Порядок организации питания в детском саду. Правила поведения за столом. Решение организационных вопросов.
Рациональное питание детей является одним из важнейших условий, обеспечивающих гармоничный рост, своевременное созревание различных органов и тканей, оптимальные параметры развития, устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание детей должно быть достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывать энергозатраты.
Один из важных принципов рационального питания – правильно организованный режим питания.
В соответствии с п.15.11 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13) кратность приема пищи и режим питания детей по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной образовательной организации.
При 8 - 10-часовом пребывании детей, организуется 3 - 4-х разовое питание, при 10,5 - 12-часовом пребывании детей - 4 - 5-разовое питание, при 13 - 24-часовом пребывании детей - 5 - 6-разовое питание. Между завтраком и обедом возможна организация второго завтрака. Для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов.
Согласно п.п.11.6.; 11.7. СанПиН 2.4.1.3049-13 рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3 - 4 часа и дневной сон.
Питание в дошкольных организациях организуется в соответствии с примерным меню. Меню должно быть разнообразным, это достигается и путем использования широкого ассортимента продуктов, и способами кулинарной обработки, позволяющими приготовить различные блюда из одного продукта. Повторение блюд и кулинарных изделий в один и тот же день и последующие два дня не допускается.
В дошкольном возрасте суточный рацион распределяется с выделением обеда как большего по объему и энергетической ценности приема пищи. Рекомендуется следующее распределение энергетической ценности по приемам пищи: завтрак - 20-25% суточной энергетической ценности, обед - 30-35% суточной энергетической ценности. Полдник должен обеспечить потребности ребенка в жидкости, так как после обеда и дневного сна дети испытывают жажду, на полдник приходится 10-15% суточной энергетической ценности. Ужин составляет 20-25% суточной энергетической ценности. В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи - второй завтрак (5% суточной энергетической ценности).
Согласно п.15.6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки».
Питание имеет ключевое значение для здоровья, развития и роста ребенка. Правильная организация питания детей в дошкольной образовательной организации включает следующие положения: формирование полноценного разнообразного рациона питания; использование широкого ассортимента продуктов, содержащих все необходимые элементы и витамины; соблюдение режима питания; воспитание культурно-гигиенических навыков у детей; соблюдение всех технологических требований при приготовлении и обработке продуктов; индивидуальный подход к каждому ребенку с нарушениями здоровья; строгий контроль качества и эффективности питания. При этом пищеблок ДОО должен быть оснащен современным оборудованием, так как автоматизированная обработка и приготовление продуктов способствует улучшению качества пищи, повышению производительности труда, уменьшению количества отходов.
Руководителей, которые задумываются о передаче питания детей на аутсорсинг, беспокоят два вопроса: насколько это выгодно и как контролировать качество. Правильный экономический подход позволит не только сэкономить на аутсорсинге, но и привлечь дополнительные финансовые средства в бюджет детского сада за счет аренды помещения пищеблока.
Если меню - это набор блюд и кулинарных изделий, скомплектованных по дням и приемам пищи, то под рационом питания принято понимать несколько иное. Это набор продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени
Летнее меню в детском саду
Летнее меню в детском саду составляется с учетом сезонных особенностей и возрастных потребностей детей. Детский стол витаминизируется за счет включения в рацион свежих и термически обработанных овощей, фруктов.546
Организация питания в ДОУ
Организация питания в ДОУ позволяет реализовать конституционное право дошколят на сохранение и поддержание здоровья, гарантировать оптимальные условия для гармоничного психофизического развития воспитанников.1205
Санпин 2.4.1.3049-13 для детских садов с изменениями 2017 года
С момента выхода действующей редакции СанПин для детских садов, требования периодически обновляются, возникают все более новые требования к микроклимату, а также к размещению детей в детском саду. Новые нормы и правила питания, освещения, температурный режим, нормы мытья посуды, эпидемиологические требования в образовательном учреждении, а также технологические нюансы рассмотрим подробно далее.24278
Должностная инструкция повара детского сада
Данный документ содержит все ключевые моменты, которым должен следовать шеф-повар. Должностная инструкция помощника повара в детском саду также содержит основные положения работы данного сотрудника. Следование пунктам должностной инструкции шеф-повара детского сада гарантирует грамотное и безошибочное выполнение своих обязанностей.646
Приказ о создании бракеражной комиссии в ДОУ
Бракеражная комиссия в ДОУ следит за качеством приготовления и хранения продуктов, соответствием готовых блюд их рецептуре. Работа комиссии ведется ежедневно, в нее входит от 3 до 5 членов.4760
Находясь в детском саду, дети должны получать такое питание, которое будет способствовать укреплению здоровья, повышению работоспособности, умственному и физическому развитию.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Регионы)
Это быстро и бесплатно !
