

Мы можем выделить различные ценностные ориентации культуры.

1. Конформизм. В этом случае индивид приспосабливается к той системе ценностей, правил, норм, запретов, идеалов, которые созданы не им, до него и которые он должен освоить. В этом случае опыт прошлых и ушедших поколений определяет и ограничивает формы поведения живых и живущих, диктует им свою, ограниченную, меру развития.

2. Акультурность, асоциальность. Для этого вида ориентаций характерно неприятие опыта прошлого, тех ценностей культуры, которые создали, накопили ушедшие и уходящие поколения людей. В этом случае индивид отказывается от культурного наследия, отрицает его историческую ценность, пытается навязать обществу свои, подчас индивидуалистические представления о культурных ценностях и правилах поведения. Для людей, избравших такой путь, прошлая культура предстает как враждебная, уничтожающая их сила, подлежащая в свою очередь, отрицанию. Это характерно для поведения преступников, предателей, «перерожденцев», представителей социально-антагонистических групп.

3. Отчуждение. Такой вид ценностных ориентаций характерен для людей, которые воспринимают сложившуюся культуру как чуждую, нейтральную, ненужную, незнакомую систему ценностей, к которым у них складывается безразличное, равнодушное отношение. Для этих людей свойствена позиция апатии, «неучастия», «недеяния», непричастности к культурным ценностям.

4. Преобразование. Человек такой ориентации выбирает путь творческого освоения ценностей прошлого, при котором отбирается и наследуется все то, что способствует прогрессивному развитию культуры общества и человека. В данном случае индивид становится сознательным участником процесса создания новых ценностей культуры. Перефразируя В. Хлебникова, можно сказать, что звездная дорога человечества разделилась на млечный путь приобретателей и тернистый путь изобретателей. Не всегда для создателей новой культуры обеспечиваются благоприятные условия для творчества. Как правило, они встречают непонимание среди своих современников, а то и неприятие. Из-за их независимой позиции их личная жизнь чаще всего трагична, конфликтна. Они неудобны для обывателя своей неординарностью, непохожестью на «всех». Как писал в свое время И. Северянин:

Художники, бойтесь мещанок!

Они обездарят ваш дар

Своею враждебною сонью

Своим организмом шарманок;

Они запесочат пожар

В душе, где закон – беззаконье .

У каждого человека, социальной группы, народа, на первый взгляд, есть свои ценности, подчас непохожие на ценности других. Но в последнее время в условиях, когда процессы утверждения общественного характера производства стали приобретать мировой, глобальный характер, встал вопрос об общечеловеческих ценностях.

В основе существования общечеловеческих ценностей лежат культурные универсалии. К культурным универсалиям относятся те явления культуры, которые общи всем народам, независимо от их цвета кожи, исповедания, экономического положения. Например, игра, спорт, одежда, домашняя утварь, танцы и др.

Признание существования не только материальных, но и духовных ценностей.

Признание ценностями не просто объектов, имеющих физическую, телесную, вещественную природу, но и носящих социальный характер, т.е. являющихся общественными отношениями.

Признание в качестве ценностей не только социальных объектов – норм, институтов, обрядов, но и их создателей и носителей – людей, трудовых коллективов, этнических общностей и групп, объединений и организаций.

Признание ценностей, которые носят не только индивидуальный, национальный, но и глобальный характер.

Общечеловеческие ценности мы можем подразделить на ряд видов в соответствии с тем, какие сферы общественной жизни они охватывают: экономические, социальные, политические, духовные.

Культурное общечеловеческое достояние – все то, что «окультурено» человеком и человечеством за время его существования на земле, продукты и результаты труда, деятельности, многих поколений людей: поля и леса, парки и сады, зданиями и сооружениями, средствами сообщения и связи, открытия и изобретения, знания и идеи, нормы и идеалы.

Общечеловеческую ценность составляют не только готовые продукты деятельности, но и разнообразные виды, формы, способы труда и деятельности человека и человечества, которые направлены на сохранение и преумножение культурного общечеловеческого достояния, а также передача его в виде традиции, наследства, новому, подрастающему поколению.

