Open
Close

Путеводитель по романам франсуазы саган. Краткая биография франсуазы саган

Франсуаза воспитывалась в обеспеченной семье, получила прекрасное образование. Окончив школу, Франсуаза поступила на филологический факультет Сорбонны – Парижского университета. Но учиться было некогда. Как хорошо было сидеть в маленьких уютных парижских кафе, знакомиться и встречаться с представителями парижской богемы: художниками, артистами, поэтами; влюбляться, спорить, напиваться, а ночами писать свою первую повесть.

Ее первый роман «Здравствуй, грусть», написанный в 1954 г., появился внезапно, как ливень с небес. Читающий Париж забурлил: не может быть, чтобы его написала 18 летняя девочка! Выдумывались самые невероятные предположения об авторстве. Но никакого обмана – это она, Франсуаза Куаре, провалив бакалаврский экзамен, взялась за перо. Для книги нужна была фамилия символ. Юная особа позаимствовала псевдоним у великого Пруста – в его романе жила была принцесса Саган. Это вполне ей подходило. Дочь состоятельных родителей, влюбленная в Артюра Рембо и Поля Элюара ушла с головой и сердцем в сочинительство. Название романа ей подсказали строки из стихотворения Поля Элюара:

Здравствуй, печаль,
Любовь податливых тел,
Неотвратимость любви.

Читатели были в восхищении от легкости и непринужденности рассказа, от ее героини Сесиль, начинающей познавать людей, любовь, предательство, разочарования. В этом романе всем вдруг открылось, что помимо родства душ и тел есть еще радость молчания, взглядов, жестов, даже смеха и сдержанного гнева. Встретить такую близость в человеке – невероятное счастье. Роман был переведен на 30 языков мира, а затем экранизирован. На девочку свалился обвал мнений, самых разных, и огромный гонорар – в 1,5 миллиона франков. Отец посоветовал: «Немедленно истрать их, ибо деньги для тебя большая беда». Молодая романистка купила подержанный «Ягуар XK 140» – «Великолепный, и я им гордилась», – признавалась Франсуаза.

За этим произведением последовали и другие романы, рассказы, пьесы, повести «Любите ли вы Брамса?» (1959 г.), «Немного солнца в холодной воде» (1969 г.), «Потерянный профиль» (1974 г.), «Нарисованная леди» (1981 г.), «Уставшая от войны» (1985 г.) и др.

Саган написала 22 романа, несколько пьес. Своих читателей она любила, даже тех, кто обрушивался на нее с критикой, кто был недоволен ее романами, и никогда не защищалась – считала их критику справедливой.

Франсуа Мориак был поражен ее блестящей прозой, весело воскликнул: «Маленький очаровательный монстр!». О ее романе «На поводке» академик Пуаро Дельпеш написал, что впервые со времен Бальзака и Золя появилась книга, в которой с такой откровенностью и художественной силой показана власть денег в сфере чувств.

Франсуаза Саган дважды выходила замуж. В 1958 году за сорокалетнего издателя Гая Шуэллера, а затем в 1962 году – за молодого американца Боба Уэстхоффа, летчика, сменившего штурвал самолета на профессию модели. От второго брака у нее сын Дэни Уэстхофф.
Умерла Франсуаза Саган 24 сентября 2004 г. от легочной эмболии в больнице города Онфлер, Нормандия.

Е е жизнь была такой же яркой, как и ее книги: Сен-Тропе, дорогие автомобили, наркотики, случайные связи, швыряние денег на ветер. В 18 лет она издала роман об ученице монастырского пансиона, ведущей праздный образ жизни, и стала одним из самых известных и состоятельных авторов Франции. Многие сочли книги Саган аморальными и безнравственными, другие нашли в них отражение эпохи и полюбили юную писательницу за простоту языка и мастерство психологического портрета.

Ее проза - о любви, одиночестве, потерянности, праздности и сексуальной свободе. Предлагаем вам подробнее изучить главные мотивы творчества французского автора.

Любовь

Любовь - главный двигатель сюжета в романах Саган. Она часто бывает неразделенной, как в «Смутной улыбке», где юноша Бертран страдает по студентке Сорбонны Доминике, а та в свою очередь тоскует по его дяде. Страстная любовь с первого взгляда связывает героев «Сигнала к капитуляции» Люсиль и Антуана - молодых людей, существовавших до их роковой встречи на попечение состоятельных партнеров. А вот в романе «Здравствуй, грусть!» читатель наблюдает первую любовь: его герои Сесиль и Сирил встретились во время каникул на средиземноморском побережье.

И я поняла, что куда больше подхожу для того, чтобы целоваться на солнце с юношей, чем для того, чтобы защищать диссертацию.

«Здравствуй, грусть!»

Саган редко называет любовь. Она, скорее, опишет ветер на коже, случайное прикосновение во время танцев в парижском ресторане, разговоры о Прусте - ведь и в реальной жизни мы редко говорим о чувствах во всеуслышание. Если герои Саган и признаются в любви, то, скорее всего, они просто прячут страх одиночества, тоску, скуку или жажду мести.

Одиночество

«Одиночество и любовь» - так называется книга интервью с Франсуазой Саган. Пожалуй, это название в полной мере описывает настроение ее романов. Герои погружены в одиночество. Их не понимают любимые. Им скучно на богемных вечеринках. Они не разговаривают с мужьями. Изменяют. Засыпают в пустой постели. Бегут из города, чтобы пережить боль. Осознают, что их жизнь пуста и никчемна, но ничего с этим не делают.

Ей были мерзки эти воскресные дни одиноких женщин: книга, которую читаешь в постели, всячески стараясь затянуть чтение, переполненные кинотеатры, возможно, коктейль или обед в чей-нибудь компании; а дома по возвращении - неубранная постель и такое ощущение, будто с утра не было прожито еще ни одной минуты.

«Любите ли вы Брамса?»

В «Смятой постели» женщина возвращается к бывшему любовнику спустя 5 лет - хоть до конца и не понимает, зачем ей это нужно. Героиня «Любите ли вы Брамса?» от одиночества сходится с юношей, который на 15 лет младше ее. В «Волшебных облаках» девушка скучает в браке, изменяет своему мужу, но не решается уйти от него. Саган бесстрастно описывает одиночество в его худших проявлениях.

Сексуальная свобода

За Франсуазой Саган ходила скандальная слава: она меняла мужей, любовников, а по некоторым слухам - и любовниц. Она жила подобно героям своих романов, предпочитая сиюминутные наслаждения и редко задерживаясь с кем-то надолго.

Знакомые советовали ей переменить обстановку, а она с грустью думала, что просто собирается сменить любовника: так оно менее хлопотливо, больше в парижском духе, весьма распространено.

«Любите ли вы Брамса?»

Герои Франсуазы редко задумываются о чувствах других. Они изменяют. Любят втроем, а то и вчетвером. Выбирают тех, кто значительно младше, и тех, кто значительно старше. Они могут переспать от скуки или за деньги. Им не чужда однополая любовь.

Пошло? Мерзко? Отнюдь. Безнравственность в романах Саган - чувственная, нежная, хрупкая. Ее язык предельно чист.

Деньги

Многие осуждали ее за то, что в своих произведениях она описывала исключительно жизнь богатых избалованных людей. «Да, я люблю деньги, которые для меня всегда были хорошим слугой и плохим хозяином. Они всегда присутствуют в моих книгах, в моей жизни и в моих беседах», - говорила писательница, сколотив огромное состояние в 18 лет на бестселлере «Здравствуй, грусть!».

Ее герои избалованы деньгами. Они скучают в дорогих ресторанах, на виллах и в казино. Они покупают любовь молодых и продают свое тело за деньги. Они готовы уйти от любимого человека к более состоятельному любовнику. Им так удобно. Немного скучно, но удобно.

