Open
Close

Список субкультур и их описание. Примеры современных молодежных субкультур

· Хипстеры

Хипстер, хипстеры (инди-киды) -- появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного «to be hip», что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Слово это первоначально означало представителя особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки; в наше время обычно употребляется в смысле «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п».

Идеология:

Кто-то называет хипстеров «антикапиталистами», либералами с социалистической философией. Сами представители данной субкультуры ничего открыто не пропагандируют, они всячески за внешнюю и внутреннюю свободу человека, поэтому и поддерживают движения за женские и гейские права. Хипстеры, как правило, не принадлежат к каким бы то ни было религиозным конфессиям -- чаще всего они агностики или атеисты.

Происхождение:

Хипстеры самая спорная в терминологии субкультура. О ее появлении до сих пор ходят ожесточенные споры. Обычно ее относят к концу сороковых годов. По составу втянутых в эту субкультуру людей можно с уверенностью сказать: для хипстеризма не было ни расовых границ, ни социальных ограничений.

Берроуз в «Джанки» писал: «Хипстер - тот, кто понимает и говорит на «джайве», просекает фишку, у кого есть и кто с этим».

Сейчас доподлинно известно, что эта субкультура зародилась в Нью-Йорке. Причем, как и первоначальное понятие, так и современное.

Хипстер слушает только модную музыку. В 40-е он был повернут на джазе, в 60-е -- на психоделическом роке. Хипстеры 90-х первыми узнали, что такое трип-хоп. Современный хипстер слушает американцев Clap Hands Say Yeah и Аrcade Fire и т.п. Некоторые всерьез увлекаются коллекционированием пластинок и дисков определенных стилей: джаза, нойза или инди-рока.

Атрибутика:

Узкие джинсы.

Майка с принтом. На майке обычно изображены смешные фразы, животные, кеды, машины, стулья, молескины, ломографы и Лондон.

Очки в толстой пластиковой оправе. В них часто стоят стекла без диоптрий.

Ломограф.

Айпод/Айфон/Макбук.

Блог в интернете.

Футбольные хулиганы

Футбольные хулиганы -- представители одной из молодёжных субкультур, характеризующиеся тем, что символом своего объединения в некоторые группировки в рамках субкультуры считают принадлежность к разряду футбольных болельщиков определённой команды (клуба). Как и любая иная субкультура, футбольный фанатизм имеет определённые характеризующие его черты: «профессиональный» сленг, определённая мода в одежде, стереотипы поведения, иерархические общества, противопоставление себя «противникам» и т. д.

Зарождение:

Футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует и на настоящий момент, начало зарождаться в Великобритании в конце 1950-х годов.

В России процесс зарождения новой субкультуры напрямую связан с началом выездной деятельности определённой части поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры своего клуба в начале 1970-х начали поклонники «Спартака», вскоре к ним присоединились фанаты и других московских команд, а также фанаты киевского «Динамо», и ленинградского «Зенита».

В настоящее время:

В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге -- «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.

Стоит различать футбольных хулиганов и такую организацию, как ультрас. Ультрас -- высокоорганизованные фанаты определенного клуба. Группировка Ультрас -- это, как правило, официально зарегистрированная структура, которая объединяет от десяти до нескольких тысяч наиболее активных фанатов, занимающихся всевозможным информационным продвижением и поддержкой своей команды -- промо-атрибутикой, популяризацией своего движения, распространением и продажей билетов, организацией специальных шоу на трибунах, организацией выездов на гостевые матчи любимой команды.

Признаки:

· Отсутствие присущей обычным болельщикам атрибутики (футболок, шарфов клубной раскраски и дудок).

· Куртки, футболки, поло, свитера фирм Lonsdale, Stone Island, Burberry, Fred Perry, Lacoste, Ben Sherman и прочее.

· Белые кроссовки на липучках и прямой подошвой.

· Прямоугольные сумки через плечо притянутые повыше к спине или сумочки типа «кенгуру», надетые через плечо и притянутые поближе к шее.

У футбольных хулиганов есть свой стиль и свои бренды, свои пабы, музыкальные группы, свои художественные фильмы.

