Open
Close

Самые известные картины марка шагала. Марк Шагал

Р одители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле - во всех странах, где он жил и работал .

Ученик Леона Бакста

Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время, изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.

«Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств».

Марк Шагал

В Петербурге он занимался в школе Общества поощрения художников и в студии Говелия Зейденберга, учился живописи у Льва Бакста . В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники.

В 1909 году Шагал вернулся в Витебск. Он вспоминал, как бродил по городским улицам в поисках вдохновения: «Город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах» .

На многих полотнах художника можно увидеть этот провинциальный городок: покосившиеся заборы, горбатые мосты, кирпичные улочки, старую церковь, которую он часто видел из окна своей мастерской.

Здесь, в Витебске, Шагал встретил свою единственную любовь и музу - Беллу Розенфельд.

«Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. <...> И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа».

Марк Шагал

Почти на всех его полотнах с женскими образами изображена Белла Розенфельд - «Прогулка», «Красавица в белом воротнике», «Над городом».

Марк Шагал. «День рождения». 1915

Марк Шагал. «Прогулка». 1917

Марк Шагал. «Над городом». 1918

Парижские картины на ночных рубашках

В 1911 году Шагал познакомился с депутатом Государственной думы Максимом Винавером, и тот помог художнику выехать в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов. Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.

В Париже Шагал во всем видел поэтику: «В вещах и в людях - от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма - было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности» . Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины» .

Марк Шагал. «Невеста с веером». 1911

Марк Шагал. «Вид Парижа из окна». 1913

Марк Шагал. «Я и деревня». 1911

Через год он переехал в «Улей» - здание, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Здесь он написал «Невесту с веером», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами». Денег, которые высылал ему Винавер, хватало только на самое необходимое: питание и аренду мастерской. Холсты стоили дорого, потому все чаще Шагал писал на натянутых на подрамники кусках скатерти, простынях и ночных рубашках. Из-за нужды он продавал свои картины дешево и оптом.

Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь» .

«Меня их [кубистов] затеи ничуть не возмущали. «Пусть себе кушают на здоровье свои квадратные груши на треугольных столах», - думал я. <...> Мое искусство не рассуждает, оно - расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубо-реализм! Они скучны мне и противны»

Марк Шагал

В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине - в редакции журнала Der Sturm. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. У художника появились последователи. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.

Шагал - основатель Витебского художественного училища

В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне.

Марк и Белла Шагал с дочерью Идой. 1924. Фотография: kulturologia.ru

Марк и Белла Шагал. Париж. 1929. Фотография: orloffmagazine.com

Марк и Белла Шагал. Фотография: posta-magazine.ru

После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 1919 году он организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков.

«Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, - воплощается... Мы можем себе позволить роскошь «играть с огнем», и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до «правых» включительно».

Марк Шагал

Учащиеся школы занимались плакатами с лозунгами, рекламными вывесками, а к годовщине Октября расписывали стены и заборы революционными сюжетами. Марк Шагал создал в училище систему свободных мастерских. Художники, которые руководили мастерскими, могли использовать собственные методы обучения. Здесь преподавали Казимир Малевич , Александр Ромм, Нина Коган. Своему старому учителю, Юделю Пэну, Марк Шагал предложил возглавить подготовительное отделение.

Однако в коллективе вскоре возникли разногласия. Школа приобрела супрематический уклон, и Шагал уехал в Москву . В Москве художник учил рисованию детей в колонии для беспризорников, писал декорации для Еврейского камерного театра. Он не оставлял мысли вернуться в Париж, но пересечь границу в то время было непросто.

Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена

Возможность покинуть СССР появилась у Марка Шагала в 1922 году. Для участия в Первой русской художественной выставке в Берлине художник вывез большую часть своих полотен, а потом выехал с семьей. Выставка прошла с успехом. Пресса публиковала о его творчестве восторженные отзывы, издатели выпускали биографию и каталоги картин Шагала на всех европейский языках.

Художник пробыл в Берлине больше года. Он изучал технику литографии - печати рисунков с помощью оттиска.

«Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все свои печали и радости...»

Марк Шагал

Весной 1923 года Шагал вернулся в Париж. Картины, которые он оставил в парижском «Улье», пропали. Некоторые из них художник восстановил по памяти, среди них «Торговец скотом», «День рождения».

Вскоре Марк Шагал снова вернулся к литографии. Его друг, издатель Амбруаз Воллар, предложил создать офорты к «Мертвым душам» Николая Гоголя . Сам двухтомник «Мертвых душ» вышел ограниченным тиражом - всего 368 экземпляров. Это было коллекционное издание: каждая иллюстрация в книге была пронумерована и подписана художником, а бумага ручной выделки защищена водяным знаком Ames mortes - «Мертвые души». Один комплект гравюр - 96 работ - Марк Шагал подарил Третьяковской галерее .

Марк Шагал. Синяя корова. 1967

Марк Шагал. Голубая рыба. 1957

Марк Шагал. Сотворение мира. 1960

Художник готовил офорты и к другим книгам: «Басням» Лафонтена, «Дафнису и Хлое» Лонга, автобиографии «Моя жизнь». А иллюстрации к Библии стали началом нового цикла работ, над которым он трудился всю жизнь. Гравюры, рисунки, картины, витражи и рельефы объединились в «Библейское послание» Шагала.