Общечеловеческие ценности образуются в результате утверждения и особого, культурного отношения людей к своему общему достоянию. Это отношение выступает в виде социальных норм, законов, идей, имеющих общечеловеческий статус.

К общечеловеческим ценностям можно отнести те, которые характеризуют поведение отдельного человека или человеческих сообществ, а также отношения между ними.

Общечеловеческими ценностями являются:

Гуманизм, уважительное отношение, терпимость и толерантность в общении людей.

Свобода и личная неприкосновенность.

Равенство всех перед законом и признание этого равенства всем человечеством.

Личная и семейная жизнь, право на создание семьи и ее сохранение.

Свобода мысли, совести и исповедания.

Труд и защита от безработицы, за счет чего обеспечивается общественная и личная жизнь человека.

Право на образование, медицинское обслуживание, сохранение здоровья.

Статус гражданина у каждого индивида, а значит и признание его полноправным участником правовых отношений.

Наличие собственности в том или ином виде – общественной или частной, личной или коллективной.

Участие в политической жизни в организованных или неорганизованных формах, в управлении делами общества и государства.

Важную роль в отношениях между людьми играют межгосударственные и международные ценности.

Мир между народами, исключение войн как средств решения спорных вопросов.

Права народов на самоопределение вплоть до создания своего государства.

Суверенитет народов, признание верховенства прав народа в решении политических, экономических, социальных проблем и ряд других.

Человека окружают полноводные потоки информации, им накоплены огромные запасы знаний, им овладевают всевозможные желания и мечты. Без правильных ценностных ориентаций все они могут пройти мимо человека. Очень важно выработать правильный взгляд на мир, сформулировать свои собственные цели, ориентиры в жизни, уметь соотнести их с мегатенденциями, которые будут характерны для культуры XXI века. Американские футурологи Д. Нэсбитт и П. Эбурдин выделили десять основных тенденций, которые ждут человеческую культуру. К ним можно отнести глобальный экономический бум 90-х годов, возникновение социализма со свободными рыночными отношениями, приватизация государства благосостояния, подъем тихоокеанского региона, десятилетие прихода женщин на руководящие посты, расцвет биологии, возрождение искусств, универсальный образ жизни, религиозное возрождение нового тысячелетия, триумф личности . Как видим, четыре последние мегатенденции целиком и полностью охватывают мир ценностей духовной культуры.

Литература по теме 11

Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. 1988.

Башнянин Г. И. Экономическое измерение. Структура. Принципы. Функции. Львов. 1994.

Бунич П. Г. Новые ценности. М. 1989.

Брожик В. Марксистская теория оценки. М. 1982.

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб. 1996.

Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М. 1967.

Леиашвили П. Р. Анализ экономической ценности. М. 1990.

Маркс К. Капитал. Т. 23.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М. 1910.

Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М. 1992.

Производство как общественный процесс. М. 1986.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб. 1911.

Риккерт Г. Философия истории. СПб. 1908.

Северянин И. Библиотека поэта. М. 1975.

Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М. 1989.

Франк С. Л. Этика нигилизма //Вехи. Из глубины. М. 1991.

Швейцер А. Культура и этика. М. 1973.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Признаки социальных ценностей:

  • 1) Являются общими правилами для членов общества.
  • 2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • 3) Направляются на регулирование общественных отношений.
  • 4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
  • 5) Возникают в процессе исторического развития.
  • 6) Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными ценностями:

  • 1) Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • 2) Предписание - указание на требуемое действие.
  • 3) Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно

условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, можно дать следующую условно упорядоченную классификацию социальным ценностям.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т. д.

Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.

Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по указанным категориям условно и одни и те же ценности могут быть приняты в разных сферах.

Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.