Некоторые слова из сленга хулиганов:

Амкция -- операция, проводимая какой-либо группировкой фанатов против другой

Аргумемнт -- камень, бутылка, палка, железная пряжка и пр.

Бамннер -- транспарант (как правило, с эмблемой клуба или фанатской группировки), размещаемый болельщиками во время матча на трибунах. - Как правило, содержит лаконичное, актуальное высказывание, имеющее прямое отношение к теме матча

Вымезд -- поездка фанатов в другой город/регион/страну на матч своей команды

Выносимть -- одерживать победу в драке с фанатами другой команды

Глумам -- активная поддержка команды на трибуне

Демрби (английский Derby) -- 1. встреча двух команд из одного города; 2. встреча двух команд, находящихся на первых строчках турнирной таблицы

Зарямд -- речёвка

Лемвые -- болельщики, не имеющие отношения к официальным объединениям фанатов

Мямчик -- футбольный матч

Промводы -- нападение во время отправления на выезд одной фанатской группировки на другую

Ромза -- шарф с атрибутикой клуба

Скамут -- разведчик

Трофемй -- снятый шарф, отнятая пряга или флаг

Растаманы

Растаманами в мире традиционно называют последователей растафарианства.

Растафарианство -- монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах на основе смеси христианства, местных карибских верований, верований негров -- потомков рабов из западной Африки и учения ряда религиозно-социальных проповедников (в первую очередь, Маркуса Гарви), которая привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х.

Возникновение растаманства в России:

В России данная молодежная субкультура образовалась на постсоветском пространстве в начале 1990-х годов. При этом ее представители не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «зелёный-жёлтый-красный» (например, в одежде), некоторые носят дреды.

Одним из первых представителей растаманского движения в России является работающая в стиле регги музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году.

Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали), поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы -- по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли.

Идеология:

Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике.

Растаманы позитивно относятся к Джа и негативно к так называемому «вавилону» как прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре.

Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов и алкоголя, а также негативно к приёму психоделиков, что вовсе не роднит их с субкультурой хиппи, как принято считать, а даже наоборот отталкивает.

o Ультраправые. НС-скинхеды

Ультраправые, крайне правые, радикальные правые -- термин для обозначения носителей крайне правых политических взглядов. В современном мире используется в основном для обозначения сторонников расового превосходства, неофашистов, неонацистов и ультранационалистов.

НС-скинхемды (Nazi skinheads или National Socialist skinheads) -- молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность НС-скинхедов как правило носит экстремистский характер.

Зарождение:

Первоначально субкультура скинхедов возникла в Великобритании, в конце 60-х годов XX века. Она носила аполитичный характер и была тесно связана с английской субкультурой этого периода -- модами, а также с чёрной ямайской эмигрантской молодёжью и популярной в их среде музыкой того времени -- регги и, в меньшей степени, ска.

НС-скинхеды появились к концу 1982 года, как результат политической агитации лидера рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов). Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) -- солдат Священной Расовой Войны, который борется против -- всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодёжи.

На рубеже 1990-х годов, после распада СССР, субкультура НС-скинхедов проникла в Россию.

Идеология

НС-скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму.

НС-скинхеды -- крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма.

НС-скинхеды считают себя защитниками интересов рабочего класса, в некоторых случаях мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места

Особый культ у НС-скинхедов существует вокруг личности Гитлера и некоторых других лидеров нацистского движения.

Многие НС-скинхеды являются агностиками или даже атеистами. В России существуют группы НС-скинхедов, исповедующих православие, остальные же являются крайними противниками христианства и православия в частности, поскольку Иисус Христос -- еврей, а христианство зародилось в контексте мессианских движений иудаизма.

Являясь участниками праворадикальных движенией, НС-скинхеды -- сторонники крайних мер с применением насилия, что обычно трактуется как экстремизм. Многим из них близка идея революции, то есть государственного переворота с целью установления национал-социалистического режима.

