Open
Close

Драматический кружок "Чародеи". Образовательная программа драматического кружка «Вдохновение

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.

Роль и место данного курса.

Особое значение театральное творчество приобретает в связи с изучением национальной культуры. Оно не только помогает развить с помощью игры наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте, обучить особенностям сценического воображения, но и открывает перед учащимися возможность соприкоснуться с национальной мордовской культурой, знакомит с творчеством мордовских драматургов и писателей.
Каждый учитель- режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”. Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через школьный театр. Театр - это искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Цели и задачи кружка:

1) создать коллектив, способствовать расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты; особенностями национальной культуры;
2) помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров;
3) способствовать развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи;
4) воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим, стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность, любовь и уважение к мордовской культуре.

Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач.
Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.

Формы и методы работы.
Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров мордовских театров.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского и мордовского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и мордовской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин,и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

Методические рекомендации.
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Сроки реализации программы. Обучение по данной программе рассчитано на 128 часов.
Ожидаемые результаты:
ЧЕМУ НАУЧИЛ ТЕАТР МОИХ РЕБЯТ? Именно этот вопрос я задам себе в конце года. Подросли мои ученики. Хорошие ребята: добрые, чуткие, искренние, доверчивые, впрочем, как и многие дети этого возраста. Рано делать далеко идущие выводы, но стоит подумать. Выполнила ли я цель, которую ставила в начале своей работы: воспитать развитую личность, раскрыть у каждого ребенка дремлющие способности?
На занятиях кружка дети пробовали свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта. Конечно, наш кружок не ставит цель растить будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласна с мнением ученого-психолога Л.С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!". Занятия драматическим искусством, в силу своей специфики, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, национальному искусству, повышают общую культуру ребят. Наши дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. В театральном кружке дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.

ПОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Тема 1.
Беседы о театре.
Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр -искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Народные игры, искусство скоморохов и рождение театра в России. Театр Древней Греции. Истоки национального мордовского театра. Общественное назначение театра. Театр в годы революций.
Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр (общее и различное). Любительский театр в Саранске и Краснослободске конца 19- начала 20 веков. Действие как главное выразительное средство актерского искусства.

Тема 2
Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами .
1. Целенаправленность, логика и последовательность, подлинность - важнейшие признаки сценического действия.
Развитие наблюдательности и внутренней собранности, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте (внешнем и внутреннем) - необходимые условия подлинности сценического действия. Упражнения, игры, помогающие развитию отмеченных качеств и умений.
2. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в предлагаемых обстоятельствах.
Особенности сценического воображения. Умение относиться к «неправде» (художественному вымыслу), как если бы она была правдой. «Если бы» - условие, предположение, которое дает толчок для работы сценического воображения (например: если бы табуретка была раскаленной печкой; собачьей конурой; если бы стулья, находящиеся в комнате, были колючим кустарником и т.д.). Требование: «Вижу, как дано, отношусь, как задано».
3. В творческой мастерской. Большой художник сцены: жизнь и творчество Тягушева Кузьма Макаровича.
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах .
4. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.
5. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
Требование: Надо смотреть и видеть, слушать и слышать, а не делать вид, что смотришь и слушаешь. Любое действие на сцене, как и в жизни, вызывается определенной причиной и должно совершаться для достижения определенной цели, т. Е. действовать надо целесообразно и логично.
6. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах.
Требование: В условиях вымысла ученик должен действовать так, как если бы он действовал в подобных условиях в жизни. Добиться этого можно, обращаясь к их воображению, эмоциональной памяти, наблюдательности, развивая у них эти качества, всемерно стимулируя развитие творческой инициативы, фантазии, образных представлений.
7. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Работа с текстами произведений мордовских писателей: Я.М. Пинясова «Суровые тропы», И. З. Антонова «Свежий ветер».

Тема 4.
Работа над спектаклем.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.
Этюды-импровизации на события пьесы (у каждого персонажа свои линии действия).
Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
Повторное обращение к тексту пьесы.
Творческий практикум. Инсценировка эпизодов из романтической легенды Ф. Атянина «Невеста грома».

