Open
Close

Искусствовед Михаил Казиник — удивительный гений! Его выступление в Совете Федерации незабываемо! (видео). Интервью

Михаил Казиник в Совете Федерации. Фото: Пресс-служба Совета Федерации РФ/https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/


Михаил Казиник, искусствовед и просветитель, всю жизнь посвятил служению искусству. Он просто и доступно рассказывает о музыке, литературе, живописи. Он легко переводит далёкую от жизни теорию во что-то простое, насущное и интересное.

О воспитании

Школы нужно менять во всем мире. Дети не хотят идти в школу, родители кричат: «Там небезопасно!».

В детях надо развивать другое мышление, веру в свои силы. Не заставлять ребёнка заниматься музыкой, а помочь открыть творческий потенциал.

О XXI веке

Если в XXI веке не наступит очередная спасительная эпоха Ренессанса, то абсолютно верно, что на это место придёт эпоха мракобесия.

О гениях

Человечество питается и развивается только творениями духа, оставленными великими композиторами, писателями, поэтами. Это и есть цивилизация, есть подлинный мир. Сегодня весь мир сошёл с ума со своей идеей равенства возможностей, полов, интеллекта.

Если все люди гениальны, тогда в чём твой потенциал? Гением никогда не станет человек, у которого нет другого мышления, нет лёгкости генерирования идей, способности отказаться от идеи, как только она скомпрометирована.

О Чайковском, Рахманинове и школьных оценках

По какой балльной системе оценивать гениальные произведения Чехова, Тургенева?

Когда Чайковский преподавал в консерватории, он был таким добрым, что всем ставил пятёрки - неудачливым, слабым и сильным ученикам. Так как он был меланхоликом, он сразу начинал плакать, если надо было ставить плохую оценку.

Однажды к нему подошёл высокий молодой человек и протянул с волнением ноты, представившись Рахманиновым. Чайковский начал играть по нотам и вдруг заплакал. Все растерялись. Оказалось, он расстроился из-за того, что если выше пятёрки ставить никому нельзя, то этот гениальный мальчик такой же, как и все остальные?

После этого случая Чайковский ввёл новую систему оценки. Он нарисовал пятёрку, слева поставил плюс, справа, сверху, снизу и получилась девятибалльная система оценки. Он остался очень доволен!


О гастрономическом подходе к искусству

Классика - текст цивилизации. Если есть тайна гениев, создавших выдающиеся творения, тогда должна существовать и тайна гениев восприятия. Отсюда понятно, что не всем дано понять гениальность.

Сколько в среднем проводит человек в музее около картины? 4–5 секунд. Художник вложил столько труда в эту картину, чтобы люди проходили мимо… мимо… даже не поняв замысла?

Вся живопись не столько изображает, сколько выражает. Вот, к примеру, можно услышать такой разговор возле картины с яблоком, нарисованным голландским художником в стиле реализма: «Я бы его съел (ровно гастрономический подход к изобразительному искусству), а вот фламандские яблоки уже другие, эти я есть не буду!».

Картины художников нужно смотреть подолгу, смотреть в деталях, и тогда перед вами откроется совершенно иной мир!

О любви

Любовь - величайшая в мире энергия. Вся великая музыка, написанная когда-либо человеком - это любовь, вся великая поэзия тоже любовь. Ведь и Бог создавал людей с любовью!

Михаил Семёнович Казиник - Научный руководитель Евразийского центра перспективного социокультурного проектирования Московского образовательно-культурного кластера, член Комитета по международному гуманитарному сотрудничеству ЕОЭС, искусствовед и просветитель, автор и ведущий оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатор классической музыки, музыкальный эксперт Нобелевского концерта, гостевой профессор при Стокгольмском Институте Драмы, почётный член Европейской Славянской Академии Литературы и Искусства Болгарии, Почётный Доктор RISEBA (Рижская Международная Высшая Школа Экономики), профессор открытой кафедры МЭИ, обладатель Ордена «Служение искусству» за вклад в укрепление международного гуманитарного сотрудничества.

Управляющий совет Московского образовательно-культурного кластера

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?


– Михаил Семёнович, меня поразила ваша биография. 15-летним юношей вы стали читать лекции. О чём в столь нежном возрасте можно было поведать миру?

– Самое главное не о чём, а как? Мне очень хотелось заразить слушателей любовью к музыке. Для этого нужно быть увлечённым, эмоциональным, уметь владеть голосом. Невозможно читать лекцию об искусстве. Искусство не предмет. Только творческий, нестандартный подход может заинтересовать аудиторию. Это я понял, ещё учась в школе.

– После окончания Белорусской государственной консерватории ваша карьера, кажется, складывалась, удачно. Что подвигло вас к эмиграции?

– Я не эмигрант. У меня два гражданства: белорусское и шведское. Я приезжаю в Минск, захожу в свою квартиру, в которой осталась часть моих книг, встречаюсь с друзьями. Я много времени провожу в Москве, Петербурге, в Прибалтике. Для меня нет границ. Шведское гражданство даёт мне возможность беспрепятственно выступать в Америке, Канаде, Англии и других странах, не подвергаясь унизительным визовым процедурам.

– Не буду перечислять все ваши профессии, но объясните, что означает столь необычная должность, как эксперт Нобелевского концерта?

– Для нобелевских лауреатов, которые прибывают в Стокгольм, за день до награждения устраивают вечерний концерт. Меня пригласили в качестве ведущего, я говорю о музыке, которая сейчас прозвучит. Играет Королевский оркестр, виолончелист Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ма) и другие исполнители. Нобелевские лауреаты рассказывают о том, как классическая музыка повлияла на их жизнь. Оказалось, что ещё в детстве почти все они слушали великую музыку, в которой заключена гармония мира, тайны мироздания. В музыке скрыты все формулы научных знаний, все тайные коды открытий будущего. Концерт показывают по телевидению, а в титрах написано «Музыкальный эксперт Михаил Казиник».

– Вы ведь не разделяете мнение о том, что классическая музыка элитарна, скучна и непонятна?

– Разумеется, нет!

– Но тогда почему она не становится достоянием большого количества слушателей?

– Отвечу кратко. Всё подлинное, к сожалению, не является достоянием большинства. Многие довольствуются подделками. Я неоднократно говорил и писал на эту тему. Рейтинг любой передачи российского телевидения прямо пропорционален количеству глупости в этой передаче.

– О поп-музыке я вообще боюсь вас спрашивать, мне известно ваше отрицательное к ней отношение. Но как получилось, что ваш ученик Салем Аль Факир (Salem Al Fakir) бросил скрипку и стал популярным шведским певцом?

