Open
Close

Выражение бог любит троицу. Почему Бог "любит" Троицу

    БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ. - Бог не дурак, любит пятак (Бог не нищий, любит тыщу) диал., погов. перед.: Бог любит троицу. Говорящий оправдывается, почему он(она) пользуется чьими то услугами неоднократно … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

    Бог любит троицу!

    Богъ любитъ троицу. Ср. Въ старинной церкви С. М. Флора и Лавра (у Мясницкихъ воротъ) на обоихъ клиросахъ главнаго престола изображены Ермій, Солонъ, Платонъ, Фукидидъ, Стоикъ (?) и Аристотель съ хартіями въ рукахъ. У Фукидида: Фикитидъ рече еще … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. В старинной церкви святых мучеников Флора и Лавра (у Мясницких ворот) на обоих клиросах главного престола изображены Ермий, Солон, Платон, Фукидид, Стоик (?) и Аристотель с хартиями в руках. У Фукидида: Фикитид рече еще: едино три и три едино … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Бог не дурак, любит пятак - (тыщу тысячу; от посл. Бог любит троицу что л. возможно или неизбежно в третий раз) говорящий предлагает собеседнику удовлетвориться тремя предметами; отвечающий предлагает увеличить количество требуемого (до пяти, до тысячи) … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Бог не нищий, любит тыщу - (тыщу тысячу; от посл. Бог любит троицу что л. возможно или неизбежно в третий раз) говорящий предлагает собеседнику удовлетвориться тремя предметами; отвечающий предлагает увеличить количество требуемого (до пяти, до тысячи) … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    БОГ - [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бог (значения). Бог монотеистических культур основные понятия … Википедия

    ТРОИ А, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову «Бог», которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или… … Философская энциклопедия

Книги

  • Царство Царя Снов. Творчество Автора-композитора Бориса Краюшкина , Борис Борисович Краюшкин. Дорогие друзья! В этой книге я описал сюжеты о необычном Царстве Царя Снов. Говорят, Бог любит Троицу. Три раза я находился между жизнью и смертью и поверил в праведность этих слов. Побывав… электронная книга
  • Бог любит троицу , Людмила Басова. Прошедший всю афганскую войну Алишер много раз мог погибнуть, но главная опасность была впереди: в стране началась перестройка, а в Таджикистане – гражданская война. Казалось, сам воздух был…

На вопрос Почему Бог троицу любит? заданный автором L-e лучший ответ это В христианстве это Святая Троица: Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух; три дара волхвов Христу как Богу, Царю и Искупительной жертве, три образа Преображения, три отречения Петра, три креста на Голгофе, три явления после смерти, три добродетели – Вера, Надежда, Любовь.

Ответ от хромосомы [гуру]
Как не любить отца, сына и святого духа.


Ответ от Мария Истомина [новичек]
Бог (Троица) любит нас (человека), потому что сотворил человека по Образу и Подобию Своему.


Ответ от Великороссы [гуру]
А вам Бог сам сказал, что Он эту троицу любит, или в Его слове, Библии нашли? Поделитесь.


Ответ от Невроз [гуру]
Из чего Вы взяли, что Бог троицу любит? Это не Библейское учение и под ним НЕТ никакого ОСНОВАНИЯ. Если учение о Троице истинное, оно должно быть ясно и последовательно изложено в Библии. Ни в 39 книгах Еврейских Писаний, ни в27 книгах Греческих Писаний НЕТ ЯСНОГО УЧЕНИЯ О ТРОИЦЕ. Учили ли о Троице первые христиане? НЕТ. Бог- только один Всевышний, Творец, Создатель всего что существует, он отдельная личность которой нет равных. Иисус Христос- сын Бога тоже отдельная и индивидуальная личность, даже во время его дочеловеческого существования. Святой дух- НЕ ЛИЧНОСТЬ, а действующая сила Бога. НИГДЕ В БИБЛИИ НЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ СЛОВО " ТРОИЦА"


Ответ от Елена Бойко [гуру]
Мне больше нравится число 7.
А то, что троадам богов поклонялись язычники это известно еще со времен древнего Вавилона.


