Open
Close

Кто написал портрет достоевского. Психологические портреты героев достоевского


Василий Григорьевич Перов
Портет Ф.М. Достоевского, 1872
Масло, холст. Третьяковская галерея,
Москва.

Из воспоминаний жены Достоевского:

В эту же зиму П.М.Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов. Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы "в себя смотрит", и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г.Достоевская. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1971)

В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М.Достоевского. Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью.
Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.
В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.
Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Известен отзыв о нем Крамского: "Характер, сила выражения, огромный рельеф <...> решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов". Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически.

В 1846 году на литературном небосклоне Санкт-Петербурга
появилась новая талантливая звезда - Федор Достоевский. Роман молодого автора
"Бедные люди" производит настоящий фурор среди читающей публики. Никому доселе
не известный Достоевский в одно мгновение становится публичной персоной, за
честь видеть которую в своем литературном салоне сражаются известнейшие
люди.

Наиболее часто Достоевского можно было заметить на вечерах у
Ивана Панаева, где собирались самые известные писатели и критики того времени:
Тургенев, Некрасов, Белинский. Однако отнюдь не возможность поговорить со своими
более маститыми собратьями по перу тянула туда молодого человека. Сидя в уголке
комнаты, Достоевский, затаив дыхание, наблюдал за женой Панаева - Авдотьей. Это
была женщина его мечты! Красива, умна, остроумна - все в ней будоражило его ум.
В мечтах признаваясь в пылкой любви, Достоевский из-за своей робости даже боялся
лишний раз с ней заговорить.

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ

Авдотья Панаева, впоследствии бросившая своего мужа ради
Некрасова, была совершенно равнодушна к новому посетителю своего салона. "С
первого взгляда на Достоевского, - запишет она в своих воспоминаниях, - видно
было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. Он был
худенький, маленький, белокурый, с болезненным цветом лица; небольшие серые
глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы
нервно подергивались". Как ей, царице среди этих писателей и графов, обратить
внимание на такого "красавца"!

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ. Портрет работы В.Перова

Портрет, написанный Перовым,
В нем полнота, души расцвет,
Горящий дух - его основа.
Пророк, опередивший век,

Понимая, что ему не удастся покорить гордую красавицу своей
внешностью, Достоевский выбирает другой путь: он станет знаменитым писателем
(благо почин уже есть!) - и она сама прибежит к нему.


Пишет, но слишком спешит. В вышедшем из-под его пера "Двойнике"
отсутствует тот индивидуальный стиль, который принес успех первому роману. Книгу
раскритиковали все, кому не лень (как было приятно пройтись по этому молодому
выскочке!). И вот уже не приглашают Достоевского в литературные салоны, а
Белинский не пожимает руки и не называет "надеждой российской литературы". А
самое главное - теперь совершенно невозможно показаться у Панаевых, где на него
будут смотреть с презрением, как на неудачника! Достоевский пишет брату Михаилу:
"Про себя скажу, что я решительно не знаю, что еще со мной будет. Денег у меня
нет ни копейки… Я пишу и не вижу конца работе… Скука, грусть, апатия…". Вот от
этой-то скуки однажды, по приглашению знакомого, он и заглянул на вечер в кружок
Петрашевского...

В.А.Фаворский. Портрет Ф.М.Достоевского

Собирались там молодые либералы, попивали чаек, почитывали
запрещенные цензурой французские книжки да говорили о том, как хорошо будет жить
при республиканском правлении. Уютная атмосфера понравилась Достоевскому, и хотя
он был убежденным монархистом, начал захаживать на "пятницы".


Только вот плачевно закончились для Федора Михайловича эти
"чаепития". Император Николай I совершенно не жаловал различных либералов и их
мирных собраний. Помнил, чтo в 1825 году хотели устроить подобные "любители
чая"! Поэтому, получив информацию о "кружке Петрашевского", отдал указ всех
арестовать. Однажды ночью (был 1849 год) за Достоевским пришли. Сначала полгода
заключения в одиночке Петропавловской крепости, потом приговор - смертная казнь,
замененная на четыре года острога с дальнейшей службой рядовым...

И.С.Глазунов. Фёдор Михайлович Достоевский

Последовавшие четыре года были одними из тяжелейших в жизни
Достоевского. Дворянин по происхождению, он очутился среди убийц и воров,
которые сразу невзлюбили "политического". "…Всякий из новоприбывающих в остроге
через два часа по прибытии становится таким, как и все другие, - вспоминал он. -
Не то с благородным, с дворянином. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его
целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой". Но Достоевский не
сломался. Напротив, вышел он совершенно другим человеком. Именно на каторге
пришли знание жизни, людских характеров, понимание того, что в человеке могут
сочетаться добро и зло, правда и ложь. И самое главное - пришла глубокая вера в
Бога, а за ней - уверенность в том, что за преступлением всегда следует божье
наказание. Впоследствии данная тематика станет доминирующей в его
творчестве.