Законодательное регулирование вопроса
Организация питания в детском дошкольном учреждении регулируется с помощью норм , которые закреплены в Постановлении Главного санитарного врача РФ № 26 от 15.03.2013 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Этим документом установлены следующие обязательные требования :
- Категории продуктов, которые не допускаются к употреблению в детском дошкольном учреждении – Приложение №9;
- Наборы продуктов, которым должен быть обеспечен каждый ребенок в течение учебного дня – Приложение № 10;
- Перечень продуктов, которые должны быть включены в меню в течение недели – Приложение № 11.
Применяемые нормы
Меню в дошкольном учреждении разрабатывается в соответствии с физиологическими потребностями детей, соответствующими их возрасту.
Утверждение меню осуществляется руководителем дошкольного учреждения сроком не менее чем на 14 дней.
Набор продуктов, включаемых в меню, должен быть основан на национальных и территориальных особенностях питания детей, их здоровье.
В режиме питания должны быть предусмотрены завтраки, обеды, полдники и ужины.
В завтрак должны быть включены:
- Горячее блюдо;
- Бутерброды;
- Горячий напиток.
В случае, когда какой-либо продукт отсутствует, допускается его заменить равноценным.
Обед должен состоять из:
- Закуски;
- Горячего блюда;
- Второго блюда;
- Напитков.
Полдник состоит из:
- Напитка;
- Булочное или кондитерское изделие.
Ужин состоит из:
- Салатов;
- Вторых блюд;
- Горячих напитков.
Для составления дневного рациона следует использовать :
- Мясные и рыбные продукты;
- Куриные яйца (подаются в вареном виде или в виде омлета);
- Молочные продукты;
- Продукты, содержащие пищевые жиры (растительные и сливочные масла);
- Кондитерские продукты;
- Овощные продукты;
- Фрукты;
- Консервы;
- Соки и напитки;
- Хлеб;
- Соль.
Не допускается включение следующих продуктов:
- Полученных из мяса диких животных;
- Не прошедших процедуру обработки теплом;
- Консервированных;
- Не пастеризованных молочных продуктов;
- Кондитерских изделий, имеющих в своем составе крем;
- Газированные напитки;
- Натуральный кофе.
До утверждения основного меню, следует разрабатывать примерное, которое составляется на основе кулинарных методик и сборников с рецептами, предназначенными для детских садов. Названия блюд, которые были включены в примерное меню, должны отражаться в полном соответствии с названиями, которые содержаться в ранее указанных источниках.
Для детей, не достигших года, которые вскармливаются искусственно, предусматривается получение сухих и жидких молочных смесей .
Руководителем детского сада осуществляется обязанность по ежедневному информированию родителей о перечне продуктов, подаваемых во время приема пищи.
Это обязанность исполняется путем вывешивания в каждой группе меню на соответствующий день , в котором указываются:
- Название блюда;
- Объем порции;
- Список замененных продуктов для детей, страдающих аллергическими реакциями и иными заболеваниями.