Ответ от Пользователь удален [мастер]
Потому, что Господь сам и есть Святая троица и Он создал людей по этому принципу.
Господьодин-един 3-и в одном: Сын, Отец, Св. Дух.
Человек, это 3-и в одном:1тело и 2душа (душа состоит из разума, эмоций и инстинктов) и 3 дух.
1-е послание от иоанна5:7 "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. "
и читаем в евангелие от иоанна 1:1-3 " В НАЧАЛЕ было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог.... "
14. " И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца"


Ответ от Алекс [гуру]
Так кощунствуют некоторые... .
«Давай по третьей. Бог любит троицу» .
Бог же говорит: „Я Иегова, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному"
«Слушай, Израиль, Иегова - Бог наш, Иегова ОДИН»


Ответ от Viktoriya [гуру]
Бог и число 12 любит... И семь... И десять... И два тоже.. .
Троицы... потому что люди свои придания и традиции ставят превыше истины.
Ной со своими сыновьями вышел из ковчега, и получил повеление Бога - "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; "Бытие 9:1. Так и было, пока потомок Хама (самый негодный из сыновей Ноя) Нимрод, противящийся воле Бога, вместо того, чтобы населять землю, решил собрать многих в одно место и "сделать себе имя" - построить высокую башню до небес. В самом разгаре строительства Бог обратил своё внимание на их деятельность:" вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать" Бытие 11:6. Бог смешал языки людей так, что они перестали понимать друг друга. И им пришлось расселятся по земле.
"И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню] .
Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле".Бытие 11:7,8
Именно оттуда, из Вавилона, люди отступившие от истинного поклонения, от божьей истины, и стали разносить ложные учения о Боге. Именно поэтому во всем мире существуют эти триады богов. И у индусов, и у египтян, и у вавилонян, и у ассирийцев и т. д.
Позже Бог избрал народ, чтобы те были священниками Бога и доверил им истину. Израильтяне поклонялись единственному истинному Богу.
Пока, сатана и с ними не поработал.