И вот минули годы каторги. В 1854 году Достоевский прибыл в
Семипалатинск. Маленький городок, затерянный в азиатских степях, полный унылых и
посредственных провинциальных физиономий. Жизнь не предвещала ничего, кроме
ежедневных маршировок под палящим солнцем в целях поддержания боеспособной формы
солдат для борьбы с кочевыми племенами…

И.С.Глазунов. Фёдор Михайлович Достоевский. Белая ночь

По прошествии некоторого времени Достоевский влюбился. Объектом
его желаний стала жена его знакомого Мария Исаева. Эта женщина всю свою жизнь
ощущала себя обделенной как любовью, так и успехом. Родившаяся в довольно
состоятельной семье полковника, она неудачно вышла замуж за чиновника,
оказавшегося потомственным алкоголиком. Муж терял должность за должностью - и
вот семья очутилась в Семипалатинске, который и городом назвать сложно.
Безденежье, разбитые девичьи мечты о балах и прекрасных принцах - все вызывало у
нее недовольство браком. Как приятно было ощутить на себе взгляд горящих глаз
Достоевского


Достоевскому же, на протяжении долгих лет не знавшему женской
ласки, казалось, что он встретил любовь всей своей жизни. Вечер за вечером он
проводит у Исаевых, выслушивая пьяное красноречие мужа Марии только ради того,
чтобы находиться подле своей любимой.

И.С.Глазунов. Фёдор Михайлович Достоевский. Ночь

В августе 1855 года муж Марии умирает. Наконец-то препятствие
устранено, и Достоевский сделал предложение любимой женщине. Любила ли его
Мария? Скорее нет, чем да. Жалость - да, но никак не те любовь и понимание,
которые так жаждал получить исстрадавшийся от одиночества писатель. Но жизненный
прагматизм взял свое. Исаевой, у которой на руках был подрастающий сын и долги
за похороны мужа, ничего не оставалось, как принять предложение своего
поклонника. 6 февраля 1857 года Федор Достоевский и Мария Исаева поженились. В
первую брачную ночь произошел случай, ставший предзнаменованием неудачи сего
семейного союза. У Достоевского вследствие нервного напряжения случился приступ
эпилепсии. Тело, бьющееся в конвульсиях на полу, пена, текущая из уголков его
рта, - увиденная картина навсегда вселила в Марию оттенок некоего отвращения к
своему мужу, к которому она и так не питала любви.


В 1860 году Достоевский благодаря помощи друзей получил
разрешение вернуться в Петербург.


Прямо с поезда писатель попадает в новый для себя мир. Как все
изменилось с 40-х годов! Свобода слова, свобода идей! Большинство творческих
людей издают газеты и журналы, откликающиеся на актуальные проблемы общества. Не
стал исключением и Достоевский. В январе 1861 года вместе с братом он начинает
издавать ежемесячное обозрение "Время". Федор Михайлович - главный редактор,
Михаил заведует финансовыми вопросами. Журнал быстро приобретает популярность за
счет привлечения к сотрудничеству известных писателей (Тургенева, Островского),
живой реакции на происходящие в стране события.

И.А.Иванов. Портрет Ф.М.Достоевского

Являясь главным редактором, Достоевский лично перечитывает все
публикующиеся статьи, пишет свои, начинает издавать по частям роман "Униженные и
оскорбленные". Времени на все не хватает - приходится работать и по ночам.
Несмотря на радость, которую дает литературное детище, организм с трудом
переносит такой изматывающий режим жизни. Учащаются припадки эпилепсии. Семейная
жизнь совершенно не приносит умиротворения. Постоянные ссоры с женой: "Зря я
вышла за тебя. Без тебя я была бы счастливее". Пасынок - Паша - избалованный
ребенок, глядя на которого уже тогда можно было предугадать будущие
неприятности…


Встреча с молодой Полиной Сусловой всколыхнула, казалось,
навеки угасшие чувства Достоевского, заставив его ощутить себя мужчиной.
Знакомство произошло достаточно банально. Суслова принесла рассказ в журнал.
Достоевскому понравилось, и он захотел побольше пообщаться с автором. Эти
встречи постепенно переросли для главного редактора в насущную потребность, без
них он уже не мог обходиться.

