Open
Close

Базаров и старшее поколение. Конфликт отцов и детей в романе И.С.Тургенева Отцы и дети (Школьные сочинения)

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

Проблема “отцов и детей” - это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема -“отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении “отцов” и “детей” сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Кто-то вступает в открытый конфликт с представителями старшего поколения, обвиняя его в бездеятельности, в пустословии; кто-то, понимая необходимость мирного решения этой проблемы, уходит в сторону, предоставляя и себе, и другим право свободной реализации своих планов и идей, не сталкиваясь с представителями другого поколения.

Столкновение “отцов” и “детей”, которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.

Среди таких писателей хочется выделить И. С. Тургенева, который написал великолепный роман “Отцы и дети”. В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между “отцами” и “детьми”, между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале “Современник”. Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

В романе “Отцы и дети” главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы “отцов и детей”, с позиции их социальных, политических и общественных разногласий.

Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.

Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: “Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!..” Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: “Рафаэль гроша медного не стоит...”

Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П. П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что “...без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет “аристократишек” в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Одно из главных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу.

Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его “своим ” человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это время Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: “Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры...” Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон.

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом. Поэтому проблема “отцов и детей” заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему “отцов и детей” с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде “отцов” и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Проблема “отцов и детей” актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. “Дети”, открыто выступающие против поколения “отцов”, должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

1. Общественно-политические настроения.
2. Новаторство в произведении.
3. Сходство и различие Базарова и Павла Петровича.
4. Характер Николая Петровича.
5. Жизненная позиция Аркадия.

И. С. Тургенев, как натура творческая и чувствительная, прекрасно видел и понимал, что происходит в социальной жизни его современников. Роман «Отцы и дети» был завершен в 1862 году, когда в обществе явно прослеживалось противоборство двух политических партий либералов-аристократов и революционных демократов. Безусловно, это не могло не отразиться в романе писателя, где конфликтные стороны представляют нигилист Евгений Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.

Будучи дворянином, Иван Сергеевич не мог разделять взглядов Базарова, который, по мнению автора, и являлся носителем революционных демократических идей. С другой стороны, Тургеневу как художнику были интересны эти люди, их характеры. Его отношение к своему герою далеко не однозначно, о чем свидетельствует и тот факт, что Евгений «подавляет все остальные лица романа». При написании своего романа Иван Сергеевич проявил некоторое новаторство в плане построения сюжета и самой идеи произведения. Это было новое веяние в художественной литературе того времени. Роман Тургенева полностью лишен привычных традиционных элементов любого другого художественного произведения. Здесь трудно обнаружить развязку или завязку сюжета, не существует строгого плана, определяющего ход действия. С другой стороны, в произведении можно увидеть хорошо прорисованные сильные характеры, наблюдения и картины из обыденной жизни помещиков и крестьян. Отсутствие строго выверенных художественных компонентов совершенно не умаляет ценности этого произведения, поскольку здесь осуществляется тщательный психологический анализ человеческой личности, проявляется отношение автора к своим героям.

С первого знакомства с главными героями романа Евгением Базаровых и Павлом Петровичем Кирсановым становится ясно, что эти люди не смогут не противостоять друг другу. Автор еще более подчеркивает это, давая подробнейшее описание внешнего облика своих персонажей. «Изящный и породистый» Кирсанов не мог не раздражать нигилиста своими откровенно аристократическими замашками, классическими чертами лица, белоснежными воротничками, красивыми руками с длинными розовыми ногтями. А Павел Петрович с явной неприязнью смотрел на широкий плебейский лоб, «крупные выпуклости просторного черепа», длинные волосы и широкие одежды нечаянного гостя. Уже при первом знакомстве друг с другом между этими людьми вспыхнул огонек неприязни, который впоследствии разросся до настоящего конфликта между старшим и младшим поколениями. Нигилист, привыкший работать и с практической стороны подходить к любому явлению окружающей жизни, безусловно, не мог понять аристократа, заточившегося в деревне и рассуждающего о тонких материях. Евгений раздражал Кирсанова своей ограниченностью по поводу не материальных, а духовных ценностей.