Монументальное искусство Марка Шагала

В 1934 году картины Шагала, которые хранились в музеях Берлина, были публично сожжены по приказанию Гитлера. Сохранившиеся - выставлены в 1937 году как образцы «дегенеративного искусства». Вскоре после этого Марк Шагал покинул Францию и с семьей отправился в США.

В 1944 году он собрался вернуться в освобожденный от немцев Париж. Но в эти дни скоропостижно умерла Белла. Шагал тяжело переживал утрату. Он не писал картины девять месяцев, а когда вернулся к творчеству, создал две работы, посвященные Белле, - «Свадебные свечи» и «Вокруг нее».

Марк Шагал. Свадебные свечи. 1945

Марк Шагал. Вокруг нее (Памяти Беллы). 1945

После этого Марк Шагал был женат еще дважды. Сначала на американской переводчице Вирджинии Макнилл-Хаггард, - у пары родился сын Дэвид, - а после - на Валентине Бродской.

Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Также Марк Шагал создал мозаики для здания Парламента в Израиле, два живописных панно для Метрополитен-оперы в США.

В 1973 году Марк Шагал посетил СССР. Здесь он провел выставку работ в Государственной Третьяковской галерее, после чего несколько полотен подарил Третьяковке и Пушкинскому музею .

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почетного легиона. В конце этого же года, к юбилею Шагала, в Лувре прошла персональная выставка художника.

Шагал скончался в особняке в Сен-Поль-де-Ванс. Он похоронен на местном кладбище в Провансе.

Марк Шагал: «Чтоб картина моя светилась радостью…»

Искусствовед Ирина Языкова рассказывает, почему творчество художника-авангардиста - это библейское послание

Знаменитого художника-авангардиста называют «своим» три страны - Россия, Франция и Израиль. Марк Шагал - еврей по происхождению - родился в тогда еще российском Витебске и встретил там свою музу и главную любовь. Учился в Петербурге и Париже, в послереволюционной России готовил эскизы декораций для спектаклей и оформлял Еврейский камерный театр. Но мировой знаменитостью Марк Шагал стал во Франции, куда эмигрировал с семьей в 1922 году.

Среди работ Шагала - не только картины. Художник иллюстрировал «Мертвые души» Гоголя, «Басни» Лафонтена, сборник рассказов «Тысяча и одна ночь» и Библию на французском языке. Музей Шагала в Ницце так и называется - «Библейское послание».

А еще Марк Шагал был мастером монументального искусства: делал мозаики, витражи, скульптуры, керамику. Он оформил множество католических, лютеранских храмов и синагог в Европе, США и Израиле.

К 130-летию со дня рождения художника искусствовед Ирина Языкова объясняет, почему творчество Марка Шагала нельзя воспринимать без религиозного контекста, и рассказывает о главных работах с библейским сюжетом.

Ирина Языкова

С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось, и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать.

- Марк Шагал, каталог к открытию музея «Библейское послание» в Ницце

Очень много искусствоведов рассматривают Марка Шагала просто как одного из модернистских художников XX века. Кто-то считает его продолжателем наивного искусства, кто-то - чистым модернистом. Но Шагал - это особое явление в ХХ веке.

Если Малевич строил разные идеи, выпускал громкие манифесты, Кандинский развивал свою философию и отразил ее в статье «О духовном в искусстве», то у Шагала такой задачи не было. Он ничего не декларировал, он просто выражал в своем творчестве восхищение перед Божьим миром. И мне кажется, неправильно воспринимать работы Марка Шагала вне религиозного контекста.

Ребенком я чувствовал, что во всех нас есть некая тревожная сила. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космонавтов.

- Марк Шагал, «Все это есть в моих картинах», Литературная газета, 1985 г.

Прогулка, 1917-18 гг.

Холст, масло
169,6 × 163,4 см
Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Для него все было чудом: жизнь, любовь, красота - все это было проявлением чуда. Чудом он едва не сгорел, еще не родившись: когда у матери начались схватки, в доме возник пожар, и роженицу выносили из дома на кровати. Этот случай он запечатлел потом на картине и говорил, что прошел огненное крещение. И это, видимо, утвердило Шагала в мысли, что он рожден для чего-то великого. Художник считал, что Бог его предназначил изобразить красоту мира.

Не помню кто, скорее всего, мама рассказывала, что, как раз когда я родился - в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы на окраине Витебска - вспыхнул пожар. Огонь охватил весь город, включая бедный еврейский квартал. Мать и младенца у нее в ногах, вместе с кроватью, перенесли в безопасное место, на другой конец города.

Но главное, родился я мертвым. Не хотел жить. Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить. Как будто насмотрелся картин Шагала. Его кололи булавками, окунали в ведро водой. И наконец он слабо мяукнул.

Рождение, 1910 год

Холст, масло
65 × 89,5 см
Художественный музей, Цюрих, Швейцария

В чем истоки религиозности Марка Шагала

Марк Шагал родился в Витебске, в еврейской бедной и очень верующей семье, где все хорошо знали Библию и заповеди, ходили в синагогу, молились, в субботу зажигали свечи и устраивали трапезу. Шагал рано выучил еврейский язык и начал читать Библию. Библия стала книгой, которая сопровождала художника всю жизнь. И религиозность была у Шагала, можно сказать, в крови.