– Он был талантливым скрипачом, и я даже готовил его к конкурсу Чайковского. Однажды он пришёл ко мне и спросил: «Михаил, признайся честно, правда ли, что даже хороший скрипач не заработает много денег?». Я честно признался, что действительно не заработает. Салем сказал, что у него хороший голос, друзья пообещали раскрутить его и сделать популярным певцом. На том мы и расстались. А через пару лет он действительно стал знаменитым певцом, примерно таким, как Киркоров для России. Королём соул. Но вот прошло некоторое время, и его популярность стала падать. Так случается со многими поп-звёздами, особенно в Швеции. По-моему, у него всё хорошо, но уже нет того восхищения и толп обезумевших фанатов. В интервью шведской газете я сказал: «Мне жаль, что Швеция приобрела очередного поп-певца, но лишилась выдающегося скрипача, который мог прославить её». На меня обиделись, но это действительно так.

– Как вы относитесь к современной обработке классической музыки? Впечатляет ли вас игра известной скрипачки Ванессы Мэй (Vanessa Mae)?

– Плохо отношусь. Я считаю, что классическая музыка существует в тех акустических моментах, свечениях, глубоких состояниях и идеях, в которых она написана гениями. Я не имею ничего против человека, который послушает Вивальди в оригинале, а затем в исполнении Ванессы Мэй. Но если его знакомство с музыкой начнётся с Ванессы Мэй, то потом он не сможет воспринять Вивальди в исполнении оркестра или какого-то выдающегося скрипача. Мне хочется, чтобы человек, как сказано у Булгакова в «Мастере и Маргарите», имел осетрину первой свежести. Ведь свежесть бывает только первой, она же и последняя. Второй – не бывает. Так и Ванесса Мэй, Вивальди в её исполнении – «осетрина второй свежести». Вивальди, этот гениальный венецианец, чувствовал в своей музыке воздух, свечение солнца, но не микрофонный голос скрипки.

– Расскажите, пожалуйста, о проекте создания 56 фильмов, посвящённых мировой музыкальной культуре. Были ли они показаны по российскому телевидению?

– В первых 12 сериях, которые, кстати, закупило и шведское телевидение, я рассказывал об эффекте Баха, Моцарта, Шуберта и других композиторов. Фильмы показали в вечерние время, и их могли посмотреть многие зрители. В России фильмы показали в час ночи, а когда люди стали жаловаться, перенесли на три часа ночи. Но многие успели их записать, и они сейчас доступны в интернете. Над проектом работал известный российский кинодокументалист Игорь Шадхан совместно с женой режиссёром Натальей Кугашовой. Съёмки проходили в Швеции, у меня на даче в горах, на озере, в церкви с органом, в других очень красивых местах. Сначала сняли 12 серий, потом нам заказали ещё, и мы сняли 56 серий. Но восемь из них остались не смонтированными, не хватило денег. Фильмы пользуются большой популярностью. Их показывают в школах, в университетах, в разных городах, всюду, где понимают важность эстетического образования.

– Ваши книги «Тайны гениев» и «Тайны гениев-2» имели огромный успех. Удалось ли вам разгадать тайны великих людей, или хотя бы приблизиться к их разгадке?

– Часть тайн разгадана, часть ещё нет, а некоторые никогда не удастся раскрыть. Но моя книга рассказывает и о том, как стать гениальным слушателем, читателем, зрителем. Если есть гениальное творчество, то должно быть и гениальное восприятие. Иначе гений, творец останется на необитаемом острове. Моя задача сформировать такое восприятие. Как человеку, далёкому от музыки, почувствовать величие Баха или Бетховена? Как научить людей восхищаться великими творениями искусства? В книге «Буравчик в стране Света» я попытался найти путь к сердцам детей. Рассказать об удивительном мире культуры, о тайнах великих книг, музыки, живописи.

– Ваши выступления со скрипачом-виртуозом Андреем Чистяковым пользуются большой популярностью. Как вы познакомились, и не планируете ли приехать вместе на гастроли в Германию?

– Сначала нужно получить приглашение от организаторов гастролей, а потом начинать что-то планировать (улыбается). А с Андреем мы познакомились в Ницце. Я был на его концерте, он играл цыганскую музыку. Его мастерство поразило меня. Мы проговорили всю ночь. Оказалось, что Андрей окончил Московскую консерваторию, аспирантуру, учился у замечательного педагога Эдуарда Грача, последнего из могикан, кто не уехал и остался в России. Я называю Андрея Чистякова полистилистом. Он может исполнять классику и джаз, музыку цыганскую и клезмерскую. Ему подвластен любой стиль, любая эпоха. Андрей может играть даже японскую музыку, и в этот момент кажется, что он похож на японца. Его выступления напоминают шоу, а импровизация и виртуозное владение скрипкой покоряют слушателей. Я очень люблю выступать с ним.

– В Челябинске вы создали школу нового типа «Семь ключей». В чём её отличие от традиционной российской школы?

– Обычная школа формирует клиповое сознание. В ней отсутствует главное – комплексный подход. Учитель географии рассказывает о Португалии, следующий урок истории посвящён французской революции. А какая между ними связь? В результате ученик забывает и о Португалии, и о французской революции. В моей школе всё взаимосвязано, а уроки построены на ассоциативном мышлении. Возьмём урок под названием «Яблоко». В нём участвуют все педагоги, дети легко запоминают весь необходимый материал и учатся широко мыслить. У учеников развивается любознательность, проявляются таланты и способности, они с радостью познают мир.

– Нужно ли учить детей музыке, ведь только единицы из них станут музыкантами?

– Если родители не любят своих детей, то нужно сделать всё, чтобы не учить их музыке (грустно улыбается). Но если они хотят, чтобы ребёнок стал, например, математиком, то нужно начинать с музыки. Сядьте вечером рядом со своим ребёнком, обнимите его, зажгите свечи и послушайте вместе пять минут музыку Моцарта. Потом постепенно увеличивайте время. И пусть в вашем доме зазвучит музыка Шумана, Шопена, Брамса и других композиторов. Ребёнок получит необычайную энергетическую подпитку и навсегда запомнит эти вечера. Всё должно происходить естественно, и тогда не будет возникать вопрос, как заставить ребёнка заниматься музыкой. Помните, что музыка ещё и лечит. Не надо сразу принимать анальгин, послушайте музыку композиторов-романтиков – и боль пройдёт.

– Если сравнивать советское и российское музыкальное образование с западным, то какому из них вы отдаёте предпочтение?

– В советском музыкальном образовании было много положительного, но строилось оно на принуждении. Программа обучения составлялась заранее, на экзаменах играли строго определённые музыкальные произведения. В западной школе больше свободы, если ученик хочет играть Yesterday, то педагог не может заставить его играть что-то другое. В любом случае ребёнок должен полюбить педагога, иначе трудно достигнуть желаемого результата и на Западе, и в России.