У нее были денежные затруднения. Потом они уладились, и она сразу повеселела. Я очень люблю женщин, которые радуются деньгам. Мадемуазель Алис пожала плечами.

Значит, вы всех подряд любите!

«Любите ли вы Брамса?»

В каждом своем романе Франсуаза стремилась описать пустоту буржуазного общества с его альфонсами, кокотками и богатыми вдовами, и ей это удавалось.

Гедонизм

Герои Саган живут сегодняшним днем. Они не хотят работать и учиться. Они предпочитают пьянствовать, танцевать, проводить каникулы в Каннах, заниматься любовью на смятой постели. Они не верят в Бога и знают, что им дана одна жизнь. А потому посвящают ее сиюминутным удовольствиям. Короче, гедонизм в чистом виде.

Жить, в конце концов, значило устраиваться как нибудь так, чтобы быть максимально довольным.

«Смутная улыбка»

В историях своих персонажей писательница воплотила настроение целой эпохи.

Франция

Саган описывает французское общество. Действие ее романов разворачивается в Париже, на Лазурном побережье, в Лимузене - бесконечные виноградники, горы, тихие улочки, шум моря, терпкое вино. В «Смятой постели» давние любовники отправляются обедать в парижский пивной бар после ночи любви. Героиня «Слезинок в красном вине» тратит бешеную сумму в Летнем казино в Ницце. А в романе «Прощай, печаль» персонаж болен раком; глядя на набережные у Парижского порта и загорающих под сентябрьским солнцем горожан у Сены, он едет к любовнице, чтобы сообщить о приближающейся смерти.

В четыре часа дня, когда вовсю светит солнце, они, спрятавшись в тени за стеклом террасы и чувствуя, как оно беснуется снаружи, заказали две порции крепкой выпивки и благодаря усталости, желанию и алкоголю ощутили себя героями Фицджеральда. Больше их никто не видел и не слышал, потому что в тот день Эдуар и Беатрис целый день были наверху блаженства.

«Смятая постель»

Саган воссоздает короткие зарисовки из жизни французов: они ужинают в уютных ресторанах Парижа, гуляют на Елисейских полях, а лето проводят у моря. Словно это и не книга, а легкая французская мелодрама со сменяющимися декорациями.

Смерть

Любовь в произведениях Саган часто приобретает трагические обороты. В романе «Немного солнца в холодной воде» героиня решает покончить с собой, узнав, что ее больше не любят. «Здравствуй, грусть!» имеет похожий сюжет: юная Сесиль доводит до самоубийства подружку отца, спровоцировав его измену. Неожиданный финал имеет «Прощай, грусть»: ее герой узнает, что болен раком, и прощается с жизнью, пока не узнает, что ему поставили ошибочный диагноз.

Она вдыхала такой родной запах Роже, запах табака и чувствовала, что она спасена. И что погибла.

«Любите ли вы Брамса?»

Даже в романах, где, на первый взгляд, отсутствует трагическая развязка, тень смерти накрывает героев. Отказ в любви для них зачастую сродни смерти. Как, впрочем, и согласие на любовь. Они бесконечно размышляют о смысле жизни, убегая от реальности. Мечтают о самоубийстве, измученные праздностью и бездельем. Занимаются саморазрушением, злоупотребляя наркотиками и алкоголем.

Ученица монастырского пансиона Сесиль проводит летние каникулы на вилле отца на Лазурном побережье, крутит романы и мечтает избавиться от папиной подружки Анны.

20-летняя студентка юридического факультета Сорбонны влюбляется в дядю своего бойфренда и проводит с ним каникулы в Каннах.

В богемной парижской тусовке завязывается любовный многоугольник между актрисой, писателем, режиссером, литературным критиком, молодым медиком.

49-летняя Поль стоит перед выбором: остаться с Роже, который изменяет ей уже много лет, или же уйти к 25-летнему красавцу Симону, потерявшему от нее голову.

Француженка Жозе замужем за ревнивым американцем Аланом; она изменяет супругу, но не решается уйти от него.

Люсиль живет на попечении у своего состоятельного любовника Шарля, но на одном из светских вечеров влюбляется в Антуана - бойфренда богатой дамы Дианы.

45-летняя сценаристка Голливуда Дороти сбивает юношу Льюиса и забирает его к себе домой.

Спасаясь от депрессии, журналист Жиль решает провести лето у сестры на юго-западе Франции; в Париж он возвращается с женой местного чиновника.

Элеонора и Себастьян - сестра и брат, которые ведут разгульный образ жизни за счет друзей и любовников; они по очереди спят с состоятельной женщиной за деньги.

Беспечная Жозе уходит от наскучившего мужа к состоятельному покровителю Юлиусу, хоть и не способна ответить на его сильную любовь.

Актриса Беатрис, привыкшая менять мужчин, встречает бывшего любовника, от которого ушла 5 лет назад, и решает снова закрутить с ним роман.

В разгар Второй мировой Жером приезжает со своей девушкой Алисой на виллу друга, чтобы та соблазнила его и убедила поддержать антифашистское движение.

Престарелый режиссер русско-немецкого происхождения Костя фон Мекк снимает в оккупированной Франции фильм для Германии и спит с мальчиками и девочками.

Музыкант Венсан женился на Лоранс по расчету, однако спустя 7 лет брака он внезапно становится богатым и задумывается о том, чтобы бросить супругу.

Четверка аристократов в июне 1940 бежит из Парижа в Брюссель, но по дороге попадает под обстрел и вынуждена скрываться на близлежащей ферме.

Матье узнает, что у него рак легких и жить ему остается недолго; он навещает любовниц и коллег, а позже приходит к жене, чтобы сообщить о скорой смерти.

Журналист Франсуа решает переспать с 50-летней владелицей театра, чтобы добиться постановки пьесы, принадлежащей его возлюбленной Сибилле.

Франсуаза Саган - представительница современной женской прозы, основатель нового типа художественного мышления. Своим творчеством эта французская писательница привела к появлению новейшего стереотипа женского поведения, приоритетами которой стала потребность в самосовершенствовании и самореализации в различных сферах бытия.

Свой псевдоним писательница позаимствовала из романа известного французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», одной из героинь которого была герцогиня Саганська.

Франсуаза Саган (Куарез) родилась 21 июня 1935 года в семье богатого провинциального промышленника в городе Кажарк. Образование получила в лучших религиозных учебных заведениях Франции. Училась в Сорбонне, но бросила университет ради писательского труда. Первый роман «Здравствуй, грусть!» (1954) сделал ее скандально известной в 19 лет. Показательным было то, что ранняя и громкая слава не затмили ее разум. Ф. Саган пришла к отцу и спокойно спросила, что ей делать с 1.5 миллионами франков, полученных за публикацию романа. Он посоветовал: «Немедленно потратить их, потому что деньги для тебя - большая беда». Она так и поступила. Путешествия и яхты, неудачный брак с известным на то время издателем Те Шиллером (они вскоре расстались, он был на двадцать лет старше нее), рождение сына (1962), еще несколько попыток устроить семейную жизнь, влечение к азартным играм. В 22 года Франсуаза чудом уцелела после крупной автомобильной аварии.

Успех Саган многим казался непостижимым. Жизнь среди представителей богемы, в состав которой она входила, писательница удачно сочетала с упорным творческим трудом.

Один за другим из-под ее пера выходили романы, которые приносили ей мировое признание: «Странная улыбка» (1956), «любите Ли вы Брамса?» (1959), «Чудесные облака» (1961), «Сигнал капитуляции» (1965), «Капля солнца в холодной воде» (1969).

К периоду 70-х годов Ф. Саган пыталась почти не напоминать о себе, но потом ситуация изменилась: она выдала лирический роман «Синяки на душе» (1972), в котором непосредственно обратилась к читателя, рассказав о своих успехах и неудачах, о нравы «богемы» и ее литературные предпочтения.