С другой стороны, эти главные герои романа невероятно близки друг другу. Оба до неистовства верны своим однажды сложившимся взглядам и не готовы пойти хотя бы на малейший компромисс. Нигилист ратует за свободомыслие, отвергая все не вписывающееся в границы материальной действительности, а аристократ с не меньшим рвением консервативен во всем, чувствуя себя настоящим джентльменом. Оба ни на йоту не могут отступить от своих «принципов», хотя один из них, в частности молодой человек, уверен, что вообще лишен каких-либо принципов: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Несмотря на идеологические различия, по характеру Кирсанов и Базаров сильно похожи. Оба используют свой внешний облик для демонстрации своих взглядов. Отсюда и балахоны вместо одежды, длинные волосы, бакенбарды Евгения, безукоризненный костюм, крахмальные тонкие рубашки, отполированные ногти Павла Петровича. Упрекая своего соперника в лени и отсутствии каких-либо попыток сделать что-нибудь полезное для общества, Базаров, по большому счету, и сам для себя еще не определил четкой цели, не нашел своего предназначения в этой жизни. Именно поэтому, выступая в споре в роли обличителя, Евгения мешкает с ответом на вопрос Кирсанова: «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить».

За него заступается Аркадий, утверждая, что задача нигилистов заключается только в разрушении всего старого, в освобождении нового места. Не только Кирсанов почувствовал слабину в рассуждениях Базарова. Одинцова также быстро почувствовала отсутствие главной жизненной цели у своего нового знакомого. Обладая невероятной проницательностью, она не может поверить, что Евгений, наделенный столь высокой долей самолюбия, способен довольствоваться деятельностью обычного уездного лекаря. На что главный герой отвечает: «Да и, кроме того, что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет Случай что-нибудь сделать — прекрасно, а не выйдет — по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Кирсанов искренне уверен, что Базаров не более чем позер и своей теорией прикрывает свое невежество и плохие манеры: «...прежде нужно было учиться... а теперь им стоит сказать, что все на свете вздор... и дело в шляпе... прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Если в начале романа читатель явно чувствует пропасть; разделяющую младшее и старшее поколения, то по ходу развития действия становится понятно, что ее как таковой и не существует вовсе. Несмотря на то что молодые люди, разговаривая между собой о братьях Кирсановых, не называют их иначе, как «старички», автор точно указывает возраст Николая Петровича и Павла Петровича.

В результате становится видно, что не такие у них преклонные годы, чтобы записывать их в старики, а тем более по современным меркам. Еще больше приближает отца Аркадия к новому поколению его молоденькая жена и грудной сын, семья как бы указывает читателю, что Николай Петрович находится в самом расцвете сил. Именно он в большей степени и противостоит нигилистическим идеям сына и его друга. Павел Петрович ненавидит Базарова, вступая с ним в дебаты, он отстаивает свою точку зрения исключительно на словах, однако только Николай Петрович без лишних разговоров занимается делом. Он не испытывает по отношению к Евгению сильно негативных эмоций, подобно своему брату. Более того, он уважает мнение этого человека, заслуженно считая его умным и начитанным. Кирсанов живо интересуется и научными химическими опытами своего гостя, как губка, впитывая все новое и интересное. Вместе с тем именно Николай Петрович, единственный из всех занимающийся практической деятельностью, может противостоять нигилисту, поставить под сомнение его доводы по поводу материальности всего происходящего. Кирсанов не просто рассуждает, а старается что-то изменить в окружающей жизни, для чего создает ферму, отдает часть земли крестьянам. Своим, казалось бы, незаметным трудом он добивается значительно больших результатов, нежели все вместе взятые нигилисты, ратующие за свободу и отвергающие идеалы ради улучшения жизни. Николай Петрович сильно переживает из-за своих разногласий с сыном.

