Open
Close

Изобразительное искусство классицизма и рококо эссе. Рококо: истоки, эстетика и характерные черты стиля


Классицизм КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.


Рококо РОКОКО («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.


Никола Пуссен ПУССЕН (Poussin) Никола (), французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е годы, «Аркадские пастухи», 1630-е годы); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года»,).


















Мастера «галантного жанра» Главные темы живописи рококо изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля». Главные темы живописи рококо изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».


Антуан Ватто ВАТТО Антуан (полн Жан Антуан Ватто, Watteau) (10 октября 1684, Валансьенн 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний.











МХК, 11 класс

Урок № 8

Изобразительное

искусство классицизма

и рококо

Д.З.: Глава 8, ?? (с.83), тв. задания (с.83-85)

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами изобразительного искусства классицизма и рококо;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия произведений искусства.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • Н. Пуссен;
  • композиционная система;
  • «Аркадские пастухи»;
  • А. Ватто;
  • «Паломничество на остров Киферу»;
  • «Жиль»;
  • Ф. Буше;
  • «Госпожа де Помпадур» ;
  • «галантный жанр»;
  • рационализм

Проверка знаний учащихся

  • Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям? Поясните свой ответ.
  • Как градостроительные идеи классицизма XVIII в. нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с.74)?
  • В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?
  • Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?

Универсальные учебные действия

  • определять выявлять своеобразие находить и оценки деятелей культуры
  • определять эстетическое, духовное содержание и выражение общественных идей в произведениях изобразительного искусства классицизма;
  • выявлять своеобразие творческой манеры художников классицизма и рококо в сравнении с современниками и деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о живописи классицизма и рококо;
  • различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манеру художника;
  • проводить сравнительный анализ произведений мастеров «галантного жанра» (А. Ватто и Ф. Буше);
  • выделять и характеризовать важнейшие понятия , законы и теории изобразительного искусства классицизма (на примере творчества Н. Пуссена);
  • комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет классицизм в изобразительном искусстве?


подвопросы

  • Никола Пуссен - художник классицизма . Прославление героического человека. Характерные черты живописных произведений (на примере известных картин). Рационализм как основополагающий принцип художественного творчества.
  • Мастера «галантного жанра»: живопись рококо *. Главные темы живописи рококо и их художественное воплощение (на примере известных произведений А. Ватто и Ф. Буше)

Никола Пуссен -

художник классицизма

Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Никола Пуссена (1594-1665) . При жизни его называл и «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «светочем французской живописи».

Пуссен выработал творческий

метод, в основу которого

положил собственное

представление о законах

красоты.

Свой идеал он видел в

соразмерности частей целого,

во внешней упорядоченности,

гармонии и чёткости форм.

Н. Пуссен. Автопортрет.


Никола Пуссен -

художник классицизма

Призывал творить

так, «как этому учат

природа и разум».

При выборе тем

отдавал

предпочтение

героическим

поступкам и деяниям,

в основе которых

лежали высокие

гражданские

побуждения, а не

низменные

человеческие

страсти.

Главным предметом

искусства считал

то, что связано с

представлением о

возвышенном и

прекрасном, что

может служить

образцом для

подражания и

средством

воспитания лучших

моральных качеств в

человеке.

Н. Пуссен. Танкред и Эрминия. Конец 1620-х начало 1630-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Никола Пуссен -

художник классицизма

Из исторических сюжетов

выбирал только те, в которых

были действие, движение и

экспрессия. Работу над картиной

начинал с внимательного

изучения литературного

источника (Священного Писания,

«Метаморфоз» Овидия или

«Освобождённого Иерусалима»

Т. Тассо). Если он отвечал

Поставленным целям, художник

обдумывал не сложную

внутреннюю жизнь героев,

кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и

разочарования отодвигались на

второй план. Обычная сюжетная

формула Пуссена была такова:

«Жребий брошен, решение

принято, выбор сделан» (Ю.К.

Золотов) .

Пуссен. Пейзаж с Диогеном


Никола Пуссен -

художник классицизма

Композиционная система картин

Пуссена строилась на двух

началах: уравновешенности

форм (построении групп вокруг

центра) и на их свободном

соотношении (сдвинутости в

сторону от центра), что

позволяло достичь

необыкновенного впечатления

упорядоченности, свободы и

подвижности композиции.