Отец Александр, нет ли противоречия в том, что, с одной стороны, Бог един, а с другой - у него три лица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой?
- Это учение обсуждается в церкви со времени ее основания. И вот как объяснял его магометанам на богословском диспуте в IX веке святой Кирилл, который вместе с братом Мефодием создал славянскую азбуку. Отец, Сын и Дух - три ипостаси Бога, а существо едино. Так, солнце - одно, но состоит из круга, лучей и теплоты. Или кирпич - один, но в нем соединены глина, вода и огонь. Пребожественную Троицу, сказал он, христиане научились исповедовать от древних пророков, и учение о ней помогает человеку лучше понимать божественную суть.
Столь высокий статус ему придан потому, что в этот день почти две тысячи лет назад произошло величайшее чудо - сошествие Святого Духа на учеников Христа в виде огненных языков, после чего апостолы разошлись проповедовать по миру.
- Церковь утверждает, что и человек троичен: дескать, он состоит из духа, души и тела. Но чем отличаются душа и дух?
- Писание нам говорит, что Господь сотворил человека из праха земного и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою. Таким образом, первая составная часть человека - это тело, которое есть прах земной; в теле - те же самые химические элементы, из которых состоит и вся Вселенная. Согласно Библии после Страшного суда и всеобщего воскресения тела людей изменятся, станут более эфирными, энергетическими, будут светиться и проходить через препятствия, но все равно останутся телами. Вторая составная часть живого существа - душа. Третья - дух, или Божья благодать, тоже получаемая каждым человеком. Душа есть у всех живых существ, только у человека она - бессмертная, у животных - смертная. Дух же есть только у человека. Именно это является главным его отличием от животного мира.
- Люди верят в священность некоторых цифр - как бы небесную нумерологию. Это отражается и в пословице “Бог любит Троицу”, и в том, что многие народы считают число 3 счастливым. Пифагор вообще считал, что все есть число, и оно божественно, поскольку это сила, поддерживающая вечное постоянство космоса. А как вы относитесь к превращению чисел в священные символы?
- Мистика чисел уходит в глубочайшую древность. В христианской церкви они тоже сохранили свою значимость. Единица считается символом единства, двойка олицетворяет двойную природу Христа - божественную и человеческую, тройка - символ Троицы, заключающий в себе полноту, гармонию и красоту. Древние философы видели в ней также начало, середину и конец.
Число 4 - не менее интересное. Древние считали, что мир состоит не из трех, а из четырех стихий - земли, воды, воздуха и огня. А еще на Земле четыре стороны света. В христианстве к этому числу особенное отношение. Новый Завет написан четырьмя евангелистами, их отождествляют с четырьмя ветхозаветными существами, которых пророк Иезекииль видел у престола Всевышнего, а эти четыре существа так же, как и четыре евангелиста, могут быть соотнесены с четырьмя сторонами света, куда понесли апостолы евангельскую весть.
Столь же значимо для церкви число 7 - семь дней творения. Господь шесть дней творил, а на седьмой отдыхал. Именно по семи дням творения в современном обществе установлена семидневная неделя: подобно Господу, мы шесть дней трудимся, а седьмой день отдыхаем. Правда, у древних халдеев число 7 было священным по числу светил, которые в то время наблюдались, ведь тогда людьми были открыты еще не все планеты.
Число 9 - девять чинов ангельских, трижды по три. 12 - это число апостолов, верных учеников Христа, в древних культурах - число знаков зодиака. 40 - число, связанное с испытаниями. Когда-то евреи 40 лет находились в рабстве у филистимлян и 40 лет странствовали по пустыне, Моисей общался с Господом на горе Синай 40 дней, Христос 40 дней провел в пустыне перед выходом на проповедь и на
40-й день после воскресения вознесся от земли на небо. Вот православные и постятся 40 дней.
- А не получается ли так, что каждое число священно?
- Нет, числам 5, 6, 8, 11 и от 12 до 40 не придается особого смысла.
- Влияют ли какие-то из чисел на наши судьбы? Например, сегодня в обществе особый интерес ко дню 7 июля, поскольку эта дата пишется 07.07.07. Вступающие в брак атакуют загсы, чтобы их поженили именно в этот день, поскольку, дескать, тройная семерка обещает счастливую семейную жизнь. В загсах же не знают, как им справиться с таким потоком заявлений...
- Конечно, числа не влияют на наши судьбы, само по себе число не имеет силы. Когда священник возносит в церкви хвалу Святой, Животворящей и Нераздельной Троице, то 3 для него - священное число, несущее на себе печать Божественной благодати, а когда это число висит на жилом доме, то означает только номер дома. Если, например, внести число 3 как символ Святой Троицы в какой-нибудь из документов, даже в паспорт, то это ничего не даст с точки зрения спасения души, и при помощи одного лишь этого числа даже Сам Всемогущий Бог не сможет обратить человека к вере. Имеется в виду без движения навстречу. И наоборот, если в паспорте написано число 666, а хозяин документа исповедует Христа, то шестерки в паспорте никак не помешают спасению его души.
- Люди все равно боятся числа 666, поскольку в Библии это число антихриста, как боятся и числа 13. Может быть, чтобы мистические страхи не мешали нам жить, увидеть в числе 666 два числа 333?
- С числом 666 вообще-то нет никакой проблемы, это фобия на ровном месте. Современный мир пользуется десятеричной системой счета, которую он взял у римлян в более поздние времена, а в библейские времена люди пользовались шестидесятеричной системой счета, которую они заимствовали у халдеев. И когда мы сегодня в десятеричной системе счета пишем число 666, то оно лишено того смысла, который в него вкладывали в шестидесятеричной системе. Цифры, используемые сегодня в бытовом обиходе, никак не могут быть соотнесены с числом, написанным в Апокалипсисе.
Главное число Апокалипсиса могло вообще быть не числом, а словом - именем антихриста, поскольку в древнееврейском языке буквы с цифрами обозначались одними и теми же символами, и число можно было прочитать, а слово сосчитать. Это имя, если оно имя, мы не умеем прочитать.
Как священник, должен вам сказать: бояться нужно не числа, а совершения греха. И брак заключать нужно не тогда, когда в дате совпадение каких-то цифр, а когда благословляет церковь. Седьмое же июля приходится на Петровский пост... В этот период думают о покаянии, а не о свадьбах.
- У вас есть любимое число?
- У меня все числа любимые.