Тема 5.
Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.
Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки (встреча юных разведчиков в тылу врага: каждый ищет способ, чтобы незаметно передать добытые секретные сведения).
Слово как средство общения. Сценическая речь как активный, волевой процесс (подобно речи в жизни). Говорить - значит действовать.
Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера(где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
Работа в творческой мастерской. Разработка и интерпретация драмы Г.Я. Меркушкина «Во имя народа».

Тема 6.
Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений мордовских писателей.
Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). Вспомнить, мысленно представить, как можно конкретнее и точнее обстановку собственной комнаты, комнаты товарища, дорогу от школы до дома и рассказать об этом так, чтобы все слушающие хорошо представили себе описываемую картину и по требованию педагога смогли рассказать об услышанном, видя все своим внутренним взором. То же задание выполнить с более активной задачей: рассказать о дороге от школы до дому не только для того, чтобы слушающие все ясно представили себе, но и чтобы убедить ребят приехать в гости (скажем, на новую квартиру, где они еще не были), доказать, что ехать туда несложно. Уговорить подругу поехать летом в колхоз (увлечь картиной дружной работы наравне со взрослыми; возможностью наблюдать восход солнца; удовольствием купаться на рассвете и т.п.). Удивить товарищей рассказом о необыкновенной встрече.
Инсценировать один из эпизодов из произведений К.Г.Абрамова «Пургаз», А.С.Щеглова «Факир», С.С. Ларионова «Елка деда Архипа», В.К. Радаева «Сияжар».
Требование:
«В сценических условиях слышать - это значит видеть то, о чем говорят, а говорить - значит рисовать зрительные образы» (К. Станиславский).
В построении парных и групповых этюдов на общение следует добиваться активного действия и противодействия, т.е. столкновения и разрешения предложенного конфликта. Работа над сюжетом очень полезна для развития творческого воображения учащихся; в то же время она является и непосредственной подготовкой к работе над пьесой.

Тема 7.
Работа над пьесой и спектаклем .
1. Предварительный анализ пьесы Н. Черапкина «Вирява». Первое чтение и ее обсуждение: определение темы, идейной направленности, сюжетной линии - основных событий, основного конфликта. (За что и против чего борются герои пьесы, отдельные группы действующих лиц? Чего каждая из них хочет и добивается? Каков исход борьбы?) На основе предварительного разбора первые простейшие этюды-импровизации по сюжету пьесы с проверкой своей линии действий в данном событии.
Требование:
Цель подобных импровизаций - помочь ученикам практически, в действии, выявить смысловую суть отдельных событий, изображенных в пьесе, ввести исполнителей в атмосферу пьесы, пробудить творческую фантазию.
2. Работа над отдельными эпизодами и событиями в условиях примерной выгородки. Повторная читка отдельных эпизодов с целью уточнения их смысловой сути и определения последовательной линии поведения каждого персонажа (в данном эпизоде). Освоение в действии последовательной линии поведения героя в данном эпизоде (в этюдном плане).
Последующая работа над текстом пьесы, повторное чтение и логический разбор текста, уточнение подтекста, особенностей речевой характеристики героев, уточнение и развитие образных представлений (видений) на основе текста и подтекста роли.Тема 8.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом, с включением всех компонентов спектакля. Уточнение линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы. Отбор действий, наиболее точно раскрывающих смысл столкновений героев и их главные стремления, особенности характера.
Воспроизведение последовательного ряда событий в уточненной выгородке или готовой декорации.
Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы, уточнение ритма и темпа главных событий в последовательном развитии. Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля - оформления, костюмов, света и т.д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе.

Тема 9.
Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста.
Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных представлений. Практическое закрепление и проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом. Требование: давать детям заучивать текст роли наизусть на начальных этапах работы не надо. Приучая их периодически рассказывать о линии своих действий по роли, обогащая их воображение, привлекая внимание к особенностям авторского текста, выразительному значению тех или иных определений, сравнений, эпитетов, к стилевому своеобразию языка действующих лиц, руководитель таким путем подводит исполнителей к точному авторскому тексту.
Параллельная работа над оформлением.
Репетиции с деталями декораций.
Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки.
Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций все пьесы. Установление порядка перестановки деталей декораций, выделение ответственных за перестановку.
Показ спектакля зрителям. Обсуждение итогов работы.

