Open
Close

Жанровая принадлежность произведения евгений онегин. Роман «Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин

Роман «Евгений Онегин»

Жанр

Роман

в стихах

в прозе

В центре - повествование о событиях и героях

Жанр «свободного романа», где лирическое и эпическое равноправно, позволяет автору легко переходить от основного повествования к лирическим отступлениям. Произведение как бы пишется на глазах читателя, меняется в диалоге с жизнью

Онегинская строфа

Особым образом организованная строфа, состоящая из 14 строк. Обычно представляет собой законченный по смыслу и форме фрагмент текста, написанный 4-стопным ямбом. Онегинская строфа позволяет передавать повествовательные, разговорные, лирические интонации, диалоги

героев, создает эффект импровизации.

1. «Мой дядя самых честных правил,

2. Когда не в шутку занемог,

3. Он уважать себя заставил

4. И лучше выдумать не мог.

перекрестная

рифмовка

5. Его пример другим наука;

6. Но, Боже мой, какая скука

7. С больным сидеть и день и ночь,

8. Не отходя ни шагу прочь!

9. Какое низкое коварство

10. Полуживого забавлять,

11. Ему подушки поправлять,

12. Печально подносить лекарство,

кольцевая

13. Вздыхать и думать про себя:

14. Когда же черт возьмет тебя!»

куплет (двустишие)

Прописные буквы (А, С, Е) обозначают женские рифмы, строчные (b, d, f, g) - мужские.

Онегинской строфой написан весь роман, кроме:

Письма Татьяны;

Письма Онегина;

Песни девушек

Композиция

Восемь глав организованы по принципу симметрии (зеркальности) и параллелизма.

Симметрия выражается в:

особом попарно антитетичном (по принципу антитезы) расположении героев:

Онегин - Ленский

Татьяна - Ольга

повторении сюжетной ситуации главных героев (Татьяна и Онегин практически меняются ролями): встреча - письмо - объяснение:

Татьяна

Онегин

Встреча, зарождение любви

В деревне. Татьяна влюблена, Онегин холоден

В Москве. Онегин влюблен, Татьяна холодна

(композиция писем параллельна)

«Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать».

«Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи».

«Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью

Твоей защиты умоляю...»

«Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!»

«Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»

«Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Все решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе»

Ожидание ответа

«Но день протек, и нет ответа

Другой настал: все нет как нет»

«Ответа нет. Он вновь посланье:

Второму, третьему письму

Ответа нет»

Объяснение

В саду. Реакция Онегина:

«Блистая взорами, Евгений

Стоит, подобно грозной тени...»

Отповедь Евгения:

«И был бы счастлив… сколько мог!

Но я не создан для блаженства…»

«Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней»

В гостиной. Реакция Татьяны:

«Она навстречу. Как сурова!

Его не видят, с ним ни слова…»

Отповедь Татьяны:

«А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена.»

«Я вас люблю (к чему лукавить? ),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна»

четкой параллели между сном Татьяны и происходящим на именинах. Схожи атмосферы происходящего, описания гостей и чудищ

Главные герои

Евгений Онегин

Воспитание

и образование

Онегин получил воспитание, типичное для того времени:

«Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец»,

«Monsieur l’Abbе, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой»,

«Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной».

Главный герой живет по обычаям и законам светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, портрет Байрона и бюст Наполеона в кабинете), он томится от пустоты светской жизни, не

находя применение своим силам

«Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум».

Черты характера

Характер Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис - основные черты «лишнего человека»

Жизнь в деревне

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Все это низкая природа;

Изящного не много тут.

Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт роскошным слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег; {27}

Он вас пленит, я в том уверен,

Рисуя в пламенных стихах

Прогулки тайные в санях;

Но я бороться не намерен

Ни с ним покамест, ни с тобой,

Певец финляндки молодой! {28}

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иний в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьев военных и поход.

«Евгений Онегин»

В2. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».

В3. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?

В4. В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?

В6. Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.

В7. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?

С2. В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?

В1. Роман в стихах

В2. Реализм

В3. Онегинская

В4. Пейзаж

В5. Эпитеты

В6. Ларина

Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

XIV
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал,-
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

XV
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор,-
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

XVI
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.

(, «Евгений Онегин». )

B1 . Назовите имя героини, из-за которой так трагично сложилась дружба Онегина и Ленского.

ВЗ. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами. Как называют такое сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью?

