Open
Close

Сообщение культура 19 века кратко. Московский государственный университет печати

Культура России в первой половине 19 века — значительный этап в развитии духовных и моральных ценностей русского общества. Поразительно, какие масштабы принял созидательный процесс, вся глубина его содержания и богатство форм. За полвека культурное сообщество поднялось на новый уровень: многоаспектный, полифоничный, уникальный.

Предпосылки зарождения и культурного развития «золотого века»

Развитие русской культуры в первой половине 19 века было обусловлено высокой степенью общенациональных интересов. Гуманитарное просвещение, начатое еще при Екатерине Второй, дало толчок к развитию образования, открытию множества учебных заведений и расширению возможностей получения новых знаний.

Раздвинулись границы государства, на территории которого проживало около 165 разных народов со своими обычаями и менталитетом. Продолжали традиции своих предшественников новые мореплаватели и первооткрыватели.

Русско-французская война 1812 года повлияла на формирование патриотической мысли, морально-нравственных ценностей русского народа. России в первой половине 19 века привлекла к себе интерес укрепившимся в обществе национальным самосознанием.

Однако сложившаяся политическая ситуация внутри страны не давала полной свободы для реализации всех идей в искусстве. Восстание декабристов и деятельность тайных обществ заставили российских императоров препятствовать проникновению передовых мыслей в любые культурные сферы.

Наука

Совершенствование народного просвещения отразила культура России в первой половине 19 века. Кратко его можно назвать двойственным. С одной стороны, открывались новые учебные заведения, с другой — были введены строгие цензурные меры, например, отменены уроки философии. Кроме того, университеты и гимназии постоянно находились под строгим надзором Министерства народного просвещения.

Несмотря на это, русская культура в первой половине 19 века характеризуется большим рывком в развитии науки.

Биология и медицина

Скопившийся к началу 19 века материал о животном и растительном мире требовал переосмысления и разработки новых теорий. Этим занялись русские естествоиспытатели К.М. Бэр, И.А. Двигубский, И.Е. Дядьковский.

Были собраны богатейшие коллекции растений и животных из разных уголков мира. А в 1812 году прошло открытие Ботанического сада в Крыму.

Свой ощутимый вклад в развитие медицины внес Н.И. Пирогов. Благодаря его самоотверженному труду мир узнал, что такое военно-полевая хирургия.

Геология и астрономия

С началом века дождалась своего часа и геология. Ее развитие охватило все русские земли.

Существенным достижением стало составление первой геологической карты России в 1840 году. Сделал это ученый-исследователь Н.И. Кокшаров.

Астрономия требовала тщательных и скрупулезных вычислений и наблюдений. Это занимало много времени. Процесс значительно облегчился, когда в 1839 году была создана Пулковская обсерватория.

Математика и физика

В математике были сделаны открытия мирового масштаба. Так, Н.И. Лобачевский прославился своей «неевклидовой геометрией». П.Л. Чебышев обосновал закон больших чисел, а М.В. Остроградский занимался аналитической и небесной механикой.

Первую половину 19 века можно назвать золотым временем для физики, ведь был создан первый электромагнитный телеграф (П.Л. Шиллинг), получен результат опыта электрического освещения (В.В. Петров), изобретен электромотор (Э.Х. Ленц).

Архитектура

Художественная культура России в первой половине 19 века привлекала значительный интерес общества. Важнейшей особенностью ее развития стала быстрая смена стилей, а также их комбинация.

В архитектуре до 1840-х годов царил классицизм. Стиль ампир можно узнать во множестве зданий двух столиц, а также многих областных центрах, бывших ранее губернскими городами.

Для этого времени характерно сооружение архитектурных ансамблей. Например, или Сенатская в Петербурге.

Ярких представителей этого стиля породила культура России в первой половине 19 века. Архитектура выражалась в трудах А.Д. Захарова, К.И. Росси, Д.И. Жилярди, О.И. Бове.

Ампир сменил русско-византийский стиль, в котором были построены храм Христа Спасителя, Оружейная палата (архитектор К.А. Тон).

Живопись

Для этого периода в живописи характерен интерес к личности обычного человека. Художники отходят от традиционных библейского и мифологического стилей.