Знали бы вы, как я млел от восторга, стоя в синагоге рядом с дедом. Сколько мне, бедному, приходилось проталкиваться, прежде чем я мог туда добраться! И наконец я здесь, лицом к окну, с раскрытым молитвенником в руках, и могу любоваться видом местечка в субботний день. Синева под молитвенный гул казалась гуще. Дома мирно парили в пространстве. И каждый прохожий как на ладони.

Начинается богослужение, и деда приглашают прочитать молитву перед алтарем. Он молится, поет, выводит сложную мелодию с повторами. И в сердце у меня словно крутится колесико под масляной струей. Или словно растекается по жилам свежий сотовый мед. Чтобы описать вечернюю молитву, у меня не хватит слов. Я думал, что все святые собираются в этот день в синагоге.

Суббота, 1910 год

Холст, масло
90 х 95 см
Музей Валльраф Ричарде, Кельн,
германия.

Вера в еврейском понимании, Ветхий Завет - родная среда для Марка Шагала. Пророки с его картин часто выглядят так же, как и старики из родного местечка. Он ощущал их как своих кровных родственников: это его история, его род. К тому же евреи хорошо знали свою родословную вплоть до седьмого-восьмого, а то и десятого колена. И когда отец воспротивился решению сына учиться живописи, Шагал привел аргумент, что его предок в XVIII веке расписывал синагогу.

В один прекрасный день (а других и не бывает на свете), когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате, я подошел, тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал:

Мама… я хочу быть художником. Ни приказчиком, ни бухгалтером я не буду. Все, хватит! Не зря я все время чувствовал: должно случиться что-то особенное. Посуди сама, разве я такой, как другие? На что я гожусь?

Что? Художником? Да ты спятил. Пусти, не мешай мне ставить хлеб. …

И все-таки решено. Мы пойдем к Пэну.

Я и деревня, 1911 год

Холст, масло
191 × 150,5 см
Музей современного искусства, Нью Йорк, США

Мать и отвела сына к еврейскому художнику Иегуди Пэну, который в свое время учился у Ильи Репина. Шагал поучился классической живописи, но выдержал недолго и стал писать так, как требовала душа. В этом смысле он был абсолютно свободен: главным для Шагала был образ, и он добивался его выразительности.

Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Цепочка домов и будок, окошки, ворота, куры, заколоченный заводик, церковь, пологий холм (заброшенное кладбище). Все как на ладони, если глядеть из чердачного окошка, примостившись на полу. Я высовывал голову наружу и вдыхал свежий голубой воздух. Мимо проносились птицы.

Над Витебском,
1915 год

39 x 31 см
Художественный
музей Филадельфии,
США

Чем Марк Шагал отличается от всех авангардистов

Что такое авангард? Искусство, которое идет вперед, которое делает то, чего не было раньше. С этой точки зрения Шагал, конечно, авангардист. Каждый авангардист создает собственный мир и стиль. Мир Шагала - это мир любви, красоты и чуда. И этому подчинены и стиль, и манера художника. Это и отличает его от многих художников XX века, которые очень часто изображали трагедии, негативные стороны мира, не красоту, а уродство. И хотя у Шагала тоже есть негативные вещи и трагические образы, но все-таки основной мотив - это любовь и свобода, радость и красота.

Лично я не уверен, что теория - такое уж благо для искусства. Импрессионизм, кубизм - мне равно чужды.
По-моему, искусство - это прежде всего состояние души.
А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле.
Душа свободна, у нее свой разум, своя логика.
И только там нет фальши, где душа сама, стихийно, достигает той ступени, которую принято называть литературой, иррациональностью.

Я имею в виду не старый реализм, не символический романтизм, который принес мало нового, не мифологию, не фантасмагорию, а… а что же, Господи, что же?

Обрученные и Эйфелева башня, 1913 год

Холст, масло
77 х 70 см
Национальный музей Марка Шагала, Ницца, Франция

К тому же чаще всего художники авангарда были людьми неверующими, даже антиклерикальными, некоторые, правда, вдохновлялись религиозным искусством (Гончарова, Петров-Водкин, даже Малевич), но по-своему понятым. А у Шагала религия и авангард сочетаются.

Видимо, он много унаследовал от хасидского иудаизма. А хасиды большое внимание уделяют эмоциям, будь то искренняя радость или глубокое покаяние перед Богом. Молитва у них выражается не только в словах, но и в пении, и в танце. Это тоже передалось Шагалу и отразилось в характере его живописи.

Был праздник: Суккот или Симхас-Тора. Деда ищут, он пропал. Где, да где же он?

Оказывается, забрался на крышу, уселся на трубу и грыз морковку, наслаждаясь хорошей погодкой. Чудная картина.

Пусть кто хочет с восторгом и облегчением находит в невинных причудах моих родных ключ к моим картинам. Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки, напротив, сильно повлияли на мое искусство.