Впоследствии увидели свет написанные в похожей манере «Мемуары» и книга «С наилучшими пожеланиями» (1984). их содержание подтвердил, что Ф. Саган совсем не похожа на своих героинь. Она относилась к жизни с неподдельным интересом, много размышляла о общественный прогресс и препятствия, которые встречались на его пути. Саган предупреждала об опасности, которой грозило безудержное и безграничное потребительство, когда культура становилась объектом купли и продажи. Писательница не скрывала своих политических симпатий: она открыто помогала президенту Міттерану в его предвыборной кампании.

Ф. Саган удалось уберечь свое творчество от зааганжованості. Она демонстративно отказывалась от литературных премий, почетных титулов и членства в Академии.

Среди произведений, написанных ею в течение 80 - 90-х годов, стоит отметить такие: «Потерянный профиль» (1974), «Расстеленное кровать» (1977), «Спящий пес» (1970), «Недвижимая гроза» (1983), «Надоело терпеть» (1985), «Водянистая кровь» (1987).

Значительный резонанс в Европе вызвал ее роман - биография о Саре Бернар (1987), написанный в форме писем к актрисе.

До 1991 года писательница выдала 22 романа, 2 сборника новелл, 7 пьес, 3 книги очерков. Во всех этих произведениях она пыталась изложить свои мысли, взгляды на современный мир, обычаи и литературу. Чувствовалось, что ее угнетала серость и духовное убожество «общества проживания», описания ею богемного или элитарного среды было обусловлено неприятием образа жизни мещанства, что приобрело глобальные масштабы.

Ф. Саган была известна и как общественный деятель, публицист. Она нарушала проблемы морального и духовного кризиса среди молодежи, защищала права человека.

Парижская квартира писательницы стала самым известным литературным салоном во Франции, который посещали не только писатели, но и дипломаты и премьер-министры.

Самая известная представительница женской прозы всегда повторяла, что любит скорость и азарт. Однако эти увлечения привели к негативным последствиям: частичной алкогольной зависимости, а впоследствии - и увлечение наркотиками.

В 1995 году Ф. Саган была условно осуждена и привлечено к ответственности за употребление и хранение кокаїну. ей грозило более серьеВНОе наказание, если бы в дело не вмешался тогдашний президент Франции Ф. Миттеран, который высоко ценил литературный талант писательницы. В феврале 2002 года она снова была условно осуждена, на этот раз за уклон от уплаты налогов.

В последние годы своей жизни Саган жила в Онфлере, городке на севере Франции, вместе с сыном и близким другом.

Умерла писательница в местной больнице 24 сентября 2004 года от сердечно-легочной недостаточности.

«Здравствуй, грусть!». Сюжет первого романа Ф. Саган был на удивление простым. Саган, эта «очаровательная маленькая бестия» (по словам Ф. Мориака), устами своей героини Сесиль поведала о отдых на берегу моря во время каникул в обществе отца, его любовницы и подруги покойной матери. Не стесняясь, она рассказала о телесные утехи, свои амурные отношения с соседом, которые не обязательно должны были иметь логическое продолжение. Неожиданно эту идиллию нарушила подруга матери Анна, характер которой отличался цельностью и глубиной. Опасаясь, что отец женится на ней, Сесиль, в конце концов, и стало причиной ее гибели. Понятно, что после возвращения в Париж и девушка, и отец продолжали жить прежней беззаботной жизнью. Несмотря на банальность сюжета, история, которую рассказала писательница, имела ощутимый подтекст грусти, что оказался и в названии книги. Мир плотских наслаждений вступил в романе Саган скрытой глубины.

Роман «Здравствуй, грусть!» стал бестселлером, впоследствии было выдано более миллиона его экземпляров на разных языках и в разных странах мира. Он сразу же вырос до своеобраВНОго символа, знамения времени, а образ главной героини олицетворял предсказательниц эпохи легких нравов. Он словно вобрал конкретные судьбы современниц писательницы - поэтому возник термин «поколение Франсуазы Саган». В одной из своих статей. Урден писал, что этот роман «отразил настроения и позицию молодого поколения, что начинало жить после огромного потрясение, которое испытал мир в годы войны, когда погибли прежние представления о Добре и Зле, прежние моральные ценности, прежние запреты и табу».

«Любите ли вы Брамса?» Это еще один рассказ о «лихорадку сердца», когда героиня должна решить хорошо известную в литературе проблему: сделать выбор между молодым, пылким, но неопытным любовником и спокойным, уравновешенным мужчиной среднего возраста. Произведение Саган напоминал роман А. Жіда «Пасторальная симфония», в котором автор рассуждал о невозможности воплощения в одном человеке высоких духовных и физических качеств.

Поль - главная героиня романа - тридцатидевятилетняя женщина, мастер декора жилых помещений, которая с течением времени стала по-новому понимать себя и свою жизнь. У нее не было семьи, детей, она чувствовала свое одиночество. Ее любовник Роже Ферте, сорокалетний владелец транспортного агентства, человек с «неудержимым аппетитом к жизни», никогда не смог бы дать ей то, о чем она мечтала, - тепло семейного уюта, радость познания жизненных истин вместе с детьми и т.д. Он был тем мужчиной, который умел приносить женщине удовольствие и уверенность в себе, но такое ощущение длилось лишь мгновение.

После шести лет периодических встреч, «законом которых стало понятие «свобода», Поль почувствовала еще большее одиночество. Пустая квартира, неизмятые простыни, мрачный покой стали атрибутами ее жизни и безмолвными спутниками. Героиня страдала от того, что никому не была нужна, никто не испытывал в ней потребности. «Она осталась одна, опять одна этой ночью... Лежа на кровати, машинально протянула руку, желая коснуться теплого плеча, она сдерживала дыхание, как будто боялась спугнуть сон кого-то. Мужа или ребенка. Не важно чей, лишь бы ее живое тепло помогало им спать и просыпаться. Но никому она по-настоящему не нужна».

Почти случайно, выполняя очередной заказ по декорированию дома богатой шестидесятилетней американки Ван ден Беш, мечтая этой работой улучшить свое финансовое положение, героиня познакомилась с двадцати - пятилетним сыном этой дамы - Симоном. Красивый и обаятельный, молодой человек сразу привлек внимание женщины. Этому способствовали и исключительные черты его характера - благородство, воспитанность, тактичность. «Он воплощал в себе тот тип молодого человека, который вызывал материнские чувства женщины ее возраста», - такого мнения была Поль о герое после первой встречи.

На Симона также произвела впечатление встреча с женщиной - декоратором. Будучи типичным воплощением «золотой молодежи», выполняя возложенные на него обязанности помощника адвоката - давнего знакомого г-жа Ван ден Беш, он постоянно боролся с ленью и рутиной. Среди своих сверстников Симон отличался тем, что отдавал предпочтение женщинам пожилым, со своими сложившимися взглядами на жизнь. Именно такую женщину (ее имени тогда еще он не знал) юноша увидел в той, которая выполняла заказ его матери.

Симон искал встречи с той, что заполонила его сознание. Навеселе он нарушил общепринятый ритм ужина Роже и Поль, а следующего утра, чтобы искупить свою вину, устроил женщине незабываемый завтрак в ресторане Булонского леса. Хотя каждый из них имел свой жизненный опыт, свои жизненные ценности, однако в тот момент их объединяло чувство полного удовлетворения жизнью. Они шутили и рассуждали над неотвратимостью одиночества, смеялись и грустили, и были, без сомнения, в восторге друг от друга.

Чувствуя влечение к Симону, Поль продолжала любить Роже. Для нее он оставался одновременно воплощением порока и совершенства. Его мимолетные увлечения другими женщинами она уже давно привыкла прощать, но не могла смириться с его полным отсутствием в своей жизни.