К.А.Васильев. Портрет Ф.М.Достоевского

Сложно представить более неподходящих друг другу людей, чем
Достоевский и Суслова. Она - феминистка, он же всегда придерживался мнения о
главенстве мужчин. Она интересовалась революционными идеями, он - консерватор и
приверженец монархии. На первых порах Полина увлеклась Достоевским как известным
редактором и писателем. Он же бывший ссыльный, а значит, жертва ненавистного ей
режима! Однако вскоре пришло разочарование. Вместо сильной личности, которую
надеялась найти, молодая девушка увидела застенчивого, больного человека,
одинокая душа которого мечтала о понимании.

В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание, быстро и жестоко
подавленное введенными частями российской регулярной армии. Все крупные
имперские газеты и журналы откликнулись волной дружного одобрения на решительные
действия правительства по предотвращению раскола страны. Достоевский не мог
остаться в стороне - в журнале появилась статья молодого критика Страхова
"Роковой вопрос", посвященная историческим аспектам возникших событий.
"…Растолковали ее так: что мы сами, от себя, уверяем, будто поляки до того выше
нас цивилизацией, а мы ниже их, что, естественно, они правы, а мы виноваты", -
писал Федор Михайлович Тургеневу. В общем, статью поняли неправильно не только
читатели, но и всевидящее око цензуры - в декабре журнал закрыли по личному
указанию министра внутренних дел.

О.Ф.Литвинова. Портрет Ф.М.Достоевского

Попытки Достоевского прояснить ситуацию, обивание порогов
чиновничьих кабинетов ни к чему не привели. Огорченный и уставший от всего, он
уезжает вместе с Сусловой в Париж. Но здесь, вместо предвкушаемого отдыха с
любимой женщиной, Достоевский попадает в какой-то иррациональный сон. Полина
заявила, что давно его уже не любит и собирается бросить. Последовало полное
слез объяснение, в результате которого решили продолжать совместное путешествие
- но уже в качестве друзей.

Интересное это слово "друзья", особенно в отношении женщины,
которая душой (ах эта мужская самоуверенность!) и телом всего несколько дней
назад принадлежала тебе, позволяла ласкать себя, была так податлива и полна
восхищения. Близость Сусловой превратилась для Достоевского в наваждение. Каждый
вечер он придумывал тысячи поводов, чтобы подольше задержаться в ее комнате, в
надежде, что сегодня она все-таки пустит его на свое ложе…


Такие чувства начали пугать Федора Михайловича. Срочно
необходимо отвлечься, переключить внимание на что-то другое. Но что станет
панацеей от этой безудержной страсти, что может так же сильно заставить биться
сердце в предвкушении наслаждения? Рулетка! В игорном доме Достоевский забывал
Полину, свои проблемы - все. Весь мир сосредоточивался в этом крутящемся шарике
и надежде, что он остановится на загаданном числе. Именно с этого времени берет
свое начало многолетняя слабость Достоевского, принесшая в будущем множество
страданий как ему самому, так и близким.


Достоевский не просто игрок - он одержим игрой. И постоянно
проигрывает. Вначале пытался оправдать хождение в игорный дом какой-то
придуманной системой выигрыша: мол, если правильно рассчитать и поставить, то
обязательно повезет и прочее. Потом надоело - просто несся как угорелый к
зеленому сукну в тщетной надежде на удачу. Проигрыши дошли до того, что для
возвращения Достоевского в Россию Сусловой пришлось заложить в ломбард свои часы
(которые составили компанию часам самого Достоевского, уже давно там
отдыхавшим!).

Следующий 1864 год стал одним из тяжелейших в жизни
Достоевского. Весной от чахотки умирает жена Мария, а летом - брат Михаил.
Двойная утрата переживалась очень тяжело: "И вот я остался вдруг один, и стало
мне просто страшно… Я тут в первый раз почувствовал, что их некем заменить, что
я их только и любил на свете… Стало все вокруг меня холодно и пустынно".