Праздник Кущей (Суккот), 1916 год

Холст, гуашь
33 x 41 см
Галерея Розенгарт, Люцерн, Швейцария.

В чем особенности изобразительного языка Марка Шагала

Прежде всего, у Шагала особая, сферическая перспектива. Он видит мир с высоты птичьего или ангельского полета, желает объять мир целиком. И это тоже связано с его восприятием жизни, желанием подняться над бытом, над неуютным миром. Он считал, что человек создан свободным, способным летать, для любви, а именно любовь и поднимает человека над миром. Хотя в начале ХХ века все в какой-то мере мечтали летать, преодолевать пространство и время.

Художник, куда это годится? Что скажут люди?

Так честили меня в доме моей невесты, а она по утрам и вечерам таскала мне в мастерскую теплые домашние пироги, жареную рыбу, кипяченое молоко, куски ткани для драпировок и даже дощечки, служившие мне палитрой.

Только открыть окно - и она здесь, а с ней лазурь, любовь, цветы.

С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или в черное, парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет».

Над городом,
1918 год

Холст, масло
56 x 45 см
Государственная
Третьяковская
галерея.

Как и многие художники, Шагал был увлечен революцией, и в ее первую годовщину его назначили комиссаром искусства в Витебске. Художник должен был разрисовывать улицы и делать плакаты. Но неожиданно разразился грандиозный скандал: вместо красных флагов большевистское начальство увидело на плакатах летающих коров, ангелов и влюбленных, парящих над землей.

Комиссары были, кажется, не так довольны. Почему, скажите на милость, корова зеленая, а лошадь летит по небу? Что у них общего с Марксом и Лениным?

Шагал не мог понять причины недовольства, он же за свободу! А полет - это и есть выражение свободы. К тому же тогда он был влюблен - художник обожал свою молодую жену Беллу. Состояние, когда человек может творить, любить, лететь на небо - в понимании Шагала это и было абсолютной свободой. Революционная карьера художника на этом и закончилась.

День рождения, 1915 год

Масло, картон
80,5 × 99,5 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Нисколько не удивлюсь, если спустя недолгое время после моего отъезда город уничтожит все следы моего в нем существования и вообще забудет о художнике, который, забросив собственные кисти и краски, мучился, бился, чтобы привить здесь Искусство, мечтал превратить простые дома в музеи, а простых людей - в творцов.

Но путь Шагала продолжался и, вдохновленный своей любовью, он работает без устали и пишет все, что видит его глаз и чувствует душа. Шагал видит мир преображенным. С одной стороны, в этом мире все просто, близко, узнаваемо: дома, люди, коровы… Оттого и язык Шагала кажется наивным, простым, это почти детский лепет, но за этой простотой и наивностью открывается удивительная философская глубина. Иногда кажется, что рисунок какой-то неправильный, композиции сбивчивы, но если внимательно присмотреться, Шагал очень четко выстраивает картины, более того - часто создает композицию как музыкальное произведение, полифонию. У него звучащие краски, запоминающиеся образы.

Здесь, в Лувре, перед полотнами Мане, Милле и других, я понял, почему никак не мог вписаться в русское искусство.

Почему моим соотечественникам остался чужд мой язык.
Почему мне не верили. Почему отторгали меня художественные круги. Почему в России я всегда был пятым колесом в телеге.
Почему все, что делаю я, русским кажется странным, а мне кажется надуманным все, что делают они. Так почему же?

Не могу больше об этом говорить.
Я слишком люблю Россию.

Художник над Витебском, 1977-78 гг.

Холст, масло
65 × 92 см
Частная коллекция

Как понимать картины Марка Шагала

Мир на его картинах многообразный, часто можно встретить несовместимые вещи. Язык Шагала немного фантазийный, реалистом его точно не назовешь. Но о реальности Шагал знает больше, чем кто бы то ни было, он и нас призывает заглянуть глубже в нее. Так, например, корову он рисует с человеческим лицом, а внутри у нее - теленочек, новая жизнь. Шагал видит внутреннее, сокрытое. Он видит смысл этого мира, знает, что Бог создал его с любовью и хочет, чтобы люди жили в любви. Во всех его работах есть восхищение красотой творения.

Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему.

И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли.

Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах.

Художник: на луну, 1917 год

Гуашь и акварель, бумага
32 × 30 см
Частная коллекция

Картины Шагала очень интересно разглядывать и толковать, каждая деталь у него что-то значит. На первый взгляд они кажутся очень простыми, но начинаешь разбирать и видишь за обыденными вещами сущностные. В это время такой многослойности нет ни у кого. И это идет именно из его библейского взгляда на мир.

Темно. Вдруг разверзается потолок, гром, свет - и стремительное крылатое существо врывается в комнату в клубах облаков.
Такой трепет крыльев.

Ангел! - думаю я. И не могу открыть глаза - слишком яркий свет хлынул сверху. Крылатый гость облетел все углы, снова поднялся и вылетел в щель в потолке, унося с собой блеск и синеву.

И снова темнота. Я просыпаюсь.
Это видение изображено на моей картине «Явление».