Большое значение в

художественной системе

Пуссена занимает колорит .

Взаимосвязь основных

красочных звучаний

достигалась благодаря системе

рефлексов : интенсивный цвет в

центре композиции обычно

сопровождают неяркие

нейтральные краски.

Пуссен. Давид-победитель


Никола Пуссен -

художник классицизма

Н. Пуссен.

Аркадские

пастухи.

В основе картины лежит

глубокая философская

мысль о бренности

земного существования и

неизбежности смерти. Четверо пастухов,

жителей счастливой Аркадии

(области на юге Греции,

являющейся символом

вечного благополучия,

безмятежной жизни без

войн, болезней и страданий),

случайно находят среди

зарослей кустарника

гробницу с надписью: «И я

был в Аркадии. Но теперь

меня нет среди живущих, как

не будет и вас, ныне

читающих эту надпись».

Смысл этих слов заставляет задуматься о бренном, переосмыслить настоящее…

Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения.


Никола Пуссен -

художник классицизма

Колористическая система картин

Пуссена обычно строилась

цвет является важнейшим

средством для создания объёма

и глубины пространства. Разделение на планы

подчёркивалось созвучием

сильных цветов. На первом

плане чаще всего преобладали

жёлтые и коричневые цвета, на

втором - тёплые, зелёные, на

третьем - холодные, прежде

всего голубые. В этой картине

всё подчинено законам

классической красоты: цветовое

столкновение холодного неба с

тёплым передним планом,

красота обнажённого

человеческого тела, переданная

в ровном рассеянном освещении,

воспринималась особенно

эффектно и возвышенно на фоне

сочной зелёной листвы

безмятежного пейзажа.

Никола Пуссен. Нарцисс и Эхо. Около 1630 г.


A. Baттo .

Паломничество

на остров Киферу. 1717 г.

Лувр, Париж

Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Венеры, Дианы, нимфы и

амуры затмевают все

остальные божества. Всевозможные

«купания», «утренние

туалеты» и мгновенные

удовольствия являются

теперь чуть ли не

главным предметом

изображения.

В моду входят

экзотические названия

цветов: «цвет бедра

испуганной нимфы»

( телесный ), «цвет розы,

плавающей в молоке»

( бледно-розовый ), «цвет

потерянного времени»

( голубой ). Чётко

продуманные, стройные

композиции классицизма

уступают место изящному

и утончённому рисунку.

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «Пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий «королевского стиля».


Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Антуана Ватто (1684-1721)

современники называли

«поэтом беспечного досуга»,

«певцом изящества и красоты». В своих произведениях он

запечатлел пикники в

вечнозелёных парках,

музыкальные и театральные

концерты на лоне природы,

пылкие признания и ссоры

влюблённых, идиллические

свидания, балы и маскарады.

В то же время в его картинах

присутствуют щемящая грусть,

ощущение быстротечности

красоты и эфемерности

происходящего.


Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

«Паломничество на остров Киферу», благодаря которой A. Baттo был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры, получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветам и берегу морской бухты. Они Приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Афродитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Праздник любви начинается у статуи С изображением Венеры и амуров.


«Ватто пишет не красками, а мёдом, расплав ленным

янтарём».

Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

К подлинным шедеврам

принадлежит картина Ватт а

«Жиль» («Пьеро»), созданная в

качестве вывески для

выступлений бродячих

комедиантов. Жиль - главный и

любимый персонаж

французской комедии масок,

аналог Пьеро - героя итальянской

комедии дель арте . Неуклюжее,

наивное существо как будто

специально создано для того,

чтобы постоянно сносить

насмешки и проделки ловкого и

хитрого Арлекина. Жиль

изображён в традиционном белом

костюме с пелериной и в круглой

шляпе. Он неподвижно и

потерянно стоит перед зрителем,

в то время как другие комедианты

располагаются на отдых.

A. Bammo. Жиль (Пьеро). Фрагмент. 1720 г. Лувр, Париж


Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Франсуа Буше (1703-1770) считал

себя верным учеником Ватта. Одни

называли его «художником грации»,

«Анакреоном живописи»,

«королевским живописцем». Вторые

видели в нём «художника-лицемера»,

у которого есть всё, кроме правды.