B4 . В основе приведенного для анализа эпизода лежит рассказ о дружбе между Онегиным и Ленским. Как называется рад связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих содержание эпического произведения?

B5 . Каким термином обозначают резкое противопоставление предметом и явлений в художественном произведении:
Они сошлись. Волна и пламень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

B6. Укажите название стилистической фигуры, оборотов поэтической речи, использованного автором, чтобы подчеркнуть молодость Ленского:
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

B7 . Каким размером написан «Евгений Онегин»?

С1. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте.)

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским "Евгением Онегиным"?

B2 роман в стихах

B5 антитеза

"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

(«Евгений Онегин»)

В1. Какое жанровое определение дал своему произведению Автор «Евгения Онегина»?

В2. Назовите персонажа произведения, которому принадлежит первая реплика в XXX строфе?

В3. В каком эпизоде произведения уже была предсказана гибель Ленского?

В4. В соответствии со стилистикой какого лирического жанра дано описание смерти Ленского (концовка XXXI строфы)?

В5. Каким элементом композиции является XXXIII строфа?

В6. Подчёркивая психологическую напряжённость, сопровождающую сближение противников, разделяющие их «четыре шага» определяет ещё и как «четыре смертные ступени». Укажите средство художественной выразительности, которое использует в выделенном обороте.

С1. Почему победа на дуэли приводит Онегина в отчаяние?

В1. Роман в стихах

В2. Зарецкий

В3. Сон Татьяны

В4. Элегия

В5. Лирическим отступлением

В6. Метафора

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1

А) Почему в изображении дуэли столь большое место А. СПушкин отводит лирическим размышлениям о дружбе и вражде?

Б) В приведённом фрагменте по отношению к недавним друзьям использует оборот «два врага». Почему оказалось невозможным примирение Онегина и Ленского?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2

А) В каких произведениях русской литературы тема дуэли получает пародийно-ироническое освещение? Укажите, что сближает их с пушкинским изображением дуэли и в чём состоят различия.

Б) В каких произведениях русской литературы дуэль происходит с нарушением правил дуэльного кодекса? В чём сходство и различие в изображении подобных поединков с пушкинской трактовкой темы?

Вот пистолеты уж блеснули.

Гремит о шомпол молоток.

В гранёный ствол уходят пули,

И щёлкнул в первый раз курок.

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется. Зубчатый,

Надёжно ввинченный кремень

Взведён ещё. За ближний пень

Становится Гильо смущённый,

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развёл по крайний след,

И каждый взял свой пистолет

"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить - но как раз

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

В1. Как называется представленный в данном фрагменте элемент сюжета, в основе которого лежит момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий?

В2. Назовите имя героини, из-за которой произошла дуэль Ленского и Онегина.

В3. Назовите литературное направление, черты которого нашли воплощение в «Евгении Онегине» .

В5. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами – XXIX, XXX, XXXI. Как называется такое сочетание нескольких стихов, объединённых общей мыслью и представляющих ритмическое и синтаксическое целое?

В6. Укажите каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строке («Четыре перешли шага,//Четыре смертные ступени»,

«Стал первый тихо подымать...// Стал также целить - но как раз…»).

В7. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков («Гр емит о шомпол мол оток.//В гр анёный ствол уходят пул и…»)?

С1. Какую роль сыграла эта дуэль в судьбе Онегина?

С2. В каких произведениях русской классики присутствуют сцены дуэлей и как эти эпизоды соотносятся с содержанием представленного фрагмента из «Евгения Онегина»?

В1. Кульминация

В3. Реализм

В4. Роман в стихах

В5. Строфа

В6. Анафора

В7. Аллитерация

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах.

Все это ныне обветшало,

Не знаю, право, почему;

Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Что он опаснейший чудак.

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышат их домашни дроги, -

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

"Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с". Таков был общий глас.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

(«Евгений Онегин»)

В1. Укажите жанр произведения.

В2. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?

В3. Откуда герой прибыл в деревню?

В4. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин:

«…деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…»?

В5. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?

В6. Укажите название изобразительного средства, использованного Пушкиным при создании образа Ленского в VI строфе:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный ,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

В7. Онегин «Скучал», «зевал» - у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь».

Как называется этот изобразительный и композиционный приём?

С2. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких ещё произведениях

Пушкина герой – модой дворянин?

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют: вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился.

(«Евгений Онегин»)

В1. Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в «Евгении Онегине».

В2. Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».

В3. Назовите приём образного соотнесения предметов и явлений, использованный автором в сроках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».