Все мы, читая в детстве сказки, невольно задумываемся: почему там всегда всего по три? Три дочки у царя, три сына у старика, три подземных царства: золотое, серебряное и медное, три задания, которые должен выполнить герой и т.д.? Обычно бабушки объясняют нам – «Потому, что Бог Троицу любит!» А раз Бог «любит» – значит, число «три» должно быть основой Мироздания.

Народная поговорка – «Бог Троицу любит» – требует некоторого уточнения: правильней будет сказать «Бог Троицей является». Представление о троичности Бога, о Его единстве в трёх лицах – это одна из основ христианской веры, если в каком-то направлении оно отвергается – это уже не христианство. Ведь вера в Единого Бога характерна и для других религий (ислам, иудаизм), вера же в Троицу – одна из отличительных черт именно христианства.

Что же такое Святая Троица? Понять это пытались многие великие умы, в их числе Августин Блаженный, один из первых христианских богословов. Он размышлял об этом постоянно, и как-то раз продолжал это делать, прогуливаясь по берегу моря. Вдруг философ увидел мальчика, который выкопал ямку в песке и лил в неё воду, черпая из моря ракушкой. «Что это ты делаешь?» – спросил Августин. Мальчик объяснил, что хочет вычерпать всю воду. Августин объяснил малышу, что это невозможно, но ребёнок ответил: «Скорей я вычерпаю море, чем ты постигнешь тайну Святой Троицы!» Тогда философ понял, что перед ним ангел, посланный Богом, чтобы объяснить ему: он пытается понять то, что выше пределов человеческого разума.

Но всё же кое-что по этому поводу сказать можно, ведь в течение всей истории Бог так или иначе являл себя человечеству. И главное, что мы смогли понять их этих явлений – это то, что «Бог есть Любовь». Но ведь любовь не бывает сама по себе, она всегда направлена на кого-то! На кого направлена Божественная Любовь? Понятно, что Бог любит мир, сотворённый им, и именно Любовь была причиной и орудием Творения, но ведь так было не всегда, у мира есть начало во времени, а Бог безначален и вечен. Кого Он любил до сотворения мира? Теоретически, пока не было ничего и никого, кроме Бога, Он мог любить только себя… все мы встречали людей, которые никого, кроме себя, не любят, с Божественной Любовью их душевное состояние точно не имеет ничего общего. Таким образом, изначальная Божественная Любовь была любовью к кому-то и одновременно к самому Богу… И мы легко разрешаем это противоречие, вводя понятие Святой Троицы: это любовь, существующая между Её ипостасями!

Ипостаси эти – Бог-отец, творец всего сущего, Бог-сын, предвечно от него Рождающийся, и Бог-Дух Святой, предвечно от Отца исходящий. Тем не менее, говоря о трёх Лицах Святой Троицы, мы в молитвах никогда не говорим: «Вы», «Вседержители», «Боги» и т.д., мы говорим «Ты», «Вседержитель», «Боже»… это значит, что Бог, имя три ипостаси, всё-таки остаётся Единым. «Он – свой же Сын!» – говорит английский богослов К.С.Льюис, подчёркивая творческую силу Бога, а св. Иоанн Дамаскин сравнивает св.Троицу с огнём: мы ведь не можем отделить свет и тепло от огня как такового, хотя вообще-то это разные вещи.