Явление, 1918 год

Частная коллекция

Библейские сюжеты в творчестве Марка Шагала:
главные работы

Молящийся еврей (Раввин Витебска), 1914 год

Холст, масло
104 × 84 см
Музей современного искусства, Венеция, Италия

Эта картина написана еще в Витебске. Евреи для молитвы надевают накидку (таллит), привязывают филактерии - коробочки с текстами Священного Писания, и сидят, раскачиваясь, молятся. И так могут молиться часами. Шагала это завораживало. И в этой картине он не просто показывает красоту черного и белого, хотя это красиво сделано. Но здесь важно и внутреннее состояние: Бог и человек, жизнь и смерть, черное и белое. Шагал всегда идет дальше того, что он рисует, все время хочет показать глубину жизни.

Дядюшек у меня тоже было полдюжины или чуть больше. Все - настоящие евреи. Кто с толстым брюхом и пустой головой, кто с черной бородой, кто - с каштановой. Картина, да и только.

По субботам дядя Нех надевал плохонький талес и читал вслух Писание. Он играл на скрипке. Играл как сапожник. Дед любил задумчиво слушать его.

Один Рембрандт мог постичь, о чем думал этот старец - мясник, торговец, кантор, - слушая, как сын играет на скрипке перед окном, заляпанным дождевыми брызгами и следами жирных пальцев.

Уличный скрипач, 1912-13 гг.

Холст, масло
188 × 158 см
Городской музей, Амстердам, Нидерланды

Скрипач на крыше - это вообще известный еврейский образ. И это всегда символ чего-то важного, так как скрипачей приглашали на самые торжественные моменты: свадьбу или похороны. Как у нас колокола звонят, так и скрипач выходит на крышу и оповещает всех о радости или печали. Как и ангел, он соединяет небо и землю: у Шагала он одной ногой стоит на крыше, а другой - на земле. На этой картине мы видим и церковь, и синагогу, как и было во многих местечках. Шагал вырос на этом и наряду с еврейской культурой воспринял и христианскую.

Вокруг церкви, заборы, лавки, синагоги, незамысловатые и вечные строения, как на фресках Джотто. Мой грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. А что? Туда и дед забирался. И смотрел на тебя столько, сколько хотел.

Одиночество, 1933 год

Холст, масло
102 × 169 см
Художественный музей Тель-Авива, Израиль

Эта картина уже 30-х годов. Что мы здесь видим? Сидящий пророк с Торой или простой еврей. И тут же корова с совершенно человеческим лицом и скрипка рядом, а над ними ангел летит. Вот о чем эта картина? Она о человеке перед Богом. Еврей сидит и задумался о своем бытии.

И все одухотворяется. В теленке просматривается образ тельца - символ жертвы: белое животное, без пятна порока. Человек, ангел, животное, небо и земля, Тора и скрипка - это и есть вселенная, и человек постигает ее смысл и размышляет над ее судьбами. Хочется вспомнить слова из Псалма: «Что есть человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?» (Пс. 8:5).

«Библейское послание» Марка Шагала -
серия иллюстраций к Библии

В 1930-е годы французский книгоиздатель Амбруаз Воллар предлагает Марку Шагалу сделать иллюстрации к Библии. Художника, конечно, увлекает эта идея, и он воспринимает ее очень серьезно: воспользовавшись заказом, отправляется в путешествие по Палестине, чтобы прочувствовать страну, о которой он так много читал, но где еще ни разу не был.

В течение десяти лет он создает серию гравюр «Библейское послание». Изначально этот цикл задумывался черно-белым. И в 1956 году Библия с иллюстрациями Шагала вышла как отдельная книга, в нее вошли 105 гравюр. После войны художник знакомится с цветной литографией, и с того момента он продолжает иллюстрировать библейские сюжеты уже в цвете. Иллюстрации Марка Шагала к Библии ни на что не похожи. Так проиллюстрировать Библию не был в силах никто. Все эти иллюстрации составили экспозицию музея Марка Шагала в Ницце, который открылся в 1973 году и получил название «Библейское послание».

Иллюстрации в графике:

Авраам и три ангела

Известный библейский сюжет о посещении праотца Авраама тремя посланцами Бога или Самим Богом. Авраам изображен стоящим к нам лицом, а ангелов мы видим только со спины. Шагал помнил завет, что Бога нельзя изображать, поэтому он не показывает лиц ангелов. Правда, в более поздних работах он будет изображать Бога. В этом смысле он был бесконечно свободным человеком, для него не было вопроса: а так можно рисовать? Как душа требует, так он и рисует.

Авраам оплакивает Сарру

С одной стороны, Шагал не реалист, а с другой - он так глубоко изображает некоторые вещи, как не всегда сможет реалистичный художник. Он так изображает скорбь Авраама, оплакивающего смерть Сарры, что это не может не трогать.

Борьба Иакова с ангелом

Свобода художника и неординарность его мышления порой поражает. На этом рисунке ангел, с которым вступает в единоборство Иаков, явно не субтильный, это не легкое неземное существо. Здесь словно два еврейских подростка борются, и еще не понятно, кто победит. Священные события Шагал показывает через привычные ему реалии еврейской жизни. Но эти, казалось бы, такие бытовые детали нисколько не преуменьшают высокого духовного пафоса этих произведений.