В азиатских и африканских культурах возраст почитается обычно как признак мудрости и опыта и становится подчас одним из стержней культуры. Идентификация индивида осуществляется в идентификации его с предками, хотя существует широкая вариативность в решении этого вопроса для различных культур. Если у ряда кочевых народов считается делом чести помнить о 9-12 предшествующих поколениях в разных ответвлениях, то в современном индустриальном обществе человек редко хранит память больше чем о двух поколениях предков по прямой линии.

Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур. То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человека от своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и влиятельного человека на руководство. Ориентация на индивидуализм или солидаризм во многом различает Запад и восточные культуры, что подробнее будет рассмотрено в последующих главах.

Богатство. Материальное богатство как ценность присуще, казалось бы, всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов важнейшее богатство - скот, для оседлого крестьянина - земля, в феодальном обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым в образе жизни.

Отношение к богатству зависит во многом от доминирующего фактора социальности. В доиндустриальном обществе демонстративное богатство играло важную роль, так как было наиболее очевидным свидетельством могущества и влияния его обладателей, их принадлежности к высшему классу. Накопление богатства, столь необходимое во всяком обществе, снижало статус владельца, если только оно не было предназначено для последующей раздачи или употребления на общее благо. Сословия, владеющие денежным богатством,- купцы и ростовщики - пользовались большей частью низким престижем, а особенно ростовщики как люди, извлекающие пользу из затруднений других людей.

Положение радикально меняется в индустриальном обществе. По мере роста капитализма именно накопленный и скрытый капитал, пущенный в оборот, приобретает наибольшую ценность в общественном сознании. Влияние и мощь владельца зависят от движения капитала по невидимым финансовым каналам, хотя бы сам владелец вел относительно скромный образ жизни. На более позднем этапе, в период массового производства, наступает новый поворот, растет расширенное потребление, переходящее в демонстративное, при котором товары и услуги приобретаются не в силу их собственных свойств, а потому, что они дороги, т. е. доступны только состоятельным людям. Обращение к демонстративному потреблению не только доставляет удовлетворение, но и повышает статус богатых во мнении и отношении окружающих. Эта тенденция проникает и в другие слои, которые могут испытывать удовлетворение от приобщения к престижному расточительству.

Труд как ценность. Труд имеет отнюдь не только хозяйственное значение или служит фактором, определяющим социальные отношения. Труд еще и важная культурная ценность. Это всегда присутствует как в народной мудрости, так и в более сложных системах морали или идеологии. Так, во многих языках существуют сходные пословицы: «Терпение и труд все перетрут» (и наоборот:«Под лежачий камень вода не течет»). В художественной литературе изящно выразил свое отношение к труду Вольтер: «Труд устраняет от нас три большие напасти: скуку, порок и нужду». Правда, в духе своего аристократического круга он поставил на первое место скуку.

Конечно, отношение к труду, как и к другим ценностям, определяется не только духовными или моральными критериями, а оказывается противоречивым, зависимым во многом от других факторов, среди которых следует выделить следующие: а) производственные, т. е.

классовый статус человека и его отношение к собственности, так как оценки своего положения для предпринимателя и работника по найму могут резко различаться; б) профессиональные, охватывающие престиж той или иной профессии; в) технологические, т. е. отношение человека к той или иной стороне производства (станку, конвейеру, компьютеру), которое может варьироваться от высокой заинтересованности до равнодушия и даже враждебности.

По перечисленным параметрам, очевидно, отношение к труду может быть и негативным как к источнику угнетения, зависимости, как к фактору, сковывающему личностное развитие и подавляющему жизненные силы. Еще в Древней Греции возник миф о Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и бессмысленный труд. В христианском или же мусульманском рае человек навсегда был освобожден от труда и мог лишь предаваться чувственным или духовным радостям. В народных сказках зачастую ленивый дурак, лишенный алчности, но обладающий добрым сердцем, больше преуспевает, чем постоянно озабоченный и прижимистый накопитель.

Во всякой классово-дифференцированной системе субъективная незаинтересованность трудящихся в своей работе замещается принуждением, которое может носить характер прямого принуждения (работа «из-под палки», под угрозой наказания) или же чисто экономической необходимости, т. е. физического выживания, в поддержании своей семьи.