Она приняла ухаживания Симона. ей как женщине было приятно чувствовать свою необходимость. Героиня была довольна от того, что видела восторженные глаза влюбленного в нее молодого человека, однако не чувствовала себя полностью счастливой. Позволяя Симону любить себя, она постоянно вспоминала о своих встречах с Роже. Героиня не была уверена, любила ли она когда-то кого-то, кроме себя, любила и продолжала ли она любить Роже. До таких размышлений ее подтолкнуло приглашение Симона посетить концерт, на котором должна была звучать музыка Брамса. Обычное, казалось бы, вопрос, всколыхнуло в душе героини волну воспоминаний и заставило задуматься над своей жизнью. «Любите ли вы Брамса? Любит ли она хоть кого-то, кроме себя самой и своего существования?... Возможно, она лишь знала, что любит Роже. Просто хорошо усвоенные истины».

Придирчивые суждения окружающих людей по возрастной разницы между Поль и Симоном, доминирование «устоявшихся, общепринятых» истин над теми, которые еще требуют своих доказательств, стали причиной возобновления взаимоотношений между героиней и ее бывшим любовником Роже.

Ведущим мотивом романа стал мотив одиночества. Это самый страшный приговор, который мог получить человек. Главная героиня произведения боялась этого состояния, поскольку он был ей хорошо знаком: «ей были противны эти воскресные дни одиноких женщин: книга, которую читаешь в постели, пытаясь тянуть с чтением, переполненные кинотеатры, возможно, коктейль или обед в какой-то компании, а дома по возвращении - неубранный кровать и такое ощущение, будто с утра не было прожито ни минуты».

Выбирая для своего романа название, писательница, наверное, руководствовалась тем извечным вопросом, который рано или поздно задает себе наедине каждый человек - любит она свою жизнь, своих близких, любимых. Именно вопрос «любите Ли вы Брамса?» казалось заранее обреченным на единственно правильный ответ: как можно не любить то, что уже давно стало классикой, что уже стало «устоявшейся истиной»? Как можно ставить под сомнение те чувства, те отношения, которые уже давно невидимой рукой вписаны в жизни каждого из нас?

Созданный в конце 60-х годов роман «Капля солнца в холодной воде» развивал тему, характерную для раннего творчества Ф. Саган, хотя и на другом, более глубоком уровне.

Героиня книги Натальи Сільверен способна любить и сделать другого человека счастливым, но жизнь свела ее с рядовым мужем, журналистом Лантье. Он не в состоянии понять порывов женщины, которая готова была пожертвовать всем ради любви. Поэтому история их встреч закончилась гибелью героини.

Философичность произведений;

Проникновение в глубины женской психологии;

Рассказчики - уверенные в себе женщины с сформированной жизненной позицией;

Изображение сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, обусловленные различием мировоззренческих ориентиров и своеобразием мироощущения;

Героини - чувственные натуры, мечтательны и романтичны, способны ощущать тончайшие движения жизни.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет славянской филологии и журналистики

Кафедра русской и зарубежной литературы


Жизнь и творчество Ф. Саган


Выполнила:

студентка 3 курса

Медведева Мария Сергеевна


Симферополь, 2015


Введение

Заключение


Введение


Яркая личность Ф. Саган, с юных лет ставшей литературной звездой, всегда привлекала к себе интерес публики и внимание критиков. Восприятие писательницы как некоей популярной фигуры, отразившей в своем творчестве некоторые характерные особенности своего времени, определило и соответствующий подход к исследованию ее творчества, при котором Саган обычно рассматривается как своеобразный социологический феномен, заслоняющий собой творческий облик писательницы. Во французском литературоведении критическая литература, посвященная творчеству Саган, представлена монографиями Ж. Мурга, Ж. Урдена и Ж. Лами, а также многочисленными статьями, содержащими рецензии на ее произведения, посвященными анализу тех или иных аспектов ее творчества и причин ее популярности (П. де Буадеффр, Ж. Ган, М. Надо, Ф. Сенар, П. Вандром, А.Вийлор).

Совершенно с другой точки зрения подходит к изучению творчества Саган ряд англо-американских исследовательниц, представляющих феминистическую литературную критику и рассматривающих романы писательницы с точки зрения воплощения в них женской проблематики (Дж. Г. Миллер, В. А. Липтон, М. В.Сент-Онж).

В отечественном литературоведении последнее время отмечено появлением ряда статей, в которых наблюдается стремление пересмотреть негативные оценки творчества Саган, вынесенные литературной критикой 50-60-х годов и дающие о нем достаточно искаженное представление. Однако в основном литература, посвященная творчеству Саган, представлена предисловиями и послесловиями, носящими ознакомительный характер, а также упоминаниями в статьях и очерках преимущественно учебного или обзорного характера (Л. Зонинз, Ю. Уваров, Л. Андреев, Н. Ржевская, И. Шкунаева), причем исследователями рассматриваются в основном отдельно взятые ранние произведения писательницы, а более поздняя проза Саган остается без внимания.

Цель настоящего исследования - представить Ф.Саган и ее творчество не только как социологический феномен, но и, приподняв завесу окружающей ее легенды, увидеть в ней писателя, личность, женщину, определить художественное значение ее творчества, его связь с литературной традицией и место в современной французской литературе.

саган писательница женский


Глава 1. Обзор биографии Ф. Саган


В двенадцатом часу утра 21 июня 1935 года во французском департаменте Ло, в городке Кажарк, в роду потомственных фабрикантов и мелкопоместных дворян родилась девочка, которую позднее собратья по перу назовут «маленький очаровательный монстр», - Франсуаза Мари Анна Куарэ. Ее псевдонимом станет имя «Франсуаза Саган», которое, едва удостоившись появления на свет, превратилось в синоним ошеломительно раннего взлета и всемирного признания.

Отец ее, Пьер Куарэ, преуспевающий инженер, окончивший Индустриальный институт Севера, вел свое происхождение от испанских завоевателей, а пращуры матери, Мари Куарэ (в девичестве Лобард) ходили за Гробом Господнем, и герб их рода красуется в Версальском зале Крестовых походов. Но сама Франсуаза - или Кики, как ее называли близкие- любила заверять, что ее бабушка по лини отца русская, да и по линии матери она потомок петербуржцев. С детства мучило будущую писательницу обостренное чувство собственности по отношению к близким, страх потерять их - и, как следствие, невероятная ревность, которая и саму Франсуазу ужасала. И все эти переживания она переносила на страницы своих романов.

Кажарк, родной город Франсуазы, был центром епархии и оплотом католической церкви, но по сути представлял собой большую деревню с населением едва превышающем тысячу человек, многие из которых на зиму покидали городок. Но Франсуаза, имевшая замашки сорванца-мальчишки, не была склонна к унынию. В компании со старшими ребятами она играла в воров и полицейских, взбиралась на деревья и карабкалась по скалам - при этом всегда оказываясь впереди, ничего не боясь и неизменно ввязываясь в новые авантюры. Другой стороной ее натуры оказалась тяга к природе. Созерцание окрестностей питало романтические фантазии Франсетты и с ранних лет стало для нее необходимостью. Однако помимо всего этого душой маленькой Франсуазы все больше и больше завладевал мир, который открывало перед ней чтение. Она втайне пробиралась на чердак, где стоял шкаф, набитый книгами, и пропадала там целыми днями, зачарованная неизведанными тайнами и чувствами.