Третьи скептически замечали: «Его

рука собирает розы там, где другие

находят только шипы».

Кисти художника принадлежит ряд

парадных портретов фаворитки

короля Людовика XV маркизы де

Помпадур: покровительствовала

Буше, не раз заказывала ему

картины на религиозные сюжеты

для загородных резиденций и

парижских особняков. Маркиза

щедро отблагодарила художника,

назначив его сначала директором

Гобеленовой мануфактуры, затем

президентом Академии художеств,

присвоив ему титул «первого

живописца короля».

Ф. Буше. Госпожа де Помпадур.


Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Франсуа Буше не раз обращался к

изображению фривольных сцен,

главными героями которых были

жеманные, застенчивые пастушки или

пухленькие обнажённые прелестницы в

виде мифологических Венер и Диан. Его

картины изобилуют двусмысленными

намёками.

В истории мировой живописи Франсуа

Буше по-прежнему остаётся

великолепным мастером колорита и

изысканного рисунка. Остроумно

решённые композиции, необычные

ракурсы героев, сочные цветовые

акценты, яркие блики прозрачных красок,

нанесённых мелкими, лёгкими мазками,

плавные, струящиеся ритмы - всё это

делает Ф. Буше непревзойдённым

живописцем. Его картины превращаются

в декоративные панно, украшают

пышные интерьеры залов и гостиных,

они зовут в мир счастья, любви и

прекрасных грёз. Художник прекрасно

знал моду и вкусы своей эпохи!

Ф. Буше. Завтрак.


Контрольные вопросы

1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? Что явилось причиной провозглашения культа этого мастера? Какой тематике и почему он отдавал предпочтение? Смогли бы вы доказать справедливость оценки французского художника Ж. Л. Давида, говорившего о Пуссене как о «бессмертном» мастере, «увековечившем на холсте самые возвышенные уроки философии»?

2. Н. Пуссен говорил: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь... Моё естество влечёт меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Какое воплощение находит этот принцип в творчестве художника? Как он соотносится с выработанной им теорией классицизма?

3. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» - А. Ватто и Ф. Буше? В чём их различие? Можно ли назвать Буше подлинным учеником Ватто?

Творческая мастерская

1 . Сравните автопортреты известных вам художников с «Автопортретом»

Н. Пуссена. Что именно отличает это произведение? Можно ли утверждать, что он выполнен в классицистической манере? Аргументируйте свой ответ.

2. Познакомьтесь с картиной Н. Пуссена «Смерть Германика», которая принесла ему известность и считается программным произведением классицизма. Какие черты художественной системы этого стиля нашли в ней отражение? Насколько правомерно высказывание о том, что «одной этой картины было бы достаточно, чтобы сохранить имя Пуссена в Вечности» (А. Фюсли)?

3. Проведите исследование эволюции пейзажа в творчестве Н. Пуссена. Какова его художественная роль? Как вы думаете, почему природа «как она есть» не удовлетворяла художника и он никогда не писал пейзажей с натуры? Как в его произведениях передан контраст вечного бытия природы и кратковременности человеческой жизни? Почему в его пейзажах всегда ощущается присутствие человека? Почему на многих картинах можно увидеть одинокие людские фигуры, вглядывающиеся в окружающее пространство? Почему нередко они выдвинуты на первый план, а их взор устремлён в глубь ландшафта?

4. Э. Делакруа видел в Н. Пуссене «великого живописца, понимавшего в архитектуре больше, чем архитекторы». Насколько справедлива эта точка зрения? Можно ли утверждать, что архитектура чаще всего становится главным и положительным героем его произведений? Согласны ли вы с тем, что Пуссен нередко организует пространство по принципам классицистического театрального действа? Поясните свой ответ.

5*. Попытайтесь доказать справедливость слов одного из исследователей,

что «В материальном искусстве Ватто чудесным образом сумел выразить то, что казалось доступным только музыке». Так ли это? Послушайте музыку французского композитора Ф Куперена (1668-1733). Насколько она созвучна произведениям художника, в какой мере она выразила вкус и настроения эпохи рококо?