В4. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?

В5. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?

В6. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?

В7. Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?

С2. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

В1. Реализм

В2. Роман в стихах

В3. Сравнение

В4. Лирическое

В5. Риторические

В6. Эпитет

В7. Онегинская строфа

Александр Сергеевич Пушкин чрезвычайно внимательно относился к определению жанра каждого из своих произведений. Не исключением стал и всемирно известный «Евгений Онеги». Жанр пушкинского сочинения - роман в стихах. И в этом прежде всего и заключается новаторство Пушкина. Ведь в девятнадцатом веке существовало лишь два пути написания художественного произведения. Русский поэт изобрел третий. История написания, структура и жанр романа «Евгений Онегин» - тема статьи.

Работу над созданием романа Пушкин назвал подвигом. Такую высокую оценкую собственному творению, помимо «Евгения Онегина», автор дал лишь «Борису Годунову».

История написания

На создание романа в стихах у Пушкина ушло восемь лет. Начал работу над «Евгением Онегиным» Пушкин в 1923 году. Тогда писатель находился в Кишиневе. Изначально автор отказался от романтизма и решил рассказать читателям о своем новом герое в реалистическом духе. Также стоит сказать, что Пушкин планировал разбить произведение на девять глав. Но в процессе работы изменил структуру, создав восемь.

Рассказ о путешествии Онегина, по первоначальному замыслу, должен было стать частью основного текста. Но позже этот фрагмент сюжета поэт включил в одно из лирических отступлений. В первом варианте романа автор поднимал довольно острые политические вопросы. Но поскольку создание «Евгения Онегина» пришлось на годы ссылки, поэт решил не усугублять свое и без того непростое положение. А потому изъял из рукописи опасные страницы и сжег их.

Композиция романа

Произведение издавалось в течение нескольких лет отдельными главами. Пушкин признавался, что писал его без какого-либо четкого плана. Тем не менее композиция «Евгения Онегина» отличается четкостью. Каждая из глав логически завершена.

Главный литературный прием, который использовал поэт при создании своего нетленного сочинения, - зеркальная симметрия. По ходу сюжета герои словно меняются местами. Сперва Татьяна влюбляется в Евгения. Онегину же безразлична любовь девушки. На ее письмо он отвечает холодно. Но позже, после дуэли главного героя с Ленским, - события, которое прерывает любовную линию, - Онегин и Ларина меняются местами. Он пишет ей письмо с признанием. Она же отвергает его. Особенность композиции произведения - кольцевое построение. Именно благодаря этому приему «Евгений Онегин» воспринимается как законченный роман.

Главные герои

Для чего автор использовал кольцевую композицию? С помощью этого приема Пушкин раскрыл изменения в характере героев. Вначале произведения Онегин покидает высший свет. Не без иронии говорит о своем герое поэт, подчеркивая, что образование Евгения носило поверхностный характер, чего было достаточно, дабы слыть умным среди представителей столичной аристократии.

В первых главах Онегин - светский бездельник, не способный заполнить свой досуг ни творчеством, ни даже чтением. Но позже он предстает в роли мыслящей, глубокой личности. Еще одна черта, утраченная Евгением, - насыщенность жизнью. Герой Пушкина вначале равнодушен к окружающим. Его даже не трогают чувства, которые испытывает к нему Татьяна - девушка умная, выгодно отличающаяся от прочих представителей провинциального общества.

В конце романа Онегин - пылкий влюбленный. Татьяна же, напротив, сдержанна и холодна. Однако стоит сказать, что при всех внешних изменениях и Онегин, и Ларина в душе все те же. Он - высокомерный аристократ. Она - бесхитростная и искренняя деревенская девушка. После разочарования, которое постигло героиню, она вынуждена скрывать свои чувства. Что же касается Евгения, то его влюбленность скорее объясняется внешним блеском Татьяны, теперь уже светской дамы.

Эпичность

В «Евгении Онегине» присутствует немало героев. Произведения охватывает существенный отрезок времени. Как о столичной жизни, так и о быте деревенского дворянства повествует «Евгений Онегин». Жанр, который обладает такими чертами, - роман. Он является сегодня самым распространенным видом эпической литературы. В чем специфика классического романа? Какие из его особенностей присутствуют в произведении «Евгений Онегин»?

Жанр большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах разных героев, в литературоведении называют романом. Другие его особенности - значительный временной отрезок, гладко выстроенный ряд событий, немалое количество персонажей, задействованных в сюжете.