Внешний вид:

o Бритая наголо голова или очень короткая стрижка

o Одежда торговой марки Lonsdale и Thor Steinar

o Тяжёлые высокие ботинки (Dr. Martens, Grinders, Steels, Camelot)

o Светло-синие джинсы (Levi"s, Wrangler) или джинсы-варёнки

o Белые футболки, чёрные или коричневые рубашки, поло и тенниски (Fred Perry, Ben Sherman)

o Короткие, чёрные и тёмно-зелёные куртки на «молнии» без воротника -- «бомберы», или с воротником -- «штурманы»

o Нацистская символика

o Татуировки

· Хип-Хоп. РЭПеры

Хип-хоп (англ. hip hop) -- культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка. 12 ноября 1974. Диджей Afrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хоп культуры: эМсиинг, ДиДжеинг, брейкинг, граффити, и knowledge (определённую философию). Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп моду и сленг.

Зарождение:

Возникнув в Южном Бронксе, в 1980-х годах хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного андеграунда, имеющего остро социальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия нынешнего века субкультура стала «модной», «мэйнстримной». Однако, несмотря на это, внутри хип-хоп немало деятелей всё ещё продолжают его «основную линию» -- протест против неравенства и несправедливости, оппозицию к власть предержащим.

Эстетика субкультуры:

Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки (как правило, с прямыми козырьками) известных брендов (напр. KIX, New Era, Joker, Tribal, Reebok, Roca Wear, FUBU, Wu-Wear, Sean John,AKADEMIKS, ECKO, Nike, Adidas) футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, носковидные надвинутые на глаза шапки, мешковатые штаны. Причёски короткие, хотя также популярны короткие дреды. У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны, брелоки), но ношение украшений в большей мере относится к афроамериканцам.

В качестве примеров я рассмотрела самые популярные, по моему мнению, на сегодняшний момент в России молодежные субкультуры. Но наряду с ними существует еще масса других разнообразных молодежных субкультур и движений.

Любое цивилизованное общество предполагает наличие, осуществление и организацию людьми совместной деятельности. Способы ее организации могут быть как формальными, так и неформальными, они не заменяют друг друга и протекают по существенно отличающимся законам.

Например, в формальных группах отношения как бы обезличены: люди действуют по предписанным законам или правилам. В неформальных отношениях, людей или группы людей, происходит общение и коммуникация через общественное мнение или систему межличностных отношений.

Другими словами, «формалы» — это члены общества, которые придерживаются нормам и законам этого общества, а «неформалы» — не соблюдают данные нормы, «выходят за рамки» социальных стереотипов и шаблонов.

Подростки — неформалы

В основе любого неформального движения лежит идея свободного сообщества единомышленников, сохраняющего эмоциональную теплоту и в тоже время предоставляющая каждому члену определенную индивидуальную свободу.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Разрушает все шаблоны и стереотипы не только во внешнем облике, но и в отношениях. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

В 1980-х годах, с первыми порывами свободы, набрала силу так называемая «Система» – молодежное объединение преимущественно панк — рокеров и хиппи. Она существовала как протест или бунт в адрес коммунистической системы.

Неформальная молодежная субкультура и ее движение «Система» развалилось вместе с развалом СССР, но новый уклад жизни людей, стремление к лучшей жизни и постепенное разочарование сформировало большое количество других неформальных молодежных и подростковых групп.

Особенности молодежной субкультуры

В современном мире, замечаем мы это или нет, но уже сформировалась довольно устойчивая молодежная субкультура. Она имеет свои внутренние и внешние особенности. Во – первых, это общий интерес и одна идейная программа на всех участников неформальной молодежной организации. Во – вторых, наличие у неформалов желания самоутвердиться, наряду с конкуренцией в группе таких же.

При этом, у каждой неформальной молодежной группировки слабо выражена внутренняя структура и внутренние связи.

Современные молодежные субкультуры

Еще одной немаловажной чертой и особенностью всех молодежных движений является их внешние отличительные признаки. У каждой группы существует свое название, свой неформальный статус и так называемый dress – code (кодекс одежды). Т.е. форма одежды или атрибут, который свидетельствует о принадлежности подростка или юноши к той или иной неформальной модели молодежной субкультуры.