Режим приема пищи
Режим питания представляет собой процедуру нормирования продуктов, которые получает ребенок, находящийся в дошкольном учреждении.
Режим зависит от двух факторов :
- Времени пребывания ребенка в учреждении;
- Возраста малыша.
Количество приемов пищи определяется в соответствии с временем нахождения в ДОУ.
Так для деток, время пребывания которых в учреждениях составляет от 8 до 10 часов , установлен следующий режим:
- Завтрак с 8 до 9;
- Обед с 12 до 13;
- Полдник с 15. 30 до 16;
- Ужин с 18.30 до 19.
Руководителем по своему усмотрению может быть установлен второй завтрак . Время его проведения составляет с 10 часов 30 минут до 11 часов.
В случае, когда детки пребывают в детском саду до 12 часов , то для них должен быть установлен следующий режим питания:
- Завтрак с 8 до 9;
- Обед с 12 до 13;
- Полдник с 15.30 до 16;
- Ужин с 18.30 минут до 19;
- Второй ужин в 21.
Когда дети находятся в ДОУ 12 часов , руководством должен быть разработан режим, который бы обеспечивал 80% всего рациона малыша.
Режим питания для детей, которые не достигли года , разрабатывается индивидуально на каждого с учетом физиологических особенностей. При этом используется питание, имеющее государственную регистрацию, или поступающее из .
Порядок проведения контроля
Контроль над процессом питания начинается еще на этапе заключения договора с поставщиком продуктов.
Выбор поставщика осуществляется посредством проведение тендера. Любой поставщик, желающий принять в нем участие, обязан представить документы о продукции, при этом они должны содержать сведения не только касаемо стоимости поставки, но процесс приготовления продукции, сертификаты её качества.
После того, как договор о поставки продукции заключен, контроль над организацией питания осуществляется непосредственно в дошкольном учреждении ежедневно .
Субъектами такого контроля являются:
- Руководитель детского сада;
- Медицинский работник учреждения;
- Комиссия, состоящая из родителей.
Руководитель и медицинский работник проверяют сроки годности поставленных продуктов, сертификаты качества, маркировку и другие требования, которым должны соответствовать продукты, поставляемые в ДОУ.
Комиссия, состоящая из родителей , может также участвовать в проверке качества приготовленной пищи.
Для того чтобы попасть в такую комиссию, родителям следует написать заявление на имя руководителя. Также необходимо иметь санитарную книжку для того, чтобы иметь возможность попасть на кухню.
Помимо внутреннего контроля, за процессом питания в дошкольном учреждении осуществляется внешний контроль. Его субъектом является Роспортебнадзор .
Им осуществляется проверка соответствия всем нормам:
- Санитарного состояния пищеблоков;
- Рациона питания, разрабатываемого в учреждении;
- Качества и безопасности используемой пищи.
При выявлении нарушений требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами, сотрудниками Роспотребнадзора могут быть составлены протоколы о привлечении к административной ответственности руководства и наложение штрафа, также допускается приостановление деятельности дошкольного учреждения.
О проведении родительского контроля в ДОУ смотрите в следующем видеосюжете:
Оксана
Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания .
Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает особое внимание.
Организация питания в ДОУ включает следующие направления : материально - технические условия (обеспечение) ; кадровые условия; воспитательно - образовательная работа педагогов; творческий подход педагогов в организации питания .
Материально-технические условия в ДОУ соответствуют СанПину 2.4.1.3049-13. Раздел XIII. Требования к оборудованию пищеблока,инвентарю, посуде.
В августе 2014 году в ДОУ был проведен капитальный ремонт пищеблока : обновлена кафельная плитка (пол, стены, поставлены локтевые смесители, установлены очистительные фильтры для воды, выполнены предписания Роспотребнадзора.
На пищеблоке работают два повара. Евгенова Галина Анатольевна. Работает в ДОУ с 2010 года (IV разряд) .
Переверзева Нина Гайзеровна. Работает в ДОУ с 1993 года (IV разряд) .
Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию . Основным документом является СанПиН 2.4.1.3049 – 2013. В ДОУ организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у старшей медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.
Воспитанники с охотой принимают кислородные коктейли на основе сиропа шиповника и сока.
На начало учебного года в детском саду были изданы распоряжения : «Об организации питания детей » , «О создании комиссии по питанию » , «О создании бракеражной комиссии» , «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб» , которые были доведены до сведения ответственным лицам за организацию питания . Разработан план мероприятий по контролю за организацией питания на 2014 – 2015 учебный год, который был утвержден заведующим. В него вошли разделы : организационная работа , работа с кадрами, работа с детьми, работа с родителями, контроль за организацией питания .
Имеется программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания . Были разработаны план оперативного контроля «Организация питания в группах » , схема контроля «Культура поведения за столом» , диагностики по проверке пищеблока, склада для хранения продуктов.
Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Завхоз ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок. Заместитель заведующей по хозяйству ведет всю необходимую документацию по организации питания : «Журнал бракеража сырой продукции» , «Книгу складского учета» . Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов : накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются. Все продукты тщательно осматриваются.
Имеется "График проверки санитарно – эпидемиологического состояния". В графике отражены основные мероприятия- СЭС групп, СЭС пищеблока, организация питания в группах . Собраны диагностические (контрольные) карты, которые заполняются согласно очередности мероприятия по графику. В график внесены ответственные члены комиссии по питанию .
Результаты контроля обсуждаются с заведующим учреждения.
Старшая медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню-требование на детей ясельного и садовского возраста. В случае увеличения или уменьшения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с утвержденными по меню данными, медсестра составляет расчет изменения потребности в продуктах питания .
Режим питания воспитанников осуществляется согласно графика выдачи пищи по рекомендованному времени СанПиНа 2.4.1.3049-13
СанПиН 1 - я 2 -я средняя старшая подготовительная
08.30 – 09.00 Завтрак 08.30 08.35 08.40 08.45 08.50
12.00 – 13.00 Обед 11.45 12.15 12.20 12.30 12.35
15.30 – 16.00 Полдник 15.30 15.35 15.40 15.45 15.50
Воспитательно - образовательная деятельность с воспитанниками ДОУ по организации питания включает : обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями; непосредственно образовательная деятельность; организация питания (завтрак, обед, полдник) ;предметно- развивающая среда групп.
Обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями разнообразно. Методические пособия для педагогов по организации питания в каждой возрастной группе (представлен как пример) .
Дидактические пособия (иллюстрированный материал для занятий с воспитанниками ) (представлен как пример) .
В каждой возрастной группе имеются методические пособия.
Непосредственно - образовательная деятельность включает следующие формы работы с воспитанниками : сюрпризные моменты (когда в гости приходит бабушка и приносит вкусные пирожки с капустой, но и не только пирожки).
Проигрывание сюжета русской народной сказки "Репка" (после театрализации педагоги рассказывают о пользе репки и её витаминах).
Чтение художественной литературы о полезных свойствах продуктов (классификация литературы) .
По тематическому планированию (лепка, рисование, аппликация) развитие умений, навыков в изобразительной работе. Реализация тематических общих тем по примерной программе.
Проводятся беседы с детьми о пищевой ценности продуктов, витаминах.
Организация питания (завтрак, обед, полдник) .
В детском саду создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей : следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Дети приучены пользоваться салфетками, благодарят после еды. Но вместе с тем воспитателям следует больше внимания уделять правилам пользования столовыми приборами.
1. Подготовка к приему пищи
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Дежурство
Воспитатели являются примером .
Сервировка стола.
Можно использовать сервировку стола по временам года!
Воспитатели формируют у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививают простейшие навыки самообслуживания в сервировке стола.
Прием пищи осуществляется под контролем воспитателей .