Иосиф и жена Потифара

Библейский рассказ из жизни Иосифа проиллюстрирован в традициях народной наивной живописи. Такая обнаженная красавица с круглыми грудями, возлежащая на ложе, и бедный юноша, который не знает, как от нее увернуться. Шагал не боится изображать священные события с иронией. Для него Священное Писание - это не священная корова, к которой нельзя подойти. Это текст, над которым мы должны задуматься, который дает проекцию на нашу жизнь и помогает нам понять самих себя.

Мариам и женщины пляшут после Исхода

Танец Мариам и израильских жен полон веселой страсти. Наверняка таких женщин Шагал видел и у себя в местечке. Он тесно соприкасался с хасидской культурой, а хасиды очень музыкальны, и их молитва выражается, в том числе, и в танце.

7 июля 1887 года в Витебске в границах осёдлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев, родился Марк Шагал . Искусствоведы, занимающиеся творчеством Шагала, называют его авангардистом — за свою долгую жизнь художник отразил в своих работах большое количество разнообразных течений. Помимо графики и живописи, он занимался сценографией и писал стихи.

Марк Шагал, 1967 г. Фото: Public Domain

Досье

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал) родился 7 июля 1887 года в городе Витебске. Настоящая фамилия семьи — Сегал . По воспоминаниям Марка Шагала, её изменил на «Шагал» отец художника.

Отец художника Хацкель (Захар) Мордух Шагал работал грузчиком в лавке купца-селёдочника. Мать Марка Фейга Ита Чернина была дочерью мясника из Лиозно. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Марк был старшим из десяти детей.

Образование

В 1900 - 1905 годах он учился в витебском первом четырёхклассном городском ремесленном училище.

Портрет молодого Марка Шагала кисти его учителя Пэна (1914). Фото: Public Domain

В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна.

В 1907 году с 27 рублями в кармане он отправился в Петербург поступать в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», которую возглавлял Николай Рерих . Работы Шагала настолько поразили приёмную комиссию, что юношу взяли сразу на третий курс без экзаменов.

В 1910 году подающего большие надежды художника берёт под своё покровительство депутат Государственной думы Максим Винавер , обеспечивая Шагала стипендией и возможностью уехать в Париж для продолжения обучения.

Творческая деятельность

В 1911 году в Париже художник работает над холстами, посещает выставки и экспозиции Ван Гога, Сезанна, Гогена, Курбе . На второй год открывает мастерскую в знаменитом прибежище бедных иностранных художников под названием «Ла Рюш».

В 1914 году принимает участие в выставке в Берлине, работы Марка Шагала начинают пользоваться популярностью и признанием критиков. В этот период он создал свои лучшие полотна «Посвящается Аполлинеру» (1911- 12), «Скрипач» (1912) и «Париж из окна» (1913).

После берлинской выставки Шагал вернулся в Витебск. В этот период появились такие картины, как «Молящийся еврей» (или «Раввин Витебска»; 1914) и «Еврей в зеленом» (1914).

В 1915 году уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет.

В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств.

В 1918 году был назначен комиссаром по искусству Витебской губернии, а затем основал художественную школу и руководил ей.

В 1919 году открыл Витебское художественное училище.

Из-за разногласий с супрематистами, в частности с Казимиром Малевичем , переехал в 1920 году в Москву. Работал в Московском Еврейском камерном театре под руководством Алексея Грановского . Принимал участие в художественном оформлении театра: рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации.

В 1921 году работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году вместе с семьёй уехал сначала в Литву, а затем в Германию.

В 1923 году по приглашению известного торговца произведениями искусства Амбруаза Воллара семья переехала в Париж.

В 1937 году Шагал получил французское гражданство.

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк.

В 1947 году вернулся во Францию.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Его картины были выставлены в Третьяковской галерее. После выставки художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы.

В 1977-1 978 работы художника были выставлены в Лувре в честь его 90-летия.

28 марта 1985 года скончался в во французском Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище.

Известные работы

С 1960-х годов Шагал увлёкся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года».

Часть плафона Оперы Гарнье, расписанного Марком Шагалом. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA/Joe deSousa

Автор витражного панно «Окно мира» в вестибюле здания Генеральной Ассамблеи ООН. Витраж посвящён памяти Дага Хаммаршёльда , занимавшего пост Генерального секретаря ООН с 1953 по 1961 год и погибшего в авиакатастрофе во время очередной миссии мира.

Картины :

Старуха с клубком (1906)

Девочка на софе (1907)

Окно. Витебск (1908)

Сидящая обнажённая рыжая женщина (1908)

Семья или материнство (1909 год)

Русская свадьба (1909 год)

Зелёный еврей (1914)

Автопортрет (1914)

Молящийся еврей (Раввин Витебска) (1914)

Марк Шагал, автопортрет. 1914 г. Фото: Public Domain

Праздник (Раввин с лимоном) (1914)

Портрет брата Давида с мандолиной (1914)

Старый Витебск (1914)

Автопортрет с мольбертом (1914)

Зелёные любовники (1914)

Синие любовники (1914)

Цирюльня (Дядя Зусман) (1914)

Портрет сестры Марясинки (1914)

Продавец газет (1914)

Еврейская свадьба (1910)

Корова с зонтиком (1946)