Пытаясь забыться, Достоевский углубляется в решение насущных
проблем. А проблем этих было предостаточно! После смерти Михаила оставалось
долгов на 25 тысяч рублей. Спасая семью брата от полного разорения, Федор
Михайлович выдает векселя под требуемые долги на свое имя, берет родственников
на обеспечение. Многие тогда смогли нагреть руки на плохо разбиравшемся в
финансовых делах писателе, подписавшем много долговых обязательств, не проверив
их истинной обоснованности…


Взваливший на себя долговое бремя, Достоевский крутился как
белка в колесе. Пытался издавать журнал, однако вместо прибыли появлялись новые
долги. Наконец ситуация дошла до того, что наиболее нетерпеливые кредиторы
пригрозили долговой тюрьмой. И тут на сцене появляется известный питерский
издатель-перекупщик Стелловский, предложивший Достоевскому три тысячи рублей за
издание его трехтомного сборника. Дополнительным пунктом к договору являлось
обязательство писателя в счет уже заплаченных денег написать новый роман,
рукопись которого необходимо было предоставить не позднее 1 ноября 1866 года. В
противном случае Стелловскому переходило исключительное право собственности на
все произведения. Не имея выбора, Достоевский соглашается на эти кабальные
условия. Полученные деньги уходят на оплату части векселей.


К началу октября писатель не написал еще ни строчки будущего
романа. Ситуация была просто катастрофической. Понимая, что сам не успеет
написать роман, Достоевский, по совету друзей, решает прибегнуть к помощи
стенографистки, которая записывала бы надиктованное писателем. Так в доме
Достоевского появилась молодая помощница - Анна Григорьевна Сниткина. Поначалу
не понравившиеся друг другу, в процессе работы над книгой они сближаются,
проникаются теплыми чувствами. Роман, получивший название "Игрок", закончен в
срок и передан Стелловскому. Пришло время расставаться, однако Федор Михайлович,
привязавшийся своей одинокой душой к молодой девушке, все оттягивает этот
момент, предлагает продолжить совместную работу.


Достоевский понимает, что полюбил Анну, но боится признаться в
своих чувствах, опасаясь отказа. Тогда он рассказал ей выдуманную историю о
старом художнике, полюбившем молодую девушку. Как бы она поступила на месте этой
девушки? Ответила бы взаимностью этому человеку? Конечно, проницательная Анна по
нервной дрожи, по лицу писателя сразу понимает, кто истинные персонажи этой
истории. Ответ девушки прост: "Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить
всю жизнь". Влюбленные венчались в феврале 1867 года.

Несмотря на то, что Достоевский безумно любит свою жену, для
Анны семейная жизнь начинается с неприятностей. И благо бы проблемы были только
в нехватке денег… Молодую жену сразу невзлюбили родственники писателя, особенно
усердствовал пасынок - Петр Исаев. Нигде не работавший, живший за счет отчима,
Исаев видел в Анне соперницу, опасался за свое будущее. Что это отчим на
старости лет делает? Никак бес в ребро. А коль она ему детей нарожает, а его,
любимого сына, под ее влиянием отчим без наследства оставит? И решил выжить
молодую мачеху из дому разными мелкими подлостями, оскорблениями и клеветой.
Внесла свою лепту и жена покойного брата Достоевского Эмилия Федоровна.
Нравилось ей привселюдно делать разные колкие замечания о "руках, не умеющих
ничего делать в доме", доводившие молодую хозяйку до слез. Понимая, что так
больше продолжаться не может и еще немного, и она просто сбежит из этого дома,
Анна уговаривает Достоевского уехать за границу.

Начинается четырехлетнее скитание по чужбине. Замечу, что
Достоевский никогда не любил Европу. Да, он восхищался многими культурными
памятниками, но никогда не мог понять европейцев, независимо от того, был ли это
немец или француз. Слишком уж они материалистичны, замкнуты в себе, забыли о
духовности. Центром же истинной духовности видел именно Россию, по которой,
сколько бы ни был за границей, постоянно скучал. Хорошо, что Федор Михайлович не
дожил до 1917 года и не увидел истинного обличья "приближенного к Богу" русского
мужика!

В Германии у Достоевского снова просыпается тяга к рулетке.
Оставив жену в Дрездене, он мчится в Гамбург - немецкий Монте-Карло. Проигрывает
все привезенные семейные сбережения, а также деньги, одолженные у друзей.
Закладывает золотые часы - через полчаса снова гол как сокол. Достоевский
возвращается с повинной к жене. Она же его не ругает, понимая, что ее Федор
просто не может противостоять этой всепоглощающей страсти. Достоевский обещает
больше не играть. Переезжают в Баден-Баден - а здесь снова рулетка. И опять
пошло по новой. Только вот на что играть? Под аванс будущей книги Достоевский
просит у издателя Каткова 500 рублей. Получив, за день проигрывает. Что же
дальше? Просит жену снести некоторые вещи в ломбард, включая подаренные на
свадьбу серьги и обручальное кольцо.