Иногда от противников православия приходится слышать, что Троица – это человеческое измышление, что в Библии этого понятия нет. Самого термина «Троица» там действительно нет, его потребовалось ввести для обозначения явления, указания на которое разбросаны по всему Священному Писанию. Самое главное из них – это повеление, которое адресует апостолам сам Иисус Христос: крестить во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Мог ли Спаситель, который, как известно, пришёл «не нарушить закон, но исполнить», причём речь идёт о законе религии, которая всегда было монотеистической – повелевать крестить во имя кого-то, кроме Единого Бога? Следовательно, Отец, Сын и Святой Дух – это и есть Единый Бог. Понять это разумом действительно сложно, это именно то, во что надо верить – верить безоглядно, как влюблённый верит в чистоту своей возлюбленной.

Но хоть Святая Троица и недоступна человеческому восприятию, на иконах же надо как-то изображать! Выход из положения был найден благодаря моменту, описанному в Ветхом Завете: Бог явился Аврааму и Сарре в образе трёх ангелов (вот, кстати, хороший вопрос противникам догмата о Святой Троице: почему Он так поступил, если не является Троицей?). Пожалуй, самое совершенное творение на эту тему – «Троица» А.Рублёва…

А что с самим числом «три», с которого мы начали разговор? Пожалуй, его действительно можно найти в основах мироздания: вещества существуют в трёх состояниях; атомы состоят из частиц трёх типов – протонов, нейтронов и электронов; молекула воды – вещества, без которого невозможна жизнь – состоит из трёх атомов… А семья становится действительно семьёй, а не просто супружеской парой, достигает совершенства любви только тогда, когда двое рождают третьего!

Праздник Святой Троицы, один из самых красивых и всенародно почитаемых на Руси, завершает собой Пасхальный цикл. Великий пост, как известно, начинается за семь недель до Пасхи, Троица же следует семью седмицами позднее. Духовенство и прихожане как бы проходят с Господом крестный путь, радуются Воскресению Спасителя, отмечают Его Вознесение на Небеса. Далее начинают звучать повсюду особые молитвы о ниспослании Святого Духа. В нынешнем году Троица отмечается 4 июня.

В этот день принято украшать церкви срубленными березками, цветами, устилать полы в храмах свежескошенными благоухающими травами. Сорные березки, к слову, распространяются в наших краях быстро и повсеместно, а при расчистке полей их - особенно в годы более или менее интенсивного аграрного развития - все одно вырубали. Народные обычаи, связанные с популярным праздником, отчасти перешли к нам из древности, от летних дохристианских ритуалов. У русских крестьян тогда выпадала передышка между весенними посевными работами и уборочной страдой. Можно было немного расслабиться, в меру повеселиться. Для молодежи - порезвиться, поводить хороводы, а там, глядишь, и невесту присмотреть, чтобы осенью, на Покров, посватать. Для тех, кто постарше, - самое время подумать о душе, помянуть усопших родичей: Господь из царства мертвых взошел на Небо, к Отцу, вот и людям за своих близких, ушедших в мир иной, надо бы помолиться.

Учение о Святой Троице - основа основ всего христианства. Бог Отец создал Вселенную, законы мироздания, а высшим Его творением стал человек.

Бог Сын Своим воплощением, земной жизнью и смертью связал людей с Отцом, даровал им возможность тоже стать Его любимыми, полноправными чадами, войти по прошествии лет в Его Царство.

Святой Дух - Бог, незримо присутствующий в мире, непосредственно влияющий на наши помыслы и чаяния: сперва Отец посылал Его к избранникам, пророкам, а после крестной жертвы Сына Божия Дух Святой нисходит ко многим, освящает Своим присутствием храмы, приносит благодать в церковных таинствах любому из прихожан: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера... иному дары исцелений, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12, 8–10).