Час обеда подошел, сели деточки за стол
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды :
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат
За обедом не сори,
Насорил - так убери
А с едой не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
Формирования навыков самообслуживания.
Предметно - развивающая среда групп насыщенна. Имеются развивающие центры. Воспитатель организовывает сюжетно - ролевые игры : "Магазин", "Дом", "Кафе", "В гостях", "Столовая". Игровой материал разнообразен и подобран по возрасту детей.
Ведется работа по информированию родителей о здоровой пищи.
Ежегодно проводим социологические опросы. В октябре 2014 учебного года родителям была предложена анкета "Питание в семье ". Всего в анкете предложили 8 вопросов. Результаты были следующими :87%- родителей обсуждают дома вопросы правильного питания ; 83% - родителей имеют представления о пищевой ценности продуктов; 49% - родителей обращают внимание на сроки годности при покупке продукта, 17% - родителей обращают внимание на полезность и витамины содержащихся в продукте, 11% - родителей отдают предпочтение вкусовым особенностям продукта; 35% - родителей отметили предпочтения своих детей первым блюдам, 14% - предпочтения детей хлебобулочным изделиям (8% отметили предпочтение своих детей фруктам и овощам) ; 75% - родителей рассказывают своим детям о полезных свойствах и витаминах; 63% - родителей знакомятся с меню в детском саду ; 10% – родителей хотят узнать о полезных свойствах продуктов, 33% – родителей хотят узнать о примерном меню на каждый день, 39% – родителей хотят узнать о витаминах для растущего организма .
Для родителей предложили консультационный материал о рациональном питании дошкольников . Воспитатели подготовили материал для мини - сборника «Вкусно и полезно» , где представили детские рецепты : завтрака, обеда, полдника, ужина от родителей. Оформили сборник и напечатали.
Работа ведется по данному направлению! Желаю и Вам успехов!
Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости.
Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания.
Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, это тот фактор, который обеспечивает нормальное течение процессов роста, физического и нервно-психического развития ребенка.
Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно - приспособительных механизмов детского организма, возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
Организация питания в ДОУ включает следующие направления:
- материально - технические условия (обеспечение);
- кадровые условия;
- воспитательно - образовательная работа педагогов;
- творческий подход педагогов в организации питания.
Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию.
Основным документом является СанПиН 2.4.1.3049 - 2013 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций).
В МАДОУ "Детский сад № 7 "Мечта" организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания.
Рацион питания разнообразен как за счет расширения ассортимента продуктов, так и за счет разнообразия блюд, готовящихся из одного продукта. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты и свежую выпечку.
При разработке меню учитываются возрастные группы:
от 2-х до 3-х лет и от 3-х до 7-ми лет. Набор блюд при этом единый, различен объем порций для младших и старших детей.
Для осуществления контроля организации питания детей
, качества поставляемых продуктов и соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи в учреждении создана бракеражная комиссия.
Ежедневно в соответствии с графиком бракеражная комиссия снимает пробу готовых блюд на пищеблоке.
Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность, хранятся с соблюдением требований СанПиН и товарного соседства.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания.
Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.
Все блюда - собственного производства, готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.
Задачи организации питания воспитанников:
- обеспечение воспитанников пищевыми веществами, в том числе незаменимыми, и энергией в соответствии с возрастными физиологическими потребностями в них, с учетом времени пребывания в ДОУ и характера осуществляемой деятельности;
- формирование рационального пищевого поведения;
- создание психологически комфортных условий для воспитанников ДОУ.
Основные принципы организации питания в нашем учреждении:
- полноценность и сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ;
- соответствие энергетической ценности и рациона энергозатратам ребенка;
- максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона;
- правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд;
- объем рациона, режим питания, обстановка, формирующие у детей навыки культуры приема пищи;
- соблюдение гигиенических требований к питанию (безопасность питания);
- обеспечение правильного питьевого режима детей;
- постоянный контроль за правильной организацией питания
07 сентября 2016