Каким изображен автором Евгений Онегин? Жанр этого произведения, по определению Пушкина, - роман. Вспомнив характерные черты этого вида эпоса, можно сказать, что Онегин не является лирическим героем. Его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. В создании его портрета предельно объективен поэт. Довольно противоречив и сложен Евгений Онегин. Особенности жанра произведения Пушкина заключаются все же в наличии не только эпического начала.

Лиризм

Произведение, о котором идет речь в этой статье, не имеет аналогов в мировой литературе. Структура и жанр романа «Евгений Онегин» уникальны. В нем есть и реалистичность, и историчность. Также чертами, типичными для общественно-бытового романа, наделил свое произведение Пушкин. «Евгений Онегин», жанр которого находится на стыке двух видов литературы, содержит и объективные характеристики героев, и множество лирических отступлений. Но и это еще не все.

Жанр и композиция «Евгения Онегина» стали темой многочисленных трудов по литературоведению. С легкой руки Байрона в девятнадцатом веке в моду вошла эпическая поэма, представляющая собой отдельные главы в стихах. В произведении Пушкина описание лирического героя и его переживаний гармонично сочетается с объективным, реалистичным изображением событий.

Отступления

Голос автора звучит в многочисленных лирических вставках. В каждой из них поэт рассказывает о себе и делится с читателем своими взглядами на литературу, культуру. При этом Пушкин не отвлекается от основного действия. В одной из глав поэт вспоминает о днях, на которые пришелся расцвет его творчества, о вынужденном изгнании. Определить структуру и жанр произведения «Евгений Онегин» можно следующим образом: роман в стихах, представляющий собой «собрание пестрых глав».

Темы лирических отступлений в произведении Пушкина весьма разнообразны. Вначале читатель узнает о нравах светской молодежи. Затем на первый план выходят любовные мотивы. И наконец, важными в развитии сюжета являются пейзажные зарисовки. В романе в стихах отображены все времена года: печальное лето, золотая осень, зима с трескучими морозами. Весну поэт назвал «утром года». Пейзаж в «Евгении Онегине» иногда изображен через восприятие героев.

Еще одной темой лирических отступлений в романе являются исторические события. Так, в произведении «Евгений Онегин» Пушкин вспомнил об Отечественной войне 1812 года.

Роман в стихах охватывает немало событий. В нем присутствует множество героев. Тем не менее «Евгений Онегин» представляет собой глубоко лирическое произведение. Читатель, прочитав его, узнает об авторе не меньше, нежели о его героях. В одном произведении Пушкину удивительным образом удалось связать эпическое и лирическое в единое целое.

Отражение пушкинской эпохи

Из этого произведения читатель имеет возможность узнать практически все о времени, в котором жил поэт. Как одевались люди? Что было в моде? Что современники Пушкина ценили прежде всего? На все эти вопросы читатель получает ответы после прочтения романа в стихах. Поэт правдиво изобразил среду, в которой живут Онегин и Ларина. Он воспроизвел атмосферу как дворянских салонов, так и скромных провинциальных вечеров.

В искусстве

Онегин - яркий пример так называемого «лишнего человека», персонажа, появившегося в литературе в первой трети восемнадцатого века. Этот герой не способен на подвиг, который совершили декабристы. Но его нельзя отнести к типичным представителям высшего света. Душевная неудовлетворенность и неспособность изменить что-либо в своей жизни - характерные черты Онегина. А если добавить к этому еще и эпичность, многообразие образов, необыкновенную поэтичность произведения Пушкина, становится понятным, отчего оно так часто находило отражение в искусстве.

«Евгений Онегин» был несколько раз экранизирован отечественными и зарубежными кинематографистами. По мотивам пушкинского романа создано четыре оперы, музыку к которой написали такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Щедрин, Прокофьев.

Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом.

По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других авторов, например, роман в стихах Байрона «Чайльд-Гарольд». Первая половина XIX века была эпохой романтизма, а Байрон — любимым поэтом для многих русских художников слова. Не случайно образ Чайльд-Гарольда неоднократно упоминается в романе Пушкина, с ним сравнивается Евгений Онегин. По определению, роман в стихах — это крупное лиро-эпическое повествование. В романе Пушкина много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, чувствам. Это делает произведение лирическим. В то же время в романе широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Такие черты присущи прозаическому, эпическому роману. Сам Пушкин писал, что роман прозаический и роман в стихах — это «дьявольская разница», и определил жанр «Евгения Онегина» как «свободный роман».