Три ипостаси по своим проявлениям в мире различаются, но в то же время Они неразрывны, не существуют и не действуют по отдельности. Потому и говорят о едином Боге в трех лицах - Святой Троице. Иисус Христос свидетельствовал, что не может творить без воли Отца. От Отца же посылается и Святой Дух. Далеко не все в этих сущностях для нас постижимо, доступно нашему пониманию, и в раннехристианскую эпоху сей краеугольный теологический вопрос был предметом острейших споров, порождал ереси. Истина же утверждалась как раз с помощью Святого Духа, на Вселенских соборах, где заседали многие прославленные подвижники. Они не только тщательнейшим образом исследовали Священное писание, но и совместно молились, прося у Господа наставить их на путь истинный, привести к верному решению и всеобщему согласию.

Суть Божественного Триединства вкратце сформулирована в Символе веры, который произносится в обряде крещения, повторяется регулярно в утренних молитвах на каждой литургии. Тот, кто отвергает хотя бы один пункт раз и навсегда установленного правила, не может называться христианином. А чтобы несовершенный человеческий ум мог воспринять, как-то представить тайну Святой Троицы, отцы церкви употребили сравнение «свет от света». То есть один свет исходит от другого. Они не сливаются вполне, сохраняют свои уникальные особенности, однако «дифференцировать» их недопустимо.

Здесь нужно отметить крайне важное для всей мировой истории обстоятельство. Разделение христианской церкви на православную, восточную и все остальные, западные, произошло именно вследствие разногласий относительно Символа веры. Догматы православия утверждают: Святой Дух исходит единственно от Бога Отца, как это и было изначально записано в священных книгах. Будущих католиков на момент исторического раскола такое положение дел и вещей, по-видимому, не устраивало, и они принялись вносить в Символ веры свою, ставшую для них вдруг принципиальной поправку.

В чем заключается неправота основоположников сих западных вероучений? Не будем тут вдаваться в подробности известной латинской ереси, обозначаемой термином filioque, заметим только: сакральные загадки мироздания, непостижимую Божественную тайну католики вознамерились разгадать посредством «алгебры», отнюдь не совершенной человеческой логики. По прошествии многих веков стало окончательно ясно, чем характерна та «алгебра», читай, западный - агрессивный и сугубо утилитарный - рационализм и во что это вылилось для мирового христианства...

Если откроем историю Ветхого Завета, то увидим четкие параллели с событиями, известными нам по Евангелиям и Деяниям святых апостолов. Обратим внимание на ветхозаветную Пасху. Итак, Бог выводит избранный Им народ из египетского рабства, из кромешной духовной тьмы и состояния обреченности. Дает ему Землю Обетованную - прекрасную, цветущую, плодородную, открывает дорогу к ней. Дойти до конечной цели сможет не каждый, а лишь тот, кто сохранит твердую веру. На пятидесятый день после Исхода пророк Моисей поднимается на гору Синай и получает от Господа скрижали с заповедями. Приносит евреям Закон - тот самый, который отныне будет определять их веру.

В память об этих событиях Бог повелел им учредить два великих праздника: Пасху - в честь Исхода из Египта, а через семь недель - Шавуот, символизирующий обретение скрижалей. Так возник ветхозаветный иудаизм. В древней Палестине Шавуот связывался с окончанием сельскохозяйственного цикла, со сбором урожая (в отличие от русской Троицы, которая в наших климатических условиях приходится на период роста и созревания культур). Множество паломников съезжалось тогда в Иерусалим. В храм несли хлебы, испеченные из только что вызревшей пшеницы, свежие фрукты и овощи. Синагоги украшались зеленью в ознаменование плодородия и животворящих сил природы.