С началом Второй мировой войны Пьер Куарэ будучи лейтенантом запаса инженерных войск отправляется на линию Мажино, где исправно служит десять месяцев. После его демобилизации в 1940-м году семейство Куарэ переезжает в Лион, а Кики идет в первый класс. Девочку определили в школу «Ле Кур де ла Тур Питра». Одновременно она брала уроки музыки. У бедной вдовы, обучавшей Франсуазу, не было фортепьяно. Женщина использовала клавиатуру, нарисованную на картоне, и Франсетте приходилось разучивать на этом более чем странном приспособлении гаммы в полной тишине. Вот так она приобщилась к Моцарту и Баху, Бетховену и Брамсу. Как ни парадоксально, но Кики влюбилась в классическую музыку и впоследствии достойно послужила ей: после выхода в свет четвертого романа Саган «Любите ли вы Брамса?» продажи записей ее любимых композиторов увеличились впятеро.

В период оккупации Франции семья Куарэ прятала у себя евреев. Как-то немецкий солдат перепутал этажи и постучался к Куарэ. Мать Франсуазы Мари очень вежливо ответила ему, а, закрыв дверь, едва не лишилась чувств.

В 1946 году семья Куарэ переезжает в Париж, и начинаются скитания Кики по привилегированным католическим школам не только столицы Франции, но и швейцарских курортов. Однако «маленький очаровательный монстр» не вписывался в чопорные рамки пансионов, где основы воспитания составляли хорошие манеры и Библия, к учению которой Франсуаза, увлекшись в четырнадцатилетнем возрасте идеями Сартра, навсегда охладела.

С 14 лет Франсуаза стала пробовать свои силы в прозе и отправлять первые произведения по издательствам, но везде получала отказ. Домашние не придавали значения попыткам дочери что-то писать. Мари Куарэ впоследствии рассказывала, что Кики читала ей свои работы, перед тем как послать их в журналы, но мать лишь отметила для себя богатое воображение дочери. Выпускной экзамен Франсуаза так и не сдала, да и не стремилась. Выйдя из пансиона в 1953 году, Кики с одобрения родителей поступила на филологический факультет Сорбонны - Парижского университета. Однако чувство свободы и предчувствие новых острых ощущений побуждали ее проводить большую часть своей жизни не в аудиториях и библиотеках, а за столиками литературных кафе. Богема, точно водоворот, захватила ее целиком. Лишь среди писателей и художников, поэтов и музыкантов, в разговорах до полуночи она чувствовала себя в своей тарелке. Компания свободных, неординарных людей - это был ее мир! Как знать, не там ли она и услышала сюжет романа, сделавшего ее знаменитостью?

Начав свою книгу, Франсуаза, по ее собственным словам, испытывала чувство глубокой тоски. Утром она не осмеливалась перечитать написанное накануне - от страха почувствовать себя униженной, окажись это плохо. Наброски романа она записывала в тетрадку. Из опасения, что в общежитии тетрадь кто-нибудь найдет, Франсуаза отдала рукопись на хранение своей подруге, которая закрыла драгоценность в сейф. Но вскоре несчастная внезапно заболела и умерла, и труд начинающего автора бесследно исчез.

Из-за неудачи на экзамене по английскому Франсуазе пришлось забыть о Сорбонне. Теперь лишь литературные успехи могли успокоить уязвленную гордость, оправдать себя перед родными и друзьями. С огромным азартом Кики принялась восстанавливать утраченный текст и закончила роман за два с небольшим месяца. 6 января 1954 года Франсуаза отнесла его сразу в два издательства: «Жюйар» и «Плон». Пьер Жаве, литературный директор издательства «Жюйар», был крайне удивлен возрастом и видом Франсуазы Куарэ - ее вес был 49 килограммов, рост чуть больше полутора метров, она совершенно утопала в огромном плаще. Бросив беглый взгляд на первые листки, Жаве тут же обнаружил совершенно новые, необычные нотки в манере повествования этой девушки, такой еще юной. Пьер Жаве ознакомил с находкой редактора Франсуа Ле Гри, и поутру на столе Рене Жюйара, главы издательского дома, появился отчет, что в этом романе «жизнь струится, точно ручей», а автор отважился отразить без ложной стыдливости психологию своих персонажей настолько живо, что вряд ли читатель сможет когда-нибудь их забыть.

В ходе длительной беседы Рене Жюйар поинтересовался и размером желаемого аванса. Франсуаза, бывшая полным дилетантом в издательской системе расчетов, рискнула назвать сумму в двадцать пять тысяч франков, но тут же смутившись, предположила, что это, вероятно, слишком много. Жюйар предложил ей двойную сумму, но с условием, что первый тираж составит не три тысячи экземпляров, как это принято для первой публикации, а пять.

Пьер и Мари Куарэ согласились на публикацию романа дочери без особого энтузиазма и с непременным условием, что книга будет издана под псевдонимом. Они считали свою фамилию слишком известной, чтобы трепать ее «по пустякам».

Роман «Здравствуй, грусть!» появился без предварительной рекламной компании, но ни у кого в издательстве не было и тени сомнения, что продажа будет вполне успешной. Действительность превзошла все ожидания: уже первые несколько дней после начала продаж показали, что необходимо готовить переиздание. Дополнительный тираж определили в три тысячи экземпляров. Но вскоре потребовалось третье переиздание - уже в двадцати пяти тысячах экземпляров, вдогонку которым последовали еще пятьдесят. В течение года бестселлер вышел небывалым тиражом для Франции тех времен- триста пятьдесят тысяч экземпляров! А во всем мире общий объем выпуска книги, переведенной на тридцать языков, превысил миллион экземпляров.

Девятнадцатилетняя Франсуаза получила в качестве гонорара фантастические деньги - сто тысяч долларов. Даже Пьер Куарэ, считавшийся человеком с весьма солидными доходами, лишь за несколько лет смог бы заработать подобное состояние.

После такого успеха все ожидали от Саган следующего романа. Одни надеялись, что он будет лучше предыдущего. Другие были готовы побиться о заклад, что он будет провальным. Франсуаза понимала, что успех необходимо закрепить новым произведением, иначе ее славу признают случайной, и это навсегда закроет ей дальнейший путь в литературе. Но работа не шла. К тому же в тот период у нее вспыхнул бурный роман с фотографом Филиппом Шарпентье. Откровенно, почти напоказ выставляемые писательницей чувства шокировали публику. Для Филиппа же это была обыкновенная интрижка, и в скором времени он оставил Франсуазу. Саган погрузилась в депрессию, которую пыталась лечить алкоголем, но это отчаяние привело ее к новому роману - «Смутная улыбка» (1956 г.), который был встречен новыми восторгами.

В апреле 1957 г. Франсуаза лишь чудом не погибла. Она мчалась в машине на огромной скорости в нетрезвом состоянии. Жандармы потом скрупулезно подсчитают, что ее «астон мартин» проехал по канаве двадцать с лишним метров, затем подпрыгнул и приземлился еще почти через четыре метра. Врачи сами удивлялись, как им удалось ее спасти. Франсуаза долго пребывала в коме, а около нее в больнице все время находился мужчина, который был на двадцать лет старше писательницы, - Ги Шеллер, директор по спецпроектам издательства «Ашетт». 16 марта 1958 г. они поженились, но брак оказался недолгим. Франсуаза сама подала на развод: она не могла свыкнуться с тихими семейными буднями. К тому же за время, проведенное на больничной койке, Кики пристрастилась к наркотикам. Зависимость она вскоре преодолела, но личная жизнь с тех пор так и не складывалась. Забеременев, она вышла замуж второй раз - за скульптора Боба Уэстхоффа. В 1962 году у супругов родился сын Дени, но вскоре и этот брак был расторгнут.

Франсуаза Саган опубликовала около пятидесяти книг, многие из которых, такие как «Любите ли вы Брамса?» и «Немного солнца в холодной воде», стали мировыми бестселлерами. Написала она и несколько пьес, которые пользовались успехом и до сих пор идут на мировых подмостках, в том числе и в России. Но, несмотря на огромные гонорары и славу Королевы французской литературы, последние годы писательница прожила в нищете и забвении. Умерла она 24 сентября 2004 года в больнице нормандского города Онфлер - в возрасте шестидесяти девяти лет, от легочной эмболии.