Конечно, существует и общественно-бесполезная и вредоносная трудовая деятельность и то, что отвечает интересам отдельного человека, группы или коллектива, но может расходиться с интересами общества в целом. Поэтому регуляция трудовой деятельности требует соединения трудовых ориентации с моральными мотивами.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

Таким образом, ценности - это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить. Важнейшая функция социальных ценностей - играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.

Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя следующими чертами. Во-первых, ценности по степени их общественной значимости складываются в определенную иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.

Основная функция социальных ценностей- быть мерилом оценок - ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

то, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);

  • то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
  • то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе системы ценностей - предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:

  • определение природы человека, идеал личности;
  • картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
  • место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
  • отношение человека к человеку;
  • характер общества, идеал общественного устройства.

Заметим, что в течение всей жизни одна система ценностей может подтверждаться, другая - отбрасываться ввиду своей несостоятельности. В результате образуется некая иерархия, в которой содержатся понятия, применимые и актуальные для каждого человека. Социальные ценности - это понятие, которое формируется у каждого индивидуально, потому в одном обществе тяжело найти двух человек, у которых бы данная система была одинакова. Очень часто индивид сталкивается с тем, что его принципы идут вразрез с новыми системами, или же теоретические основы не стыкуются с реальной жизнью. В этом случае начинают формироваться многослойные системы, в которых провозглашаемые ценности зачастую расходятся с действительностью.

Ценностные ориентации - это результат социализации индивидов, то есть освоения ими всех существующих видов общественных норм и требований, которые предъявляются к отдельным людям или членам социальной группы. Основа их формирования лежит во взаимодействии опыта, который есть у людей, с образцами существующей общественной культуры. На основе этих понятий формируется собственное представление о характере личных притязаний. Деловые отношения всегда содержат в своей структуре ценностный аспект. Он определяет явные и скрытые стандарты поведения. Существует такое понятие, как профессиональные ценности социальной работы, обозначающие устойчивые представления и убеждения людей о характере целей, способах их достижения и принципах будущей жизни. Эти ценности ориентируют социального работника на основные принципы его поведения в работе и ответственность за свою деятельность. Они помогают служащему любой сферы определиться с теми правами и обязанностями, которые у него есть как у профессионала. Социальные ценности начинают формироваться в раннем детстве. Их основным источником являются окружающие ребенка люди. В этом случае основополагающую роль играет пример семьи. Дети, наблюдая за родителями, начинают им подражать во всем. Потому, решаясь завести детей, будущие мама и папа должны понимать, какую ответственность на себя берут.

Ценности классифицируются по разным основаниям.

По содержанию различаются ценности, соответствующие представлениям о подсистемах общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Каждая из подсистем распадается на элементы, предполагающие собственную классификацию. Так, материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества или представляют ценности различных демографических групп (молодежь, старшее поколение), а также профессиональных, классовых, религиозных, политических и иных объединений. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций. В этом смысле ценности суть предметная форма существования социальных отношений.

По форме бытия различаются предметные и идеальные, духовные ценности.

Предметные ценности – это естественные блага, потребительская стоимость продуктов труда, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного поклонения и т.п. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главная сфера предметных ценностей – продукты целесообразной деятельности человека. При этом в качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность.

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т.п. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты (строго определенный образец качества, формы и размеры, которому надлежит неукоснительно следовать в выполняемой работе); правила (предписания, определяющие действия при соответствующих обстоятельствах); каноны (свод приемов и правил, которые считаются обязательными в определенной области). Канон зачастую сопрягается с сакрализованными, считающимися священными, церковными ценностями – культовыми сооружениями, иконами, церковной утварью, требованиями к эстетическому оформлению культовых действий и т.п.; эталоны (жестко запрограммированная, стандартизованная ценность).

Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности – нормы, вкусы, идеалы. Нормы включают в себя: форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц, предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека.