Темы презентаций, проектов

  • «Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы»;
  • «Художественная роль и эволюция пейзажа в творчестве Н. Пуссена;
  • «Архитектурные мотивы в творчестве Н. Пуссена»;
  • «Предшественники и последователи Н. Пуссена»;
  • «Творчество Н. Пуссена и традиции театра классицизма»;
  • «Мастера "галантного жанра" (живопись рококо)»;
  • «А. Ватто - живописец радости и печали»;
  • «Мастерство колорита в произведениях А. Ватт»;
  • «Театральность и музыкальность живописи А. Ватто»;
  • «Художник граций» Ф. Буше»;
  • «Характерные особенности декоративно-прикладного искусства рококо».

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

К самым ярким и заметным направлениям архитектуры (и интерьеров) того времени можно отнести четыре стиля: барокко, рококо, классицизм и ампир. Эти стили существовали во всех развитых странах Европы, сменяли или дополняли друг друга, кроме того в каждой стране они обрели свои национальные отличительные особенности. Поэтому сегодня мы пользуемся такими понятиями как "русское барокко", английский классицизм" или "французский ампир". Несмотря на это, все стиле относятся к одной группе и к одному историческому периоду, поэтому мы можем выделить в них ряд общих особенностей.

Роскошь: эти стили использовались для оформления интерьеров аристократии, поэтому их иногда называют дворцовыми или королевскими (классицизм - самый скромный и сдержанный стиль в этой группе, хотя по современным меркам эти интерьеры - невиданная роскошь);

Большие просторные помещения с высокими потолками (в наименьшей степени это относится к стилю рококо);

Способы декорирования: лепнина, настенные росписи или картины с классическими сюжетами, резные изделия из дерева (в том числе использование резьбы в мебели).

Отличия рококо от классицизма:

В классицизме наблюдается стремление к стройности и упорядоченности всех элементов архитектуры;

Классицизм стремится к сдержанности и простоте, избегая вычурных деталей;

Классицизм опирается на античную теорию архитектуры, и тщательно соблюдает пространственную гармонию.

Рококо

Термин рококо происходит от французского "rocaille" (произносится "рокайль"), а в переводе означает "ракушка". Стиль стал видоизмененным воплощением, более красивой и эффектной интерпретацией стиля Барокко, порождением французской аристократии и светской культуры. В отличие от других стилей, получивших распространение в различных областях искусства, рококо относится преимущественно только к интерьерам.

История. Стиль Рококо появился в XVIII веке во Франции, и уже в конце столетия он господствовал по всей Европе.

Этот стиль визуально часто путают с барокко, между ними действительно есть много общего, но есть и много узнаваемых отличий. Отличительные особенности стиля Рококо:

Для таких интерьеров характерны следующие эпитеты: изящный, лёгкий, игривый, затейливый;

Наряду с большими помещениями в планировке присутствуют маленькие комнаты, уютные пространства - альковы (большие ниши, например, для спальной зоны);

Цветовая гамма в светлых оттенках розового, голубого, нежно зеленого, жемчужного и перламутрового;



Отделка стен и потолка: тончайшие лепные узоры, резные панели, изысканные зеркальные элементы, гладкая покраска стен и потолка дополняется ручными фресками;

Полы: узорчатый паркет и ковры;

Декоры: позолота, текстильное убранство, хрустальные и стеклянные элементы;

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» - это мастер, создающий такие убранства.То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.

Основные элементы стиля: рокайль - завиток и картель - забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов - увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г.

Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры.

В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение, и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами, „Амуры божества любви“ превращаются в - putti - рококо».



Классицизм

Как стиль интерьера и эстетическое направление Классицизм зародился в Европе вначале XVII века. В его основу легли спокойствие и строгой античной архитектуры, ее пропорции и гармоничность. В переводе с латыни "classicus" – это норма, порядок, образец. На развитие Классицизма значительно повлияло открытие Помпеи в 1755 году. В результате он стал результатом естественного развития и совершенствования архитектуры эпохи Возрождения.