Глава 2. Анализ творческого метода Ф. Саган


1 Тема «потерянного поколения» в произведениях писательницы


Большинство критиков, исследующих творчество Саган (Р.М.Альберес, П.де Буа-деффр, Т. Витман), сходятся во мнении, что ее романы близки по духу произведениям ряда молодых писателей, вошедших во французскую литературу на рубеже 40-50-х годов и отразивших в своем творчестве негативные настроения, воцарившиеся в послевоенной Франции. Представителями этого пласта литературы стали Р. Нимье, Ж. Лоран, А.Блонден, а также ряд других, близких им по настроению писателей. Т.Витман в диссертации, посвященной исследованию творчества этих авторов, называет это поколение «потерянным» по аналогии с «потерянным поколением», появившимся после первой мировой войны. Повествуя о трагедии послевоенного поколения, молодые авторы затрагивают в своем творчестве извечную тему французского романа - проблему взаимоотношений отцов и детей, тему судеб молодого поколения. В этом смысле они, по сути, продолжают традиции жанра семейного романа, в то же время отказываясь от традиционных для него формы и сюжета.

Рассматриваемая обычно в традиционном жанре семейного романа проблема взаимоотношения поколений приобретает совершенно новое звучание в произведениях «потерянных» авторов, отразивших в своем творчестве настроения разочарования результатами войны и пессимизма относительно будущего, охватившие значительную часть населения послевоенной Франции. Основой творчества этих авторов стал отказ от идеи «ангажированности», популярной в годы Сопротивления, от социальной и политической проблематики, свобода от всяких моральных обязательств и нравственных норм. Они создали специфичный для французской литературы тип романа - саморазоблачения, повествующего о выбитых из колеи, циничных, аморальных молодых людях, о трагедии молодого поколения, оказавшегося перед хаосом разрушающегося у них на глазах мира. Пессимистическое мироощущение «потерянных» авторов обусловило своеобразную трактовку в их творчестве тем, характерных для жанра семейного романа: проблема взаимоотношений отцов и детей однозначно решается ими как неприятие мира взрослых, а в решении темы судеб молодого поколения выражен крайний пессимизм.

Творчество писателей «потерянного поколения» является симптоматичным для своего времени, поскольку отражает мироощущение и настроения значительной части послевоенного поколения молодых людей. Вместе с тем оно представляет собой лишь определенное направление в развитии французской литературы этого периода, в которой продолжает развиваться семейный роман в его традиционном виде. Поэтому анализ ранних произведений Саган именно с этой точки зрения способен пролить свет на истоки пессимистического мироощущения автора, объяснить безнадежность ее жизненной концепции, сохранившейся и в более поздних романах писательницы.

В ранних произведениях Ф. Саган намечаются тематика и тональность ее последующего творчества, и тема любви, женской судьбы, обычно находящаяся в центре внимания писательницы, безусловно, занимает в них самое значительное место. Однако далеко не самое основное. Примером этому может служить роман «Здравствуй, грусть» (1954), в котором тема женской судьбы связана скорее не с образом главной героини, а раскрывается во взаимоотношениях других персонажей книги. В романах «Смутная улыбка» (1956) и «Через месяц, через год» (1957) тема любви уже непосредственно связана с образами главных героев, однако служит, скорее, для раскрытия другой, не менее интересной и значительной проблематики - темы молодого поколения и его судеб и связанных с нею проблем воспитания, взаимоотношения поколений.

Рассматривая в своем творчестве проблемы, характерные для семейного романа, романа воспитания, писательница трактует их в ключе «потерянного поколения». Произведениям Саган свойственно полное отсутствие социального фона, сужение сферы изображаемого до межличностных отношений героев. Замкнутость персонажей Саган в мире чувств и любовных переживаний предстает как своеобразная реакция молодых на окружающую действительность и обусловливает своеобразный «эскепизм» романов писательницы, присущий произведениям и других авторов «потерянного поколения». Главной особенностью воплощения семейной проблематики в творчестве Саган является то, что писательница рассматривает проблемы, характерные для семейного романа, через призму любовных отношений. В произведениях Саган традиционный семейный сюжет предстает в значительно измененном виде, поскольку писательница не показывает семью в ее обычном, традиционном варианте. В романе «Здравствуй, грусть» семья представлена в лице главной героини Сесили, ее отца Раймона и Анны, его любовницы. Во взаимоотношениях этих трех персонажей и разворачивается в произведении Саган настоящий конфликт поколений. В противоположность Анне, отстаивающей мир прежних, традиционных ценностей, Сесиль и Раймон являются представителями нового, разуверившегося поколения французов. Описывая взаимоотношения отца и дочери, Саган подходит к объяснению того факта, что целое поколение молодых людей, не будучи непосредственными участниками войны, тем не менее стали ее жертвами, ощутив на себе ее воздействие через посредство старшего поколения. Это поколение отцов, вышедшее из войны разочарованным и опустошенным, оказалось не способным передать по наследству своим детям ничего, кроме безверия, бездуховности и циничного отношения к действительности. В связи с этим в центре внимания писательницы оказывается именно сложный внутренний мир подростка, проблема душевного взросления юной героини, едва вступающей в жизнь и обнаруживающей вокруг себя цинизм и равнодушие взрослых.

В романе «Смутная улыбка» Саган продолжает исследование темы взаимоотношения поколений, полностью перенося ее в область чувств, на любовную почву. В этом произведении писательница еще дальше отходит от первоначальной модели семейных отношений. Она совсем не показывает родителей главной героини, однако любовник Доминики и его жена, не имеющие детей и взявшие девушку под своеобразную опеку, по возрасту вполне могли бы быть ее родителями. Подобное изображение семьи, постановка семейной проблемы не случайны, поскольку продиктованы особенностями времени, характеризующегося свободой нравов и неустойчивостью, распадом традиционных форм семейных связей. В результате послевоенное поколение молодежи оказывается, как отмечает Ж. Урден, «поколением без родителей», что верно как в буквальном (чьи-то родители, возможно, не вернулись с войны), так и в переносном смысле. Это старшее поколение, вынесшее из военных лет ощущение внутреннего надлома и опустошенности, не в состоянии выполнять свои родительские функции по отношению к детям, поскольку способно передать им лишь негативный опыт, безверие и пессимизм. Таким образом, молодые люди, вступая в мир, оказываются в нем совершенно одинокими и беззащитными.

В романе «Через месяц, через год», в котором Саган отходит от семейной тематики, на первый план выступает судьба молодого поколения, а точнее, тема «потерянности» молодежи, приобретающая здесь еще более трагический оттенок, а ощущение безысходности становится всеобщим, распространяясь на целый ряд персонажей книги - вялых, пресыщенных, уставших от жизни несчастных молодых людей, безуспешно пытающихся любовными переживаниями и рассеянным флиртом заполнить пустоту своего существования. В отличие от тех французских писателей, которые связывают с новым поколением надежды на будущее (Р. Мартен дю Гар «Семья Тибо», С. де Бовуар «Прелестные картинки»), Саган не верит в будущее своих героев, поскольку историческая реальность дает слишком мало поводов для оптимизма, и, подобно «потерянным» авторам, решает тему молодого поколения в пессимистическом ключе.