Переезжают в Женеву. Здесь, ютясь в дешевой квартирке,
испытывая постоянную нужду, Достоевский начинает работу над романом "Идиот".
Писать приходится быстро, поскольку сроки поджимали, да и издатель, выплатив
несколько авансов, еще не видел ни строчки будущей книги.

Критики часто упрекали Достоевского в незавершенности его
романов, нагромождении большого числа сюжетных линий, многие из которых терялись
в середине произведений. Дело в том, что, в отличие от тех же Тургенева или
Толстого, вполне обеспеченных, Достоевский был вынужден предлагать в
издательства не завершенные романы, а только будущие наброски. За планируемые
произведения выплачивались авансы, на которые, собственно, он и жил. Со своей
стороны издатели ставили сроки, за которые Достоевский не успевал "отшлифовать"
свои романы - вот и приходилось где-то что-то упускать, чтобы в срок успеть.

Тяжело писатель переносит смерть от воспаления легких своей
трехмесячной дочки Сони. "Никогда не забуду и никогда не перестану мучиться! -
пишет он другу Майкову. - Я понять не могу, что ее нет и что я никогда ее не
увижу". Как бы в подтверждение нелюбви Достоевского к европейцам "отличились"
местные жители. На второй день после смерти дочки пришли с визитом соседи по
дому. Только вместо соболезнований заявили, что, мол, это, конечно, грустно, что
кто-то умер, однако поскольку рыдания Анны Григорьевны мешают им спать,
попросили… не шуметь.

От депрессии выручает работа. Откликом на "нечаевщину" в России
становится роман-предостережение "Бесы", который, вслед за "Идиотом", приносит
долгожданную известность на родине.

Портрет посмертный от Крамского,
Бессмертья отразился след,
Душа, стремящаяся к Богу,
Освобождения рассвет.

После возвращения в Петербург (1871 год) в жизни Достоевского
наконец-то наступает светлая полоса. Он работает над "Дневником писателя", пишет
наиболее известный роман "Братья Карамазовы", рождаются дети. И все время рядом
с ним находится его жизненная опора - жена Анна, понимающая и любящая. А что еще
надо мужчине для настоящего счастья?..

Источник
Кiевскiй
телеграфъ

Мадлена_де_Робен

http://www.liveinternet.ru/community/3299606/post188455725/

портреты достоевского

взяты здесь http://nizrp.ru/dostoevsky_portrety.htm

Фотогалерея

http://www.fdostoevsky.ru/photo/

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872. Москва, Государственная Третьяковская галерея

В. Перов встретился с Ф. Достоевским вскоре после его возвращения из-за границы, где тот провел два года, скрываясь от должников, замученный непосильным трудом и болезнью. У Ф. Достоевского худое, бескровное лицо, жидкие слипшиеся волосы, небольшие глаза, редкая растительность на лице, скрывающая скорбное выражение губ. На нем простой серый сюртук. Но при всей своей почти фотографической точности и выписанности портрет Ф.Достоевского В. Перова - это произведение искусства.

Все, начиная с фигуры и кончая каждой частностью, отличается здесь внутренней значительностью. Фигура отодвинута к нижнему краю картины и видна чуть сверху; кажется, будто она сутулится, подавленная грузом пережитого. Трудно смотреть на этого угрюмого человека с бескровным лицом, в сером, как арестантский халат, сюртуке и не узнать в нем выходца из „Мертвого дома", не угадать в его преждевременной старости следов им испытанного. И вместе с тем непреклонная воля и убежденность. Недаром крепко сжатые кисти со вздувшимися жилами замыкают кольцо его рук.

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872. Москва, Государственная Третьяковская галерея Фрагмент

По сравнению с поздними русскими портретами этот портрет В. Перова несколько вял по выполнению. Но в нем ясно выделены характерные черты Ф. Достоевского: высокий лоб, составляющий чуть не половину головы, смотрящие исподлобья глаза, ломаный контур скул, который повторен и усилен в отворотах сюртука. По сравнению с красочностью позднейших русских портретов портрет Ф. Достоевского похож на подцвеченную гравюру. За исключением красного шейного платка, в картине нет ни одного яркого пятна, ни одного решительного удара кисти, волоски бороды процарапаны по жидко положенной краске. Видно, это самоограничение художника было оправдано стремлением противопоставить свой аскетический идеал красочному блеску светских портретов К. Брюллова и его подражателей.

Конечно, В. Перов и Ф. Достоевский - это художники разных масштабов и место их в русской культуре неодинаково. И все же встреча их в 1872 году была плодотворна. Произнося имя Ф. Достоевского, мы не можем не вспомнить портрета В. Перова, как мы вспоминаем скульптуру Гудона , когда произносится имя Вольтера.