Среди других выдающихся скульпторов той поры были И.И. Теребенев («Полтавская баталия»), В.И. Демут-Малиновский, Б.И. Орловский (фигура ангела на Александровской колонне) и т.д.

Музыка

Огромное влияние героического прошлого испытывала на себе культура России в первой половине 19 века. Музыка подверглась влиянию народных мелодий, а также национальной тематике. Эти течения отражает опера «Иван Сусанин» К.А. Кавоса, произведения А.А. Алябьева, А.Е. Варламова.

М.И. Глинка занимал центральное место среди композиторов. Он утвердил новые традиции и открыл невиданные до этого жанры. Опера «Жизнь за царя» в полной мере отражает суть всего творчества музыканта.

Русская культура в первой половине 19 века породила еще одного гениального композитора, который ввел в музыку жанр психологической драмы. Это А.С. Даргомыжский и его великая опера «Русалка».

Театр

Русский театр открывал простор воображению, практически отказавшись от парадных постановок в стиле классицизма. Теперь там преобладали романтические мотивы, трагедийные сюжеты пьес.

Одним из самых знаменитых представителей театральной среды был П.С. Мочалов, исполнивший роли Гамлета и Фердинанда (по Шекспиру).

Реформатор русского актерского искусства М.С. Щепкин был выходцем из крепостных крестьян. Он подал совершенно новые идеи, благодаря которым его роли восхищали, а Малый театр Москвы стал самым популярным местом среди зрителей.

Реалистический стиль в театре был порожден произведениями А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова.

Литература

Важнейшие общественные проблемы отражала культура России в первой половине 19 века. Литература укрепляла обращаясь к историческому прошлому страны. Примером тому служит Н.М. Карамзина.

Романтизм в литературе был представлен такими выдающимися фигурами, как В.А. Жуковский, А.И. Одоевский, ранний А.С. Пушкин. Поздний этап творчества Пушкина — это реализм. «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник» вписаны в это направление. Помимо этого, М.Ю. Лермонтов создал «Героя нашего времени», который является выдающимся образцом литературы реализма.

Критический реализм стал основой творчества Н.В. Гоголя («Шинель», «Ревизор»).

Среди других представителей литературы, повлиявших на ее становление, можно назвать А.Н. Островского с его необыкновенно реалистичными пьесами, И.С. Тургенева, который уделял свое внимание теме крепостной деревни и природе, а также Д.В. Григоровича.

Литература внесла весомый вклад в культурное развитие России. Первой половине 19 века характерно становление современного литературного языка взамен тяжеловесного и витиеватого языка века 18-го. Творчество писателей и поэтов этого периода стало знаковым и повлияло на дальнейшее формирование не только русской, но и мировой культуры.

Вобравшая в себя и переосмыслившая труды русской и европейской цивилизаций культура России в первой половине 19 века создала крепкий фундамент для благоприятного развития науки и искусства в дальнейшем.


XIX в. в истории культуры России занимает особое место. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху золотым веком русской культуры.

Выступление декабристов в 1825 г. привело к появлению духа революционных преобразований. Литература занимала первое место по степени влияния на русское общество, отражая разные стороны общественной жизни, содействовала развитию общественного сознания. Огромное влияние на общественную жизнь оказывали журналы, отражающие литературные веяния различных стилей. Сентиментализм Н. Карамзина и В. Жуковского сменил классицизм Г. Державина и выступал за сближение литературного языка с разговорным. После войны 1812 г, пришел романтизм, отвечавший настроениям в обществе и свое выражение нашедший в балладе. Поэма выступала второй формой романтической литературы. В ней действительность представала в раздвоенном виде («Демон» М. Лермонтова). Лирика Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева стала высшим достижением русского романтизма в литературе. После войны 1812г. в обществе сформировались идеи патриотизма, служения Родине, чувства национального самосознания, которые отразились в искусстве первой половины XIX в. Особую популярность приобрел исторический жанр, пейзажная живопись стала значительно эмоциональнее, приобрела живой колорит: солнечные, полные живым теплом работы С. Щедрина, морские пейзажи И. Айвазовского, мелкие проникновенные пейзажи, в которых прославляется девственная русская природа, И. Шишкина. Во второй половине XIX в. в живописи проявляется реализм, представители которого пытались преодолеть каноны академического классицизма, что привело к появлению нового направления - «бунт тринадцати». Скульптура еще оставалась верной классицизму, оставаясь связанной с архитектурным творчеством, постепенно отдавай предпочтение реалистическим направлениям: П. Клодт (скульптура конных групп на Аничковом мосту). Поздний классицизм, преобладающий в архитектуре, постепенно отдавал свои права эклектике. Началась эпоха градостроительства. На основе памятников древнерусской архитектуры были построены здание Исторического музея в Москве (О. Шервуд), церковь Воскресения «на крови» в Петербурге (А. Парланд). К концу XIX в. стал появляться стиль модерн.