– Вы очень тепло отзываетесь о городе вашего детства Витебске. Нравится ли вам современный Витебск?

– В Витебске восстановили Старый город, костёл, многие церкви, в какой-то степени удалось вернуть его первоначальный облик. Тот облик, который так любили Шагал и Репин. Витебск – город Малевича и Добужинского, Пэна и Фалька, Лажечникова, Соллертинского, Лагина и многих других выдающихся личностей. История Витебска уникальна, и жаль, что в нём проходит только «Славянский базар», но не проводятся фестивали классической музыки.

– В Швеции был снят документальный фильм «Казиник, Бог и дьявол». А можно ли быть Богом и дьяволом в одном лице?

– Речь идёт не о лице. В шведском языке намного меньше знаков препинания, чем в русском. И если написано Казиник, запятая, Бог и дьявол, то любому шведу ясно, что не Казиник Бог и дьявол, а что это божественное и дьявольское в музыке. Полное название фильма «Казиник, Бог и дьявол, или Огненная душа в Швеции». У шведов есть такое понятие «огненная душа», и человек, обладающий ею, может сделать больше, чем все правительства вместе взятые. Фильм, который снял шведский режиссёр П. Мейер, был удостоен второй премии на Стокгольмском международном фестивале документального кино. В фильме показано, как я, объехав всю Швецию, пытаюсь достучаться до сердец детей и стариков, рабочих и фермеров, настраивая людей на восприятие классической музыки. К сожалению, П. Майер умер, и все права остались у его вдовы. Договориться с ней о показе фильма не удалось.

– Ваше самое большое достоинство и недостаток?

– Основной недостаток – излишняя категоричность в суждениях, одержимость. А может быть, она и является самым большим моим достоинством (смеётся)?

– Считаете ли вы себя счастливым человеком?

– Да. Мне удалось реализовать свои мечты. Когда я выступаю со сцены, люди улыбаются, плачут, радуются. От них исходит любовь. Я получаю массу писем со словами благодарности. Мне повезло с семьёй. Жена великолепно разбирается в музыке. Сын скрипач, он выступает вместе со мной. Внук художник, играет на кларнете и фортепиано. Внучка играет на флейте и фортепиано. У нас нет проблемы отцов и детей, вероятно, потому, что вся наша жизнь проникнута музыкой. И мы находимся на одном уровне, на линии вечности.

Текущая страница: 10 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Глава 17
Пять собеседников

Это последняя глава первой части книги. Она – как бы обобщение на писанного выше. Она же – тест для читателя.

В диалоге принимают участие


А. Блок и Б. Пастернак – два выдающихся русских поэта XX века.


Их творчеству в книге уделено немало внимания.

В поэзии обоих существует невероятно глубокая связь между чисто поэтическими категориями красоты и философскими категориями бытия. Оба они – мост между традициями русской поэзии XIX и XX веков. И одновременно – полновластные хозяева поэзии века XX.


Г. Гессе – грандиозный писатель этого же времени,


живший и творивший в Германии и Швейцарии. Он – автор одной из величайших и глубочайших книг всех времен – «Игра в бисер». Эту книгу я хотел бы порекомендовать прочесть всем, кого волнует судьба будущего человечества и человеческой духовной культуры. Кстати, идейным вдохновителем этой книги и ее героев, тех, кто открыл тайны «игры в бисер», является Николай Кузанский и его философия. Именно сочетание математики и музыки стало основой единственного занятия жителей выдуманной Гессе страны Касталии – игры в бисер. Цель касталийцев, убежавших от «эпохи фельетона» (так называет Гессе нашу нынешнюю цивилизацию), – сохранить высшие ценности духов ной культуры человечества, играя в бисер в созданной ими стране. Каждая бисеринка игры – это математическая формула или тема баховской фуги, аккорд из прелюдии Рахманинова или строчка из средневекового трактата.

Вдруг ее чтение у некоторых сразу «не пойдет», и вы перестанете доверять мне или себе.

Или подумаете о том, что вы «безнадежны» как духовный восприятель и мыслитель.

Ведь действительно эта книга столь же глубоко духовна, сколь и по-особому сложна для тех, у кого нет достаточного опыта погружения в духовную сферу жизни. Таким людям могу дать совет: может быть, не стоит пытаться читать «Игру» сразу и целиком, а попробовать читать ее понемногу.

Для начала – вступление к ней под названием «Опыт общедоступного введения в игру в бисер».

Если почувствуете, что вас захватило, – читайте дальше, если нет – перечитайте «Опыт» еще несколько раз. Очень важно прочесть стихи из этой книги. Они называются «Стихи школяра и студента».

С перерывами, с возращением к прочитанному. И в одном я убежден до глубины души: тот, кому удастся пройти через все сложности первого общения с этой, может быть глубочайшей, сокровищницей мысли последних столетий, возьмет эту книгу в спутники навсегда.

Возвратившись же к ней через пару лет, вы будете удивлены, насколько естественно вы будете воспринимать эту еще недавно сверхсложную, как вам казалось, книгу.


Томас Манн – немецкий писатель XX века,


автор равновеликой «Игре в бисер» книги «Доктор Фаустус». Этой книге, которая так же, как и книга Гессе, является кульминацией мышления интеллектуальной элиты XX века, я хочу посвятить отдельную главу во второй книге.


Итог же принадлежит средневековому японцу – одному из гениев поэзии хокку.

Почитайте побольше стихов хокку. Познакомьтесь с величайшим поэтом хокку Мацуо Басё . Суметь выразить глубочайшие мысли всего в трех строчках – особое умение японской поэзии.

Здесь я позволю себе процитировать хокку, написанное мной в те времена, когда я усиленно тренировался в их написании. Да еще в самые несвободные годы полной регламентации жизни.


Лист бумаги в тюрьме.
Значит, вовсе я не арестант –
Напишу о Вселенной стихи.

Если вы глубоко и несколько раз прочитаете подряд мысли этих пятерых собеседников, то почувствуете вневременность и безграничность, единство и глубину мыслительного творческого процесса на нашей планете.

Это и есть тот мир, который, согласно Николаю Кузанскому, коридор между нашим миром и миром «Абсолютного Максимума».

Коллаж

Ум обладает способностью соединять все идеи, между которыми не возникает противоречий.

Д. Юм. Трактат о человеческой природе


В пространствах беспредельных горят материки,
В подвалах и котельнях не спят истопники.

Б. Пастернак. Ночь


…если мы допустим на минуту,
Что за поверхностью зияют бездны,
Возможно ль будет доверять уюту,
И будут ли укрытья нам полезны?