Тема 10.
Заключительные занятия. Подведение итогов.
Подготовка альбома или стендов с рисунками, сочинениями и т.п., отражающими работу кружка над пьесой и спектаклем.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

Тематический план работы драматического кружка «Нармань» при СОШ № 17

№№ занятий Теоретические занятия Кол-во часов Практические занятия Кол-во часов
1-6 Беседы о театре 6
7-10 Упражнения, игры, этюды 10
11-17 Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами. 7 Работа над пьесой-сказкой М. Метерлинка «Синяя птица». Практическое знакомство со сценическим действием. 10
18-24 Посещение театра. Обсуждение постановки. 6 Работа над спектаклем. 8
25-32 Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. 8 Упражнения, игры, этюды 9
33-57 58-128 Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений мордовских писателей.
Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста.
Работа над пьесой и спектаклем.

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

Заключительные занятия. Подведение итогов.

18

___________________________________________________

57 71

Программа работы драматического кружка - страница №1/1

МБОУ «Большескуратовская СОШ» Чернского района Тульской области

Программа работы драматического кружка

Руководитель Петрусь Татьяна Геннадьевна-

учитель русского языка и литературы.

2013-2014 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.

Роль и место данного курса.

Театральное творчество не только помогает развить с помощью игры наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте, обучить особенностям сценического воображения, но и открывает перед учащимися возможность соприкоснуться с национальной культурой, знакомит с творчеством тульских драматургов и писателей.


Каждый учитель- режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Театр - это искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Цели и задачи кружка:

1) создать коллектив, способствовать расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты; особенностями национальной культуры;
2) помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров;
3) способствовать развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи;
4) воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим, стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность, любовь и уважение к русской культуре.


Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.

Формы и методы работы.


Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров Тульского театра.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и мордовской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин,и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Ожидаемые результаты:


Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.Овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

4.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

4.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и

Отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

Выход результатов:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема 1: «Что такое театр?»


  1. Знакомство с коллективом.

  2. выявление возможностей для распределения ролей (голосов, дикция, внешних данных).
Беседа:

  1. «Значение театра, его отличие от других видов искусства».

  2. «Сценическое действие как основа актёрского творчества».

  3. «Первостепенная роль актёра».
Тема 2: «Система Станиславского». Слово и современная сцена.

а) «Сценическое воспитание актёра».

б) «О методе работы над ролью».
Тема 3: «Игры, упражнения, этюды».
а) Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.

б) Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах. Действия с реальными предметами в предлагаемых обстоятельствах.

г) Упражнения на развитие образных представлений.

д) Упражнения и этюды, развивающие способность живо и инициативно реагировать на изменения условия вымысла.

е) Действия с воображаемыми предметами.

ё) Сюжетные этюды на общение без слов.

ж) Сюжеты литературные с минимальным использованием слов в целях воздействия на партнёра.

з) Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика.

и) Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

Тема 4: «Чтение материала: басен, стихов, сценок».

а) Разбор, обсуждение инсценированных басен, сценок.

б) Разбор по событиям. Анализ поступков и поведения действующих лиц.
Тема 5: «Работа над тексом. Чтение по ролям. Упражнения».

а) «Активное отношение к тексту».

Тема 6: «Общение. Взаимодействие. Этюды.»

а) Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия: групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов.

Тема 7: «Понятие о мизансценировании».

а) Мизансценирование сценок, басен.

Тема 8: «Репетиции. Работа с оформлением».

а) Освоение элементов оформления, реквизита.

б) Понятие о выгородке той или иной постановки.

Прогоны: Репетиции с готовыми элементами оформления. Обсуждения, замечания.

Подготовка к показу: Подготовка музыки, светового оформления, костюмов, реквизита, декораций.

Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.


3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Содержание

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Беседа об искусстве театра.

1

1

2

Система Станиславского. Слово и современная сцена.

1

1

3

Игры, упражнения. Этюды.

6

6

4

Чтение материала: басни, стихи, сценки.

6

6

5

Работа над текстом. Чтение по ролям. Упражнения.

6

6

6

Общение. Взаимодействие. Этюды.

1

9

10

7

Понятие о мизансценировании.

1

2

3

8

«Репетиции. Работа с оформлением».

2

2

  1. Методическое обеспечение программы
Обеспеченность программы методическими видами продукции

1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

2. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»

4.Б. Бегак «Воспитание искусством».

5.Т.С. Зеналов «Уроки литературы и театр».

6.Г. Г. Калякова «Слово в драматическом театре».