Давайте разберёмся в классификации современных молодежных субкультур

Итак, для начала все неформальные объединения делятся на группы, а те, в свою очередь, на микро группы. При разделении руководствуются сугубо симпатиями и антипатиями.

Существуют также исключительно неформальные подростковые движения, неформальные молодежные и смешанные группировки. Встречаются антисоциальные неформалы и положительно настроенные.

Общая классификация неформальных молодежных организаций и виды молодежных субкультур

Спортивно направленные неформалы

Это так называемые спортивные фанаты. Их движение характеризуется четкой дисциплиной и организованностью. Молодые люди и подростки, которые хорошо разбираются в том или ином виде спорта, знают его историю. Пропагандируют здоровый образ жизни. Внешний облик их узнаваем – спортивные шарфы, кепки, футболки и т.п.

Политически направленные молодёжные субкультуры

Самая социально направленная молодежная субкультура и неформальная группировка. Они отличаются социальной активностью, участием во всевозможных митингах и имеют четкую политическую позицию. К ним относятся: пацифисты, нацисты (скинхеды), панки и др.

  • молодежная субкультура пацифистов, которая выступает против войны, и одобряют борьбу за мир.
  • молодежная субкультура «скинхеды» (от англ. Skin –кожа, Head – голова) стихийно возникшая маргинальная организация, которая характеризуется националистическими взглядами и готовностью их отстоять. Скинов легко отличить от других: бритоголовость, черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках.
  • молодежная субкультура панков, в основном, экстремистское неформальное подростковое движение, поведение которых отличается эпатажем и безудержным желанием привлечь к себе внимание окружающих.

Философствующие молодёжные субкультуры

Выделяются среди них такая молодежная субкультура как хиппи. Неряшливая одежда, голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки – отличительные внешние признаки хиппи. Неформальная молодежь находится в вечном поиске смысла жизни, познании себя и окружающего мира.

Музыкально направленное движение неформалов

Молодежная субкультура реперов, рокеров, брейкеров, паркур (уличная акробатика) и др. Неформалов данной молодежной субкультуры объединяет устойчивый интерес к музыке или танцам. И этот интерес чаще всего трансформируется в стиль жизни.

Другие современные молодёжные субкультуры

  • готы (всячески популяризируют культ смерти, очень внешне похожи на вампиров);
  • эмо (сокр. от слова «эмоции»). Их молодежная субкультура основывается на идее, что жизнь подростка – это очень суровое испытание, и поэтому эмо — неформал грустит и печалится. Об этом говорит черный цвет в одежде подростка, сочетающийся с розовым, который является символом любви и дружбы.
  • молодежная субкультура анархистов отличает их демонстративная прямолинейность во взглядах и агрессивность поведения. Черный цвет в одежде, и обязательный металлический аксессуар.

Психология неформальности

Подростки неформалы имеют свои психологические особенности, прежде всего, желание и склонность к подражанию. Это объяснимо, т к. подростки «не умеют» еще быть самим собой, находятся в поиске смысла «Я» и своего предназначения в жизни. Еще одна характерность любого неформала молодежной субкультуры — это стремление выделиться, тяга к автономности и независимости.

Реализация этого стремления вполне реальна в группе таких же как он сам. Но на самом деле подросток растворяется в толпе себе подобных. «Подавляющее большинство неформальных группировок молодежной субкультуры держаться не на сознательном единстве, это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов».

Одно из условий существования подростковых неформальных групп — наличие или создание оппонентов, недоброжелателей и т. п. Чаще всего врагом номер один становится мир взрослых. Подросток неформал выражает несогласие, неудовлетворенность системой и распространяет этот протест на всех неформалов в группе.

От языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Урок 35

    ✪ Субкультуры. Почему? Хипстеры, вейперы, синий кит...