Культурный процесс рубежа XIX-XX вв. получил название «декаданс». Итальянский писатель Ф. Маринети основал в 1909 г. футуризм, позже возникают новое общество экспрессионистов «Синий всадник», дадаизм, аудизм, кубизм. Стили и методы в культуре XX в.. отходят от классических приемов художественного творчества, их многообразие получает название модернизм, который объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса. Реализм, существуя параллельно с модернизмом, проявлял себя по-разному, но ярче всего - как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселлини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Имена А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда связывают с символизмом, которым представлена декаданская литература рубежа веков. Одним из ведущих литературных направлений середины XX в. является экзистенциализм. Как литературное направление он возник во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю) и утверждал «чистое» немотивированное действие, индивидуализм, отражал одиночество человека во враждебном ему абсурдном мире. Как вызов обществу, как последовательное разрушение реального образа, который отражает мир привычными средствами, возник так называемый абстракционизм - крайняя форма модернизма. У его истоков стоят В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее и др. На смену ему в 60-х гг. пришли авангардизм, поп-арт и постмодернизм.

Развитие экономики и культуры проходило в России на протяжении всего XIX в. в условиях сохранения самодержавия (неограниченной монархии). Императору принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти. В начале столетия были созданы Государственный совет и министерства. Правительство императора Александра I (1801-1825 гг.) осуществило до Отечественной войны 1812 г. некоторые либеральные реформы. В их числе - меры по развитию системы образования. Это был последний период политики «просвещенного абсолютизма». Суть ее в попытке приспособить самодержавно-крепостническую систему к требованиям современности. Идеология «просвещенного абсолютизма» делала упор на «просвещение умов» и «улучшение нравов», смягчение законов и веротерпимость. Однако пределы проводимых реформ были узкими. Развитие системы образования, поощрение промышленности, «покровительство наукам и искусствам» - но все это под строгим надзором бюрократии и полиции.

В 1811-1815 гг. произошел поворот к реакции и мистицизму. На первый план выступил милитаризм и охранительные тенденции. Носителем их стал всесильный временщик Аракчеев. Возникают военные поселения, призванные укрепить военную мощь империи без особых затрат. Россия вступает в «Священный союз» - своего рода «интернационал» монархов, помогающих друг другу в борьбе с революционным движением. Такая политика вызвала недовольство передовой части дворянства, создавшей подпольные революционные организации. Дворянские революционеры мечтали превратить Россию либо в конституционную монархию, либо в республику, отменить крепостное право. Движение закончилось неудачным восстанием 14 декабря 1825 г. Декабристы были разгромлены и на трон вступил Николай I (1825-1855).

Политика нового императора, не доверявшего дворянам и опиравшегося на бюрократию и полицию, была реакционной. Он подавил польское восстание 1830-1831 гг. и помог разгромить революцию в Венгрии (интервенция 1849 г.). Отдельные реформы (финансовая, опубликование Свода законов, улучшение управления государственными крестьянами) сочетались с беспощадным подавлением оппозиции. Милитаризм, взяточничество, волокита в судах, бесправие и произвол - вот черты «николаевской системы», приведшей страну к военному поражению.

С вступлением на трон Александра II (1855-1881) началась т.н. «оттепель». В обществе обсуждались назревшие преобразования, были амнистированы декабристы, расширились права печати. В 1861 г. отменено крепостное право, а вскоре последовали новые реформы - отмена телесных наказаний, введение суда присяжных, установление выборного местного самоуправления (земства). Однако «увенчания здания» реформ, как называли либералы введение в России конституции и парламента не последовало. С 1866 г. (неудачное покушение на императора) правительство повернуло к реакции.