Он первым делает шаг навстречу и старается понять новое поколение. Иногда он чувствует, что в чем-то отстает от передовой молодежи, что-то для него уже недосягаемо. Однако это осознание еще больше подстегивает Кирсанова с утроенным рвением заниматься практической деятельностью. Только работа позволяет ему доказать окружающим и самому себе, что он еще жив и молод, что, пока он может приносить пользу своей семье и государству, его еще рано списывать со счетов. С сожалением Николай Петрович вспоминает о своих заблуждениях юных лет, о своих спорах со своей матерью, которую ввиду неопытности считал отставшей от жизни и слишком старой, чтобы воспринимать новые веяния, взгляды. Теперь «этой же пилюлей» его потчует родной сын.

Конфликт, разгоревшийся на первых страницах, затихает в произведении как бы сам собой. После отъезда нигилиста в семье Кирсановых вновь воцаряется спокойствие. Аркадий постепенно отдаляется от своего приятеля и попадает под влияние умной и практичной Кати. Раздражение против Евгения, зародившееся в душе молодого человека еще в период дружбы со своим невольным наставником. Разрастается до такой степени, что разваливает всю дружбу. Аркадий, также не лишенный проницательности, начинает замечать, что слова друга не всегда соответствуют его поступкам. Вызывают недовольство острые и не всегда безобидные высказывания Евгения о родных и знакомых Кирсанова-младшего.

В результате Базаров уезжает в имение своего отца, где вскоре получает заражение и умирает. Аркадий же перенимает опыт своего отца, сближаясь с ним все больше и больше. Ему нравится заниматься хозяйственной деятельностью, нигилистические наклонности отходят на второй план, пока вообще не остаются где-то далеко в прошлом. Молодой человек, обладающий творческой натурой, любящий музыку и поэзию, осознает несостоятельность теории своего друга и быстро отказывается от нее.


Проблема связи между поколениями актуальна во все времена и всегда имеет место в любом обществе людей разных возрастов. Со временем принципы молодых вытесняют идеалы «отцов». «Дети всегда стремятся к изменениями и реформам, стараются вести активную деятельность. Старшее поколение хочет сохранить прежние духовные ценности, основываясь на которых прожило всю жизнь. Оно стремится оставить всё на своих местах и обрести покой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Молодые могут обвинить их в бездеятельности, а «отцы» - в непонятных и странных для них изменениях.

Такая острая проблема нашла отражение в произведениях русских писателей. Среди них выделяется И.С. Тургенев с романом «Отцы и дети». Проблема связи поколений раскрывается в произведении во взаимоотношениях нигилиста Базарова с дворянином Павлом Петровичем, со своими родителями, а также на примере отношений в семье Кирсановых.

Евгений – выделяющийся представитель молодого поколения второй половины девятнадцатого века – нигилист. Он не признаёт искусство, не восхищается природой, отрицает любовь. После приезда в имени Кирсановых Базаров сталкивается с социально-политическим врагом – Павлом Петровичем. Данные герои романа занимают противоположные жизненные позиции. Это стало причиной их многочисленных споров. Брат Николая Петровича выступает за сохранение старых устоев, а Евгений – за их разрушение.

Первой поднялась тема творчества и его роли в жизни. По мнению Павла Петровича, аристократы – движущая сила эволюции общества. Базаров же считает, что они не способны к прогрессирующей деятельности, от них нет пользы: «Русскому человеку герои не нужны».

Также темой споров стал нигилизм. Старший Кирсанов осуждает приверженцев этого течения за то, что они бесполезны и бессильны: «Вас всего четыре с половиной человека». Базаров говорит: «В теперешнее время полезней всё отрицать». Его точка зрения абсолютно обратна, он рассуждает о необходимости революционных действий, критерием которых является народная польза.

Кроме того, два социально-политических врага имеют разные мнения о русском обществе. Евгений утверждает, что народ не понимает собственных целей и интересов, глуп и невежественен, но главный герой гордится своим происхождением и считает, что нигилизм – проявление народного духа.

Четвёртый вопрос затрагивает отношение к искусству и природе двух героев. Павел Петрович считает искусство неотъемлемой частью духовной жизни любого культурного человека. Базаров не согласен с его мнением: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта». О природе он отзывается так: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Пятый конфликт двух поколений мы видим на примере отношений Базарова со своими родителями. С одной стороны, он признаётся, что любит их, а с другой – не принимает их позиций и убеждений, не соответствующих его взглядам. Это и приводит к непониманию отцов и детей. Тем не менее Базаров и его родители остаются в хороших и тёплых отношениях.