Итак, вслед за писателями «потерянного поколения», Ф.Саган в своем раннем творчестве в определенном ракурсе запечатлела облик послевоенной эпохи, отразила настроения пессимизма, разочарования, отчаяния и безысходности, охватившие значительную часть французской молодежи 50-х годов. Анализ творчества писательницы на фоне литературы «утраченных иллюзий» позволяет сделать вывод о том, что, при всей кажущейся поверхностности, произведения Саган обладают достаточно серьезной проблематикой, поскольку проливают свет на духовную и социальную драму XX в., дают ключ к осмыслению послевоенной эпохи, а также к пониманию всего последующего творчества писательницы.


2 Воплощение «женской» темы в творчестве Саган


Соприкасаясь, с одной стороны, с семейным жанром, Саган в то же время продолжает традиции женской литературы, поскольку основные темы ее произведений обычно получают выражение через женский образ, почти всегда стоящий в центре повествования. Несмотря на то, что термин «женский роман» достаточно широко используется в современном литературоведении, до сих пор нет единого мнения о том, что включает в себя это понятие. Подвергается сомнению вообще правомерность выделения этого пласта литературы в особую группу. В данной работе, говоря о женской литературе, мы имеем ввиду произведения, написанные женщинами о женщине, женской судьбе, восприятии женщиной окружающего мира и себя в нем, иными словами, произведения, в которых делается попытка осмысления особого, отличного от мужского, бытия женщины в мире.

В отечественном литературоведении нет традиции рассматривать женскую литературу как целостное явление, в то время как во Франции попытка подобного подхода к исследованию произведений женщин-писательниц была предпринята еще в начале века Ж.Ларнаком в его «Истории женской литературы во Франции» (1923). Среди современных исследований в области истории женской литературы можно назвать работы Э. де Ларошфуко, М. Мерсье и некоторых других авторов.

Что касается отечественного литературоведения, то здесь, за исключением редких статей, затрагивающих вопросы американского феминизма, нет работ, посвященных исследованию теоретических аспектов женского вопроса и женской литературы как целостного явления. Анализ произведений Саган в контексте женской литературы дает возможность не только определить особенности преломления в ее творчестве женской проблематики, но и позволяет дать представление о состоянии современной женской прозы во Франции и теоретических взглядов на данную проблему.

Анализ теоретических аспектов женского вопроса показывает, что проблема женской судьбы, женского предназначения получает различные решения в зависимости от того, как понимается суть женщины. В случае если женщину рассматривают преимущественно как половую сущность (Э. Дойч), смысл ее существования сводится к исполнению ею своей непосредственной биологической функции жены и матери. Если же делается акцент на культурном, человеческом аспекте ее существования (С. де Бовуар), то в этом случае предназначение женщины не отличается от предназначения мужчины и заключается в том, чтобы реализовать свое человеческое призвание. Наиболее целесообразным представляется утверждение С.де Бовуар о том, что женщина является «человеческим существом, обладающим сексуальностью». В этом случае ее самореализация как личности включает два аспекта: осуществление ею своего женского предназначения, то есть природной роли жены и матери, и выполнение социальной задачи, то есть самоутверждение в профессиональной, творческой, культурной деятельности.

В произведениях Ф.Саган начинают звучать некоторые социальные мотивы, однако в целом писательница остается верна позициям «потерянных» авторов, что и обусловливает своеобразие трактовки в ее творчестве женской темы.

В литературе проблема женской судьбы приобретает различные решения в зависимости от мировоззренческих установок и творческой концепции автора. Так, если С.де Бовуар, рассматривающая женщину в свете экзистенциалистской философии, почти всегда ставит своих героинь перед проблемой решительного выбора, позволяющего им либо обрести полную свободу, либо остаться заключенной в рамках ограничивающей их ситуации («Гостья»), то есть перед проблемой реализации своего женского и человеческого призвания, то героиням Ф.Саган не удается осуществить ни одного из этих предназначений.

Наиболее показательна в этом отношении судьба Поль из романа «Любите ли Вы Брамса?..» (1959), в котором писательница выводит на сцену уже не беспечную и праздную юную героиню, а женщину, для которой настало время подводить итоги. В этом произведении Саган блестяще демонстрирует свою способность проникновения в женскую психологию, раскрывая внутреннее состояние героини в трудный, кризисный момент, когда та обнаруживает себя на пороге старости и одиночества. Если взглянуть на судьбу Поль через призму существующих представлений о сути и предназначении женщины, то не остается сомнений в том, что ей не удалось реализовать себя в полной мере. Героини Саган без сожаления отвергают традиционную роль хранительницы домашнего очага, которую общество предлагает женщине, и в то же время отказываются от выполнения своей социальной роли, от самоутверждения в профессиональной сфере. Объяснение подобному решению женской темы в творчестве Саган следует искать в мироощущении автора, проникнутого послевоенным пессимизмом. Отсутствие в романах Саган темы материнства, столь характерной для произведений женщин-писательниц объясняется тем, что в литературе с образами детей обычно связана тема будущего, в то время как Ф. Саган, подобно большинству авторов «потерянного поколения», скептически настроена относительно будущего своих героев.

Между тем, тема детства все-таки присутствует в творчестве писательницы, но связана здесь с образами взрослых героинь Саган, которым присуща беззаботность, безответственность, инфантильность, социальная пассивность и неприспособленность к жизни. Что же касается отрицательного отношения героинь Саган к трудовой деятельности, то оно, вероятно, идет от убеждения писательницы в том, что труд, в том виде, в каком его предлагает современное общество, не соответствует внутренним потребностям личности, поскольку носит в основном принудительный, антигуманный характер. В произведениях писательницы работа почти всегда предстает лишь либо как средство обеспечения жизни («Сигнал к капитуляции»), либо как способ заполнить пустоту существования («Любите ли Вы Брамса?..»). Воспринимаемая таким образом, она не приносит ее героиням внутреннего удовлетворения, а вызывает лишь чувство протеста и стыда. С учетом взглядов писательницы на трудовую деятельность, в которых опять же чувствуется ее близость «потерянным» авторам, становится ясно, что социальная пассивность героинь Саган обусловлена не их женской природой, как предполагает фрейдистская концепция женщины, рассматривающая ее как существо, склонное к «пассивности, нарциссизму и мазохизму», но диктуется, в первую очередь, особенностями социальной среды. Социальная пассивность героинь Саган в этом случае предстает как протест против общества, не дающего им возможности реализовать себя в жизни. Однако протест героинь Саган несостоятелен, поскольку, отказавшись от выполнения традиционной женской роли жены и матери, от самоутверждения в профессиональной сфере, они не нашли ничего более достойного, что оправдало бы их существование, придало ему смысл.

В этом заключается и трагедия героини романа «Сигнал к капитуляции» (1965) Люсили, которая отвергает предложенную ей писательницей реальную возможность изменить свою жизнь, не попытавшись ни реализовать себя в материнстве, ни найти точку приложения своим силам в профессиональной деятельности. В отличие от Поль, остро ощущающей свое одиночество и страдающей от того, что жизнь ее прошла совсем не так, как ей хотелось в юности, для Люсиль, в силу ее возраста, еще не пришло время подводить итоги. Тем не менее очевидно, что героиня «Сигнала к капитуляции» несчастна, поскольку ей не удалось найти себя в жизни.

Описывая очередную грустную историю своей героини, Саган на этот раз вводит в роман некоторые социальные мотивы, показывая роль денег в сфере чувств и воздействие потребительской идеологии на женскую психологию. В отличие от других авторов, поднимающих в своем творчестве тему «потребительского общества», Саган, оставаясь верной самой себе и ограничиваясь изображением личных взаимоотношений героев, исследует в своих романах скорее духовный, чем социальный аспект проблемы, показывая проникновение нравов, порожденных «потребительским обществом», в сферу чувств («Сигнал к капитуляции», «Немного солнца в холодной воде»).