Между тем в образованной молодежи разных сословий (т.н. разночинцы) все большее распространение получали идеи народничества (социализм Н.Г. Чернышевского и др.). Недовольство росло и возникли подпольные организации. В 1874 г. началось т.н. «хождение в народ» - агитационное движение. Оно потерпело неудачу. Народ не пошел за социалистами, а полиция вылавливала их. В ответ революционеры встали на путь террора. Концом этого пути стало убийство Александра II 1 марта 1881 г.

Опыт Отечественной войны впервые существенно сблизил элитное сословие с простым народом, сделав на время социальную пропасть между ними менее значимой, чем национальные приоритеты. В.Г. Белинский писал о 1812 г. Как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», усматривая смысл этих изменений не только «во внешнем величии и блеске», но прежде всего во внутреннем развитии в обществе «гражданственности и образования». Новая для России идея ответственности дворянства перед своим народом, усилившая влияние общественно-политической европейской мысли эпохи Просвещения, создала другой культурный феномен 19 в.- движение декабристов. Декабризм в России продемонстрировал обществу совершенно новый тип русского человека, способного бросить вызов произволу деспотичной власти, и стал для нескольких поколений критерием дворянской чести, нравственной почвой для будущих общественных преобразований.

Именно дворянское сословие сыграло главную роль в развитии русской культуры первой половины 19 века., поскольку главным образом дворяне имели в данный период благоприятные материальные и социальные условия для образования и художественного творчества. Тем не менее представленная преимущественно дворянами передовая русская культура объективно выступала против сословного неравенства, крепостного права, самодержавного и чиновничьего беззакония. Парадоксален тот факт,что гигантский скачок в культурном развитии, совершенный Россией в 19 веке, произошел на фоне «запоздалой» и во многом непоследовательной экономической и политической модернизации.

Подъем русской культуры в 19 веке был вызван целым рядом обстоятельств:

Русское общество переживало период радикальной трансформации, становления национального самосознания и постепенной демократизации общественной жизни. Наиболее интенсивно эти изменения проявляются во второй половине 19 века, в пореформенный период, поставивший перед страной собственные задачи.

Усиливается специализация различных сфер культурной деятельности, особенно в науке, где появляются новые направления исследований, и в то же время устанавливается тесное взаимовлияние философии, и в то же время устанавливается тесное взаимовлияние философии и литературы, литературы и других видов искусства.

Модернизация экономики требует все большего числа грамотных, квалифицированных специалистов, развивается сеть специализированных учебных заведений, расширяется база буржуазной демократической культуры.

Но остается сильным и груз традиционных отношений, буржуазное общество в России 19 века, ещё не сложилось. Великая русская культура в полной мере отразила все противоречия и болезненную конфликтность своего времени, наиболее ярко проявившиеся в творческой деятельности российской интеллигенции.



Культура России 19 века

Предмет: Культурология

План

Введение

1. Наука и образование России XIX века

1.1 Развитие образования в России

1.2 Развитие российской науки

2. Искусство России XIX века

2.1 Изобразительное искусство и архитектура

2.2 Музыкальная культура России

2.3 Русский театр

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первый год нового XIX столетия ознаменовался для России рядом событий, резко изменивших направление ее внутренней и внешней политики. На престол России взошёл молодой монарх Александр I. Для укрепления своего положения он вынужден был искать новые общественные силы, которые он мог бы противопоставить и деятелям павловского времени и сановной оппозиции екатерининских вельмож.

К подготовке целого ряда либеральных реформ были привлечены «молодые друзья» императора – младшее поколение богатейших и знатнейших дворянских семей. В 1801 году они составили неофициальное совещание, так называемый Негласный комитет, который, как предполагалось, должен был изучить состояние государства и разработать ряд реформ по важнейшим вопросам экономической, социальной и культурной жизни.


1. Наука и образование России XIX века

1.1 Развитие образования в России

Наряду с крестьянским вопросом и реорганизацией государственного аппарата большое внимание Негласного комитета было уделено народному просвещению.

В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения , первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. В 1804 году вышли два устава – «Устава университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

Создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой.