Мадонна и сани (1947)

Влюблённые у моста (1948)

Часы с голубым крылом (1949)

Ночь (1953 год)

Набережная Берси (1953)

Мосты над Сеной (1954)

Марсово поле (1954)

Деревенский двор (1962)

Портрет Вавы (1966)

Наездница на красной лошади (1966)

Коровы над Витебском (1966)

«Над городом», Марк Шагал, 1918 год. Фото: Public Domain /

Лунник (1967)

Синее лицо (1967)

Завет Одиссея. Фрагмент (1910)

Большой цирк (1968 год)

Пасха (1968 год)

Волшебник (1968)

Солнце Пороса (1968)

Семья рыбака (1968)

Игроки (1968)

Художник и его жена (1969)

Влюблённые над Сен-Полом (1971)

Деревня (1975)

Лестница Иакова (1973)

Цветной клоун (1974)

Песня песен (1974)

Синяя деревня (1975)

Святое семейство (1975)

Древо Иессея (1975)

Падение Икара (1975)

Художник и его невеста (1980)

Новобрачные на фоне Парижа (1980)

Воспоминание художника (1981)

Автопортрет с букетом (1981)

Художник на фестивале (1982)

Художник над Витебском (1982)

Новобрачные на фоне Эйфелевой башни (1983)

Букет цветов (1982)

Пара на красном фоне (1983)

Большой цирк (1984)

Награды

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона.

Семейное положение

Был трижды женат.

Первая жена — Белла Розенфельд , дочь витебского ювелира. С ней Шагал вступил в брак в 1915 году. В 1916 году у них родилась дочь Ида , которая стала биографом и исследователем творчества художника.

Вторая жена — Вирджиния Макнилл-Хаггард , дочь бывшего британского консула в США. От этого брака у них родился сын Дэвид . В 1950 году после переезда во Францию Вирджиния, забрав сына, сбежала от Шагала с любовником.

Третья жена — Валентина Бродская , «Вава», владелица лондонского салона моды и дочь известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского .

Всю жизнь музой Шагала оставалась Белла, которая умерла от сепсиса в США в 1944 году. Но, несмотря на это, художник всегда говорил о ней, как о живой.

  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • © / Евгений Гаврилов
  • ©

Марк Захарович Шагал - великий художник экспрессионист, модернист . Родился в Витебске (Белоруссия) 24 июня 1887 года. Живописец, график и иллюстратор он часто создавал совершенно ирреальные произведения. Несмотря на то, что большинство картин созданы на библейские и темы, стиль исполнения до сих пор многим кажется очень смелым и необычным.

Первым учителем Шагала стал Витебский живописец Ю. М. Пэн. Вскоре Марк отправился в Петербург, где поступил в школу общества поощрения художеств. Его крайне интересовали все течения в искусстве, на раннем этапе неопримитивизм, под впечатлением от которой он и создал свои первые полотна, которые сейчас висят в европейских музеях: Покойник, Портрет моей невесты в черных перчатках, Семья и другие.

В 1910 году Марк Шагал переезжает в Париж. Здесь он заводит дружбу с такими поэтами и литераторами, как: Г. Аполлинер, Б. Сандрар, М. Жакоб, А. Сальмон. Аполлинер даже назвал его искусство сверхнатурализмом.

Шагал, несмотря на то, что часть жизни провёл во Франции, всегда называл себя русским художником и постоянно посылал свои картины на российские выставки. В Париже к своему неповторимому стилю он прибавил хорошо изученные — кубизм и орфизм. Всё это поспособствовало его большему развитию. Картины этого времени отличаются напряжённой эмоциональной атмосферой, одухотворённостью и ярким подтекстом на круговорот бытия - жизни и смерти, вечного и сиюминутного.

В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Тогда по приглашению музея он переехал вместе с семьёй в Америку. В Америке Марк Шагал работал над театральными зарисовками и оформлением театральных постановок. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Близ Ниццы он построил собственную мастерскую - сейчас это национальный музей Франции, посвящённый великому художнику. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28.03.1985.

Адам и Ева

Анюта. Портрет сестры

День рождения

Еврей в молитве

Красавица в белом воротнике

Красная обнажённая

Летящая повозка

Над городом

Невеста с веером

Продавец газет

Продавец скота

Шагал Марк Захарович (1887-1985) – художник еврейского происхождения, творивший в России и во Франции. Занимался живописью, графикой, сценографией, увлекался написанием стихов на идише. Является ярким представителем авангардизма в художестве ХХ века.

Детские и юношеские годы

Настоящее имя Марка Шагала – Моисей. Он появился на свет 6 июля 1887 года на окраине города Витебска (сейчас это республика Беларусь, а в то время Витебская губерния принадлежала Российской империи). В семье он был первым ребёнком.

Отец, Шагал Хацкель Мордухович (Давидович), работал приказчиком. Мама, Фейги-Ита Менделевна Чернина, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Отец с матерью между собой были двоюродными братом и сестрой. У Марка было ещё пять младших сестёр и брат.

Большую часть детства Марк провёл у бабушек с дедушками. Начальное образование, как и было принято у евреев, получил на дому. В возрасте 11 лет Шагал стал учеником 1-го Витебского четырёхклассного училища. С 1906 года обучался живописи у витебского художника Юделя Пэна, который держал собственную школу изобразительного искусства.