7.Б.Е. Захарова «Мастерство актёра и режиссёра».
Список литературы


  1. Русские народные сказки.

  2. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств

  3. Пиз А. Язык телодвижений Н. Новгород: ай Кью, 1992.

  4. Козлянникова И.П. Артикуляционная гимнастика. М. 1999

  5. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: Аст-пресс. 1999.

Александра Осипова
Программа драматического кружка «Воробышки»

Введение драматического кружка в образовательную программу подготовительной группы детского сада является очень актуальным, так как кружок способствует развитию у детей коллективизма, обогащает словарный запас на русском языке, эффективно влияет на воспитательный процесс, корректирует культуру поведения, дает психологическую разрядку эмоциональным детям.

Роль и место данного кружка : особое значение драматическое творчество приобретает в связи с изучением русской национальной культуры, культуры народа, веками проживающего на территории нашей республики. Оно не только помогает развить с помощью игры наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте, обучить особенностям сценического воображения, но и открывает перед детьми возможность познакомиться с культурой и традициями русского народа.

Цель кружка : способствовать развитию творческих возможностей детей через драматическое творчество мелких форм;

Задачи :

Способствовать расширению общего кругозора по русской народной культуре, драматическому творчеству ;

Воспитать наблюдательность, внимание, волевые качества, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел через слушание, участие в коротких сценках;

Основное содержание занятий драмкружка составляет работа по сценическому воплощению коротких пьес-сказок. Необходимо помочь детям действовать подлинно, целенаправленно, увлеченно. Сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у детей интерес к сопоставлениям. Особое внимание уделяется на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства.

Формы и методы работы : занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед о культуре и традициях русского народа, о театральном творчестве. Дети выполняют различные творческие задания, способствующие сценическому раскрепощению, умению общаться со сверстниками и взрослыми, готовят устные рассказы на русском языке, отзывы о просмотренных мультфильмах. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, близких жизненному опыту воспитанников, находящих у них эмоциональный отклик.

Сроки реализации программы : 1 год; обучение рассчитано на 33 занятия.

Результат : постановка сказки в ДК на праздновании международного дня детства; значительное расширение активного и пассивного словарного запаса на русском языке, дети умеют выражать свои чувства, эмоции через жесты, слова, мимику.

Календарно-тематический план кружка :

№ месяц дата Тема занятия практика теория

1 октябрь 3/10 Волшебный мир театра. Игра «Маска кто ты?» Виды театров : кукольный, драматический

2 10/10 Как вести себя в театре? Сюжетно-ролевая игра «Я в театре» Этикет. Правила поведения в общественном месте.

3 17/10 Что значит красиво говорить? Упражнения на постановку голоса, правильное дыхание. Интонация, динамика, темп речи

4 24/10 Профессии в театре. Викторина. Знакомство с новыми профессиями (гример, костюмер, режиссер, светооператор, актер, суфлер)

5 31/10 Чтения сценария сказки «Зимовье зверей» . Распределение ролей. Упражнения на интонацию Значение новых слов : зимовье, желуди, приволье, тесать и т. д.

6 ноябрь 7/11 Репетиция сказки. Репетиция первой картины. Постановка интонации, эмоциональности говорения. Что такое роль? Что значит войти в роль?

7 14/11 Репетиция сказки. Репетиция первой картины. Разучивание движений. Беседа про декорации. Роль декораций в пьесе.

8 21/11 Репетиция сказки. Репетиция второй картины. Постановка голоса и интонации. Новые слова : изба, дранка, подполье, заорет.

9 28/11 Репетиция сказки. Репетиция второй картины. Ритм и пластика движений в пьесе. Движения под музыку. Роль ведущего в пьесе.

10 декабрь 5/12 Чтения сценария сказки «Синяя птица» . Распределение ролей. Упражнения на быстрое разучивание текстов. Кто такие драматурги ? Как из сказки сделать пьесу? Беседа.

12 19/12 Репетиция. Психогимнастика.

13 26/12 Репетиция (для постановки на новогоднем утреннике) Генеральная репетиция.

14 январь 16/01 Чтение сценария сценки «Святочные гадания» по А. С. Пушкину. Распределение ролей. Упражнения на ритмопластику. Рассказ про святки. Традиции русского народа.