Г. Гессе


…Я возьму тебя с собою
И унесу тебя туда,
Где кажется земля звездою,
Землею кажется звезда.
И, онемев от удивленья,
Ты узришь новые миры –
Невероятные виденья,
Создания моей игры…

А. Блок


Рассудок, умная игра твоя –
Струенье невещественного света,
Легчайших эльфов пляска, – и на это
Мы променяли тяжесть бытия.

Г. Гессе


Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба.
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.

Б. Пастернак

Мне кажется, что наивность, бессознательность, самоочевидность являются неотъемлемыми признаками того явления, которое мы зовем культурой.

Т. Манн


Видели всё на свете
Мои глаза – и вернулись
К вам, белые хризантемы.

Я испытываю безумное искушение порассуждать на тему этого диалога.

Но, во-первых, я боюсь испортить прозой его невероятную поэтичность, а во-вторых, чудо этого подстроенного мной диалога в том, что поэты через века и страны общаются между собой так, словно они сидят рядом друг с другом.

Я боюсь стать шестым лишним.

А посему предлагаю читателю остаться с ними наедине и не только понять ход их мыслей, но и глубоко прочувствовать эту атмосферу:

АТМОСФЕРУ ПИРШЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА.

Часть 2. Пути


И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?..»

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты – червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все – на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь,
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

А. С. Пушкин. Поэт и толпа


И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

А. С. Пушкин

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

КТО ОН, ЧЕЛОВЕК, – «ФАБРИЧНЫЙ ТОВАР ПРИРОДЫ» ИЛИ ВСЕЛЕНСКИЙ ГЕНИЙ?

Глава 1
Пивной ГУЛАГ

Много лет я разъезжал по нашей стране, лихорадочно пытаясь встретить как можно большее количество людей.

Ибо идея о шансе (помните Курочку Рябу?) не давала мне покоя.

Понимая, что мы живем в стране, которая пережила самое страшное в истории человечества – нападение на генофонд, представляя себе все по следствия этого нападения, я старался построить свои выступления таким образом, чтобы разбудить в людях веру в силу воздействия прекрасного, в их собственные творческие возможности. О телевидении нечего было даже и думать.

Поэтому приходилось работать только как бы физическим телом.

С одной стороны, даже сейчас, через много лет, в глубине души понимаю, что это попахивает утопией.

В 1991 году, в последний день пребывания на родной земле, написал стихотворение, которое назвал «Московские старухи».


Старые московские квартиры…
В них – старухи, словно негативы:
Веруют упрямо в Дух и Баха.
Кружева, как дырки, в их рубахах.
Правнуки – битово-беспартийны:
Путают иконы и картины.
Остальные говорят (о, время!)

Про зарплаты, пенсии и премии.
А когда семьей вернутся с дачи –
Не играют Шуберта, не плачут…
Но старухам жить осталось мало…
(Вторят им арбатские подвалы.)

Прошло 14 лет… Ни тех старух, ни тех подвалов нет…

Но что же взамен?

Когда я иду по улицам Петербурга, то среди многих изменений (положи тельных и отрицательных) наблюдаю одно для меня самое трагическое. Огромное число девочек 13–14 лет и старше, которые ходят по улицам, сидят на скамейках в парках и дворах и пьют пиво. И не просто пиво, но такое, которое в Швеции, например, можно купить только в специальных магазинах! Эти магазины работают пять дней в не делю (с 11 до 18 часов).

Но купить крепкое пиво в Швеции может только тот, кто достиг двадцати лет. Если у продавца есть сомнения в возрасте покупателя, то требуется документ, удостоверяющий возраст. Во всех магазинах, где продают спиртное, есть даже такое обращение:

«Если вам уже исполнилось 20 лет, но вы выглядите моложе, то не за будьте взять с собой удостоверение личности».

Таким образом страна пытается защитить своих граждан от алкоголизма или, по крайней мере, от привыкания к спиртному с детских лет. К тому же крепкое пиво стоит так дорого (как, собственно, и все спиртное в Швеции), что всегда существует масса альтернатив для траты денег. Скажем, пол-литра крепкого пива стоит столько же, сколько поездка на суперкомфортабельном корабле из Стокгольма в Хельсинки (и обратно) с возможностью провести на корабле 18 часов (дискотеки, концерты, сауна).

Затем – день в столице Финляндии и еще 18 часов назад. Выбирайте!

Бокал крепкого пива или поездка на корабле. Выбирайте!

Два бокала крепкого пива или поездка вдвоем в двухместной каюте. В Швеции никто не запретит мальчику и девочке ехать в двухместной каюте. Выбирайте!

Два бокала пива или плеер. Выбирайте!

Десять бокалов пива или полет в Париж и обратно (!!!). Если каждый день в течение 10 месяцев, не выпив бокал пива, откладывать его стоимость, то на эти деньги можно отправиться в двухнедельное путешествие на какой-нибудь остров в Средиземном море. Можно взять с собой своего друга или подругу.

Сэкономленных на пиве денег хватит на два билета на самолет (до Крита и обратно), гостиницу (номер на двоих со всеми удобствами), прекрасное питание, путешествия по всему острову.

Да, забыл сказать, что в гостинице обязательно есть бассейн для тех, кто любит подсвеченную пресную воду, бесплатные шезлонги и наличие ря дом бара с прохладительными напитками и мороженым.

Выбирайте!!!

Бокал крепкого пива каждый день или поездка в колыбель европейской цивилизации!

Минойская культура, древний Кноссос – лабиринт Минотавра. Отсюда взлетел Икар.

Остров Крит, возможно, одно из самых красивых мест на нашей планете.

И все это – вместо одного бокала крепкого пива в день.

Кем нужно быть, чтобы даже в течение одной секунды сомневаться в выборе? Только человеком с тяжелейшей алкогольной наследственностью.

В России же крепкое пиво стоит меньше, чем сок, его можно купить в любое время дня и ночи, несчетно количество торговых точек, продающих алкоголь 24 часа в сутки.

Тринадцатилетняя девочка, пьющая крепкое пиво, – это последнее на падение на генный фонд русского народа.

Народ, переживший столетний ГУЛАГ, потерявший в течение четырех поколений своих лучших представителей, вступил в третье тысячелетие с крепленым пивом на знамени.

И это – во имя группки людей, получающих миллиардные прибыли. Остатки народа, выдержавшие геноцид коммунистов, геноцид фашистов, погибнут в угоду пивной мафии.

Помню, в конце 70-х годов партия и правительство приняли решение повысить цены на спиртное. Резко взлетели цены на коньяк, на высококачественные вина.

Но цены на низкопробные, медленно убивающие плодово-ягодные вина, которые, собственно, и пил советский народ, остались практически без изменений. Эти страшные вина народ ласково называл «чернилами». Должен сказать, что «чернила» были, пожалуй, великолепным добавлением к системе ГУЛАГа.