Петербург

Марку очень хотелось обучаться дальше изобразительному искусству, он просил отца дать ему денег на учёбу в Петербурге. Тот швырнул сыну 27 рублей, налил себе чаю и самодовольно потягивая, сказал, что больше нет и ни копейки он ему больше не пришлёт.

В Петербурге Марк стал обучаться в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где занимался два сезона. Школой этой руководил русский художник Николай Рерих, Шагала взяли на третий курс без сдачи экзаменов.

После Рисовальной школы он продолжил обучаться живописи в частной школе. Двое его витебских друзей тоже учились в Петербурге, благодаря им Марк стал вхож в круг молодых интеллигентов, поэтов и художников. Шагал жил очень бедно, на жизнь ему приходилось день и ночь зарабатывать, трудясь в качестве ретушера.

Здесь в Петербурге Шагал написал две свои первые знаменитые картины «Смерть» и «Рождение». И ещё у Марка появился первый почитатель творчества – знаменитый в то время адвокат и депутат Госдумы Винавер М. М. Он приобрёл у начинающего художника два полотна и дал стипендию для поездки в Европу.

Париж

Так в 1911 году на полученную стипендию Марку удалось поехать в Париж, где он знакомился с авангардным творчеством европейских поэтов и художников. В этот город Шагал влюбился сразу, он называл Париж вторым Витебском.

В этот период, несмотря на яркость и неповторимость его творчества, в картинах Марка чувствуется тонкая нить влияния Пикассо. Работы Шагала начали выставлять в Париже, а в 1914 году должна была состояться его персональная выставка в Берлине. Перед таким значимым в жизни художника событием Марк решил съездить в отпуск в Витебск, тем более как раз выходила замуж его сестра. Он поехал на три месяца, а задержался на 10 лет, всё перевернула начавшаяся Первая мировая война.

Жизнь в России

В 1915 году Марк был служащим военно-промышленного комитета Петербурга. В 1916 году он работал в Еврейском обществе поощрения художеств. После 1917 года Шагал уехал в Витебск, где был назначен на должность уполномоченного комиссариата по делам искусств в Витебской губернии.

В 1919 году Марк способствовал открытию в Витебске художественного училища.

В 1920 году художник переехал в Москву, где устроился на работу в Еврейский камерный театр. Он был художественным оформителем, сначала Марк разрисовывал стены в вестибюле и аудиториях, потом делал эскизы сценических костюмов и декораций.

В 1921 году он устроился на работу в еврейскую трудовую школу-колонию для беспризорных детей, которая находилась в Малаховке. Марк работал там преподавателем.

Всё это время он не переставал творить, из-под его кисти вышли такие знаменитые на весь мир полотна:

  • «Я и моя деревня»;
  • «Голгофа»;
  • «День рождения»;
  • «Прогулка»;
  • «Над городом»;
  • «Белое распятие».

Жизнь за границей

В 1922 году с женой и дочерью Шагал эмигрировал из России, сначала они уехали в Литву, потом в Германию. В 1923 году семья переехала в Париж, где через 14 лет художнику дали гражданство Франции.

В период Второй мировой войны он по приглашению американского Музея современного искусства уехал в США подальше от оккупированной нацистами Франции, вернулся он в Европу лишь в 1947 году.

В 1960 году художника наградили премией Эразма.

С середины 60-х годов Шагал увлёкся мозаикой и витражами, скульптурой, шпалерами, керамикой. Он разрисовывал парламент Иерусалима и Парижскую Гранд-оперу, Метрополитен-оперу в Нью-Йорке и Национальный банк в Чикаго.

В 1973 году Марк приезжал в СССР, где посетил Москву и Ленинград, в Третьяковке состоялась его выставка, он подарил галерее несколько своих произведений.

В 1977 году Шагал получил наивысшую французскую награду – Большой крест Почётного легиона. В год 90-летия Шагала выставка его произведений прошла в Лувре.
Марк умер во Франции 28 марта 1985 года, где он и похоронен на кладбище прованского городка Сен-Поль-де-Ванс.

Личная жизнь

В 1909 году в Витебске приятельница Шагала Тея Брахман познакомила его со своей подружкой Бертой Розенфельд. Он в первую же секунду знакомства понял, что эта девушка для него всё – его глаза, его душа. Он был уверен сразу же, что перед ним его жена. Он ласково называл её Беллой, она стала для него единственной и неповторимой музой. Со дня их знакомства тема любви заняла в творчестве Шагала главное место. Черты Беллы можно узнать почти во всех изображённых художником женщинах.

В 1915 году они поженились, а в следующем 1916 году на свет появилась их малышка Ида.

Белла была главной любовью в его жизни, после её смерти в 1944 году, он запрещал всем говорить о ней в прошедшем времени, как будто она куда-то вышла и сейчас вернётся.

Второй супругой Шагала стала Вирджиния Макнилл-Хаггард, она родила художнику сына Дэвида. Но в 1950 году они расстались.

В 1952 году Марк женился третий раз. Его супруга Вава – Валентина Бродская – владела в Лондоне салоном моды.