Идеал – представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь, является концентрированным выражением духовных ценностей.

По субъекту – носителю ценностного отношения различаются ценности субъективно-личностные и надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие).

Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – результат развития общества и культуры. Личностные и общественные (надиндивидуальные) ценности неразрывно связаны между собой. Для философии существенное значение имеет вопрос, каково отношение между ними, что первично – индивидуальные или общественные ценности, формируются ли индивидуальные ценности под влиянием общественных или, напротив, общественные ценности возникают в результате согласования потребностей и интересов индивидов?

В истории философии этот вопрос решался неоднозначно. Так, релятивистская аксиология выводит ценности и соответствующие им оценки из интереса или ситуации, обусловленных индивидуальным бытием человека. В противоположность релятивизму натуралистическое направление представляет ценности не зависящими от сознания субъекта и его оценочных суждений как нечто первичное по отношению к оценивающему. Фрейд и экзистенциалисты признают влияние надындивидуальных ценностей, но оценивают его негативно, полагая, что давление социальных ценностей приводит к конфликту с индивидуальными и подавляет их.

Экзистенциализм подчеркивает, что социальные требования противостоят индивидуальной мотивации, подавляют личностные проявления. Тирания общественных ценностей таит угрозу дезинтеграции и деиндивидуализации личности. Конформистское сознание, формирующееся в результате бездумного принятия господствующих ценностей, заведенного порядка вещей, препятствует расширению границ индивидуального Я, а ориентация личности на внешние по отношению к ней социальные ценности уводит ее от подлинного существования к безликому стандарту. Выбор ценностей индивид обязан осуществлять вопреки и в противовес тому выбору и тем ценностям, которые навязывает ему общество.

Общественные ценности предзаданы сознанию индивида, формируются и существуют до его рождения и продолжают существовать после его смерти. В этом смысле они воспринимаются и существуют для индивида как некая объективная реальность, осознаются им как таковая. Но социальные ценности порождены определенными условиями жизни общества, являются субъективным выражением этих условий. Поэтому и влияние надиндивидуальных ценностей на индивидуальные может быть как позитивным, так и негативным. Но личность является сознательным и активно действующим субъектом, свободно определяющим свои ближайшие и отдаленные цели и приоритеты, осознающим свои потребности и оценивающим жизнь сообразно своему опыту.

Механизмом превращения социальных ценностей во внутренние устойчивые элементы психической жизни индивида является формирование внутренних структур человеческой психики путем усвоения внешних структур социальной деятельности. То, что в определенный исторический период является формой массового поведения людей, в дальнейшем трансформируется во внутренние механизмы сознания. Таковы, например, ритуалы, театр, церковь, коллективные действа типа игры, а в современных условиях школа, телевидение, средства массовой информации, в рамках которых формируется определенный строй психики.

Как регуляторы поведения личности ценности оказывают влияние на ее поведение независимо от того, осознаются те или иные явления как ценности или не осознаются. Сознательные представления о системе ценностей, совокупность ценностных установок составляет ценностные ориентации личности. Они формируются в процессе усвоения социальных норм и требований своего времени и тех социальных групп, в которые личность оказывается включенной.

Духовный мир личности имеет свою иерархию. Мыслить обыденно - эмпирически, узко - утилитарно, сугубо функционально или соотносить свои действия с нравственными критериями – вот водораздел между сознательностью и духовностью, знанием и ценностью.

Человеческая духовность включает в себя три основные начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Нравственные ценности концентрируются в таких категориях, как добро, совесть, долг, благо, дружба, любовь и многих других. Американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает объемный перечень общих моральных норм, среди которых – честность, обязательность, верность, надежность, благожелательность и доброжелательность, порядочность, ответственность и т.д.

Как бы ни была велика роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той жизни, которую он может назвать своей. Сформировавшийся, ставший человек способен ради­кально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоя­тельное он способен непрестанно взращивать и творить добро. И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отно­шению к которому все остальное: общество, природа, небытие и неизвестность - могут выступать в качестве условия, среды и средства.