Отличительные особенности стиля Классицизм:

Интерьер классицизма характеризуют следующие слова и словосочетания: спокойный, стремящийся к идеалу, лаконичный, благородный;

Интерьерное убранство характеризуется четкими геометрическими, максимально правильными формами;

Цветовая гамма: светлые и насыщенные тона нежной ванили, бледно голубого, цвет молодой листы;

Использование традиционных античных архитектурных конструкций: колоны, пилястры (полуколонны), фронтоны и фризы;

Орнаменты с античыми мотивами: строгие и геометричные;

Отделка стен.обои с роскошными ажурными рисунками или узорами, настенные плинтуса и бордюры, широко используется роспись;

Полы: – наборной художественный паркет из дорогих, элитных сортов древесины. В прихожей, холле или столовой зоне возможно использование мрамора или других покрытий из камня;

Декор не перегружен деталями и мелкими элементами.

Самым ярким представителем эпохи классицизма можно считать английского (шотландского) архитектора Роберта Адамса, на фотографиях ниже вы можете видеть выполненные им интерьеры.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Об особенностях классицизма в Российской империи см. статью русский классицизм.

Во многом классицизм опирался на античное искусство (Аристотель, Гораций), взяв его за идеальный эстетический образец, «золотой век». Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса.

Пуссен Никола (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у К.Варена и других французских художников; с 1624 Пуссен жил в Риме (в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (“Ринальдо и Армида”, “Танкред и Эрминия”, “Парнас”). Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”, “Нахождение Моисея”). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, “Великодушие Сципиона”). Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, серия пейзажей “Времена года”, “Аполлон и Дафна”). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии,используя в них

эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.

Ватто Жан Антуан (1684-1721), французский художник.

Родился в городе Валансьенн (на севере Франции) в семье кровельщика. Точная дата рождения неизвестна. Крещён 10 октября 1684 г.

Около 1702 г. Ватто приехал в Париж и начал работать как копиист. В Люксембургском дворце он имел возможность изучить картины П. П. Рубенса.

В 1717 г. Ватто получил звание академика за большую картину «Паломничество на остров Киферу». В 1719-1720 гг. художник посетил Англию. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. На протяжении менее чем десятилетия он написал полотна «Венецианский праздник», «Праздник любви», «Общество в парке», «Радости жизни», «Жиль»,

«Мецетен», «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена».

Ватто не датировал свои картины, но, скорее всего, его живопись становилась с годами более светлой. Художник сделал много рисунков.

Его постоянные любимые персонажи напоминают актёров, которые разыгрывают на полотнах Ватто длинную пьесу. В зрелую пору художник всё более театрализует композиции, в которых природа (деревья, холмы) становится похожей на декорацию. Театральные сцены и «галантные празднества» - основная тема его поздних сюжетов. Ватто, особенно его орнаментальные панно, оказал решающее влияние на развитие стиля рококо.

Жан Оноре Фрагонар (5 апреля 1732, Грасс - 22 августа 1806, Париж), французский живописец и график. Учился у Ж. Б. С. Шардена и Ф. Буше в Париже. В 1756-1761 годах работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Фрагонара перейти от опытов исторической живописи ("Корез и Каллироя", 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Продолжая традиции "галантного" жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Фрагонара исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью ("Качели", 1766, собрание Уоллес, Лондон, "Праздник в Сен-Клу", 1775, Французский банк, Париж; "Купающиеся наяды", Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей ("Поцелуй украдкой", Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев ("Бедное семейство", Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; "Дети фермера", Эрмитаж, Ленинград). Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже - сепией) и офортов.

Шарден Жан-Батист Симеон (1699-1779) - французский живописец, ученик П.-Ж. Каза и НоэляКуапеля.

Помогая последнему исполнять аксессуары в его картинах, приобрел необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.

В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, битых животных, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 г. расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами.

Картины этой второй категории, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, еще более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в ее советники, в 1750 г. принял на себя должность ее казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

Наиболее известные между ними - "Карточный замок", "Молитва перед обедом", "Трудолюбивая мать", "Битый заяц и охотничьи принадлежности", "Плоды на мраморном столе" и "Атрибуты искусства", "Три мальчика, пускающие мыльные пузыри", "Кухонный стол с провизией и посудой", портрет г-жи Жофрен, "Девушка, читающая письмо", "Возвращение с рынка", "Кухарка, чистящая репу", и повторения "Молитвы перед обедом", повторение "Карточного замка" и "Молитвы перед обедом" и "Прачки", "Молодая женщина, вышивающая ковер", "Служанка, наливающая воду в кувшин", "Битый заяц и медный котел" и повторения "Прачки" и "Молитвы перед обедом" и "Мать и дитя".