    ✪ Субкультуры: Эмо - CYW178

    ✪ МОДНАЯ АФРИКА: СТИЛЯГИ ИЗ КОНГО. СУБКУЛЬТУРА LA SAPE

    Субтитры

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки . Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной либо аполитической позицией либо же, ярко выраженной политической позицией, для политизированного панк-рока девизом является идеализированная анархия (но не всегда). С появлением готик-рока , в 1980-е появилась готическая субкультура . Характерные её черты - мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп-культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В 90-е и 2000-е годы распространёнными молодёжными субкультурами стали эмо -киды и киберпанки . Субкультура эмо одна из самых молодых (многие из её представителей - несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и выразительность эмоций. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса

Арт-субкультуры

Большинство молодёжных субкультур, не связанных с музыкальными жанрами, произошли из увлечений определенным видом искусства или хобби , как например граффити .

Интернет-сообщество и интернет-культуры

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет -технологий, стали появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо -сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Индустриальные и спортивные субкультуры

В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодёжи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры . Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал , но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).

К популярным спортивным субкультурам можно отнести

  • Субкультура футбола и околофутбола - футбольные клубы , футбольные фанаты и чирлидинг
  • "Спортсменов", или "качков"(анг. sportsman - "состязающийся человек", "игрок для развлечения толпы"), включающих в себя увлечённых и практикующих фанатов силовых и боевых видов спорта (бодибилдинг , пауэрлифтинг , различные боевые искусства и пр.). В позднем СССР и России первой половине 90-х "спортсмены" использовались прополитическими движениями в борьбе с "неформалами", были известны как "любера". В дальнейшем, оставшись не у дел, использовались криминальным миром как пушечное мясо в криминальных войнах, запомнившихся в фольклоре 90-х как "братва", "быки" в спортивных костюмах от Adidas, Nike, Puma и т.д.

Контркультуры

Старейшей является контркультура преступного мира . Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдалённые места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами . В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона , блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Ещё один яркий пример контркультуры - радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска , но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Не следует путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и другими политическими убеждениями.

Мильё

Одним из видов субкультур можно считать мильё (фр. milieu – окружение, обстановка) – совокупность условий жизни человека и бытовая социальная среда определенной социальной группы или социального слоя. Социология описывают мильё как группы людей, характеризующихся особыми признаками поведения, культуры, одежды и прочее. Образ жизни, ценности и поведенческие нормы в мильё складываются в процессе социализации человека .

Взаимоотношения субкультур

Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество XX века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Генетические связи субкультур

Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в XX веке. Пожалуй, самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и её потомки: готы и другие.

Конфликты

Между некоторыми видами субкультур существует антагонизм. Это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Например, панки и рэперы , трэшеры и поклонники гранжа .

См. также

  • Список субкультур
  • Хронология субкультур

Примечания

Литература

  • Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. - Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. - С. 5-18.
  • Глушкова О. М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // Архитектон: известия вузов. - № 26 .
  • Субкультура // Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов , В. Л. Абушенко , Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
  • Дольник В. Р. «Непослушное дитя биосферы », глава 4-я, «Рок рока» .
  • Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов . - 3-е. - Москва: Академический проект, 2001.
  • Левикова С. И. Молодёжная субкультура: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
  • Мацкевич И. М. д-р юрид. наук, проф. кафедры криминологии, психологии и уголовно - исполнительного права МГЮА . Криминальная субкультура // Журнал «Российское право в Интернете. - 2005. - № 1 .
  • Омельченко Е. Молодёжные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН,