Ибо коммунистическая идея могла существовать только при условии тотального страха или тотального потребления спиртного. (Лучше – того и другого вместе.)

Я тогда написал стихотворение, которое могло быть высоко оценено коммунистами (15–20 лет лагерей). Помню, даже ухитрился раза два прочитать его со сцены.

Я и сегодня удивляюсь тому, что все обошлось. Хотя, мне кажется, стихотворение было пронизано такой болью за страну, что даже гэбисты не могли не согласиться с ним.

Никогда бы не подумал, что оно может быть актуальным через 25 лет.

Для того чтобы при чтении моего стиха у нынешней молодежи не оста лось темных пятен, напомню об одном жутком событии 70-х годов. Мир тогда ужаснулся тому, что происходило в стране под названием Камбоджа (Кампучия).

Тамошние коммунисты, начитавшись ленинских работ, решили последовать главной идее вождя мирового пролетариата, заключающейся в том, что во имя священной цели – построения коммунизма – можно и нужно идти на любые жертвы.

Вот и решили камбоджийские коммунисты (красные кхмеры) не рассусоливать с уничтожением собственного народа на десятилетия, как Ленин и Сталин, а сделать это в рекордно короткие сроки. В эти рекордные сроки им удалось уничтожить почти треть собственного населения (два миллиона человек).

А поскольку экономики коммунистических стран нигде и никогда не справляются с обязанностью «обеспечить постоянно растущие потреб ности» (цитата из программы КПСС) своих народов, то не хватило у бедных камбоджийских коммунистов патронов.

Но, как говорил один из вождей Коммунистической партии Советского Союза Л. И. Брежнев, «советский народ знает – там, где партия, там по беда».

Камбоджийская партия тоже нашла победный выход. Людей стали закапывать в землю живьем.

А теперь – стихотворение, которое называется «Геноцид».


У этих вин других названий нет –
Любые – геноцид. И только он.
Трагедия Камбоджи канет в Лету –
Мотыгою людей убит мильон.

Другой мильон живыми закопали.
А третий… Впрочем, хватит слезы лить,
Сыграю лучше Баха на рояле,
Чтоб, веруя в Гармонию, забыть
Камбоджу словно сон… Да было ль, право?
Но посмотри вокруг… О, нервы, в жгут!
И на Россию найдена управа,
Что ласково «чернилами» зовут.

Забыт Омар Хайям – не по карману
Букеты тонкие, пьянящие, как стих,
А на «чернила» цены без обману –
О, рубль семьдесят!.. Еще мильон утих…

Правители! Безбожники!!
Ведь кресла
и пледы теплые у батарей вас ждут.
Давно пусты мозги, сердца и… чресла –
Для вас зачать – и то огромный труд!

А впрочем, что со мной – такие темы
Впервые на бумагу занесло.
Давно рисунки превратились в схемы,
И Пушкино – не Царское Село.

…Устал, отстал, задумался – не время –
Уже не время, поздно, слиплось все.
Не будет искры – затерялся кремень.
В зачатии отраву занесет
В мильон прекрасных тел…
Душой – кастраты,
Но не кастраты телом…
Бог! Ты где?
Стране нужны поэты,
не солдаты!!!
…Но некому помочь такой беде…

Сегодняшний вариант стиха о «пивных» девочках звучал бы, наверное, еще страшнее.

Но главное из того, о чем хочу сказать, – впереди.

Речь многочисленных ныне «пивных» (а в прежние времена просто) девочек за годы моего отсутствия резко изменилась.

Эти тоненькие, находящиеся в романтическом возрасте девочки, идя по улице, говорят таким языком, каким в мое время пользовались строители, которым на ногу упала железная балка.

Но даже строители моего времени, как только боль проходила и стресс отступал, использовали меньшее количество нецензурных слов в единицу времени, чем эти «воздушные» девочки.

Каждый раз, когда я слышу их речь, то вглядываюсь в лица говорящих, пытаясь увидать следы порока. И каждый раз испытываю потрясение.

Ибо во многих лицах я вижу так хорошо знакомые мне по картинам русских художников-портретистов XVIII–XIX веков черты. Черты утонченные, часто с явными признаками дворянства. Внешне это по-прежнему Наташи Ростовы, тургеневские героини, Татьяны Ларины.

Те, что вдохновляли русских поэтов и художников.

Часто я вижу лица, красотой и светом напоминавшие мне лица дочерей последнего российского императора.

Это невероятное, мистическое, нелепое, сюрреалистическое несоответствие между утонченным обликом этих девочек и пивными бутылками в их руках. Из горлышек этих бутылок они пили, двигаясь по пути к своим неведомым мне целям.

Между архитектурой той части города, по которой они передвигались, и уровнем их речи, речи героев пригородных зловонных трущоб конца XVIII века, где жили дети нищих, проституток, алкоголиков.

Только в те времена девочек обязательно остановил бы околоточный надзиратель и либо выдворил чернь, недостойным образом ведущую себя в дворянском районе города, либо отвел нарушительниц в околоток. Но никто кроме меня не оборачивался на этих девочек, не смотрел удив ленно.

Патология стала нормой.

Но именно в этом страшном, нелепом, кричащем несоответствии и увиделась мне вся глубина трагедии России XX века.

Моя фантазия перенесла меня в последнюю четверть XIX века, во времена прапрапрабабушки одной из «пивных» девочек.

Прапрапрабабушка говорила на нескольких языках, читала поэзию Байрона и пьесы Мольера на языке оригиналов, играла на рояле, писала стихи, вела дневник, которому поверяла интимнейшие и невиннейшие тайны своей жизни.

Она вышла замуж за талантливого, подающего надежды молодого чело века.

Этот молодой человек действительно стал выдающимся ученым. Настолько выдающимся, что (уже немолодым) попал в ленинский спи сок из двухсот ученых, которых надлежало немедленно выслать из страны.

Его же немолодую жену с двумя взрослыми сыновьями, женой старшего сына и двумя внуками уплотнили, оставив одну маленькую комнату в их же двенадцатикомнатной квартире.

Ее сыновья попали в молотилку первых большевистских лет. Когда один из пьяных матросов, пришедших в их комнату в одну из страшных послеоктябрьских ночей, начал вырывать листы из старинного семейного альбома, чтобы унести с собой его серебряный футляр, то сын попытался поговорить с этим человеком (?).

И был расстрелян в упор в их же комнате на глазах у своей старой матери, жены и сыновей.

Его жена вскоре умерла от нервного истощения. Затем умерла и бабушка.

Оставшиеся сиротами двое его детей стали беспризорными, но, несмотря на перипетии времени, сумели подняться, выстоять и занять достойное место в обществе (увы, в недостойном обществе!). Один из них был репрессирован в 37-м году, другой – в 39-м (без права пере писки).