Cлайд 1

Cлайд 2

Итальянский художник и поэт Агостино Кррачи (1557-1602) призывал живописцев строго следовать принципам античности и Возрождения: Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем, Тот пусть вооружится рисунком Рима, Движеньем и светотенью венецианцев И ломбардской сдержанностью колорита. Мощную манеру возьмет от Микеланджело, От Тициана – передачу натуры, Чистоту и величье Корреджиева стиля И строгую уравновешенность Рафаэля…

Cлайд 3

Никола Пуссен – художник классицизма Творчество французского художника Никола Пуссена (1594-1665) считается вершиной классицизма в живописи. Свой идеал красоты он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармония и четкости форм. По мнению художника, главным критерием художественной правды и красоты являются разум и мысль. Вот почему он призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выборе тем Пуссен руководствовался героическими поступками и деяниями, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти. Никола Пуссен. Автопортрет. 1650 г. Лувр, Париж.

Cлайд 4

Пуссен. Пейзаж с Диогеном. Свое творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека, способного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его герои – люди высоких нравственных качеств. Они часто попадают в драматические ситуации, требующие особой собранности, величия духа и характера.

Cлайд 5

Аполлон и Дафна Пуссен. Аполлон и Дафна В сюжетах Пуссен искал только те, в которых были действие, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника («Метаморфозы» Овидия или Священного Писания). Если он отвечал поставленным целям, художник обдумывал не сложную внутреннюю жизнь героев, а кульминацию действия. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, решение принято, выбор сделан».

Cлайд 6

Пуссен. Давид-победитель Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенность форм (построение фигур вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции. «Гармонию» любой картины художника всегда можно «проверить алгеброй». Любая закономерность в картине – это не выдумка ее автора, она всегда отражает логику и закономерность развития природы мироздания.

Cлайд 7

Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1638-1639 гг. Лувр, Париж. Никола Пуссен – автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы. Картина «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, плод его неустанных поисков. У каменного надгробия остановились трое молодых людей и молодая женщин. Судя по их одежде и посохам, это пастухи. Один из них припал на колено, он внимательно разбирает надпись на надгробии. Юноша и девушка слева замерли, погрузившись в молчаливое раздумье о бренности человеческой жизни.

Cлайд 8

Нарцисс и Эхо Никола Пуссен. Нарцисс и Эхо. Большое значение в художественной системе Пуссена занимает колорит. Краски он накладывал от темного к светлому. Небо и тени фона выполнял так тонко, что сквозь них просвечивала зернистая фактура холста. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную лазурь, желтую и красную охру, зеленую и киноварь.

Cлайд 9

Николо Пуссен. Похищение сабинянок Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового искусства («Сбор манны в пустыне», «Поклонение золотому тельцу», «Моисей, источающий воду из скалы», «Суд Соломона», «Снятие с креста»).

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Скульптурные шедевры классицизма. Один из выдающихся скульпторов классицизма – Антонио Канова (1757-1822). Первые работы молодого итальянского скульптора, изображавшие героев древнегреческой мифологии, прославили его имя. Статуи «Орфей», «Эвридика», «Персей», «Дедал и Икар», «Тесей, победитель Минотавра», «Амур и Психея» поразили современников, отметивших, что в статуях пульсирует сама жизнь.

Cлайд 16

Совершенной гармонией пропорций, красотой линий и тончайшей обработкой поверхности мрамора отличается скульптурная группа «Три Грации». Современники Кановы считали ее высшим воплощением нового идеала красоты. Известно, что в греческой мифологии три Грации олицетворяли красоту и женственную прелесть юности. Фигуры Граций расположены полукругом. Переплетение из рук, композиционно объединяют скульптурную группу. Один из современников писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое ее выражение в других произведениях западноевропейского искусства. Антонио Канова. Три Грации. 1816 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Антонио Канова.. Портрет Полины Боргезе в образе Венеры. Мрамор. 1805-1807 годы. Галерея Боргезе. Рим.