СУБКУЛЬТУРА

СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и С, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная С, различные профессиональные С. и др.). Под С. понимают также - (1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (де-линквентная подкультура), (2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер), (3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Д. Даунс различает С, возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные С), и С, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делин-квентные и некоторые молодежные С). В целом современные С. представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являющихся в то же время прямым генетическим порождением последней. С. формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Социальной базой формирования С. могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Различают официальные и неофициальные С. С. характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (не обязательно враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д. Использование этого термина не предполагает, что группа культур непременно конфликтует с господствующей в обществе культурой. С. призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иного» культурного слоя. Во многих случаях большинство общества относится к С. с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым С. врачей или учителей. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую куль-ТУРУ - главным образом через СМИ, где эти ценности стали менее вызывающими, поэтому менее привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей (например, распространение элементов С. хиппи в доминирующей культуре в США). В ряде случаев, однако, группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишенные свободного доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому. Таковы например, С. преступных групп и организаций типа мафии, С. религиозных сект и изолированных утопических коммун. Молодежь развивает собственную С, в частности, создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат - более богатую в некоторых случаях, чем культура взрослых. Ее, особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодежи, а с другой - отсутствием у большинства экономической и социальной самостоятельности. Важным принципом структурализации культуры является деление на столицу и провинцию (или периферию), которое в значительной степени сказывается в жизни всякого общества, где существует сильная централизация политической и культурной регуляции. Большей частью провинциальная культура рассматривается как второстепенная, зависимая от столичных веяний и неполноценная, от которой активные элементы стремятся уйти в столицу. Особое внимание среди С. вызывают различные нонконформистские типы отношений молодежи к обществу, диссидентские или альтернативные движения. Эти движения могут различаться как по классовому признаку (рабочая молодежь или «богема»), так и по отношению к перспективам общественного развития (»движение зеленых»). К разряду С. следует причислить и миграционные группы из инородной этнической среды, нетрадиционные религиозные группы и т.д. За последние десятилетия в развитых индустриальных странах Запада устойчивое признание получили феминистские движения. Эти движения не ограничиваются социальными или политическими требованиями. Они выдвигают и требования изменения обжитого типа культуры, в котором, по их мнению, преобладают «патриархальная» и «мужская» С, способствующие доминированию соответствующих эмоций и ориентаций, а в результате приводят к поощрению насилия, разладу в отношениях между людьми. Особую С. образует жизнь улицы, толпы, трущоб, криминальной среды и т.п. Именно в этой сфере проводятся исследования интереса людей к бульварной литературе, вульгарному языку, заборным надписям и рисункам. Некоторые из наиболее интересных исследований С. посвящены языку. Например, У. Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянского гетто не свидетельствует об их «языковой неполноценности». Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют иную систему грамматических правил, укоренившихся в С. негров. Проблему С. возможно рассмотреть в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это порождает особые жизненные устремления например, молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Манхейм констатировал, что С, хотя и возобновляются постоянно в истории, выражают процесс приспособления к господствующей культуре. В такой системе рассуждений С. лишаются своего преобразовательного статуса. Они являются эпизодом в историческом становлении культуры и интересны тем, что выражают некое преходящее отклонение от главного пути. Понятие С. помогает изучению процессов дифференциации и интеграции культуры, происходящих под воздействием урбанизации, профессионализации ряда социальных групп, усиления социальной мобильности, приводящей к отрыву от культурных традиций.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СУБКУЛЬТУРА" в других словарях:

    Субкультура … Орфографический словарь-справочник

    Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри… … Энциклопедия культурологии

    СУБКУЛЬТУРА понятие, пришедшее в философию и культурологию из социологии, изучающей специфику различных групп населения, и этнографии и этнологии, исследующих быт и традиции стран и регионов, по своим обычаям далеко отстоящих от европейской… … Философская энциклопедия

    Субкультура - * субкультура * subculture культура, полученная переносом (пересевом) части исходной культуры на свежую питательную среду … Генетика. Энциклопедический словарь

    - [нем. Subkultur Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 37 байкер (7) битник (3) брэйк дансер (2) … Словарь синонимов

    - (от лат. sub под, около и cultura возделывание, воспитание, образование, почитание) англ. subculture; нем. Subkultur. 1. Система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля к. л. соц. группы, представляющая собой самостоятельное… … Энциклопедия социологии

    СУБКУЛЬТУРА - (от лат. sub – под + культура). Совокупность специфических социально психологических признаков (норм, стереотипов поведения, вкусов и т. д.), влияющих на стиль жизни и мышления групп людей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы» … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    субкультура - некая относительно обособленная или же условно выделяемая по некоим критериям органическая часть общей культуры (см. культура). Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Кибер готы Субкультура (лат. sub под и cultura культура; подкультура) понятие (термин) в со … Википедия