***

О русском портрете.

Русский портрет на протяжении XVIII-начала XIX века создал свою историческую традицию.
В портретах О. Кипренского проглядывает особенная теплота и сердечность современников пушкинской поры.
К. Брюллов вносит в портрет больше блеска и светского лоска, но под этим покровом в людях угадываются признаки усталости, опустошенности. В своих последних работах он проявляет особенно много проницательности.
П. Федотов писал портреты преимущественно близких ему людей: в его портретах-рисунках больше чуткости к жизни простого человека, чем в распространенных тогда портретах-миниатюрах с налетом неизменной светскости.
У В.Тропинина , особенно в портретах позднего московского периода, больше покоя, благодушия и уютности.
В остальном в 50-х и в начале 60-х годов в России не было создано почти ни одного сколько-нибудь значительного в художественном отношении портрета (Автопортреты русских художников этого времени в „Каталоге живописи XVIII-XDC вв. Гос. Третьяковская галерея", М., 1952, табл. XXXVI ). Традиции портретного искусства не исчезали. Домашние, семейные портреты заказывались художникам и украшали стены гостиных в частных домах. Художники нередко писали самих себя. Но среди портретов того времени почти не встречается работ значительных по содержанию и по живописным достоинствам.

В конце 60-х и в 70-х годах на этом поприще появляется ряд выдающихся мастеров: Н. Ге, В. Перов, И. Крамской и молодой И. Репин („Очерки по истории русского портрета второй половины XIX в.", М., 1963. В главах книги даются характеристики портретного творчества отдельных мастеров, но не затрагивается вопрос об основных этапах развития русского портрета этого времени в целом. ). Создается ряд значительных произведений портретного искусства, образов выдающихся людей того времени. При всем разнообразии этих портретов, созданных разными мастерами, в них замечаются общие признаки: подчеркивается деятельная сила человека, его высокий нравственный пафос. Сквозь признаки различных характеров, темпераментов и профессий проглядывает общий идеал человека мыслящего, чувствующего, деятельного, самоотверженного, преданного идее. В портретах этого времени нравственное начало всегда заметно, их характерная черта - мужественность. Нельзя сказать, что прототипом людей в портрете был последовательный революционер Рахметов, или же бунтарь-индивидуалист Раскольников, либо, наконец, русский самородок - „очарованный странник" Лескова. Нельзя утверждать, что создатели портрета прямо следовали призыву Н.Чернышевского „выше человеческой личности не принимаем на земном шаре ничего" или признанию Н. Михайловского: „Я не цель природы, но у меня есть цели, и я их достигну". Во всяком случае, в лучших русских портретах этого времени сквозит вера в человека. Представление о благородной, самоотверженной, волевой личности вдохновляло тогда лучших мыслителей и писателей России (В. В. Стасов. Собрание сочинений, т. I, Спб., 1894, стр. 567. ).

Каждое произведение Достоевского пронизано невероятной правдой, горьким опытом. Мы не просто погружаемся в его книги, мы проживаем их. Герои становятся нам родными. Мы слышим их мысли, следим за каждым движением, видим муки совести, сопереживаем и радуемся их успехам. А все лишь потому, что мы узнаем в них себя, друзей, родных и близких. Каждый его персонаж не карандашный набросок, а настоящий и живой человек.

Немного биографии

Федор Михайлович Достоевский (30.10.1821 - 28.01.1881) воспитывался по строгим и суровым правилам. Его отец обладал вспыльчивым и нервным характером, мало уделял времени своим детям (их было у него семь). Достоевский привык повиноваться и слушаться во всем родителей. Большую часть времени он проводил в больничном здании – его отец был врачом, а потому мог познавать внешний мир в основном через больных людей. Значительную роль в жизни Достоевского играло имение, расположенное в Каширском уезде Тульской губернии. Там он проводил летние месяцы без отца. А потому в это время Достоевский мог в полной мере познавать мир, общаться с деревенскими мужиками, получать самые светлые и хорошие воспоминания.

О героях Достоевского

Каждый персонаж, которого мы видим на страницах книг Достоевского, обладает глубоким внутренним миром. Кажется, что мы заглядываем в бушующий океан, несущий страх, непредсказуемость и красоту.

М. М. Бахтин писал о произведениях Достоевского: «Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим... Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово... Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев» , .