15 23/01 Репетиция святочной сценки. Постановка интонации свойственной русской народной речи.

16 30/01 Репетиция святочной сценки. Репетиция.

17 февраль 6/02 Чтение сценария пьесы «Весенняя сказка» . Распределение ролей. Упражнения на развитие моторики рук. Новые слова.

18 13/02 Репетиция пьесы «Весенняя сказка» Разучивание текстов. Мимика, пантомима, жесты.

19 20/02 Репетиция пьесы «Весенняя сказка» Репетиция.

20 27/02 Репетиция пьесы «Весенняя сказка» Репетиция.

22 13/03 Салон «Юные театралы» . Игры на раскрепощение, свободное выражение своих мыслей. Беседа про значимость театра в жизни человека. Современные формы театра. Слайд-шоу.

23 20/03 Чтение сценария пьесы «Переполох на полянке» . Театральные термины : картина, акт, голос за сценой.

24 27/03 Распределение ролей. Знакомство с каждым персонажем. Характер и внешность. Как описать персонажа?

25 апрель 3/04 «Театральная мастерская» . Продумывание и изготовление костюмов, декорации. Значения новых слов по теме «Одежда» .

26 10/04 Репетиция пьесы. Разучивание движений под музыку. Музыкальные термины : опера, соло, полька.

27 17/04 Репетиция пьесы. Постановка интонации, темпа говорения. Работа суфлера. Помощь суфлера в работе актера.

28 24/04 Репетиция пьесы. Репетиция 1, 2 акта первой картины пьесы. Лицо и мимика.

30 15/05 Репетиция пьесы. Все акты под музыку. Выражение эмоций в движении.

32 29/05 Генеральная репетиция пьесы.

Использованные литературные и электронные источники :

1. Поляк Лора «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок». – СПб.: «Детство-Пресс» , 2001. – 48 с. ;

2. Семенихина Н. «Театрализованная игровая деятельность с детьми дошкольного возраста» статья «Дошкольное воспитание» №5/2012 г. С. 86.;

3. Сайт «сайт» для родителей, воспитателей и учителей начальных классов. Раздел :сценарии.

4. Сайт «o-detstve.ru» . Раздел : для педагогов;

Рабочая программа драматического кружка

Дата публикации: 01.11.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Рабочая программа «Драматического кружка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.

Цель программы: развитие личности подростка средствами театрального искусства, воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.

образовательные: приобретение различных умений и навыков в области драматического искусства;

развивающие: формирование и развитие интереса к искусству театра, к повышению общекультурного и интеллектуального уровня; развитие творческих способностей.

воспитательные: воспитание потребности здорового образа жизни; формирование у воспитанников умения общаться и учиться в обществе сверстников; создание театрального коллектива

Общая характеристика курса

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения - все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.

Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.

Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.

Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.

Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.

Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.

Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.

Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

Место курса в учебном плане

Реализация данной программы определяется сроками учебного года, включая каникулярные дни.

Занятия проводятся один раз в неделю: четверг. Время, определённое режимом работы кружков, то есть проведения учебных занятий с 14. 40 до 15. 20.

Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Количественный состав группы: человек.

Обучение по данной программе рассчитано на 35 часов, в расчёте 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания курса

Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.

На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.

Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Для ребенка посещение драматического кружка - это:

Интересные занятия, богатая событиями творческая жизнь, отличающаяся от его школьной и домашней;

Разнообразный досуг;

Интересное общение с педагогом и друзьями, разделяющими его интересы;

Ощущение собственной нужности, повышение самооценки, избавление от комплексов, от скуки и одиночества.

Направленность - художественная. Дети получают возможность узнать о театральном искусстве и его разновидностях. Региональный компонент изучается на примере знакомства с областными театрами.

Новизна - программа включает изучение нескольких самостоятельных дисциплин.

Актуальность - необходимо, чтобы дети не чувствовали своей оторванности от искусства, в силу удаленности местожительства от областного центра, чтобы пополняли свой культурный уровень, чтобы с детства закладывались основы здорового образа жизни, была бы возможность попробовать реализовать свои творческие и организаторские способности.

Педагогическая целесообразность - должна четко проявиться динамика развития личности, способность к коллективному творчеству, умение подчинить свои интересы интересу группы, становление таких качеств, как адаптивность, последовательность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир, эмоционально - психологическое развитие.