В семье Кирсановых в малой степени возникает данная проблема. Дело в том, что Аркадий похож на своего отца. Это проявляется в общих духовных ценностях – дом и семья. Он пытается подражать своему другу нигилисту. Это является причиной споров в семье.

Заключается произведение неожиданной смертью Базарова. Такой поворот событий было сложно предугадать, ведь Евгений был молод и полон сил, хотел сделать ещё множество великих дел, но по глупой случайности умер. Этим автор намекает на отсутствие будущего у таких людей.

Обновлено: 2018-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Одной из проблем общества, которая актуальна в любые времена, является конфликт между разными поколениями. Ярким примером художественного произведения, раскрывающего данную проблему, является роман Тургенева «Отцы и дети».

Ключевым персонажем произведения является Евгений Базаров - представитель нового поколения, которое проповедует нигилистическую идеологию. Он представлен как яркий приверженец данного направления; его друг Аркадий Кирсанов, напротив, старается подражать нигилистам, однако в итоге отказывается от этой философии. В романе им противопоставляются представители старшего поколения: это отец и дядя Аркадия, которые придерживаются либеральных взглядов, а также более консервативные родители Евгения.

Основу мировоззрения главного героя составляет отказ от общепризнанных идеалов: ему не нравится разделять чью-то точку зрения («Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»); он отрицает прошлое («Прошедшего не воротишь...») и не терпит промедлений («Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники»). Его идеология направлена на разрушение существующего строя, так как он им крайне недоволен, однако при этом Базаров практически ничего не предлагает взамен разрушаемых идеалов.

Братья Кирсановы, напротив, активно продвигают идеи сохранения текущего строя. Их также не устраивает нынешняя обстановка, однако это связано с наличием молодых нигилистов, которые, по их мнению, много пустословят («Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»). Так, Николай Петрович не ставит на себе крест после смерти жены, а продолжает искать своё счастье в любви к Фенечке.

Родители главного героя представлены более спокойными и консервативными людьми, их мировоззрение больше связано с религией. Их образы тесно связаны как с простонародьем (суеверия, простота), так и с высшим сословием (медицинское образование у Василия Ивановича, крепостные души во владении Арины Власьевны).

Особое внимание в романе Тургенев уделяет контрастам: они проявляются не только в противопоставлении идей Базарова-младшего и старшего поколения, но и в самих описаниях героев. Так, высокий и угрюмый Евгений спорит с низеньким жизнерадостным Николаем Петровичем; основа описания Базарова - его внутренний мир, Кирсановых - внешность. Также имеет место контраст внутри самих нигилистов: Анна Одинцова, в которую влюбляется Евгений, отвергает его и любовь в целом, в то время как Аркадий Кирсанов отвергает сам нигилизм ввиду своего простодушия и любви к стихам.

В то же время нельзя не отметить схожести между героями. Базаров и братья Кирсановы являются ярыми защитниками своих идей (хотя в итоге основной защитницей нигилизма оказывается Одинцова). Семья Базаровых, несмотря на явные различия в подходах к жизни, строит отношения на любви, что подтверждает и сам Евгений.

Конечные образы у всех персонажей, кроме Базарова, оказываются чётко обозначенными: они либо отступают от своих прежних идей (Аркадий), либо продолжают гнуть свою линию (старшие Кирсановы, Одинцова). Базаров же, напротив, оказывается в плену своей философии: он отрицает любовь, но при этом не способен устоять перед своими чувствами к Одинцовой. Символично, что главный герой оказывается единственным, кто умирает в произведении: только он один не сумел найти своё место в обществе из-за внутренних противоречий.

Конфликт между отцами и детьми в одноимённом романе Тургенева заканчивается победой идеологии старшего поколения. Тем не менее именно в такой борьбе интересов формируется человек как личность, так как не всегда важно быть абсолютно правым в споре - важно уметь слушать других и при необходимости пользоваться чужим опытом.