Сын этого другого ребенком попал в лагерь для членов семей врагов на рода (ЧСИР – член семьи изменника Родины).

Вышел из лагеря в 56-м году, вскоре женился на простой и очень доброй женщине. У них родилось двое детей.

Но отец довольно скоро умер – сказались 17 лет, проведенные в лагере. Чтобы выжить, его жена с двумя детьми вернулась в родную деревню. Вы жить удалось, но ее старший сын попал в компанию деревенских алкоголиков.

В 76-м году подался в город на заработки. Гулял напропалую, перебивался случайными заработками. В 1990 году у его сожительницы родилась дочь.

Возлюбленный вскоре бросил их (а может, умер или попал в тюрьму). Так одинокая женщина и жила вдвоем с дочерью. Затем сошлась с другим мужчиной, родила еще двоих детей. Ее старшей дочери в 2004 году – 14 лет.

Она ходит с компанией подростков по улицам Санкт-Петербурга, пьет пиво. Ее речь наполовину состоит из названий мужских и женских половых органов.

Она и есть прапраправнучка нашей любительницы читать Байрона в ори гинале.

Она, не зная того, вернулась в город, где ее корни. Но город уже без Байрона, без гимназисток, ведущих дневники и посе щающих оперу.

Это город, где, как и во всей скорбной стране, произведен самый невероятный в истории человечества эксперимент.

Наша «пивная» матерщинница – одна из миллионов «пивных» матерщинниц, ставших невинными жертвами безумного коммунистического эксперимента с его страшной селекцией.

Но, заглянув в ее глаза, я узнал ее… прапрапрабабушку. Они так похожи!

Ей ни о чем не напомнит Киркоров, ее ничем не обогатят «Тату». Передачи телевидения только подтвердят правильность выбранного ею сорта пива и естество ее представлений о ценностях «послегулаговского» мира.

Ее друзья и подруги твердо знают: в этом мире главное – деньги .

Ибо чем больше денег, тем больше можно купить пива. Тяжелое хмельное состояние высвобождает то ощущение, которое поэты когда-то называли «волнением в крови», и преобразует его в потребность «трахаться» с наиболее настойчивыми мальчиками. Это тем более естественно, что огромное количество ее подруг – «пивных» девочек – давно этим занимаются, а кое-кто сделал это статьей до хода.

А некоторым даже удалось найти себе кавалеров, у которых столько денег, что они могут потратить на свою девочку за один вечер в ресторане полу годовой заработок школьной учительницы по литературе. И все же…

Есть шанс спасти эту девочку!

Ничего не осталось у нее от города ее прапрапрабабушки. И не время унесло все это, а ГУЛАГ, длившийся без малого сто лет. ГУЛАГ вытравил из нашей девочки историческую память.

Есть шанс спасти эту девочку!

К счастью, существует наука ГЕНЕТИКА.

Гулаговские вожди пытались расправиться и с ней.

Ибо никакая другая наука, кроме разве что кибернетики, не способна разрушить до основания всю коммунистическую идеологию.

Но, как сказано в послании поэта Алексея Константиновича Толстого к начальнику российской цензуры графу М. Н. Лонгинову,


С Ломоносовым наука,
Положив у нас зачаток,
Проникает к нам без стука
Мимо всех твоих рогаток,2
Имеется в виду цензурных рогаток. – Примеч. авт.

Льет на мир потоки света
И, следя, как в тьме лазурной
Ходят Божии планеты
Без инструкции ценсурной…

(орфография оригинала. – М. К.)

Спасти наших «пивных» девочек не могут бывшие работники ГУЛАГа, ныне уверенно ведущие страну по пути «торжествующей» демократиии, не могут и разворовавшие все, что осталось в стране после замены коммунистов на посткоммунистов, тусовщики.

«Пивных» девочек может спасти то, что я совсем не научно называю ПОБОЧНАЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ.

Я просто убежден, что глубоко внутри, на уровне подсознания, живет в этих девочках память о чем-то ином.



И если удалось бы НАПОМНИТЬ им об этом неимоверно далеком, подлинном, приоткрыть иной мир, дать шанс, то великий народ еще можно спасти.

Вот здесь самое время объяснить мою позицию по поводу предложенного мной примера.

Этот пример с девочкой – крайне драматичен.

Но совсем не обязательно, чтобы предки обязательно были дворянами, учеными или интеллигентами.

Я просто описал крайнюю ситуацию, когда за сто лет не осталось ничего от происхождения и памяти предков.

В качестве примера показал невероятный генеалогический путь от вели кого ученого и его образованнейшей жены к «пивной» прапраправнучке. Для восстановления справедливости покажу еще несколько вариантов за губленных генеалогий.

Прапрапрадедушка – зажиточный крестьянин.

Его раскулачили, сослали в Сибирь, лишив его прапраправнучку богатейшей фермы, которая была бы передана ей по наследству, вручив взамен пиво.

Прапрапрадедушка – сельский священник. Его расстреляли, поскольку он протестовал, когда вышло постановление: взорвать храм, где он служил.

Прервано поколение священников.

Его прапраправнучка обожает мешать пиво с водкой.

Есть шанс спасти это девочку!

Прапрапрадедушка одной из «пивных» девочек владел доходным домом в Петербурге.

Его прапраправнучка каждый день проходит мимо этого огромного дома, посасывая из горлышка крепкое пиво, и, естественно, не догадывается, что она, проживающая с отцом, матерью, двумя сестрами и братом в ком нате величиной 20 квадратных метров на далекой окраине, должна была бы стать хозяйкой этого дома.

Большую часть времени она проводит на улице еще и потому, что очень не хочется возвращаться в постылую комнату, где вечно нечем дышать.

Есть шанс спасти это девочку!

Ведь на самом деле многим из «пивных» девочек дискомфортно, ибо в них спит «тоска по крови, по судьбе», как писал Герман Гессе в своем романе «Игра в бисер».

Они, девочки, ничего не помнят. Но их гены «помнят» и доходные дома, и оперные спектакли, и молитвы в тихой церкви.

Но у читателя может возникнуть вопрос: почему я все время говорю о де вочках?

Ведь существуют и «пивные» мальчики, и проблемы послегулаговского посткоммунистического общества касаются их в той же степени? И да, и нет.

Да, ибо к услугам мальчиков все тот же океан круглосуточного пива.

Да, ибо они – жертвы той же страшной коммунистической селекции.

Да, ибо и у мальчиков нет альтернативных программ по телевидению.

Да, ибо и у мальчиков – мутировавшая речь, не имеющая ничего общего с основами великого русского языка.

И все же в условиях катастрофы в первую очередь необходимо заниматься девочками. И вот почему.