Сам Достоевский в «Заметках из подполья» объяснял сюжетные линии своих произведений следующими словами: «...почему вы так наверно убеждены, что не идти против настоящих, нормальных выгод, гарантированных доводами разума и арифметикой, действительно для человека всегда выгодно и есть закон для всего человечества?.. Но человек существо легкомысленное и неблаговидное и, может быть, подобно шахматному игроку, любит только один процесс достижения цели, а не самую цель... Ведь, может быть, человек любит не одно благоденствие? Может быть, он ровно настолько же любит страдание?.. Страдание - да ведь это единственная причина сознания. Я хоть и доложил вначале, что сознание, по-моему, есть величайшее для человека несчастие, но я знаю, что человек его любит и не променяет ни на какие удовлетворения...» .

Все персонажи книг великого писателя раскрывают свой внутренний мир в диалогах, их слова имеют огромный вес и влияние на читателя. Именно против всех принятых норм, разума, опираясь на страдания, сомнения и постоянный поиск цели, и идут все герои произведений Достоевского. А потому они кажутся нам живыми.

Психология Р. Раскольникова ("Преступление и наказание")

Сколько мыслей, сомнений, доброты и какой-то сиюминутной жестокости в действиях Родиона Раскольника из произведения «Преступление и наказание». Казалось бы, каждый человек может быть только плохим или хорошим. Если в его голове появился план ограбления, если он смог поднять руку на старушку и убить дважды, то он должен быть абсолютно плохим. Читателям не должно быть его жалко, они не могут сочувствовать такому герою. И тем более, узнавать в нем и его мыслях себя.

Но что происходит на самом деле? В каждом человеке есть две сырые материи: добро и зло. Мы сами решаем, как с ними поступать, что из них лепить. Но что бы ни происходило, они обе навсегда есть внутри нас. А потому мы способны видеть, понимать, объяснять и даже оправдывать плохие поступки, если они - лишь маленькая часть сырой материи, которая не может стать больше. А остальное место в душе человека занимает добро.

Так что же есть добро по Достоевскому? Это умение думать, прежде всего. Анализировать свои действия. Понимать, что ты поступил плохо. Осуждать себя. Сопереживать и помогать другим. Но главное - видеть хорошее в других людях. Кем бы они ни были. Как Раскольников полностью оправдывал и обожествлял Сонечку.

Суть в том, что все люди ошибаются, потому что они не роботы. Они умеют думать, но прежде всего они чувствуют. Раскольников понимал умом, что старушка-процентщица является жадным и бессердечным человеком. Он решил, что ее можно убить. И от этого, возможно, мир станет даже лучше. Ведь одним плохим человеком будет меньше. Раскольников посчитал, что он право имеет. И причислил себя к разряду необычных людей, а то есть не тех, кто проживает свою жизнь, смирившись, а тех, кто борется за свою судьбу, принимает решения, способные влиять на жизнь свою и других людей. Он имел редкую способность мыслить иначе, чем другие. Этот поступок должен был окончательно убедить его в своей силе, облегчить существование. Но он забыл, что к логическим цепочкам человек подключает все свои чувства, включая сомнения и даже обвинения.

Самое главное для каждого человека - умение признать себя виноватым и раскаяться в содеянном. А это очень сложно. Человек любит себя. И ни за что не станет обвинять в чем бы то ни было. Можно хотя бы вспомнить реакцию любого человека, когда ему говорят о сделанной ошибке. Он ищет виноватых. Или начинает оправдывать самого себя.

То же делал и Раскольников. Он оправдывал себя до убийства. Старался это сделать и после содеянного. Но доброе начало изменило его представления. Конечно, здесь не обошлось и без влияния Сони, человека, которого он считал ангелом. Все ее речи попадали ему прямо в душу. И очищали его изнутри.

А потому каждому человеку важно не замыкаться в себе, иначе до его души невозможно будет достучаться. Нужно уметь слышать слова других людей. Пусть они будут казаться глупыми и необоснованными, но это очень важное качество.

Исцеляющая взаимная любовь в произведении "Братья Карамазовы"

Рассмотрим и другое произведение Достоевского: «Братья Карамазовы». Здесь речь идет о трех очень разных по характеру, но родных друг другу людях. Мы вновь встречаем в этой книге убийство, но теперь нам неизвестно кто его совершил. Мы жадно вчитываемся в диалоги, следим за действиями Ивана, Алексея и Дмитрия, пытаясь понять: кто из них виновен? И постепенно проваливаемся внутрь себя самих. Копаемся в мыслях, ощущениях. Как бы мы сами относились к суровому отцу? Смогли бы мы пойти на убийство из-за денег?