Композиционно «Евгений Онегин» построен как «роман в романе». Это отвечало целям автора. Его роман — лиро-эпический. Эпическим является внутренний план повествования. Он включает в себя основной вымышленный сюжет. В нем Пушкин воспроизводит судьбу Онегина как представителя молодого поколения русского дворянства, «лишнего человека» в консервативном обществе, где невозможно применить свои силы. Как эпический создан и образ Татьяны Лариной. Это был первый сильный и глубокий женский русский характер. После него сложилась традиция изображения женских типов в русской литературе. К эпическому жанру относится и изображение двух столиц России — Петербурга и Москвы, русской деревни с ее поместным укладом. Судьбы героев показаны на широком фоне истории и культуры страны.

Лирическим является «внешний» план повествования, который состоит из авторских отступлений. Они очень широки по охвату тем и проблем. Лирическими являются пейзажные отступления. Красота и величие природы даются через восприятие автора и его героев. В первой главе Пушкин в романтическом ключе изображает море. Много в романе и пейзажей-воспоминаний, например, о юности, деревенских пейзажей. Автор уделяет внимание всем временам года, описывая состояние природы в каждом из них. Замечательная картина русской зимы показана глазами Татьяны.

Отступления критико-публицистические — это разговор автора с читателем о литературных стилях, приемах, жанрах. Пушкин пишет о намерении объективно изображать действительность, рассуждает о книгах, которые читает Татьяна, о том, почему любовное письмо она пишет на французском языке.

Много в романе отступлений, в которых речь идет о семье, браке, любви, о моде, дружбе, образовании. В каждом из них Пушкин выступает в каком-то новом обличье, выражает свою точку зрения. Материал с сайта

В своем замечательном произведении Пушкин использовал черты всех известных на то время в литературе жанровых разновидностей романа: роман-воспитание, роман-биография, роман-путешествие, любовный роман, авантюрный роман, исторический роман. В «Евгении Онегине» есть описание жизни героя, его детства и ранней юности. Герой путешествует по стране, затем за границу и обратно, ярко показаны любовная история, дуэль, исторические картины жизни России. Пушкин остро ставит проблему воспитания и образования дворянской молодежи. В центре внимания автора — процесс взросления человека, развитие его личности.

При сложной композиции и многообразии жанровых составляющих Пушкин сумел создать законченное, цельное и уникальное для русской литературы произведение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • картинки икомпозиций натурального матери ала
  • какой жанр романа евгений онегин
  • какой по жанру евгений онегин
  • жанр и композиция романа евгений онегин
  • размышления о любви в романе евгений онегин картинки

"Что касается до моих занятий, то я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница", - так в письме от 4-го ноября 1823-го года, адресованном в Москву князю П. А. Вяземскому сообщает Пушкин о том, что он работает над самым известным, самым оригинальным, самым глубоким, самым "русским" своим произведением, ставшем, по словам критика Белинского, "энциклопедией русской жизни". Хотя вначале Пушкин намеревался написать нечто "вроде Дон-Жуана", долгие годы работы над романом изменили этот замысел, и читатель получил произведение, в котором с немалым удивлением узнал и самого себя, и свою жизнь, и Пушкина, но Пушкина, доселе ему неведомого.

О романе Пушкина "Евгений Онегин" написано много, он изучен с самых разных точек зрения - от прототипов героев до поэтики, но для читателя, который приобщается к созданному поэтом миру, это не имеет никакого значения, да и для исследователей тоже - подлинно великие произведения никогда не могут быть поняты и прочитаны "до конца", они вечно влекут к себе некой тайной, в них сокрытой, которая от изучения и прочтения становится еще более таинственной и притягательной. И все-таки, следует остановиться на основных особенностях этого уникального произведения, без понимания которых его постижение практически невозможно. Прежде всего - жанр "Евгения Онегина".

Жанр "Евгения Онегина"

В современной Пушкину европейской литературе роман в стихах связывают с именем Байрона, о романе которого поэт пишет Вяземскому. Для русской же литературы роман Пушкина стал не только первым образцом этого жанра, но и образцом непревзойдённым, потому что в дальнейшем никто из русских поэтов (а Россия - не самая бедная на поэтов страна в мире...) так и не сумел приблизиться к заданному родоначальником жанра идейно-художественному уровню, не говоря уже о его достижении.