Cлайд 22

Cлайд 23

Скульптурная группа Антонио Кановы «Дедал и Икар». 1777-1779 годы. Музей Каррер. Венеция.

Cлайд 24

Cлайд 25

Бертель Торвальдсен. Художественным идеалом датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1768-1844) также стали шедевры античной пластики. Большинство своих произведений он посвятил мифологическим сюжетам и образам. Лучшие среди них – «Язон с золотым руном», «Ганимед и орел Зевса» и «Меркурий»

Cлайд 26

Образ идеальной гармонии и красоты запечатлен в статуе княгини М.Ф.Барятинской, жены известного русского дипломата. При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Здесь она представлена в облике античной богини в изящно ниспадающих одеждах, сквозь которые легко угадывается ее чудесно сложенная фигура. Идеально прекрасны овал ее лица, задумчивая, исполненная достоинства поза, голова, чуть склоненная вправо. Левой рукой она осторожно придерживает легкую шаль, правая кокетливо поднесена к подбородку. Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая ее вполне земной женщиной. Бертель Торвальдсен. Княгиня М.Ф.Барятинская. 1818 г. Музей Торвальдсена, Копенгаген.

Cлайд 27

Бертель Торвальдсен. Ясон с золотым руном. 1803-1828, Музей Торвальдсена, Копенгаген.

Cлайд 28

Бертель Торвальдсен. Ганимед и орел. 1818-1829, Художественный институт, Миннеаполис.

В XVIII веке западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражающих общую картину смешения и и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначении художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Характерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования барокко, классицизма, рококо и сентиментализма.

Как же в этой непростой ситуации "уживались" классицизм и господствующие более полувека идеалы барокко, столь не схожие и во-многом даже противоположные по своей сути стили?

Классицизм был первым четко оформившимся направлением в европейском искусстве, создавшим собственную эстетическую программу, выработавшим строгие правила художественного творчества и свою идеологическую ориентацию (Если в начале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классицизма, родиной которого являлась Франция, оно служило противоречивым идеалам борьбы против тирании и утверждение гражданских прав личности. Но на последней стадии своего развития классицизм стал активно выражать идеалы наполеоновской империи - недаром своё художественное продолжение он нашел в стиле ампир).

Искусство барокко, о котором достаточно подробно было рассказано в предыдущих постах (кому интересно, можете найти их по соответствующему тэгу), в большей степени опиралось на интуицию, чем на рациональное начало, поэтому никакой теории не создало. Классицизм отказался от принципиальной противоречивости барокко и отверг его главный девиз: "Кто не нарушает правил, тот не поэт". Признавая только гармонию и порядок, классицизм "выпрямил" причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенес в сферу отношений между отдельной личностью и государством.

Барокко, почти окончательно изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму. Но истинным наследником барокко стал не классицизм, а другой стиль - рококо.

Рококо в изобразительном искусстве:
Жан Оноре Фрагонар "Счастливые возможности качелей" (1766 г.)

В 20-е годы XVIII века во Франции сложился новый стиль искусства - рококо (от фр. rocaille - раковина). Уже само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля - пристрастие к изусканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины.

Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы.


Во Франции интерес к стилю рококо ослабел уже к концу 1760-х годов, но в странах Центральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия.

Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризиса абсолютистской власти во Франции. Отражавшие идеалы и настроения высших слоев французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказчиков.

Главная цель искусства рококо совершенно гедонистическая - доставлять чувственное наслаждение. Искусство должно было нравится, трогать и развлекать, превращая жизнь в утонченный маскарад и "сады любви". Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства.

Характерными чертами рококо , которые можно выявить в произведениях искусства этого стиля, можно признать следующие:

1. Грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике.


2. Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. п.
3. Сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота.
4. Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность.
5. Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам ("прелестным безделицам"), наполняющим быт галантного человека "галантного века".
6. Эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска в глазах.

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декотративно-прикладного искусства Франции (интерьеров дворцов и костюмах аристократии).


В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре - в виде свитков, щитов и замысловатых раковин - рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещенных над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).


Стиль рококо достаточно быстро вышел из моды.

Но его влияние, например, на импрессинистов не вызывает никаких сомнений. А наиболее наглядным вляние рококо выглядит в творчестве художников и архитекторов стиля

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.