Результаты изучения курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.Овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

3.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

4.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

4.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и

Отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

Выход результатов:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров

Тема 1: Вводное занятие:

    Знакомство с коллективом.

    выявление возможностей для распределения ролей (голосов, дикция, внешних данных).

Тема 2: «Что такое театр?»

    «Значение театра, его отличие от других видов искусства».

    «Сценическое действие как основа актёрского творчества».

    «Первостепенная роль актёра».

Тема 3: «Слово и современная сцена».

а) «Слово в жизни и на сцене».

б) «Дикция в звучащем слове».

в) «Дикция и артикуляционный аппарат».

г) «Артикуляционная гимнастика».

д) «Речевые игры».

Тема 4: «Игры, упражнения, этюды».

а) Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.

б) Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах. Действия с реальными предметами в предлагаемых обстоятельствах.

г) Упражнения на развитие образных представлений.

д) Упражнения и этюды, развивающие способность живо и инициативно реагировать на изменения условия вымысла.

е) Действия с воображаемыми предметами.

ё) Сюжетные этюды на общение без слов.

ж) Сюжеты литературные с минимальным использованием слов в целях воздействия на партнёра.

з) Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика.

и) Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

Тема 5: «Чтение материала: басен, стихов, сценок».

а) Разбор, обсуждение инсценированных басен, сценок.

б) Разбор по событиям. Анализ поступков и поведения действующих лиц.

Тема 6: «Работа над тексом. Чтение по ролям. Упражнения».

а) «Активное отношение к тексту».

Тема 7: «Словесное действие. Упражнения».

а) «Воздействие тексом на партнёров».

Тема 8: «Общение. Взаимодействие. Этюды.»

а) Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия: групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов.

Тема 9: «Понятие о мизансценировании».

а) Мизансценирование сценок, басен.

Тема 10: «Репетиции. Работа с оформлением».

а) Освоение элементов оформления, реквизита.

б) Понятие о выгородке той или иной постановки.

Тема 11: Заключительное занятие.

а) Подведение итогов.

б) Анкетирование.

Прогоны: Репетиции с готовыми элементами оформления. Обсуждения, замечания.

Подготовка к показу: Подготовка музыки, светового оформления, костюмов, реквизита, декораций.

Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

Тематическое планирование05.09

«Что такое театр?»

«Слово и современная сцена».

«Игры, упражнения, этюды».

«Чтение материала: басен, стихов, сценок».

«Работа над текстом. Чтение по ролям. Упражнения».

«Словесное действие. Упражнения».

«Общение. Взаимодействие. Этюды.»

«Понятие о мизансценировании».

«Репетиции. Работа с оформлением».

Подготовка к показу.

Заключительное занятие.

1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

2. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»

3.Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М., 1988 г.

4.Б. Бегак «Воспитание искусством».

5.Т.С. Зеналов «Уроки литературы и театр».

6.Г. Г. Калякова «Слово в драматическом театре».

7.Б.Е. Захарова «Мастерство актёра и режиссёра».

Список литературы

    Русские народные сказки.

    Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств

    Пиз А. Язык телодвижений Н. Новгород: ай Кью, 1992.

    Козлянникова И.П. Артикуляционная гимнастика. М. 1999

    Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей.

«Школьный театр»

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.

Роль и место данного курса.

Особое значение театральное творчество приобретает в связи с изучением национальной культуры. Оно не только помогает развить с помощью игры наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте, обучить особенностям сценического воображения, но и открывает перед учащимися возможность соприкоснуться с национальной мордовской культурой, знакомит с творчеством мордовских драматургов и писателей.
Каждый учитель- режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”. Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через школьный театр. Театр - это искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Цели и задачи кружка:

1) создать коллектив, способствовать расширению общего художественного кругозора кружковцев и практическому знакомству их с элементами сценической грамоты; особенностями национальной культуры;
2) помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров;
3) способствовать развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи;
4) воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим, стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность, любовь и уважение к мордовской культуре.

Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач.
Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.