Для жанра романа характерны широчайший охват событий, полисюжетность, повествование как форма изложения, использование разнообразных выразительных средств для создания разветвлённой системы образов. Все это присуще прозе как роду литературы, и всё это есть в романе Пушкина "Евгений Онегин". Но, кроме этого, он построен на ярко выраженном лирическом начале, в нём лирический герой и автор-повествователь едины, что создаёт совершенно уникальный мир произведения: он, мир этот, в высшей мере реалистичен, но он же пронизан и душевными переживаниями героев и самого автора, он "окрашен" ими, и это присуще лирике как роду литературы. Жанр романа в стихах позволил Пушкину более явно, чем это предусматривает эпос, выражать своё отношение к изображаемому - за счёт повышенной эмоциональной насыщенности его.

Композиция "Евгения Онегина"

И здесь Пушкин оказался новатором, он сумел наполнить совершенно новым содержанием достаточно банальную историю о "роковой любви", разработанную в романтических произведениях, на материале тривиального в общем-то сюжета показать подлинные человеческие чувства, необыкновенная глубина, "подлинность" и искренность которых оказывают на читателя гораздо большее воздействие, чем самые невероятные истории... В композиционном плане роман "Евгений Онегин" представляет собой повествование, в котором развитие событий обусловлено характерами действующих лиц, оно психологически и социально детерминировано, поэтому, кажется, неожиданностей здесь быть не может - но как тогда понять "перерождение" Онегина, который в конце романа становится полным антиподом... самого себя? И как понять внешнюю "незаконченность" романа, в котором, по сути, все ясно, потому что "открытый финал" на самом деле не мог быть иным? Может быть, причина необычности развития сюжетных линий связана с принципом оппозиционности, приёмом антитезы, на использовании которых построена система образов романа? Практически у каждого мало-мальски значимого персонажа есть свой "двойник", оппозиционные пары Онегин - Ленский и Татьяна - Ольга - это самые яркие примеры. Пушкин рассматривает как бы две стороны характера одного образа, который "складывается" из двух внешне совершенно разных, но внутренне связанных между собой образов-персонажей, поэтому, вероятно, можно сказать, что образы главных героев являются как бы "образами-идеями", для более полного и глубокого понимания которых даётся контрастный образ-антипод, восходящий к той же идее.

Народность

Роман "Евгений Онегин" - это произведение народное по самой сути своей, и не только потому, что в нем использована живая народная речь, не только потому, что в нём самым широким образом отражена народная жизнь в её подлинном значении (А что, дворяне - не народ?), но и потому, что образы героев созданы при доминирующем народном взгляде на подлинную нравственность, именно он служит "проверкой" нравственных качеств каждого из них. Именно народное мироощущение пронизывает художественную ткань романа, что и позволяет говорить о его народности.

Начатый во время южной ссылки, роман был закончен в Болдинскую осень. Он писался очень долго, за это время Пушкин сам очень значительно изменился, стал мудрее, его творчество приобрело новые черты, он значительно вырос как художник. Может быть, роман и получился столь совершенным потому, что в нём отразилась творческая эволюция и жизненное становление одного из самых великих граждан России и её писателей?

История создания. «Евгений Онегин», первый русский реалистический роман, - самое значительное произведение Пушкина, которое имеет длительную историю создания, охватывающую несколько периодов творчества поэта. По подсчетам самого Пушкина, работа над романом продолжалась в течение 7 лет, 4 месяцев, 17 дней - с мая 1823 г. до 26 сентября 1830 г., а в 1831 г. было написано еще «Письмо Онегина к Татьяне». Публикация произведения осуществлялась по мере его создания: сначала-выходили- отдельные главы, й лишь в 1833 году вышло первое полное издание. Вплоть до этого времени Пушкин не прекращал вносить определенные коррективы в текст. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Завершая работу над последней главой романа в 1830 году, Пушкин набросал его черновой план, который выглядит так:

Часть первая. Предисловие. 1-я песнь. Хандра (Кишинев, Одесса, 1823); 2-я песнь. Поэт (Одесса, 1824); 3-я песнь. Барышня (Одесса, Михайловское, 1824).

Часть вторая. 4-я песнь. Деревня (Михайловское, 1825); 5-я песнь. Именины (Михайловское, 1825, 1826); 6-я песнь. Поединок (Михайловское, 1826).

Часть третья. 7-я песнь. Москва (Михайловское, Петербург, 1827, 1828); 8-я песнь. Странствие (Москва, Павловск, Болдино, 1829); 9-я песнь. Большой свет (Болдино, 1830).