Книги

  • Неформальная молодежная субкультура , С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного…

система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры. Отношение субкультуры к так называемой господствующей культуре было идентифицировано как отношение подчинения и относительного бессилия. Поэтому властные отношения – важная проблема в этой области (например, «рокеры», «панки» и другие формы молодежной культуры). Субкультуры, как и культура, вообще, – результат коллективного творческого потенциала и посему подвергаются историческим изменениям и преобразованиям.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУБКУЛЬТУРА

система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и С, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная С, различные профессиональные С. и др.). Под С. понимают также - (1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкультура), (2) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер), (3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Д. Даунс различает С, возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные С), и С, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делин-квентные и некоторые молодежные С). В целом современные С. представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являющихся в то же время прямым генетическим порождением последней. С. формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Социальной базой формирования С. могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Различают официальные и неофициальные С. С. характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (не обязательно враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д. Использование этого термина не предполагает, что группа культур непременно конфликтует с господствующей в обществе культурой. С. призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя. Во многих случаях большинство общества относится к С. с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым С. врачей или учителей. Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую куль-ТУРУ - главным образом через СМИ, где эти ценности стали менее вызывающими, поэтому менее привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей (например, распространение элементов С. хиппи в доминирующей культуре в США). В ряде случаев, однако, группы, поставленные в невыгодное, неравноправное положение в обществе или временно лишенные свободного доступа к культурному наследию и возможностей для саморазвития, развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее нормальные, естественные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому. Таковы например, С. преступных групп и организаций типа мафии, С. религиозных сект и изолированных утопических коммун. Молодежь развивает собственную С, в частности, создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат - более богатую в некоторых случаях, чем культура взрослых. Ее, особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодежи, а с другой - отсутствием у большинства экономической и социальной самостоятельности. Важным принципом структурализации культуры является деление на столицу и провинцию (или периферию), которое в значительной степени сказывается в жизни всякого общества, где существует сильная централизация политической и культурной регуляции. Большей частью провинциальная культура рассматривается как второстепенная, зависимая от столичных веяний и неполноценная, от которой активные элементы стремятся уйти в столицу. Особое внимание среди С. вызывают различные нонконформистские типы отношений молодежи к обществу, диссидентские или альтернативные движения. Эти движения могут различаться как по классовому признаку (рабочая молодежь или "богема"), так и по отношению к перспективам общественного развития ("движение зеленых"). К разряду С. следует причислить и миграционные группы из инородной этнической среды, нетрадиционные религиозные группы и т.д. За последние десятилетия в развитых индустриальных странах Запада устойчивое признание получили феминистские движения. Эти движения не ограничиваются социальными или политическими требованиями. Они выдвигают и требования изменения обжитого типа культуры, в котором, по их мнению, преобладают "патриархальная" и "мужская" С, способствующие доминированию соответствующих эмоций и ориентаций, а в результате приводят к поощрению насилия, разладу в отношениях между людьми. Особую С. образует жизнь улицы, толпы, трущоб, криминальной среды и т.п. Именно в этой сфере проводятся исследования интереса людей к бульварной литературе, вульгарному языку, заборным надписям и рисункам. Некоторые из наиболее интересных исследований С. посвящены языку. Например, У. Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка детьми из негритянского гетто не свидетельствует об их "языковой неполноценности". Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют иную систему грамматических правил, укоренившихся в С. негров. Проблему С. возможно рассмотреть в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это порождает особые жизненные устремления например, молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Манхейм констатировал, что С, хотя и возобновляются постоянно в истории, выражают процесс приспособления к господствующей культуре. В такой системе рассуждений С. лишаются своего преобразовательного статуса. Они являются эпизодом в историческом становлении культуры и интересны тем, что выражают некое преходящее отклонение от главного пути. Понятие С. помогает изучению процессов дифференциации и интеграции культуры, происходящих под воздействием урбанизации, профессионализации ряда социальных групп, усиления социальной мобильности, приводящей к отрыву от культурных традиций.