Согласно уставу, начальным звеном школы становились приходские училища , которые были предназначены дать в течение одного года детям «низших слоев» религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.

Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались в уездных и губернских городах и предназначались для детей ремесленников, мелких торговцев, зажиточных крестьян. Учебный план уездных училищ был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию.

Гимназии должны были открываться в губернских городах. Курс обучения в них был четырехлетним. Целью обучения была подготовка детей дворян к государственной службе или поступлению в университет.

Наконец, завершали систему обучения университеты. Согласно «Уставу университетов Российской империи» управление ими, разработка учебных планов и т. п. производилась выборными учеными советами во главе с ректором, профессора и деканы факультетов также выбирались ученым советом. Ректор университета выбирался с последующим утверждением.

Реформа учебных заведений 1804 года, безусловно, отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Все это создавало видимость буржуазной реформы школы, доступности образования для всех сословий Российской империи. Однако видимость эта была обманчивой, и буржуазный характер проводимых мероприятий значительно ограничивался сохраняемыми феодальными чертами.

При Николае I официальная политика в области просвещения была направлена на то, чтобы воспитать образованных людей, необходимых стране, избежав при этом распространения «революционной заразы». С. С. Уваров, ставший министром народного просвещения в 1833 г., предложил ввести «истинно русское» просвещение, которое бы основывалось на трех неразрывных началах: православии, самодержавии, народности . Возникнув как принцип отечественного просвещения, теория «официальной народности» С. С. Уварова стала краеугольным камнем государственной идеологии николаевской эпохи.

Николай I основал Учительский институт и Главный педагогический институт. Цель его состояла преимущественно в ограждении русской молодежи от влияния иностранных учителей. Запрещено было посылать молодых людей учиться за рубеж, кроме исключительных случаев, в которых испрашивалось особое разрешение. В учрежденных правительством учебных заведениях отдавали преимущество русскому языку, литературе, статистике и отечественной истории. Особенно заботились о военных учебных заведениях, корпусах, военных академиях.

Под влиянием общественного движения 60-х годов XIX века были проведены школьные реформы, предусматривающие централизацию управления школами ; началось превращение сословной школы в школу буржуазную.

По Уставу 1864 г. было утверждено два типа средней школы : классическая гимназия с 7-летним сроком обучения, готовившая к поступлению в университеты, и реальные гимназии с 6-летним сроком обучения, дававшие право поступления в высшие технические учебные заведения.

Известное развитие получило женское образование (женские гимназии, женские училища).

Женские гимназии основаны в 1858 г. под покровительством царствовавшей императрицы. Их было 26. Министерство народного просвещения, в свою очередь, открыло в 1871 г. по тому же образцу 56 гимназий и 130 прогимназий с 23404 воспитанницами. «Нигде в Европе не дали столь широкого развития образованию девиц, нигде они не имеют столь легкого доступа к свободной карьере и должностям по определению правительства, – например на телеграфе, почтамтах и пр.».

Были организованы Высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье), в Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин – вошли в историю как Бестужевские), Казани, Киеве.

В 60–70-е годы основаны первые земские и правительственные учительские семинарии. С 1872 г. учреждены реальные и воскресные училища ; получают распространение церковно-приходские школы .

В результате реформ если в начале XIX в. в России было всего лишь тридцать две гимназии, то к середине века их стало около ста, к концу века – полтораста (точнее, 165), а в 1915 г. средних учебных заведений в России было около двух тысяч (точнее, 1798)4.

И все-таки, несмотря на такой, казалось бы, бурный рост числа учебных заведений, четверо из пяти жителей страны оставались неграмотными. Относительно первоначального обучения Россия уступала любой из европейских держав.

1.2 Развитие российской науки

«Развитие производительных сил, особенно начавшийся переход мануфактуры в фабрику, становление капиталистического уклада в экономике оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали русскую научную и техническую мысль, способствовали началу сближения науки с производством».

Центрами научной мысли стали Академия наук, университеты и научные общества (Общество истории и древностей российских, Археографическая комиссия, Общество испытателей природы, Русское географическое общество и др.).