Женщина несет большую ответственность за то, чей род она продолжит. Мужчине (я сейчас имею в виду случайную сексуально-пивную встречу), по сути, все равно, состоялось ли зачатие. Он может об этом никогда не узнать.

Женщина же вбирает в себя живое семя, и этот акт – священный акт продолжения рода. Женщина родит данного конкретного ребенка, наследующего тысячи предыдущих поколений.

Мужчина, участвующий в акте зачатия, может быть равнодушен к последствиям, ибо завтра он может произвести еще одно (а то и не одно!) зачатие. С другой женщиной (или женщинами).

Но как первая, так и вторая женщины зачнут и родят конкретного ребенка от конкретного мужчины.

Им, женщинам, предстоит жить с этим ребенком, воспитывать его, кормить его грудью, быть свидетелями его развития.

Для мужчины половой акт может носить только характер наслаждения. Для женщины он может оказаться судьбоносным.

Поэтому я поведу речь о еще одной особенности, которую несут в себе тоталитарные системы.

О ней не так много пишут и говорят, но проблема эта очень существенна. Я называю ее проблемой непартнерства.

«Когда звучит скрипка,кажется,что никогда не умрёшь.
Небо становится выше, один звук, - и все границы расступаются».
Э.-М.Ремарк http://vk.com/club89345680

МАЭСТРО КАЗИНИК НА СКРИПКЕ С ТАТЬЯНОЙ В СКРИПКЕ
(Когда на скрипке играют боги)

Ремарк не шутил, и это я понял спустя две недели после события, случившегося в хрустальном зале РЦНК в Праге 22 марта, о чём речь в репортаже журналистки и актрисы Вероники Воронцовой: «Творческий вечер Михаила Казиника «Прага – перекресток культур» в РЦНК в Праге» http://www.youtube.com/watch?v=j3aTJdz_7C8

Опоздав и не ожидая ничего сверхестественного, я вначале увидел со скрипкой и с приличной длины смычком, а потом и услышал главное действующее лицо творческого вечера Михаила Казиника. Маэстро в сопровождении пианистки и другого скрипача сыграли, забыл что, из классики.

Впервые в жизни, я услышал, как поёт скрипка. Сразу я даже не сообразил, что со мной происходит. Мой не музыкальный слух завалило куда-то в левую сторону. Да так мощно, что целиком отрезало от моего восприятия двух музыкантов. Я слышал и видел только летящего по волнам музыкального потока человека, висящего подбородком на скрипке и с веслом смычка в правой руке. Трудно вообразить, но в моём восприятии всё происходило именно так. Когда я это пишу, то вспоминаю что-то отдалённо похожее на рассказанное великим Гоголем о летающей на метле Солохе. Но, чтобы подбородком на скрипке и всего только со смычком, а не на каком-то веничке... Для меня это мистика за бортом фантазии. Это как раз то, когда «остановился поражённый божьим чудом созерцатель... и мчится вся вдохновенная богом!.. » А созерцатель при сём не соображает, как ему самому к этому действу приспособиться.

Всё остальное тоже было интересным, в том числе разговор и показ изобретения Александра Шонерта по технике и эзотерике извлечения стакатто из скрипки.

Но вторым, после полёта маэстро Казиника со смычком на скрипке, было для меня знакомство с его супругой Татьяной. Её восхищённое отношение к мужу при присутствовавшем в зале их сыне Борисе (род. 1975) невольно заставило меня задуматься, не находилась ли внутри корпуса скрипки, между его деками и обечайками, сама Татьяна, тем паче, в зале я её не видел.

Скрипачей со скрипками в мире очень много. Но каждый ли из них летает под небесами на скрипке, в салоне которой находится любимая и любящая Татьяна? Обаятельная и вечно молодая женщина первого, второго, третьего... миллионного... вдоха, который возрождается, когда ты видишь, слышишь и чувствуешь её всегда, рядом, над собой, в себе...

Кто такой маэстро Казиник, можно без ухищрений найти в Интернете, ибо я сказал главное из того, что увидел тогда своими глазами.

ИгВаС.
7.4.2017.

P.S.
А это ещё мои любимые из музыкального мира: «Высшие силы знают, куда гнать Историю...» http://maxpark.com/community/1920/content/5677651

Зримые образы звука

Если взглянуть «за ноты» и посмотреть «просто» на жизнь Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана или Шопена, то сам собой возникает интерес: «Почему Господь уготовил каждому из них настолько сложные испытания?». На этот вопрос Михаил Казиник давно нашёл ответ в собственной теории «Поцелуев-ударов»:

- Бог целует и напутствует гения словами: «Иди на Землю, где у тебя будет огромная работа, потому что я поставил перед тобой очень сложную задачу». Но когда решение этой задачи по каким-то причинам не получается, тогда Бог «ударяет» гения страхами и болезнями, - говорит Михаил Семенович и перечисляет эти «удары». - Глухота у Бетховена, невозможность дышать у Шопена, фобия смерти у Моцарта, шизофрения у Шумана или одиночество безденежье и непонимание у Шуберта. Получается, что гению с его энергетикой нужно дать из чего выбираться. Бетховен глохнет, и чем хуже он слышал, тем лучше писал. Свою гениальную музыку он написал, будучи абсолютно глухим. Как хорошо определил Пушкин: «И внял я неба содроганье и горний ангелов полёт». Бетховен услышал зримые образы звука, и это стало величайшим открытием Бога и самого композитора. Поэтому гению всегда нужны две вещи: талант, гениальность и удар для мобилизации всех сил.

Лечебный музыкальный момент

Концерты Михаила Казиника - это не лекция с музыкальными иллюстрациями, а настоящий актёрский спектакль-воображение.

Наставляя Моцарта, Всевышний как будто шепчет ему: «Ты пойдёшь в мир, и будешь писать самые прекрасные мелодии. Ты будешь не композитором, а символом абсолютной гениальности, спасительным эффектом», - фантазирует просветитель. - Но я тебя не только поцелую, но и ударю - ты будешь очень больным и можешь умереть в любую секунду. Ты будешь вымаливать у меня каждый новый день жизни, словно говоря: «Господи, не забирай, я очень люблю жизнь, смотри, что я написал! Но я смогу написать ещё лучше, ещё прекрасней». И вся жизнь Моцарта - это свет с время от времени попадающимися «птицами смерти».

- А Шуберт - первый романтик и эксперимент Бога, - продолжает фантазировать Михаил Казиник. - Создатель сказал ему: «Твою музыку никто не будет слушать кроме узкого круга друзей, и ты умрешь в нищете». Но благодаря тому, что Шуберт не думал о кассе и гонорарах, он написал божественную музыку. Шопена Бог поцеловал так, как мало кого целовали: «Ты будешь гением рояля, ты будешь символом пианизма и создашь великие мелодии. Но при этом тебе будет трудно дышать». Шопен страдал от неоперабельных полипов, дышал ртом, а в 19 лет у него случился первый приступ туберкулёза. Жорж Санд раскрыла тайну Шопена: «Когда Фредерик играл, то не кашлял».