В окончательном варианте Пушкину пришлось внести в план определенные коррективы: по цензурным соображениям он исключил 8 главу - «Странствие». Теперь она публикуется как приложение к роману - «Отрывки из путешествия Онегина», а заключительная 9 глава - «Большой свет»- стала, соответственно, восьмой. В таком виде в 1833 году роман вышел в свет отдельным изданием.

Кроме того, есть предположение о существовании 10 главы, которая была написана в Болдинскую осень 1830 года, но 19 октября сожжена поэтом , так как была посвящена изображению эпохи наполеоновских войн и зарождения декабризма и содержала ряд опасных политических намеков. Сохранились незначительные фрагменты этой главы (16 строф), зашифрованные Пушкиным. Ключ к шифру был найден лишь в начале XX века пушкинистом НО. Морозовым, а затем другие исследователи дополнили расшифрованный текст. Но до сих пор не утихают споры о правомерности утверждения, что эти фрагменты действительно представляют собой части несохранившейся 10 главы романа.

Направление и жанр. «Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман, причем, что существенно, не прозаический, а роман в стихах. Для Пушкина принципиально важным при создании этого произведения был выбор художественного метода - не романтического, а реалистического.

Начиная работу над романом в период южной ссылки, когда в творчестве поэта господствует романтизм, Пушкин вскоре убеждается в том, что особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Хотя в жанровом отношении поэт в определенной мере ориентируется на романтическую поэму Байрона «Дон Жуан», он отказывается от односторонности романтической точки зрения.

Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, на широком фоне картины современной ему жизни, раскрыть истоки создаваемых характеров, показать их внутреннюю логику и взаимосвязь с условиями, в которые они попадают. Все это привело к созданию подлинно типических характеров, которые проявляют себя в типических обстоятельствах, что отличает именно реалистические произведения.

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов XIX века, поднимает важнейшие проблемы эпохи и стремится объяснить различные социальные явления. Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков. При этом события разворачиваются на столь детально и тщательно выписанном материальном фоне, что «Евгения Онегина» можно назвать и социально-бытовым романом.

Важно при этом и то, что Пушкин подвергает внимательному анализу не только внешние обстоятельства жизни героев, но и их внутренний мир. На многих страницах он достигает необычайного психологического мастерства, что дает возможность глубже понять его персонажей. Вот почему «Евгения Онегина» можно с полным правом назвать и психологическим романом.

Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и становится способным на настоящие, серьезные чувства. И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он любит, он переживает - вот почему образ Онегина (не условно-романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современников Пушкина. Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа - Татьяны, Ленского, Ольги, - настолько верным было изображение типичных людей той эпохи.

В то же время в «Евгении Онегине» есть и черты любовного романа с традиционным для той эпохи любовным сюжетом. Герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него. По неким причинам герой либо не может ее любить - все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, и, хотя вначале обстоятельства им мешают быть вместе, все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает такую историю романтического оттенка и дает совсем иное решение. Несмотря на все изменения, которые произошли в жизни героев и привели к возникновению взаимного чувства, они в силу обстоятельств не могут оказаться вместе и вынуждены расстаться. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Но новаторство романа заключается не только в его реалистичности. Еще в начале работы над ним Пушкин в письме П.А. Вяземскому отмечал: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя. Вот почему «Евгения Онегина» принято относить к лиро-эпическим произведениям, в которых сочетаются особенности, присущие эпосу и лирике. Действительно, в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира - мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях.

Роман Пушкина написан онегинской строфой , в основу которой был положен сонет. Но 14-тистрочный четырёхстопный пушкинский ямб имел иную рифменную схему- абаб ввгг деед жж :

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя?»

Композиция романа. Основным приемом в построении романа является зеркальная симметрия (или кольцевая композиция). Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе. Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в него, страдает из-за неразделенной любви, автор сопереживает ей и мысленно сопутствует своей героине. При встрече Онегин читает ей “проповедь”. Затем происходит дуэль между Онегиным и Ленским – событие, композиционной ролью которого является развязка личной сюжетной линии и определение развития любовной интриги. При встрече Татьяна и Онегина в Петербурге он оказывается на ее месте, и все события повторяются в той же последовательности, только автор находится рядом с Онегиным. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого.

Также существенной особенностью композиции является наличие лирических отступлений в романе. С их помощью создается образ лирического героя, что делает роман лироэпическим.