В романе «Немного солнца в холодной воде» (1969) тема женской судьбы приобретает еще более трагическое звучание. Как и для предыдущих героинь писательницы, любовь для Натали имеет необычайно большое значение, поскольку является для нее единственным способом самовыражения. Крах любви воспринимается как потеря смысла жизни. Поэтому Натали, ощущающая это острее других героинь писательницы, кончает жизнь самоубийством.

В пессимистической трактовке Саган темы женской судьбы, любви, человеческих взаимоотношений ощущается некоторая связь с теорией экзистенциализма. В 50-е годы экзистенциализм перестал оказывать непосредственное воздействие на литературу, но сохранил на нее косвенное влияние, поскольку идеи Сартра, наложившись на царившие после войны пессимистические настроения, были усвоены многими молодыми писателями, прокламирующими отказ от сартровского экзистенциализма, его идеи ангажированности. Безусловно, интеллектуальный климат послевоенной Франции не мог не оказать своего воздействия на формирование мировоззрения Ф. Саган. Однако идеи философа получили в ее произведениях своеобразное преломление. Применительно к писательнице было бы справедливо говорить о «бытовом» экзистенциализме. Описывая любовные драмы своих персонажей, Саган не погружается в философские глубины, а скорее интуитивно воплощает на бытовом уровне идеи, созвучные сартровским, как бы перенося их из области чистой философии в повседневную жизнь.

Романа «Потерянный профиль» (1974) особенно наглядно демонстрирует характер и особенности ее творческой эволюции, выражающейся, с одной стороны, в попытках расширить диапазон своих произведений путем введения в них новых тем, персонажей и, с другой стороны, в неспособности реализовать свой замысел на том высоком уровне, на котором выполнены первые романы Саган. Роман «Потерянный профиль» дает представление и о развитии женской темы в творчестве писательницы. Постепенно Саган сводит протест своих героинь на нет и пытается вывести их из жизненного тупика путем возврата к отрицаемым прежде традиционным ценностям. В романе «Потерянный профиль» она дает, наконец, своей героине возможность самореализации, вводя в повествование тему труда, семейной жизни, материнства. Однако писательница не показывает на страницах романа, как сложилась дальнейшая судьба Люсили. Это говорит о том, что Саган все же так и не удалось преодолеть присущего ей пессимизма в трактовке женской темы. Таким образом, концепция женской судьбы в творчестве писательницы в целом остается безнадежной.


Заключение


Романы Саган, несмотря на близость произведениям «массовой литературы» и распространенное мнение о поверхностности, незначительности ее творчества, содержат в себе достаточно серьезную и значительную проблематику и заслуживают действительно внимательного и пристального прочтения.

Ранние произведения писательницы несут на себе печать послевоенного пессимизма и являются более поздней модификацией романа «утраченных иллюзий», возникшего в конце 40-х годов в творчестве авторов так называемого «потерянного поколения», с которыми Саган сближает общность творческих принципов, настроений и восприятия жизни. Соприкасаясь в своем раннем творчестве с традициями жанра семейного романа, Саган, в силу своего мироощущения, придает особое звучание характерной для него проблематике и, вслед за писателями «потерянного поколения», предлагает крайне пессимистическое решение темы судеб молодого поколения и проблемы взаимоотношений отцов и детей. В дальнейшем Саган несколько отходит от позиций «потерянных» авторов, однако безнадежная жизненная концепция, истоки которой содержатся в ее ранних романах, сохраняется и в более поздних произведениях писательницы, определяя своеобразие воплощения в ее творчестве темы женской судьбы.

Следует отметить, что Саган поднимает данную проблему не только в отношении женских персонажей, но и в отношении героев-мужчин, которые также не могут найти себе места в жизни. Выходя таким образом за рамки женской темы, писательница поднимается до осмысления всеобщей, универсальной проблемы смысла жизни и человеческого предназначения.

Особенности мироощущения Саган обусловили пессимистическое решение темы человеческой судьбы в ее творчестве и настойчивое звучание в ее произведениях мотива неудавшейся, несостоявшейся жизни. Тем не менее, сквозь безнадежность жизненной концепции в романах Саган неизменно проступает вера писательницы в человека, в его способность жить и любить. И именно в этой особенности ее произведений заключается своеобразный «грустный» гуманизм Ф.Саган.


Список использованной литературы


1. Биографии известных людей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Биография Ф. Саган [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Великие люди. Биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Жизнь и творчество Ф. Саган [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Интервью с Дени Уэстхофф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archive.is/20120804163203/www.izvestia.ru/person/article3112767/

Творчество Ф, Саган. Автореферат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Франсуаза Саган: Баловень Судьбы или неизбежность эпохи? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Ф. Саган. Биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Франсуаза Саган: жизнь по большому счету [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Франсуаза Саган. «Чтобы помнили» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=635


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Классический роман великой французской писательницы Франсуазы Саган "Ангел-хранитель" - пронзительная история двух непохожих людей и их попыток найти счастье. Вот уже больше сорока лет эти вечные сюжеты заставляют трепетать сердца читателей всего мира.
"Иллюзия искусства - заставить читателя поверить, будто великая литература очень близка к жизни, но в действительности все наоборот. Жизнь аморфна, литература строга."
Франсуаза Саган

Женщина, о которой мечтают, женщина, по которой сходят с ума, женщина, которую богато содержат и заботливо опекают, находит вдруг свою любовь. Настоящую любовь, дающую ей смысл, счастье и уверенность, как будто из-под серой пыли и грязи на свет пробился прекрасный цветок.

Нью-Йорк - город, где много воздуха, прямой, как стрела, продуваемый ветром так, что не чувствуется никакого кислородного голодания, где двумя искрящимися лентами изогнулись реки - Гудзон и Ист-Ривер. Нью-Йорк вибрирует днем и ночью - под порывами морских ветров, пропитанных запахами соли и бензина днем и выпитого алкоголя ночью.

Любовь - это тайна, завесу над которой люди пытаются приподнять уже много веков. Настоящую любовь, подлинную страсть дано испытать далеко не каждому, но только тот, кто отмечен ею, проживает полноценную жизнь.

Франсуазу Саган всегда привлекал мир сцены. Она даже пробовала себя в качестве режиссера, но роль драматурга принесла ей гораздо больший успех.
Все три пьесы, опубликованные в этой книге, относятся к позднему периоду творчества Саган.
"Счастливая случайность" - парадоксальный рассказ о трусе, которого все считали героем.
"Пианино в траве" - комедия о попытке вернуть молодость.

В романе Франсуазы Саган "Женщина в гриме" снова рассказывается о любви. О любви, в начале которой ни Он, ни Она не знают, к чему приведет их встреча. Быть может, к недолгой и неудачной связи, быть может, к порыву страсти, не оставляющей ничего, кроме стыда. Но уже невозможно отвести глаза друг от друга и страшно упустить возможность радостного сосуществования, наполненного светом и нежностью.
На русском языке роман публикуется впервые.

Франсуаза Саган (Françoise Sagan, настоящая фамилия - Куаре (Quoirez); 21.VI.1935, Кажар - 24.IX.2004, больница города Онфлёр, Нормандия) - французская писательница, драматург, в 1985 году удостоена премии князя Монако за вклад в литературу.
Действие происходит холодной зимой, замок окружен снегом.

Перед вами три романа великой Франсуазы: "Здравствуй, грусть", "Смутная улыбка", "Через месяц, через год" - романы, с которых началась ранняя и стремительная творческая дорога писательницы и которые, так же, как и полвека назад, расходятся огромными тиражами и зажигают сердца миллионов читателей во всем мире.

С милым рай в шалаше? Женщине, легко и беззаботно порхающей по жизни, как бабочка над усеянным цветами полем, доводится проверить это нехитрое высказывание. Так что же все-таки "главнее": беззаботность и привычка к счастливой безбедной жизни в комфорте и роскоши или любовь, влечение тел и душ? Или же просто всему свое время?