Русские ученые в первой половине XIX в. сделали ряд выдающихся открытий. Великий математик Николай Иванович Лобачевский (1792–1856), ставший в 23 года профессором, создал учение о «неэвклидовой геометрии». Он доказал, что математические законы являются не категориями человеческого сознания, а отражением реальных отношений, существующих в природе.

Ученый П. Ф. Горянинов сделал вывод, что все растения и животные, обладая единым принципом строения, состоят из клеток. Он стал одним из основоположников «клеточной теории».

Профессор химии Н. Н. Зинин впервые получил анилин – красящее вещество из каменноугольного дегтя. Он положил начало созданию синтетических материалов . Металлург П. П. Аносов раскрыл тайну древнего булата, создал сверхтвердую сталь, основал новую науку – металлографию. Физик В. В. Петров доказал возможность применения электричества для освещения и для плавки 154 металлов, он, по сути, явился основоположником электрохимии и электрометаллургии.

Академик Б. С. Якоби работал над превращением электрической энергии в механическую, сконструировал электромотор, открыл метод гальванопластики, обосновал возможность телеграфа. Изобретения и открытия Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова, П. М. Обухова, В. С. Пятова (металлургия) соответствовали уровню развития мировой науки.

Известный всему миру астроном В. Я. Струве создал под Петербургом Пулковскую обсерваторию , которую стали называть «астрономической столицей мира». Знаменитый хирург Н. И. Пирогов – участник обороны Севастополя – предложил применение антисептических средств , обезболивающих веществ и эфирного наркоза при операциях. Его метод спас жизнь тысячам раненых.

Русские мореплаватели ученые Ф. Ф. Беллинсгаузен, Г. И. Невельской, М. П. Лазарев, В. М. Головнин совершили несколько кругосветных путешествий, открыли Антарктиду, многие острова в Тихом океане, внесли большой вклад в развитие географической науки. Придворный историограф Н. М. Карамзин написал «Историю государства Российского».

Во второй половине XIX в. жил и работал гениальный русский ученый Д. И. Менделеев (1834 – 1907). Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869), предсказал свойства и атомный вес многих неизвестных элементов. Книга ученого «Основы химии» была переведена на все европейские языки.

Российская культура в начале XIX века.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние всœе шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

Просвещение

Социально-экономическое развитие русского общества в первой половинœе XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.

Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосœельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. В случае если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.

Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.).

Наука и техника

В первой половинœе XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гᴦ. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателœем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

В первой половинœе XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гᴦ. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. В 1845 ᴦ. начало работать Русское географическое общество,

В 1839 ᴦ. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телœескопом.

Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателœем электромагнитного телœеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 ᴦ. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелœем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателœем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М.Филомафитский).

Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 ᴦ. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире желœезных дорог, а уже в 1837 ᴦ. первые составы пошли по желœезной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 ᴦ., а в 1817-1821 гᴦ. они стали плавать по Каме и Волге.

Литература

Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М.Карамзин, по выражению В.Г.Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи".

Отечественная война 1812 ᴦ., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителœей в русской литературе стал В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др.
Размещено на реф.рф
Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. "...через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителœей отечественной философской мысли В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Крупным событием литературной жизни конца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческая деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр.
Размещено на реф.рф
Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 ᴦ. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 ᴦ. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им. А.С.Пушкина). В 1833 ᴦ. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 ᴦ. открылся Малый театр, а в 1825 ᴦ. завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор" Н.В.Гоголя и др.
Размещено на реф.рф
В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др.

Значительных успехов в первой половинœе XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 ᴦ. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В данный же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А.Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" - лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.

Живопись. Направления в русской живописи XIX

Культурная жизнь России в первой половинœе XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся "правительственным направлением" в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой.

С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Его картина "Последний день Помпеи" вызвала восторг современников и принœесла К.П.Брюллову европейскую славу. Ярким представителœем романтического течения являлся О.А.Кипренский. Прожив недолгую, но исключительно насыщенную творческую жизнь, в своих картинах он сумел выразить такие лучшие человеческие чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм, свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.

Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половинœе XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия.

Архитектура

Развитие русского градостроительства в первой половинœе XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в данный период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О.Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гᴦ. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гᴦ. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров).

Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 ᴦ. быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома.

Российская культура в начале XIX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Российская культура в начале XIX века." 2017, 2018.

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.