Герои романа . Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин . В начале романа ему 18 лет. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,

Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил”.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными.
Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.
Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился- и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.
“Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать (“труд упорный ему был тошен”). Онегин “читал, читал, а все без толку”. На этом, правда, наш герой не останавливается. В своём имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, “чтоб только время проводить”, Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основание написать: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.
Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.
Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.
В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”, - пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!

В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.

Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.
В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

Они сойтись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень...

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.
В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.
А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.

Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина - представляет собой яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Недаром в числе прототипов этой героини упоминают жен декабристов М. Волконскую, Н. Фонвизину.
Сам выбор имени «Татьяна», не освещенного литературной традицией, связан с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин подчеркивает самобытность своей героини не только выбором имени, но и ее странным положением в родной семье: «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой».
На формирование характера Татьяны оказали влияние две стихии: книжная, связанная с французскими любовными романами, и народно-национальная традиция. «Русская душою» Татьяна любит обычаи «милой старины», ее с детства пленяют страшные рассказы.
Многое сближает эту героиню с Онегиным: она одинока в обществе - он нелюдим; ее мечтательность и странность - его самобытность. И Онегин, и Татьяна резко выделяются на фоне своей среды.
Но не «младой повеса», а именно Татьяна становится воплощением авторского идеала. Внутренняя жизнь героини обусловлена не светской праздностью, а влиянием вольной природы. Татьяну воспитала не гувернантка, а простая русская крестьянка.
Патриархальный уклад жизни «простого русского семейства» Лариных тесно связан с традиционными народными обрядами и обычаями: здесь и блины на масленицу, и подблюдные песни, и круглые качели.
Поэтика народных гаданий воплощена в знаменитом сне Татьяны. Он как бы предопределяет судьбу девушки, предвещая и ссору двух друзей, и гибель Ленского, и скорое замужество.
Наделенная пылким воображением и мечтательной душой, Татьяна с первого взгляда узнала в Онегине тот идеал, представление о котором она составила по сентиментальным романам. Возможно, девушка интуитивно почувствовала сходство между Онегиным и собой и поняла, что они созданы друг для друга.
То, что Татьяна первой написала любовное письмо, объясняется ее простотой, доверчивостью, незнанием обмана. А отповедь Онегина, на мой взгляд, не только не охладила чувства Татьяны, но усилила их: «Нет, пуще страстью безотрадной Татьяна бедная горит».
Онегин продолжает жить в ее воображении. Даже когда он уехал из деревни, Татьяна, посещая господский дом, живо ощущает присутствие своего избранника, Здесь все напоминает о нем: и забытый на бильярде кий, «и стол с померкшею лампадой, и груда книг», и лорда Байрона портрет, и чугунная статуэтка Наполеона. Чтение книг Онегина помогает девушке понять внутренний мир Евгения, задуматься о его истинной сущности: «Уж не пародия ли он?»
По мнению В.Г. Белинского, «Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму». Мне кажется, она перестала идеализировать «своего героя», ее страсть к Онегину немного утихла, она решает «устраивать свою жизнь» без Евгения.
Вскоре Татьяну решают отправить в Москву - «на ярмарку невест». И тут автор в полной мере раскрывает нам русскую душу своей героини: она трогательно прощается с «веселой природой» и «милым, тихим светом». Татьяне душно в Москве, она стремится в мыслях «к жизни полевой», а «пустой свет» вызывает ее резкое неприятие:
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно…
Неслучайно, выйдя замуж и став княгиней, Татьяна сохранила естественность и простоту, столь выгодно отличавшие ее от светских дам.
Встретив Татьяну на рауте, Онегин был поражен переменой, происшедшей с ней: вместо «девочки несмелой, влюбленной, бедной и простой» явилась «равнодушная княгиня», «величавая, небрежная законодательница зал».
Но внутренне Татьяна осталась такой же внутренне чистой и нравственной, как и в юности. Именно поэтому она, несмотря на свое чувство в Онегину, отказывает ему: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна».
Такой финал по логике характера Татьяны закономерен. Цельная по натуре, верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не может построить свое счастье на бесчестии мужа.
Автор дорожит своей героиней, он неоднократно признается в любви к своему «милому идеалу». В поединке долга и чувства, разума и страсти Татьяна одерживает нравственную победу. И как ни парадоксально звучат слова Кюхельбекера: «Поэт в 8-ой главе похож сам на Татьяну», в них заключен большой смысл, ибо любимая героиня - не только идеал женщины, но скорее идеал человеческий, такой, каким хотел его видеть Пушкин.