Перед нами не просто книга, а настоящая жизнь. Здесь нет виновных и нет невинных.

Каждого героя можно понять, каждому из них хочется верить. Внутри них огромный мир, полный бесконечных мыслей и вопросов (какой был и у Раскольникова). Страшно признавать кого-то виновным и величать убийцей. А вот здесь, как раз, и кроется суть. Ведь «убийца» - это клеймо. Мы вновь думаем, что только плохой человек мог пойти на такое. Но кто же этот негодяй? Мы вглядываемся в братьев и видим обычных людей со своими страхами и сомнениями, переживаниями и печалями. Они так похожи на нас! Каждый из них обладает столькими хорошими качествами, что и лишение жизни другого человека внезапно хочется оправдать.

Почему это происходит? Разве убийство - не самый тяжкий грех? И разве можно найти ему объяснение? Достоевский вновь и вновь доказывает нам, что не бывает четкого определения добра или зла. Мы видим трех братьев, которых связывает не общая тайна, а огромная любовь друг к другу. Она может оправдать любое действие и любые слова. А все потому, что это чувство исцеляет душу и защищает ее от разных напастей.

Открытая душа князя Мышкина

Нельзя обойти стороной и замечательную книгу «Идиот», в которой главный герой не похож на персонажей из других произведений Достоевского. Он обладает детской наивностью, верой и даже простодушием. Как просто его обидеть, как легко обмануть. Он тянет руки к людям, как маленький ребенок, только начавший познавать мир. Князь Мышкин не просто добр, он умеет оправдать любого человека, пусть это будет даже его обидчик. Он сопереживает всему миру. Его душа открыта, а потому каждый удар так тяжело им переносится. Достоевский писал про свое произведение: «Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь...» .

Каждый человек в некотором роде проживал определенные сложности, которые в итоге заставляли его закрыться и замкнуться, перестать доверять людям. Они могут предать, жестоко разыграть и обмануть тебя. Человек может дорожить другим, быть готовым преподнести к его ногам огромное состояние, да и весь мир! Но у него нет никаких гарантий, что тот ответит ему взаимностью или хотя бы благодарностью. А потому у человека появляется некий экран, который не позволяет ему ходить с открытой душой. Он защищает его от негодяев, радостно плюющих в сердца других людей, думающих лишь о своей выгоде.

К сожалению, любовь может не только возвысить, но и окончательно разрушить человека. Так и произошло с князем Мышкиным. В погоне за своим счастьем, сочувствуя всем окружающим, он так сильно распахнул свою душу перед черствыми и жестокими людьми, что в буквальном смысле окончательно потерял разум.

Произведения Достоевского показывают нам, насколько тяжело любому человеку бороться с сомнениями, болезнями, страхами. Как мало людей, понимающих нас и сочувствующих, готовых протянуть руку помощи. Наше окружение подчас состоит из тех, кто подсмеивается, хочет унизить и прожить свою жизнь за наш счет. Но есть и другие люди, которых надо разглядеть за громкими речами или скромными поступками. Они не просто наши друзья, они лекари нашей души. Вот те, кто первыми встанет на нашу защиту и укажет верный путь среди сомнений и тревог.

Литература:
  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
  2. Достоевский Ф.М. Записки из подполья / Записки из Мертвого дома. Л., 1990.
  3. Достоевский Ф.М. Идиот / Cобрание сочинений в 15-ти томах, Том 6. Л., 1988-1996.
  4. Новодворская В.И. Поэты и цари. М., 2009.
"Обращение русского художника к настоящей правде и жизни, в том числе и в портрете, – писал В.В.Стасов, – началось со времени нарождения в русском искусстве той самой национальности, правдивости и оригинальности, которые уже давно существовали в русской литературе". В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных людей увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства". Так возникли превосходные правдивостью своей портреты Перова: Достоевский, Островский , Тургенев , Писемский, Аксаков...
Эпоха, сменившая проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалась поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П.М.Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Литература занимала центральное место в культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное, нервное, "мятое" лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.
В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М.Достоевского. Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок. Перов больше всего ценил роман "Преступление и наказание". И художник создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов. Достоевскому в год написания портрета шел пятьдесят первый год. В 1871–1872 годах он работал над романом "Бесы", в 1868 году был написан "Идиот".
Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.
В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.
Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Известен отзыв о нем Крамского: "Характер, сила выражения, огромный рельеф <...> решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов". Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически.

Из книги: Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979.

* В эту же зиму П.М.Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов. Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского". Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы "в себя смотрит", и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г.Достоевская. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1971)