Формы и методы работы.
Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров мордовских театров.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского и мордовского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и мордовской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин,и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

Методические рекомендации.
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

Сроки реализации программы. Обучение по данной программе рассчитано на 128 часов.
Ожидаемые результаты:
ЧЕМУ НАУЧИЛ ТЕАТР МОИХ РЕБЯТ? Именно этот вопрос я задам себе в конце года. Подросли мои ученики. Хорошие ребята: добрые, чуткие, искренние, доверчивые, впрочем, как и многие дети этого возраста. Рано делать далеко идущие выводы, но стоит подумать. Выполнила ли я цель, которую ставила в начале своей работы: воспитать развитую личность, раскрыть у каждого ребенка дремлющие способности?
На занятиях кружка дети пробовали свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта. Конечно, наш кружок не ставит цель растить будущих актеров, художников или писателей. Но я полностью согласна с мнением ученого-психолога Л.С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!". Занятия драматическим искусством, в силу своей специфики, создают предпосылки для многостороннего развития личности ребенка, развивают внимание, мышление, память, самостоятельность, расширяют знания, оттачивают речь, прививают любовь к литературе, национальному искусству, повышают общую культуру ребят. Наши дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен. В театральном кружке дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания.

ПОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Тема 1.
Беседы о театре.
Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр -искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Народные игры, искусство скоморохов и рождение театра в России. Театр Древней Греции. Истоки национального мордовского театра. Общественное назначение театра. Театр в годы революций.
Театр драматический, театр кукол, музыкальный театр (общее и различное). Любительский театр в Саранске и Краснослободске конца 19- начала 20 веков. Действие как главное выразительное средство актерского искусства.

Тема 2
Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами .
1. Целенаправленность, логика и последовательность, подлинность - важнейшие признаки сценического действия.
Развитие наблюдательности и внутренней собранности, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте (внешнем и внутреннем) - необходимые условия подлинности сценического действия. Упражнения, игры, помогающие развитию отмеченных качеств и умений.
2. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в предлагаемых обстоятельствах.
Особенности сценического воображения. Умение относиться к «неправде» (художественному вымыслу), как если бы она была правдой. «Если бы» - условие, предположение, которое дает толчок для работы сценического воображения (например: если бы табуретка была раскаленной печкой; собачьей конурой; если бы стулья, находящиеся в комнате, были колючим кустарником и т.д.). Требование: «Вижу, как дано, отношусь, как задано».
3. В творческой мастерской. Большой художник сцены: жизнь и творчество Тягушева Кузьма Макаровича.
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх, этюдах .
4. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.
5. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
Требование: Надо смотреть и видеть, слушать и слышать, а не делать вид, что смотришь и слушаешь. Любое действие на сцене, как и в жизни, вызывается определенной причиной и должно совершаться для достижения определенной цели, т. Е. действовать надо целесообразно и логично.
6. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах.
Требование: В условиях вымысла ученик должен действовать так, как если бы он действовал в подобных условиях в жизни. Добиться этого можно, обращаясь к их воображению, эмоциональной памяти, наблюдательности, развивая у них эти качества, всемерно стимулируя развитие творческой инициативы, фантазии, образных представлений.
7. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Работа с текстами произведений мордовских писателей: Я.М. Пинясова «Суровые тропы», И. З. Антонова «Свежий ветер».

Тема 4.
Работа над спектаклем.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.
Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонаж, а в данном эпизоде.
Этюды-импровизации на события пьесы (у каждого персонажа свои линии действия).
Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.
Повторное обращение к тексту пьесы.
Творческий практикум. Инсценировка эпизодов из романтической легенды Ф. Атянина «Невеста грома».

Тема 5.
Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.
Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки (встреча юных разведчиков в тылу врага: каждый ищет способ, чтобы незаметно передать добытые секретные сведения).
Слово как средство общения. Сценическая речь как активный, волевой процесс (подобно речи в жизни). Говорить - значит действовать.
Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера(где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
Работа в творческой мастерской. Разработка и интерпретация драмы Г.Я. Меркушкина «Во имя народа».