Миновали века, и на смену Ветхому пришел Новый Завет. Бог Сын явился в мир, чтобы исполнить волю Отца, пройти через людские скорби и страдания, принести Себя в Жертву за все человечество, слабое и заблудшее. Воскрешение Христа свершается на Пасху. Это тоже Исход - из рабства смерти, греха и тлена. Христос открывает людям дорогу в новую Землю Обетованную, в светлое Царство Божие. Объясняет Своими заповедями, как пройти означенный путь с честью.

Спаситель еще при земной жизни указал апостолам, Кто станет их постоянным Учителем и Наставником: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя... Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 16–17). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 13–14).

Господь в тот раз велел им, чтобы они 50 дней не расходились из Иерусалима. На сороковой день Он вознесся на небо, воссоединяясь с Отцом. А на пятидесятый к людям снизошел Утешитель, Святой Дух. Мы снова видим отчетливую параллель с ветхозаветными событиями, но уже на новом, несравненно более высоком уровне: ведет людей за собой не пророк, но Сын Божий, восходит не на земную гору, а на небеса; и оттуда люди получают неписаный Закон для пунктуального соблюдения, а живую благодать, которая впредь будет действовать и вокруг, и в них самих.

Как это происходило, отражено в Деяниях апостолов. Отмечался праздник иудейской пятидесятницы, Шавуот. По обыкновению, в Иерусалим отовсюду пришло и приехало множество паломников. А двенадцать апостолов (их число осталось неизменным, вместо Иуды был избран Матфий) по обыкновению собрались в одном из городских зданий на горе Сион. В горнице этого дома Господь после Своего Воскресения уже дважды являлся ученикам, и в литературе она получила особое название - Сионская. Известно также, что апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и братьями Его» (Деян. 1, 14).

Утром, когда весь народ направлялся в храм для молитвы и жертвоприношения, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились». Их взорам предстали языки пламени, которые опускались на голову каждого. Огонь необычных языков светил, но не обжигал. Принес с собой мощный прилив внутренних сил, ярчайшую радость, наполнил всех уверенностью, умиротворенностью, искренней любовью к Богу. Эти чувства выплеснулись общим прославлением Господа, воодушевленными восклицаниями. Мало того, апостолы вдруг заговорили на языках, которых раньше совершенно не понимали.


На шум стекались прохожие. Приезжие изумлялись: «каждый слышал их говорящих его наречием». Некоторые насмехались, «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2, 13). Но апостолы вышли и объяснили, что случилось: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2, 14–18). Таким образом, день Пятидесятницы приобрел в христианстве иное содержание и новое название - Святой Троицы. Она и прежде несколько раз являла Себя людям. Так случилось в ветхозаветные времена, когда к праведному Аврааму пришел Бог в облике трех ангелов. В минуту Крещения, когда Христос погрузился в воды Иордана, раздался голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3, 17), Святой же Дух сошел на Иисуса в виде голубя. В момент Преображения Господня Отец также свидетельствовал о Сыне, тогда как Святой Дух покрыл гору Фавор небесной благодатью.

В день Пятидесятницы Святая Троица явила миру полную силу. Спаситель, завершая Свою высшую миссию, соединился с Отцом, обрел законный престол в Небесном Царстве, а Святой Дух был послан к людям и начал действовать среди них.

Это - день рождения Церкви. Апостолы получили Божию благодать и пошли проповедовать в разных странах. Донесли ее и до нашей земли, куда добрался св. Андрей Первозванный.

Учение о Святой Троице в России особенно важно. Русской церкви постоянно приходилось бороться с различными ересями, попытками исказить истинную веру. Один из отцов и собирателей Московской державы св. Сергий Радонежский вовсе не случайно начал свое служение основанием монастыря Святой Троицы. Оттуда стала разрастаться сеть храмов и обителей, определившая духовное и историческое возвышение Руси.


Иллюстрация на анонсе: М. Врубель. «Сошествие Святого Духа на Апостолов». 1885