Нравственные ценности в социальном пространстве утверждаются моралью, которая выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, регулятивную – помогает организации деятельности людей во всех сферах жизни на основе нравственных норм, принципов и традиций, принятых в данном обществе. Мораль поддерживает традиции, которые сплачивают общество, нацеливая его на решение насущных задач и преодоление кризисных явлений в экстремальных условиях. Во-вторых, мораль осуществляет воспитательную функцию – выдвигает и обосновывает этические идеалы и образцы поведения, формирует нравственный облик подрастающего поколения, помогая ему решить извечный вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Передавая традиции и нормы общечеловеческой нравственности, мораль осуществляет реальную связь времен и поколений.

Мораль ХХ – XXI в. - чрезвычайно сложная и контрастная картина, отображающая противоречия и катаклизмы времени. Здесь мы видим откровенное и циничное отрицание всякой морали фашистскими вождями и «теоретиками», не без успеха пытавшимися вытравить из сознания молодежи своих стран «гнусную химеру совести» и превратить их в послушные стаи хищных зверей. Нельзя пройти мимо того, что они использовали некоторые черты философии Ф.Ницше, его учение о сверхчеловеке. Фашизм и его аморальная философия культивируется и ныне, грозя человечеству неисчислимыми бедствиями.

Тоталитаризм аморален во всех формах, в том числе и той, которая, прикрываясь коммунистической фразеологией, прибегала к грубому беззаконию, массовым репрессиям.

Функционирование эстетических ценностей в социуме определяется рамками эстетического сознания, которое однако, тесно связано с сознанием нравственности. Широко известно изречение Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно: не только внешний вид, но поступки и мысли. Когда говорят о «некрасивом поступке», то под этим разумеют прежде всего нарушение норм и принципов морали. Идеалом человеческой личности всегда считали не утонченного эстета, рафинированного ценителя красоты, а всесторонне развитую, нравственную и социально активную личность.

Наиболее ярким выражением эстетического отношения человека к действительности является искусство.

Маркс считал искусство областью духовного производства. Он писал, что «человек…формирует материю также и по законам красоты».

Искусство обладает рядом функций. Прежде всего, назовем познавательную функцию, при помощи которой происходит передача опыта и информации, накопленных предшествующими поколениями. Произведения искусства и литературы рисуют широкую панораму жизни человечества, взятой в ее историческом развитии, они переносят нас в различные эпохи, делают соучастниками исторических событий как родной страны, так и стран всего мира, они показывают современность и предвосхищают будущее.

Познавательная функция тесно переплетается с функцией воспитательной. Лучшие произведения искусства, как классические, так и современные, формируют мировоззрение и нравственность человека, воспитывая в нем чувство прекрасного и гуманизм. Вместе с тем существует, а в наше время даже «процветает» и такое искусство, которое проповедует бездуховность, эгоизм, жестокость, порнографию. Цинизм, престижное поведение и потребление – таковы черты «сильной личности», обобщенного героя «массовой культуры». Это супермен, современный ницшеанец, стоящий «по ту сторону добра и зла», существенными свойствами которого выступает антиинтеллектуализм, дух наживы и достижение своих целей любыми средствами. Борьба гуманизма и антигуманизма, проходящая через всю историю искусства, достигла ныне особой остроты и напряженности.

И, наконец, коренная функция искусства – создавать прекрасное и учить его восприятию. Истинно прекрасное вызывает особое чувство эстетического наслаждения. Без этого чувства нет подлинного искусства, а есть искусство формальное, ремесленническое, мертвое.