Вслед за цитатой возлюбленной композитора Казиник сразу переходит на строчки из Пастернака «Опять Шопен не ищет выгод»: «Рождать рыданья, но не плакать, Не умирать, не умирать…».

Как музыка сражается за право дышать! - восклицает Казиник. - Когда Шопен играл, то дышал полной грудью, и это объяснимо только с точки зрения высших сил. Но это лишний раз доказывает невиданные возможности гения человека и его творчества. И в этом состоит лечебный момент великой музыки.

Куда девается любовь?

На взгляд Михаила Казиника, в фортепианной музыке самым сложным для исполнения композитором является отнюдь не Ференц Лист, а Роберт Шуман.

Он хотел быть величайшим пианистом, придумал специальное приспособление для связок, но порвал их, - интригует музыкант, играющий на скрипке и фортепиано, а впечатлительные дамы в зале ахают. - После 22 лет он не играл на рояле и писал немыслимо сложную музыку, которую играла его жена Клара Жозефина Вик, великая пианистка. Однако Шуман даже не знал, что он пишет музыку, которую почти невозможно сыграть…

Причём рассказ о супруге Шумана даёт Казинику сигнал «переключения» на Брамса.

Молодым человеком Брамс познакомился с Шуманом и Кларой. Брамс влюбился платонически, но когда Шуман умер, а Клара стала свободной, то Брамс как рак попятился назад, - не осуждает, а всего лишь констатирует музыковед, приводя слова «двух сторон». - «Иоганнес, я жду не дождусь, когда мы снова увидимся!» - «Клара, мы должны быть разумными», - ответил ей Брамс. Одно дело романтически любить женщину, а другое - жениться на вдове с шестью детьми.

Нет, о Брамсе я лучше не буду говорить! - отрезает Михаил Семёнович уже не со сцены, а в интервью. - Если заведусь, то вспомню кучу несчастий, обрушившихся на этого композитора, прожившего всю жизнь с чувством вины, и этот комплекс у Брамса развился из-за любви к Кларе: «Как он мог стать мужем вдовы Шумана и взять на себя воспитание её детей? Пусть это будет не Брамс, а кто-то другой, ненормальный». И куда только любовь делась…

Особенные «подарки» и конец счастья

В русской музыке XIX века сюжеты в жизни композиторов ничуть не отличались от их именитых европейских коллег.

Это просто ужас, какие им были ниспосланы испытания, - сокрушается наш гость. - У Мусоргского была серьезная физиологическая проблема, которая в те времена не поддавалась лечению. Вот, пожалуйста, «подарок» от Бога. Или особенность Чайковского. Уникальнейший тончайший человек с «подарком», который в России не приветствовался и который он сам не приветствовал: «Что мне делать, чтобы быть нормальным?». Этот «подарок» сделал его неврастеником, но убери эту особенность, и тогда останется неясной «природа» музыки Чайковского. И как такое возможно, что, не написав ни одного романса на любовную лирику Пушкина, он сразу пишет «Евгения Онегина» и «Пиковую даму»?! Многие до Чайковского брались за них, но ни у кого ничего не получалось. Поэтому вся история искусства - это история поцелуя-удара.

Кстати сказать, у Казиника она подтверждается и в жизни благополучных художников.

- Феликс Мендельсон - счастливчик, у которого было всё, кроме проблем, - восторженно начинает Михаил Семёнович и постепенно «сгущает тучи». - Он родился в семье банкира, дружил с Гёте. У него была чудесная жена, прекрасные дети и вдруг Мендельсон безумно, по сумасшедшему влюбился в певицу Дженни Линд. И после этого, композитор, которого называли Мессией XIX столетия, бац, и умер в расцвете лет…

Тайные знаки культуры

Все эти эпизоды из жизни художников мы привели нарочито. Как ни парадоксально, но у большинства людей заинтересованность в искусстве рождается через «сериальное мыло».

Причина, мешающая прийти к настоящему искусству, заключается в том, что многие люди воспринимают все явления культуры на первом уровне: кто женился, кто развёлся, кто у кого родился и т.д., - говорит Михаил Казиник. - Переход на второй уровень восприятия - это высочайшее счастье. Третий уровень и вовсе грандиозно. Человеку надо понять, что в каждом звуке музыки Баха, Моцарта, Чайковского или Шостаковича заложены тайные знаки культуры. И тот, кто их узнает, то открывает для себя подлинный мир и понимание того, какое это счастье прожить на Земле в этом мире.

Думаю, что человек, который умеет воспринимать великое искусство, слушает великую музыку, смотрит на великие полотна, немножко играет на музыкальных инструментах, поёт, пишет картины, и есть самый настоящий счастливчик. Не гений, а просто замечательный человек, который берёт от искусства его глубины и может распознать его тайны. Он понимает Бетховена, наслаждается Моцартом, влюбляется в Баха, читает мольеровского «Тартюфа», раскрывая для себя эту книгу жизни, как и «Божественную комедию» Данте. Он часто перечитывает «Фауста» Гёте и всякий раз смеётся в удивлении, когда смотрит вокруг: «Господи, какие же все они идиоты! Здесь же всё про них сказано!». И тогда человеку вдруг становится легко, красиво и хорошо. Тогда неважны подробности биографий: кто женился, кто развёлся, и у кого какая недвижимость.

Самая главная мечта

Темп и насыщенность жизни Михаила Казиника метко характеризуется музыкальным термином «Быстро, с огнём».

Гении свою душу выплевывали кровью, жертвовали всем и сами становились жертвами. Как говорил Эйнштейн: «Бог изощрён, но не злонамерен». Это гениальная фраза, равная по величию знаменитой эйнштейновской формуле Е=mc2. И я считаю высшей справедливостью открывать этих гениев людям, напоминать о них. Помните, как у Метерлинка в «Синей птице»: когда об ушедших вспоминают, они оживают. В моей голове это засело очень чётко с раннего детства, - признаётся Михаил Семёнович и произносит ключевые слова. - Поэтому я призываю своих слушателей: «Скажите лишний раз - Людвиг ван Бетховен» или «Мой любимый Фредерик Шопен!», или «Мой Роберт Шуман, благодарю тебя за то, что сегодня я слушаю твою музыку и получаю наслаждение». Наверное, в этом и состоит моя самая главная мечта, чтобы люди иногда вспоминали о великих художниках. Поэтому я и гоняю по всему миру…