Тема 6.
Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений мордовских писателей.
Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). Вспомнить, мысленно представить, как можно конкретнее и точнее обстановку собственной комнаты, комнаты товарища, дорогу от школы до дома и рассказать об этом так, чтобы все слушающие хорошо представили себе описываемую картину и по требованию педагога смогли рассказать об услышанном, видя все своим внутренним взором. То же задание выполнить с более активной задачей: рассказать о дороге от школы до дому не только для того, чтобы слушающие все ясно представили себе, но и чтобы убедить ребят приехать в гости (скажем, на новую квартиру, где они еще не были), доказать, что ехать туда несложно. Уговорить подругу поехать летом в колхоз (увлечь картиной дружной работы наравне со взрослыми; возможностью наблюдать восход солнца; удовольствием купаться на рассвете и т.п.). Удивить товарищей рассказом о необыкновенной встрече.
Инсценировать один из эпизодов из произведений К.Г.Абрамова «Пургаз», А.С.Щеглова «Факир», С.С. Ларионова «Елка деда Архипа», В.К. Радаева «Сияжар».
Требование:
«В сценических условиях слышать - это значит видеть то, о чем говорят, а говорить - значит рисовать зрительные образы» (К. Станиславский).
В построении парных и групповых этюдов на общение следует добиваться активного действия и противодействия, т.е. столкновения и разрешения предложенного конфликта. Работа над сюжетом очень полезна для развития творческого воображения учащихся; в то же время она является и непосредственной подготовкой к работе над пьесой.

Тема 7.
Работа над пьесой и спектаклем .
1. Предварительный анализ пьесы Н. Черапкина «Вирява». Первое чтение и ее обсуждение: определение темы, идейной направленности, сюжетной линии - основных событий, основного конфликта. (За что и против чего борются герои пьесы, отдельные группы действующих лиц? Чего каждая из них хочет и добивается? Каков исход борьбы?) На основе предварительного разбора первые простейшие этюды-импровизации по сюжету пьесы с проверкой своей линии действий в данном событии.
Требование:
Цель подобных импровизаций - помочь ученикам практически, в действии, выявить смысловую суть отдельных событий, изображенных в пьесе, ввести исполнителей в атмосферу пьесы, пробудить творческую фантазию.
2. Работа над отдельными эпизодами и событиями в условиях примерной выгородки. Повторная читка отдельных эпизодов с целью уточнения их смысловой сути и определения последовательной линии поведения каждого персонажа (в данном эпизоде). Освоение в действии последовательной линии поведения героя в данном эпизоде (в этюдном плане).
Последующая работа над текстом пьесы, повторное чтение и логический разбор текста, уточнение подтекста, особенностей речевой характеристики героев, уточнение и развитие образных представлений (видений) на основе текста и подтекста роли.

Тема 8.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом, с включением всех компонентов спектакля. Уточнение линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы. Отбор действий, наиболее точно раскрывающих смысл столкновений героев и их главные стремления, особенности характера.
Воспроизведение последовательного ряда событий в уточненной выгородке или готовой декорации.
Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы, уточнение ритма и темпа главных событий в последовательном развитии. Закрепление мизансцен. Закрепление и проверка художественно-постановочной стороны спектакля - оформления, костюмов, света и т.д. Монтировочные репетиции (без исполнителей и с исполнителями). Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе.

Тема 9.
Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста.
Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных представлений. Практическое закрепление и проверка логики поведения персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом. Требование: давать детям заучивать текст роли наизусть на начальных этапах работы не надо. Приучая их периодически рассказывать о линии своих действий по роли, обогащая их воображение, привлекая внимание к особенностям авторского текста, выразительному значению тех или иных определений, сравнений, эпитетов, к стилевому своеобразию языка действующих лиц, руководитель таким путем подводит исполнителей к точному авторскому тексту.
Параллельная работа над оформлением.
Репетиции с деталями декораций.
Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки.
Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций все пьесы. Установление порядка перестановки деталей декораций, выделение ответственных за перестановку.
Показ спектакля зрителям. Обсуждение итогов работы.

Тема 10.
Заключительные занятия. Подведение итогов.
Подготовка альбома или стендов с рисунками, сочинениями и т.п., отражающими работу кружка над пьесой и спектаклем.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

Тематический план работы драматического кружка

№№ занятий

Теоретические занятия

Кол-во часов

Практические занятия

Кол-во часов

Беседы о театре

Упражнения, игры, этюды

Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами.

Работа над пьесой-сказкой М. Метерлинка «Синяя птица». Практическое знакомство со сценическим действием.

Посещение театра. Обсуждение постановки.

Работа над спектаклем.

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.

Упражнения, игры, этюды

Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений мордовских писателей.
Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста.

Работа над пьесой и спектаклем.

Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.

Заключительные занятия. Подведение итогов.

___________________________________________________