Подобно тому, как существует особый статус общих моральных норм, так и в области прекрасного существуют более или менее об­щие и в этом смысле транссубъективные и объективные критерии прекрасного и безобразного. Более того, в самой человеческой реаль­ности, в областях частичной взаимоинтегрированности личности и общества, природы, неизвестности и ничто одно согласуется, а дру­гое не согласуется с чувством прекрасного или эстетическим вкусом. Несмотря на всю историческую, национальную и культурную относи­тельность и непохожесть критериев прекрасного и эстетического вку­са, имеются такие статусы красоты и образцы искусства, которые пре­одолевают эту относительность, обретают статус классики, «вечных» прекрасных спутников человека.

Кроме эстетического чувства, способностей воображения и вкуса, красота предполагает свободу. Эстетическое восприятие невозможно по приказу или принуждению. Свобода стимулирует фантазию, внут­ренне расковывает, дает волю эмоциям, страстям и всем другим чело­веческим качествам, необходимым для созерцания, переживания и творчества прекрасного. Наконец, прекрасное впечатляет нас особым образом, оно дает наслаждение, которое может быть настолько силь­ным и глубоким, что в состоянии перевернуть весь внутренний мир человека. Впечатление от прекрасного бывает таким сильным, что слово «наслаждение» оказывается здесь неточным и слабым. Более подходящим становится слово «потрясение».

Особый ценностный статус имеет религия. Религия - самый древний, мощный и широко распространенный миф человечества. Ее специфика заключается в несомненном и непо­колебимом приоритете догмы и веры над разумом и объективным знанием, мифологии над наукой, чуда, тайны и авторитета над здра­вым смыслом и свободным критическим исследованием, символизма и иррационализма над реализмом и рациональностью.

Религия настолько глубоко проникла во все области человеческого существования, что ее просто невозможно выделить в чистом виде. Она до сих пор является существенным компонентом социальной, нравственной, эстетической и повседневной жизни людей. Она неотделима от языка и воспитания, филантропической деятельности и политической активности, экономики и искусства. Вместе с тем религия носит глубоко личный, интимный характер, поскольку с ее таинственными, мистическими и чудесными областями верующий связывает решения самого важного для него вопроса: вопроса о своей жизни и смерти.

Религиозные верования, независимо от того, являются ли они истинными или ложными обоснованными или нет, могут оказывать мощное влияние на всю частную и общественную жизнь и выполнять важные социокультурные и психологические функции. Достаточно указать на то, что для большинства приверженцев мировых религий - христианина, мусульманина, буддиста, иудея - признание себя верующим означает его национальную, бытовую, культурную, социаль­ную и историческую идентификацию. Само это признание или чувст­во причастности к той или иной религиозной традиции задает опреде­ленный образ мысли и стиль жизни верующего. Все это позволяет до­пустить некоторые практические аргументы в пользу существования религиозных верований. В глазах верующего она оказывается полез­ной. В религиозной вере реализуется естественное стремление человека быть причастным чему-то или кому-то, «прислониться» и приобщиться к чему-то более прочному и надежному, чем он сам, смертное, всегда в чем-то недостаточное существо.

Ценность религиозной веры существенным образом снижается обяза­тельным в ней отказом человека от своей самородности, свободы, су­веренности, субстанциальности и абсолютного достоинства. Все эти ценности должны быть в вере либо вовсе отброшены, либо стать «вто­росортными» по отношению к сверхчеловеческому, «первосортному» существу. Этот отказ, этот обман, это самоумаление и самоуничиже­ние перед трансцендентным, заведомо высшим и приоритетным, - опасные проявления негуманного, нечеловеческого в человеке, пото­му что ценностным центром человека становится уже не сам человек. При этом он лишается главного: своего царственного, человеческого, своего собственного отношения к самому себе. По сути, он прекраща­ет существовать как человек, теперь он «есть вместе и божество, и ни­чтожество» (Вл. Соловьев).

В некоторых религиозных сознаниях гуманность, человечные нача­ла сохранены в большей степени, и с тем большим основанием мы можем считать их ценностными, позитивными. Но там, где чисто человеческих ценностей практически не остается, неизбежны фанатизм, са­моистязания, тоталитарные секты и другие очевидные проявления античеловеческого, самоуничижительного и самоубийственного в человеке.